Под влиянием биологических, химических и физических воздействий на горную породу образовалась почва.

Почвообразование - сложный исторический процесс. В зависимости от сочетания многих факторов и их интенсивности формируются различные типы почв.

Микроорганизмам принадлежит основная роль в первичном почвообразовательном процессе. Минералы и горные породы разрушаются под влиянием специфических микроорганизмов, так называемых силикатных бактерий, к которым Аристовская причисляет нитрификаторы, тиобактерии, а также спорообразующие бактерии.

Участие микроорганизмов в разрушении минералов бывает прямым и косвенным. При прямом разрушении микрофлора воздействует на горную породу двумя способами: ферментативно и посредством микробной слизи. Более значимым является ферментативное разрушение, при котором высвобождается сера, железо, марганец и др. Менее существенное значение имеет разрушение горной породы под действием слизеобразования, поскольку этот процесс очень специфичен. Слизь содержит обычно полисахариды, уроновую кислоту, карбоксильные и фенильные группы, которые воздействуют на минералы. В результате образуются комплексные соединения, и минералы разрушаются. В косвенном воздействии на почвообразующие породы принимают участие метаболические продукты микроорганизмов, которые являются очень сильными реагентами. К ним относятся, помимо прочих, минеральные и органические кислоты, основания, хелатообразующие вещества, характеризующиеся выраженными восстановительными свойствами. Одни микроорганизмы высвобождают серную кислоту, другие - азот. Установлено, что неорганические кислоты, выделенные микроорганизмами, наиболее активно участвуют в разрушении горной породы. Это самая ранняя стадия почвообразовательного процесса, в ходе которой развиваются автотрофные микроорганизмы, использующие минеральные питательные вещества. Гетеротрофные микроорганизмы развиваются более интенсивно там, где имеются органические вещества. Кислоты, выделяемые микроорганизмами, вызывают разрушение горных пород, при этом сами нейтрализуются, и создается благоприятная среда для развития микрофлоры. Многие микроорганизмы при своем развитии выделяют щелочные соединения, которые разрушают труднорастворимые соединения, в частности почвенные минералы. Следовательно, микроорганизмы активно участвуют в первичном почвообразующем процессе. Микроорганизмы, органические соединения, содержащие азот, и горная порода - это необходимые факторы формирования почвы. Автотрофные микроорганизмы являются первыми обитателями безжизненной породы, они образуют органическое вещество и создают условия для развития гетеротрофных микроорганизмов и более высших форм жизни - лишайников, мхов, растений. В связи с этим одна из основных задач - это исследование микробиологических процессов в первичном и современном почвообразовательном процессе.

Почвенная микрофлора играет важную роль в жизни растений. Она образует вблизи корней биологически активный слой, улучшает питание растений, предохраняет их от болезней и т. д. Однако до настоящего времени сравнительно мало известно об огромной роли микроорганизмов в питании растений, о естественном симбиозе растений и микроорганизмов, который, вероятно, постоянно совершенствовался в ходе эволюции растений и, бесспорно, играл и играет большую роль в жизни каждого растительного вида. Не случайно еще древние римляне утверждали, что для успешного развития растений необходима хорошая почва. В настоящее время наукой доказано, что в почве обитают микроорганизмы, с помощью которых растения приспосабливаются к среде и которые поставляют растениям питательные вещества и защитные средства.

Для развития почвенной микробиологии огромное значение имеют исследования ученых-микробиологов: Виноградского, Омелянского, Буткевича, Костычева, Худякова и др. В 1880 г. Каменский открыл у растений микоризу и сделал вывод, что корни некоторых растений покрыты мицелием грибов. Костычев в 1882-1885 гг. изучал роль почвенных грибов в образовании гумуса. Виноградский открыл процесс хемосинтеза и тем самым новую эру в развитии почвенной микробиологии. Он изолировал и изучил сернистые, железистые и нитрифицирующие бактерии, а в 1894 г. обнаружил и выделил клостридию - G. pasteurianum, - анаэробный азотфиксатор. Вслед за этим голландский микробиолог Бейеринк открыл азотобактер (Azotobacter chroococcum) - аэробный азотфиксатор. Исследования Буткевича были посвящены интенсивности и закономерностям процесса разложения органического вещества, связи между содержащимся в нем азотом и углеродом. Омелянский изучал разложение целлюлозы в почве и поведение азотфиксирующих бактерий. Русские и советские микробиологи установили, что микробиологическая активность в почвах бывает различной и зависит не только от состава микрофлоры, но и от условий, которые созданы для ее развития. Это еще одна из наиболее важных задач почвенной микробиологии: определение факторов, от которых зависит развитие микрофлоры, и оптимальных условий для биологических процессов в почве.

Почва густо населена микроорганизмами, которых она обеспечивает питательными веществами, воздухом, влагой, благоприятной температурой. Развитие микрофлоры в большой степени зависит от водно-физических и физико-химических свойств почвы.

В структурной почве такие факторы, как хорошая аэрация и влажность, создают условия, благоприятные для развития микроорганизмов. Кроме того, многие микроорганизмы в процессе жизнедеятельности выделяют вещества, в свою очередь положительно влияющие на структуру почвы, и таким образом сами создают и улучшают условия для своего развития. Ведущая роль в этом отношении отводится аэробным микроорганизмам, которые соединяют разложившиеся органические остатки, как будто цементируя их. По мнению Мишустина (1956), в создании устойчивой структуры почвы активно участвуют грибы и актиномицеты, они образуют мицелий, опутывающий почвенные частицы. Бактерии (азотобактер, различные бациллы и т. д.) выделяют слизь, с помощью которой формируется водопрочная структура. При разложении органических веществ под влиянием некоторых микроорганизмов выделяется уроновая кислота; соединяясь с белками, она формирует уропротеиновые комплексы, обладающие цементирующими свойствами.

Структурные почвы наиболее богаты микроорганизмами, развивающимися в порах, в связи с чем порозность почвы имеет большое значение для их жизнедеятельности. Почвенные поры обычно заполнены водой, которая используется микроорганизмами. Последние скапливаются на поверхности почвенных частиц, где адсорбированы различные питательные вещества. Бактерии обычно адсорбируются почвой, но это не препятствует их развитию.

Почвенный раствор содержит много питательных веществ, обеспечивающих развитие популяций микроорганизмов.

Для жизнедеятельности микроорганизмов большое значение имеет реакция почвенного раствора (pH), поскольку она влияет на растворимость солей. Однако не сама величина pH, а концентрация водородных ионов в почвенном растворе оказывает влияние на растворимость питательных веществ. Кислая реакция не благоприятствует развитию микрофлоры.

В поверхностных слоях почвы интенсивно протекают окислительные процессы, активно развивается микрофлора, тогда как в более глубоких горизонтах снижается содержание кислорода и усиливаются процессы восстановления. Граница между этими двумя противоположными процессами определяется свойствами почвы и зависит от глубины, на которой развиваются аэробные и анаэробные микроорганизмы.

Важным фактором, способствующим развитию микроорганизмов, является наличие в почве воздуха с высоким содержанием двуокиси углерода. Кислород в достаточном количестве содержится лишь в поверхностном горизонте, где и отмечается наибольшая численность микрофлоры.

Буферная способность, которой обладает почва, инактивирует различные вещества, такие как кислоты, токсины и др., создавая таким образом условия, благоприятные для жизнедеятельности микрофлоры.

Температурные условия также положительно влияют на развитие микрофлоры, поскольку значительные колебания температуры происходят лишь в поверхностном горизонте, тогда как в более глубоких слоях почвы температура бывает довольно постоянной. Микроорганизмы выдерживают относительно низкую температуру. Установлено, что при оттаивании замерзшей почвы стимулируется их развитие. Почвенные микроорганизмы могут страдать от вредоносного влияния солнечных лучей, но, с другой стороны, солнце положительно влияет на микрофлору. По данным Красильникова, азотфиксирующие микроорганизмы более активны в почвенно-климатических условиях с высокой температурой.

Под влиянием микроорганизмов в почве разлагаются растительные и животные остатки. Получаемые продукты разложения органических веществ подвергаются биохимическим превращениям, в результате которых в почве накапливаются специфические вещества, называемые гумусом. В процессах минерализации и синтеза при образовании гумуса участвуют различные ферменты, синтезируемые микроорганизмами. В органических остатках в первую очередь разлагаются запасающие углеводы, затем белки, жиры и в последнюю структурные углеводы - гемицеллюлоза, целлюлоза и лигнин. Органические вещества, которые не минерализуются под влиянием микроорганизмов, в почве практически отсутствуют.

Синтез органических веществ в почве происходит при участии различных видов микроорганизмов. Особую роль играют автотрофные микроорганизмы: серобактерии, железобактерии, нитрифицирующие бактерии и др., которые в процессе жизнедеятельности превращают минеральные вещества в органические, служащие источником питания для гетеротрофных микроорганизмов.

Корни растений и микроорганизмы выделяют в почву различные биологически активные вещества: витамины, ауксины, пантотеновую и никотиновую кислоту и ферменты, находящиеся в активном состоянии и стимулирующие развитие микрофлоры. В почве присутствуют и выделяемые микроорганизмами антибиотики, которые ингибируют или полностью подавляют жизнедеятельность некоторых вредных видов, способствуя развитию полезных микроорганизмов.

Бактериальные клетки обычно адсорбированы на поверхности почвенных частиц, что особенно сильно проявляется в поверхностных горизонтах и на почвах с высокой сорбционной способностью. В кислых почвах бактерии адсорбируются более интенсивно. Для высокой адсорбции на нейтральных почвах требуется низкая влажность и высокая температура. Адсорбция - обратимый процесс: изменение температуры, почвенной реакции, влажности и других факторов приводит к десорбции бактериальных клеток. Адсорбированные микроорганизмы защищены от неблагоприятных условий, однако обладают меньшей активностью, поскольку их адсорбция носит не физико-химический, а биологический характер. Почвой адсорбируются также продукты жизнедеятельности микроорганизмов. Особо важное значение для развития микрофлоры имеет адсорбция продуктов метаболизма, поскольку при этом почва освобождается от токсических веществ. При адсорбции ферментов, антибиотиков, стимуляторов роста и других веществ их активность сохраняется продолжительное время, что имеет важное значение для плодородия почвы и развития микрофлоры.

Клетки микроорганизмов распределены в почве неравномерно. Они образуют различные по величине колонии. Наиболее часто сожительствуют неантагонистические виды. Микроорганизмы обычно размещены в крупных порах, хотя могут проникать в мелкие поры и капилляры. Они подвижны и способны перемещаться на 1,5-3,5 м.

В почве практически нет участков, не заселенных микроорганизмами, их расселению помогает способность менять форму в зависимости от внешних условий. Они могут становиться палочковидными, кокковидными, а кроме того, изменять размер и т. д.

О специфическом влиянии типа почвы на количество и состав микрофлоры мнения различны. Так, Мишустин считает, что микроорганизмы распространены в строгой географической зональности. Например, соотношения Azotobacter, клубеньковых бактерий, В. mycoides и др. меняются в соответствии с почвенно-географическими условиями. По мнению Красильникова (1958), Пошона и де Бержака (1969), численность и состав почвенной микрофлоры зависят от окружающих условий - растительного покрова, влажности, температуры и других факторов, т. е. распространение микроорганизмов определяется не географической зональностью, а экологическими факторами. Температура - один из важнейших экологических факторов. В почве наиболее многочисленны мезофильные микроорганизмы. В зависимости от географической зональности различают психрофильные и термофильные микроорганизмы.

Важным фактором для жизнедеятельности микроорганизмов является влага: в зонах с низкой влажностью преобладают ксерофитные формы, к основным представителям которых относятся микобактерии и актиномицеты. Распространение и состав микроорганизмов зависят не от типа почвы, а от сочетания факторов, характерных для данной местности. По мнению Мишустина (1948), Сушкиной (1949), по распространению отдельных микроорганизмов можно судить о характере и плодородии почвы. Наиболее часто в качестве такого показателя принимают численность и активность бактерий рода Azotobacter, которые особенно чувствительны к изменению почвенно-экологических условий. Следовательно, почва - это естественный субстрат, в котором микроорганизмы находят условия для своего существования. Необходимо отметить, что в природе нет стерильной почвы, т. е. не заселенной микроорганизмами. Численность микроорганизмов, соотношение между отдельными группами, интенсивность процессов, в которых они участвуют, видовой состав и т. д. существенно зависят от почвенно-климатических условий.

При определении заселенности почвы микроорганизмами важно знать не только их численность, но и активность микрофлоры. Количество микроорганизмов в сущности определяет степень биологической активности почвы. В экологических системах вследствие сочетания различных факторов в почве устанавливается биологическое равновесие, которое наиболее сильно нарушается антропогенным воздействием. Различные агротехнические приемы - удобрение, орошение, обработка почвы, чередование культур в севообороте и др., применяемые при возделывании культур, оказывают существенное влияние на почвенную микрофлору. При внесении удобрений микрофлора, как правило, активизируется. Орошение и обработка почв значительно меняют условия существования микроорганизмов. Изменения биологических свойств почвы в зависимости от технологии возделывания культур отражаются на ее свойствах и плодородии, при этом меняется численность, состав и активность микрофлоры, нарушаются основные процессы, происходящие в почве, изменяется степень ее плодородия. Поэтому особую актуальность приобретает изучение биологических свойств почвы, особенно при интенсивном возделывании и удобрении культур как одного из основных факторов антропогенного влияния.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Молоко является благоприятной средой для сохранения и развития микроорганизмов. Наиболее обильным и значительным источником бактериального загрязнения молока во время дойки являются шерсть и кожа коров. Молочная посуда и инвентарь, плохо вымытые или промытые неудовлетворительной в санитарном отношении водой, также представляют серьезные источники бактериального загрязнения молока. Заметным фактором загрязнения молока может стать воздух помещения в случае запыления его сухими кормами перед дойкой или во время ее. Сравнительно редко молоко загрязняется руками доярок. Возможность загрязнения молока увеличивается при перекармливании коров сочными кормами (силос, корнеплоды), вызывающими жидкий кал. В чистом молоке преобладают микрококки, немного молочнокислых бактерий, сарцин и др. В молоке, полученном в антисанитарных условиях, может оказаться значительное количество кишечных палочек, а также гнилостных и молочнокислых микробов.

При длительном хранении молока (при комнатной температуре) можно констатировать не только количественные, но и качественные изменения микрофлоры. Непосредственно после дойки в течение нескольких часов количество микробов в молоке не увеличивается или даже снижается (бактерицидная фаза). За последнее время в молоке был обнаружен антибактериальный фактор - лактенин (по-видимому, ферментативной природы). Бактерицидные свойства выдоенного молока проявляются тем длительнее, чем ниже его температура и чем меньше первичное обсеменение. Бактерицидные свойства проявляются преимущественно в отношении микрококков вымени, некоторых молочнокислых стрептококков и стрептококков группы А. Бактерицидное действие молока, по-видимому, не распространяется на кишечные и брюшнотифозные палочки. За бактерицидной фазой следует фаза смешанной микрофлоры, продолжающаяся около 12 часов. Она сменяется фазой молочнокислых стрептококков, вытесняющих благодаря накоплению молочной кислоты щелочеобразующие и гнилостные бактерии. Затем наступает фаза молочнокислых палочек, более кислотоустойчивых, чем стрептококки, постепенно вымирающие. Последняя фаза - фаза грибковой микрофлоры - характеризуется подавлением молочнокислой микрофлоры дрожжевыми и плесневыми грибками, для размножения которых высокая кислотность молочной среды является благоприятной. Все эти фазы заканчиваются гнилостным разложением молока вследствие размножения соответствующих микробов. Описанная схема закономерной смены фаз микрофлоры молока не является постоянной, ряд факторов может ее нарушить, например буферность молока или температура его хранения. Последняя не только влияет на общее размножение микробов, но обладает избирательным действием на развитие отдельных форм микробов. Например, молоко (пастеризованное или кипяченое) при длительном хранении при низкой температуре (5°), оставаясь внешне нормальным, может приобретать горький вкус вследствие преобладающего развития психрофилов, среди которых часто встречаются гнилостные споровые микробы.

Молоко может инфицироваться на первом этапе его получения от больного (или бациллоносителя) животного или человека; оно может быть инфицировано и водой, применяемой для мытья посуды и подмывания вымени. Возможно инфекционное загрязнение молока и на дальнейших этапах его продвижения к потребителю. Туберкулезная инфекция может передаваться через молоко больных коров, так как возбудитель туберкулеза рогатого скота (Mycobacterium tuberculosis, typus bovinus) патогенен и для человека; особенно восприимчивы к нему дети. Молоко от коров, больных туберкулезом легких, кишок, вымени, не допускается к употреблению в пищу и подлежит уничтожению. Молоко от коров, реагирующих на туберкулез, но не имеющих клинических признаков заболевания, допускается к употреблению в пищу после пастеризации при t° 8,5° в течение 30 мин.

Бруцеллез среди населения, не имеющего контакта с животными, распространяется алиментарным путем и почти исключительно через сырое коровье молоко. Поэтому молоко от коров, положительно реагирующих на аллергические и серологические пробы на бруцеллез, но не имеющих клинических симптомов, обезвреживается путем пастеризации в течение 30 мин. при t° 70° или моментальной пастеризации при t° молока не менее 90°. Молоко, полученное от коров с клиническими явлениями бруцеллеза, обязательно кипятят в течение 5 мин.

Мастит (воспаление молочных желез лактирующих коров) вызывается преимущественно стрептококком (Str. mastitidis); стафилококки и некоторые другие бактерии играют здесь второстепенную роль. Молоко и молочные продукты, полученные от коров, страдающих маститом, вызывают пищевые отравления. Поэтому в дополнении (1958) к санитарным и ветеринарным правилам предусматриваются изоляция и лечение больных маститом коров, отдельное использование маститного молока после кипячения для скармливания телятам и поросятам и запрещение этого молока для использования в пищу.

Ящур передается человеку алиментарным путем, в частности через сырое молоко больных животных. Молоко, полученное в карантинированных по ящуру хозяйствах, допускается для употребления в пищу только внутри хозяйства после кипячения в течение 5 мин.

При сибирской язве отделение молока резко снижается. Получаемое молоко уничтожается.

Туляремия иногда может передаваться через молоко. Возбудитель (Pasteurella tularensis) может выживать в молоке несколько дней. Необходимо тщательно защищать молоко от грызунов.

Ку-лихорадка может передаваться через молоко, полученное от больных животных в течение 20-30 дней в периоде бессимптомной стадии. Получаемое молоко подлежит уничтожению.

Ветеринарное законодательство не допускает выпуск молока для употребления в пищу от коров, коз, овец и лошадей, больных сибирской язвой, симптоматическим карбункулом, бешенством, чумой рогатого скота, инфекционной желтухой, некробациллезом вымени, актиномикозом вымени, сапом (и подозрительных на сап), злокачественным отеком и лейкозом.

Молочные эпидемии брюшного тифа отличаются от водных эпидемий большей массивностью и меньшей растянутостью сроков инкубационного периода; при них выше поражаемость брюшным тифом детей (главных потребителей молока). Наиболее частый первоисточник инфекции молока - бациллоноситель и больной. Молоко, идущее для потребления, обязательно пастеризуют; эффективность пастеризации необходимо проверять. Периодически обследуют на бациллоносительство всех лиц, непосредственно соприкасающихся с товарным молоком.

Паратиф В нередко может протекать в виде молочных эпидемий и вспышек, течение которых сходно с тифозными. Профилактика та же, что и при брюшном тифе.

Дизентерия также может передаваться через зараженное молоко.

Гепатит эпидемический (болезнь Боткина) может передаваться через молоко. При подозрении, что молоко содержит вирус гепатита, его кипятят в течение 10 мин.

Дифтерия может легко передаваться через молоко, хотя в СССР вспышек дифтерии, связанных с молоком, не наблюдалось.

Возбудитель скарлатины может вызывать у коров мастит и попадать в молоко от скарлатинозного больного и носителя. Обязателен медицинский осмотр персонала молочных предприятий, временное устранение от работы страдающих ангинами, регулярный ветеринарный надзор за лакирующими животными и пастеризация молока.

Полиомиелит может передаваться через молоко. Вирус полиомиелита сохраняется в молоке до 3 месяцев. Молоко из местностей, эпидемических по полиомиелиту, подвергается обязательному кипячению или усиленной пастеризации при t° 70° в течение 30 мин.

Пищевые отравления молоком наблюдались неоднократно, особенно в тех странах и местах, где оно употребляется в сыром виде. Однако наиболее частой причиной отравления не только сырым, но и пастеризованным молоком является его обсеменение энтеротоксигенным стафилококком, источником которого могут быть маститные коровы или (чаще) бациллоноситель и больной. Обращает внимание нередкое отравление пастеризованным фляжным молоком, подвергавшимся скисанию (самоквас) и, по-видимому, загрязненным энтеротоксигенным стафилококком. Необходимо соблюдение гигиенических требований при обращении с молоком, контроль за состоянием здоровья персонала, имеющего дело с молоком. Фляжное пастеризованное молоко следует перед употреблением в пищу повторно пастеризовать или кипятить. Скисшее фляжное молоко используют исключительно для изготовления каш, запеканок, булок и пр.

Жизнедеятельность микробов находится в зависимости от окружающей среды. Создавая те или иные условия в среде, где развиваются микробы, можно способствовать развитию полезных и подавлять жизнедеятельность вредных микробов.

Основными факторами, влияющими на жизнедеятельность микробов являются:

1. Температура. Все микробы имеют максимальную, оптимальную и минимальную температуру своего развития. Оптимальная температура для большинства микробов 25-35 °С. Поэтому продукты в этих условиях быстро портятся.

Минимальный температурный предел от -6 до – 20 °С. Но при такой температуре микробы не гибнут, а лишь замедляют свое развитие. При разморозке вновь начинают свою деятельность.

Максимальная температура (45 – 50 °С) также приостанавливает размножение микробов. Дальнейшее повышение ведет к гибели.

2. Влажность. Повышенная влажность увеличивает количество растворимых питательных веществ, следовательно, способствует питанию и развитию микробов. Поэтому пищевые продукты, содержащие большое количество влаги (молоко, мясо, рыба, овощи, плоды), быстро портятся. Поэтому надежным способом сохранения продуктов от порчи является сушка.

3. Свет. Прямой солнечный луч губит микробы, в том числе и болезнетворные. Губительны ультрафиолетовые лучи солнца и специальных ламп БУВ, используемых для дизенфекции воды, воздуха.

4. Химические вещества. Многие химические соединения губительно действуют на микробы и используются для их уничтожения. Так хлорную известь применяют для дизенфекции рук.

5. Биологические факторы. Микробы в процессе жизнедеятельности могут влиять друг на друга, способствуя развитию или угнетению. Многие бактерии, плесневелые грибы выделяют в окружающую среду вещества – антибиотики, губительно действующие на развитие других микробов. Другими веществами, близкими к антибиотикам по характеру действия на микробы, являются фитонциды. Это вещества, выделяемые многими растениями (луком, чесноком, хреном, цитрусовыми), убивают болезнетворные микробы дизентерии, гнилостную палочку.

Распространение микробов в природе.

Микробы широко распространены в природе: в почве, в воде, воздухе.

Самой благоприятной средой для развития микробов является почва, в 1 г которой находится до нескольких миллиардов микробов. Развитию микробов в почве способствует имеющиеся в ней питательные вещества, постоянная влажность, температура, отсутствие солнечного света. Больше всего микробов содержится на глубине от 1 до 30 см. В песчаной почве их меньше, чем в черноземе.

Для некоторых микроорганизмов вода является естественной средой обитания, особенно в открытых водоемах: реках, морях, озерах. Со сточными водами могут попадать болезнетворные микробы. Такую воду следует подвергать тщательной очистке – отстаивать, фильтровать, озонировать, обрабатывать ультрафиолетовыми лучами.

ирина кузьмина
Создание благоприятной развивающей среды в работе с дошкольниками

Одно из важных условий воспитательно-образовательной работы в дошкольном учреждении – правильная организация предметно-развивающей среды . Правильно организованная развивающая среда позволит каждому ребенку найти свое занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать с педагогами и сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки, а ведь именно это лежит в основе развивающего обучения .

Развивающая предметная среда является основным средством формирования личности ребенка и является источником его знаний и социального опыта.

Среда , окружающая детей в детском саду, должна обеспечивать безопасность их жизни, способствовать укреплению здоровья и закаливанию организма каждого из них.

Организация предметно-развивающей среды в детском саду несет эффективность воспитательного воздействия, направленного на формирование у детей активного познавательного отношения к окружающему миру предметов, людей, природы.

Актуальность : Одним из важнейших факторов развития личности ребёнка является среда , в которой он живёт, играет, занимается и отдыхает.

Цель : обеспечить систему условий, необходимых для развития разнообразных видов детской деятельности.

Задачи :

- создать необходимые предпосылки для развития внутренней активности ребенка;

Предоставить каждому ребенку возможность самоутвердиться в наиболее значимых для него сферах жизнедеятельности, в максимальной степени раскрывающих его индивидуальные качества и способности;

Вести стиль взаимоотношений, обеспечивающий любовь и уважение к личности каждого ребенка;

Функции предметно-развевающей среды :

Познавательная – удовлетворяет потребность ребенка в освоении окружающего мира, стимулирует познавательную активность;

Коммуникативная – стимулирует речевое развитие , позволяет ребенку познать азы общения и взаимодействия;

Оздоровительная – стимулирует двигательную активность, обогащает двигательный опыт, приобщает к культуре здоровья;

Творческая – приобщает детей к творческой деятельности, способствует саморазвитию и самореализации .

В нашей группе предметно-развивающая среда разделена на уголки-микроцентры для самостоятельной деятельности детей :

Центр физической культуры :

Задачи : Создать условия для занятия физическими упражнениями в группе, стимулировать желание детей заниматься двигательной деятельностью. Воспитывать у детей осознанное отношение к своему здоровью. Укрепление мышц нижних и верхних конечностей, профилактика плоскостопия; профилактика простудных заболеваний; укрепление мышц спинного позвоночника, предупреждение сколиоза.

уголке : доска гладкая и ребристая; коврики, дорожки массажные (для профилактики плоскостопия) ; мячи; скакалки; кегли; атрибуты для проведения подвижных игр, утренней гимнастики.

Потребность в движении является важной задачей при организации предметно – развивающей среды .

Центр изобразительного искусства :

Задачи : Развивать интерес , внимание, любознательность, эмоциональный отклик детей на отдельные эстетические свойства и качества предметов окружающей действительности.

Оборудование и материалы, которые есть в уголке : наборы цветных карандашей; наборы фломастеров; шариковые ручки; гуашь; акварель; цветные восковые мелки и т. п. ; кисточки - тонкие и толстые; баночки для промывания кисти от краски; бумага для рисования разного формата; трафареты по темам; пластилин; стеки; печатки; салфетки из ткани, доки для рисования фломастером и мелом.

Книжный центр :

Задачи : Формирование навыка слушания, умения обращаться с книгой; Формирование и расширение представлений об окружающем.

Оборудование и материалы, которое есть у нас в уголке : полочки ля книг, книжки по программе, любимые книжки детей, книжки-малышки, книжки-игрушки; альбомы для рассматривания : «Профессии» , «Времена года» , «Детский сад» ; наборы сюжетных и предметных картинок; игры по познавательному и речевому развитию и т . д.

В книжной витрине группы я выставляю обычно 4-5 книг, как правило, уже знакомые детям, с яркими, крупными иллюстрациями. Срок пребывания книги в уголке определяю интересом детей к этой книге. В среднем срок ее пребывания в нем составляет 2-2,5 недель. В уголке я даю детям первые уроки самостоятельного общения с книгой : знакомлю с уголком книги, его устройством и назначением, учу рассматривать книги только там (брать книги чистыми руками, перелистывать осторожно, не рвать, не мять, не использовать для игр; после того как посмотрел, всегда класть книгу на место). Мои ребята любят, когда мы читаем с ними книги и рассматриваем картинки.

Центр природы :

Задачи : Экологическое воспитание и образование детей. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

В нашей группе находится много комнатных растений; подобраны картинки по временам года, муляжи овощей и фруктов; изготовлены поделки из природного материала; природный и бросовый материал, вата, бумага разных сортов, лейки, распылитель для цветов, палочки для рыхления земли.

Дети нашей группы научились узнавать растения и называть основные части растения (стебель и листья) . Я разместила в уголке природы растения, с ярко выраженными основными частями и красиво, обильно и долго цветущие. Дети научились поливать растение под руководством воспитателя.

Психологический центр :

Задачи : Создание условий для сохранения психологического здоровья каждого ребенка.

Психологический уголок представляет собой нишу покоя, где ребенок чувствует себя защищенным и может тихонечко играть. Иногда ему это нужно, иногда нет. Такие уголки скрывают ребенка от посторонних глаз. Уголки уединения занимают не много места в групповой комнате. Это может быть простое и функциональное решение. В нашей группе есть : домик, в котором ребенок чувствует себя спокойно; коробочка - «Мирилка» , которая способствует примирению детей; подушки «Хорошее и плохое настроение» и дорожки к ним; погремушки и еще много всего.

Театральный центр :

Задачи : Развитие слухового восприятия и внимания; формирование исполнительских навыков; развитие творчества детей на основе литературных произведений.

Оборудование и материалы, которые есть у нас в уголке : театр настольный, ширма и наборы кукол (пальчиковых, плоскостных и др.) ; декорации, маски для постановки сказок.

Дети в восторге от нашего театрального центра. Мы стараемся знакомить малышей с различными видами театра. Встреча с куклой помогает детям расслабиться, снять напряжение, создать радостную атмосферу .

Центр ПДД

Задачи : Закрепить знания детей о правилах дорожного движения, правилах поведения на улице, полученных на занятиях через эмоциональное восприятие; воспитать грамотного пешехода.

Безопасность детей на дорогах во многом зависит от правильного изучения ПДД в детском саду.

В нашем центре есть атрибуты для сюжетно-ролевых игр с дорожной тематикой (жезл, свисток, фуражка, дорожные знаки, модель светофора, настольный перекресток (маленькие дорожные знаки, различные игрушечные виды транспорта, игрушки – светофор, детская художественная литература по тематике).

Пособие и игры по обучению детей ПДД. Наглядно-иллюстративный материал (иллюстрации : транспорта, дорожные знаки; сюжетные картинки с проблемными дорожными ситуациями).

Предметно – пространственная среда группы создает комфортное настроение, способствует эмоциональному благополучию детей .

Дети очень восприимчивы к окружающему, поэтому вся обстановка группы имеет большое воспитательное значение.

Таким образом, умело организованная среда практически снимает конфликтность в общении малышей друг с другом, синдром тревожности в отсутствие близкого взрослого. Дети спокойно входят в группу сверстников, проявляют друг к другу чувства симпатии. У них возникает интерес к детскому саду, желание быть в детском сообществе. Активная позиция малыша и радость освоения являются показателями правильного направления в работе взрослых .

Список литературы.

1. Денисенкова Н. «Как организовать окружающую среду » . Дошкольное воспитание №12 , 2003г.

2. Стеркина Р. «Развивающая среда в ДОУ » . Обруч № 3, 1997г.

3. Нищева Н. В. «Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду ». Изд-во «Детство-пресс» , СПб., 2007.

4. Новосёлова С. Л. «Развивающая предметная среда » , М.: Центр инновации в педагогике, 1995г.

5. Рыжова Н. А. «Развивающая среда дошкольных учреждений » , М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2003г.

6. Тарловская Н. «Развивающая среда и этапы взросления ребенка» . Обруч №3, 1997г.


Close