Т. Филичева, г. Чиркина Обследование детей с фонетико-фонематическим недоразвитием. Филичева Т.Б., Чиркина Г., Туманова Т.В. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи Программа логопедической работы
«Рабочая программа» адаптирована для логопункта на основе принципов и содержания Программы Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной «Программа логопедической работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития у детей», допущенной Министерством образования РФ.
Цель: формирование полноценной фонетической системы языка,
Задачи:
автоматизировать слухопроизносительные умения и навыки в различных речевых ситуациях ,
обучить детей изменять просодические характеристики высказывания в зависимости от речевых намерений.
развить фонематическое восприятие и первоначальные навыки звукового анализа,
Логопедическая работа, предусмотренная в программе, строится на основе теоретических положений о роли полноценных фонематических процессов в развитии речи и становлении письма и чтения (Н.И. Жинкин, Р.Е. Левина, А.А. Леонтьев, А.Р. Лурия и др.)
Основные направления программы.
Развитие артикуляционного и голосового аппарата:
постановка и первоначальное закрепление звуков речи (усвоение способов образования звуков, особенности их произношения);
дифференциация звуков на слух и в произношении;
формирование звукослоговой структуры слов различной сложности, состоящих из правильно произносимых звуков ;
развитие умения пользоваться интонационными средствами выразительности речи в соответствии с корректными условиями общения.
Формирование навыков звукового анализа слов; членение предложений на слова; знакомство с буквами русского алфавита, обозначающими сохранные и скорригированные звуки.
Уточнение, обогащение и активизация лексического запаса в процессе нормализации звуковой стороны речи:
развитие качественной характеристики лексических средств;
выработка умения правильно сочетать слова по смыслу;
развитие внимания и интереса к слову; умения выделять и правильно называть существенные признаки; уточнять понимание и употребление видовых, разовых понятий, обобщающих слов;
обращать внимание на правильное употребление скорригированных звуков в словах доступной звукослоговой структуры, не ограничивая при этом объем свободных высказываний.
Формирование морфологической и синтаксической сторон речи.
Развитие диалогической и монологической форм речи (в соответствии с возрастными и произносительными возможностями детей).
Основная цель лексических заданий - научить детей правильно и осмысленно употреблять слова в спонтанной речи, упражнять детей в составлении словосочетаний и предложений. Большое внимание уделяется совершенствованию практического навыка употребления в речи простого распространенного предложения. Для этого подбираются упражнения на изменение падежных форм существительного в зависимости от предлога или вопроса; на изменение грамматических форм числа существительных; числа, лица и времени глаголов, а также на правильное употребление форм глаголов при сочетании с личными местоимениями. Особое внимание уделяется правильному согласованию прилагательных с существительными в косвенных падежах, согласованию числительных с существительными. Постепенно усвоенные типы речевых конструкций логопед включает в работу над связной речью.
Принципы формирования звуковой стороны речи у детей с ФФН.
1. Под усвоением звуков подразумевается овладение артикуляцией в тесном взаимодействии с развитием слухового восприятия. В результате работы над формированием звуков должна быть воспитана единая система четко различаемых, противопоставленных друг другу фонем.
2.Соблюдение последовательности коррекции звуков.
В первую очередь осуществляется уточнение произношения сохранных или опорных звуков: их артикуляция. В результате уточнения произносительных навыков создается основа для развития навыков фонематического восприятия.
В программе предусмотрена определенная последовательность усложнения речедвигательных дифференцировок. Освоение каждого нового звука происходит в сравнении с другими звуками. В период постановки правильная артикуляция и правильное звучание сопоставляются с неправильными. Сознательному усвоению звука способствует выделение характерных признаков, как в звучании , так и в артикуляции. Таким образом, устанавливаются связи между акустическими и артикуляционными характеристиками звуков, что обеспечивает их полноценную дифференциацию.
Существенным является сопоставление каждого изучаемого звука с раннее изученным и с неисправленным, но в последнем случае – без проговаривания, только на слух. В начале обучения сравниваются «далекие» звуки (резко противопоставленные по артикуляции и по звучанию), а затем вводятся упражнения на различение «близких» звуков.
При автоматизации исключаются дефектно произносимые и смешиваемые звуки. При отборе словаря учитываются разные позиции звуков в слове, отдельно закрепляются твердые и мягкие варианты фонем. Важно соблюдать принцип сознательной опоры назначения слова, подчеркивая, что изменение одного звука приводит к другому значению слова (кашка – каска).
Область применения усилий логопеда по разделу: Развитие речи.
Содержание логопедических занятий, организация и методические приемы определяются целями коррекционного обучения с учетом корректных представлений и речевого опыты, накопленных детьми в процессе работы воспитателя по разделам базисной программы. Усилия логопеда направлены на ликвидацию имеющихся у детей пробелов в области словоизменения, словообразования и недостаточного овладения предложно- падежными конструкциями.
Работа логопеда над словарем носит выборочный характер, в нее входит накопление и уточнение слов (существительных, прилагательных) имеющих уменьшительно-ласкательное значение; понимание и правильное употребление в речи приставочных глаголов; практическое накопление родственных слов; знакомство с наиболее распространенными случаями многозначности слов, практическое ознакомление со словами, имеющими противоположное значение.
Срок реализации данной программы один год, что соответствует специфике и работы с детьми в условиях логопункта. Она рассчитана на занятия с детьми старшего дошкольного возраста, имеющими фонетическое и фонетико – фонематическое нарушения речи.
Обучение на занятиях:
В соответствии с «Положением о логопедическом пункте в дошкольном образовательном учреждении» основной формой организации логопедической работы на логопункте являются подгрупповые и индивидуальные занятия:
коррекционная работа с подгруппой детей, имеющих фонетико-фонематическое недоразвитие речи, фронтальные занятия проводятся 1 раз в неделю (интегрированное занятие: подготовка к обучению грамоте + развитие лексико-грамматических категорий);
с воспитанниками, имеющими фонетическое недоразвитие речи, - 1 раз в неделю (подготовка к обучению грамоте;
продолжительность логопедического фронтального занятия – 30 - 35 мин, индивидуальных занятий – 10 минут с каждым ребенком. После формирования у детей способности четкого быстрого выполнения заданий формируются подгруппы по 2 человека с целью закрепления речевых навыков.Продолжительность занятий с детьми в течение года:
фонетическим недоразвитием речи - от 3 до 9 месяцев;
с фонетико-фонематическим недоразвитием речи - в течение года .
Выпуск детей проводится в течение всего учебного года по мере устранения у них дефектов речи. Результаты логопедических занятий отмечаются в речевой карте ребенка.
Задачи и содержание индивидуальных занятий:
Развитие артикуляционного праксиса.
Фонационные упражнения.
Уточнение артикуляции правильно произносимых звуков в различных звукослоговых сочетаниях.
Вызывание и постановка отсутствующих звуков или коррекция искаженных звуков в соответствии с планом индивидуальных занятий.
Автоматизация и дифференциация поставленных или исправленных звуков.
Отработка навыков восприятия и воспроизведения сложных слоговых структур, состоящих из правильно произносимых звуков.
Расширение лексического запаса в процессе закрепления поставленных ранее звуков.
Звуковой анализ и синтез слогов и слов , чтение, письмо, закрепление грамматических категорий с учетом исправленных звуков в случае индивидуальных затруднений.
Усвоение (автоматизация) произношения ранее поставленных звуков в любых фонетических позициях и активное использование их в различных формах самостоятельной речи.
Формирование умения войти в общий темп работы, следовать общим инструкциям, оценивать достижения партнера, ориентироваться на лучшие образцы речи и др.
Содержание фронтальных занятий представлено по периодам обучения.
Правильно артикулировать все звуки речи в различных фонетических позициях и формах речи;
Четко дифференцировать все изученные звуки;
Называть последовательность слов в предложении, слогов и звуков в словах;
Находить в
Выбор программ сделан на основе анализа и учёта специфики учреждения, подготовленности кадров, отдельно взятых педагогов, создания условий и методического обеспечения для их реализации, а также на основании выбора приоритетного направления.