Исследователь Робин Данбар связывал активность неокортекса, основной части коры больших полушарий мозга, с уровнем социальной активности.

Он рассматривал размер общественных групп у разных животных и количество партнёров, занимающихся грумингом (важная часть ухаживаний, например, перебирание шерсти у приматов).

Оказалось, что размер неокортекса напрямую связан с числом особей в сообществе и с количеством тех, кто чистил друг друга (аналог общения).

Когда Данбар начал исследовать людей, он выяснил, что социальные группы насчитывают около 150 человек. Это значит, что у каждого есть примерно 150 знакомых, которых он может попросить о помощи или предоставить им что-то.

Близкая группа составляет 12 человек, но 150 социальных связей - более значительная цифра. Это максимальное количество людей, с которыми мы поддерживаем контакт. Если число ваших становится больше 150, некоторые из прошлых связей уходят.

Можно выразиться по-другому:

Это люди, с которыми вы не откажетесь выпить в баре, если случайно встретите их там.

Писатель Рик Лакс пытался оспорить теорию Данбара. Он написал о попытке сделать это:

«Пытаясь оспорить теорию Данбара, я на самом деле подтвердил её. Даже если вы решите опровергнуть число Данбара и попытаетесь расширить свой круг знакомств, вы сможете поддерживать взаимодействие с большим количеством людей, но это большое количество как раз и есть 200 человек или даже меньше».

Этот опыт позволил Лаксу обратить внимание на близкие связи:

«После моего эксперимента я проникся уважением к:

1. Британской антропологии.

2. Моим настоящим друзьям.

Я понял, что их не так много, но теперь я отношусь к ним гораздо лучше и больше их ценю».

Число Данбара особенно пригодится маркетологам и людям, работающим в сфере социальных медиа и брендинга. Если вы знаете, что каждый человек может взаимодействовать только со 150 друзьями и знакомыми, будет проще реагировать на отказ.

Вместо того, чтобы злиться и расстраиваться, когда люди не хотят общаться с вами и поддерживать ваш бренд, подумайте о том, что у них всего-то 150 контактов. Если они выбирают вас, им приходится отказываться от кого-то из своих знакомых. С другой стороны, если люди пойдут на контакт, вы будете больше ценить это.

А как же , где у многих более тысячи друзей? Но со сколькими из них вы хоть как-то поддерживаете общение? Скорее всего, число таких людей приближено к 150. Как только появляются новые контакты, старые забываются и просто висят у вас в друзьях.

Многие периодически чистят свой список и удаляют тех, с кем не будут общаться, оставляя только близких людей. Это не совсем правильно. Дело в том, что важны не только сильные связи, то есть ваше ближайшее окружение. В книге Мортена Хансена «Сотрудничество» описывается, насколько важны для человека слабые общественные контакты (в частности, те, которые заводятся через социальные сети). Они являются ключом к новым возможностям.

Исследование показало, что для развития человека важно не столько количество связей, сколько их разнообразие. Среди ваших знакомых должны быть люди, придерживающиеся противоположных точек зрения, с различным опытом и знаниями. И такой контингент вполне можно найти в социальной сети.

Слабые связи полезны потому, что они выводят нас в незнакомые области, тогда как сильные существуют в уже изученных сферах.

Бритва Хэнлона

Никогда не приписывайте злому умыслу то, что можно объяснить глупостью.

В бритве Хэнлона вместо слова «глупость» можно поставить « », то есть недостаток информации перед принятием решения или каким-либо действием. И вот как это работает: когда вам кажется, что кто-то относится к вам плохо или делает что-то назло, сначала копните глубже и узнайте, не связано ли это с банальным непониманием.

Например, если вы получили от сотрудника email, в котором он резко высказывается против вашей идеи, возможно, он просто не понял её сути. И его негодование было направлено не на вас, он только выступил против предложения, которое казалось ему глупым или опасным.

Кроме того, часто бывает, что знакомые стараются помочь человеку своими методами, а он воспринимает это как подлые происки. Люди по природе своей не злобные существа, так что за каждым мнимым вредом могут скрываться добрые намерения, просто нелепо выраженные.

Факторы мотивации Герцберга

Последняя теория может помочь в общении с коллегами или даже с друзьями и супругами. Концепция была выдвинута в 1959 году Фредериком Герцбергом. Её суть заключается в том, что удовлетворённость и неудовлетворённость от работы измеряются по-разному, не являясь двумя концами одной прямой.

В теории предполагается, что недовольство зависит от гигиенических факторов: условий труда, размера оклада, отношений с начальством и коллегами. Если они не устраивают, появляется неудовлетворенность.

Но работа нравится не из-за хороших гигиенических факторов. Удовлетворённость зависит от группы причин (мотивации), к которым относятся: удовольствие от процесса работы, признание и возможности для роста.
Можно вывести следующее утверждение: трудясь на с комфортными условиями, вы всё равно можете чувствовать себя паршиво, если, например, вам не доверяют серьёзные проекты и не замечают стараний.

А тот факт, что вы получаете признание и осознаёте пользу своих действий, не возместит того, что за это вам платят копейки, заставляя работать в ужасной обстановке.

Эта теория особенно пригодится тем, кто отвечает за персонал в компании. Теперь вам будет понятно, почему люди, несмотря на хорошие условия, всё равно увольняются.

Тем, кто сам недоволен работой, эта теория поможет выяснить причину неудовлетворённости и побороть её. А ещё, если ваши друзья, родные или знакомые будут жаловаться на место трудоустройства, вы никогда не скажете им: «Но тебе там так хорошо платят! Ты с жиру бесишься, оставайся». Это шаг может быть очень важен для их будущего.

Франсуа де Ларошфуко

Нужно ли помогать людям? Уверен, хотя бы раз в своей жизни, многие из вас задавались этим вопросом, и неспроста. Ведь с одной стороны, глубоко внутри себя мы чувствуем потребность в том, чтобы кому-то чем-то помочь, когда у нас есть такая возможность, а с другой, наш жизненный опыт нередко показывает нам, что помогать другим людям не просто невыгодно, но даже в некоторых случаях опасно. И хотя мы не всегда осознаем, насколько на самом деле нам выгодно или невыгодно кому-то чем-то помогать в той или иной ситуации, мы тем не менее, опасаемся это делать, так как знаем, что многие люди склонны злоупотреблять чужой помощью и доверием. Есть и такие среди нас, кто вообще не понимает – зачем кому-то помогать, когда можно и нужно заботиться только о себе, в том числе и за счет других людей. Помощь людям кажется очень глупым делом, тем более, что оно еще и неблагодарное в большинстве случаев. Вот поэтому некоторые из нас никогда никому ничем не помогают. Но дело в том, что склонность помогать другим людям заложена в нас природой. И заложена она в нас для того, чтобы сделать наш вид более живучим. Без помощи друг другу мы все давно бы вымерли. В этой статье, уважаемые читатели, я расскажу вам о том, почему нужно помогать другим людям, в каких ситуациях это надо делать и главное, как надо помогать людям, чтобы действительно помочь, а не навредить и им, и себе.

Обратите внимание, какими бы эгоистами ни были многие люди – даже они иногда кому-то чем-то помогают, пусть по мелочи, но помогают. И даже несмотря на те ситуации, когда людей специально настраивают друг против друга, когда потворствуют их эгоизму и даже воспитывают в них его, люди все равно оказывают друг другу помощь, пусть даже самую незначительную. Есть, правда, и такие люди, которые никому никогда не помогают, во всяком случае, мы за ними этого не замечаем. Но таких людей мало, они все-таки являются в большей степени исключением. При этом, наше желание помогать другим людям не противоречит нашему эгоизму, потому что, помогая другим – мы одновременно можем помогать себе, только часто мы этого не осознаем. Человек – существо социальное, он не может жить без других людей. Мы все в той или иной степени зависим от окружающих нас людей. А раз мы друг от друга зависим, значит, мы друг в друге нуждаемся, а раз мы друг в друге нуждаемся – мы должны помогать друг другу, должны друг о друге заботиться. Собственно, люди всегда это делали, только возможности у нас у всех разные. Кто-то заботится о своей семье, а кто-то о целой стране и даже о всем человечестве. Но есть и такие среди нас, кто даже о себе позаботиться не в состоянии. Таким образом, мы с вами видим, что люди заинтересованы в помощи друг другу. Но при этом многие из нас до сих пор сомневаются в необходимости помогать другим людям. Давайте выясним, почему.

В одном известном мультфильме [Чебурашка] есть песенка с такими словами: «Кто людям помогает, тот тратит время зря. Хорошими делами прославиться нельзя…» И знаете что, дорогие друзья, некоторые люди твердо убеждены в истинности этих слов. Они придерживаются именно такой позиции в жизни – они никому не хотят помогать. Но разве это действительно так? Разве мы тратим время зря, когда кому-то помогаем, и разве наши хорошие дела ни к чему хорошему нас не приводят? Может все дело в том, что мы не знаем, какой должна быть помощь другим людям и какие дела действительно можно назвать хорошими? Я считаю, что дело именно в этом.

Подумайте, что было бы, если бы в детстве вас окружали исключительно враждебно настроенные к вам люди, готовые воспользоваться вашей слабостью и совершенно не желающие вам помогать. Вы бы, наверное, просто не выжили. Хотя что значит, наверное – вы бы точно не выжили. Так что нам всем когда-то помогали, раз мы выжили, выросли и чему-то научились, раз мы теперь можем позаботиться о себе. Но даже став взрослыми людьми большинство из нас сталкиваются с помощью других людей, просто мы не всегда ее замечаем. Вы же не скажете, что все люди вокруг вас, никогда ничего для вас хорошего не делали, никогда и ничем вам не помогали. Что-то, я уверен, они для вас делали и делают, пусть даже не всегда и не совсем бескорыстно, но во всяком случае не за деньги. Мы достаточно часто неосознанно помогаем друг другу, не всегда правильно, не всегда бескорыстно, просто корысть бывает разной и ничего плохого в ней нет, нам же надо как-то жить, как-то о себе заботиться, не всегда же делать добрые дела бесплатно, не преследуя никакой личной выгоды. Но главное, что мы это делаем – мы помогаем друг другу. И нам надо замечать эту помощь, чтобы понимать, какое значение она для нас имеет. Тогда у человека язык не поднимется сказать – что помощь людям абсолютно бесполезное дело, на которое мы зря тратим свое время.

Но, повторюсь, помогать людям надо уметь. Понимаете, то, что вы считаете помощью и хорошим делом, в той или иной ситуации, — не всегда воспринимается как помощь и как хорошее дело другим человеком, другими людьми. Кому-то можно и нужно помочь советом, кому-то делом, а кому-то и палкой, если ничего другого человек не понимает. Так что помощь может быть разной. Поэтому перед тем, как кому-то помогать, нужно выяснить – в какой именно помощи нуждается тот или иной человек. Взять, к примеру, детей – разве они способны понять взрослого человека, который во многом их ограничивает, заставляет учиться и не позволяет им делать все, что они хотят? Совершенно очевидно, что позиция взрослых детям не полностью понятна, а иной раз вообще не понятна, если взрослые мало с ними общаются и ничего им не объясняют. Поэтому и приходится иной раз прибегать к ремню и помогать детям стать нормальными людьми, способными о себе позаботиться, способными влиться в социум и адаптироваться в нем, вопреки их желаниям и даже при их ненависти к себе. Другими словами – наша помощь детям, далеко не всегда воспринимается ими самими, именно как помощь, и порой они не только не благодарны нам за нее, но еще и ненавидят нас за нашу помощь им. Но это же не означает, что мы не должны заботиться о своих детях, не должны помогать им, верно? И помогать им мы должны – правильно, а не так, как они этого хотят.

Неблагодарными могут быть не только дети, но, как мы с вами знаем, и взрослые. Многие люди, да что там многие, подавляющее большинство людей – не любит, когда, скажем, им говорят правду, ту самую правду, которая с одной стороны, способна им помочь, а с другой, по разным причинам игнорируется ими. Такое в жизни часто случается. Я это вам как психолог говорю. Некоторые люди обращаются к психологам за помощью и когда тот находит причину их проблемы – они отказываются от этой помощи. Люди не хотят лечиться, не хотят принимать помощь, не хотят знать правду о своей проблеме – они от нее бегут, потому что боятся ее. Конечно, все эти страхи можно обойти, и профессионалы их обходят. Но порой, просто не знаешь, насколько человек готов к тому, что ты ему скажешь. И иногда, к сожалению, твое желание помочь человеку наиболее простым и очевидным способом только вредит работе с ним, потому что он не только не готов, но и не хочет, чтобы ему помогли. Но, следует ли из этого, что помогать людям не нужно? Конечно же, нет. Тем более, если это ваша профессиональная обязанность. Свою работу надо выполнять добросовестно, чтобы не сеять вокруг себя семена хаоса и недоверия, из которых произрастает большинство наших бед. Просто многие люди очень слабы, — жизнь сделала их такими, и они не готовы к тому, чтобы принять ту или иную помощь. Это нужно учитывать – и помогать людям правильно, учитывая их личностные особенности. За правильную помощь большинство людей обязательно вас отблагодарят, а когда это потребуется – они сами вам помогут, по мере своих возможностей. Поэтому дело не в том, что помогать людям не надо, из-за того, что они не всегда на добро отвечают добром, а в том, как именно это следует делать. Но то, что делать это надо, сомнению не подлежит. Ведь чем более сплоченными и дружными будут люди, помогающими друг другу в тяжелых ситуациях – тем легче, веселее и качественнее будет их жизнь.

Еще я хочу сказать, что не надо ждать благодарности от других людей за свою помощь – это не тот товар, по которому можно и нужно торговаться. Мы помогаем друг другу для того, чтобы жить хорошо всем вместе, а не для того, чтобы спрашивать друг с друга за свои хорошие дела. Вы что, будете предъявлять человеку счет за то, что подсказали ему, как пройти в библиотеку? Или, быть может, вы выставите счет своим детям, за все, что вы для них сделали и делаете? Или нам нужно начать давать друг другу не бесплатные, а платные советы, вне зависимости от их полезности? Наверное, нам все это не нужно, так как такая жизнь никому из нас на пользу не пойдет. Конечно, некоторые виды помощи заслуживают особой благодарности. К примеру, мы не можем бесплатно друг на друга работать или под честное слово давать друг другу большие суммы денег, или сотрудничать друг с другом без всяких договоров, так как наша человеческая природа, к сожалению, не позволяет нам это сделать. Поэтому существуют деньги, договоры, законы, правила, разного рода обязательства и так далее. Но знаете что, дорогие друзья, никакие деньги и никакие законы, какими бы суровыми они ни были – не заставят человека добросовестно исполнять свои обязательства перед другими людьми и таким образом помогать им. Поэтому те же деньги не всегда достаточно хорошо стимулируют людей, так как получать большие деньги люди любят, а вот работать за них им не хочется. Если, допустим, переплачивать работникам, платя им незаслуженно высокую заработную плату – они просто перестанут работать, так как почувствуют, что, выражаясь народным языком – пошла халява. Поэтому высокая заработная плата там, где ее быть не должно – это не помощь людям, — это зло.

И тоже самое с насилием – оно тоже к хорошему не приводит. Можно силой заставить человека что-то делать для вас, но эта работа будет некачественной, а сам человек станет вас ненавидеть и при первой же возможности восстанет против вас. Поэтому люди должны хотеть делать друг для друга хорошие дела, пусть не бескорыстно, когда это невозможно, но от души. А такое желание у них можно вызвать только с помощью правильного образования и воспитания, когда каждый человек начнет понимать – как его жизнь зависит от других людей и как от него и его поступков зависит жизнь того общества, в котором он живет. Иными словами – нужно разъяснять людям причинно-следственные связи, чтобы развивать у них системное мышление. И тогда, они поймут, что имел в виду Будда, когда говорил – как отдельный элемент поддерживает систему, так и система поддерживает отдельный элемент. И благодаря этому пониманию, большинство людей захотят помогать друг другу, потому что они будут видеть – что им выгодно это делать. Ведь сколько бы не было людей в этом мире – по одиночке их всех можно одолеть, подчинить, использовать. А вот когда они друг за друга горой, когда они поддерживают друг друга и друг другу помогают – с ними справиться очень тяжело, а иногда и вовсе невозможно. Поэтому любая власть всегда – разделяет людей и благодаря этому властвует над ними. Без разделения людей и стравливания их друг с другом, меньшинство никогда бы не смогло подчинить себе большинство.

Также мы должны с вами понимать, что перед тем как начать помогать другим людям, нам необходимо научиться помогать самим себе. Понятно, что помощь может быть разной, кто-то способен помочь по-крупному, кто-то по мелочи, в зависимости от своих возможностей. Мы все можем быть чем-то полезны друг другу. Но все же, в некоторых делах, чтобы помогать людям правильно, нужно сначала помочь себе. Человек должен морально созреть для помощи другим людям. А до этого созревания – ему нужно заботиться преимущественно о самом себе и не брать на себя ответственность за других людей. Не зря же дети такие эгоистичные, их эгоизм помогает им о себе заботиться, он помогает им выживать. Дети не могут ни о ком заботиться, потому что еще не научились заботиться о самих себе. И помощь от них, если и может быть, то очень несущественная, потому что они еще сами нуждаются в помощи взрослых людей. А взрослые люди, те, которые, что называется, морально и интеллектуально созрели, уже не так эгоистично подходят к жизни, потому что они в состоянии позаботиться не только о себе, но и о других людях, в частности о своих и даже о чужих детях. Эгоизм, в своей самой неприглядной форме, присущ слабым людям, не умеющим должным образом о себе заботиться, поэтому они все под себя гребут, ведь такая форма поведения необходима им для выживания. Только в нашем обществе, с его правилами и законами, чтобы помочь себе важнее казаться скорее альтруистом, нежели эгоистом. Но для этого уже не на свои инстинкты, а на свой интеллект необходимо опираться. Чего многие эгоисты делать не умеют, из-за незрелости своего ума. Эгоисты не только не хотят, но и не умеют помогать людям, они не умеют ни о ком заботиться. Они порой даже себе не в состоянии помочь, о себе не могут позаботиться. Те же дети, в силу своей неразвитости, со многими делами самостоятельно справиться не в состоянии и не могут сами себе помочь во многих вопросах. Как же тогда они могут помочь другим людям? Естественно, никак. Вот так и многие, условно взрослые люди, в некоторых делах – не могут помочь другим людям, потому что не научились помогать себе. Поэтому, прежде чем начать делать добрые дела и с их помощью улучшать, как свою собственную жизнь, так и жизнь других людей – необходимо сначала развить себя нужным образом, то есть, сначала надо помочь себе. Иначе, желая сделать как лучше – вы сделаете только хуже, — и себе, и другим людям.

Мы с вами, конечно, стараемся держаться подальше от таких людей, так как никому не приятно, когда его пытаются использовать или вовсе держат за дурака, но при этом иной раз сами совершаем такие глупые поступки, которые с виду похожи на помощь, а в действительности являются злом. Например, нельзя давать деньги некоторым попрошайкам, для которых попрошайничество является не способом выживания, а бизнесом, причем очень плохим, грязным бизнесом, из-за которого, к примеру, страдают младенцы, которых используют для того, чтобы разжалобить людей. И мы, когда даем деньги тем, кому их давать не нужно – не помогаем людям, а творим и распространяем зло. Другой пример, тоже весьма распространенный – это помощь некоторых родителей своим детям, когда родители все делают за своих детей, мешая им таким образом учиться самим о себе заботиться. В итоге, из таких детей вырастают – эгоистичные, циничные, избалованные, несамостоятельные, неприспособленные к жизни люди. В итоге, доброе с виду дело приводит к обратному результату. Самая лучшая помощь человеку, я считаю – это помощь советом. Причем совет может быть бесплатным, а польза от него громадной.

Таким образом, помощь людям – это не бессмысленное занятие, на которое не стоит тратить время и силы – это полезное для нас всех стремление сделать нашу жизнь лучше. Ведь помогая другим, мы часто помогаем и самим себе. Нужно только понимать, какой должна быть помощь другим людям или конкретному человеку в той или иной ситуации, чтобы она была полезной. Люди бывают разные, ситуации тоже бывают разные, поэтому и помощь не может быть одинаковой всегда и для всех. Помощь должна быть грамотной, уместной, своевременной и востребованной, только тогда она пойдет на пользу всем, — и тем, кому мы помогаем, и нам самим. Поэтому не слушайте тех, кто говорит, что помощь людям – это бесполезное и глупое занятие. То, что делает нас сильнее и помогает нам, как виду, выживать – бесполезной глупостью быть не может.

"Точка зрения зависит от точки сидения".

Видели вы когда – нибудь как ссорятся ваши близкие? Согласитесь, что ваше ощущение и рассказ о том, как все это было, может очень сильно отличаться от того, что на самом деле чувствовали ее участники. Наше восприятие реальности сильно зависит от угла зрения. Этот факт всем хорошо известен.

Именно на нем и основана одна из важных техник НЛП, которая называется " ". Используя ее, мы можем рассмотреть любую ситуацию со всех сторон: своими глазами, "влезть в шкуру" другого человека и взором стороннего наблюдателя. При смене позиций мы сможем быстрее научиться понимать других людей и получим дополнительные инструменты для быстрого и эффективного взаимодействия.

И хотя каждый из нас умеет это делать, в то же время склонен надолго «зависать» в предпочтительной позиции восприятия. В то время, как хорошие коммуникаторы с легкостью используют все три. Одним из важных механизмов, с помощью которого это происходит, является ассоциация и диссоциация.

1 ПОЗИЦИЯ ВОСПРИЯТИЯ

«Я - позиция» - это территория нашего личностного переживания, которая относится к состоянию "Здесь и Сейчас". В ней мы имеем самый богатый сенсорный опыт, и можем четко ответить на вопросы:

Что мне нравится - не нравится?

Чего я хочу?

Как я думаю достичь чего-либо?

В " Я- позиции" мы находимся в наиболее ассоциированном состоянии. А сосредоточен исключительно на собственных ценностях.

В то же время, этой позиции присущ эгоизм, поскольку в ней мы всегда отводим себе первое место.

И она часто "отрезана от реальности". Выражения "ходить по кругу", "биться головой о стенку" как раз о людях, которые в ней застревают. В "Я – позиции" мы часто фантазируем и проецируем свои чувства и мысли на других. Свои догадки и предположения выдаем за реальность.

Почти, как в этом анекдоте:

Лежат в постели мужчина и женщина. Мужчина смотрит в потолок и молчит.
Мысли женщины: " Почему он молчит? Наверное, разлюбил? Я чувствую: у него другая!"
Мысли мужчины: « Муха….Интересно, как все-таки она держится на потолке?»

2 ПОЗИЦИЯ ВОСПРИЯТИЯ

Это тоже ассоциированная позиция. Но находясь в ней, мы очень хорошо считываем мысли и чувства других людей. Наш фокус внимания сосредоточен на ценностях партнера. Люди со второй позицией восприятия склонны к сочувствию и пониманию других. "Оборотной стороной медали" является то, что нужды других людей всегда оказываются важнее своих собственных. Часто такой человек забывает про себя, или ему не дает это сделать его окружение.

Если человек в " Я - позиции" научится время от времени вставать во 2-ую позицию восприятия, это поможет ему лучше понимать мотивы поступков других людей и вести себя менее эгоистично.

3 ПОЗИЦИЯ ВОСПРИЯТИЯ

Это - позиция "включенного наблюдателя". В ней человек диссоциирован, и смотрит на ситуацию немного отстраненно. Эмоции при этом сохраняются, но не такие выраженные, как в первой позиции.

Пример 3-ей позиции: начальник ругает вас за плохо выполненную работу. Если вы перейдете в позицию "включенного наблюдателя", то можете посмотреть на это "глазами другого человека". Так вам легче будет заметить: как вы выглядите со стороны .

Выйдя в третью позицию вы всегда можете дать дельный совет самому себе.

Плюс этой позиции, что она позволяет вам выработать другое отношение к происходящему или к тому, что вы собираетесь сделать. В этой позиции вам помогает ваш "внутренний мудрец", который даст хороший совет вашему "Я" . Вы быстрее сможете понять из чего исходит другой человек, как это можно связать с вашей точкой зрения и увидеть альтернативные варианты.

Представьте, что вы вдвоем собираете лего, но вслепую, не видя конечного результата. Легко ли это? Третья позиция даст вам полноту картины.

Наше обучение чему-либо тоже происходит из разных позиций восприятия. В восточных единоборствах принят переход из 1-ой во 2-ую позицию, когда ученик повторяет за мастером, пытаясь максимально точно воспроизвести все движения. Такой же способ используют дети, подражая поведению взрослых.

Это видно, когда маленькая кроха с озабоченным видом толкает перед собой коляску с куклой, чувствуя себя мамой.

В своих играх дети легко осваивают вторую позицию, перевоплощаясь то во врача, то в пожарника, то певицу. Это - процесс бессознательного моделирования. Кстати, таким же образом дети осваивают и язык. Мы же, будучи взрослыми, почти всегда учим язык, используя переход из 1-ой в 3-ю позицию: сначала изучаем правила и запоминаем слова, а потом пробуем применять их на практике. Неэффективность такого подхода хорошо видна: мы изучаем иностранный язык годами, и так и не можем начать говорить на нем.

Умение быстро переходить в разные позиции восприятия и правильно их использовать, дает нам много преимуществ в жизни.

Очень часто люди не могут выйти из состояния конфликта лишь потому, что каждый из них остается исключительно в «Я - позиции»: супруги, делящие после развода имущество, подчиненный и начальник, которые никак не могут найти компромиссное решение, друзья, чья ссора затянулась на годы.

Муж возвращается домой после трудного, напряженного дня с единственным желанием: "Расслабиться и помолчать!". Его встречает жена – домохозяйка, которой за весь день не с кем перемолвиться словом. Накормив его, она надеется на какое-то общение (или, как минимум, на слова благодарности за заботу). Когда она раз за разом не получает внимания, её обида становится все больше. И наступает момент, когда она не выдерживает.

Мама зовет сына с прогулки. Тот жалобно просит разрешения доиграть в интересную игру, но получает в ответ категоричное: "Быстро домой! Обед остывает!" Расстроенный ребенок с сожалением уходит от друзей, и без аппетита ест приготовленную еду.

Если близкие родственники склонны все время занимать первую позицию, то в такой семье неизбежны конфликты.

Наиболее оптимальный вариант, когда человек может занять позицию другого, и затем в корректной форме объяснить: почему он это сделал, и что он ждет такого же отношения от своего партнера.

Если человек все время будет просто подстраиваться, и ничего при этом не говорить, то ощущение "что его используют", "с его интересами не считаются" будет нарастать. И тогда, взрыв неминуем.

В семьях, в которых умеют рассматривать ситуации со всех 3-ех позиций восприятия, складываются более теплые и доверительные отношения друг к другу. А их дети лучше адаптированы к взрослой жизни.

Поэтому вопрос: "Как научиться понимать других ?" для них просто не встает.

«. »

1. Введение.

2. Основная часть.

3. Заключение. Вывод.

4.

Введение.

Общение - это взаимодействие людей, состоящее в обмене между ними информацией. Общение включено в практическое взаимодействие людей. Оно удовлетворяет и особую потребность человека в контакте с другими людьми. В процессе общения осуществляется также воспитание детей и молодежи. Общение является необходимым условием формирования личности. Общение между представителями различных национальностей выполняет информационную, регулятивную и эмоциональную функции. Важная роль в процессе общения принадлежит познавательному фактору - взаимный обмен сведениями о конкретно-исторических особенностях того или другого народа, его новейших достижениях в науке, технике, хозяйстве, культуре, искусстве и т.д. Всякое проявление пренебрежения к истории, культуре и достижениям того или другого народа порождает чувство обиды, недоверия, ведет к обособленности, отчужденности.

Каждому человеку предстоит жить в обществе, и поэтому социальная интегрированность является чрезвычайно важным фактором его жизни. Индивидуальное развитие каждого человека начинается с его постепенного вхождения, включения в окружающий мир. Это вхождение в мир происходит путем усвоения индивидом необходимого количества знаний, норм, ценностей, образцов и навыков поведения, позволяющего ему существовать в качестве полноправного члена общества. Основная причина этого процесса состоит в том, что общественное поведение человека не запрограммировано природой, и поэтому всякий раз он вынужден заново обучаться тому, как понимать окружающий мир и реагировать на него. Этот процесс освоения индивидом норм общественной жизни и культуры обозначается в различных гуманитарных науках понятиями «инкультурация» и «социализация». Эти понятия во многом совпадают друг с другом по содержанию, так как оба подразумевают усвоение людьми культурных форм какого-либо обществ Цель работы:

Задачи работы:

Сделать вывод.

Объект исследования:

Гипотеза:

Основная часть.

Понимание людей

Существует множество факторов, влияющих на восприятие и понимание других людей. Среди них: возраст, пол, профессия, индивидуальные особенности личности, такие, как "Я" - образ и уровень принятия самого себя.

Поучительны в этом отношении данные, полученные советскими психологами. Двум группам людей показали фотографию одного и того же мужчины и попросили дать этому человеку словесную характеристику. Первой группе сказали, что мужчина — герой, а второй группе ту же фотографию предъявили как снимок преступника. Те, кому сказали, что это фотография героя, дали характеристику «геройскую». «Очень волевое лицо. Ничего не боящиеся глаза смотрят исподлобья. Губы сжаты, чувствуется душевная сила и стойкость. Выражение лица гордое». По той же фотографии человеку, которого назвали преступником, дали «преступные» характеристики. Вот одна из них: «Этот зверюга понять что-то хочет. Умно смотрит и без отрыва. Стандартный бандитский подбородок, мешки под глазами…»

Факторы восприятия

«Чтобы изменить мир вокруг, вы должны изменить себя» (Махатма Ганди)

Человек, развивающий навыки общения, становится мудрее. Он всегда в более хороших условиях, в более хороших отношениях с людьми. Подобно тому, как мы следим за чистотой в наших домах — нам следует следить за порядком мыслей, поведения, манер и нашего общения. Изменяясь сами, мы изменяем мир вокруг нас. Если вы можете признать, что все мы уникальны и у всех нас есть различия, это будет первым шагом к вашей личной свободе. Это не легкая задача, однако если вы изо дня в день будете слушать и стараться понимать людей, вы будете находиться на пути к счастливой жизни. Представление человека о том, как его воспринимают окружающие, в значительной мере определяет его поведение. Как подметил Нуттин: "В присутствии другого человека мы ведем себя иначе, нежели в окружении предметов". По-видимому, не только отдельные индивиды, но и целые группы, организации или сообщества придают весьма большое значение тому, как их воспринимают и оценивают другие. Нередко люди готовы сделать очень многое, чтобы выглядеть определенным образом в глазах окружающих, и прилагают немало усилий, чтобы понять, какое впечатление они производят. Это явление представляет собой источник и основу процесса, который определяет результаты взаимного познания людей. В ходе этого процесса у каждого из партнеров складываются представления типа "я думаю о том, что он думает о том, что я думаю, что он думает" и т.д.

Я считаю, что ряд особенностей, связанных с индивидуальными чертами и качествами личности, имеют большее значение, нежели пол и возраст. Важную роль играет, например, образ "Я" и самооценка - они как бы являются психологическим фундаментом, на котором базируются различные факторы, влияющие на взаимоотношения с людьми. Я имею в виду те мысли, оценки, суждения и убеждения относительно себя самого, которые имеют отношение как бы к тем внешним, видимым проявлениям личности, о которых человек может спокойно говорить.

Проблема восприятия и понимания других людей встает перед нами, как правило, когда мы завязываем и поддерживаем с ними контакт. То, как нас поймут окружающие, зависит в значительной степени от нашего поведения - мы можем помогать или мешать другим правильно нас воспринимать. Каждый может задать себе такие вопросы: "Хорошо ли знают меня другие люди?", "Легко ли им понимать меня?", "Знаю ли и понимаю ли я сам себя?", "Помогаю ли я другим лучше понять меня?". Самой лучшей и самой непосредственной формой помощи здесь является наша собственная открытость.

Проблемы личностей

Всего исследователи выделили 18 основных проблем, с которыми сталкиваются индивиды в ситуации межкультурного взаимодействия. Ситуации, отражающие эти проблемы, можно сгруппировать в три более широкие рубрики:

Примеры потенциально конфликтных ситуаций могут быть взяты из этнографической и исторической литературы, прессы, наблюдений самих разработчиков. Используется метод незаконченных предложений, где испытуемые формулируют возможные причины и последствия событий. Проводятся также интервью с использованием методики «критического инцидента»: респондентов просят вспомнить события, в которых произошло что-то, что резко - позитивно или негативно - изменило их мнение о членах другой культуры

3.Заключение.

Великой мудростью в жизни является понимание того, что вы видите и воспринимаете мир иначе, чем его воспринимают другие. А великая задача в жизни заключается в том, чтобы научиться понимать людей. Ведь понять человека иногда не так просто. Некоторые из нас идут по жизни, принимая решения в зависимости от того, как только мы думаем - и никто другой. Мы часто действуем исходя только из наших представлений о том, как именно жизнь должна происходить и как другие должны действовать или реагировать на наши слова и дела. А когда дела идут не “по-нашему”, или окружающие нас люди действуют не так, как мы думаем - это приводит нас к разочарованию. Представьте, какой была бы ваша жизнь, если бы вы могли принять или понять чужую точку зрения. Как правило, в большинстве случаев мы считаем себя правыми в какой-либо ситуации. Иногда мы все-таки можем увидеть другую точку зрения, но, по большей части, последнее слово все равно остается за нами. Строить отношения с другими и понимать людей - одна из самых сложнейших задач в жизни. Это весьма непросто. Посмотрите на это так - мы все являемся частью большой семьи. Мы все абсолютно разные, и это делает жизнь очень интересной. Было бы вам интересно жить, если бы вас окружали только ваши двойники?

Просмотр содержимого документа
««.Что помогает нам лучше понимать другого»»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 43»

Школьная конференция исследовательских работ

«. Что помогает нам лучше понимать другого (представителя другой национальности, вероисповедания, иных мировоззренческих позиций) »

Работу выполнил:

Казановский Кирилл Викторович

учащийся 10 класса

Муниципального бюджетного

общеобразовательного учреждения

«Средняя общеобразовательная школа № 43»

г.Симферополь

Симферополь-2016 г.

1. Введение.

2. Основная часть.

3. Заключение. Вывод.

4. Список использованной литературы.

Введение. Общение - это взаимодействие людей, состоящее в обмене между ними информацией. Общение включено в практическое взаимодействие людей. Оно удовлетворяет и особую потребность человека в контакте с другими людьми. В процессе общения осуществляется также воспитание детей и молодежи. Общение является необходимым условием формирования личности. Общение между представителями различных национальностей выполняет информационную, регулятивную и эмоциональную функции. Важная роль в процессе общения принадлежит познавательному фактору - взаимный обмен сведениями о конкретно-исторических особенностях того или другого народа, его новейших достижениях в науке, технике, хозяйстве, культуре, искусстве и т.д. Всякое проявление пренебрежения к истории, культуре и достижениям того или другого народа порождает чувство обиды, недоверия, ведет к обособленности, отчужденности. Каждому человеку предстоит жить в обществе, и поэтому социальная интегрированность является чрезвычайно важным фактором его жизни. Индивидуальное развитие каждого человека начинается с его постепенного вхождения, включения в окружающий мир. Это вхождение в мир происходит путем усвоения индивидом необходимого количества знаний, норм, ценностей, образцов и навыков поведения, позволяющего ему существовать в качестве полноправного члена общества. Основная причина этого процесса состоит в том, что общественное поведение человека не запрограммировано природой, и поэтому всякий раз он вынужден заново обучаться тому, как понимать окружающий мир и реагировать на него. Этот процесс освоения индивидом норм общественной жизни и культуры обозначается в различных гуманитарных науках понятиями «инкультурация» и «социализация». Эти понятия во многом совпадают друг с другом по содержанию, так как оба подразумевают усвоение людьми культурных форм какого-либо обществ Цель работы:

Понять восприятие людей разных культур и народов и выяснить, что способствует пониманию целей одних другими.

Задачи работы:

Найти и изучить отношения людей между группами разных восприятий.

Найти аргументы в пользу того, что понимание между людьми необходимо.

Сопоставить полученные данные;

Сделать вывод.

Объект исследования:

Общество, восприятия людей друг друга, а так же их совместное нахождение в одной системе.

Гипотеза:

Человек может видеть в другом лишь столько, скольким он сам обладает, и понять другого он может лишь соразмерно с собственным умом? Артур Шопенгауэр (немецкий философ)

Основная часть.

Понимание людей

Каждый день мы встречаем множество людей, наблюдаем их поведение, слушаем то, что они говорят, думаем о них, пытаемся их понять. Нам кажется, что мы не только видим, какого цвета глаза и волосы у того или иного человека, высокий он или нет, худощавый или полный, но и то, грустно ему или весело, умный он или глупый, солидный или нет и так далее.

Существует множество факторов, влияющих на восприятие и понимание других людей. Среди них: возраст, пол, профессия, индивидуальные особенности личности, такие, как "Я" – образ и уровень принятия самого себя.

Широко распространено представление о том, что чем старше человек, тем лучше он понимает других. Это мнение, однако, в экспериментальном исследовании не подтвердилось. Исследования не подтвердили также и то, что женщины более проницательны, чем мужчины. Правда, в последнем случае вопрос до конца еще не выяснен.

Поучительны в этом отношении данные, полученные советскими психологами. Двум группам людей показали фотографию одного и того же мужчины и попросили дать этому человеку словесную характеристику. Первой группе сказали, что мужчина - герой, а второй группе ту же фотографию предъявили как снимок преступника. Те, кому сказали, что это фотография героя, дали характеристику «геройскую». «Очень волевое лицо. Ничего не боящиеся глаза смотрят исподлобья. Губы сжаты, чувствуется душевная сила и стойкость. Выражение лица гордое». По той же фотографии человеку, которого назвали преступником, дали «преступные» характеристики. Вот одна из них: «Этот зверюга понять что-то хочет. Умно смотрит и без отрыва. Стандартный бандитский подбородок, мешки под глазами…»

Факторы восприятия

«Чтобы изменить мир вокруг, вы должны изменить себя» (Махатма Ганди)

Человек, развивающий навыки общения, становится мудрее. Он всегда в более хороших условиях, в более хороших отношениях с людьми. Подобно тому, как мы следим за чистотой в наших домах - нам следует следить за порядком мыслей, поведения, манер и нашего общения. Изменяясь сами, мы изменяем мир вокруг нас.
Если вы можете признать, что все мы уникальны и у всех нас есть различия, это будет первым шагом к вашей личной свободе. Это не легкая задача, однако если вы изо дня в день будете слушать и стараться понимать людей, вы будете находиться на пути к счастливой жизни. Представление человека о том, как его воспринимают окружающие, в значительной мере определяет его поведение. Как подметил Нуттин: "В присутствии другого человека мы ведем себя иначе, нежели в окружении предметов". По-видимому, не только отдельные индивиды, но и целые группы, организации или сообщества придают весьма большое значение тому, как их воспринимают и оценивают другие. Нередко люди готовы сделать очень многое, чтобы выглядеть определенным образом в глазах окружающих, и прилагают немало усилий, чтобы понять, какое впечатление они производят. Это явление представляет собой источник и основу процесса, который определяет результаты взаимного познания людей. В ходе этого процесса у каждого из партнеров складываются представления типа "я думаю о том, что он думает о том, что я думаю, что он думает" и т.д.

Я считаю, что ряд особенностей, связанных с индивидуальными чертами и качествами личности, имеют большее значение, нежели пол и возраст. Важную роль играет, например, образ "Я" и самооценка – они как бы являются психологическим фундаментом, на котором базируются различные факторы, влияющие на взаимоотношения с людьми. Я имею в виду те мысли, оценки, суждения и убеждения относительно себя самого, которые имеют отношение как бы к тем внешним, видимым проявлениям личности, о которых человек может спокойно говорить.

Проблема восприятия и понимания других людей встает перед нами, как правило, когда мы завязываем и поддерживаем с ними контакт. То, как нас поймут окружающие, зависит в значительной степени от нашего поведения – мы можем помогать или мешать другим правильно нас воспринимать. Каждый может задать себе такие вопросы: "Хорошо ли знают меня другие люди?", "Легко ли им понимать меня?", "Знаю ли и понимаю ли я сам себя?", "Помогаю ли я другим лучше понять меня?". Самой лучшей и самой непосредственной формой помощи здесь является наша собственная открытость.

Степень открытости не может носить случайный характер, она зависит от актуальной ситуации и особенностей развертывающегося контакта. Желательно, чтобы она была связана с тем, что происходит в данный момент в партнерах и между ними.

Некоторые люди в такие моменты подозревают другого в коварстве, и, к сожалению, это порой оправданно. Это одна из самых больших невзгод, которые сваливаются на человека. Я имею в виду несчастье утраты доверия к другим. Оно, как правило, проявляется в тотальной и слепой подозрительности. Трудно бывает преодолеть барьер такой подозрительности и сблизиться с подобным человеком. Очень часто глобальное недоверие к другим сочетается с недоверием к самому себе.

Естественно, трудно встретить такого человека, которого бы хоть раз в жизни кто-нибудь не обманул. Будучи однажды обманутыми, мы стараемся избегать впредь подобных ситуаций и связанных с ними разочарований. Стараемся быть осторожными, внимательными, подозрительными, решаем, что "никогда больше никому не будем доверять". Но все это является мнимой гарантией безопасности, потому что в результате мы оказываемся в одиночестве и изоляции. Я говорю о мнимых гарантиях, потому что мы, хотя уже и не рискуем, доверяясь другим, но и не избавляемся от чувства беспокойства и внутреннего напряжения, которые к тому же подкрепляются нашими воспоминаниями. Нас мучают при этом ужасные представления о том, что могло бы произойти, если бы мы вдруг открылись кому-то или позволили другим вести себя с нами более откровенно.

Мы можем помочь друг другу избавиться от подозрительности, если постараемся держаться более открыто и доверять партнеру. Однако все это очень нелегко, требует усилий и стараний, и, к сожалению, не существует готовых рецептов, как помочь в такой ситуации. Ведь когда мы пытаемся изменить что-то в лучшую сторону, у нас нет гарантий, что все будет действительно хорошо.

Каждый из нас располагает более или менее разнообразным репертуаром ролей, позиций и ситуаций, которые мы можем воспроизвести в воображении, и понятно, что у двух разных людей не может быть двух одинаковых репертуаров. Все эти представления о возможных формах поведения, мыслях и чувствах других как бы прячутся за кулисами нашего сознания. Но вот наступает момент, когда нам надо представить себе, что происходит во внутреннем мире какого-то человека, и мы обращаемся к уже готовым образам, пытаясь выбрать среди них те, которые кажутся нам подходящими для данного человека.

Хотя такое внутреннее представительство мира других является частью нашей личности, иногда возникает чувство, будто мы действительно проникаем во внутренний мир другого человека. Это чувство сопровождается уверенностью: "Я знаю наверняка, что с ним происходит". Конечно, такая уверенность иллюзорна, поскольку никогда нельзя быть уверенным в том, что абсолютно точно представляешь себе состояние чувств и мыслей другого. Мы не знаем в точности, каков механизм формирования подобных представлений. Известно, однако, что их выбор основывается не на систематической и упорядоченной мыслительной деятельности, а посредством интуиции. Интуицию можно развивать, совершенствуя навыки адекватного представления о том, что происходит во внутреннем мире других. Самым лучшим критерием оценки правильности наших представлений о переживаниях другого человека является его реакция на наши предположения, подтверждающая или опровергающая их обоснованность.

Проблемы личностей

Всего исследователи выделили 18 основных проблем, с которыми сталкиваются индивиды в ситуации межкультурного взаимодействия.
Ситуации, отражающие эти проблемы, можно сгруппировать в три более широкие рубрики:

    Интенсивные эмоциональные реакции (тревожность, несбывшиеся ожидания, ощущение недостатка эмоциональной поддержки со стороны местных жителей, неопределенность отношений с ними, борьба с собственными предубеждениями и этноцентризмом);

    Сфера знаний, важных для понимания межкультурных различий (социальные установки на труд и собственность; пространственно-временная организация общения; отношение к иностранным языкам; ролевые структуры; индивидуализм/коллективизм; ритуалы и суеверия; иерархические структуры - классовые и статусные; личностные и социальные ценности);

    Когнитивные психологические процессы и явления, лежащие в основе межгрупповых различий (категоризация, дифференциация, этноцентризм, атрибуция, стиль приобретения знаний).

Примеры потенциально конфликтных ситуаций могут быть взяты из этнографической и исторической литературы, прессы, наблюдений самих разработчиков. Используется метод незаконченных предложений, где испытуемые формулируют возможные причины и последствия событий.
Проводятся также интервью с использованием методики «критического инцидента»: респондентов просят вспомнить события, в которых произошло что-то, что резко - позитивно или негативно - изменило их мнение о членах другой культуры

3.Заключение.

Великой мудростью в жизни является понимание того, что вы видите и воспринимаете мир иначе, чем его воспринимают другие. А великая задача в жизни заключается в том, чтобы научиться понимать людей. Ведь понять человека иногда не так просто. Некоторые из нас идут по жизни, принимая решения в зависимости от того, как только мы думаем – и никто другой. Мы часто действуем исходя только из наших представлений о том, как именно жизнь должна происходить и как другие должны действовать или реагировать на наши слова и дела. А когда дела идут не “по-нашему”, или окружающие нас люди действуют не так, как мы думаем – это приводит нас к разочарованию. Представьте, какой была бы ваша жизнь, если бы вы могли принять или понять чужую точку зрения. Как правило, в большинстве случаев мы считаем себя правыми в какой-либо ситуации. Иногда мы все-таки можем увидеть другую точку зрения, но, по большей части, последнее слово все равно остается за нами. Строить отношения с другими и понимать людей – одна из самых сложнейших задач в жизни. Это весьма непросто. Посмотрите на это так – мы все являемся частью большой семьи. Мы все абсолютно разные, и это делает жизнь очень интересной. Было бы вам интересно жить, если бы вас окружали только ваши двойники?

Список использованной литературы

    Еже Мелибруда «Я-Ты-мы» Перевод: Е.В.Новиковой

    Зигмунда Фрейда "Психопатология обыденной жизни"

    "Психология влияния" Роберта Чалдини

    http://psylib.org.ua/books/melib01/txt10.htm

При длительном общении постепенно люди узнают друг друга всё лучше и начинают понимать партнёра глубже и объективнее. Что помогает понять собеседника? Опыт, знания… Что еще?

Легче познать людей вообще, чем одного человека в частности.
Ф Ларошфуко

Опыт - сын ошибок трудных…

При длительном общении постепенно люди узнают друг друга всё лучше и начинают понимать партнёра глубже и объективнее. И хотя влияние настолько сильно, что продолжает действовать и тогда, когда люди общаются довольно долго, постепенно оно ослабевает.

Мы получаем много информации о человеке, его переживаниях и состояниях не только и не столько из вербальных (словесных) источников. При этом не всегда понимаем, как нам удалось извлечь ту или иную информацию.

Многие уверены, что помогает в общении опыт. Но так ли это?

Множество людей дожили до седин, а так и не научились понимать, что происходит с собеседником. Между тем, есть молодые люди, которые будто интуитивно чувствуют того, с кем общаются. А самые тонкие «антеннки», пожалуй у детей: они не только верно улавливают сигналы, которые посылают им взрослые, но и тут же подстраиваются под них.

Опыт же часто «подставляет» нас, вытягивая из подсознания устаревшие установки, догмы и субъективные предположения.

Получается, опыт не всегда становится лучшим помощником во время общения. А что тогда помогает?

Всегда ли выручают знания?

Психологические исследования показывают: информацию об эмоциональных состояниях человека, об отношении к окружающим, а также об отношении к себе несут почти все детали внешнего облика. Важны жесты, мимика, общий стиль поведения. манера одеваться, походка, привычные позы, пространственная ориентация по отношению к партнерам…

Основным источником информации о человеке является лицо. Не зря говорят: «на лице всё написано».

Угрюмое, смешное, одухотворённое, просветлённое… Все эмоции в первую очередь отражаются именно на лице. Известно семь основных эмоций: счастье, интерес, удивление, страдание, гнев, отвращение (или презрение), страх. Их мы считываем очень быстро и точно.

Важную роль при чтении информации «с лица» играет направление взгляда. Неприятно общаться с тем, кто часто отводит глаза, не смотрит на собеседника. Что прячет от нас человек? Но и слишком пристальный взгляд не назовешь комфортным: ощущаешь себя под следствием.

А что выражает направление взгляда?

Зарубежные психологи считают, что взгляд напрямую связан с процессом формирования высказывания. Когда человек только формулирует мысль, то чаще смотрит в сторону («в пространство»). Если мысль уже сформулирована, человек смотрит на собеседника. В разговоре о сложных вещах на собеседника смотрят меньше, но как только трудность преодолевается, длительность контакта глазами увеличивается.

Обычно тот, кто говорит, на партнера смотрит меньше: взглядывает только для того, чтобы проверить реакцию и заинтересованность собеседника. Слушающая сторона больше смотрит в сторону говорящего и «посылает » ему сигналы обратной связи.

Но бывают ситуации, когда лицо становится не слишком информативным: когда человек контролирует свою мимику. Например, во время соблюдения ритуалов, правил этикета, когда сознательно стараемся не показать собеседнику истинные чувства.

Тогда главным источником информации становится тело . Его контролировать сложнее, и оно становится «местом утечки информации» об истинных душевных состояниях.

Например, походка. Она узнаваема, индивидуальна и выдаёт эмоциональное состояние. «Тяжелая» походка, как правило, выдаёт гнев. Наибольшая длина шага тогда, когда человек горд. В страдании человек почти не размахивает руками, они «висят». В состоянии счастья человек будто «летит»: шаги у него легкие, частые.

Но, опять-таки, знания невербалики хоть и помогают, но могут подвести в нужный момент. Что же не подведёт?

Кстати, о невербальном поведении человека можно больше узнать здесь:

В помощниках - эмпатия

Помочь глубоко понять человека способна эмпатия - особое отношение к партнеру, особая направленность на него. Какими умудренными опытом и знаниями мы бы ни были, чтобы понять человека, нужно этого очень хотеть.

Важно именно хотеть понять, почему человек переживает, о чем думает, его точку зрения и образ мыслей.

Замечали? В отношениях с близкими людьми, с друзьями всё будто происходит само собой, без особых усилий и трудов. Это потому, что мы очень хотим понять другого, боимся обидеть или сделать что-то не так.

Эмпатия основана на стремлении и умении поставить себя на место другого, взглянуть на всё его глазами, прочувствовать его состояние, учесть всё это в своем поведении. Более подробно об эмпатии можно прочесть здесь:

P.S. Что, на ваш взгляд, больше всего помогает понять собеседника? Что способно сделать общение успешным?


Close