Для того чтобы попасть на территорию ЗАТО, нужен специальный пропуск. Легче всего его получить тем, у кого в закрытом городе проживают близкие родственники. Пропуск также выдают тем, кто устроился в ЗАТО на работу или нашел себе мужа или жену из местных жителей.

Но, конечно, существуют и обходные пути. В некоторых ЗАТО время от времени проходят культурные и спортивные мероприятия, на которые приглашаются посторонние участники. Самые же отчаянные просто находят дырки в заборе или пробираются в город секретными тропами. Правда, при этом нужно учитывать, что незаконное проникновение на территорию ЗАТО чревато административным наказанием в виде штрафа и немедленным выдворением за забор.

10 закрытых городов России

1. Железногорск (Красноярск-26, Соцгород, Атомград), Красноярский край

Фото: Сергей Филинин

Причина особого статуса: На территории города находится Горно-химический комбинат (ГХК), где производился оружейный плутоний (плутоний-239), а также ОАО «Информационные спутниковые системы» имени академика М.Ф. Решетнева», выпускающее спутники.

В свое время проектировщики Железногорска придерживались концепции максимального невмешательства в природный ландшафт, поэтому с высоты птичьего полета кажется, будто жилые кварталы находятся прямо в лесу. Недалеко в горном массиве находятся уран-графитовые реакторы по производству плутония. Один из них действовал до недавнего времени - он не только производил плутоний, но и снабжал теплом и электричеством жителей города. Расположены реакторы в километровых тоннелях в толще гранитного монолита - на случай ядерной войны. Еще один из тоннелей проложен от ГХК на другой берег Енисея.

В советские времена статус ЗАТО притягивал к городу агентов иностранной разведки, которых, впрочем, бдительные местные жители вычисляли почти сразу. Однако особенно популярна среди них байка не об иностранном агенте, а о своем же земляке: в 1980-е один из работников ГХК изловчился пронести через проходную немного плутония и хранил его дома в обычной стеклянной банке. Позже, когда вора засекли с помощью специальной техники, он говорил, что всего-навсего хотел отравить тещу. В итоге его признали невменяемым и отправили лечиться.

Кстати, в городе есть Парк культуры и отдыха им. Кирова, где работают аттракционы «Солнышко», «Колокольчик», «Орбита» и находится Городское озеро.

2. Зеленогорск (Заозерный-13, Красноярск-45), Красноярский край

Причина особого статуса: На территории города находится ОАО «Производственное объединение «Электрохимический завод», где производят низкообогащенный уран.

Зеленогорск был возведен на реке Кан на месте небольшой деревни Усть-Барга. Жителей деревни, которая фактически была стерта с лица земли, привлекли к строительству города.

В Зеленогорске действует кадетский корпус при центре «Витязь», причем военной подготовке здесь обучают не только мальчиков, но и девочек. На базе центра работает небольшой Музей боевой славы. Также в городе есть Музейно-выставочный центр, расположенный напротив храма преподобного Серафима Саровского.

Основные развлечения зеленогорцев - посиделки на берегу реки Кан и походы в ночной клуб «Город», открывшийся буквально пару месяцев назад. За культурным досугом местные жители предпочитают ездить в Красноярск, несмотря на то что до него более 150 км. Приезжего наверняка удивит тот факт, что Зеленогорск, в отличие от большинства ЗАТО, отнюдь не выглядит как типичный городок из советского времени - тут широкие проспекты, кирпичные многоэтажки, бесчисленные газоны и скверы; никакой серости и уныния. Впрочем, о советском прошлом напоминает вездесущий памятник Ленину.

3. Знаменск (Капустин Яр - 1), Астраханская область

Причина особого статуса: Город является административно-жилым центром военного полигона Капустин Яр.

Военный полигон Капустин Яр, построенный в 1946 году, предназначался для проведения испытаний первых советских боевых баллистических ракет. А вполне миролюбивое свое название он получил от одноименного села, которое впоследствии стало открытым пригородом закрытого Знаменска. Впрочем, на деле последний оказался не таким уж и закрытым: сюда периодически приезжают на экскурсии школьники и студенты из ближайших населенных пунктов. Так что желающим попасть в город можно попробовать собраться в экскурсионную группу и подать соответствующий запрос - не исключено, что особенно настойчивых примут.

Первый начальник полигона Капустин Яр генерал-майор Василий Вознюк, заступивший на службу в 1946 году, до сих пор пользуется у местных жителей уважением, в кабинетах администрации можно увидеть его портреты. Есть его портрет и в местном Музее космонавтики. Именно из Знаменска отправились в полет первые космические собаки, и звали их не Белка и Стрелка, а Дезик и Цыган. Рядом с музеем находится открытая площадка, где представлены образцы военной техники, например, ракетные установки и радары.

4. Город Лесной (Свердловск-45), Свердловская область

Причина особого статуса: На территории города находится ФГУП «Комбинат «Электрохимприбор», предназначенный для сборки и утилизации ядерных боеприпасов, а также для производства изотопов урана.

Строительство значительной части Лесного легло на плечи узников ГУЛАГа: в общей сложности над секретным объектом работали более 20 000 заключенных. Несмотря на то что Совет министров СССР отправлял руководить работами на будущих ЗАТО лучших специалистов, без трагических инцидентов не обходилось. Так, возведение Лесного унесло жизни нескольких десятков человек, которые погибли во время взрывных работ и так и не были должным образом похоронены - их тела находятся в братских могилах.

Город Лесной очень похож на другие закрытые города Росатома: 3-х этажные дома первых лет строительства (начало 50-х годов), солидные «сталинские» здания и пестрые многоэтажки на светлых проспектах, симпатичный сквер им. Гагарина, памятник Ленину. Впрочем, досуг можно разнообразить, ведь Лесной расположен всего в нескольких километрах от соседнего городка Нижняя Тура: одна из его центральных улиц упирается прямо в КПП Города Лесного. В Нижней Туре для приезжих есть, например, исторический и экологический музеи.

5. Мирный, Архангельская область

Причина особого статуса: Является административным и жилым центром космодрома Плесецк.

На том месте, где сейчас стоит город Мирный, во времена царской России проходила так называемая «государева дорога» к Белому морю. По легенде, именно по ней вслед за обозом шел в Москву Михайло Ломоносов. Никакого памятного столба, правда, нет, и все главные достопримечательности Мирного связаны с историей освоения космоса: первый государственный космодром «Плесецк» долгое время был мировым лидером по количеству запусков.

Мирный изобилует монументами и обелисками. В памятник превратили даже камень, с которого началось строительство города. Здесь установлен обелиск «Космос-1000» в честь запуска первого советского навигационного космического аппарата. В 1989 году на орбиту был выведен спутник «Космос-2000» - это событие тоже отмечено памятником, который за сходство с представителями внеземных цивилизаций прозвали «инопланетянином».

Пройти в Мирный можно по секретной тропе, которая начинается у последнего поворота соседнего поселка Плесецк, если добираться до города на маршрутном такси. Правда, стоит уточнить топографию у кого-то из местных, а также быть готовым к тому, что есть риск наткнуться на военный патруль.

6. Новоуральск (Свердловск-44), Свердловская область


Фото: zzaharr

Причина особого статуса: На территории города находится ОАО «Уральский электрохимический комбинат», где производят высокообогащенный уран.

Новоуральск стоит на берегу Верх-Нейвинского пруда, в верховьях реки Нейва. Говорят, что пробраться в город можно и через лес рядом с так называемой белореченской проходной - неподалеку от деревни Белоречка. Однако приезжему легко заблудиться, поэтому стоит подыскать себе проводника.

Окрестности Новоуральска изобилуют природными памятниками. К ним относятся, например, скала Висячий камень и гора Семь братьев. С происхождением последней связано множество легенд: по одной версии, Ермак превратил в каменных истуканов семерых колдунов, которые мешали ему покорять Сибирь; по другой - это все, что осталось от братьев-золотоискателей, которые всю ночь неусыпно охраняли свою добычу от разбойников и под утро обратились в камень. Существует даже такая байка: в советские времена была объявлена облава на старообрядцев, прятавшихся в уральских лесах. Семеро из них в попытке спастись от преследования бежали в горы, где в камень их заковали не какие-то сверхъестественные силы, а обычный страх.

В центре города есть краеведческий музей и театр оперетты, артистов для которого воспитывает в том числе новоуральская музыкальная школа.

7. Озерск (Челябинск-40, Челябинск-65)

Причина особого статуса: На территории города находится ФГУП «Производственное объединение «Маяк», где производят радиоактивные изотопы.

Несмотря на то что в строительство и работу «Маяка» были вложены огромные технические и человеческие ресурсы, без аварий здесь не обходилось. Причем одна из них лишь немногим уступает Чернобыльской трагедии. В результате взрыва, который произошел в хранилище радиоактивных отходов 29 сентября 1957 года, в зоне загрязнения оказалась территория размером около 300 км в длину и 10 км в ширину. Здесь проживало в общей сложности 270 000 человек. Большая часть была переселена, а их имущество и скот уничтожены.

Специалисты, входившие в первую партию работников комбината №817 (так раньше называлось «Производственное объединение «Маяк»), подверглись строжайшему многоступенчатому отбору; более того, после прибытия на секретный объект они в течение нескольких лет были лишены не только встреч с родными, но и права переписки с ними. Сегодня озерчане воспринимают жизнь в ЗАТО не как ограничение, а как привилегию. Поэтому в их отношении к приезжим можно усмотреть некоторую снисходительность.

8. Саров (Шатки-1, Москва-300, Кремлев, Арзамас-75, Арзамас-16), Нижегородская область

Причина особого статуса: На территории города находится Российский федеральный ядерный центр Всероссийский научно-исследовательский институт экспериментальной физики (РФЯЦ-ВНИИЭФ).

Саров - удивительный город: с одной стороны, он является местом создания атомной бомбы, с другой, здесь находится одна из самых почитаемых православных святынь, Саровская пустынь. В 1778 году одним из послушников монастыря, в котором был особенно строгий устав, стал Прохор Исидорович Мошнин, в прошлом - сын богатого купца, в будущем - преподобный Серафим Саровский.

Под Саровской пустынью находится настоящий подземный город, куда монахи-отшельники спускались в поисках уединения. Трехуровневые катакомбы представляют собой запутанную систему узких, плохо освещенных коридоров. Местная легенда гласит, что раньше на самом нижнем уровне подземной церкви было небольшое озеро, по которому послушники катались на лодке.

Именно религиозный мотив может облегчить постороннему доступ в Саров: в Свято-Успенский мужской монастырь Саровская пустынь, который начиная с 2006 года снова благополучно функционирует, периодически организовываются паломнические туры. Для тех же, кого больше интересуют достижения советских ядерщиков, на базе РФЯЦ-ВНИИЭФ работает Музей ядерного оружия. Его главный экспонат - так называемая царь-бомба, она же «кузькина мать», которую Хрущев обещал показать Америке. Большая часть экспонатов музея, естественно, копии.

9. Североморск, Мурманская область

Причина особого статуса: Является крупной военно-морской базой.

Североморск, в прошлом поселок Ваенга, стоит на берегу Кольского залива в Баренцевом море. Изначально эту территорию заселяли саамы и поморы, позже, уже в ХХ веке, сюда пришли финны и русские. Строительство базы ВМФ началось здесь в середине 30-х годов прошлого века, однако статус закрытого город получил уже после распада Советского Союза - в 1996 году.

Памятные места Североморска посвящены морякам и истории флота. Так, на Приморской площади стоит памятник героям-североморцам - гигантский матрос с автоматом и в бескозырке с развевающимися ленточками. Местные жители ласково называют его Алешей. На площади Мужества установлен памятник торпедному катеру ТК-12, который в годы Второй мировой войны потопил четыре вражеских корабля. Здесь же расположен музей Подводная лодка К-21, где представлены основные предметы быта подводников: начиная с гальюна и заканчивая консервированной питьевой водой.

Североморск находится за полярным кругом, поэтому зимой тут наступает полярная ночь, которая длится с начала декабря до середины января. Настоящие арктические морозы в Североморске бывают редко, однако из-за ледяного ветра и высокой влажности приезжему адаптироваться к местному климату тяжело.

10. Снежинск (Челябинск-70), Челябинская область

Причина особого статуса: На территории города находится Российский федеральный ядерный центр - Всероссийский научно-исследовательский институт технической физики имени академика Е.И. Забабахина (РФЯЦ-ВНИИТФ).

Лучше всего в Снежинск приезжать летом, когда город просто утопает в зелени. В Снежинске находится несколько озер, и в жаркий день можно искупаться и позагорать на одном из городских пляжей. Те же, кто попадает в город зимой, развлекают себя катанием на горных лыжах - неподалеку от города на склонах Вишневых гор проложены трассы. Там же есть база проката и починки оборудования и санаторий«Сунгуль».

На первый взгляд кажется, что современный Снежинск - это уютный чистый городок, в котором есть даже собственный Бродвей (так снежинцы называют бульвар Циолковского). На самом же деле город полон таинственных артефактов, сохранившихся с советских времен: сооружения неизвестного назначения, вентиляционные трубы, которые торчат из земли в самом центре города, тоннели, ведущие в неизвестность. Несколько лет назад в местной газете появился фантастический рассказ о наличии в городе системы подземных коммуникаций. Помимо вполне правдоподобных деталей там фигурировали еще и гигантские барсуки. Общественность до сих пор спорит о том, насколько обоснованны слухи о снежинском метро. А местные диггеры время от времени организовывают экспедиции в поисках секретных подземных ходов.

Бронетанковая промышленность ФРГ является развитой отраслью ВПК страны. Она способна обеспечить производство всех видов боевых бронированных машин (ББМ): танков, боевых машин пехоты (БМП), бронетранспортеров (БТР), боевых разведывательных машин (БРМ) и другой бронетанковой техники, а также высокий технический уровень разработок и конкурентоспособность как конечной продукции, так и основных систем и подсистем (вооружение, броневая защита, ходовая часть, двигатели).

Германия располагает производственными мощностями с полным технологическим циклом по выпуску современных ББМ. В настоящее время в производстве бронетанковой техники задействовано более 60 заводов базовых отраслей промышленности, в том числе свыше 30 машиностроительных, до десяти автомобильных, три металлургических, два судостроительных, три электротехнических и другие. Это обусловлено особенностями производства составных элементов бронетанковой техники (башни, корпуса, ходовая часть, вооружение, двигатели, различные узлы и агрегаты).

Важное место среди этих предприятий занимают машиностроительные и автомобильные заводы, на которых осуществляется окончательная сборка бронетанковой техники. Расположенные, как правило, в крупных промышленных центрах или в непосредственной близости от них, они оснащены современным станочным и другим технологическим оборудованием. На их территории располагается до 30 производственных корпусов, до 90 технических, служебных, складских и административных зданий, площадки для открытого хранения готовой продукции, комплектующих и заготовок, поступающих с других заводов. Характерным для большинства этих предприятий является наличие на их территории или в непосредственной близости полигонов для ходовых испытаний техники и грузовых железнодорожных станций.

К наиболее важным и постоянно занятым производством бронетанковой техники относятся машиностроительные заводы компаний «Краусс-Маффей Вегманн» (г. Мюнхен), «Мак систем» (г. Киль) и «Тиссен Хеншель верке» (г. Кассель), а также «Эйзенверке Кайзерслаутерн» (г. Кайзерслаутерн).

Завод компании «Краусс-Маффей Вегманн» является головным предприятием по выпуску танков «Леопард» различных модификаций. На его территории расположены 12 корпусов основных производственных цехов, а также более 20 производственно-испытательных, лабораторно-производственных корпусов и технических зданий. Кроме того, там оборудованы площадки для хранения готовой продукции (часть из них имеет навесы) и есть испытательный полигон для проведения ходовых испытаний выпускаемой техники. На заводе помимо бронетанковой техники налажено производство тягачей, специальных автомобилей и другой транспортной техники для бундесвера. Из гражданской продукции здесь выпускаются локомотивы, автомобили, тягачи, автобусы и различное оборудование для металлообрабатывающей, горнодобывающей, химической, целлюлозно-бумажной, стекольной и пищевой промышленности.

В настоящее время на этом предприятии по заказу сухопутных сил ФРГ проводятся работы по комплексной модернизации танков «Леопард-2А4» до уровня «Леопард-2А6», а также по усовершенствованию ЗСУ «Гепард».

Танк «Леопард-2А4»


Танк «Леопард-2А6»

За счет собственных средств компании разработан и запущен в серийное производство БТР АТF-2 «Динго» на базе тактического автомобиля «Унимог». Он предназначен для оснащения миротворческих контингентов бундесвера в Афганистане. Поставки сухопутным силам ФРГ ведутся с 2000 года. Также в инициативном порядке разработан и представлен демонстрационный образец легкого БТР «Терьер».

Завод фирмы «Мак систем» является вторым предприятием в стране, специализирующимся на производстве танков «Леопард» и бронированных машин на их базе. Кроме того, здесь налажен выпуск инженерных машин и артиллерийского вооружения (гаубицы, торпедные аппараты, 40-мм ЗСУ). Из гражданской продукции производятся локомотивы, дизельные двигатели и чугунное литье. На территории завода размещены 17 корпусов основных и вспомогательных цехов, до десяти технических и лабораторных зданий, открытая площадка для складирования готовой продукции и испытательный полигон.

Завод фирмы «Тиссен Хеншель верке» (старейшее предприятие отрасли) специализируется на производстве БМП, БТР и БРМ. Гражданская продукция - дизель-электровозы, электровозы, дизельные двигатели, детали различных машин и механизмов. В настоящее время на заводе проводится капитальный ремонт и модернизация техники. На базе многоцелевой платформы ТН 495 созданы демонстрационные образцы БМП и БТР. На территории предприятия размещены 22 корпуса основных и вспомогательных цехов, до 20 технических, лабораторных и служебных зданий, складские здания для складирования готовой продукции и испытательный полигон.

Завод фирмы «Тиссен индустри-Рейншталь» до середины 90-х годов занимался сборкой БТР (главным образом для войск пограничной охраны) и БРМ на экспорт. Кроме того, здесь было налажено производство башен для танков «Леопард», корпусов САУ и бронетранспортеров. Сейчас завод полностью переведен на выпуск гидротехнического оборудования. Производственное оборудование и техническая документация на БТР ТМ-170 и UR-416 были переданы объединению «КУКА Хеншель». Из гражданской продукции здесь выпускаются оборудование для шахт, резервуары, сварные конструкции, чугунное литье, а также проводится ремонт железнодорожных вагонов. На территории завода размещены 11 корпусов основных и вспомогательных цехов, до 15 технических, лабораторных и административных зданий, открытая площадка для складирования готовой продукции и испытательный полигон.

В 1999 году концерн «Рейнметалл» приобрел контрольный пакет акций компании КУКА и сформировал производственное отделение «Боевые машины сухопутных сил». В его состав была включена также фирма «Мак систем», все акции которой с 1992 года принадлежат ему. Рассматривался вопрос о переносе производства БРМ «Визель-2» из г. Киль на предприятие «Рейнметалл Де Тек» (г. Унтерлюс, земля Нижняя Саксония).

БРМ «Визель-2»

Фирмы «Краусс-Маффей Вегманн» и «Рейнметалл» с 1999 года ведут разработку БТР GТК «Боксер», предназначенного для замены бронетранспортеров «Фукс» и М11З. Кроме того, в программе участвуют Нидерланды (местное наименование РWV). Первый прототип нового БТР был продемонстрирован в июле 2002 года, а к серийному его выпуску приступили в 2007-м непосредственно после завершения разработки. Первая серия будет включать 200 бронетранспортеров для каждой страны.

БТР СТК «Боксер»

По финансовым причинам отложена разработка боевой машины NGP, которую предполагалось использовать в качестве базы для создания нового основного боевого танка, БМП и ЗСУ.

Важную роль в обеспечении потребностей сухопутных сил ФРГ в инженерной технике и амфибийных машинах играет фирма «Эйзенверке Кайзерслаутерн». Ее продукция экспортируется в США, Великобританию, Австралию, Канаду и другие страны.

К числу заводов, которые также могут привлекаться к выпуску бронетанковой техники, следует отнести те, что имеют опыт ее производства в предыдущие годы. Это прежде всего предприятия фирм «Арнольд Юнг локомотив фабрик» (г. Кирхен) и «Лютер верке» (г. Брауншвейг - предсерийные образцы танков «Леопард-1»), «Келлер унд Кнаппих» (г. Аугсбург - прототипы танка МВТ-70), «Эйзенверке Кайзерслаутерн» (БРМ АРЕ), «Даймлер- Бенц» (БТР и БМП) (г. Гаггенау), «Рейншталь, Ганномаг баумашинен» (г. Ганновер), а также компании «Машинен фабрик Аугсбург-Нюрнберг, Верк Нюрнберг (МАН)» (г. Нюрнберг - танки). Возможности перечисленных заводов по производству бронетанковой техники обеспечиваются также внедренными в 80-е годы требованиями к стандартизации узлов и агрегатов бронетанковой техники и их унификации с образцами гражданской продукции (применение в бронетанковой технике традиционных узлов и агрегатов, используемых при выпуске гражданской продукции). Этому также способствовали реконструкция отрасли, направленная на установку новейшего оборудования (в том числе микрокомпьютеров и станков с числовым программным оборудованием), и внедрение автоматизированных систем управления производством.

Особое место в отрасли занимают заводы по ремонту и модернизации бронетанковой техники. К их числу относятся шесть специальных ремонтно-восстановительных предприятий, принадлежащих частным фирмам (в городах Бад-Бергцаберн, Берггейм, Веттер, Дармштадт, Франкфурт-на-Майне, Фрейзен), машиностроительный завод компании «Лютер-Верке» и судостроительный - «Фленсбургер Шифсбаугезельшафт» (г. Фленсбург). К ремонту и модернизации бронетанковой техники может привлекаться завод фирмы «Вегманн унд Ко» (г. Кассель).

В ФРГ имеется пять государственных ремонтно-восстановительных заводов (РВЗ), входящих в состав командования поддержки сухопутных сил. Четыре из них занимаются ремонтом бронетанковой техники. Это 800 РВЗ (г. Юлих, земля Северный Рейн-Вестфалия) и 850 РВЗ (г. Дармштадт). В г. Бад-Бергцаберн расположен 870 РВЗ, который специализируется на ремонте радиоэлектронной аппаратуры, в том числе встроенной. После объединения Германии в интересах бундесвера используется 890 РВЗ (г. Доберлуг-Кирххайн, земля Бранденбург).

Ремонтом и модернизацией бронетанковой техники занимаются частные фирмы: «Индустри-Верке Саар» (г. Фрейзен) и «ФФГ Фленсбургер Фарцойгбау» (г. Фленсбург), а также «НФВ Нойбранденбургер Фарцойгверке» (г. Нойбранденбург, земля Мекленбург-Предпомерания). В 2000 году компания «Краусс-Маффей Вегманн» основала в г. Кёлледа (земля Тюрингия) дочернюю фирму «Системинштандзетцунгс Ост», специализирующуюся на ремонте бронетанковой техники на гусеничном и колесном ходу (численность персонала до 150 человек).

Основными направлениями модернизации являются: повышение противоминной и противокумулятивной защиты ОБТ за счет установки на днище дополнительной плиты из титанового сплава и новых бортовых экранов корпуса, а также башни из композиционных материалов со стальной облицовкой; усиление прочности конструкции аварийного люка под механиком-водителем; применение амортизационной конструкции его сидения, что позволит значительно снизить воздействие ударной волны при подрыве на мине. Кроме того, машину предполагается оснастить дистанционно управляемым модулем вооружения с 40-мм автоматическим гранатометом GMG и комплексом оптико-электронного противодействия MUSS, а в состав табельного имущества танка включить навесное бульдозерное оборудование для преодоления завалов на маршрутах выдвижения и оборудования огневых позиций в обороне.

В ходе разработки вооружения и военной техники в интересах ВС ФРГ немецкими специалистами создано новое поколение ББМ средней грузоподъемности, предназначенных для выполнения задач управления, связи и транспортного обеспечения подразделений сухопутных сил. При этом особое внимание при проектировании было уделено возможности их последующей модернизации.

Так, компании «Краусс-Маффей Вегманн» был предоставлен заказ на реализацию проекта создания ББМ «Гризли». Программа разработки предусматривает ее выпуск в вариантах машины управления, транспортной и санитарной машины.

ББМ «Гризли»

В конце 2007 года немецкий парламент одобрил запрос бундесвера на выделение 3 млрд. евро в рамках закупки новых БМП «Пума», предназначенных для замены устаревших «Мардер». Предполагается, что на вооружение сухопутных сил Германии поступят 405 таких машин, после чего 634 «Мардер» будут сняты с вооружения.

БПМ «Пума»

«Мардер-1А3»

Планируется, что с 2010 года БМП «Пума» будет представлена на рынке ВВТ для продажи другим странам.

В рамках программы оснащения сухопутных сил ФРГ новыми видами ВВТ во второй половине 2007 года был разработан экспериментальный образец ББМ «Гефас». При ее создании разработчики основывались на следующих принципах: модульность, высокая защищенность экипажа, подвижность и живучесть.

Машина «Гефас» создавалась с 2003 по 2007 год в конструкторском бюро компании «Рейнметалл лэндcистем» в сотрудничестве с фирмами, которые занимались проектированием и производством отдельных ее систем и агрегатов:

IBD Deisenroth Engineering - разработка пассивной и активной брони;
ESW - проектирование электрической генераторной системы;
MTU Friedrichshafen - производство четырехцилиндрового дизельного двигателя серии 890 мощностью 560 л. с. (MTU 4R890);
Sensor-Technik Wiedemann - разработка системы электропривода;
Timoney Technology - разработка элементов подвески.
Анализ иностранной прессы показывает, что за последние десять лет в производственной базе бронетанковой промышленности ФРГ существенных изменений не произошло. Однако она отмечает наращивание темпов НИОКР по разработке современного ОБТ и модернизации танка «Леопард-2», а также по созданию ББМ.

В целом бронетанковая промышленность ФРГ располагает мощной производственной и научно-технической базой, позволяющей разрабатывать и выпускать современную бронетанковую технику в таких количествах, которые не только обеспечат потребности собственных вооруженных сил, по и позволят осуществлять экспортные поставки.

ВПК состоит из нескольких основных отраслей:

Производство ядерного оружия;

Авиационная промышленность;

Ракетно-космическая промышленность;

Производство стрелкового оружия;

Производство артиллерийских систем;

Военное судостроение;

Бронетанковая промышленность.

Авиационная промышленность представлена в ВПК 220 предприятиями и 150 научными организациями. Основная их часть размещена в Поволжском и Уральском районах, в крупных промышленных центрах, где готовые изделия собираются на головных предприятиях из деталей и узлов, поставляемых сотнями (а иногда и тысячами) смежников. Главные факторы размещения производственных предприятий - удобство транспортных связей и наличие квалифицированной рабочей силы. А проектирование почти всех видов российских самолетов осуществляет КБ Москвы и Подмосковья. Единственное исключение - КБ имени Бериева в Таганроге, где производятся самолеты-амфибии.

Промышленность боеприпасов и спецхимии включает около 100 предприятий, осуществляющих разработку и изготовление боеприпасов. Основная часть сосредоточена в Центр. России и Сибири .

Промышленность вооружений - это более 100 предприятий-разработчиков и производителей ракетных комплексов (кроме зенитных и космических), танков, артиллеристских вооружений, стрелкового оружия, спецоптики и оптикоэлектроники. На нее приходится свыше 1/5 всего объема производства ВПК. Предприятия отрасли размещены в основном в Урало-Поволжье и Центральном экономическом районах.

Промышленность средств связи и радиопромышленность объединяют 200 предприятий и чуть менее 200 научных организаций, которые разрабатывают и производят средства связи, теле- и радиоаппаратуры. Эти отрасли традиционно имеют высокую долю гражданской продукции и производят в России 90% телевизоров, 75% аудиоаппаратуры. Предприятия отрасли имеются во всех экономических районах РФ.

Промышленность ракетно-космической техники включает в себя свыше 70 предприятия и более 60 научных организаций, осуществляющих разработку и производство зенитных ракетных комплексов и космической техники (Центр, Урал).

Судостроительная промышленность включает свыше 200 предприятий, производящих все типы гражданских и военных судов, деталей и узлов к ним (размещены в Северо-Западном, Северном, Волго-Вятском и Дальневосточном районах).

Электронная промышленность наиболее рассредоточена: около 500 предприятий и организаций производят микросхемы, полупроводники, радиодетали (Моск. регион, Санкт-Петербург, Новосибирск, Томск и некоторые др.).

Особенностью ВПК является размещение многих его предприятий в «закрытых» городах, о которых до недавнего времени нигде не упоминалось, они даже не были нанесены на географические карты. Только недавно они получили реальные названия, а до этого обозначались номерами (например, Челябинск-70).

Ядерно-оружейный комплекс - часть атомной промышленности России. Он включает в себя следующие производства:

1. Добыча урановой руды и изготовление уранового концентрата. В России сейчас действует только один урановый рудник в Краснокаменск (Читинская область). Там же производится урановый концентрат.

2. Обогащение урана (разделение урановых изотопов) происходит в городах Новоуральске (Сведловск-44), Зеленогорске (Красноярск-45), Северске (Томск-7) и Ангарске. В России сосредоточено 45% мировых мощностей по обогащению урана. С сокращением производства ядерных вооружений эти отрасли все более ориентируются на экспорт. Продукция этих предприятий идет как на гражданские АЭС, так и на производство ядерных боеприпасов и на промышленные реакторы для производства плутония.

3. Изготовление тепловыделяющих элементов (ТВЭЛов) для атомных реакторов осуществляется в Электростали и Новосибирске.

4. Наработка и выделение оружейного плутония сейчас осуществляется в Северске (Томск-7) и Железногорске (Красноярск-26). Запасы плутония в России накоплены на много лет вперед, но атомные реакторы в этих городах не останавливаются, поскольку они обеспечивают их теплом и электричеством. Ранее крупным центром производства плутония был Озерск (Челябинск-65), где в 1957 году из-за отказа системе охлаждения взорвалась одна из емкостей, в которой хранились жидкие отходы производства. В результате территория в 23 тыс. км оказалась загрязненной радиоактивными отходами.

5. Сборка ядерных боеприпасов происходила в Сарове (Арзамас-16) Заречном (Пенза-19), Лесном (Свердловск-45) и Трехгорном (Златоуст - 16). Разработка опытных образцов осуществлялась в Сарове и Снежинске (Челябинск-70). Первые атомная и водородная бомбы разработаны в Сарове, где сейчас находится Российский Федеральный ядерный центр.

6. Утилизация ядерных отходов на сегодняшний день является одной из самых сложных экологических проблем. Главным центром является Снежинск, где осуществляется переработка отходов и их захоронение в горных породах.

Ракетно-космическая промышленность - одна из наиболее наукоемких и технически сложных отраслей. Например, межконтинентальная баллистическая ракета (МБР) содержит до 300 тысяч систем, подсистем, отдельных приборов и деталей, а крупный космический комплекс - до 10 миллионов. Поэтому ученых, конструкторов и инженеров в этой области, гораздо больше, чем рабочих.

Научно-исследовательские и конструкторские организации отрасли сосредоточены в значительной степени в Московском регионе. Здесь разрабатываются МБР (в Москве и Реутове), ракетные двигатели (в Химках и Королеве), крылатые ракеты (в Дубне и Реутове), зенитные ракеты (в Химках).

Производство этой продукции разбросано почти по всей России. МБР производятся в Воткинске (Удмуртия), баллистические ракеты для подводных лодок - в Златоусте и Красноярске. Ракеты-носители для запуска космических аппаратов производят в Москве, Самаре и Омске. Космические аппараты производятся там же, а также в Санкт-Петербурге, Истре, Химках, Королеве, Железногорске. Главным космодромом бывшего СССР был Байконур (в Казахстане), а в России сейчас единственный действующий космодром - в городе Мирный Архангельской области (близ станции Плесецк). Зенитные ракетные комплексы испытывают на полигоне Капустин Яр Астраханской области.

Управление военно-космическими силами и всеми беспилотными космическими аппаратами ведется из города Краснознаменска (Голицыно-2), а пилотируемыми - из центра управления полетами (ЦУП) в городе Королеве Московской области.

Артиллерийско-стрелковое вооружение является очень важной отраслью ВПК.

Самый знаменитый и массовый вид выпускаемого стрелкового оружия - автомат Калашникова, которым пользуются, по крайней мере, в 55 странах (а в некоторых он даже изображен на государственном гербе). Главные центры производства стрелкового оружия - Тула, Ковров, Ижевск, Вятские Поляны (Кировская область), а ведущий научный центр находится в Климовске (Подмосковье).

Артиллерийские системы выпускаются в основном в Екатеринбурге, Перми, Нижнем Новгороде.

До недавнего времени вся информация по такой отрасли ВПК, как производство бронетанковой техники, была закрытой. В последние годы, в связи с общим курсом на большую открытость, коммерческой заинтересованностью производителей в рекламе своей продукции, стремлением к расширению экспорта в средствах массовой информации и специальной литературе появилось много публикаций о производстве в ВПК. Производство бронетанковой техники наряду с автомобиле -, тракторо- и авиастроением является символом второй промышленной и научно-технической революции, которая развернулась в 30-х гг. в СССР. Более подробно остановлюсь на истории танкостроения в России.

До революции, несмотря на наличие нескольких оригинальных проектов, танки в России не производились (были построены лишь два опытных экземпляра). На базе отечественных и главным образом иностранных автомобилей Ижорским, Путиловским и Обуховским заводами в ведущем узле машиностроения страны - Петроградском - собирались бронеавтомобили.

Во время гражданской войны продолжалось производство бронеавтомобилей, в том числе полугусеничных. Первая небольшая серия легких танков (15 штук) была построена на Сормовском заводе в Нижнем Новгороде в 1920 году. В качестве образца был использован французский трофейный танк.

В результате развития концепции первого советского танка на ленинградском заводе «Большевик» (Обуховский завод) в 1927-1931 гг. была выпущена первая крупная серия легких танков МС-1 (900 штук), а в Харькове, ведущем промышленном узле Украины, на Харьковском паровозостроительном заводе имени Коминтерна (ХПЗ) в 1930 г. организовано производство небольшой серии средних танков Т-24.

С начала 30-х гг. началось широкомасштабное производство танков, созданных на базе передовых иностранных образцов. Это было связано с тем, что модернизационные возможности продукции, выпускавшейся ранее на основе трофейных образцов, были исчерпаны, а отечественная школа танкостроения отсутствовала. Фактически в научно-техническом плане страна оставалась зависимой от западных технологических нововведений в этой области .

Закупались лицензии на производство танков в других странах, на базе иностранных проектов создавалась новая бронетехника. Тогда бронетанковая промышленность смогла выйти вперед, и самое главное - была создана национальная школа танкостроения.

В годы Великой Отечественной войны резко расширилась география отечественного танкостроения, особенно на территорию Урала и Поволжья. Нашедшие наиболее широкое применение на войне танки Т-34 производились на заводе «Красное Сормово» в Горьком, а также на Сталинградском тракторном заводе (СТЗ) и в Нижнем Тагиле «Уралвагонзавод»».

В послевоенные годы вплоть до конца 80-х гг. продолжалось массовое производство бронетехники. Основными центрами танкостроения оставались Нижний Тагил, Омск, Харьков, Ленинград, Челябинск.

Сейчас ведущими центрами производства бронетехники являются:

Санкт-Петербург (Кировский завод - танки Т-80 и самоходные орудия);

Нижний Новгород (Нижегородский машиностроительный завод - орудия для БМП-3 и боевые башни для ЗРК «Тунгуска»);

Омск (завод транспортного машиностроения - танки Т-80У, и многие другие.

Военное судостроение трудно отделить от гражданского, поскольку до последнего времени большинство российских судоверфей работало на оборону.

Самым крупным центром судостроения со времен Петра I является Санкт-Петербург, где находится около 40 предприятий этой отрасли. Здесь строились почти все виды кораблей. Атомные подводные лодки в настоящее время их производятся в Северодвинске. Другие центры военного судостроения - Калининград и ряд городов на реках, где производят небольшие суда (Ярославль, Рыбинск, Зеленодольск и др.)

военный промышленный конверсия компания

Особое место в отрасли занимает военное машиностроение, производящее вооружения и военную технику. Кроме , характерных для других производств, для него важное значение имеет военно- стратегический фактор — удаленность от государственных , размещение важнейших предприятий в «закрытых» городах, куда ограничен доступ иностранцев и посторонних людей. Наибольшей концентрацией предприятий военного машиностроения отличаются регионы Урала (Свердловская и Пермская области, Республика Удмуртия). Основные подотрасли следующие.

Производство ядерного оружия

Производство ядерного оружия, включающее добычу урановой руды и изготовление уранового концентрата, обогащение урана, производство тепловыделяющих элементов для АЭС (ТВЭЛ) и оружейного плутония, сборку ядерных боеприпасов и утилизацию ядерных отходов. Основные предприятия находятся в «закрытых» городах, само существование которых до середины 1990-х годов было засекреченным. Главными центрами разработки ядерного оружия являются Саров (Арзамас-16) в Нижегородской области и Снежинск (Челябинск-70), в которых расположены научно-исследовательские и опытно-конструкторские организации. Сборка (в настоящее время демонтаж — в соответствии с международными договорами) ядерных боеприпасов осуществляется в Сарове, Заречном (Пенза-19), Лесном (Свердловск-45), Трехгорном (Златоуст-16). Утилизация ядерных отходов (захоронение в горных породах) происходит в Снежинске и Железногорске (Красноярск-26).

Ракетно-космическая промышленность отличается высокой наукоемкостыо и технической сложностью продукции . Ведущие научно-исследовательские институты и конструкторские бюро подотрасли находятся в Москве и Московской области (Королев, Химки, Реутов, Дубна). Крупнейшие серийные производства ракет и космических аппаратов расположены в Воронеже, Самаре, Златоусте (Челябинская область), Воткипске (Республика Удмуртия), Омске, Красноярске, Железногорске (Красноярский край).

Авиационная промышленность

Авиационная промышленность производит самолеты, вертолеты и авиационные двигатели . Предприятия располагаются в основном в крупных городах, имеющих хорошие возможности для кооперирования и значительные квалифицированные трудовые ресурсы. Высока концентрация центров самолетостроения в Поволжском районе — это Казань, Ульяновск, Самара, Саратов. На территории Центральной России самолеты производят в Москве, Смоленске, Нижнем Новгороде, Воронеже. В азиатской части страны самолеты выпускают в Новосибирске, Иркутске, Комсомольске-на-Амуре. В городе Таганроге Ростовской области размещаются разработка и производство гидросамолетов. Вертолетостроительные заводы находятся в Москве, Люберцах (Московская область), Казани, Ростове-на-Дону, Кумертау (Республика Башкортостан), Улан-Удэ, Арсеньеве (Приморский край). Важнейшие заводы по производству авиационных двигателей расположены в Москве, Санкт-Петербурге, Перми, Уфе, Рыбинске (Ярославская область).

Заводы военного судостроения

Заводы военного судостроения расположены в тех же городах, что и гражданское судостроение. Главным центром является Санкт-Петербург, в котором на многочисленных предприятиях производились суда различных типов — от катеров и сторожевых кораблей до ракетных крейсеров и атомных подводных лодок. В настоящее время российские атомные подводные лодки выпускают только в городе Северодвинске Архангельской области. Утилизация отслуживших атомных подлодок происходит в городах Большой Камень (Приморский край) и Снежногорск (Мурманская область). Военные суда производят также в Калининграде, Нижнем Новгороде, Зеленодольске (Республика Татарстан), Комсомольске-на-Амуре (Хабаровский край).

Бронетанковая промышленность является наиболее металлоемкой подотраслью военного машиностроения. Поэтому главные предприятия расположены вблизи металлургических заводов. Танки производят в Омске и Нижнем Тагиле (Свердловская область), бронетранспортеры выпускают в Арзамасе (Нижегородская область), а боевые машины пехоты — в Кургане.

Производство стрелкового оружия является самой старой подотраслью военного машиностроения. Еще с XVII в. крупным центром производства является Тула. С XIX в. в больших масштабах выпускают оружие в

Ижевске, где делают охотничьи ружья и самый массовый на Земле вид стрелкового оружия — автомат Калашникова. Важными центрами производства являются Ковров (Владимирская область) и Вятские Поляны (Кировская область).

Производство артиллерийских систем со времен сконцентрировано па Урале. Главные центры подотрасли — Екатеринбург, Пермь, Челябинск, Златоуст (Челябинская область). Современные артиллерийские системы выпускают в Туле, Нижнем Новгороде, Ульяновске.

Производство боеприпасов состоит из выпуска взрывчатых веществ (химическая промышленность) и сборки боеприпасов (машиностроение). Предприятия отрасли находятся во многих регионах (Челябинская, Пермская, Кемеровская, Владимирская, Тульская области, Республика Татарстан и др.).


Close