Евнух – в переводе с греческого «блюститель ложа». Так называют мужчину, подвергшегося кастрации (оскоплению). Самые ранние сведения о кастрированных мужчинах приходят к нам из древней Ассирии. Здесь еще в XIX веке до нашей эры цари назначали евнухов служителями в свои гаремы. В более поздние времена без евнухов немыслим уклад жизни в странах мусульманского мира, в Китае, Византии, и не только. Как же мужчины становились евнухами?

Китай

Первые сведения о евнухах на службе у китайского императора появляются в 1050 году до нашей эры. У самого императора, у представителей высшей аристократии были огромные гаремы. Для их обслуживания требовались евнухи. Одним из самых распространенных способов получения этих бесценных кадров, было наказание царедворца путем отрезания детородного органа. Казнь носила название «гунсин» — дворцовое наказание. Кроме того, кастрации подвергали пленников. Империя постоянно вела войны, поэтому недостатка в них не было. И, наконец, бедные и многодетные родители продавали своих сыновей в дворцовые евнухи, полагая, что таким образом они избавят ребенка от нищеты. И зачастую они оказывались правы. Многие евнухи делали великолепную придворную карьеру, занимали ключевые посты в государстве. Евнух-флотоводец Чжен Хэ вошел в число самых знаменитых личностей Поднебесной и стал национальным героем.

Как происходила кастрация в Китае, описал английский путешественник и ученый К. Сент в 1877 году: «Операцию выполняют следующим образом. Нижнюю часть живота и верхнюю часть бедер туго перебинтовывают, чтобы предупредить излишне обильное кровотечение. Затем удаляемые части тела трижды промывают горячей перечной водой и отрезают под самое основание небольшим кривым ножом, напоминающим серп. По завершении дела рану накрывают бумагой, намоченной в холодной воде, и тщательно забинтовывают. Пациента, поддерживаемого двумя «операторами», заставляют ходить по комнате 2-3 часа, после чего позволяют лечь, но запрещают что-либо пить в течение трех суток. На четвертый день снимают повязку и страдалец, наконец-то, может облегчиться. Если это получается, значит, он вне опасности, если нет — он обречен на мучительную смерть, так как проходы его уже распухли и ничто его уже не спасет».

Византия

В христианскую империю институт евнухов проник еще из древнего Рима. Римские патриции считали, что евнухи придают дому оттенок восточной экзотики. В Византии евнухи становились самыми доверенными слугами императорского двора, а иной раз, и очень влиятельными царедворцами. Это были, по большей части, рабы из числа персов, арабов, жителей Кавказа. Однако, известны случаи, когда кастрации подвергались младшие сыновья в знатных семьях. Один из самых знаменитых евнухов Иоанн Орфанотроф жил в XI веке. Он женил своего брата Михаила Пафлагонского на императрице Зое, сделав его императором. Затем он убедил Зою усыновить своего племянника, тоже Михаила, став, таким образом, вначале братом, а затем и дядей императора. Фактически, он правил империей от имени своих сиятельных родственников. При императоре Михаиле Дуке империей фактически управлял евнух Никифор, прозванный за малый рост Никифорицей. Он брал взятки, воровал из государственной казны, и чудовищное корыстолюбие, наконец, привело его к печальному финалу: Никофорица умер под пытками во время следствия о государственных растратах.

Среди высшего духовенства Византийской империи так же было много кастратов.

Турция

Захватив Константинополь, Мехмед Завоеватель обнаружил здесь великолепные дворцы, которые обслуживали сотни евнухов. Все это было применено с пользой, и с тех пор евнухи в массовом сознании ассоциируются именно с Турцией. Сперва гаремы охранялись белыми евнухами. Но затем в моду вошли чернокожие кастраты. Это было вызвано несколькими причинами. Во-первых, считалось, что чернокожие мальчики легче переносят процедуру кастрации, а во-вторых, бытовало поверье, что утраченная часть тела у кастратов изредка, но может отрасти вновь. И в этом случае, если невольница совершит грех, ребенок родился бы черным, что открыло бы обман. Кстати говоря, по этой же причине в евнухи брали самых уродливых мужчин. Лишившись мужского достоинства, они получали другие имена, как правило, названия цветов, ведь служить им предстоит прекрасным, как цветы, женщинам. Чтобы портрет евнуха Османской империи был завершенным, стоит добавить, что они частенько страдали недержанием мочи. Для испускания ее они пользовались серебряной трубочкой, которую прятали в тюрбане. О приближении евнуха, как правило, оповещал тяжелый запах аммиака. Вот такие цветочки охраняли покой одалисок!

Тем не менее, эти люди играли серьезную роль в политике. Наложницы султана и валиде (матери султана и принцев) оказывали немалое влияние на своих мужей и сыновей, и, чтобы добиться того или иного решения, царедворцы и дипломаты прибегали к помощи евнухов, которые, за вознаграждение, передавали их послания или даже устраивали встречи с нужной дамой. Вершина карьеры евнуха в Турции – это должность кизляргасы или главнокомандующего дворцовой стражи. Это положение можно сравнить с положением премьер-министра в Европе. Кизляргасы выполнял ведущую роль на всех церемониях двора, от него зависело продвижение по иерархической лестнице наложниц султана. Умело манипулируя привязанностями султана и страстями гаремных затворниц, кизляргасы был фактически всесилен.

Италия

Европа уже в Новое время пережила всплеск моды на кастратов. Это связано со знаменитой капеллой Папы Римского, для которой писалась великолепная музыка, в том числе, и многие партии сопрано. Женщинам туда вход был заказан, поэтому пели мальчики. Но у мальчиков, как известно, в период полового созревания происходит мутация голоса. Поэтому каждые три-четыре года приходилось обучать новых исполнителей. Выход был найден без особого труда: кастрация. В XVII веке, в эпоху барокко, мода на кастратов в странах Европы была повальной. Они пели не только в папской капелле, но и при дворах менее заметных католических прелатов, а так же на оперных сценах. Родители мальчиков, у которых были красивые голоса, охотно решались на такую операцию, поскольку она обеспечивала их ребенку безбедное будущее. Как правило, кастрацию производили в период между 8 и 10 годами. Мальчика опаивали опиумом и погружали в ванну с ледяной водой, что предотвращало чрезмерное кровотечение. Сама операция заключалась в том, что хирург рассекал пах и извлекал семенники. Наружные половые органы при этом не трогали. У многих взрослых кастратов, как говорят, сохранялись возможность вступать в интимную близость с женщинами. Чем иначе объяснить тот факт, что многие кастраты, выступавшие в опере, завязывали интрижки со своими поклонницами? После такой процедуры, разумеется, если мальчику удавалось выжить, голос исполнителя достигал невероятной красоты и силы. Такие певцы-кастраты, как Фаринелли, Карестини, Салимбени и другие, оказали огромное влияние на музыкальную культуру эпохи барокко.

Бедные... евнухи

Евнухи вызывают к себе непреходящий интерес, какое-то болезненное любопытство. И мне самой трудно пройти мимо этой темы.

Первые следы евнухов обнаружились в Месопотамии, в колыбели земной цивилизации, где реки Тигр и Евфрат сливаются и впадают в Персидский залив. В плодородной дельте проживало немало разных племен, у некоторых был матриархат. Еще в девятом веке до нашей эры ассирийская царица Семирамида кастрировала рабов-мужчин. Эту практику переняли и другие владычицы. Жерар де Нерваль в книге “Путешествие на Восток” описывает свиту из евнухов, сопровождавшую царицу Савскую.

Типы евнухов

Известно несколько видов евнухов (кастратов), или скопцов: рожденные такими, насильственно кастрированные и евнухи, подвергшиеся кастрации по доброй воле ради сохранения чистоты и непорочности. “Ибо, — говорится в Евангелии от Матфея, — есть скопцы, которые из чрева матери родились так; и есть скопцы, которые оскоплены от людей; и есть скопцы, которые сделали сами себя скопцами для Царства Небесного” (19:12).


Традиция использовать евнухов распространилась по всему Востоку от Персии до Китая. Воинственные племена, такие как персы, кастрировали своих пленников ионийцев и как военные трофеи вместе с самыми красивыми захваченными девственницами преподносили своим царям. В 538 г. до н.э. персидский царь Кир, завоевавший Вавилон, сказал, что евнухи, неспособные к деторождению и обзаведению собственной семьей, являются самыми надежными слугами. Это его высказывание мы находим у античного историка и биографа Ксенофонта (четвертый век до нашей эры):

По наблюдениям над другими животными он заключал, например, что строптивые кони от холощения лишь перестают кусаться и брыкаться, но отнюдь не становятся менее пригодными для войны; что быки от холощения также теряют свой прежний норов и упрямство, но не лишаются силы и способности к труду; что, наконец, псы после холощения перестают убегать от своих хозяев, но ничуть не становятся менее пригодными для того, чтобы сторожить, или для охоты. Равным образом и люди, лишенные любовного влечения, делаются лишь более спокойными, однако они не становятся менее усердными в исполнении поручений. Ксенофонт.

Кастрации мужчин у иудеев и христиан способствовало убеждение, что женщина служит препятствием к достижению святости и непорочности. Христианский теолог и писатель второго века Тертуллиан утверждал, что Царство Небесное открыто для скопцов, и воодушевил многих на добровольную кастрацию. Многие из пошедших на это потом сожалели о принятом решении.

У Геродота есть рассказ о работорговце по имени Панион с острова Хиос, который покупал самых красивых мальчиков, кастрировал их, а потом снова продавал на невольничьих рынках. Среди этих мальчиков был Гермотим, который обрел большое богатство и могущество в Сардах (Сарды — древняя столица Лидии), став там дворцовым евнухом. Много лет спустя пути Гермотима и Паниона вновь пересеклись. Гермотим решил отомстить. Он уговорил Паниона поехать с ним в Сарды, посулив большую власть и богатство. Панион, не догадываясь о планах Гермотима, соблазнился обещаниями, попал в ловушку, коварно подставленную евнухом, и жестоко поплатился. Евнух заставил своего бывшего мучителя кастрировать четверых своих сыновей, а потом тех — кастрировать отца.


Католическая церковь проводила кастрацию мальчиков ради сохранения у них высокого певческого голоса сопрано для папского хора в Сикстинской капелле, и эта практика существовала со времен Ренессанса вплоть до 1878 года. Пели кастраты и в итальянской опере, где некоторые из них, как, например, Гримальди, Фаринелли и Николини, заслужили громкую славу.

Несколько сот евнухов состояли при мечетях в Мекке и Медине. Они вступали в контакт с приходящими на молебны женщинами, что обычным мужчинам в святых местах по законам ислама делать не разрешается.

Во второй половине восемнадцатого столетия в России существовала секта скопцов. Они верили в необычную легенду о Садах Эдема, где жили Адам и Ева, сотворенные бесполыми. После грехопадения остатки запретного плода были врощены в их тела в виде грудей и гениталий. Дабы вернуть себе былую непорочную чистоту, многие сами совершали над собой обряд кастрации, уродуя себя ножами, заостренными камнями и даже осколками стекла. Скопцы существуют и до сих пор. В Малой Азии в пятом веке до нашей эры жрецы храма Артемиды в Эфесе (одно из семи чудес света) и храма Сивиллы в римском Капитолии были евнухами. Позднее священные функции евнухов преобразовались в выгодную службу аристократам Греции и патрициям Рима.

Этот обычай существовал у жителей Византии и перешел к туркам. В четырнадцатом веке османы начали изолировать своих женщин, и Византия поставляла им евнухов. Но скоро турки сами наладили торговлю ими. В Китае кастрация получила широкое распространение и существовала вплоть до разрушения Большого дворца в Пекине. Однако если евнухами в Китае были исключительно китайцы, то в Турции ими были кто угодно, кроме самих турок: мусульманам кастрация запрещена Кораном. Сначала в Турцию поставлялись белые евнухи с Северного Кавказа, из Грузии и Армении, но люди этих народов тяжело переносили операцию и часто погибали. Крепче оказались черные (чернокожие) евнухи, они были выносливее и сильнее. И самыми доходными охотничьими угодьями в этом отношении стали Египет, Абиссиния и Судан.

Торговля евнухами

Согласно исламу, военнопленный становится собственностью захватившего его и, как всякая собственность, может отчуждаться. Мусульманские работорговцы стали завязывать связи с вождями африканских племен, уговаривая их продавать сначала пленных рабов, а потом и своих соплеменников. Выгодная торговля быстро развивалась.


Операция кастрирования

Поскольку ислам запрещает мусульманам кастрацию, это исполняли египтяне-христиане и евреи. Из массы невольников отбирали мальчиков и оперировали их прямо во время остановок на отдых. Это была тяжелая и опасная операция, часто кончавшаяся смертельным исходом, а сухой и жаркий климат не способствовал быстрому заживлению ран. Горячий песок пустыни считался лучшим бальзамом, так что кастрированного просто зарывали по шею в песок и держали в таком положении, пока рана не затягивалась. Перенесшие ужасную боль, кровотечение и последующее пребывание в горячем песке и выжившие становились очень дорогим товаром, приносившим купцам огромные барыши. Покупателями были богатые люди, и евнух имел реальную возможность занять в доме могущественного человека высокое положение и получить немалую власть.

Темное ремесло превращения нормального человека в кастрата было окружено глубокой тайной, и некоторый свет проливает лишь сравнительная этимология отдельных терминов этого дела: “давление”, “разбивание”, "отрезание" и "вытягивание". Согласно сведениям историка Н.М. Пенцера, в античную пору евнухи подразделялись на несколько четких групп:

Кастраты — с напрочь отрезанными пенисом и яичками;

Спадо — удалены яички методом вытягивания;

Филиби — яички разбиты и деформированы, семенные железы повреждены. Это делалось в самом раннем возрасте.

Сандали — без гениталий.


Известный путешественник и арабист Ричард Бертон приводит такую принятую на Востоке классификацию кастратов и методов проведения кастрации:

Гениталии отсекаются одним взмахом бритвы, после чего в мочеточник сразу вставляется трубка. Рана прижигается кипящим маслом, и пациента помещают в кучу свежего навоза. Кормят пациента молоком, операция производится до наступления половой зрелости; выживаемость высокая. Евнухи с удаленным пенисом, но теоретически способные к копуляции и воспроизведению детей. Евнухи типа филиби. Яички удалены с помощью каменного ножа, а также путем их разбивания, выкручивания или прижигания.

Способы кастрации, очевидно, были одинаковыми во всем мире и различались лишь методами останавливать кровотечение. Вот как описывает кастрацию в Китае Картер Стент (1877):

Операция осуществлялась так: чтобы ослабить кровотечение, живот и бедра туго бинтуются или перевязываются жгутами. Удаляемые части тела трижды смачиваются настойкой жгучего перца, в то время как оперируемый полулежит, откинувшись на спину. После промывания гениталии — яички и пенис — отсекаются у самого основания изогнутым в виде серпа ножом. Кастрация завершается тем, что в отверстие у основания пениса вставляется оловянная трубка с краником или пробкой. Все это закрывается смоченной в холодной воде бумагой и осторожно перевязывается. После этого два человека, что орудовали ножами, берут прооперированного под руки и два или три часа водят по комнате, после чего его укладывают. Следующие три дня пациенту совсем не дают пить, что заставляет его страдать не только от жажды и от страшной боли, но более всего от невозможности справить естественную нужду. Через три дня повязку снимают, пробку извлекают, и несчастный получает возможность слить мочу, которая бьет струёй, как из фонтана. Если испускание мочи проходит благополучно, с пациентом все в порядке, и его поздравляют с успешной операцией. Если несчастному освободить мочевой пузырь не удается, это означает, что мочеточник распух, помочь ему нельзя и он обречен на гибель.


Историк Пол Райко упоминает серебряную трубку, которую евнухи прячут в своем тюрбане. Чтобы помочиться, они вставляют ее в мочеточник.

Легче всего кастрацию переносили мальчики, не достигшие половой зрелости. Кастрация в более позднем возрасте порождала у людей чувство большой безвозвратной потери и отчаяние, на почве которого происходил моральный срыв и вызревало стремление к мести.

Китайские евнухи

Запретный город в Пекине был закрыт для женщин, и большинство населения резиденции китайских императоров составляли евнухи. В царствование династии Мин (1368—1644) в стенах Запретного города проживали более тысячи скопцов. Это число постепенно сокращалось, и ко временам последнего китайского императора Пу и в начале двадцатого столетия их оставалось две сотни. Большинство евнухов внутри городских стен исполняли функции прислуги, однако у них были немалые возможности для продвижения по службе, и это привлекало в их ряды бедноту. Сама кастрация была делом недорогим, со смертельным исходом на уровне 4—5 процентов, и риск считался оправданным. Поскольку пополнением занимались сами евнухи, желающие попасть в эту касту стремились завести с ними полезное знакомство.


Многие из евнухов получали хорошее образование и под конец становились правительственными чиновниками. Обладавшие хорошими голосами пели в театре, другие занимали секретарские должности при сановных вельможах. По учению Конфуция, чтобы попасть на небо, человек должен быть захоронен весь целиком, поэтому китайские кастраты свои отсеченные органы всю жизнь носили при себе в особых сосудах с рассолом. Не всем удавалось сохранить их в целости, поэтому существовал черный рынок этих сувениров.

Последствия кастрации

В результате кастрации тело теряет волосяной покров, делается дряблым, голос становится писклявым, человек сильно толстеет. Кроме того, скопцы страдают недержанием мочи, ослаблением памяти, бессонницей и близорукостью. Кастратам нельзя потреблять спиртное, потому что алкоголь лишает их сил и вызывает боли в мочеточнике.

Есть многочисленные свидетельства, что евнухи гарема любили деньги и все то, что на деньги можно приобрести. Они любили вкусно поесть, обожали сладости, особенно шоколад и пирожные. Им нравились рассказы и легенды, они могли часами слушать страшные мифы и сказки, особенно из "Тысячи и одной ночи". Большое удовольствие получали от музыки и танцев, навевавших воспоминания о родной Африке.

Половое влечение у кастратов

Утрата половых органов, особенно в детском возрасте, необязательно освобождает человека от сексуальных влечений. У евнуха, лишенного только яичек, возможна эрекция члена, и он может заниматься сексом. Ричард Бертон в многотомном переводе “Тысячи и одной ночи” утверждает, что эрекция может длиться, пока сердце способно гнать кровь и страсть не остынет. В одной из сказок рассказывается о чернокожем юноше, который овладел девушкой и за это был наказан кастрацией. Став евнухом, он продолжал заниматься с ней любовью до самой ее смерти.

И действительно, некоторые евнухи крутили любовь с женщинами гарема. Монтескье в "Персидских письмах" приводит рассказ такого евнуха:

Я поступил в сераль, где все внушало мне сожаление о моей утрате: ежеминутно я ощущал волнение чувств; тысячи природных красот раскрывались предо мною, казалось, только для того, чтобы повергнуть меня в отчаяние.


Помню, как однажды, сажая женщину в ванну, я почувствовал такое возбуждение, что разум мой помутился и я осмелился коснуться рукой некоего срамного места. Придя в себя, я подумал, что настал мой последний день. Однако мне посчастливилось, и я избежал жесточайшего наказания. Но красавица, ставшая свидетельницей моей слабости, очень дорого продала мне свое молчание: я совершенно утратил власть над нею, и она стала вынуждать меня к таким поблажкам, которые тысячи раз подвергали жизнь мою опасности. Цит. по: Монтескье Ш. Л. Персидские письма.

Евнух с пенисом был способен продлить наслаждение партнера и потому был особо ценным любовником для женщин гарема. К тому же с ним не было никакой опасности забеременеть. Один из стражей дворца в своих воспоминаниях утверждает, что некоторые евнухи имели своих одалисок, а другие предпочитали юных мальчиков:

Эти злодеи влюблялись в красивых мальчиков и держали их возле себя; грешные телеса этих негодяев были переполнены страстью. Каждый из них покупал себе пару рабов и держал взаперти в своей комнате, ревнуя их к своим коллегам. Часто из-за этих мальчиков у них вспыхивали ссоры и драки. Разве не похоть толкала этого вероломного человека на такие поступки?


Евнухи также использовали препараты, усиливающие половое влечение, и всякие эротические атрибуты. Они имели сношение с внешним миром и покупали там разные эротические игрушки вроде искусственных членов. Они также были большими мастерами орального секса; женщины, выходившие замуж после связи с евнухами, по словам того же стражника, часто были недовольны своими мужьями в этом отношении:

Спрашиваете, какой сексуальный аппетит разгорался у одалисок, вступавших в половую связь с евнухами? Об этом весь Стамбул говорил. Те две одалиски получили свободу и вышли замуж. Через неделю мужья подали на развод с ними. Причиной послужили жалобы одалисок на то, что мужья оказались мужчинами хуже евнухов. Вот мужья и решили развестись с ними. Это случилось при мне, я это знаю.

Свидетельств самих евнухов о том, как они достигали собственного удовлетворения, не имеется. Эрогенными зонами у евнухов являются область вблизи мочеточника и анальное углубление. Бертон приводит свидетельства жены одного евнуха, утверждавшей, что ее муж занимался мастурбацией, фелляцией и анальным сексом и добивался сладострастного оргазма секреции простаты. При приближении к оргазму она подставляла ему подушку, иначе он мог искусать ей лицо и грудь.

Женитьба евнухов

Нередко евнухи женились на одалисках, но тогда они уже жили за пределами гарема. Главный евнух Ибрагима по имени Сюмбюль-ага женился на беременной одалиске, чтобы иметь не только жену, но и ребенка. Многие евнухи заводили собственные гаремы и заполняли их девственницами. “Я не искал любви, я искал страсти. Во дворце я не мог себе позволить этого, — читаем в воспоминаниях главного черного евнуха (девятнадцатое столетие). — На многих женщин я смотрел с вожделением, но мне грозила виселица, и приходилось сдерживаться. Тогда я решил жениться на одной из женщин дворцового гарема, что и сделал. Вы можете спросить, как могла женщина выйти замуж за такого, как я. Не знаю. За всю совместную жизнь с ней я ни разу об этом ее не спросил”.

Восстановление утраченных гениталий

По легендам иногда половые органы вырастали вновь. Картер Стент зарегистрировал такие случаи, знакомясь с бумагами одного китайского суда. Там разбирались дела нескольких евнухов, у которых восстановились половые способности. Их подвергли новой кастрации, но теперь из-за возраста большинство повторную операцию не перенесли.

Евнух пекинского двора по имени Вей Чунсин в тайне содержал любовницу и старался всеми силами восстановить свои половые органы. Один доктор сказал ему, что для этого он должен съесть мозги семерых мужчин. Евнух заполучил семерых преступников, вскрыл их черепа, извлек мозги и съел. Результат этого остался неизвестен.

Поступающих в сераль евнухов подвергали тщательному осмотру. Это обследование проводили врачи, которые и потом периодически их осматривали и выясняли, не растут ли у них новые органы. Кстати, предпочтение отдавалось евнухам с отталкивающей внешностью; прелестные евнухи-красавцы существовали только на страницах “Тысячи и одной ночи”.

Во времена расцвета Османской империи в Серале было от шестисот до восьмисот евнухов, которых в большинстве случаев дарили султану правители разных провинций. Жили они в помещениях, находившихся сразу за Воротами блаженства. Вход закрывался двумя смежными дверями — железной и медной. Главный евнух каждый вечер получал ключи от этих дверей у стражника, а утром снова передавал их страже.

В передней всегда стояли наготове палки для битья новичков. Наказанию палками подвергался каждый новый евнух независимо от того, был ли он в чем виновен или не был. Его укладывали на пол со связанными руками и ногами, и один из евнухов начинал наносить удары палкой по пяткам, пока наказуемый не лишался чувств. Остальные новички наблюдали за наказанием, учились и ждали своей очереди: “Мальчик находится под наблюдением и учится у других юношей сераля, пока не будет готов к услужению. Тогда его продвигают по службе, приставляют к женщинам и могут даже поставить на службу султанше под наблюдение главного евнуха, или "начальника девственниц". Евнухи получали солидное жалованье в размере от 60 до 100 акча в день, два шелковых халата и также другое годовое содержание, не считая даров от других служб дворца. Имена им давались цветочные — Гиацинт, Нарцисс, Роза, Гвоздика. Поскольку они обслуживали женщин, их называли приличествующими невинности, чистоте и благоуханию именами”, — писал о евнухах Оттавиано Бон в книге “Сераль великого повелителя” (1608).

Во время ученичества молодые евнухи спали в больших общих комнатах. Росли они, играя с другими мальчиками и девочками-одалисками. За их дисциплиной следили так, как следят в военных училищах. В конце ученичества их, как и одалисок, приставляли к важным дамам гарема — принцессам, кадинам, дочерям и сестрам султана, к султанше матери. Мечтой каждого евнуха было занять положение кизпяр агаси (хозяин девочек), то есть главного черного евнуха.


Евнухи в Серале

Для охраны своих женщин султаны содержали страшно дорогую армию евнухов, которых насчитывалось до восьми сотен человек. Это были пленные или купленные невольники, кастрированные до наступления половой зрелости и осужденные на пожизненное служение своим владыкам. Белые евнухи служили в селямлике, где султан встречался с другими мужчинами. Селямлик Золотым путем, богатым коридором, отделанным редкой по красоте керамикой, соединялся с гаремом, где за женщинами присматривали черные евнухи. В руках главного черного евнуха, служившего связующим звеном между султаном и его матерью, была сосредоточена большая политическая власть. Официально его положение при дворе было приравнено к положению главного визиря (премьер-министр).

Лица, занимавшие пост главного черного евнуха, были посвящены в самые интимные тайны гарема и одновременно имели выход во внешний мир. Они-то и были самыми большими взяточниками и интриганами султанского двора. В окружении женщин, искушенных в умении вызывать у мужчин страсть, вся их жизнь проходила под знаком их сексуальной неполноценности. Часто из них получались хитроумные склочники, любая неприязнь которых быстро перерождалась в страсть к отмщению.


Главный черный евнух

Власть и престиж главного черного евнуха в империи были огромны. Он был главным должностным лицом империи после султана и главного визиря. Он был главнокомандующим дворцовой стражи, пашой, и занимал ряд других важных и ответственных постов. Он мог обращаться к султану в любое время и служил личным курьером в сношениях султана с главным визирем. Он был связным между султаншей матерью и сыном султаном. Всякая женщина, обращавшаяся к султану, должна была сначала предстать перед главным черным евнухом. Он был также одним из самых богатых людей империи, его все боялись, а потому все старались его подкупить и умилостивить.

Это он провожал новую одалиску в опочивальню султана. Эту церемонию описал в 1766 году Жан-Клод Фляша:

Наконец Хозяйка дома подводит к султану девушку, которую тот счел самой привлекательной... Она старается продемонстрировать все свои достоинства и понравиться султану. Тот бросает в сторону одалиски платок в знак того, что желает остаться с ней наедине, и немедленно занавеси вокруг комнаты султана задергиваются. Главный евнух ждет команды вновь их раздвинуть. В это время все женщины, что находились в зале и танцевали, пели, играли на музыкальных инструментах или просто отдыхали на подушках, поднимались, вступали в беседку и выражали свое почтение султану и его новой избраннице.

Если ночью в гареме происходило что-то чрезвычайное, только главный евнух имел право туда войти. В его обязанности входили защита женщин гарема, поставка в гарем новых одалисок, надзор за продвижением женщин и евнухов по службе, он выступал главным свидетелем во время свадьбы султана и крестин его детей, проводил все торжественные церемонии, такие как обряд обрезания, помолвки, именины, объявлял приговор осужденным женщинам гарема. Он отводил осужденных к палачу и он же надевал на них мешки, чтобы топить в море. Во второй половине шестнадцатого столетия власть евнухов еще больше возросла. В семнадцатом и восемнадцатом столетиях евнухи вместе с главными женщинами гарема захватывали бразды правления страной, пользуясь безволием и слабоумием правителей. Во время правления женщин (1558—1687) главный черный евнух был наиболее близким и ценным сподвижником султанши матери и жен султана. И те и другие сыграли существенную роль в упадке Османской империи.

С начала девятнадцатого столетия власть главного черного евнуха стала ослабевать. К началу двадцатого столетия его функции были сведены к наблюдению за тем, чтобы женщины были одеты пристойно; он сопровождал женщин при выходе из гарема и наблюдал за их перемещением в городе, следил, чтобы их поведение не выходило за рамки предписанных правил, чтобы в гарем не проникали без разрешения торговки, разные работницы и гадалки; давал разрешение на посещение женщин гарема их подругами; он всегда находился в гареме на случай каких-либо происшествий.

После роспуска всех гаремов в 1909 году у этих женщин не оказалось родственников, которые могли бы их взять к себе.

С исчезновением гаремов пришел конец и евнухам. Одно время было много разговоров об их устройстве в старости. Они сами предпринимали кое-какие попытки организовать собственный профсоюз. Но никому не хотелось ими заниматься: за ними стояло то, что всем хотелось поскорее забыть.

Алев Литлэ Крутье

(по книге "Гарем. Царство под чадрой")

В те давние времена, когда в Ассирии, Персии и Вавилоне только-только начинали зарождаться действительно могущественные цивилизации, уже существовали правители. Каждый из них окружал себя и свой двор лучшими вещами, которые только мог достать за деньги. Но не только предметы роскоши свидетельствовали о величии государя. Количество женщин - вот основной признак успеха, который считался эталоном в те времена.

Гаремы у некоторых древних владык были поистине громадными. Нередко случалось так, что наложница ни разу лично не встречалась со своим повелителем, пробыв в нем несколько лет. Конечно же, женский коллектив в таких условиях изобиловал интригами и склоками, которые требовалось как-то подавлять.

Вот тогда-то и появилась должность смотрителя гарема. Евнух - кто это такой? В переводе с греческого слово означает «блюститель ложа», что вполне отражает суть работы этого человека. На должность евнухов брали только кастрированных мальчиков, которые не представляли угрозы «живому капиталу» правителя, будучи физически не способными покуситься на честь обитавших в гареме красавиц.

Кроме того, главный евнух нередко становился второй по важности фигурой в государстве, так как правитель часто баловал своего преданного слугу, который был ответственен за подбор девушек.

Откуда они брались?

Принято считать, что в те времена оскопляли исключительно военнопленных или преступников, приговоренных к такой мере за изнасилование и блуд. Разумеется, это не так. Конечно, эти категории скопцов действительно были, вот только использовали их исключительно в виде рабов, которые выполняли самую тяжелую и грязную работу. Так как мужского достоинства они были лишены, хозяин мог не опасаться за рабынь.

Но такой работник - не евнух. Кто это такой в классическом понимании? Откуда же брали кандидатов на такую работу? Было два пути.

Во-первых, купец мог приобрести на базаре мальчика-невольника и оскопить его самостоятельно или же воспользоваться услугами специализировавшихся на том лекарей. К слову говоря, во многих странах, которые использовали труд евнухов, кастрацией порой занимались целые семьи медиков.

Во-вторых, купец мог приобрести уже оскопленного юношу. Как бы там ни было, но впоследствии он продавал столь выгодный товар ко двору очередного правителя. Им всегда нужны были бесполые слуги, обслуживающие гарем султана.

Успешная карьера

Но не всегда евнухами становились рабы. В том же Древнем Китае отцы нередко сами отдавали своих сыновей лекарям. И дело тут не в бесчеловечной жестокости: из 10-15 отпрысков в семье до детородного возраста доживали в лучшем случае трое. Смертность при кастрации в странах с развитой медициной редко превышала 1-3%. Прошедший процедуру юноша оказывался при дворе правителя, где уже никогда не терпел бедности и нищеты.

Так кто такой евнух в гареме? Теоретически - слуга, который должен был развлекать царских наложниц и прислуживать им. В реальности же часто получалось так, что он прибирал к рукам всю власть не только в гареме, но и во всей стране.

Многие считают, что евнухи терзались от бессилия, глядя на обнаженные женские тела. Это действительно так, если говорить о мужчинах, оскопленных после полового созревания. Если же кастрировали мальчика в возрасте 10-12 лет, то в результате получался абсолютно бесполый человек, который вообще не испытывал полового влечения к женщинам.

Особенно распространены были такие евнухи в Османской империи: гаремы там были огромными, а султаны - крайне мнительными. Они не могли допустить даже вероятности покушения на своих одалисок, а потому приобретали только «правильных» кастратов.

Семейный бизнес

Впрочем, существовали целые семьи, целенаправленно поставлявшие своих сыновей ко двору. Каждый евнух имел очень неплохое содержание. Старые же скопцы зачастую жили лучше многих придворных, порой держа в своих руках бразды правления государством (гарем султана - отличное место для интриг).

В Древнем Китае же был распространен обычай, согласно которому кастраты, пристроенные на хлебное место родственниками, были обязаны им помогать. Если учесть, что из одного рода могло происходить сразу несколько приближенных ко двору евнухов, многие китайские фамилии вообще не имели других источников дохода, кроме «траншей» со стороны своих оскопленных родственников.

Семейная жизнь скопцов

Другой интересный факт. Нередко евнухи даже заводили семьи, причем усыновляли исключительно мальчиков своего рода. В этом случае ребенок мог не волноваться за сохранность своих гениталий, так как «отец» был озабочен наличием полноценного наследника. Нужно ли говорить, что родня наперебой предлагала мальчиков таким усыновителям. История евнухов знает даже случаи того, что они усыновляли незаконных сыновей своего правителя (а то и законных).

И снова Китай. Так как религия китайцев гласит, что человек должен быть целым к моменту перехода в мир иной, кастратам приходилось сохранять свои гениталии в специальном ларце. Нередко его содержимое демонстрировалось нанимателям. После смерти евнуха драгоценную шкатулку хоронили вместе с ним. Считалось, что в загробной жизни части тела воссоединятся друг с другом.

Категории скопцов

Итак, перед вступлением на путь «блюстителя ложа» мальчика или юношу ждала кастрация. Всего различали три разновидности сего действа. В первом случае гениталии удаляли полностью. Во втором удалению подвергали только половой член. В третьем мальчик-евнух лишался семенников.

К слову говоря, операции второго типа классических «блюстителей ложа» как раз-таки не подвергали. Так наказывали преступников: лишенные пениса, но имеющие яички, ответственные за выработку тестостерона, несчастные страшно мучились, будучи не в состоянии совершить половой акт. Такие работники в гареме были явно ни к чему.

Штучный товар

Зато кастраты третьего типа, с сохраненным пенисом, очень котировались среди обитательниц гаремов. Так как некоторое количество тестостерона могли вырабатывать надпочечники, эрекция сохранялась, а потому евнух вполне мог совершать половые акты. Восторженные отзывы наложниц говорили о том, что такой слуга мог заниматься любовью часами. Кроме того, полностью отсутствовал риск забеременеть. В общем, жизнь евнухов в этом случае была просто сказочно хороша.

Но эти кастраты были в гаремах редкостью, так как чаще всего на службу брали исключительно "гладких" евнухов. Почему гладких? Скоро мы расскажем об этом, но сперва стоит остановиться непосредственно на технологии кастрации.

Страдания на операционном столе

Какой бы способ не использовался при оскоплении, боль была страшной. При двух типах кастрации, связанных с удалением всех гениталий или только полового члена, в рану приходилось вставлять бамбуковую трубку или же кусочек гусиного пера, так как это препятствовало заращению мочеиспускательного канала в послеоперационный период. Изобретательные китайцы даже наладили производство искусственных каучуковых пенисов, которые позволяли женам кастратов испытывать все удовольствия семейной жизни.

Описание операции

Английский ученый Картер Стент уже в 19 веке открыл миру все ужасы этой бесчеловечной процедуры, подробно расписав ход ее выполнения. Будущий евнух в течение двух дней перед кастрацией не пил и не ел. В день операции человек принимал горячую ванну, причем ему требовалось хорошо помыться. Затем верхнюю часть бедер и нижнюю часть живота туго перебинтовывали, дабы предупредить излишне сильное кровотечение. Удаляемые части трижды промывали особым горячим настоем.

После этого лекарь еще раз спрашивал кандидата в кастраты или его родственников о согласии на операцию, после чего, получив утвердительный ответ, резким и быстрым движением отсекал гениталии. Для этого он пользовался небольшим искривленным ножом, который по форме напоминал серп.

Послеоперационный период

Рану сразу закрывали бумажным листом, размоченным в холодной воде, и туго бинтовали. Но мучения на этом не заканчивались: два человека поднимали кастрата под руки, после чего, поддерживая, заставляли его два часа ходить по кругу. Только после этого человек мог лечь. Пить и есть на протяжении следующих трех суток ему также было нельзя. Мучения были чудовищными. Вот так проводилась кастрация евнухов.

Только на четвертый день повязку снимали, после чего новый скопец наконец-то мог помочиться… или не мог. Если моча нормально проходила через уретру, все было в порядке. В противном случае человек был не жилец: застой мочи приводил к разрыву мочевого пузыря и мучительной смерти от перитонита. Так умер не один евнух (кто это такой, вы уже знаете).

Последствия операции

Их было много, и все они негативно отражались на здоровье. У людей замедлялся обмен веществ, полностью изменялся характер. Старые евнухи были с дряблой кожей, обладали крайне сварливым и истеричным характером. Почти 90% евнухов были ярыми фанатами курительного опиума или крепкого алкоголя. Все они были невероятными царедворцами, жестокими, хитрыми и совершенно безжалостными.

Операция частенько приводила впоследствии к проблемам с мочеиспусканием. Почти все евнухи должны были постоянно иметь при себе серебряную трубочку, которую вставляли в уретру перед мочеиспусканием. Очень часто в мочеиспускательный канал заносилась инфекция, результатом которой было недержание мочи. Современники вспоминают, что нередко о приближении скопца можно было узнать даже в полной темноте, так как от него нестерпимо несло аммиаком.

Наконец, человек становился «гладким». Так как обмен веществ был безнадежно испорчен, он быстро толстел. Кожа его была тонкой, растянутой и дряблой, все волосы на голове и в промежности выпадали. Голос же из-за оставшейся на месте гортани оставался тонким и высоким. По разговору евнуха было невозможно отличить от мальчика или девушки.

Впрочем, один положительный эффект от хирургического вмешательства все же был. Изучив данные о среднестатистической продолжительности жизни людей в разные эпохи, ученые пришли к выводу о том, что кастраты жили на 12-14 лет дольше при прочих равных условиях.

Кастраты и церковь

Думаете, что варварский обычай кастрации был характерен только для античности? Увы, нет. Вплоть до начала 20 века в церковных хорах едва ли не половина мальчиков была кастрирована. Как правило, в монастырь детей все так же сдавали их отцы. Один только факт: в Италии тех лет вплоть до двух тысяч мальчиков в год оказывались лишенными своего мужского достоинства. Официальная версия - нападение свиньи.

Даже если врача заставили за проведением кастрации (что вообще-то было запрещено), он всегда уходил от наказания. Для этого всего-то нужно было сказать, что таким способом он спасает несчастного ребенка от опухоли яичек. Более того, кандидатов на все высокие церковные посты даже проверяли на наличие гениталий, что говорит о распространенности порочной практики кастрации. Конец этому был положен только в 1920 году, когда Папа Римский официально запретил давать духовный сан всякому, «кто был лишен чресел своих».

В те же годы по всему миру гремели имена оперных певцов. Да-да, практически все они были кастратами. Знаете, почему некоторые классические оперы сегодня не ставятся? Все дело в том, что женский голос не может воспроизвести уникальные модуляции, которые мог выдать только евнух. Кто это, вам теперь известно.

В те давние времена, когда в Ассирии, Персии и Вавилоне только-только начинали зарождаться действительно могущественные цивилизации, уже существовали правители. Каждый из них окружал себя и свой двор лучшими вещами, которые только мог достать за деньги. Но не только предметы роскоши свидетельствовали о величии государя. Количество женщин - вот основной признак успеха, который считался эталоном в те времена.

Гаремы у некоторых древних владык были поистине громадными. Нередко случалось так, что наложница ни разу лично не встречалась со своим повелителем, пробыв в нем несколько лет. Конечно же, женский коллектив в таких условиях изобиловал интригами и склоками, которые требовалось как-то подавлять.

Вот тогда-то и появилась должность смотрителя гарема. Евнух - кто это такой? В переводе с греческого слово означает «блюститель ложа», что вполне отражает суть работы этого человека. На должность евнухов брали только кастрированных мальчиков, которые не представляли угрозы «живому капиталу» правителя, будучи физически не способными покуситься на честь обитавших в гареме красавиц.

Кроме того, главный евнух нередко становился второй по важности фигурой в государстве, так как правитель часто баловал своего преданного слугу, который был ответственен за подбор девушек.

Откуда они брались?

Принято считать, что в те времена оскопляли исключительно военнопленных или преступников, приговоренных к такой мере за изнасилование и блуд. Разумеется, это не так. Конечно, эти категории скопцов действительно были, вот только использовали их исключительно в виде рабов, которые выполняли самую тяжелую и грязную работу. Так как мужского достоинства они были лишены, хозяин мог не опасаться за рабынь.

Но такой работник - не евнух. Кто это такой в классическом понимании? Откуда же брали кандидатов на такую работу? Было два пути.

Во-первых, купец мог приобрести на базаре мальчика-невольника и оскопить его самостоятельно или же воспользоваться услугами специализировавшихся на том лекарей. К слову говоря, во многих странах, которые использовали труд евнухов, кастрацией порой занимались целые семьи медиков.

Во-вторых, купец мог приобрести уже оскопленного юношу. Как бы там ни было, но впоследствии он продавал столь выгодный товар ко двору очередного правителя. Им всегда нужны были бесполые слуги, обслуживающие гарем султана.

Успешная карьера

Но не всегда евнухами становились рабы. В том же Древнем Китае отцы нередко сами отдавали своих сыновей лекарям. И дело тут не в бесчеловечной жестокости: из 10-15 отпрысков в семье до детородного возраста доживали в лучшем случае трое. Смертность при кастрации в странах с развитой медициной редко превышала 1-3%. Прошедший процедуру юноша оказывался при дворе правителя, где уже никогда не терпел бедности и нищеты.

Так кто такой евнух в гареме? Теоретически - слуга, который должен был развлекать царских наложниц и прислуживать им. В реальности же часто получалось так, что он прибирал к рукам всю власть не только в гареме, но и во всей стране.

Многие считают, что евнухи терзались от бессилия, глядя на обнаженные женские тела. Это действительно так, если говорить о мужчинах, оскопленных после полового созревания. Если же кастрировали мальчика в возрасте 10-12 лет, то в результате получался абсолютно бесполый человек, который вообще не испытывал полового влечения к женщинам.

Особенно распространены были такие евнухи в Османской империи: гаремы там были огромными, а султаны - крайне мнительными. Они не могли допустить даже вероятности покушения на своих одалисок, а потому приобретали только «правильных» кастратов.

Семейный бизнес

Впрочем, существовали целые семьи, целенаправленно поставлявшие своих сыновей ко двору. Каждый евнух имел очень неплохое содержание. Старые же скопцы зачастую жили лучше многих придворных, порой держа в своих руках бразды правления государством (гарем султана - отличное место для интриг).

В Древнем Китае же был распространен обычай, согласно которому кастраты, пристроенные на хлебное место родственниками, были обязаны им помогать. Если учесть, что из одного рода могло происходить сразу несколько приближенных ко двору евнухов, многие китайские фамилии вообще не имели других источников дохода, кроме «траншей» со стороны своих оскопленных родственников.

Семейная жизнь скопцов

Другой интересный факт. Нередко евнухи даже заводили семьи, причем усыновляли исключительно мальчиков своего рода. В этом случае ребенок мог не волноваться за сохранность своих гениталий, так как «отец» был озабочен наличием полноценного наследника. Нужно ли говорить, что родня наперебой предлагала мальчиков таким усыновителям. История евнухов знает даже случаи того, что они усыновляли незаконных сыновей своего правителя (а то и законных).

И снова Китай. Так как религия китайцев гласит, что человек должен быть целым к моменту перехода в мир иной, кастратам приходилось сохранять свои гениталии в специальном ларце. Нередко его содержимое демонстрировалось нанимателям. После смерти евнуха драгоценную шкатулку хоронили вместе с ним. Считалось, что в загробной жизни части тела воссоединятся друг с другом.

Категории скопцов

Итак, перед вступлением на путь «блюстителя ложа» мальчика или юношу ждала кастрация. Всего различали три разновидности сего действа. В первом случае гениталии удаляли полностью. Во втором удалению подвергали только половой член. В третьем мальчик-евнух лишался семенников.

К слову говоря, операции второго типа классических «блюстителей ложа» как раз-таки не подвергали. Так наказывали преступников: лишенные пениса, но имеющие яички, ответственные за выработку тестостерона, несчастные страшно мучились, будучи не в состоянии совершить половой акт. Такие работники в гареме были явно ни к чему.

Штучный товар

Зато кастраты третьего типа, с сохраненным пенисом, очень котировались среди обитательниц гаремов. Так как некоторое количество тестостерона могли вырабатывать надпочечники, эрекция сохранялась, а потому евнух вполне мог совершать половые акты. Восторженные отзывы наложниц говорили о том, что такой слуга мог заниматься любовью часами. Кроме того, полностью отсутствовал риск забеременеть. В общем, жизнь евнухов в этом случае была просто сказочно хороша.

Но эти кастраты были в гаремах редкостью, так как чаще всего на службу брали исключительно "гладких" евнухов. Почему гладких? Скоро мы расскажем об этом, но сперва стоит остановиться непосредственно на технологии кастрации.

Страдания на операционном столе

Какой бы способ не использовался при оскоплении, боль была страшной. При двух типах кастрации, связанных с удалением всех гениталий или только полового члена, в рану приходилось вставлять бамбуковую трубку или же кусочек гусиного пера, так как это препятствовало заращению мочеиспускательного канала в послеоперационный период. Изобретательные китайцы даже наладили производство искусственных каучуковых пенисов, которые позволяли женам кастратов испытывать все удовольствия семейной жизни.

Описание операции

Английский ученый Картер Стент уже в 19 веке открыл миру все ужасы этой бесчеловечной процедуры, подробно расписав ход ее выполнения. Будущий евнух в течение двух дней перед кастрацией не пил и не ел. В день операции человек принимал горячую ванну, причем ему требовалось хорошо помыться. Затем верхнюю часть бедер и нижнюю часть живота туго перебинтовывали, дабы предупредить излишне сильное кровотечение. Удаляемые части трижды промывали особым горячим настоем.

После этого лекарь еще раз спрашивал кандидата в кастраты или его родственников о согласии на операцию, после чего, получив утвердительный ответ, резким и быстрым движением отсекал гениталии. Для этого он пользовался небольшим искривленным ножом, который по форме напоминал серп.

Послеоперационный период

Рану сразу закрывали бумажным листом, размоченным в холодной воде, и туго бинтовали. Но мучения на этом не заканчивались: два человека поднимали кастрата под руки, после чего, поддерживая, заставляли его два часа ходить по кругу. Только после этого человек мог лечь. Пить и есть на протяжении следующих трех суток ему также было нельзя. Мучения были чудовищными. Вот так проводилась кастрация евнухов.

Только на четвертый день повязку снимали, после чего новый скопец наконец-то мог помочиться… или не мог. Если моча нормально проходила через уретру, все было в порядке. В противном случае человек был не жилец: застой мочи приводил к разрыву мочевого пузыря и мучительной смерти от перитонита. Так умер не один евнух (кто это такой, вы уже знаете).

Последствия операции

Их было много, и все они негативно отражались на здоровье. У людей замедлялся обмен веществ, полностью изменялся характер. Старые евнухи были с дряблой кожей, обладали крайне сварливым и истеричным характером. Почти 90% евнухов были ярыми фанатами курительного опиума или крепкого алкоголя. Все они были невероятными царедворцами, жестокими, хитрыми и совершенно безжалостными.

Операция частенько приводила впоследствии к проблемам с мочеиспусканием. Почти все евнухи должны были постоянно иметь при себе серебряную трубочку, которую вставляли в уретру перед мочеиспусканием. Очень часто в мочеиспускательный канал заносилась инфекция, результатом которой было недержание мочи. Современники вспоминают, что нередко о приближении скопца можно было узнать даже в полной темноте, так как от него нестерпимо несло аммиаком.

Наконец, человек становился «гладким». Так как обмен веществ был безнадежно испорчен, он быстро толстел. Кожа его была тонкой, растянутой и дряблой, все волосы на голове и в промежности выпадали. Голос же из-за оставшейся на месте гортани оставался тонким и высоким. По разговору евнуха было невозможно отличить от мальчика или девушки.

Впрочем, один положительный эффект от хирургического вмешательства все же был. Изучив данные о среднестатистической продолжительности жизни людей в разные эпохи, ученые пришли к выводу о том, что кастраты жили на 12-14 лет дольше при прочих равных условиях.

Кастраты и церковь

Думаете, что варварский обычай кастрации был характерен только для античности? Увы, нет. Вплоть до начала 20 века в церковных хорах едва ли не половина мальчиков была кастрирована. Как правило, в монастырь детей все так же сдавали их отцы. Один только факт: в Италии тех лет вплоть до двух тысяч мальчиков в год оказывались лишенными своего мужского достоинства. Официальная версия - нападение свиньи.

Даже если врача заставили за проведением кастрации (что вообще-то было запрещено), он всегда уходил от наказания. Для этого всего-то нужно было сказать, что таким способом он спасает несчастного ребенка от опухоли яичек. Более того, кандидатов на все высокие церковные посты даже проверяли на наличие гениталий, что говорит о распространенности порочной практики кастрации. Конец этому был положен только в 1920 году, когда Папа Римский официально запретил давать духовный сан всякому, «кто был лишен чресел своих».

В те же годы по всему миру гремели имена оперных певцов. Да-да, практически все они были кастратами. Знаете, почему некоторые классические оперы сегодня не ставятся? Все дело в том, что женский голос не может воспроизвести уникальные модуляции, которые мог выдать только евнух. Кто это, вам теперь известно.


Евнухами называли мужчин-слуг, которые приглядывали за гаремом. Их лишали «мужского достоинства» путем оскопления, дабы те, находясь среди множества наложниц, не поддавались лишним соблазнам. Таких представителей сильной половины человечества можно было бы считать униженными и обделенными, однако, это бы не соответствовало истине. Среди них есть известные личности, которые имели огромное влияние не только на своего правителя, но и на судьбу всего государства.

Евнухи при дворе имели серьезную власть примерно до середины XVII века. Евнух был поверенным между визирем, гаремом, султаном и его матерью, имел свободный доступ к покоям повелителя. Тот, кто занимал должность главного евнуха, всегда был в курсе всех тайн гарема и манипулировал этим себе на пользу.


Этот человек относился ряду самых значимых представителей империи, его боялись и ненавидели одновременно, часто пытались как-то задобрить подкупом. Когда евнух достигал пожилого возраста, он со всеми почестями уходил на пенсию, а в благодарность за хорошую работу ему выплачивали большое вознаграждение.

1. Газанфер Ага


Он появился на свет в Венгрии, но, несмотря на это, принял мусульманство. Служил Газанфер Ага при Селиме, который являлся сыном Сулеймана Великого. Будучи уже на службе, евнухом он стал не сразу, но в будущем согласился на оскопление только ради того, чтобы получить серьезную власть. Хотя, если верить историческому сериалу «Великолепный век», то Газанфер пошел на такой шаг исключительно ради своей любимой - главной наложницы Селима - чтобы больше времени проводить с ней.


Сначала он наблюдал за училищем Эндерун, где проходила подготовка мальчиков к служению на государственных постах. А после этого он стал главным смотрящим за гаремом и на этом посту пробыл целых 30 лет. С его мнением считались и к нему прислушивались внук и сын Селима II. Газанфер на свои собственные финансы выстроил здание, которое стоит и по сей день. Сейчас в нем расположился музей юмора и карикатуры.

2. Хаджи Мустафа Ага


Принял пост главного смотрителя за ложем сразу после смерти Газанфера Ага, после чего принимал активное участие в османской политике. Его служба проходила при султане Ахмеде I, он также являлся помощником двух его сыновей, когда те приняли пост отца. Его можно увидеть в сериале «Великолепный век. Империя Кёсем». С его помощью произошло свержение безумного Мустафы I. Был период, когда Хаджи оказался в немилости и его отправили в Египет.


Но все вернулось на круги своя, и ему возвратили занимаемую ранее должность, когда случилась гибель Османа II. Он приложил все возможные усилия, дабы направить корабли султана в сторону Крыма с целью свержения хана Мехмета Герая. Но запорожские казаки встали на защиту своего правителя и с целью мести пожгли поселения, располагавшиеся на берегах Босфора.

3. Сюмбюль Ага


Был главным евнухом при султане Ибрахиме и, как и все вышеупомянутые, приложил руку к политике государства. После того, как Сюмбюль Ага был убит рыцарями Мальтийского ордена, турецкий флот серьезно отомстил за смерть главного евнуха - они штурмом взяли о. Крит, на котором проживали обидчики.

4. Хаджы Башир Ага


Прослужил в роли главного евнуха при Ахмеде III и Махмуде I. Хаджы продвигал на посты визирей «нужных» ему людей, а неугодных военачальников быстро устранял. Был случай, когда главный визир предпринял попытки убрать Хаджи Башира за то, что тот слишком часто вмешивался в государственные дела, но все это закончилось отставкой самого взбунтовавшегося визира. Он имел в своих руках настолько мощную власть, что вместо султана вел переговоры с Ираном и принимал в процессе этого ответственные решения.

5. Башир Ага


Отдал службе главным евнухом 6 лет, вступив в должность после смерти Хаджы Башира. Все визири были в его подчинении и исправно выполняли данные им приказы. Если же кто-то осмеливался ослушаться - Башир прикладывал все усилия, чтобы добиться отставки наглеца.

За финансовое вознаграждение он проталкивал всех желающих на высокие государственные посты. С его приходом начался расцвет интриг, шантажа и взяточничества. Все дошло до того, что янычары из-за Башира подняли бунт против правящего в то время Мехмеда I.


Чтобы прекратить бунт поданных, правитель издал приказ убрать главного евнуха. Башир Ага был последним из главных евнухов, который имел доступ к делам государства. После его смерти, в 1752 году, занимающие этот пост мужчины были полностью лишены доступа к политике, а в области их компетенции остались только гаремы.

Евнухи должны были водить наложниц на прогулки, следить за их поведением и контролировать вход в гарем - на этом их полномочия заканчивались. После отмены рабства, в Османской империи в 1908 году распустили все гаремы, а большая часть евнухов так и остались на посту государственных служащих.

В продолжение - рассказ про , те, о которых не рассказывают в романтических фильмах


Close