Карточка 1

1. Я люблю Древнюю Русь я вижу в ней борьбу страдания народные попытку общества исправить недостатки. 2. Я думаю в школе очень нужна работа по краеведению. 3. Вывернули из-за очередного поворота впереди неожиданно показалась избушка. 4. Последние лучи солнца исчезли золото скал потускнело. 5. Луна растворяясь в пелене сизых туч опускалась к земле свет ее уже потускнел.

Проверочная работа по теме «Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении», 9 класс

Карточка 2

Задание: расставить знаки препинания, объяснить их постановку.

1.Далеко за Доном громоздились тяжелые тучи наискось резали небо молнии чуть слышно погромыхивал гром. 2. 3. Сорока подняла голову сквозь тонкий пар мороза блестела золотая Медведица. 4.Назвался груздем полезай в кузов. 5. Солнце дымное встает будет день горячий.

Проверочная работа по теме «Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении», 9 класс

Карточка 3

Задание: расставить знаки препинания, объяснить их постановку.

    Проснулся пять станций убежало назад.

    В первую минуту мне стало обидно они не ищут меня.

    Запомните

    Погода утихла тучи расходились снова заблестело солнышко.

Проверочная работа по теме «Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении», 9 класс

Карточка 4

Задание: расставить знаки препинания, объяснить их постановку.

    Хотел рисовать кисти выпадали из рук.

    Сзади шапкой стоял лес впереди расстилалось болото справа был пустырь.

    Кукушка закуковала пора сеять лен.

    Я выглянул из окна и увидел все небо заволокло тучами.

    Мороз не страшен воздух сухой ветра нет.

Проверочная работа по теме «Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении», 9 класс

Карточка 5

Задание: расставить знаки препинания, объяснить их постановку.

    Вывернули из-за очередного поворота впереди неожиданно показалась избушка.

    На дворе середина декабря окрестность охваченная неоглядным снежным саваном тихо цепенеет.

    Мне впервые стало обидно они не ищут меня.

    Свернули вправо впереди неожиданно показалась речушка.

    Хорошенько запомните

Проверочная работа по теме «Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении», 9 класс

Карточка 6

Задание: расставить знаки препинания, объяснить их постановку.

    Глинистая дорога раскисла от дождя приходилось жаться к мокрым кустам.

    Далеко за Доном громоздились тяжелые тучи наискось резали небо молнии чуть слышно погромыхивал гром.

    Солнце сильно палит к вечеру соберется гроза.

    Последние лучи солнца исчезли золото скал потускнело.

    Запомнитени один злой человек не бывает счастлив.

Ключи

Карточка 1

Карточка 2

Карточка 3

Карточка 4

Карточка 5

Карточка 6

: причина

, последов

- быстрая смена событ

- противоп

- быстрая смена соб.

- следствие

: дополняет, изъясняет

; осложнено

- следствие

, перечисл

; осложн

, одноврем событий

- быстрая смена событ

: пояснение

: причина

- условие

: причина

- следствие

- следствие

- условие

: изъяснен

: изъяснен

- быстрая смена соб.

- следствие

; осложн.д.о

- следствие

, перечисл

: причина

: изъяснен

: изъяснен

Проверочная работа по теме «Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении», 9 класс

Карточка 1

Задание: расставить знаки препинания, объяснить их постановку.

1. Я люблю Древнюю Русь: я вижу в ней борьбу, страдания народные, попытку общества исправить недостатки. (причина) 2. Я думаю: в школе очень нужна работа по краеведению. (дополняет, изъясняет) 3. Вывернули из-за очередного поворота - впереди неожиданно показалась избушка. (быстрая смена событий) 4. Последние лучи солнца исчезли - золото скал потускнело. (следствие) 5. Луна, растворяясь в пелене сизых туч, опускалась к земле; свет ее уже потускнел. (1 пр. осложнено д.о.)

Проверочная работа по теме «Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении», 9 класс

Карточка 2

Задание: расставить знаки препинания, объяснить их постановку.

    (одновременность событий)

    (осложнено прич. Об.)

    Сорока подняла голову: сквозь тонкий пар мороза блестела золотая Медведица. (пояснение)

    Назвался груздем- полезай в кузов. (условие)

    Солнце дымное встает- будет день горячий. (следствие, результат)

Проверочная работа по теме «Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении», 9 класс

Карточка 3

Задание: расставить знаки препинания, объяснить их постановку.

    Проснулся- пять станций убежало назад. (быстрая смена событий)

2.Солнце сильно палит-к вечеру соберется гроза. (следствие, результат)

3.В первую минуту мне стало обидно: они не ищут меня. (причина)

4.Запомните:ни один злой человек не бывает счастлив. (изъяснение)

5.Погода утихла, тучи расходились, снова заблестело солнышко. (перечисление)

Проверочная работа по теме «Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении», 9 класс

Карточка 4

Задание: расставить знаки препинания, объяснить их постановку.

    Хотел рисовать- кисти выпадали из рук. (противопоставление)

    Сзади шапкой стоял лес, впереди расстилалось болото, справа был пустырь. (перечисление)

    Кукушка закуковала – пора сеять лен. (условие. время)

    Я выглянул из окна и увидел: все небо заволокло тучами. (изъяснение, дополнение)

    Мороз не страшен: воздух сухой, ветра нет. (причина)

Проверочная работа по теме «Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении», 9 класс

Карточка 5

Задание: расставить знаки препинания, объяснить их постановку.

    Вывернули из-за очередного поворота - впереди неожиданно показалась избушка. (быстрая смена событий)

    На дворе середина декабря; окрестность, охваченная неоглядным снежным саваном, тихо цепенеет. (осложнено прич. Об.)

    Мне впервые стало обидно: они не ищут меня. (причина)

    Свернули вправо - впереди неожиданно показалась речушка. (быстрая смена событий)

    Хорошенько запомните:ни один человек не смог пройти через это болото. (изъяснение)

Проверочная работа по теме «Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении», 9 класс

Карточка 6

Задание: расставить знаки препинания, объяснить их постановку.

    Глинистая дорога раскисла от дождя- приходилось жаться к мокрым кустам. (следствие, результат)

    Далеко за Доном громоздились тяжелые тучи, наискось резали небо молнии, чуть слышно погромыхивал гром. (одновременность событий)

    Солнце сильно палит - к вечеру соберется гроза. (следствие, результат)

    Последние лучи солнца исчезли - золото скал потускнело. (следствие)

5. Запомните:ни один злой человек не бывает счастлив. (изъяснение)

В бессоюзных сложных предложениях ставятся следующие знаки препинания: запятая, точка с запятой, двоеточие и тире.

1. Запятая ставится в том случае, когда предложения обозначают одновременно или последовательно происходящие события, тесно связаны между собой и кратки (между ними можно вставить союз и), например! Далеко за Доном громоздились тяжёлые тучи, наискось резали небо молнии, чуть слышно погромыхивал гром.

2. Точка с запятой ставится тогда, когда предложения менее связаны по смыслу и более распространены (особенно если внутри них есть запятые), например: Время стоит ещё раннее, шестой час в начале; золотистый утренний туман вьётся над просёлком, едва пропуская только что показавшееся солнце; трава блестит.

3. Двоеточие ставится в следующих трёх случаях:

а) когда второе предложение указывает причину того, о чём говорится в первом, например: Любите книгу: она поможет вам разобраться в пёстрой путанице мыслей, она научит вас уважать человека. (Сравните: Любите книгу, потому что она поможет;

б) когда второе предложение раскрывает содержание первого, поясняет первое или какой-нибудь член его, например: Степь весело пестреет цветами: ярко желтеет дрок, скромно синеют колокольчики, белеет целыми зарослями пахучая ромашка, дикая гвоздика горит пунцовыми пятнами.(Сравните:Степь весело пестреет цветами, а именно: ярко желтеет дрок.);

в) когда второе предложение дополняет первое, например: Вдруг я чувствую: кто-то берёт меня за плечо и толкает.(Сравните: Вдруг я почувствовал, что кто-то берёт меня за плечо. ..).

Иногда в первом предложении опускаются слова: и увидел, и услышал, и почувствовал и т. д., например: Я поднял голову: перед огнём на опрокинутой лодке сидела мельничиха и разговаривала с моим охотником.(Сравните: Я поднял голову и увидел: перед огнём, сидела мельничиха.).

4. Тире ставится в следующих случаях:

а) если предложения рисуют быструю смену событий или неожиданный результат действия, например:

1) Проснулся - пять станций убежало назад.

2) Сыр выпал - с ним была плутовка такова;

а) если в предложении содержится противопоставление, например: Ввысь взлетает Сокол - жмётся Уж к земле. (Сравните: Ввысь взлетает Сокол, а жмётся Уж к земле);

б) если первое предложение обозначает время или условие совершения действия, о котором говорится во втором предложении, например: 1) Лес рубят - щепки летят. 2) Назвался груздём - полезай в кузов. (Сравните: 1) Когда лес рубят, щепки летят. 2) Если назвался груздём, полезай в кузов);

в) если то, о чём говорится в одном предложении, сравнивается с тем, что сказано в другом, например: Молвит слово - соловей поёт. (Сравните: Молвит слово, как соловей поёт);

г) если второе предложение заключает в себе результат или вывод того, что говорится в первом, например: Солнце дымное встаёт - будет день горячий. (Сравните: Солнце дымное встаёт, так что (поэтому) день будет горячий.)

Класс: 9

Вид: урок-исследование.

Структура урока.

1. Организационный момент.

2. Повторение пройденного.

Устная аналитическая работа с текстом;

3. Изучение нового. Исследовательская деятельность:

Работа по группам;

Аналитическая работа с текстами;

Цифровой диктант.

4. Обобщение изученного.

5. Подведение итогов.

6. Домашнее задание.

Оборудование: мультимедийная установка, карточки с текстами для команд.

Образовательные:

Закрепить знания по теме «Сложные предложения»;

Познакомить с бессоюзными сложными предложениями (БСП);

Учить строить ответ с опорой на теоретические знания;

Отрабатывать умения правильной постановки знаков препинания.

Развивающие:

Способствовать развитию устной и письменной речи учащегося;

Учить применять полученные знания на практике;

Способствовать развитию творческих способностей учащихся, их познавательной активности;

Учить внимательному отношению и любви к слову, пробуждать интерес к художественной литературе.

Воспитательные:

Способствовать эстетическому и нравственному воспитанию учащихся;

Формировать умение ставить цель, выделять существенное, планировать работу, осуществлять самоконтроль, подводить итоги, работать в оптимальном темпе.

I. Организационный момент.

Предлагаю вам, ребята, сегодня на уроке выступить в роли исследователей языкознания и в продолжение знакомства со сложными предложениями познакомиться с новой группой предложений – бессоюзными сложными синтаксическими конструкциями. Поэтому мы распределились на 2 группы, каждая из которых будет не только пытаться дать ответ на поставленный вопрос, но и зарабатывать тем самым баллы за правильные ответы. (При ответах внимательно слушайте друг друга, чтобы успешно справиться с заданиями). Так пройдёт наш урок – турнир. Вы сможете не только познакомиться с новой темой, но проявить свои знания, которые принесут вам победу.

II. Повторение пройденного. (Слайд 3)

Разделите тетрадный лист на 2 колонки, одна из которых называется сложносочиненные предложения (ССП), другая - сложноподчиненные предложения (СПП). Прочитайте данные предложения. Среди них найдите и напишите номера тех, которые являются ССП и СПП.

1. Там где ранее было устье реки тропа взбирается в гору.
2. Солнце освещало вершины лип которые уже пожелтели под свежим дыханием осени.
3. Поезд вышел в луга и стал виден во всю ширь тихий закат.
4. Когда мы достигли вершины горы солнце уже стало подниматься.
5. Ветер уже дышал дождевой влагой а через минуту скупой и редкий пошёл дождь.
6. Белые тучи клубились и снежно блестели но чёрная вершина была грозна своей тяжкой неподвижностью.
7.Ей снится будто бы она поёт.

(ССП - 3, 5, 6 предложения; СПП- 1,2, 4, 7 предложения)

Расскажите, по какому принципу вы выделили ССП? СПП?

Вспомните, какие виды СПП вам известны? (Определительные, изъяснительные, обстоятельственные).

По каким признакам СПП делятся на эти группы? (По вопросу и определяемому слову)

Как вы думаете, чем будут отличаться ССП и СПП от БСП? (Простые предложения в составе сложного будут иметь бессоюзную связь).

Какие знаки препинания будут разделять простые предложения в составе сложного? (Запятыми).

Так ли это? Проверим сказанное, проведя несколько исследований.

Запишем тему урока: Бессоюзные сложные предложения.

III. Изучение нового. (Работа в группах).

Предлагаю провести исследования в группах. Та команда, которая правильно отвечает на поставленный вопрос, получает бонусный балл. Все полученные балы в конце суммируются и дают возможность учителю оценить работу учеников.

Исследование №1. (Слайд 4)

Перед вами предложения. Найдите среди них БСП. Назовите номера этих предложений.

1. В глазах у меня потемнело, голова закружилась.
2. Ручейки накануне раздулись так, что лошади шли по брюхо вводе.
3. Птиц не было слышно: они не поют в часы зноя.
4. Буран стих, зато установился сильный мороз.
5. Изумрудные лягушата прыгают под ногами; между корней, подняв золотую головку, лежит уж и стережёт их.
6. Всю ночь шёл тёплый летний дождь, и к утру в воздухе было свежо.
7. Раздался крик – он бросился бежать.

Назовите, какие номера предложений выписала 1 группа? 2 группа?

(Бессоюзные сложные предложения - 1, 3, 5, 7)

Что теперь вы можете сказать о знаках препинания в БСП? (Простые предложения в составе БСП могут отделяться не только запятыми, но и точкой с запятой, двоеточием, тире). (Слайд 5)

Исследование № 2.

1 группа должна подумать над смыслом простых предложений в составе БСП и определить, когда же в них ставится запятая. (Слайд 6)

Метель не утихла, небо не прояснилось.

Двери и окна отворены настежь, в саду не шелохнётся лист. (И.А.Гончаров)

точка с запятой.

Бледно-серое небо светлело, синело; звёзды то мигали слабым светом, то исчезали; отсырела земля; запотели листья; кое-где стали раздаваться живые звуки, голоса. (И.С. Тургенев)

Проверим ваши выводы. (Слайды 7, 8)

Исследование № 3.

Воспользуйтесь распечатками на ваших столах.

1 группа должна подумать над смыслом простых предложений в составе БСП и определить, когда же в них ставится тире. (Слайд 9)

1. Семь раз отмерь – один отрежь. (Пословица)

2. Сыр выпал – с ним была плутовка такова. (И.А.Крылов)

3. Мелкий дождь сеет с утра – выйти невозможно. (И.С.Тургенев)

4. Увидишься с Горьким – поговори с ним. (А.П.Чехов)

5. Посмотрит - рублём подарит. (Н.А.Некрасов)

2 группа должна подумать над смыслом простых предложений в составе БСП и определить, когда же в них ставится двоеточие.

1. Я несчастлив: каждый день гости. (А.П.Чехов)

2. Опомнилась, глядит Татьяна: медведя нет. (А.С.Пушкин)

3. Настя во время рассказа вспомнила: у неё от вчерашнего дня остался целый нетронутый чугунок варёной картошки. (М.Пришвин)

Проверим ваши выводы. (Слайды 10, 11)

IV. Обобщение изученного.

Исследование № 4.

Какие предложения мы будем называть бессоюзнми сложными? (Такие сложные предложения, в которых простые объединены между собой только по смыслу и интонационно (без помощи союзов и со юзных слов).

Попробуйте самостоятельно (группа 1 и 2) создать таблицу о правилах постановки знаков препинания между простыми предложениями в БСП.

Знаки препинания в БСП

Последовательность, одновременность, перечисление.

Точка с запятой:

- предложения менее связаны по смыслу и более распространены и имеют внутри себя запятые .

Двоеточие:

Вторая часть имеет значение причины (= потому что, так как);

Вторая часть имеет значение пояснения (= а именно);

- вторая часть имеет значение изъяснения (= и вижу, и слышу, как).

Противопоставление (= а, но);

Сравнение (= словно, будто)

Быстрая смена событий; (= и вдруг, и сразу)

Первая часть имеет значение времени или условия (= когда, если);

Вторая часть имеет значение следствия, вывода, результата (= поэтому, следовательно);

Проверим ваши памятки-таблицы, которые нам пригодятся для дальнейшей работы по данной теме. (Слайд 12). Перенесите их в тетрадь (можно раздать заранее распечатанные таблицы).

Исследование № 5. (Цифровой диктант). (Слайд 13).

Завершающее исследование поможет нам с вами сделать вывод о том, насколько усвоена новая тема вами. Разделите тетрадь на 4 столбика, назовите столбики: точка, точка с запятой, тире, двоеточие . В них вы выпишите цифры тех предложений, в которых поставите соответсвующие знаки.

1. Далеко за Доном громоздились тяжёлые тучи, резали небо молнии, чуть слышно громыхал гром.

2. Время стоит ещё раннее; золотистый утренний туман вьётся над просёлком, едва пропуская показавшееся солнце; трава блестит.

3. Наверху журавлиный крик: птицы улетают на юг.

4. Степь весело пестреет цветами: ярко пестреет дрок, скромно синеют колокольчики, белеет пахучая ромашка.

5. Проснулся – пять станций убежало назад.

6. Лес рубят – щепки летят.

7. Солнце дымное встаёт – будет день горячий.

(Точка - 1; точка с запятой - 2, тире - 5, 6, 7; двоеточие - 3, 4 предложения)

V. Подведение итогов. (Слайд 14).

С какой темой мы сегодня с вами познакомились?

Что нового вы узнали о сложных предложениях?

(Слайд 15). (Кроме ССП и СПП предложений есть БСП, где части простых предложений могут разделяться различными знаками препинания: запятой, точкой с запятой, двоеточием, тире в зависимости от смысловых отношений, которые между ними устанавливаются).

Оценки за урок командам исследователей.

VI. Домашнее задание. (Слайд 16).

Параграф 31-33, выполнить упражнение 191. Ваши отзывы об уроке-исследовании (устно).

Дорога

«Какое странное, и манящее, и несущее, и чудесное в слове: дорога! и как чудна она сама, эта дорога: ясный день, осенние листья, холодный воздух... покрепче в дорожную шинель, шапку на уши, тесней и уютней прижмемся к углу! В последний раз пробежавшая дрожь прохватила члены, и уже сменила ее приятная теплота. Кони мчатся... как соблазнительно крадется дремота и смежаются очи, и уже сквозь сон слышатся и «Не белы снеги», и сап лошадей, и шум колес, и уже храпишь, прижавши к углу своего соседа. Проснулся: пять станций убежало назад; луна, неведомый город, церкви с старинными деревянными куполами и чернеющими остроконечьями, темные бревенчатые и белые каменные дома. Сияние месяца там и там: будто белые полотняные платки развешались по стенам, по мостовой, по улицам; косяками пересекают их черные, как уголь, тени; подобно сверкающему металлу блистают вкось озаренные деревянные крыши, и нигде ни души - все спит. Один-одинешенек, разве где-нибудь в окошке брезжит огонек: мещанин ли городской тачает свою пару сапогов, пекарь ли возится в печурке - что до них? А ночь! Небесные силы! какая ночь совершается в вышине! , далекое, высокое, там, в недоступной глубине своей, так необъятно, звучно и ясно раскинувшееся!.. Но дышит свежо в самые очи холодное ночное дыхание и убаюкивает тебя, и вот уже дремлешь и забываешься, и храпишь, и ворочается сердито, почувствовав на себе тяжесть, бедный, притиснутый в углу сосед. Проснулся - и уже опять перед тобою поля и степи, нигде ничего - везде пустырь, все открыто. Верста с цифрой летит тебе в очи; занимается утро; на побелевшем холодном небосклоне золотая бледная полоса; свежее и жестче становится ветер: покрепче в теплую шинель!.. какой славный холод! какой чудный, вновь обнимающий тебя сон! Толчок - и опять проснулся. На вершине неба солнце. «Полегче! легче!» - слышится голос, телега спускается с кручи: внизу плотина широкая и широкий ясный пруд, сияющий, как медное дно, перед солнцем; деревня, избы рассыпались на косогоре; как звезда, блестит в стороне крест сельской церкви; болтовня мужиков и невыносимый аппетит в желудке... Боже! как ты хороша подчас, далекая, далекая дорога! Сколько раз, как погибающий и тонущий, я хватался за тебя, и ты всякий раз меня великодушно выносила и спасала! А сколько родилось в тебе чудных замыслов, поэтических грез, сколько перечувствовалось дивных впечатлений!..» («Мёртвые души». глава 11)

457. Выясните смысловые отношения между частями бессоюзных сложных предложений (перечислительные, пояснительные, сопоставительные, временные, изъяснительные, причинно-следственные, условно-следственные). Объясните постановку знаков препинания. Прочитайте, соблюдая правильную интонацию. 1. И думал он: отсель грозить мы будем шведу, здесь будет город заложен назло надменному соседу (П.). 2. К сукнам, холстам и домашним материям страшно было притронуться: они обращались в пыль (Г.). 3. Вот мои условия: вы ныне же публично откажетесь от своей клеветы и будете просить у меня извинения (Л.), 4. Однажды проснулся он и видит: прямо против его норы стоит рак (С.-Щ.). 5. Пробовал бежать - ноги от страха не двигались (Л. Т.). 6. Варвара прислушалась: донесся шум вечернего поезда (Ч.). 7. Темный лес хорош в яркий солнечный день: тут и прохлада, и чудеса световые {Пришв.). 8. Он гость - я хозяин (Багр.). 9. Пропади ты совсем - плакать о тебе мы не будем (?.). 10. Им овладело одно желание: во что бы то ни стало, сейчас же, разыскать Магду (Наб.). 11. Впереди пробирался старшой, подавая команду осторожным движением руки: поднимет руку над головой - все тотчас останавливались и замирали; вытянет руку в сторону с наклоном к земле - все в ту же секунду быстро и бесшумно ложились; махнет рукой вперед - все двигались вперед; покажет назад - все медленно пятились назад (Кат.). 12. В общем, Егор не сетовал, не обижался: по закону все было сделано (Б. В.). 13. С женой спорить - бестолочь одна (Б. В.). 14. Ползти было неудобно: с непривычки болели колени и локти (Некр.). Для справок. Между предложениями, объединенными в одно бессоюзное сложное предложение, ставятся следующие знаки препинания: запятая, точка с запятой, двоеточие и тире. Знак препина ния Пример Смысловые отношения между предложениями Запятая Небо очистилось, замелькали звезды, становилось уже светло (Акс.). Перечисление фактов или явлений. Точка с запятой Герасим схватил Му му, стиснул ее в своих объятиях; она в одно мгновение облизала ему нос, глаза, усы и бороду (Г.). То же самое, но при более распространенных предложениях (особенно когда внутри предложений есть уже запятые). Двоето- г чие Меня грызет сомнение: может быть, и в самом деле надо было переждать до вечера? (Бакл.). Вы так просто ей и скажите: Ганин, мол, уезжает и просит не поминать его лихом (Наб.). Второе предложение поясняет первое, раскрывает его содержание (можно вставить слова а именно). Второе предложение дополняет смысл первого (можно вставить союз что). Знак препина ния Пример Смысловые отношения между предложениями Я поглядел кругом: То же самое (можно вста- торжественно и вить слова и увидел, царственно стояла ночь (Т.). что). Всю дорогу до хуто- Второе предложение ука- ра молчали: гово- зывает причину того, рить мешала тряс- о чем говорится в первом кая езда (Ч.). (можно вставить союз потому что). Тире Вдруг мужики с то- Второе предложение ука- порами явились - зывает на быструю смену лес зазвенел, застонал, затрещал (Н.). событий. Косили версту - Содержание второго выкосили грош предложения противоре- (М. Г.). чит содержанию первого (можно вставить противительный союз). Лес рубят - щепки Первое предложение ука- летят (посл.). зывает на время соверше- « ния действия, о котором говорится во втором предложении (можно вставить союз когда). Любишь катать- Первое предложение ука- ся - люби и саноч- зывает на условие совер- ки возить (посл.). шения действия, о котором говорится во втором предложении (можно вставить союз если). Хвалы приманчи- Второе предложение со- вы - как их не по- держит в себе следствие, желать? (Кр.). вывод из того, о чем говорится в первом предложении (можно вставить слово поэтому). Знак препина ния Пример Смысловые отношения между предложениями Посмотрит - рублем подарит (Н.). Содержание первого предложения сравнивается с содержанием второго (можно вставить союзы словно, будто).


Close