Испол ьзование мультимедийных технологий в образовании

Мультимедийные технологии (мультимедиа от англ, multi - много, media - среда) являются одними из наиболее перспективных и популярных педагогических информационных технологий. Они позволяют создавать целые коллекции изображений, текстов и данных, сопровождающихся звуком, видео, анимацией и другими визуальными эффектами (Simulation); включают в себя интерактивный интерфейс и другие механизмы управления.

Появление систем мультимедиа, безусловно, привело к революционным изменениям в таких областях, как образование, компьютерный тренинг, во многих сферах профессиональной деятельности, науки, искусства, в компьютерных играх и т.д.

Возникновение систем мультимедиа подготовлено как требованиями практики, так и развитием теории. Однако резкий рывок в этом направлении, случившийся в последние несколько лет, объясняется, прежде всего, развитием технических и системных средств. Это и прогресс в развитии ПЭВМ: сильно возросший объем памяти, быстродействие, графические возможности, характеристики внешней памяти, достижения в области видеотехники, лазерных дисков, а также их массовое внедрение. Важная роль принадлежит и разработке методов быстрого и эффективного сжатия / развертки данных.

Стандарт МРС (точнее, средства пакета программ Multimedia Windows - операционной среды для создания и воспроизведения мультимедиа-информации) обеспечивает работу с различными типами данных мультимедиа.

Мультимедиа-информация - это не только традиционные статистические элементы: текст, графика, но и динамические: видео-, аудио- и анимационные последовательности.

В руководстве Microsoft много внимания уделяется средствам ввода и обработки больших массивов текста. Рекомендуются различные методы и программы преобразования текстовых документов в различные форматы хранения с учетом структуры документов, управляющих кодов текстовых процессоров или наборных машин, ссылок, оглавлений, гиперсвязей и т.п., присущих исходному документу. Возможна работа и со сканированными текстами, предусмотрены средства оптического распознания символов.

Сфера использования мультимедийных технологий очень широка, ею охватывается наука и техника, образование, культура, бизнес, мультимедийные технологии применяются в среде обслуживания при создании электронных гидов с погружением в реальную среду, мультитеках. До конца 1980-х гг. мультимедиа-технологии не получали широкого распространения в России ввиду отсутствия аппаратной и программной поддержки. Вначале 1990-х гг. в нашей стране появились сравнительно недорогие мультимедиа-системы на базе IBM PC, и миф мультимедиа-технологий стал реальностью. Одной из главных областей применения систем мультимедиа стало образование в широком смысле слова, включая и такие направления, как видеоэнциклопедии, интерактивные путеводители, тренажеры, ситуационно-ролевые игры и др.

^ Основные педагогические цели использования информационных технологий

Технология при переводе с греческого (techne) означает искусство, мастерство, умение, а это не что иное, как процессы. Под процессом следует понимать определенную сово­купность действий, направленных на достижение поставленной цели. Процесс должен оп­ределяться выбранной человеком стратегией и реализоваться с помощью совокупности различных средств и методов.

^ Информационная технология - процесс, использующий совокупность средств и методов сбора, обработки и передачи данных (первичной инфор­мации) для получения информации нового качества о состоянии объекта, процесса или явления (информационного продукта).

Информационные технологии используются для достижения следующих педагогических целей:

1. Развитие личности обучаемого, подготовки его к самостоятельной продуктивной деятельности в условиях информационного общества, включающей освоение, заложенных в ней знаний и передачу информации:

·
развитие конструктивного, алгоритмического мышления благодаря особенностям работы с компьютером;

·
развитие творческого мышления за счет уменьшения доли репродуктивной деятельности;

·
развитие коммуникативных способностей на основе выполнения совместных проектов;

·
формирование умения принимать оптимальные решения в сложной ситуации (в ходе компьютерных деловых игр и работы с программами-тренажерами);

·
развитие навыков исследовательской деятельности (при работе с моделирующими программами и интеллектуальными обучающими системами);

·
формирование информационной культуры, умение обрабатывать информацию (при использовании текстовых, графических и табличных редакторов, локальных и сетевых баз данных).

2. Реализация социального заказа, обусловленного информатизацией современного общества:

·
подготовка специалистов в области информационных технологий;

·
подготовка обучаемых средствами педагогических и информационных технологий к самостоятельной познавательной деятельности.

3. Интенсификация всех уровней учебно-воспитательного процесса:

·
повышение эффективности и качества обучения за счет применения информационных технологий;

·
выявление и использование стимулов активизации познавательной деятельности (возможно использование большинства перечисленных технологий - в зависимости от типа личности обучаемого);

·
углубление межпредметных связей в результате использования современных средств обработки информации при решении задач по самым различным предметам (компьютерное моделирование, локальные и сетевые базы данных).

Этими же педагогическими целями определяются и основные направления развития самих информационных технологий. Особое внимание сегодня уделяется совершенствованию таких технологий, как:

·
технология повышения эффективности и качества процесса обучения благодаря дополнительным возможностям познания окружающей действительности и самопознания, развития личности обучаемого;

·
технология управления учебно-воспитательным процессом, учебными заведениями, системой учебных заведений;

·
технология управляемого мониторинга (контроль, коррекция результатов учебной деятельности, компьютерное педагогическое тестирование и психодиагностика);

·
коммуникационная технология, обеспечивающая распространение научно-методического опыта;

·
технология организации интеллектуального досуга, развивающих учебных игр.

Понятие цифрового документа

При использовании информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в педагогической деятельности имеют дело с документами, подготовленными с помощью компьютера. Поскольку такие документы хранятся и передаются в цифровой форме, то их следует называть цифровыми документами. Однако в силу различных причин, во многом, исторических, связанных со способом хранения, а не с формой хранения, такие документы иногда называют электронными.

^ Понятие ресурса

В использовании ИКТ в педагогической деятельности часто используется термин ресурс. В энциклопедии на сайте www.km.ru дается следующее определение ресурса:

1. Запасы, источники чего-нибудь. Например: природные ресурсы, экономические ресурсы, трудовые ресурсы (часть населения страны, которая способна работать, участвовать в процессе производства).

2. Средство, к которому обращаются в необходимом случае (книжн.). Например: испробовать последний ресурс.

Ресурсы подразделяются на природные, материальные, финансовые, человеческие, информационные и технологические.

Поэтому ниже говорится об электронных документах как об электронных ресурсах . Таким образом, существуют электронные ресурсы в виде:

-сетевых ресурсов - размещенных в сети Интернет, обычно носят общее имя интернет-ресурсов . Например, презентация, созданная учителем и выложенная на сервер для скачивания, является таковым ресурсом.

Ресурсов в локальной сети или на локальном компьютере - локальных ресурсов. Так, например, презентация, созданная учителем и размещенная на его компьютере, относится к локальным ресурсам. Эта же презентация, положенная на диск общего доступа в локальной сети образовательного учреждения будет так же называться локальным сетевым ресурсом.

-ресурсов на носителях .

Электронный ресурс, подвергшийся редакторской правке и официальной публикации (с выходными данными), называется электронным изданием (ЭИ).

^ Классификация цифровых образовательных ресурсов по образовательно-методическим функциям

^ Классификация цифровых образовательных ресурсов по типу информации
Репетиторы и тренажеры - рассчитаны на подготовленного учащегося, знакомого с курсом соответствующего учебного предмета и учебной темы. Это – комплексы, содержащие: краткий учебный материал справочного типа, проверочный материал (задачи, тесты) с ответами.

Учебники - рассчитаны на учащегося, желающего осуществить знакомство с курсом соответствующего учебного предмета и учебной темы или повысить свой первоначальный уровень. Это комплексы, содержащие учебный материал, выстроенный в методически целенаправленной последовательности.

^ Обучающие программы - интерактивные учебники, не только содержащие учебный материал, реагирующие на действия пользователя, позволяющие ему проверить качество усвоения материала, «подсказывающие» в случае необходимости правильный алгоритм, но и исправления допущенных ошибок и т.д.

^ Справочники и энциклопедии - во всех случаях эти издания имеют более или менее развитый аппарат гиперссылок, позволяющий быстро наводить контекстные справки или переходить к нужному разделу комплекса. Комплекс это компакт-диски, представляющие собой не один файл, не одну программу, а их множество. Действительно, под компьютерной программой обычно имеют в виду некое средство, позволяющее совершать какие-то действия (например, текстовый редактор Word или компьютерная игра). Но учебные издания могут состоять, например, только из гипертекстовых документов, которые обрабатывает программа Internet Explorer (или любой другой браузер, установленный на компьютере), и изобразительного материала. Такие издания программой уже не назовешь. Однако не все авторы столь внимательно проводят такое разграничение. Поэтому в литературе можно встретить термины: учебный электронный комплекс (ЭУК), учебное электронное издание (ЭУИ), учебная программа (УП), электронный учебник (ЭУ), обучающая программа, электронное издание (ЭИ). Термин «электронное издание» используют и в смысле «переиздание печатного издания в электронном виде». Существуют электронные версии таких книг, снабженные мощным гипертекстовым аппаратом.

Блестящим примером такого электронного переиздания является, например, книга:

Валгина Н.С., Розенталь Д.Э., Фомина М.И. Современный русский язык: Учебник / Под редакцией Н.С. Валгиной. – 6-е изд., перераб. и доп. М.: Логос, 2002. 528 с. 5000 экз. http://www.hi-edu.ru/x-books-free/xbook107/01/index.html

Интересующимся проблемами электронных изданий, предлагается электронная книга:

Вуль В.А. Электронные издания: Учебник. М.-СПб.: Изд-во «Петербургский институт печати», 2001. 308 с. 1000 экз. Опубликовано в виде электронного издания (с мощным аппаратом гиперссылок) по адресу: http://www.hi-edu.ru/x-books-free/xbook119/01/index.html

К особым видам электронных изданий относятся учебные комплексы, включающие в себя: библиотеки наглядных пособий (фотографий, рисунков, анимаций, аудио- и видеофайлов), виртуальные тренажеры (виртуальные лаборатории). Библиотеки наглядных пособий полезны учителю при подготовке к уроку: он может заимствовать те или иные пособия для создания собственных методических материалов.

^ Тренажеры (лаборатории) позволяют учителю более наглядно представить какое-то явление наяву с изменением параметров этого явления. Например, при изучении движения камня, брошенного под углом к горизонту, учитель может демонстрировать изменение траектории движения тела, варьируя начальную скорость, угол направления броска, высоту сооружения, с вершины которого брошен камень, и даже ускорения свободного падения (то есть влияние земного, лунного, марсианского притяжения). Такие тренажеры или виртуальные лаборатории могут сильно сэкономить время, отводимое на объяснение темы и тем самым повысить КПД использования времени урока.

^ Возможности использования ЦОР в аудиторной и самостоятельной работе

В аудиторной работе:

·
Экранная (фронтальная) версия - посредством выведения учебного материала на экран с рабочего компьютера учителя.

·
Индивидуальная - на рабочем месте ученика.

·
Внеурочная - на рабочем месте ученика для самоподготовки и коррекции знаний.

В самостоятельной работе:

·
Ученику электронная версия поможет получить при желании больше технологических знаний и практических умений по отдельным темам.

·
Возможность самостоятельного изучения пропущенного материала, корректировка и дополнение полученных на уроке знаний.

·
Возможность изучения дополнительного материала по заданию учителя, используя предложенные Интернет-ресурсы (при наличии подключения к Интернету).

·
Использование учебных материалов при подготовке по смежным дисциплинам с целью выявления характерных явлений, закономерностей и т.д.

·
Возможность использовать ЦОР для дистанционной поддержки обучения (надомное, семейное). При семейной форме обучения позволяет родителям проводить обучение без привлечения педагога.

^ Использование моделей в учебном процессе

Согласно образовательному стандарту - методика обучения должна быть дифференцированной с учетом возможностей и способностей школьников и направлена не столь на заучивание, сколько на организацию самостоятельной практической и творческой деятельности школьников по применению изучаемого материала.

Использование компьютерных моделей (один из центральных элементов ЦОР на уроках), в демонстрационном варианте при объяснении нового материала или при решении задач помогает учащимся повысить интерес и мотивацию к изучению предмета.

При индивидуальной работе учащиеся с большим интересом работают с предложенными моделями, пробуют все регулировки, как правило, не особенно вникая в содержание происходящего на экране. Как показывает практический опыт, обычному школьнику конкретная модель может быть интересна в течение 3-5 минут, а затем неизбежно возникает вопрос: А что делать дальше?

Чтобы урок в компьютерном классе был не только интересен по форме, но и давал максимальный учебный эффект, учителю необходимо заранее подготовить план работы с изучаемым материалом, компьютерной моделью, сформулировать вопросы и задачи, согласованные с функциональными возможностями модели. Предупредить учащихся, что им в конце урока будет необходимо ответить на вопросы или написать небольшой отчёт о проделанной работе. Идеальным является вариант, при котором учитель в начале урока раздаёт учащимся индивидуальные задания в распечатанном виде.

В учебной деятельности учащимся при работе с компьютерными моделями можно предложить следующие виды заданий:

^ 1. 0знакомительное задание. Это задание предназначено для того, чтобы помочь учащемуся понять назначение модели и освоить её регулировки. Задание содержит инструкции по управлению моделью и контрольные вопросы.

^ 2. Компьютерные эксперименты. После того, как компьютерная модель освоена, имеет смысл предложить учащимся 1-2 эксперимента. Такие эксперименты позволяют учащимся глубже вникнуть в смысл происходящего на экране.

^ 3. Экспериментальные задачи. Далее можно предложить учащимся экспериментальные задачи, то есть задачи, для решения которых необходимо продумать и поставить соответствующий компьютерный эксперимент. Как правило, учащиеся с особым энтузиазмом берутся за решение таких задач. Несмотря на кажущуюся простату, такие задачи очень полезны, так как позволяют учащимся увидеть живую связь компьютерного эксперимента и изучаемых явлений.

^ 4. Расчётные задачи с последующей компьютерной проверкой. На данном этапе учащимся уже можно предложить 2-3 задачи, которые вначале необходимо решить без использования компьютера, а затем проверить полученный ответ, поставив компьютерный эксперимент. При составлении таких задач необходимо учитывать как функциональные возможности модели, так и диапазоны изменения числовых параметров. Следует отметить, что, если эти задачи решаются в компьютерном классе, то время, отведённое на решение любой из задач, не должно превышать 5-8 минут. В противном случае, использование компьютера становится малоэффективным. Задачи, требующие более длительного времени для решения, имеет смысл предложить учащимся для предварительной подготовки в виде домашнего задания или обсудить эти задачи на обычном уроке, и только после этого использовать их в компьютерном классе.

^ 5. Неоднозначные задачи. В рамках этого задания учащимся необходимо решить задачу (такие задачи имеют множество решений), а затем поставить компьютерный эксперимент.

^ 6. Творческие задания. В рамках данного задания учащемуся предлагается составить одну или несколько задач, самостоятельно решить их (в классе или дома), а затем, используя компьютерную модель, проверить правильность полученных результатов. На первых порах это могут быть задачи, составленные по типу решённых на уроке, а затем и нового типа, если модель это позволяет.

^ 7. Исследовательские задания. Наиболее способным учащимся можно предложить исследовательское задание, то есть задание, в ходе выполнения которого им необходимо спланировать и провести ряд компьютерных экспериментов, которые бы позволили подтвердить или опровергнуть определённые закономерности. Самым сильным ученикам можно предложить самостоятельно сформулировать такие закономерности. Но в сложных случаях, учащимся можно помочь в составлении плана необходимых экспериментов.

^ 8. Проблемные задания. С помощью ряда моделей можно продемонстрировать, так называемые, проблемные ситуации, то есть ситуации, которые приводят учащихся к кажущемуся или реальному противоречию, а затем предложить им разобраться в причинах таких ситуаций с использованием компьютерной модели.

^ 9. Качественные задачи. Некоторые модели вполне можно использовать и при решении качественных задач. Такие задачи или вопросы, конечно, лучше сформулировать, поработав с моделью заранее.

При регулярной работе с компьютерным курсом из придуманных заданий имеет смысл составить компьютерные лабораторные работы, в которых вопросы и задачи были расположены по мере увеличения их сложности. Это занятие достаточно трудоёмкое, но именно такие работы дают наибольший учебный эффект.

^ О подготовке материала с использованием ИКТ

Р екомендуется при подготовке материала для проведения занятий в качестве структурной единицы рассматривать не один урок, взятый изолированно, а учебную тему (состоящую, из нескольких уроков).

Если учитель обращается к ИК-технологиям для использования соответствующих материалов для проведения ОДНОГО урока, то следует иметь в виду, что это во многом напрасная трата сил и ресурсов учителя. Ведь может оказаться, что материалы, близкие по теме, но «выпадающие» из рамок данного урока, будут оставлены невостребованными. Такой урок будет выпадать из общего стиля. Только одна часть учебной темы будет проработана на высоком уровне. Соответственно, будут смещены акценты при изучении учебной темы, и будут сформированы неверные представления. Существует мнение о том, что для более результативного обучения следует подбирать и структурировать материал для всей учебной темы и нельзя ограничиваться темой одного урока. Показано, что блок «Учебная тема» следует «снабдить контактами», условно представленными в виде блоков на рисунке. Эти блоки нашли отражение выше в виде дидактических задач:

·
Блок «Связь с предыдущими темами» пропедевтический, он посвящен актуализации имеющихся знаний, мотивации на изучение нового материала.

·
Блоки «Смежные темы других предметов» и «Место данной темы в контексте курса» посвящены формированию целостных и системных представлений, помогающих, кроме всего прочего, усвоению основного материала темы.

·
Блок «Задел на следующую тему» намечает вектор дальнейшего развития в изучении предмета, тесно связан с проблемой обобщения и систематизации изученного материала.

В общем бюджете времени, отводимого на прохождение курса, на эти блоки отводится сравнительно немного времени. Однако без адекватной реализации задач, соответствующих указанным блокам, изучение основной части курса «провисает», становится изолированным от остальных тем, и даже темы отдельных уроков могут восприниматься учениками, как слабо связанные друг с другом.

^ Педагогический дизайн мультимедийного урока

Педагогический дизайн – приведенное в систему использование знаний (принципов) об эффективной учебной работе (учении и обучении) в процессе проектирования, разработки, оценки и использования учебных материалов.

Анализ значительного числа мультимедийных уроков-презентаций, выполненных, как правило, в программе PowerPoint , а также выдернутые из электронных учебных пособий фрагменты, показывают их крайне низкий обучающий эффект. Разработчики подобных уроков не знакомы с особенностями совершенно новой формы проведения уроков. Между тем, урок, как непосредственный инструмент реализации основных идей информационно-коммуникационных технологий, требует максимально тщательной разработки. Именно уроки являются той лакмусовой бумажкой, которые показывают эффективность той или иной разработки. Это одновременно и конечный результат, и последняя стадия оформления, реализации идей, заложенных разработчиками тех или иных технологий.

Подготовка подобных уроков требует еще более тщательной подготовки, чем в обычном режиме. Такие понятия, как сценарий урока, режиссура урока – в данном случае не просто новомодные термины, а важная составная часть подготовки к учебному занятию. Проектируя будущий мультимедийный урок, учитель должен продумать последовательность технологических операций, формы и способы подачи информации на большой экран. Стоит сразу же задуматься о том, как учитель будет управлять учебным процессом, каким образом будут обеспечиваться педагогическое общение на уроке, постоянная обратная связь с учащимися, развивающий эффект обучения.

^ Мультимедийный урок - это урок, на котором используется многосредовое представление информации с помощью технических средств, прежде всего, компьютера. В многочисленных статьях, посвященных данной теме, часто встречается выражение «урок с мультимедийной поддержкой» . Вполне очевидно, что так называется урок, где мультимедиа используется для усиления обучающего эффекта. На таком уроке учитель остается одним из главных участников образовательного процесса, часто и главным источником информации, а мультимедийные технологии применяются им для усиления наглядности, для подключения одновременно нескольких каналов представления информации, для более доступного объяснения сложного нового материала. К примеру, технология опорных конспектов В.Ф. Шаталова приобретает совершенно новое качество, когда на экране в заданном режиме появляются фрагменты «опоры». В любой момент учитель может с помощью гиперссылок перейти к детализации информации, «оживить» изучаемый материал с помощью анимации и т.д.

Вполне очевидно, что степень и время мультимедийной поддержки урока могут быть различными: от нескольких минут до полного цикла. Однако мультимедийный урок может выступать и как «мини-технология» , то есть как подготовленная тем или иным автором разработка с заданными учебными целями и задачами, ориентированная на вполне определенные результаты обучения. Такой урок обладает достаточным набором информационной составляющей, дидактическим инструментарием. При его проведении существенно меняется роль учителя, который в данном случае является, прежде всего, организатором, координатором познавательной деятельности учеников. Проведение урока в режиме мини-технологии отнюдь не означает, что учитель лишен возможности маневра и импровизации. Ничего удивительного не будет в том, что у более опытного учителя подобный урок может заиграть новыми гранями, пройти привлекательнее, интереснее, динамичнее, нежели у его молодого коллеги. Но урок – мини-технология предполагает существенное уменьшение «педагогического брака» даже начинающим учителем.

При проектировании будущего мультимедийного урока разработчик должен задуматься над тем, какие цели он преследует, какую роль этот урок играет в системе уроков по изучаемой теме или всего учебного курса. Для чего предназначен мультимедийный урок:

·
для изучения нового материала, предъявления новой информации;

·
для закрепления пройденного, отработки учебных умений и навыков;

·
для повторения, практического применения полученных знаний, умений навыков;

·
для обобщения, систематизации знаний?

Следует сразу определить: благодаря чему усилится обучающий и воспитывающий эффект урока, или это будет просто дань новомодным увлечениям. Исходя из этого, учитель подбирает необходимые формы и методы проведения урока, образовательные технологии, приемы педагогической техники. Мультимедийный урок может достичь максимального обучающего эффекта, если он предстанет осмысленным цельным продуктом, а не случайным набором слайдов. Определенный перечень устной, наглядной, текстовой информации превращает слайд в учебный эпизод. Разработчик должен стремиться превратить каждый из эпизодов в самостоятельную дидактическую единицу. Педагогические справочники определяют дидактическую единицу как логически самостоятельную часть учебного материала, по своему объему и структуре соответствующую таким компонентам содержания как понятие, теория, закон, явление, факт, объект и т.п. Дидактическая единица состоит из одного или нескольких фреймов.

ФРЕЙМ – минимальное описание явления, факта, объекта, при удалении из которого какой-либо составной части данное явление, факт или объект перестают опознаваться (классифицироваться), т.е. описание теряет смысл. Набор связанных по смыслу и логике фреймов составляет дидактическую единицу.

Таким образом, готовя учебный эпизод и рассматривая его как дидактическую единицу, разработчик должен ясно представлять, какие учебные задачи он преследует данным эпизодом, какими средствами он добьется их реализации.

Одним из очевидных достоинств мультимедийного урока является усиление наглядности. Использование наглядности тем более актуально, что в школах, как правило, отсутствует необходимый набор таблиц, схем, репродукций, иллюстраций. Однако достичь ожидаемого эффекта можно при соблюдении определенных требований к предъявлению наглядности.

·
Узнаваемость наглядности, которая должна соответствовать предъявляемой письменной или устной информации.

·
Динамика предъявления наглядности. Время демонстрации должно быть оптимальным, причем соответствовать изучаемой в данный момент учебной информации. Очень важно не переусердствовать с эффектами.

·
Продуманный алгоритм видеоряда изображений. Средства мультимедиа предоставляют учителю возможность представить необходимое изображение с точностью до мгновения. Учителю достаточно детально продумать последовательность подачи изображений на экран, чтобы обучающий эффект был максимально большим.

·
^ Оптимальный размер наглядности . Причем это касается, не только минимальных, но и максимальных размеров, которые тоже могут оказывать негативное воздействие на учебный процесс, содействовать более быстрой утомляемости учеников. Учителю следует помнить, что оптимальный размер изображения на экране монитора ни в коем случае не соответствует оптимальному размеру изображения большого экрана проектора.

·
^ Оптимальное количество предъявляемых изображений на экране. Не следует увлекаться количеством слайдов, фото и пр., которые отвлекают учеников, не дают сосредоточиться на главном.

При подготовке учебного эпизода перед учителем обязательно станет проблема предъявления печатного текста. Необходимо обратить на следующие требования к тексту:

·
структура;

·
объем;

·
формат.

Текст с экрана должен выступать как единица общения. Он носит или подчиненный характер, помогающий учителю усилить смысловую нагрузку, или является самостоятельной единицей информации, которую учитель умышленно не озвучивает. Вполне естественно, когда на экране появляются определения терминов, ключевые фразы. Часто на экране мы видим своеобразный тезисный план урока. В таком случае, главное, не переусердствовать.

Давно очевидно, что большой объем текста плохо воспринимается с экрана. Учитель должен стремиться по возможности заменить печатный текст наглядностью. По сути это тоже текст, но предъявленный другим языком. Напомним определение текста в энциклопедических справочниках как последовательность графических или звуковых языковых знаков, ограниченная единым назначением (лат. Textus - соединение…). Немаловажным является и то, как будет представлен печатный текст с экрана. Так же, как и наглядность, текст должен появиться в заранее продуманное учителем время. Учитель или комментирует предъявленный текст, или усиливает предъявленную им устную информацию. Очень важно, чтобы учитель ни в коем случае не дублировал текст с экрана. Тогда у учеников не возникнет иллюзии лишнего звена поступающей информации.

Хотя могут быть и случаи, когда дублирование печатного текста учителем или учеником дидактически оправдано. Такой прием используется в начальной школе, когда учитель достигает комплексного подхода в обучении, подключая различные каналы восприятия. Совершенствуются навыки чтения, устного счета и т.д. Дублирование печатного текста обязательно также в любом возрасте при проведении мультимедийных дидактических игр. Этим самым учитель добивается равных условий для всех учеников: как тех, кто легче воспринимает устную информацию, так и легче усваивающих информацию печатного текста.

Занимаясь подготовкой мультимедийного урока, разработчик должен иметь хотя бы элементарные представления о цвете, цветовой гамме , что может успешно сказаться на проектировании цветового сценария учебного эпизода. Не следует пренебрегать рекомендациями психологов, дизайнеров о влиянии цвета на познавательную деятельность учащихся, о сочетании цветов, оптимальном количестве цветов на экране и т.д. Следует обратить внимание и на то, что цветовое восприятие на экране монитора и на большом экране значительно отличаются, и мультимедийный урок необходимо готовить в первую очередь с расчетом на экран проектора.

Немаловажное значение имеет и использование на уроке звука . Звук может играть роль:

·
шумового эффекта;

·
звуковой иллюстрации;

·
звукового сопровождения.

В качестве шумового эффекта звук может использоваться для привлечения внимания учащихся, переключения на другой вид учебной деятельности. Наличие мультимедийной коллекции звуковых эффектов отнюдь не означает обязательное их применение. Шумовой эффект должен быть дидактически оправдан. К примеру, в случае проведения мультимедийной дидактической игры отрывистый шумовой эффект может стать сигналом к началу обсуждения поставленного вопроса или, наоборот, сигналом к завершению обсуждения и необходимости предъявления ответа. Очень важно, чтобы ученики были приучены к этому, чтобы звук не вызывал у них излишнего возбуждения.

Важную роль играет звуковая иллюстрация , как дополнительный канал информации. К примеру, наглядное изображение животных или птиц может сопровождаться их рычанием, пением и т.д. Рисунок или фотография исторического деятеля может сопровождаться его записанной речью. Наконец, звук может играть роль учебного звукового сопровождения наглядного изображения, анимации, видеоролика. В данном случае учителю следует тщательно взвесить, насколько будет рационально использовать на уроке звуковое сопровождение. Какова будет роль учителя в ходе звукового сопровождения? Более приемлемо будет использование звука как учебного текста в ходе самостоятельной подготовки к уроку. На самом же уроке следует свести звуковое сопровождение до минимума.

Современные технологии, как известно, позволяют успешно использовать в мультимедийном уроке фрагменты видеофильмов. Использование видеоинформации и анимации может значительно усилить обучающий эффект. Именно фильм, а точнее небольшой учебный фрагмент, в наибольшей степени способствует визуализации учебного процесса, представлению анимационных результатов, имитационному моделированию различных процессов в реальном времени обучения. Там, где в обучении не помогает неподвижная иллюстрация, таблица, может помочь многомерная подвижная фигура, анимация, план, видеосюжет и многое другое. Однако при использовании видеоинформации не следует забывать о сохранении темпа урока. Видеофрагмент должен быть предельно кратким по времени, причем учителю необходимо позаботиться об обеспечении обратной связи с учащимися. То есть видеоинформация должна сопровождаться рядом вопросов развивающего характера, вызывающих ребят на диалог, комментирование происходящего. Ни в коем случае не стоит допускать превращения учеников в пассивных созерцателей. Необходимо заменить звуковое сопровождение видеофрагмента живой речью учителя и учеников.

^ Использование мультимедийных презентаций на уроке

Презентация - это последовательность экранов (слайдов), на которых могут быть текстовые материалы и визуальные материалы (рисунки, фотографии, диаграммы, видеофрагменты). Кроме того, показ слайдов может сопровождаться звуковыми эффектами (музыкой, речью диктора, шумовым оформлением). Приступая к созданию презентации, необходимо четко определить: цели , которые надо достичь в результате поведения урока, задачи; которые предстоит решить в ходе урока, мотивацию класса восприятия учебного материала, технические условия проведения урока, предварительный проект , использования электронного документа.

Необходимо придерживаться следующих критериев при подготовке презентации.

^ Оформление слайдов

Стиль

Соблюдайте единый стиль оформления.

Избегайте стилей, которые будут отвлекать от самой презентации.

Вспомогательная информация (управляющие кнопки) не должны преобладать над основной информацией (текст, рисунки).

Фон

Для фона выбирайте более холодные тона (синий или зеленый).

^ Использование цвета

Обратите внимание на цвет гиперссылок (до и после использования).

^ Анимационные эффекты

Анимация полезна как способ постепенного появления тезисов на экране.

Не стоит злоупотреблять различными анимационными эффектами, они не должны отвлекать внимание от содержания информации на слайде.

Заголовки должны привлекать внимание аудитории.

Используйте короткие слова и предложения, которые в ходе выступления вы должны раскрыть и развить (как, правило, никто не заинтересован вчитываться и всматриваться в текст на ваших слайдах).

Расположение

Предпочтительно горизонтальное расположение информации.

Наиболее важная информация должна располагаться в центре экрана.

Если на экране располагается картинка, то надпись должна располагаться под ней.

Шрифты

Для заголовков – не менее 24.

Для информации – не менее 18.

Нельзя смешивать различные типы шрифтов в одной презентации.

Нельзя злоупотреблять прописными буквами (они читаются хуже строчных).

^ Способы выделения информации

Следует использовать:

рамки, границы, заливку;

разные цвета шрифтов, штриховку, стрелки;

рисунки, диаграммы, схемы для иллюстрации наиболее важных фактов.

^ Объём информации

Не стоит заполнять один слайд слишком большим объёмом информации: ученики могут единовременно запомнить не более трёх фактов, выводов, определений.

Наибольшая эффективность достигается тогда, когда ключевые пункты отображаются по одному на каждом отдельном слайде.

^ Виды слайдов

Для обеспечения разнообразия следует использовать разные виды слайдов:

с текстом;

с таблицами;

с диаграммами;

с видеофрагментами;

с демонстрациями.

Навигации

Учитель сам определяет, что показывать и в какой последовательности.

^ Представление презентации

Может осуществляться различными способами, по усмотрению учителя. Нужно помнить о том, что человек способен одновременно удержать в памяти и осознать от 5 до 9 тезисов (посылок, сведений).

При числе фактов свыше 7 начинается подсознательное утомление. После 9 – возникают трудности с описанной выше систематизацией. Таким образом, при создании презентации, которая планируется к показу в классе на «общем» экране, вы должны писать КОРОТКИЕ фразы, воспринимаемые «одним взглядом».

Если это тезисы, то их не должно быть больше 7–9. Лучше написать кратко (тезисами) и расшифровать эти высказывания в устной речи, чем написать длинно в расчете на тяжелую умственную работу учеников.

Подчеркнем, что речь идет об ЭЛЕКТРОННОМ ИЗДАНИИ, предназначенном для показа в аудитории, неизбежно предполагающем достаточно напряженный ритм изложения. Если же вы рассчитываете на самостоятельную проработку материала учеником (отчуждаемая презентация), то здесь вы можете использовать больше текста на слайде.

^ Типы презентаций

Официальная презентация – это официальные отчёты, доклады, рефераты и т.д. Здесь необходимы строгий дизайн, выдержанность, единый шаблон оформления для всех слайдов. Анимационные эффекты строго дозированы, развлекательный элемент сведён к минимуму. Необходимо чётко структурировать материал, свести к минимуму вводные слова, использовать крупный текст. Слайд на экране должен находиться не менее 10-15 секунд, но и не более 40-60 секунд.

Если на слайде приведена сложная диаграмма, необходимо проговорить вводные слова (на этой диаграмме приводится то-то, зеленым отмечены показатели А, синим- показатели Б и т.д.), дать время аудитории вчитаться и всмотреться в диаграмму.

^ Официально-эмоциональная презентация - это отчёты перед коллективом единомышленников. По мере показа презентации в ней может появляться все больше анимационных эффектов, больше фотографий, хотя начиналась презентация в виде официального документа. Например, можно представить себе ситуацию, в которой классный руководитель на родительском собрании рассказывает о проблемах, достижениях и перспективах с помощью презентации.

«Плакаты» и «Тезисы» - подобные презентации заменяют простейшие средства технического сопровождения. На слайдах – только иллюстрации с минимумом подписей. Вся работа по разъяснению содержимого лежит на докладчике. При этом желателен единый шаблон оформления. Например, презентация в формате «Тезисы» является эффективной заменой классной доски. Вместо того чтобы писать пункты, используются слайды с написанными тезисами. Появление этих тезисов может быть анимировано, чтобы подчеркнуть начало нового раздела (подраздела). Фактически, такая презентация представляет собой конспект доклада. Практика показывает, что такая, казалось бы, скучная и не иллюстративная презентация, оказывается, очень полезна слушателям (ученикам, коллегам), как краткая запись опорных моментов доклада.

Если же в такой презентации еще сделать краткие записи в заметках к каждому слайду, то раздаточный материал (распечатанный и розданный до занятия) будет очень полезен. Запоминаемость речи намного возрастет и будет лучше понята.

«Двойное действие» - это тип презентации на слайдах, которых, помимо визуальных материалов приведена конкретная информация. Она может либо пояснять содержимое слайда, либо «расширять» его. Например, в случае «пояснений», рассказывая об устройстве танка Т-34, следует привести визуальный материал – фотографии танка, а в текстовом материале сообщить его тактико-технические характеристики. В случае «расширений», оставляя тот же визуальный ряд, в текстовом материале приводятся данные о боевом применении танков, об искусстве танковых прорывов и т.п. В сопровождающем рассказе не касаются содержания текстов. В результате – при правильном распределении внимания учащихся, задействуются три механизма восприятия: зрительно-образное восприятие, связанное с фотографиями, слуховое сознательное, связанное с пониманием того, что говорится, дополнительное зрительное сознательное, связанное с одновременным чтением дополнительного материала. Можно построить слайд так, чтобы при неизменном визуальном материале сменялся текстовый ряд. И наоборот. Двойственность действия тут в том, что в дополнение к обычным воздействиям – зрительному и слуховому, появляется третье. Такая загрузка слушателя, вероятно, наиболее эффективна в предметах гуманитарного цикла – географии, истории, мировой художественной культуре.

Презентации–опросы содержат вопросы–задачи, адресованные ученикам, в них могут быть включены материалы, отображающие ключевые эксперименты пройденной темы или демонстрирующие изученные явления. Вопрос к ученику содержится в заголовке слайда, комментарии и пояснения к рисункам даются учителем по ходу презентации. Возможны такие презентации-опросы для входного тестирования на первом уроке нового учебного года. Как правило, в такие опросы включаются слайды презентаций, использованных в предыдущем учебном году при объяснении нового материала.

^ Презентации - объяснения нового материала. Такие презентации открывают перед учителем новые возможности, например: на уроке-лекции можно проследить историю того иного открытия, проиллюстрировать последние достижения науки и техники, показать современные устройства, принципы действия, которых основаны на изучаемом явлении, продемонстрировать портреты выдающихся учёных и т.д.

Ещё одним существенным преимуществом презентации является представление графического материала: построения графиков переходных процессов, различных векторных диаграмм, иллюстрация графических методов расчёта. При традиционном изложении указанного материала к завершению графического построения, как правило, на доске разобрать что - либо становится уж сложно. Более того, если учащийся отвлёкся на каком – то этапе, построить тот же график второй раз практически не представляется возможным, поскольку на это требуется много времени. При грамотном использовании анимации в презентации PowerPoint в случае необходимости можно несколько раз «прокрутить» как отдельные сложные моменты, так и всё построение от начала до конца, и это займет всего несколько секунд. Качество графического материала при этом, несомненно, значительно выше.

^ Презентации - повторения пройденного материала. Такие презентации позволяют использовать ранее подготовленные для изучения нового материала, которые можно быстро и качественно редактировать.

^ Интерактивный семинар (урок) - если планируется провести урок, семинар (доклад) в режиме диалога с аудиторией, то становятся допустимыми различные анимации, выезжающие картинки, вращающиеся фотографии, объекты навигации, разветвления презентации – в зависимости от того, какие ответы дают слушатели, как они реагируют на вопросы и суждения. В такой презентации может не быть единого для всех слайдов шаблона оформления.

Навигация не должна допускать возможности «заблудиться», уйти на неправильную ветвь. Такая презентация фактически является электронным учебным материалом (ЭУМ), при этом она создается именно как ЭЛЕКТРОННЫЙ материал, в расчете на его чтение с экрана. И поэтому не является простым переложением печатного документа в электронный вид.

^ Информационный ролик - несколько особняком стоит такая презентация, как рекламный (информационный) ролик. Здесь требования совершенно иные, чем раньше. Задача информационного ролика – привлечь внимание.

Следовательно, в презентации должны быть достаточно крупные тексты, информационно-рекламного характера. Должны быть НАГЛЯДНЫЕ материалы, рассчитанные на БЫСТРОЕ восприятие.

Может быть МНОГО анимационных эффектов (но не чрезмерно много!). На одном слайде может быть несколько фотографий, накладывающихся друг на друга. Очень хорошо, если такой ролик сопровождается дикторским поясняющим текстом, звучащим из колонок.

Должны быть броские или хотя бы ПОНЯТНЫЕ заголовки, должны быть картинки, иллюстрирующие эти заголовки, но вовсе не обязательно давать возможность ДОСКОНАЛЬНО вникать в материал.

Соответственно возникают требования к композиции презентации, к ее монтажу. К таким рекламным роликам вполне применимы обычные приемы построения киносценариев, особенно, как для остросюжетных детективов. А именно – интригующее (или хотя бы интересное) начало. Затем – нарастание темпа событий, а в конце – уже полный калейдоскоп событий.

^ Варианты использования презентаций

1. Проведение презентаций на уроке при объяснении нового материала:

·
заранее созданная презентация заменяет классную доску при объяснении нового материала для фиксации внимания учащихся на каких- либо иллюстрациях, данных, формулах и т.п.

2. Наглядная демонстрация процесса:

·
наглядная демонстрация процесса (построение диаграмм, таблиц, моделирование физических опытов, построение географических карт и

т. д.), которую невозможно или достаточно сложно провести с помощью плакатов или школьной доски.

3. Презентация по результатам выполнения индивидуальных и групповых проектов:

·
подготовка учениками (самостоятельно или в группе) презентации для сопровождения доклада;

·
создание фотоальбомов, как отчетов о проведенных группой учеников исследованиях в рамках деятельности по проекту.

4. Совместное изучение источников и материалов:

·
совместное изучение информационных источников и материалов урока (например, обсуждение произведений искусства на основе мультимедийных энциклопедий, отсканированных графических изображений или полученных из Интернета материалов и пр.).

5. Корректировка и тестирование знаний:

·
проведение дополнительных занятий в компьютерном классе или школьной медиатеке, когда отставшие или отсутствующие учащиеся самостоятельно изучают материал на основе презентаций;

·
работа с тестирующими системами и тренажерами.

Мультимедиа - это комплекс аппаратных и программных средств, позволяющий пользователю работать с разнородными данными, организованными в виде единой информационной среды. Компьютерные технологии на сегодняшний день стали уже неотъемлемой частью жизни многих учащихся. Они зачастую воспринимают их с гораздо большим интересом, чем обычный школьный учебник.

В настоящее время в российских школах можно встретить: * средства для записи и воспроизведения звука (электрофоны, магнитофоны, CD-проигрыватели),

  • * системы и средства телефонной, телеграфной и радиосвязи (телефонные аппараты, факсимильные аппараты, телетайпы, телефонные станции, системы радиосвязи),
  • * системы и средства телевидения, радиовещания (теле и радиоприемники, учебное телевидение и радио, DVD-проигрыватели),
  • * оптическая и проекционная кино- и фотоаппаратура (фотоаппараты, кинокамеры, диапроекторы, кинопроекторы),
  • * полиграфическая, копировальная, множительная и другая техника, предназначенная для документирования и размножения информации (принтеры, ксероксы),
  • * компьютерные средства, обеспечивающие возможность электронного представления, обработки и хранения информации (компьютеры, принтеры, сканеры, графопостроители),
  • * телекоммуникационные системы, обеспечивающие передачу информации по каналам связи (модемы, сети проводных, спутниковых, оптоволоконных, радиорелейных и других видов каналов связи, предназначенных для передачи информации). Технические средства позволяют привнести в образовательную деятельность возможность оперирования с информацией разных типов таких, как звук, текст, фото и видео изображение.

Виды мультимедиа технологий:

Интерактивная доска;

Система интерактивного опроса;

Различные образовательные программы;

Мультимедийный экран;

Сетевые образовательные программы;

Имитационные технологии;

Диагностические комплексы.

При использовании интерактивной доски обычный урок становится более эффектным, повышается динамичность урока. Иными словами преподаватель, используя минимальные усилия со своей стороны, может постоянно находиться в информационном поле любой отрасли. Это современное мультимедиа-средство, которое, обладая всеми качествами традиционной школьной доски, имеет более широкие возможности графического комментирования экранных изображений; позволяет контролировать и производить мониторинг работы всех учеников класса одновременно; Интерактивная доска позволяет экономить время на уроке при создании различного рода чертежей, схем, диаграмм, графиков, так как имеет большое количество инструментов для построения геометрических фигур. Еще одной особенностью интерактивной доски является возможность сохранения фиксируемой на ней информации в формате видеофильма. Например, можно зафиксировать решение задачи таким образом, чтобы впоследствии просматривать не статичный конечный результат, а сам процесс решения задачи от начала до конца, причем с любой скоростью.

Система интерактивного опроса состоит из беспроводных пультов находящихся у каждого учащегося на столе, позволяет проводить мгновенный мониторинг освоения учащимися изучаемого материала. Возможности системы многообразны:

  • - общий опрос;
  • - мотивационный опрос на скорость, регистрирующий только первого правильно ответившего учащегося.
  • - определение желающего ответить на поставленный вопрос при устном опросе. Это позволяет избежать хоровых ответов учащихся.

Система позволяет вести все журналы всех учащихся. Преподавателю известно какую тему, какой учащийся плохо уяснил. Имеется возможность дифференцированности проверки уровня усвоения материала и индивидуальности подхода к каждому учащемуся.Таким образом, опрос становиться более живым и за короткий промежуток времени объективную оценку получают все учащиеся группы.

Использование электронных учебников на уроках и во внеурочное время позволяет:

достигать оптимального темпа работы учащихся то есть индивидуальный подход;

учащиеся становятся субъектом обучения, так как программа требует от них активного управления;

диалог с программой приобретает характер учётной игры, это у большинства учащихся вызывает повышение мотивации к учебной деятельности;

смягчать или устранять противоречие между растущими объёмами информации и рутинными способами её передачи, хранения и обработки.

Мультимедиа способствует:

  • 1. Стимулированию когнитивных аспектов обучения, таких как восприятие и осознание информации;
  • 2. Повышению мотивации школьников к учению;
  • 3. Развитию навыков совместной работы и коллективного познания у обучаемых;
  • 4. Развитию у учеников более глубокого подхода к обучению, и, следовательно, влечет формирование более глубокого понимания изучаемого материала.

Кроме этого к числу преимуществ использования мультимедиа в общем среднем образовании можно отнести: * одновременное использование нескольких каналов восприятия учащегося в процессе обучения, за счет чего достигается интеграция информации, доставляемой несколькими различными органами чувств;

  • * возможность моделировать сложные, дорогие или опасные реальные эксперименты, проведение которых в школе затруднительно или невозможно;
  • * визуализация абстрактной информации за счет динамического представления процессов;
  • * визуализация объектов и процессов микро- и макромиров;
  • * возможность развить когнитивные структуры и интерпретации учащихся, обрамляя изучаемый материал в широкий учебный, общественный, исторический контекст, и связывая учебный материал с интерпретацией школьников.

Средства мультимедиа могут быть использованы для улучшения процесса обучения, как в конкретных предметных областях, так и в дисциплинах, находящихся на стыке нескольких предметных областей школьного обучения.

В большинстве случаев использование мультимедиа-средств оказывает положительное влияние на интенсификацию труда педагогов, а также на эффективность обучения школьников.

В то же время любой опытный школьный учитель подтвердит, что на фоне достаточно частого положительного эффекта от внедрения информационных технологий, во многих случаях использование мультимедиа-средств никак не сказывается на повышении эффективности обучения, а в некоторых случаях такое использование имеет негативный эффект.

Наряду с вышеприведенными потребностями для оправданного и эффективного использования мультимедиа технологий необходимо знать основные положительные и отрицательные аспекты информатизации обучения и использования мультимедиа-ресурсов. Очевидно, что знание таких аспектов поможет использовать мультимедиа там, где это влечет за собой наибольшие преимущества и минимизировать возможные негативные моменты, связанные с работой школьников с современными средствами информатизации.

Положительных аспектов использования информационных и телекоммуникационных технологий в образовании (к числу которых, конечно же, относится и мультимедиа) достаточно много. В качестве основных аспектов можно выделить:

  • · совершенствование методов и технологий отбора и формирования содержания образования,
  • · введение и развитие новых специализированных учебных дисциплин и направлений обучения, связанных с информатикой и информационными технологиями,
  • · внесение изменений в системы обучения большинству традиционных школьных дисциплин, не связанных с информатикой,
  • · повышение эффективности обучения в школе за счет его индивидуализации и дифференциации, использования дополнительных мотивационных рычагов,
  • · организация новых форм взаимодействия в процессе обучения,
  • · изменение содержания и характера деятельности школьника и учителя,
  • · совершенствование механизмов управления системой общего среднего образования.

К числу отрицательных аспектов можно отнести свертывание социальных контактов, сокращение социального взаимодействия и общения, индивидуализм, трудность перехода от знаковой формы представления знания на страницах учебника или экране дисплея к системе практических действий, имеющих логику, отличную от логики организации системы знаков. В случае повсеместного использования мультимедиа технологий учителя и школьники становятся неспособными воспользоваться большим объемом информации, который предоставляют современные мультимедиа и телекоммуникационные средства. Сложные способы представления информации отвлекают учеников от изучаемого материала.

Следует помнить, что если учащемуся одновременно демонстрируют информацию разных типов, он отвлекается от одних типов информации, чтобы уследить за другими, пропуская важную информацию, а использование средств информатизации зачастую лишает школьников возможности проведения реальных опытов своими руками.

Индивидуализация ограничивает живое общение учителей и обучаемых, учащихся между собой, предлагая им общение в виде "диалога с компьютером". Обучаемый не получает достаточной практики диалогического общения, формирования и формулирования мысли на профессиональном языке.

Наконец, чрезмерное и неоправданное использование компьютерной техники негативно отражается на здоровье всех участников образовательного процесса.

Перечисленные проблемы и противоречия говорят о том, что применение мультимедиа-средств в школьном обучении по принципу "чем больше, тем лучше" не может привести к реальному повышению эффективности системы общего среднего образования. В использовании мультимедиа-ресурсов необходим взвешенный и четко аргументированный подход.

1

Проанализирован опыт применения мультимедийных технологий в образовательном процессе высшего учебного заведения. Кратко рассмотрена сущность понятия «мультимедийные технологии». Раскрыты некоторые особенности обучения в вузе: изучение больших объёмов научной информации, значительная доля самостоятельной работы студентов, сочетание учебной и научно-исследовательской деятельности студентов, профессиональная направленность обучения, большой удельный вес контроля. Приведённые особенности актуализируют применение мультимедийных технологий в учебном процессе высшего учебного заведения. Представлено подробное описание разработанного автором статьи мультимедийного дидактического комплекса по дисциплине «Экономика» для студентов дневной формы обучения. Данный комплекс включает презентации лекций с элементами анимации, контрольные тесты, интерактивные книги, игровые тренажёры. Опыт использования этого комплекса даёт основание утверждать о положительном влиянии подобных технологий обучения на результаты образовательного процесса в вузе.

мультимедийные технологии

образовательный процесс

особенности обучения в высшем учебном заведении

1. Акимова О.Б. Возможности использования мультимедиа в образовательном процессе /О.Б. Акимова, Н.О. Ветлугина // Дискуссия. – 2014. – № 9 (50). URL: http://www.journal-discussion.ru/publication.php?id=1195 (дата обращения: 07.04.17).

2. Бубнов Г.Г. Высшее профессиональное образование в координатах глобализации / Г.Г. Бубнов, Н.Г. Малышев, Е.В. Плужник, В.И. Солдаткин // Электронный журнал Cloud of Science. – 2013. – № 1. URL: https://cloudofscience.ru/sites/default/files/pdf/CoS_2013_1.pdf (дата обращения: 07.04.17).

3. Красильникова В.А. Использование информационных и коммуникационных технологий в образовании: учебное пособие / В.А. Красильникова; Оренбургский гос. ун-т. – 2-е изд. перераб. и доп. – Оренбург: ОГУ, 2012. – 291 с.

4. Савельев А. Я. Высшее образование: Состояние и проблемы развития / А.Я. Савельев. – М.: НИИ ВО, 2001. – 120 с.

5. Стариков Д.А. О понятии мультимедиа технологии и их использовании в образовательном процессе / Д.А. Стариков // Научные исследования в образовании: педагогика, психология, экономика. – 2011. – № 2. – С. 53-55.

В настоящее время одним из перспективных направлений совершенствования образовательного процесса является применение мультимедийных технологий. Анализ литературы по проблематике исследования свидетельствует о множестве разных дефиниций понятия «мультимедиа» . Представляется целесообразным в контексте наших изысканий придерживаться следующего определения мультимедиа - это «современная компьютерная информационная технология, которая позволяет объединить в компьютерной системе текст, звук, видеоизображение, графическое изображение и анимацию (мультипликацию)» . Данное определение в значительной мере носит «технократический» характер. Если обратиться к дидактическим аспектам рассматриваемого явления, то уместно вспомнить, что под технологиями обучения, которые являются частью социальных технологий, понимают «способ реализации содержания обучения, предусмотренного учебными программами, представляющий систему форм, методов и средств обучения, обеспечивающую наиболее эффективное достижение поставленных целей» .

Среди современных технологий обучения особое место в последние десятилетия занимают компьютерные технологии. Мультимедийные технологии обучения правомерно позиционировать в качестве нового этапа развития компьютерных технологий обучения , поскольку они базируются на обучающих возможностях компьютера, предполагают использование современных технологий программирования. Мультимедийные технологии обучения в рамках данного исследования мы определяем как многосредовые технологии обучения, позволяющие эффективно осуществлять проектирование и реализацию содержания, методов и форм обучения для достижения поставленных целей учебного процесса, предполагающие применение технических и программных средств мультимедиа и интерактивного программного обеспечения.

Актуальность внедрения в процесс обучения мультимедийных технологий обусловлены рядом преимуществ, которые позволяет получить применение этих средств: стимулирование познавательного интереса учащихся, комплексное использование аудио- и визуальных эффектов в процессе обучения, повышение уровня индивидуализации обучения, увеличение информационной ёмкости занятий без ущерба качеству усвоения материала, вовлечённость большего количества каналов восприятия учебной информации.

Особенности образовательного процесса в высшем учебном заведении, существенно отличающие его от школьного, обуславливают востребованность мультимедийных технологий в рамках практически всех изучаемых дисциплин. Рассмотрим более детально эти особенности.

Для образовательного процесса в вузе характерно изучение больших объёмов научной информации, что является необходимым условием подготовки компетентных специалистов. Перед студентом ставится задача не только усвоения учебного материала, но и аналитического исследования значительных объёмов информации, поскольку в ряду формируемых видов деятельности у будущих специалистов значительное место занимает научно-исследовательская, которая предполагает работу с большими массивами информации.

В учебном процессе особую роль играет самостоятельная работа студентов. Современная образовательная парадигма рассматривает в качестве приоритетных символов обучения способность к самообразованию, что предполагает формирование умений и навыков самостоятельного поиска знаний, самостоятельного их приобретения. Современный выпускник вуза, который должен стать конкурентоспособным специалистом, востребованным на рынке труда, способным эффективно решать нестандартные профессиональные задачи, немыслим без указанных умений и навыков. В связи с этим вуз должен создавать необходимые психолого-дидактические условия, в которых осуществлялся бы постепенный переход от самостоятельной работы студента под руководством преподавателя к собственно самостоятельной работе. Формирование умений и навыков самостоятельной работы, безусловно, должно происходить одновременно с овладением профессиональными знаниями, развитием познавательного интереса, овладением приёмами и методами научного познания.

К специфике образовательного процесса в вузе также можно отнести сочетание обучения с исследовательской деятельностью. Подготовка компетентного специалиста, способного к саморазвитию, к участию в инновационной деятельности, невозможна с использованием только репродуктивных методов обучения, предполагающих элементарную передачу готовых знаний студентам и воспроизведение ими полученной информации. Требуется сокращение доли пассивного потребления знаний и увеличение степени активности студентов в самостоятельном творческом поиске новых знаний, открытий, нестандартных решений проблем. Постепенно должна возрастать доля самостоятельности студента в грамотном формулировании проблемы исследования, видении и анализировании возможных путей её решения, компетентном поиске наиболее рационального способа достижения поставленной цели исследования, критичной и объективной оценке результатов выполненной исследовательской работы.

Необходимость максимально возможного приближения содержания и организации процесса обучения к предстоящей профессиональной деятельности обуславливает ярко выраженную профессиональную направленность образовательного процесса в высшем учебном заведении. Указанная особенность обучения проявляется в специфике используемых педагогических средств, позволяющих не только формировать необходимые профессиональные компетенции, но и ценностное отношение к будущей профессии, устойчивый интерес в выбранному виду деятельности, личностные качества, востребованные в данной профессии. В числе этих средств следует указать активные методы обучения (деловые игры, решение кейсов, проектный метод, метод имитационного моделирования и т.п.), разного вида практики (ознакомительные, учебные, производственные, преддипломные), стимулирование различных направлений и форм научно-исследовательской, творческой, самостоятельной работы студентов. Профессиональная направленность процесса обучения способствует в свою очередь развитию профессиональной направленности будущего специалиста. Будучи сложным мотивационным образованием, отражающим в целом отношение человека к профессиональной деятельности, профессиональная направленность личности студента во многом определяет успешность достижения целей обучения в вузе.

В ряду используемых в процессе обучения в вузе дидактических средств большой удельный вес занимает контроль. Значение контроля возрастает в связи с сокращением доли аудиторных занятий параллельно с увеличением самостоятельной работы студентов. Роль преподавателя в данной ситуации претерпевает трансформацию: в условиях огромных информационных потоков он перестаёт быть только источником, носителем и распространителем знаний, выполняя в большей мере роль руководителя , субъекта управления познавательной деятельностью студентов, что обязательно предполагает осуществление функций контроля за процессом и результатами обучения. Представляется важным формирование у студентов способностей к самоконтролю, умений самостоятельно оценивать и своевременно корректировать свой процесс обучения, что является немаловажным компонентом готовности молодых людей к постоянному самообразованию. Не рассматривая достаточно глубоко дидактические основы процедуры контроля образовательного процесса, отметим лишь важность его мотивационной и диагностической функций. Иными словами, контроль должен не только позволять получить необходимую информацию для объективной оценки результатов обучения, выявлять пробелы в подготовке студентов для своевременной коррекции, но и стимулировать познавательный интерес, потребность в систематической работе, самоконтроле, активности студента. Следовательно, следует применять такие методы и формы контроля процесса и результатов обучения в вузе, которые действительно позволяли бы достигать указанных целей.

Вышеописанные особенности образовательного процесса в вузе объясняют в значительной мере актуальность использования мультимедийных технологий. Применение указанных технологий создаёт условия для перехода от пассивного к действительно активному варианту организации процесса обучения, в котором студент становится активным субъектом учебной деятельности, заинтересованным в достижении целей профессионального образования. Возможность интерактивного взаимодействия, высокая степень реализации принципа наглядности, рационализация использования учебного времени, расширение возможностей визуализации сложного учебного материала, большой спектр направлений воздействия на процесс и содержание обучения и многое другое, безусловно, являются преимуществами мультимедийных технологий, применение которых позволяет существенно повысить эффективность учебного процесса.

В целях совершенствования процесса обучения нами был разработан мультимедийный дидактический комплекс по дисциплине «Экономика», предназначенный для студентов технических специальностей и направлений подготовки дневной формы обучения. Дидактический комплекс включает в себя презентации лекций с контрольными тестами, интерактивные книги по каждой теме и учебные тренажёры (упражнения в игровой форме). Презентации лекций и книги выполнялись в программе PowerPoint, с применением программы для создания электронных ресурсов iSpringSuit.

Презентации создавались с использованием элементов анимации, что значительно облегчало понимание студентами графической интерпретации экономических закономерностей, позволяло акцентировать внимание на ключевых моментах содержания лекции. Данная опция обеспечивает возможность зрительно выстраивать перед слушателями хронологическую последовательность событий, описывающих определённые экономические явления, способствует более успешному их запоминанию. Возможности мультимедиа позволили включить в содержание некоторых презентаций видеосюжеты, иллюстрирующие отдельные экономические законы и принципы, что, безусловно, положительно влияет на процессы восприятия, внимания, запоминания. Система гиперссылок, используемая при разработке презентаций, создаёт для пользователей удобные условия для поиска необходимой информации, размещённой на разных слайдах.

Возможности данной программы позволили сопроводить каждую презентацию лекции контрольным тестом соответствующего содержания, который студенты должны были выполнять в строго ограниченные временные рамки, заданные преподавателем. В нашей программе для этого выделялось три дня после прочтения лекции. Эта опция позволяет дисциплинировать работу студентов, мотивируя их повторять лекционный материал, пока он не забыт. В рамках рейтинговой системы оценивания результатов обучения можно предусмотреть штрафные баллы за несвоевременное выполнение данного задания, либо снижение балла за работу.

При выполнении тестов студент имеет возможность неоднократно обращаться к содержанию презентации, актуализируя в памяти учебный материал. Поскольку при тестировании приоритетной задачей, стоящей перед нами, было закрепление пройденного материала, а второстепенной - контроль усвоения, то студентам была предоставлена возможность выполнения тестовых заданий неограниченное количество раз. Если целью тестирования является оценивание результатов обучения, то программа позволяет преподавателю существенно ограничить время выполнения тестовых заданий и количество попыток ответов на вопросы.

Вместе с тем данная программа предоставляет возможность оперативно оценивать работу обучаемых: после выполнения тестов результаты автоматически отсылаются на электронную почту преподавателя (нами был выбран именно такой вариант оповещения из перечня возможных), который имеет возможность увидеть подробный отчёт о выполненной работе студента - время прохождения теста, количество попыток ответа на каждый тестовый вопрос, допущенные ошибки в тестировании. Такая информация позволяет не только быстро дать оценку работе преподавателя и студента, но и самое главное - внести необходимые коррективы в содержание занятий, в том числе практических и семинарских, которые следуют за лекционными занятиями. Преподаватель может определить, на каких вопросах целесообразно остановиться более подробно, какие моменты в учебном материале требуют дополнительного пояснения и анализа, с кем из студентов и какие вопросы следует рассмотреть более тщательно.

В содержании любой дисциплины всегда присутствуют темы, предусмотренные для самостоятельно изучения студентами; лекции в аудитории по таким темам не читаются, и студенты вынуждены самостоятельно искать рекомендованную преподавателем литературу, изучать её и отчитываться за выполненную работу. С целью контроля усвоения такого материала нами были также разработаны и предложены студентам презентации с контрольными тестами. Время для выполнения данных тестов было определено значительно больше, а количество попыток ответа на вопросы было сокращено, что обусловлено целями тестирования самостоятельно изученного материала.

Для более широкого и подробного ознакомления студентов с учебным материалом помимо презентаций нами были разработаны интерактивные книги, выполненные также в программе iSpringSuit. Книга, составленная к каждой теме курса, содержит более подробное и полное структурированное изложение учебного материала, вопросы для размышления, интересные факты, иллюстративный материал. С помощью условных обозначений, используемых в книге, акцентируется внимание студентов на наиболее важных моментах, положениях, законах. Каждая книга сопровождается глоссарием, что способствует систематизации материала, а также списком рекомендуемой для дополнительного прочтения литературы. Всё это в комплексе с анимационными элементами в определённой мере повышает интерес студентов к изучению дисциплины. Поскольку книга выполнена в электронном виде, то имеется возможность для преподавателя постоянно и оперативно вносить необходимые коррективы в содержание учебного материала, актуализируя его для студентов той или иной группы.

В силу того, что и разработанные книги, и презентации всегда доступны студентам для просмотра в процессе изучения курса, на лекциях не возникало необходимости делать какие-либо записи, конспектировать учебный материал. Опыт проведения лекций в таком режиме показывает, что занятия проходят более интересно, студенты слушают преподавателя более активно, высвобождается время для дискуссионных вопросов, восприятие материала студентами становится более осмысленным. Показателем этого служит достаточное количество вопросов, свидетельствующих о более глубоком понимании прослушанной информации.

Помимо выше перечисленного дидактический комплекс включает также ряд игровых тренажёров, созданных и размещённых на сайте LearningApps. Обращение к данному сайту позволяет не только разрабатывать авторские задания в игровой форме, используя готовые оболочки, но и пользоваться готовыми методическими материалами других авторов. Варианты использования этого ресурса достаточно многообразны: можно давать студентам задание разработать самостоятельно игровые упражнения по пройденному учебному материалу с последующим выполнением и оценкой аналогичного упражнения, созданного другим студентом академической группы.

Применение разработанного мультимедийного дидактического комплекса осуществлялось следующим образом: на лекционных занятиях студенты прослушивали учебный материал с параллельным просмотром презентаций; после проведения каждой лекции в течение трёх дней студент должен был ещё раз внимательно просмотреть презентацию и выполнить контрольный тест, размещённый в конце презентации. В процессе выполнения теста студент имел возможность пользоваться интерактивной книгой, в которой подробно изложен учебный материал. Получив результаты тестирования, преподаватель более точно знал о недостаточно усвоенных вопросах темы, что позволяло вносить необходимые коррективы в содержание семинарского (практического) занятия, следующего за лекцией. После каждого семинарского (практического) занятия студенты также должны были выполнить контрольный тест, но уже более высокого уровня сложности. Помимо теста студентам предлагалось выполнить упражнения игрового характера, пройдя по ссылке на сайт LearningApps. Поскольку в процессе обучения использовалась рейтинговая система оценивания, то все студенты были заинтересованы в выполнении полного перечня заданий.

Оценивая проделанную работу, следует отметить, что использование мультимедийных технологий в процессе обучения студентов имеет большой образовательный потенциал, позволяя решать актуальные педагогические задачи: стимулирует познавательную активность обучаемых, способствует более прочному усвоению необходимой информации, воспитывает у обучаемых дисциплинированность, ответственность. Данные технологии предоставляют достаточно много возможностей сделать сложный учебный материал более доступным для понимания и запоминания. Всё это содействует развитию интеллектуального, творческого потенциала личности студента, стимулирует развитие критического, аналитического мышления, приучает к работе с разными источниками информации, формирует навыки самостоятельного приобретения знаний.

Опрос студентов - непосредственных участников процесса обучения с применением мультимедийных технологий - показал, что они в целом положительно оценивают эти технологии обучения, отмечая, что сами занятия и подготовка к ним являются более интересными, сложный для понимания материал становится более доступным.

Вместе с тем нельзя не отметить и ряд моментов, которые необходимо учитывать и продумывать перед применением данных технологий обучения. Разработка мультимедийного дидактического комплекса является достаточно трудоёмкой, требуя от преподавателя не только определённого количества времени, но и достаточного уровня компьютерной грамотности. Преимуществом же данной работы является тот факт, что созданный дидактический комплекс в электронном виде можно оперативно изменять для студентов разных направлений подготовки и разных форм обучения. Особенно уместным представляется применение подобного дидактического комплекса при заочной и дистанционной формах обучения студентов.

Другим значимым моментом в применении описываемых технологий является чёткое понимание границ применения технологий мультимедиа. Очень важно не допустить превращения процесса обучения в сплошное развлечение, нельзя забывать о том, что обучение должно быть эффективным, а не эффектным. Чрезмерное использование технологий мультимедиа может увеличить психо-эмоциональную нагрузку на обучаемых, и тем самым снизить эффективность обучения.

Таким образом, мультимедийные технологии действительно способствуют повышению эффективности процесса обучения в высших учебных заведениях, интегрируют в себе мощный образовательный потенциал, обеспечивают благоприятную среду для формирования необходимых будущим специалистам компетенций.

Библиографическая ссылка

Бондаренко О.В. ПРИМЕНЕНИЕ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ВЫСШЕГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2017. – № 3.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=26397 (дата обращения: 01.02.2020). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

Это комплекс информационно-коммуникативных средств и программ, посредством которых обеспечивается передача информации и создание единого информационного поля.

Мультмедийные технологии в образовании включают в себя различные аудио, видео, игровые технологии, посредством которых осуществляется процесс преподавания и аттестации знаний учащихся. В их число входят следующие информационные и интерактивные технологии:

  1. Ноутбук либо персональный компьютер, а точнее беспроводная и проводная информационная система. Компьютерная технология является главным атрибутом интерактивного урока. Существует огромное число средств передачи информации и проверки знаний учащихся, функционирование которых возможно благодаря наличию компьютеров. Это и электронная почта, предназначенная для отправки материалов учащимся и поддержания связи; и электронная библиотека – источник получения информации из электронных книг, журналов и других публицистических изданий; и возможность проведения аудио и видеоконференций.
  2. Интерактивная доска – важное технологическое оборудование, необходимое для проведения интерактивных уроков. Это своего рода традиционная классная доска, правда, с большим числом возможностей представления теоретического и графического материала. Использование данного мультимедиа средства помогает осуществлять проверку знаний все учеников в классе одновременно. Кроме того, применение интерактивной доски позволяет сохранять информацию, отображать ее в различном виде и динамической форме.
  3. Проектор – является важной составляющей проекционной техники. Благодаря проектору, подключенному к компьютеру обеспечивается отображение аудио и видео материалов на проекционном экране. Очень удобно применять проектор при показе презентаций в больших лекционных аудиториях и актовых залах учебных заведений.
  4. Спутниковое телевидение и радиовещание. В зарубежных странах применение спутникового телевидения и радиовещания с целью трансляции лекций и обучающих тренингов получило широкое распространение. В России же внедрение методов работы, к примеру, со спутниковым телевидением, не получило столь широкое признание. За границей средства спутникового вещания и радиотрансляции активно применяются в процессе дистанционного обучения. Главные их преимущества заключаются в охвате наибольшей аудитории слушателей.
  5. Копировальная и полиграфическая техника. Это техника, предназначенная для разработки и размножения информации. Как правило, такая техника присутствует в любом учебном заведении.
  6. Телефонная и радиосвязь, Skype. Данные средства мультимедия необходимы для связи преподавателей и учащихся. Так же как и спутниковое телевидение, чаще всего используются в ходе дистанционного обучения.
  7. Аудио и видео приставки. Получили широкую популярность еще до подключения учебных заведений к единой электронной образовательной системе. Это обосновано в первую очередь тем, что во время использования данного оборудования при объяснении материала происходит одновременное воздействие на слух и зрение учащегося. Эффективность запоминания информации в подобных случаях увеличивается до 50 % — 60 %.
  8. Средства записи и воспроизведения звуковой информации. Данные мультимедийные средства являются дополнительными средствами передачи и хранения информации. В основном информация сохраняется на дисках, флешках и других устройствах.
  9. Электронные тренажеры – уникальная мультимедийная технология, с помощью которой происходит закрепление учебного материала, выработка навыков и аттестация знаний учащихся. К числу его преимуществ можно также отнести оперативную и одновременную проверку учащихся. Это способствует более рациональному использованию учебного времени и более объективному оцениванию учеников, студентов.

Возможности применения современных информационно-коммуникативных технологий неограниченны. С их помощью учебный материал можно представить графически, визуально, и даже экспериментально!


Close