Тема:

Цели:

Учить детей дифференцировать зрительные образы букв, в частности И - У;
. развивать зрительно-пространственную ориентировку;
. развивать навык звукового анализа;
. развивать мелкую моторику;
. развивать логическое мышление.

Ход занятия

I. Организационный момент

Логопед просит встать детей окало своих мест и предлагает, прежде чем сесть на стул, вспомнить и назвать имя, в котором есть буква «И»
(Инна, Ира, Илья, Игорь, Кира, Лиза, Мила, Вика, Дима, Никита)
Логопед знакомит детей с героями занятия, девочками Улей и Ирой. Детям предлагается выделить первые буквы в их именах. (И-У)
Формулируется тема занятия.

II. Основной этап

Логопед выставляет на доску изображение элементов букв «У» и «И», просит сложить из элементов буквы, ищет сходства и различия между буквами.


Логопед предлагает детям записать в тетради имен героев занятия, выделить буквы «И», «У».

Логопед знакомит детей с обозначением букв занятия. «У» - перевёрнутый треугольник, «И» - круг.
Логопед выставляет на доску карточку с изображением треугольников и кругов, просит детей записать в тетради соответствующие буквы. Вместо треугольника - «У», вместо круга - «И».


Перед выполнением следующего задания, повторно акцентируется внимание детей на различие букв «И», «У». У «У» длинный «хвостик» внизу, у «И» небольшой хвостик рядом. Детям предлагается расшифровать слова на доске. Если звездочка внизу, значит надо писать «У», если звездочка рядом, значит надо писать «И».



(Пуля, шут, улитка, улица, руки, курица)

Логопед выставляет на доску карточку с пропусками и предлагает детям самостоятельно определить, какую букву следует поставить вместо звездочки.

(Круг, крик, пух, лист, ухо, игла)

Детям предлагается поделить тетрадь на 3 столбика. В первом столбике будут слова с буквой «У», во втором столбике слова с буквой «И», в третьем - слова, в которых есть буквы «И», «У».

(Первый столбик - лук, петух, муха; второй столбик - иголка, нитки, лист, книги; третий столбик - улитка, курица, изумруд, кувшин)

III. Итог занятия

Логопед просит детей самостоятельно дописать в каждый столбик по одному слову.

2 ЭТАП. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.

Если непонятно слово,

Если, как писать, не знаю,

Нету выхода иного -

Эту книгу открываю.

Здесь все четко, все правдиво...

Что за книга? Вот уж диво!

Нет, не диво, даже встарь

Был составлен тот... (словарь)

Сегодня мы с вами продолжим говорить о различных

словарях и словарных словах. Вспомним, что такое словарные слова? Какие словари вы уже знаете?

Сегодня я расскажу вам о этимиологическом словаре.

Этимиологические словари рассказывают о происхождении слова, его первоначальном значении. Обращение к истории слова позволяет понять его современное написание. Например: МАЛИНА - в основу названия был заложен признак плода ягоды, состоявшего из малых частей. Слово МАЛИНА образовано от слова МАЛЫЙ

Запись на доске.

МАЛИНА - малый -"состоящая из маленьких частей"

Отгадайте загадку.

В этой узенькой коробке
Ты найдешь карандаши,
Ручки, перья, скрепки, кнопки,
Что угодно для души.

Прочитайте вверх ногами, как образовалось это слово.

Отгадайте загадку.

Его главнее в школе нет,

Есть у него свой кабинет.

Он знает всех учеников,

Помочь и наказать готов.

Найти слово в орфографическом словаре.

Произнеси орфографически слова. Отхлопать на слоги. Записать в словарик. Рядом записать слоговую схему и выписать гласные неведущей рукой.

Игра: Муха

Логопед объясняет происхождение слова.

Слово ПОРТФЕЛЬ пришло в русский язык из французского. ПОРТ-нести

ФЕЛЬ-лист

ПОРТФЕЛЬ-"то, в чём носят документы, бумаги"

Логопед записывает слово на доске. ПОРТФЕЛЬ

Произнеси орфографически. Произнести с ударением.

Написание слова "закрытыми глазами". Закрой глаза, представь это слово написанным в книге. Заставь помигать

" опасную букву". Какая буква мигает?

Составь предложение из слов. Раздаются листы со словами.

Положил, портфель, я, пенал, в.

(Я положил пенал в портфель.)

Сколько слов в этом предложении?

Запиши схему предложения, выписав гласные неведущей рукой.

Физ.минутка.

Вращение руками (Левая рука вперёд - правая назад) и наоборот.

Перекрёстные движения локоть-колено

Перекрёстные движения рука-пятка

Нужно присесть если в слове 3 буквы и поднять руки

вверх если не 3 буквы, а больше или меньше.

Слова: Лук, луна, сок, солнце, рак, мак, шаг, шуба.

Игры с мячом:

Слова наоборот (антонимы)

Арабское письмо (сон, ток, рот, суп)

Собираемся в лесок, набираем в кузовок слова, которые заканчиваются на ОК

Игра: Припиши букву (Третью)

Поставьте ударение. Выделите опасное место.

Какая последняя буква в этом слове?

Игра: Собери головоломку " буква Т"

Игра: Волшебный мешочек (Фразеологизмы)

Знать назубок - очень хорошо выучить.

Зарубить на носу - запомнить крепко, навсегда.

Витать в облаках - грезить, фантазировать невесть о чём.

Клевать носом - засыпать.

Начинать с азов - (Аз - название первой буквы славянской азбуки) то есть начинать с азов, с самого простого.

Министерство образования, науки и молодежной политики

Забайкальского края

ГОУ для детей – сирот и детей,

оставшихся без попечения родителей

«Борзинская специальная (коррекционная) школа – интернат

для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,

с ограниченными возможностями здоровья VIII вида»

Конспект занятия по коррекции оптической дисграфии

во 2 классе специальной (коррекционной) школы VIII вида.

о – а .

учитель – логопед

Высшей квалификационной категории

Адамова Юлия Петровна

2012 г.

Конспект занятия по коррекции оптической дисграфии во 2 классе специальной (коррекционной) школы VIII вида.

Тема: Различение оптически сходных букв о – а .

Цель: учить детей различать оптически сходные рукописные буквы о и а .

Задачи:

Образовательные:

  1. Уточнить написание букв о и а , выявить сходства и отличия;
  2. Уточнить артикуляцию звуков [О] и [А], закрепить связь между звуком и буквой;
  3. Тренировать учащихся в различении букв о и а в изолированном написании, в слогах и словах;
  4. Совершенствовать навык чтения;
  5. Учить выделять гласный в начале слова.

Коррекционные:

  1. Развивать логическое мышление детей;
  2. Развивать зрительное восприятие, умение ориентироваться на листе бумаги;
  3. Развивать умение координировать речь с движением;
  4. Развивать пальцевую моторику при помощи массажа.

Воспитательные:

  1. Воспитывать у учащихся умение активно работать на занятии;
  2. Воспитывать умение достигать своей цели.

Оборудование: картинки – символы на буквы о и а ; прописные буквы о и а (заглавные и строчные); индивидуальные зеркала; карточки с характеристикой звуков - «гласный»; карточки – символы звуков «широко открытый рот» - круг, «овал»; трафареты букв О и А, наборы цветных ручек; карандаши красного цвета; макет аквариума, рыбки со слогами; макеты яблонь с яблоками, на которых написаны слова.

  1. Организационный момент.

Раз, два – выше голова,

Три, четыре плечи шире,

Пять, шесть – всем сесть,

Семь, восемь – внимания просим!

  1. Сообщение темы занятия.

Логопед: Вы сможете определить тему занятия, когда отгадаете загадку:

Тридцать три родных сестрицы –

Писаных красавицы,

На одной живут странице

И повсюду славятся.

(буквы).

Логопед: «Правильно, это буквы. Сегодня мы будем с вами учиться различать буквы. А какие буквы мы будем различать, вы узнаете, если внимательно послушаете стихотворения и посмотрите на картинки:

В этой букве нет угла,

Оттого она кругла,

До того она кругла,

Покатиться бы могла.

Дети отвечают, что речь идет о букве О.

Логопед демонстрирует картинку с буквой О.

Логопед переворачивает картинку с буквой О, с обратной стороны буква преобразована в колесо.

Затем логопед читает стихотворение:

Посмотри на колесо

И увидишь букву О.

Логопед демонстрирует картинку с буквой а , преобразованной в девочку с косой.

Это что за девочка,

Девочка Алена.

У той девочки коса

С ленточкой зеленой.

Дети отвечают, что речь идет о букве а .

Логопед: Так какие же буквы мы будем различать сегодня на занятии?

Дети: Сегодня на занятии мы будем различать буквы о и а.

Логопед вывешивает на доску картинки - символы.

Буква О – колесо. Буква А – девочка с косой.

  1. Уточнение написания букв о и а.

На доску вывешиваются рукописные буквы о и а и помещаются под картинками символами.

Логопед: «Посмотрите, внимательно на эти буквы. Чем они похожи? А чем отличаются?

Дети: Похожи буквы тем, что имеют овал. А отличаются тем, что у буквы а есть крючок с правой стороны, а у буквы о его нет.

4. Уточнение артикуляции звуков [О] и [А] и закрепление связи между буквами и звуками.

Логопед: Ребята, а какой звук мы обозначаем буквой О?

Ответ учащихся: Звук [О].

  1. Уточнение артикуляции звука [О] перед индивидуальными зеркалами.

Учащиеся произносят звук [О] и отмечают, что губы принимают форму овала. На доску вывешивается схема артикуляции звука [О] – овал.

Фонетическая разминка.

На доске появляется картинка с изображением мальчика с больным зубом, мальчик стонет: «О – О – О».

  1. Уточнение артикуляции звука [А].

Учащиеся смотрят в зеркала, произносят звук [А] и отмечают, что при произнесении звука губы широко открыты, рот похож на круг. Внимание учащихся обращается на схему артикуляции звук [А] – большой круг.

Фонетическая разминка.

На доске появляется картинка с изображением девочки, качающей куклу. Все хором «качают» куклу: «а – а - а – а - а – а – а».

Логопед: Итак, ребята при произнесении звуков [О] и [А] рот открыт, изо рта выходит воздушная струя, которая не встречает на своем пути преград, эти звуки мы произносим с голосом. Как мы называем такие звуки?

Дети: Гласные.

На доску около каждой буквы вывешивается табличка «гласный».

Логопед: Каким цветом мы обозначаем гласные звуки? (красным).

На доску прикрепляется возле каждой буквы красный кружок.

  1. Совершенствование умения ориентироваться на листе бумаги.

Учащимся предлагается домик с четырьмя окошками – два на первом этаже, два на втором. В каждом окошке находится картинка животного.

Логопед поочередно приоткрывает окошки, учащиеся называют адрес квартиры, в которой живет герой: правая верхняя квартира, левая нижняя и т. д.

  1. Различение изолированных букв о и а .

Работа с трафаретами.

  1. Трафарет с буквой а.

Логопед: Ребята, сегодня мы будем работать с трафаретами. Давайте внимательно рассмотрим трафарет.

Что вы видите в верхнем правом углу? (круг).

Правильно. Круг. Этот круг нам показывает, что мы широко открываем рот, когда произносим звук А, и что он принимает форму круга.

Найдите в своих корзинках трафарет круга, приложите его к основному трафарету.

У нас получилась схема произношения звука [А].

Посмотрите, пожалуйста, и скажите, что находится в верхнем левом углу трафарета. (Буква А).

Правильно. Это печатная буква А – заглавная и маленькая. Обведите контур букв красным карандашом.

Возьмите в корзинке трафареты заглавной и маленькой букв А, приложите их к основному трафарету, обведите недостающие детали.

Теперь выньте трафареты, а на получившиеся буквы мы нанесем штриховку в следующем направлении. (Логопед показывает направление штриховки, дети наносят ее красным карандашом или ручкой).

Ребята вы видите посредине трафарета маленькие окошечки. Впишите в эти окошечки прописные маленькие буквы а. (Напоминает: буква а состоит из овала и крючка с правой стороны).

Окошечки расположены у нас на трафарете волной. Давайте пропоем по очереди звук А так: волна вниз – голос звучит тихо, волна вверх голос звучит громко. (Поет логопед, затем каждый из детей, затем хором, при этом пальцем проводят по рельефной волне).

Ребята, послушайте загадку.

С виду он – как рыжий мяч,

Только вот не мчится вскачь,

Беззаботно круглый год

В теплом климате растет.

Кисло – сладкий цитрус этот!

Поспеши скорей с ответом!

В нем полезный витамин –

Фрукт зовется …

Правильно – апельсин. Найдите в своих лотках шаблон апельсина, приложите его к трафарету.

Послушайте внимательно слово «апельсин», какой звук в этом слове первый? (Звук [А]).

В левом нижнем углу вы видите схему слова апельсин, на которой есть три окошечка. Они обозначают начало, середину и конец слова. Поскольку звук [А] в слове «апельсин» стоит на первом месте, напишите в первом окошечке красной ручкой букву а. Пишем овал, а справа от него крючок.

В правом нижнем углу трафарета вы видите прописные буквы А – заглавную и строчную, вышитые нитками. Поставим пальчик на заглавную букву А и проведем по ней, как будто пишем ее в тетради. А теперь проведем пальчиком по строчной букве А.

Посмотрите чуть выше вышитых букв. Здесь мы видим трафареты заглавной и строчной букв А. Обведите их красным карандашом. Теперь в лоточке найдите шаблоны этих букв, приложите к трафарету и обведите недостающие детали.

Физкультминутка.

Логопед: Какие буквы мы сегодня учимся различать? (о – а ).

Выполним физминутку, в которой очень часто слышится звук А.

Аист над землей летает

(взмахи руками),

Аист ветки собирает

(приседания),

Аист собирает ветки,

Помогите ему детки.

Логопед показывает обруч. Что это, ребята? (Обруч). Какой звук первый в слове обруч? (Звук [О]). На какую букву похож обруч? (На букву О). Поиграем с буквой О. Учащиеся становятся парами и перекатывают обруч друг другу, а логопед читает стихотворение:

Не по тропе, а около

Катилося и охало.

О охало, О окало,

Не по тропе, а около.

  1. Трафарет с буквой О.

Логопед: Ребята, какая фигура находится в правом верхнем углу? (Овал).

Правильно овал. Этот символ говорит нам о том, что когда мы произносим звук [О] наши губы становятся похожими на овал. А теперь найдите в своих лотках шаблон овала, подходящий по размеру, приложите его к основному трафарету. Получилась схема произношения звука [О].

В левом верхнем углу трафарета вырезаны два овала. Обведите их по трафарету красной ручкой. Найдите в лотках овалы, подходящие по размеру, вставьте их в основной трафарет и проведите еще по одному овалу. Выньте трафареты. Какая буква у нас получилась? (Буква О).

Правильно, ребята, получилась буква О. Нанесем на нее штриховку в следующем направлении. Логопед показывает образец, дети выполняют.

Ребята, отгадайте загадку:

Без крыльев летит,

Без ног бежит,

Без паруса плывет.

Что это? (Облако). Правильно. Найдите в своих лотках шаблон облака, приложите к трафарету.

Какой звук в слове «облако» слышится на первом месте? (Звук О).

Под облаком у нас расположена схема слова «облако», покажем на ней, что звук [О] стоит на первом месте, впишите в окошко букву О.

Буква О печатная и прописная пишутся почти одинаково, только в тетради мы пишем ее с наклоном.

* Написание изолированных букв.

В левом нижнем углу расположен «Лабиринт». Что такое «лабиринт»? (Это запутанные ходы). Мы с вами постараемся сейчас не запутаться и правильно вписать буквы в окошечки под мою диктовку. Логопед диктует учащимся изолированные буквы О и А, дети вписывают их в окошечки, пока не дойдут до середины. Затем читают «лабиринт» хором в прямом и обратном направлении.

  1. Массаж пальцев рук.

Учащимся предлагаются ладошки, на пальчиках которых наклеены аппликаторы. Пальцами учащиеся нажимают на аппликаторы, массируя их.

  1. Различение букв О и А в слогах.

Игра «Аквариум».

В «аквариуме» рыбки, на которых написаны слоги с буквами О и А. Ребята по очереди вылавливают из аквариума рыбок при помощи магнитной удочки, читают слоги, бросают рыбок в ведерки с буквами О и А.

  1. Различение букв О и А в словах.
  1. Игра «Яблони».

Оснащение: две яблони, сшитые из ткани и оснащенные крючками; яблоки, выполненные из картона, на которых написаны слова с буквами О и А, оснащенные петельками.

Логопед предлагает учащимся брать по одному яблочку, прочитывать слово, которое на нем написано, и размещать на левую яблоню слова, в которых есть буква О, на правую – слова с буквой А. Учащиеся также должны определить место букв в слове.

Слова: 1) С буквой А: парк, пенал, капля, пурга, кепка, танк, салат, канат, труба.

  1. С буквой О: стол, кот, болото, порог лото.
  1. Подведение итогов занятия.

Какие буквы мы сегодня учились различать?

Чем отличаются буквы О и А?

Какой звук мы обозначаем буквой О?

Какой звук мы обозначаем буквой А?

Как называются эти звуки?

Логопед: На следующем занятии мы продолжим различать буквы О и А в словах, предложениях и тексте. Давайте не будем торопиться, будем выполнять все задания вдумчиво и правильно, тогда наше письмо будет грамотным, а оценки в тетрадях хорошими.

Трафареты можно изготовить на все буквы. Использование трафаретов букв на логопедических занятиях позволяет развивать различные навыки и процессы:

  1. Ребенок обводит трафарет буквы, схему артикуляции, таким образом, запоминает её графический образ и развивает мелкую моторику. Закрепляется связь артикулема - графема - кинема. Обведенную букву можно заштриховать в заданном направлении, а можно раскрасить.
  1. Ребенок имеет возможность поработать не только с трафаретом, но и с шаблоном буквы, который предназначен для вставки в трафарет. Учащиеся исследуют букву руками, что позволяет запомнить ее графический образ при нарушении зрительного восприятия. Развивается умение зрительно соотнести букву с вырезкой.
  1. Каждый трафарет имеет различные мелкие вставки – буквы мозаики, буквы магнитной азбуки, геометрические формы. Для детей с нарушенной моторикой работа с таким материалом представляет определенные трудности. При систематической работе с трафаретами это умение постепенно развивается. С учащимися первого класса проводится работа с геометрическими формами: ребята находят по инструкции логопеда правый верхний, левый нижний угол и т.д., определяют форму, которая там находится. Можно предложить ребенку обвести вырезку формы, раскрасить, заштриховать, вставить нужную форму. Этот прием является необычным для ребенка и представляет особый интерес.
  1. На материале трафаретов можно развивать процессы элементарного фонематического анализа. На каждом трафарете есть вырезка картинки, название которой начинается со звука изучаемой буквы.

Закрепляется связь звука с буквой.

  1. На материале трафаретов можно с успехом развивать навыки чтения. На начальных этапах процесс чтения представляет для ребенка с ОВЗ значительные трудности. Трафарет позволяет сделать процесс обучения легким и привлекательным. Ребенок вставляет в окошечки различные буквы и читает прямые и обратные слоги с ними. Дорожка, из тесьмы, соединяющая одну букву с другой позволяет ребенку научиться плавно сливать звуки в слоги.

По мере формирования плавного слияния звуков в слоги, можно заменить рельефные дорожки на нарисованные.

  1. На трафаретах имеются буквы, выполненные вышивкой. Ребенок пальцем проводит по вышивке, запоминает графический образ буквы.

Трафареты можно изготовить из линолеума, плотного картона (который можно покрыть краской после вырезания деталей), что обеспечивает их долговечность и гигиеничность.

Приведенные формы работы с трафаретами являются примерными, каждый логопед-практик может использовать трафареты по своему усмотрению, разрабатывать все новые приемы работы с ними.

Литература:

1. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. – М.: ВЛАДОС, 2001.

2. Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах. – М.: ВЛАДОС, 1998.

3. Мазанова Е.В. Коррекция оптической дисграфии. – М.: Издательство «Гном и Д», 2008.


Разделы: Начальная школа

Занятие №1

Тема: Дифференциация звуков С-Ц в слогах, словах

Цель: учить дифференцировать звуки С-Ц, имеющие артикуляторно-акустическое сходство, определять их положение в слогах, словах/

Задачи:

  • учить дифференцировать звуки С-Ц с опорой на артикуляторные, зрительные и моторные ощущения;
  • развивать навыки звукобуквенного анализа и фонематического восприятия, навыки самоконтроля;
  • развивать орфографическую зоркость;
  • расширить словарный запас путем словообразования;
  • воспитывать интерес к занятиям, формировать положительную учебную мотивацию;

Оборудование: демонстрационные картинки, графические профили звуков С-Ц.

ХОД ЗАНЯТИЯ

I. Организационный момент


– Сегодня у всех хорошее настроение, посмотрите друг на друга, мило улыбнитесь и приготовьтесь к занятию. Для начала, прослушайте задание и подготовьтесь ответить.
– Какие две группы звуков вы знаете? (Гласные и согласные)
– Назовите гласные I ряда; II ряда.
– На что указывают гласные I ряда? II ряда?
– Молодцы!

II. Основная часть

Введение в тему

– Прочтите слова, записанные на доске.
СВЕТ – ЦВЕТ
– Что означают эти слова?
– Какими двумя звуками отличаются эти слова? (Звуками С-Ц)
– Кто догадался и готов озвучить тему нашего занятия?
– Запишите сегодняшнее число и тему занятия:
[С] – [Ц]
– А также запишите названия картин, которые отличаются звуками С-Ц. Подчеркните буквы: С – одной чертой, Ц – двумя.

1. Характеристика звуков по артикуляционным и акустическим признакам, опираясь на графическую схему звука (на доске, сопровождая показ указкой)

– Чтобы правильно писать С и Ч, надо научиться различать соответствующие им звуки.
– Возьмите зеркало, (каждое движение языка логопед показывает попутно)
кончик языка упирается за нижние зубы, зубы сближаются, глубоко вдохните и, выдыхая воздух, произнесите: С-С-С-С….
– А теперь поднесите тыльную сторону ладони к губам и произнесите долго звук С.
– Чувствуете, какая тоненькая холодная струя воздуха выдыхается? Слышите свист? Поэтому он называется «свистящим». Звук простой. Голосовые связки отдыхают.
– Уточним и произношение звука Ц. Звук Ц образуется при слиянии звуков Т и С. Возьмите зеркало, (каждое движение языка логопед показывает попутно) кончик языка упирается за нижние передние зубы и одновременно произносятся звуки Т и С. Вдохните глубоко и, выдыхая воздух, быстро произнесите: ТС.
– Поднесите тыльную сторону ладони к губам и произнесите: ТС.
– Что вы ощущаете? Холодный воздух выдыхается толчком и непродолжительно. Звук взрывной, сложный. Голосовые связки отдыхают.
– Таким образом, мы уточнили как произносятся звук С и Ц.
– В тетрадях запишем краткую характеристику звука:
[C] – согл., тверд., глух, простой;
[Ц] – согл., тверд., глух.,сложный;

2. Соотнесение звуков С – Ц с символами (вода из крана, палец приставленный к губам)

– Звуки С и Ц мы слышим в окружающем нас мире. Вот перед вами картинки. Попробуйте угадать, какая из них подходит к какому звуку? Почему?
– И действительно, звук С мы слышим, когда течет вода из крана, Ц – так мама просит быть потише. (Прикрепить символы рядом со звуками на доске)
– Произнесите соответствующий звук, когда я укажу на картинку. (2 раза)

3. Чтение слогов с доски (хором):

ца – са цо – со цу – су цы – сы
аца – аса оцо – осо уцу – усу ыцы – ысы

4. Игра «Хлоп и топ»

– Поиграем в игру «Хлоп и топ» и узнаем, кто очень внимателен. Я буду называть слова со звуками С – Ц. На слова со звуком С – хлопаете, со звуком Ц – топаете.
(слива, цепь, собака, лиса, цирк, циркуль, аист, сетка, пшеница, кастрюля, циркач)

5. Нахождение картин со звуками С-Ц, определение места звука в слове (в начале, середине, конце). (На формате А5 картинки, в которых произносятся звуки С – Ц).

– Перед вами слова-картинки, в которых произносятся звуки С-Ц. Предлагаю найти их и отметить фишками. Слова со звуком С – зелеными фишками, со звуком Ц – синими.
– У доски будут работать двое, а остальные будут проверять правильность выполнения задания.
(После того, как дети найдут картинки, следует уточнить место звука в слове: в начале, середине, конце.)
– Называем предмет и место звука в слове: в начале, середине, конце.
– Молодцы, справились все с заданием.

6. Списывание с доски.

– В следующем задании списать слова, вставить пропущенные буквы С-Ц, подчеркнуть С –одной чертой, Ц – двумя. Найти «лишнее» слово, отметить его крестиком и объяснить почему?

Коль_о, коле_о, ку_ты, три_та;
Паль_ы, пыль_а, поло_а, полотен_е;
_и_терна, _ини_а, _олн_е, _пи_а;
_кворе_, пе_ _ы, _ _ена, _е_арка.

7. Графическое изображение слова.

– Поупражняемся в выделении слогов с буквами С-Ц в словах. Изобразим это графически. Работу продолжаем в тетрадях. Образец: са ___ ___ ,
сапоги, пылесос, овца, кольцо, сердце, красавица, гостиница, синица.
– Напоминаю последовательность работы. Читаете слово, считаете количество слогов, опираясь на количество гласных, чертите количество слогов, определяете место слога в слове, записываете слог.

8. Отгадывание загадок.

– Подошло время для смекалки. Если отгадаете загадки, то и разгадаете кроссворд.

1. Угадайте, что за птица:
Света яркого боится,
Клюв крючком, глаза пятачком,
Ушастая голова. Это … (сова)

2. Всюду я летаю,
Все на свете знаю,
Знаю каждый куст в лесу,
Новость на хвосте несу. (Сорока)

3. И в море не купаются,
И нет у них щетинки,
А все же называются
Они – морские … (свинки)

4. Дом охраняет всю ночь напролет –
Чужой без хозяина в дом не войдет.
В трудный поход её брать с собой можно,
Друга вернее найти невозможно. (Собака)

5. Кто без нот и без свирели
Лучше всех выводит трели,
Голосистее, нежней?
Кто же это? … (соловей)

6. На шесте – дворец,
Во дворце – певец,
А зовут его … (скворец)

7. Летом в поле травку рвёт,
А зимой в хлеву живет:
Сена вволю ей дают
Да ягнёнка в прибыль ждут.
Не рогата, не бодлива,
Беспокойна, боязлива.
Шёрстку у неё стригут,
Вяжут из неё и ткут. (Овца)

8. Кто всех пугается,
Под кустом спасается,
На зуб волку попадается? (Заяц)

9. Длинным клювом тонким
Схватит лягушонка.
Капнет с клюва капля
Кто же это? (Цапля)

10. Квохчет, квохчет, кудахчет
Всех детей собирает. (Курица)

– Внимательно прочитайте еще раз отгадки. Подумайте, о ком были загадки. Назовите одним словом. (Животные, птицы)
– Выпишите названия животных в первый столбик, названия птиц во второй. Подчеркните С – одной чертой, Ц – двумя.

9. Физминутка «Сова»

– День наступает, все оживает!
(Дети изображают летающих птичек, жуков, бабочек, стрекоз – машут руками-крылышками).
– Ночь!
(Все дети должны замереть в позе).

10. Словообразование существительных женского рода, обозначающих лиц по их действиям.

Упражнение «Он – она».

– Много существует профессий. Овладевают профессией, как мужчины, так и женщины. Какие профессии вы знаете?
– Вот сейчас и поупражняемся в правильном назывании профессий. Когда вырастите, он писатель, а она? (Писательница)

учитель – летчик –
сварщик – работник –
разведчик – художник –
буфетчик – лыжник –
мастер – садовник –

11. Работа над предложением. (На доске записано предложение)

Дети смеются, глядя в оконце на ясное солнце.

– Прочитайте предложение.
– Что делают дети? (Смеются)
– Куда дети глядят? (В оконце)
– А что они увидели в оконце? (Солнце)
– Какое солнце увидели? (Ясное)
– Сколько слов в этом предложение? (Восемь)
– Какие предлоги вы увидели? (В, на)
– Как пишутся предлоги? (Отдельно)
– В каких словах вы увидели буквы С и Ц? Выделим их.
– После какого слова ставится запятая? (смеются)
– Обратите внимание, как пишется слово «солнце».
– Прочитаем предложение, каждое слово проговаривая по слогам.
– Поупражняемся в запоминании этого предложения. Сначала хором произнесем 2 раза, а затем каждый самостоятельно – в полголоса.
– Еще раз – с закрытыми глазами.
– А теперь запись я закрываю, пишем под диктовку.
– Подчеркните букву С – одной чертой, Ц – двумя.
– Прочитаем запись, сверяя с доской.

III. Итог занятия

– Какие звуки мы сегодня учились различать?
– Дайте характеристику этим звукам.
– Спасибо всем за занятие, будьте здоровы!

Занятие №2

Тема: Дифференциация звуков С-Ц

Цель: выработать четкую дифференциацию звуков С-Ц и правильное обозначение их на письме соответствующими буквами.

Задачи:

  • учить дифференцировать звуки С-Ц в словах, словосочетаниях и предложениях;
  • совершенствовать навыки звуко-слогового анализа и синтеза, фонематическое восприятие;
  • активизировать и обогащать лексический запас и совершенствовать грамматические формы речи;
  • развивать связную речь; зрительное внимание и память;
  • соблюдать преемственность в работе с учителем;
  • воспитывать бережное отношение к птицам, к природе;

Оборудование: демонстрационные картинки, карточки букв С – Ц, графические профили звуков, карточки букв С-Ц, цифровые линейки для определения места звука в слове и фишки, текст рассказа «Наши друзья».

ХОД ЗАНЯТИЯ

I. Организационный момент

– Здравствуйте, дети. Садитесь.
– Вспомните названия всех месяцев по порядку.
– Сколько всего зимних месяцев?
– Назовите последний месяц зимы.
– Какое время года наступает после зимы?

II. Основная часть

Введение в тему

– Что видите на картинках? Назовите их. (Колос, колодец)
– Уточним, что они обозначают.
– Какие звуки произносятся в конце слов? (С-Ц)
– Думаю, что вы без труда, сможете озвучить тему нашего занятия.
Сообщение темы
– Да, сегодня мы продолжим работу по различению звуков С-Ц
– Запишите число, месяц, тему. [С – Ц]
– А также запишите слова: КОЛОС, КОЛОДЕЦ. Подчеркните буквы: С – одной чертой, Ц – двумя. Назовите слог с буквой С в слове КОЛОС, слог с буквой Ц – КОЛОДЕЦ. (ЛОС, ДЕЦ)
– Давайте вспомним то, о чем говорили на предыдущем занятии.

1. Уточнение и сравнение правильной артикуляции звуков.

– Уточним и сравним правильное произношение звуков. Дадим краткую характеристику звукам. (На доске висят графические профили звуков)
– При произнесении звука С – кончик языка упирается за нижние зубы, зубы сближаются, под напором выдыхаемого воздуха произносится: С-С-С-С…. Голосовые связки отдыхают.
– Звук Ц образуется при слиянии звуков ТС. При произнесении звука Ц – кончик языка упирается за нижние передние зубы и под напором выдыхаемого воздуха одновременно произносятся звуки Т и С. Голосовые связки отдыхают.
– Дадим характеристику звукам С-Ц.
– Звук С – согласный, твердый, глухой, простой.
– Звук Ц – согласный, твердый, глухой, сложный.

2. Воспроизведение чистоговорок.

Ас-ас-ас – у нас дома ананас
Ос-ос-ос – у Сани в сумке кокос
Ус-ус-ус – на окне у Сони фикус
Ыс-ыс-ыс – Денис, пей кумыс.
Ца-ца-ца – кудахчет курица
Цо-цо-цо – красивое кольцо
Цы-цы-цы – звенят бубенцы

3. Игра «Кто внимателен?»

– Прослушайте задание. Я произнесу слова со звуками С- Ц, а вы поднимаете карточку с соответствующей буквой: акция, сумка, заяц, цыплёнок, мост, блюдце, садовник, водица, писатель.

4. Запись слов в два столбика С – Ц.

– Я диктую слова, а вы записываете их в соответствующие столбики. Подчеркиваем слоги с буквой С – одной чертой, Ц – двумя. (Писатель, хлебница, воспитатель, конфетница, садовник, слесарь, сварщик, вареница, молочница)
– Прочтите слова, которые записали в первый столбик. Читаем по «цепочке», называем слог в слове с буквой С. Подумайте и скажите, как назовем эти предметы одним словом. (Профессии)
– Прочтите слова второго столбика, называем слог. Что обозначают слова второго столбика? (Посуда)

5. Работа с цифровым рядом

– Следующее задание на определение места звука в цифровом ряду. Будем работать с черными фишками. Напоминаю последовательность работы: слушаете слово, проговаривая про себя, определяете место звука, кладете фишку. Сначала определим звук С: кастрюля, снежок, закуска, капуста, сосна, высота, слово;
– Определим звук Ц: пыльца, пальцы, колодец, цепь, луковица, птица, офицер.

6. Составление словосочетаний

– Перед вами слова и картинки. К словам первого столбика следует подобрать картинки, чтобы получилось словосочетания. Произнести словосочетания чётко проговаривая слова.

(Другой вариант: записать словосочетания в тетрадь, подбирая к словам первого столбика слова из справок. Подчеркнуть слоги с буквой С – одной чертой, Ц – двумя.)

Пёстрая водица
Чистая курица
Светит столица
Офицер на письмо
ценное солнце
Москва – границе

7. Физминутка

8. Работа у доски.

– В следующем задании нужно дописать предложения, вставляя слова вместо картин. Работу выполняем только на доске, по «цепочке». Один записывает, остальные проверяем. Выделяем слоги с буквами С и Ц.

В саду растёт … .
Сегодня ярко светит … .
На вешалке висит … .
Во дворе лает … .
На сцене выступает … .
На грядке вырос … .
Около реки стоит … .
По дороге едет … .

(Смородина, солнце, полотенце, собака, огурец, мельница, мотоцикл)

9. Чтение текста.

– Перед вами текст. Рассказ называется «Наши друзья». Прочитаем его «цепочкой».

Наши друзья

В садах и на полях много насекомых. Для деревьев особенно опасны гусеницы. Гусеницы съедают листья. Деревья погибают. Насекомых поедают скворцы, снегири, синицы и другие птицы. Зимой ребята помогают птицам. Они для птиц делают кормушки. В кормушки насыпают корм. Синицы, снегири и другие птицы прилетают к этим кормушкам. Птицы – наши друзья. Их надо беречь.

Ответим на вопросы:

– Отчего же погибают деревья?
– Кто защищает деревья от гусениц?
– Оказывается, разные червяки и гусеницы являются основным кормом для птиц, живущих в лесу. Всё в природе взаимосвязано, ничего лишнего нет. Поэтому приходя в лес, не стремитесь нарушать его жизнедеятельность. Хозяевами леса являются птицы и звери. Они то и знают, что и как защищать. Мы должны быть благодарны обитателям леса за то, что у людей есть возможность прийти в лес, полюбоваться его красотой, собирать съедобные грибы и ягоды. Дары леса хватит всем – людям, животным и птицам.
– Назовите слова из рассказа со звуками С-Ц.
– Прочитав рассказ, какую полезную информацию вы узнали?

III. Итог занятия

– Какие звуки мы сегодня различали?
– Какие слова вы запомнили со звуками С – Ц? Назовите их.
– Какие задания вам понравились?
– Благодарю всех за работу, до свидания!

Министерство образования, науки и молодежной политики

Забайкальского края

ГОУ для детей – сирот и детей,

оставшихся без попечения родителей

«Борзинская специальная (коррекционная) школа – интернат

для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,

с ограниченными возможностями здоровья VIII вида»

Конспект занятия по коррекции оптической дисграфии

во втором классе специальной коррекционной школы VIII вида

учитель – логопед

Высшей квалификационной категории

Адамова Юлия Петровна

2012 г.

Тема: Различение оптически сходных прописных букв И – Ш в словах, предложениях, тексте.

Цель:

Совершенствовать умение детей различать оптически сходные строчные буквы И – Ш на письме .

Задачи:

Образовательные:

  1. Уточнить написание прописных букв И и Ш , выявить сходства и отличия.
  2. Уточнить артикуляцию звуков [И] и [Ш], закрепить связь между звуком и буквой.
  3. Тренировать учащихся в различении букв И и Ш в изолированном написании, в слогах и словах, в предложениях и тексте.
  4. Совершенствовать навык чтения.

Коррекционные:

  1. Активизировать внимание детей, настроить их на работу.
  2. Развивать слуховое внимание и восприятие детей.
  3. Развивать зрительное восприятие.
  4. Развивать умение координировать речь с движением.
  5. Уточнить и активизировать знания учащихся по теме «Дикие животные».

Воспитательные:

  1. Воспитывать активность и инициативность при выполнении заданий.
  2. Воспитывать бережное отношение к природе.

Ход занятия.

  1. Оргмомент.

Логопед: Ребята, сегодня на занятии мы отправимся с вами на прогулку в лес. Давайте представим, что мы находимся в лесу. В лесу свежо, дышится легко, свободно. Сделайте вдох - выдох, вдох – выдох. Закроем глаза и прислушаемся к звукам, которые нас окружают.

  1. Звучит запись звуков леса.

Логопед: Ребята, какие звуки вы услышали? (дуновение ветра, шелест листвы, пение птиц, журчание ручейка, стрекот кузнечика).

  1. Сообщение темы.
  1. На доске вывешен плакат с изображением леса.

Логопед: Ребята, в нашем волшебном лесу заблудились буквы, давайте их отыщем. (Ученики по одному подходят к доске, внимательно смотрят на плакат и обводят найденные буквы черным фломастером).

Логопед: Ребята, какие буквы вам встретились в нашем волшебном лесу? (буквы И и Ш).

Итак, тема нашего занятия: «Различаем прописные буквы И – Ш».

  1. Уточнение написания изолированных букв И – Ш.

Логопед: Из каких элементов состоит буква И? (из двух крючков).

Два крючка соедини

И получишь букву И.

  1. Учащиеся выкладывают прописную строчную букву И из двух крючков красного цвета.

Логопед: Из каких элементов состоит буква Ш? (из крючков, их три).

Посмотри на букву Ш,

Буква очень хороша:

Три крючка рядком стоят –

Ш запомнить нам велят.

  1. Учащиеся выкладывают прописную строчную букву Ш из трех крючков синего цвета.
  1. Закрепление связи между звуком и буквой.

Какой звук мы обозначаем буквой И? (Звук [И] ).

гласный .

Губы принимают форму улыбки, язык приподнимается кверху, между зубами расстояние. Преграды во рту нет. Звук легко тянется, поется.

* Логопед прикрепляет артикуляцию звука И к лицу мальчика.

Какой звук мы обозначаем буквой Ш? (Звук [Ш] ).

Дадим характеристику этому звуку: согласный, глухой, твердый .

Губы принимают форму рупора, язык – форму чашечки, поднимается к верхним коренным зубам. Во рту язык создает преграду, поэтому тянуть и петь звук [Ш] мы не можем.

* Логопед прикрепляет артикуляцию звука [Ш] к лицу мальчика.

  1. Уточнение сходства и различия изолированных букв.

Логопед: Ребята, чем же похожи буквы? (Они обе состоят из крючков).

- А чем отличаются? (У буквы И – два крючка, а у буквы Ш – три).

- Обозначим это отличие символами: у буквы И – символ «Цифра 2 красного цвета», а у буквы Ш – символ «Цифра 3 синего цвета».

Потренируемся в различении букв И – Ш.

* Логопед предлагает учащимся карточки с заданием, на которых изображены шишки с цифрами 2 и 3 и пустыми окошечками, в которые учащиеся должны вписать букву И или Ш, соответственно цифре.

  1. Различение букв И – Ш в слогах.
  1. Логопед предлагает учащимся карточки с заданием: на карточках изображены два грибочка. На шляпке одного гриба написана буква И, второго буква Ш.

Учащиеся по одному выходят к доске, берут там грибок, читают написанный на нем слог, и все вместе записывают этот слог на своих карточках на соответствующий гриб.

  1. Физминутка.

Мы идем, идем, идем,

Мы грибы сейчас найдем Шагают высоко поднимая ноги.

Под листочком, под травинкой,

На пенечке, под осинкой Наклоняются и касаются руками пола.

Вот и гриб, не зевай

И быстрей его хватай! Хлопки в ладоши.

  1. Различение букв И – Ш в словах.

Логопед: В лесу росли дикие яблоньки. Посмотрите, сколько яблок с них упало. Давайте соберем их. Но яблочки не простые – на них написаны слова. Яблочки, на которых написаны слова с буквой И – отдадим ежику. Яблочки, на которых написаны слова с буквой Ш – положим себе в корзинку.

А теперь запишите по три слова себе на карточках (учащимся предлагаются карточки, на которых изображены ежик и корзинка, они записывают слова в зависимости от наличия в них букв И и Ш.

  1. Различение букв И – Ш в предложениях.

Логопед: Ребята, посмотрите, зайчишка принес нам письма с заданиями.

  1. Каждому учащемуся вручается конверт, в котором лежат слова. Из данных слов учащиеся составляют предложение.

А теперь запишите получившиеся предложения себе в тетрадь, выделив буквы И и Ш цветными карандашами: И – красным, Ш – синим.

  1. Различение букв И – Ш в тексте.

Логопед: Посмотрите, в лесу бродят разные животные. Подойдите к доске и возьмите себе по одному животному. На обратной стороне животного – текст с пропущенными буквами И – Ш. Прочитайте текст, вставьте вместо пропусков нужные буквы: букву И – красной ручкой, букву Ш - синей.

Текст 1.

Л_с_ца – х_трый зверь. Ночью л_с_ца выход_т на охоту. Л_са лов_т лягу_ек, охот_тся за пт_цам_, зайцам_, мы_ам_. Л_су называют «Л_са – рыжая краса». Уж больно крас_ва л_сья _убка и пу_ _ стый л_с_й хвост!

Текст 2.

У_к_ у зайца дл_нные, а хвост_к - пу_ _стый и коротк_й. Задн_е лапы дл_ннее передн_х. _курка зимой у зайч_ка белая, а летом серая. Днем зайч_ки спят, а ночью выходят на кормежку. _ногда они подходят бл_зко к деревне и лакомятся сеном и кочерыжкам_.

Текст 3.

Белочка – очень хоро_ая хозяйка. Белка наполняет кладовые орехам_, гр_бам_, _и _кам_. Гр_бы она высу_ивает и нан_зывает на голые сучк_. Весной в бел_чьем дом_ке появляются бельчата. Белка – бесстра_ная мать. Она смело защ_щает сво_х малы_ей.

Текст 4.

Медведь – громадный, одетый в теплую _убу. Ход_т медведь так т_хо, что ни од_н сучок не треснет под ногам_. Лапы медведь став_т пальцам_ внутрь, а пяткам_ наружу, оттго и прозвал_ его косолапым. Голова у медведя боль_ая, _ея мохнатая, глазк_ - маленьк_е. Нюх у медведя очеь хоро_ _ й.

  1. Подведение итогов.

Какие буквы мы сегодня учились различать?

Из каких элементов состоят буквы И и Ш?

Сколько крючков у буквы И? А у буквы Ш?

Посмотрите, сколько шишек я набрала в лесу. Возьмите из корзинки столько шишек, сколько вы заработали на занятии. Давайте отдадим шишки белочке, а вас я награжу сладкими призами.

Литература:

1. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. – М.: ВЛАДОС, 2001.

2. Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах. – М.: ВЛАДОС, 1998.

3. Мазанова Е.В. Коррекция оптической дисграфии. – М.: Издательство «Гном и Д», 2008.



Close