Аякс (Αίας), в греческой мифологии имя двух участников Троянской войны; оба воевали под Троей как соискатели руки Елены. В "Илиаде" они часто выступают рука об руку, в битве за стену, окружающую ахейский лагерь, в обороне кораблей, в сражении за тело Патрокла и сравниваются с двумя могучими львами или быками (Гомер, Илиада, XIII 197-205; 701-708).

Аякс и Кассандра, 1886 год,
художник Йозеф Соломон

Аякс Оилид (Αίας Oιλνιος), сын Оилея и Эриопиды (Эриопы), царь Локриды, предводитель ополчения в сорок человек из Локриды, области средней Греции. Искусный копьеметатель и прекрасный бегун, уступающий в скорости только Ахиллу. Его воины славятся как лучники и пращники. Этот, так называемый "малый Аякс", – не столь могуч и не столь высок ростом по сравнению с Аяксом Теламонидом (Гомер, Илиада, II 527-535). Он известен своим буйным и дерзким нравом. Так, во время взятия Трои он совершил насилие над Кассандрой, искавшей защиты у алтаря Афины (Аполлодор, V 22; Вергилий, Энеида, II 403-406). По совету Одиссея ахейцы собирались за это святотатство побить Аякса камнями (Павсаний, X 31, 2), но тот нашёл убежище у алтаря той же Афины. Однако при возвращении флота из-под Трои разгневанная богиня разбила бурей у Кикладских островов ахейские корабли (в т.ч. корабль Аякса, метнув в него молнию). Аякс спасся и, уцепившись за скалу, похвалялся, что он жив вопреки воле богов. Тогда Посейдон расколол трезубцем скалу, Аякс упал в море и погиб. Тело его было погребено Фетидой на острове Миконос, вблизи Делоса (Гигин, Fab. 116). Святотатство Аякса по решению оракула жители Локриды искупали в течение тысячи лет, посылая в Трою ежегодно двух дев, которые прислуживали в храме Афины, никогда не покидая его. Согласно Аполлодору и Полибию, этот обычай прекратил свое существование после Фокидской войны в 4 веке до нашей эры.

Аякс Теламонид (Αίας Τελαμώνιος), ведет свой род от Зевcа и нимфы Эгины. Он – внук Эака, сын Теламона и Перибеи, двоюродный брат Ахилла. Имя его связано с мифом, в котором фигурирует Геракл как друг саламинского царя Теламона. Во время посещения острова Саламин Геракл обращается с мольбой к Зевсу даровать Теламону доблестного сына; когда Зевс в знак согласия с просьбой Геракла посылает в виде знамени орла, Геракл советует Теламону назвать будущего сына именем Аias (от греч. aietos – орел; Аполлодор, III 12 7). Аякс Теламонид – царь Саламина, приведший под Трою двенадцать кораблей (Гомер, Илиада, II 557-558). Под Троей Аякс прославился как герой, уступающий в доблести только Ахиллу. Он огромен ростом (так называемый "большой Аякс"), грозен, могуч, вооружен громадным семикожным щитом, покрытым медью. Аякс выступает в бою как сам бог Арес, шагает крепко, потрясая мощным копьем. Он мечет в Гектора огромнейший камень и пробивает им щит врага. При появлении Аякса, несущего свой щит как башню, троянцы разбегаются в испуге, а он продолжает разить врагов, бушуя на равнине.


античная фреска

Когда убит Патрокл и происходит борьба за его тело, Аякс своим щитом прикрывает поверженного, а затем помогает ахейцам унести с поля боя тело Патрокла, отражая вместе с Аяксом Оилидом троянцев. В битве у кораблей Аякс противостоит Гектору. Защищая корабль от огня, он убивает в рукопашной схватке двенадцать троянцев. После гибели Ахилла Аякс самоотверженно защищает от троянцев его тело и поэтому считает себя вправе унаследовать доспехи убитого героя. Однако доспехи присуждаются (причем судьями выступают троянцы или союзники ахейцев) Одиссею, и оскорбленный Аякс решает перебить ночью ахейских вождей. Но Афина, спасая ахейцев, насылает на него безумие и жертвой меча Аякса становятся стада скота. Когда рассудок возвращается к Аяксу, он не может пережить навлеченного им на себя позора и, обманув бдительность своей жены Текмессы и соратников, в отчаянии кончает жизнь самоубийством. Тело Аякса по решению Агамемнона не было предано огню, и его могилой стал Ретейский мыс (Аполлодор, V 6). Аякс не может забыть нанесенного ему Одиссеем оскорбления даже в аиде, где на приветливые речи Одиссея он отвечает мрачным молчанием, сохраняя и в царстве мёртвых непреклонный и упорный дух (Гомер, Одиссея, XI 541-565). Судьбе Аякса, его безумию и смерти посвящены трагедия Софокла "Аякс" и не дошедшая до нас трилогия Эсхила "Спор об оружии".

Аякс Теламонид почитался как герой. На агоре в городе Саламине находился храм Аякса (Павсаний, I 35, 3). Перед битвой у Саламина, как сообщает Геродот, греки принесли молитвы богам и призвали на помощь Аякса и его отца Теламона. Праздник аянтии в честь Аякса справлялся с большой торжественностью в Аттике и на Саламине. Близость Аякса к Афинам подчеркнута в "Илиаде", где говорится, что рядом с кораблями афинян Аякс поставил свои корабли.

Аякс Оилид и Аякс Теламонид относятся к очень древним мифологическим образам. Это необузданные и гордые герои, идущие не только против воли людей, но и против воли богов. Вероятно, что исконно оба Аякса составляли один целостный мифологический образ, который в дальнейшем претерпел определенную модификацию, представ в виде двух очень близких по своему духу и отличающихся скорее внешними чертами героев (Аякс большой и Аякс малый, Афаретиды, Диоскуры, Близнечные мифы). Может быть, Локрида и есть древнейшая родина героического архетипа, а Саламин – вторичен и появился в мифе через Теламона. Имя Теламон имеет характер нарицательный (на древнегреческом языке telamon, ремень или перевязь для щита и меча), и Аякс Теламонид выступает как обладатель знаменитого щита, удерживаемого крепкими ремнями. Частое совместное выступление обоих Аяксов в "Илиаде" также позволяет сделать предположение о первоначально едином образе Аякса.


Царство Флоры и Самоубийство Аякса, 1631 год,
Картинная галерея, Дрезден, автор Никола Пуссен

В античном искусстве Аякс Оилид изображается главным образом на монетах на Локриды, где он предстаёт в облике тяжеловооруженного воина, в вазописи (сцена насилия над Кассандрой), на фресках. Миф об Аяксе и Кассандре послужил сюжетом картин Питера Пауля Рубенса, Йозефа Соломона и других художников.
Аякс Теламонид – один из наиболее популярных персонажей. В вазописи воплощены различные сюжеты мифа: "Спор из-за доспехов Ахилла", "Самоубийство Аякса", "Поединок Аякса с Гектором и другими троянцами", "Участие Аякса в битве за тело Ахилла" и т.п. В европейском изобразительном искусстве извесны картины "Царство Флоры" Никола Пуссена, статуя "Аякс" Антонио Кановы и другие произведения.

Трагическая смерть героя Аякса Теламонида была излюбленной темой у древних авторов. Известно, что ее изобразил и Эсхил, но до нас дошла лишь трагедия Софокла. Пластика и живопись древности также охотно изображали подвиги обоих Аяксов.

После смерти Ахилла остались его золотые, выкованные богом Гефестом доспехи. Фетида повелела отдать их тому, кто больше всех отличался, защищая тело Ахилла.

Следовательно, получить их должен был либо Аякс, либо Одиссей. Между ними-то и возгорелся спор за доспехи. Но как было решить этот спор? Оба героя были достойны награды. Наконец, решили, что судьями в этом споре должны быть пленные троянцы. И здесь помогла Афина-Паллада своему любимцу Одиссею. С ее помощью подменили Агамемнон и Менелай жребий Аякса да еще и неверно сосчитали голоса троянцев, и получил доспехи Одиссей. Опечалился могучий Аякс. Ушел он в свой шатер, задумав отомстить сыновьям Атрея и Одиссею.

Ночью, когда весь стан греков погружен был в глубокий сон, вышел он с мечом в руках из своего шатра, намереваясь убить Агамемнона и Менелая. Но богиня Афина-Паллада поразила безумием Аякса. Уже давно гневалась на него богиня за то, что отвергал он, надеясь на свою силу, помощь богов. Безумный Аякс бросился на стадо быков, во тьме стал убивать их, думая, что убивает греков. Оставшихся же быков погнал он в свой шатер, воображая, что гонит пленных. Ужасно истязал быков Аякс в своем шатре. Он радовался их мучениям и смерти. Ведь для него в его безумии это были не быки, а сыновья Атрея, Наконец понемногу стал проясняться разум Аякса. Велик был его ужас, когда увидел он, что весь его шатер наполнен убитыми животными. В ужасе просит Аякс объяснить ему, что произошло. Когда рассказали ему все, невыразимое горе овладело сердцем великого героя. Он решил своей смертью искупить тот позор, который постиг его. Поручив сына своего Эврисака защите своего брата Тевкра и воинов, пришедших с ним с Саламина, он удалился на берег моря, взяв с собой меч, который получил некогда в дар от Гектора, сказав, что идет молить богов смилостивиться над ним, меч же свой он хочет посвятить Аиду и богине Ночи.

В стане же греков распространилась молва о том, что совершил Аякс. Нашли убитых им быков и овец и трупы пастухов. Одиссей по кровавым следам выяснил, что все это совершил Аякс. Страшно разгневались Агамемнон и Менелай и решили отомстить Аяксу.

Между тем от Тевкра пришел вестник. Он сообщил друзьям Аякса, чтобы они оберегали великого героя, так как ему грозит гибель, но что гибель грозит ему только в этот день, когда же минует день благополучно, то уже ничто не будет угрожать Аяксу. Вскоре прибыл в стан и сам Тевкр. Узнав, что брат его ушел на берег моря, побежал он его разыскивать. Боялся он, что случилось несчастье с Аяксом. И действительно, он не застал уже в живых брата. На берегу моря Тевкр нашел лишь труп Аякса: он бросился на свой меч. Так погиб самый могущественный после Ахилла герой греков.

Не хотели Менелай и Агамемнон позволить Тевкру предать погребению труп брата. Могла бы возникнуть открытая вражда между Тевкром и сыновьями Атрея, в стане греков началась бы междоусобная битва, если бы в дело не вмешался Одиссей. Он убедил Агамемнона позволить Тевкру предать погребению великого Аякса, оказавшего столько великих услуг грекам. Новый могильный курган возвысился рядом с курганом Ахилла: под этим курганом покоился прах могучего сына Теламона, Аякса.

АЯКС ТЕЛАМОНИД

Аякс, сын Теламона, звался Большим Аяксом. Он был двоюродным братом Ахилла. Говорили, что сам Геракл просил своего отца Зевса даровать Теламону могучего сына. Бог подал знак, явив орла, и у Теламона родился мальчик, которого назвали Аякс (от греческого слова «орел»). Примечательным образом в появлении на свет Аякса Теламонида огромную роль играет не его отец, а другой мужчина. Велик соблазн трактовать активное поведение Геракла как метафору более непосредственной его помощи в рождении у супруги Теламона Перибеи могучего сына… Но оставим это, ограничившись намеком.

Аякс Большой прославился под стенами Трои, уступая в геройстве и мощи лишь только Ахиллу. Его описывают как воина огромного роста, могучего и грозного, вооруженного семикожным щитом, покрытым медью, и даже сравнивают с самим Аресом. В бою он устрашает врагов одним своим видом и крушит всех, кто подвернется. Это идеальный образ бойца, непобедимого в бою и страшного для своих врагов. Это символический образ идеального мужчины для человека типа Ареса. Когда в бою погиб Патрокл, старший товарищ Ахилла, Аякс Теламонид участвует в битве за его тело и прикрывает своим знаменитым щитом. Затем он так же защищает тело убитого Ахилла. Вновь мы встречаемся с верностью и преданностью героя своим соратникам - с риском для жизни, когда на кон поставлена честь их воинского братства. Этого обычно и требуют правила, устанавливаемые Аресом. После смерти двоюродного брата Аякс претендует на его доспехи, но их почему-то присуждают Одиссею. Оскорбленный Теламонид решает убить всех вождей своего войска, но Афина насылает на него безумие (она покровительствовала войску и не была заинтересована в гибели всей его верхушки), и Аякс режет мечом скот. Когда к нему возвращается рассудок, он, не в силах перенести позора, кончает жизнь самоубийством, бросившись на свой меч. (Для античных воинов это был традиционный способ свести счеты с жизнью.) История об оскорблении, нанесенном Аяксу, его планах мести и безумии также вечна как история всех войн. После каждой войны в любую эпоху вдруг оказывается, что награды дали не тем, а настоящие герои прозябают в забвении. Но только в современных киномифах мститель вооружается и идет наводить справедливость. В реальности же люди иногда просто ждут награды, иногда требуют хотя бы жалования, и разве только чувство горечи объединяет мифологического героя Аякса и современного человека, отдавшего войне слишком много. И главная боль, конечно, - это погибшие близкие, товарищи. В мифе об Аяксе мы видим еще один сюжет - самоубийство военного человека, когда честь оказывается превыше жизни и своим же оружием герой убивает самого себя. Причиной может быть и смертельное унижение, и невыносимость будущего позора.

+ Аякс Теламонид / Большой Аякс / RSS / WWW /

Царь Саламина, приведший под Трою 12 кораблей (Нот. II. II 557-558).

Ведет свой род от Зевса и нимфы Эгины. Внук Эака, сын царя Саламина, аргонавта Теламона и Перибеи, двоюродный брат Ахилла.

Имя связано с мифом, в котором Геракл – друг Теламона – во время посещения острова Саламин обращается с мольбой к Зевсу даровать тому доблестного сына. Зевс в знак согласия посылает знамение – орла и Геракл советует Теламону назвать будущего сына именем (???) (от греч. (???) - орел; Apll. III 12 7).

Имя Теламон имеет характер нарицательный (греч. - ремень или перевязь для щита и меча), и Аякс Теламонид выступает как обладатель знаменитого щита, удерживаемого крепкими ремнями.

В "Илиаде" предстает как бесстрашный, могучий воин, хотя не очень сообразительный, замкнутый и упрямый человек. Прославился как герой, уступающий в доблести только Ахиллу. Огромен ростом, грозен, могуч, вооружен громадным семикожным щитом, покрытым медью (VII 206-223). Выступает в бою как сам бог Арес (VII 208), шагает крепко, потрясая мощным копьем. Он мечет в Гектора огромнейший камень и пробивает им щит врага (VII 268-270). При появлении Аякса, несущего свой щит как башню, троянцы разбегаются в испуге (XI 485487), а он продолжает разить врагов, бушуя на равнине (XI 496 след.).

В битве у кораблей противостоит Гектору (XV 500-514).

Защищая корабль от огня, он убивает в рукопашной схватке 12 мужей (XV 730-745).

Тевкр и Аякс разрушителя встретили вместе: стрелою

Первый уметил ремень его светлый, на персях держащий

Щит в человеческий рост; но Зевс от любезного сына

Смерть отразил, не судивши ему пред судами погибнуть.

Мощный Аякс, налетев, поразил по щиту, и, пробившись,

Пика насквозь оттолкнула врага, распыхавшегось сердцем.

Он от твердыни подался назад, но совсем не оставил

Места сраженья и в сердце надежды, что славы добудет.

Вспять обратясь, восклицал он ликиянам богоподобным:

"Мужи Ликийские! Что забываете бурную храбрость?

Мне одному невозможно хоть был бы еще я сильнейший,

Стену разрушить и к быстрым судам проложить вам дорогу!

Разом со мною, ликийцы! Успешнее труд совокупный!"

Так восклицал, - и они, устыдившися царских упрёков,

Крепче сомкнулись, смелей налегли за советником храбрым.

Рати ахеян с другой стороны укрепляли фаланги

Внутрь их стены. Предстоял их мужеству подвиг великий:

Тут, как ликийцы храбрейшие всё не могли у ахеян

Крепкой стены проломить и открыть к кораблям их дорогу,

Так и ахеян сыны не могли нападавших ликиян

Прочь от стены отразить, с тех пор как они подступили.

Когда происходит борьба за тело убитого Патрокла, Аякс своим щитом прикрывает поверженного (XVII 132-139), а затем помогает ахейцам унести с поля боя тело, отражая вместе с Оилидом троянцев (XVII 718753).

После гибели Ахилла Аякс самоотверженно защищает от троянцев и выносит его тело (Apollod. epit. V 4) с поля битвы, в то время как Одиссей сражался с троянцами, прикрывая его отход. Оба воина претендовали на доспехи погибшего героя… и поэтому считает себя вправе унаследовать доспехи убитого героя. Однако доспехи присуждаются (Судьями выступают троянцы или союзники ахейцев) Одиссею, и оскорбленный Аякс решает перебить ночью ахейских вождей. Афина, спасая ахейцев, насылает на него безумие и жертвой меча становятся стада скота и пастухи. Когда рассудок возвращается к Аяксу, он не может пережить навлеченного им на себя позора и, обманув бдительность своей жены Текмессы и соратников, в отчаянии кончает жизнь самоубийством.

Аякс не может забыть нанесенного ему Одиссеем оскорбления даже в аиде, где на приветливые речи Одиссея он отвечает мрачным молчанием, сохраняя и в царстве мертвых непреклонный и упорный дух (Horn. Od. XI 541- 565).

Его тело Аякса (По решению Агамемнона) не было предано огню, а погребено на Ретейском мысе (Apll. epit. V 6).

Почитался как герой. На агоре в городе Саламине находился храм Aякса (Paus. I 35, 3).

Перед битвой у Саламина греки принесли молитвы богам и призвали на помощь Аякса и его отца Теламона (Геродот VIII 64).

Праздник аянтии в его честь справлялся с большой торжественностью в Аттике и на Саламине.

Близость Аякса к Афинам подчеркнута в "Илиаде", где говорится, что рядом с кораблями афинян Аякс поставил свои корабли (Нот. II. II 558).

Литература

Судьбе Аякса, его безумию и смерти посвящены трагедия Софокла "Аякс", не дошедшая до нас трилогия Эсхила "Спор об оружии" и фрагмент "Метаморфоз" Овидия.

Искусство

Один из наиболее популярных персонажей.

В вазописи воплощены различные сюжеты мифа: "спор из-за доспехов Ахилла",

"самоубийство А.",

"поединки А. с Гектором и другими троянцами",

"участие А. в битве за тело Ахилла" и др.

В европейском изобразительном искусстве: "Царство Флоры" Н. Пуссена,

статуя "Аякс" А. Кановы.

Опера Скарлатти.

Библиография

Miihil P. Der grosse Aias. Basel, 1930. (???)

Ая́ксы, в «Илиаде» два греческих героя, два неразлучных друга, вместе добивавшиеся руки прекрасной Елены и вместе сражавшиеся под Троей . Скорее всего, что изначально они составляли единый мифологический образ. В переносном смысле «два Аякса» - неразлучные друзья. В «Илиаде» они обычно изображаются рядом: Гомер сравнивает их с двумя могучими львами или быками.

Аякс Оилид, царь Локриды (Средняя Греция), сын Оилея и Эриопы, в «Илиаде» выступает во главе ополчения из 40 человек. Славился как копьеметатель и бегун, уступающий в быстроте лишь Ахиллу . Аякс Оилид отличался дерзким нравом, непочтительностью к богам: он совершил насилие над Кассандрой , искавшей защиты у алтаря Афины, и сам вынужден был искать прибежище у алтаря этой богини, когда ахейцы по совету Одиссея решили побить его камнями. Разгневанная богиня наслала бурю на возвращавшиеся из-под Трои ахейские корабли, но Аякс уцепился за скалу, громко похваляясь, что он жив вопреки воле богов. В ответ на это Посейдон расколол его скалу трезубцем и Аякс погиб в море. Святотатство своего царя жители Локриды искупали в течение тысячи лет, посылая ежегодно двух дев в качестве прислужниц у алтаря Афины. По свидетельству Аполлодора и Полибия обычай прекратился лишь после Фокидской войны (4 в. до н.э.). Из двух Аяксов Аякс Оилид носит прозвище «малого», так как уступает ростом и силой Аяксу Теламониду. Изображения Аякса Оилида известны в основном по локридским монетам. Сцена насилия над Кассандрой - частый сюжет вазописи и фресок.

Аякс Теламонид, царь Саламина , сын Теламона и Перибеи, внук Эака, двоюродный брат Ахилла. В предании о его рождении фигурирует Геракл , друг Теламона, упросивший Зевса даровать царю Саламина доблестного сына. Имя Аякса производится от посланца Зевса - орла. Под Трою Аякс приводит 12 кораблей. Во время Троянской войны прославился как герой, уступающий лишь Ахиллу. «Илиада» не раз отмечает его огромный рост (из-за которого он получает прозвище «большой Аякс»), удивительную силу: он пробивает щит Гектора огромным камнем, и особо описывает его семикожный щит, покрытый медью и удерживаемый крепкими ремнями (Теламон по-греч. обозначет ремень). Аякс прикрывает своим щитом тело Патрокла , в битве у кораблей сражается с Гектором . После гибели Ахилла именно Аякс защищает его тело и рассчитывает получить доспехи погибшего друга. Но доспехов хитростью добивается Одиссей, и Аякс в отместку решает перебить ахейских вождей, но Афина насылает на него безумие. Аякс принимает стадо скота за своих врагов. Когда разум героя проясняется, он кончает с собой, бросившись на меч. В дальнейшем даже в Аиде Аякс не может забыть нанесенного ему Одиссеем оскорбления, и тень его упорно молчит.


Close