За последние несколько лет «Русский медвежонок» приобрёл и размах, и популярность. По форме проведения он приближен к стандартам ЕГЭ. Вопросы назвать простыми нельзя, все они требуют не только эрудиции, но и умения размышлять. Интерес к конкурсу «Русский медвежонок» 2018–2019 у ребят учителя объясняют тем, что он не только показывает красоту «великого и могучего», но и меняет представление о нём как о скучном предмете. Неслучайно, переходя из одного класса в другой, дети вновь решаются пройти это тестирование и пополнить свой багаж знаний новыми фактами из области языкознания.

Организаторы и участники

Языкознание кажется многим ученикам сводом сухих и скучных правил. Чтобы преодолеть это заблуждение, открыть детям красоту науки о языке, ежегодно организаторы олимпиады школьников: центр дополнительного образования одарённых школьников, ООО «Слово», ООО «Игра» под руководством Института лингвистики РГГУ, находящегося в городе Кирове, проводят международную игру «Русский медвежонок – языкознание для всех». Ежегодно она привлекает участников из России и десятков зарубежных стран.

Конкурс проводится в пяти разных возрастных группах:

  • 2 и 3 класс;
  • 4 и 5 класс;
  • 6 и 7;
  • 8 и 9 класс;
  • а также 10 и 11 класс.

Принимать участие могут и учащиеся профессиональных средних заведений.

Конкурс является международным. В нём принимают участие школьники из России, СНГ, Прибалтики, Индии, Японии, Греции, Израиля, Кубы, Польши, ОАЭ, Монголии, Великобритании, США и других стран.

Структура конкурса

Количество заданий Три десятка нестандартных, интересных и занимательных вопросов (2-м и 3-им классам даётся 28 заданий) различной сложности.
Продолжительность олимпиады 75 минут (1 час 15 минут) на раздумья
Особенности ответов на вопросы Участникам в игровой форме предлагается в каждом из заданий выбрать один из пяти предложенных вариантов ответа. Решения писать не нужно

Победителям и призёрам после подведения итогов и вывешивания результатов конкурса выдаются ценные призы.

Особенности заданий

Это не совсем обычные задания, хотя их может решить обычный школьник. Для того чтобы задания олимпиады осилить, надо не только хорошо знать русский язык, но и обладать определённой смекалкой, умением логически мыслить.

Задания выстроены по принципу ЕГЭ, то есть здесь дети учатся работать с бланком, правильно его заполнять, учатся работать с материалами заданий.

Конкурсные задания построены интересно, и участники могут отследить свой результат, потому что они ежегодно получают сертификаты, где указывается количество баллов (максимальное количество – 100 баллов), и место в общероссийском списке своей возрастной группы.

Регулярно участвуя в игре, ребята не чувствуют себя неловкими «медвежатами». Они тренируют ум, развивают память, приобретают необходимый багаж знаний.

Совет : чтобы хорошо подготовиться к соревнованию, необходимо решать задания «Русского медвежонка» прошлых лет, которые есть на официальном сайте конкурса. Здесь же можно найти задания и ответы олимпиад прошлых лет.

Как узнать свои результаты?

Перед началом проведения конкурса, учитель должен предупредить:

  • в соответствии с новыми законами организаторам запрещено публиковать в Интернете результаты с полными ФИО участника;
  • в связи с этим необходимо, перед тем как сдать тестовый вариант, записать все ответы на листочек.

Не зная собственных ответов на задания, в Интернете узнать свои результаты затруднительно.

Для того чтобы узнать свои результаты, необходимо:

  • на официальном сайте перейти в раздел «Результаты конкурса «Русский медвежонок»;
  • выбрать год проведения;
  • заполнить поля «Регион», «Город», «Школа»;
  • а затем, пользуясь встроенной в браузер функцией поиска, которая вызывается при одновременном нажатии кнопок CTRL+F, найти по первым буквам ответа свой.

Или подождать пару недель, пока официальные результаты вместе с призами дойдут до школы – там уже будут указаны и фамилии участников.

Почему популярен «Русский медвежонок»?

Причины популярности «Русского медвежонка» те же, что и у его «старшего брата» — международного конкурса «Кенгуру – математика для всех»:

  1. Игра проводится прямо в школах.
  2. Не требует от учителя особых усилий.
  3. Задания веселы, занимательны и в большинстве доступны не только одаренным, но и самым обычным детям (что не мешает их содержательности).

Даже те участники, которые не слишком увлекаются языкознанием, правильно решают хотя бы несколько задач, и мало кто уходит обиженным.

Дата проведения в 2018 году и стоимость участия

Традиционно игра-конкурс проводится осенью, чаще – в ноябре. До 5-го февраля в школы сообщаются результаты языкового состязания.

В 2018-2019 учебном году проведение лингвистического конкурса планируется примерно в эти же сроки. Хотя на данный момент точные даты еще не определены.

Участие в нем платное, но плата невелика – 70 рублей (за исключением Магадана, Петропавловска-Камчатского и Южно-Сахалинска – 72 рубля, Норильска – 75 рублей, республики Саха (Якутия) – 73 рубля, Москвы – 80 рублей, и зарубежных стран, где размер взноса устанавливают Национальные оргкомитеты).

Всероссийский конкурс «Русский медвежонок» собирает знатоков родного языка, что помогает ребятам научиться работать в группах. Видео о том, как проходит это замечательное состязание, можно посмотреть здесь:

Задания конкурса

«Русский медвежонок – языкознание для всех».

2-3 класс.

Презентацию выполнила

учитель начальных классов

МОАУ СОШ с УИОП № 10

им. К.Э.Циолковского г. Кирова

Ральникова Римма Яковлевна


Многие русские слова сами по себе излучают поэзию, подобно тому, как драгоценные камни излучают таинственный блеск…

К. Г. Паустовский


Дорогие ребята!

Вам предстоит выполнить задания игры-конкурса "Русский медвежонок".Из пяти ответов нужно выбрать только один правильный.

Будьте внимательны, старательны! Не торопитесь, рассуждайте!

У вас всё получится!


Задачи, оцениваемые

в 3 балла.


  • «Послезавтра у меня день рождения», - сказала Лиза в воскресенье. В какой день недели у Лизы день рождения?

(А) в понедельник;

(Б) во вторник; (В) в среду; (Г) в пятницу; (Д) в субботу.


2.К какому слову нельзя добавить слово слишком?

(А) горячая; (Б) жидкая;

(В) солёная; (Г) манная;

(Д) кислая.


3.В одном из стихотворений С. Я. Маршака рассказывается, что Влас ― водопроводчик, Дима ― доктор, Толя ― тракторист, а Игорь ― …

(А) шофёр; (Б) учитель;

(В) художник; (Г) инженер; (Д) электрик.


4.В каком слове на месте прочерков нужно вставить не такие гласные, как в остальных словах?

(А) г_ л_дать;

(Б) г_ в_рить; (В) г_ л_ва; (Г) с_ п_ги; (Д) х_ р_шо.


5.Дождь льёт как из...

(А) чашки;

(Б) ложки;

(В) пушки;

(Г) тучи;

(Д) ведра.


6.Болгарский язык родствен русскому. Какие профессии по-болгарски называются разузнава́ч, кова́ч и чиста́ч?

(А) уборщик, разведчик, кузнец; (Б) разведчик, кузнец, уборщик; (В) уборщик, кузнец, разведчик; (Г) разведчик, уборщик, кузнец; (Д) кузнец, разведчик, уборщик.


Проверь себя!

1. (Б) во вторник

2. (Г) манная

3. (Г) инженер

4. (Г) с а п о ги

5. (Д) ведра

6. (Б) разведчик, кузнец, уборщик.


Максимальный бал – 18.


Задачи, оцениваемые

в 4 балла.


1.Писатель дал своим героям необычные имена. Какое из них он не сможет перенести со строчки на строчку?

(А) Фаэт; (Б) Кария;

(В) Аталь; (Г) Эолинь;

(Д) Астрель.


2.Бабушка связала Васе тёплый свитер и сказала: «Вот наступит зима, и пригодится тебе эта …».

(А) поделка; (Б) покупка;

(В) находка; (Г) новинка;

(Д) обновка .


3.На лужайке телёнок, ягнёнок, жеребёнок, овечка, овчарка. Кто из них родня барана?

(А) овечка и овчарка;

(Б) телёнок и ягнёнок;

(В) ягнёнок и овечка;

(Г) жеребёнок и овчарка;

(Д) овечка, ягнёнок и овчарка.


4.Учитель музыки попросил закончить ряд: гнездо, пюре, цунами, арфа, фасоль, кастрюля, … .

(А) сила; (Б) лягушка;

(В) такси; (Г) пианино;

(Д) желе.


5.В каком словосочетании слово листок можно понять по-разному?

(А) жёлтый листок;

(Б) дубовый листок;

(В) берёзовый листок;

(Г) опавший листок;

(Д) тетрадный листок.


6.Миша писал сочинение об осени и вспоминал подходящие слова. Тёмный и светлый - пара слов с противоположным значением. Если слова холодный, ясный, хмурый, тёплый, яркий разбить на такие пары, одно останется лишним. Какое?

(А) холодный; (Б) ясный;

(В) хмурый; (Г) тёплый;

(Д) яркий.


Проверь себя!

1. (В) Аталь

2. (Д) обновка

3. (В) ягнёнок и овечка

4. (В) такси

5. (А) жёлтый листок

6. (Д) яркий.


Посчитай количество своих баллов, запиши.

Максимальный бал – 24 .


Задачи, оцениваемые

в 5 баллов.


1.Сколько в современном русском алфавите букв, названия которых не включают в себя сами эти буквы?

(А) одна; (Б) две;

(В) три; (Г) четыре;

(Д) пять.


2.Сколько в русском языке названий месяцев, состоящих ровно из пяти звуков?

(А) ни одного; (Б) одно;

(В) два; (Г) три;

(Д) четыре.


3.Даны слова: выпучить, выпятить, надуть, оскалить. Что лишнее?

(А) щёки;

(Б) нос;

(В) зубы;

(Г) грудь;

(Д) глаза.


4.К 1878 году в семье известного русского купца и покровителя искусств Саввы Ивановича Мамонтова было четверо детей: Сергей, Андрей, Всеволод, Вера. В 1878 году родилась дочь, которую назвали

(А) Вероника;

(Б) Александра; (В) Ольга; (Г) Елизавета;

(Д) Катерина.


5.Родители назвали дочь и сына именами, начинающимися с одного и того же звука. Детей зовут...

(А) Юля и Ян;

(Б) Оля и Олег;

(В) Маша и Миша;

(Г) Соня и Сеня;

(Д) Надя и Даня.


6.В семье Ивановых Вася - средний из сыновей, а Таня - младшая из дочерей. Что можно точно сказать про эту семью?

(А) в ней не больше четырёх детей;

(Б) в ней не больше пяти детей;

(В) в ней не больше шести детей; (Г) в ней не меньше пяти детей;

(Д) в ней не меньше шести детей.


Проверь себя!

1. (В) три

2. (Б) одно

3. (Б) нос

4. (Б) Александра

5. (А) Юля и Ян

6. (Г) в ней не меньше пяти детей


Посчитай количество своих баллов, запиши.

Максимальный бал –



Материалы взяты с сайта http://www.rm.kirov.ru.

Русский медвежонок - языкознание для всех.

В этом году мы снова участвуем в олимпиаде "Русский медвежонок" 2016-2017. У моих ребятишек (учатся они в 3 и 6 классе) конкурс уже прошел, дети написали тесты.

В этот раз олимпиадные задания оказались получше. Вопросы конкурса "Русский медвежонок - языкознание для всех" были интересные и не такие дурацкие, как в прошлом году. Есть вопросы очень легкие, а есть и сложные. Но по крайне мере соответствуют теме русского языка. Откровенного треша на этот раз нет.

После конкурса мы разобрали вопросы, радует, что дети дали в основном правильные ответы. По крайней мере, надеюсь на это. Правда узнаем правильные ответы и результаты на официальном сайте конкурса еще не скоро.

Вот вопросы конкурса "Русский медвежонок" для 2-3 класса и наши ответы на эти олимпиадные тесты, надеюсь, правильные.

Задачи, оцениваемые в 3 балла

1. На полянке беседовали пять разных друзей-животных. Первый спросил: "Кудах-тах-тах?". Ему ответил второй: "Ква-ква-ква". На это третий возразил: "Чик-чирик!". С ним согласился четвертый: "Му-у-у!". И только пятый промолчал. Кто это был?

Варианты:

А) утка
Б) курица
В) корова
Г) воробей
Д) лягушка

Ответ: А) утка

2. Каким из этих знаков чаще всего заканчиваются предложения?

Варианты:

А) !
Б) !!!
В) .
Г) ?
Д) ???

Ответ: В) .

3. На уроке проходили правила переноса. Саше стало скучно, он закрасил приставку в слове перенос и получил слово нос. Тогда он стал закрашивать приставку пере- и в других случаях, пытаясь получить осмысленные слова. А с каким словом это не вышло?

Варианты:

(А) переход
(Б) перевал
(В) перепад
(Г) перебор
(Д) перевес

Ответ: (В) перепад

4. Решила Света сочинить сказку. Придумала три первых предложения:
1) А ее дома не оказалось.
2) Прилетел однажды Змей Горыныч к избушке на курьих ножках.
3) Он хотел к Бабе-яге в гости зайти.

Варианты:

(А) 1,2,3;
(Б) 2,3,1;
(В) 3,1,2;
(Г)2,1,3;
(Д) 1,3,2;

Ответ: (Б) 2,3,1

5. Вот первые части двусложных слов: ут-, мет-, вет-, а вот вторые: -ро, -ка. Сколько слов можно получить, соединяя первые части со вторыми?

Варианты:

(А) два
(Б) три
(В) четыре
(Г) пять
(Д) шесть

Ответ: (Г) пять: утро, утка, метро, метка, ветка

6. Какое слово называет не птенца?

Варианты:

(А) журавлёнок;
(Б) утёнок;
(В) опёнок;
(Г) цыплёнок;
(Д) орлёнок.

Ответ: (В) опёнок - это гриб

7. Собака, лошадь, медведь, аист. Где никто из них не живет?

Варианты:

(А) в дупле;
(Б) в гнезде;
(В) в берлоге;
(Г) в конуре;
(Д) в конюшне.

Ответ: (А) в дупле. В гнезде живет аист, в берлоге - медведь, в конуре - собака, в конюшне - лошадь.

8. Сказочный принц живет за зубчатой стеной с башнями по углам и бойницами. Стена окружена рвом с подъемным мостом. Как лучше всего назвать место, где живет принц?

Варианты:

(А) дворец;
(Б) замок;
(В) усадьба;
(Г) терем;
(Д) трактир.

Ответ: (Б) замок

9. Вольке выпала большая удача. Ему всегда... .

Варианты:

(А) падает;
(Б) идёт;
(В) летит;
(Г) рулит;
(Д) везёт.

Ответ: (Д) везёт

10. Что бывает у дома, но не бывает у квартиры?

Варианты:

(А) дверь;
(Б) потолок;
(В) крыша;
(Г) окно;
(Д) стена.

Ответ: (В) крыша

Задачи, оцениваемые в 4 балла

11. Как нельзя заполнить пропуск?
Котёнок ____ высунулся из-под шкафа.

Варианты:

(А) осторожно;
(Б) боязно;
(В) боязливо;
(Г) опасливо;
(Д) с опаской.

Ответ: (Б) боязно

12. Название какого месяца начинается с той же буквы, что и его номер?

Варианты:

(А) январь;
(Б) прель;
(В) сентябрь;
(Г) октябрь;
(Д) декабрь.

Ответ: (Д) декабрь - двенадцатый месяц

13. Название какой из этих игрушек звучит как призыв к какому-то действию?

Варианты:

(А) матрёшка;
(Б) погремушка;
(В) пирамидка;
(Г) лошадь-качалка;
(Д) ванька-встанька.

Ответ: (Д) ванька-встанька

14. На старом пузырьке Алиса увидела полустёрщуюся надпись: "4 таблеток". Наверное, - подумала она, - перед 4 должна была стоять еще одна цифра, и это цифра....".

Варианты:

(А) 9;
(Б) 5;
(В) 3;
(Г) 2;
(Д) 1.

Ответ: (Д) 1. 14 таблеток

15. В школу поступили львёнок, ягнёнок, утёнок, и телёнок. Их записали под фамилиями: Львов, Баранов, Селезнёв и... .

Варианты:

(А) Коровин;
(Б) Быков;
(В) Телёнков;
(Г) Тёлушкин;
(Д) Телятин.

Ответ: (Б) Быков. Фамилии образованы от названий животных - пап

16. В книге Бориса Житкова о мальчике Алёшке читаем: "Бабушка на меня поглядела". Очень сильно на меня поглядела. Я вспомнил и сказал:
- ..., дедушка.
А дедушка говорит:
- На здоровье".

Что мы пропустили?

Варианты:

(А) Здравствуй;
(Б) Будь здоров;
(В) Добрый день;
(Г) Спасибо;
(Д) Пожалуйста.

Ответ: (Г) Спасибо

17. Название какой еды не говорит о том, как её готовят?

Варианты:

(А) вареники;
(Б) запеканка;
(В) мороженое;
(Г) печёнка;
(Д) тушёнка.

Ответ: (Г) печёнка. Вареники варят, запеканку запекают, мороженое морозят, тушёнку тушат.

18. Найди среди этих слов самое длинное, которое нельзя переносить.

Варианты:

(А) поэма;
(Б) идея;
(В) конь;
(Г) огонь;
(Д) ошибка.

Ответ: (Г) огонь

19. Дв аурока подряд Макс баловался, а на третьем наконец....

Варианты:

(А) примирился;
(Б) утихомирился;
(В) смирился;
(Г) помирился;
(Д) замирился;

Ответ: (Б) утихомирился

20. Утроением знаков в китайском письме изначально передавались слова с новым значением, например:

Найди переводы иероглифов, если известно, что

Варианты:

(А) дом, семья, парус;
(Б) куст, ребёнок, безветрие;
(В) аллея, дети, пыль;
(Г) дуб, толстяк, сквозняк;
(Д) чаща, толпа, ураган;

Ответ: (Д) чаща, толпа, ураган

Задачи, оцениваемые в 5 баллов

21. В комнате сидят десять человек: Вова, Илья, Женя, Саша, Сима, Серёжа, Валя, Игорь, Лёва и Таня. Какое утверждение точно неверно?

Варианты:

(А) в комнате больше четырёх мальчиков;
(Б) в комнате есть три девочки;
(В) в комнате мальчиков больше, чем девочек;
(Г) в комнате мальчиков больше, чем девочек;
(Д) в комнате больше пяти девочек.

Ответ: (Д) в комнате больше пяти девочек

22. В какой пример можно вставить букву так, чтобы получилось слово?

Варианты:

(А) жь_жь;
(Б) шь_шь;
(В) щь_щь;
(Г) ць_ць;
(Д) чь_чь.

Ответ: (Б) шьёшь

23. Петя прочитал в белорусской книге:
- Вiктар, якi букет! Званочкi! Я так iх люблю, - Усклiкнула Палiна.
А какие цветы подарил Виктор Полине?

Варианты:

(А) колокольчики;
(Б) одуванчики;
(В) васильки;
(Г) ромашки;
(Д) подснежники.

Ответ: (А) колокольчики

24.
Какое слово здесь зашифровано?

Варианты:

(А) ключ;
(Б) мост;
(В) стол;
(Г) плюс;
(Д) ромб.

Ответ: (Б) мост;

25. В какой паре слова связаны по смыслу не так, как во всех остальных парах?

Варианты:

(А) рисовать-рисунок;
(Б) чертить-чертёж;
(В) красить-краска;
(Г) вышивать-вышивка;
(Д) во всех парах;
(А)-(Г) слова по смыслу связаны одинаково

Ответ: (В) красить-краска;

26. У Ренаты Мухи есть стихотворения - "недоговорки". К какому из них название "недоговорка" подходит меньше, чем к остальным?

Варианты:

(А) Один Верблюд, кипя от злобы,
Вчера ушёл в пустыню, чтобы

(Б) Как-то раз у Короля
Не хватило денег для

(В) Как-то раз в одной стране
Все решили больше не

(Г) Едет Окунь на Коне.
Конь доволен, Окунь не

(Д) Ко всем этим стихотворениям название "недоговорка" подходит одинаково.

Ответ: (Г) Едет Окунь на Коне.
Конь доволен, Окунь не

27. В интернете несколько десятков раз встречается слово торовиш. А какое слово чаще всего встречается рядом с ним?

Варианты:

(А) непонятный;
(Б) норовишь;
(В) тороватый;
(Г) торовыван;
(Д) тоторовиш.

28. В книжке Александра Шибаева про русский язык читаем:
"Есть волшебные слова: скажешь слово - слышишь два"
Например:
Очень сыро-сыро-сыро
От росы-росы-росы.

А вот еще четыре волшебных слова из этой книжки и одно неволшебное. Какое неволшебное?

Варианты:

(А) навес
(Б) камыш
(В) банка
(Г) купил
(Д) кивну

Ответ: (А) навес. Так как получается не весна, а вЕсна.

Результатов конкурса "Русский медвежонок - языкознание для всех" будут опубликованы на официальном сайте конкурса еще не скоро, аж в январе 2017 года. Надеюсь на отличные места!

Сегодня, пятнадцатого ноября, проходит (прошёл) конкурс “Русский медвежонок”, в котором приняли участие школьники разных возрастных категорий.

Вопросы были разделены на 5 групп -2-3, 4-5, 6-7, 8-9 и 10-11 классы.

Русский медвежонок 2018-2019 ответы 2-3-4-5 классы

В данной статье мы предоставляем вопросы младших групп, это со 2 по 5 классы для ознакомления. По мере поступления информации, статья будет обновляться.

Итак, вопросы:

1 Сколько чисел от 1 до 100 называются словами, состоящими из трёх букв?

Даны варианты ответов

А- одно Б- два В- три Г-четыре Д- пять

2 В какой паре слова нужно поменять местами?

А) ножницы – карандаши Б) лыжи – санки В) грабли – лопаты
Г) бусы – колечки Д) качели – карусели

3 В каких строчках воробей из стихотворения Г. Кружкова “Как воробей стихи сочинял ” сделал ошибки?

Я люблю лишь воробьёв (1)

Не люблю я голубьёв! (2)

Я люблю лишь воробей, (3)

Не люблю я голубей! (4)

ТРУДНО-ТО КАК, А? (5)

а) во всех б) только в (2) в) только в (3) г) только в (2) и (3) д) ни в каких строчках нет ошибок

4 Что не обязательно красного цвета?

А) красная ручка Б) красный помидор В) красная рубашка Г) красная кровь Д) красные чернила

Ребята играли, подбирая персонажей с именами на ту же букву, что и их имена:

— Алиса Селезнева

— Барон Мюнхаузен

— Витя Малеев

— Мэри Поппинс

— Том Сойер

5 Кто нарушил это правило?

А) Аня Б) Боря В) Витя Г) Маша Д) Таня

6 Рассматривая картинки с животными, маленький Лёва называет одного детёныша словом ребёнок. А кто мама этого детёныша?

А. лошадь Б. свинья В. коза Г. корова Д. овца

7 Некоторые смартфоны предлагают заменить текст на картинку: например, вы начинаете набирать слово домашний, и, как только вы набираете дом, появляется картинка с изображением домика. Если вы продолжаете печатать слово, то картинка пропадает. При наборе какого слова никакая картинка не появляется?

а) рукавица б) который в) носовой г) хлебать д) русский

8 Настоящая фамилия этого писателя – Гриневский? А нам он известен как…

А) Федор Достоевский Б) Александр Грибоедов В) Аполлон Григорьев Г) Александр Грин Д) Геннадий Гор

9 В стихотворении Майкла Розена “Идем ловить медведей” описан путь героев, сопровождаемый такими звуками: 1) Шурх, шорх!, 2) Плих, плюх!, 3) Хли-и-ип, Хлю-у-уп!, 4) Хрум, хрясь, 5) Ууууу, еууу!

В каком порядке герои преодолевают препятствия?

А) лес, трава, болото, метель, река

Б) трава, река, болото, лес, метель

В) лес, болото, река, метель, трава

Г) лес, река, болото, метель, трава

Д) трава, река, лес, болото, метель

10 По какому запросу в интернете можно найти аппарат для приготовления пирожков?

А) Дашины пирожки

Б) Сашины пирожки

В) Машины пирожки

Г) Мишины пирожки

Д) Яшины пирожки

11 Меня тоже … зовут. Так уж придется тебе побыть … Чтобы не путали. В этом отрывке мы пропустили два имени. А из какой книги он взят?

а) “Саша и Маша”

б) “Саша и Шура”

в) “Руслан и Людмила”

г) “Про Веру и Анфису”

д) “Чук и Гек”

12 Четыре примера встретились нам в начале предложений, а один – в середине. Какой?

(А) Доктор Пилюлькин

(Б) Робинзон Крузо

(В) Капитан Врунгель

(Г) Граф Монте-Кристо

(Д) Королева Марго

13 Чешский и русский – родственные языки. Что означают чешские слова: letenka, letec, letiste, letadlo (читаются как: летенка, летец, летиште, летадло)

А) билет на самолет, аэропорт, самолет, летчик

Б) самолет, летчик, билет на самолет аэропорт

В) аэропорт, билет на самолет, летчик, самолет

Г) билет на самолёт, лётчик, аэропорт, самолёт

Д) самолёт, аэропорт, билет на самолёт, лётчик

14 Все ушли, и я остался… Как нельзя закончить это предложение?

А) в одиночестве Б) один В) один-одинёшенек Г) наедине Д) все варианты А – Г подходят, чтобы закончить это предложение

15 На уроке русского языка третьеклассники изучали существительные и играли в игру. Каждый должен был показать предмет по определённым правилам. Коля показал карандаш, Таня – тетрадку, Света – сумку, Петя – пенал. А что показал Руслан?

А) ручку Б) фломастер В) рюкзак Г) расписание Д) клей

16 Даны пары слов: взор-гипс, нос-опт, юг-яд. Какую еще пару можно включить в этот список?

А) стук – куст Б) пар – рот В) волна – грива Г) пора – араб Д) юла – ямб

17 О чем реже всего можно услышать на уроках математики?

А) о единицах Б) о десятках В) о сотках Г) о тысячах Д) о числах

18 Маленькая Света рассказывает маме: Мы сегодня с бабушкой видели злой поезд. То есть не злой, а этот, как его,…

А) страшный Б) ужасный В) злопамятный Г) коварный Д) кровожадный

19 На средневековых изображениях святой Агнессы, как правило, можно увидеть также детеныша домашнего животного. Какого?

А) овцы Б) козы В) коровы Г) ослицы Д) собаки

20 Джон разделил глаголы, оканчивающиеся на -сти, на четыре группы:

1) грести, скрести

2) брести, вести

3) трясти, нести

4) плести, мести

Над каждой группой он поставил для удобства букву. Перечислите эти буквы в порядке следования групп.

А) б, д, т, с Б) б, д, с, т В) л, д, с, т Г) л, ш, с, щ Д) л, ш, с, т

21 Пьер учит русский язык и выписывает слова в два столбика.

жук ———– рак

бык ———– зуб

гриб ———- внук

Куда он выпишет слова кит, плот, знак?

А) кит – в левый столбик, плот и знак – в правый столбик

Б) кит и плот – в левый столбик, знак – в правый столбик

В) плот – в левый столбик, кит и знак – в правый столбик

Г) знак – в левый столбик, кит и плот – в правый столбик

Д) плот и знак – в левый столбик, кит – в правый столбик

22 Сидел у реки… Закончите эту фразу так, чтобы у нее появилось интересное свойство.

А) и ждал лодочника

Б) и ел редиску

В) и размышлял о динозаврах

Г) и ловил рыбу

Д) и слушал джаз

Обновление:

1. В книге М. Ибрагимбекова «Пусть он останется с нами» читаем: «Бабушка пожелала нам доброго аппетита, и мы начали обедать». А как сейчас говорят?
(А) хорошего аппетита, (Б) приятного аппетита, (славного аппетите, (Г) сладкого аппетитв, (Д) большого аппетита.

2. С какой из этих букв не начинаются русские имена?
(А) А, (Б) Е, (В) И, (Г) Ы , (Д) Ю

3. Найдите лишнее по смыслу слово в этом ряду:
(Г) безымянный, (Д) последний .

4. Ни в сказке сказать – ни….описать. Что мы пропустили?
(А) стихами, (Б) словами, () красками, (Г) пером , (Д) топором.

5. Сколько чисел от 1 до 100 называются словами, состоящими из трёх букв?
(А) одно, (Б) два, (В) три , (Г) четыре, (Д) пять

6. Их у человека больше двух. Что это?
(А) ресницы

8. В мультфильме «Котёнок по имени Гав» котёнок Гав беседует с большим чёрным котом:
– А кто хозяин?
– Хозяин? Хозяин – это … это.. Эх, да разве расскажешь?
– А где его взять, хозяина? А где они водятся, эти хозяины?
А как правильно?
(А) хозяины, (Б) хозяине , (В) хозяева, (Г) хозяевы, (Д) хозяивы

9. Монету в 15 копеек раньше называли пятиалтынным. А какую монету тогда называли алтыном?
(А) 1 копейку, (Б) 2 копейки, (В) 3 копейки , (Г) 5 копеек, (Д) 10 копеек.


(А) большой, (Б) указательный, (В) средний, (Г) безымянный , (Д) последний.


(Г) лён, (Д) лень.


(В) Ходят тут всякие. (Г) Всякий раз удивляюсь. (Д) Смотрел без всякого интереса.


(А) ресницы , (Б) брови (В) глаза, (Г) уши, (Д) щёки


(А) Митька козырнул: …! (в. Белов)
(Б) Крепко жму руку и…. (С. Маршак)


(Д) Когда проходит отец, он вскакивает и кричит по-солдатски -..! (И. Шмелев)


(А) а, (Б) о, (В) и, (Г) ы (Д) е


(Г) врец, (Д) враль.

8. в названии насекомого стрекоза скрывается название животного – коза. В каком слове не скрывается ещё одно живое существо?
(А) жаворонок, (Б) буйвол, (В) утконос , (Г) таракан, (Д) дикобраз.


(А) лавка


Я подхватила б…он с молоком и вышла из магазина. В этих двух предложениях пропущены по две буквы. Как надо заполнить пропуски?
(В) е, т, и, д, (Г) е, т, и, т (Д) и, т,е, д.


(А) 20, (Б) 30, (В) 40, (Г) 50, (Д) 60


(Г) Александр Грин (Д) Геннадий Гор.


(Д) чо

14. Четыре чёрненьких чумазеньких чертёнка чертили чёрными чернилами чертёж. Расставим слова этой скороговорки в алфавитном порядке. Какое слово окажется пятым? (Здесь е и ё считаются разными буквами.)
(А) четыре


(А) в одиночестве, (Б) один (В) один-одинёшенек (Г) наедине, (Д) все варианты (А) – (Г) подходят, чтобы закончить это предложение.

1. Найдите лишнее по смыслу слово в этом ряду
(А) большой, (Б) указательный, (В) средний, (Г) безымянный , (Д) последний.

2. Женя прочитал, что рубашки делают из льна. Как называется этот материал в именительном падеже?
(А) льно, (Б) ленно, (В) лено, (Г) лён , (Д) лень.

3. В каком предложении можно заменить всякий на каждый?
(А) Болтали о всякой всячине. (Б) На всякий случай позвони. (В) Ходят тут всякие . (Г) Всякий раз удивляюсь. (Д) Смотрел без всякого интереса.

4. Их у человека больше двух. Что это?
(А) ресницы , (Б) брови (В) глаза, (Г) уши, (Д) щёки

5. В каком примере пропущено не здравия желаю, а желаю здоровья?
(А) Митька козырнул:…. (в. Белов)
(Б) Крепко жму руку и …. (С. Маршак)
(В)…, товарищ генерал. (И. Грекова).
(Г) Фельдфебель говорит «…». (М. Лермонтов).
(Д) Когда проходит отец, он вскакивает и кричит по-солдатски -….! (И. Шмелев)

6. Какую букву нельзя вставить в запись п_лить, чтобы получилось слово?
(А) а, (Б) о, (В) и, (Г) ы (Д) е

7. Какого слова не существует?
(А) лгун, (Б) лжец, (В) врун, (Г) врец , (Д) враль.

8. В названии насекомого стрекоза скрывается название животного – коза. В каком слове не скрывается ещё одно живое существо?
(А) жаворонок, (Б) буйвол, (В) утконос, (Г) таракан, (Д) дикобраз.

9. В каком слове в современном языке не выделяется суффикс?
(А) лавка , (Б) книжка, (В) тетрадка, (Г) дверка, (Д) печка.

10. Строители клали фундамент и готовили б-он
Я подхватила б__он с молоком и вышла из магазина. В этих двух предложениях пропущены по две буквы. Как надо заполнить пропуски?
(А) е, т, е, д (Б) е, т, е, т, (В) е, т, и, д , (Г) е, т, и, т (Д) и, т,е, д.

11. Название какого числа, по одной из версий, происходит от древнерусского слова, означавшего “Связка собольих шкур”?
(А) 20, (Б) 30, (В) 40 , (Г) 50, (Д) 60

12. Настоящая фамилия этого писателя – Гриневский. А нам он известен как…
(А) Фёдор Достоевский. (Б) Александр Грибоедов, (В) Аполлон Григорьев,(Г) Александр Грин (Д) Геннадий Гор.

13. В исконно русских словах, т.е. не заимствованных из других языков, встречается сочетания букв…
(А) чя,(Б) чю (в) чо, (Г) чэ, (Д) чо

14. Четыре чёрненьких чумазеньких чертёнка чертили чёрными чернилами чертёж. Расставим слова этой скороговорки в алфавитном порядке. Какое слово окажется пятым? (Здесь е и ё считаются разными буквами.
(А) четыре , (Б) чёрненьких (В) чертёнка (Г) чертили (Д) чернилами

15. Все ушли и я остался… Как нельзя закончить это предложение?
(А) в одиночестве, (Б) один (В) один-одинёшенек (Г) наедине , (Д) все варианты (А) – (Г) подходят, чтобы закончить это предложение.

16. Вот четверостишье Юлиана Тувима в переводе Сергея Михалкова:
Тритесь губкой и мочалкой!
Потерпите – не беда!
И чернила, и варенье смоют мыло и вода.
Сколько в нём слов в именительном падеже?
(А) два (Б) три (В) четыре (Г) пять (Д) семь

17. Чешский и русский – родственные языки. Что означают чешские слова: letenke, letec, lettiste, letadlo& (Читаются как летенка, летец, летиште, летадло.)
(А) билет на самолёт, аэропорт, самолёт, лётчик;
(Б) самолёт, лётчик, билет на самолёт, аэропорт;
(В) аэропорт, билет на самолёт, лётчик, самолётж
(Г) билет на самолёт, лётчик, аэропорт, самолёт.
(Д) самолёт, аэропорт, билет на самолёт, лётчик.

18. Четыре примера встретились нам в начале предложений, а один – в середине предложения. Какой?
(А) Доктор Пилюлькин, (Б) Робинзон Крузо , (в) Капитан Врунгель (Г) граф Монте-Кристо, (Д) Королева Марго.

19. Вот двустишья из книжки А. Шибаева о буквах и словах:
На пожелтевшую траву
Роняет лев свою листву.
Сели в ложку – и айда!
По реке туда – сюда.
В два слова вместо правильных согласных забрались другие. Найдите слова, замените неправильные согласные правильными и выберите слова с этими правильными согласными.
(А) сажа, (Б) вода, (В) соль, (Г) вол, (Д) сад.

20. В журнале «Мурзилка» за 2002 г читаем:
Хозяйничают здесь, кроме Деда Мороза и матушки Зимы, девицы-красавицы<…>. Кто в сувенирной лавке гостям улыбается, кто волшебную перину в Дедушкиной опочивальне взбивает.
А что такое опочивальня?
(А) гостиная, (Б) столовая, (В) спальня , (Г) ванная, (Д) кладовая.

21. Даны названия некоторых букв итальянского алфавита: в – di, m – emme, к – erre, p – pi/ Как по-итальянски называются буквы b, n, r?
(А) bi, ri, ti (Б) bi, enne, ette, (В) bi, enne, ti, (Г) ebbe, ni, ette; (Д) ebbe, enne, ette

22. Джон разделил глаголы, оканчивающиеся на -сти, на четыре группы:
1) грести, скрести, 2) брести, вести, 3) трясти, нести, 4) плести, мести.
Над каждой группой он поставил для удобства букву. Перечислите эти буквы в порядке следования букв.
(А) б, д, т, с (Б) б, д, с, т , (В) п, д, с, т, (Г) л, ш,с, щ, (Д) л, ш, с, т

23. Даны пары слов: взор – гипс, нос – опт, юг – яд. Какую ещё пару можно добавить в список?
(А) стук – куст, (Б) пар – рот, (В) волна – грива, (Г) пора – араб,(Д) юла – ямб

24. Многие глаголы в прошедшем времени заканчиваются на –лал, – рал, -нал, напр.6 клал, знал, убирал. А вот из сочетаний –лол, – мол, -нол и –рол глаголы в прошедшем времени могут заканчиваться только на два. На какие?
(А) на –лол и –мол, (Б) на –лол и –нол, (В) на –лол и –рол
(Г) на –мол и –рол. (Д) на –нол и –рол.

25. В стихотворении Владимира Маяковского «Хорошее отношение к лошадям» есть строка «- Гриб. Грабь. Гроб. Груб». Сколько различающихся звуков между первым и вторым, вторым и третьим, третьим и четвертым словом в этой строке?
(А) 4, 2, 1, (Б) 3, 2, 1 , (В) 2, 2, 2, (Г) 2, 1, 2 (Д) 2, 1, 1

26. На уроке русского языка третьеклассники изучали существительные и играли в игру. Каждый должен был показать предмет по определенным правилам. Коля показал карандаш, Таня – тетрадку. Света – сумку, Петя – пенал. А что показал Рома?
(А) ручку, Б фломастер, (В) рюкзак , (Г) расписание, (Д) клей.

27. В повести Василия Аксёнова «Мой дедушка – памятник» советский корабль заходит в порт вымышленного острова Эмпирей. Местные жители встречают его словами: Вилькамес совьет легопикор бу легопикор Эмпирея! Что означает эта фраза?
(А) Моряки Эмпирея желают советким морякам счастливого плавания!
(Б) Слава советским людям – друзьям острова Эмпирей1
(В) Великие советские моряки, добро пожаловать в Эмпирей!

(Г) Привет советским футболистам от футболистов эмпирея!
(Д) Поздравляем советский корабль от имени жителей Эмпирея!

28. Сидел у реки… Закончите эту фразу так, чтобы у неё появилось интересное свойство.
(А) и ждал лодочника. (Б) и ел редиску , (В) и размышлял о динозаврах,(Г) и ловил рыбу, (Д) и слушал джаз.

29. На средневековых изображениях святой Агнессы, как правило, можно увидеть также детёныша домашего животного. Какого?
(А) овцы , (Б) козы, (Г) ослицы, (Д) собаки.

30. Пьер учит русский язык и выписывает слова в два столбика:
жук рак
бык зуб
гриб внук
… ….
Куда он выпишет слова кит, плто, знак?
(А) кит – в левый слолбик, плот и знак – в правый,
(Б) кит и плот – в левый столбик, знак – в правый,
(в) плот – в левый столбик, кит и знак – в правый.
(Г) знак – в левый столбик, кит и плот – в правый.
(Д) плот и знак – в левый столбик, кит – в правый.

Отдельные задания и вопросы для разных возрастных категорий смотрите в следующих статьях.

Приглашаем принять участие очередном конкурсе "Русский Медвежонок — языкознание для всех" . Он состоится в четверг, 14 ноября 2013 года. Участвовать могут все желающие учащиеся 2-11 классов, без всякого предварительного отбора. Игра проходит по пяти возрастным группам: 2-3, 4-5, 6-7, 8-9 и 10-11 классы. Каждой из них будет предложен свой вариант (2-3 классам — из 28, а остальным — из 30) заданий по русскому языку и лингвистике, большинство из которых по силам обычному школьнику. При желании могут попробовать свои силы (по вариантам 2-3 классов) и первоклассники. Решений писать не нужно: достаточно выбрать из пяти предложенных вариантов ответа правильный и отметить его номер на специальном бланке. На работу отводится 1 час 15 минут, так что устать никто не успеет. Итоги конкурса подводятся отдельно по классам. До 5 февраля школы получат ведомости с результатами своих участников и местом каждого в общероссийском списке своей параллели, все участники игры — соответствующие сертификаты, а лучшие — призы.

Конкурс-игра «Русский Медвежонок - языкознание для всех» (официальный сайт ) — младший брат популярного международного математического конкурса «Кенгуру — математика для всех». Впервые «Медвежонок» был проведен в 2000 году по инициативе Кировского Центра дополнительного образования одаренных школьников при поддержке Института лингвистики Российского государственного гуманитарного университета и Российского Оргкомитета «Кенгуру».

Интерес к игре постоянно растет. У массовости «Медвежонка» две причины. Во-первых, он доступен. Игра проводится прямо в школах, занимает всего около полутора часов, и участвовать в ней могут все желающие. Записывать решения не нужно — достаточно выбрать один из предложенных пяти вариантов ответа и отметить его номер на специальном бланке; среди 30 заданий есть как трудные, так и совсем легкие, так что почти каждому участнику удается правильно выполнить хотя бы несколько из них. Во-вторых, составители стараются подбирать задания, требующие не только (и не столько) знания правил, но и общей культуры, логики и размышления, а порой — и чувства юмора. Ведь главная цель игры — показать красоту русского языка, преодолеть представление о нем как формальном и скучном предмете.

Методическая комиссия конкурса работает в Институте лингвистики РГГУ. Основные авторы задач — преподаватели, аспиранты и выпускники РГГУ и МГУ. В Институте лингвистики проводится семинар «Жанры и типы лингвистических задач», одной из практических целей которого является составление и обсуждение задач для этого конкурса. Участники семинара охотно занимаются этим, многим студентам уже удалось составить хорошие задачи.

Задачи конкурса предназначены для школьников разных возрастов: от 2-го до 11-го класса. Составители готовят 5 комплектов заданий: для 2-3, 4-5, 6-7, 8-9 и 10-11 классов. Для самых младших — 26 (с 2009 г. 28) задач, для остальных возрастных групп — по 30. В последние годы организуется и пользуется популярностью также интернет-конкурс «Русский медвежонок для учителей», для которого методкомиссия готовит 12 непростых задач.

Тестовые задачи «Медвежонка» существенно отличаются от самодостаточных олимпиадных задач не только типом, но и компактностью и временем выполнения (на решение каждой задачи отводится несколько минут). Среди них есть и совсем элементарные, и такие, над которыми могут ломать головы специалисты. Все составляемые для конкурса задачи тщательно проверяются членами методической комиссии, многие из них приходится отбраковывать, поскольку задачи должны удовлетворять ряду разных параметров. После проверки решений задач, осуществляемой с помощью компьютера, проводится статистический анализ решений, который показывает уровень сложности задачи и выявляет характерные ошибки, что учитывается при написании решений и комментариев, публикуемых в сборниках, а также при составлении вариантов задач следующего года.

Вот лишь несколько примеров задач:

2. Даны слова: всего, ничего, некого, отчего, полого.
Сколько из них можно понять как форму родительного падежа?
(А) одно; (Б) два; (В) три; (Г) четыре; (Д) пять.

3. Найдите подлежащие во фразах:
(1) Тореро надел сомбреро и (2) Сомбреро надел тореро.
(А) (1) тореро и (2) сомбреро;
(Б) (1) сомбреро и (2) тореро;
(В) (1) тореро и (2) тореро;
(Г) (1) сомбреро и (2) сомбреро;
(Д) подлежащих нет.

4. Какое из пяти перечисленных слов по смыслу лишнее?
(А) шведка; (Б) румынка; (В) итальянка; (Г) японка; (Д) корейка.

5. Какое из пяти перечисленных слов по смыслу лишнее?
(А) обезьяна; (Б) зайчиха; (В) львица; (Г) актриса; (Д) японка.

6. Читаем у А. С. Пушкина:
В чешуе, как жар горя,
Идут витязи четами,
И, блистая сединами,
Дядька впереди идет
И ко граду их ведет.
Как шли витязи?
(А) по одному; (Б) по двое; (В) по трое; (Г) по одиннадцать; (Д) по тридцать три.

7. Город Великие Луки получил такое название из-за того, что:
(A) славился мастерами по изготовлению луков;
(Б) в его окрестностях лук вырастал особенно крупным;
(В) город прославили его основатель Лука Великий и его сын Лука Лукич;
(Г) в нем находится штаб-квартира компании «Лукойл»;
(Д) река, на которой он стоит, имеет большие излучины?

Решения задач

1. Чтобы правильно решить эту задачу, надо не путать звуки с буквами. Посмотрим, из каких звуков состоят данные слова. Для этого запишем их транскрипцию: пол [пол], муж [муш], шей [шэj’], ель , ров[роф]. Теперь прочитаем звуки в обратном порядке: [лоп] — лоб, [шум] — шум, — ешь, [л’эj] — лей. Четыре слова получилось, а вот слова, произносящегося как [фор], в русском языке нет. Ответ: 4 (Г).

2. Все эти слова можно понять как формы родительного падежа: всегомёда Кролика не хватило Винни-Пуху; Винни-Пух ничего не боялся;Пятачку некого было дожидаться; Крошка Ру сбежал из отчего дома;Сове не хватало какого-нибудь полого предмета. Ответ: (Д).

3. Слова тореро и сомбреро имеют одинаковую форму как в роли подлежащего, так и в роли прямого дополнения. В русском языке и подлежащее, и дополнение могут находиться как перед сказуемым, так и после него, поэтому иногда в таких случаях возникает неоднозначность: фразу Мать любит дочь можно понять двумя способами. Однако в данных предложениях неоднозначности не возникает, так как подлежащим для глагола надеть должно быть одушевленное существительное, а дополнением - неодушевленное. Поскольку одушевленным существительным из данных является тореро, то оно и будет подлежащим в обоих предложениях. Ответ: (В).

4. Слова шведка, румынка, итальянка, японка обозначают лиц женского пола соответствующей национальности. Слово же корейка означает не национальность, а разновидность мяса (жительницы Кореи называются не корейками, а кореянками). Оно и является лишним по смыслу. Ответ: (Д).

5. Четыре последних существительных обозначают существо женского пола и соотносимы с существительными, обозначающими существо мужского пола: зайчиха — заяц, львица — лев, актриса — актёр, японка — японец. Существительное обезьяна обозначает животное независимо от пола: отдельных существительных, обозначающих самца и самку обезьяны, в русском языке нет. Оно и является лишним по смыслу. Ответ: (А).

6. Что означает устаревшее слово чета? Это два предмета или два лица, пара. Вспомните такие однокоренные слова, как чётный, сочетание. В этом отрывке из «Сказки о царе Салтане» витязи идут парами, по двое. Ответ: (Б).

7. Будем действовать методом исключения. Понятно, что ответ — не Г (название города неизмеримо старше компании «Лукойл») и не В (никакого Луки Великого в истории России не было, да и город в этом случае имел бы название вроде «Великолукск»). Вариант А (лук родился особенно крупным) маловероятен: в этом случае город, скорее всего, получил бы имя вроде «Добрые [т. е. хорошие] Луки». Выбирая между мастерами по изготовлению луков и речными излучинами, примем в расчет то огромное значение, которое играли в жизни древних славян реки. Ответ: (Д).

Задачи конкурса с решениями и комментариями ежегодно выпускаются отдельными брошюрами, а также публикуются в газете «Русский язык».Подробнее о «Русском медвежонке» можно почитать на


Close