Малороссы представляют вторую по численности народность в России. Перепись 1897 г. определяет их число в 22 млн. с лишком или 17,8% всего населения. Они занимают обширную область на юго-западе и на юге России, где они являются господствующей по численности народностью, а кроме того, значительные малорусские поселения имеются и в других губерниях, не исключая и Сибири.

Приблизительно область, занятую малороссами, можно определить следующим образом. На северо-западе в Гродненской губернии малороссы составляют абсолютное большинство населения в Кобринском и Брестском уездах и относительное в Бельском. Большинство населения они составляют также в выделенной из Царства Польского Холмской губернии. Далее, они составляют абсолютное большинство во всех без исключения уездах Волынской, Подольской и Киевской губерний, причем по отдельным уездам этих трех губерний число их колеблется от 56,2%.

В Киевском уезде до 89,4%. На левом берегу Днепра они составляют абсолютное большинство населения во всех уездах Черниговской губернии кроме четырех северных (Мглинского, Новозыбковского, Стародубского и Суражского), причем в занятых ими уездах этой губернии они составляют от 86,1 до 96,3% населения. Надо, впрочем, иметь в виду, что вопрос об этнографической границе между малороссами и белоруссами возбуждает среди ученых некоторые разногласия. Наиболее чистой малорусской губернией является Полтавская, где ни в одном уезде число малороссов не спускается ниже 80,3%, а в Зеньковском уезде достигает 98,1%; по всей же губернии малороссы составляют 93,0% населения.

В Харьковской губернии малороссы равным образом составляют абсолютное большинство населения во всех уездах, но здесь уже заметнее примесь великороссов в число малороссов по всей губерниb понижается до 80,6%. В Курской губернии они имеют перевес над великороссами в трех уездах: Грайворонском, Путивльском и Ново-Оскольском, но перевес этот незначителен; в остальных уездах Курской губернии малороссы значительно уступают по численности великороссам, а в самых северных и совсем отсутствуют.

В Воронежской губернии малоросское большинство имеется в четырех уездах: Острогожском, Богучарском, Бирюченском и Валуйском в последнем совсем незначительное; в Павловском, Бобровском, Новохоперском и Коротоякском уездах они находятся в меньшинстве, но все же составляют заметную величину; в Нижнедевицком и Землянском уездах имеются лишь единичные малоросские селения, а в Воронежском и Задонском уездах они совсем отсутствуют. Из так называемых Новороссийских губерний малороссы составляют абсолютное большинство во всех уездах Екатеринославской губернии, кроме Мариупольского, где их 13, 8%, но есть малорусские поселения и в других округах. В Черноморской губ. они составляют от 9 до 24% населения.

В Закавказье число малороссов ничтожно. В Сибири более значительные поселения имелись в Томской, Тобольской и Енисейской губернии, в Амурской области и в южной части Приморской области, в Средней Азии - в Акмолинской и Семиреченской области. Но в общем, число малороссов в Сибири и в Средней Азии было в 1897 г. невелико, 223 тыс. в Сибири и 101 тыс. в Средней Азии. Таково было положение дел в 1897 г. Но массовое переселенческое движение 1906-1911 г.г. захватило главным образом южные малороссийские губернии и значительно повлияло на относительную численность малороссов в различных местностях.

Достаточно сказать, что за период времени с 1897 по 1911 годов Полтавская губерния, давшая 254 тыс. переселенцев в Сибирь и Среднюю Азию стоит по числу выселенцев на первом месте; второе - занимает Черниговская губерния с 210 тыс. переселенцев, на третьем стоит Курская губерния и т. д., Киевская дала 140 тыс. переселенцев. Харьковская - 135 тыс., Екатеринославская - 113 тыс., и т. д., и т. д. В общем итоге после переписи выселилось в Сибирь и Среднюю Азию значительно больше миллиона малороссов, т.е. приблизительно в четыре раза больше того числа, их, что жило там раньше. Это обстоятельство не усилило малороссов на новых местах, потому что и в Сибири и в Средней Азии они все-таки и теперь составляют скромное меньшинство всего населения и значительно уступают по численности великороссам. Но на старых местах жительства положение малороссов стало вследствие переселений менее прочным, чем раньше.

Если взять те уезды, в которых малороссы составляли в 1897 г. абсолютное большинство всего населения и которые занимают одну сплошную область, лежат как бы в одной меже, то окажется, что в этой области жило тогда 83,2 % всего числа малороссов, а с присоединением соседних участков уездов, где нет малорусского большинства, получим, что 85-90% малороссов жило в той области, которую можно назвать Малороссией. Теперь в тех же самых пределах живет лишь 75-80 % общего числа малороссов, что дает уже значительно большее рассеяние народа. Да и самые границы Малороссии, возможно, теперь сузились, так как приходится считаться с допустимостью предположения, что в некоторых уездах с малорусским большинством теперь это большинство перешло на сторону великороссов.

Во всяком случае для суждения об относительной численности малороссов в различных местностях цифры 1897 г. сильно устарели, и это обстоятельство надо помнить. Малороссы так же, как и великороссы, не представляют полного единства на всем протяжении занимаемого ими пространства. Среди них тоже различается три основных говора: южно-малорусский, северно-малорусский и карпато-угорский, с подразделениями на подговоры. Имеются также большие различия между малороссами отдельных местностей в бытовом отношении и, конечно, весь уклад жизни кубанского казака совершенно иной, чем у гродненского крестьянина. Есть среди малороссов различия также в обрядах, обычаях, костюме и т. п.

Но при всем том ни одна группа среди малороссов не обособляет себя в своем сознании от остального народа и не противопоставляет себя другим подобным же группам. В этом отношении можно говорить о единстве национального сознания у малороссов, но надо в то же время иметь в виду, что это национальное сознание малороссов не всегда побуждает их противопоставлять себя великороссам, что оно в значительной мере является общерусским национальным самосознанием, а не более узким малоросским.

Правда, за последняя десятилетия наблюдалось сильное националистическое движение, резко противопоставлявшее малороссов великороссам и добивавшееся создания самостоятельной Украины, но это движение было представлено главным образом в интеллигентной среде. Малороссийское дворянство, особенно крупные землевладельцы, было совершенно чуждо этому движению, и члены Государственных Дум, проходившие по спискам землевладельцев, числились преимущественно в рядах октябристов и националистов в общерусском, а не специально малороссийском смысле слова, и неоднократно выступали против даже самых скромных пожеланий малороссийской автономии.

Буржуазия на Украине, состоящая из элементов очень различных по национальному происхождению, тоже совершенно лишена националистической окраски и жила до сих пор общегосударственными интересами. Слабо представлено националистическое движение и среди духовенства, не представляющего впрочем в Малороссии влиятельной группы населения. Наконец, что касается малорусского крестьянства, то и оно чуждо узкого национализма и противопоставления себя великороссам. К специально национальным вопросам крестьянство относится в общем в значительной мере равнодушно, а великорусский язык оно противопоставляет малорусскому, как язык городской, язык образованных классов, языку деревни. События 1917 и 1918 г.г., конечно, не могли не отразиться на настроении широких народных масс, но в данный момент было бы очень трудно учитывать их влияние.

Во всяком случае среди малороссов есть партии, добивающиеся полной самостоятельности и независимости Малороссии в ее этнографических весьма широких границах. Но надо иметь в виду, что не вся область, занятая малороссами теперь, занята ими с давних пор. В Новороссии губернии Екатеринославская, Херсонская, Таврическая, не говоря уже про Кубанскую область и Ставропольскую губернию, малороссы - сравнительно очень недавние переселенцы. И эти области были присоединены к России и открыты для переселения малороссов усилиями не одних лишь малороссов, а всего русского народа, всего русского государства. Поэтому в данном случае вопрос об этнографических границах приходится разрешать в известной связи с вопросом об исторических правах на ту или другую местность.

В объятиях украинского национализма.

«Наименование «Малороссия» исторически обусловленное и единственно верное.» П.П. Толочко

Кто хочет подробно разобраться в феномене «украинского» отщепенства, давайте узнаем – кто такие «малороссы», и как большевики с «запломбированных вагонов» сделали с них укров. Так согласно переписи 1897 года в Полтавской губернии проживало 94% этнических малороссов и ни одного украинца.

В 1919 году начальник штаба Восточного фронта, немецкий генерал Гофман, пытаясь перехватить пальму первенства у большевиков, писал: «В действительности Украина – это дело моих рук, а вовсе не плод сознательной воли русского народа. Я создал Украину…»

«Украинцам», особенно «оранжевым» и «свидомым», почему-то не нравится слово «малоросс». Не нравится и слово «Малороссия». Обуреваемые свирепой злобой ко всему «москальскому» эти «самостийники» совершенно не знают ни подлинной истории своего народа, ни происхождение слов «малоросс», «Малороссия», «Украина». А ведь эти слова придуманы вовсе не москалями, а жителями Руси. Этим словом широко пользуется Богдан Хмельницкий в своем Белоцерковном Универсале в 1648 году.

«Кому из вас любима целость отчизны вашей Окраины Малороссийской…» В письме Запорожской Сечи к Богдану Хмельницкому, написанном в январе 1654 года, находим следующие строки: «А замысел ваш добь удаться и буде, а всемъ народамъ малороссийскимъ по обеимь сторонамь Днепра будучимъ, под протекцию монарха Российского, заслушны быть признаем, яку наилучший пользе отчизне Малороссийской ».

Если термин русские впервые письменно упоминается в ноябре 1053 года Илларионом Киевским – первым русским митрополитом, автором знаменитого «Слова о Законе и Благодати», то термин Малая Русь, Малороссия возник в 1335 году, когда Московское Княжество было в Золотой Орде. Малороссиею назвал княжество Галицкое и Волынское князь Юрий Второй, назвавший себя «князем всея Малая Россия». «Москали» к названию «Малороссия» не имеют никакого отношения. Но все жители до начала ХХ века – и Малой Руси, как и Большой, - одинаково считали себя русскими. «Слава Богу, что мы русские» - эти слова сказал Н. Гоголь. «Украина» употреблялась как географическое понятие, где проживала часть русских людей называемая малороссами .

Ничего, конечно, обидного в названии «Малая Русь» нет. Малыми – в истории назывались страны, откуда выходил народ – его национальная колыбель. Великими – центр территориального завершения государственной консолидации, достигшие особенно пышного расцвета, богатства и могущества. Отсюда – Малая Греция (Афины) и Великая Греция (Эллада), великая Италия (после Рима), Малая Россия (Киев) и Великая Россия (Москва). Имя «Малороссия» не содержит в себе ничего обидного или позорного для обитателей юга России. Малороссией называется колыбель русского народа; недаром Киев – «мать городов русских», отсюда «пошла быть Русская Земля». Имя «малоросса», если вообще можно говорить о предпочтении, является более почётным, чем «великоросс», ибо оно означает дословно: малоросс – первый русский, самый древний в своем генеалогическом корне.

Наименование нашего народа – Русь известно с глубочайшей древности… «Мы – единый русский народ!» Украина обозначает не что иное, как окраину, окраинные земли государства. Кто хоть немного знаком с историей, с документами, написанными в то время, когда о «самостийных» сепаратистах слыхом не было слышно, когда ни о каком «украинском народе» ни один человек не слыхал, тот знает, что в старинных бумагах часто употребляются выражения: Рязанская Украина, Сибирская Украина, Воронежская Украина. В старинной песне сибирских землепроходцев, сложенной во времена, когда Ерофей Хабаров ходил на Амур, поется: «Как во Сибирской во Украине Да во Даурской стороне…» Из песни, как известно, особенно старинной, слов не выкинешь. Для сегодняшних сепаратистов напомню, что в то время никаких украинцев в Даурии не жило. А Сибирская Украина означала окраинную Сибирскую землю. Малороссов, подъелдыкивая врагам России, конечно можно называть украинцами. И Киев, в случае удачи, сепаратисты могут переименовать в Мазепинск, Петлюровск, Бандеровск. Но от этого Киев не перестанет быть матерью городов русских. Малороссия есть древнее первоначальное название части России. И отказываться нам, малороссам, от исторического имени своей Родины нет никакого смысла. Сепаратисты же могут называть себя как угодно. Он, баба Параска, поматюкалась несколько дней на Майдане за доллары, и на тебе – символ революции на Козьем болоте с орденом. Или выскочила молодица с бордели ул. Рипербан, одела венок на голову - украинка…

Малоросс, первый, самый древний русский. Не для того мои предки складывали свои головы в боях с турками, татарами, поляками; погибали на каторжных галерах, в подземельях польских замков, не для того они дрались под Полтавой на стороне Петра, сражались на Бородинском поле в Полтавском полку Паскевича, чтобы потомки их отказались от всего национального наследства своих предков. Во имя чего это делать? Во имя того, чтобы стать паном в бутафорской Украине, игрушкой враждебных России политических сил?

Я стою на том, что Малороссия - древняя прародина великой России, всегда обливалась кровью в объятиях сепаратистов, несших ей руину. Я всегда хочу быть сыном свободной великой страны, а не маленькой сепаратистской конюшни. Мне противны оранжевые агенты иностранных разведок, ставшие «владой» государства, не зависящего от «москалей», но зависящего от «вашингтонского обкома». Желают ли малороссы жить в оккупации, быть игрушкой в руках чуждых нам по религии и культуре «панов-министров» и «панов-магистров», находящихся на содержании иностранных разведок?

Что же касается типов оккупации, предоставлю слово современному писателю С. Сидоренко. «Тот оккупационный режим, который правит теперь Украиной, кардинально отличается от всех прежних захватчиков, нашествия которых довелось пережить малороссийскому народу за долгую его историю.

У всех прежних были к нам в основном материальные притязания. Монголо-татары, например, довольствовались тем, что получали с нас дань.

И немцы, когда они посещали нас или только к нам собирались, - хотя и поддерживали всякого рода гибельные для нас идеологические проекты – и Ленина, и Грушевского с Петлюрой, и Скоропадского, и Бандеру… - на самом деле больше интересовались вещами глубоко прозаическими: хлебом, салом, углем, рабсилой…

И правившая у нас в ХХ-м веке Компартия – при всех духовных потерях, которые мы понесли за семьдесят лет ее правления, – делала упор, в основном, на перераспределение собственности…

Да и стоящий уже у нас у порога козлобородый Дядюшка Сэм, держащий в руке увесистый калькулятор и бьющий от нетерпения копытом, - интересуется в первую очередь тем, что способен пересчитать его калькулятор.

А вот для тех, кто уселся на нашу шею в 1991-м году и основательно на ней закрепились в конце 2004-го года и майданного переворота 2014 – главное: переделать нас духовно, вытравить из нас русскую душу, изменить духовный облик края, где зародилась великая культура, давшая миру Пушкина, Гоголя, Достоевского…

Эти пришли по нашу русскую душу…»

Потому вслед за А. Царинным я утверждаю сегодня, что политические украинцы – это особый вид людей. «Родившись русским, украинец не чувствует себя русским, отрицает в самом себе свою «русскость» и злобно ненавидит все русское. Он согласен, чтобы его называли кафром, готтентотом – кем угодно, но только не русским. Слова Русь, русский, Россия – действуют на него, как красный платок на быка. Но особенно раздражают «украинца» старинные, предковские названия: Малая Русь, Малороссия, малорусский, малороссийский»…

Сегодня со стороны Запада и местной пятой колоны трумтадрантов, для уничтожения, на Малороссию направлен тот же идеологический арсенал и в том же объеме, что и на Россию. Хотя своим напором на Малороссию и Россию, глобалисты сами же подтверждают отсутствие «Украины» и существование Малороссии, Слобожанщины, Новороссии… В «матери городов русских» утверждают, что «Украина» якобы не есть Малая Русь? А что же тогда вытравливание ее ведется теми же способами, что и травля России? Вброшен термин «украинская национальная идея» состоящая в насаждении искусственного языка, а люди продолжают говорить на русском языке. Вымучивается искусственная история, ничего кроме горького смеха не вызывающая. Не говоря о «кучмовско-черномырдинском бреде: «Украина не Россия»…

Под предлогом создания "украинской политической нации" в стране воцарились идеология лабазников и деспотия крупного капитала. С политической элитой, состоящей из мошенников, уголовников, неонацистов и дураков страна обречена на прозябание, неуклонное вымирание и дальнейшую сомализацию. Пришло время спросить себя, почему мы, малороссы, ненавидим свою «русскость» как что-то чуждое. Подъелдыкивая грантоедным амбициям «профессиональных украинцев» и «самостийной» большевицкой отрыжке? Ведь мы не укры, мы ничего не украли. Земли Малороссии – это Россия!

Николай Яременко

12. Малороссы. Жилье, труд и быт.

В , рассказывалось об основных типах и характерных чертах малороссийского населения Империи. Теперь рассмотрим более детально особенности жизни и быта малороссов второй половины XIX века.

Как и во всех , здесь используются иллюстрации из книг и периодических изданий, фотографии и картины художников того времени. Источниками текстовой информации послужили следующие издания:

- "Народы России" (Картографическое заведение Ильина, СПб, 1877);
- "Живописная Россия" (под редакцией сенатора П.П.Семенова-Тян-Шанского), т.5, ч.1. 1897;
- "Русские народы" под редакцией проф. Н.Ю.Зографа, вып.2, М, 1894;
- "В степях и садах Украины", Е.Сно, 1896;
- , Бабенко В.А., 1900;
- "Очерки Днепра", А.С. Афанасьев (Чужбинский), 1893;
- Этнографический сборник Русского Географического Общества, выпуск III, 1858.


Начнем с рассказа о специфике малороссийских селений и о жилище малороссов.

Малоросские села и деревни не похожи на великорусские. Местоположение их большею частью живописно. Обыкновенно oни расположены на возвышенностях, на холмистых берегах рек или на склонах балок. Селение не образует прямой улицы, обстроенной с обеих сторон домами, а разбросано безо всякой симметрии. Хаты расползаются во всех направлениях, и в длину, и в ширину. Между ними находятся огороды, коноплянники, сады и выгоны, так что все селение как будто купается в зелени. Если оно лепится по склону балки, то среди нее вырыт пруд. Хутором называется выселок, состоящий из одной или нескольких хат.

В середине села или где-нибудь на бугре возвышается церковь, а близ нее обыкновенно волостное правление или сельская расправа. Вокруг села на холмах идет ряд ветряных мельниц. Почти перед каждою хатою есть палисадник, огороженный плетнем. В нем пестреют гвоздика, барвенок, зоря, шток-роза, роза обыкновенная и другие цветы, а иногда растет сирень.

"Народы России"

Малороссийская деревня. Фотографии Светличного, 1880-е.

Малороссийский хутор. "Живописная Россия", т.5, 1897.

Деревня на Пселе. "Живописная Россия", т.5, 1897.

Улица в малороссийской деревне. "Иллюстрированная Россия", 1898.

На окраине Полтавы. "Иллюстрированная Россия", №1, 1894.

Двор обнесен плетнем; ворота сквозные, сколоченные из жердей. Хозяйственные постройки то идут рядом с хатою, то разбросаны по двору, часто между группами деревьев. При этом выказывается иногда вполне любовь малоросса к природе. Если, например, ему надо построить сарай или навес на том месте, где растет какое-нибудь дерево, - он ни за что не срубит его, а обнесет стенами и пропустит чрез крышу, так что оно очутится внутри сарая. На дворе стоит обыкновенно кладовая, сарай для телег, сарай для овец, открытый сарай для скота в лошадей, несколько хлевов и птичник. У зажиточных хозяев бывает также крытое гумно.
"Народы России"

У малороссийской хаты. Фото неизв. автора, 1890-е.

У крыльца. Фото Хмелевского, 1890-е.

Малорусские дворы с плетеною изгородью. "Иллюстрированная Россия", 1897.

Малороссийский двор. "Россия. Полное географическое описание", т.7, 1898.

Основные типы построек можно разделить на плетнево-мазанковые, глинобитные, лимпачевые и каменные. Деревянные тесаные хаты встречаются очень редко и то лишь старинные постройки. Деревянные постройки заменены глиняными и каменными, в силу большого недостатка лесного материала.

Для постройки плетнево-мазанковой хаты вкапываются в землю 12 столбов для одинарной хаты и 18-20 для двойной. Промежуточные столбы служат в то же время и „лутками" или „одвирками" в окнах и дверях. Простенки заплетаются хворостом или же оббиваются планками с двух сторон столбов.

Такие стены насквозь забивают глиной с навозом, затем смазывают внутри и снаружи гладко глиной и белят мелом. Такого рода стены сверху держатся связью в 1 или 2 венца и на нее уже кладутся „сволока" и потолок, чаще тоже из хворосту.

"Этнографический очерк народного быта Екатеринославского края"


При постройке глинобитным способом хаты, обыкновенно тут же во дворе копается глубокая яма, „глинище", откуда добывается глина, которую смешивают с водой, навозом или старой соломой и хорошо перемешивают все это ногами. Затем, перемешанная таким образом глина кладется большими комьями рядами. Когда выкладывается первый слой, дают ему просохнуть, а потом накладывают второй ряд и т. д., пока не выложат до верху стену. Для окон и дверей оставляют свободные промежутки. После стены выглаживают лопатами и сверху кладут связь в один венец, на котором уже укрепляется крыша.

Лимпачевые стены кладутся из больших кирпичей, приготовленных тоже из глины или просто из земли и высушенных на солнце. Кирпичи эти скрепляются глиной, и затем обмазываются. Лутки для окон и дверей, как в первом, так и во втором случаях вставляются из дерева после.

Каменные постройки делаются из песчаника и кладутся большею частью без всякого цемента и глины и лишь потом хорошо заделываются и обмазываются глиной. Последние постройки встречаются исключительно там, где в изобилии добывается дикий камень.

"Этнографический очерк народного быта Екатеринославского края"

Из книги В.Бабенко "Этнографический очерк народного быта Екатеринославского края".

Зайдем в хатку малоросса. Снаружи она так чисто выбелена, что глаз невольно радуется. Широкая соломенная крыша составляет вокруг хаты просторный навес, под которым можно работать и в дурную погоду. Хата окружена насыпью, которую поддерживают колышки. Эта насыпь, „призба", зимою служит для предохранения от холода, а летом заменяет собою скамейку. При входе в хату нужно сильно нагнуться, так как дверь очень низка; зато порог, напротив. очень высок, и о него легко споткнуться. Мы входим прежде всего в „сины", как называют малороссы сени. По одну сторону сеней находится собственно хата, а по другую - камора, где сложена провизия, стоят бочки, мешки, хранятся мука, крупа, сало, деготь и др. припасы. В углу сеней сложены земледельческие орудия; по стенам висят веревки, упряжь; тут же, в сенях, стоит кадка с водой. В самой хате довольно прохладно, несмотря на жаркий летний день. Этому много способствует глиняная обмазка и внутри, и снаружи. Кроме того малороссийские хозяйки нередко обрызгивают пол водой и посыпают его пахучими травами. Въ хате - чистота и порядок. Стены, потолок, печь - все чисто выбелено.
"В степях и садах Украины"

Малороссийская хата. "Россия. Полное географическое описание", т.7, 1898.

Хата Полтавской губернии. "Россия. Полное географическое описание", т.7, 1898.

Жилище у крестьян всегда занимает во дворе главную часть, так что из окон хаты виден весь двор и большая часть главных построек. Потому хата располагается по одну сторону двора, а другие постройки по другую. На улицу хата выходит короткой стеной, „причелком". Выход в хате обращен на солнечную сторону. У малороссов собственно „хатою" называется жилое отделение в xaте. „Сини" и комора составляют только часть хаты и не носят общего названия „хаты".

Малорусская хата состоит из теплой жилой одной или же двух через „сини" хат, „синей" и коморы, служащей для склада запасов и хранения домашнего имущества.

У малороссов „пичь" делается по-старинному - просто из глины, смешанной иногда с мелкими камнями и по-новому - из кирпичей. Печь такая состоит из собственно „печи", нижняя часть ее называется „чиринь", свод „челюстями", и „прыпечка" с „комнем" для отвода дыму в „дымарь". Сбоку печки к стене устраивается „запичек" для склада кухонных принадлежностей. Из „коминя" ведет отверстие в „дымарь" или „бовдур" (дымовая труба). Дымари плетутся из лозы и смазываются глиной или же кладутся из камня, где таковой изобилует. Сверху дымаря на крыше устраивается „верх" из досок и обделывается карнизами. В сенцах внизу дымаря часто пристраиваются небольшие печки „кабыци" для варки пищи в летнее время.

Что же касается способа добывания огня, то самые примитивные способы давно уже вышли из употребления и заменены спичками „сирниками". Кремень и кресало употребляются лишь стариками малороссами при курении трубки.

"Этнографический очерк народного быта Екатеринославского края"

Из книги В.Бабенко "Этнографический очерк народного быта Екатеринославского края".

В малороссийской хате. Художник Иван Рашевский, 1897.

Хата имеет обыкновенно от 9 до 12 аршин в длину и от 7 до 8 в ширину. Пол в комнате делают из битой глины. Такая хата состоит из избы, сеней и кладовой. Только зажиточные хозяева имеют по две комнаты. В сенях ставится плетеная дымовая труба, называемая дымарь, которая идет до верха крыши. В степных хуторах, где часто бывают такие сильные вьюги, что снежные сугробы заваливают хаты в уровень с крышею - эти трубы служат тогда единственным отверстием для выхода. Под трубою устраивается род широкой полки, на которой летом готовят пищу. Внутренность хат содержится всегда очень опрятно, так как малороссиянки, в противоположность своим мужьям, очень деятельны. Чистота составляет щегольство здешних хозяек.
"Народы России"

Малороссийская изба. "Всемирная иллюстрация", №37, 1877.

В малороссийской хате. Фото неизв. автора, 1870-е.

Переходя к внутреннему убранству хаты, прежде всего надо обратить внимание на мебель. По обеим стенам тянутся широкие скамьи „ослоны" „лавы" или же диваны. В углу перед „лавами" стоит стол, покрытый скатертью. Вместо стола у малороссов часто ставится „скрыня" – сундук. В углу между печью и „запильным" окном располагается „nил" или иначе помост из досок, шириною в 2 и более аршина, идущий от печи до самой стены. Помост этот служит общей спальней. Над ним прикрепляются жерди для развешивания одежды и пряжи. Около печи недалеко от „пилу" вешается „коляска" (колыбель) так, что ее можно качать, не вставая с „пилу".

В углу около дверей приделывается „мисник", т. е. полки для мисок и посуды. Сверху дверей прибивается „полыця" для хранения печеного хлеба. В этом и заключается вся немногочисленная мебель крестьян среднего достатка. У зажиточных принята обстановка обыкновенная - столы, стулья, кровати, сундуки, шкапы и проч.

Что касается другой утвари и домашних принадлежностей жилого помещения крестьян, то в глаза первым долгом бросается „покутя", вся увешенная иконами, рушниками, искусственными цветами из бумаги или соломы. Точно так же украшается и весь потолок и верхняя часть стенок. К сволоку или стенке привешивается подставка для лампы. Около печи располагаются кухонные принадлежности: „помыныця", рогачи, чапля, кочерга, веник. Под „припечком" ставятся горшки, макотры, кувшины, „макагоны", „салатовки" и проч.

Если же имеется вторая чистая хата, то тут уже кроме обыкновенной мебели - скрыни, стола, диванов или лавок, ничего нет лишнего. Печь здесь заменяется „грубой" лишь для тепла.

Пол, по-малорусски „доливка", чаще земляной и смазывается глиной, у зажиточных крестьян начинает появляться деревянный. Стенки и потолки белятся мелом. У малороссов жилища отличаются украшениями стен, окониц, верхов и печей. Внутри хаты печь часто обведена по углам и карнизам лентами цветных красок, а то и расписана еще всевозможным растительным и животным орнаментом - „квитками", „пивнями", „птычками".

"Этнографический очерк народного быта Екатеринославского края"

Сцена в малороссийской хате. Художник К.Трутовский, 1876.

От малороссийских хат и их обустройства перейдем к питанию малороссиян тех времен. Благлдаря богатым чернозёмам и теплому мягкому климату, стол малорусса был поразнообразнее, нежели у его великорусского брата:

Образ жизни малорусса самый простой, однако, не лишенный иных удобств, которых не встречается у великорусса. Чистота и опрятность жилища - первое условие, npиятно поражающее путника, а второе - разнообразие пищи, которую самая убогая хозяйка приготовляет два раза в день. Даже в дороге малорусс не может обойтись без горячей пищи, что заметил каждый, кто проезжал по степям, в которых останавливаются обозы и где приготовляют себе обед или ужин. Изобилие птицы, рыбы и овощей дает возможность малороссиянкам разнообразить свои блюда. В скоромные дни она готовит: борщ, юшку (уху), локшину (лапшу), кашу молочную и простую, кулиш (кашицу), галушки, вареники, жарит жаркое, печет хлеб, паляници, буханци, кныши, коржи. В постные дни тe же кушанья, заменяя мясо рыбою, а творог, масло и молоко - маком, урдою, постным маслом. Морковь, картофель, петрушка, лук, чеснок, укроп, кукуруза, тыква, свекла, капуста, огурцы помогают ей приправлять свои кушанья. В летнее время сады и бакши дают возможность лакомиться. Плоды до того бывают дешевы, что и бедняку, не имеющему бакши, легко можно приобресть пару дынь и арбузов, потому что и то, и другое можно купить по грошу.

Обычай курения табака, пришедший в Малороссию вскоре по привозе этого растения из Америки, распространен повсеместно, и потому возделывание низких сортов табака входит в круг действия почти каждой хозяйки. В редких местностях простолюдины возделывают его для продажи, а преимущественно для собственного употребления. Люлька (трубка) - почти необходимая принадлежность малорусса, а в прежнее время у казака она заменяла всё наслаждения.

"Очерки Днепра"

В малороссийской хате. Фото неизв. автора, 1890-е.
Богатство естественных произведений дает малороссу возможность быть прихотливым в пище, а потому он питается пищею более вкусной и изобильной, чем его северный собрат. У каждого, самого беднейшего, из крестьян готовится обед и ужин ежедневно. Борщ, уха, галушки, лапша, вареники, каша различных сортов, балабушки, голубцы, перепичка и книш разнообразят попеременно стол малорусского крестьянина. Если нет мяса, т.е. баранины, свинины, или битой птицы, то у каждого непременно есть сало, молоко, сметана, творог, масло. Говядину найдете разве в городах: сельские жители никогда не бьют скотины, разве уже в крайней необходимости. У зажиточных готовится и завтрак. Прибавьте к этому изобилие разнообразных плодов и зелени, и увидите, сколько предметов для самой вкусной пищи. Малоросс пьет чистую воду, изредка грушевый или яблочный квас, а хлебный (сыровец), употребляемый для борща, служит питьем весьма нечасто.
Этнографический сборник, выпуск III

Обстановка малороссийской хаты. "Россия. Полное географическое описание", т.7, 1898.

Борщи, галушки, кныши и сало сами по себе на столе малороссиянина появиться, конечно, не могли. Для добывания хлеба насущного надо было трудиться. Давайте почитаем о распределении труда в малороссийских семьях, об особенностях земледелия в Малороссии и посмотрим иллюстрации на эту тему.

В великорусских деревнях женатые сыновья всегда живут вместе с отцом и ведут хозяйство сообща. В Малороссии же, напротив, как скоро сын женится - сейчас же заводится своим домом и отдельным хозяйством. Обычай этот хорош в частной жизни, так как избавляет от пустых ссор и домашних дрязг, но в общем, от него страдает хозяйство. У отделившегося сына нет иногда всего необходимого для отдельного хозяйства, а отец, между тем, лишается работника; таким образом у обоих пропадает без пользы много времени. Молодой хозяин привыкает к праздности, и когда обзаведется полным хозяйством, не увеличивает уже размеров пашен. Впрочем, встречаются семейства, где все женатые сыновья живут вместе под надзором отца и работают сообща, хотя такие примеры чрезвычайно редки и не в духе народа.
"Народы России"

Малороссийская семья. Фото неизв. автора, 1890-е.
Малорусская девушка, по выходе замуж, становится полноправной хозяйкой. Еще до замужества она самоуверенно говорит, что будет властвовать над мужем, а провинится муж - так и за чуб драть. Оттого на женской половине Малороссии и сложилась пословица о муже: «неси, Боже, патлатого, щоб було за-вищо скубти». И хоть мужчины также выдумали пословицу о своем превосходстве: «соломенный парубок визьме золоту дивку», однако, все-таки, соломенные мужья так и остаются при своих соломенных ролях.

Но главенство в семье не особенно услаждает жизнь женщины: шапка Мономаха всегда тяжела, в каком бы виде она ни была. Тяжесть этой шапки всецело испытывает на себе малорусская женщина. На ней больше, чем на великорусской женщине, лежат все хлопоты по домашнему хозяйству. Она должна встать чуть свет, истопить избу и сварить завтрак для мужа, который в это время может еще валяться на печи, чем он, в силу исторического навыка, в пользуется весьма охотно. Пока топится печь, жена должна успеть покормить корову и подоить ее, накормить мужа, заткнуть рты старшим детям кусками хлеба, перемыть детей и посуду, наносить воды, нарубить и наносить дров, потому что муж за это дело не возьмется - это «жиноче дило», а его - «чоловиче дило» - благороднее: он едет в поле, на мельницу и т. д. А тут жене опять работа: готовить обед. Потом опять дело: зашить, заштопать; там подмазать, там побелить в избе и снаружи - нельзя, чистота требуется. А возня с детьми: того корми грудью и качай в колыбели, того уйми, потому что оно орет, ушиблось, или просто блажит, есть просит, бегать, ползать захотело. Вот и разрывайся на десять частей. А бедная женщина - одна; вследствие дробимости семейств, она живет отдельным домом, в «своей» хате, и в этой хате нет благодетельницы бабушки для детей, зато нет в грозной, ворчливой свекрови, как у великорусской бабы. Вечером - снова разрывайся: корова, коза, овцы, дети, печь; а там за дверьми орет голодная свинья, куры собрались спать - и их надо устроить, чтобы сова ночью не передушила. А там приспичило родить... Да это просто ад. Оттого так и дорога женщине ее девическая свобода, оттого и ловит она жадно «часы любви» в юности, чтоб было чем помянуть молодость.

Положительно утверждают, что малорусская женщина работает вдвое больше мужчины. Зато она и стоит выше его во всех отношениях. Она, при трудных обстоятельствах общественной жизни, при общей панике, являлась не раз активным и спасительным агентом общества. На волостной суд и даже на мировой нередко женщина являлась с мужем, чтоб защищать его или просить за него. Не даром «козырь-дивка» пользуется в Малороссии популярностью.

"Живописная Россия"

Малороссийская женщина верхом. Фото неизв. автора, 1880-е.

Малороссийские женщины. Фото Йозефа Хмелевского, 1890-е.

Малороссийская молочница. Фото неизв. автора, 1880-е.

Малороссийская перевозчица. "Живописная Россия", т.5, 1897.

Земледелие в хлебородной Малороссии производится способом, заведенным искони по преданию. Тяжелый плуг, запряженный тремя и четырьмя парами волов, бороздит землю, которая с избытком вознаграждает труды пахаря. Если появятся какие-нибудь вредно действующие условия: слишком сухое или очень мокрое лето, саранча, град, червяки, овражки, то они уничтожают иногда жатву, главный предмет доходов простолюдина. Нельзя не заметить, что в Малороссии существует обычай взаимного вспомоществования в работах. Три или четыре пары волов, необходимых для плуга, можно встретить лишь у весьма зажиточного крестьянина, а следовательно у кого недостаток рабочего скота, тот отыскивает товарища, и они пашут вместе. Такая же точно помощь требуется иногда для постройки, рубки и перевозки леса, но никогда за это не платятся деньги. Само собою, хозяин должен хорошо кормить и угощать добровольных работников, которые всегда совестливо исполняют свою обязанность.

Весна в Малороссии начинается почти всегда в половине марта, и так как таянье снегов идет быстро, то народ свет в поле нередко до Благовещения и оканчивает свои полевые работы к ноябрю, во время заморозков, когда уже невозможно пахать. В деревнях прибрежных, где крестьянин преимущественно занимается рыболовством или судоходством, наконец, в деревнях, в которых живут днеnpoвскиe лоцманы, и там земледелие играет не последнюю роль. Плуг и вол - необходимая принадлежность малорусса.

"Очерки Днепра"

Возвращение с пашни. "Всемирная иллюстрация", №32, 1877.
Засеяв свои поля, малорусс около половины июня начинает хлопотать об уборке сена, и время это называется у него «косовиця». Это чуть ли не самая трудная работа в быту крестьянина, но она проходит у него в виде празднества. Каждый, у кого есть степь (луга), запасается заблаговременно косцами и считает непременною обязанностью содержать их на улучшенной пище. Несколько раэ в день винная порция, завтрак, обед, полдник и ужин - необходимые условия, без которых невозможно нанять ни одного работника. Через несколько дней по начатии косовицы «табор» увеличивается прибытием гребцов - обыкновенно девушек и молоденьких парней, которые оживляют степь своими беспрерывными песнями, а иногда, вечером, и танцами под звуки балалайки или свирели.

Не успела кончиться окончательная уборка сена, как уже начинается жнива (жатва), и в это время остаются в деревнях лишь дряхлые старики да малые дети, грудных же младенцев матери берут с собою и устраивают им из снопов защиту от солнца. Жатва требует необыкновенной поспешности и прилежания, потому что один хлеб быстро следует за другим, и иные из них, как ячмень, если не захватить, делаются неудобными к жатве. В иных местностях хлеб косят, приделывая к косе деревянный снаряд (грабки), при пособии которого стебли ложатся ровно и удобно для вязки в снопы.

После жатвы наступает «возовиця», занимающая иногда много времени, потому что поля в иных местах отстоят далеко от селений. Хлеб свозится на ток - место, где молотят, и редко у какого хозяина имеется клуня (рига). Не в обычае строить эти здания, может быть, оттого, что большая часть Малороссии безлесна, и не более пятнадцати лет, как они входят в употребление. Доя молотьбы хлеба малорусс употребляет обычное орудие - «цип», приготовляемый им самим. Утрамбовав и укатав свой ток, малорусс насаживает, т. е. складывает рядом, снопы и приступает к работе, которая продолжается всю осень, а иногда и всю зиму, смотря по количеству хлеба. Богатый хозяин нанимает работников или выделяет известное количество зерна, служащего вознаграждением за труд. Для помолов, собственно у крестьян, существует два рода мельниц: ветряк и «водяный млин», но это принадлежность только достаточного хозяина. Хлеб сеется разного рода: рожь, озимая и яровая, пшеница, ячмень, овес, просо, гречиха, горох, бобы, местами чечевица. Из маслянистых растений: лен, конопля, сурепица, рыжик, но первые два растения употребляются, кроме того, для пряжи. Независимо от этого засевают баштаны (бакши), на которых произрастают арбузы, дыни, огурцы, тыквы, «пшенка» (кукуруза), картофель, подсолнечники.

"Очерки Днепра"

Молотьба пшеницы. "Всемирная иллюстрация", №32, 1875.

Малороссиянка с серпом. Фото неизв. автора, 1890-е.

Дивчина со снопами. Художник К.Трутовский, 1880-е.

Посмотрим еще несколько картин мирного труда малороссийских крестьян. Здесь наглядно проиллюстрирована разница, декларированная в вышеприведенной цитате из "Живописной России", между понятиями «жиноче дило» (см. иллюстрации выше) и «чоловиче дило».

Караульщик баштана в Малороссии. "Русский художественный листок", 1852.

На бахче. "Всемирная иллюстрация", №30, 1875.

Малороссийские гончары. "Всемирная иллюстрация", №33, 1877.

Пасека. "Всемирная иллюстрация", №33, 1877.

Чабан со стадом овец. "Всемирная иллюстрация", №38, 1880.

В малороссийской деревне. Рыбак. Фото Светличного, 1880-е.

И в завершение темы труда посмотрим на орудия труда, а также иную хозяйственную утварь, типичную для крестьянского домохозяйства в Малороссии.
"Живописная Россия", т.5, 1897.

Теперь о такой важной составляющей жизни и быта, каковой является одежда. Сначала посмотрим, как одевались малороссы из различных губерний в 1840-е годы, на иллюстрациях художника Ф.Солнцева к книге "Одежда Российского государства", изданной в 1869 году.

Одежда малороссов, как мужская, так и женская, нисколько не похожа на великорусскую. Даже обувь иного покроя. Малоросс не любит стеснения в одежде, что понятно при малороссийском климате, а потому она вообще отличается широкими, обширными размерами. Он носит белую рубашку из грубого холста, с про­решкой на груди, а не сбоку, с узеньким стоячим воротником, часто вышитым, который завязывается шнурком или лентой. Ру­башку надевают под шаровары. Шаровары делают чрезвычай­но широкие и непременно с карманами. Они стягиваются очкуром, надеваемым изнутри и всегда запущены в голенища. Вообще, ширина шароваров считается щегольством и иногда доходит до безобразия. Верхних одежд не­сколько. Самая легкая называется "юбка" - род пальто из cеpоro или белого сукна, с цветными выпушками, которая застегивается кожаными пуговками. Парубки и молодые женатые малороссы носят суконные полукафтаны, а зимою кожух, т. е. коротенький полушубок. У бедных один кожух служит для всего семейства. Сверх юбки, кафтана или кожуха надевается свита - род армяка, стянутого в талии кожаным поясом. Носят также "кирею", т. е. длинную свиту с капюшоном, защищающим от непогоды голову и шею.

Малороссийский женский наряд совершенно своеобразен.
Рубашки обыкновенно носят холстинные. Девушки и молодицы красиво вышивают их на рукавах и на подоле красною бумагою. Вышитый подол называется "ляховка". Вышивка рубашек составляет большое щегольство, и над иною рубашкою девушка просидит полгода. Вместо великорусского са­рафана, малороссиянки носят плахту и запаску. Одежды эти состоят из двух кусков материи, которые просто обертывают вокруг талии; сверху надевают пояс. Плахты и запаски делают из шерстяной одноцветной материи, из шерстяной клетчатой или с разводами, а иногда парчовые. Пояса носят шерстяные, особенно красные шелковые и очень дорогие парчовые. Этот костюм малороссиянка носит летом и в особенности дома; в другие же вре­мена года и на выход у нее есть другие наряды. Летом девушки и молодые женщины носят "гирсет", коротенькое пальто без рукавов; зимою свитку, только гораздо короче мужской и сшитую со сборками. В некоторых местах сохра­нился еще старинный наряд, кунтуш, который надевают при торжественных случаях или в большие праздники.

Девушки заплетают волосы в одну косу или в несколько мелких кос, которые связывают посредине. Вокруг головы повязывают ленты, концы которых падают назад вместе с косою. Исключительную особенность малороссийского женского наряда, доказывающую врож­денный вкус малороссиянок к изящному, составляют цветы. В великорусских губерниях никогда не увидиш цветов на голове крестьянки, тогда как в Малороссии девушки не только летом убирают голову цветами, но даже и в другие времена года носят искусственные. Цветы или просто втыкаются за ленту, или надевают­ся на голову венки. На шее девушки носят множество монисто и образков.

Женская обувь состоит из черевиков и сапогов, которые у богатых бывают сафьянные. Впрочем, малороссиянки вообще любятъ хо­дить босые, и часто даже, идя в церковь, несут сапоги в руках. Ходить босой по снегу считается здесь чем-то вроде достоин­ства, и про такую женщину обыкновенно говорят: какая чепуриха, т. е. щеголиха.

Дети в Малороссии всегда одеты точно в чужое платье, по­тому что детскую одежду обыкновенно припускают на рост и в длину, и в ширину.

"Народы России", 1877.

На иллюстрациях - одежда малороссиян в 1850-1880-е годы.
Малороссы. Pauli F.H., "Les Peuples de la Russie", 1862.

Группа девушек и парней Полтавской губ. Фото неизв. автора, 1867.

Группа в праздничных одеждах. Черниговская губ. Фото неизв. автора, 1867.

Малороссы. "Народы России", 1877.

Надевают венок. Художник К.Трутовский, 1880-е.

Несмотря на то, что малороссы раскинулись на пространстве шести больших губерний, все они сравнительно мало отличаются друг от друга и своими привычками, и своими костюмами, и своими обычаями. Серая, реже черная смушковая шапка на голове, полотняная рубашка с прямым воротом, завязанная цветной ленточкой у парубков-щеголей, широкие шаровары, запрятанные в кopoткиe сапоги - этот костюм вы встретите и на австрийской границе, и в пределах Харьковской губернии. Зимой к этому присоединяется свитка из бурого или серого грубого сукна, а летом на западном берегу Днепра смушковая шапка заменяется круглой шляпой из пшеничной соломы - брылем.

Также распространен и женский костюм. Узкая плахта вместо юбки, красивая белая, вышитая красными и синими узорами рубашка, мониста из кораллов на шее, в средине которых непременно болтается большой золоченный дукат, венок цветов на голове - вот повсеместный костюм малороссийской девушки. В холодное время к этому прибавляются невысокие сапоги-чоботы, у щеголих - кофта-безрукавка, называемая в западных малороссийских губерниях корсетом.

Не многим более изменчив головной костюм женщины, который большею частью состоит из так или иначе повязанного платка; но кое-где в Волынской и Подольской губерниях на голову надеваются очень красивые, вышитые разными узорами уборы, имеющие вид дисков, вокруг которых уже и подвязывается платок.

"Русские народы, 1894."

А это уже образцы одежды конца XIX века. Фотографии из книги В.А.Бабенко "Этнографический очерк народного быта Екатеринославского края".

И, наконец, на последних четырех рисунках - образцы одежды малороссиян различных губерний из альбома "Русские народы" (1894).

«Слава Богу, что мы русские!»
(Николай Гоголь)

После развала СССР на Русской равнине появилось три государства: Россия, Украина и Белоруссия.

Почти сразу же после развала СССР «мировая закулиса» организовала натравливание друг на друга «властных элит» этих государств. При этом травля постепенно спускается в сферы народной жизни, на уровень бытовых говоров.

Поэтому наряду с исследованиями русской демографии нужно исследование краткой истории понятий «малоросс» и «великоросс» и как это сказалось в переписях ХХ века.

О русских говорах

Понятие «русские» впервые упоминается Иларионом Киевским - первым русским митрополитом, автором «Слова о Законе и Благодати», 1053 год.

Русские люди веками идентифицировали себя не столько по языку, сколько по месту проживания. «Мы - пскопские (псковские), «мы - вологодские», «мы - подольские», «мы - полтавские» и т. д. При общении друг с другом отличие было лишь в «говоре». Недаром пословица говорит: «Что ни город, то говор». За столетия в русском народе сложились местные говоры. До сих пор есть говоры: псковский, московский, вологодский, поморский, вятский, сибирский, галицийский, полтавский... и т. д.

До ХХ века все люди всех русских говоров считали себя русскими - это был единый русский народ с множеством говоров. Именно множество говоров создало огромное разнообразие русских понятий.

И неудивительно, что Михаил Васильевич Ломоносов, когда никакого разделения русского народа на нации не было, богатство русского языка выразил так: «великолепие испанского, живость французского, крепость немецкого, нежность итальянского, сверх того сильная в изображениях краткость греческого и латинского языка».

Вполне понятен и восторг Николая Гоголя: «Слава Богу, что мы русские!»

Нелишне вспомнить: автор первой грамматики русского языка - Мелетий Смотрицкий, то ли белорус, то ли малоросс. По его грамматике учились дети русскому языку на берегах: и Днепра, и Западной Двины, и Северной Двины, и Волги. И на Урале и в Сибири. Между прочим, и Михаил Ломоносов и Григорий Сковорода учили русский язык по этому учебнику. Вот бы они: и Смотрицкий, и Сковорода, и Ломоносов - изрядно удивились, узнав, что они русские люди трёх разных национальностей!..

В XIX веке в интересах «мировой закулисы» началось внушение о том, что нет единого русского народа, а есть разные народы.

При этом в отношении понятий «малоросс» и «великоросс» стали формировать отрицательное мнение.

В отношении понятия «великоросс» стали внушать, что оно возвеличивающее и во всю стали обливать помоями, в публицистике замелькало унизительное и оскорбительное - «русопят».

В отношении понятия «малоросс» стали внушать, что оно унижающее и заменили его на ещё более унизительное и неопределённое - «украинец». С какой, собственно «окраины»?.. С причерноморской, с прибалтийской, с сибирской?..

И вот уже почти 100 лет мы, русские, живём в этом обмане. Ведь, если без эмоций, то ничего унижающего в понятии «малоросс» и чересчур возвеличивающего в понятии «великоросс» нет.

Откуда понятие «малоросс»?..


Название «Малороссия» относится к 1335 году, когда Юрий Второй, князь Галицкий и Волынский назвал себя «князем всея Малая Руссия».

До воссоединения с Московским княжеством в исторических актах Малороссии в титулах гетманов часто есть понятие «малороссийский». Да и сами гетманы времен борьбы за освобождение от поляков называли свое войско и народ «малороссами».

Богдан Хмельницкий в своем Белоцерковном Универсале в 1648 году. «Кому из вас любима целость отчизны вашей Окраины Малороссийской...» А в письме Запорожской Сечи к Богдану Хмельницкому, январь 1654 года: «А замысел ваш добь удаться и буде, а всемъ народамъ малороссийскимъ по обеимь сторонамь Днепра будучимъ, под протекцию монарха Российского, заслушны быть признаем, яку наилучший пользе отчизне Малороссийской» (Андрей Дикий. Неизвращенная история Украины-Руси. Из-во «Самотека», М., 2007).

А вот понятий: «украинский», «украинец», «Украина» - нет ни в одном документе.

Так что «Малороссия» не содержит в себе ничего унижающего. Малороссия - это древняя прародина России. Киевская Русь была, когда Москвы еще и в помине не было. Так что, если по существу, то малоросс - это самый первый русский, самый древний русский. И отказываться малороссам от исторического имени нет никакого смысла.

«Украина» - это окраинные земли государства. В старинных бумагах часты выражения: Рязанская Украина, Сибирская Украина, Воронежская Украина.

В старинной песне сибирских землепроходцев, сложенной во времена, когда Ерофей Хабаров ходил на Амур, поется: «Как во Сибирской во Украине. Да во Даурской стороне...» В то время никаких украинцев в Даурии не жило. А Сибирская Украина означала окраинную Сибирскую землю.

Утверждения «историков», что понятие «малороссы» москали внедрили, чтобы подчеркнуть «малось» малороссов - просто невежество и стремление возбудить вражду внутри русского народа. Такие «историки» - скорее всего, агенты «мировой закулисы».

Образованные люди Средневековой Руси воспитывались на древнегреческой культуре. А в Древней Греции слово «малый» соответствовало понятию «центральный». Например «Малая Греция» - это сама Греция (Афины), а «Великая Греция» (Эллада) - земли, находящиеся под управлением Греции.

Так что неудивительно появление понятий Малая Россия (Киев) и Великая Россия (Москва).

Откуда понятие «великоросс»

Но так уж сложилась история, что Киевская Русь попала в зависимость от поляков, а русское развитие переместилось на северо-восток. И в дальнейшем Русь была объединена вокруг Москвы.

Официальный, государственный уровень требовал единства языка. Этот процесс привел к тому, что московский говор стал официальным. А все остальные русские говоры северо-востока Русской равнины остались на бытовом уровне. Все русские люди, которые в быту называли себя: пскопские, тверские, вятские и т. д. - на государственном уровне стали называться «великороссами», то есть русскими людьми объединенной Великой Руси.

Впрочем, ничего чересчур возвеличивающего в понятии «великоросс» - тоже нет. Что ни говори, а именно русские люди северо-востока Русской равнины расширили Московскую Русь в Великую Россию. От северных морей до Каспия и Причерноморья. И от Балтийского моря до Тихого океана.

Кстати, в Германии тоже разные говоры. В начале ХХ века говор немцев Баварии отличался от говора немца Померании или Силезии - намного сильнее, чем великоросса от малоросса или белоруса. Однако никто немцев по говорам не делит.

А вот русских «разделили».

Как в переписях разделили русский народ

При переписи 1987 года русский народ разделили вопросом по «родному языку». Переписчики просили указать, какой из трех языков: великорусский, малороссийский или белорусский - ваш родной?.. Ответы и легли в основу переписи 1897 года. Сведения по губерниям можно найти в Интернете: http://demoscope.ru/weekly/pril.php. Или в исследовании Менделеева (Д. Менделеев. К познанию России. Айрис-Пресс», М., 2002 с. 53-74).

В 1926 году понятие «малоросс» вообще исключили, заменив на «украинец». Для переписчиков были разработаны разъяснительные «циркуляры», которые требовали уточнить: «чтобы лица, называющие при переписи «русский», точно определяли, к какой именно народности они себя причисляют; записи «русский» и «великоросс» считаются тождественными» (Циркуляр № 14). Т. IX. РСФСР. М.: 1928. С. 201-209. Т.XVII СССР. М.: 1929. С. 97-105.

Но вот достичь этой «точности определения» при переписи было совершенно невозможно.

Потому что на вопрос переписчика многие отвечали, по житейски: «Да все мы - русские!»

Раз люди по своей ментальности чувствовали себя русскими, то многие с малороссийским «говором» и записывали себя - как РУССКИЕ. Что русский народ хотят разделить - это им и в голову не приходило!..

Конечно, переписчики переспрашивали. Кто-то уточнял свой ответ. Но ведь немало было и тех, которые уточняли так: «Да все мы - русские!»

Переписчики так и записывали!..

А так как при обработке переписных листов 1926 года «записи «русский» и «великоросс» считались тождественными», то доля русских увеличивалась, а украинцев - уменьшилась.

Что такое при переписи 1926 года было так - можно показать на примере изменения доли великороссов и малороссов в численности региона, смежном с Украиной, охватывающем три русские области: Курская, Белгородская и Воронежская - таблица 1.

А при переписи 1939 года переписчики стали требовали указывать уже «национальность». Если слово «народность» для всех - было более менее понятно, то понятие «национальность» надо было внушить. Оно было неясно. Ведь русские при общении друг с другом отличие чувствовали лишь в «говоре».

И когда их спрашивали: какой вы национальности, то очень многие отвечали, по-житейски просто: «Да все мы - русские!»

Что так оно и было - показывает таблица 2.

Как видите, при смене понятия «народность» переписи 1926 года на «национальность» переписи 1939 года - каждые ДВА из ТРЕХ малороссов записывали себя «русским». И в этом нет ничего удивительного. Раз люди по своей ментальности чувствовали себя русскими, то многие с малороссийским говором и записывали себя - как РУССКИЕ.

Поэтому к 1939 году, по сравнению с 1926 годом, доля украинцев в СССР сократилась почти на 1%, а доля русских на Украине увеличилась на 4,3% (http://demoscope.ru/weekly/pril.php).

Причем и при последующих переписях доля малороссов, записывающих себя и свою семью как РУССКИЕ увеличивалась.

Например. Доля украинцев в том же регионе из трех областей: Курская, Белгородская и Воронежская непрерывно сокращалась. Так к 1959 году доля людей в этом регионе, записавших себя и свою семью, как украинцы сократилась до 5%, к 1979 году - до 4,2%.

И в этом нет ничего удивительного. До развития радиовещания язык детей формировался на бытовом уровне тем говором, который свойственен местности проживания. Ведь веками бытовало выражение: «Что ни город, то говор».

С развитием радиовещания, а затем телевидения язык детей, да и родителей тоже, стал формироваться не только бытовым общением людей, а, прежде всего, языком радио и телевещания.

В 1950-х, во время учебы и службы в армии у меня было масса знакомых. В том числе - с Украины. Говор моих «однокашников» из Брянской и Курской областей - почти не отличался от говора «однокашников» из Полтавской, Сумской и Хмельницкой областей. При этом в паспорте их могло быть записано - русский, а могло и украинец. Они, как и их предки, по-житейски считают, что все мы - русский народ.

Даже сейчас, спустя ТРИ поколения от введения понятия национальности, нередко в паспорте человека записано - русский, а он говорит, что его «деды» с Украины или Белоруссии.

Ведь ещё Николай Гоголь вполне искренне говорил: «Слава Богу, что мы русские!»

Вениамин БАШЛАЧЕВ

Изучая различные исторические источники, можно найти упоминания о множестве государств с названием Русь. Из школьного курса истории нам известно о Киевской Руси, однако доподлинно известно что в старину существовали и другие земли: Червоная Русь, Галичская Русь, Холмская Русь, Черная Русь, Белая Русь, Великая Русь, Малая Русь, Угорская(Карпатская) Русь, Новгородская Русь, Северо-Восточная Русь, Новая Русь и даже Поморская Русь, Подкарпатская Русь, Пургасова Русь. Многие из них находятся на территории враждебных ныне нам государств.

Поляки в XVI веке называли всю Белоруссию Черной Русью, а Великороссию – Белой.

Первое упоминание о БЕЛОЙ РУСИ в письменных источниках приходится на середину XIV в. Поначалу это обозначение относилось к восточной Руси или к землям, принадлежавшим Московскому княжеству. На одной из европейских карт того времени (1507) даже указано: «Россия Белая, или Московия» . Судя по всему, происхождение названия связано с древнерусским городом Белоозеро, в котором, согласно «Повести временных лет» , правил еще брат Рюрика Синеус.

Определение «Белая» , закрепившееся в названии ныне суверенного государства Белоруссия. На территории между Двиной и Днепром в XV–XVI веках образуется ареал нового восточнославянского народа. За этой территорией и закрепляется название Белая Русь. С середины XVI столетия название Белая Русь постепенно распространяется на территории Центрального региона и восток Понеманья, а потом и на земли вплоть до реки Принять. Употребление термина Белая Русь во второй половине XVI столетия обретает значение общебеларуского. В решениях Люблинского сейма 1569 года под Белой Русью подразумевались все вышеобозначенные территории. Земли Белой Руси, согласно документов сейма, начинались от Припяти и далее на север от неё. В XV веке термином Белая Русь все чаще называют северо-восточную Русь. Возможно, что он обозначал “вольную, великую или светлую” державу. Но в разные эпохи термин Белая Русь менял свое содержание. Так, в начале XVII века в Москве под Белой Русью понимали не только Белоруссию, но и украинские Киев и Волынь. Поляки в XVI веке называли всю Белоруссию Черной Русью, а Великороссию – Белой.

Выражение “МАЛАЯ” РУСЬ начинает распространятся лишь в XIV веке(в 1361 году), но ни этнографического, ни национального значения не имеет. Зарождается она не на русской территории, а за ее пределами. Возникла в Константинополе, откуда управлялась русская церковь, подчиненная константинопольскому патриарху. Пока не разрушилось киевское государство, вся его территория значилась в Константинополе под словом “Русь” или “Россиа”. Назначавшиеся оттуда митрополиты именовались митрополитами “всея Руси” и резиденцией имели Киев, столицу русского государства. Так продолжалось три с половиной столетия. Кусок за куском русская территория попадала в руки поляков и литовцев. Раньше всех захвачена была Галиция. Тогда в Константинополе установилась практика именовать эту отошедшую под польскую власть русскую территорию — Малой Русью или Малой Россией. Когда вслед за поляками литовские князья стали забирать одну за другой земли юго-западной Руси, эти земли в Константинополе, подобно Галиции, получали наименование Малой Руси. Термин этот, так не понравившийся в наши дни украинским сепаратистам, сочинен не русскими, а греками и порожден не бытом страны, не государством, а церковью.

Но и в политическом плане стал он употребляться впервые не в московских, а в украинских пределах. В XIV веке галицкий князь Юрий II в своих латинских грамотах именовал себя “князем всей Малой Руси” . Под “великой” Русью патриаршая константинопольская канцелярия разумела все то, что осталось подвластно митрополиту киевскому. Сам Киев, пока его не захватили литовцы, относился к “великой” Руси, но с 1362 года, будучи взят Ольгердом, великим князем литовским, становится “Малой Русью”. «Малая Русь» включала в себя 6 епархий Галицко-Волынского княжества. Великой Русью стали называть оставшиеся 12 епархий, включая и Киев. По названию территории «Малая Русь» («Малороссия») местных жителей стали звать малороссами.

ЧЁРНАЯ РУСЬ термин означал “подчиненная, меньшая” страна, название, применявшееся в XIII—XIV вв. к области, лежавшей в бассейне верхнего течения Немана с городами Городно (Гродно) , Новгородком, Слонимом, Волковыйском, Несвижем, Турийском (Турец) , Здитовом. До XIII в. Черная Русь, возможно, входила в состав Полоцкого княжества. В 1240-х Черную Русь захватил литовский князь Миндовг. В XIV в. Черная Русь наряду с литовскими землями составляла основное ядро Великого княжества Литовского. Уже у итальянского географа XIV в. Фра-Мауро фиксируется разделение Руси на «Russia bianca, negra, rossa». В XIV – XVI вв. «Черной Русью» называли в основном земли Северо-Восточной Руси, попавшие под власть Золотой Орды и платившие ей поголовную дань – «черный бор». Этимология названия поэтому ясна – «черными» в Древней Руси называли людей или земли, облагаемые повинностями или налогами, например податное сословие называлось «черные люди», в противоположность «обеленным», т. е. тем, которые подати не платили.

КРАСНАЯ РУСЬ (укр. Червона Русь, лат. Russia Rubra) или Червоная Русь — часть Руси, расположенная на западе современной Украины и востоке Польши. Синонимами Красной Руси являются исторические названия Галиция или Червенские города. От города Червеня, существовавшего с Х века, произошло название «Червоная Русь». В 1349 году польский король Казимир III захватил Галичину, и Червонная Русь вошла в состав Польши, в составе которой она пробыла как Русское воеводство вплоть до XVIII века. В XVIII–XIX веках Россия опять вернула эти земли в состав Российской империи.

ХОЛМСКАЯ РУСЬ, историческая область на левобережье Западного Буга, отсюда второе ее название – Забужская Русь. Делилась на южную часть – собственно Холмщину с центром в городе Холм (Хелм), и северную – Подляшье (Подляское воеводство, юго-восточная часть Мазовецкого воеводства и северо-восточная часть Люблинского воеводства современной Польши). Город Холм, основанный в ХIII веке галичским князем Даниилом Романовичем на высоком холме в лесу, дал название «Холмская Русь».

Эти земли изначально входили в состав Киевской Руси, а затем Волынского и Галицко-Волынского княжества. После смерти Даниила Галицкого в 1264 г. Забужская Русь была поделена между его сыновьями, затем внуками. В XIV веке эти земли перешли к Польскому королевству и Великому княжеству Литовскому. Холм стал центром Холмской земли в составе Русского воеводства. Литовская часть Холмской или Забужской Руси стало называться «Подляшьем», а в начале XVI в. было образовано Подлясское воеводство, закрепившее данное название.

После первого раздела Польши (1772) северная часть Холмщины осталась за Польшей, а южная отошла к Австрии. По третьему разделу в 1795 г. к Российской империи отошли небольшая часть Xолмщины от р. Буга до литовской границы, а остальная ее часть отошла к Австрии. По Венскому договору 1815 г. вся Холмщина и Подляшье вошли в состав Российской империи.

УГОРСКАЯ РУСЬ (Венгерская) — Так называется северо-восточная часть Венгрии, примыкающая на сев. и вост. к Галиции и Буковине; на западе границы ее составляют крайние отроги Бескида, на юге — горы Сатмарские и Тиса. Пространство это равняется 340 — 380 кв. австр. милям. Внутреннюю границу распространения русского населения Венгрии определить весьма трудно, особенно в тех местах, где коренное русское население смешивается со словаками-униатами, считающими себя людьми «русской веры», русскими, руснаками.

Се́веро-Восто́чная Русь — термин, принятый в современной историографии для обозначения группы русских княжеств в междуречье Волги и Оки в IX—XV веках, составивших ядро современного Российского государства. В строгом смысле — территория Великого княжества Владимирского. В расширительном смысле, в противопоставлении Юго-Западной Руси и Литовскому княжеству, также территории зависимых от него Рязанского, Муромского, Смоленского и части Верховских княжеств.

ПУРГАСОВА РУСЬ, состояла «из первых русских колонистов», вышедших с юго-западных и северо-западных русских пределов и «поселившихся на землях мордовского прявта Пургаса – по рекам Тёше, Пьяне и Сереже. Возможно, что за период длительного сожительства с мордвой русские подверглись некоторому воздействию обратной ассимиляции, «омордовились», чем, вероятно, и объясняется спокойно-безучастное сообщение летописца о них, как о чужих людях».


Close