Вдействительности американцы на Луне не высаживались и вся программа "Аполлон" - это мистификация, задуманная с целью создания у США имиджа великого государства. Лектор показал американский фильм, который развенчивает легенду о высадке астронавтов на Луне. Особенно убедительными показались следующие противоречия.

Американский флаг на Луне, где нет атмосферы, полощется, как будто его овевают воздушные потоки.

Посмотрите на фотографию, якобы снятую астронавтами "Аполлона-11". Армстронг и Олдрин — одинакового роста, а тень одного из астронавтов раза в полтора длиннее, чем другого. Наверно, их освещали сверху прожектором, поэтому и получились тени разной длины, как от уличного фонаря. И кстати, кто снимал эту фотографию? Ведь в кадре оба астронавта сразу.

Много и других технических несоответствий: изображение в кадре не дергается, величина тени не совпадает с положением Солнца и проч. Лектор доказывал, что исторические кадры о прогулках астронавтов на Луне были сделаны в Голливуде, а угловые отражатели света, по которым уточнялись параметры лжедесанта, были просто сброшены с автоматических зондов. В 1969-1972 годах американцы 7 раз летали к Луне. За исключением аварийного полета "Аполлона-13" 6 экспедиций были успешными. Каждый раз один космонавт оставался на орбите, а двое высаживались на Луне. Каждый этап этих полетов зафиксирован буквально поминутно, сохранились подробнейшая документация и бортовые журналы. На Землю привезено более 380 кг лунной породы, сделано 13 тысяч фотографий, на Луне установлены сейсмограф и прочие приборы, проведены испытания техники, луномобиля и самоходки на аккумуляторном питании. Мало того, астронавты нашли и доставили на Землю фотокамеру с зонда, посетившего Луну за два года до человека. В лаборатории на этой фотокамере были обнаружены земные бактерии стрептококки, выжившие в открытом космосе. Эта находка оказалась важной для понимания фундаментальных законов выживания и распространения живой материи во Вселенной. В Америке спорят, побывали ли американцы на Луне. В принципе ничего удивительного, ведь и в Испании после возвращения Колумба тоже велись споры, что за новые континенты он открыл. Подобные споры неизбежны, пока новая земля не станет легкодоступной всем и каждому. Но на Луне пока побывала лишь дюжина человек. Несмотря на то, что в СССР не велась прямая трансляция первой прогулки по Луне Нейла Армстронга, наши и американские ученые тесно сотрудничали в обработке научных результатов экспедиций "Аполлон". СССР обладал богатым фотоархивом, который был составлен по результатам нескольких полетов аппаратов "Луна", а также образцами лунного грунта. Таким образом, американцам надо было договориться не только с Голливудом, но и с СССР, конкуренция с которым могла стать единственным аргументом в пользу мистификации. Надо добавить, что и Голливуд в то время даже не слышал о компьютерной графике и просто не обладал техникой, чтобы одурачить весь мир. Что касается следа астронавта Конрада, то, как разъяснили нам в Институте геохимии и аналитической химии РАН, где изучаются образцы лунного грунта, поскольку лунный реголит является очень рыхлой породой, отпечаток должен был остаться обязательно. На Луне нет воздуха, реголит там не пылит и не разлетается в стороны, как на Земле, где он под ногами сразу превращается в клубящуюся пыль. И флаг вел себя так, как ему и подобает. Хотя ветра на Луне нет и быть не может, любой материал (провода, кабели, шнуры), который разворачивали астронавты, в условиях низкой гравитации под действием дисбаланса сил несколько секунд извивался, а затем замирал. Наконец, странная статичность изображения объясняется тем, что астронавты не держали камеру в руках, как земные операторы, а устанавливали ее на штативах, привинченных к груди. Лунная программа США не могла быть спектаклем еще и потому, что за нее была заплачена очень высокая цена. Один из экипажей "Аполлона" погиб во время земной тренировки, экипаж "Аполлона-13", не добравшись до Луны, вернулся на Землю. Да и финансовые затраты НАСА на программу "Аполлон" в размере 25 млрд долларов подвергались неоднократной проверке многочисленными ревизионными комиссиями. Версия о том, что американцы не летали на Луну, — сенсация не первой свежести. Сейчас в Америке как на пивных дрожжах растет еще более экзотическая легенда. Оказывается (и тому есть документальные подтверждения), человек на Луне все-таки побывал. Но это был не американский человек. А советский! СССР посылал космонавтов на Луну, чтобы обслуживать свои многочисленные луноходы и приборы. Но СССР ничего не сообщал миру об этих экспедициях, потому что это были космонавты-смертники. На советскую родину возвратиться им было не суждено. Американские астронавты будто бы видели на Луне скелеты этих безымянных героев. По разъяснению специалистов из Института медико-биологических проблем РАН, где готовят к полету космонавтов, с трупом в скафандре на Луне будут происходить примерно такие же изменения, как со старой банкой консервов. На Луне нет бактерий гниения, и потому космонавт при всем желании не может превратиться в скелет.

ВАШИНГТОН, 20 июл - РИА Новости. Сорок лет назад - 20 июля 1969 года - человек в первый раз ступил на поверхность Луны.

Корабль НАСА "Аполлон-11" с экипажем из трех астронавтов (командир Нейл Армстронг, пилот лунного модуля Эдвин Олдрин и пилот командного модуля Майкл Коллинз) стал первым, достигшим Луны, в космической гонке СССР и США. США не преследовали исследовательских задач в этой экспедиции, цель ее была проста - совершить посадку на спутнике Земли и успешно вернуться.

Корабль состоял из лунного модуля и командного, остававшегося в ходе миссии на орбите. Таким образом, из трех астронавтов побывали на Луне только двое - Армстронг и Олдрин. Им предстояло прилуниться, собрать образцы лунного грунта, сфотографироваться на Луне и установить несколько приборов. Однако главной идеологической составляющей путешествия все-таки стало водружение на Луне американского флага и проведение сеанса видеосвязи с Землей.

Отправка астронавтов проходила с известной помпой - за запуском наблюдали президент США Ричард Никсон и ученый-создатель германской ракетной техники Герман Оберт. На самом космодроме и смонтированных смотровых площадках за стартом наблюдали в общей сложности около миллиона человек, а телетрансляцию, по заявлениям американцев, смотрели во всем мире более миллиарда человек.

"Аполлон-11" стартовал к луне 16 июля 1969 года в 13 часов 32 минуты по Гринвичу и вышел на лунную орбиту через 76 часов. Командный и лунный модули были расстыкованы примерно через 100 часов после старта. Несмотря на то, что НАСА предполагало посадку на поверхность Луны в автоматическом режиме, Армстронг, как командир экспедиции, принял решение сажать лунный модуль в полуавтоматическом режиме. Свое решение он мотивировал словами: "Автоматика не знает, как выбирать посадочные площадки".

Лунный модуль прилунился в Морю Спокойствия 20 июля в 20 часов 17 минут 42 секунды по Гринвичу. Как пишут историки НАСА, в момент посадки Армстронг передал: "Хьюстон, говорит База Спокойствия. "Орел" (эмблемой миссии был орел) сел". Специалист миссии Чарльз Дьюк ответил: "Понял вас, Спокойствие. Вы прилунились. Мы тут все посинели. Теперь мы снова дышим. Спасибо огромное!".

Перед тем как ступить на поверхность спутника Земли, астронавты проверили бортовые системы и произвели имитацию старта с Луны.

Армстронг спустился на поверхность Луны 21 июля 1969 года в 02 часа 56 минут 20 секунд по Гринвичу. Всем известна его фраза, которую он произнес, ступив на Луну: "Это один маленький шаг для человека, но гигантский скачок для всего человечества".

Камера, установленная снаружи модуля, транслировала выход Армстронга на поверхность Луны.

Через 15 минут на Луну вышел и Олдрин, который запомнился тем, что сразу же начал опробовать различные способы передвижения по поверхности. Астронавты собрали необходимое количество материалов, разместили приборы и установили телевизионную камеру. После этого они в поле зрения камеры установили американский флаг - как известно, конгресс отверг предложение НАСА установить на Луне флаг ООН, - и провели сеанс связи с президентом Никсоном. Астронавты оставили на Луне памятную табличку со словами: "Здесь люди с планеты Земля впервые ступили на Луну. Июль 1969 года новой эры. Мы пришли с миром от имени всего Человечества".

Олдрин пробыл на Луне около полутора часов, Армстронг - два часа 10 минут. На 125-м часу миссии и 22-м часу пребывания на Луне, лунный модуль стартовал с поверхности единственного спутника Земли. Экипаж приводнился на Земле примерно через 195 часов после начала миссии, вскоре астронавты были подобраны подоспевшим авианосцем. После карантина и отпуска 13 августа 1969 года были организованы торжественные встречи астронавтов в Нью-Йорке, Чикаго и Лос-Анжелесе. Армстронга, Олдрина и Коллинза встречали с восторгом, с каким в СССР встречали пионера космоса Юрия Гагарина.

В мае 1961 года президент США Джон Ф. Кеннеди поставил перед страной небывалую задачу - осуществить к концу десятилетия высадку человека на Луне. 20 июля 1969 года этот дерзкий план был воплощён в жизнь. Итак, как проходили приготовления к этому событию и как проходил первый полёт человека на Луну.

Противостояние СССР и США в освоении космоса

Решение Джона Кеннеди «застолбить» Луну для Америки

В середине ХХ века поставленная цель казалась совершенно недостижимой. Человечество делало лишь робкие шаги в космосе. Не прошло и месяца после полёта Юрия Гагарина, да и за плечами у НАСА (Национального агентства по аэронавтике и космическим исследованиям) был только 15-минутный суборбитальный полёт астронавта Алана Шепарда. Однако высадка на Луну стала для американцев делом национальной гордости. СССР опередил США, запустив в космос первый спутник и первого человека, поэтому в самый мрачный период «холодной войны» Джон Кеннеди решил «застолбить» Луну для Америки. Его решение положило начало крупномасштабной космической программе, а выполненные для проекта «Аполлон» передовые научно-технические разработки во многом придали современному миру его нынешний облик.

Первая фотография обратной стороны Луны

С первых же дней космической эры, открытой запуском советского спутника 1 октября 1957 года, Луна стала очевидной мишенью для беспилотных зондов. Первым её достиг в 1959 году советский зонд «Луна-2», разбившийся о лунную поверхность, но успевший отправить на Землю её фотоснимки. Месяц спустя «Луна-3» совершила облёт нашего ночного светила и впервые в истории сфотографировала его обратную сторону. СССР захватил явное лидерство в космической гонке. Однако, взяв мощный разбег к поставленной цели, США начали постепенно сокращать отрыв.

Полёты американских «Рейнджеров»

В 1962 году до Луны добрался и американский «Рейнджер-IV», но к великой досаде учёных он не передал на Землю ожидаемой телевизионной картинки. Зато в 1964-1965 годах «Рейнджеры» VII, VIII и IX сделали свыше 17 тысяч фотоснимков, в том числе первые крупные планы лунной поверхности. В 1966 году СССР записал на свой счёт ещё один выдающийся успех, когда «Луна-9» впервые совершила мягкую посадку на Луне. Для Советского Союза экспедиция на Луну была не меньшим политическим козырем, чем для США, но если Америка открыто разрабатывала свои космические программы, то в СССР столь же напряжённая работа велась под покровом секретности. Все беспилотные зонды собирали информацию, необходимую для высадки человека. Следом за «Рейнджерами» последовала серия «Сервейоров», осуществлявших мягкие посадки и бравших пробы лунных пород. Этой же цели служили спутники серии «Лунар орбитер», оснащённые мощной фотоаппаратурой, которая позволила составить карту 95 % лунной поверхности и обследовать возможные точки прилунения.

Об экспедициях на Луну нечего было и думать без гигантского скачка в технологии пилотируемых полётов. Первые астронавты 1961 года были лишь пассажирами своих кораблей, летавших по простым суборбитальным траекториям. Со временем советская программа «Восток» и американская «Меркурий» начали ставить перед пилотами всё более сложные задачи.

Запуск кораблей серии «Джемини»

Позднее НАСА приступило к запуску двухместных кораблей серии «Джемини», постепенно увеличивая продолжительность полётов, в ходе которых астронавты осваивали науку космического пилотирования. Ведь для экспедиции на Луну потребуется экипаж из трёх человек, которому предстоит провести больше недели в космосе и корректировать курс с точностью до долей секунды. Более того, в тесном пространстве космических модулей вся начинка должна быть предельно компактной, в том числе и бортовые компьютеры, которые в те годы были громадными махинами, занимающими большие помещения.

Полёт на Луну был немыслим и без новой, гораздо более мощной ракеты-носителя. Выведение капсулы «Джемини» на околоземную орбиту требовало куда меньших затрат энергии, чем отправка «Аполлона» в путь длиной более 300 тыс. км. Поэтому, подвергнув основательной переделке конструкцию ракеты «Сатурн-I», НАСА создало могучий «Сатурн-V».

Полёты по программе «Аполлон»

Трагические инциденты

К началу 1967 года, после многих лет напряжённой работы, программа «Аполлон» была, наконец, готова к старту, что убедительно показал успешный запуск «Аполлона-1» с помощью модифицированного «Сатурна-IB» («Сатурн-V» находился на стадии разработки). Однако именно в этот момент грянула беда. В ходе предстартовой тренировки в герметично закрытом командном модуле «Аполлона» вспыхнул пожар, мгновенно распространившийся в обогащённой кислородом атмосфере. Астронавты Гас Гриссом, Эд Уайт и Роджер Чаффи задохнулись в дыму. Предпринятое по следам аварии расследование и внесение в конструкцию командного отсека существенных изменений отсрочили программу больше чем на год. За это время СССР вполне мог захватить лидерство в «лунной» гонке. Однако и там в апреле 1967 года произошёл трагический инцидент. Плановый полёт, предусматривавший стыковку двух кораблей на орбите, завершился гибелью космонавта Комарова, когда спускаемый аппарат «Союз-1» с большой скоростью врезался в землю.

Аполлон-7

В октябре 1968 года были возобновлены полёты по программе «Аполлон» с новой мощной ракетой-носителем и реконструированным командным отсеком. С целью его обкатки на околоземную орбиту был выведен «Аполлон-7». Но ещё до его запуска НАСА взялось за подготовку нового космического «сюрприза», подстёгиваемое слухами о том, что СССР готовит пилотируемый облёт Луны.

К счастью для НАСА, советский замысел так и не воплотился в жизнь.

Аполлон-8

В декабре 1968 года США достигли самого крупного на тот момент успеха. Корабль «Аполлон-8» с астронавтами Фрэнком Борманом, Джеймсом Лоуэллом и Уильямом Андерсом на борту долетел до Луны, совершил вокруг неё 10 витков и вернулся на Землю. Это было гораздо сложнее запланированного Советами простого облёта Луны. За 20 часов пребывания на окололунной орбите астронавты опробовали системы навигации и связи, предназначенные для использования при посадке на Луну.

Аполлон-9

Спустя два месяца на околоземную орбиту вышел «Аполлон-9» с целью испытания модуля, которому предстояло доставить первых людей на лунную поверхность. В течение 6 часов лунный модуль летал отдельно от командного, после чего благополучно состыковался с ним. 13 марта 1969 года астронавты вернулись на Землю.

Вперёд, на Луну!

Через два с лишним месяца экипаж «Аполлона-10» провёл дальнейшие испытания лунного модуля - на сей раз на окололунной орбите. Астронавты Томас Стаффорд и Юджин Сернан снизились в нём до 15 км над лунной поверхностью, а Джон Янг тем временем оставался в командном модуле. Успех этой экспедиции убедительно подтвердил готовность НАСА к высадке первых людей на Луну.

Утром 16 июля 1969 года с космодрома на мысе Канаверал, штат Флорида стартовала трёхступенчатая ракета-носитель «Сатурн-V», которая вывела в космос корабль «Аполлон-11» с тремя астронавтами на борту. Это были Нил Армстронг, Эдвин Олдрин и Майкл Коллинз. Общая длина ракеты и корабля составляла 111 м, а стартовый вес - почти 3000 тонн. Ежесекундно сжигая 15 т топлива и сжиженного кислорода, мощные двигатели первой ступени развили скорость 10 000 км/час и за 2,5 минуты подняли ракету на высоту 65 км над Землёй. После этого первая ступень была отстрелена, и заработали двигатели второй ступени. Через 9 минут после старта она тоже выполнила свою задачу, подняв корабль на высоту 185 км и увеличив скорость до 25 000 км/час. Наконец, после отделения второй ступени включились двигатели третьей.

Орбита ожидания

За каких-нибудь 3 минуты корабль набрал скорость 28 000 км/час, достаточную, чтобы остаться на почти круговой околоземной орбите ожидания. После выключения двигателей третьей ступени экипаж выполнил штатные проверки систем корабля и начал готовиться к трёхдневному полёту к Луне длиной 384 тыс. км.

Повторно включенные на пять с половиной минут двигатели третьей ступени вырвали корабль из объятий земной гравитации, и он взял курс на Луну с начальной скоростью свыше 39 тыс. км/час. Теперь пришло время подготовки трёх модулей (командного, двигательного и лунного), из которых состоял «Аполлон-11», к выходу на окололунную орбиту.

Модули «Аполлона»

В коническом командном модуле находилась панель управления и жилые отсеки. Командный модуль составлял единую связку с цилиндрическим двигательным отсеком, в котором помимо маршевой двигательной установки находились двигатели системы ориентации и система электропитания.

Наконец, непосредственно к третьей ступени «Сатурна» крепился лунный модуль, в котором астронавты совершили посадку на поверхность Луны.

Посадка на Луне

Состыковка с лунным модулем

Отделившись от «Сатурна», основной блок из командного и двигательного модулей совершил разворот и вершиной к вершине состыковался с лунным модулем. После этого связка основного блока и лунного модуля отделилась от третьей ступени «Сатурна», которая к тому времени выполнила свою задачу. Необходимые корректировки курса выполнялись с помощью малых маневровых двигателей. Однако маршевый двигатель не включался, и под воздействием земной гравитации космический корабль постепенно замедлял ход. В 48 тыс. км от Луны скорость «Аполлона-11» лишь немногим превышала 3000 км/час. Но здесь уже вступили в действие силы лунного притяжения, и корабль снова начал ускоряться. Для торможения и перевода корабля на окололунную орбиту был включен маршевый двигатель, который теперь находился в носовой части связки.

Лунная равнина Море Спокойствия

Через иллюминаторы командного модуля астронавты «Аполлона-11» наблюдали лунную поверхность с высоты 100 км, сосредоточив всё внимание на предполагаемом месте посадки в Море Спокойствия. Это обширная лунная равнина, получившая своё название несколько веков назад, когда учёные верили в существование лунных морей. На другой день Армстронг и Олдрин перешли в лунный модуль, получивший позывной «Орёл». Коллинз остался в командном отсеке, а лунный модуль отделился и начал пологий спуск к поверхности Луны, пользуясь двигателем посадочной ступени для торможения и корректировки курса.

Историческая посадка «Орла»

В этот момент весь мир затаил дыхание. Наконец, астронавты подыскали ровную площадку, на минуту зависли над ней в полуторах метрах и совершили посадку на покрытую вековой пылью поверхность Луны, о чём Армстронг доложил в ЦУП на Земле: «Говорит дно Моря Спокойствия. «Орёл» совершил посадку». Это поистине историческое событие свершилось 20 июля 1969 года в 20:18 по Гринвичу .

Кульминационным моментом экспедиции стал момент, когда Нил Армстронг спустился по трапу на лунную поверхность . Ступив на тёмно-серый грунт, он сказал: «Для одного человека - это маленький шаг, но для всего человечества - гигантский скачок вперёд» .

На Луне

Астронавт Эдвин Олдрин спускается с лунного модуля «Аполлон-11» на поверхность Луны. Снимок сделал первый человек, ступивший на Луну - Нил Армстронг

Следом за Армстронгом ступил на Луну Эдвин Олдрин, и передвигаться в условиях низкой гравитации оказалось очень легко, даже несмотря на громоздкие скафандры. Первым делом астронавты установили американский флаг, натянутый на жёсткий каркас, чтобы ткань не обвисала в полном безветрии безвоздушного пространства.

Это эпохальное событие находилось в центре внимания всей мировой прессы, а телерепортажи, пересылаемые на Землю маленькой телекамерой лунного модуля, с огромным интересом наблюдали зрители многих стран.

Гигантский лунный кратер. Снимок сделан в ходе первой экспедиции на Луну «Аполлона-11» . На заднем плане виден лунный вездеход, которым пользовались первопроходцы

Прежде чем вернуться в лунный модуль, астронавты провели ряд научных экспериментов и собрали около 20 кг образцов лунной породы.

Наступил критический момент всей экспедиции - старт с Луны. Ведь в случае отказа стартового двигателя лунного модуля люди бы навсегда остались на Луне без малейших шансов на спасение. Однако в этой и всех последующих экспедициях стартовый двигатель срабатывал безупречно.

Путь домой

Для взлёта с лунной поверхности спусковой двигатель был отделён от модуля и послужил ей стартовой платформой, которой суждено было остаться на Луне. Включив стартовый двигатель, астронавты вышли сначала на низкую окололунную орбиту, а затем на орбиту с командным модулем. Несколькими импульсами маневровых двигателей Майкл Коллинз приблизился к лунному модулю, занял удобную позицию для стыковки, и, состыковав оба модуля, первые лунопроходцы присоединились к своему коллеге. С собой они взяли собранные образцы лунного грунта и аппаратуру, которую надлежало вернуть на Землю. Затем они расстыковались с лунным модулем и включили маршевый двигатель, который должен был доставить их на Землю. Перед входом в земную атмосферу астронавты отделили двигательный отсек, а командный модуль развернули кормой вперёд, чтобы усилить торможение путём трения об атмосферу. На высоте около 7 км раскрылись малые тормозные парашюты, а в 3 км от поверхности - главные парашюты.

Под приводнившуюся капсулу с астронавтами был подведён надувной понтон, чтобы не дать ей утонуть

Вскоре командный модуль благополучно приводнился в Тихом океане, а экипаж вылетел на базу, где его ожидала триумфальная встреча. 24 июля астронавты вернулись на родину, проведя в полёте 8 суток. По выражению президента Никсона, это была «величайшая неделя в истории человечества со времени сотворения мира».

Последующие экспедиции

Корабль «Аполлон-12» завис над ракетой-носителем «Сатурн-V». На его днище видно шасси лунного модуля

Аполлон-12

Серия полётов на Луну по программе «Аполлон» завершилась в декабре 1972 года. К тому времени там побывали 12 астронавтов, причём некоторые не только ходили, но и ездили по Луне. Участники каждой экспедиции проводили на Луне всё больше времени. Вторую высадку осуществил экипаж «Аполлона-12» в ноябре 1969 года, прилунившийся в Океане Бурь неподалёку от того места, где в 1967 году совершил посадку «Сервейор-3». Астронавты Чарльз Конрад и Алан Бин привезли на Землю некоторые узлы этого зонда, и учёные получили возможность узнать, как вели себя различные материалы в условиях открытого космоса.

Аполлон-13

Полёт «Аполлона-13» во многом оправдал суеверия, связанные с «несчастливым числом». По пути на Луну в апреле 1970 года из-за дефекта в системе электропитания взорвался кислородный бак в двигательном отсеке. Осознав, что основной бак вскоре потеряет весь кислород и энергию, экипаж Джима Лоуэлла был вынужден перейти в лунный модуль «Аквериэс» (Водолей). В нём был достаточный запас воздуха для полёта, но на сей раз начались сбои в системе воздушных фильтров. Астронавтам пришлось заменять их несовместимыми фильтрами из командного модуля. Борясь за живучесть корабля, они сожгли слишком много топлива даже для того, чтобы просто развернуться и полететь обратно. Вместо этого им пришлось выполнить опасный манёвр - облететь вокруг Луны, а затем без помощи бортовых компьютеров включить маршевый двигатель лунного модуля, чтобы взять курс на Землю. И всё же, несмотря на все трудности, астронавты живыми и невредимыми вернулись домой, где их встречали, как национальных героев.

Аполлон-14

Старт «Аполлона-14». Экспедиция длилась 9 дней

В начале 1971 года после генеральной проверки всех систем стартовал «Аполлон-14», доставивший на Луну очередной экипаж астронавтов. В этой экспедиции был впервые применён модульный транспортёр оборудования - грузовая двухколёсная тележка.

Аполлон-15

Куда более смелые цели преследовала предпринятая в середине 1971 года экспедиция «Аполлона-15», оснащённая лунным вездеходом на электрических батареях, который позволял астронавтам совершать дальние поездки для сбора образцов лунных пород.

Аполлоны-16 и 17

Позднее таким же луноходом пользовались ещё две экспедиции - «Аполлон-16» (апрель 1972 года) и «Аполлон-17» (декабрь 1972 года).

Старт «Аполлона-17». Это был единственный ночной старт за всю лунную программу «Аполлон»

Поначалу программа «Аполлон» предусматривала ещё два полёта на Луну, но ослабление общественного интереса и урезание бюджета привело к её преждевременному закрытию.

Совместный полёт «Аполлон-18» и «Союз-19»

Последние полёты совершались уже по прикладной программе «Скайлэб». В 1973 году ракета «Сатурн-V» вывела на околоземную орбиту первую американскую космическую станцию, а в 1975 состоялся первый совместный полёт кораблей «Аполлон-18» и «Союз-19», стыковка которых на орбите стала символом политической разрядки.

Освоение космоса после завершения программы «Аполлон»

За годы, прошедшие после завершения программы «Аполлон», освоение космоса пошло другими путями, включая полёты кораблей многоразового использования, создание сложнейших роботов-зондов для изучения далёких планет и крупных орбитальных станций. От пилотируемых полётов к другим планетам пришлось отказаться из-за их непомерной дороговизны и бюджетных ограничений. И всё же когда-нибудь мы непременно вернёмся на Луну, чтобы на сей раз остаться там надолго. В 1992 году НАСА отправило на Луну первый за последние 20 лет зонд «Клементайн», оснащённый куда более сложной аппаратурой, чем «Аполлон». В ходе детального обследования спутника Земли он вёл и поиск полезных ископаемых, которые, по-видимому, станут главным коммерческим обоснованием возвращения человека на Луну. Этот же зонд уловил сигналы, свидетельствующие о наличии льда в укрытом вечной тенью кратере близ лунного южного полюса. А если на Луне есть вода, то её колонизация пойдёт гораздо легче.

Хотя «лунная гонка», как и все полёты по программе «Аполлон», были поставлены на службу политическим целям, они, тем не менее, остаются выдающимся достижением научно-технической мысли.

Высадка на Луну 50 лет назад стала настоящим прорывом, повторить который с 1972 года так никому и не удалось. Давайте оглянемся на историю «Аполлона-11» и рассмотрим перспективы будущих лунных экспедиций.

Первая посадка пилотируемого космического корабля на Луну стала историческим событием и до сих пор считается непревзойденным достижением человечества. 20 июля 1969 года в 21:17 часов по времени Германии спускаемый аппарат «Игл» (Eagle) с астронавтами Нилом Армстронгом (Neil Armstrong) и Баззом Олдрином (Buzz Aldrin) на борту приземлился на Луне. Это произошло очень вовремя, потому что топливо было почти на исходе. И еще по одной причине: бортовой компьютер словно сошел с ума, и посадку едва не пришлось отменить — и тогда первая высадка людей на Луну 20 июля 1969 года не состоялась бы.

Через несколько часов после посадки — в 3:56 21 июля 1969 года — Нил Армстронг стал первым человеком, ступившим на поверхность Луны. По всему миру люди смотрели по телевидению трансляцию исторической высадки на Луну. В общей сложности число зрителей составляло от 500 до 600 миллионов — в тот момент была включена примерно половина всех телевизоров на Земле. В Германии трансляцию вели телеканалы ARD и ZDF. Ставшую знаменитой фразу Нила Армстронга «Это один маленький шаг для человека, но гигантский скачок для всего человечества» тоже можно было услышать и в радиоэфире.

В июле этого года исторической первой высадке на Луну исполнится 50 лет — вполне подходящий повод для того, чтобы оглянуться на успешную миссию «Аполлон-11».

Была ли высадка на Луну целью «Аполлона-11»?

В мае 1961 года тогдашний президент США Джон Кеннеди заявил, что до конца десятилетия США «отправят первого человека на Луну и в целостности и сохранности вернут его обратно на Землю». Год спустя Кеннеди выступил с другой знаменитой речью, сообщив американцам о подготовке миссии «Аполлон». «Мы приняли решение полететь в этом десятилетии на Луну и сделать другие вещи — не потому, что это легко, а потому, что это трудно», — сказал президент.

Мультимедиа

Фотографии, сделанные Нилом Армстронгом на Луне

ИноСМИ 28.08.2012

Главной целью миссии «Аполлон-11» было добиться того, о чем заявил Кеннеди в 1961 году: обеспечить посадку своего астронавта на Луну и его возвращение на Землю в течение десяти лет. Другими целями были научное исследование Луны, установка телекамеры, которая посылала бы сигналы на Землю, чтобы ученые могли наблюдать за экспериментами. Перед астронавтами были также поставлены задачи сделать фотографии лунной поверхности и взять пробы лунного грунта. А еще установить на Луне американский флаг.

Кто из астронавтов высадился на Луну?

Экипаж «Аполлона-11» состоял из трех астронавтов: командир Нил Армстронг и пилот спускаемого модуля «Игл» Базз Олдрин приземлились на Луну и высадились на ее поверхность. Пилот командного модуля Майкл Коллинз (Michael Collins) остался в модуле «Коламбия» (Columbia) на лунной орбите. Двое из троих до сих пор живы: Базз Олдрин (89 лет) и Майкл Коллинз (88 лет). Нил Армстронг умер в 2012 году в возрасте 82 лет. В состав дублирующего экипажа входили астронавты Джеймс Лоуэлл (James Lovell), Фред Хейз (Fred Haise) и Уильям Андерс (William Anders). Лоуэлл и Андерс ранее уже участвовали в экспедиции «Аполлон-8» и стали первыми астронавтами, летавшими к Луне. Лоуэлл и Хейз позднее входили в состав миссии «Аполлона-13», которую, однако, пришлось прервать.

Сколько продлилась первая высадка на Луну?

16 июля 1969 года экипаж «Аполлона-11» был запущен в космос ракетой «Сатурн-В» (Saturn V) с космодрома имени Кеннеди во Флориде. 24 июля командный модуль «Коламбия» приводнился в Тихом океане, и членов экипажа подобрало спасательное судно авианосца «Хорнет» (Hornet). Длительность полета с момента старта до момента приводнения составила ровно 195 часов и 19 минут. Через 109 часов и 42 минуты после старта Нил Армстронг стал первым человеком, ступившим на лунную поверхность. За пределами спускаемого аппарата Армстронг и его товарищ по экипажу Базз Олдрин провели около двух с половиной часов, а все их пребывание на естественном спутнике Земли продлилось 21 час и 36 минут.

Когда именно состоялась высадка Нила Армстронга и Базза Олдрина на Луну — 20 или 21 июля 1969 года — вопрос довольно спорный. В момент приземления спускаемого аппарата «Игл» как в США, так и в Германии было еще 20 июля. Когда Нил Армстронг несколько часов спустя впервые ступил на поверхность Луны, по Всемирному координированному времени, действующему на Луне, было уже 2:54 часа 21 июля, тогда как в США еще стоял поздний вечер 20 июля. Так что, если говорить совсем точно, то первая высадка на Луну состоялась ранним утром 21 июля 1969 года. Однако в США и сейчас, 50 лет спустя, днем высадки на Луну считается 20 июля.

Контекст

Aftonbladet: русские так и не смогли назвать Луну своей

Aftonbladet 09.01.2019

Ars Technica: НАСА сделала важный шаг к высадке человека на Луну

Ars Technica 14.02.2019

The Guardian: Китай планирует выиграть лунную гонку

The Guardian 23.01.2019

Der Tagesspiegel: Россия и США начинают новую борьбу за Луну

Der Tagesspiegel 17.12.2018

Le Monde: Луна, новый Грааль «Роскосмоса»?

Le Monde 05.12.2018

Сколько раз высаживались на Луну?

Между 1969 и 1972 годами на Луне побывали шесть пилотируемых миссий «Аполлон». Непосредственно на ее поверхность высадились в общей сложности 12 американских астронавтов. Первым был Нил Армстронг, а на данный момент последними людьми, побывавшими на Луне, остаются Юджин Сернан (Eugene Cernan) и Харрисон Шмитт (Harrison Schmitt), участники миссии «Аполлон-17» в 1972 году.

Где именно на Луне приземлился «Аполлон-11»?

«Орел приземлился» (The Eagle has landed), доложил на Землю Нил Армстронг после посадки на поверхность так называемого Моря Спокойствия. Местность, где приземлились Армстронг и Олдрин, — темная низменность на стороне Луны, обращенной к Земле. С тех пор место посадки называется Базой Спокойствия. Три небольших кратера поблизости носят имена членов экипажа «Аполлона-11» — Олдрина, Коллинза и Армстронга.

Что астронавты оставили на Луне?

После в общей сложности шести пилотируемых миссий на Луне там остались некоторые следы. В список «изготовленных человеком предметов на Луне», составленный НАСА, входят, в частности, несколько луноходов и лазерных зеркал, с помощью которых удалось измерить точное расстояние от Земли до Луны. Кроме того, «Аполлон-11» оставил на естественном спутнике Земли телекамеру с несколькими линзами, а также флаги. А члены экипажа «Аполлона-14» оставили там два мяча для гольфа, удары по которым нанес астронавт Алан Шепард.

Когда состоится следующая высадка на Луну?

В 1972 году люди в последний раз побывали на Луне, и после возвращения на Землю экипажа «Аполлона-17» программа пилотируемых полетов на Луну была закрыта. Однако американские политики снова и снова предлагают отправить на Луну людей. Совсем недавно вице-президент США Майк Пенс объявил, что уже в 2024 году американские астронавты вновь полетят на Луну, в случае необходимости — с помощью коммерческих технологий. Такие планы (между делом отмененные) уже строились — начало их реализации было намечено на 2020 год. Частная космическая компания «Спейс-Икс» (SpaceX) собирается в 2023 году отправить на своем корабле человека, который должен будет облететь вокруг Луны.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.

16 июля 1969 года в 13:32 UTC (всемирное время) со стартового комплекса №39А Космического центра имени Кеннеди (Флорида, США) был запущен космический корабль «Аполлон-11» . Задачей миссии была высадка человека на Луну.

21 июля, в 02:56:15 UTC (в 5 ч 56 минут 15 секунд по московскому времени, или в 6 часов 56 минут 15 секунд современному московскому летнему времени) астронавты «Аполлона-11» совершили выход на лунную поверхность. Первым человеком, ступившим на Луну, стал командир корабля Нил Армстронг . Через 15 минут к нему присоединился пилот лунного модуля Эдвин Олдрин . Пилот командного модуля Майкл Коллинз всё это время ожидал их на окололунной орбите.

Вернулся «Аполлон-11» на Землю 24 июля 1969 года в 16:50:35 UTC . Вся экспедиция продолжалась 8 суток 3 часа 18 минут и 18 секунд .

Во время полёта астронавты провели несколько телетрансляций .

Успешное выполнение программы полёта «Аполлона-11» означало достижение национальной цели , поставленной Президентом США Джоном Кеннеди в мае 1961 года - до конца десятилетия высадить человека на Луну и благополучно вернуть его на Землю - и ознаменовало победу США в лунной гонке с СССР.

Высадка человека на Луну часто упоминается, как одно из величайших достижений человечества .


Экипаж «Аполлона-11» :
командир - Нейл (Нил) Олден Армстронг (Neil Alden Armstrong) (слева),
пилот командного модуля - Майкл Коллинз (Michael Collins) (в центре),
пилот лунного модуля - Эдвин E. Юджин (Базз) Олдрин младший (Edwin Eugene (Buzz) Aldrin, Jr.) (справа).

Космический корабль «Аполлон»

3-х-местный корабль массой около 47 тонн, в состав которого входят следующие компоненты:

  • командный модуль,
  • служебный модуль,
  • лунный модуль,
  • система аварийного спасения.

Все модули корабля «Аполлон»


1.Штырь стыковочного узла.
2.Теплозащитный чехол, надеваемый на отсек экипажа при запуске.
3.Герметизированная кабина космонавтов.
4.Гибкая юбка теплозащитного чехла на отсеке экипажа.
5.Двигатели ориентации по тангажу.
6.Двигатели ориентации по крену.
7.Панель для монтажа блока из четырех вспомогательных двигателей.
8.Баки с топливом для маршевого двигателя.
9.Успокоитель и расходомер.
10.Сопло маршевого двигателя.
11.Теплозащитный экран заднего днища.
12.Остронаправленная антенна диапазона S.
13.Радиатор системы терморегулирования.
14.Бачки с жидким кислородом и водородом.
15.Блок вспомогательных двигателей.
16.Двигатели ориентации по рысканию.

Командный и служебный модули корабля «Аполлон-11» (они получили имя и позывной «Колумбия» )

Командный модуль - это конус со сферическим основанием , диаметр основания 3920 мм, высота конуса 3430 мм, угол при вершине 60°, номинальная масса - 5500 кг . Командный модуль является центром управления полётом . Все члены экипажа в течение полёта находятся в нём, за исключением этапа высадки на Луну.

Служебный модуль несёт основную двигательную установку и системы обеспечения корабля. Имеет форму цилиндра длиной 3943 мм и диаметром 3914 мм . С учётом длины сопла маршевого двигателя, которое выходит наружу из корпуса, общая длина служебного модуля 7916 мм . Общая масса служебного модуля - 23,3 тонны , в том числе 17,7 тонн топлива. В модуле размещена маршевая двигательная установка, система реактивного управления, топливные баки и агрегаты двигательных установок и энергетическая установка на водородо-кислородных топливных элементах. Служебный модуль обеспечивал все манёвры корабля на траектории полёта к Луне, коррекцию траектории, выход на орбиту Луны, переход с орбиты Луны на траекторию полёта к Земле и коррекцию траектории возвращения.

Для посадки на Луну к основным (командному и служебному) модулям добавлялся ещё лунный модуль :


1.Люк стыковочного узла отсека экипажа и лунной кабины.
2.Люк для входа в герметизированную кабину.
3.Две антенны метрового диапазона.
4.Бак окислителя для двигателей системы ориентации (тетраоксид диазота).
5.Блок автоматики.
6.Бачок с водой.
7.Баллон с гелием для вытеснительной системы подачи топлива в двигатели системы ориентации.
8.Бак горючего (аэрозин-50) для двигателей системы ориентации.
9.Бак горючего (аэрозин-50) для основного двигателя взлетной ступени.
10.Блок двигателей системы ориентации.
11.Радиоизотопная энергетическая установка.
12.Телескопическая стойка посадочного шасси.
13.Тарельчатая опора посадочного шасси.
14.Поперечный элемент шасси.
15.Бак горючего (аэрозин-50) основного двигателя посадочной ступени (2 шт.).
16.Двигатель посадочной ступени с регулируемой тягой до 4530 кгс.
17.Бак с окислителем двигателя посадочной ступени (2 шт.).
18.Выдвижная антенна диапазона S (используется на поверхности Луны).
19.Посадочная ступень.
20.Лестница для спуска астронавтов на поверхность Луны.
21.Теплоизоляция.
22.Площадка с поручнями.
23.Основной двигатель взлетной ступени, тяга в вакууме 1590 кгс.
24.Автономная ранцевая система жизнеобеспечения.
25.Дефлекторы для отклонения истекающих газов из сопла.
26.Вентилятор для обеспечения циркуляции кислорода в кабине.
27.Проблесковый источник света.
28.Пульт управления лунной кабиной.
29.Антенна диапазона S, используемая во время полета.
30.Антенна радиолокатора, обеспечивающего встречу на орбите.
31.Поворотная антенна диапазона S.

Лунный модуль корабля «Аполлон-11» (он получил имя и позывной - «Орёл» )

Лунный модуль имеет высоту 6,37 м., диаметр 4,27 м. и массу около 16,2 тонны . Состоит из посадочной и взлётной ступеней.

Посадочная ступень массой около 11,7 тонн , оборудованная самостоятельной двигательной установкой тягой до 4,76 тонн-сил и шасси, используется для снижения лунного корабля с орбиты Луны и мягкой посадки на лунную поверхность, и также служит стартовой площадкой для взлётной ступени.

Взлётная ступень массой около 4,5 тонны с герметичной кабиной для экипажа и самостоятельной двигательной установкой тягой 1,59 тонн-сил , после завершения исследований стартует с поверхности Луны и на орбите стыкуется с командным отсеком. Разделение ступеней осуществляется при помощи пиротехнических устройств.

Сравнение корабля «Аполлон» с пристыкованным лунным модулем (вверху) с другими кораблями, которые использовались НАСА для подготовки к полёту на Луну: 2-х-местным «Джемини» (ниже справа) и 1-местным «Меркурием» (в самом низу справа). Слева – ракеты-носители для этих кораблей и размещение кораблей на них.


Для запуска кораблей «Аполлон» использовалась ракета-носитель сверхтяжёлого класса «Сатурн-V» («Сатурн-5») , имевшая высоту 110 м., диаметр 10,1 м. и стартовую массу около 2925 тонн , из которых около 2700 тонн (т.е., более 90%) - топливо. Она могла вывести на низкую околоземную орбиту груз массой около 145 тонн , а на траекторию к Луне – 65,5 тонн (46,8 тонн - корабль «Аполлон» и 18,7 тонн - 3-я ступень с остатками топлива).

Ракета-носитель «Сатурн-5» остаётся самой грузоподьёмной, наиболее мощной, самой тяжелой и самой большой из созданных на данный момент человечеством ракет, выводивших полезную нагрузку на орбиту . Это - детище выдающегося конструктора ракетной техники Вернера фон Брауна :

Схема ракеты-носителя «Сатурн-5»


Как видно на схемах, ракета-носитель «Сатурн-5» состояла из трёх ступеней .

На первой ступени (S-IC) были установлены 5 кислородно-керосиновых двигателей F-1 , общей тягой более 34000 кН (т.е., более 3400 тонн-сил, по 690 тонн-сил на каждый двигатель ). Эти двигатели по сей день остаются самыми мощными однокамерными ракетными двигателями из когда-либо летавших . Первая ступень работала 2,5 минуты и разгоняла космический аппарат до скорости 2,68 км/с (в инерциальной системе отсчёта) и выводила его на высоту 68 километров .

Вторая ступень (S-II) использовала 5 кислородно-водородных двигателей J-2 , общая тяга которых составляла 5115 кН (523 тонн-силы, по 104 тонн-силы на каждый двигатель ). Вторая ступень работала приблизительно 6 минут , разгоняя космический аппарат до скорости 6,84 км/с и выводя его на высоту 185 км .

На третьей ступени (S-IVB) был установлен 1 кислородно-водородный двигатель J-2 тягой 1000 кН (102 тонн-силы ). Третья ступень включалась дважды, после отделения второй ступени она работала 2,5 минуты и выводила корабль на околоземную орбиту. Вскоре после выхода на эту орбиту третья ступень включалась ещё раз и за 6 минут выводила корабль на траекторию полёта к Луне. Третья ступень выводилась на траекторию столкновения с Луной (начиная с полёта «Аполлона-13»); в предыдущих полётах к Луне ступень выходила на околосолнечную орбиту.

Помимо «Сатурна-5», в испытательных запусках по программе «Аполлон» использовалась ракета «Сатурн-1Б » - двухступенчатая ракета-носитель, модернизированная версия ракеты-носителя «Сатурн-1».

На первой ступени «Сатурна-1Б (SI-B) было установлено 8 кислородно-керосиновых двигателей H-1, общая тяга которых составляла 6700 кН (т.е., 684 тонн-силы, по 137 тонн-сил на каждый двигатель ). Ступень работала 2,5 минуты и выключалась на высоте 68 километров .

Вторая ступень «Сатурна-1Б» (S-IVB), она же - третья ступень «Сатурна-5», работала около 7 минут и выводила полезную нагрузку до 15,3 тонн на околоземную орбиту.

Сравнение ракет-носителей «Сатурн-1», «Сатурн-1Б» и «Сатурн-5»


Хроника полёта «Аполлона-11»

Старт ракеты-носителя «Сатурн-5» с кораблём «Аполлон-11» 16 июля 1969 года

Запуск двигателей второй ступени Сатурн-5 после отделения первой ступени


Двигатели всех трёх ступеней ракеты-носителя отработали в соответствии с расчётной программой, корабль был выведен на геоцентрическую орбиту, близкую к расчётной . После этого экипаж в течение примерно 2-х часов производил проверку бортовых систем.

Двигатель третьей ступени ракеты-носителя был повторно включен в 2 часа 44 минуты 16 секунд полётного времени и проработал 348 секунды ,придав кораблю скорость 10,8392 км/сек и переведя его на траекторию свободного возвращения :

В случае отказа основного двигателя корабля, эта траектория обеспечивала его возвращение на Землю после 145 ч. 04 мин. полёта по ней, включая достаточно удалённый облёт Луны.

После выхода на траекторию к Луне, в 3 часа 15 минут 23 секунды полётного времени начался манёвр перестроения отсеков корабля «Аполлон» , который завершился с первой попытки через 8 минут 40 секунд :

Манёвр перестроения отсеков корабля «Аполлон» (данная схема относится к «Аполлону-10», но «Аполлон-11» перестраивался аналогично)


Когда «Колумбия » и «Орёл » отошли на безопасное расстояние от 3-й ступени ракеты-носителя, по команде с Земли был в последний раз включён двигатель 3-й ступени, и она перешла на траекторию пролёта мимо Луны и выхода на гелиоцентрическую орбиту .

И по такой траектории:

Схема полёта « Аполлона -11»

Схема полёта предыдущего корабля - « Аполлона -10»


Астронавты перевели корабль в режим пассивного термического контроля, когда он медленно вращался вокруг своей продольной оси , делая около 3-х оборотов за 1 час. Это обеспечивало равномерное нагревание обшивки корабля .

В 25 часов 00 минут 53 секунды полётного времени «Аполлон-11» преодолел ровно половину расстояния от Земли до Луны, пролетев 193 256 км. Вскоре после этого путём включения основного двигателя на 2,9 секунды была проведена промежуточная коррекция траектории , в результате которой корабль перешёл на траекторию, обеспечивающую сближение с Луной и посадку на неё.

Незадолго до того, как у экипажа должен был начаться очередной период ночного отдыха, Армстронг неожиданно связался с Хьюстоном и запросил: на каком расстоянии от «Аполлона-11» в тот момент находилась сброшенная третья ступень ракеты-носителя? Дело было в том, что астронавты в иллюминаторы видели на большом расстоянии какой-то непонятный объект, который мигал, как вспыхивающий проблесковый маячок . Было похоже на то, что он, кувыркаясь в пространстве, отражал солнечный свет. Его наблюдали все трое астронавтов, поскольку корабль в то время медленно вращался в режиме пассивного термического контроля. Хьюстон через несколько минут ответил им, что третья ступень летит от них на расстоянии 11100 км. Из этого стало понятно, что загадочный объект никак не мог быть третьей ступенью. Как рассказывал на послеполётном опросе Олдрин, в монокуляр форма объекта выглядела похожей на букву L. Армстронг добавлял, что всё это напоминало открытый чемодан. А Коллинз говорил, что это был полый цилиндр, а если фокус секстанта чуть-чуть сбить, тогда объект выглядел, как открытая книга. Что это было на самом деле, доподлинно установить так и не удалось. Предположительно, астронавты могли видеть одну из панелей адаптора, в котором лунный модуль находился в верхней части третьей ступени во время взлёта.

19 июля в 75 часов 49 минут 28 секунд полётного времени (на 4 мин раньше расчётного времени) когда корабль находился за Луной, был включён ЖРД служебного отсека; он проработал 357 сек и перевел корабль на эллиптическую орбиту искусственного спутника Луны с высотой в апоселении 313,8 км. и в периселении 112,7 км . По этой орбите корабль сделал 2 оборота вокруг Луны и 80 ч. 04 мин. 51 сек. полётного времени (на 4 мин 39 сек раньше расчётного времени) был вторично включён ЖРД служебного отсека на 16,4 сек., в результате чего корабль перешёл на орбиту, близкую к круговой, с высотой в апоселении 121,5 км и в периселении 99,4 км . Эта орбита очень близка к номинальной орбите 120x100 км, которая под влиянием аномалий гравитационного поля Луны должна была перейти в круговую орбиту высотой 111 км .

20 июля Нил Армстронг и Эдвин Олдрин перешли в лунный модуль, активировали и проверили все его системы, привели сложенные опоры посадочной ступени в рабочее положение. В начале 13-го витка, когда «Аполлон-11» находился над обратной стороной Луны, «Колумбия» и «Орёл» расстыковались .

Лунный модуль «Орёл» на орбите вокруг Луны после расстыковки с командным модулем «Колумбия»


В конце 13-го витка, над обратной стороной Луны, на 29,8 секунды был включён двигатель посадочной ступени лунного модуля, «Орёл» перешёл на орбиту снижения с апоселением 105,9 км и периселением 15,7 км .

Снижение лунного корабля с орбиты искусственного спутника на поверхность Луны


Он летел опорами посадочной ступени вперёд и иллюминаторами вниз, чтобы астронавты могли отслеживать ориентиры на поверхности. Армстронг заметил, что один из ориентиров, кратер Маскелини W , они пролетели примерно на 3 секунды раньше, чем предполагалось . Это означало, что они сядут дальше расчётной точки.

В 102 часа 33 минуты 05 секунд полётного времени вблизи периселения орбиты снижения (примерно в 400 км к востоку от запланированного района посадки) был включён двигатель посадочной ступени лунного модуля, начался этап торможения . Примерно через 4 минуты после этого «Орёл» был повёрнут по крену на 180°, иллюминаторами вверх, Армстронг и Олдрин почти прямо перед собой увидели Землю. Такой поворот был необходим по двум причинам: чтобы посадочный радар смог захватить поверхность и чтобы на завершающем этапе посадки, когда корабль развернётся в вертикальное положение, астронавты могли видеть район, куда садятся.

Почти сразу после этого сработала аварийная сигнализация бортового компьютера , о чём Армстронг доложил в ЦУП. Лунный модуль в этот момент находился на высоте 10,2 км . Сигнал тревоги был вызван перегруженностью бортового компьютера , в который помимо навигационных данных поступала ненужная в тот момент информация от радара встречи с командно-служебным модулем (переключатель радара был поставлен Армстронгом в такое положение примерно за 3 минуты до первого тревожного сигнала). Всего за время посадки сигнализация срабатывала 5 раз, что сильно отвлекало внимание астронавтов. Определяющим в принятии решения ЦУПа о продолжении посадки стало слово специалиста по навигационным системам лунного модуля Стива Бэйлза, который посчитал, что перегруженность компьютера не поставит посадку под угрозу (позднее он вместе с астронавтами получит Президентскую медаль Свободы).

Торможение лунного модуля перед посадкой на Луну .

Аналогичный манёвр лунного модуля «Аполлона-10» - без посадки. После него было совершено отделение посадочной ступени лунного модуля, а его взлётная часть вместе со Стаффордом и Сернаном вновь пристыковалась к командному модулю корабля, ожидавшему их на орбите под управлением Янга, и все трое астронавтов вернулись на Землю.

Через 8,5 минут после начала торможения, на высоте чуть менее 2 км. , начался этап приближения к точке посадки , бортовой компьютер перешёл к выполнению программы, в соответствии с которой управление двигателем посадочной ступени и двигателями системы ориентации осуществляется автоматически, а астронавты могут вручную лишь корректировать ориентацию. «Орёл» начал медленно поворачиваться в вертикальное положение.

На высоте 1,5 км . при скорости снижения 30,5 м/с Армстронг на некоторое время отключил автоматический режим, чтобы сделать пробную корректировку ориентации.

На высоте около 460 м . Армстронг увидел, что автопилот ведёт корабль в точку на ближнем краю большого кратера, окружённого полем валунов до 2-3 метров в поперечнике (позднее было установлено, что это кратер Западный , диаметром 165 м). С научной точки зрения посадка рядом с большим кратером была бы весьма ценной. Однако Армстронг быстро понял, что посадить «Орёл» в достаточно безопасном месте, не долетая кратера, не удастся. Он решил его перелететь.

На высоте примерно 140 метров командир перевёл компьютер в полуавтоматический режим, в котором двигатель посадочной ступени управляется автоматически и поддерживает постоянную вертикальную скорость 1 м/с, а двигатели системы ориентации управляются полностью вручную. Армстронг уменьшил наклон лунного модуля назад с 18° до 5° от вертикали. Это увеличило скорость горизонтального перемещения вперёд до 64 км/час. Когда лунный модуль пролетал над кратером, командир начал искать место, пригодное для посадки, и выбрал относительно ровную площадку между небольшими кратерами и полем валунов.

На высоте около 80 метров вертикальная скорость снижения составляла около 0,5 м/с. Олдрин сообщил, что осталось 8% топлива. Ещё через несколько секунд он добавил, что видит тень «Орла» на поверхности Луны. На завершающем этапе захода на посадку лунный модуль был повёрнут примерно на 13° влево от курса, и тень была вне поля зрения Армстронга. На высоте 30 метров Олдрин доложил, что топлива остаётся 5% и что загорелось предупреждение. Начался 94-секундный отсчёт, по окончании которого у Армстронга останется только 20 секунд, чтобы посадить корабль или экстренно прервать посадку и взлететь. Через 33 секунды оператор связи в ЦУПе в Хьюстоне Чарльз Дьюк предупредил, что остаётся 60 секунд. Посадочный радар на несколько секунд «терял» поверхность. Частота пульса у Армстронга на завершающем этапе посадки достигла 150 ударов в минуту.

На высоте 12 метров Олдрин доложил, что поднимается лунная пыль.

На высоте около 9 метров , как вспоминал Армстронг, «Орёл» по неизвестной причине начал перемещаться влево и назад. С движением назад справиться удалось, но полностью погасить перемещение влево не получилось. Ещё более замедлять снижение или зависать было нельзя, поскольку топлива оставалось совсем мало, и допустимый лимит времени до прерывания посадки был почти исчерпан .

Вскоре после того, как Олдрин доложил, что высота 6 м . , вертикальная скорость 0,15 м/с, а скорость горизонтального перемещения - 1,2 м/с, Дьюк из Хьюстона предупредил, что остаётся 30 секунд . Через 9 секунд после этого предупреждения Олдрин закричал: «Сигнал контакта! » Это произошло в 20:17:39 UTC 20 июля (102 ч. 45 мин. 39,9 с. полётного времени) . Синий сигнал контакта означал, что лунной поверхности коснулся как минимум один из щупов длиной 1,73 м, которые крепились к трём из четырёх опор (кроме той, где была лестница). Через 1,5 секунды после этого Армстронг заглушил двигатель. На послеполётном опросе он рассказал, что не смог точно определить момента посадки. Посадка была настолько мягкой, что момент, когда корабль стал на грунт, было сложно определить .

После прилунения Армстронг передал Земле: «Хьюстон, говорит База Спокойствия. "Орёл" сел ». Чарльз Дьюк ответил, от волнения оговорившись: «Понял вас, "Свок…", "Спокойствие". Вы прилунились. Мы тут все уже было посинели. Теперь мы снова дышим. Спасибо огромное! »

Лунный модуль стал на грунт с небольшим наклоном назад на 4,5° от вертикали, он так и остался повёрнутым на 13° влево от траектории полёта. Послеполётный анализ показал, что в топливных баках посадочной ступени «Орла» осталось 349 кг. топлива . Этого хватило бы на 25 секунд зависания , после чего осталось бы 20 секунд на запуск двигателя взлётной ступени и прерывание посадки. У следующих «Аполлонов» после посадки оставалось от 499 до 544 кг.

Корабль прилунился в точке с координатами 0,67408° с. ш. 23,47297° в. д. , в 6858 метрах западнее центра эллипса района посадки:

Место посадки «Аполлона-11» (на него показывает синяя стрелка) - юго-западный район Моря Спокойствия

В течение первых 2-х часов пребывания на Луне Нил Армстронг и Эдвин Олдрин были заняты имитацией предстартовой подготовки - на случай, если по каким-либо причинам возникла бы необходимость досрочно прервать пребывание на Луне.

После её завершения Армстронг запросил разрешение Хьюстона, вместо отдыха, который стоял следующим пунктом в полётном плане, примерно через 3 часа начать выход на поверхность . Разрешение было дано меньше чем через полминуты, всем было понятно, что эмоциональное состояние астронавтов всё равно не даст им заснуть . Кроме того, главное событие миссии передвигалось с глубокой ночи по времени восточного побережья США на лучшее эфирное время (для трансляции в прямом эфире).

Затем Олдрин, как старейшина пресвитерианской церкви, провёл краткую частную церковную службу, совершив таинство причастия . Олдрин имел с собой маленькую пластиковую коробочку с походным набором из миниатюрного потира, гостии и вина, которые он взял заблаговременно в Уэбстерской пресвитерианской церкви в Хьюстоне. После полёта Олдрин вернул миниатюрный потир в Уэбстерскую церковь. Каждый год в воскресенье, ближайшее к 20 июля, местные прихожане там принимают участие в богослужении Лунной евхаристии . Армстронг, будучи атеистом, участия в церемонии не принял, и причащаться не стал.

От получения разрешения на досрочный выход на поверхность Луны до начала разгерметизации кабины лунного модуля прошло более 4-х часов . После открытия выходного люка, в 109 часов 16 минут 49 секунд полётного времени , Армстронг, повернувшись к нему спиной, начал потихоньку в него протискиваться. Олдрин подсказывал ему, в какую сторону нужно двигаться и поворачиваться, чтобы ни за что не зацепиться. Выбравшись на площадку над лестницей, Армстронг первым делом отрепетировал возвращение в лунный модуль . Он снова заполз в него и встал на колени. Всё получилось нормально.

Взяв мешок с мусором , который ему передал Олдрин, он снова выбрался на площадку и выбросил мешок на лунную поверхность:

Мешок с мусором стал первым предметом, который человек, прибывший на другое космическое тело, бросил на него. Не является ли это пророческим символом - характеристикой нашего будущего освоения планет?


После этого Армстронг дёрнул за кольцо и открыл грузовой отсек посадочной ступени слева от лестницы (если смотреть на лунный модуль), тем самым включив телекамеру , которая и сняла его первый шаг на поверхность Луны (см. видео ниже). Спустившись на круглую тарелку опоры лунного модуля, Армстронг запрыгнул обратно на нижнюю ступеньку лестницы и сообщил Олдрину, что вернуться назад можно, но нужно хорошенько подпрыгнуть. Он снова спрыгнул на тарелку и доложил Хьюстону, что опоры модуля вдавлены в поверхность всего на 2,5-5 см , хотя лунный грунт очень мелкозернистый, почти как порошок, если смотреть на него с близкого расстояния.

Держась правой рукой за лестницу, Армстронг левой ногой ступил на лунную поверхность (правая оставалась на тарелке) и произнёс:

«Это один маленький шаг для человека, но гигантский скачок для всего человечества »

That’s one small step for [a] man, one giant leap for mankind »)

Это произошло в 109 часов 24 минуты 20 секунд полётного времени , или в 02 часа 56 минут 15 секунд UTC 21 июля 1969 года . Через 15 минут к нему присоединился Эдвин Олдрин.

Фраза при высадке на Луну была составлена заранее, однако от волнения Армстронг пропустил неопределённый артикль перед словом man , что хорошо слышно в записи. Таким образом, смысл фразы исказился: слово man без артикля означает не отдельный человек, а человек, как вид, человечество.

По словам друга детства Армстронга, фраза о двух разных шагах была навеяна детской игрой Mother May I , в которой нужно делать большие или маленькие шаги вперёд.

Телетрансляцию о высадке человека на Луну вели все страны, кроме СССР и Китая . В странах бывшего СССР распространена легенда, что в момент первой высадки на Луну, когда более чем 1 миллиард человек в остальном мире смотрели прямую трансляцию с Луны, по Центральному телевидению СССР якобы был показан фильм «Свинарка и пастух». Однако в этот момент, 5:56 утра по московскому времени, Центральное телевидение СССР вообще не вело передач ; в 1969 году передачи ЦТ начинались только в 8 утра .

На поверхности Луны астронавты пробовали различные способы передвижения, собрали 21,55 кг. образцов лунного грунта , установили научные приборы, разговаривали с президентом Никсоном, установили мемориальную табличку, американский флаг и памятные медали в честь погибших американских астронавтов и советских космонавтов. Армстронг сходил к Малому Западному кратеру диаметром 30 метров, расположенному в 60 метрах к востоку от лунного модуля, и сделал там ряд снимков. Это было максимальное удаление астронавтов от лунного модуля во время данной экспедиции.

Пребывание вне корабля продолжалось 2 часа 31 минуту 40 секунд .

Когда Армстронг и Олдрин вернулись в лунный модуль и сняли шлемы и перчатки, они почувствовали едкий запах лунной пыли . Астронавты протёрли лица и руки влажными салфетками и полотенцами. Частица лунной пыли попала Армстронгу в глаз, но её удалось без проблем извлечь; вычистить до конца лунную пыль из-под ногтей ни он, ни Олдрин не смогли.

Олдрин доложил Земле, что на панели управления, справа, там, где он стоит, один переключатель находится не в том положении , в каком нужно, а включатель зажигания двигателя взлётной ступени вообще сломан . Вероятнее всего, это произошло, когда Олдрин поворачивался в кабине ещё с ранцем за плечами. Астронавты стали искать, чем можно было бы включить сломанный выключатель. Оказалось, что для этих целей подходил фломастер, который у них был на борту.

Ответив на ряд вопросов специалистов на Земле, Армстронг и Олдрин прибрались в кабине и стали укладываться спать . Спать пришлось в скафандрах. Олдрин, по его словам, урывками подремал часа два. Армстронг приближался к состоянию дремоты, но так и не смог заснуть.

За три дня до старта «Аполлона-11», 13 июля 1969 года , СССР запустил автоматическую станцию «Луна-15» , которая должна была достигнуть Луны как раз в день старта, 16 июля . Для американцев этот запуск был загадкой, но высказывались предположения, что его цель - мягкая посадка аппарата на Луну и возвращение его на Землю с образцами лунного грунта до возвращения «Аполлона-11». 16 июля «Луна-15» благополучно вышла на окололунную орбиту. В течение 52 витков с ней были проведены 86 сеансов связи, но при попытке посадки 21 июля 1969 года , т.е. во время пребывания Армстронга и Олдрина на Луне, она разбилась в Море Кризисов (т.е., не так далеко, по лунным меркам, от места посадки «Аполлона-11»).

Сразу после пробуждения астронавты начали готовиться к взлёту . Двигатель взлётной ступени лунного модуля был включён, как и планировалось, в 124 часа 22 минуты полётного времени . Таким образом, пребывание на поверхности Луны продолжалось 21 час 36 минут и 21 секунды .

Первые 10 секунд «Орёл» поднимался строго вертикально. Олдрин увидел в свой иллюминатор, как под воздействием реактивной струи полетели в разные стороны мелкие куски теплоизоляции посадочной ступени, и упал установленный ими флаг . Когда скорость достигла 12 м/с, корабль повернулся на 50° носом вперёд, чтобы начала увеличиваться горизонтальная скорость.

Траектория вертикального старта взлётной ступени лунного корабля с поверхности Луны


Через 7 минут «Орёл» вышел на промежуточную орбиту с периселением 17 км и апоселением 87 км .

Примерно через час после взлёта , когда оба корабля находились над обратной стороной Луны, Армстронг включил двигатели системы ориентации. Лунный модуль перешёл на почти круговую орбиту, периселений которой поднялся до 83,3 км .

Активный участок траектории выхода взлётной ступени лунного корабля на орбиту искусственного спутника Луны


Выход взлетной ступени лунного корабля на орбиту искусственного спутника Луны


Переход взлетной ступени лунного корабля на фазирующую орбиту и постоянную разность высот


В результате ещё нескольких последовательных манёвров через 3,5 часа после взлёта «Орёл» и «Колумбия» сблизились до расстояния 30 м.

Манёвр постоянной разности высот, окончательное фазирование, коррекция траектории встречи взлетной ступени с основным блоком корабля.

Вскоре после того, как Армстронг и Олдрин перешли в командный модуль, взлётная ступень «Орла» была сброшена . Она осталась на орбите, но со временем должна была упасть на Луну. Коллинз 7-секундным включением двигателей системы ориентации отвёл «Колумбию» на безопасное расстояние.

В самом начале 31-го витка, когда корабль находился над обратной стороной Луны, был включён его маршевый двигатель . Он отработал 2 минуты 28 секунд . «Аполлон-11» перешёл на траекторию полёта к Земле :

Выход на траекторию возвращения к Земле (ЖРД включен на 149 сек, когда корабль был за диском Луны, приращение скорости полета 1003 м/сек)


Астронавты перевели командно-служебный модуль в режим пассивного термического контроля (медленное вращение вокруг продольной оси), и у экипажа начался 10-часовой период ночного отдыха .

В 195 часов 03 минуты 06 секунд полётного времени «Аполлон-11» на высоте 122 км от поверхности Земли вошёл в плотные слои атмосферы со скоростью 11 км/с .:

Ориентация командного отсека корабля при входе в атмосферу, процесс раскрытия парашютов и посадка в Тихом океане


Траектория входа в атмосферу командного отсека корабля (отметки времени через 1/2 мин)


Через 15 минут корабль приводнился в 3 км от расчётной точки и в 24 км от авианосца «Хорнет », в точке с координатами 13°19′ (13,30°) с.ш. 169°09′ (169,15°) з.д.

Место посадки командного отсека корабля


Экипаж подняли на борт вертолёта и доставили на авианосец через 63 минуты после приводнения .

Через 2 часа 5 минут туда же доставили и «Колумбию». Из вертолёта астронавты перешли в мобильный карантинный фургон . Контейнеры с образцами прошли двойную стерилизацию : сначала ультрафиолетовыми лучами, затем - надуксусной кислотой. В карантин попали ещё 4 техника. В общей сложности, карантину были подвергнуты 23 человека. Однако, никаких патогенов или симптомов инфекционных заболеваний ни у астронавтов, ни у кого-либо из находившихся с ними в карантине обнаружено не было , поэтому было решено прекратить карантин для людей в 1 час ночи 11 августа , на день раньше, чем планировалось.

Образцы же лунной породы должны были оставаться в Лунной лаборатории дольше, от 50 до 80 дней, пока не будут готовы результаты всех посевов на микроорганизмы. Несколько сотен граммов реголита и сколов лунных камней стали материалом для определения их токсичности и патогенности. Лунный материал испытывался на стерильных мышах и различных растениях . Ни одного случая, который мог бы указывать на опасность для земных организмов, отмечено не было, лишь отдельные незначительные отклонения от нормы. Например, выяснилось, что образцы лунной породы стимулировали рост некоторых растений . Был сделан вывод, что лунный грунт биологически безопасен .

В полдень 12 сентября карантин был прекращён. Изучение доставленных образцов продолжилось в лабораториях по всему миру.

Анимационную реконструкцию основных этапов полёта можно посмотреть » - реконструкция миссии «Аполлон-11». На фоне хорошо известных фактов, в картине разворачивается история неизвестных доселе обстоятельств подготовки полёта: технические сложности и хитросплетения взаимоотношений астронавтов, кропотливое изложение деталей путешествия, дополненных никогда не публиковавшимися архивными съёмками в HD качестве, передовые спецэффекты. Фильм развенчивает множество мифов, существовавших десятилетия. Снят к 40-й годовщине полёта «Аполлона-11» (2009 год):

* * *

Следует отметить, что и у Советского союза была в те же годы программа пилотируемых лунных полётов . О том, почему она не была реализована, почему СССР «проиграл» Америке лунную гонку, можно будет поговорить отдельно.

* * *

Нельзя также не сказать о том, что существует « гипотеза лунного заговора » (или «лунной аферы» ), утверждающая, что американские астронавты никогда не были на Луне, а всё, что человечеству известно об этом – это удачная имитация , мистификация НАСА и правительства США.

Об этой гипотезе можно посмотреть, например, следующие видеоматериалы:

Источники : http://wikipedia.org, godkosmicheskojjery.ru, files.radioscanner.ru, zhistory.org.ua, testpilot.ru, bwana.ru, epizodsspace.narod.ru


Close