Каждый школьник, даже тот, кто не интересуется историей, слышал про столыпинские реформы. Особо нашумела аграрная, но, кроме неё были и другие, о которых необходимо знать для успешной сдачи ЕГЭ.

Немного биографии

Для начала разберёмся кто же такой Столыпин и почему он попал на страницы истории России. Пётр Аркадьевич Столыпин – реформатор и государственный деятель царской России. Занял пост премьер-министра внутренних дел Империи 8 июля 1906 г. Он реализовал цепь законопроектов, которые были названы «столыпинская аграрная реформа».

Петр Аркадьевич Столыпин

Благодаря им крестьяне получили землю в частное владение, что ранее даже не рассматривалось правительством. Историки и современники Столыпина описывают его бесстрашным человеком, прекрасным оратором («Не запугаете!», «Сначала успокоение, потом реформы» — фразы министра, которые стали крылатыми). На Петра Аркадьевича совершили 11 покушений за всю его жизнь (основная часть во время карьеры премьер-министра).

Высокопоставленного чиновника убил 1 (14) сентября в Киеве Дмитрий Багров, выстрелил дважды: одна пуля попала в руку, вторая – в живот и печень. Погребён в Киево-Печерской лавре.

Причины реформ

Прежде, чем углубляться в суть реформ, стоит кратко рассмотреть их причины. Первая русская революция (1905—1907) стала толчком для прозрения народа и правительства о проблемах державы. Главное: экономический застой мешал Российской империи стать капиталистическим государством.

Россияне, поняв это, обвинили во всём царизм, отчего среди широких народных масс появились идеи анархизма. Увы, большинство у власти были крупными землевладельцами их взгляды на развитие страны резко отличалось от народных. Разумеется, такая обстановка в державе была слишком накалённой и требовала незамедлительных решительных действий, за что и взялся П. Столыпин.

Реформы Столыпина

У премьера-министра было две важные реформы:
 Судопроизводства;
 Аграрная.

Первую реформу закрепило «Положение Совета министров о военно-полевых судах» 1906 г., в котором прописывалось, что любое нарушение закона может рассматриваться в ускоренном порядке. Речь идёт о постоянных грабежах, террористических актах и бандитизме на суднах. Дело в том, что в начале ХХ века Россия переживала тяжёлые времена. Большая часть населения бедствовала, поэтому нарушение законов в поисках еды или денег стало обычным делом.

После реформы любого подозреваемого стали судить за закрытыми дверями, без участия прокурора, свидетеля и даже адвоката. Разумеется, выйти невиновным из суда было невозможно. В течении суток приговор (чаще всего смертный) приводили в действие. Таким образом были лишены жизни 683 из 1102 граждан. Результаты себя не заставили ждать.

С одной стороны, люди, опасаясь смерти, перестали совершать ограбления и террор на флоте. В целом задача выполнена, но против Столыпина недоброжелатели поднимали бунты и их последствия отразились даже на чиновнике. Реформатор оказался в тяжёлом положении: в кругах власти у него, кроме Николая II, не было сторонников и народ его ненавидел тоже.

Аграрная реформа от 9 ноября 1906 г. заставила говорить о Петре Столыпине. Её целью было улучшение сельскохозяйственной деятельности, ликвидировать помещичье землевладение для дальнейшего развития капитализма. Что же он сделал? Чиновник наделил крестьян земляными уделами и минимальным набором демократических прав.

Хитрость заключалась в том, что земли выдавались под государственный залог на 55,5 лет. Разумеется, человек, у которого нет денег на хлеб, выплатить ссуду не сможет. Тогда министр решил заселить трудящимся классом «пустые» уголки России.

Законопроекты предусматривали бесплатную раздачу земли и их проведение на Северном Кавказе, Урале, Сибири. Действия Столыпина не совсем оправдали себя, так как из миллиона переселенцев обратно вернулось 800 тысяч.

Столыпинские вагоны

29 мая 1911 г. выдан указ о расширении прав комиссий по вопросам отрубов (земельный участок, который получили крестьяне), чтобы перейти от общин к хуторам или мелким частным землевладениям. К сожалению, только 2,3% новоиспечённых землевладельцев основали хутора, для остальных это было непосильно.

Тем не менее сегодня реформы были признаны верным путём к развитию страны. Их итоги уже тогда привели к росту производства в аграрной сфере и появлению первых признаков капиталистических торговых связях. Реформа была ступенью эволюции в развитие страны, также искоренила феодализм. Более того, уже в 1909 г. Россия заняла первое место по производству зерна.

Итоги

Столыпин все годы своей жизни отдал улучшению экономики России. Таким образом достижение его трудов были велики, хоть их и не оценили современники реформатора:

В 1916 г. среди крестьян 26% имело собственную землю, а 3,1% образовали хутора;
 В малозаселённых частях государства стало проживать в 2,8 раз больше людей, которые должны были привести к ускорению индустриализации этих регионов. Разумеется, такой подход был прогрессивным;
 Крестьяне были заинтересованы работать на отрубах, что повысило уровень экспорта и внутренней торговли;
 Поскольку увеличился спрос на сельскохозяйственную технику, её продажи возросли, а казна пополнялась.

Все результаты реформ были шагом к капитализму, который так требовала Российская империя. К сожалению, их значение и достижения канули в бездну, причиной стало , в которую было втянуто государство!

1. Когда начал проводить реформы П Л. Столыпин?
а) в 1906 г.
б) в 1907 г. в) в 1908 г.

2. Что относится к положениям аграрной реформы Столыпина?
а) выход крестьян из общины с землей
б) переселение крестьян на новые земли за Урал

в) выделение крестьянам части помещичьих земель
г) обеспечение каждого крестьянина денежной суммой в размере 50 рублей

3. Какие слои крестьян активно выходили из общины?
а) зажиточные
б) бедные
в) бедные и зажиточные

4. Каковы итоги аграрной реформы Столыпина?
а) интенсифицировалось развитие рыночных отношений в деревне
б) начался процесс социального расслоения крестьянства
в) сгладились главные социальные проблемы в деревне

5. Дайте определение понятию «хутор»:
а) участок земли, который мог получить крестьянин при выходе из общины, с перенесением на него дома и хозяйственных построек
б) участок земли, который крестьянин мог взять при выходе из общины, но свойдом и постройки мог оставить на старом месте в деревне
в) это дом крестьянина, который он построил вдали от деревни

6. Когда началась Первая мировая война?
а) 1 августа 1914 года
б) 1 октября 1914 года
в) 1 декабря 1915 года

7. Каковы причины Первой мировой войны?
а) стремление ведущих мировых держав перекроить карту мира в своих интересах
б) стремление правительств стран-участниц войны отвлечь свои народы от революционной борьбы
в) стремление стран-участниц отобрать колонии у крупнейшей колониальной державы - Великобритании

8. Почему русская армия в ходе Первой мировой войны терпела неудачи?
а) плохое снабжение армии вооружением и снарядами
б) существовало разрозненное действие фронтов
в) Англия и Франция нарушали союзнический договор

9. Каким был главный итог военной кампании 1914 года?
а) подписание сепаратного мира Германией и Англией
б) Германии не удалось воплотить свой план молниеносной войны
в) Франции были возвращены Эльзас и Лотарингия

10. Каковы итоги Первой мировой войны для России?
а) в стране резко ухудшилась внутриполитическая и экономическая обстановка
б) Россия добилась тех целей, ради которых участвовала в войне
в) в ходе войны в России произойдет Первая российская революция

Ответы(ключи) к тесту 1:

1 -а; 2-а, б, в; 3-в; 4-а, б; 5-а; 6-а; 7-а; 8-а, б; 9-6; 10-а.

Реформы Столыпина.

Аграрная реформа

Кратко говоря, основной целью аграрной реформы Столыпина было создание широкой прослойки богатых крестьян. В отличие от реформы 1861 года, упор делался на единоличного собственника, а не на общину. Прежняя, общинная форма сковывала инициативность работящих крестьян, а теперь, освободившись от общины и не оглядываясь на «убогих и пьяных», они могли резко увеличить эффективность своего хозяйствования. Закон от 14.06.1910 гласил, что отныне «каждый домохозяин, владеющий надельной землею на общинном праве, может во всякое время требовать укрепления за собой в личную собственность, причитающейся ему части из означенной земли». Столыпин считал, что зажиточное крестьянство станет настоящей опорой самодержавия. Важной частью столыпинской аграрной реформы стала деятельность кредитного банка. Это учреждение продавала крестьянам в долг земли, либо государственные либо выкупленные у помещиков. Причем процентная ставка по кредиту для самостоятельных крестьян была вдвое ниже, чем для общин. Через кредитный банк крестьяне приобрели в 1905-1914 гг. около 9 с половиной миллионов гектар земли. Однако при этом меры в отношении неплательщиков были жесткими: земля у них отбиралась и снова поступала в продажу. Таким образом, реформы не только давали возможность приобрести землю, но и побуждали активно на ней работать. Другой важной частью реформы Столыпина было переселение крестьян на свободные земли. Подготовленный правительством законопроект предусматривал передачу государственных земель в Сибири в частные руки без выкупа. Однако были и трудности: не хватало ни средств, ни землемеров для проведения землеустроительных работ. Но несмотря на это, переселение в Сибирь, а также Дальний Восток, Среднюю Азию и Северный Кавказ набирало темпы. Переезд был бесплатным, а специально оборудованные «столыпинские» вагоны позволяли перевозить по железной дороге скот. Государство старалось обустроить быт на местах переселения: строились школы, медицинские пункты и т.п.

Военная реформа

Поражение России в русско-японской войне 1904-1905 гг. наглядно продемонстрировало необходимость скорейших преобразований в армии. Можно выделить три направления военной политики: упорядочение принципов комплектования вооруженных сил, их перевооружение, строительство необходимой инфраструктуры. В годы столыпинских реформ был разработан новый Воинский устав, четко определявший порядок призыва в армию, права и обязанности призывных комиссий, льготы по отбыванию воинской повинности и, наконец, возможности обжалования решений властей. Иными словами, правительство стремилось “вписать” отношения между гражданином и вооруженными силами в правовое пространство Российской империи.

Государство увеличивало ассигнования как на содержание офицерского корпуса, так и на переоснащение армии. Значительное внимание уделялось строительству линейного флота России. При прокладке новых железнодорожных путей также учитывались военно-стратегические интересы государства. В частности, второй путь Сибирской магистрали, Амурская железная дорога должны были облегчить мобилизацию и переброску сил из различных частей империи и, соответственно, саму оборону дальневосточных окраин России.

При этом П.А. Столыпин был принципиальным противником втягивания России в мировую войну, считая, что для отечественной экономики, вооруженных сил, социальной структуры это будет невыносимой нагрузкой. Именно поэтому он предпринял исключительные усилия для того, чтобы Боснийский кризис 1908 г. не перерос в вооруженное столкновение. П.А. Столыпин прекрасно осознавал, что проводимые им системные преобразования могли дать свои плоды лишь через определенный период мирного поступательного развития России.

Земская реформа

Институты гражданского общества только тогда приобретают жизнь, когда они могут участвовать в процессе выработки решений на всех уровнях государственного управления. Поэтому важный признак наличия гражданского общества - развитые формы местного самоуправления. В Российской империи, начиная с 1864 г., существовала земство, которое после 1890 г. имело многие черты сословного учреждения и чья сфера компетенции была весьма ограничена. П.А. Столыпин стремился к качественному преобразованию системы местного самоуправления во имя ее демократизации и повышения эффективности.

Уже в 1907 г. были внесены в Государственную думу “Положение о поселковом управление” и “Положение о волостном управлении”. Законопроекты предполагали учреждение органов местного самоуправления на самом низовом уровне - в поселковом обществе и волости. Причем речь шла о бессословной организации этих учреждений. Таким образом, планировалось, что самоуправляющееся общество будет проявлять свою творческую активность на всех уровнях, начиная от поселка и кончая государством. Кроме того, согласно “Главным началам преобразования земских и городских общественных управлений”, сфера компетенции уездных и губернских земств, а также органов городского самоуправления расширялась, а имущественный ценз для участия в работе этих учреждений снижался. Иными словами, правительство стремилось к расширению круга лиц, так или иначе участвовавших в управлении государством.

Вместе с тем, П.А. Столыпин настаивал на упразднении должностей земского начальника и уездного предводителя дворянства, которые, обладая властными полномочиями, представляли узкосословные интересы. Вместо них предполагалось учредить должность участкового комиссара - агента правительства при поселковых и волостных органах местного самоуправления. Правительственная власть обретала своего представителя и на уровне уезда, так как учреждалась должность начальника уездного управления, в ведении которого были все уездные правительственные учреждения и участковые начальники. В свою очередь он сам непосредственно подчинялся губернатору. Таким образом, правительство выстраивало стройную административную иерархию, способную оперативно реагировать на вызовы времени.

П.А. Столыпин решал двуединую задачу. С одной стороны, он добивался большей эффективности власти, устраняя все противоречивое и архаичное, накопившееся за два столетия. С другой, эта власть должна была находиться в тесной связи с широкими кругами общественности, доверяя им многие права и полномочия. Именно такая власть должна была стать “своей” для общества.

Реформа образования

Системная модернизация без приобщения большинства населения к хотя бы элементарным знаниям о мире была невозможна. Поэтому одно из важнейших направлений реформ П.А. Столыпина - расширение и совершенствование системы образования. Так, в Министерстве народного просвещения был разработан законопроект “О введении всеобщего начального обучения в Российской империи”, согласно которому предполагалось обеспечить элементарным образованием детей обоего пола. Правительство разрабатывало меры, направленные на формирование единой системы педагогических учреждений, когда бы гимназии служили ее системообразующим элементом, а не обособленным элитарным заведением. Широкомасштабные проекты в области народного просвещения требовали новых кадров преподавателей. Для этого планировалось создать специальные курсы для будущих учителей и учительниц, в Ярославле же правительство инициировало создание Учительского института. Государство не жалело средств на переподготовку преподавателей средних школ, планировало организовывать их ознакомительные поездки за границу. В период столыпинских реформ ассигнования на нужды начального образования выросли почти в четыре раза: с 9 млн. до 35,5 млн. руб.

Предполагалось реформировать и систему высшего образования. Так, правительством был разработан новый Университетский устав, предоставлявший высшей школе широкую автономию: возможность выбора ректора, значительная сфера компетенции Совета университета и т.д. Вместе с тем, устанавливались четкие правила функционирования студенческих объединений и организаций, что должно было способствовать сохранению здоровой академической обстановки в стенах учебных заведений. Правительство считало необходимым привлечь общественность к делу развития образования. Именно в годы столыпинских преобразований были разработаны положения о негосударственных Московском археологическом институте, Московском коммерческом институте, Народном университете имени А.Л. Шанявского.

При этом развитие системы образования понималось П.А. Столыпиным в “связке” с ростом научного знания и накопления культурных богатств. В годы реформ правительство активно финансировало фундаментальные исследования, научные экспедиции, академические издания, реставрационные работы, театральные коллективы, развитие кинематографа и т. д В период премьерства П.А. Столыпина было подготовлено детально разработанное “Положение об охране древностей”; было принято решение о создании Пушкинского дома в Санкт-Петербурге; были поддержаны многие проекты по организации музеев в различных частях империи.

Правительство создавало благоприятную среду для дальнейшего поступательного развития русской культуры и приобщения к ней все большего числа граждан России. По сути дела, так реализовывалось право человека на достойную жизнь, подразумевавшую возможность получения качественного образования и приобщения к культурным богатствам страны.

Социальная реформа

На рубеже XIX - XX вв. в европейскую политику пришло осознание социальной ответственности государства за уровень жизни своих граждан. Сформировалось убеждение, что право на достойное существование - неотъемлемое право каждого, которое должно быть гарантировано правительственной властью. В противном случае, общество никогда не выйдет из череды социальных конфликтов, которые в итоге дестабилизируют всю политическую систему. Этот мотив станет одним из определяющих и в государственной деятельности П.А. Столыпина.

Его правительство предпринимало усилия для урегулирования отношений между работодателем и работником во имя защиты интересов, прежде всего, последнего. Так, предполагалось запретить ночной труд женщин и подростков, а также их использование при подземных работах. Рабочий день подростка сокращался. При этом работодатель был обязан отпускать его ежедневно на 3 часа для обучения в школе. В ноябре же 1906 г. были утверждены положения Совета министров, устанавливавшие необходимые часы отдыха для служащих торговых и ремесленных заведений.

В 1908 г. в Государственную думу были внесены законопроекты “Об обеспечении рабочих на случай болезни” и “О страховании рабочих от несчастных случаев”. Предприниматель должен был предоставить врачебную помощь своему работнику. В случае болезни рабочий обеспечивался больничными кассами рабочего самоуправления. Были также установлены выплаты, полагавшиеся утратившему трудоспособность, и членам семьи в случае смерти рабочего от производственных травм. Разрабатывались проекты о распространении этих норм и на служащих государственных предприятий (например, подведомственных Министерству финансов и Министерству путей сообщений).

При этом правительство считало необходимым юридически закрепить за гражданами возможность отстаивать свои экономические интересы. Так, предлагалось разрешить рабочим экономические стачки, а, соответственно, расширить возможности для самоорганизации, создания профсоюзов.

Цель социальной политики П.А. Столыпина - формирование полноценного партнерства между работником и работодателем в рамках складывавшегося правового пространства, где были бы четко обозначены прерогативы и обязанности обеих сторон. Иными словами, правительство создавало условия для диалога между людьми, занятыми в общем деле производства, но зачастую говорившими на “разных языках”.

Судебная реформа

Права человека только тогда в полной мере становятся правами, когда они гарантированы государством, которое реализует декларируемые принципы в каждодневной практике правоприменения - т.е. в судопроизводстве. Поэтому судебная реформа должна была стать важным элементом в системе преобразований П.А. Столыпина.

Законопроект “О преобразовании местного суда” должен был способствовать тому, что суд стал бы дешевле и доступнее для населения. Он предполагал восстановление в сельской местности института мировых судей, которые бы избирались земскими собраниями (в городе - городскими думами). Они бы рассматривали ограниченный круг гражданских дел и уголовные дела, не влекшие за собой особо тяжких наказаний. Их решения можно было оспаривать в вышестоящих инстанциях. По сути дела, возрождение мирового суда обозначало отказ от “обломков” сословного судопроизводства - крестьянского волостного и земского начальника, преимущественно представлявшего местное дворянства. Соответственно, уходила в прошлое и практика вынесения приговоров согласно нормам обычного, т.е. неписанного права, основанного на предании и традиции. Это должно было способствовать рационализации судопроизводства, избавив его от бесконечных недоразумений, случайных и нелогичных решений.

Помимо этого, правительство П.А. Столыпина внесло в Государственную думу целый ряд инициатив, направленных к укреплению единого правового пространства Российской империи. Предполагалось определить права человека во время предварительного следствия, установить условный срок осуждения, ввести принцип гражданской и уголовной ответственности чиновников, посягнувших на свободы и права граждан. Причем, в данном случае речь шла о государственных служащих самого высокого ранга - председателе Совета министров, остальных министрах, членах Государственной думы и Государственного совета, губернаторах и др.

Иными словами, предполагалось “вплести” в ткань законов Российской империи декларированные гражданские свободы, обеспечив процедуру их отстаивание и сделав ответственными за их осуществление все государство и каждого бюрократа в отдельности.

Почти все свои главные реформы Столыпин сумел провести не через обсуждение в Государственной думе, зная, что вносимые им проекты одобрения там не получат.

Будучи большим патриотом и убежденным монархистом, Столыпин считал, что для блага России необходимо довести до конца реформы императора Александра II. Поэтому он решил ликвидировать в первую очередь революционное движение, а затем уничтожить те причины, которые ему способствовали. Как и Витте, Столыпин считал главным злом общину, являющуюся причиной бедности крестьян. Только благодаря исключительной энергии, Столыпину удалось в 1906 году провести разработанный им знаменитый «закон 9-го ноября», дававший крестьянам право выхода из общины. Занимаясь проведением своей реформы, Столыпин также способствовал массовому добровольному переселению крестьян на свободные земли в Сибири и Туркестане.

Крестьянская реформа Столыпина была принята с радостью большинством крестьян, но встретила оппозицию в Думе. Это замедлило ее проведение в жизнь, так как необходимые денежные кредиты зависели от Думы. С началом же Первой войны в 1914 году проведение реформ остановилось, так как много крестьян было сразу призвано в армию. Таким образом реформа не была доведена до конца и не смогла в 1917 году приостановить нараставшие революционные события.

политические соображения аграрной реформы: без крестьянства никакая революция в России была невозможна. Программа реформ , в основе которой лежало стремление укрепить крестьянство как основную опору самодержавия , без разрушения помещичьего землевладения, несколько изменив аграрную политику правительства . Аграрная реформа была рассчитана по меньшей мере на 20 лет, В задачу переселенческого управления, как это уже было сказано, входило разрешение насущного вопроса перенаселенности центральных губерний России. Основными районами переселения были Сибирь, Средняя Азия, Дальний Восток и Северный Кавказ. Правительство всячески поощряло заселение данных регионов: были устранены все препятствия и создан серьезный стимул для переселения в осваиваемые районы страны. Кредиты, отпускаемые переселенца Проезд был бесплатным, специальные по конструкции, “столыпинские” вагоны, позволяли везти с собой скот и имущество. м, увеличились в четыре раза по сравнению с периодом 1900 1904 гг. Крестьянин также получал помощь в виде семян, скота, инвентаря, все это можно было использовать только в хозяйстве: продать все это в Сибири было некому. В связке “государство крестьянин” исключался перекупщик торговец.

После 1906 г. заметно возросло количество переселенцев, среди которых преобладали беднейшие крестьяне. В целом за счет переселения на окраины не удалось решить проблему малоземелья в центральных районах. Столыпинская реформа способствовала дальнейшей специализации земледелия и росту его интенсификации, о чем свидетельствовало увеличение спроса на сельскохозяйственные машины.

С 1909 г. наблюдается устойчивый рост товарности сельскохозяйственного производства.
Однако напряжение в деревне сохранялось. Многие крестьяне, в основном бедняки и середняки, разорились. Из-за плохой организации переселенческого дела рос поток "обратных" переселенцев. Вернувшись на родину, они уже не получали ни двора, ни земли. Кроме того, крестьяне не считали реформу справедливой, поскольку она не затронула помещичьего землевладения.

Реформа реализовалась в то время, когда в стране царила обстановка расстрелов, виселиц, прямого насилия властей. Столыпин создал прецедент: право власти карать без объяснений.
Столыпин утвердил и право власти вмешиваться в сугубо экономические отношения. Право государства на насилие в экономике впервые продемонстрировано в общероссийском масштабе именно Столыпиным в ходе его реформ. В конечном итоге властям не удалось ни разрушить общину, ни создать устойчивый и достаточно массовый слой крестьян-собственников. Так что можно творить об общей неудаче столыпинской аграрной реформы. К положительным итогам аграрной реформы можно отнести:
- из общины выделилось до четверти хозяйств, усилилось расслоение деревни, сельская верхушка давала до половины рыночного хлеба,
- из Европейской России переселилось 3 млн. хозяйств,
- 4 млн. десятин общинных земель были вовлечены в рыночный оборот,
- стоимость с/х орудий увеличилась с 59 до 83 руб. на один двор,
- потребление суперфосфатных удобрений выросло с 8 до 20 млн. пудов,
- за 1890-1913 гг. доход на душу сельского населения вырос с 22 до 33 руб. в год,
Отрицательные итоги реформы:
- от 70% до 90% вышедших из общины крестьян так или иначе сохранили связи с общиной, основную массу крестьян составляли трудовые хозяйства общинников,
- вернулось назад в Центральную Россию 0,5 млн.

переселенцев,
- на крестьянский двор приходилось 2-4 десятины, при норме 7-8 десятин,
- основное с/х орудие - соха (8 млн. штук), 58% хозяйств не имели плугов,
- минеральные удобрения применялись на 2% посевных площадей,
- в 1911-1912 гг. страну поразил голод, охвативший 30 млн. человек.

Во-первых, Столыпин начал свои реформы с большим опозданием (не в 1861 году, а только в 1906). Во-вторых, переход от натурального типа экономики к рыночному в условиях административно - командной системы возможен, прежде всего, на основе активной деятельности государства. При этом особую роль должна сыграть финансово-кредитная деятельность государства. Крах столыпинской реформы не означал, что она не имела серьезного значения. Она была крупным шагом по капиталистическому пути, способствовала в определенной мере росту применения машин, удобрений, увеличению товарности сельского хозяйства.

Помимо аграрных реформ Столыпин разрабатывал очень интересные законопроекты в политической, социальной и культурной областях. Именно он от имени правительства внес на рассмотрение III Государственной думы законопроект о страховании рабочих по инвалидности, старости, болезни и от несчастных случаев, об оказании медицинской помощи рабочим за счет предприятий, ограничении длительности рабочего дня для малолетних и подростков. Он вносил также на рассмотрение Николая II проект по разрешению еврейского вопроса. Мало кому известно то, что Столыпин был инициатором введения всеобщего бесплатного начального образования в России.

Столыпин стремился повысить образовательный и культурный уровень государственных чиновников и именно с этой целью предлагал увеличить зарплату учителям, служащим почт, железных дорог, священникам, чиновникам госаппарата.

Петр Аркадьевич участвовал также в разработке документов по политической реформе. Он предложил бессословную систему местного управления, по которой выборы в земстве должны были проводиться не по сословным куриям, а по имущественным, причем имущественный ценз должен был быть снижен в десять раз. Это значительно расширило бы число избирателей, за счет зажиточных крестьян. Столыпин планировал во главе уезда ставить не предводителя дворянства, а правительственного чиновника. Предложенная им реформа органов местного самоуправления вызвала резкую критику со стороны дворян.

В разработке национальной политики Столыпин придерживался принципа "не утеснения, не угнетения нерусских народностей, а охранения прав коренного русского населения", который на деле часто оказывался приоритетом интересов русских вне зависимости от места их жительства. Столыпиным был предложен законопроект о введении земств в шести западных губерниях (Минской, Витебской, Могилевской, Киевской, Волынской, Подольской), в соответствии с которым земства должны были стать национально-русскими посредством выборов через национальные курии.

Последние в его жизни проекты реформ были связаны с укреплением финансов за счет увеличения прямых и особенно косвенных налогов, повышения акциза на спиртные напитки, введения прогрессивного налога и налога с оборота. Впервые Столыпин поставил вопрос о реформировании промышленности - иностранные займы предполагалось использовать только на исследование недр земли, строительство железных дорог и особенно дорог с твердым покрытием. Предусматривалось создание семи новых министерств.

2. Реформа образования
В рамках школьной реформы, утвержденной законом от 3 мая 1908 г., предполагалось ввести обязательное начальное бесплатное обучение для детей с 8 до 12 лет. С 1908 по 1914 г. бюджет народного образования удалось увеличить втрое, было открыто 50 тыс. новых школ. Заметим, что Столыпин ставил третьим условием модернизации страны (помимо аграрной реформы и развития промышленности) достижение всеобщей грамотности в объеме обязательной для всех четырехлетней начальной школы. Еще, будучи предводителем дворянства в Ковно, он писал по этому поводу, что только грамотность поможет распространению сельскохозяйственных знаний, без которых не может появиться класс настоящих фермеров. Подводя итог школьной реформе, скажем, что для нее действительно не хватило времени: для реализации плана всеобщего начального обучения такими темпами, как в 1908 1914 гг., требовалось еще не менее 20 лет.
3. Земства
Столыпин высоко оценивал роль земств и поэтому намечал распространить земские учреждения на многие губернии, где они не действовали по целому ряду причин, и подвести под них фундамент в виде волостного земства на смену отживших свой век волостных сходов. Столыпин совершил серьезную ошибку в вопросе об учреждении земств в западных губерниях(1911 г.), в результате чего он лишился поддержки октябристов. Дело в том, что западные губернии экономически продолжали зависеть от польской шляхты. Дабы улучшить в них положение белорусского и русского населения, составлявшего большинство, Столыпин решил учредить там земскую форму правления. Дума охотно поддержала его, однако Государственный совет занял противоположную позицию классовые чувства солидарности со шляхтой оказались сильнее национальных. Столыпин обратился к Николаю II с просьбой прервать работу обеих палат на три дня, чтобы за это время правительство срочно приняло новый закон.

Заседания Думы были приостановлены и закон принят. Однако данная процедура явно противоречила законному порядку принятия законов, что продемонстрировало пренебрежение государственной власти к своим собственным учреждениям. Это привело к расколу между правительством и даже самыми умеренными либералами. Столыпин потерял поддержку Николая II, которому явно претило иметь столь активного министра, обвиненного крайне правыми противниками в желании “экспроприировать всех помещиков вообще” с помощью аграрной реформы.
4. Судебная реформа
Следует кратко упомянуть также преобразования в сфере судебной власти. Суть их сводилась к тому, что, в соответствии с замыслом Столыпина, в самых общих чертах, местный суд, искаженный реакционными реформами императора Александра III, должен был вернуться к своему первоначальному облику.
5. Реформа в сфере промышленности: решение рабочего вопроса
наконец осталось затронуть рабочий вопрос. Он так же как и крестьянский, достался Столыпину в наследство от революции 1905-1907 гг. Интересно отметить, что до этого не только царизм, но и буржуазия отрицала его существование. По мнению А. Я. Авреха это непризнание было равнозначно признанию несостоятельной политики опоры на крестьянскую общину. Революция развеяла все сомнения... Была создана специальная комиссия по рабочему вопросу. Можно выделить несколько этапов разработки законопроектов. Первый связан с деятельностью вышеупомянутой комиссии под председательством Коковцова, тогдашнего министра финансов. Ее деятельность сразу породила открытый конфликт с буржуазией: она не желала идти на даже сугубо экономические уступки рабочим и обвиняла правительство в том, что оно хочет решить рабочий вопрос за счет заводчиков и фабрикантов.
Программа, выработанная комиссией, во главе которой стоял В.К.Коковцов, уже целиком исходила из посылки, что в России рабочий вопрос носит такой же характер, как и на Западе, и, следовательно, решать его надо так же как, например, решил Бисмарк в Германии. В соответствии с этим была разработана программа, сводившаяся к четырем основным пунктам:
1. Обязательная организация больничных касс на базе совместных взносов и хозяев и рабочих;
2. Создание на фабриках и заводах смешанных органов из представителей администрации и рабочих;
3. Сокращение рабочего дня с 11.5 часа до 10, ограничение законом количества сверхурочных работ;
4. Пересмотр статей закона, карающих забастовки и досрочные расторжения договора о найме.
В записке "Петербургского общества для содействия улучшению и развитию фабрично-заводской промышленности" от 12 мая возражения против проекта о сокращении рабочего дня до 10 часов сводились к двум основным доводам:
- сам факт государственного вмешательства в нормировку рабочего времени неприемлем;
- сокращение приведет к тому, что русская промышленность "будет устранена навсегда от какой-либо роли в международном соревновании". Общее же заключение записки сводилось к ряду требований, в том числе таких:
a) "признавая в принципе излишней законодательную нормировку рабочего времени, сохранить нормы его продолжительности, установленные законом 1897 года /т.е. 11.5 часовой день/ ввиду того, что таковые существуют";
б) сохранить сверхурочные работы с таким расчетом, чтоб общее число обязательных и необязательных рабочих часов не превышало 75 часов в неделю.
В конечном итоге, комиссия Коковцова прекратила существование. Тем не менее, не смотря на провал, определенный итог был достигнут. Он состоял в том, что царизм под влиянием революции твердо взял курс, так же как и в аграрной политике, на буржуазную политику в рабочем вопросе, отказавшись от чисто полицейского способа его разрешения. Общей платформой правительства и промышленников было признание права рабочих на стачку и свои профессиональные организации. Рабочий вопрос в буржуазном разрешении наряду с аграрным стал одним из краеугольных камней третьеиюньского курса, одним из проявлений третьеиюньского курса царизма, столыпинского бонопартизма с той разницей, что в одном случае лавирование шло между помещиками и крестьянством, а во втором между буржуазией и пролетариатом. Дальнейшее развитие рабочего вопроса в “верхах” и Думе доказало это со всей очевидностью.
Следующим этапом в решении рабочего вопроса было Особое совещание(1906 1907 гг.). Это уже была целиком эра Столыпина. На повестку сессии были вынесены 10 законопроектов, сводившихся к нескольким пунктам: страхование болезней, несчастных случае, инвалидности; сберегательные кассы обеспечения; правила найма рабочих; рабочее время; меры поощрения строительства здоровых и дешевых жилищ; и т.п. Важно отметить, что без внимания остался вопрос о рабочих организациях считалось, что “Временные правила” о союзах на время решают проблему. На основе этих правил в годы столыпинского правления были закрыты сотни профорганизаций и еще сотням отказано в регистрации.
Остальные вопросы обсуждались, но встретили сильнейшее сопротивление со стороны промышленников, т.е. крупной буржуазии. К примеру, Нобель утверждал, что “если нам не будет предоставлено право некоторого противодействия влиянию массы, то мы пропали...”
С передачей в июне 1908 г. законопроектов в Думу наступил их последний этап превращения в законы. Он стал самым длинным. Сопротивление было не только со стороны промышленников, но и слева: трудовики и социал-демократы выступили с критикой страховых законопроектов с подлинно демократических позиций.
Страховые законопроекты стали в конечном итоге одной из причин, обострившей отношения между правыми и октябристами, помещиками и буржуазией. Можно сказать, что столыпинская рабочая политика провалилась. Ответом на нее со стороны рабочего класса был новый революционный подъем.

6. Решение национального вопроса

Особой проблемой для правительства в эти годы был национальный вопрос. 57% населения России были нерусского происхождения, и они подвергались всякого рода дискриминации со стороны русских чиновников. В этих отношениях Россия не только притесняла те или иные народы, но и сталкивала их между собой. Многие под давлением русскоязычного населения эмигрировали в ближайшие страны Запада, там нанимались на работу. Заметную часть эмигрантов составили люди, которые целью своей жизни ставили борьбу с царизмом. К решению этого вопроса Петр Аркадьевич подходил особенно бережно, считал его для России вопросом особой государственной важности. Суть его национальной политики состояла в том, чтобы объединять, а не разъединять народы. Он предусматривал создание министерства национальностей, которое должно было изучать культурную, религиозную, социальную жизнь каждой нации и создавать условия для того, чтобы все нации имели равные права и были верны России. В обязанности министерства должна была также входить задача не забывать о внешних и внутренних врагах России, которые всячески стремились к ее расчленению. Столыпин совершил все же ряд ошибок, поставивших его реформы под угрозу провала. Первой ошибкой Столыпина было отсутствие продуманной политики в отношении рабочих. Как показал опыт Пруссии, для удачного проведения консервативной политики необходимо было сочетать жесткие репрессии по отношению к революционным партиям с одновременными усилиями в области социального обеспечения рабочих. В России же, несмотря на общий экономический подъем, за все эти годы не только жизненный уровень рабочих нисколько не повысился, но и социальное законодательство делало свои первые шаги. Закон 1906 г. о десятичасовом рабочем дне почти не применялся, также как и закон 1903 г. о страховании рабочих, получивших увечья на предприятии. Разрешенные профсоюзы находились под бдительным контролем полиции и не пользовались доверием среди рабочих. Между тем количество рабочих постоянно и заметно росло. Новое поколение оказалось весьма благосклонным к восприятию социалистических идей. Очевидно, Столыпин не отдавал себе отчета в значении рабочего вопроса, который с новой силой встал в 1912 г.
Второй ошибкой Столыпина стало то, что он не предвидел последствий интенсивной русификации нерусских народов. Столыпин не скрывал своих националистических убеждений; однажды на заседании Думы он резко ответил польскому депутату, что почитает за "высшее счастье быть подданным России". Он открыто проводил националистскую великорусскую политику и, естественно, восстановил против себя и царского режима все национальные меньшинства. Столыпин совершил ошибку и в вопросе об учреждении земств в западных губерниях (1911 г.), в результате чего он лишился поддержки октябристов. Дело в том, что западные губернии экономически продолжали зависеть от польской шляхты. Дабы укрепить в них положение белорусского и русского населения, составлявших большинство, Столыпин решил учредить там земскую форму правления. Дума охотно его поддержала, однако государственный совет занял обратную позицию - классовые чувства солидарности со шляхтой оказались сильнее национальных. Столыпин обратился с просьбой к Николаю II прервать работу обеих палат на три дня, чтобы за это время правительство срочно приняло новый закон. Заседания Думы были приостановлены и закон принят. Однако данная процедура, продемонстрировавшая пренебрежение государственной власти к собственным учреждениям, привела к расколу между правительством и даже самыми умеренными либералами.

Начало XX века в России – период расцвета анархии, террора, народных волнений . Империя требовала от государственных деятелей решительных шагов, немедленных действий. Проходили значительные преобразования, широкую известность приобрели реформы Столыпина — кратко остановимся на основных его начинаниях. После роспуска первой Думы, правительство возглавил человек, готовый поменять ситуацию. В чем состояла суть аграрной реформы Столыпина.

Вконтакте

Начальные этапы деятельности

Столыпин Петр Аркадьевич (1862-1911 гг.) – выходец из семьи дворян . Окончил физико-математический факультет Петербургского Императорского университета. Поступил на службу в МВД, где проработал 3 года. Перешел в Департамент сельской промышленности и земледелия. С 1902 году исполнял обязанности губернатора Гродненской губернии. Через год переведен на должность губернатора Саратовской губернии. В Гродно формировались главные принципы столыпинской аграрной реформы .

Занимая высокие посты, большую часть сил и времени Петр Аркадьевич отдавал решению вопросов образования крестьян и фермерства. Это вызывало раздражение и непонимание среди многих современников. Он выступал ярым противником . Во время митингов, результатом которых стала Гражданская война 1905 – 1907 гг., выходил на улицы, выступал перед повстанцами.

Важно! Столыпинские методы управления привели к резкому сокращению восстаний в Саратове.

Усилия и талант управителя привлекли внимание Николая II. В 1906 году император назначает саратовского губернатора министром внутренних дел . Вскоре он становится председателем Совета Министров Российской Империи.

Эти события определяют начальный период первых мероприятий аграрной реформы: в историю вошло 9 октября 1906 года – день издания указа о свободном выходе крестьян из помещичьих хозяйств.

На новых должностях Петр Столыпин разворачивает жесткую политику противостояния преступности и терроризму .

В разгар революции он предлагает ряд законопроектов, но говорит о необходимости успокоения волнений перед началом преобразований.

Развитие предпринимательства

В экономике осуществлялись попытки дать свободу предприимчивым крестьянам, и большую роль в осуществлении данного начинания сыграла аграрная реформа Столыпина.

Предпосылки

Основанием для преобразования государства послужила экономическая и политическая обстановка, сложившаяся в начале XX века. Высокопоставленные лица слишком по-разному видели пути развития России. После поражения в русско-японской войне, кризис достиг критической точки. Разовые восстания переросли в масштабное революционное движение . Это мешало . Необходимо было срочно проводить ряд экономических, административных, правовых, аграрных преобразований в стране, что стало основной задачей Петра Столыпина.

Существовал ряд проблем:

  • сохранились пережитки отношений помещиков с крестьянами;
  • росло недовольство рабочих условиями труда и отдыха;
  • требовал решения национальный вопрос;
  • большая часть крестьян была неграмотной;
  • царила всеобщая анархия внутри страны;
  • активизировались агрессивные экстремистские организации.

Все реформы преследовали одну цель — постепенно сделать Россию мощной державой , а помочь в этом должна была аграрная революция. Основным инструментом для воплощения своего плана он сделал увеличение численности зажиточных крестьян на территории государства.

Решение земельного вопроса

На селе сложилась довольно сложная ситуация в аграрном секторе, которая не могла не вызывать опасений у правительства страны:

  • полный упадок сельского хозяйства на селе;
  • поголовная бедность населения;
  • уменьшение количества крестьянских земель, так как некоторые крестьяне лишились своих наделов;
  • крестьянские общины отрицали права собственности помещиков на землю.

После община стала ключевой формой самоуправления крестьян . Земля принадлежала общине, а крестьянским семьям предоставлялись наделы. По факту это были земельные владения помещиков. Хозяина надела могли сменить , если он терял платежеспособность. Человеческие отношения внутри обществ преобладали, переделы земли происходили по договоренности. Но мысль о том, что сегодня хозяин земли я, а завтра – кто-то другой, не покидала земледельцев. Это стало причиной нарастающего недовольства.

На стыке веков резко возросла рождаемость, особенно среди сельских жителей. В период с 1861 по 1913 гг. население государства увеличилось в 2,5 раза . Крестьяне нуждались в земле все больше, а ее оставалось все меньше. В среднем по Российской Империи к 1900 году обеспечение наделами сократилось вдвое. Вместе с сокращением земельных владений на душу населения, повышалось количество дворов. К 1905 году эта цифра увеличилась на 3,5 миллиона. Попытки властей бороться с семейными разделами не принесли положительных результатов.

Экономические реформы, проходившие при Александре II, предполагали несколько программ наделения.

Большинство людей выбрали минимальный пакет. Он включал бесплатный надел, в размере ¼ от стандартного , и не мог обеспечить семью. Неравенство усугублялось. Успешные крестьяне скупали помещичьи земли.

Недостаточное количество земель и отсутствие прав собственности явились основными причинами обострения конфликтов. Это легло в основу целей, которые призвана достичь аграрная реформа Столыпина, занимавшего тогда пост премьер-министра.

Осложняло ситуацию явление чересполосицы – участки помещиков и крестьян находились на одном поле через полосу. Отсутствовало грамотное распределение посевных , лесных, луговых площадей.

Сущность изменений в сельском хозяйстве

Аграрная политика Петра Столыпина преследовала две основные цели:

  1. Краткосрочная – прекращение волнений, возникших из-за земельных конфликтов.
  2. Долгосрочная – стабильное развитие крестьянства и сельского хозяйства.

Их достижение предполагало проведение комплекса мер:

  • важнейшее мероприятие — передача прав собственности на землю отдельным домохозяевам;
  • искоренение пережитков сословных отношений внутри общин;
  • разработка кредитной системы;
  • льготная перепродажа скупленных помещичьих хозяйств и земель;
  • развитие образовательных, консультационных агрономических программ;
  • поддержка крестьянских товариществ и кооперативов.

Выделяются и более конкретные цели аграрной реформы:

  • сохранение помещичьего хозяйства;
  • решение вопроса недостатка земли;
  • искоренение стадного чувства земледельцев;
  • прививание земледельцам чувства собственности;
  • создание на селе прочного фундамента верховной власти;
  • увеличение темпа развития сельского производства.

Коллективы общин образовывали смуты. От них необходимо было избавиться. Премьер-министр надеялся на улучшение положения крестьян. Он говорил о силе, которая находится в низах общества, старался поддержать самодержавие.

Аграрная реформа Столыпина не распространялась на башкирские и казачьи землевладения .

Реформирование давало возможность любому желающему покинуть общину. Человек подавал заявку, и земля закреплялась за ним. Учитывая заселенность Европейской России, земельные площади выделялись в Сибири.

Из 3,5 миллиона крестьян, пожелавших переехать, около пятисот тысяч отказались, из-за сложности освоения нового пространства. Пик активности прошений пришелся на 1909 – 1910 годы , затем пошел на спад.

Что удалось сделать

Каковы же были итоги аграрной реформы Столыпина. Проще всего ознакомиться с данными 1916 года:

  • о желании заполучить землю в собственность заявили более 6 млн. домохозяйств;
  • единоличными собственниками стали почти 1,5 миллиона человек;
  • к общему размеру наделов прибавился 8,1 % площадей (9,65 млн. десятин);
  • оформлено 25,2 млн. десятин ;
  • крестьянские владения составили 89,3 % земель и 94% скота; необходимость в массовости помещичьих угодий отпала.

Это важное преобразование, организованное Петром Аркадьевичем. Но оно провалилось. Автор надеялся на комплексное проведение реформирования, говорил о необходимости сохранения спокойствия внутри страны. Эти два фактора через двадцать лет могли положительно сказаться на развитии государства. Сыграла роль и непродуманность трудоустройства крестьян, переехавших в город. Аграрная реформа Столыпина была приостановлена постановлением Временного правительства от 28 июня (11 июля по новому стилю) 1917 года.

Другие изменения

Мероприятия столыпинской реформы, если говорить коротко, предполагали полное преобразование государства , касались абсолютно всех сфер жизнедеятельности.

Местное самоуправление

Часть западных губерний управлялась волостными сходами, поэтому деятельность Столыпина в этом направлении определяют, как попытку введения земских учреждений . Это помогло бы регионам реализовать сельскохозяйственный потенциал.

Как и все преобразования, которые пытался провести Столыпин, данный законопроект нашел своих противников и сторонников. Но главное – он шел вразрез с действующим законодательством .

Населявших Киевскую, Минскую, Могилевскую, Витебскую, Подольскую губернии поляков, нельзя было допускать к власти. На этом основании Государственный Совет отклонил инициативу.

Противостояние терроризму

Причины, вынудившие прибегнуть к проведению столыпинских реформ судебного процесса, были вескими — массовые террористические атаки, грабежи, разбои. 12 августа 1906 года террористы атаковали дачу Петра Аркадьевича. Пострадали его дети и еще порядка ста человек, 30 из которых умерли. Император вводит положение о военно-полевых судах. Им предоставлялось право в кратчайшие сроки рассматривать дела. Двое суток выделялось на разбирательства, 24 часа – на приведение приговора в действие. Премьер-министр определял нововведение, как необходимость в сложившейся обстановке .

Силовые структуры и судопроизводство

Законопроект «О преобразовании местного суда » включал ряд мер по удешевлению и доступности услуг для населения. Преследовалась цель возрождения мировых судов. Делался акцент на независимости органа власти от волостного, крестьянского, земского начальства. Это была попытка исключить судопроизводство от случайных решений, привести к рационализации процесса. Предлагалось ввести ответственность высокопоставленных чиновников за неправомерные действия и бюрократизм, определить права подследственного человека .

Реформаторские мероприятия, которые успел провести Столыпин.

Таблица 1

Дата Экономические реформы
19.08.06 Вступил в силу закон о противоборстве террору
Август 1906 г. Наделение Крестьянского банка полномочиями перепродажи земель
05.10.06 Права крестьян и других сословий частично уравнены
14 — 15.10.06 Запуск системы широкого кредитования
9.11.06 Указ о свободном выходе из общины
Декабрь 1907 г. Ускорение переселения крестьян на и в Сибирь, путем поощрений
10.04.08 Введение программы обязательного начального образования
31.05.09 Принятие закона о русификации Финляндии
14.06.10 Расширение возможностей выхода из помещичьих угодий
14.03.11 Появление земств в западных губерниях

Close