Юлия Клокова
Конспект открытого индивидуального логопедического занятия по теме: Автоматизация звука «Л» в Словах и Предложениях

Конспект открытого индивидуального логопедического занятия по теме :

АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА «Л» В СЛОВАХ И ПРЕДЛОЖЕНИЯХ

Разработала : учитель - логопед

Клокова Юлия Васильевна

Цели :

-Автоматизация звука «Л» в речи ребёнка.

Укрепление мышц языка и вырабатывание подъёма языка вверх

Отрабатывание движений языка вверх и его подвижности

Задачи :

Коррекционные :

-автоматизировать звук «Л» в речи ребенка в словах и предложениях ;

Развивать фонематический слух;

Развивать целостное восприятие, память, мелкую моторику, внимание,

Обогащать и расширять словарный запас ;

Закреплять навыки звукового анализа и синтеза ;

Развивать интонационную выразительность речи, внимание, память, мышление.

Образовательные :

Активизировать словарный запас

Закреплять правильное произношение звука [л] в слогах , словах , предложениях .

Укрепление мышц артикуляционного аппарата

Воспитательные :

Воспитывать самостоятельность, интерес к занятию , усидчивость, стремление добиться поставленной цели;

Формировать самоконтроль за своей речью;

Оборудование : Кукла-принцесса, ватные шарики, картинки с изображением стеллажа с предметами , бумажные ложки, лапти, лампы, лавки, лопаты (по пять штук) . Фишки и схемы слов .

Методы и приемы :

Демонстрация иллюстративных пособий;

Разъяснение, показ, указание;

Использование художественного слова ;

Оценка деятельности ребенка;

План занятия :

1. Орг. момент.

2. Основная часть.

Артикуляционная гимнастика.

Дыхательные упражнения

Упражнение на развитие фонематического слуха

Уточнение правильной артикуляции звука Л

Произнесение звука Л изолированно .

Произнесение звука в слогах .

Произнесение звука в словах

Изменение сущ-х в роде и падеже

Пальчиковая гимнастика

Физкультминутка

-Определение позиции звука в слове .

Упражнение на развитие фонематического слуха-2

7. Произнесение звука в словосочетаниях , образование множественного числа существительных,

8. Произнесение звука в предложениях .

9. Итог занятия .

Ход занятия:

1. Орг. момент.

Здравствуй, садись удобнее, мы с тобой сегодня отправимся путешествовать в сказку.

2. Основная часть.

Жила- была на свете очень красивая, добрая принцесса. Звали её Мила. Все её очень любили. Только Баба- Яга завидовала её красоте и заколдовала она принцессу, заморозила её в огромном куске льда.

Спасти бедную принцессу может только тот, кто справится со всеми заданиями Бабы- Яги.

Давай поможем Миле! Путь далёкий! ЛЮБИМЫЙ ЗВУК БАБЫ ЯГИ - «Л» . Она любит давать всем задания с этим звуком . Я думаю, ты справишься со всеми заданиями и спасёшь принцессу! Чтобы набраться сил перед дорогой, мы с тобой сделаем гимнастику :

Артикуляционная гимнастика :

«Змейка»

«Качели»

«Лошадка»

«Заборчик»

«Индюк»

«Вкусное варенье»

«Парашют»

«Пароход»

Мы попали в избушку бабы-Яги. Вот она!

Баба Яга требует взамен того, что она отпустит принцессу, выполнить её задания.

Если всё выполним правильно, принцесса окажется на свободе!

Баба Яга дала нам книгу с заданиями :

Задания Бабы Яги :

Задание №1

Хлопни в ладоши, если услышишь звук Л :

М- Р- Л- С- Л- Т-Д- Л- С затем сложнее :

МА- НЫ- ЛА- ДЫ- ЛО- СУ- АР- УЛ- ЛЫ

РЫБА, МАК, ЛАПА, ПЕНА, ПАЛАТКА, МЫЛО, НОС, ЛОПАТА.

Задание №2

Поиграй Бабе Яге на балалайке! (Имитация игры на балалайке с проговариванием слогов «ла- ла-ла»

Для того чтобы выполнить задания Бабы Яги надо вспомнить, как правильно произносится звук Л .

Уточнение артикуляции звука Л .

Скажи, как мы правильно произносим ТВЁРДЫЙ звук Л ?

Мы улыбаемся, язычок широкий, кончик языка прикусываем зубами.

Давай попробуем произнести! Л Л Л; ЛА ЛА ЛА АЛ АЛ АЛ

Задание№2

Посмотри-ка на полки в избушке! Чего тут только нет! Давай назовём то, что мы увидели. (Картинка с изображением стеллажа)

Баба Яга жуткая растеряха, Она ничего не убирает на место, а потом ничего не может найти! Надо посчитать всё ли в её хозяйстве на месте? Для этого надо вспомнить, как правильно произносится звук Л .

Считаем ложки, лампы, лапти, пиалы, вилки :

Одна ложка, две ложки… и т. д.

Пальчиковая гимнастика :

Как у нашей внучки- (Сжимаем- разжимаем кулачки)

Маленькие ручки.

А на ручках пальчики (Скрестив пальчики на руках опускаем-поднимаем их)

Девочки и мальчики.

Дружно пальчики живут. (Хлопаем в ладоши)

Их по имени зовут : (Показываем каждый пальчик)

Большой, указательный., средний., безымянный., мизинчик.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.

Утром гномы в лес пошли. (Энергичный шаг на месте.)

По дороге гриб нашли. (Наклон вперёд. Выпрямиться, руки на поясе.)

А за ним-то, посмотри- (Наклоны туловища из стороны в сторону.)

Показались ещё три! (Руки в стороны, затем вниз.)

И пока грибы срывали, (Наклоны вперёд, руки к полу.)

Гномы в школу опоздали. (Руки к щекам, горестно покачать головой из стороны в сторону.)

Побежали, заспешили (Бег на месте)

И грибы все уронили! (Присесть)

Задание №1.

Определяем позицию звука в словах :

ЛАПА, МЫЛО, ПОЛ, ЛАК, БАЛ.

БЕЛЫЕ ВОЛОСЫ

БЕЛАЯ ПИАЛА

ГОЛУБОЙ ЛАК

МОЛОДАЯ ЛАМА

СЛАДКАЯ ХАЛВА

МИЛЫЙ ЛОСЁНОК

ЛАСКОВАЯ МИЛА

ГОЛУБАЯ ЛУНА

ВЕСЁЛЫЙ КЛОУН

КОЛКАЯ ИГОЛКА

СЛАДКОЕ ЯБЛОКО

СВЕТЛЫЙ ПЛАТОК

Баба Яга хочет, чтобы ты исправил ошибки в её тетради : ВАМПА, ВАДОНИ, МАВЫШ, КВОУН, СВОН

Предложения из 2-х слов :

Михаил бегал. Мила уехала. Стул упал. Лада пела. Володя смелый.

Предложения из 3-4-х слов :

Павел пил молоко. Кот лакал молоко. Мила опрокинула стул. Мила надела халат. Лана долго спала. Слава сколотил стул. Михаил напоил лошадь.

Володя сел за стол. Около стола стул. Клава посадила флоксы. Слава сделал плот. Гладиолусы растут около дома.

Клубок закатился под стул. Лана стояла около стула. Михаил сел в кресло.

Итог занятия .

Молодец! Ты всё сделал правильно, правильно произносил звук «Л» ! Справился со всеми заданиями и колдовство Бабы Яги разрушилось! Принцесса свободна!

Индивидуальное логопедическое занятие: «Автоматизация звука [л]. Русская народная сказка «Репка»

Назначение: занятие разработано для логопедов.(Ребенок с нарушением зрения (амблиопия) , ОНР 4 ур.
ЦЕЛЬ: автоматизировать звук/Л/ в слогах, словах и предложениях.
Задачи: про¬изнесение звука [л].
- Упражнять в правильном произнесении звука [л] в слогах и словах.
-Закрепить навык выделения звука [л] из ряда слов.
-Продолжать учить образовывать приставочные глаголы.
-Упражнять в образовании антонимов
-Активизировать словарный запас, развивать логическое мышление.
- развивать речевое дыхание;
- развивать артикуляционный аппарат;
- развивать фонематическое восприятие;
- развивать грамматический строй и связную речь;
- формировать и развивать слуховое и зрительное внимание, мелкую моторику и память.

Оборудование:

герои настольного театра «Репка», тарелка с горохом, пустая тарелка, зеркало.

Ход занятия:

стоит домик, фигурки спрятаны за домиком.

1. Организационный момент.

Отгадайте, с героями какой сказки мы сегодня встретимся на занятии:
Чтобы урожай собрать,
Дедушке пришлось позвать:
Бабку, внучку,
Жучку, кошку
Да еще мышонка-крошку.
Так в земле сидела крепко
Жёлтая большая... (репка).

2 . Артикуляционная гимнастика.

Проснулся дед (Ребенок ставит фигурку деда) , открыл окно (упражнение «Окошко») и начал делать зарядку (упражнение «Качели») Выпил чашечку чая (упражнение «Чашечка») с вареньем(упражнение «Вкусное варенье») .Вышел дед в огород (упражнение «Забор») и решил посадить репку, начал ямку копать (упражнение «Лопата») .Начала репка расти (упражнение «Парус»).
Ребенок выполняет перед зеркалом упражнения.

2. Он ее поливал утром и вечером:
- л-л-л. (Обраща¬ет внимание ребенка на положение языка во время произне¬сения звука [л].)

Вокруг репки траву полол: -ла-ла-ла, ло-ло-ло, лы-лы-лы, лэ-лэ-лэ, лу-лу-лу.
Землю рыхлил: ал-ол-ул, ол-ул-ыл, ул-ыл-эл, ыл-эл-ал.
А когда репка выросла, стал ее тянуть: пла-плы-плэ, кло-клу-клы, слэ-сла-слу.
Но вытянуть не может.
Ребенок повторяет за логопедом слоговые цепочки.
4.

Позвал дед... бабку

Бежит бабка, из кармана горошинки рассыпает, а из слов звук [л] теряет. Подбери горошинку и скажи слово правильно:
..ампа пи..а сто..
..ожка мы..о пена..
Ребенок перекладывает горох со стола в тарелочку и произносит слова.
Тянут они репку, а вытянуть не могут.

Ребенок ставит фигурку бабки за дедом.

Позвали... внучку.

А внучка перед зеркалом сидит, прихорашивается да у зеркала спра¬шивает: «Я милая?» А зеркало ей отвечает: «Милая». - «Я славная? Я веселая? Я послушная? Я смелая? Я ласковая?»
Что внучке ответило зеркало?
Ребенок отвечает с утвердительной интонацией.
Побежала внучка в огород, но по дороге на нее комары налетели. Хлопает она руками, ловит комаров, а когда услышит в слове-комарике звук [л], радостно кричит: «Поймала!» Помоги внучке, слушай внимательно слова: лодка-ложка-кош¬ка, палка-банка-балка, будка-булка-бурка, стол-стул- стук.
Ребенок ставит фигурку внучки.

Прибежала внучка в огород. Тянут репку, а вытянуть не могут.

6.Устали они, решили отдохнуть.

Пальчиковая гимнастика.

пальчиковое упражнение «Дед»-показать руками сверху вниз воображаемую бороду.
пальчиковое упражнение «Бабка»- показать, как подвязывают под подбородком угол¬ки платка.
пальчиковое упражнение «Репка».- двумя руками сверху вниз нарисуйте в воздухе круг с заостренным кончиком внизу - по форме репы.
пальчиковое упражнение «Бантик».- сложите пальцы обеих рук щепотью и соедините кончики пальцев в виде восьмерки.
пальчиковое упражнение «Собака». - средний, безымянный и большой пальцы вытяните, соедините подушечки - это «морда» собачки. Указательный па¬лец и мизинец поднимите вверх - это «уши».
пальчиковое упражнение «Кошка»- средний и безымянный пальцы соедините с боль¬шим так, чтобы получилось колечко - это «мордочка» кошки. Указательный палец и мизинец приподнимите - так торчат кошачьи ушки.
пальчиковое упражнение «Мышка» - кончики среднего и безымянного пальцев соеди¬нить с большим пальцем. Указательный и мизинец согнуть и прижать кончиками к среднему и безымянному пальцам.

Позвали они... Жучку

А Жучка и Кошка в это время спорят: Жучка говорит слово, а Кошка спорит с ней, помоги Кошке. Игра «Скажи наоборот»
Труд - лень. Легко - трудно.
Друзья - враги. Легко - тяжело.
Трудолюбивый - ленивый.
Старый - молодой. Сытый - голодный.
Лёгкий - тяжёлый.
Прибежали Жучка и кошка, но репку вытянуть не получается.

Ребенок ставит фигурки Жучки и Кошки за бабкой.

8. Позвали они тогда...мышку.

Игра «Доскажи словечко». Услышала мышка, что ее зовут. Логопед показывает на фигурке мышки.
из дома …выбежала,
по дорожке... побежала.
Через мостик речку... перебежала,
к огороду... прибежала,
в калитку... забежала,
к деду близко... подбежала.
Ребенок ставит фигурку мышки за кошкой.

Потянули все вместе и вытянули репку!

Логопед вытаскивает макет репки.

9. Итог занятия.

Вот и закончилась сказка. Как ты думаешь, почему репку вытянули?
Ребенок объясняет.(потому что тянули все вместе, помогали друг другу)

Цели:

  • Коррекционно-образовательные: формирование критического отношения к своей речи; вырабатывание умения удерживать язык в спокойном состоянии; выполнение правильной артикуляции звука; закрепление навыка произношения звука «л» в слогах, словах.
  • Коррекционно-развивающие: развитие мелкой моторики, зрительного и слухового внимания, навыка звуко-буквенного анализа и синтеза слов; развитие фонематического слуха; развитие подвижности и гибкости кончика языка, умение им управлять; развитие восприятия и ориентировки в пространстве, отработка понятия «правый» и «левый».
  • Коррекционно-воспитательные: воспитание интереса к занятиям, умения контролировать себя, воспитание аккуратности, дисциплинированности.

Речевой материал: слоги и слова со звуком [л], прямые и обратные слоги со звуком [л], загадки, речевые разминки, название предметов, животных, овощей, и т.д.

Оборудование: артикуляционный профиль звука[л]; предметные картинки, «Лунтик и его друзья», коробочка с чечевицей, слоговые ряды, пособия по автоматизации звука «л», компьютер, рабочая тетрадь, авторучка, цветные карандаши трёх цветов (синий, красный, зелёный).

Ход занятия

I. Организационный момент.

1. Постановка темы и цели занятия. [слайд 1] (см. презентацию)

– Сегодня мы с тобой продолжим учиться красиво и правильно произносить звук [л] в слогах и словах. К нам в гости прилетел загадочный зверек, который не умеет читать и писать. Буквы в его имени перепутались, он не знает, как правильно сложить. Он будет тихонечко сидеть, и наблюдать за твоей работой. Если справишься со всеми заданиями, тогда мы узнаем имя нашего гостя, и сможем увидеть его на экране компьютера. Поможем ему?

II. Основной этап.

– Сядем ровно, спину держим правильно, руки на коленях.

1. Артикуляционная гимнастика.

– Для начала настроим язычок на работу.

«Лягушка-хоботок», «Лопаточка», «Накажем непослушный язычок», «Вкусное варенье», «Качели», «Пароход», «Индюк», «Маляр», «Чистим верхние зубки», «Поймаем звук [л]».

Игра «Футбол», «Шторм в стакане». Упражнение “Ау!”

– Я вдохнула носом воздух, наполнила свои легкие воздухом, а теперь выдыхаю и кричу: “Ау-у-у-у!” долго, продолжительно. Но гость нас не слышит. Каким голосом мы будем его звать? (Громким). Давай позовем его – вдох носом, долгий выдох и громко: “А-у-у-у!”.

3. Развитие мелкой моторики пальцев рук. [слайд 2 ]

– Константин, наш гость прилетел с удивительной планеты, название которого начинается со звука, который мы учимся правильно произносить. (Это планета – Луна.)

– Правильно, тебе необходимо выложить из чечевицы букву, обозначающую этот звук.

– Ты справился с первым заданием, открываю первую букву в имени героя (буква – Л).

3. Акустико-артикуляционная характеристика звука. [слайд 3]

Рассматривается положение губ, зубов, языка, работа голосовых связок, воздушная струя.

– Вспомни и покажи, как работают органы артикуляции при правильном произнесении звука [л]. Что делают губы, когда мы произносим звук [л]? Где находится язычок? (Губы растянуты в улыбке, зубы видны, язычок упирается в верхние зубы, края языка опускаются и пропускают выходящую воздушную струю.)

4. Произношение звука в изолированном виде.

5. Акустическая характеристика звука.

– Константин, звук [л] произносится с преградой. Он какой? (Звук [л] согласный.)

– Соединим его с гласными 1 ряда. (ЛА, ЛО, ЛУ, ЛЫ, ЛЭ.) Как он будет звучать? (Твёрдо.)

– Почему? (Гласные 1 ряда дают твёрдость согласного звука.)

– Определи, пожалуйста, какого цвета фишка обозначает этот звук? (Синего.)

– Открываю следующую букву имени героя (буква У).

6. Развитие фонематического восприятия.

Игра «Поймай слово со звуком «л».

Хлопни в ладоши, если услышишь слово со звуком [л].

Лодка, рука, ковер, стол, лыжи, луна, пирамида, локоть, лук, колпак, крыша, глобус, кран, акула, мыло.

– Открываю очередную букву имени героя (буква Н).

7. Динамическая пауза.

8. Автоматизация звука [л] в слогах и словах. [слайд 4]

Тренировка звука на аналогах слов. Повторение слогов, выделяя ударные голосом и хлопками.

ЛА́ ла лаЛА́ ла

ло ЛО́ ло ло ЛО́

ЛУ́ лу лу лу лу ЛУ́

лы ЛЫ́ лы лы лы лы ЛЫ́

Игра «Найди букву»

– Давай найдём среди этих букв буквы Л и назовём их, а потом обведём всем буквам Л ножки, чтобы они могли с нами путешествовать.

– Открываю букву имени (буква Т).

Ла-ла – лапы ла-ла – лампа

Ло-ло – лошадь ло-ло -ложка

Лу-лу – лук лу-лу – лупа

Лы-лы – лыжи лы-лы – вилы

Игра «Почини гирлянду»

– Скоро новый год. Буква Л решила нарядить ёлку на Новый год. А какая же ёлка без гирлянды? Но в гирлянде несколько лампочек перегорели. Давай поможем Л найти их. На перегоревших лампочках Л в конце слога. А на исправных лампочках Л… (в начале слога). Читайте все слоги.

Дети выбирают исправные разноцветные лампочки и украшают ими ёлку .

– Куда ещё кроме ёлки, можно повесить гирлянды.

10. Отработка понятия «правый», «левый», «под» , «над», «между».

– Правой рукой возьмись за левое ухо; левой рукой покажи правый глаз;

– Левой рукой возьмись за затылок, правой рукой дотронься до правого колена.

Игра «Загадки звука Л». [слайд 5]

– В комнате стоит стеллаж Л. Сначала назови, что находится на верхней полке, затем – на нижней и в конце – на остальных. Теперь Л будет задавать вам вопросы. Постарайтесь правильно ответить на них.

– Что находится справа от яблока? (Свёкла)

– Что находится слева от куклы? (Юла)

– Что находится под луком и справа от ложки? (Молоток)

– Что находится между лопаткой и молотком? (Лук)

– Что находится под юлой и над вилкой? (Яблоко)

7. Игра «Четвертый лишний». [слайд 6]

– Найдите в ряду лишнюю картинку, объясните свой выбор.

Лось, белка, волк, лиса ;

корова, белка , коза, собака.

– Открываю букву (буква И).

11. Игра «Составь слова из слогов» и придумай предложение с этими словами. [слайд 7]

Слоги: МА, ЛЫШ; ЛЫ, ЖИ.

– Открываю последнюю букву (буква К).

– Теперь ты знаешь, как зовут нашего героя, его зовут – ЛУНТИК. [слайд 8]

III. Итог занятия. [слайд 9] (см. презентацию и музыку)

– Какой звук закрепляли на занятии?

– Понравилось тебе занятие?

Конспект логопедического (индивидуального) занятия

Продолжительность занятия: 20 минут

Тема: «Автоматизация [Л]»

Тип занятия: по закреплению знаний, умений и навыков

Цель: автоматизация звука [Л] в слогах, словах, предложениях.

Задачи:

Образовательные:

Закрепление правильного произношения звука [л] в слогах, словах, предложениях.

Формирование навыка согласования числительного с существительным;

Коррекционные:

Развитие целостного восприятия, памяти, мелкой моторики, внимания, фонематического слуха;

Обогащение и расширение словарного запаса;

Закрепление навыка звукового анализа и синтеза;

Воспитательные:

Воспитание самостоятельности, интереса к занятию.

Оборудование: картинки-символы для артикуляционной гимнастики, картинки с изображением цветов (ландыш, роза, ирис, колокольчик, гладиолус, фиалка, мак, ромашка, тюльпан, незабудка, флоксы); картинки с изображением птиц: соловей, иволга, дятел, щегол, соловей; разрезная картинка с изображением Стеллы»; набор предметных картинок: лапти, вилка, лошадь, велосипед, осел, футбол, ласточка, пила, молоток, волк, палка, мел, ласты, булка, фиалка, стол, вешалка, лук, лодка.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

Сегодня у нас на занятии новый гость. Послушай загадку и попробуй догадаться кто это?

Над цветком она жужжит,

К улью быстро так летит,

Мед свой в соты отдала;

Как зову её?... (пчела).

Правильно, это веселая и добрая пчела. По имени Стелла. Она очень любит собирать цветочную пыльцу и готовить из них мед. Она прилетела послушать, как ты произносишь звук [Л] и поиграть с тобой в разные игры.

2. Артикуляционная гимнастика.

Но сначала давай сделаем зарядку для язычка. А в этом тебе помогут «веселые картинки». Посмотри на них и делай так же.

« Лопаточка»

Язык лопаткой положи

И немного подержи.

Язык нужно расслаблять,

И под счет его держать.

«Иголочка»

Язык иголочкой тяну.

Не подходи! Я уколю!

« Часики»

Влево – вправо, влево – вправо,

Мой язык скользит лукаво:

Словно маятник часов,

Покачаться он готов.

«Качели»

На качелях я качаюсь.

Вверх лечу и вниз спускаюсь.

« Пароход гудит»

Пароходик небольшой,

Зато смелый он какой!

Ему волны не страшны,

Весело гудит он: «Ы-Ы-Ы».

« Улыбка»

Наша Таня – озорница,

Тянет губки к ушкам.

Посмотрите на меня -

Я, теперь - лягушка!

« Вкусное варенье»

Блин мы ели с наслажденьем-

Перепачкались вареньем.

Чтоб варенье с губ убрать,

Ротик нужно облизать.

3. Автоматизация звука [Л] в слогах.

Пчелка любит летать на лужайке и петь песенки. И хочет, чтобы ты тоже спела вместе с ней.

ла-ла-ла ала-ала-ала

лу-лу-лу улу-улу-улу

лы-лы-лы ылы-ылы-ылы

ло-ло-ло оло-оло-оло

4. Автоматизация звука [Л] в словах.

Пчелка предлагает тебе поучиться сочинять стихи. Придумай слово в рифму и повтори все стихотворение. Не забывай четко и правильно произносить [Л].

Ла-ла-ла, вкусный мед несет… (пчела).

Лу-лу-лу, мы увидели… (пчелу).

Лы-лы-лы, испугались мы…(пчелы).

5. Пальчиковая гимнастика.

ПЧЕЛКИ

Домик маленький на елке,

Дом для пчел, а где же пчелки?

Надо в домик постучать,

Раз, два, три, четыре, пять.

Я стучу, стучу по елке,

Где же, где же эти пчелки?

Стали вдруг вылетать:

Раз, два, три, четыре, пять!

Одна из рук стоит на столе, опираясь на локоть, пальцы растопырены (елка). На второй руке пальцы смыкаются в кольцо (улей). «Улей» прижат к «елке» ребенок заглядывает в «улей».

Сжимает кулачки. Стучит кулаками друг о друга, чередуя руки. Разводит руками, растопыривает пальцы и шевелит ими (пчелки летают.)

6. Формирование навыка звукового анализа.

Как много цветов растет на лужайке. Стелла летает от одного цветка у другому и не знает, какие ей выбрать, чтобы собрать цветочный сок. Давай ей поможем, выбрать те цветы, в названии которых есть звук [Л].

(ландыш, роза, ирис, колокольчик, гладиолус, фиалка, мак, ромашка, тюльпан, незабудка, флоксы).

7. Физминутка.

Пчелка немного устала. Давай вместе с ней отдохнем.

Вот и пчелкина зарядка.

Выполняй-ка по порядку.

Быстро встань и улыбнись.

Выше, выше потянись.

Ну-ка плечи распрями,

Подними и опусти.

Влево, вправо повернись,

Рук коленями коснись.

8. Игра «Где спрятался звук».

Стелла принесла с собой красивую шкатулку. Посмотри, что в ней лежит. Да тут много картинок, в названии которых каждого предмета спрятался звук [Л]. Определи место звука в словах: в начале, в середине или конце слова.

(Лапти, вилка, лошадь, велосипед, осел, футбол, ласточка, пила, молоток, волк, палка, мел, ласты, булка, фиалка, стол, вешалка, лук, лодка).

9. Игра «Посчитай».

Посмотри, как много птиц прилетели на лужайку! Давай посчитаем их. И скажи: каких птиц больше, а каких – меньше.

(соловей, иволга, дятел, щегол, соловей).

10. Автоматизация звука [Л] в предложениях.

Стелла решила посмешить тебя и придумала забавные предложения. Послушай их внимательно и исправь ошибки.

Салат ел Милу.

Салазки везут Славу.

Пол упал на стул.

Футбол уехал на папу.

Лопатка взяла Лолу.

Ладони вымыли Клаву.

Кукла купила Лушу.

Лук полол Милу.

Белый платок надел Аллу.

11. Развитие мелкой моторики.

Посмотри, если собрать эту картинку, то получится портрет Стеллы. Давай соберем ее и подарим пчелке. (Ребенок собирает разрезную картинку).

Молодец! Стелла очень довольна.

12. Итог занятия.

Наше занятие подошло к концу. Пора прощаться с пчелкой. Ей пора возвращаться домой на свою колокольчиковую лужайку. Какая игра тебе понравилась больше всего?

Алевтина Бобова
Конспект индивидуального занятия «Автоматизация звука Л в слогах, словах»

Цели :

Образовательные :

1. Активизация звука в речи ;

2. Автоматизация звука в слогах , словах .

Коррекционно-развивающие :

1. Развитие фонематического восприятия;

2. Развитие дыхания;

3. Развитие мелкой моторики;

4. Развитие остроты зрения и аналитико-синтетической деятельности.

5. Развитие зрительных функций.

6. Развитие грамматического строя речи.

Оборудование :

Бумажный парус, предметные картинки, цветные палочки, зеркало.

План занятия .

Организационный момент.

1. Артикуляционная гимнастика :

упражнения для губ :

«улыбка» (счет до 10)

«трубочка» (счет до 10)

чередование «улыбка» -«трубочка» (до 5-и раз)

упражнения для языка :

«Почистим наши зубки»

«Парус»

«Кошка лакает молоко»

«Индюк - болтун»

2. Дыхательная гимнастика :

«Отправим парус на плавание»

«Попоем»

3. Определение положения органов артикуляции при звуке Л .

4. Характеристика звука Л .

5. Развитие фонематического слуха : узнавание звука на фоне слога и слова . Игра «Поймай звук » .

Построить из счетных палочек лодку.

7. Произношение слогового ряда .

10. Согласование существительного с числительным.

Подведение итогов

Ход занятия.

Организационный момент.

Логопед. Здравствуй, Радмир! Отгадай загадку :

Прежде чем его мы съели,

Все наплакаться успели. (лук)

Посмотри на картинки и внимательно послушай какой звук есть во всех словах ? лук, желудь, лыжи. (с каждым словом логопед выкладывает картинку)

Ребенок : Л

Логопед : Правильно! Сегодня мы с тобой будем произносить звук Л .

1. Артикуляционная гимнастика.

Но сначала мы посмотрим в зеркало на себя и сделаем упражнения для губ :

«улыбка» (счет до 10)

«трубочка» (счет до 10)

чередование «улыбка» -«трубочка» (до 5-и раз)

упражнения для языка :

1. «Почистим наши зубки» (рот открыт, ребенок водит кончиком языка по верхним зубам изнутри, сначала из стороны в сторону, затем по передним резцам сверху вниз).

Цель

2.«Парус»

Цель : учить удерживать кончик языка за верхними зубками.

Под счет взрослого :

«1,2,3,4, - можно парус поднимать» (ребенок удерживает кончик языка за верхними зубками) .

Под счет :

«1,2,3,4,5 – можно парус опускать» (язычок опускается, ротик закрывается)

3.«Кошка лакает молоко» .

Цель

Производим лакательные движения под счет :

«1,2,3,4,5 – мы как кошечки опять» .

После этого произносим вместе :

«1,2,3,4,5 - мы как мальчики опять» .

4.«Индюк - болтун»

Цель : вырабатывать умение загибать кончик распластанного языка вверх.

«Болтаем» широко распластанным языком по верхней губе, как бы поглаживая ее : «БЛ – БЛ – БЛ»

2. Дыхательная гимнастика :

Логопед. А сейчас отправим пароход на плавание (дуем на бумажный пароход, глубокий вдох через нос, выдох через рот)

Молодец! А теперь попоем. Сделай глубокий вдох через нос, рот закрыт. На выдохе поем И-И-И. Выдох через рот. Сначала поем тихо, потом громко. Затем то тихо, то громко.

3. Положение органов артикуляции при звуке Л

Логопед : А теперь посмотри в зеркало и погуди как пароход : л-л-л

(ребенок произносит)

Логопед : Что делают наши губы?

Ребенок : Губы в улыбке.

Логопед : Рот открыт или закрыт?

Ребенок : Рот открыт, расстояние между верхними и нижними зубами 1 палец.

Логопед : Где находиться кончик языка?

Ребенок : Кончик языка упирается изнутри в верхние зубки.

Логопед : Воздух у нас какой выходит?

Ребенок : Теплый.

Логопед : Где проходит воздух?

Ребенок : Посередине языка.

Ребенок : Да, живет.

Логопед : Молодец!

4. Характеристика звука Л

Логопед. Радмир, звук Л какой ? Гласный или согласный?

(ребенок : Звук Л согласный )

А он звонкий или глухой?

(ребенок : он звонкий)

Твердый или мягкий?

(ребенок : твердый)

А теперь скажи сам всю характеристику звука Ж .

(ребенок : звук Л-согласный , звонкий, твердый)

5. Развитие фонематического слуха

Логопед. Хлопни в ладоши, когда услышишь в слоге звук Ж .

ла, да, за, жи, оч, из, ло, уч, шу, лы, ца, са, ол.

Логопед. Услышишь слово со звуком Л- подними рисунок паруса, как будто в это время пароход гудит.

слова : КОНФЕТА,ЛОТО, ШАПКА, ЖЕТОН, УЛЫБКА, НОЖИ, ЗАЙКА, ЛУЖИ, ЩЕПКА, УЖИ, КОВШИК, КИНЖАЛ,ГЛОБУС ЗВЕЗДА, КАНИКУЛЫ.

6. Упражнение на развитие остроты зрения и аналитико-синтетической деятельности.

Построить из цветных палочек лодку.

7. Произношение слогового ряда

Логопед. Повторяй за мной, следи за произношением :

Ал-ал-ал – слишком мал Ла-ла-ла – вот дела!

Ол-ол-ол – вымой пол Ло-ло-ло – мне тепло

Ул-ул-ул – ветер дул Лу-лу-лу – на полу

Ил-ил-ил – траву косил Лы-лы-лы – мой полы

Ел-ел-ел – белый мел

Молодец!

8. Развитие анализа и синтеза.

Логопед. Перед тобой, Радмир, картинки перевернутые. Переворачиваешь картинку, называешь ее и говоришь, где стоит звук Л : в начале слова , середине, конце.

(желудь, баклажан, лыжник, стол)

9. Упражнение на снятие зрительного утомления.

Логопед. А сейчас мы отправим в плавание нашу лодку. Волна в море будет качать ее то вправо, то влево, то поднимать вверх, то опускать вниз. Ты внимательно следи за лодкой, чтобы с ней ничего не случилось, хорошо?

Выполнение упражнения :

Исходное положение – сидя.

1. 5 колебательных движений глазами по горизонтали : справа – налево, затем слева – направо.

2. 5 колебательных движений глазами по вертикали : вверх – вниз и вниз – вверх.

3. Крепко зажмурить глаза на 3-5 сек., а затем открыть на 3-5 сек.

10. Согласование существительного с числительным

Логопед. Давай посмотрим на эту картинку. Что это? Давай посчитаем. (Логопед выкладывает пять цифр и рисунок стола перед ребенком)

Ребенок. Один стол, два стола, три стола, четыре стола, пять столов.

11. Образование глаголов прошедшего времени первого лица единственного числа.

Логопед. Поиграем в игру «Яканье» . Я начну, а ты скажешь так, как будто ты это уже сделал.

Я встаю – я встал. Я пишу - …

Я сажусь – я … Я ставлю - …

Я рисую - … Я поднимаю - …

Я падаю -. Я покупаю - …

Подведение итогов

Логопед. И так, Радмир, какой звук мы с тобой сегодня произносили? Чем занимались на занятии ?

(отвечает)

Ты сегодня молодец! До свидания!


Close