План
Введение
1 Биография
1.1 Постриг
1.2 Дело царевича Алексея
1.3 После воцарения Петра II

2 Петербургу быть пусту
3 Дети
4 В церковной деятельности

6 Библиография
Список литературы

Введение

Евдокия Фёдоровна Лопухина
Прасковья ИлларионовнаПарсуна с изображением Евдокии ФёдоровныЦарица Российская27 января 1689 - 1698Предшественник: Прасковья СалтыковаПреемник: Екатерина I Рождение:30 июля 1669(1669-07-30)
село Серебрено Мещовского уездаСмерть:27 августа 1731(1731-08-27) (62 года)
МоскваДинастия: РомановыОтец: Илларион (Федор) Авраамович (Абрамович) ЛопухинМать: Устинья Богдановна Ртищева (Лопухина)Супруг: Пётр IДети: Алексей Петрович (1690-1718)

Евдокия Фёдоровна Лопухина на Викискладе

Евдокия Фёдоровна Лопухина на Родоводе

Царица Евдоки́я Фёдоровна урожденная Лопухина (при рождении Прасковья Илларионовна , в иночестве Елена; 30 июня (9 июля) 1669 год - 28 августа (7 сентября) 1731 год) - царица, первая супруга Петра I (с 27 января 1689 до 1698), мать царевича Алексея, последняя русская царица и последняя царствующая равнородная неиноземная супруга русского монарха.

1. Биография

Дочь боярина Фёдора Авраамовича Лопухина, стрелецкого головы, позже окольничьего и стольника царя Алексея Михайловича. Родилась в родовой вотчине селе Серебрено Мещовского уезда. Город Мещовск был родиной царицы Евдокии Стрешневой, жены Михаила Федоровича - деда Петра I. При бракосочетании имя «Прасковья» было сменено на более благозвучное и приличиствующее для царицы «Евдокия», возможно, в честь своей соотечественницы, а также, может быть, чтобы не совпадать с именем жены соправителя Петра I - Прасковьи Салтыковой, супруги Ивана V. Отчество было изменено на «Федоровна» (традиционно, в честь святыни Романовых - Феодоровской иконы).

Рисунок, расположенный в начале «Книги любви знак в честен брак», преподнесенной в 1689 г. в качестве свадебного подарка Петру Первому.

Была выбрана в качестве невесты царицей Натальей Кирилловной без согласования этого вопроса с 16-летним женихом. К той мысли, что сыну пора жениться, мать натолкнула новость о том, что Прасковья Салтыкова ждет ребенка (через 2 месяца после венчания Петра с Лопухиной была рождена царевна Мария Ивановна). Наталью Кирилловну в этом браке прельщало то, что хотя род Лопухиных, входивший в число союзников Нарышкиных, был захудалым, но многочисленным, и она надеялась, что они будут стоять на страже интересов её сына, будучи популярными в стрелецких войсках. Хотя шли разговоры о женитьбе Петра на родственнице Голицына, Нарышкины и Тихон Стрешнев воспрепятствовали этому.

Венчание Петра I и Лопухиной состоялось 27 января 1689 в церкви Преображенского дворца под Москвой. Событие было знаковым для тех, кто ждал, когда Петр сменит правительницу Софью, «так как по русским понятиям, женатый человек считался совершеннолетним, и Петр в глазах своего народа получил полное нравственное право избавить себя от опеки сестры».

Евдокия была воспитана по старинным обычаям Домостроя, и не разделяла интересы прозападного мужа. На её сестре Ксении с 1691 г. был женат Борис Иванович Куракин. Он оставил описание Евдокии в «Гистории о царе Петре Алексеевиче»: «И была принцесса лицом изрядная, токмо ума посреднего и нравом не сходная к своему супругу, отчего все счастие свое потеряла и весь род свой сгубила… Правда, сначала любовь между ими, царем Петром и супругою его, была изрядная, но продолжалася разве токмо год. Но потом пресеклась; к тому же царица Наталья Кирилловна невестку свою возненавидела и желала больше видеть с мужем её в несогласии, нежели в любви. И так дошло до конца такого, что от сего супружества последовали в государстве Российском великие дела, которы были уже явны на весь свет…» Род же Лопухиных, вскоре после свадьбы оказавшийся «на виду» придворной жизни, он характеризует так: «… люди злые, скупые ябедники, умов самых низких и не знающие нимало в обхождении дворовом… И того к часу все их возненавидели и стали рассуждать, что ежели придут в милость, то всех погубят и государством завладеют. И, коротко сказать, от всех были возненавидимы и все им зла искали или опасность от них имели».

От этого брака в течение трех первых лет родились трое сыновей: младшие, Александр и Павел, умерли во младенчестве, а старшему, царевичу Алексею, родившемуся в 1690 году, была суждена более роковая судьба - он погибнет по приказу своего отца в 1718 году.

Пётр быстро охладел к жене и с 1692 года сблизился в Немецкой слободе с Анной Монс. Но пока была жива его мать, царь не демонстрировал открыто антипатии к жене. После смерти Натальи Кирилловны в 1694 году, когда Петр уехал в Архангельск, он перестал поддерживать с ней переписку. Хотя Евдокию еще называли царицей, и она жила с сыном во дворце в Кремле, но ее родственники Лопухины, занимавшие видные государственные посты, попали в опалу. Молодая царица стала поддерживать общение с лицами, недовольными политикой Петра.

1.1. Постриг

В 1697 году, перед самым отъездом царя за границу, в связи с открытием заговора Соковнина, Цыклера и Пушкина были сосланы отец царицы и его 2 брата - бояре Сергей и Василий, воеводами подальше от Москвы. В 1697 году Пётр, находясь в Великом посольстве, из Лондона письменно поручил своему дяде Льву Нарышкину и боярину Тихону Стрешневу, а также духовнику царицы уговорить Евдокию постричься в монахини (по обычаю, принятому на Руси вместо развода). Евдокия не согласилась, ссылаясь на малолетство сына и его нужду в ней. Но по возвращении из-за границы 25 августа 1698 года царь поехал сразу к Анне Монс.

Побывав в первый день у любовницы и навестив еще несколько домов, царь лишь через неделю увиделся с законной женой, причем не дома, а в палатах Андрея Виниуса, главы Почтового ведомства. Повторенные уговоры не увенчались успехом - Евдокия отказалась постригаться, и в тот же день попросила о заступничестве патриарха Адриана, который заступился за нее, но безуспешно, лишь вызвав ярость Петра. Через 3 недели ее повезли под конвоем в монастырь. (Существуют указания, что он вообще хотел её сначала казнить, но был переубежден Лефортом).

Евдокия Лопухина в монашеском облачении

23 сентября 1698 года ее отправили в Суздальско-Покровский монастырь (традиционное место ссылки цариц), где она была пострижена под именем Елены. Архимандрит обители не согласился постричь ее, за что был взят под стражу. В Манифесте, позже изданном в связи с «делом царевича Алексея», Петр I сформулировал обвинения против бывшей царицы «…за некоторые ее противности и подозрения». Стоит отметить, что в том же 1698 году Петр постриг двух своих сводных сестер Марфу и Феодосию за сочувствие к свергнутой царевне Софье.

Через полгода фактически оставила монашескую жизнь, став жить в монастыре как мирянка, и в 1709-10 вступила в связь с майором Степаном Глебовым, приехавшим в Суздаль для проведения рекрутского набора, которого ввел к ней ее же духовник Федор Пустынный.

Из признательного письма Евдокии к Петру: «Всемилостивейший государь! В прошлых годах, а в котором не упомню, по обещанию своему пострижена я была в суздальском Покровском монастыре в старицы и наречено мне было имя Елена. И по пострижению в иноческом платье ходила с полгода; и не восхотя быть инокою, оставя монашество и скинув платье, жила в том монастыре скрытно, под видом иночества, мирянкою…»

По некоторым указаниям, Глебовы были соседями Лопухиных, и Евдокия могла знать его с детства.

Из письма Евдокии к Глебову: «Свет мой, батюшка мой, душа моя, радость моя! Знать уж злопроклятый час приходит, что мне с тобою расставаться! Лучше бы мне душа моя с телом разсталась! Ох, свет мой! Как мне на свете быть без тебя, как живой быть? Уже мое проклятое сердце да много послышало нечто тошно, давно мне все плакало. Ах мне с тобою, знать, будет роставаться. Уж мне нет тебя милее, ей-Богу! Ох, любезный друг мой! За что ты мне таков мил? Уже мне ни жизнь моя на свете! За что ты на меня, душа моя, был гневен? Что ты ко мне не писал? Носи, сердце мое, мой перстень, меня любя; а я такой же себе сделала; то-то у тебя я его брала»..."

1.2. Дело царевича Алексея

Суздальский Покровский монастырь

Сохранялось сочувствие к сосланной царице. Епископ Ростовский Досифей пророчествовал, что Евдокия скоро опять будет царицей и поминал её в церквах «великой государыней». Предрекали также, что Пётр примирится с женой и оставит недавно основанный Петербург и свои реформы. Всё это открылось из т. н. Кикинского розыска по делу царевича Алексея в 1718 году, во время суда над которым Пётр узнал про её жизнь и отношения с противниками реформ. Было открыто её участие в заговоре. В Суздаль для розыска был прислан капитан-поручик Скорняков-Писарев, который арестовал ее вместе со сторонниками.

3 февраля 1718 года Петр дает ему повеление: «Указ бомбардирской роты капитан-поручику Писареву. Ехать тебе в Суздаль и там в кельях бывшей жены моей и ея фаворитов осмотреть письма, и ежели найдутся подозрительныя, по тем письмам, у кого их вынул, взять за арест и привести с собою купно с письмами, оставя караул у ворот».

Скорняков-Писарев застал бывшую царицу в мирском платье, а в церкви монастыря обнаружил записку, где ее поминали не инокиней, а «Благочестивешей великой государыне нашей, царицей и Великой княгиней Евдокией Федоровной», и желали ей и царевичу Алексею «благоденственное пребывание и мирное житие, здравие же и спасение и во все благое поспешение ныне и впредь будущие многие и несчетные лета, во благополучном пребывания многая лета здравствовать». .

Царевич Алексей, единственный выживший сын Евдокии

На допросе Глебов показал «И сошелся я с нею в любовь через старицу Каптелину и жил с нею блудно». Старицы Мартемьяна и Каптелина показали, что своего любовника «инокиня Елена пускала к себе днем и ночью, и Степан Глебов с нею обнимался и целовался, а нас или отсылали телогреи кроить к себе в кельи, или выхаживали вон». Проводивший обыск гвардии капитан Лев Измайлов нашел у Глебова 9 писем царицы. В них она просила уйти с военной службы, и добиться места воеводы в Суздале, рекомендовала, как добиться успеха в различных делах, но главным образом, они были посвящены их любовной страсти. Сама Евдокия показала: «Я с ним блудно жила в то время, как он был у рекрутского набора, в том и виновата». В письме к Петру она призналась во всем и просила прощения, чтобы ей «безгодною смертью не умереть».

14 февраля Писарев арестовал всех и повез в Москву. 20 февраля 1718 года в Преображенском застенке состоялась очная ставка Глебова и Лопухиной, которые не запирались в своей связи. Глебову ставили в вину письма «цифирью», в которых он изливал «безчестныя укоризны, касающияся знамой высокой персоны Его царского величества, и к возмущению против Его величества народа». Австрияк Плейер писал на родину: «майор Степан Глебов, пытанный в Москве страшно кнутом, раскаленным железом, горящими угольями, трое суток привязанный к столбу на доске с деревянными гвоздями, ни в чем не сознался». Тогда Глебов был посажен на кол и прежде чем умереть, мучался 14 часов. По некоторым указаниям, Евдокию заставили присутствовать при казни и не давали закрывать глаза и отворачиваться.

После жестокого розыска были казнены и другие сторонники Евдокии, прочие были биты кнутом и сосланы. В сочувствии к Евдокии были уличены монахи и монахини суздальских монастырей, крутицкий митрополит Игнатий и многие другие. Игумения Покровского монастыря Марфа, казначея Мариамна, монахиня Капитолина и несколько других монахинь были осуждены и казнены на Красной площади в Москве в марте 1718 года. Собор священнослужителей приговорил и ее саму к избиению кнутом, и в их присутствии она была выпорота. 26 июня того же года умер по приговору отца ее единственный сын, царевич Алексей. В декабре 1718 года был казнен ее брат Лопухин, Абрам Федорович.

В итоге в 1718 она была переведена из Суздаля в Ладожский Успенский монастырь, где она 7 лет жила под строгим надзором до кончины бывшего мужа. В 1725 её отправили в Шлиссельбург, где Екатерина I держала её в строго секретном заключении как государственную преступницу под именованием «известной особы» (Евдокия представляла бо́льшую угрозу для новой императрицы, чьи права были сомнительны, чем для своего мужа, настоящего Романова).

1.3. После воцарения Петра II

Петр II и великая княжна Наталья Алексеевна - внуки Евдокии

С воцарением своего внука Петра II (спустя несколько месяцев), она была с почетом перевезена в Москву и жила сначала в Вознесенском монастыре в Кремле, затем в Новодевичьем монастыре - в Лопухинских палатах. Верховный тайный Совет издал Указ о восстановлении чести и достоинства царицы с изъятием всех порочащих её документов и отменил свое решение 1722 г. о назначении Императором наследника по собственному умыслу без учета прав на престол (хотя Александр Меншиков усиленно этому сопротивлялся). Ей было дано большое содержание и особый двор. На ее содержание было определено 4500 руб. в год, по приезде Петра II в Москву сумма была увеличена до 60 тыс. руб. ежегодно. Никакой роли при дворе Петра II Лопухина не играла.

После смерти Петра II в 1730 году возник вопрос, кто станет его наследником, и Евдокия упоминалась в числе кандидатур. Существуют свидетельства, что Евдокия Фёдоровна отказалась от престола, предложенного ей членами Верховного тайного совета.

Умерла в 1731 при правлении императрицы Анны Иоанновны, которая относилась к ней с уважением и пришла на ее похороны. Перед кончиной последние слова ее были: «Бог дал мне познать истинную цену величия и счастья земного». Похоронена в соборной церкви Новодевичьего монастыря у южной стены собора Смоленской иконы Божьей Матери рядом с гробницами царевен Софьи и ее сестры Екатерины Алексеевны.

2. Петербургу быть пусту

1. Алексей Петрович (1690-1718)

2. Александр Петрович (царевич) (1691-1692).

3. Павел Петрович (царевич) (1693)

4. В церковной деятельности

· Деревня Дунилово Владимирской области названа в честь Евдокии и принадлежала Лопухиным. В Покровском соборе деревни находится чудотворная икона - вклад Евдокии и Петра.

· В 1691-94 годах по её повелению к трапезной Андрониковского монастыря пристроили 3-й ярус, в котором устроили церковь Михаила Архангела с приделом св. Петра и Павла. Нижний ярус она отвела под фамильную усыпальницу, установив там иконы Знамения Божьей Матери.

· В 1748 г. в сельце Тинькове близ Калуги был явлен чудотворный образ Пресвятой Богородицы, впоследствии названный Калужским. «На этой иконе Богоматерь соблаговолила предстать в облике поразительно схожим с прижизненным портретом Царицы Евдокии в монашеских одеждах с раскрытой книгой, написанном во время её пребывания в Покровском монастыре почти за 40 лет до обретения сей святыни».

6. Библиография

· М. Семевский «Евдокия Федоровна Лопухина» («Русский Вестник», 1859, № 9)

· Есипов «Освобождение царицы Евдокии Федоровны» («Русский Вестник», т. XXVIII)

Список литературы:

1. Породнился Мещовск с Петербургом

2. Т.е. не в морганатическом браке.

3. Н.И. Костомаров. Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей

4. Балязин В. Н Неофиц.истор. России. Начало Петровской эпохи

5. В. Н. Балязин. Петр Великий и его наследники

6. Колпакиди А. И. Серяков М. Л. Щит и меч. Руководители органов государственнойбезопасности Московской Руси, Российской империи, Советского союза и Российской федерации

7. Из книги Б. П. Краевского «Лопухины в истории Отечества» Москва, изд. «Центрполиграф», 2001 г.


Всем известно, что Петр I был женат на простолюдинке Марте Скавронской, которая стала императрицей под именем Екатерины I. О первой же его супруге, Евдокии Лопухиной, в большинстве источников скупо сообщается лишь, что Петр заточил ее в монастырь, «слезы лить», как пишет в своем романе Алексей Толстой… А между тем, история опальной царицы не так уж проста…

Нелюбимая…

Невесту для сына выбирала мать, царица Наталья Кирилловна. Евдокия, из захудалого боярского рода, была на несколько лет старше 16-летнего царя, скромна и очень хороша собой…

Поначалу юная Дуняша искренне мужа. Однако по сравнению с его прежними возлюбленными - раскрепощенными красотками из Немецкой слободы – застенчивая, не искушенная в плотской любви теремная боярышня Евдокия казалась скучной, пресной, неинтересной… Петр все больше времени проводил в Немецкой слободе у своей фаворитки Анны Монс, вызывая этим бешеную ревность жены… Правда, это не мешало ему иметь детей от Евдокии: Алексея и Наталью.

В 1696 г. умерла Наталья Кирилловна. В августе 1698 г. Евдокию по царскому приказу силой отправили в Суздальский женский Покровский монастырь.

Безумная Евдокия и два Глебова

В мае 1699 г. Евдокия приняла тайный постриг под именем старицы Елены. В обмен на согласие стать ей разрешили поддерживать отношения со своими московскими родственниками - Лопухиным, Щербатовым, Троекуровым… От них она получала деньги, посылки, а от расположенной к ней царевны Марьи Алексеевны, единокровной сестры царя, дочери Алексея Михайловича от первого брака - вести о сыне… Но этого оказалось мало для опальной Евдокии. Воспрянувшая духом царица-монашка мечтала о возвращении ко двору!

В это время до отвергнутой царицы дошла весть о том, что совсем неподалеку, в Сновицком монастыре владимирской епархии, живет игумен Досифей, обладающий пророческим даром. Кстати, родители его принадлежали к дворовым людям Лопухиных. Но это не помешало Демиду Глебову (таково было светское имя Досифея) принять духовный сан, а впоследствии стать митрополитом ростовским и ярославским.

Итак, Евдокия посетила бывшего крепостного своей семьи, а ныне священнослужителя, чтобы узнать о собственном будущем. Ожидания ее не обманули - провидец предсказал ей: «Вернешься ко двору, кончишь жизнь во славе и богатстве, тебе пристойном!» Кроме того, Досифей объявил, что кончина царя Петра близка, и скоро на престол взойдет Алексей – сын Петра и Евдокии.

По возвращении в свой сестра Елена больше не надевала монашеских одежд, носила роскошные наряды, присланные из Москвы ее родней… Отныне она повела светскую жизнь, собрав вокруг себя двор из прежних московских подданных. Не раз принимала у себя, как законная государыня, местных воевод, бургомистров и духовенство.

В 1710 г. у Евдокии появился возлюбленный - майор Степан Глебов (по странной случайности – однофамилец Досифея), прибывший в Суздаль для рекрутского набора. Однако, вдоволь натешившись любовью царицы, Глебов бросил ее… Евдокия обратилась за помощью все к тому же Досифею, и тот посоветовал ей идти на богомолье… Путешествуя по церквям и монастырям, она охотно принимала почести от священнослужителей…

Расплата

Тем временем до царя дошли слухи о том, что Евдокия живет не так, как подобает в монашеском сане, да еще завела себе любовника низкого звания! С сыном от первой жены Алексеем отношения у Петра тоже не ладились. В 1718 г. царевича бросили в тюрьму по обвинению в «государственной измене». Началось следствие. В ходе его выяснилось, что Алексей постоянно поддерживал связь с опальной матерью… Одним словом, вскоре Евдокию, ее приближенных и злополучного Глебова привезли в Москву и устроили дознание по полной программе: очные ставки, пытки…

Глебов, правда, начисто отрицал любовную связь с царицей, но это не спасло от кары: его посадили на кол. Остальные «виновники» понесли наказание в виде казни либо ссылки. Даже «пророка» Досифея не минула чаша сия. Тела казненных заговорщиков бросили в огонь, предварительно отрубив головы, которые насадили на шесты и выставили на высокой каменной стене на обозрение всем.

Незавидная постигла и других участников «заговора». Царевну Марью Алексеевну за пособничество «бунтарке» Евдокии посадили в острог… Царевич Алексей Петрович скончался в Шлиссельбургской крепости при загадочных обстоятельствах…

Евдокию отправили в Ладожский монастырь, где она жила на хлебе и воде... Похоже было, что предсказание несчастного Досифея так и не сбудется… Тем более последний не смог предвидеть даже собственную ужасную смерть!

Сбывшееся пророчество

Однако выводы делать пока рано. В 1725 г., после смерти Петра I, на трон взошла императрица Екатерина I.
Первым делом новоиспеченная правительница России распорядилась заключить свою предшественницу в ту же Шлиссельбургскую крепость, где умер ее сын…

Однако два года спустя Екатерина приказала долго жить - по слухам, ее … Царем стал единственный оставшийся в живых наследник мужского пола - Петр II, сын загубленного Алексея…

Внук, разумеется, тут же вспомнил о родной бабушке. Писал ей письма, послал в подарок свой портрет и десять тысяч рублей… Но при личной встрече бабка чем-то не угодила Петру: он выделил ей деньги на содержание, но видеться с ней часто не пожелал… Отныне она стала жить в Новодевичьем монастыре, с большим штатом прислуги, окруженная почетом. Иногда появлялась при дворе… Скончалась Евдокия 27 августа 1731 г. в Новодевичьем монастыре, там же и была похоронена.

Так ли уж неправ был Досифей? Ведь Петр I все-таки умер раньше своей первой жены, а потомок ее – пусть не сын, а внук, Петр II – все же взошел на трон! И, наконец, жизнь свою Евдокия Лопухина-Романова завершила, как и подобает царствующей особе. Уцелела вопреки судьбе, стремящейся отодвинуть ее на задворки истории…

Прасковья Лопухина родилась 9 августа 1669 года в селе Серебрено, Московской области. Отец девочки изначально являлся стряпчим при дворе царя Алексея Михайловича, а уже при Федоре Алексеевиче стал сначала полковником и стрелецким головой, а позже, государевым стольником и окольничим. Дети в семье Лопухиных воспитывались в строгих традициях православия и Домостроя, в том числе и Прасковья.

Изменить имя пришлось в статусе царской невесты, так как при русском дворе одна Прасковья: супруга Ивана V, соправителя Петра I, Прасковья Салтыкова. По настоянию будущей свекрови Натальи Кирилловны Нарышкиной, имя подобрали более благозвучное для русской царицы: Евдокия. Отчество тоже изменили в честь святыни дома Романовых, Феодоровской иконы.

Евдокия Федоровна вошла в историю как первая супруга царя-реформатора, первого российского императора Петра I и как мать царевича Алексея. К тому же, стала последней русской царицей, поскольку после нее царствующие особы женского пола носили титул императриц. Девушка выбрана в качестве невесты юному Петру Алексеевичу его матерью, царицей Натальей Кирилловной без всякого согласования на то с женихом, хотя в то время согласия молодых особо и не спрашивали. На выбор царицы повлияло то, что род Лопухиных являлся многочисленным и входил в число союзников Нарышкиных. Таким образом надеялась, что пара поможет в укреплении положения Петра в качестве государя, будучи популярными в стрелецких войсках.

Венчание Петра I и Евдокии Федоровны Лопухиной состоялось 27 января 1689 года в церкви Преображенского дворца под Москвой. Через год у них родился первенец: царевич Алексей Петрович, а затем еще два сына, Александр и Павел, которые умерли в младенчестве. Хотя первые годы замужества оказались спокойными, но Евдокия, воспитанная по старинным теремным обычаям, не разделяла интересов энергичного и прозападного мужа и не имела на него никакого влияния. В основном занималась благоустройством церквей и монастырей. Поэтому не удивительно, что царь довольно быстро стал все чаще покидать жену ради любимых потех.

Все это привело к разладу между супругами. К тому же, царица Наталья Кирилловна относилась к невестке с большой неприязнью. Усугубило положение Евдокии и связь Петра с Анной Монс, с которой познакомился в 1692 году в Немецкой слободе. Но видимость брака сохранялась, пока была жива мать царя, а после смерти Натальи Кирилловны в 1694 году, когда Петр уехал в Архангельск, он перестал поддерживать с женой переписку. И хотя Евдокию называли царицей, и жила с сыном в Кремле, но другие Лопухины, занимавшие видные государственные посты, попали в опалу.

Покинутая мужем, молодая царица замкнулась в кругу недовольных политикой Петра. Сам же Петр I, занятый реформами в 1696 году отправился за границу и вскоре, находясь в Лондоне, письменно поручил своему дяде Льву Нарышкину и боярину Тихону Стрешневу уговорить Евдокию постричься в монахини, по обычаю, принятому на Руси вместо развода. Евдокия не согласилась, ссылаясь на малолетство сына, но по возвращении из-за границы летом 1698 года Петр, не смотря на протесты жены, под конвоем отправил ее в Суздальско-Покровский монастырь, традиционное место ссылки цариц, где женщину насильно постригли под именем Елены. Причем содержания от казны ей не назначили: ее «кормили» родственники, а царевича Алексея перевезли на воспитание тетке, царевне Наталье Алексеевне.

Через полгода монашеской жизни царица, оставаясь в монастыре, возобновила светский образ жизни. В 1709 году вступила в связь с майором Степаном Глебовым, приехавшим в Суздаль для рекрутского набора. К тому же стала своеобразным «центром» партии, враждебной Петру, поскольку в высших кругах русского общества еще сохранялось сочувствие к сосланной царице. Кто-то считал, что Петр примирится с женой, оставит Петербург и свои реформы, а Евдокия вновь станет царицей. Однако, все это открылось во время так называемого Кикинского розыска по делу царевича Алексея в 1718 году, когда Петр узнал про жизнь Евдокии в монастыре. Ее арестовали и со всем окружением доставили в Москву.

Еще в дороге в письме к мужу Евдокия призналась во всем и просила прощения, чтобы ей «безродною смертью не умереть». После следствия и в результате царского суда, казнены многие приближенные Евдокии, в том числе монахини суздальских монастырей и майор Глебов, другие сосланы, посажены в тюрьму, лишились своих санов и должностей. В июле 1718 года умер ее единственный сын, царевич Алексей, а еще через полгода казнен ее брат Абрам Лопухин. Но по отношению к Евдокии Петр ограничился новой «ссылкой»: в Ладожский Успенский монастырь, где жила под строгим надзором до кончины императора.

С приходом к власти новой супруги Петра I, Екатерины, Евдокию отправили в Шлиссельбург, где также держали в строго секретном заключении как государственную преступницу под именем «известной особы». Лишь через несколько месяцев после воцарения Петра II, внука Евдокии, в 1727 году, с почетом перевезена в Москву и поселена в Новодевичьем монастыре.

Верховный тайный Совет издал Указ о восстановлении чести и достоинства бывшей царицы с изъятием всех порочащих ее документов и отменил свое решение о назначении Императором наследника по собственному умыслу без учета прав на престол. Евдокии выделено большое содержание и особый двор. Петр II и Анна Иоанновна относились к ней с уважением, как к царице, но никакой роли при дворе Лопухина не играла.

Добившись под конец своей жизни восстановления своего положения, пережив своего мужа, сына и даже внука, Евдокия Федоровна Лопухина прожила в довольстве остаток жизни и скончалась 7 сентября 1731 года в Москве, в Новодевичьем монастыре, где и была похоронена.

Семья Евдокии Лопухиной

Отец - Илларион Авраамович Лопухин, стряпчий при дворе царя Алексея Михайловича.
Мать - Устинья Богдановна Ртищева.

Муж - Петр I, российский император.
Сын - Алексей (1690-1718).
Сын - Александр (1691-1692).
Сын - Павел (1693-1694).

Царица Евдоки́я Фёдоровна урожденная Лопухина (при рождении Прасковья Илларионовна , в иночестве Елена ; 30 июня 1669 год - 28 августа 1731 год) - царица, первая супруга Петра I (с 27 января 1689 до 1698), мать царевича Алексея, последняя русская царица и последняя царствующая равнородная неиноземная супруга русского монарха.

Отцом Евдокии был Фёдор Авраамович Лопухин, стряпчий при дворе царя Алексея Михайловича. При Фёдоре Алексеевиче отец Евдокии стал полковником и стрелецким головой, позже - государевым стольником и окольничим, а в связи со свадьбой Евдокии и Петра I был возведён в чин боярина. Евдокия родилась в родовой вотчине селе Серебрено Мещовского уезда. Город Мещовск был родиной царицы Евдокии Стрешневой, жены Михаила Фёдоровича - деда Петра I. При бракосочетании имя «Прасковья» было сменено на более благозвучное и приличествующее царице «Евдокия», возможно, в честь своей соотечественницы, а также, может быть, чтобы не совпадать с именем жены соправителя Петра I - Прасковьи Салтыковой, супруги Ивана V. Отчество было изменено на «Федоровна» (традиционно, в честь святыни Романовых - Феодоровской иконы).

Рисунок, расположенный в начале«Книги любви знак в честен брак», преподнесённой в 1689 г. в качестве свадебного подарка Петру Первому.

Была выбрана в качестве невесты царицей Натальей Кирилловной без согласования этого вопроса с 16-летним женихом. К той мысли, что сыну пора жениться, мать натолкнула новость о том, что Прасковья Салтыкова ждёт ребёнка (через 2 месяца после венчания Петра с Лопухиной была рождена царевна Мария Ивановна). Наталью Кирилловну в этом браке прельщало то, что хотя род Лопухиных, входивший в число союзников Нарышкиных, был захудалым, но многочисленным, и она надеялась, что они будут стоять на страже интересов её сына, будучи популярными в стрелецких войсках. Хотя шли разговоры о женитьбе Петра на родственнице Голицына, Нарышкины и Тихон Стрешнев воспрепятствовали этому.

Венчание Петра I и Лопухиной состоялось 27 января 1689 в церкви Преображенского дворца под Москвой. Событие было знаковым для тех, кто ждал, когда Пётр сменит правительницу Софью, «так как по русским понятиям, женатый человек считался совершеннолетним, и Пётр в глазах своего народа получил полное нравственное право избавить себя от опеки сестры».

Евдокия была воспитана по старинным обычаям Домостроя, и не разделяла интересы прозападного мужа. На её сестре Ксении с 1691 г. был женат Борис Иванович Куракин. Он оставил описание Евдокии в «Гистории о царе Петре Алексеевиче»: «И была принцесса лицом изрядная, токмо ума посреднего и нравом не сходная к своему супругу, отчего всё счастие своё потеряла и весь род свой сгубила… Правда, сначала любовь между ими, царём Петром и супругою его, была изрядная, но продолжалася разве токмо год. Но потом пресеклась; к тому же царица Наталья Кирилловна невестку свою возненавидела и желала больше видеть с мужем её в несогласии, нежели в любви. И так дошло до конца такого, что от сего супружества последовали в государстве Российском великие дела, которы были уже явны на весь свет…» Род же Лопухиных, вскоре после свадьбы оказавшийся «на виду» придворной жизни, он характеризует так: «… люди злые, скупые ябедники, умов самых низких и не знающие нимало в обхождении дворовом… И того к часу все их возненавидели и стали рассуждать, что ежели придут в милость, то всех погубят и государством завладеют. И, коротко сказать, от всех были возненавидимы и все им зла искали или опасность от них имели».

От этого брака в течение трёх первых лет родились трое сыновей: младшие, Александр и Павел, умерли во младенчестве, а старшему, царевичу Алексею, родившемуся в 1690 году, была суждена более роковая судьба - он погибнет по приказу своего отца в 1718 году.

Пётр быстро охладел к жене и с 1692 года сблизился в Немецкой слободе с Анной Монс. Но пока была жива его мать, царь не демонстрировал открыто антипатии к жене. После смерти Натальи Кирилловны в 1694 году, когда Пётр уехал в Архангельск, он перестал поддерживать с ней переписку. Хотя Евдокию ещё называли царицей, и она жила с сыном во дворце в Кремле, но её родственники Лопухины, занимавшие видные государственные посты, попали в опалу. Молодая царица стала поддерживать общение с лицами, недовольными политикой Петра.

В 1697 году, перед самым отъездом царя за границу, в связи с открытием заговора Соковнина, Цыклера и Пушкина были сосланы отец царицы и его два брата - бояре Сергей и Василий, воеводами подальше от Москвы. В 1697 годуПётр, находясь в Великом посольстве, из Лондона письменно поручил своему дяде Льву Нарышкину и боярину Тихону Стрешневу, а также духовнику царицы уговорить Евдокию постричься в монахини (по обычаю, принятому на Руси вместо развода). Евдокия не согласилась, ссылаясь на малолетство сына и его нужду в ней. Но по возвращении из-за границы 25 августа 1698 года царь поехал сразу к Анне Монс.

Побывав в первый день у любовницы и навестив ещё несколько домов, царь лишь через неделю увиделся с законной женой, причём не дома, а в палатах Андрея Виниуса, главы Почтового ведомства. Повторенные уговоры не увенчались успехом - Евдокия отказалась постригаться, и в тот же день попросила о заступничестве патриарха Адриана, который заступился за неё, но безуспешно, лишь вызвав ярость Петра. Через 3 недели её повезли под конвоем в монастырь. (Существуют указания, что он вообще хотел её сначала казнить, но был переубеждён Лефортом).

Евдокия Лопухина в монашеском облачении

23 сентября 1698 года её отправили в Суздальско-Покровский монастырь (традиционное место ссылки цариц), где она была пострижена под именем Елены. Архимандрит обители не согласился постричь её, за что был взят под стражу. В Манифесте, позже изданном в связи с «делом царевича Алексея», Пётр I сформулировал обвинения против бывшей царицы «…за некоторые её противности и подозрения». Стоит отметить, что в том же 1698 году Пётр постриг двух своих сводных сестёр Марфу и Феодосию за сочувствие к свергнутой царевне Софье.

Через полгода фактически оставила монашескую жизнь, став жить в монастыре как мирянка, и в 1709-10 вступила в связь с майором Степаном Глебовым, приехавшим в Суздаль для проведения рекрутского набора, которого ввёл к ней её же духовник Фёдор Пустынный.

Из признательного письма Евдокии к Петру: «Всемилостивейший государь! В прошлых годах, а в котором не упомню, по обещанию своему пострижена я была в суздальском Покровском монастыре в старицы и наречено мне было имя Елена. И по пострижению в иноческом платье ходила с полгода; и не восхотя быть инокою, оставя монашество и скинув платье, жила в том монастыре скрытно, под видом иночества, мирянкою…»

По некоторым указаниям, Глебовы были соседями Лопухиных, и Евдокия могла знать его с детства.

Из письма Евдокии к Глебову: «Свет мой, батюшка мой, душа моя, радость моя! Знать уж злопроклятый час приходит, что мне с тобою расставаться! Лучше бы мне душа моя с телом разсталась! Ох, свет мой! Как мне на свете быть без тебя, как живой быть? Уже моё проклятое сердце да много послышало нечто тошно, давно мне все плакало. Ах мне с тобою, знать, будет роставаться. Уж мне нет тебя милее, ей-Богу! Ох, любезный друг мой! За что ты мне таков мил? Уже мне ни жизнь моя на свете! За что ты на меня, душа моя, был гневен? Что ты ко мне не писал? Носи, сердце моё, мой перстень, меня любя; а я такой же себе сделала; то-то у тебя я его брала»

Дело царевича Алексея

Суздальский Покровский монастырь

Сохранялось сочувствие к сосланной царице. Епископ Ростовский Досифей пророчествовал, что Евдокия скоро опять будет царицей и поминал её в церквах «великой государыней». Предрекали также, что Пётр примирится с женой и оставит недавно основанный Петербург и свои реформы. Всё это открылось из т. н. Кикинского розыска по делу царевича Алексея в 1718 году, во время суда над которым Пётр узнал про её жизнь и отношения с противниками реформ. Было открыто её участие в заговоре. В Суздаль для розыска был прислан капитан-поручик Скорняков-Писарев, который арестовал её вместе со сторонниками.

3 февраля 1718 года Пётр даёт ему повеление: «Указ бомбардирской роты капитан-поручику Писареву. Ехать тебе в Суздаль и там в кельях бывшей жены моей и ея фаворитов осмотреть письма, и ежели найдутся подозрительныя, по тем письмам, у кого их вынул, взять за арест и привести с собою купно с письмами, оставя караул у ворот».

Скорняков-Писарев застал бывшую царицу в мирском платье, а в церкви монастыря обнаружил записку, где её поминали не инокиней, а «Благочестивешей великой государыне нашей, царицей и Великой княгиней Евдокией Фёдоровной», и желали ей и царевичу Алексею «благоденственное пребывание и мирное житие, здравие же и спасение и во все благое поспешение ныне и впредь будущие многие и несчётные лета, во благополучном пребывания многая лета здравствовать». .

Царевич Алексей, единственный выживший сын Евдокии

На допросе Глебов показал «И сошёлся я с нею в любовь через старицу Каптелину и жил с нею блудно». Старицы Мартемьяна и Каптелина показали, что своего любовника «инокиня Елена пускала к себе днём и ночью, и Степан Глебов с нею обнимался и целовался, а нас или отсылали телогреи кроить к себе в кельи, или выхаживали вон». Проводивший обыск гвардии капитан Лев Измайлов нашёл у Глебова 9 писем царицы. В них она просила уйти с военной службы, и добиться места воеводы в Суздале, рекомендовала, как добиться успеха в различных делах, но главным образом, они были посвящены их любовной страсти. Сама Евдокия показала: «Я с ним блудно жила в то время, как он был у рекрутского набора, в том и виновата». В письме к Петру она призналась во всём и просила прощения, чтобы ей «безгодною смертью не умереть».

14 февраля Писарев арестовал всех и повёз в Москву. 20 февраля 1718 года в Преображенском застенке состоялась очная ставка Глебова и Лопухиной, которые не запирались в своей связи. Глебову ставили в вину письма «цифирью», в которых он изливал «безчестныя укоризны, касающияся знамой высокой персоны Его царского величества, и к возмущению против Его величества народа». Австрияк Плейер писал на родину: «майор Степан Глебов, пытанный в Москве страшно кнутом, раскалённым железом, горящими угольями, трое суток привязанный к столбу на доске с деревянными гвоздями, ни в чём не сознался». Тогда Глебов был посажен на кол и прежде чем умереть, мучался 14 часов. По некоторым указаниям, Евдокию заставили присутствовать при казни и не давали закрывать глаза и отворачиваться.

После жестокого розыска были казнены и другие сторонники Евдокии, прочие были биты кнутом и сосланы. В сочувствии к Евдокии были уличены монахи и монахини суздальских монастырей, крутицкий митрополит Игнатий и многие другие. Игумения Покровского монастыря Марфа, казначея Мариамна, монахиня Капитолина и несколько других монахинь были осуждены и казнены на Красной площади в Москве в марте 1718 года. Собор священнослужителей приговорил и её саму к избиению кнутом, и в их присутствии она была выпорота. 26 июня того же года умер её единственный сын, царевич Алексей. В декабре 1718 года был казнён её брат Лопухин, Абрам Фёдорович.

В итоге в 1718 она была переведена из Суздаля в Ладожский Успенский монастырь, где она 7 лет жила под строгим надзором до кончины бывшего мужа. В 1725 её отправили в Шлиссельбург, где Екатерина I держала её в строго секретном заключении как государственную преступницу под именованием «известной особы» (Евдокия представляла бо́льшую угрозу для новой императрицы, чьи права были сомнительны, чем для своего мужа, настоящего Романова).

После воцарения Петра II

Пётр II и великая княжна Наталья Алексеевна - внуки Евдокии

С воцарением своего внука Петра II (спустя несколько месяцев), она была с почётом перевезена в Москву и жила сначала в Вознесенском монастыре в Кремле, затем в Новодевичьем монастыре - в Лопухинских палатах. Верховный тайный Совет издал Указ о восстановлении чести и достоинства царицы с изъятием всех порочащих её документов и отменил своё решение 1722 г. о назначении Императором наследника по собственному умыслу без учёта прав на престол (хотя Александр Меншиков усиленно этому сопротивлялся). Ей было дано большое содержание и особый двор. На её содержание было определено 4500 руб. в год, по приезде Петра II в Москву сумма была увеличена до 60 тыс. руб. ежегодно. Никакой роли при дворе Петра II Лопухина не играла.

После смерти Петра II в 1730 году возник вопрос, кто станет его наследником, и Евдокия упоминалась в числе кандидатур. Существуют свидетельства, что Евдокия Фёдоровна отказалась от престола, предложенного ей членами Верховного тайного совета.

Умерла в 1731 при правлении императрицы Анны Иоанновны, которая относилась к ней с уважением и пришла на её похороны. Перед кончиной последние слова её были: «Бог дал мне познать истинную цену величия и счастья земного». Похоронена в соборной церкви Новодевичьего монастыря у южной стены собора Смоленской иконы Божьей Матери рядом с гробницами царевен Софьи и её сестры Екатерины Алексеевны.

Личное дело

Евдокия Федоровна Лопухина (1669—1731) родилась в селе Серебрено Мещовского уезда , в семье боярина Иллариона Лопухина. В соседнем Мещовске появилась на свет Евдокия Стрешнева, жена царя Михаила Федоровича, деда Петра I. Крещенная Прасковьей, Лопухина, вероятно, в честь Стрешневой позже сменила имя на более благозвучное — Евдокия. Ее отчество Илларионовна при венчании было изменено на Федоровна в честь святыни рода Романовых — Феодоровской иконы. Невесту 16-летнему Петру подбирала мать, царица Наталья Нарышкина. Ей нравилось, что Лопухины были союзниками Нарышкиных, а также то, что их род был многочисленным, популярным у стрельцов и небогатым. Венчание состоялось в январе 1689 года в церкви подмосковного Преображенского дворца. По словам историка Николая Костомарова, «по русским понятиям, женатый человек считался совершеннолетним, и Петр в глазах своего народа получил полное нравственное право избавить себя от опеки сестры», царевны Софьи, то есть стать полноправным правителем.

От брака с Лопухиной у Петра родились двое или трое сыновей: младшие, Александр и, возможно, Павел, умерли во младенчестве. Старший сын, царевич Алексей, появился на свет в 1690 году. После неудачной попытки переворота он скончался в Петропавловской крепости в 1718 году.

Вскоре после женитьбы Петр охладел к Лопухиной и сблизился в Немецкой слободе с рекомендованной Лефортом Анной Монс. После смерти в 1694 году своей матери, Натальи Кирилловны, царь перестал поддерживать с Лопухиной даже переписку. Ее родственники, занимавшие государственные должности, попали в опалу. В 1697 году после раскрытия заговора Соковнина, Цыклера и Пушкина, отец и два дяди царицы были сосланы подальше от Москвы простыми воеводами. В том же году Петр поручил своим приближенным уговорить Евдокию постричься в монахини, что давало бы ему право на новый брак. Она, однако, отказалась. В следующем году после повторного, уже личного отказа, Лопухину насильно отвезли в монастырь.

В традиционном для ссылки цариц Суздальско-Покровский монастыре ее постригли под именем Елены. Однако уже вскоре она стала жить как мирянка, и в 1709—1710 годах вступила в связь с майором Степаном Глебовым. В 1718 году вместе с любовником была арестована. После долгих допросов и пыток Глебов был казнен. Также были казнены и другие сторонники опальной царицы, включая суздальское духовенство. В июне 1718 года скончался ее сын, царевич Алексей. В декабре того же года был казнен брат Абрам Лопухин. Саму же Лопухину прилюдно выпороли кнутом и перевели в Ладожский Успенский монастырь, где она жила под строгим надзором до кончины Петра. В 1725 году Екатерина I, опасаясь претензий Евдокии на власть, отправила ее в Шлиссельбург, где держала в строго секретном заключении как государственную преступницу под именованием «известной особы».

После смерти Екатерины I и восшествия на престол своего внука Петра II Лопухина была выпущена из заточения и с почетом перевезена в Москву, где жила в Вознесенском и Новодевичьем монастырях. Верховный тайный Совет издал Указ о восстановлении чести и достоинства царицы с изъятием всех порочащих её документов. Ей было дано большое содержание и особый двор. Однако, никакой роли при дворе она не играла.

Скончалась в 1731 году, на год пережив Петра II. Новая императрица Анна Иоанновна относилась к Лопухиной уважительно и пришла на ее похороны. Похоронена Евдокия в соборной церкви Новодевичьего монастыря.

Чем знаменита

Воспитанная на «Домострое», Лопухина олицетворяла для противников петровских реформ святую старину. Богомольцы видели в ней истинную государыню, лишь волей судьбы отстраненную от престола. В первом, суздальском, заточении вела распутную жизнь, за что позднее была переведена в другой монастырь. После освобождения в 1727 году жила в Москве, пользуясь царскими почестями.

О чем надо знать

Евдокия Лопухина

В феврале 1720 года в Суздаль, где была пострижена в монахини Лопухина, приехал капитан-поручик Григорий Скорняков-Писарев. Он застал инокиню в мирском платье, в ее сундуках монашеского одеяния не оказалось. Также выяснилось, что Евдокия Лопухина имела несколько десятков слуг. Жила она исключительно на деньги родственников, местных светских и церковных властей и богомольцев. По подозрению в заговоре было арестовано сорок пять человек. По дороге в Москву постриженная царица написала царю покаянное письмо. Ее любовник, Глебов, «перенес пытку с героическим мужеством, отстаивая до последнего вздоха невиновность царицы Евдокии и защищая ее честь», — писал свидетель тех событий Н. П. Вильбуа в «Рассказах о русском дворе».

Прямая речь:

«И была принцесса лицом изрядная, токмо ума посреднего и нравом не сходная к своему супругу, отчего все счастие свое потеряла и весь род свой сгубила. Правда, сначала любовь между ими, царем Петром и супругою его, была изрядная, но продолжалася разве токмо год. К тому же царица Наталья Кирилловна невестку свою возненавидела и желала больше видеть с мужем ее в несогласии, нежели в любви. И так дошло до конца такого, что от сего супружества последовали в государстве Российском великие дела, которы были уже явны на весь свет», — писал Борис Куракин в «Гистории о царе Петре Алексеевиче» . О роде Лопухиных он высказался так: «Люди злые, скупые ябедники, умов самых низких и не знающие нимало в обхождении дворовом… И того к часу все их возненавидели и стали рассуждать, что ежели придут в милость, то всех погубят и государством завладеют. И, коротко сказать, от всех были возненавидимы и все им зла искали или опасность от них имели».

4 факта о Евдокии Лопухиной

  • Евдокия Лопухина стала последней русской (неиноземной) супругой российского монарха.
  • Помимо Лопухиной в том же 1698 году Петр постриг в монахини двух своих сестер Марфу и Феодосию за сочувствие к царевне Софье. Архимандрита обители за отказ в постриге Лопухиной взяли под стражу.
  • Содержания Евдокие в Суздале назначено от казны не было — Лопухину «кормили» родственники. «Здесь ведь ничего нет: все гнилое. Хоть я вам и прискушна, да что же делать. Покамест жива, пожалуйста, поите, да кормите, да одевайте, нищую», — писала им опальная царица.
  • Любовник Лопухиной Степан Глебов после страшных пыток был посажен на кол и, прежде чем умереть, мучился 14 часов. По некоторым указаниям, Евдокию заставили присутствовать при казни и не давали закрывать глаза и отворачиваться.

Close