Мария Матвеева
Конспект занятия «Правда и ложь»

Тема : Час общения

Цель : 1. Формировать необходимые нравственные знания, воспитывать привычку анализировать свои проявления в отношениях с окружающими.

2.0беспечить единство и взаимосвязь формирования моральных знаний, умений и навыков поведения.

Оборудование : карточки с заданиями, коробка с призами, кружки, чай, пирог.

Ход мероприятия

Организационная часть

Воспитатель : Здравствуйте, дорогие друзья! Сегодня вы попали в необычную страну. В ней всего два города – город «Правды » и город «Лжи» . В городе «Правды » всегда говорят правду , в городе «Лжи» все говорят неправду . (Дети разбились на две команды)

Основная часть

Воспитатель : В этих городах не все жители говорят неправду , надо только выяснить, а для этого нам помогут наше жюри, которое оценит, кто говорит правду , а кто нет. Каждой команде я зачитаю по несколько фраз (по одной на каждого участника, ваша задача – ответить правильно : «правда или «ложь » . А жюри будет внимательно следить за вашими ответами, присуждая по одному очку за каждое «попадание» . Итак, начали!

1 Конкурс : Правда – Неправда

Фразы для первой команды

Если пчела ужалит, то погибнет. (правда )

Мыши, вырастая, становятся крысами. (неправда )

Если крутые яйца поварить подольше, то они разварятся и станут всмятку. (неправда )

Черепахи вылупляются из яиц. (правда )

У солнечных часов нет стрелок (правда )

Кипятком огонь погасить нельзя. (неправда )

Слон боится мышей. (правда )

Фразы для второй команды

Пушкин в детстве увлекался фотографией. (неправда )

Если по телефону набрать свой номер, то можно поговорить с самим собой. (неправда )

38 градусов – нормальная для человека температура тела (неправда )

У снегирей брюшко красное, а у синичек – желтое. (правда )

Бревно не тонет в воде. (правда )

Бензин можно тушить водой. (неправда )

Скорую помощь вызывают по телефону 01. (неправда )

Итог

2 Конкурс : Сыщики.

Воспитатель : Есть в мире знаменитые сыщики, которые всегда ищут правду , с помощью различных улик, доказательств. И один такой сыщик прислал вам задание. Вот у кого нужно поучиться отличать правду от неправды !

(Команды по очереди выбирают себе карточку с заданием. Обсуждают её в течение нескольких минут. Затем отвечают на вопрос, объясняя свои ответы.)

Задание на 1 карточке

На стол ставится кастрюля (без крышки) .Вопрос звучит так : «Представьте, что эта кастрюля – самая большая в мире. В ней поместятся не только щи и каша, но и все на свете. И все – таки есть один предмет, который не поместится в эту кастрюлю никогда. Что это за предмет? (Крышка от кастрюли)

Задание на 2 карточке

К директору музея пришел человек и попросил купить у него ценную старинную картину,на обратной стороне которой была надпись : «Работа над этой картиной закончена мною сегодня, … месяца, …года (дата неразборчива, за 3 года до нашествия Наполеона. (Подпись автора) » директор засомневался в подлинности картины. А что вы думаете по этому поводу? (Автору картины не могла быть известна дата начала нашествия Наполеона за 3 года до этого события. Картина не может быть подлинной)

Итог : Жюри совещаются и объявляют итоги конкурса.

3 Конкурс «Воздушный шар»

Воспитатель : А вы знаете, что воздушный шар может никогда не упасть. Как это может быть? (ответы детей)

Убедимся, если поиграем в игру. Вам будет даны два шарика, ваша задача – подбросить вверх по команде и как можно дольше удержать его в воздухе, дуя на него. Команда, чей шарик раньше коснется земли - проиграет.

Итог : Жюри совещаются и объявляют итоги конкурса.

4 Конкурс «Сказочный биатлон»

Воспитатель : Хорошо было бы, если бы обманщики встречались только в сказочной стране. Но, к сожалению, их хватает и в других странах. Давайте с вами вспомним самых знаменитых обманщиков из сказок. Я буду задавать вопросы по очереди обеим командам. Если вы ответите сразу, получаете 3 очка, если с одной подсказкой – 2 очка, если со второй подсказкой – 1 очко. Если совсем не ответите – получаете ноль!

1 Хорошей девочке пришлось соврать, чтобы вырваться на свободу.

Тот, кто её не пускал, сам же и доставил её домой, ничего не подозревая.

Если бы он знал, что несет совсем не пирожки, не потрепали бы его в деревне собаки. (Маша из сказки «Маша и медведь» )

2. Чтобы хорошенько пообедать, этот подлый обманщик прикинулся добренькой старушкой.

В чепчике, очках и под одеялом узнать его было трудно.

И все-таки девочка удивилась, почему у бабушки такие большие зубы.

(Волк из сказки «Красная Шапочка» )

3. Мелкие торговцы- врунишки заявили, что их товар – волшебный.

Даже король поверил в это.

А вот если бы не поверил, то не появился бы перед народом в самом смешном виде, какой только можно себе представить.

(Торговцы «невидимой тканью» из сказки Г. Х. Андерсена «Голый король» )

4. Эта обманщица знает много способов добиться своего, и один из них – лесть.

Глупая птичка поверила ей.

Проворонить свой сыр – это обидно.

(Лиса из басни И. Крылова «Ворона и лисица» )

5. Этот лгунишка очень помог своему хозяину, придумав ему новое имя.

Раздобыв хозяину подходящий замок и дорогую одежду, он превратил его в достойного жениха для принцессы.

А вот то, что он ходил в сапогах, очень удивляло прохожих.

(«Кот в сапогах» из сказки Ш. Перро)

6. Этот хитрый обманщик смог изменить свой голос.

Дети не сразу поверили, что пришла мама.

Из семи ребятишек остался только один, который и рассказал козе о том, что случилось.

(Волк из сказки «Волк и семеро козлят» )

7. Эта обманщица додумалась притвориться глухой.

Глупый кругляшок пел ей песни.

Глупый кругляшок уселся ей на язычок, оставалось только проглотить его.

(Лиса из сказки «Колобок» )

8. Чтобы превратить свою жизнь в сказку, эта лгунишка заявила, что необычное изделие из хрусталя принадлежит именно ей.

Оно никак не могло ей принадлежать, потому что совсем не подходит по размеру.

Эта хрустальная вещь обронила её хозяйка, когда убегала домой.

(Дочка мачехи из сказки «Золушка» )

9. Они, когда собираются вместе не просто выдумывают, а будто сказки рассказывают.

Девочке отдали мороженое свое, чтобы она не плакала, когда её наругала мама из-за брата.

Когда брат сказал, что она варенье съела, а это сделал он, а ей губы намазал вареньем.

(«Фантазеры» из рассказа Н. Носова)

10. Эти коварные женщины обманули царя, наговорив ему такого, что и представить страшно.

Вот потому только через много лет он впервые увидел сына.

Их самих следовало бы засмолить в бочку и пустить плавать по морю-океану.

(Ткачиха с поварихой, с сватьей бабой Бабарихой из «Сказки о царе Салтане» А. С. Пушкина)

Итог : Жюри совещаются и объявляют итоги конкурса.

5 Работа с пословицами

Воспитатель : О правде и лжи есть много пословиц. Думаю, вы с ними уже работали.

Предлагаю вам составить две пословицы и объяснить их смысл.

(Каждой группе даются две одинаковые пословицы)

Красива ложь , да от правды не уйдёшь .

Правда в огне не горит и в воде не тонет.

Какие пословицы у вас получились? Зачитайте. Объясните их смысл.

Кто первый ответит по пословице и правильно , тот и зарабатывает очко.

Итог : Жюри совещаются и объявляют итоги конкурса.

Заключительная часть

Воспитатель : Теперь вы знаете, что ложь бывает разной , что не стоит использовать лживые высказывания. С человеком, который говорит правду , намного приятнее общаться, чем с лжецом. Да и к тому же, как можно доверять человеку, который постоянно тебя обманывает? Поэтому лучше всего быть честным, и тогда другие люди будут с тобой честны.

Предлагаю каждой команде составить несколько правил честного поведения . (Составление правил честного поведения .)

1) Сказал – сделай.

2) Не уверен – не обещай.

3) Ошибся – признайся.

4) Говори только то, что думаешь.

5) Не можешь сказать правду – объясни почему .

6) Поступай только честно.

Итог : Жюри совещаются и объявляют итоги конкурсов.

Если вы будите соблюдать правила , которые мы составили в общении с другими людьми, тогда вас, действительно, можно считать честными ребятами.

На свете так бывает,

Порой не разберешь :

С тобою, правда , рядом

Иль вкрадчивая ложь .

Давайте мы, ребята,

На свете честно жить,

Не будем лгать, а будем, лишь

Правду говорить !

Ребята, огромное вам спасибо за работу. Желаю вам дальнейших успехов.

Конспект занятия.

Разработала, воспитатель

Тема: «Правда и ложь»

Цель: Сформировать у детей понятие о правде и лжи.

Задачи:

1. Учить детей говорить правду.

2. Развивать речь, мышление.

3. Воспитывать нравственные качества – честность, справедливость.

Помочь детям понять – говорить правду нужно не боясь, а ложь

обходить стороной.

Ход занятия:

1.Организационный момент. Приветствие.

2. Введение в тему:

Сейчас я прочитаю вам сказку, прослушав ее, может, что-то новое узнаете для себя. Сказка называется «Две сестры». Как, вы, думаете, почему сказка так называется? Что может произойти в этой сказке?

· Чтение воспитателем сказки «Две сестры»:

« За высокими горами, за зелеными лесами жили-были две сестры. Одну звали - Правда, другую (Как вы, думаете, ее звали?) – Ложь. Правда была красивой, сильной, доброй; Ложь – хитрой, изворотливой. Народ Правду любил, а Ложь стороной обходил, так как она мешала честно жить и трудится. Вот, скажем, начинают посев зерна, чтобы урожай вырастить, а Ложь тут как тут: (Что ложь могла сказать им?) «Что вам трудится да спины гнуть, бросьте зерна, ветер сам их разнесет».

Честный человек ее не слушает, знай себе, трудится, а ленивому такой совет по нраву: (Что сделает ленивый человек?) ляжет под куст, да и заснет. Работа кое-как выполнена, сам себя обманывает, урожаю и не бывать на его поле. А это голод для народа.

Стал народ думать, как ото Лжи избавиться. (А можно избавиться ото лжи? И как это сделать?) Уж и правда ее корила и стыдила, а ей хоть бы что – знай себе, врет да обманывает. Решил народ прогнать ее вон. С тех пор бродит Ложь по свету и творит свои черные дела. До сих пор она живет с нами и никто не знает, как ее изжить с земли. Стараются люди только с Правдой дружить. Но если человек хоть раз распахнет для лжи свое сердце

(Как это? Что значит?), то она там и поселится, и очень трудно будет от нее тогда избавиться».

Понравилась вам сказка? Почему? О ком шла речь в сказке?

Оправдались ваши предположения, о которых вы говорили перед прослушиванием сказки?

Что-то новое узнали о правде и лжи?

Ребята, а можно уберечь себя ото лжи? (ответы детей)

3. Сообщение темы: Сегодня мы с вами поговорим о правде и лжи.

4. Работа по теме: - Какой вы себе представляете правду и ложь? Что бы вы смогли ответить на этот вопрос я предлагаю вам одеть двух кукол.

Игра «Одень кукол – сестренок Правду и Ложь»

(Предлагается одежда темных и светлых цветов, различные ленточки и тряпочки)

Комментарий детей о том, что одели и почему.

Правда и ложь у нас две сестры. Как вы думаете, почему? Почему у одних и тех же родителей вырастают разные по характеру дети? От кого это зависит?

· Игра «Подбери по смыслу слова», с комментированием каждого слова:

Правда Ложь

Искренность Лицемерие

Прямота Криводушие

Правдивость Предательство

Честность Обман

Откровенность Вранье

Истина Измена

Значение слов «правда» и «ложь» из толкового словаря.

· Вопросы:

1. Что значит быть честным?

2. Как вы думаете, что легче сказать – правду или ложь?

3. Что чаще вы говорите – правду или ложь?

4. Что бы вы выбрали: горькую правду или сладкую ложь?

5. Какой сказочный герой часто прибегает ко лжи и обману? Назовите сказки с этим героем.

6. Как бы вы повели себя в таких ситуациях: опоздал на урок; разбил окно мячом; получил двойку; сломал новую машину? Как вы об этом рассказали бы?

7. А у вас были такие ситуации, когда вы обманывали?

8. Какому человеку на свете легче жить – честному или лживому?

· Предъявление ситуаций: Как бы вы поступили в таких ситуациях?

«Я разбил красивую чашку из дорого сервиза. Когда пришла мама с работы, я честно рассказал ей об этом. Хотя маме было жаль чашки, но она меня даже не поругала, а похвалила за честность и порядочность».

«Во 2 классе я получила двойку по русскому языку . Но маме не призналась. Мама позже узнала и наказала меня. В следующий раз я получила тройку по математике и сказала маме. Она мне объяснила эту тему, и у меня больше не было плохих отметок. Вот так правда помогла мне, а ложь подвела».

· Обсуждение пословиц и поговорок о правде и лжи:

«Красива ложь, да от правды не уйдешь»

«Правда в огне не горит и в воде не тонет»

«Лучше горькая правда, чем сладкая ложь»

«Не ищи правды в других, коли ее в тебе нет»

«Говоришь правду – правду и делай»

«Ложь искривляет, правда исправляет»

«Всяк правду любит, да не всяк ее сказывает»

· Пересказ рассказа А. Ульянова «Кто разбил графин?»

Как вы думаете, о чем пойдет речь в этом рассказе? Что может произойти с героями этого рассказа?

Первичное чтение рассказа воспитателем.

«Володя был большим шалуном и проказником, но его хорошей стороной была правдивость: нашалит и всегда признается. Так, в возрасте пяти лет он сломал раз у старшей сестры линейку, которую она только перед тем получила в подарок. Он сам прибежал со сломанной линейкой сказать ей об этом, а когда она спросила, как это получилось, сказал:

Об коленку сломал, - приподнимая ногу и показывая, как это произошло.

Хорошо, что он не делает ничего исподтишка, - говорила мать.

Раз, впрочем, когда ему было восемь лет, он скрыл одну свою проделку. Он был взят отцом вместе со старшими первый раз в Казань, чтобы ехать оттуда в деревню Кокушкино к тёте. В Казани, в квартире тёти, он, разбегавшись с родными и двоюродными братьями и сестрами, толкнул нечаянно маленький столик, с которого упал на пол и разбился вдребезги стеклянный графин. В комнату вошла тётя.

Кто разбил графин, дети? – спросила она.

Не я, не я, - говорил каждый.

Не я, - сказал и Володя.

Он испугался признаться перед малознакомой тётей, в чужой квартире; ему, самому младшему, трудно было сказать: «Я», когда все остальные говорили легкое: «Не я». Вышло таким образом, что графин сам разбился. Прошло два или три месяца. Володя давно уже уехал из Кокушкино и жил в Симбирске. И вот раз вечером, когда дети уже улеглись, мать, обходя на ночь их кроватки, подошла и к Володиной. Он вдруг расплакался.

Я тётю Аню обманул, - сказал он, всхлипывая, - я сказал, что не я разбил графин, а ведь это я его разбил.

Мать утешила его, сказав, что напишет тёте Ане и что она, наверное, простит его».

Вопросы: Понравился рассказ? Почему? Как называется рассказ?

Кто главный герой? Что с ним произошло?

Почему Володя сразу не признался, что это он разбил графин?

Как, вы думаете, что чувствовал Володя, когда разбился графин?

Отчего Володя расплакался ночью?

Почему Володя, спустя время, решил признаться маме в совершенном проступке?

Как, вы, думаете, что Володя почувствовал, когда признался в своем проступке?

Как бы вы поступили на месте мальчика?

Какая пословица подходит к этому рассказу?

Самостоятельное чтение детей. Выбор ключевых слов или фраз.

Пересказ рассказа детьми.

5. Подведение итога:

Сегодня мы говорили с вами о правде и лжи. Правда и ложь, так же как добро и зло, ходят рядом. Пока вы еще школьники и не полностью осмысливаете эти понятия. Хорошо то, что вы понимаете: говорить правду нужно не боясь, а ложь обходить стороной. В заключение я хочу прочитать стихотворение:

На свете так бывает,

Порой не разберешь:

С тобою правда рядом

Иль вкрадчивая ложь?

Как в этом разобраться?

Как научиться жить,

Чтоб только с правдой рядом,

А с ложью не дружить?

Бывает ложь красива,

А правда так горька,

Но человеку честному

Та горечь не страшна!

Давайте мы, ребята,

На свете честно жить,

Не будем лгать, а только

Коррекционно-развивающее занятие по нравственному воспитанию С.В. Моргачева, воспитатель, МБОУ «Бейская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида» Тема: «Правда и ложь». Задачи: 1.Уточнить и расширить знания детей о понятиях «правда» и «ложь». 2.Воспитание таких нравственных качеств, как «честность», «правдивость». 3. Коррекция речи. Развивать у учащихся мышление, память, внимание. Оборудование: мультимедиа, цветные конверты с разрезными пословицами, карточки со словами, смайлики (хорошее, плохое настроение). Ход занятия: 1). Организационный момент. Здравствуйте, ребята! Снова вместе вы и я. Вы настройтесь на работу И послушайте меня. а). Эмоциональный настрой детей (выбор смайликов по настроению). Слайд 1 (смайлик) - Предлагаю всем взяться за руки, посмотреть друг на друга. Круг - символ объединения. Когда человек смотрит в глаза другому человеку, ему очень трудно говорить неправду. Давайте все сегодня постараемся быть открытыми, честными, и конечно улыбнёмся друг другу. 2. Введение в тему. а). Упражнение на развитие логического мышления (работа в парах). - Ребята, у вас на столах, лежат конверты с заданием: -сложите пословицу из слов; -прочитайте и объясните смысл пословицы. Слайд 2 (пословицы) 1.Говоришь правду, правду и делай. 2.Лжи много, а правда одна. 3.Ложь человека не красит. 4.Правду, что шило, в мешке не утаишь. 5.Лучше горькая правда, чем сладкая ложь. 6.Правду, как ни прячь, все равно наружу выйдет.(прочитать все пословицы) 3. Основная часть. Сообщение темы и целей занятия. - О чём все пословицы? (о правде и лжи) - Ребята, почему конверты у вас на столах разного цвета? Не догадываетесь? - О чём пословицы в синих конвертах? (о правде). Что чувствует человек, который говорит правду? (спокойствие, умиротворение…..), поэтому и цвет конверта приятный, спокойный. - О чём пословицы в красных конвертах? (о лжи).Что чувствует человек, который говорит неправду, лжёт?(беспокойство, тревогу…..), поэтому и цвет конверта яркий, беспокойный. - Назовите тему нашего занятия (ответы детей: правда и ложь). Правильно, тема занятия: «Правда и ложь» (Слайд3) - Сегодня мы поговорим о таких понятиях, как «правда» и «ложь», подберём к ним близкие по значению слова, поговорим о важных нравственных качествах человека, которые во все времена ценились, могут проявляться в реальной жизни, разберёмся, что же легче, говорить правду или лгать. - Как вы думаете, ребята, что такое правда? (ответы детей: правда - честность, искренность…..). (Слайд 4) - В словаре Ожегова ПРАВДА - это то, что соответствует действительности, истина.(дети повторяют определение) - Как вы думаете, ребята, что же такое ложь? (ответы детей: ложь - обман, неправда, враньё, выдумка …..). (Слайд 5) - В словаре Ожегова ЛОЖЬ - это намеренное искажение истины, неправда, обман.(дети повторяют определение) 1).Задание: на доске расположены слова «Правда» и «ложь», подобрать близкие по значению к ним слова и объяснить свой выбор. Искренность, обман, истина, выдумка, клевета, честность, притворство, откровенность, действительность, справедливость, враньё, неправда. - Молодцы! 2)- Послушайте стихотворение С. Михалкова «Находка». (Слайд 6) Я выбежал на улицу По мостовой пошел, Свернул налево за угол И кошелек нашел. Четыре отделения В тяжелом кошельке, И в каждом отделении Пятак на пятаке. И вдруг по той же улице, По той же мостовой Идет навстречу девочка С поникшей головой. И грустно смотрит под ноги, Как будто по пути Ей нужно что-то важное На улице найти. Не знает эта девочка, Что у меня в руке Ее богатство медное В тяжелом кошельке. Но тут беда случается, И я стою дрожа: Не нахожу в кармане я Любимого ножа. И вдруг я вижу девочка Идет по мостовой, Мой ножик держит девочка И спрашивает: Твой? Я нож беру уверенно, Кладу в карман его. Проходит мимо девочка, Не знает ничего. И грустно смотрит под ноги, Как будто по пути Ей нужно что-то важное На улице найти. Не знает эта девочка, Что у меня в руке Ее богатство медное В тяжелом кошельке. Я бросился за девочкой, и я догнал ее, и я спросил у девочки: - Твое? Скажи, твое? - Мое, - сказала девочка, Я шла, разинув рот. Отдай! Я так и думала, Что кто-нибудь найдет. - Какие чувства вызывает стихотворение?(чувство жалости к девочке..). Почему? А мальчика вам не жалко? - Почему мальчик сразу не отдал свою находку? - Как по вашему поступил мальчик?(честно) - Подумайте, что заставило мальчика поступить честно? (чувство стыда…) - Что бы выбрали вы: горькую правду или сладкую ложь? Почему? (Если не сказать правду, то будет стыдно. Ложь бывает сладкой, но она всегда наказуема. Правда всего сильней). ФИЗМИНУТКА (Слайд 7) Упражнение «Правда или нет?» Дети встают в круг и берутся за руки, педагог в центре. Он объясняет, если правда то, что говорит педагог, дети поднимают руки вверх и кричат: «Да!», если неправда, то опускают руки и кричат: «Нет!». В поле есть светлячки, правда? В море плавают рыбы, правда? Есть крылья у телёнка, правда? Есть клюв у поросёнка, правда? Есть вершина у горы, правда? Есть двери у норы, правда? Есть чешуя у петуха, правда? Есть листики у ёлки, правда? Есть книги на полке, правда? Есть у бабы Яги метёлка, правда? 4 .Закрепление (Слайд 8) а). Решение ситуаций. - Каждый знает, что ложь это плохо. Вы когда-нибудь говорили неправду? - Как вы поступите если:  Опоздали на урок.  Не приехали в школу вовремя.  Потеряли сменную обувь.  Взяли чужие рукавицы.  Не выполнили домашнее задание.  Нарушили дисциплину. - Молодцы! Я надеюсь, что вы чаще будете говорить правду, не боясь, а ложь будете обходить стороной. 5. Заключительная часть. Подведение итога занятия. Рефлексия - Назовите тему нашего занятия? - Какие качества в людях ценятся во все времена?(честность, правдивость) - Каждый выбрал для себя, как поступать в той или иной ситуации? - Правда и ложь, так же, как добро и зло ходят рядом. И порой трудно выбрать правильное решение. - В конце нашего занятия хотелось бы подарить вам Памятки с правилами честного поведения. (Слайд 9) Сказал - сделай. Не уверен - не обещай. Ошибся - признайся. Говори только то, что думаешь. Не можешь сказать правду - объясни почему. Поступай только честно. - Какое настроение у вас осталось после нашего занятия? (поменять или не поменять смайлик) (Слайд 10) - Понравилось ли вам наше занятие? - Молодцы! Спасибо за работу.

Ирина Мухина
Формирование у старших дошкольников нравственных понятий «правда» и «ложь». Открытое занятие в подготовительной группе

Цель : Познакомить с понятиями «правда » и «ложь » ; совершенствовать навыки культуры общения через речевые упражнения, скороговорки, пословицы; воспитывать такие качества, как честность и справедливость .

Воспитатель : Дорогие ребята! Послушайте стихотворение, которое называется «Вранье» .

У льва и тигра когти как острые клинки.

У льва и тигра в пасти ужасные клыки.

А у вранья – ни пасти, ни спрятанных когтей,

Но в целом белом свете нет ничего страшней.

О чем говорится в стихотворении?

Дети : Самое страшное на свете – это вранье, обман.

Воспитатель : И сегодня, ребята, мы с вами поговорим о правде и лжи . Но прежде чем мы начнем разговор, я предлагаю вам послушать сказку.

За высокими горами, за зелеными лесами жили-были две сестры. Одну звали Правда , другую – Ложь . Правда была красивой , сильной, доброй; Ложь – хитрой , изворотливой. Народ Правду любил , а Ложь стороной обходил , так как она мешала честно жить и трудиться. Вот, скажем, начинают посев зерна, чтобы урожай вырастить, а Ложь тут как тут : «Что вам трудиться да спину гнуть, бросьте зерна, ветер их сам разнесет» .

Честный человек ее не слушает, знай себе трудится, а ленивому такой совет по нраву : ляжет под куст, да и заснет. Работа кое-как выполнена, сам себя обманывает, урожаю и не бывать на поле. А это голод для народа.

Стал народ думать, как от Лжи избавиться. Уж и Правда ее корила и стыдила , а ей хоть бы что – знай себе врет да обманывает. Решил народ прогнать ее вон. С тех пор бродит Ложь по свету и творит свои черные дела. До сих пор живет она с нами, и никто не знает, как ее изжить с земли. Стараются люди только с Правдой дружить . Но если человек хоть раз распахнет для Лжи свое сердце, то она там и поселится, и очень трудно будет от нее тогда избавиться.

Как вы понимаете, что такое ложь ?

А правда ?

Как уберечь себя от лжи?

Какой вы себе представляете правду , а какой – ложь ?

Разыгрывание ситуации.

Воспитатель : Ребята подготовили ситуацию , и сейчас вам ее представят.

«Пошли три мальчика в лес. В лесу грибы, ягоды, птицы. Загулялись мальчики. Не заметили, как день прошел. Идут домой –боятся :

Попадет нам дома!

Вот остановились они на дороге и думают,что лучше : соврать или правду сказать ?

Я скажу, - говорит первый, - будто волк на меня напал в лесу. Испугается отец и не будет бранить.

Я скажу, - говорит второй, - что дедушку встретил. Обрадуется мать и не будет меня бранить.

А я правду скажу , - говорит третий. – Правду всегда легче сказать, потому что она правда и придумывать ничего не надо.

Вот разошлись они все по домам. Только сказал первый мальчик отцу про волка, глядь – лесной сторож идет.

Нет, - говорит, - в этих местах волка.

Рассердился отец. За первую вину рассердился, а за ложь – вдвое .

Второй мальчик про деда рассказал. А дед тут как тут – в гости идет. Узнала мать правду . За первую вину рассердилась, а за ложь – вдвое .

А третий мальчик как пришел, так с порога во всем повинился. Поворчала на него тетка и простила».

- Правильно ли поступили мальчики?

Как бы вы поступили?

Что лучше правда или ложь ?

Воспитатель : Ребята к нам сегодня пришел корреспондент и тоже хочет задать каждому из вас свои шуточные вопросы, касающиеся нашей темы о правде и лжи .

Корреспондент : Здравствуйте, ребята! Сейчас я вам задам вопросы, а ваша задача отличить «правильную » историю от «неправильной » .

В марте стаял снег и лед –

Это к нам зима идет.

Отвечай, правда ли ? А что идет в марте?

Любит кошка на обед

Виноград и винегрет.

Отвечай, правда ли ? А что любит кошка?

Ночью в дождик, как пастух,

Вывел кур гулять петух.

Отвечай, правда ли ? Кого пасет пастух?

Лебедь плавает в пруду,

Спит на яблони в саду.

Отвечай, правда ли ? Где спит лебедь?

Шерсть смотали мы в моток,

Выйдет шелковый платок.

Отвечай, правда ли ? Какой выйдет платок?

Хоть улитка и мала,

Целый домик унесла.

Отвечай, правда ли ?

Закудахтал пес Барбос

И в гнезде яичко снес.

Отвечай, правда ли ? Пес кудахчет и несет яйца?

Лапой хвать, зубами щелк,

Хищник – тигр и хищник – волк.

Отвечай, правда ли ?

Корреспондент : Спасибо, ребята! Вы все просто молодцы. Ну а мне пора возвращаться на работу.

Воспитатель : Ребята, я смотрю вы засиделись. Предлагаю провести физкультминутку.

Ветер тихо клен качает,

Вправо , влево наклоняет.

Раз – наклон, два – наклон,

Зашумел листвою клен.

Мы ногами топ – топ! Мы руками хлоп – хлоп!

Мы глазами миг – миг, мы плечами чик – чик,

Раз – сюда, два – туда, повернись вокруг себя.

Раз – присели, два – привстали.

Руки кверху все подняли.

Раз – два, раз – два, заниматься нам пора.

Воспитатель : А сейчас я хочу чтобы вы ответили на вопросы, которые видите на экране.

Какой сказочный герой часто прибегает ко лжи и обману? Приведите примеры. (Лиса. Сказки «Лиса и волк» , «Лисичка со скалочкой» , «Лиса и заяц» ).

Как бы вы повели себя, если бы опоздали на урок?

Как бы вы повели себя, если бы разбили мячом окно?

Как бы вы повели себя, если вы получили двойку?

Как бы вы повели себя, если бы разбили любимую мамину вазу? Какие слова нужно найти, чтобы рассказать маме о случившемся?

А у вас были ситуации, когда вы обманывали?

Воспитатель : Есть немало пословиц и поговорок о правде и лжи .

Маленькая ложь за собою большую ведет.

Врал в молодости, не поверят и в старости .

Не любо – не слушай, а врать не мешай.

Врет,что блины печет : только шипит.

Воспитатель : Наше занятие подходит к концу .

О чем мы говорили сегодня?

Какой вы сделали вывод из всего вышесказанного?

Ребята, правда и ложь , так же как добро и зло, ходят рядом. Пока вы еще не совсем взрослые и не полностью осмысливаете эти понятия . Хорошо то,что вы понимаете : нужно не бояться говорить правду , а ложь обходить стороной .

И закончить наше занятие я хочу стихотворением :

На свете так бывает,порой не разберешь :

С тобою правда рядом иль вкрадчивая ложь ?

Как в этом разобраться? Как научиться жить,

Чтоб только с правдой рядом ,

А с ложью не дружить ?

Бывает ложь красива , а правда так горька ,

Но человеку честному та горечь не страшна!

Давайте мы, ребята, на свете честно жить,

Не будем лгать, а только правду говорить !


Close