Предлагаем вам рассмотреть все преимущества и недостатки репетиторства по skype. Но для начала, давайте выясним, что же собой представляют занятия в онлайн-режиме через Интернет.

Благодаря развитию интернет-технологий у преподавателей появились огромные возможности для предоставления услуг по репетиторству на дистанции (то есть, удаленно). В частности, не так давно в нашей стране появился такой вид дистанционных занятий, как репетиторство по скайпу , который с каждым днем приобретает все большую и большую популярность.

Сразу скажем, что онлайн-репетиторы, как правило, это молодые педагоги, поскольку учителя "старой закалки", имеющие за плечами долгие годы работы, не доверяют или просто не умеют пользоваться компьютером и современными видами программных продуктов, а потому предпочитают традиционную форму занятий (когда ученик приезжает к учителю, либо наоборот).

К слову, услугами skype-репетиторов пользуются также преимущественно молодые родители, которые активно используют интернет-технологии и видят в занятиях такого вида одни преимущества. Родители же далекие от компьютеров и сети Интернет считают, что в виртуальных занятиях больше недостатков, чем достоинств, а реальный контакт педагога и учителя не сможет заменить ни один, даже самый инновационный программный продукт.

Чтобы выяснить, кто из них прав, предлагаем вам рассмотреть все преимущества и недостатки репетиторства по skype . Но для начала, давайте выясним, что же собой представляют занятия в онлайн-режиме через Интернет.

Особенности репетиторства по скайпу


Главным отличием репетиторства по скайпу от традиционных видов занятий является то, что проведение уроков невозможно без использования компьютера и современных интернет-технологий (в частности, интернет-телефонии). Поэтому и преподаватель, и ученик должны не только в достаточной мере владеть компьютерной грамотностью, но и иметь соответствующее оборудование и свободный доступ к интернету (причем очень важно, чтобы доступ был высокоскоростной и стабильный).

Помимо отличного знания своего предмета онлайн-репетитор должен в совершенстве владеть технологиями дистанционного метода обучения и учитывать психологические особенности взаимодействия с учениками на расстоянии. Практика показала, что удержать внимание учащегося дистанционно намного сложнее, чем при личном контакте. Поэтому skype-педагогу приходится быть более увлекательным, строить свои уроки на более высоком эмоциональном уровне и вырабатывать особые способы привлечения внимания учеников.

"Посещать" занятия с онлайн-репетитором могут как дети, так и люди пожилого возраста, при этом выбор дисциплин, которые можно изучать подобным способом, практически не ограничен. По скайпу можно с легкостью изучить иностранные языки (причем в качестве учителя может выступать как отечественный педагог, так и носитель языка, в достаточной мере владеющий русским языком) или подготовиться к ЕГЭ по математике, географии, химии, русскому языку или литературе, имея возможность выбирать преподавателя, не ограничиваясь рамками своего города.

А теперь давайте рассмотрим основные преимущества и недостатки репетиторства по скайпу.

Преимущества репетиторства по скайпу

Онлайн-обучение предлагается по более низкой цене, чем занятия "в живую". Это преимущество очень актуально для родителей учеников с невысоким уровнем дохода, поскольку за те деньги, которые они могут заплатить "живому" репетитору по одной дисциплине, в онлайн-режиме можно "подтянуть" сразу два-три предмета.

Не нужно тратить время на дорогу. Ни онлайн-репетитору , ни ученику не придется поделывать долгий путь туда и обратно. Соответственно, экономятся не только силы, но и время. Кстати, это позволяет начинать занятия раньше или позже обычного времени начала урока при личных встречах.

Выбор репетитора не зависит от географического положения. Педагог может находиться на соседней улице, на другом конце города или в другой стране. Пока компьютеры поддерживают хорошую связь, расстояние не играет роли.


Отсутствие дискомфорта от присутствия постороннего человека дома. Приход чужого человека в дом, как правило, сопряжен с определенным дискомфортом, поскольку нужно чтобы в это время в доме присутствовал кто-то из взрослых (а это может нарушать собственные планы родителей), перед визитом нужно привести в порядок все помещения, которые могут понадобиться педагогу (а вдруг он захочет в туалет, а там не убрано, что учитель подумает о нас) и т.д. Кроме того, присутствие постороннего многим людям доставляет психологический дискомфорт, который может стать причиной недостаточно продуктивного обучения.

Не требуется специального места для занятий, поэтому жилье обоих участников процесса может быть не предназначено для уроков. И skype-педагог , и ученик работают в комфортных для себя условиях и в окружении привычных предметов, что положительно сказывается на эффективности занятий.

Репетитор может назначать несколько занятий разным ученикам с очень короткими промежутками между ними (обычно из-за дороги это крайне затруднительно), а ученик имеет возможность выбрать удобный для себя график обучения и интенсивность занятий.

Возможность записать занятие в достаточно высоком качестве, что дает возможность при необходимости повторить урок (для учеников) либо убедиться в качестве предоставляемых репетиторских услуг (для родителей).

Недостатки репетиторства по скайпу

Сложности с оплатой. Родители ребенка не могут просто вручить онлайн-репетитору оплату наличными. Таким образом, родителям, как и самому педагогу, приходится пользоваться интернет-системами для перевода денег (Яндекс.Деньги, Webmoney и т.д.), что не всегда удобно. При этом существует вероятность обмана. При любых финансовых расчетах через интернет можно нарваться на мошенника или просто не слишком добропорядочного человека. Причем это может быть как ученик, не пожелавший оплатить занятие репетитору , так и педагог, который работает по предоплате.


Невозможно проследить за работой ученика. Почти для всех предметов очень важно, чтобы репетитор видел, как продвигается работа. При личной встрече, если педагог предложил ученику какое-то задание, он внимательно наблюдает за записями, появляющимися в тетрадке, и дает какие-то советы и указания. Также он имеет возможность поправить что-то своей рукой. При skype-репетиторстве этот процесс довольно затруднителен.

Достаточно низкий уровень подготовки педагогов к обучению в дистанционной форме. К большому сожалению, в России еще очень мало онлайн-репетиторов, которые понимают специфику дистанционного обучения и в совершенстве владеют технологиями, необходимыми для проведения онлайн-занятий. Поэтому нашим родителям сегодня достаточно сложно найти высококвалифицированного преподавателями, обучение у которого будет максимально эффективно.

Вместо заключения

Исходя из преимуществ, перечисленных выше, можно сделать однозначный вывод: репетиторство по скайпу может быть очень удобным и выгодным решением. Правда, для того, чтобы избежать проблем, необходимо провести тщательный "кастинг" педагогов, заранее оговорить способ и время произведения оплаты, а также обсудить формат занятий. Возможно, для наибольшей эффективности урока потребуется настройка дополнительных устройств, передающих информацию, например, видеокамеры.

Все мы привыкли использовать скайп для связи с родными и друзьями из других городов, но возможности использования программы значительно шире. Почему скайп все чаще используется в обучении детей и взрослых? Во-первых, это позволяет и учителю, и ученику экономить время: каждый из них находится в удобном месте и не тратит время на дорогу. Во-вторых, преподавание по скайпу облегчает сам процесс изучения любого предмета: всегда, а не только во время занятия, можно задать вопрос репетитору и получить дополнительные материалы. В-третьих, скайп дает возможности общения и работы двух людей, которые, не имея доступа в интернет, могли бы никогда не встретиться: например, обучаемый имеет проблемы со здоровьем, которые не позволяют ему покинуть дом, или, к примеру, занятие проводит педагог такого квалификации, что педагога такого же уровня невозможности найти в своем городе.

Что нужно иметь в самом начале для успешного преподавания по скайпу

Дарья Рудник, администратор сайта Distance-teacher.ru рассказала нам о некоторых особенностях онлайн обучения. Начинающий репетитор должен понимать, что для успешной организации уроков по скайпу необходимо иметь доступ в интернет на высокой скорости, веб-камеру, наушники и микрофон, поскольку в идеале это должен быть не обычный, а видеозвонок. Такой тип звонка предпочтителен, потому что он позволяет более наглядно и доступно изложить информацию, а также облегчает общение ученика и преподавателя.

Помимо видеосвязи, можно использовать чат, то есть форму текстового общения, переписку. Например, в чате можно писать условия решаемых задач, примеры. Можно прикрепить изображения: чертежи, фотографии и формулы. Также можно демонстрировать экран учителя (ученика) с открытыми файлами, чаще всего, презентациями.

Дополнительные рекомендации для начинающих репетиторов, желающих работать эффективно

На первом занятии важно проверить знания ученика, цели его обучения, договориться о расписании и стоимости обучения. В соответствии с этим педагог выстраивает программа занятий.

Обучение будет более результативным, если репетитор, выстраивая свои занятия, будет учитывать следующие факты:

  • Необходимо знать цели ученика и правильно мотивировать его к совершенствованию знаний.
  • Занятия должны носить системный характер: не стоит перескакивать с одного учебника на другой, с одной темы на другую.
  • Формат проверки знаний должен все время меняться, чтобы получить комплексную оценку знаний ученика: это может быть тестирование онлайн, решение задач, устный опрос, доказательство теорем и т.д.
  • Желательно, чтобы занятия проходили 2-4 раза в неделю: это позволит ученику успевать усваивать информацию и при этом не забывать пройденный материал.
  • Важно давать домашнее задание и проверять правильность его выполнения: это необходимо для понимания того, понял ли ученик рассмотренную тему.
  • Наконец, репетиторство подразумевает не только необходимость дать знания, но и увлечь человека преподаваемой дисциплиной: это позволит ему достигнуть хороших результатов при меньших усилиях.

Начинающим репетиторам желательно заключать договор с учениками. В случае, если это невозможно, желательно преподавать проверенным людям, которых посоветовали друзья и знакомые. Это позволит избежать ситуаций мошенничества (в частности, связанных с распространением авторских материалов в сети).

Таким образом, преподавание того или иного предмета по скайпу может быть намного проще и удобнее, чем традиционный формат проведения занятий. Для начинающих преподавателей работа по скайпу — хороший шанс получить опыт работы и научиться гибко изменять систему преподавания под цели и особенности каждого ученика.

Обучение через скайп почти ничем не отличается от обычных занятий с индивидуальным преподавателем, разве что учитель и ученик общаются не лично, а через Skype – программу для коммуникаций через интернет (она полностью бесплатная). В целом репетиторы по скайпу строят уроки по тем же принципам и методикам, что и их традиционные коллеги, поэтому качество обучения ничуть не ниже.

Более того, занятия по скайпу даже выигрывают в сравнении с традиционными в некоторых аспектах:
1. они не привязаны к конкретной географической точке: репетитор по скайпу может вести уроки откуда угодно, а ученик, соответственно, откуда угодно их слушать (получается, оба экономят время, обычно уходящее на дорогу);
2. они полностью подстраиваются под предпочтения, способности и график ученика;
3. они безопасны (не нужно ходить к незнакомому человеку или приглашать его к себе домой);
4. они конфиденциальны (при желании сам факт обращения к репетитору можно сохранить в секрете);
5. они дешевы (среднестатистический репетитор по skype предлагает свои услуги на 20-25% дешевле, чем его коллега в «оффлайне»).

Преимущества занятий по скайпу

Репетиторы по скайпу стараются проводить уроки именно так, чтобы выполнить первоочередные задачи учеников: пополнялись знания предмета, формировались навыки выполнения различных заданий, проводилась качественная подготовка к выпускным или вступительным экзаменам (ЕГЭ, ГИА, ЦТ и т.п.), повышалась общая успеваемость и т.д.
Проект сайт – это великолепная возможность виртуально посещать интересные, содержательные и полезные уроки по скайпу, экономя с их помощью свое время и деньги.

Кроме того, методические рекомендации по дистанционному обучению можно прочитать в книге Э.Г. Азимова "Информационно-коммуникационные технологии в преподавании русского языка как иностранного. Методическое пособие для преподавателей русского языка как иностранного"
http://www.moscowbooks.ru/book.asp?id=630611

Полезна статья Е. Ершовой "Как преподавать детям с использованием скайпа". Смотрите её здесь: http://www.bilingual-online.net/index.php?option=com_content&view=article&id=607%3Alernen-und-lehren-mit-skype&catid=35%3Atema-mesyaca&Itemid=6&lang=ru

Если вы читаете по-английски, вы можете прочитать советы от Lindsay does languages
http://www.lindsaydoeslanguages.com/12-top-tips-for-teaching-on-skype/

Часто задают вопрос: с чего начать, как приступить к преподаванию РКИ дистанционно.
Прежде всего, нужно найти учеников. Как известно, с будущими учениками можно познакомиться в интернете, есть много страничек в социальных сетях, где иностранцы обмениваются мнениями о России, об изучении русского языка (http://www.facebook.com/MGURussian , http://www.facebook.com/LearnRussianForFree?ref=ts и др.).
Кроме того, сейчас появилось много курсов, которые предлагают онлайн уроки русского языка.
Также есть сообщество преподавателей в Ruspeach (http://www.ruspeach.com/schools_teachers/). В друзьях у Ruspeach более 200 000 иностранцев, желающих изучать русский язык (www.facebook.com/Ruspeach). Если хотите, чтобы они узнали о вас - зарегистрируйтесь на www.ruspeach.com и создайте свою анкету преподавателя - http://ruspeach.com/schools_teachers/faq.php . Это бесплатно!

Во время урока можно предложить студенту пройти по ссылке и посмотреть нужный ролик на youtube или выполнить задание на одном из обучающих сайтов, как, скажем, http://learnrussian.rt.com/ или http://www.rus-on-line.ru/index.html .
На мой взгляд, продолжительность урока в скайпе должна быть меньше, чем продолжительность традиционного урока, т.к. фиксировать внимание гораздо сложнее. 1 урок в скайпе - 50 - 60 минут. И, конечно, всегда нужно учитывать качество связи, проверить всё, убедиться, что с обеих сторон соединение хорошее.

Смотрите образец урока по скайпу здесь:

1. Азимов Э.Г., Щукин А.Н. Новый словарь методических терминов и понятий
(теория и практика обучения языкам). - М.: Издательство ИКАР, 2009
2. Бовтенко М. А. Компьютерная лингводидактика: учеб. пособие. М.: Флинта: Наука, 2005
3. Дунаева Л.А., Руденко-Моргун О.И., Частных В.В. Электронная книга или интерактивный коммуникативный
учебник// Вестник ЦМО МГУ №2. - М, 2001 г.
4. Азимов Э.Г. Методика организации дистанционного обучения русскому языку как иностранному. -
М.: Русский язык. Курсы, 2006
5. Капитонова Т.И., Московин Л.В., Щукин А.Н. Методы и технологии обучения русскому языку как иностранному /
под ред. А.Н. Щукина. - М.: Рус. яз. Курсы, 2008
6. Морев И. А. Образовательные информационные технологии. Часть 3. Дистанционное обучение:
учебное пособие. - Владивосток: Изд-во ДВГУ, 2004
7. Осин А.В. Мультимедиа в образовании: контекст информатизации. - М.: Агентство "Издательский сервис", 2004
8. Полат Е.С. Теория и практика дистанционного обучения. - М.: Издательский центр «Академия», 2004
9. Азимов Э.Г. Информационно-коммуникационные технологии в преподавании русского языка как иностранного
http://www.ozon.ru/context/detail/id/18749059/

Posts from This Journal by “metodika_rki” Tag


  • ВЕДЕНИЕ БЛОГА ДЛЯ НАЧИНАЮЩИХ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ РКИ

    Сегодня я размещаю в блоге статью, которая была опубликована в болгарском журнале «Русистика без границ» за декабрь 2018 года. Полностью статья…

  • В новогоднем номере журнала "Русистика без границ" вышла моя статья "Ведение блога для начинающих преподавателей РКИ (из опыта работы…

  • Методы обучения. Методические пособия в помощь преподавателю РКИ 1. Где можно почитать о разных методах обучения:…

Благодаря техническому прогрессу, преподавательская деятельность существенно изменилась и улучшилась. Программисты создали массу программ, помогающих педагогу обучать ученика дистанционно. Одной из таких программ является Skype.

Что же необходимо для работы в Skype.

Для того, чтобы ваша деятельность была успешной необходимо:

  • Полностью обустроить свое рабочее место современной техникой;
  • наладить хорошее качество связи, чтобы работа с учеником происходила без сбоев;
  • перевести в оцифрованный формат материалы, по которым будете работать;
  • постоянно совершенствовать свой профессионализм и уровень своих знаний.

Как проводить урок.

Создайте рабочую атмосферу, чтобы ничего постороннего не отвлекало вас и студента. Проведите с каждым новым учеником небольшой пробный урок, чтобы определить уровень его знаний и составить программу его обучения. Тщательно продумайте план урока, чтобы не возникало непредвиденных сложностей в On-line. Для детей, чтобы их заинтересовать разработайте уроки и задания в виде игры. Так как они быстро устают с ними надо заниматься за один раз меньше, но с частыми повторениями. В начале урока проведите небольшую артикуляционную гимнастику и фонетическую разминку. Это поможет учащемуся активно включиться в процесс обучения. Следите за тем, чтобы произношение было четким. Во время урока преподавателю необходимо вести активный диалог с учеником, чтобы знать понимает ли он, что вы ему объясняете по теме. Старайтесь дополнять, то что излагаете наглядными материалами и пособиями. Постоянно задавайте вопросы. Несколько раз спрашивайте, возникли ли у студента вопросы, все ли понятно или нет. Придумайте небольшие упражнения для самостоятельной домашней работы и вышлите их учащемуся, после завершения урока. Назначьте срок выполнения домашней задачи и попросите ученика, чтобы он выслал готовую работу вам. Перед новой встречей проверьте отправленное вам домашнее задание. И во время урока отведите часть времени на разбор и проработку допущенных ошибок. Также необходимо уделить внимание повторению предыдущей темы и после этого приступать к уже запланированной.

Большую часть урока по английскому занимает разговорная практика и аудирование. Для разговорной практики составляйте интересные диалоги. Прочитайте их сами, а потом просите учащегося повторить. Чтобы посторонние звуки не мешали прослушивание, рекомендовано использовать качественные наушники. В них вы можете более тщательно проверить речь и обнаружить ошибки в произношении. Разберите с учеником что он неправильно сказал. Если есть необходимость то в программе Skype есть возможность выслать различные аудиофайлы и другие методические пособия своему абоненту. У вас должна быть интересная подборка методических материалов и перечень полезных интернет ресурсов. Ваши студенты для успешного продвижения в учебе тоже должны иметь доступ к этим материалам. Ведите запись каждого урока и по его завершению и небольшой обработки вышлите ему видео. Так как материал, который проходили может понадобиться в дальнейшем. Ведите записи по каждому учащемуся что у него хорошо получается, а что плохо и чему стоит больше уделить внимание. Так каждый человек разный, то максимально учитывайте индивидуальность каждого ученика.


Close