Имя Эжена Франсуа Видока известно далеко не каждому в России. Максимум, что вспомнят некоторые люди – фильм «Видок». На этом, пожалуй, все знания об этом человеке и закончатся. Однако во Франции это имя произносят с особенным благоговением, ведь Эжен Франсуа Видок – это звезда криминального мира, а французские криминалисты делят историю детективного дела на «период до Видока» и «период после Видока».
Эжен Франсуа Видок – не только «отец» криминалистики. Именно его мемуары, написанные «литературным негром» с его слов, положили начало детективным романам, как литературному жанру. Сама фигура Видока весьма неоднозначна. В прошлом преступник, вечно ускользающий от полиции и убегающий от смертной казни, Видок раскрыл столько преступлений и переловил столько уголовников, сколько не снилось даже обитателям знаменитого Скотланд Ярда. Вокруг самого известного детектива и главы Главного управления национальной безопасности ходило столько слухов и легенд, что пойди разгадай, что есть правда, а что есть вымысел. Сам Видок говорил, что любит приврать и хвастануть, поэтому и мемуарам его порой сложно доверять. А если учесть, что авторству этого человека порой приписывают огромное количество книг, то можно совсем запутаться.

Однако исследователи авторитетно заявляют, что большинство из приписываемых авторству Видока книг – всего лишь подделки, принадлежащие перу фанатов знаменитого детектива. Единственный труд, который был написан со слов известного детектива – «Записки Видока, начальника Парижской тайной полиции» . Сам Эжен Франсуа Видок писать не то чтобы не умел, не мог: слишком он был не усидчив и, как следствие, не приспособлен для этого дела. Вот почему он нанял себе в помощники другого человека, который и записал все похождения самого знаменитого авантюриста того времени.

Сегодня мы постараемся рассмотреть факты о личности Видока, дошедшие до нас, с точки зрения Системно-векторной психологии Юрия Бурлана и попробовать понять глубже личность этого легендарного человека.

Итак, 23 июня 1775 года в местечке под названием Аррас, расположенном близ Лилля, на свет появился младенец, названный родителями Эжен Франсуа. Рассказывали, что повитуха предсказала ребенку будет бурная жизнь. Однако позже сам Видок, скептически относящийся к подобным вещам, скажет: «Как бы то ни было, надо думать, что не для меня, собственно, разбушевалась природа, и хотя чудесное весьма привлекательно, но я далёк от предположения, чтобы там, свыше, сколько-нибудь заботились о моём появлении на свет» .

Еще ребенком Эжен Франсуа Видок наводил ужас на всех соседских ребятишек. Он был очень драчлив и постоянно одаривал тумаками других детей, если его что-то не устраивало. Всегда лез на рожон, никого не боялся. Эта черта характера сослужит ему не лучшую службу в будущем: ведь именно из-за вспыльчивости и постоянных дуэлей Видок не раз попадёт в неприятности и будет преследуем властями.

Уже в столь раннем возрасте с мальчишкой невозможно было справиться ! Был полностью неуправляемым – родители хватались за голову: не помогали ни наказания, ни ласка. Эжен привык все делать по-своему. Одновременно с этим ребенок постоянно ввязывался в авантюры, не раз воровал, убегал из дома и хитростью добивался желаемого. «Уже тогда проявились главные черты характера Видока: полное бесстрашие, бешеное честолюбие и неимоверная хитрость в достижении своих целей» . Бесстрашие, честолюбие, неуправляемость, склонность к вечным побегам – все это говорит о наличии уретрального вектора. Тяга к воровству и наживе, хитрость, любовь к авантюрам – черты кожного характера.

Видок без сомнений был и зрительным, благодаря своему неподражаемому актерскому таланту, он обдурил не один десяток полицейских и преступников.

Эжен превосходно фехтовал, несмотря на свое могучее телосложение, был очень ловким и подвижным ребенком.

Напрасно отец пытался привить своему чаду ценности анального вектора и стремился приучить Видока помогать родителям, дабы в будущем тот смог продолжить дело папы – хозяина пекарни. Мальчишка постоянно крал деньги и врал, что их отняли хулиганы. Родители не знали, что даже ребята постарше со страхом и благоговением в глазах смотрят на Видока. Полученные деньги Эжен спускал в кабаках на спиртное и девиц. Однажды карточные шулеры «нагрели» мальчишку и поставили на счетчик, из-за чего ему пришлось своровать из дома все столовое серебро. После этой выходки анальный отец вышел из себя и отправил сорванца на десять дней в тюрьму. Может, так поумнеет!

Тяга к воровству – архетипичная черта кожного вектора, основная функция которого «добыть любой ценой». В детстве ребята с кожным вектором, особенно в состоянии стресса, могут воровать и врать направо и налево. Многие родители предпочитают в таком случае «лечить» ребенка поркой, надеясь выбить всю дурь из нерадивого чада, но делают только хуже: свойства битого кожника перестают развиваться, и он так и застревает в архетипичном состоянии. Получается: чем больше лупишь ребенка с кожным вектором, тем больший стресс ему создаешь, ворует он только больше.

Неизвестно, били ли Видока его родители, но справиться с ним они точно не могли. Тут и простым ограничением не отделаешься, если есть уретральный вектор, который не терпит никаких ограничений. Заточение в тюрьме на 10 дней для уретральника – все равно что красная тряпка для быка. Очень скоро после этого события Видок крадет деньги у родителей и сбегает.

Побег – типичный сценарий для ребенка с уретральным вектором, которого постоянно ограничивают и у которого зажимают природные свойства. Если ему не дадут реализовать свои черты вождя, то он просто бежит туда, где сможет реализоваться – на улицу. Очень часто такие дети становятся во главе уличной преступной шайки – организовывают свою «стаю», в которой могут проявить свои черты вождя.

Нашего Видока ждала немного другая судьба. Он планировал отправиться в Америку – страну свободы и огромных возможностей. Но случилась беда. Пока он спал, его обчистили до последнего гроша и, несчастный, остался на мели. Что дальше делать – он не знал и примкнул к бродячему цирку. Ловкий юноша очень понравился циркачам, и те использовали его природные свойства себе во благо: Видок успешно выполнял роль «скакуна», проделывая невероятные трюки на сцене. Но очень скоро такая «роль» перестала устраивать мальчишку: от чрезмерных нагрузок болело тело. Тогда ему было предложено поселиться в клетке в качестве людоеда: носить отрепье, есть на глазах у зрителей сырого петуха и иногда закусывать камнями. Такого унижения он просто не смог стерпеть и сразу же отказался.

Когда хозяин цирка за отказ дал мальчишке пощечину, Видок схватил дубину и, если бы не члены цирковой труппы, которые еле оттащили обезумевшего от ярости парня от перепуганного директора, то забил бы до смерти несчастного. Неконтролируемый гнев – типичная реакция человека с уретральным вектором на попытку нарушить ранжирование. Как смел этот директор предложить ему, вождю, сидеть в клетке и есть камни да еще и пощечину дал? Уретральник в гневе – явление очень опасное. Такой легко может убить.

Итак, парнишку вышвырнули из цирка. На выручку ему пришел хозяин театра марионеток, пригласивший сообразительного Видока себе в помощники. И все было бы отлично, если бы шестнадцатилетняя красавица – жена директора театра – не влюбилась бы в Эжена и тот не ответил бы ей взаимностью. Как итог – очередная драка и скандал, после которого мальчишка оказывается снова на улице. Что делать? Куда идти? Видок, скрепя сердце, возвращается в родной Аррас и просит прощения у родителей.

Нашедшие в себе силы простить «блудного сына» отец и мать зря надеялись, что за время скитаний их отпрыск поумнел и остепенился. Вместо того, чтобы работать, Видок лишь прозябает в кабаках да водит шашни с заезжими актрисами и модистками. Кстати, актрисы, модистки – обладательницы кожно-зрительной связки — мечта любого мужчины, а в особенности уретрального. Ведь кожно-зрительная самка – это самка вождя. Это его муза, вдохновительница, единственная слабость неуправляемого уретральника, ради которой вождь готов горы развернуть и всю стаю завести в ловушку. С одной замужней актрисой он даже решился бежать, переодевшись девушкой. Но очень скоро вернулся назад и заявил родителям, что отправляется за подвигами в армию (в то время соседи решили напасть на революционную Францию).

Армия

Людям с уретральным вектором в армии очень сложно, т.к. армия – это, прежде всего, дисциплина и следование четким правилам. Видок же постоянно пропускал переклички, купцы – отцы влюбленных в юношу девушек – нанимали за него караул, а сам он постоянно ввязывался в скандалы и устраивал дуэли с другими солдатами. «Таким образом, я находился в самом блестящем положении и почти не чувствовал дисциплины,» — скажет Видок и добавит: «Многие находили удовольствие в том, чтобы наталкивать меня на ссоры, так что в полгода я успел убить двух человек и раз пятнадцать дрался на дуэлях» .

Большое удовольствие Видоку доставляли сражения, в которых он бился, не ведая страха. За несоблюдение дисциплины юношу не раз сажали в тюрьму. В первый свой арест Видок пожалел своего сослуживца, ожидавшего наказания за кражу. Со своим приятелем юноша организовал побег для несчастного, а когда тот хотел было уже спасовать, столкнул его в ров. Спасенный, конечно, остался хромым, но смог избежать наказания и вернуться к семье.

После очередного ареста за дуэль Видок со своим секундантом вынуждены были бежать, хитро замаскировавшись. Далее юноша переходит границу и продолжает службу уже на стороне австрийцев, обучая солдат фехтованию. Но и тут вечная склонность нашего героя ввязываться в перепалку с высшими чинами, играет с ним злую шутку. Видока приговаривают к прилюдным двадцати ударами плетью, после чего он сбегает, не выдержав такого наказания.

Несмотря на то, что перебежчикам, по правилам полагается смертная казнь, Видоку удается избежать такой участи. В 18 лет он вновь возвращается в Аррас, где вовсю бушуют якобинцы, а на гильотину отправляется каждый второй. Вокруг нашего уретральника бушуют страсти. То в него влюбляется женщина в два раза старше его и чуть было не подставляет юношу, обвинив его в соучастии в ограблении, то юная Мари симулирует беременность и вынуждает Видока жениться. Но уретрального вождя семейный очаг не способен удержать на месте. Узнав о том, что его обманули, юноша сбегает, прихватив с собой нажитое.

Дальнейшая жизнь Видока – ряд историй из жизни традиционного трикстера, когда герой попадает в переделки то из-за любвеобильности, то из-за гневливости, то из-за желания наживы. Каждый раз его отправляют за решетку и каждый раз ему удается удрать, оставив полицейских с носом. В эти времена Видок вовсю проявляет свои актерские способности зрительного вектора и непросчитываемость уретрального, оболванивая стражей закона, переодевшись то бродягой, то священником, то инспектором полиции, то еще кем-либо.

«…ни один актёр не мог сравниться с ним в искусстве гримироваться и разыграть какую угодно роль; для него было игрушкой мгновенно изменить возраст, физиономию, манеры, язык и произношение. Даже при дневном свете, переодетый, он бесстрашно подвергался опытному глазу жандармов, полицейских коммиссаров, тюремных сторожей и даже прежних соучастников, людей, с которыми жил и от которых ничего не имел тайного. Несмотря на свой высокий рост и дородность, он умел переодеваться даже женщиной. Кроме того, этот странный человек при железном темпераменте имел в своём распоряжении весьма терпеливы желудок, который позволял ему переносить продолжительный голод и предаваться всевозможным излишествам; он мог после обильного обеда с притворной жадностью истреблять самые крепкие напитки и самые непереваримые кушанья».

Все приключения, конечно, оказываются так или иначе связаны с дамами сердца, которые следуют за ним всюду, где бы ни оказался юноша. Так Видок, предпринимая очередную попытку бегства, прихватывает с собой и красавицу-кокотку, которую доводит до своего родного города и, дав приют, убегает вновь навстречу приключениям. А из-за кожно-зрительной красавицы Франсины, которая постоянно проводила вечера с другими мужчинами, наш уретральный вождь вновь впадает в неистовство и избивает любовника до полусмерти, за что в очередной раз попадает в тюрьму.

Бродяжничество с цыганами, разгульные нападения с пиратом Жаном Бартом, участие в тайном обществе, бесконечные авантюры… Неутомимого сорвиголову ловят и отправляют на каторгу, откуда он постоянно сбегает. Полиция уже и не знает, что делать с Видоком: каждый раз, когда его ловят, он умудряется всех обдурить и ускользнуть из-под самого носа. В конце концов, он получает заслуженное прозвище — «Король риска» , считается самым опасным преступником и оказывается заочно приговорен к смертной казни. Видока пытаются поймать всей Францией! Он непрерывно находится в бегах, выдавая себя за совершенно других людей.

Новая жизнь

Риск – любимое слово для обладателей уретрального и кожного векторов. Первые просто не чувствуют опасности и привыкли идти напролом, а вторые обожают чувство адреналина в крови. Если уретральник не получает должного развития, он постоянно испытывает тягу к неоправданному риску. Таких мальчишек бессознательно тянет гулять по крышам, гонять на мотоциклах и соваться везде, где их ждет опасность. Нереализованный в стае Видок лишь чудом выживает во всех передрягах.

Однако Видок жаждет другой жизни. Ему всегда хотелось быть честным малым и делать что-то на благо общества. Он все чаще задумывается о том, что мог бы быть, к примеру, тайным агентом… Когда нашему герою исполняется сорок лет, он живет уже в Париже и вынужден обеспечивать семью первой жены. Несмотря на все передряги, Видок не отказывается от свалившихся ему на шею спиногрызов, а помогает им, чем может. Но т.к. наш герой не привык жить в рамках закона, то снова попадает в тюрьму, где пишет письмо начальнику Первого отделения парижской полиции. В письме Видок говорит о своем желании служить правосудию и объявляет о своих намерениях стать тайным агентом. Чтобы доказать свою преданность, Король риска сообщает о готовящемся ограблении ювелирного магазина. Грабителей ловят, а Видок становится спецагентом.
Т.к. Короля риска боготворили все люди из мира преступности, он очень легко выманивал нужные сведения. И никто никогда не мог подумать, что их сдал Видок! Сам он идеально знал воровской жаргон и тюремные обычаи, поэтому не мог вызвать подозрений у преступников.

Вместе с тем самым начальником Первого отделения парижской полиции – господином Анри – Видок придумывает «Сюртэ» («Безопасность») – первую в мире организацию, занимающуюся уголовным розыском. Во главе организации встает кожный Анри, а Видок возглавляет особую сыскную бригаду, в которую входит 12 человек – все бывшие уголовники. Эжен Франсуа считал, что с преступностью могут бороться только преступники, т.к. только люди из уголовного мира знают все особенности воров, шулеров, грабителей и пр. Сыскная бригада за кратчайшие сроки раскрывает огромное количество преступлений. Буквально за год за решеткой оказывается более тысячи человек! «Если верить цифрам, то за год он задержал 15 убийц, 120 домушников, 73 карманника, 38 скупщиков краденого, 227 бродяг. За тот же срок им было раскрыто 811 преступлений и предотвращено около сотни» .

Французский преступник, ставший впоследствии первым главой Главного управления национальной безопасности.


Франсуа Эжен Видок (фр. François Eugène Vidocq; 23 июля 1775 - 11 мая 1857) - французский преступник, ставший впоследствии первым главой Главного управления национальной безопасности (фр. Sûreté Nationale), а потом и одним из первых современных частных детективов. Видок - прототип двух главных персонажей романа «Отверженные» Виктора Гюго.

Большая часть информации о Видоке почерпнута из его автобиографии, написанной «литературным негром». Согласно ей, Видок родился 23 июля 1775 года во французском городе Аррасе. Его отцом был пекарь.

В возрасте 14 лет он, видимо случайно, убил своего учителя по фехтованию и решил сбежать из города. Первоначально он намеревался отправиться в Америку, но потратил все деньги на актрису, даму лёгкого поведения. В конце концов через год он вынужден был вступить в Бурбонский полк.

Он был далеко не идеальным солдатом: позже он вспоминал, что участвовал в 15 дуэлях и подвергался множеству дисциплинарных взысканий.

Упоминания в художественных произведениях

Видок послужил прототипом следующих персонажей:

Жан Вальжан в «Отверженных» Виктора Гюго

Вотрен в «Человеческой комедии» Оноре де Бальзака

Рудольф де Жерольстен в «Тайнах Парижа» Эжена Сю

Огюст Дюпен в «Убийствах на улице Морг» Эдгара Аллана По

Лекок в «Деле Леруж» Эмиля Габорио

Полицейский Шакал в «Парижских могиканах» Александра Дюма-отца

Также в 2001 году снят детективный художественный фильм «Видок», где Видок является одним из главных героев, его играет Жерар Депардье.

Библиография

1828: Записки Видока, начальника Парижской тайной полиции (фр. Mémoires)

1836: Воры (фр. Les voleurs)

1844: Размышления о тюрьмах, каторгах и смертной казни (фр. Considérations sommaires sur les prisons, les bagnes et la peine de mort)

1844: Настоящие тайны Парижа (фр. Les vrais mystères de Paris)

1845: Шофёры севера (фр. Les chauffeurs du nord)

Его жизнь была настолько богата самыми невероятными событиями и приключениями, что лучшие романы блекли рядом с ней. Франсуа Видок слишком любил женщин, деньги и дуэли…

Известный французский преступник, в последствии – сыщик. Служил в армии. Был осужден за дезертирство и измену; за воровство был приговорен к шести годам галер, бежал. Поступил сыщиком в полицию и дослужился до начальника полицейского отряда. Выйдя в отставку, написал “Мемуары” (1826). В 1836 году организовал частное детективное бюро, которое было закрыто властями. В 1844 году опубликовал свои мемуары озаглавленные как: “Истинные тайны Парижа “.

Подлинная биография Эжена-Франсуа Видока настолько богата самыми невероятными событиями и приключениями, которые не снились самым изощренным мастерам детективов - от Конан Дойла до Марининой. Кстати, к этому знаменитому преступнику–сыщику проявляла интерес не только полиция, но и писатели чей литературный талант давно заслужил всеобщее признание. С ним поддерживал знакомство создатель «Человеческой комедии» Оноре де Бальзак. Именно Видок вдохновил его на создание образа беглого каторжника Вотрена. Виктор Гюго вспоминал Видока, когда писал «Отверженных»: прямые «цитаты» из его биографии угадываются в истории жизни Жана Вольжана. А Эжен (Жозеф) Сю щедро черпал из фантастических историй, в которые попадал Видок, материал для своих «Парижских тайн», с которых и началась слава одного из жанров массовой приключенческой литературы. Под впечатлением от чтения «Мемуаров» Видока написал некоторые свои рассказы Эдгар Алан По…

И так – достоверные факты жизни сегодняшнего именинника:

Эжен Франсуа Видок
(1775 - 1857)

Родился 23 июля 1775 года в г. Аррасе, близ Лилля, в семье пекаря. В ночь его рождения шел проливной дождь, и родственница, принимавшая роды, высказала предположение, что его ждет бурная жизнь.

Эжен Франсуа был сильным и красивым парнем. Работал разносчиком хлеба по домам. Но Видок жаждал приключений, и, прихватив из кассы родителей две тысячи франков, он отправился в Остенде, откуда можно было отплыть в Америку. Но в Остенде доверчивого юношу обворовали. Видок присоединился к бродячей труппе артистов. Здесь проявился его талант подражателя, который впоследствии не раз спасал его жизнь. Затем он помогал бродячему лекарю зазывать покупателей. Помыкавшись, Эжен Франсуа вернулся в родной Аррас. Но и там он надолго не задержался. В 1791 году, когда молодая Французская республика переживала нелегкие времена, Видок отправился в Париж в качестве депутата в Генеральные штаты.

В столице он записался добровольцем в армию, где был зачислен в егеря благодаря своему крепкому виду, осанке и умению фехтовать. Перед сражением с австрийцами его произвели в капралы гренадеров. Однако Эжен Франсуа без конца затевал ссоры и за полгода успел несколько раз успел подраться на дуэлях, убив при этом двух противников. После столкновения с унтер-офицером Видок вынужден был перейти на сторону австрийцев, которые определили его в кирасиры. Но изменник не захотел сражаться против своих и притворился больным. Выйдя из госпиталя, Видок предложил гарнизонным офицерам обучаться у него искусству фехтования. От учеников не было отбоя. Эжен Франсуа неплохо на этом заработал, но вскоре снова повздорил, на сей раз с бригадиром, за что получил в наказание двадцать ударов плетьми. Видок, отказавшись от уроков фехтования, устроился денщиком к генералу, которому предстояло отправиться в действующую армию. По дороге Эжен Франсуа бежал от своего начальника и, выдав себя за бельгийца, поступил в кавалерию. Когда объявили амнистию, он оставил службу и вернулся в Аррас.

В это время в стране уже свирепствовал террор. Наступил период “гильотинад”. Видок, насмотревшись на страшные казни в родном городе, вновь вступил в армию.

Вспыльчивый Эжен Франсуа в ссоре дал пощечину одному из своих командиров. И только бой с австрийцами, а затем ранение - пулей ему повредило Два пальца - позволили Видоку избежать сурового наказания. Из госпиталя он сбежал.

По дороге в Брюссель его остановил полицейский патруль. Поскольку паспорта у него не оказалось, Видок был арестован и отправлен в тюрьму. Чтобы Не быть разоблаченным, авантюрист бежал из тюрьмы и скрывался у своей Подружки. Выждав немного, он надел шинель, наложил на глаз черную таф-ТУ с пластырем и в этом маскараде направился в Амстердам.

Весной 1796 года Видок приехал в Париж Но и здесь авантюриста подвел его взрывной характер: поссорившись с офицером, Видок, опасаясь ареста, вынужден был оставить столицу. Он направился в пограничный город Лилль, город больших возможностей. Здесь он влюбился в некую Франсину. Девушка оказалась любвеобильной, ее услугами пользовался капитан инженерных войск. Видок, застав их в недвусмысленной позе, в ярости избил соперника, за что на три месяца был посажен в Башню Святого Петра. Здесь и произошло то роковое событие, предопределившее всю его дальнейшую судьбу.

Среди заключенных оказался Себастьян Буатель, осужденный на шесть лет за кражу хлеба. Этот крестьянин, у которого была большая семья, тяжело переживал разлуку с женой и детьми. Он говорил, что щедро заплатил бы тому, кто освободит его. Бедолаге вызвались помочь Гербо и Груар, осужденные за подлог. Желая получить вознаграждение, они за несколько дней состряпали необходимый для освобождения документ. Вскоре явился вестовой и передал тюремщику пакет, в котором находился сфабрикованный мошенниками документ - приказ об освобождении. Когда же тюремщик показал приказ инспектору, тот сразу распознал фальшивку. По этому делу привлекли к ответственности обоих мошенников, тюремщика и Буателя. Все они показали, что зачинщиком этой авантюры был Видок, и его приговорили к восьми годам содержания в кандалах.

В этот драматический момент на свидание к нему пришла раскаявшаяся Франсина. С ее помощью Видок совершил дерзкий побег из тюрьмы. Девушка принесла ему мундир тюремного инспектора. Загримировавшись и переодевшись так, чтобы походить на инспектора, Видок миновал ничего не заподозривших охранников и вышел из Башни Святого Петра. Однако вскоре его поймали, и он снова оказался в тюрьме. Но мысль о побеге теперь не покидала его.

Однажды Видок и еще несколько заключенных были вызваны на допрос. В помещении, кроме узников, находились двое жандармов. Один охранник вышел, оставив около Видока свою шинель и шляпу. Другого в это же время вызвали звонком. Видок быстро облачился в шинель и напялил шляпу, схватил за руку одного из заключенных и решительно пошел к двери, делая вид, что сопровождает того в туалет. Солдаты в коридоре их пропустили.

Оказавшись на воле, Эжен Франсуа сразу направился к Франсине, где его уже ждали полицейские. Дерзкого беглеца отправили в парижскую тюрьму Бисетр, откуда ему была дорога на каторгу в Брест.

В Бисетре, куда Видок прибыл с партией каторжан, скованных во время пути попарно толстым железным обручем и тяжелыми ножными оковами, он познакомился с кулачным бойцом Жаком Гутелем, у которого многому научился.

В этой тюрьме арестанты могли свободно передвигаться по территории и заниматься своими делами. Многие получали с воли инструменты и деньги для побега.

В Бисетре Видок пробыл недолго. Вскоре арестантов стали готовить к отправке на каторгу. На одежде отрезали воротники, на шляпах - поля. Затем всех попарно сковали цепью, прикрепленной к общему железному пруту для двадцати шести арестантов, то есть они могли двигаться только все вместе.

Через двадцать четыре дня партия из пятисот каторжан прибыла в Брест, где их одели в красные куртки с буквами ОАЬ, зеленые колпаки с железными бляхами и номерами, на плечах каждого выжгли клеймо ТР (каторжные работы), ноги заковали в кандалы. Видок пытался несколько раз бежать, но неудачно. Наконец, подпилив кандалы и переодевшись в платье монахини, которая за ним ухаживала в тюремном лазарете, он бежал. Видок добрался до Нанта, где раздобыл крестьянскую одежду.

Он вернулся в Аррас и рассказал родителям о своих злоключениях. В этом рассказе было больше выдумки, чем правды, однако родители поняли, что сын находится в бегах, и переправили его к бывшему кармелитскому монаху в маленькую деревеньку. Видок стал помогать монаху в богослужении и обучении детей. С этой ролью Эжен Франсуа справлялся превосходно, ни у кого даже мысли не возникало, что молодой монах - беглый каторжник. На этот раз его подвела страсть к женщинам. Однажды ночью, на сеновале, его схватили местные ревнивицы. Его раздели и высекли крапивой, после чего голым вытолкали на улицу. Через несколько дней, выздоровев, Видок отправился в Роттердам.

В Голландии Видок нанялся матросом на капер. Паспорта у него никто не требовал, поэтому он назвался Огюстом Девалем. Он брал на абордаж английские торговые суда, ибо Франция находилась в состоянии войны с Англией, за что получал свою долю захваченной добычи. Скопив порядочную сумму, Видок стал подумывать об открытии собственного дела, но в Остенде на капер нагрянула полиция. Так как у Видока не было документов, ему предложили сойти на берег и подождать в участке, пока не установят его личность. По дороге в участок Видок пытался бежать, но неудачно. Его отправили в Тулон, где выдали одежду каторжника и заковали в ручные кандалы. За побег Видоку увеличили срок на три года. Он очутился среди “оборотных лошадей”, то есть беглых и вновь пойманных преступников. Их даже освободили от работы, чтобы исключить возможность побега.

Содержание в Тулоне было намного хуже, чем в Бресте. Эжен Франсуа испытывал недостаток в пище, спал на досках, был прикован к скамье и страдал от жестокого обращения. Чтобы его положили в госпиталь, он притворился больным. А когда фельдшер по неосторожности оставил свой сюртук, шляпу и трость, Видок, переодевшись в его платье и загримировавшись с помощью заранее приготовленного парика, благополучно бежал из тюрьмы. Однако и на этот раз далеко уйти ему не удалось.

За дерзкие побеги Видока прозвали “королем риска”. О нем начали слагать легенды. Говорили, что он оборотень, способный проходить сквозь стены, что он в огне не горит и в воде не тонет. Однажды Видок действительно выпрыгнул в реку из окна тюрьмы. Наступили сумерки, плыть было трудно. Он продрог, силы были на исходе, тем не менее беглецу удалось выбраться на берег. В Другой раз, зимой, он бросился в бурную реку, спасаясь от полицейских. Преследователи подумали, что беглец утонул, но удача была на стороне Видока.

В очередной раз его арестовали в Манте. Как каторжника его отправили в Париж в сопровождении жандармов, имевших при себе инструкцию: “Видок (Эжен Франсуа) заочно приговорен к смертной казни. Субъект этот чрезвычайно предприимчив и опасен”. До самого Парижа с него не спускали глаз. Он понимал, что положение его на этот раз очень серьезное, поэтому оставался один выход - бежать.

В Париже Видока бросили в тюрьму, расположенную в Луврской колокольне. В первую же ночь “король риска” бежал, перепилив решетку на окне и спустившись по веревке, сплетенной из простынь.

Впереди были новые приключения. Сначала Видок скрывался, переодевшись пленным австрийцем. Затем служил на пиратском судне, ходил со знаменитыми пиратами Полем и Жаном Бартом на абордаж, тонул во время бури. Затем он вновь поступил в армию, где получил чин капрала морской артиллерии. И тут судьба свела его с членами тайного общества “Олимпийцы”, в секреты которого он оказался невольно посвященным.

Это тайное общество, как утверждал Видок, было организовано в Булони по образцу масонских лож.Тем не менее деятельность тайного общества не вызывала беспокойства у властей. Но осторожный министр полиции заслал в ряды заговорщиков своего агента, который действовал весьма успешно. Именно от тайного агента, когда тот выпил лишнего, Видок узнал о существовании “Олимпийцев”. Вскоре многие члены тайного общества были арестованы, по-видимому, по доносу этого полицейского агента.

Хотя Видок тогда отказался от предложения стать осведомителем, но эта мысль запала ему в голову, ведь ему хотелось жить честно. Эжен Франсуа, поколебавшись, написал письмо жандармскому полковнику, в котором сообщал о том, что ему известно, кто совершил последнее громкое ограбление. Он описал внешность преступников, и вскоре по этим приметам они были схвачены. Правда, письмо Видок не подписал.

Чуть позже ему стало известно о готовящемся ограблении и убийстве. На этот раз Видок отправился в парижскую полицейскую префектуру к шефу ее Первого отделения господину Анри, ведавшему борьбой с уголовными преступлениями. Полицейский принял осведомителя благосклонно, но при этом заявил, что не может дать ему никаких гарантий, и сделка не состоялась.

Вскоре Видок попал в тюрьму Бисетра, где его приняли как признанного авторитета уголовного мира. Преступники ему подчинялись, угождали. Тем временем Видок снова предложил свои услуги полиции, причем при условии освобождения от каторги и отбывания срока заключения в любой тюрьме. Он отправил господину Арни послание с важными сведениями, заверив, что и в дальнейшем будет поставлять ценную информацию. Господин Арни доложил о его предложении префекту полиции Паскье. Тот, поразмыслив, дал свое согласие.

Видока перевели в тюрьму Форс, с менее строгим режимом. За двадцать один месяц, которые он находился в тюрьме, полиции благодаря его доносам удалось разоблачить и арестовать многих опасных преступников. Учитывая его заслуги, Видоку организовали побег, дабы не вызвать подозрений со стороны подельников.

Таким образом произошло одно из самых удивительных превращений “короля риска”. Из преследуемого и гонимого обществом преступника он стал его рьяным защитником. Своими благодетелями он справедливо считал Анри и Паскье. Тот же господин Анри руководил первыми шагами Видока на поприще сыска. Это был хладнокровный человек с твердым характером, к тому же очень наблюдательный, прекрасный физиономист. В уголовной среде его называли Сатаной или Злым гением. И он заслужил эти прозвища. Прирожденный полицейский, он обладал истинным талантом сыщика. У Анри было два верных помощника - следователь Берто и начальник тюрем Паризо.

Перед Видоком поставили задачу очистить Париж от преступных элементов. В подчинении новоиспеченного шефа уголовной полиции было всего четыре помощника - таких же, как и он, бывших заключенных. Первый крупный успех Видока был связан с именем знаменитого фальшивомонетчика Ватрена, за поимку которого он получил денежное вознаграждение.

“Король риска” мог перевоплощаться в кого угодно. Во время охоты на преступников он появлялся на парижских улицах, в притонах и трущобах под видом слуги, ремесленника, угольщика и водовоза. Причем он одинаково ловко мог носить костюм бродяги и аристократа. В борьбе с уголовниками он избрал способ личного наблюдения. Посещая под чужими именами злачные места, Видок прикидывался, что его преследует полиция, и входил в доверие. Воры, бандиты и мошенники считали его своим в доску, ведь он говорил с ними на воровском жаргоне, знал законы уголовного мира, рассказывал байки о своих похождениях. Ежедневно Видоку удавалось кого-нибудь изловить, но никто из арестованных даже не подозревал, что попал за решетку по его милости.

Контора Видока располагалась на улице Святой Анны, неподалеку от префектуры полиции. Помощников он подбирал себе из числа бывших уголовников. Вначале отдел состоял из четырех человек, затем расширился до двенадцати. Тем не менее Видок умудрялся арестовывать до ста убийц, воров и мошенников в год, обезвреживать целые банды. Уголовный мир объявил Видоку войну, угрожая расправой. Невзлюбили его и полицейские, завидовавшие его ловкости и удачливости. Они распускали слухи, будто Видок получает от преступников взятки, а сами тем временем вступали в сговор с бандитами, раскрывая им планы коллеги.

Несмотря на эти происки, авторитет его у начальства продолжал расти. Видоку поручали самые опасные и сложные дела, с которыми он всегда успешно справлялся. Но он по-прежнему считался тайным агентом, его не помиловали, хотя должность и обещала свободу. И только став начальником сыска Сюртэ - криминальной полиции, Видок почувствовал, что добился признания и благодарности.

Он всерьез подумывал перестроить всю систему наказания преступников - прежде всего предлагал улучшить условия содержания в тюрьмах, так как по своему собственному опыту знал, что жестокий режим озлобляет человека, особенно тех, кто попал в тюрьму за ничтожную провинность.

Правда, нашлись и те, кто призывал не доверять “банде Видока”, поскольку в ней были собраны бывшие карманники и уголовники. Тогда он приказал своим сотрудникам постоянно носить замшевые перчатки, в которых не смог бы работать ни один карманник.

Между тем на счету отдела было уже более семнадцати тысяч (!) задержанных преступников. Ему удалось раскрыть несколько краж, совершенных в апартаментах принца Конде, у маршала Бушю, в музее Лувра, где был задержан граф де Руссийон, карманы которого оказались набитыми драгоценностями, и в других домах аристократов и банкиров.

В 1827 году префектом полиции был назначен Делаво, с которым у Видока сразу не сложились отношения. Шеф стал придираться, упрекать подчиненного в том, что сотрудники его отдела вне службы позорят полицейских (в частности, не посещают церковь). Эжен Франсуа в конце концов не выдержал несправедливых упреков и после 18-летней службы в полиции подал в отставку.

Через несколько дней в газетах появилось сообщение: полицейский комиссар сообщил Видоку, что по приказу префекта полиции его на посту шефа Сюртэ заменит мсье Лакур, бывший заместитель отдела. В тот же вечер Видок уехал в свой загородный дом. Ему выплатили три тысячи франков, но пенсии не назначили.

Почти сразу после отставки Видок сел за написание мемуаров. Издатель Тенон выплатил ему задаток - 24 тысячи франков. Опубликованные в 1827 году мемуары бывшего сыщика были переведены на многие европейские языки, в том числе и на русский.

Видок поселился в Сент-Манде, приобрел землю, построил новый дом, создал фабрику по производству бумаги. При этом чаще всего нанимал рабочих из бывших каторжников, которые не могли себе заработать честным трудом на кусок хлеба.

Личная жизнь Видока так и осталась под покровом тайны. Его иногда представляли этаким Дон-Жуаном, соблазнившим не одну сотню девиц. Видок действительно часто влюблялся, причем предпочитал актрис и модисток, чьи притязания не были очень обременительны. В 45 лет он женился на Жанне-Виктуар Герен, 30-летней вдове. Четыре года спустя жена умерла. Следующая его избранница, 30-летняя кузина Флерид-Альбертин Манье, стала его настоящим помощником и другом.

В 1830 году во Франции произошла Июльская революция, в 1832-м - еще одно восстание. В это время власть Луи-Филиппа висела на волоске. Видоку. снова предложили возглавить Сюртэ. Поколебавшись, он согласился. Под его началом вновь оказались его двадцать сотрудников из бывших уголовников. Маленький отдел успешно действовал против бунтовщиков. Позже Видока называли спасителем королевства. Но едва миновали тревожные дни, как на; Видока обрушилась с критикой оппозиционная пресса. Тогда префект полиции Жиске объединил Сюртэ с муниципальной полицией и предложил Видоку уйти в отставку.

“Король риска” решил создать свою, частную полицию. Его “Бюро расследований в интересах торговли” на улице Нев-Сент-Юсташ занималось защитой предпринимателей от аферистов. Потенциальный клиент должен был подписаться на услуги бюро и уплатить чисто символический взнос - 20 франков в год.

Год спустя у него было уже четыре тысячи подписчиков - коммерсанты, банкиры, промышленники. Отделения бюро возникли в провинции и за рубежом. Доходы Видока в то время исчислялись миллионами, что обеспокоило префектуру.

28 ноября 1837 года четыре полицейских комиссара и двадцать агентов ворвались в контору Видока. В руках полиции оказалось около шести тысяч документов, включая личный архив начальника бюро.

Видок стал протестовать и писать в газеты. Он направил жалобу королевскому прокурору, нанял знаменитого адвоката Шарля Ледру и подал в суд на префекта полиции и его подчиненных. После предпринятых шагов в свою защиту Видок… был брошен в тюрьму Сент-Пелаги. Судебное разбирательство привлекло 350 свидетелей. Видок рассчитывал на объективность судей. Он был признан невиновным и освобожден из-под стражи.

В шестьдесят три года он продолжал возглавлять свое бюро, среди клиентов которого были принцы королевской крови, графы, бароны и министры. Но в это же время среди его двадцати сотрудников появился Улисс Перрено, которому полиция поручила следить за Видоком.

Летом 1842 года к Видоку обратились несколько человек, ставшие жертвами афериста Шемпе. Видок встретился с мошенником и убедил его вернуть деньги в обмен на свободу. Однако Шемпе вскоре был арестован. Видока обвинили в превышении полномочий, а также в том, что он якобы арестовал, а потом похитил Шампе. К удивлению Видока, аферист подтвердил это несуразное обвинение и подал на него в суд. И снова Видока заключили в Кон-сьержери, где он провел более года, после чего суд приговорил его к пяти годам тюрьмы, пяти годам строгого надзора и штрафу в три тысячи. Видок подал апелляцию. Известный адвокат Ландриен произнес на повторном слушании дела блестящую роль в защиту своего подопечного, которая в немалой степени повлияла на решение суда, вынесшего оправдательный приговор.

Увы, но последнее заключение в тюрьме Консьержери сказалось на его работе. Клиентуры заметно поубавилось. Наконец он понял, что находится на грани разорения. Это случилось во время революции 1848 года. С приходом к власти Наполеона III Видок отошел отдел и удалился в свое поместье. Власти оставили его в покое. Бывший сыщик, оказавшись в скверном материальном положении, попытался выхлопотать себе пенсию. Он влачил жалкое существование, когда ему наконец назначили ежемесячную пенсию в размере 100 франков.

Умер Видок в 1857 году в возрасте восьмидесяти двух лет. До своей последней минуты он жил, не зная страха, рискуя и надеясь. Говорят, в предсмертном бреду он шептал, что мог бы стать Клебером или Мюратом, добиться маршальского жезла, но слишком любил женщин, деньги и дуэли…

И «отцом» уголовного розыска в его современном виде.

Эжен Франсуа Видок
Eugène François Vidocq
Дата рождения 23 июля (1775-07-23 )
Место рождения Аррас , Франция
Дата смерти 11 мая (1857-05-11 ) (81 год)
Место смерти Париж , Франция
Страна
Род деятельности детектив , писатель , полицейский , военнослужащий , частный детектив
Супруга Fleuride-Albertine Maniez [d]
Эжен Франсуа Видок на Викискладе

Биография

Большая часть информации о Видоке почерпнута из автобиографии , написанной «литературным негром » . Согласно ей, Видок родился 23 июля 1775 года во французском городе Аррасе . Его отцом был пекарь.

В возрасте 14 лет он, видимо случайно, убил своего учителя по фехтованию и решил сбежать из города. Первоначально он намеревался отправиться в Америку , но потратил все деньги на актрису, даму лёгкого поведения. В конце концов через год он вынужден был вступить в Бурбонский полк.

Он был далеко не идеальным солдатом: позже он вспоминал, что участвовал в 15 дуэлях , убил двух противников и подвергался множеству дисциплинарных взысканий. В ходе войны Франсуа вынудили перейти на сторону австрийцев, но, не пожелав сражаться против своих, он перед битвой притворился больным.

После смерти Видока его образ использовал Виктор Гюго при создании сразу двух персонажей своих «Отверженных » - беглого каторжника Жана Вальжана и безжалостного, одержимого одной целью полицейского инспектора Жавера. Одним из прототипов героя стал каторжник Пьер Морен, в 1801 году приговоренный на пять лет каторги за украденный кусок хлеба. Лишь один человек, епископ города Диня монсеньор де Миоллис, принял последовательное участие в его судьбе после освобождения, сначала дав приют, а потом - рекомендацию на работу. Морен оправдал его доверие: он стал храбрым солдатом и пал в битве при Ватерлоо. Именно с Видоком произошел описанный в романе случай спасения Вальжаном старого Фошлевана из-под опрокинувшейся повозки. В 1860-е годы приключения Видока использовал для сюжетов своих книг о Лекоке - бывшем преступнике, ставшем сыщиком - Эмиль Габорио . Черты Видока просматриваются в образах «вора-джентльмена» Арсена Люпена из произведений Мориса Леблана , его «коллеги» Раффлза из рассказов Эрнеста Хорнунга и Саймона Темплара из романов Лесли Чартериса . Видок под собственным именем неоднократно встречается в качестве второстепенного персонажа в более поздних произведениях. В конце 1960-х и начале 1970-х годов французское телевидение транслировало три детективных сериала, в которых он выступил уже главным героем. В первом сериале (1967 год) эту роль сыграл Бернар Ноэль , во втором и третьем (снятом совместно с канадскими кинематографистами) его место занял Клод Брассёр .

В 2001 году Видок стал заглавным героем одноименного французского кинофильма , где его роль исполнил Жерар Депардьё ; сюжет фильма, однако, не имеет ничего общего с реальной деятельностью исторического Видока . В 2018 году вышел художественный фильм режиссёра Жана-Франсуа Рише - «Видок: Император Парижа» (фр.) русск. , в котором главную роль исполнил Венсан Кассель .

В России имя Видока приобрело известность после того, как вышел русский перевод его мемуаров. В апреле 1830 года Пушкин разместил (без подписи) в «Литературной газете » резкую рецензию на эту книгу, в которой литературоведы усматривают завуалированные выпады в сторону Фаддея Булгарина - консервативного литератора и редактора «Северной пчелы » . Примерно в это же время была пущена по рукам пушкинская эпиграмма « », где тоже увязываются эти два человека:

Эпиграмма была напечатана в булгаринском «Сыне отечества » 26 апреля в искажённом виде - упоминание о «Видоке Фиглярине» из последней строки исчезло

Эжен Франсуа Видо́к (23 июля 1775 — 11 мая 1857) — французский преступник, ставший впоследствии первым главой Главного управления национальной безопасности, а потом и одним из первых современных частных детективов и «отцом» уголовного розыска в его современном виде.

Большая часть информации о Видоке почерпнута из автобиографии. Согласно ей, Видок родился 23 июля 1775 года во французском городе Аррасе. Его отцом был пекарь.
В возрасте 14 лет он, видимо случайно, убил своего учителя по фехтованию и решил сбежать из города. Первоначально он намеревался отправиться в Америку, но потратил все деньги на актрису, даму лёгкого поведения. В конце концов через год он вынужден был вступить в Бурбонский полк.

Он был далеко не идеальным солдатом: позже он вспоминал, что участвовал в 15 дуэлях, убил двух противников и подвергался множеству дисциплинарных взысканий. В ходе войны Франсуа вынудили перейти на сторону австрийцев, но, не пожелав сражаться против своих, он перед битвой притворился больным.

В ходе Французской революции Видок, по его собственному заявлению, спас двух дворянок от гильотины, но впоследствии сам был арестован. Его спас отец, обратившись за помощью к семье Шевалье. Франсуа влюбился в их дочь Луизу и женился на ней, когда она притворилась беременной. Узнав о её любовнике-офицере, Видок уехал в Брюссель по фальшивым документам, где ухаживал за баронессой старше его по возрасту и был членом банды налётчиков.

Переехав в Париж, он потратил все деньги на женщин лёгкого поведения и переехал в пограничный город Лилль, где начались его отношения с некой Франсиной. Однажды застав её с любовником, Видок избил его, за что был посажен на три месяца в Башню Святого Петра. Там он встретил крестьянина Себастьяна Бутателя, осуждённого на шесть лет за кражу хлеба и тяжело переживавшего разлуку со своей большой семьёй. Впоследствии Себастьян был освобождён по поддельному прошению, составленному его сокамерниками Гербо и Груаром. Видок отрицал свою причастность к этому (по его словам, Гербо и Груар лишь пользовались его камерой, не посвящая его в суть дела); сокамерники же утверждали, что именно Франсуа был зачинщиком. Видока и Гербо осудили на 8 лет исправительных работ, но Франсуа с помощью раскаявшейся Франсины сбежал из Брестской тюрьмы, переодевшись полицейским инспектором.

В 1798 году он переехал в Нидерланды, где помогал каперу Фромантену грабить английские суда. В Остенде был вновь арестован и отправлен в тулонскую тюрьму под строгой охраной, откуда сбежал благодаря помощи другого заключённого.

Перепробовав множество профессий, Видок не раз попадал в тюрьму, бежал и снова оказывался за решёткой, за что был прозван «королём риска» и «оборотнем». В 1799 году Видок бежал из тюрьмы в очередной раз и 10 лет жил в Париже.
Шантажируемый бывшими соседями по тюремной камере, он сделал решительный шаг: отправился в полицейскую префектуру Парижа и предложил свои услуги. В 1811 году он сформировал особую бригаду из бывших уголовников по принципу: «Только преступник может побороть преступление». Во многом по этой причине о его конторе ходили плохие слухи, что не мешало ему пользоваться расположением начальства. Бригада получила название «Сюрте» («Безопасность»).

До Видока сыскной службы фактически не существовало, хотя было немало попыток ее создать (одну из них предпринял в Англии знаменитый писатель Генри Филдинг). Практически сразу за французской «Сюртэ» такие службы появились и в других странах.
Под руководством Видока работали 12 человек, которые вместе со своим неутомимым шефом достигли в короткий срок неслыханных успехов. Если верить цифрам, то за год он задержал 15 убийц, 120 домушников, 73 карманника, 38 скупщиков краденого, 227 бродяг. За тот же срок им было раскрыто 811 преступлений и предотвращено около сотни. Видок прекрасно знал своих «подопечных», без всякой картотеки храня в памяти тысячи лиц и имен преступников. Хотя бывшие коллеги приговорили его к смерти, он без страха появлялся в самых глухих трущобах благодаря искусству изменения внешности. Приходя в злачные места, он втирался в доверие к их посетителям, и ему верили — ведь он виртуозно владел воровским жаргоном, известным только посвященным. Много раз создатель сыскного агентства напрашивался на участие в преступлениях и даже сам организовывал их, чтобы потом выдать товарищей полиции. Всего за 18 лет по его наводке было арестовано 17 тысяч человек, из которых больше 400 отправили на гильотину.

Эжен Франсуа Видок пробыл во главе «Сюрте» свыше 20 лет. Однако в 1827 был вынужден уйти в отставку. Вновь был призван возглавить «Сюрте» во время революционных выступлений 1832 года, после подавления которых опять отставлен.
Видок считается одним из первых профессиональных частных детективов. Вершиной его карьеры стала должность руководителя канцелярии министра иностранных дел и фактического главы правительства А.Ламартина во время Революции 1848 года. Однако с приходом к власти императора Наполеона III отошел от дел.

Как водится, завистники из числа полицейских невзлюбили Видока. Они уверяли, что он выдает только мелкую сошку, а преступных «генералов» освобождает за взятки. Говорили, что его подчиненные сами занимаются воровством — тогда он одел свою бригаду в белые перчатки, в которых карманник работать не может (сотрудники французской «Сюртэ» до сих пор носят их в знак чистоты мундира).

Бывший преступник стал знаменит, и сам король Людовик XVIII, пришедший к власти после падения Наполеона, помиловал его, торжественно отменив давний смертный приговор.
Вместе с этим Видоку предстояло преодолеть новые трудности, которые приуготовила судьба. А их было немало — политическая жизнь Франции по-прежнему бурлила, и усидеть на своем посту было нелегко. В 1827 году префектом полиции был назначен Делаво, сразу невзлюбивший Видока. На его бригаду обрушились бесконечные проверки и придирки, Короля обвиняли в том, что его подчиненные ведут себя аморально, например не посещают церковь. Расчет Делаво оправдался — взбешенный этой чушью, Видок подал в отставку.

Пенсии ему не назначили, и вскоре привыкшему жить на широкую ногу сыщику понадобились деньги. Улучив момент, издатель Тенон предложил ему написать мемуары и выплатил щедрый задаток — 34 тысячи франков. Уже через несколько месяцев вышел первый из четырех томов «Записок Видока», имевших шумный успех. Можно сказать, что эта книга, только во Франции изданная тиражом 30 тысяч, стала одним из первых международных бестселлеров — в ближайшие годы ее перевели на восемь языков, включая русский.
Впоследствии из-под его пера вышел еще добрый десяток книг. Среди них было и документальное исследование «Воры», и бесценный для исследователей «Словарь воровского арго», и роман «Настоящие тайны Парижа», написанный в пику нашумевшим «Парижским тайнам» Эжена Сю. Им создан и трактат «Несколько слов от автора», где писатель-агент предлагал свои методы борьбы с преступностью, включая «перевоспитание трудом» и гуманизацию условий содержания заключенных.Чтобы доказать свою правоту, Видок открыл в парижском пригороде Сен-Манде бумажную фабрику, где работали бывшие зэки.

Но в 1832 году этот полезный для общества труд пришлось прервать. В Париже вспыхнуло республиканское восстание, и Видока вновь призвали в шефы «Сюртэ» для борьбы с повстанцами. Он быстро создал «летучие отряды», проникавшие в тыл бунтовщикам по тайным ходам, известным только ему. Восстание было подавлено, и бывший каторжник удостоился личной благодарности короля Луи Филиппа, назвавшего его «спасителем трона». Но его враги не успокоились — уже в сентябре Видока отдали под суд, обвинив в том, что он спровоцировал воровскую шайку на совершение преступления. Сыщик был в недоумении — он всегда пользовался этим методом, за что же его судят? Так или иначе, вор должен сидеть в тюрьме, и почему бы не ускорить его отправку туда? В этот раз Видок ушел от правосудия, но скоро его все равно отправили в отставку.

В 1833 году неутомимый Эжен Франсуа открыл собственное Бюро расследований — первое во Франции, да, пожалуй, и во всей Европе, частное детективное агентство. Оно занималось не только поиском преступников, но и, так сказать, консалтингом: здесь за плату в 20 франков коммерсанты могли навести справки о своих деловых партнерах, чтобы выяснить степень их честности. За год число клиентов Видока дошло до 4 000, в деловых кругах стало хорошим тоном при совершении сделки предъявлять справку из Бюро. Но недруги из полиции не успокаивались, выдвигая против Видока — теперь уже сыщика — одно обвинение за другим.

Сначала они устроили в его конторе обыск, конфисковав несколько тысяч дел. Видок не опустил рук — со своей феноменальной памятью он хранил самые важные факты в голове. Потом его снова попытались отдать под суд, но тут власть в очередной раз сменилась — монархия на республику, потом на троне оказался император Наполеон III. Со всей этой чехардой полиция забыла про конкурента.
Клиентура Видока год от года росла, у Бюро появились отделения в провинции. Теперь помимо уголовной и экономической преступности оно занималось доказательством супружеских измен — у Эжена Франсуа и в этом вопросе был немалый опыт. Он трудился до самой смерти, которая настигла его 11 мая 1857 года, незадолго до 82-летия. Наследников у "Короля риска" не было, и немалое состояние, на которое тщетно претендовали двое или трое внебрачных сыновей, досталось его детищу — сыскному агентству.

Перед смертью Видок с сожалением сказал: «Я мог бы стать маршалом, если бы не любил так женщин и дуэли».

Удивительная судьба Видока, отраженная в его мемуарах, не могла не впечатлить французских писателей, многие из которых были лично знакомы со знаменитым сыщиком, Видок послужил прототипом таких персонажей как:
- Жан Вальжан и инспектор Жавер в «Отверженных» Виктора Гюго;
- Вотрен в «Человеческой комедии» Оноре де Бальзака;
- Огюст Дюпен в «Убийстве на улице Морг» Эдгара Аллана По и т.д.

Есть также фильм режиссёра Жана-Кристофа Кома́ра «Видо́к» (фр. Vidocq) , выпущенный в 2001 году, в котором знаменитый французский сыщик борется с колдуном по прозвищу Алхимик. Действие фантастического фильма происходит на фоне исторических событий — Июльской революции.


Close