>>История: Междуречье: рождение цивилизации

Междуречье: рождение цивилизации

1. Природа Древней Месопотамии.

Само название Месопотамия указывает на территорию между реками. Ведь в переводе с древнегреческого языка Месопотамия означает Междуречье . Устья Тигра и Евфрата перед впадением в Персидский залив образуют обширную дельту из многих отдельных речных рукавов. Дельта охватывает пространство треугольной формы, напоминающее древнегреческую букву дельта. Отсюда происходит и название.

Местность в низовьях Тигра и Евфрата сильно заболочена. Приливы из Персидского залива заносили сюда горько-соленую воду. Много месяцев в году здесь стоит жара . Понадобилось немало времени, чтобы люди научились с помощью каналов и дамб осушать болотистые места и орошать пустыню. Можно сказать, что труд людей сделал низовья Тигра и Евфрата пригодными для жизни и плодородными.

2. Шумер - древнейшая цивилизация.

В нижнем течении Тигра и Евфрата поселился народ шумеры. С шумерами связана одна из загадок истории Древнего мира. Неизвестно, откуда они пришли в Месопотамию. Язык шумеров не похож ни на какой другой. По сохранившимся изображениям мы знаем, что у шумеров были овальные лица с большими глазами. Кажется, что это пришельцы из других миров. И мужчины, и женщины носили юбки из ткани, шерстяной пряжи или листьев. Мужчины брили головы, а у женщин были красивые головные уборы или накидки.

Шумеры строили каналы, с помощью которых осушали участки, затоплявшиеся во время разлива рек. Воду они сохраняли в водохранилищах и орошали ею поля во время засухи. Из необожженной глины шумеры делали кирпичи и строили из них дома, а потом и большие храмы. Вокруг храмов стали возникать города.

Города шумеров располагались на холмах и были обнесены стенами. Город и его округа имели определенную территорию. Это был город-государство.

3. Шумерские города-государства.

Во главе шумерских городов стояли правители. Сначала это были верховные жрецы, а затем цари. Царя называли "большой человек". Цари основывали династии. Династия - ряд правителей из одного рода, последовательно сменяющих друг друга по праву наследования.

О могуществе и богатстве шумерских правителей свидетельствуют их гробницы. Археологи раскопали гробницы царей города Ур. Здесь были обнаружены скелеты десятков людей, лишенных жизни, чтобы сопровождать владыку в загробный мир, а также драгоценные сокровища.

Самыми крупными и могущественными городами-государствами Шумера были Ур, Урук, Лагаш. Правители городов-государств издавали законы. Это были первые законы в истории. В них провозглашалось, что царь является исполнителем воли верховного бога города-государства. Определялись границы государства. Выполнение законов и распоряжений правителей осуществлялось через назначенных ими чиновников.

Город-государство имел свою казну, находившуюся в распоряжении правителя. Города-государства воевали между собой, поэтому они нуждались в войске. В ходе войн расширялись границы городов-государств. Несколько городов могли быть объединены под властью одного царя. Пленных шумеры обращали в рабов.

4. Что такое государство.

На примере Шумера вы увидели, что появление цивилизаций связано с возникновением государства. Государство имеет определенную территорию, границы, армию, собирает налоги с населения. Отношения в обществе регулируются законами. Известны разные формы государства. В древности типичной формой государства была монархия. Высшая власть в монархии принадлежала одному человеку: царю. шаху, императору. Жители страны, подчиненные монарху, назывались подданными. Страну, имеющую единую систему власти, единые законы, армию, казну (налоги), обладающую определенной территорией и границами, называют государством.

В.И. Уколова, Л.П. Маринович, История, 5 класс
Отослано читателями из интернет-сайтов

Содержание урока конспект урока опорный каркас презентация урока акселеративные методы интерактивные технологии Практика задачи и упражнения самопроверка практикумы, тренинги, кейсы, квесты домашние задания дискуссионные вопросы риторические вопросы от учеников Иллюстрации аудио-, видеоклипы и мультимедиа фотографии, картинки графики, таблицы, схемы юмор, анекдоты, приколы, комиксы притчи, поговорки, кроссворды, цитаты Дополнения рефераты статьи фишки для любознательных шпаргалки учебники основные и дополнительные словарь терминов прочие Совершенствование учебников и уроков исправление ошибок в учебнике обновление фрагмента в учебнике элементы новаторства на уроке замена устаревших знаний новыми Только для учителей идеальные уроки календарный план на год методические рекомендации программы обсуждения Интегрированные уроки


Если у вас есть исправления или предложения к данному уроку,


Close