История усадьбы прослеживается с 1-й половины XVIII в. Между 1738 и 1742 гг. на её территории значились три домовладения, принадлежавшие дворцовому водочнику Ивану Григорьеву, княгине Прасковье Петровне Шаховской и сенатскому секретарю Петру Ивановичу Богданову. В 1740-х – начале 1750-х гг. участок Григорьева числится за иноземцем Вениамином Яковлевичем Шредером. Позднее домовладение Шаховской переходит к князю Ивану Михайловичу Оболенскому. В 1757–1758 гг. купец второй гильдии Матвей Никифорович Дудин приобретает участки Шредера и Богданова, а в 1764 г. – участок Оболенского.

Во 2-й половине 1770-х гг. новый владелец – генерал-майор Фёдор Матвеевич Шестаков – присоединил к усадьбе сад Алалыкина, и владение приобрело теперешнюю квадратную форму со слегка скошенной северной границей и небольшим выступом бывшего алалыкинского сада к востоку (по плану 1777–1778 гг.).

Умершего в 1787 г. Ф.М. Шестакова сменили новые владельцы усадьбы: сначала генерал-провиантмейстер Пётр Тимофеевич Лобков (с 1792 г.), затем бригадир Василий Дмитриевич Лобков (с 1793 г.) и, наконец, вдова последнего. Анна Ивановна Лобкова вступила во владение в 1797 г. При этих владельцах в линии Козицкого переулка с небольшим отступом от восточной боковой границы участка был выстроен каменный двухэтажный с антресолями дом (современный дом № 5). Впервые он фигурирует на плане 1799 г. вместе с выстроенным несколько позднее боковым флигелем, слегка вытянутым по западной границе, отделяющей усадьбу от соседнего двора купца П. Кожевникова.

В 1800 г. бригадирша A.И. Лобкова на месте въезда на усадебный двор в линии Козицкого переулка соединяет дом и флигель каменной двухэтажной пристройкой со сводчатым проездом. С этого времени надворные деревянные строения, формирующие границы владения, заменяются каменными. Так, в 1805 г. по задней, северной стороне двора выстроен корпус конюшни и каретного сарая «длиною двадцати трёх сажен, шириною четырёх сажен, вышиной 8 аршин», а у западной боковой границы – квадратная кухня «длиною, шириною на четыре сажени с половиной». Восточный планировочный выступ участка в сторону причтовых дворов Сергиевской церкви закрепляется каменным двухэтажным жилым корпусом.

В 1820 г. Лобкова продаёт усадьбу генерал-лейтенанту князю Борису Андреевичу Голицыну. При нём Г-образный выступ соединенного с домом бокового флигеля удлинен до каретного сарая каменным двухэтажным корпусом, замкнувшим всю западную сторону двора. Над корпусом конюшни и каретного сарая появляется жилой мезонин.

После смерти Б.А. Голицына в 1822 г. здания усадьбы используются под наёмные квартиры и в 1833 г. переходят к статской советнице В.А. Глебовой, которая в 1846 г. выкупает у Сергиевской церкви участок земли к востоку от главного дома и возводит на нём небольшие хозяйственные постройки. С 1856 г. усадьба принадлежит племяннице Глебовой, Прасковье Николаевне Лопыревской, а с 1860 г. по 1883 г. – её мужу, надворному советнику Михаилу Осиповичу Лопыревскому. В 1862 г. Лопыревский надстраивает второй этаж над корпусом конюшни и каретного сарая, завершая сплошную двухэтажную обстройку усадебного двора с небольшим разрывом в юго-восточном углу, а затем увеличивая доходность усадьбы, надстраивает третий этаж над западным и восточным флигелями.

В 1894 г. наследники Лопыревского продали усадьбу, постройки которой в 1897–1898 гг. были приспособлены под городскую типографию. Собственно, типография разместилась в главном усадебном доме, восточный флигель был отведён под жилье для типографских служащих, западный – для курьеров.

Северный корпус сдавался внаём. В 1906 г. во владении устроена канализация. В начале 1910-х гг. предполагалась реконструкция усадебных построек, в частности, надстройка главного дома третьим этажом, которая не была осуществлена.
В начале 1920-х гг. здания усадьбы были заняты студенческим общежитием Московского правового института им. П.И. Стучки, затем – коммунальным жильём.

В 1964 г. в главном доме разместился Институт истории искусств Академии наук СССР (с 1977 г. – Всесоюзный научно-исследовательский институт Министерства культуры СССР, с 1992 г. – Государственный институт искусствознания).

В 1970-х – начале 1980-х гг. были снесены северный и восточный служебные корпуса усадьбы. От протяжённого северного корпуса с арочными проёмами конюшни и каретного сарая в нижнем этаже (1805), надстроенного в 1820-х гг. пятиоконным мезонином с треугольным фронтоном, а в 1862 г. вторым этажом в 12 окон симметрично по сторонам мезонина, сохранилась только часть, непосредственно примыкавшая к западному флигелю и, как и он, надстроенная третьим этажом.

Усадьба связана с именами многих выдающихся деятелей русской культуры. В усадьбе А.И. Лобковой прошло детство её сына С.А. Соболевского (1803–1870), известного библиофила, библиографа и журналиста, друга А.С. Пушкина. В апреле 1828 г. Соболевский устроил в этом доме проводы уезжавшего из России польского поэта Адама Мицкевича, на которых присутствовали московские литераторы и ученые. Мицкевичу преподнесли серебряный кубок с выгравированными на его дне именами присутствовавших и с вложенными в него стихами Е.А. Баратынского.
В 1830–1831 гг. здесь жила графиня Е.Л. Риччи (1787–1886), урождённая Лунина, двоюродная сестра декабриста М.С. Лунина, певица-любительница, великосветская знакомая А.С. Пушкина; в 1837–1838 гг. - Е.Ф. Муравьёва.
Сюда приехал будущий знаменитый историк В.О. Ключевский в 1861 г., когда поступил в Московский университет. В 1872–1873 гг. здесь жил И.В. Самарин, один из самых популярных артистов Малого театра, учившийся у М.С. Щепкина.

Объект культурного наследия федерального значения.

Государственный институт искусствознания – ведущий российский центр в сфере комплексного изучения отечественного и зарубежного искусства. Институт был создан в 1944 году по решению Президиума АН СССР. С 1962 года Институт искусствознания перешел в ведение Министерства культуры СССР. Среди его основателей – видные деятели русской культуры Игорь Грабарь, Сергей Эйзенштейн, Борис Асафьев, Виктор Лазарев, Алексей Дживелегов. Сегодня коллектив института занимается осуществлением фундаментальных проектов по истории европейского и русского искусства, в том числе изданием 22-томной Истории русского искусства. Среди основных направлений деятельности института – изучение памятников архитектуры и монументального искусства, находящихся на территории РФ, проведение социологических исследований в сфере культуры и искусства, экспертная оценка культурного наследия и произведений современного искусства. На базе института функционируют Научный совет по искусствоведению Российской академии наук и 4 диссертационных совета по изобразительному, театральному и музыкальному искусству, эстетике и культурологии. Институт ведет подготовку научных кадров в аспирантуре, а также через систему соискательства и научные стажировки.


Close