Великий князь Александр Михайлович Романов был четвёртым сыном великого князя Михаила Николаевича (1832-1909), сына императора , и великой княгини Ольги Фёдоровны (1839-1891). Он родился в Тифлисе, где его отец состоял наместником на Кавказе. После рождения великий князь стал шефом 73-го пехотного Крымского полка, а при крещении получил ордена Св. апостола Андрея Первозванного, Св. Александра Невского, Белого орла и Св. Анны 1-й ст. Вместе с братьями он получал разностороннее домашнее образование и с детства готовился к военно-морской службе, приобретая необходимые теоретические познания и посещая военные суда и портовые сооружения.

В октябре 1885 года великий князь был зачислен мичманом в Гвардейский экипаж, а в июле следующего года - пожалован во флигель-адъютанты к Е. И. В. В 1886-1889 годах он осуществил кругосветное плавание на корвете «Рында», поле чего получил чин лейтенанта, а в 1890-1891 годах на собственной яхте «Тамара» совершил путешествие в Индию. Свои впечатления он изложил в сочинении «23 000 миль на яхте «Тамара». В 1892 году великий князь командовал миноносцем «Ревель», а в 1893 году вновь отправился в кругосветное плавание на фрегате «Дмитрий Донской» в составе команды, направленной в Северную Америку для участия в празднованиях по случаю 400-летия открытия Америки. В декабре 1894 года Александр Михайлович был произведён в капитаны 2-го ранга. В 1895 году он был назначен старшим офицером эскадренного броненосца «Сисой Великий». В том же году великий князь представил записку с доводами в пользу того, что самым вероятным противником России на море будет Япония. Начало будущей русско-японской войны он намечал на 1903-1904 годы, предлагая в этой связи свой вариант программы судостроения. После отклонения его предложений Александр Михайлович покинул строевой состав флота, но уже в 1899 году вернулся на действительную службу и был назначен старшим офицером броненосца береговой обороны «Генерал-адмирал Апраксин». В декабре 1900 года великому князю был присвоен чин капитана 1-го ранга. В 1900-1903 годах он командовал броненосцем Черноморского флота «Ростислав», а в январе 1903 года получил чин контр-адмирала с зачислением в свиту Е. И. В. и назначением младшим флагманом Черноморского флота.

Александр Михайлович многое сделал для развития российского флота на рубеже XIX и XX столетий. В 1891-1906 годах под его редакцией выходил справочник «Военные флоты иностранных государств», кроме того, им были изданы справочники и сочинения «Чертежи миноносцев русского флота», «Русский флот», «Морские паровые котлы», «Курс паровых машин» и другие. С 1898 года великий князь был членом Совета по делам торгового мореплавания, затем стал его председателем. В 1902-1905 годах в качестве главноуправляющего он возглавлял Главное управление торгового мореплавания и портов, созданное по его же инициативе. Под руководством Александра Михайловича был выработан порядок постройки судов, начата реконструкция портов, улучшено образование моряков торгового флота. Великий князь был почётным членом Конференции Николаевской Морской академии, стоял во главе Императорского Русского общества судоходства, Русского технического общества, Общества естествоиспытателей при . В период он критиковал решение послать на Дальний Восток 1-й и 2-й Тихоокеанских эскадр, руководил подготовкой и действиями вспомогательных крейсеров. В 1904 году великий князь стал председателем Особого комитета по усилению флота на добровольные пожертвования.

В феврале 1905 года Александр Михайлович был назначен начальником отряда минных крейсеров на Балтике, построенных на пожертвования. В 1905-1909 годах был младшим флагманом , летом 1906 года командовал Практическим отрядом обороны побережья Балтийского моря. После окончания Русско-японской войны он активно участвовал в совещаниях по поводу возрождения флота, настаивая на ускоренной постройке линкоров новых типов и увеличении ассигнований на военно-морской флот. В июле 1909 года Александр Михайлович был произведён в вице-адмиралы и пожалован в генерал-адъютанты. Он проявлял интерес к развитию не только военно-морского флота, но и воздушного, будучи одним из пионеров отечественной авиации. Великий князь стоял во главе отдела воздушного флота при Комитете по усилению военного флота на добровольные пожертвования, выступал инициатором посылки в 1909 году морских офицеров за границу для обучения в лётных школах Франции, создания в 1910 году офицерской школы авиации под Севастополем. В 1913 году он представил на утверждение правительству «Общий план организации воздухоплавания и авиации в России». В мае 1913 года он был удостоен ордена Св. Владимира 2-й ст.

С началом Александр Михайлович находился при командующем 4-й армии, с 1914 года он командовал авиацией Южного фронта. В декабре 1915 года ему был присвоен чин адмирала. В декабре 1916 года великий князь стал полевым генерал-инспектором военно-воздушного флота. В начале 1917 года Александр Михайлович поддержал идею создания правительства с участием общественных деятелей. После , 22 марта 1917 года, он был уволен от службы. С семьёй он жил в , затем перебрался в Крым, где некоторое время находился под домашним арестом. В декабре 1918 года он покинул Ялту на британском военном судне.

В эмиграции великий князь принимал активное участие в деятельности таких организаций, как Русский общевоинский союз (РОВС), Союз русских военных лётчиков (он был его почётным председателем), Парижская кают-компания, Объединение чинов Гвардейского экипажа. Александр Михайлович жил во , Швейцарии и , увлекался спиритизмом и археологическими исследованиями. Он умер в Рокебрюне на руках у жены в возрасте 66 лет, там же был похоронен.

Александр Михайлович был женат на своей двоюродной племяннице, сестре Николая II великой княжне Ксении Александровне (1875-1960). В браке родились дочь Ирина (1895-1970), с 1914 года состоявшая в браке с князем Ф. Ф. Юсуповым, и шестеро сыновей: Андрей (1897-1981), Фёдор (1898-1968), Никита (1900-1974), Дмитрий (1901-1980), Ростислав (1902-1978) и Василий (1907-1989). Все они состояли в морганатических браках.


Великий князь Александр Михайлович, будущий основатель военной авиации России, родился 1 апреля 1866 г. в Тифлисе. Он был четвёртым сыном Великого князя Михаила Николаевича Кавказского наместника и младшего брата императора Александра II. При крещении получил ордена св. апостола Андрея Первозванного, св. Александра Невского, Белого орла св. Анны 1-й ст. С рождения состоял шефом 73-го пехотного Крымского полка. (1)

Александр получил разностороннее домашнее образование и суровое военное воспитание. С детства предназначенный к военно-морской службе, великий князь получил хорошую теоретическую подготовку, которая сопровождалась посещением военных судов и портовых сооружений. Ежегодно три летних месяца проводил в плавании на учебном крейсере совместно с кадетами и гардемаринами Морского корпуса. В апреле 1866 г. (!) зачислен на действительную службу и произведён в полковники. В октябре 1885 г. зачислен мичманом в Гвардейский экипаж, а в июле пожалован во флигель-адъютанты к Е.И.В. В 1886-89 гг. совершил кругосветное плавание на корвете «Рында»; в 1890-91 на собственной яхте «Тамара» совершил путешествие в Индию, описанное им в издании»23000 миль на яхте «Тамара». В 892 г. командовал миноносцем «Ревель». В 1893 г. совершил новое кругосветное плавание на фрегате «Дмитрий Донской» в составе команды, посланной в Северную Америку по случаю празднования 400-летия открытия Америки. В июне 1889 г. получил чин лейтенанта, а в декабре 1894 – капитана 2-го ранга. (2)

Александр Михайлович был женат на сестре Николая II.великой княжне Ксении Александровны (1875-1960) Александр и Николай были сверстниками и друзьями детства. Николай звал Александра - Сандро, а тот Николая - Ники.

В марте 1895 Александр Михайлович был назначен старшим офицером эскадренного броненосца «Сисой Великий». Александр интересовался военно-научными разработками военно-морской области. «Ещё в чине мичмана, следя за состоянием военно-морского дела за границей, великий Князь Александр Михайлович пришёл к убеждению, что что отсутствие на русском языке справочных изданий по военно-морским вопросам лишает личный состав флота следить за развитием военно-морского дела в иностранных государствах. Последствием этого было издание в 1891 г. первой справочной книги под названием: «Военные флоты иностранных государств., повторенное в 1892, 93, 95, 97, 99 1901, 904, и 906 гг.»(3) Он издал ряд справочников для офицеров военно-морского флота. С 1891-по 1906 г. под его редакцией выходили справочники «Военные флоты иностранных государств». Кроме того, им были изданы «Чертежи миноносцев морского флота», «Русский флот», «Морские паровые котлы», «Курс паровых машин» и др. В 1895 г. Александр Михайлович представил императору Николаю 11 записку, в которой обосновал вывод о том, что наиболее вероятным противником России на море будет Япония, и назвал вероятное время начала боевых действий 1903-1904 гг окончанию японской судостроительной программы.. он предложил свою программу судостроения и после её отклонения в июле 1896 г. покинул строевой состав флота. В 1899 г. вернулся на действительную службу во флоте, и был назначен старшим офицером броненосца береговой обороны «Генерал-адмирал Апраксин». В декабре 1900 г. был произведён в капитаны 1-го ранга. В 1900-1903 гг. командовал броненосцем Черноморского флота «Ростислав». В январе 1903 г. был произведён в контр-адмиралы и назначен младшим флагманом Черноморского флота. С 1898 состоял членом, а затем председателем совета по делам торгового мореплавания. С ноября 1902 по ноябрь 1905 гг возглавлял Главное управление торгового мореплавания и портов.

Во время Русско-японской войны 1904 – 1905 гг. категорически возражал против посылки на Дальний Восток 1 и 2-й тихоокеанских эскадр, руководил подготовкой вспомогательных крейсеров. С января 1904 г. председатель Особого комитета по усилению флота на добровольные пожертвования. На собранные средства удалосьпостроить 19 эскадренных миноносцев, 4 подводные лодки и приобрести за границей авиационную технику. С февраля 1905 г. Александр Михайлович был назначен начальником отряда минных крейсеров на Балтике.

«Во время бунта в Свеаборге сам Брилёв (военно-морской министр) был с флотом в Або; он немедленно пошёл на Свеаборг, туда же приказал идти минному отряду, которым командовал великий князь Александр.Михайлович, но тот тогда уехал из отряда. Позже Александр Михайлович объяснял свой поступок тем, «что он для охраны своего достоинства, как великого князя, не нашёл возможным участвовать в междуусобиях русских и финнов. Государь (Николай Второй) сказал: «Вот как он понимает службу!»»(4)

В 1905 – 1909 гг. великий князь Александр Михайлович был младшим флагманом Балтийского флота. С 1906 г. он принимал деятельное участие в деле возрождения флота, поддержал создание Морского ген. штаба. В июле 1909 г. был произведён в вице-адмиралы. И пожалован в генерал-адъютанты. Был почётным членом ряда комитетов и научных обществ.

Александр Михайлович стоял во главе развития отечественной авиации, в частности, морской. Он возглавлял отдел воздушного флота при Комитете по усилению военного флота на добровольные пожертвования. В том же году он был инициатор посылки морских офицеров за границу для обучения в лётных школах Франции. По его инициативе в 1910 г. была создана офицерская школа авиации под Севастополем. В 1913 г. он представил правительству «Общий план организации воздухоплавания и авиации в России» В мае 1903 г. удостоен ордена св. Владимира 2-й ст.

С началом 1-й мировой войны Великий князь Александр Михайлович находился при командующем 4-й армии, командовал авиацией Южного фронта. Фактически возглавлял действия воздушного флота. В декабре 1915 г. получил чин адмирала.(5) С декабря 1916 г. великий князь Александр Михайлович стал генерал-инспектором военно-воздушного флота. Он полностью «посвятил себя военной авиации, которой издавна занимался.(6)

В начале 1917 г. Великий князь Александр Михайлович выступал за создание правительства с участием общественных деятелей (высказываясь против «ответственного министерства»). После февральского переворота с 22 марта 1917 г. уволен со службы. Поначалу жил в Киеве, затем переехал с семьёй в Крым, где некоторое время находился под домашним арестом.

В 1918 г. Великий Князь Александр Михайлович на английском корабле Мальборо выехал из России. Жил в эмиграции. После гражданской войны в России участвовал в деятельности РОВС. Состоял почётным председателем Союза русских военных лётчиков. Парижской кают-компании, Объединения чинов Гвардейского экипажа, покровителем Национальной организации русских разведчиков. Жил во Франции, затем в Швейцарии и США. По утверждению начальника канцелярии при Министре Двора А.А.Мосолова Александр Михайлович был склонен к мистицизму. Он читал лекции по спиритизму. Мосолов писал: «склонный к мистицизму, Александр Михайлович стал проповедовать… теории, якобы внушаемые ему свыше и близкие к непротивленству Льва Толстого. Они должны были, по его словам, спасти Россию от большевиков оккультным путём. Слушателей, а тем более слушательниц находи немало»(7). По свидетельству А.Ф.Керенского Александр Михайлович был масоном. (8) Он увлекался археологическими исследованиями, провёл ряд успешных раскопок.

Скончался великий князь Александр Михайлович 26 февраля 1933 г. на 67 году жизни в Робкрюне около Ментоны (юг Франции); похоронен там же. Скончался на руках дочери Ирины (2895-1970) В год смерти в Париже вышла его «Книга воспоминаний». Она переиздавалась в России.(9)

Кроме дочери у Александра Михайловича было 6 сыновей – князей императорской крови: Андрей (1897 – 1981), Фёдор (1898 – 1968), Никита (1900 – 1974), Дмитрий (1901 – 1980), Ростислав (1902 – 1978), Василий (1907 – 1989) Все сыновья состояли в морганатических браках.

---
1. Федорченко В.И. Свита российских императоров, М., Аст, 2005, Кн.1, С.24.
2. Там же, С.25.
3. Полководцы, военачальники и военные деятели России в «Военной энциклопедии И.Д.Сытина», СПБ, Экополис и культура, 1995, Т.1, С.42..
4. Редигер А.Ф. История моей жизни, Воспоминания военного министра, М., Канон-Пресс-ц, Кучково поле, 1999, Т.2, С.117.
5. См.: Федорченко В.И. –Там же, С.26.
6. См.: Мосолов А.А. При Дворе последнего Императора, СПБ, «Наука», 1992, 147.
7. Там же, С…
8. Керенский А.Ф., Мемуары, С.63.
9. См: Книга воспоминаний. М., «Современник» 1991г.

Из книги воспоминаний великого князя Александра Михайловича. М., «Современник» 1991г.

…Единственное ценное в нашей жизни это работа духа и освобождение живительных сил нашей души от всех пут материальной цивилизации и ложных идеалов. С.6.
Не может быть Голгофы без Воскресения. А более тяжкой Голгофы, чем Голгофа Великомученицы России, мир не видел. С.6.

АЛЕКСАНДР ТРЕТИЙ
Ни один из Романовых не подходил так близко к народным представлениям о Царе, как этот богатырь с русой бородой. По: «Великий князь Александр Михайлович. Книга воспоминаний». М., «Современник» 1991г. С.52.
…Традиции Дома Романовых требовали, чтобы все его члены были военными… С.65.
Преждевременная кончина Императора Александра 111 приблизила вспышку революции по крайней мере на четверть века. Там же. С.113.
«В продолжении 300 лет мои отцы и деды предназначали своих родных к военной карьере. Я не хочу порывать с этой традицией. Я не могу позволить моим дядям и кузенам вмешиваться в дела управления» Николай 11 Там же. С.129.
Трон Романовых пал не под напором предтечь советов или же юношей-бомбистов, но носителей аристократических фамилий и придворных званий, банкиров, издателей, адвокатов, профессоров и др. общественных деятелей, живших щедротами Империи. Там же. С.162.
До полуночи 31 июля 1914 года Британское правительство могло бы предотвратить мировую катастрофу, если бы ясно и определённо заявило о своём твёрдом намерении вступить в войну на стороне России и Франции. Там же. С.208.

Родившийся в семье священника, он успешно окончил сначала церковно-приходскую школу, затем Кинешемское духовное училище и Костромскую духовную семинарию. В детстве мечтал стать агрономом или землемером, успел некоторое время поработать сельским учителем, однако не это было его призванием. Жизненные планы Александра Михайловича Васильевского изменила Первая мировая война. Позднее прославленный советский маршал отмечал, что благодарен судьбе за то, что стал военным, подчеркивая, что таким образом оказался в жизни на своем месте.

Будущий маршал родился 16 сентября 1895 года (по старому стилю), но сам всегда считал, что родился 17 сентября в один день со своей матерью. Эта дата рождения «закреплена» в его мемуарах «Дело всей жизни», а также в датах награждения юбилейными послевоенными наградами, которые вручались к его Дню рождения. Александр Василевский родился в селе Новая Гольчиха Кинешемского уезда (сегодня входит в состав города Вичуга Ивановской области) в семье русского православного священника. Его отец Михаил Александрович Василевский был церковным регентом и псаломщиком Никольского единоверческого храма, мать Надежда Ивановна Василевская – дочерью псаломщика села Углец Кинешемского уезда. Семья была многодетной, Александр был четвертым по старшинству ребенком.


В 1897 году семья Василевских переехала в село Новопокровское, в котором отец будущего маршала начал служить священником в только что построенном каменном Вознесенском единоверческом храме. Позднее Александр начнет свое обучение в церковно-приходской школе при этом храме. В 1909 году он окончит Кинешемское духовное училище и поступит в Костромскую духовную семинарию, диплом об окончании которой позволял продолжать образование в светских учебных заведениях. В годы учебы в семинарии он принял участие во всероссийской стачке семинаристов, которая была протестом против запрета на их поступление в институты и университеты. За участие в стачке он был выдворен из Костромы властями, но позднее спустя несколько месяцев вернулся назад после частичного удовлетворения требований семинаристов.

Александр Василевский (в первом ряду второй слева) среди учащихся Костромской духовной семинарии


На его судьбу серьезно повлияла Первая мировая война, которая и помогла ему определиться со своим жизненным путем. Перед началом последнего класса в семинарии он и несколько его одноклассников на волне патриотических чувств экстерном сдали экзамены, в феврале 1915 года Александр Василевский поступил в Алексеевское военное училище. Здесь он прошел ускоренный курс обучения (4 месяца) и в конце мая 1915 года в чине прапорщика был отправлен на фронт.

С июня по сентябрь 1915 года успел побывать в ряде запасных частей, оказавшись наконец на Юго-Западном фронте, вступив в должность полуротного командира роты 409-го Новохопёрского полка 103-й пехотной дивизии 9-й армии. Весной 1916 года был назначен командиром роты, которая спустя некоторое время была признана одной из лучших во всем полку. В конце апреля получил свою первую награду орден Святой Анны 4-й степени с надписью «За храбрость», позднее был награжден Орденом Святого Станислава 3-й степени с мечами и бантом. Со своей ротой в мае 1916 года принимал участие в знаменитом Брусиловском прорыве. В результате больших потерь офицерского состава временно командовал батальоном в своем полку. За проявленную в боях храбрость досрочно получил чин штабс-капитана. Василевский был отважным командиром, ободрявшим солдат не только словами, но и личной храбростью и мужеством, не редко увлекая их за собой во время атак.

Известие об Октябрьской революции застало Василевского под Аджуд-Ноу в Румынии, где он принимает решение оставить военную службу, в ноябре 1917 года он увольняется в запас и возвращается к себе на родину. До июня 1918 года жил у родителей и занимался сельским хозяйством, с июня по август 1918 года трудился сотенным инструктором всевобуча при Углецкой волости Кинешемского уезда Костромской губернии. С сентября 1918 года трудился учителем в начальных школах сел Верховье и Подъяковлево Голунской волости Новосильского уезда на территории Тульской губернии.

Александр Василевский в 1928 году


Уже в апреле 1919 года в жизнь Александра Василевского возвращается военная служба, он был призван в Красную Армию и направлен в 4-й запасной батальон на должность взводного инструктора (помощника командира взвода). Через месяц был отправлен в качестве командира отряда из 100 человек в Ступинскую волость Ефремовского уезда Тульской губернии для оказания помощи в борьбе с бандами и осуществлении продразверстки. Принимал участие в подготовке укрепрайонов, расположенных к юго-западу от Тулы, перед наступлением белой армии Антона Деникина. В 1920 году был помощником командира полка 96-й стрелковой дивизии 15-й армии во время советско-польской войны. В 1920-е годы участвовал в борьбе с бандитизмом в Смоленской губернии, командовал тремя разными полками 48-й Тверской стрелковой дивизии, возглавлял дивизионную школу младших командиров, прошел обучение на стрелково-тактических курсах усовершенствования командного состава РККА «Выстрел». В июне 1928 года его 143-й полк был особо выделен инспекторской группой на учениях. А осенью 1930 года 144-й полк, который до назначения его командиром Василевского считался самым слабо подготовленным в 48-й дивизии, сумел занять первое место и получил отличную оценку на окружных маневрах.

Успехи Василевского и его таланты были замечены, что, вероятно, обусловило его перевод на штабную работу, о чем ему сообщает В. К. Триандафиллов непосредственно после завершения маневров. Можно сказать, что его карьера успешно развивалась и шла в гору. Этому не мешало ни его происхождение, ни служба в царской армии. Правда, достаточно долгое время его не принимали в партию. Он длительное время был кандидатом в члены партии, будучи принятым в ряды коммунистической партии только в 1938 году уже во время своей службы в Генеральном штабе. В своей автобиографии Александр Василевский писал, что утратил письменную и личную связь со своими родителями с 1924 года, восстановив с ними отношения только в 1940 году по личному предложению Сталина.

С мая 1931 года Александр Василевский работал в Управлении боевой подготовки РККА, в 1934-1936 годах являлся начальником отдела боевой подготовки Приволжского военного округа. В 1936 году после введения в РККА персональных воинских званий, ему было присвоено звание полковника. В ноябре 1936 года был зачислен в Военную академию Генерального штаба, попав в первый набор слушателей, состоявший из 137 человек. Он окончил ее с отличием и в 1937 году был назначен начальником кафедры тыла академии. В октябре 1937 года последовало новое назначение – начальником 10-го отделения (оперативной подготовки командного состава) 1-го отдела Генштаба. 16 августа 1938 года присвоено очередное воинское звание – комбриг. К маю 1940 года Василевский становится первым заместителем начальника Оперативного управления с присвоением звания комдива. Он принимал непосредственное участие в разработке оперативных планов стратегического развертывания частей РККА на северном, северо-западном и западном направлениях в случае войны с Германией.


Александр Василевский являлся участником Великой Отечественной войны с первого дня, именно война раскрыла выдающиеся качества и умения полководца. К 1 августа 1941 года генерал-майор Василевский был назначен заместителем начальника Генерального штаба – начальником Оперативного управления. Во время Битвы за Москву с 5 по 10 октября 1941 года Василевский входил в группу представителей ГКО, которые обеспечивали скорейшую отправку отступающих и вышедших из окружения войск на Можайский оборонительный рубеж. 28 октября деятельность данной оперативной группы была очень высоко оценена Сталиным, Василевский получил внеочередное звание, став генерал-лейтенантом.

С 29 ноября до 10-х чисел декабря 1941 года в связи с болезнью начальника генерального штаба Шапошникова Василевский временно исполнял его обязанности, поэтому вся тяжесть подготовки контрнаступления под Москвой легла именно на его плечи. В целом он сыграл огромную роль в организации обороны столицы и планировании последовавшего контрнаступления. В самые критические дни обороны города с 16 октября по конец ноября, когда Генштаб был эвакуирован из Москвы, Александр Василевский возглавлял в Москве оперативную группу (первый эшелон Генштаба) для обслуживания Ставки. В годы войны, особенно в первое самое тяжелое время Василевский буквально жил на работе. По воспоминаниям его сына Игоря Василевского, которому в 1941 году было 6 лет, после начала войны он не видел отца дома очень долгое время. В Генштабе работали круглые сутки, даже поставив в здании кровати.

26 апреля 1942 года Василевскому было присвоено звание генерал-полковника. 26 июня его назначали начальником Генштаба, а с 14 октября одновременно и заместителем наркома обороны СССР. С 23 июля по 26 августа Василевский был представителем Ставки на Сталинградском фронте. Он внес большой вклад в развитие советского военного искусства, спланировал и подготовил контрнаступление советских войск под Сталинградом, занимался его координацией. В январе 1943 года – координировал наступление Воронежского и Брянского фронтов на Верхнем Дону.

Член Военного совета 3-го Белорусского фронта В. Е. Макаров, А. М. Василевский и И. Д. Черняховский допрашивают командира 206-й пехотной дивизии Альфонса Хиттера

16 февраля 1943 года Александру Михайловичу было присвоено звание Маршала Советского Союза, его военная карьера достигла своего пика. Присвоение нового звания было очень необычным, так как всего за 29 дней до этого ему было присвоено звание генерала армии. По поручению Ставки ВГК Александр Василевский координировал действия Степного и Воронежского фронтов в Курской битве, руководил планированием и проведением операций по освобождению Донбасса, а также операциями по освобождению от немецко-фашистских захватчиков правобережной Украины и Крыма.

10 апреля 1944 года, в день освобождения от врага Одессы, Василевский был награжден орденом «Победа». Это был второй по счету орден с момента учреждения данной награды. Первым обладателем ордена был маршал Жуков, третьим – Сталин. Орден «Победа» считался главной военной наградой Советского Союза, им награждали за успешное проведение боевых операций в масштабах одного или нескольких фронтов, всего им было отмечено 17 советских полководцев и лишь трое получили его дважды – Жуков, Василевский и Сталин. После освобождения Севастополя в мае 1944 года Василевский получил легкое ранение, его штабной автомобиль подорвался на мине, к счастью для него все ограничилось несколькими днями постельного режима.

Во время проведения Белорусской наступательной операции «Багратион» Александр Василевский координировал боевые действия 1-го Прибалтийского и 3-го Белорусского фронтов, с 10 июля 1944 года к ним добавился и 2-й Прибалтийский фронт. Второй орден «Победы» маршал получил за разработку и руководство операцией по взятию Кенигсберга в 1945 году. Затем уже в самом конце Великой Отечественной войны он успешно провел Земландскую операцию, в рамках которой войска 3-го Белорусского фронта в содействии с Балтийским флотом смогли разгромить Земландскую группировку немецких войск, находящуюся в Восточной Пруссии. К исходу 25 апреля 1945 года войска фронта овладели городом-крепостью Пиллау.


Не успели отгреметь залпы завершившейся в Европе войны, а Александр Михайловч уже ехал на Дальний Восток. Он включился в разработку плана войны с Японией 27 апреля 1945 года сразу после окончания Восточно-Прусской операции, при этом черновые наброски плана были сделаны им еще осенью 1944 года. Под его непосредственным руководством к 27 июня 1945 года был готов план Маньчжурской стратегической наступательной операции. А уже 5 июля 1945 года переодетый в форму генерал-полковника с документами на имя Васильева он прибыл в Читу, где 30 июля был назначен главнокомандующим советскими войсками на Дальнем Востоке. 9 августа 1945 года советские войска перешли в наступление и всего за 24 дня разгромили в Манчжурии миллионную Квантунскую армию Японии. За умелое руководством советскими войсками на Дальнем востоке во время войны с Японией Василевский был награжден второй медалью «Золотая Звезда». Первую медаль и звание Героя Советского Союза он получил еще 29 июля 1944 года за образцовое выполнение заданий ВГК, так были отмечены его заслуги в операциях по освобождению Белоруссии и Прибалтики.

После завершения войны Василевский до 1948 года продолжал возглавлять Генштаб, а затем занимал ключевые посты в министерстве вооруженных сил Советского Союза (С 24 марта 1949 по 26 февраля 1950 года – министр Вооруженных сил СССР, затем – Военный министр СССР по 16 марта 1953 года). При этом на судьбе маршала отразилась смерть Сталина и последующее за ней разоблачения его культа личности. В период с 16 марта 1953 года по 15 марта 1956 года Василевский был первым заместителем министра обороны СССР, пока не был освобожден от занимаемой должности по личной просьбе. Считается, что его отставки добивался лично Хрущев. 14 августа 1956 года Василевский становится заместителем министра обороны СССР по вопросам военной науки, а с декабря 1957 года увольняется в отставку по болезни с правом ношения военной формы, у маршала был инфаркт. Выход в отставку позволил ему сосредоточиться на написании мемуаров, а также работе в ветеранских организациях.

Прославленный маршал ушел из жизни 40 лет назад – 5 декабря 1977 года, не оправившись от очередного инфаркта, на тот момент ему было 82 года. Урна с прахом Александра Михайловича Василевского была замурована в Кремлевской стене на Красной площади. Память маршала была увековечена, в его честь названы улицы во многих городах Российской Федерации, его имя носит Военная академия войсковой противовоздушной обороны Вооруженных Сил Российской Федерации в Смоленске, а также Пик «Маршал Василевский» и ледник «Маршал Василевский» на Памире.

По материалам из открытых источников

Великий князь Александр Михайлович. (01.04.1866 г.; Тифлис-26.02.1933 г.; г. Рокбрюн, Франция).

Внук императора Николая I, племянник императора Александра II. Православный. Получил домашнее образование. Российский государственный и военный деятель, в числе немногих великих князей плодотворно служил в Военно-Морском Флоте.

Великий князь Александр Михайлович на военном корабле «Князь Пожарский».
Конец XIX в. Ф. 9. Оп. 1. Д. 1189. Л. 1.

Морская служба

Как и все великие князья, Александр Михайлович с рождения был зачислен на действительную службу, произведён в полковники и назначен шефом 73-го пехотного Крымского полка, зачислен в 4-й стрелковый батальон Императорской фамилии, гвардейскую артиллерийскую бригаду и кавказскую гренадерскую дивизию. Однако, службе в одном из полков императорской гвардии предпочёл Военно-Морской Флот. Вот как пишет о своём выборе сам великий князь:

Мысль о поступлении во флот пришла мне в голову в 1878 г., когда, по счастливому недоразумению, в число наших наставников попал веселый и покладистый лейтенант – Николай Александрович Зеленой.

Совершенно неспособный к роли преподавателя или воспитателя, он позволял нам делать с собой все что угодно, и мы проводили наши, обычно столь унылые, утренние часы, слушая рассказы Зеленого о привольной жизни, которую вели моряки русского военного флота. Если верить всем словам этого восторженного моряка, получалось впечатление, что флот Его Императорского Величества переходил от одного блестящего приключения к другому, и жизнь, полная неожиданностей, выпадала на долю каждого, кто был на борту русского военного корабля…

Заражающая веселость Зеленого определила мой выбор. Я начал мечтать о таинственных женщинах, разъезжающих на рикшах по узким улицам Шанхая. Я жаждал видеть волшебное зрелище индусских фанатиков, которые на заре входили в священные воды Ганга. Я горел желанием посмотреть на стадо диких слонов, которые неслись по непроходимым дебрям Цейлонских лесов. Я окончательно решил сделаться моряком.

Великий князь Александр Михайлович. Книга воспоминаний. Москва. 1991. Стр. 65-66.

Первое пробное плавание состоялось с 14 июня по 13 августа 1881 г. на корвете «Варяг» по Балтийскому морю. В 1882 г. был зачислен на действительную службу в Балтийский флот и прошёл путь от мичмана до адмирала.

1 октября 1885 г. Высочайший приказ о зачислении великого князя Александра Михайловича в Гвардейский экипаж, мичманом.
Ф. 248. Оп. 1. Д. 97. Л. 82. Подлинник.

  • 01.10.1885 - мичман
  • 09.06.1889 - лейтенант
  • 06.12.1894 - капитан 2 ранга
  • 06.12.1900 - капитан 1 ранга
  • 01.01.1903 - контр-адмирал
  • 22.07.1909 - вице-адмирал
  • 06.12.1915 - адмирал

Деятельность по развитию российского флота

6 февраля 1904 г. Александр Михайлович был назначен вице-председателем особого комитета по усилению военного флота на добровольные пожертвования. Благодаря настойчивости великого князя, в короткий срок 1904-1906 гг. было построено 18 минных крейсеров и миноносцев.
Внёс большой вклад в развитие русского торгового и военного мореплавания и судостроения. В должности главноуправляющего торговым мореплаванием и портами содействовал реконструкции портов, улучшению образования моряков торгового флота.
Способствовал развитию яхтенного спорта, состоял учредителем и почётным командором Невского яхт-клуба, покровителем Петербургского парусного клуба.

Создание авиации в России

Активно содействовал развитию авиации в России, возглавлял Отдел воздушного флота при Комитете по усилению флота на добровольные пожертвования. По его инициативе осенью 1908 г. был построен первый в России аэродром в Севастополе, в 1909 г. для обучения в заграничных лётных школах направлена группа морских офицеров, и в 1910 г. создана офицерская школа авиации под Севастополем.

1912 г. Проект сооружений офицерской школы авиации отдела воздушного флота в Александро-Михайловском лагере близ Севастополя на Каче.
Ф. 315. Оп. 2. Д. 293. Обложка. Л. 1. Альбом.

Изобретательская деятельность

Изобретательская деятельность великого князя стала возможна в результате полученного им домашнего образования, которое носило научный характер. В программе обучения были такие предметы как, астрономия, теория девиации, океанография, теоретическая и практическая артиллерия, теория кораблестроения, военная и морская стратегия и тактика и др.

Мои преподаватели, все выдающиеся специалисты…Поощренный ими, я заинтересовался моими новыми предметами. Теоретические занятия дома сопровождались посещением военных судов и портовых сооружений. Каждое лето я проводил три месяца в плавании на крейсере, на котором плавали кадеты и гардемарины Морского Корпуса.

Великий князь Александр Михайлович. Указ. соч. Стр. 68.

Высокое положение и хорошее образование позволили Александру Михайловичу способствовать внедрению новых технических усовершенствований.
В 1901 г. Александр Михайлович был назначен членом Комитета для инспекции и приёма в казну башенных установок 10-дюймовых орудий на броненосце «Ростислав», в 1902 г. стал председателем Комитета по испытанию установки в трёх паровых котлах эскадренного броненосца «Ростислав» нефтяного отопления по системе инженера Пашинина.
Имел собственные изобретения.

В период Февральской революции Александр Михайлович продолжал заниматься своими прямыми обязанностями, заведовал организацией авиационного дела в действующей армии. После отречения императора Николая II сопровождал к нему в Могилёв вдовствующую императрицу Марию Фёдоровну. В апреле 1917 г. вместе с семьёй был помещён под домашний арест в своём имении Ай-Тодор в Крыму. В октябре 1917 г. был переведён с семьёй в имение Дюльбер, где находился под охраной Севастопольского совета. В апреле 1918 г. был освобождён наступавшими немецкими войсками и 24 декабря на английском корабле «Forsight» отбыл из Севастополя за границу. Получив отказ в визе от английского правительства, поселился во Франции, в Париже. Участвовал в деятельности «Русского общевоинского союза», был почётным председателем Союза русских военных лётчиков, Парижской кают-компании, Объединения чинов Гвардейского экипажа, покровителем Национальной организации русских разведчиков (скаутов). Интересовался спиритизмом, с 1928 г. несколько раз выступал с лекциями на эту тему в Швейцарии и США.
Великий князь Александр Михайлович скончался в Нице 26 февраля 1933 г. после тяжелой и продолжительной болезни.

Из России с любовью

Таков вкратце жизненный путь великого князя Александра Михайловича. И если первая его часть была направлена на развитие России и совершенствование её государственного устройства. То вторая, эмигрантская, прошла в попытках понять то, что произошло с его родиной и примириться с этим. Это может быть выражено словами из его воспоминаний:

Любить мы ​должны Россию и народ русский. Эта любовь наша должна выразиться в стремлении понять новое мировоззрение русских людей, которое явилось результатом безбожного и бездуховного воспитания. Но мы должны найти в этом новом миросозерцании те стороны, которые и нами могут быть восприняты.Принцип, проводимый в жизнь: Работа каждого во имя блага государства вполне приемлем для каждого из нас; он послужит тем звеном, которое нас, представителей старой России, соединит с людьми России новой.

Великий князь Александр Михайлович. Книга воспоминаний. Стр. 267.

Выставка документов, посвященная деятельности Александра Михайловича, представляет подробности многообразной деятельности великого князя. Многие его начинания принесли успех и славу России, другие не были реализованы в силу жизненных обстоятельств, характера и сложившейся исторической ситуации. Документы свидетельствуют о многих славных делах Александра Михайловича и возвращают современной России славное имя одного из патриотов прошлого.

Качинские летчики спасли Великого князя Александра Михайловича Романова в знак благодарности за создание военной авиации России

Великий князь Александр Михайлович Романов

В Крыму события, связанные с арестованными великими князьями, развивались совсем по иному сценарию, чем в Екатеринбурге

Говоря о трагедии в Екатеринбурге (расстрел Николая II и членов его семьи в 1918 году), следует вспомнить, что в то страшное время гражданской войны, когда человеческая жизнь не стоила и полушки, судьба не всех Романовых сложилась так же трагично, как это случилось на Урале. В Крыму события, связанные с арестованными великими князьями, развивались совсем по иному сценарию.

ОБОРОНА ДВОРЦА ДЮЛЬБЕР

"Моя семья терялась в догадках по поводу нашего мирного содружества с Задорожным", - вспоминал Александр Михайлович

О том, что происходило в те пять месяцев во дворце Дюльбер и вокруг него, рассказал в своей "Книге воспоминаний" великий князь Александр Михайлович, в 1910 году основавший в России Качинское училище летчиков

Еще при Временном правительстве он был взят в Киеве вместе с семьей под стражу, а потом препровожден в Крым, в свое имение Ай-Тодор. В один из дней ноября в Ай-Тодор приехал "вооруженный до зубов гигант" - матрос Задорожный и объявил великому князю, что ему, Задорожному, приказано взять в свои руки управление районом и что он знает "бывшего Великого князя", так как в 1916 году служил в его авиашколе.

Дальше события стали раскручиваться стремительно, явно приобретая драматический оттенок. В Ялтинском совете преобладали анархисты, которые вознамерились расстрелять находящихся в Крыму великих князей и их семьи. Об этом Александру Михайловичу рассказал Задорожный и предложил перебраться в Дюльбер, дворец великого князя Петра Николаевича, который легче было оборонять.

Александр Михайлович в "Книге воспоминаний" замечает, что, когда дворец строился, Романовы подсмеивались над "чрезмерной высотой толстых стен. Но наши насмешки не изменили решения Петра Николаевича. Он говорил, что никогда нельзя знать, что готовит нам отдаленное будущее. Благодаря его предусмотрительности Севастопольский совет располагал в ноябре 1917 года хорошо защищенной крепостью". .
Дворец Дюльбер, где в 1917-1918 годах содержались великие князья Романовы с семьями.

Дворец построен в мавританском стиле. Над входом в него - изречение из Корана с пожеланием благополучия его владельцу. Дюльбер был украшен серебристыми куполами и зубчатыми стенами, которые оказались очень удобными для устройства пулеметных гнезд. Самое удивительное заключалось в том, что Александр Михайлович стал правой рукой командира отряда матросов во время организации обороны дворца. Он помог оборудовать места для пулеметов, рассчитал секторы огня, что сделал профессионально и точно: русских морских офицеров всегда отличало глубокое знание артиллерийского дела. Многочисленные налеты вооруженных отрядов анархистски настроенных приверженцев Ялтинского совета так ни разу и не закончились штурмом.

Великий князь помог охране наладить работу прожекторов. Более того, он помогал Задорожному составлять письменные рапорты в Совет о поведении находящихся под арестом великих князей. "Моя семья терялась в догадках по поводу нашего мирного содружества с Задорожным", - вспоминал Александр Михайлович.

Теряемся сегодня в догадках и мы.
Возможно, люди из Севастопольского совета, организуя оборону Дюльбера от анархистов, руководствовались амбициями? Может, их подвигнули на это христианские заповеди о милосердии и сострадании? Наверняка эти мотивы присутствовали в их поступках.

Но главное, видимо, заключалось все-таки в другом. В действиях севастопольцев проглядывает своеобразный заговор группы людей, давно и хорошо знавших великого князя - моряков, летчиков, которые имели авторитет в самом Севастопольском совете и вокруг него. Сам же Александр Михайлович пользовался уважением на Черноморском флоте, где несколько лет проходил службу в различных должностях.

Что касается его детища - Севастопольской офицерской школы авиации, основанной им в ноябре 1910 года (в 1912 году школу перевели на речку Качу - отсюда и ее название), там у него авторитет был огромный

Это видно и по тому, как матрос Задорожный обращался с великим князем, хотя тот и числился арестованным. Правда, матрос мог действовать так, руководствуясь указаниями комиссара авиации Крыма, летчика Качинской школы В. М. Ремезюка, впоследствии - первого начальника Борисоглебского авиационного училища. В Крыму продолжал тогда служить и первый летчик России М. Н. Ефимов, перешедший на сторону большевиков. Но у него всегда были хорошие отношения с великим князем, который в свою очередь очень ценил Ефимова.

Племянница М. Н. Ефимова Е. В. Королева в книге "Окрыленные мечтой", изданной в Киеве в 1993 году, на вопрос: чего ради Севастопольский совет из-за великих князей вступил в вооруженный конфликт с Ялтинским советом, отвечает, что это сделали качинские летчики, которые спасли Александра Михайловича, а заодно и его родственников в знак благодарности за все сделанное им для российской авиации.

Так была предотвращена бессмысленная расправа над группой великих князей. Отряд Задорожного продолжал охранять Романовых до самого их отъезда в эмиграцию.

ИЗ ИСТОРИИ КАЧИНСКОГО ЛЕТНОГО УЧИЛИЩА

В ноябре 1910 года училище было основано по высочайшему соизволению Николая II великим князем Александром Михайловичем Романовым и называлось "Севастопольская офицерская школа авиации". На это пошла часть средств, собранных среди граждан России Комитетом по восстановлению флота после русско-японской войны, - 900 тыс. рублей. Первые пять лет работа школы оплачивалась из добровольных пожертвований россиян.

26 октября 1911 года состоялся первый выпуск 24-х летчиков, которых по этому случаю принял и напутствовал царь Николай II.

Летом 1911 года Севастопольскую школу посетил председатель Государственной думы России А. И. Гучков, после чего дума выделила авиашколе на обустройство 1 млн. 50 тыс. рублей. На эти деньги был приобретен под аэродром участок земли - 658 десятин в 20 километрах севернее Севастополя, недалеко от речки Кача (впоследствии там был построен авиационный городок с комплексом служебных и жилых помещений). Летом 1912 года офицерская школа авиации переехала на речку Качу.

Со дня своего основания до октября 1917 года школа подготовила 609 летчиков: 376 - из офицеров и 233 - из солдат. Многие из них отличились в боях Первой мировой войны.

В годы гражданской войны Севастопольская военная авиационная школа уцелела и выдержала все потрясения, хотя за это время власть в Крыму менялась пять раз.

31 мая 1921 года на основе приказа Реввоенсовета № 1172 произошло слияние Севастопольской авиашколы с Зарайской авиашколой, переведенной из Московской области на Качу. Это учебное заведение получило название "Летная школа авиации № 1".

13 мая 1938 года приказом НКО СССР № 067 школа стала называться "Качинская Краснознаменная военная авиационная школа имени т. Мясникова" (А. Ф. Мясников (Мясникян) - партийный и государственный деятель). Народное название первой российской авиашколы "Кача", родившееся в 1912 году, обрело свое официальное утверждение.

28 июня 1941 года - начало эвакуации Качинской школы за Волгу, в Красный Кут Саратовской области. За годы войны школа подготовила для фронта 2228 летчиков. 289 качинцев были удостоены звания Героя Советского Союза, 10 из них - дважды Героя, а А. И. Покрышкин стал трижды Героем. Только на счету этих героев 3172 сбитых самолета врага.

Затем школу, преобразованную в училище, в августе 1954 года передислоцировали в Сталинград, туда, где с 1930 года располагалось Сталинградское авиационное училище, эвакуированное в 1942 году в Кустанай. Его командование после войны предпочло переезд из Кустаная не в разрушенный Сталинград, а в Новосибирск. Качинцы же с удовлетворением приняли предложение о перебазировании в Сталинград, справедливо полагая, что для обучения и воспитания летчиков-истребителей лучшего места, чем святая сталинградская земля, не найти.

За 87 лет своего существования Качинское Краснознаменное высшее военное авиационное училище летчиков имени А. Ф. Мясникова дало отечеству около 16500 летчиков. 342 из них удостоены звания Героя Советского Союза, 11 - звания Героя Российской Федерации. 12 качинцев стали маршалами авиации и около 200 - генералами. 118 питомцев училища - заслуженные военные летчики и заслуженные летчики-испытатели, а В. Ф. Быковский, В. А. Шаталов, А. Н. Березовой, В. М. Афанасьев и В. Г. Корзун - летчики-космонавты.

Великий князь Александр Михайлович (Сандро)
Августейший шеф Русской авиации и воздухоплавания. Его Императорское Высочество Великий Князь АЛЕКСАНДР МИХАЙЛОВИЧ (1866-1933).
Российский государственный и военный деятель, четвёртый сын великого князя Михаила Николаевича и Ольги Фёдоровны, внук Николая I.
Амирал, один из первых руководителей русской авиации Был инициатором создания офицерской авиационной школы под Севастополем в 1910 году, шеф Императорского военно-воздушного флота.

Вел. Кн. Александр Михайлович является одиним из организатров русской авиации и воздухоплавания

Он деятельно работал над созданием русского воздушного флота, состоя председателем отдела воздушного флота при Высочайше учреждённом Комитете по усилению военного флота на добровольные пожертвования. Результатами его деятельности, в частности, стало командирование за границу весной 1910 г. группы русских морских офицеров для обучения лётному делу и получения дипломов пилотов-авиаторов, а также группы нижних чинов для освоения специальности механиков аэропланов.

Вел. Кн. Александр Михайлович стал основателем авиационной школы в г. Севастополе. На личные средства им были приобретены во Франции несколько аэропланов для России. В 1913 г. он представил на утверждение правительству "Общий план организации воздухоплавания и авиации в России". Всё это позволило положить начало русской авиации.

Как великий князь Александр Михаилович "загорелся" авиацией...


...Одно событие помогло вернуться к активной деятельности - изновый способ передвижения, но и новое оружие в случае войны. Великий князь решает действовать. Он запрашивает редакции крупнейших российских газет, не будут ли жертвователи иметь что-либо против того, чтобы оставшиеся деньги, собранные по всенародной подписке на постройку минных крейсеров после гибели флота в русско-японскую войну, были израсходованы не на постройку крейсеров, а на покупку аэропланов? Ответы не замедлили поступить. Государь император Николай II также одобрил план Александра Михайловича.

Великий князь едет в Париж, где заключает торговое Соглашение с Блерио и Вуазеном. Они обязались дать аэропланы и инструкторов, российская же сторона должна была организовать аэродром, подыскать кадры учеников, оказать им всем содействие, а главное, снабдить их денежными средствами. После этого великий князь возвращается в Россию, где уже шла работа по созданию отечественного воздухоплавания.

Так 30 января 1910 года общее собрание Комитета по усилению флота на добровольные пожертвования решило направить свой денежный фонд на развитие военной авиации в России. На этом же собрании капитан Лев Макарович Мациевич внес предложение о создании комитетом Отдела Воздушного Флота (ОВФ), который занимался бы развитием воздухоплавания. 6 февраля 1910 года ОВФ непосредственно приступил к решению проблем развития авиационного дела в России.

Через месяц во Францию на средства Комитета были откомандированы восемь офицеров для обучения полету и семь нижних чинов для изучения моторов. Одновременно было решено заказать во Франции 11 аэропланов различных типов. Председателем приемной комиссии назначили Мациевича. Много времени отдавал он изучению авиационного цела во Франции. ОВФ предполагает создать авиационную школу в Севастополе, где Л.М. Мациевичу простояло стать заведующим авиационными мастерскими. Однако он погибает во время одного из полетов 24 сентября 1910 года.

В это время в.кн Aлександр Mихайлович в Севастополе занимается выбором места для аэродрома и приобретением земли - значительного участка к западу от Севастополя, где была заложена первая русская авиационная школа, которая во время воины снабжала армию летчиками и наблюдателями





11 ноября 1910 года в Севастополе открылась офицерская школа ОВФ председателем Совета которой был капитан II ранга начальник службы связи Черноморского флота В.Н. Кедрин. В 1911 году по заданию Морского Генерального Штаба для нужд флота были приобретены 6 самолетов, 2 автомобиля. 4 ангара и 12 разборных бараков для воздушных станций (так на первых порах именовали аэродромы), а также запасные моторы, инструменты и принадлежности, но попали они в Севастополь лишь вместе со второй партией заказов в мае 1912 года.

Авиационная школа развивалась. 12 апреля 1911 года в Петербурге состоялся I Всероссийский воздухоплавательный съезд

Офицеры Севастопольской школы участвовали в маневрах 1912 года, где показали отличные достижения. В отчете Особого комитета за 1912 год записано:

"Из деятельности Особого Комитета: Начавшийся с февраля 1904 года, последний двухгодовой период, с 1910 года по 1912, надо признать наиболее плодотворным. Создание воздушного флота бесспорно является историческим подвигом. Без преувеличения можно сказать, что Его Императорское Высочество Великий князь Александр Михайлович со своими ближайшими сотрудниками по организации воздушного флота положил в России твердое начало русской военной авиации и что благодаря их деятельности Россия по праву заняла второе мести в Европе в деле воздухоплавания..."


К 1911-1912 годам относится формирование первых русских военных авиационных частей. Вскоре авиационные соединения уже участвовали в войсковых маневрах как новый род войск, а в 1912 году группа русских летчиков впервые участвовала в боевых действиях на Балканах.

В 1913-1914 гг. русские конструкторы создали первые в мире многомоторные тяжелые самолеты, что было результатом последовательной разработки биплановой многостоечной схемы, качественным скачком в прогрессе развития самолетных конструкций в России.

В 1913 году киевские конструкторы А.С. Кудашев, И.И.Сикорский создают невиданные в то время самолеты-гиганты "Русский витязь" и "Илья Муромец". На Черном море в это время велись работы по переоборудованию пароходов в авиационные суда и к 1915 году в составе русского флота уже имелась 5 таких кораблей: на Балтийском море - "Орлица" на 6 самолетов; на Черном море - "Николай I", "Александр I", "Румыния" на 6 самолетов каждый и крейсер "Алмаз" на 2 самолета.

"Авиационные суда" в 1915-1916 годах сопровождали боевые корабли ЧФ в их походах к турецким берегам. Самолеты, размешенные на них, производили разведку и бомбардировку позиций противника.

Летом 1914 года началась I мировая война. В составе армий воюющих государств в войну вступила и авиация. Наиболее многочисленной по количеству боевых самолетов была русская авиация: в её рядах к началу войны насчитывалось до 250 самолетов с необходимым количеством летчиков и технического состава...


Close