Конспект
непосредственно образовательной деятельности
с воспитаннниками п одготовительн ой группы
Образовательная область: «Познание»
Тема: «Путешествие по родному краю»

Пояснительная записка.

Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Познание» в подготовительной группе.

Тема: «Путешествие по родному краю».

Данный конспект позволяет закрепить и уточнить знания воспитанников о родном крае, о своей малой родине.

При составлении конспекта НОД были использованы здоровьесберегающие технологии, такие как динамическое упражнение, зрительная гимнастика, психологическая минутка, а так же музыкальное сопровождение, которое позволяет снижать утомляемость воспитанников, повышает интерес к материалу.

Алгоритмизированная форма организации НОД составляет опору и выступает системообразующим каркасом, структура которого используется в ответах воспитанников при описании родного края. Это достигается использованием символов - рисунков, обозначающих различные признаки, предметы природы и полезных ископаемых.

В конспекте НОД интегрируются такие образовательные области, как: «Коммуникация», «Познание», «Чтение художественной литературы», «Физическая культура», «Безопасность», «Здоровье», «Музыка».

Цель: Воспитание у ребят нравственно-патриотических чувств за край, где они живут, за свою малую Родину.

Задачи:

Образовательная:

Закреплять представления воспитанников о своем родном крае, который является частью нашей большой страны, о большой и малой родине, о том, что для каждого человека малая Родина - это место, где родился, где он живет;

Формировать умения правильно строить предложения, обращать внимание на употребление местоимении: мой, моя, наша;

Дифференцировать понятия край - страна;

Развивающая:

Развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны, родного края;

Развивать эстетические и эмоциональные чувства при восприятии художественного слова, фонетическое восприятие, логическое мышление, воображение, память, речь с движением; развивать речь, как средство общения, умение поддерживать непринуждённую беседу, отвечая на вопросы педагога; активизировать и обогащать словарный запас по теме, вводить в пассивный словарь слова «малая Родина», «большая Родина», названия городов;

Развивать у воспитанников внимание, воображение, кругозор.

Воспитательная:

Воспитывать патриотические чувства, любовь к Родине, к краю, к природе; чувство доброты, сопричастности и сопереживания ко всему живому и прекрасному, что нас окружает через доброжелательное отношение к сверстникам, готовность к общению.

Интеграция полученных знаний, умений и навыков через образовательные области: «Познание», » Коммуникация«, «Социализация», «Чтение художественной литературы», «Физическая культура», «Музыка»;

через виды деятельности: игровую, коммуникативную, познавательно-исследовательскую, двигательную; использование игровой ситуации на протяжении всего занимательного дела.

Материал:

Демонстрационный: картинный ряд, знаки по охране природы, флажок-модель (Кемеровской области), карта России, карта Кемеровской области, макет автобуса, значки «настроения», мольберт, модель-карта России, записка.

Раздаточный: ключ, знаки полезных ископаемых.

Словарная работа: Кузбасс, Кемеровская область, полезные ископаемые, жемчужина.

Индивидуальная работа: Помощь затрудняющимся воспитанникам в выборе и описании знака полезного ископаемого, в уточнении и формулировке ответа на поставленный вопрос.

Методы и приемы:

Наглядный, словесный, игровой, рефлексия, поощрение, логические рассуждения, активизация словаря, вопрос-ответ, беседа.

Предварительная работа:

Беседы: «Наша Родина Россия», «Государственная символика России и Кемеровской области»;

Чтение художественной литературы (А. А. Мытарев, Л.М. Савельева «Наш край родной»);

Рассматривание иллюстраций, карт, разучивание стихотворений о родном крае, дидактические игры, ребусы, экскурсии;

Создание в группе познавательного центра «Наш родной край», экскурсия в библиотеку по теме «Краеведение»;

Игровая ситуация, групповая работа, беседа, рассказ, чтение стихотворений.

динамические упражнения - речь с движением.

Прослушивание музыкальных произведений.

Технические средства: Музыкальный центр.

Ход НОД:

Здравствуйте, дорогие друзья! - Здравствуйте, дорогие гости!

Ребята, мы с вами поздоровались, поприветствовали друг друга.

Что это значит - здороваться? А, значит, что мы пожелали друг другу…?

(Ответы воспитанников).

Совершенно верно, мы пожелали здоровья, улыбок, радости, бодрости…

Улыбнитесь друг другу! И подарите свои улыбки нашим гостям.

Ребята, подойдите к мольберту. Посмотрите внимательно, здесь спряталось слово. Давайте мы его отгадаем, а отгадывать будем по первым звукам каждой картинки. (Воспитанники отгадывают слово «Родина»).

Молодцы, верно отгадали. Какое большое и красивое слово - Родина!

А, сейчас, послушайте, что я хочу вам рассказать.

В некотором царстве, в некотором государстве, а точнее на планете Земля, жила-была одна мудрая матушка, наша большая Родина, звали ее Россия. Какое красивое слово! И роса и сила…, так о России писал поэт Сергей Есенин.

И сегодня, ребята, я приглашаю вас в путешествие.

А как можно путешествовать? На чем? (Ответы воспитанников).

Отгадайте загадку и вы узнаете, на чем мы с вами отправимся путешествовать?

Загадка: С рогами, а не коза, с педалями, но не машина? (велосипед).

Садитесь, пожалуйста, на ваши велосипеды, нам пора в путь.

(под тихую музыку, воспитанники, сидя на стульчиках, имитируют движение на велосипеде, проговаривая чистоговорку).

Ритмическое упражнение «Велосипед»:

Ед - ед - ед -едет мой велосипед?

Да - да - да - быстрая езда.

Али - али - али - нажимаю на педали.

Аль - аль - аль - быстро мчусь я вдаль.

Вот и приехали, и первая наша остановка - «Историческая».

Ребята, есть такая наука история и география. Ученые и географы изучают наш край. Они пишут книги, составляют для нас карты. Посмотрите на эту модель-карту - это Россия, вот она, какая большая наша страна!

Как вы думаете, ребята, на что, она похожа? (Ответы воспитанников).

Верно, ребята, она похожа и на тучку, и на птицу, которая широко распахнула крылья. Посмотрите, а наша Кемеровская область в окружении России, кажется сравнительно небольшой.

Ребята, а здесь лежит записка, видно для нас. Давайте мы ее прочитаем:

«Здравствуйте, ребята! Мы знаем, что вы посетите нашу остановку. А еще, мы знаем, что вы живете на очень древней Кузнецкой земле. Ребята, а вы знаете, как еще называется ваш край? И что вы знаете о вашем крае? Что означают слова Родина и малая родина? (Педагог повторно зачитывает каждый вопрос отдельно, а воспитанники отвечают).

Молодцы, ребята! Совершенно верно, Родина - это большая страна, в которой мы живем, и называется она - Россия. А малая родина - это место, где человек родился, где он живет, это город, улица, дом, где он растет. Где впервые, вы, ребята, ощутили ласковый свет солнца и начали узнавать окружающий мир.

Наш Кузбасс - это край, где мы с вами живем. В нашем крае 19 городов и 43 поселка.

Ребята, а кто из вас назовет нашу малую родину? (Город Прокопьевск).

Да, город Прокопьевск - это и есть наша малая родина.

Как, называют жителей нашего города? (Прокопчане).

А как вы думаете, почему наш город Прокопьевск называют жемчужиной Кузбасса? (ответы воспитанников).

А кто из вас, ребята, скажет, чем богат наш Кузбасс? (Полезными ископаемыми - это уголь, золото, руда, мрамор, минеральные воды и т. д.).

Посмотрите, ребята, перед вами лежат знаки полезных ископаемых. Задание такое: возьмите по знаку, назовите, что это за знак и какую пользу он приносит людям? (Воспитанники берут знак и отвечают на поставленный вопрос).

Ребята, а что я держу в руке? (Флажок Кемеровской области). Я предлагаю вам игру: «Знаешь - называешь и передаешь». Давайте с вами вспомним, какие города нашего Кузбасса мы знаем?

Игра «Знаешь - называешь и передаешь».

(Воспитанники передают флажок друг другу и называют города Кузбасса).

А сейчас, ребята, я хочу вам загадать загадку:

Наш край родной, наш отчий дом,

Нам хорошо живется в нем!

Береги наш общий дом.

Здесь родился, живешь, уезжаешь - скучаешь,

Как зовут это место, знаешь? (Родина).

Молодцы, ребята! Но, нам пора в путь. И я предлагаю вам продолжить наше путешествие пешком.

Педагог:

В лес весенний на прогулку

Приглашаю вас пойти.

Интересней приключенья

Нам, ребята, не найти.

Друг за дружкой становитесь. Все готовы? (ДА).

Динамическое упражнение «На прогулку в лес»:

Раз-два-три, раз-два-три - по дорожке мы пошли.

(Шаг марша).

Петлять тропинка начала среди высоких трав,

По ней шагаем мы легко, головушку подняв.

(Ходьба змейкой).

Вот мы кочки увидали, через них мы прыгать стали.

(Прыжки с продвижением вперед).

Впереди течет ручей, подходите поскорей.

(Ходьба на носках, руки - в стороны).

Руки в стороны расставим, переходить его мы станем.

Раз-два, раз-два - (прыжки).

Позади теперь вода! (маршировать).

Раз-два, раз-два - (прыжки).

Позади теперь вода! Руки выше поднимаем,

Дышим ровно, глубоко. (Маршировать).

Лес весенний увидали и к нему все побежали.

(Бег по кругу).

Посмотрели на бегу, что растет в этом лесу.

Остановка «Лесная».

Вот и вышли мы за город. Чудесна, богата и разнообразна природа нашего края! Это высокие горы, покрытые вечными снегами, бескрайняя тайга, прорезанная голубыми лентами рек - все это создает неповторимую красоту нашего края. (Тихо звучит музыка с пением птиц).

Ребята, а для чего человеку нужна природа? (Ответы воспитанников).

А теперь, ребята, представьте себе, что вы находитесь в лесу.

Какой чудесный воздух! И дышится легко. Давайте, ребята, подышим чистым, лесным воздухом.

Упражнение на дыхание «Аромат леса».

(Воспитанники вместе с педагогом выполняют упражнение на дыхание: через нос делают спокойный вдох, задерживают дыхание и продолжительно выдыхают, произнося «А - ах!»).

Ребята, а кто из вас скажет, чем пахнет в лесу? (Свежестью, травою, цветами и т.д.).

А, что мы услышим в лесу? (Пение птиц, жужжание насекомых и т. д.).

Как вы думаете, каких птиц мы увидим? (Дятла, глухаря, рябчика, ворону, воробья и т. д.).

Назовите, какие деревья растут в наших лесах? (Березы, осины, кедры, сосны и т. д.).

(Появляется лесовичок).

Лесовичок:

Кто это в моем лесу разговаривает?

(Лесовичок здоровается с воспитанниками).

Да, я погляжу никак ребятушки ко мне в гости пришли. Слышал, слышал, все - то вы знаете, все-то вы умеете. А вот мои загадки попробуйте отгадать!

(Воспитанники разгадывают ребусы и знаки по охране природы, предложенные лесовичком).

А еще, ребятки, я хочу поиграть с вами в очень интересную и полезную игру, чтобы ваши глазки всегда были здоровыми.

Гимнастика для глаз:

Белка дятла поджидала, (резко перемещать взгляд вправо-влево).

Гостя вкусно угощала: - ну-ка, дятел, посмотри -

(Перемещать взгляд вверх-вниз).

Вот орехи: раз, два, три! - Пообедал дятел с белкой

(Помигать глазами),

И пошел играть в горелки.

(Закрыть глаза и погладить веки указательными пальцами).

Лесовичок:

А, еще, есть у меня очень интересное стихотворение для вас, послушайте:

Чтоб цветы в лесу цвели, всю весну и лето.

Мы не будем собирать их больших букетов.

Если я сорву цветок, если ты сорвёшь цветок,

Если я, и ты, и мы, если все сорвут цветы,

То не будет красоты и не будет доброты.

Педагог :

Ну, ребята, теперь мы должны жить в дружбе с природой.

Подойдите все ко мне. Давайте вспомним, чем мы сегодня занимались и о чем мы говорили? (Ответы воспитанников).

Ребята, путешествие наше подходит к концу и хочется сказать, что богат наш край и колосистыми хлебами, и обширными, богатыми лесами, и полезными ископаемыми. Но, главное богатство земли Кузбасской - это люди, которые своими руками добывают полезные ископаемые, выращивают хлеб, берегут и охраняют красоту родного края.

Вы все, ребята, молодцы! Мне понравилось, как вы сегодня работали. Вы справились со всеми заданиями, прошли все трудности и нашли свои знания. (Индивидуальное поощрение).

Прикрепите значки- настроения вашего на доске.

(Варианты значков: «солнышко» - на душе светло, радостно; «тучка» - на душе пасмурно).

Педагог:

Ребята, нам пора возвращаться в детский сад.

Лесовичок: Ребята, вы мне так понравились! Вы так много знаете о своем крае, что я захотел сделать вам подарок - вот этот автобус, на котором вы вернетесь в детский сад.

(Лесовичок передает ключи педагогу, прощается).

Воспитанники уезжают на «автобусе», проговаривая ритмично слова:

Рано утром спозаранку он выходит на маршрут,

И его на остановке с нетерпением все ждут.

Маму с папой на работу отвезет за пять минут.

Этот транспорт очень важный, все автобусом зовут.

Быстро наш автобус мчится и плохого не случится.

(С. Иванов).

(Лесовичок - машет им рукой).

Используемая литература:

1. Аверина И. Е. «Физкультурные минутки и динамические паузы в ДОУ» [Текст]: Практическое пособие/ И. Е. Аверина. - М.: Айрис - пресс, 2005.-25 с.

2 Картушина М. Ю. «Логоритмические занятия в детском саду» [Текст]: Методическое пособие/ М. Ю. Картушина. - М.: ТЦ Сфера, 2003. - 7, 15, 39, 145 с.

3.Мытарев И. И., Савельева Л.М., Сафонов Л. П., Тивяков С. Д. «Наш край родной» [Текст]: Методическое пособие /И, И, Мытарев, Л. М. Савельева,

Л. П.Сафонов, С. Д.Тивяков. - М.: Кемеровское книжное издательство, 1977.- 66 с.

Авторы: Черемшанцева Любовь Александровна, Матвеева Светлана Анатольевна
Должность: воспитатель
Место работы: МБДОУ «Детский сад №62 «Родничок»
Месторасположение: г. Прокопьевск, Кемеровская область

Конспект развлечения «Путешествие по родному краю»

во второй младшей группе

Образовательные области: Речевое, художественно-эстетическое развитие.

Задачи:

    Обобщать знания детей о животном и растительном мире родного края.

    Развивать диалогическую речь, мышление.

    Учить отгадывать загадки.

    Воспитывать доброту, отзывчивость, активность, инициативность.

Предварительная работа: Оформление уголка весеннего леса; разрезные картинки диких животных; чтение русских народных сказок; заучивание стихов; воздушные шары разного цвета.

Ход занятия:

Ребята сегодня мы с вами отправимся в путешествие по нашей большой стране, вы любите путешествовать? (ответы детей)

Как называется наша Родина? Правильно Россия.

На чем мы можем отправиться в путь? (ответы детей).

Я вам предлагаю полететь на воздушных шариках. (Дети берут шарики за ниточки)

Посмотрите, какой они формы? (ответы детей)

А какого цвета? Молодцы! Мы отправляемся в путешествие.

Первая остановка «Весенний лес».

Где мы с вами очутились? (Ответы детей) Посмотрите, как здесь красиво? Какое время года сейчас? Значит, мы с вами очутились в весеннем лесу.

Что растет в лесу? (Ответы детей) Послушайте стихотворение про весенний цветок нам расскажет Антоша. Что еще растет в лесу? Какие деревья?

Послушайте загадку, о каком дереве она.

«Русская красавица стоит на полянке, в зеленой кофточке, в белом сарафане? (Береза). (Выставляю картинку березы)

«Что за девица? Ни швея, ни мастерица, ничего сама не шьет, а в иголках круглый год? (Ель). (Выставляю картинку ели)

Ребята, а какие звери живут в лесу, мы узнаем, когда соберем картинки (Дети собирают разрезанные на четыре части картинки зверей волк, лиса, белка, ежик, медведь).

Какие это звери? Правильно, дикие.

Как выглядит лиса? (Ответы детей)

Правильно, лисичка рыжая, хвост пушистый. Покажите, как ходит лиса? (Дети изображают походку лисы под музыку)

Про какого зверя говорится в этой загадке?

«Он в берлоге спит зимой, под большущею сосной. А когда придет весна, просыпается от сна» (Правильно, медведь) медведь какой? (Ответы детей) (каждая загадка сопровождается картинкой животного).

Молодцы, медведь хочет с нами поиграть.

Игра «У медведя во бору».

Наше путешествие продолжается. Сейчас мы с вами продолжим путешествие на поезде. Я буду паровозом, а вы вагончики. Вставайте друг за другом, крепче держитесь. Поехали! «Паровоз кричит ду-ду, я иду-иду-иду. А вагоны нам стучат, а вагоны говорят так-так-так».

Остановка «У бабушки-сказочницы» (надеваю платок, встречаю в роли бабушки)

Здравствуйте, ребятки, я бабушка-сказочница.

Вы любите сказки? А вы знаете их? Сейчас мы послушаем, как много сказок вы знаете. Садитесь в кружок и послушайте загадки

Читаю отрывки из сказок:

1. «Как его не пожалеть?

топал по лесу медведь.

И ни разу за денек.

Не присел он на пенек?» (Маша и медведь).

2.«Поселились в той избушке

Очень резвые зверюшки.

Попросился к ним и мишка,

Только ведь медведь не мышка,

Влезть и так, и сяк пытался,

Сверху сел – и дом сломался» (Теремок)

3.«Почему, открыв защелку,

В дом пустили злого волка?

4.«Дом растаял ледяной –

Попросилась в лубяной.

Приютил ее зайчишка,

Сам остался без домишка.

Зайцу петушок помог

Вновь ступить на свой порог» (Заюшкина избушка).

5. Если был бы он квадратным,

На окошке бы лежать

Он остался, вероятно,

И не смог бы убежать,

Жил бы с бабушкой и дедом

И не стал лисе обедом. (Колобок).

От меня- то укатился колобок, этого я очень расстроилась. Умеете лепить колобок из пластилина? (Ответы детей)

Вы мне поможете?

Колобок, какой формы, правильно круглый. Давайте слепим с вами много колобков.

(Дети лепят колобок, звучит музыка. Когда дети приносят, свой колобок ставлю на разнос и говорю: Колобок, колобок, Ну, куда ты, дружок? Ну, какой тебе прок. Убегать за порог?).

Снова садимся в наши вагончики и продолжаем путешествие.

«Паровоз кричит ду-ду. Я иду, иду. А вагоны стучат. А вагоны говорят, так, так, так»

Главная остановка «Дубёнки»

Ребятки, мы уже знаем, что наша страна называется - Россия. Она очень большая. А у нас с вами есть еще наша малая Родина – это Дубёнский район, в котором мы живет. Как он называется? (Дубёнский район). А все кто живет в Дубёнском районе – называются Дубёнцами. А детский сад наш как называется? (Солнышко).

Предлагаю взять свои шарики и полететь в детский сад. Взяли за ниточки шарики и полетели. (звучит Песня «Ой, березонька» Муз. и сл. В.Шестаковой.)

Вот мы и прилетели в свой детский сад.

Сценарий «Осеннее путешествие по родному краю» - праздник для старших дошкольников

Дорофеева Галина Каримовна, музыкальный руководитель МКДОУ "Сузунский детский сад №2" Новосибирской области.

Описание материала: Уважаемые коллеги! Предлагаю вам сценарий тематического праздника для старших дошкольников «Осеннее путешествие по родному краю». Этот материал может быть полезен музыкальным руководителям и воспитателям детских дошкольных учреждений, учителям начальных классов.
Дошкольный возраст как период становления личности имеет свои потенциальные возможности для формирования высших нравственных чувств, к которым относится чувство патриотизма. Патриотическое воспитание начинается с любви к малой Родине – месту, где человек родился и живет. Чтобы воспитать уважение и гордость за землю, на которой живешь, необходимо знать историю и культуру своего народа.
Небольшая справка:
Наш поселок Сузун основан по именному указу Сенату Екатерины II от 7 ноября 1763 года в связи с необходимостью начать чеканку монет на территории Сибири. Официальной датой образования Сузуна считается 20 января 1764 года, когда начальник Колывано-Воскресенских заводов А. И. Порошин подписал приказ об определении места для постройки медеплавильного завода.
Цель: Формировать у детей дошкольного возраста патриотические чувства к своей Родине на основе исторических и природных особенностей родного края.
Задачи:
1. Воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, родному дому, земле, где он родился.
2. Воспитание любви и уважения к своему народу, его обычаям, традициям.
3. Формирование основ экологической культуры, гуманного отношения к природе, ко всему живому.
4. Формирование художественного вкуса и любви к прекрасному, развитие творческих способностей.
Материал и оборудование : музыкальное сопровождение, проектор, компьютер, презентация, шапочки грибов, овощей, зонтики, детские музыкальные инструменты, атрибуты для игры.
Предварительная работа: разработка сценария, подготовка презентации, экскурсии, беседы, разучивание стихотворений, песен и танцев.
Ход праздника
Ведущий: Добрый день, дорогие друзья! Сегодня мы с вами совершим увлекательное путешествие по нашему родному краю! 31 января 2014 года нашему поселку исполнилось 250 лет!
А как называется наш поселок? Правильно, Сузун. Вам нравится он? А почему?
(Сузун большой, красивый, самый лучший, это наша Родина)
Красивое название СУЗУН переводится с тюркского языка - СУ (вода), ЗУН (лесная, либо зеленая). СУЗУН - лесная вода!
На экране демонстрируются фотографии поселка

Ведущий: Сузун мой любимый, мой край золотой.
Сузун - часть великой Сибири родной.

Сузун - это гроздья рябины, в осеннем прозрачном лесу.
И трепет листочков осины на северном резком ветру.

Сузун - это яркое небо в предчувствии скорой весны.
На фоне звенящего снега раскинувшей лапы сосны.

Сузун - это летние грозы. И лужи, и свет, и заря.
Летящие к звёздам берёзы и стройные тополя.

Сузун - это талые воды капели звенящей, живой.
Сузун - не страшны тебе годы, ты вечно стоишь молодой! (Т. Самойленко)


Дети читают стихи о Сузуне:
1. Живу в поселке милом,
Сузун его зовут.
Он стал таким красивым,
Он для меня приют.
2. Здесь есть леса и реки,
Здесь ягоды растут
И слышны птичьи трели,
Что в лес весной зовут.
3. Зимой в Сузуне снежно,
Метель, пурга кружит.
А лето очень нежно
В реке водой журчит.
4. Я родилась в Сузуне
И здесь сейчас живу.
Сузун! Хочу признаться,
Что я тебя люблю! (Таня Бедрина - 7 класс)

Ведущий: Мы с вами веселые путешественники!
Поедем на экскурсию по нашему поселку на большом красивом автобусе!
Песня «Веселые путешественники» Муз. Старокадомского
Ведущий: Наша 1 остановка – Памятник Сузунской монете
17 октября 2013 года в Сузуне открылся памятник Сузунской монете


Ведущий: Сибирские монеты чеканились на Сузунском монетном дворе в 1766-1781 годах.
Теперь десять копеек диаметром больше метра украсили в центре Сузуна новую благоустроенную площадь, получившую название "Монетная". Памятник установили практически на том месте, где когда-то стоял медеплавильный завод, на котором чеканились монеты. Это не просто памятник, а кусочек истории земли Сибирской. Авторами памятника стали школьники Юра Волков и Андрей Байкалов.
Ребенок:
Сузун - это чудо природы,
Народ здесь красиво живёт.
Проходят, проносятся годы,
Но помнят монетный завод. (Т.Самойленко)

Ведущий: Наше путешествие продолжается и следующая остановка -
Памятник Воинам - Сузунцам , погибшим в годы Великой Отечественной войны


Ребенок:
В Сибири не было войны,
но бесконечны павших списки…
Стоят повсюду обелиски –
В Сибири не было войны. В. Шевчук
Ведущий: Солдаты земли Сузунской воевали на всех фронтах Великой Отечественной войны, защищая свою землю от фашистских захватчиков.
Дети читают стихи:
1. Скольким детям возвратили детство,
Подарили радость и весну
Рядовые Армии Советской
Люди, победившие войну! (Г.Рублев)
2. Куда б ни шёл, ни ехал ты,
Но здесь остановись,
Могиле этой дорогой
Всем сердцем поклонись.
И для тебя, и для меня
Он сделал все, что мог:
Себя в бою не пожалел,
А Родину сберёг. (М.Исаковский)
3. Мы видим их - солдат России,
Что в тот далёкий грозный час
Своею жизнью заплатили
За счастье светлое для нас... (С.Пивоваров)
4. За всё, что есть сейчас у нас,
За каждый наш счастливый час,
Спасибо доблестным солдатам,
Что отстояли мир когда-то. (Л.Некрасова)
Песня "Вечный огонь" Муз. А.Филиппенко
Ведущий: К памятнику приходят люди и возлагают цветы, этим они благодарят солдат за мирную жизнь, за победу.
А наше путешествие по родному поселку продолжается.
Мы приехали на одну из улиц, на которой стоит дом наших земляков, известных в нашей стране.
Это братья Геннадий и Александр Заволокины.


В Сузуне истоки творчества братьев Заволокиных, здесь всему было начало – первые песни и первые концерты, первые гастроли с Сузунским русским народным хором и первое признание зрителей. До 1972 года семья Заволокиных жила в нашем поселке, а затем лишь с концертами приезжали в родной поселок артисты Новосибирской государственной филармонии Александр и Геннадий Заволокины.
Негромко гармошка поёт за окном
Мелодии с детства родные...
И видится вновь мне родительский дом,
И лица друзей молодые.
Под музыку эту, родную до слёз,
Мы выросли полубосые.
Гордились мы тем, что живём средь берёз
В великой, могучей России! А.Заволокин


Дети исполняют "Частушки - завлекаши" Муз. Г.Заволокина
Ведущий: С веселой музыкой мы отправляемся дальше. Слышите, что это за голоса?
(звучат голоса птиц)
Куда мы приехали? Да, в наш Сузунский бор, какой он красивый!


Дети читают стихи:
1. Любуюсь, бор, твоей красою,
Смолистый, солнечный и светлый,
Стоишь высоко над рекою,
Раскинув в небо лапы - ветви.
2. Здесь дышится легко, свободно,
Здесь ветер теплый душу греет,
И радость льется в сердце звонко,
Жизнь возрождается, светлеет. (С.Астахова)

Ведущий: Кто живет в нашем лесу? Как нужно вести себя в лесу?
(дети называют правила поведения на природе)
Ой, кто-то бежит, давайте посмотрим!
Песня «Волк и еж» Муз. Лыкова
1. Убегал от Волка Еж: - "Серый, ты меня не трожь!
Шутников я не люблю, вот возьму и уколю!"
2. Долго Волк стоял у елки, убирал из лап иголки,
Ежик по лесу катился и над Волком веселился!

Ведущий: Дети, давайте скажем Волку и Ежу:
- Живите дружно, не обижайте друг друга!


Стихи о дружбе читают дети:
1. Друг нам в жизни очень нужен, с другом жить нам веселей.
Рядом с ним в любую стужу нам становится теплей.
2. Друг хороший нас утешит, успокоит в горький час,
Доброй шуткою потешит, рассмешить сумеет нас.
3. Дружбой искренней и честной нужно всем нам дорожить,
Потому что, как известно, без друзей нам не прожить!

Ведущий: Не надо ссориться, а нужно быть дружными, как в лесу грибы – опята, дружные ребята!
(Дети надевают шапочки грибов)
Наш танец так и называется «Дружные опята»


Ведущий: А скажите, чем славится наш лес? (ягодами, грибами – дети называют)
Игра «Собери грибы с закрытыми глазами»
Ведущий: Дети, слышите? Тихонько осень золотая
Прошагала, прошуршала по родному краю.
"Танец с зонтиками"


Ведущий: Наше путешествие продолжается, наша остановка называется"Веселый огород" !
В огороде – урожай, все, что хочешь собирай!
Огурцы и помидоры, есть морковка и салат,
Лук на грядке, перец сладкий и капусты целый ряд!
Выходят дети - овощи, читают стихи - загадки:
1. Как на моей грядке выросли загадки -
Крепкие, зеленые, хороши соленые!
Вся в пупырышках одежда, он зеленый, крепкий, свежий.
В общем, парень молодец. Догадались? (Огурец)
2. А на этой грядке – желтые загадки.
Круглый бок, желтый бок, растет на грядке колобок.
Засел он в землю крепко. Что же это? (репка)
3. А на этой грядке горькие загадки.
Тридцать три одежки, все без застежки.
Кто их раздевает, тот слезы проливает! (лук)
4. На крайней грядке длинные загадки.
Над землей – трава, под землей оранжевая голова.
На ощупь очень гладкая, на вкус, как сахар сладкая! (морковь)
5. Знаешь ноты фа и соль? Получается (фасоль)
6. Я рассыпчата, вкусна, взрослым, детям - всем нужна.
Можно жарить и варить, можно в суп положить.
Лишь сними с меня одежки - и наешься ты (картошки!)

МБОУ Тацинская СОШ №3 19.06.2018

Летний оздоровительный лагерь «Солнышко»

Подготовил воспитатель 3 отряда

Митрофанова Н.В.

Игра по станциям «Путешествие по родному краю»

Цели:

    Дать понятие учащимся о родном крае, многообразии природы родного края, о том, что человек – часть ее; раскрыть эстетический, познавательный, оздоровительный, практический интерес к изучению материалов о Родине, природы родного края в жизни людей и желание беречь и охранять Донской край;

    развивать любознательность; формировать у детей нормы поведения;

    воспитывать интерес к историческому прошлому Донской земли и нашей станицы.

Учебные материалы: карта Ростовской области и Тацинского района, демонстрационный видеоматериал по теме игры, фотографии родного края, природы, городов, людей разных профессий.

ХОД мероприятия

    Организационный момент.

Когда мы улыбаемся – мы делимся своим хорошим настроением! И чем чаще мы это делаем, тем больше людей будут радоваться вместе с нами!

Если только улыбнуться,
То начнутся чудеса –
От улыбок прояснятся
И глаза, и небеса.
Ну-ка взрослые и дети,
Улыбнитесь поскорей,
Чтобы стало на планете
И светлее, и теплей!

    Мотивация учебной деятельности.

ОТГАДАЙ ЗАГАДКИ

1.Сердцу место дорогое

Буду я всегда любить!

Место это знаю я,

А вы знаете, друзья?

2.Здесь родился, живёшь,

Уезжаешь – скучаешь. Как

зовут это место, знаешь?

(ответы детей)

Правильно, ребята, это Родина, кто мне ответит, что такое Родина, родной край?

Как называется край, где мы живём?

С чего начинается Родина?

Ты уже знаешь, что мы живём на Дону. Это наша большая Родина. Но у каждого из нас с вами есть и малая Родина – это город, село или посёлок, в котором родились и живёте вы, ваши близкие и родные вам люди, друзья. Это, конечно, и ваша школа, родные сердцу улицы и площадь, парк и стадион, памятные и дорогие сердцу места.

3. Сообщение темы и целей мероприятия

Тема нашего сегодняшнего праздника звучит так: «Что такое Родина?»

Мы с вами поговорим о Донской земле, ее истории, природе родного края, о том, что человек – часть природы; обсудим зачем нужно беречь и охранять Донскую землю. А еще, мы будем соревноваться. Четыре ваших отряда будут соревноваться между собой за первое место, совершая прогулку по станциям. На каждой станции вы должны будете выполнить задание, дежурный по станции будет оценивать вашу работу по пятибалльной шкале, когда все отряды совершат прогулку по всем станциям, мы подведем итоги нашего соревнования, но перед тем, как мы начнем, я бы хотела провести небольшую игру-опрос . Я буду читать стихотворение, а вы внимательно его слушайте, если вы согласны, говорите «да» , если же вы считаете, что я говорю неправильные вещи, вы говорите «нет»

Если в лес пришел гулять,

Свежим воздухом дышать,
Бегай, прыгай и играй.
Только, чур, не забывай,
Что в лесу нельзя шуметь,
Даже очень громко петь!
Испугаются зверушки,
Убегут с лесной опушки.
Ветки дуба не ломай, (да)
И почаще вспоминай:
Мусор с травки убирать! (да)
Зря цветы не надо рвать! (да)
Из рогатки не стрелять, (да)
Ты пришел не убивать!
Бабочки пускай летают,
Ну кому они мешают?
Здесь не нужно всех ловить, (да)
Топать, хлопать, палкой бить. (да)
Ты в лесу всего лишь гость.
Здесь хозяин – дуб и лось.
Их покой побереги,
Ведь они нам не враги.

Молодцы, ребята. Я надеюсь, когда вы будете отдыхать на природе, вы будете помнить о том, как нужно вести себя, чтобы не навредить природе.

4. Основная часть

4.1 Станция «Любознайкино»

Какие у нас есть достопримечательности?

Как называется наша станица?

Почему так названа наша станица?

Назовите столицу Донской земли?

В каком году основана наша станица?

Какие полезные ископаемые добывают в нашей местности?

Молодцы, ребята, я очень рада, что вы знаете так много о своем родном крае.

4.2 Станция «Это интересно!»

А знаете ли вы, что в начале 20 века на территории нашей донской земли было уже более 100 разного рода предприятий?

Назовите как можно больше предприятий нашей Донской земли!

4.3 Станция «Мудрая»

Игра восстанови пословицы

1.На чужой стороне Родина … │ там она и красна

2.Одна у человека родная мать,…│милей вдвойне

3.Где сосна взросла,….│ камешек знаком

4.На родной стороне и …│одна у него и Родина

Объясните, как вы понимаете эти пословицы?

4.4 Станция «Ребусная»

Игра «Измени слово»

Кто больше составит слов из слова ПРИРОДА. (У каждой команды лист и ручка.

Например, Род, пир, ода, дар, ар, пора, ад, ирод, и др. ).

4.5 Станция «Загадочная»

Отгадывание загадок

Сейчас мы отгадаем с вами загадки о природе, а после, вы должны мне будете должны сказать к какой природе принадлежат слова – отгадки, к живой или неживой?
Голубой платок, красный клубок по платку катается, людям улыбается. (Небо, солнце ).

Прозрачный, будто стекло, а не вставишь в окно. (Лед)

Не дерево, а с листьями. Не рубашка, а сшитая.

Не поле, а засеянное. (Книжка)

Белая заплата, черная заплата По дереву скачет. (Сорока )

Хотя не шью я никогда, а игл всегда достаточно. (Еж )

Всю ночь бродит наугад, Прокладывает путь к дню. (Луна)

Красное коромысло

Через реку повисло. (Радуга )

Много ног без копыт.
Ходит, а не стучит.
Летает, а не птица. (Жук)

4.6 Станция «Отгадайкино»

Отгадывание загадок про разных животных

Очень хорошо, ребята, но это еще не все, на территории нашего края обитает большое количество разных животных: зверей, птиц, насекомых, пресмыкающихся. Многих из них вы знаете, о некоторых слышали. Я загадаю вам загадки, ответив на них правильно, вы получите больше баллов:

Лесом катиться клубок,

У него колючий бок.

Он охотиться ночами

За жуками и мышами.(Еж.)

Посмотрите-ка, какая-

Вся горит, как золотая.

Ходит в шубке дорогой,

Хвост пушистый и большой.(Лиса.)

В травах прячется........(Кузнечик ).

Удивляется цветок:

«Что за новый лепесток?»

Кто так прячется?... (Бабочка )

Кто там под мостиком

Виляет хвостиком? (Рыба )

Днем спит, ночью летает

И прохожих пугает. (Сова )

Кто на свете ходит

В каменной рубахе? (Черепаха )

Ползун ползет,

Иголки везет. (Еж )

То рыжая, то серая.

А прозваньем белая. (Белка )

Ищет целый день он крошки,

Ест букашек, червяков.

Зимовать не улетает,

Под карнизом обитает. (Воробей)

Он серенький на вид,

Но пеньем знаменит. (Соловей)

Он прилетает каждый год

Туда, где домик его ждет,

По лужку он важно ходит,

Из воды сухим выходит,

Носит красные ботинки,

Дарит мягкие перинки. (Гусь)

А какие животные не живут у нас на Донской земле? Молодцы!!

5. Итоги мероприятия

К сожалению, наше мероприятие подходит к концу, мы с вами многое сегодня успели, узнали много нового, пополнили и освежили свои знания, скажите же мне, что такое Родина?

Как называется наша Родина?

Как давно появилась наша Станица?

Какие растения здесь растут?

Какие животные живут на Донской земле? А каких животных у нас нет?

Любить свою Родину, означает заботиться о ней, улучшать и украшать хорошими поступками, помогать друг другу, у нас очень красивый край, он богат и заповедниками и красивыми лесами, у нас очень талантливые и добрые люди, которые всегда придут на помощь, если случилась беда. Природа Донского края восхищает своим разнообразием: это и степи с душистым разнотравьем, и живописные балки, и знаменитый Тихий Дон. Ну и, конечно же, другие реки, берег Азовского моря, густые тенистые леса.

Мир вокруг нас – это наш Большой Дом. Моря и реки, леса и горы, поселки, села и города... Как много всего в этом замечательном доме! И вместе с нами в нем живут растения и грибы. Насекомые и рыбы, птицы и звери. Давайте каждый будет внимательнее к Родине и таким образом мы ее сделаем еще красивее.

Подведение итогов соревнования. Награждение.

Цель: воспитание любви и привязанности к родному краю через легенды, сказки, притчи, стихи местных поэтов и на основе этнокультурных традиций мордовского народа.

Задачи:

Формирование знаний об истории своего народа, его языковой культуре, национальном характере, легендах, традициях;

Воспитание активных, ответственных граждан, любящих свою Родину, осознающих себя представителями своего народа, способных сохранять и развивать национальные традиции и культуру.

Развитие навыков исследовательской деятельности через изучение легенды о рождении мордовского народа.

Ход занятия:

I. Организационный момент.

1. Проверка готовности к уроку.

2. Психологический настрой.

Кроме матери родной,

Нету матери на свете.

Кроме родины - иной

Нет родной земли на свете.

Ребята, каким чувством пронизано четверостишие?

II. Мотивация к уроку.

Давайте настроимся на то, чтобы именно таким чувством было пронизано наше занятие. Начать его я хочу с притчи:

Жил Человек там, где родился. И, вот, захотелось ему взглянуть на белый свет, найти райскую страну, где всем живется весело и богато. Отправился Он за тридевять земель. Прибыл в страну, о которой мечтал и стал там жить. Жилось ему там не хуже, чем в родных краях, а в чем-то может и лучше. Места там были красивые, хоромы прекрасные, одежды носил он царские, за столами сиживал богатыми. Но для счастья ему всегда чего-то не хватало. Просила его душа, о чем-то, но понять Он ее не мог и не знал, чего же ему недостает в тридевятом царстве. Как-то лунной ночью не спалось ему, думы думались, ответы на вопросы все искались, да в душе своей разобраться хотелось. Вдруг, слышит Он тихий, серебристый звук колокольчика. Прислушался. Ба! Да, это ж не колокольчик! Это ж голос чей-то! - осенило Его. Еще лучше стал вслушиваться в эти звуки:- Где родился там сгодился, - пел тонкий серебристый голосок. Задумался Человек над словами этой незатейливой песенки. И понял Он, что это его Земля родная к себе зовет, души предков о себе напоминают. Затосковал Человек по отчей земле, но бросить свой дом, хоромы прекрасные не мог. А тоска все дольше и больше. Хоромы стали видеться не такими прекрасными, как самый малый дом в родной сторонушке; одежды не такие царские, как обычное рубище, что носил в родной сторонке; столы не такие богатые и не такие вкусные, какие были пироги в родном доме его. Ничего не хотелось ему с тех пор, кроме родной земли, где могилка его матушки родимой и отца его, где растет рябинка им посаженная, где стоит дом, им построенный. Бросил Человек тридевятое царство богатое, страну эту райскую, и отправился туда, куда звала его душа, в родную сторонушку. И зазвенели радостным звоном голоса в душе его, и Солнце ярко освещало его путь, и дорога, словно звала за собой, а сердце радостно билось, как птица, трепеща в груди его, словно предвкушая Счастье, которое не купишь ни за какие богатства мира. Это был путь на Родину, дорога к себе самому!

II I . Определение темы урока.

Как вы думаете, почему урок мы начали с этой притчи?

Молодцы, ребята, правильно, мы будем говорить о родном крае и о том, что с ним связано.

I V . Актуализация знаний о родном крае.

1.Беседа.

Ребята, а как вы понимаете, что такое Родина?

Что вы знаете про свою малую родину?

(Дети называют область, район, название села).

2. Изучение стихотворения А.Большакова «Кивать»

Учитель: много стихотворений о родном крае написали местные поэты: В.П.Ефимов, Л.М.Шапошникова, А.Большаков. А сейчас я хочу предложить повторить всеми нами любимое стихотворение А.Большакова «Кивать».

(Читают наизусть по цепочке стихотворение А. Большакова «Кивать»).

Кивать.

Источника святого сила,

Купели чистой благодать

И слышится мне вздох России

В селе с названием Кивать.

Здесь по традиции воскресной,

Без суеты, уже давно,

Пекут подовый хлеб чудесный.

И варят вкусный квас хмельной.

Рассвет узором тонким выткан,

Судьба у времени в тисках,

Истории живая нитка

Забилась жилкой у виска.

Мне видится, как под горою,

Не протрезвевшие с утра,

Идут в тужурках чёрных трое

Казнить священника Петра.

Как в годы мутного броженья

Беда склонилась над селом,

Как светлый храм от разрушенья,

Крестьянской мудростью спасён.

Ступеней скрип на колокольне

И терпкий запах старины.

Младенца лик хранит икона

На пасху праздничный пирог

И стих под куполом церковным.

Густой мордовский говорок.

Путь к роднику тропинкой вьётся

И через мостик над ручьём

Ведёт к «поповскому» колодцу,

К воде богатой серебром.

Источника святого сила,

Купели чистой благодать.

Живёт великая Россия

В селе с названием Кивать.

А.Большаков.

Что вы можете сказать об отношении поэта к Родине?

Какие достопримечательности села описываются в данном стихотворении?

Спасибо, молодцы! А теперь давайте совершим с вами небольшую заочную экскурсию и полюбуемся достопримечательностями села.

3. Игра «Соотнеси картинки» и описание. (Достопримечательности села)

Цель - кратко рассказать о достопримечательностях села.

- (Дети работают в группах, соотносят картинки с описанием).

Здесь проходит Всероссийский фестиваль мордовского фольклора и декоративно-прикладного творчества «Масторавань морот» («Песни матери земли»); (Этнографический комплекс «Мордовская усадьба»).

Недалеко от этого места в лесу погиб псаломщик местной церкви Пётр Павлов, поэтому вода в нём считается святой (Святой источник);

Почему в народе звали его «Лёватка» никто не помнит, но в далёкие 70 годы он был сборщиком старых вещей, которые менял на воздушные шары, что доставляло детям большое удовольствие (Лёваткинский родник);

Название ему никто не дал, поэтому в народе его называют «Безымянным» (Безымянный родник);

Это уникальное сооружение, он один из немногих в нашей Симбирской митрополии, который не закрывал свои двери даже в годы лихолетья. На нем держалась вера православных людей, населяющих наш район (Храм в Честь Иконы Казанской Божьей Матери);

У мордвы, огороженное плетью место для мольбища в лесах, в полях, на лугах;

Есть предание, стремясь показать свою силу, мордовский богатырь, наместник Ивана Грозного, Надей срыл дёрн земли площадью 1кв. метр, подняв ношу над головой, принялся шагом измерять территорию. С тех пор и величают его Сила - Мурзой (площадка Сила Мурзы).

Учитель: Как говорит в своём стихотворении поэтесса Елена Руль:

Уголки нашей Родины малой

Нас к себе очень часто влекут

Во сне, в воспоминаниях детства

Красоту эту видеть зовут.

Вся эта красота находится в нашем селе.

4. Легенда о рождении мордовского народа.

Скажите, а жители какой национальности проживают в нём?

А как появился мордовский народ?

«Легенда о рождении мордовского народа» - рассказывают дети.

Однажды в мордовских дремучих лесах свершилось великое чудо. Ранней весной Бог солнца поцеловал своими лучами молоденькую яблоньку - и раскрылся на земле первый яблоневый цвет, красоты первозданной и невиданной. За ним - другой третий. И стала вся яблонька ослепительно белой и сказочно прекрасной. Залюбовалась красотой неслыханной птица счастья, коснулась своим крылом чудо-яблоньку и превратила её в девицу ненаглядную. И пошла она по цветущей земле. И там, где нога её ступала, рождался мордовский народ: высокий, голубоглазый, златокудрый, мудрый, добрый, трудолюбивый и хлебосольный.

А откуда узнали эту легенду?

Ребята, а вы хорошо знаете свой родной язык?

Любите его?

Давайте проверим знание языка и поиграем в игру «Знатоки родного языка».

5. Дидактическая игра - работа в группе (две группы) «Знатоки родного языка».

Цель - привитие интереса к изучению эрзянского языка.

Правила игры: выбирают раздел, задание на количество баллов, если не смогут ответить, отвечает команда соперников и баллы переходят им, в конце игры подсчитывают количество баллов. (Всего 20 вопросов).

Вопросы:

10 - «Мать» на эрзянском языке;

20 - «Отец» на эрзянском языке;

30- слово «сестра» на эрзянском языке;

40- слово «брат» на эрзянском языке;

50 - слова «девочка», «мальчик» на эрзянском языке.

10 - женская рубашка из белого холста;

20 - праздничный женский головной убор;

30 - длинная распашонка из белой холщовой ткани с вышивкой;

40 - набедренная повязка девушек и замужних женщин;

50 - икельга паця.

3.Боги мордвы.

10 - мифический образ символизирующий зло;

20 - мифический образ символизирующий счастье;

30 - лесной дух, покровительница, хозяйка леса;

40 - мифический образ - дух воды;

50 - самый главный персонаж, богатырь, обладающий несокрушимой силой, мудростью и хитростью.

4.Украшения.

10 - наушные украшения;

20 - украшение на пальце;

40 - нагрудная застёжка;

50 - через плечное украшение.

Подсчёт баллов, выявляется команда «Знатоков родного языка»

Учитель: Эрзянский язык — богатство, которое нам всеми силами надо сохранить и гордиться им.

5.История возникновения села Кивать.

Мы знаем, как появился мордовский народ, знаем родной эрзянский язык, а как же возникло наше мордовское село?

Работа с церковно приходской летописью (ксерокопия - выборочное чтение).

Как сказано в «Церковно-приходской Летописи Богородице-Казанской церкви с. Кивати» - «… Прихожане - мордва эрзянского племени, выселенные сюда по сказанию летописца священника Иоанна Тихомирова из сел Карсунского уезда, Кивати и Кандарати…». Отсюда можно заключить, что выселенные мордва основали село с таким же названием - Кивать (Название которого связано с водой).

Вопросы для выборочного чтения:

Из какого уезда переселился народ?

Из каких сёл?

Прочитайте, какой вывод можно сделать о названии села.

6. Устное народное творчество мордовского народа..

Учитель. Мордовский народ не только глубоко чтит родной язык, изучает историю родного края, но и передаёт из уст в уста творчество своего народа. В легендах говорится, что среди мордовских божеств существовало злое мифическое существо «Варда» в образе девочки оборвыша и доброе существо «Уцяска», в переводе «Счастье».

Ребята, а давайте вспомним в какой мордовской народной сказке мы встречались с этими персонажами? («Девушка Берёзка»)

Что символизирует образ «Варды»? Образ «Уцяски»?

Кратко расскажите сюжет сказки:

Варда сестру к обрыву заманила, сырой землёй завалила. На этом месте вырастает берёзка. Проходившие мимо музыканты, делают из берёзки скрипку, которая вновь превращается в Уцяску. Сказка заканчивается тем, что Добро побеждает Зло.

Давайте попробуем выразить характер героев.

2.Инсценирование отрывков - работа в группе.

Задание: Вам нужно войти в образ героев - девочек и инсценировать отрывки.

Первая группа

Уцяска: Как здесь хорошо! Какой воздух чистый, а сколько грибов! Собирай, Вардушка!

Варда: Фу, какой лес противный, эти ветки все мои ручки ободрали. Надо было тебе сюда идти! Тащи теперь эту корзинку, наклоняйся, надрывайся!

Уцяска:Давай я тебе помогу, грибочков и для тебя наберу. Вот, смотри, какие крепкие, красивые.

Варда: Лучше бы дома сидели, на печке грелись.

Вторая группа

Варда: Ой, моё колечко, вниз укатилось (плачет) .

Уцяска:Не плачь, сестрёнка, я тебе своё отдам.

Варда: Не нужно мне твоё, ты меня сюда привела, ты кольцо моё и доставай.

Уцяска:Ну что ж, подожди, сейчас я его достану.

Ведущая: Спустилась младшая за кольцом, а край оврага осыпался, и завалило девушку землёй.

Уцяска: Помоги, сестрица! Сестрица, помоги!

Варда: Как же! Полезу я помогать. Так тебе и надо! Пойду домой скорей, глядишь меня и похвалят. (Берёт корзинки и уходит) .

Чем закончилась сказка?

(Сказка закончилась тем, что Уцяска вышла замуж за музыканта, а Варда - злое существо вообще исчезло из жизни)

А в жизни добро всегда побеждает зло? (не всегда)

От кого это зависит? (от ситуации, от человека…)

Учитель. В заключении я хочу пригласить Вас в гости к одной из героинь этой сказки. Вот две избы, в одной живёт Уцяска, а в другой Варда. Подумайте, к кому бы вы хотели зайти, пройдите к той избе.

Обоснуйте, пожалуйста, свой выбор.

(Нужно подвести к тому, что если Зло оставить в одиночестве, оно и дальше будет совершать злодеяние, поэтому надо обязательно зайти к Варде, чтобы побудить в ней Добро)

V . Подведение итога.

Почему занятие заканчиваем сказкой? Как она связана с темой нашего занятия «Путешествие по родному краю»?

(Ответы детей)…

Вывод. Это сказка нашего мордовского народа. В сказках народ стремится преодолеть зло, хотя бы с помощью волшебства. Какой бы невиданной силой не обладал злодей, обязательно найдется герой, способный его победить, ради того чтоб на его родной Земле царил мир. Давайте, же беря пример с добрых героев сказок стремиться к добру, чтобы наш родной край всегда был гостеприимным и радушным уголком нашей Родины!

VI . Рефлексия.

Что вы взяли для себя с занятия?

Что именно понравилось?

Продолжите фразу:

Сегодня на уроке я узнал …

Сегодня на уроке мне было легко …

Сегодня на уроке мне было трудно …

Сегодня на уроке я чувствовал …

Как вам было сегодня на уроке, выразите своё настроение выбором смайлика.

Список литературы

2. Выписка из летописи храма в Честь Иконы Казанской Божьей Матери.


Close