педагогический контроль учащийся

Психолого-педагогическая диагностика (от греч. diagnostikos - способный распознавать) - это система, в основу которой положены психолого-педагогические теории, методологии и методики, позволяющие дать точную оценку учебных достижений школьников, эффективности педагогической деятельности, развития психических свойств, достигнутого индивидом или группой.

Проведение психодиагностического исследования всегда подчинено определённой цели, которая определяет пути решения отдельных задач.

Д.Б. Эльконин выделяет две главные задачи психолого-педагогической диагностики:

Первая - контроль динамики психического развития детей, обучающихся и воспитывающихся в детских учреждениях, и коррекция развития с целью создания оптимальных возможностей и условий для подтягивания слабых и средних учащихся до уровня сильных, а также установление правильного направления развития детей, обнаруживающих особые способности;

Вторая - сравнительный анализ развивающего эффекта различных систем воспитания и обучения с целью выработки рекомендаций для повышения этой функции.

Совершенно естественно, что обе задачи могут решаться только при ориентации на соответствующий возрастной период, его психологические особенности.

При этом, всякая психолого-педагогическая диагностика должна быть, прежде всего, возрастной. Не может быть диагностических систем одинаковых для разных возрастных периодов.

Основное требование для диагностики, имеющей целью - контроль за процессами психического развития и его коррекцию, ориентация на формирование основной ведущей деятельности и на те новообразования, которые должны возникать при ее осуществлении.

В практике современной школы перед психологической службой также возникает множество задач. Это задачи:

Выяснения уровня готовности ребенка к школе;

Выявления особо одаренных и отстающих в развитии;

Выяснения причин школьной дезадаптации;

Раннего предупреждения противоправных тенденций в развитии личности;

Управления классным коллективом с учетом индивидуальных особенностей учеников и межличностных отношений между ними;

Углубленной профориентации.

Условно все задачи, возникающие во взаимодействии педагога и психолога в школе, можно разделить на психолого-педагогические и психологические.

В первом случае цели и методы решения задачи определяет педагог, а психолог-диагност выполняет вспомогательную функцию, а именно:

Проводит психодиагностику ученика, дает его психологический портрет и прогнозирует результат педагогического воздействия;

В некоторых случаях проводит вторичную психологическую диагностику после воздействия.

Этот тип задач в большинстве случаев связан с обслуживанием общеобразовательной функции школы.

Задачи второго типа - собственно психологические. Они в большей степени связаны с реализацией воспитательной функции школы. В этом случае психологическая диагностика выступает как этап решения проблемы, где средства решения - чисто психологические, и включают:

Консультативную помощь,

Коррекцию личности,

Психологический тренинг,

Индивидуальную и семейную психотерапию,

Условно все типовые задачи психолого-педагогической диагностики можно отнести к двум классам, исходя из главных функций школы - функции образования и функции воспитания. В реальной практике эти две функции тесно переплетены между собой.

К предмету образовательной деятельности школы можно отнести формирование следующих психических свойств и функций:

Познавательные способности;

Знания, умения и навыки по конкретным предметным дисциплинам;

Систему представлений и понятий, образующих общую научную картину природного и социального мира.

К предмету воспитательной деятельности можно отнести формирование следующих психических свойств:

Характера, воли и целеустремленности;

Социально-созидательной структуры мотивации и ценностной ориентации личности;

Подготовку юношей и девушек к осознанному выбору сферы профессиональной деятельности на основе гармоничного сочетания интересов и способностей.

И в ходе образования, и в ходе воспитания школа явно или неявно выполняет третью функцию - социально-профессиональной селекции, или отбора. При этом учащиеся тем или иным образом группируются как по уровню развития у них определенных способностей и склонностей, так и по уровню их личностно-социальной зрелости.

Особое место в психолого-педагогической диагностике занимает психологическая диагностика детей с отклонениями в развитии.

Особое внимание уделяется психолого-педагогической диагностике детей с нарушениями развития. По данным научного Центра здоровья детей РАМН, сегодня 85% детей рождаются с недостатками развития и неблагополучным состоянием здоровья, из них не менее 30% нуждаются в комплексной реабилитации. Количество детей, которым требуется коррекционно-педагогическая помощь, достигает в дошкольном возрасте 25%, а по некоторым данным - 30-45%, в школьном возрасте 20-30% детей нужна специальная психолого-педагогическая помощь, а свыше 60% детей относятся к группе риска (В.И. Селиверстов, У.В. Ульенкова, С.Г. Шевченко и др.).

Успешность воспитания, обучения и социальной адаптации детей с нарушениями развития зависит от правильной оценки их возможностей и особенностей развития. Эту задачу решает психодиагностика нарушений развития. Она является первым и очень важным этапом в системе мероприятий, обеспечивающих специальное обучение, коррекционно-педагогическую и психологическую помощь.

Основной целью психодиагностического исследования ребёнка с нарушениями развития является выявление структуры нарушения психической деятельности для определения оптимальных путей коррекционной помощи.

Конкретная задача определяется возрастом ребёнка, наличием или отсутствием нарушений зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, социальной ситуацией, этапом диагностики.

Психодиагностика нарушенного развития осуществляется в три этапа:

1) скрининг-диагностика;

2) дифференциальная диагностика;

3) углубленное психолого-педагогическое изучение ребенка с целью разработки индивидуально-коррекционной программы.

На каждом этапе имеются свои специфические задачи и с каждым этапом связан круг проблем, характеризующих состояние современной психодиагностики.

Основными задачами скрининг-диагностики являются своевременное выявление детей с различными отклонениями и нарушениями психического развития в популяции, в том числе и в условиях массовых образовательных учреждений, примерное определение спектра психолого-педагогических проблем развития ребенка.

Дифференциальная диагностика направлена на определение типа нарушенного развития, именно по ее результатам определяется направление обучения ребенка и его организационные формы. Задачи дифференциальной диагностики следующие:

Разграничение степени и характера нарушений умственного, речевого и эмоционального развития ребенка;

Выявление первичного и вторичного нарушений и системный анализ структуры нарушения;

Оценка особенностей нарушений психического развития при недостатках зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата;

Определение и обоснование педагогического прогноза.

Углубленное психолого-педагогическое изучение детей с нарушением развития ставит своей целью разработку программ коррекции на основании результатов диагностики. Такое изучение требует времени и проводится в основном в образовательном, а иногда в консультативном учреждении. Конкретные задачи такого изучения, как правило, многообразны и специфичны для разных возрастных этапов. Среди них можно выделить такие, как:

Выявление индивидуальных психолого-педагогических особенностей ребенка;

Разработка индивидуальных коррекционных программ развития и обучения;

Определение условий воспитания ребенка, специфика внутрисемейных отношений;

Помощь в ситуациях с затруднениями в учебе;

Профессиональное консультирование и профессиональная ориентация подростков;

Решение проблем социально-эмоционального плана.

Итак, важнейшими задачами психолого-педагогической диагностики нарушенного развития являются:

Раннее выявление нарушений развития у детей;

Определение причин и характера нарушений;

Определение оптимального педагогического маршрута ребенка;

Выявление индивидуальных психологических особенностей ребенка с нарушениями развития;

Разработка индивидуальных программ развития и обучения.

Методика «Нелепицы»

Апробация:

Цель: выявление элементарных образных представлений ребёнка об окружающем мире, логических связях и отношениях, существующих между некоторыми объектами мира; умение рассуждать логически и грамматически правильно выражать свою мысль; для детей от 4 лет.

Стимульный материал: картина с изображением большого количества нелепостей.

Проведение обследования: Ребёнку показывается картинка. Во время рассматривания ребёнок получает инструкцию: «Посмотри внимательно на эту картинку и скажи, всё ли здесь находится на своём месте и правильно ли нарисовано. Если что – то не так, то укажи на это и объясни, почему это не так; объясни, как должно быть». Обе части инструкции выполняются последовательно. Сначала ребёнок просто называет все нелепицы и указывает их на картинке, а затем объясняет, как должно быть на самом деле. Время показа картинки и выполнения задания – 3 минуты. За это время ребёнок должен показать и назвать как можно больше нелепиц.

Инструкция обработки: 10 баллов (очень высокий уровень развития) – если за отведённое время ребёнок заметил все нелепицы, успел удовлетворительно объяснить, что не так и как должно быть.

8 – 9 баллов (высокий уровень развития) – ребёнок заметил и отметил все имеющиеся нелепицы, но от 1 до 3 не сумел до конца объяснить или сказать, как должно быть.

6 – 7 баллов (норма) – ребёнок заметил и отметил все имеющиеся нелепицы, но 3 – 4 из них не успел до конца объяснить.

4 – 5 баллов (средний уровень развития) – заметил все нелепицы, не успел объяснить 5 – 7 нелепиц.

2 – 3 балла (низкий уровень развития) – не успел заметить 1 – 4 имеющиеся на картинке нелепиц, до объяснения дело не дошло.

0 – 1 балл (очень низкий уровень развития) – за отведённое время ребёнок успел обнаружить меньше 4 из имеющихся нелепиц.

Методика «Времена года»

Апробация:

Цель: выяснение уровня сформированности представлений о временах года (уровня наглядно – образного мышления) детей с 4 лет.

Стимульный материал: сюжетные картинки со специфическими признаками четырёх времён года.

Проведение обследования: перед ребёнком раскладываются четыре картинки, на которых изображены четыре времени года. Ребёнка просят показать, где изображены зима, весна, лето, осень. Затем спрашивают: «Расскажи, как ты догадался, что здесь изображена весна». В случае затруднения проводится обучение. Время выполнения – 2 минуты.

Обучение: перед ребёнком оставляют картинки с изображением только 2 времён года – лета и зимы. Задают ему уточняющие вопросы: «Что бывает зимой? Найди, где здесь изображена зима».

Оценка действий ребёнка: принятие и понимание задания, уровень сформированности временных представлений, умение объяснить в словесном плане свои действия.

Инструкция обработки: 10 баллов (очень высокий уровень развития) – за отведённое время ребёнок правильно назвал и связал все картинки со временами года, указав на каждой из них не менее 2 признаков, свидетельствующих о том, что на картинке изображено именно данное время года (всего не менее 8 признаков по всем картинкам).

8 – 9 баллов (высокий уровень развития) – ребёнок правильно назвал и связал с нужными временами года все картинки, указав при этом 5 – 7 признаков, подтверждающих его мнение, на всех картинках, вместе взятых.

6 – 7 баллов (норма) – правильно определил на всех картинках времена года, но указал только 3 – 4 признака, подтверждающих его мнение.

4 – 5 баллов (средний) – правильно определил время года только на 1 – 2 картинках из 4 и указал только 1 – 2 признака в подтверждение своего мнения.

0 – 3 балла (низкий уровень развития) – ребёнок не смог правильно определить ни одного времени года и не назвал точно ни одного признака.

1 балл – не понимает цели, перекладывает картинки.

2 балла – принимает задание, но не соотносит изображение времён года с их названиями, т. е. не сформированы временные представления, но после обучения может выделить картинки с изображением зимы и лета.

3 балла – принимает задание, уверенно соотносит изображения только двух времён года с их названиями (зима и лето).

4 балла – принимает задание, уверенно соотносит изображения всех времён года с их названиями.

Методика «Чего не хватает?»

Апробация:

Цель:

Стимульный материал: 7 картинок с изображениемпредметов, на которых нехватает какой – либо существенной детали.

Проведение обследования: Ребёнку предлагаются картинки, даётся инструкция: «На каждой из картинок не хватает какой-то важной детали, посмотри внимательно и назови отсутствующую деталь». Время проведения обследования – 25 секунд.

Инструкция обработки: 10 баллов (очень высокий уровень развития) – ребёнок справился с заданием за время меньшее, чем 25 секунд, назвав при этом все 7 недостающих на картинках предметов.

8 – 9 баллов (высокий уровень развития) – время поиска всех недостающих предметов заняло от 26 до 30 секунд.

6 – 7 баллов (норма) – время поиска заняло от 31 до 35 секунд.

4 – 5 баллов (средний) – время поиска составило от 36 до 40 секунд.

2 – 3 балла (низкий) – время поиска оказалось в пределах от 41 до 45 секунд.

0 – 1 балл (очень низкий) – время поиска составило в целом больше чем 45 секунд.

Методика «Какие предметы спрятаны в рисунках?»

Апробация:

Цель: выявление уровня развития восприятия детей с 4 лет.

Стимульный материал: 3 рисунка с изображением наложенных друг на друга контуров реальных объектов.

Проведение обследования: ребёнку последовательно представляется 3 картинки. Инструкция: «На рисунке спрятались предметы. Найди как можно больше предметов и назови их». Время обследования – 1 минута.

Инструкция обработки: 10 баллов (очень высокий уровень развития) – названы 14 предметов, время – 20 секунд.

8 9 баллов (высокий уровень развития) – названы все предметы за 21 – 30 секунд.

6 7 баллов (норма) – названы все предметы за 31 – 40 секунд.

4 5 баллов (средний уровень развития) – решение задачи с временем – 41 – 50 секунд.

2 – 3 балла (низкий) – ребёнок справился с задачей за 51 – 60 секунд.

0 – 1 балл (очень низкий) – за время большее 60 секунд ребёнок не смог решить задачу по поиску и названию всех 14 предметов.

Методика «Что здесь лишнее?»

Апробация:

Цель: исследование процессов образно – логического мышления, умственные операции анализа и обобщения детей с 4 лет.

Стимульный материал: серия картинок, на которых представлены разные предметы (3 – из одной серии классификации, 1 – из другой).

Описание методики: ребёнку предлагается серия картинок в сопровождении следующей инструкции: «На каждой из этих картинок один из четырёх предметов является лишним. Внимательно посмотри на картинки и определи, какой предмет и почему является лишним». Время обследования: 3 минуты.

Инструкция обработки: 10 баллов (очень высокий уровень развития) – ребёнок решил поставленную перед ним задачу за время, меньшее чем 1 минуты, назвав лишние предметы на всех картинках и правильно объяснив, почему они являются лишними.

8 9 баллов (высокий уровень развития) – ребёнок правильно решил задачу за время от 1 до 1, 5 минуты.

6 7 баллов (норма) – ребёнок справился с задачей за время от 1, 5 до 2 минуты.

4 – 5 баллов (средний уровень развития) – ребёнок решил задачу за время от 2 до 2, 5 минуты.

2 – 3 балла (низкий) - решил задачу за время от 2, 5 до 3 минут.

0 – 1 балл (очень низкий) – ребёнок за 3 минуты не справился с заданием.

Методика «Серия сюжетных картинок»

Апробация:

Цель: выявление уровня сформированности наглядно – образного мышления детей с 4 лет.

Стимульный материал: сюжетные картинки с изображением последовательности событий.

Проведение обследования: перед ребёнком выкладывают вперемешкусюжетные картинки и предлагают рассмотреть их и разложить по порядку: «Разложи, что сначала было, что потом и чем всё завершилось. А теперь расскажи, что там нарисовано». В процесс раскладывания картинок взрослый не вмешивается. Ребёнок может сам исправлять свои ошибки.

Инструкция обработки: принятие и понимание задания, умение ребёнка понять, что одно событие изображено на всех картинках, а также то, что событие имеет определённую временную последовательность, умение ребёнка составить связный логический рассказ.

1 балл – не понимает задания, действует неадекватно инструкции.

2 балла – задание понимает, раскладывает картинки без учёта последовательности событий, изображённых на картинке, воспринимает каждую картинку как отдельное действие, не объединяя их в один сюжет.

3 балла – принимает задание, раскладывает картинки, путая действия, но в конечном итоге раскладывает их последовательно, однако составить связный рассказ о данном событии не может.

4 балла – принимает задание, раскладывает картинки в определённой последовательности, объединяя их в одно событие и может составить рассказ об этом.

Методика «Группировка картинок по количественному признаку»

Апробация:

Цель: выявление уровня развития наглядного и логического мышления детей с 4 лет.

Стимульный материал: парные картинки с изображением предметов различных по количеству: 1 – я пара (на одной – много огурцов, на другой – один огурец); 2 – я пара (на одной много яблок, на другой – одно) и т. д.

Проведение обследования: перед ребёнком кладут пару картинок, на которых предлагают рассмотреть эти картинки, а остальные разложить под ними, чтобы получился вертикальный ряд. Взрослый говорит: «Все похожие на эту картинку (указывает жестом на картинку, где много огурцов) будешь класть сюда, а все похожие на эту (где один предмет) будешь класть в другой ряд». Затем ребёнку дают по одной картинке вперемешку и вход его действий не вмешиваются. После раскладывания картинок его просят объяснить, какие картинки он складывал в один ряд, а какие – в другой.

Екатерина Гребенюк
Психолого-педагогическая диагностика индивидуального развития детей

Психолого-педагогическая диагностика (мониторинг) индивидуального развития детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС дошкольного образования.

Подготовила : Гребенюк Екатерина Евгеньевна

Должность : воспитатель

Место работы (район, город) : Мытищинский район, МБДОУ №52 «Берёзка»

В отечественной детской психологии и дошкольной педагогике давно признана необходимость осуществления систематического контроля за ходом психического развития детей , так как в период раннего и дошкольного детства происходит активное формирование личности ребенка, которое непосредственно зависит от его социальных условий.

Контроль за психическим развитием ребенка в целях своевременного обнаружения нарушений в онтогенезе дает возможность организовать работу по коррекции, компенсации и предупреждению вторичных отклонений в развитии . В связи с этим необходимо всестороннее изучение особенностей развития детей раннего и дошкольного возраста, основных типов нормального и аномального развития в их многообразии .

В последние годы в России начали работать психолого -медико-педагогические консультации (ПМПК) . Эта служба в своей деятельности руководствуется Конвенцией ООН о правах ребенка, действующим Законодательством об образовании Российской Федерации и проектом Типового положения о ПМПК. Вместе с тем деятельность ПМПК потребовала научного понимания возрастной , разработки принципов отбора методик для психолого -педагогического обследования ребенка, а также параметров оценки психического развития . Эта проблема возникла в связи с тем, что во многих странах мира теория и практика в области диагностики психического развития ребенка сводится к традиционным принципам и методам, ориентированным на тестирование.

Бесспорно, зарубежный опыт заслуживает самого внимательного отношения и изучения. Однако в нашей стране в силу многих причин он не может быть положен в основу диагностики психического развития детей . Принципиальным моментом, не допускающим прямого заимствования в этой области, является глубокое расхождение в понимании природы психического развития ребенка , его движущих сил и механизмов.

ПРОТОКОЛ ОБСЛЕДОВАНИЯ

РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА 3 ЛЕТ

1. ПОКАЖИ ИГРУШКУ.

Покажи, где зайчик (показывает)

Возьми матрешку (берёт правильно)

Возьми машинку (берёт правильно)

Поставь матрешку в машинку (ставит)

2. ПОКАЖИ КАРТИНКУ.

Покажи, что ты наденешь на голову, когда пойдешь

гулять (шапку)

Если ручки замерзнут, что наденешь на них? (варежки)

Что нужно маме, чтобы пришить пуговицу? (иголка и нитки)

Что нужно бабушке, чтобы лучше видеть? (очки)

Чем будешь резать бумагу? (ножницами)

Что возьмешь на улицу, если пойдет дождь? (дождь)

3. СПРЯЧЬ ИГРУШКУ.

Спрячь машинку в коробку (выполнил правильно)

Поставь машинку на коробку (выполнил правильно)

Спрячь машинку под коробку (выполнил правильно)

Поставь машинку за коробку (выполнил правильно)

4. НАЙДИ КАРТИНКУ.

Покажи, где шар и шары (показал правильно)

Покажи, где гриб и грибы (показал правильно)

Покажи, где кукла и куклы (показал правильно)

Покажи, где яблоко и яблоки (показал правильно)

Покажи, где стул и стулья (показал правильно)

5. НАЗОВИ, ЧТО ПОКАЖУ.

Игрушки (называет правильно)

Предметы (называет правильно)

Части тела (называет правильно)

6. СКАЖИ, ЧТО ДЕЛАЕТ.

Что делает мальчик? (отвечает правильно)

Что делает девочка? (отвечает правильно)

Что делает мама? (отвечает правильно)

Что делают дети? (отвечает правильно)

7. СКАЖИ КАКОЙ.

Какой это мяч (по размеру? (отвечает правильно)

Какой это мяч (по цвету? (отвечает правильно)

Данного ребёнка можно отнести к четвертую группе (34-40 баллов, у него отмечается интерес к действиям с игрушками, он самостоятельно организуют сюжетную игру. При выполнении практических задач пользуется практической ориентировкой (методом проб) . У него имеется интерес к продуктивным видам деятельности, самостоятельно справляется с предложенными заданиями. Речь у этого ребёнка фразовая, понятная для окружающих. У него хороший уровень познавательного развития .

Список литературы :

1) «Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста» - методическое пособие с приложением альбома «Наглядный материал для обследования детей » /Под ред. Е. А. Стребелевой. – 2-е изд., пер. и доп. – М.: ПРОСВЕЩЕНИЕ, 2005;

2) «Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ (пилотный вариант) »/Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. – 368с.

Публикации по теме:

Психолого-педагогическая готовность детей к обучению в школе Обычно, когда говорят о готовности к обучению к школе, имеют в виду такой уровень физического, психического и социального развития ребенка,.

Я работаю по программе: «От рождения до школы» под. ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой по ФГОС. Тема приоритетного направления.

Педагогическая диагностика Предлагаю вашему вниманию способ оформления педагогической диагностики в ДОУ на примере младшей группы. Для каждой образовательной области.

Педагогическая диагностика действия сравнения в старшем дошкольном возрасте Задачи: развивать умение сравнивать предметы по разным основаниям, т. е. находить разные линии сравнения как с опорой на предмет, его изображения,.

Педагогическая диагностика «Я гуляю на площадке». Анализ продуктов деятельности - рисунка детей среднего дошкольного возраста Цель: выявить уровень освоения представления об основном средстве выразительности – форма у детей среднего дошкольного возраста. Задачи:.

Психолого-педагогическая диагностика

Готовность ребёнка к обучению в школе определяется по трём параметрам: первый - состояние здоровья и уровень физического развития- определяют медики и отражают в медицинской карте, второй и третий - интеллектуальная и личностная готовность - определяется в ходе педагогического обследования.

При приёме ребёнка в школу обязательно проводится обследование ребенка психологом школы, опрос родителей с целью определения уровня готовности будущего первоклассника к обучению.

Используются методики выявления степени развития образных представлений детей, сенсорного развития, развития наблюдательности, памяти, воображения, оценивается отношение ребёнка к школе, к сверстникам и взрослым.

Существенным для психолого- педагогической диагностики является также определение сформированности у дошкольников предпосылок к овладению грамотой и математикой. Такими предпосылками являются соответствующий возрасту уровень развития устной речи (состояние слухо-речевой памяти, словарный запас, состояние связной речи); соответствующий возрастной норме уровень общего развития (обученность ребёнка, достаточно развитое наглядно-образное мышление, основы логического мышления) ; достаточная степень развития ряда неречевых функций (состояние зрительного восприятия, состояние пространственного восприятия, состояние моторики и зрительно- моторных координаций).

Входная диагностика

Опросник для родителей

(адаптированный вариант опросника Дж. Чейпи)

Владеет полностью- 2

Частично владеет- 1

2. Способен ли ребёнок назвать одним словом предметы мебели, виды транспорта и т. д.

Всегда может подобрать обобщающее слово -2

Не всегда- 1

3. Может ли ребёнок удержать в памяти и выполнить как минимум, три указания?

Да-1

Нет -0

4. Чтение

Ребёнок знает буквы

Понимает разницу между буквой и звуком, может прочитать слово из 1- 2 слогов

Ребёнок читает бегло, может разделить слова на слоги, выделить первый и последний звук в слове

5. Может ли ребёнок назвать и обозначить основные окружающие его предметы?

Да-1

Нет -0

6. Легко ли ребёнку отвечать на вопросы взрослых?

Да-1

Нет -0

7. Может ли ребёнок объяснить, для чего служат различные вещи?

1- даёт элементарные объяснения

2- даёт развёрнутые объяснения

8. Может ли ребёнок рассказать историю, описать произошедший с ним случай?

Да-1

Нет -0

9. Чётко ли ребёнок выговаривает слова?

Да-1

Нет -0

10. Способен ли ребёнок разыграть какую- либо ситуацию или играть в домашнем спектакле?

Да-1

Нет -0

11. Способен ли ребёнок слушать не перебивая?

Да-1

Нет -0

12. Легко ли ребёнок запоминает стихи?

Да-1

Нет -0

13. Способен ли ребёнок выразительно декламировать стихи?

Да-1

Нет -0

14. Умеет ли ребёнок держать карандаш (ручку)?

Да-1

Нет -0

15. Может ли ребёнок самостоятельно собрать разрезанную на несколько частей картинку?

Да-1

Нет -0

16. Раскрашивание и рисование:

С удовольствием раскрашивает и рисует

С удовольствием и аккуратно раскрашивает

17. Может ли ребёнок составить рассказ по картинке?

Да-1

Нет -0

18. Считаете ли вы, что Ваш ребёнок достаточно осведомлён?

Достаточно хорошо- 1

Хорошо -2

19. Считаете ли Вы своего ребёнка любознательным?

Да-1

Нет -0

Результаты опроса:

(индивидуальная работа)

Месяц (без объяснения)

Месяц, т. к……

Назови дни недели, начиная с понедельника

Правильный ответ

Какие виды транспорта ты знаешь?

Наземный, водный, воздушный

Названы какие- либо из наземных, воздушных и т. д.

Груша, персик, яблоко- это что?

Фрукты, плоды

Кошка, мышка, собака, это кто?

Животные

млекопитающие

Пианино, скрипка, гитара…

Музыкальные инструменты

Пион, роза, гвоздика-…

цветы

Назови домашних птиц

Правильный ответ, 2-3 варианта

Результаты опроса:

1. Высокий уровень- 22-26 баллов.

2. Выше среднего- 18- 21 балл.

3. Средний уровень - 12- 17 баллов.

4. Ниже среднего – 6-11 баллов.

5. Низкий уровень- 0-5 баллов.

Интеллектуальная готовность ребёнка к обучению

(групповая работа)

Задание 1.

Цель : выявить умение передавать форму фигуры, умение рисовать прямолинейные отрезки и углы, оценить твёрдость руки ребёнка.

Текст задания: посмотрите сюда (на доске показывается рисунок к заданию). Вы видите фигуру. Рассмотрите её на своих рабочих листах. Возьмите карандаш и нарисуйте рядом похожую фигуру (фигура даётся по усмотрению учителей во всех группах одинаковая).

Оценка выполнения:

3 балла - изображена подобная фигура, пропорции в основном сохранены;

2 балла - изображена подобная фигура, пропорции слегка изменены, но все углы прямые не везде соблюдены параллельности линий

1 балл - общая форма фигуры схвачена плохо, существенно изменены пропорции

0 баллов - не схвачена общая форма фигуры.

Задание 2.

Цель: определить умения ориентироваться на плоскости, умения пересчитывать клеточки.

Текст задания: задание будете выполнять на рабочем листе в клеточку. Найдите на своих листах клеточку, закрашенную в чёрный цвет. Возьмите красный карандаш, отсчитайте от чёрной клеточки вправо 4 клеточки и пятую закрасьте красным. Возьмите синий карандаш. От красной клеточки отступите вниз две клеточки и третью закрасьте синим карандашом. Возьмите зелёный карандаш и клеточку, расположенную слева от синей через одну клетку закрасьте. Возьмите жёлтый карандаш. Отсчитайте от зелёной клетки вверх пять клеток и шестую закрасьте жёлтым.

Оценка выполнения: если всё выполнено правильно и ровно раскрашено, то общая оценка- 3 балла. За каждые два неверных шага снимается один балл.

Задание3.

Цель : выявить умения выбрать и выполнить операцию сложения и вычитания соответственно правильному пониманию текста задачи.

Текст задания: на чистом рабочем листе вы будете выполнять третье задание.

1. На полянке играют 3 девочки и 2 мальчика. Сколько детей играют на полянке? Нарисуйте столько кружков, сколько детей играют на полянке.

2. В автобусе ехали 6 человек. Двое вышли из автобуса. Нарисуйте столько квадратов, сколько человек осталось в автобусе.

Оценка выступления:

3 балла- выполнены верно обе задачи

2 балла- одна задача выполнена верно, сделана попытка решить вторую

1 балл- выполнена одна задача, нет попыток решить вторую

0 баллов- есть попытка решить одну задачу, но число кружков или квадратов неверное.

Задание 4 .

Цель : выявить уровень понимания терминов «внутри», «вне».

Текст задания : посмотрите на доску (учитель чертит на доске треугольник).

Я начертила треугольник (отмечается точка внутри треугольника). Я отметила точку внутри треугольника (отмечается точка вне треугольника). Я отметила точку вне треугольника. Теперь на своих рабочих листах найдите квадрат и круг. Возьмите синий карандаш и отметьте точку внутри круга, но вне квадрата. Возьмите красный карандаш и отметьте точку внутри квадрата, но вне круга. Возьмите зелёный карандаш и отметьте точку, которая была бы расположена и внутри круга и внутри квадрата.

Оценка выполнения :

3 балла - всё выполнено верно.

2 балла - выполнено верно 2 пункта

1 балл - выполнен верно 1 пункт

0 баллов - задание не выполнено

Задание 5.

Цель: выявить умения сравнивать множества по числу элементов.

Текст задания: найдите у себя на листочках рисунок (в три или четыре ряда изображены 25-30 кругов, в которые вписаны треугольники, один из кругов пустой). Чего больше: кругов или треугольников? Если кругов, то дорисуйте, сколько не хватает. Если треугольников, то дорисуйте треугольники.

Оценка выполнения :

3 балла - сравнение проведено верно

2 балла - сравнение проведено с небольшими неточностями

0 баллов - сравнение проведено неверно.

Задание 6.

Цель: выявить умения классифицировать, умения находить признаки, по которым произведена классификация.

Текст задания: на вашем рабочем листе две рамочки: в одной – 4 птицы, в другой –5 зверей. Между ними- белочка. Подумайте, где ей место. От белочки проведите карандашом линию к той рамке, где ей место.

Оценка выполнения:

3 балла - линия проведена правильно: от белочки к рамке, в которой изображены звери.

2 балла - линия проведена к птицам, но признак связан с количеством предметов.

1 балл - линия проведена неверно.

0 баллов - линия не проведена.

Задание 7.

Цель: определить состояние фонематического слуха.

Текст задания: на ваших рабочих листах картинки (солнце, собака, зонт, самолёт, коса, слон, лиса, роза, цыплёнок, ваза, кисточка для рисования, капуста) под каждой- кружок. Нужно назвать каждую картинку и зачеркнуть кружок, если есть в названии звук, который я назову,- звук (с).

Оценка выполнения:

3 балла - правильно выполнено все задание

2 балла - выделен звук только в позиции начала слова

1 балл - наличие ошибок(отсутствуют дифференциация звуков с-з)

0 баллов - отсутствие дифференциации звуков (с-з, с-ц, з-ц)

Задание 8.

Цель : выявить степень овладения звуковым анализом на уровне определения количества звуков в слове.

Текст задания: вы видите домики с разным количеством окошек и рядом с ними картинки (рак, лев, волк, сыр, бант). Поселите каждую картинку в домик так, чтобы каждому звуку было отдельное окошко. Посмотрите на картинку «рак». В слове рак- три звука. Значит, эта картинка для домика с тремя окошками. Попробуйте сделать работу дальше самостоятельно.

Оценка выполнения:

3 балла - правильно выполнены все задания

2- балла - наличие единичных ошибок

1 балл - наличие нескольких ошибок

0 баллов - полное отсутствие соответствия количества звуков в слове и количества «окошечек»

Итоговая диагностика «Изучение особенностей личностного развития ребёнка» (для детей)

Варианты ответа

(+ да, - нет)

1. Есть ли у тебя друзья?

2. Умеешь ли ты соблюдать правила игры?

3. Можешь ли ты сам познакомиться с детьми, оказавшись в незнакомом месте?

4. Умеешь ли ты убирать свои игрушки и личные вещи после игры или в конце дня самостоятельно, без напоминания взрослых?

5. Умеешь ли ты слушать других, не перебивая?

Результаты:

5 «+» - высокий уровень

4-3 « +» - средний уровень

2-0 « +» - низкий уровень

Анкета для изучения запросов и образовательных потребностей родителей

Уважаемый родитель! Просим Вас ответить на вопросы данной анкеты в связи с тем, что наше образовательное учреждение переходит на ФГОС (Федеральный государственный образовательный стандарт) нового поколения. Внимательно прочитайте и честно ответьте на вопросы. Ваше мнение важно для организации образовательного процесса.

Ф.И.О.____________________________________________________________
1. Знаете ли Вы, что важнейшей задачей современного образования является повышение качества образовательных услуг?
а) Да
б) Нет
в) Затрудняюсь ответить
2. Удовлетворяет ли вас качество предшкольного образования?
а) Да
б) Нет
3. Посещает ли Ваш ребенок учреждения дополнительного образования, музыкальные школы, спортивно-оздоровительные учреждения?
б) Нет
4. Чем интересуется Ваш ребенок? Постоянны ли его интересы?
_________________________________________________________________
5. Считаете ли Вы, что у Вашего ребенка есть особые таланты, способности?
а) Да (какие)____________________________________________________________
б) Нет
в) Затрудняюсь ответить
6. Оцените важность образовательных услуг в школе. Поставьте в ячейке рядом с каждым высказыванием номер места по важности от 1 (самое важное) до 5 (менее важное).

Другое (что именно?) _______________________________________________________________
7. Какие дополнительные (платные) услуги Вы хотите получить от школы?
а) Изучение второго иностранного языка (какого)___________________________________________________________
б) Изучение новых предметов (курсов) (каких)____________________________________________________________
8. Какую дополнительную информацию об организации образовательного процесса Вы хотели бы получить?
а) от администрации_____________________________________________________
б) от учителя____________________________________________________________
в) от мед. работника_________________________________________________
Спасибо за сотрудничество!

Особенности

Любой родитель заинтересован в том, чтоб его ребеночек планомерно и постепенно развивался во всех сферах. происходит уже с полугода, когда он потихоньку начинает осознавать окружающий мир.

И от того, как он реагирует на него, проявляет эмоции и на подсознательном уровне заучивает модели поведения, зависит – как он будет развиваться в будущем. И в задачи родителей входит не только, в первую очередь, обеспечить необходимые условия для развития ребенка, но и проконтролировать, правильно ли это развитие происходит. Сегодня психологами и педагогами разработаны всевозможные методики и таблицы для проведения ранней диагностики . С их помощью можно определить, насколько правильно и планомерно происходит развитие малыша. Эти руководства являются хорошими помощниками для родителей, которым небезразличен их ребенок. Также можно найти тесты различной «направленности» диагностирования. Условно их можно поделить на 4 группы: методики для диагностики физического развития ребенка; для диагностики интеллектуального развития; для диагностики развития личности; для диагностики отдельных умений и навыков ребенка.

Психолого-педагогическое диагностирование детей младенческого и раннего возраста нужно рассматривать как общий подход к организации личностно ориентированного процесса воспитания, направленного на обеспечение полноценного индивидуального развития каждого ребенка с рождения. Кроме этого, необходимо различать диагностику как общий подход и диагностирования – как составляющую процесса практической педагогической деятельности. В обследовании детей младенческого и раннего возраста используются, как правило, нестандартизированные методики, а именно игровые методики со знакомыми ребенку предметами – пирамидками, кубиками и др. Процесс обследование проводится в произвольной форме, ведущим методом является наблюдение.

Основной целью психолого-педагогического диагностирования является осуществление контроля за ходом психического развития ребенка на основе представлений о нормативном содержании и периодизации этого процесса. На эти цели выделяются конкретные задачи психолого-педагогического обследования детей:

— раннее выявление отклонений в развитии, их коррекция и профилактика нарушений в поведении и деятельности;

— выявление причин и характера первичных нарушений в развитии обследуемого ребенка, определение степени тяжести такого нарушения;

— выявление индивидуально-психологических особенностей развития обследуемого ребенка (личностных и интеллектуальных);

— определение условий воспитания ребенка;

— обоснование педагогического прогноза;

— разработка индивидуальной программы коректировочной работы;

— организация коректировочной работы с родителями и детьми.

Психолого-педагогическое диагностирование детей проводится поэтапно.

На первом этапе специалист проводит краткую беседу с родителями, выслушивая и фиксируя первые жалобы.

Второй этап посвящен обследованию ребенка. Сначала изучается уровень познавательной деятельности, затем, при необходимости, проводится обследование слуха, и в заключение проводится обследование речи. Выбор методик для обследования познавательной сферы детей раннего дошкольного возраста обусловлен их возрастными особенностями и поведением в новых условиях. Специалисты обращают внимание на поведение ребенка в новой обстановке, общение на основе материалов диагностических методик, эмоциональный контакт с новым взрослым.

На третьем этапе собираются анамнестические сведения о семье, развитие ребенка. Уточняются условия воспитания в раннем возрасте, микроклимат в семье, понимание родителями проблем развития ребенка.

На четвертом этапе даются рекомендации по созданию условий жизни ребенка в семье. Важно подвести родителей к пониманию значимости семьи в воспитании ребенка и использовать педагогической возможности самих родителей в обучении и воспитании ребенка, помочь им овладеть технологией распространенных форм педагогической работы с ребенком, навыками семейного общения.

Пятый этап предусматривает составление индивидуальной корректирующие программы развития ребенка и делается педагогический прогноз. Так, обследование развития детей раннего возраста является необходимым и целесообразным, позволяет составить объективную характеристику как уровня развития, так и динамики развития при повторных обследованиях, чем обеспечивает предупреждение выявления задержки или отставания.
Примерный план в 1 год 3 месяца

Развитие речи
Понимание речи Уметь различать и называть знакомые игрушки и окружающие предметы, их основные качества;
иметь представления об одежде, назначении вещей; закрепить названия одежды и ее деталей, обозначение действий и последовательность одевания на прогулку;
уметь называть изображенные на картинке предметы и их качества, действия; выполнять действия по картинкам
Уметь показывать по просьбе взрослого части лица у человека и у образной игрушки; закреплять умение определять части тела человека и животных
Уметь выполнять поручения по просьбе взрослого, связанные со знакомыми действиями
Уметь рассматривать картинки в книжке, слушать потешки, стихи
Активная речь (произносит до 20 облегченных слов) Уметь произносить простые слова, соотносить их с предметами
Уметь сравнивать предметы по величине; отчетливо произносить звук о
Иметь представления о том, кто, что и как ест; учить отчетливо произносить звук а
Уметь произносить простые слова, соотносить их с действиями
Иметь способность к обобщению путем упражнения в подборе к глаголам соответствующих существительных
Иметь представления о назначении предметов, активизировать в речи слова – названия предметов и их качеств; учить образовывать существительные по аналогии
Уметь произносить длительные «гудящие» звуки – уууу
Уметь отчетливо произносить звуки «у», «а»; закрепить произношение «ау»
Уметь различать и называть птиц; побуждать подражать голосам птиц и запоминать звукоподражания (кря-кря, га-га-га, кко-кко-кко, бал-бал-бал)
Уметь подражать голосам птиц и запоминать их; закрепить произношение звуков «м», «мь», «у»
Сенсорное воспитание
Форма Уметь группировать предметы по их форме (круг, квадрат)
Цвет Уметь группировать предметы по цвету
Величина Уметь чередовать предметы по величине
Нанизывание колец одинакового раз мера Уметь снимать и надевать на стержень кольца с широким отверстием
Нанизывание колец, разных по размеру Уметь надевать и снимать большие и маленькие кольца на стержень пирамидки
Действия с кубиками Уметь детей ставить кубики один на другой (строить башню, дом)
Показ предметов в действии Разыграть с несколькими предметами
несложный сюжет с использованием обобщения действия
Воспроизведение одного знакомого действия с игрушкой Уметь детей по подражанию воспроизводить одно знакомое действие (качает, возит и т.д.)
Действия с
несколькими
игрушками
Уметь переносить знакомые действия с одним предметом на другой предмет, учить выполнять действия с простейшими транспортными средствами для перевозки небольших предметов, игрушек, (каталка, коляска тележка), отмечать особенности (ездит, гудит, есть колеса, они крутятся)
Действия с разными игрушками Уметь производить одинаковые действия с разными предметами
Развитие движений
Ходьба Уметь ходить самостоятельно
Общеразвивающие упражнения Уметь устойчиво стоять, приседать, наклоняться, поворачиваться
Упражнять в ползании, способствовать развитию самостоятельности
Основные движения Упражнять в ползании и пролезании под препятствие
Разнообразные движения (действия) с предметами круглой формы Уметь выполнять разнообразные действия с предметами круглой формы: переносить, бросать, катать, учить подниматься по лесенке детской горки приставным шагом
Уметь бегать в указанном направлении
Развитие бытовых навыков
Бытовые навыки Уметь пить из чашки
Уметь держать ложку в кулачке, опускать в густую пищу, доносить до рта, есть (взрослый докармливает)
Уметь правильно умываться, мыть и вытирать руки, лицо после умывания
Уметь проситься на горшок
социально-эмоциональная сфера Уметь подражать мимике, движениям близкого взрослого (смеется, хмурится, улыбается)
Уметь познавать окружающее через эмоциональные ощущения (упасть – больно, дотронуться до батареи – горячо)
Уметь заинтересовываться новой игрушкой
Уметь проявлять интерес к играм детей
Уметь различно реагировать на плясовые и спокойные мелодии, напевность стихов, прибауток

Примерный план диагностического обследования детей в 1 год 6 месяца

Познавательная сфера (способности) Уровень развития навыков (способностей)
Развитие речи
Понимание речи Уметь показывать части тела по просьбе взрослого, понимать слова, обозначающие части тела человека и животных
Уметь обобщать по внешнему виду игрушки, предметы, независимо от размера и цвета
Уметь выполнять знакомые бытовые действия по просьбе
взрослого
Активная речь Продолжается развитие подражания звукам, имитирующим голоса животных. В активной речь присутствуют общеупотребляемые слова
Сформировано четкое произношение звуков м, п, б (мь, пь, бь), изучено, отчетливо и внятно произносить отдельные звукосочетания, закреплены в речи названия отдельных предметов
Закреплены произношение звука ф; закреплены названия предметов и их качеств; укреплены артикуляция и голосовой аппарат
Сенсорное воспитание
Форма Уметь ориентироваться в двух формах (шар – куб, кубик –
кирпичик); находить предметы этих форм по просьбе взрослого
Уметь подбирать предмет такой же формы, как на образце
Уметь группировать однородные объекты, ориентировать на слова «такой», «не такой»
Величина Уметь ориентироваться в двух величинах (большой и маленький), находить предметы этих величин после показа и по просьбе взрослого
Величина Уметь собирать пирамидку из двух контрастных колец по величине после показа
Цвет Уметь ориентироваться в двух-трех цветах находить такого же цвета игрушку, как просит или показывает взрослый
Уметь формировать простейшие приемы установления тождества и различия цвета однородных предметов
Уметь различать цвета и понимать названия цвета
Уметь располагать грибочки в отверстия на квадрате аналогичной окраски
Игровые действия с предметами
Игровые действия Уметь переворачивать страницы книг, учить катать перед собой коляску
Уметь тянуть игрушку за веревочку за собой
Уметь производить (отображать) часто наблюдаемые действия: кормить куклу; причесывать куклу
Уметь использовать в играх предметы-заместители. Производить с ними такие же действия, что и с реальными предметами
Уметь проявлять сообразительность: подставлять что-то, например, вязать; использовать дополнительный предмет, чтобы достать понадобившуюся вещь
Развитие движений
Ходьба обычная Уметь хорошо самостоятельно ходить: прямо, по кругу, огибая предметы
Перешагивание,
Ходьба по лесенке
Уметь перешагивать через препятствия на полу приставным шагом
Уметь входить и сходить по детской лесенке чередующимся шагом
Уметь проходить по слегка наклонной доске
Уметь бросать мяч вниз, вперед вверх
Развитие бытовых навыков
Бытовые навыки Уметь держать ложку в кулаке
Уметь есть частично полужидкую и жидкую пищу
Уметь пить из чашки, почти не проливая во время кормления
Уметь самостоятельно умываться и вытирать руки полотенцем
Социально-эмоциональная сфера
Социально-эмоциональная сфера Уметь проявлять социально значимые жесты и мимику («жалеет»)
Уметь переключаться с одного эмоционального состояния на другое (огорчается – успокаивается)
Уметь уступать игрушку другому ребенку, не отнимать игрушку
Уметь воспринимать различные художественное слово
Уметь повторять с удовольствием знакомые движения под музыку

Примерный план индивидуального развития детей в 1 год 9 месяца

Познавательная сфера (способности) Уровень развития навыков (способностей)
Развитие речи
Понимание речи Уметь понимать сюжеты по картинке; отвечать на вопросы: «Кто это?», «Что делает?», «Где?»;
Уметь выполнять (и запоминать) два поручения (возьми и поставь, возьми и принеси)
Уметь понимать несложный рассказ со знакомыми событиями
Активная речь; четкое произношение Уметь использовать предложения из двух слов:
– при общении со взрослыми;
– при общении друге другом;
– в играх; упражнять в развитии речевого дыхания; учить называть словом свои или чьи-то действия; учить договаривать последние слова знакомых стихов, потешек
Сенсорное воспитание
Форма Закреплено умение сопоставлять предметы по форме, осуществляя выбор из двух заданных форм:
шар-кубик; шар-кирпичик; призма-кирпичик; упражнения в группировке предметов по форме.
Величина Уметь ориентироваться в трех величинах одной формы (большой – поменьше – маленький)
Уметь управлять, нанизывать и снимать двух- трёх-размерную коническую пирамидку, нанизывая на стержень сначала по одному кольцу, потом по два кольца каждой величины
Цвет Уметь ориентироваться в цветах: красный, желтый, зелёный, синий. Уметь группировать предметы по цвету
Игровые действия с предметами
Игровые действия Уметь отображать жизненные действия в игре (кормить, возить, баюкать)
Уметь укладывать куклу спать, побуждать к называнию слов, обозначающих одежду куклы, ласковых слов «убаюкивания»
Уметь произносить слова, обозначающие столовые принадлежности, использовать их при кормлении куклы
Уметь пользоваться предметами-заместителями
Уметь воспроизводить из кубиков несложные постройки (башня, дорожка, стол, стул, кровать, ворота, забор) после показа
Развитие движений
Ходьба-перешагивание Уметь перешагивать через небольшие препятствия на полу
Ходьба по гимнастическим снарядам (доске, скамейке) Уметь проходить по доске, немного приподнятой над полом, или по гимнастической развивать чувств скамеечке; развивать чувство равновесия, умение ориентироваться пространстве
Метание Уметь забрасывать мяч в корзину, стоящую на полу
Бег Уметь бегать в разных направлениях
Лазание Уметь легко влезать на диван, стул, спускаться на пол
Развитие бытовых навыков
Бытовые навыки Уметь самостоятельно есть любую пищу
Уметь есть с хлебом
Уметь самостоятельно снимать шапку, обувь
Уметь частично одеваться (натягивать шапку, надевать туфельки и другую одежду, обувь по погоде и времени года)
Уметь обращать внимание на грязное лицо, руки
Уметь знать место игрушек, одежды и других вещей
Социально-эмоциональная сфера
Социально-эмоциональная сфера Уметь подражать взрослым в ситуациях радости, огорчения, тревоги
Уметь при общении со взрослым использовать эмоционально окрашенные возгласы, мимику, движения
Уметь контактировать со сверстниками
Уметь эмоциональному узнаванию настроения, т. е. собственно реагировать на речь, музыку, художественное слово

Примерный план диагностического обследования детей в 2 года

Познавательная сфера (способности) Уровень развития навыков (способностей)
Развитие речи
Понимание речи Уметь понимать короткий рассказ (без показа действий) о знакомых событиях; отвечать на вопросы об этих событиях
Уметь выполнять до 3 поручений (возьми, отнеси, положи)
Уметь называть названия детали лица (губы, зубки, язык, лоб, ушки, щёки и др.) и тела (руки, ноги, спина и др.)
Уметь использовать предложения из 2-3 слов при общении со взрослыми и детьми
Уметь употреблять в речи:
– прилагательные,
– местоимения,
– предлоги
Уметь договаривать четверостишия в знакомых стихах
Уметь называть предметы по картинкам
Уметь говорить «до свидания», «пока», «спасибо», «здравствуй»
Сенсорное воспитание
Форма Уметь соотносить конфигурацию объемной геометрической фигуры с плоскостным изображением, накладывать на образец
Уметь группировать однородные по форме предметы и соотносить разные предметы
Величина Уметь ориентироваться в трёх и более контрастных величинах
Уметь собирать пирамидку по убыванию размера из 4-5 колец
Цвет Уметь различать 3-4 цвета, подбирать цвета по образцу, некоторые из них называть
Уметь устанавливать тождества и различия цвета однородных предметов
Качества предметов Уметь различать величину предмета: тяжелый – легкий; учить различать фактуру: мягкий – твердый; учить различать температуру: холодный – теплый
Игровые действия с предметами
Игровые действия Уметь доставать (вылавливать) сачком га воды понравившуюся игрушку
Уметь производить несколько последовательных игровых действий, находясь в проблемной ситуации (кормит куклу, если рядом посудка; строит гараж, если рядом кубики и машинки); учить пользоваться предметами-заместителями
Уметь выполнять два последовательных действия
Уметь сооружать из кубиков знакомые постройки для мягких игрушек
Развитие движений
Ходьба Уметь перешагивать через несколько препятствий чередующимся шагом
Ходьба и бег Уметь удерживать равновесие при ходьбе по ограниченной площади или по гимнастическому снаряду, лежащему на полу
Уметь подниматься и спускаться по лестнице, забираться на детскую горку и спускаться с нее
Уметь менять темп: ходьба и бег
Бег Уметь бегать семенящим шагом
Прыжки, подскоки Уметь подпрыгивать, подскакивать
Ловля и бросание Уметь удерживать мяч одной или двумя руками
Уметь бросать мяч в горизонтальную цель
Уметь ловить мяч с близкого расстояния
Катание предметов
круглой формы
Уметь скатывать с горки предметы круглой формы
Развитие бытовых навыков
Бытовые навыки Уметь есть аккуратно, не обливаясь
Уметь при умывании тереть ладони, части лица, вытираться полотенцем, носовым платком
Уметь самостоятельно одеваться (натягивать носочки, шапку, обуваться
Уметь частично раздеваться
Уметь складывать на место одежду, обувь, посуду, игрушки
Уметь пользоваться носовым платком (при напоминании)
Социально-эмоциональная сфера
Социально-эмоциональная сфера Уметь проявлять эмоции при общении (мимика, возгласы, движения)
Уметь улыбаться, пользоваться эмоционально-окрашенной речью при совместных играх с детьми
Уметь эмоционально заинтересовать детей музыкой, пением, фольклором
Уметь смотреть мультфильмы, детские телевизионные передачи
Уметь сопереживать, сочувствовать другому человеку, учить понимать фразы: «Это можно», «Это нельзя»

Close