Вы берете томик поэзии, чтобы почитать стихи, начинаете читать, но… оказывается, что в стихах нет рифмы. Кажется, что это обычный текст, проза, почему-то записанная строчками. Зачем? Что это? Это верлибр.

Что такое верлибр?

Это – настоящая поэзия, которая ничем не хуже, а наоборот – даже лучше той, к которой мы привыкли. Слово «верлибр» происходит, как и большинство терминов в литературе – от французского. Vers libre – «вольный стих». Стих, свободный от рифмы. Все больше современных поэтов начинают писать в этом жанре, полностью отказываясь от рифмы. Почему?

В «Евгении Онегине» Пушкина есть одно интересное четверостишье:

«И вот уже трещат морозы
И серебрятся средь полей...
(Читатель ждет уж рифмы розы;
На, вот возьми ее скорей!)»

Читая роман, мы не обращаем на этот момент внимания, а на самом деле в нем спрятан глубокий смысл. Пушкин очень тонко подмечает слабую сторону рифмы – предсказуемость. В этих строках поэт смеется над рифмой. Мы слышим слово «морозы» – и уже знаем, что рифмой будут «розы». Читаем слово «любовь» – уверены, что скоро появится «кровь». Поэзия из года в год повторяет давно сказанное. Но ведь суть искусства – в новизне.

Почти двести лет назад Пушкин почувствовал, что рифма – это путь в никуда для поэзии. Ради рифмы поэты жертвуют смыслом стиха. В стихотворении появляются лишние слова, а иногда – даже целые строчки.

Что значит качественная поэзия? Стихотворение можно назвать качественным только тогда, когда каждое слово в нем – на своем месте, когда в тексте нет ничего лишнего. Когда смысл поэзии – концентрированный. Когда мысль сияет своей красотой и четкостью. Иначе это не поэзия, а бессмыслица, набор пустых слов. Так зачем же писать бессмыслицу, если можно заниматься искусством? Этим вопросом задались поэты – и нашли выход. Поэты отказались от рифмы.

Когда появился верлибр?

Тот, кто думает, что нерифмованный стих – изобретение современности – очень ошибается. «Корни» верлибра сокрыты в народном творчестве. Например, в заклинаниях, в текстах, которые произносили знахари над больными для «магического» выздоровления. В этих заклинаниях не было рифмы, но был своеобразный ритм. Они читались, как мантра.

В эпоху Средневековья верлибр распространился в религиозной поэзии. Шли века, и каждый автор экспериментировал, пытаясь написать поэзию без рифмы. «Мода» на верлибр пришла в начале ХХ столетия, когда поэзия окончательно «устала» от лишних слов, засоряющих текст. Поэтам надоело подстраивать свои мысли под «диктатуру» рифмы. «Свободу поэзии!» – с этим лозунгом новое поколение входило в литературу.

Американский поэт, одной фразой рассказал все о вольном стихе:

Теперь главное в поэзии – качество. Мы больше не найдем в стихотворении нелепых слов, этого «поэтического мусора».

«Но это же не настоящее стихотворение», – может возразить читатель. Настоящее. Во-первых, в верлибре остается ритм. Если обычный текст переписать строчками – верлибр не получится. На самом деле «свободную поэзию» писать достаточно сложно. Она требует мастерства. А во-вторых, красота верлибра – это его смысл.

Предлагаю вашему вниманию стихотворение Эзры Паунда :

Девушка

Дерево мне вошло в ладони
Сок взошел по моим рукам
Дерево разрослось по моим рукам
Вниз
Ветви растут из меня, словно руки.
Дерево ты,

Ты – мох,
Фиалки и ветер над ними.
Дитя – так высоко – ты.
А для мира это все – глупости.

Вы почувствовали ритм? И логику стиха: описание – вывод. Главное в этой поэзии – образ. Из сочетания слов складывается яркий образ девушки, а точнее – отношения к ней. Она с одной стороны ничто не значит для мира, но с другой – целая вселенная для поэта. Здесь нет ничего лишнего. Слово «руки» повторяется несколько раз потому, что автор специально подчеркивает их важность – руки означают желание прикоснуться, прочувствовать, взять с собой, стать ближе.

Несмотря на отсутствие рифмы, верлибры кладут на музыку. И получается очень хорошо. Например, Ив Монтан исполнил песню «Барбара».

Текст песни – стихотворение французского поэта Жака Превера . Прочитайте отрывок:

Помнишь ли ты, Барабара,
Как над Брестом шел дождь с утра,
А ты,
Такая красивая,
Промокшая и счастливая,
Ты куда-то бежала в тот день, Барбара?..
Бесконечный дождь шел над Брестом с утра,
И, когда мы случайно с тобой повстречались,
Улыбалась ты,
Улыбнулся невольно и я,
и, хотя мы не знали друг друга,
Все-таки вспомни, вспомни тот день, Барбара!

Вам показалось, что здесь есть рифма? «Барбара – с утра»? Правильно! Верлибр – это полная свобода, поэтому он ничего не отрицает. Автор здесь – царь в своем поэтическом мире, а значит, если в какой-то момент появляется рифма – то почему бы и нет? Она возникает – и так же внезапно пропадает. Это добавляет «звучания» поэзии. И интриги – ведь читатель не может предугадать, где именно появится рифма.

Еще один пример – отрывок из стихотворения Гийома Аполлинера :

Крылом орлы от жара заслоняют мое лицо и солнце
О Память Сколько же родов пришло в упадок
Нет Тиндаридов есть лишь жар горящих змей
И для меня он бесконечно сладок
Быть может змеи это просто шеи бессмертных непоющих лебедей.

Да, вы не ошиблись – это отрывок верлибра. Просто дальше в стихотворении рифма пропадает, потому что становится не нужна автору. А именно эти строчки Аполлинер хотел подчеркнуть «музыкальностью». Это самый яркий момент поэзии. А еще – Аполлинер один из первых поэтов, который отказался от запятых и других знаков препинания. Даже в конце стихотворения он не ставит точку. Потому что у автора верлибров нет никаких обязательств. А еще это символично – раз нет точки, значит, поэзия – продолжается. Поэзия вечна.

Мастера верлибра – это такие поэты: Уолт Уитмен, Вислава Шимборская, Чеслав Милош, Жак Превер, Томас Элиот, Эмиль Верхарн, Артюр Рембо, Стивен Крейн, Пауль Целан . Каждый из поэтов отличается от других неповторимым стилем, так что в этом списке вы точно найдете поэзию по вкусу. Также верлибры писали русские поэты Серебряного века .

Верлибр – это поэзия четкой мысли и яркого чувства. Это красота и качество, свобода и современность. Читайте и вдохновляйтесь.

Наслаждайтесь самой лучшей поэзией!

(Статья из 6-го выпуска печатного журнала Цветные Строчки,

О сути поэтического искусства и о том, почему поэзия непопулярна сегодня

Ну, здравствуй, поэт! Да, сегодня мы говорим о поэзии. Боюсь, что эта прекрасная тема будет звучать с оттенками грусти… Поэзия - это звучит громко, с некой претензией и даже величием. Однако в современном мире громкое звание стало значительно тише. Возвышенность и величие этого вида искусства остались эхом прошлого. Кому-то может показаться, что поэзия это вообще пережиток прошлого! Как вам такое положение дел? Пугает? Да, действительно истинных ценителей поэзии не так много, а в книжных магазинах мы можем увидеть в основном ряды с классиками. Но чем же современные поэты хуже классиков? Среди наших современников достаточно талантов! Или их томики будут стоять на заветных полочках лишь после их смерти? Почему современные поэты, несмотря на то, что издают свои сборники, так не востребованы? Что вытеснило этот жанр литературы? Неужели мы вынуждены признать, что поэзия похоронена в прошлом?
Правда, некоторым утешением мне показались слова Анны Матасовой, поэта -нашей современницы: «Когда кажется, что поэзия из нашей жизни ушла окончательно, та же жизнь подкидывает тебе встречу с Поэтом, и ты начинаешь понимать, что есть нечто вечное, неистребимое ни конъюнктурой, ни циничным рынком».

Зачем же ты пишешь, поэт?

Давайте разберемся, почему же потребность писать стихи не пропала вместе с общественным угасанием интереса к самой поэзии. Рассмотрим мотивацию людей, которые несмотря на невостребованность поэзии, упорно пишут и пишут стихи, кто-то в стол, а кто-то… На самом деле, для каждого автора процесс написания стихов имеет часто свою личную, возможно и неосознанную цель. Поскольку стихотворение это, как правило, небольшое произведение, которое не требует конкретного сюжета, жестко спланированной структуры, типа: плавного и долгого вступления, так называемой завязки, кульминации и логичного завершения, как например в прозе. Стихотворение – это словно набросок, зарисовка… Да, оно вполне самодостаточно и полноценно в этом, и все же в нем отсутствует, как правило, некая продуманность, спланированность…То есть стихотворение может быть выплеском эмоций, зарисовкой красивого момента, донесением сокровенного смысла, и изящно выраженной мысли. По сути, цели написания могут быть разными. Иногда для человека это важно с точки зрения выражения своих чувств и эмоций, для их облегчения и с целью разобраться в себе. Иногда сама форма, с её ритмом, размером, рифмой, помогает структурировать, разложить по полочкам свои противоречивые мысли, чувства и разнообразные переживания. Иногда целью стихосложения может быть желание выразить красоту мира с помощью поэтического языка. Иногда поэт руководствуется целью донести что-то важное, какую-то суть вещей, истину, нечто сокровенное, ибо язык поэзии действительно силен и способен коснуться самых тонких струн человеческой души.

Поэтические строки сейчас звучат в музыке. Поэзия плавно ушла в музыку и почти перестала существовать как самостоятельное искусство. Значит музыка всему виной? Ну, зачем же так строго… Само по себе искусство не может быть в чем-либо виновато и потому осуждать его глупо. По сути, поэзия это та же музыка…в поэзии есть ритм, мелодия, интонация, настроение, само слово представляет собой звук! И если читать стихи вслух, мы непременно ощутим эту звукопись. Так почему же тогда поэзия стала нуждаться в музыке? Почему перестала быть интересной и музыкальной сама по себе? Восприятие! Мы что-то перестали слышать… Сейчас музыка столь разнообразна в плане выбора инструментов, техники, аранжировок… И музыка поэзии стала слишком тихой, мы перестали слышать, улавливать её интонации, они перестали быть такими же выразительными… И музыка, безусловно, пришла на помощь поэзии! Она спасла её, взяла под свое крыло… Она помогла её донести до слушателя, усилила восприятие, впрочем, и поэзия стала хорошей союзницей музыке… Музыка с поэзией - хорошие подруги! И все же, как и музыка может существовать и жить своей собственной жизнью, так и поэзия должна иметь право на свою личную и насыщенную жизнь.

Кстати, о поэзии пишут:

Поэзия - это музыка, волнующая душу, наполняющая ее безграничной любовью к человеку, природе, родине.

Поэзия - это живопись, которую слышат.

То есть, поэзия это то, что присутствует во всем прекрасном, в каждом виде искусства. Поэзия как прекрасная и романтическая составляющая искусства…
А еще, мне кажется, что у поэзии как искусства, есть одна интересная особенность, хотя возможно она покажется кому-то очень субъективной. Если говорить грубо: поэзия это вид искусства, которому нельзя научить и которому нельзя научиться. Да, конечно, для любого искусства необходимо иметь талант и способности, а также постоянно развиваться. И даже если ты обучишься всем техникам рисунка, ты не станешь художником, если в душе твоей не живет сам художник. И все же, чтобы стать настоящим художником, который может писать в любых стилях и техниках, желательно окончить художественную школу, университет, ну или, по крайней мере, этому обучаться самостоятельно. В музыке тоже - чтобы быть музыкантом, необходимо освоить инструмент, а также минимальную музыкальную грамоту. Для поэзии это не обязательно. Да, в ней существуют определенные правила, принципы стихосложения, однако знание этого не является гарантией того, что ты научишься писать хоть сколько-то сносно… Однако, в мире музыке или изобразительного искусства, не будучи большим талантом, овладев приемами, техниками, всегда можно что-то сыграть, изобразить…А в поэзии знать ямбы и хореи не обязательно для того чтобы талантливо писать! Важно уметь говорить так, чувствовать, слышать ритмику стихотворения. Пишущий человек может вырасти в поэта, не обладая специальными знаниями, не обучаясь нигде. Он может просто начать писать, продолжить писать и самостоятельно в этом развиваться… Возможно, именно потому, что литература связана с языком, на котором мы все учимся говорить от рождения… Хотя, многие литераторы могут со мной не согласиться… И все же называть поэта профессиональным как-то коробит, а вот художника или музыканта – вполне.

Есть интересное выражение Сергея Бирюкова, поэта, кандидата филологических наук, доктора культурологии, он говорит: «Поэзия – это нарушение ожиданий». Сильное утверждение. Может, поэтому она так непопулярна? Возможно, данный вид искусства более остальных нарушает ожидание потенциальных читателей? Не знаю. Это открытый вопрос.
У меня много замыслов относительно темы поэзии и я хочу о многом поговорить с вами… И хотя я - любитель вкладывать смыслы друг в друга и создавать бесконечные подсмыслы, я понимаю, что поднять и проработать в одной статье разноплановые и сложные темы, непродуктивно. Куда нам торопиться? Я думаю, у нас ещё много встреч и мы обязательно ещё поговорим… Пишите и читайте стихи, любите поэзию!

Почему в поэзии Н.А. Некрасова самыми трагичными оказываются судьбы женщин?

Показать текст целиком

Николай Алексеевич Некрасов, как известно, является в русской литературе неким олицетворением гражданственности и народности. Большинство его стихотворений посвящено тяжелой жизни простых крестьян, лишенных каких-либо прав и свобод. Однако самыми трагичными в поэзии Н.А.Некрасова оказываются судьбы женщин. Так почему же трудные испытания выпадают на долю столь хрупких и беззащитных созданий ?

Пожалуй, этому есть несколько объяснений. Во-первых, всем известно, что Н.А. Некрасов через всю свою жизнь пронёс воспоминания о прекрасной матери, вечно страдающей по вине тираничного и властного отца. «Она была исполнена печали…», - пишет о ней поэт в стихотворении «Мать». Такой он, кажется, навсегда и запомнил её. Эта слабая, беспомощная, но вместе с тем гордая и любящая женщина, я думаю, явилась прообразом тех героинь, которые чуть позже воплотились в поэзии Н.А. Некрасова. Впрочем, мне кажется, между ними есть всё же одно различие. «Не плачь..., мученица – мать!» - просит и умоляет поэт. Используя риторическое обращение и называя свою мать «мученицей» , он пытается охарактеризовать её душевное состояние, показать читателю, как она страдает, часто плачет от жестокости и несправедливости окружающего мира в то время, как героини Н.А. Некрасова никогда не жалуются на судьбу, не демонстрируют свою слабость . Так, в стихотворении «Вчерашний день, часу в шестом…» поэт пишет о том, как, зайдя на Сенную, он увидел «крестьянку молодую», которую били кнутом:

«Ни звука из её груди,

Лишь бич свистал, играя…»

Критерии

  • 1 из 3 К1 Глубина понимания темы и убедительность аргументов
  • 0 из 2 К2 Уровень владения теоретико-литературными знаниями
  • 2 из 3 К3 Обоснованность привлечения текста произведения
  • 2 из 3 К4 Композиционная цельность и логичность изложения
  • 1 из 3 К5 Следование нормам речи
  • ИТОГО: 6 из 14

Мы все в школе учили стихотворения и декламировали. Не всё нам нравилось, но уже взрослыми мы как-то чувствуем, что это было хорошо, но для чего, трудно с ходу ответить. Для памяти? Но я, честно сказать, редко какое вспомню, хотя память у меня хорошая и учить я могла целые поэмы. Впрочем, память всё-таки развивается, даже если стихотворение со временем забыто. Да и выступление перед зрителями — тоже ранние пробы ораторского искусства.

В методе поэзия занимает очень почётное место. Почему? Передаём слово ей.

  1. Поэзия — высшая форма литературы. Если мы читаем ребёнку литературу для развития и обогащения языка, для того, чтобы прививать любовь к красивому и благородному — к поэзии это относится вдвойне.
  2. Чтение хорошей поэзии на уровне интереса ребёнка учит любить лучшее и в какой-то мере служит прививкой от дешёвого и пошлого . Это воспитание культуры. (Боюсь, что в школе, где одна шутка или выпад остроумного школьника могли значить для класса больше, чем урок учителя, атмосфера не способствовала любви к поэзии. Стихи учили, потому что «задали» и выбирали покороче. Мне кажется, мама может без такого досадного вмешательства передать любовь к поэтическим строкам лучше. Как думаете?)
  3. Поэзия прекрасно сочетается с изучением природы и служит ей прекрасным сопровождением.
  4. Несмотря на то, что поэзия по большей части вымысел, в ней достаточно ценных, правдивых и благородных мыслей, полезных для формирования характера ребёнка.
  5. Поэзия может воспитывать патриотизм (если это в ваших целях).
  6. Некоторые стихотворения и поэмы прекрасно иллюстрируют изучение истории («Бородино» Лермонтова, «Макбет» Шекспира). Поэзия чрезвычайно эмоциональна и оставляет глубокий след.

Как, по мнению Шарлотты Мейсон, должна была преподноситься поэзия?


Если дети учатся на русском или украинском языке, то рядом с Шекспиром могут стать Пушкин и Шевченко. Запас слов в их произведениях около 20 000. Содержание, конечно. совсем другое. Но в этом вопросе я не то что не специалист, а вообще никто. Считайте, мысли вслух.

Хотя меня усиленно убеждать в полезности поэзии не нужно, я не использовала её так активно, как предлагает Шарлотта Мейсон. Для дошколят у меня было много стихов на русском, которые были все прочитаны и зачитаны до школы, а потом ничего не было и как-то они ушли на задний план. Несколько сборников детской английской поэзии были точно так же быстро прочитаны и отложены. Читать стихи для новичков действительно легко и приятно. Очень любили дети сказки Пушкина. У него такой лёгкий слог, что они без усилий запоминали большие отрывки. Со старшими я недавно читала Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» и Пушкина «Евгений Онегин». Оценили. Сейчас составляю программу на следующий год и хочу ввести немного более поэзии.

Мне понравилась такая идея. Выбирается стихотворение, читается в понедельник детям (младшего или среднего возраста). Дети слушают, потом им объясняют непонятные слова, после чего дети пересказывают смысл стихотворения. Это занимает минут пять. В остальные дни они перечитывают и заучивают его. Если стихотворение небольшое (а начинать нужно именно с небольших, чтобы дети не унывали), то к воскресению ребёнок уже может его рассказать в кругу семьи. Ещё лучше будет записать выступление на видео!

Надеюсь, со временем я составлю подборку стихотворений. Делитесь идеями!

Однажды Иван Волков, поэт, лауреат Пастернаковской премии, переехал из Москвы в Кострому. Там он сейчас живет, работает тренером по шахматам и пишет стихи. Накануне Всемирного дня поэзии* мы попросили Ивана Евгеньевича рассказать нам, что он думает о состоянии его профессии в сегодняшней России.

Не друзья, так френды

- Вы согласны с утверждением, что русская поэзия сейчас переживает расцвет, вот как в начале прошлого века?

Думаю, это наглое вранье - русская поэзия в жутком упадке. Думаю, все происходит так: два­дцать-тридцать или там сто весьма посредственных стихотворцев объединяются и между собой решают, что у них расцвет и бриллиантовый век. Я исхожу из того, что поэзия - это не массовое стихописание, важно наличие крупных творческих личностей. А крупных творческих личностей в стране можно пересчитать по пальцам одной руки. Большинство людей, которые сейчас определяют поэтическую моду, называемую «актуальной поэзией», в общем-то, шарлатаны. Ну, это частная точка зрения.

- Мне кажется, в современной поэзии востребовано гражданское высказывание, вот как у Емелина, например. Да и вообще, я не знаю примеров, чтобы человек только «ласки милой воспевал» и был настоящим русским поэтом.

Бывает так, бывает и наоборот, и то и другое совершенно нормально; поэт, так же, как и любой нормальный человек, может интересоваться политикой, а может не интересоваться. Вам не пришел в голову пример - ну, пожалуйста, Фета, у которого не было ни одной злободневной строчки? А может быть и наоборот; Маяковский - совершенно легитимное явление. Важно, что это личное дело поэта - интересоваться ему политикой или нет, а если интересоваться, то насколько.

А то, чем занимается Емелин, это не граждан­ская лирика, а имитация гражданской лирики. Он не гражданский поэт, а чистый декадент, и это одна из поэтических мод; их много, так же, как и людей, которые пробуют этим заниматься.

- Я говорю, скорее, о том, что интересует так называемого массового читателя.

Трудно сказать… Под массами они тоже имеют в виду, скорее всего, себя. Допустим, их сто человек или пятьсот, так это уже! Приходит на какой-то вечер сто человек - так это уже много! А то, что они если не друзья, то френды, как-то это не учитывается. О массовом читателе сейчас говорить смешно, если серьезно, наверное, он есть у таких номенклатурных советских графоманов типа Дементьева. В провинциальных городах во всяком случае. В любой магазин можно зайти, и у нас вот здесь: лежат книжки Дементьева, Асадова, Михалкова, то есть советской литературной номенклатуры.

Всеядная среда

Насколько важна для поэта так называемая литературная среда? Может ли он работать вдали от литературных процессов?

Боюсь, что мой взгляд на все это сильно противоречит общепринятому. Вот есть, например, город Москва, куда отовсюду приезжают люди, тусуются, выступают и так далее. Я вижу, как все это происходит, и мне кажется, что ничего не влияет на поэта хуже, чем литературная среда. Вкусы этой среды очень средние, требования очень средние, и она принимает в себя практически кого угодно. Человек в этой среде вольно или невольно ориентируется на этот очень посредственный уровень и пополняет ряды знаменитых посредственностей. То есть стать там звездой или звездочкой очень легко, поэтому звезд этих огромное количество, но к реальной литературе все это имеет очень мало отношения. Пройдет двадцать лет, придет другое поколение, этих людей забудут, просто изменится среда, изменятся люди чуть-чуть.

- А вы можете назвать имена настоящих поэтов?

Могу назвать, и с большим удовольствием. Ну, Ирина Ермакова, конечно, Максим Амелин, возможно, ну, Олег Чухонцев, Михаил Щербаков, хотя он и под гитару, но все равно он очень большой поэт. Да, наверное, и все.

- И как вы отличаете большого поэта от знаменитой посредственности? Интересны критерии.

Понятно, что я ориентируюсь на собственный вкус, который, вероятно, необъективен. Но очень просто: кроме того, что человек должен уметь это делать, кроме того, что он должен быть своеобразен, кроме того, что он должен быть не дурак, при чтении его стихов я должен получать кайф. В этом должна быть какая-то эстетическая наполненность. Можете же вы сказать: красивое или некрасивое, независимо от критериев. Просто смотрите - и балдеете. А если я не получаю кайфа, то это все-таки… ну, халтура.

Пониженная гениальность

- Мне кажется, этим все сейчас раздражены, этой, как Коваль говорил, «пониженной гениальностью».

Ну, вообще-то, не все, как ни странно. Я, например, раздражен. Мне все-таки кажется, что кофе и растворимый кофе или там бриллианты и бижутерия - это разные вещи, и они должны продаваться в разных отделах. Меня раздражает, что сейчас это продается в одном магазине и одинаково называется. Но кто-то совершенно всем этим не возмущается: ну да, они пишут ерунду, а могли бы вообще воровать и грабить.

- Может быть, процессы, которые сейчас происходят, выйдут в новое качество, во что-то интересное?

Я не думаю. Скорее все идет к какому-то затуханию, совершенно естественному на самом деле. Умерла же русская проза, зато существует где-то еще. Просто Россия перестала быть литературным центром мира, стала литературной провинцией, это естественно. Когда-то греческая литература умерла, римская умерла. Это нормально.

- Вы переехали из Москвы в Кострому - как это сказалось на культурном наполнении города? Обычно многое меняется, когда в городе появляется такой человек.

Это, признаться, очень грустный вопрос, потому что я, когда сюда ехал, тоже так думал. Оказалось, что это не так. Я здесь ничего не изменил, хотя пытался как-то. Я здесь человек незаметный, меня здесь никто не знает, и я не влияю на культурный облик нашего города, к сожалению. Никаким образом.

Справка

Иван Волков - лауреат премий им. Бориса Пастернака(2002), им. Бориса Соколова(2004), международной литературной премии «Леричи Пеа-Москва»(2010). Его стихи печатаются в журналах «Знамя», «Октябрь», «Волга»(Саратов), «Колокол»(Лондон), «ШО»(Киев), переведены на английский, китайский, японский, итальянский языки.

В 2004 году Волков реализовал один из самых успешных литературных проектов России - «Полюса»(выступление на одной площадке двух разных поэтов) и был его первым ведущим.

* * *

Не красота, не деньги и не боги,
Но женская разборчивость спасет
Наш мир несчастный, сбившийся с дороги:
Когда никто из женщин не пойдет

За журналистов, кадровых военных,
Плохих поэтов, праведных ворюг -
Не станет этих должностей презренных,
И, чтобы заслужить своих подруг,

Мы все займемся настоящим делом,
Забудем про казарму и тюрьму…
Но женщинам не нужно мира в целом.
Они спасают нас по одному.


Close