Книга Харуки Мураками «Норвежский лес» стала одной из самых популярных японских книг. На сегодняшний день произведение входит в ряды современной японской классической литературы. О чем книга Харуки Мураками "Норвежский лес"? В данной статье мы расскажем все!

О книге

Говоря о книге «Норвежский лес», можно говорить бесконечно много. Однако есть основные моменты, которые необходимо выделить.

Дата написания «Норвежского леса» выпала на 1987 год. Уже после первой публикации книга набрала широкую известность.

По своему жанру «Норвежский лес» отличается от других романов того времени: он включает в себя и философский смысл, и элементы любовной прозы, эротической литературы и многих других направлений. Говоря о данном виде художественной прозы, которая вышла из-под руки Харуки Мураками, нужно отметить, насколько мастерски автору удалось затронуть все жизненно важные проблемы каждого человека.

«Норвежский лес», язык оригинала которого был японский, спустя всего год получил известность не только на территории Японии, но и по всему миру. Особенно произведение полюбилось в Соединенных Штатах Америки.

Перевод «Норвежского леса» на русский язык был осуществлен совсем недавно - только в 2010 году российские читатели смогли познакомиться с нашумевшим произведением. Книга так же быстро набрала высокие рейтинги у русскоязычных жителей.

Фильмы

В том же 2010 году был снят отличный фильм. Экранизация «Норвежского леса» стала настоящей новостью для всех тех, кто уже успел познакомиться с книгой. Столь важное событие ожидалось на протяжении целого года всем миром.

Фильм, который вышел на экраны, очень понравился зрителям. Читая отзывы о «Норвежском лесе» в качестве кинофильма, можно увидеть массу положительных рецензий.

Сами режиссеры во время интервью признались в том, что создать сценарий к столь сложному произведению было совсем непросто. Они также отмечали, что трудность составил еще и тот факт, что режиссеры поставили перед собой цель - максимально сохранить все образы и описания окружающей среды, которые создал Харуки Мураками в книге.

Кроме всего прочего, сложности возникали еще и из-за смысловой нагрузки текста. Сюжет «Норвежского леса» состоит в основном из мыслей героев, из их душевных переживаний, которые описаны на бумаге. Изобразить это в качестве кинокартины составило немалую трудность.

Цитаты

Цитаты из «Норвежского леса» можно сегодня увидеть на многих форумах, на страницах многих людей в социальных сетях. Объяснить это можно довольно-таки просто: цитаты, которые использовались в книге, по-настоящему затронули души людей. Вообще, говоря о книгах Харуки Мураками, нужно сказать, что автор всегда употреблял очень душевные выражения, которые по-настоящему заставляют задуматься.

Одной из самых известных цитат, которая встречается в книге «Норвежский лес», стало высказывание главной героини, когда она просила своего возлюбленного всегда хранить ее в памяти. «Хочу, чтобы ты обязательно меня помнил» - именно это сказала Наоко.

Еще одной яркой цитатой, которая действительно запоминается после прочтения, стало высказывание другой героини - Рэйко: «Я вечный раб музыки печали». Если задуматься, то каждый человек, который переживает сильные душевные волнения - раб чего-либо печального и тоскливого.

Главные герои

Главные герои «Норвежского леса» отличаются от привычных читателю персонажей.

Главный герой - Тоору Ватанабэ. Именно от его лица и ведется все повествование в книге. По роману Мураками «Норвежский лес», Ватанабэ - студент, который принадлежит к среднему классу. Он занимается изучением истории драмы, хотя сам не имеет ни малейшего понятия, что именно подтолкнуло его на выбор именно этой специальности. Ватанабэ стал лучшим другом Кидзуки, несмотря на то, что парни очень отличались по своим интересам. Именно Тоору пытается наладить романтические отношения с Наоко, а позже - с Мидори.

Кидзуки - лучший друг главного романа. Он был соседом Ватанабэ по комнате. Именно благодаря ему в комнате парней регулярно наводился порядок, что позволило молодым людям «не утонуть в грязи», как другие жители общежития. Кидзуки на протяжении долгого времени был в отношениях с Наоко, однако, по неизвестным причинам для его близких людей, на семнадцатом году своей жизни он кончает жизнь самоубийством. Его смерть стала тяжелой утратой как и для Наоко, так и для Ватанабэ.

Наоко - главная героиня романа Мураками «Норвежский лес». Именно этот персонаж постоянно появляется в сюжете, меняя жизнь и мысли Ватанабэ. Наоко была совсем хрупкой и слабой девочкой: потеряв сестру, которая также в семнадцать лет покончила жизнь самоубийством, девушка стала испытывать проблемы с психикой. После того как героиня потеряла и Кидзуки, она полностью впала в депрессию. Несмотря на то, что у нее были чувства к Ватанабэ, они оба понимали, что они связаны только памятью о погибшем друге. Все потери, которые перенесла девушка, сильно сказались на ее здоровье. Именно из-за своих переживаний Наоко сводит счеты с жизнью в 21 год.

Исида Рэйко - одна из самых важных героинь, выступающих на втором плане. Рэйко - талантливая женщина, которая обладала тягой к музыке. Из-за психических нарушений она была вынуждена отказаться от своей карьеры пианистки, однако она стала преподавателем музыки. Рэйко, кроме всего прочего, была и соседкой Наоко по комнате. После смерти Наоко Рэйко поддерживала связь с Ватанабэ, потому как второму была необходима поддержка - настолько сильно главный герой переживал утрату.

Мидори Кибояси - обычная девушка, бывшая однокурсница Ватанабэ. Мать Мидори скончалась от рака, когда девушка была еще ребенком, а отец Мидори занимался своим бизнесом - в его владениях была небольшая книжная лавка, которая пользовалась успехом в городе. Именно с ней главный герой на протяжении долгого времени пытается построить отношения, постоянно сомневаясь, к кому из девушек его чувства сильней - к ней или к Наоко. Но именно Мидори предстоит принять Ватанабэ таким, каким он стал за долгие годы - в конце концов, главный герой поймет, что по-настоящему он любил только Кибояси.

Нагасава - студент, который учится на юриста. Нагасава становится другом Ватанабэ, несмотря на то, что с главным героем они совсем разные, как и по интересам, так и по жизненным предпочтениям. Нагасава мечтает добиться успеха не только в карьере, но и в личной жизни. Для молодого человека это не составит никакого труда, потому как он умеет красиво ухаживать за женщинами, несмотря на то, что сам по себе он человек несерьезный, не умеющий связывать себя какими-либо обязательствами.

Поскольку произведение объемное, то краткое содержание стоит разбить на несколько частей.

Каждая часть будет определять конкретный жизненный этап, ступень героев.

Воспоминания

Произведение начинается с воспоминаний главного героя. Ватанабэ вспоминает те времена, когда ему было 37 лет. Воспоминания начинаются с приземления в Германии. Тогда, сходя с самолета, он услышал знакомую до боли песню The Beatles, и перед его глазами начали представать картины прошлого. Даже восемнадцать лет спустя он видел, словно фотографию, девушку, которая бежала по полю. Ветер растрепал ее волосы, но она смеялась. По-настоящему. Искренне. Вспоминая эти картины, Ватанабэ почувствовал тот самых ветер, который гулял по полям, тот запах близлежащей рощи. Он услышал смех девушки, такой беззаботный, до ужаса родной.

В эти годы главный герой был окутан любовью. Несмотря на то, что весь пейзаж, который окружал их в тот день, он помнил в мельчайших подробностях, лицо девушки было затуманено. Это милое личико постепенно стиралось из памяти. Время идет, воспоминания уже начинают стираться из памяти рассказчика. Но только ему под силу максимально их восстановить, а после - хоть на какое-то время удержать в памяти.

Последняя встреча

Эта прогулка по полю была последней встречей Ватанабэ с Наоко. Именно в этот день она просила его никогда не забывать ее, бережно хранить ее образ в памяти. Она безустанно благодарила главного героя за то, что он проделал такой долгий путь, чтобы навестить ее.

Несомненно, Наоко знала, что пройдет время, и воспоминания о ней сотрутся из памяти Ватанабэ. Даже спустя многие годы при воспоминании о ее словах главный герой испытывает нестерпимую тоску: несмотря на то, как были близки Наоко и Ватанабэ, она его не любила и не смогла бы полюбить, и он прекрасно знал об этом.

Студенческое время

Ватанабэ начинает собирать воспоминания по частицам. Он вспоминает, как ровно двадцать лет назад он переехал в японскую столицу - Токио, чтобы получить образование. В студенческом общежитии главный герой провел всего два года.

В комнатах, где жили совсем незрелые мужчины, всегда был беспорядок, а на стенах везде сверкали постеры с обнаженными девушками. Соседом Ватанабэ стал Кидзуки, над которым всегда все посмеивались из-за его чистоплотности. Именно Кидзуки поддерживал порядок в общей комнате.

Поступил главный герой на факультет драматургии, но когда главный герой задумался о том, почему он выбрал именно эту специальность - он не смог найти ответа. Уже став старше, он понял, что ему было все равно, кем он станет в будущем - ему было нужно образование.

Встречи с Наоко

Ватанабэ прожил в столице уже целый месяц. Будучи знакомым с близкой подругой Кидзуки, он увидел Наоко спустя месяц после их первой встречи. Она заметно похудела, но главный герой решил, что от этого она выглядит еще более красивой. Они пообщались, и Наоко предложила Ватанабэ встретиться. На что он, естественно, согласился.

С девушкой главный герой познакомился именно благодаря Кидзуки. Они часто проводили время вместе. Вообще, общий друг - это было единственное, что их связывало. Стоило Кидзуки отойти от друзей на минуту - они не знали, о чем говорить.

Смерть друга

Кидзуки начал странно себя вести. В один день Ватанабэ узнает о том, что его друг покончил жизнь самоубийством. Способ, который выбрал для завершения своей жизни молодой парень, не был традиционным: он присоединил к выхлопной трубе своей машины шланг, плотно заклеил все окна машины скотчем и завел двигатель.

Именно после того, как главный герой столь трагично потерял своего друга, она начал понимать, что смерть - обязательная составляющая любой жизни.

После смерти Кидзуки Ватанабэ и Наоко стали видеться почти каждую неделю. Главный герой понимал, насколько сильно девушке нужна поддержка. Единственное, что расстраивало молодого парня - Наоко не нуждалась именно в его поддержке. Ей она просто была нужна. Именно поэтому Ватанабэ не стал зацикливаться на себе и просто находился рядом с Наоко, всячески ее утешая.

Дружба с Нагасавой

Все время, пока молодые люди общались, главный герой не переставал удивляться тому, какой его друг все-таки талантливый и образованный. Но кроме своей талантливости, Нагасаки отличался крайне дурным характером. Он мог спокойно манипулировать людьми. Кроме того, Нагасаки всегда носил маску - несмотря на то, что внутри него царила серость и мрачность, ему удавалось с улыбкой двигаться по жизни. Нехорошие черты характера Нагасаки Ватанабэ сразу смог заметить; почему окружающие люди не видели той засевшей в молодом человеке подлости - для главного героя оставалось загадкой.

Настоящая дружба с Нагасаки у Ватанабэ завязалась не сразу. Отношения между молодыми людьми сильно отличались от общения с Кидзуки. Однажды, когда Нагасаки сильно напился, он крайне жестоко повел себя по отношению к одной девушке. Тогда Ватанабэ решил, что ему не по силам довериться такому человеку.

Очень часто главный герой вместе с Нагасавой снимал девушек на ночь. Ватанабэ не чувствовал себя удовлетворенным после таких связей, скорее, наоборот, он чувствовал себя пустым. Он поделился своими чувствами с Нагасаки, на что второй ему ответил, что он и сам часто испытывает по отношению к себе ненависть, однако сам остановиться он не может.

Новая знакомая

У Нагасаки была вернгая и преданная подруга по имени Хацуми. Она была хороша собой, очень умна, всегда умела с юмором относиться к жизненным трудностям. Сам Ватанабэ, глядя на прекрасную девушку, решил, что если бы у него была такая подруга, он бы ни за что и никогда не лег бы в кровать с другой.

Да и сам Нагасава прекрасно понимал, что он не достоин такой девушки. И главный герой поддерживал в этом своего друга.

Двадцатилетие

Этот день был днем рождения Наоко - девушке исполнилось двадцать лет. Главный герой приехал к ней, чтобы поздравить ее со значимой датой. Все шло прекрасно, но вечером Наоко начала плакать. Ватанабэ пытался успокоить подругу. В итоге парень олстался у Наоко на ночь. Ночью молодые люди занялись любовью, в процессе чего Ватанабэ понял, что он у Наоко первый. Это было для него открытием, потому как он все время думал, что девушка до этого уже имела интимные отношения с Кидзуки.

Исчезновение

После своего дня рождения Наоко внезапно пропала. Ватанабэ пытался отыскать девушку, писал письма ее родителям. В один день ему пришел ответ: девушка взяла отпуск и отправилась на лечение в санаторий. Наоко пообещала встретиться с главным героем тогда, когда она будет готова к встрече с ним.

Старая знакомая

В кафе к Ватанабэ подсела красивая девушка с короткой стрижкой. Он сначала не узнал ее, а потом разглядел в ней свою старую однокурсницу. Это была Мидори. Старые знакомые поболтали, и девушка предложила Ватанабэ встретиться в скором времени. Когда настал день встречи, девушка просто не пришла в условленное место.

Уже позже Мидори дала о себе знать: она извинилась перед молодым человеком и пригласила его на ужин в то же воскресенье.

Во время встречи она рассказала Ватанабэ свою историю: мать совсем недавно умерла от рака. Отец, который не смог пережить такой тяжелой утраты, переехал к своему другу в Уругвай, сказав, что лучше было бы, если бы его дочери умерли вместо его жены.

В этот вечер на главного героя нашло странное желание поцеловать Мидори. Это он и сделал, на что она ему ответила, что она не позволит ему этого в следующий раз, так как у нее уже есть молодой человек.

Приглашение

Пришло долгожданное письмо от Наоко, в котором она приглашала его приехать к ней. Приехав в санаторий, где лежала девушка, Ватанабэ познакомился с ее соседкой по комнате - Рэйко. Несмотря на то, что Рэйко лечится в санатории от своих психологических проблем, она является здесь преподавателем музыки.

Этим же вечером Наоко и Ватанабэ встретились. Рэйко играла на гитаре и тихо напевала песни, пока старые друзья делились новостями. Именно в этот вечер Наоко попросила Рэйко сыграть песню The Beatles. Эту песню девушка слушала только тогда, когда ей было очень тоскливо. Под звучание печальных нот Наоко рассказала своему гостю о том, что с Кидзуки они были достаточно давно, они наизусть знали тела друг друга, но в половой жизни у них не складывалось. Углубляясь в воспоминания, Наоко начала плакать. Рэйко и Ватанабэ решили оставить ее, чтобы она сама успокоилась.

Печальная история

Решив прогуляться с Ватанабэ, Рэйко рассказала ему свою историю. С самого раннего детства Рэйко занималась музыкой. Однако перед важным концертом у нее случился нервный приступ, из-за которого она не смогла больше играть на пианино. Врачи все это связывали с психическим перенапряжением. Рэйко начала сходить с ума, она два раза лечилась в клинике. Только потом она познакомилась с мужчиной, который смог ее полюбить. Это было самое лучшее время в жизни Рэйко - дом, семья, дети и любимый мужчина рядом.

Однажды к Рэйко пришла ее соседка и предложила позаниматься музыкой с ее дочерью. Несостоявшаяся пианистка согласилась. Увидев девочку тринадцати лет, Рэйко заметила в ее внешности и поведении нечто отталкивающее. В итоге во время одного из занятий девчонка начала соблазнять Рэйко. Оказалось, что у дочери соседки не совсем традиционный вкус, а преподавательница музыки ей очень понравилась. Рэйко понимала, насколько это ужасно, но не смогла сопротивляться девчонке, пока та ласкала ее тело. Осознав, что все это мерзко и неправильно, Рэйко резко оттолкнула девчонку, ударила и сказала больше не появляться.

После этого поползли слухи о том, что Рэйко - неуравновешенная психопатка, которая совращает и бьет детей. Муж поддерживал оклеветанную жену, однако преподавательнице пришлось лечь в лечебницу.

Когда двое вернулись с прогулки, Наоко рассказала главному герою о том, как еще в детстве она первой обнаружила труп своей сестры, которая повесилась в 17 лет. Именно с этим событием Наоко связывает свою болезнь.

Спустя годы

Время шло, и через год Ватанабэ приехал вновь навестить Наоко. Когда Рэйко отлучилась, чтобы заняться музыкой, у девушки и главного героя случился оральный секс - к нормальной половой жизни Наоко была не готова. В этот вечер Ватанабэ предложил Наоко жить вместе после того, как она поправится.

Завершение

Долгое время главный герой пытался наладить связь с Мидори. И однажды она ему ответила. Написав о том, что она рассталась со своим женихом, потому как любит Ватанабэ, главному герою пришлось ответить ей, что ему нужно время, чтобы во всем разобраться.

Долгое время размышляя о том, с кем ему лучше остаться - с Наоко или с Мидори, он делится своими чувства с Рэйко. Вторая настоятельно рекомендует парню ничего не говорить и без того несчастной Наоко о своих сомнениях.

Спустя недолгое время приходит письмо, которое сообщает Ватанабэ о смерти Наоко - девушка не смогла выдержать всех трудностей своей жизни и покончила с собой.

Когда эмоции поутихли, Ватанабэ принимает решение: он появляется на пороге Мидори и сообщает ей о том, как сильно он ее любит, и о том, что ему никто больше, кроме нее, не нужен.

Харуки Мураками — писатель, который открыл Японию своим читателям. Большую популярность его книги получили в России. Одним из самых известных его произведений является роман «Норвежский лес», в котором автор детально изобразил жизнь героев с их самобытными характерами и актуальными проблемами.

«Норвежский лес» — это особый мир, отличающийся от всех других, но звучащий в голове известной песней The Beatles — Norwegian Wood, которая и послужила основной для названия. Именно ее герой слышит в аэропорту и вспоминает студенческие годы, когда жизнь его была намного ярче и интереснее. Пробудившаяся ностальгия стала лейтмотивом романа и тем настроением, которое остается после прочтения, как послевкусие от горьковатого саке.

О чем книга?

Мураками описывает будни простого студента 70-х годов в Японии Тоору Ватанабэ. Этот период времени ассоциируется у него с борьбой студентов против жестоких порядков в Японии. Но самое главное в произведении – его взаимоотношения с двумя девушками, которые противоположны друг другу. Наоко — умная и безупречно красивая девушка, но со своими странностями. Мидори — активная, эмоциональная и старается брать от жизни все.

В Германии Ватанабэ погружается в воспоминания о юношеских годах, то время, когда он учился в университете. Он помнит, как покончил жизнь самоубийством его друг Тору Кидзуки, как переживала и мучилась Наоко, любившая его. Вскоре, Ватанабэ понимает, что влюблен в Наоко, но ее сердце глубоко ранено. Тогда Ватанабэ встречает Мидори, и между ними образовывается любовный треугольник. Главный герой запутался в этих взаимоотношениях, но понял, что Мидори ближе ему, и их встреча является судьбоносной.

Образ главного героя

Повествование ведется от лица Ватанабэ. Будучи студентом университета, он приехал в Токио из Кобэ. В колледже изучает драму, но сам не знает, почему он выбрал именно это направление. Внимательно наблюдая за героем, мы замечаем, что он не всегда искренен в обыденной жизни с другими людьми и с собой. Он замкнутый, и иногда его мысли расходятся с его поступками. В целом, его можно характеризовать как одинокого, меланхоличного, хмурого и неуверенного в себя юношу. Весь роман построен как путь взросления Ватанабэ. Он становится мужчиной, даже его мысли и речь в финале более уверенные и чистые, чем в начале повествования. У него меняется не только подружка, но и восприятие окружающего мира, поэтому не стоит воспринимать его историю, как исключительно любовную авантюру.

Его дни практически ничем не отличаются друг от друга. Они состоят из прогулок, чтения книг, алкоголя, тоскливых и одиноких обедов в студенческой столовой, рутинной работы в магазине, где он продает пластинки, наблюдения за жизнью других людей, которые становятся неотъемлемой частью его жизни. Ватанабэ прячется «в сумерках» в силу собственной неспособности к творческой реализации, он склонен к рефлексии.

Из неопытного человека с неопределенностью во взглядах он постепенно превращается в уверенного в себе взрослого мужчину, а роман о взрослении показывает, как тяжело и в то же время красиво происходит этот процесс.

Национальный японский колорит

Глазами этого студента мы видим бешеный ритм жителей столичного мегаполиса Японии, знакомимся с традициями этой необычной страны, например, наслаждаемся видом цветущей сакуры. Главной цитатой произведения является: «Смерть не противоположность, а невидимая часть жизни». С помощью этой основополагающей фразы мы заглядываем в душу японской культуры, где гнездится буддийская философия с ее круговоротом жизни и верой в перерождение человеческой сущности. И в этом особая заслуга писателя.

Чтобы читатели правильно поняли роман, писатель делает акцент на двух ключевых понятиях: любовь и тоска. Тема любви часто встречается в литературе, у каждого писателя она определенная. У Мураками любовь драматичная и печальная. Это связано с тем, что она требует осознанных серьезных поступков, внутренний работы, действий и движений, на что не способны пассивные и замкнутые герои его романов. Поэтому вместо исцеления она приводит к самоубийству. Это, кстати, тоже японский колорит: там зашкаливает количество суицидов. Жизнь японцев веками принадлежала лишь императору, до сих пор во многих аспектах она чересчур строго регламентирована, поэтому чувственная ее сторона находилась и находится под гнетом условностей, что вызывает неразрешимый внутренний конфликт.

В чем смысл романа?

Если человек испытывает нестерпимую боль в своей душе, то починить исцелить почти невозможно. Наоко не смогла смириться со смертью своего возлюбленного Кидзуки, сколько бы не продолжалось ее нахождение в больнице, ей проще было выбрать смерть, чем жить с этими мыслями о нём. Ватанабе встал перед другим выбором, и он выбирает жизнь. Потому Мураками говорит, что смерть — это не противоположность жизни, а ее часть, и каждый сам выбирает, какую сторону принять. Кроме того, он показал исход легкомысленных поступков молодежи. Кидзуки не думает, какую боль и психологическую травму он причиняет любимой девушке. «Все могло бы быть иначе, если бы мой друг детства был бы жив», — подводя итог, говорит Ватанабэ.

Интерпретация финала

Особенно стоит отметить финал романа. Его смысл можно интерпретировать в одну фразу «Что будет, если я умру?». Таким вопросом задалась Наоко, решив покончить жизнь самоубийством. Осознав, что Рейко не может уйти из больницы, потому что ее держит их дружба, а Ватанабэ не может кардинально изменить свою жизнь из-за сильной привязанности. Но самой главной причиной является то, что Наоко не хотела больше жить без Кидзуки, в которого она была так сильно влюблена. Поэтому смерть в романах Мураками является объективной неизбежностью.

Критика

В книге писатель объединяет два разных психологических состояния: мир нормальной жизни и мир депрессии. Настроение проникнуто отчаянием, сгустками тревожных чувств, одиночеством, но и в то же время надеждой, любовью и успокоением. Именно поэтому российский журналист Константин Жаров назвал этот роман «слишком человеческим» и «слишком литературным произведением». В целом, он дает положительную оценку, подчеркивая то, с какой неподдельной простотой писатель погружает читателя в сложный мир героев.

Американский писатель Дэмиэн Уолтер так же положительно высказывался о произведении, называя роман символом путаницы, красоты, одиночества жизни, в которых персонажи иногда теряются и не находят покоя. Читатели Мураками вели ожесточенные споры. Кто–то считает его стиль скучным, кто – то воспринимает взаимоотношения героев как пошлость. Но поклонники все же подчеркивают, что эта сильная книга о жизни и смерти, о любви и ответственности за свои поступки. Некоторые даже сравнивают японского писателя с Ремарком.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Это очень достойное произведение.
Меня, с моими предпочтениями в литературном мире, поначалу возмутило количество эротических сцен. Мне претит это в литературе. Иначе я подобное произведение отношу к разряду однодневок рассчитанных на эпатаж, не несущих в себе ни грамма информации дающей право нам, читателям, на обсуждение внутри себя прожитого на страницах. Но с другой стороны, автор представитель японской культуры, где как известно общество не приемлет какие-либо моральные предрассудки. И в общем-то вся сексуальная составляющая не выглядит похабной, а даже наоборот, иной порой ключевой составляющей сюжетной линии.
Непосредственно по чтению можно сказать однозначно. Читается очень легко, быстро. На Норвежский лес точно времени много не потратите. Да и по окончанию произведение кое-что привнесет в Ваш внутренний мир.
Сразу после книги смотрел экранизацию. Фильм нельзя смотреть до или вместо книги. Если до книги - потеряете интригу. Если вместо - вообще не поймете что к чему. Фильм как бы дополняет. Позволяет посмотреть на происходящее с другого ракурса. Смотрится экранизация достойно, по духу на мой взгляд полностью соответствует книге.

Оценка 4 из 5 звёзд от Антон 19.04.2019 14:09

Книга очень хороша, но понять сможет не каждый. Те кто говорят: "Я прчитал до трети не втянуло или пошло или о выпивке" книгу не прочитали. Прочитать не значит листать страницы читая слова, а задумываться и чувствовать что пытался передать автор. На самом деле история грустная и полна эмоций. Да есть пошлости и да главный герй пьют. Но ведь в тих моментах и можно найти чтото интересно чтото свое. Каждый раз выпивая случается чтото новое и развивается жизнь. ведь герой не просто пьёт. В общем не прочитав книгу вдумываясь в каждую строчку нельзя её понять. и раньше 16 лет думаю смысла в её прочтении тоже нет.

Простите за ошибкы так как пиошу с электронной книги.

Оценка 5 из 5 звёзд от yunikonnek013 19.08.2017 16:53

Однозначно эта книга оставила след в моей душе.Кажется, что все пережитое главным героем мне рассказал старый друг, кажется, что все это настолько реально,что для меня герои этого произведения останутся добрыми приятелями. Это жизнь как она есть,порой жестокая, несправедливая, веселая и грустная, поэтому книга вызывает чувства радости за героев, чувства печали, мне нравится переживать вместе с героем, плакать, улыбаться... Книга 5/5.

Оценка 5 из 5 звёзд от [email protected] 17.08.2017 21:45

японский мир отличается от нашего, но чувства, как и у всех людей. нельзя сказать, что книга отличная, но прочитать её стоит хотя бы потому, что в ней ничего не спрятано. да, экшена нет. но в таком сюжете он был бы лишним. обычная история об обычном японском парне, который никак не отделается от тяжёлых воспоминаний

Оценка 5 из 5 звёзд от vata 14.08.2017 11:16

Прочитала треть книги, не затянула, не увлекла...

Оценка 2 из 5 звёзд от Аня 16.05.2017 13:37

Книгу поймут не все!
Во-первых, чувства и влюбленности главного героя описываются не просто как "я любил ту, а меня эта, но я ее нет, а ту - да", там вся палитра эмоций, все очень объемно и свежо.
Во-вторых в японской культуре есть некий культ секса, причем иногда извращенного, так что зная это заранее, будьте готовы к откровенным сценам (кстати, могло бы быть и гораздо хуже).
Я лично прочла за три дня, очень легко написано. Динамичного сюжета и экшена не ждите, описывается просто жизнь японца без прикрас.

Оценка 4 из 5 звёзд от heyromanova 10.04.2017 17:59

есть хорошие мысли и одновременно неприятно
уж слишком некрасивые пошлости
мне нравится исключительно Набоков, если уж эротика...

Оценка 3 из 5 звёзд от anna 19.08.2016 20:29

Оценка 4 из 5 звёзд от Гость 31.07.2016 14:01

В книге все по другому написанно. Как литературным языком и тут как будто уличный человек рассказывает о своих буханий!

Оценка 2 из 5 звёзд от Гость 14.05.2016 13:37

очень понравилось. в современном мотиве написано. смотрю на японцев по-новому.

Оценка 5 из 5 звёзд от vipman86 12.04.2016 19:34

почитав отзывы и рецензии, а атк же 60% книги понимаю на сколько верно выражение: на вкус и цвет все фломастеры разные) считаю чтение данной книги напрасной тратой времени!

Оценка 1 из 5 звёзд от sheiko_sasha 05.01.2015 12:27

Почала і думала не зможу читати....нібито не моє,але прочитала....книга сподобалася!!!Заставила задуматися!!!

tokmakova_1992 20.12.2014 18:31

Непростая и оригинальная книга, заставляет задуматься и о персонажах книги, и о собственной жизни...

Оценка 5 из 5 звёзд от andrii.korzhuk 29.10.2014 16:45

Хорошая книга

Оценка 5 из 5 звёзд от natalusha20092009 18.08.2014 08:58

Книга мне безумно понравилась! Мне она тяжелой не показалось, но думаю тем кто нравится Достоевский она понравиться. Очень красивое и чувственное произведение.

Оценка 5 из 5 звёзд от Cristina 12.08.2014 12:39

Тяжелая по настроению, но безумно притягательная книга. Тонкие, режущие истории. Очень нравится. Перечитывала, хоть и тяжело на душе. Есть в ней что-то настоящее, непременно автобиографическое. Кто не знает, п книге снят довольно неплохой фильм с одноименным названием.

Оценка 5 из 5 звёзд от euphoric.starlight 22.07.2014 11:30

Здесь есть всё, что можно найти в Харуки Мураками. Сложно сказать о чём именно эта книга, скорее всего о периоде взросления, а также о становлении личности героя. Читается очень легко. Увлекают буквально с первых страниц. Одно из лучших его произведений, на мой взгляд.

Оценка 4 из 5 звёзд от marina.guziy 23.05.2014 16:15

странное произведение, но мне понравилось.

Оценка 4 из 5 звёзд от kristinalunacy 21.01.2014 16:25

хм, по-моему книга из разряда тех, что вводят в состояние "переживания автора".
мне чем-то по настроению Ремарка напомнило, только если бы Ремарк писал о современности.

Оценка 4 из 5 звёзд от reukr 17.11.2013 13:43

Я не знаю что мне понравилось в этой книге- нет особого сюжета, нет каких-то неожиданных поворотов но! Я настолько очарована что прочла книгу на одном дыхании, это настроение, эмоции. Персонажи настолько близки к простым жизненным образам что подчас ты чувствуешь что написано про тебя.

Оценка 5 из 5 звёзд от Мария 09.10.2013 16:43

Мураками уникален в своем творчестве, если понять, то все книги читаются на одно дыхании.

Кадр из фильма «Норвежский лес» (2010)

Очень кратко

Герой романа вспоминает свою юность, непростые любовные отношения с двумя девушками и испытания молодости, размышляет о выборе людей между жизнью и смертью.

Рассказчик, главный герой романа Ватанабэ Тоору, вспоминает, как в 37 лет он приземлился в самолёте в Германии. Из бортовых репродукторов полилась битловская «Norwegian wood», и у Ватанабэ закружилась голова от воспоминаний. «Даже теперь, спустя 18 лет, я могу совершенно ясно представить себе то поле... Ветерок перебежал поле, слегка разметал волосы девушки и удрал в рощицу».

В то время Ватанабэ был влюблён. Но теперь он помнил картинку пейзажа, а лицо девушки вспоминает с большим трудом. «Маленькие холодные руки, аккуратно причёсанные прямые волосы, нежная круглая мочка уха, маленькая чёрная родинка прямо под ней, стильное пальто из верблюжьей шерсти, которое она часто надевала зимой, привычка всегда смотреть в лицо собеседнику, спрашивая его о чем-то, иногда отчего-то дрожащий голос». С каждым годом воспоминаний остаётся все меньше, и Ватанабэ пытается восстановить как можно больше.

Наоко тогда попросила о двух вещах: «чтобы ты понял, что я тебе честно благодарна за то, что ты вот так приехал со мной встретиться» и «чтобы ты меня непременно помнил».

«Она-то, конечно, знала. Она-то знала, что когда-нибудь воспоминания о ней померкнут во мне... Когда я думаю об этом, мне становится нестерпимо тоскливо. Потому что она ведь меня даже не любила».

Ватанабэ вспоминает, как 20 лет назад приехал в Токио учиться и поселился в общежитии. Прожил он там с весны 1968-го до весны 1970-го.

На стене чаще всего висели фото обнажённых девиц и изображения певиц и актрис. «Поскольку жили в комнатах одни мужики, был там обычно приличный бардак». «По сравнению с ними моя комната блистала чистотой». Причина была в патологической чистоплотности моего сожителя. «Все звали его „фашиком“ или „штурмовиком“». Ватанабэ изучал драматургию, но не из-за какой-то цели или мечты, а просто нужно было куда-то поступить.

Через месяц после начала жизни в Токио Ватанабэ встретил Наоко на станции Ёцуя. Она похудела, казалась Ватанабэ ещё красивее, чем раньше. Наоко предложила встретиться ещё, парень согласился.

Ватанабэ познакомился с ней благодаря своему единственному другу Кидзуки: Наоко была его подругой. Они часто гуляли втроём. Если Кидзуки отлучался ненадолго, то им не о чем было говорить друг с другом.

Кидзуки умер в гараже у себя дома. «Нацепил на выхлопную трубу N360 резиновый шланг, залепил окно в машине скотчем и включил двигатель».

После смерти Кидзуки Ватанабэ понял, что смерть - это не что-то отдельное от жизни, это её часть.

Они начали встречаться с Наоко каждую неделю. Ватанабэ веселил девушку байками о Штурмовике.

Ватанабэ чувствовал, что ей нужна не его , а чья-нибудь любая рука для поддержки.

Нагасава «был личностью настолько выдающейся, что я сам иногда диву давался, - и при этом оставался человеком по натуре недобрым. Хвастался утончённой душой, а при этом грешил неисправимым мещанством. Он управлял людьми и с оптимизмом двигался вперёд, но его сердце одиноко билось в конвульсиях на дне мрачного болота. Я сразу разглядел в нём это противоречие и не мог понять, почему остальные не видят его с этой стороны. Этот человек по-своему стоял одной ногой в аду».

«...Я ни разу не доверился ему. И в этом смысле, моя дружба с Нагасавой была совершенно иной, нежели с Кидзуки. С тех пор, как Нагасава, изрядно выпив, жестоко обошёлся с одной девчонкой, я решил, что не доверюсь этому человеку, что бы ни случилось».

Вместе с Нагасавой они не раз снимали на ночь девчонок в баре. Ватанабэ это опустошало. Он поинтересовался у приятеля, не чувствует ли тот это же. Друг ответил, что нередко чувствует ненависть к себе. Но остановиться не может.

У Нагасавы была настоящая подруга - Хацуми. «Стоило заговорить с ней, и никто не мог оставаться равнодушным. Было в ней нечто. Спокойная, смышлёная, с чувством юмора, доброжелательная, всегда изысканно одета. Она мне нравилась настолько, что, глядя на неё, я думал: была б у меня такая подруга, наверняка не спал бы с кем попало».

«Я её не достоин, - говорил Нагасава. И я с ним был полностью согласен».

Наоко исполнилось двадцать. Ватанабэ приехал поздравить ее. В конце вечера девушка залилась слезами и начала рыдать. Ватанабэ пытался успокоить ее. Он остался на ночь и, переспав с Наоко, с удивлением узнал, что это первый раз: Ватанабэ думал, что она спала с Кидзуки.

После того вечера Наоко пропала. Ватанабэ писал ей письма на адрес родителей. Наконец ответ пришёл. Наоко взяла академический отпуск в институте, поехала в санаторий в горах Киото, обещала встретиться с ним, как будет готова.

Ватанабэ устроился на работу.

Осенью Штурмовик почему-то не вернулся в общежитие. Никто о нём ничего не знал.

Как-то в кафе к Ватанабэ подсела девушка с короткой стрижкой, оказалось, однокурсница - Мидори Кобаяси. Она проявила живейший интерес к молодому человеку. Они условились о дальнейшей встрече. Но девушка не пришла.

Объявилась Мидори позже. На совместной прогулке она показала новому знакомому свою престижную школу. Рассказывала, как ненавидела её, как из упрямства и нежелания уступать школе не пропустила ни одного занятия за время учёбы. На воскресение Мидори пригласила Ватанабэ к себе: она приготовит вкусный обед. Найти дом легко: семья содержит книжный магазин.

Мать Мидори умерла от рака два года назад, отец тогда сказал девушке и её сестре: «Лучше бы вы вместо матери умерли на пару». И уехал в Уругвай к сослуживцу.

В тот вечер неожиданно для себя Ватанабэ поцеловал её. Девушка сообщила, что у неё есть ухажёр. Её теперешние представления о любви очень эгоистичны: возлюбленный должен исполнять все её капризы по первому зову, даже если желания Мидори будут постоянно меняться.

Пришло письмо от Наоко. Она считает себя виноватой перед Ватанабэ. Наоко немного пришла в себя, освоилась в санатории «Амирё». «Если в тебе осталась какая-нибудь боль, то она не только твоя, но и моя... Я - неполноценный человек... Если ты будешь меня презирать, то я совсем пропаду». Девушка приглашает Ватанабэ приехать к ней в гости.

Приехав в «Амирё», Ватанабэ познакомился сначала с соседкой Наоко по комнате Рэйко. «Странная женщина. На лице - очень много морщин, они бросаются в глаза, но не старят её, а, наоборот, подчёркивают превосходящую любой возраст молодость. Эти морщины ей к лицу, будто лежали там с самого рождения. Смеётся она - смеются вместе с ней морщины. Сердится - и морщины сердятся... Женщине - под сорок, она не только приятная, но и чарующая. И она понравилась мне с первого взгляда». Рэйко Исида преподаёт здесь музыку, хотя сама является больной. От неё Ватанабэ узнал, что все больные и персонал находятся здесь на равных, помогают друг другу, выполняют определённую работу: учат музыке, французскому языку, вязанию и т. д. С виду трудно отличить больных от врачей: иногда персонал выглядит более ненормальным, чем пациенты. Однако больные чётко осознают свою «ненормальность».

Вечером он встретился с Наоко. Рэйко играла на гитаре, они разговаривали. По заказу Наоко Рэйко сыграла «Norwegian Wood» «Битлз». Эту песню Наоко заказывала, когда становилось невыносимо грустно. Подруга Ватанабэ наконец откровенно рассказала о своей любви к Кидзуки и об их отношениях. Они досконально знали тела друг друга, но с сексом ничего не выходило. Они, как первобытные дикари, как бы замкнулись в своём мире, а Ватанабэ стал для них связующей нитью с внешним миром.

Наоко расплакалась посреди разговора. Рэйко и Ватанабэ решили прогуляться. «Самое главное - не падать духом... Нужно распутывать проблемы, не торопясь, одну за другой» - сказала Рэйко. Она поведала ему свою историю. В юности Рэйко была подающей большие надежды пианисткой. Перед очередным конкурсом перестал работать мизинец. Врачи сказали, что это связано с психикой. У неё «повело крышу», дважды лечилась в больнице. После выписки познакомилась с будущим мужем, благородным и порядочным человеком, который полюбил её, невзирая на проблемы с психическим здоровьем. Период их семейной жизни, дом, быт, дочь - самое счастливое время в жизни Рэйко.

Однажды одна из соседок уговорила Рэйко заниматься музыкой с её дочерью. Девочка «ангельски красивая». «Такую красавицу я не видела ни разу - ни до, ни после. Как увидела её, так и обомлела... на какое-то время... Но в чем крылся страх, я тогда не знала. Лишь пронеслось в мыслях: есть у неё что-то жуткое в чертах лица». На пробном уроке далёкая от технического совершенства игра девочки всё же чем-то привлекла Рэйко. Она стала заниматься с ученицей. Через полгода девочка попыталась соблазнить её. Ученица оказалась лесбиянкой. Несмотря на весь абсурд ситуации, осознаваемый Рэйко, тело её не слушалось. Она позволила «тринадцатилетней пигалице» ласкать её, однако, собравшись с силами, ударила девочку и сказала больше не приходить к ней. Через некоторое время среди соседей поползли слухи о прошлом Рэйко (лечение в психбольнице) и о том, что она якобы пыталась совратить свою ученицу и избила её. Только муж Рэйко поддержал её, но затянул с переездом, и с женой случился третий срыв: она вновь угодила в лечебницу. Рэйко настояла на разводе - ради будущего мужа и ребёнка. Последние семь лет она находилась в «Амирё».

На следующий день на прогулке Наоко рассказывала Ватанабэ о своей сестре, так же, как и Кидзуки, покончившей с собой в 17 лет. Сестра была первой во всём, лучшей ученицей, заводилой. Повесившуюся сестру Наоко обнаружила первая. Наоко думает, что где-то там, в прошлом, корни её душевной болезни.

Ватанабэ пообещал приехать ещё и вернулся в Токио.

На следующий день он встретил Мидори. Они выпили водки в баре, Мидори делилась своими извращёнными сексуальными фантазиями об их с Ватанабэ отношениях.

В воскресение Ватанабэ и Мидори поехали в больницу к её отцу. Как оказалось, у него опухоль мозга. Мидори бывала у отца по четыре раза в неделю, ухаживала за ним, остальные три дня - сестра. Родственники не помогали, иногда приезжали посочувствовать. Ватанабэ вызвался посидеть с больным, предложил в это время Мидори проветриться, отвлечься. Глядя на уплетающего огурцы Ватанабэ, отец девушки, у которого не было аппетита, тоже захотел огурец.

Меньше, чем через неделю отец Мидори умер.

Ватанабэ написал письмо Наоко. Он тосковал о ней.

Ватанабэ поранил ладонь. Нагасава сдал экзамены в МИД и пригласил его в ресторан с Хацуми. После ужина девушка отказалась от того, чтобы её проводил домой Нагасава и попросила это сделать Ватанабэ. Они вдвоём зашли выпить в бар на Сибуя, потом поиграли в бильярд. «Глядя на неё, я, кажется, понял, почему Нагасава выбрал её своей особой спутницей. Вокруг навалом женщин куда красивее Хацуми. И такой человек, как Нагасава, мог бы заполучить их сколько угодно. Но нечто в ней цепляло душу. Исходящая от женщины сила невелика, но может всколыхнуть сердце мужчины». Рана Ватанабэ начала кровоточить, и они пошли к Хацуми, чтобы перебинтовать её.

Ватанабэ советовал Хацуми порвать с Нагасавой: «Он - не из тех, кто счастлив сам и с кем счастливы другие. Рядом с ним только испортишь себе нервы». Однако он убедился в глубине и преданности любви Хацуми: «Как это, наверное, прекрасно - так безоговорочно кого-нибудь любить».

Больше Ватанабэ не видел её. Через два года после отъезда Нагасавы за границу она вышла замуж, а ещё через два - вскрыла вены.

«О её смерти мне сообщил не кто иной, как Нагасава. Прислал из Бонна открытку: „Что-то пропало после смерти Хацуми. Очень печально и горько. Даже мне“. Я разорвал её и больше никогда ему не писал».

Наконец Ватанабэ встретился с Мидори. Она уезжала на какое-то время из Токио. Вместе с Ватанабэ они выпили, потом пошли на мазохистский порнофильм по инициативе девушки.

Мидори уговорила своего друга переночевать с ней: ей комфортно в его обществе, она нуждается в заботе, ведь ее никто никогда не любил и не понимал. Ватанабэ едет с девушкой к ней домой. Мидори засыпает, а Ватанабэ до рассвета читает «Под колёсами» Гессе, потом уезжает в общагу, оставив подруге записку.

На его двадцатый день рождения пришло письмо от Наоко и подарок: свитер, связанный Наоко и Рэйко.

Жизнь в 1969 году напоминала Ватанабэ трясину. В декабре он поехал на каникулы к Наоко. Когда Рэйко отлучилась, занимались оральным сексом: к традиционным интимным отношениям Наоко по-прежнему не была готова физиологически и психологически. Ватанабэ предложил девушке жить вместе, когда она поправится.

Он переехал из общежития, обустраивался на новом месте. Рэйко написала, что Наоко переводят на время в специализированную больницу, будет интенсивный курс лечения. Ватанабэ жил как в тумане несколько дней, потом помирился с Мидори, однако девушка обиделась, видя подавленное состояние друга и его мысли о другой.

После длительного периода и многочисленных писем от Ватанабэ Мидори наконец заговорила с ним. Она рассталась со своим парнем, так как Ватанабэ она любит больше. Ватанабэ тоже любит её и не хочет терять, однако пока ему нужно время разобраться во всём.

Не решаясь написать об этом Наоко, он сообщает о своих чувствах к Мидори Рэйко: «К Наоко у меня - жутко тихое и чистое нежное чувство, к Мидори - чувство совсем иного рода. Оно встало на ноги, шагает, дышит и бьётся». Рэйко попросила пока не сообщать об этом Наоко.

После выхода из больницы Наоко вернулась в Киото в санаторий, но в первую же ночь повесилась в лесу. Ватанабэ был ошарашен новостью, месяц он бесцельно путешествовал с рюкзаком и спальником, пока не истратил все деньги. Наконец решил вернуться в реальность. Вскоре после его возвращения в Токио с ним связалась Рэйко. Через день она приехала к Ватанабэ. Они вместе готовили, Рейко весь вечер играла на гитаре. Ночью долго занимались сексом.

Рэйко уехала в Асахикаву - её знакомая предложила там работу, связанную с музыкой.

Наконец Ватанабэ позвонил Мидори: «Мне очень нужно с тобой поговорить. Мне есть, что тебе рассказать... Мне никто не нужен в этом мире, кроме тебя».

ノルウェイの森 Норувэй но мори ) - роман 1987 года японского писателя Харуки Мураками . Название романа - устоявшийся перевод на японский названия песни «Битлз » Norwegian Wood .

Повествует о сложных человеческих судьбах в Японии второй половины XX века. Этот роман прежде всего поднимает вопросы потерь и сексуальной жизни человека . Главный герой и рассказчик - Тоору Ватанабэ, который вспоминает свои былые дни в качестве студента токийского университета . Посредством его воспоминаний читатель знакомится с развитием его отношений с двумя совершенно разными девушками - прекрасной, но психологически травмированной Наоко, и эмоциональной, живой Мидори .

Действо происходит в Токио 1960-х годов, в то время, когда японские студенты вместе со студентами всего мира протестовали против установленного порядка .

Харуки Мураками не устает подчеркивать, что его романы - ни в коем случае не являются автобиографией. «Просто я отношусь к такому типу людей, которые ничего не могут понять, пока не попробуют записать это на бумаге».

Тема смерти проходит через многие произведения Мураками. Говоря об этом, нельзя не вспомнить Юкио Мисима . В своей работе «Введение в Хагакурэ» он писал:

«Японцы - это люди, которые в основе своей повседневной жизни всегда осознают смерть. Японский идеал смерти ясен и прост, и в этом смысле он отличается от отвратительной, ужасной смерти, какой она видится людям Запада. … Японское искусство обогащает не жестокая и дикая смерть, а скорее - смерть, из-под ужасающей маски которой бьет чистый родник. Этот родник дает начало многим ручейкам, которые несут свою чистую воду в наш мир. … Даже в случае самоубийства, в котором, казалось бы, все решает сам человек, на пути к смерти важную роль играет судьба, неподвластная человеческой воле» .

В 2010 году Чан Ань Хун экранизировал роман «Норвежский лес ». Впервые фильм был показан на Веницианском кинофестивале. В России «Норвежский лес» был показан в ограниченном прокате с 16 декабря 2010 года.

Название романа

Оригинальное название романа звучит как «Noruwei no Mori», это - устоявшийся перевод на японский одной из песен «Битлз » - «Norwegian Wood (This Bird Has Flown)», написанной Джоном Ленноном и Полом Маккартни. Эта песня часто упоминается в романе в качестве любимой композиции Наоко. Тема и образы леса также присутствуют в книге.

Сюжет

37-летний Ватанабэ только что приехал в Гамбург , Германия . Он слышит оркестровую версию песни «Битлз » «Norwegian Wood (This Bird Has Flown)», и внезапно его переполняют воспоминания, ностальгия . Мысленно он возвращается в -е, когда многие события изменили его жизнь.

Ватанабэ со своим школьным товарищем Кидзуки и его подругой Наоко - лучшие друзья. Кидзуки и Наоко - единомышленники, крепко дружат, и Тору приятно чувствовать себя «членом банды». Но эта дружеская идиллия была прервана неожиданным самоубийством Кидзуки, когда ему было всего 17. Смерть Кидзуки глубоко ранит обоих оставшихся друзей, Ватанабэ чувствует дыхание смерти, куда бы он ни пошёл, а Наоко кажется, что какая-то неотъемлемая часть её самой невозвратимо исчезла. Наоко и Ватанабэ проводят все больше времени вместе, стараясь поддержать друг друга. В ночь, когда Наоко должно исполниться 20 лет, Наоко особенно чувствительна, и они занимаются любовью. Ватанабэ вскоре понимает, что любит Наоко. Но для Наоко это не совсем любовь. Ее любовью был Кидзуки, а отношения с Ватанабэ - скорее привязанность. Она привыкла к Ватанабэ и его письмам и это единственная ниточка, соединяющая Наоко с окружающим миром. Но любовью это не назовешь, да и Наоко не может быть с Ватанабэ - у нее слишком много психологических и физиологических проблем. После Наоко шлет Ватанабэ письмо, в котором пишет, что ей необходимо восстановить свои силы, и она на некоторое время уезжает в клинику для лечения. Расцвет их отношений протекает на фоне общественных беспорядков. Студенты колледжа Ватанабэ бастуют, они на грани революции. Но в итоге все их забастовки оканчиваются ничем, и это вызывает в Ватанабэ ярость, он ненавидит лицемерие своих товарищей по колледжу.

Вскоре Ватанабэ знакомится со своей одноклассницей по урокам театральной драматургии, Мидори Кобаяси. Она противоположность Наоко - оживленная, веселая, самоуверенная. Несмотря на свои чувства к Наоко, Мидори ему тоже очень нравится. Она настолько привлекает Ватанабэ, что их отношения развиваются за спиной Наоко.

Ватанабэ посещает Наоко в клинике рядом с Киото . Там он знакомится с Исидой Рэйко, другой пациенткой клиники, лежащей с Наоко. Рэйко и Наоко откровенничают с Ватанабэ, вспоминая прошлое - Рэйко рассказывает о своих сексуальных переживаниях, а Наоко - о внезапной смерти своей старшей сестры, которая произошла несколько лет назад. Вернувшись в Токио, Ватанабэ пишет Рэйко письмо с просьбой о совете. Он не знает, кто ему ближе - Наоко или Мидори. Он не хочет ранить и без того чувствительную Наоко, но и не хочет потерять Мидори. Рэйко советует остаться с Мидори и посмотреть, что выйдет из этих отношений.

Позже до Ватанабэ доходит новость о внезапной смерти Наоко. В печали и недоумении он путешествует по Японии, а Мидори, не знавшая о произошедшем, пытается узнать, что случилось у Ватанабэ. Через месяц он возвращается в Токио, где встречается с Рэйко. Они занимаются сексом. Благодаря этой ночи, Ватанабэ понимает, что Мидори - самая важная личность в его жизни. Он звонит Мидори, чтобы признаться в любви…

Герои

  • Тоору Ватанабэ - главный герой романа, от лица которого ведётся повествование. Принадлежащий к среднему классу студент колледжа в Токио, изучающий драму, сам не зная, почему он выбрал эту специализацию. Лучший друг Кидзуки, развивает отношения с Наоко, а позже с Мидори.
  • Наоко - девушка Кидзуки, её легко эмоционально ранить, но она дружит с Ватанабэ после смерти Кидзуки. Самоубийство её сестры, так же как и смерть Кидзуки, очень сильно отразились на её эмоциональной стабильности. В будущем вешается в лесу недалеко от закрытой клиники «Амире», где находится для излечения и восстановления душевного равновесия.
  • Исида Рэйко - один из главных второстепенных героев книги, женщина сорока лет, в прошлом отличный музыкант и преподаватель, в настоящем - пациентка закрытой отдалённой клиники «Амире», соседка Наоко по комнате.
  • Мидори Кобаяси - студентка колледжа в Токио, дочь владельца книжной лавки, подруга Ватанабэ.

Источники

См. также

Ссылки


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Норвежский лес" в других словарях:

    Норвежский лес ノルウェイの森 (Noruwei no mori) … Википедия

    Эта статья является частью цикла статей о волшебном мире Гарри Поттера. Содержание 1 Магическая зоология … Википедия


Close