Обратимся к 1-2 историям и проследим, как они рождались,- а это происходит чуть ли не на наших глазах. Автор помогает следить за рождением быличек, и будем внимательны к его подсказке. Припомним первую историю Ильюши, которую прервал приход заблудившегося охотника. Маленькая кустарная бумажная фабрика. Смена на этой фабрике - из мальчишек (мы помним, что Ильюше примерно 12 лет). Надсмотрщик Назаров запретил им ходить домой, потому что много работы. Наса лежат на полу и не могут заснуть, и «зачал Авдюшка говорить, что, мол, наса, ну, как домовой придет?.. И не успел он, Авдей-от, проговорить, как вдруг кто-то над головами у нас и заходил…» и начались чудеса: и по лестнице кто-то «спущался», и колесо вертелось, и формы для бумаги сами ходили по воздуху да и вернулись на место, крюк снялся с гвоздя да и опять на гвоздь, наконец, «кто-то заперхал, словно овца какая…».

Домового видеть нельзя - об этом только что сказал Ильюша, а слышать его можно. Доброжелательная авторская усмешка подсказывает рационалистическую отгадку событий, объясняет, почему наса услышали домового. История рождения страшной истории перед нашими глазами: ведь не успел Авдей проговорить о домовом, как заходил «кто-то» - ждали домового и именно ему приписали звук шагов, случайно раздавшихся наверху, может быть, шагов той же овцы.

Еще более прозрачны авторские намеки в рассказе о русалке и Гавриле: Гаврила заблудился, сел под дерево, задремал и увидел… (наяву или во сне?) русалку. Волосы у нее зеленые, как конопля, сама светленькая, беленькая, как плотичка или карасик. Что подсказало плотнику этот облик? В полусне, в ярком лунном свете видит он, как серебрятся стволы березок, колеблются их плакучие ветки. Он слышит жалобный голосок, и, хотя его смущает, что этот голосок похож на голос жабы, плотник верит, что перед ним русалка. Страх не покидает Гаврилу всю жизнь: он искренне убежден, что не будет ему в жизни счастья, и живет с сознанием своей обреченности.

Опять мы улавливаем и авторскую усмешку, и авторскую подсказку. А наши мальчики у костра истово верят в существование всех этих существ, хотя и не чужды мысли, что кто-то может приврать при рассказе о разных случаях (припомним, что Федя, который направлял беседу, сомневался в том, что «лесная нечисть смогла христианскую душу испортить», и для верности переспросил Костю: «Твой батька сам это рассказывал?»).

Домовой, русалка, леший, водяной - эти таинственные и страшные существа в какие-то очень далекие от нас, да и от этих мальчишек времена воплощали грозные и непонятные силы природы. В них верили взрослые - тем легче верить детям. Но одно дело верить, а другое - встречаться с этими силами. Как получилось, что они сами (во всяком случае, Ильюша, Павлуша и Костя) оказались участниками событий, которые подтверждают их верования?

Известный юрист Л. Копи писал о степени достоверности рассказов у себя, объективной ценности их показаний: «Отсутствие необходимой критики по отношению к себе и к окружающей обстановке, при крайней впечатлительности и живости воображения, делает многих из них, под влиянием наплыва новых ощущений и идей, жертвами самовнушения. Приняв свою фантазию за действительность, незаметно переходя от «так может быть» к «так должно быть» и затем к «так было», они упорно настаивают на том, что кажется им свершившимся в присутствии их фактом».

Очевидно, именно так рождались, так оформлялись на наших глазах и те былички, которые услышали мы от рассказчиков. Читатели с удовольствием слушают эти истори

И, с еще большим удовольствием соглашаются сыграть на уроке сценку у костра, воспроизводя часть того, что услышали в рассказе. Но их отношение ко всем этим историям часто снисходительное и даже высокомерное, оправданное, как им кажется, превосходством сегодняшнего человека. Они с полуслова ловят авторскую подсказку. Они и скажут и напишут, почему и как испугались лисовщики домового, Гаврила - русалки, а Павлуша - голоса Васи… Очень решительно и бойко, легко и просто, без тени сомнения, с азартом моралистов - разоблачителей чужих грехов выступают семиклассники. И эта активность хороша и естественна. Только не нужно оставлять читателей на этой стадии уяснения ребячьих россказней. Наше дело - помочь им увидеть также и поэтичность этих поверий, и дружелюбие в авторской усмешке. Ведь жаждая из этих быличек не только ошибка невежественного ума, но и свидетельство борьбы разума за освоение окружающего мира, свидетельство человеческого познания этого мира. Наивность и поэтичность не должны быть забыты. Стремление к познанию, которое лежит в основе этих поверий, не должно остаться без признания, без уважении.

Остановиться на стадии разоблачения - это значит не только не сказать всей правды, но и исказить ее.

Был период, когда стремление использовать рассказ для решительной борьбы с невежеством оправдывалось необходимостью. Мы знаем, как выражалось это стремление в работах А. А. Алферова и др. Время прямолинейной борьбы с неграмотностью и невежеством, время готовности использовать любые средства ради уничтожения предрассудков позади. Мы уже можем, оглядываясь назад, объективно, без раздражения и запальчивости оценить фантастический мир представлений - мир, в котором жили наши предки.

Мы можем увидеть поэтичность и мужество разума, именно разума, который отважно сражался с непонятным и непонятым, создавая неверные, но все же обобщения, использовал все резервы для того, чтобы иметь свое суждение об окружающей природе, чтобы придумать, найти способ оборониться от ее опасного могущества. В рассказе «Бежин луг» мы видим не рождение поверий, а обстоятельства, которые поддерживают веру в их существование. В рассказе много уважения к внимательному взгляду крестьянина, и мы должны это показать, показать и доброжелательную авторскую усмешку, помочь насам с таким же уважением улыбнуться вместе с ним.

Автор говорит о том, что самая теплая, ясная, короткая и безопасная погожая июльская ночь в самой знакомой и прозаической густонаселенной средней полосе России таит много неясного, необъяснимого. Проверим это собственным опытом, собственными воспоминаниями. Непонятные звуки и шорохи - разве они и сейчас не действуют на наши нервы и оставляют нас равнодушными? Может быть, найдется такой смелый на словах VII класс! В одной из корреспонденции «Читательской газеты» рассказывалось о том, как читатели Спасско-Лутовиновской школы, проводя ночь у костра на Бежином лугу, стали рассуждать о жизни крестьянских мальчишек, и одна ученица сказала: «Наверное, страшно тогда жить было: кругом помещики, старосты, лешие, домовые…». Атмосфера, в которой жили мальчишки, передана верно. Но, имея перед собой рассказ, Читатель должен добиваться значительно большей точности понимания и оценки, чем это сделала девочка. Конечно, жить было хуже. И все-таки интересно.

Они сами многое делали для того, чтобы наполнить содержанием свою жизнь. Они были люди другой среды и судьбы, другой эпохи. Но это были люди, которые заслуживают нашего уважения и симпатии, как заслужили они симпатию рассказчика.

Главные герои рассказа «Бежин луг» из сборника «Записки охотника» — крестьянские дети, которые выехали в ночное и стерегут лошадей на лугу. К ним из леса выходит охотник, от лица которого ведется рассказ. Весь день он стрелял тетеревов, а под вечер сбился с пути и заблудился. Уже в полной темноте он случайно наткнулся на костер, который развели ребята, чтобы сварить картошки.

Пристроившись у костра, охотник не стал докучать детям и сделал вид, что уснул. Ребята, сначала примолкшие при виде чужого взрослого человека, через какое то время возобновили разговор. Оказалось, что они по очереди рассказывали разного рода страшные мистические истории, которые слышали в деревне от взрослых. В этих историях упоминались лешие, русалки, утопленники и такое необычное для крестьян природное явление, как солнечное затмение, наделавшее в свое время много шума в деревне и послужившее причиной массовой паники среди крестьян.

Истории-страшилки звучали у костра до самого утра. Временами повествование прерывалось таинственными звуками, доносящими от реки и из леса. Один раз собаки, которые вместе с ребятами стерегли лошадей, с громким лаем вскочили и убежали в темноту. Один из мальчиков по имени Павлуша бесстрашно отправился вслед за ними и привел собак обратно к костру.

Ранним утром охотник покинул спящих ребят и Бежин луг, на котором услышал множество занимательных и жутковатых историй, характерных для крестьянского быта того времени. Таково краткое содержание рассказа.

Главный смысл рассказа «Бежин луг» состоит в стремлении автора показать истинную красоту русской природы. В рассказе подробно описываются живописные места Тульской губернии тех времен. С большой любовью к природе Тургенев рассказывает нам о рассвете в начале рассказа и не менее красочно пишет о закате. Главная интрига рассказа сосредоточена в элементах мистицизма, которые передаются через беседу у костра крестьянских детей, сторожащих лошадей в ночном. Детские страшилки из деревенской жизни, которые ребята по очереди рассказывают друг другу, создают атмосферу таинственности и тревожности. Автор усиливает мистическую составляющую рассказа в самом его конце, сообщив читателю, что мальчик Павлуша, ходивший ночью к реке за водой и услышавший голос утопленника, в том же году трагически погиб, упав с лошади. Рассказ учит не придавать слишком большого значения различного рода суевериям и рассказам мистического толка, поскольку это может породить неуверенность человека в своих действиях и привести к неприятным для него последствиям.

В рассказе Тургенева мне понравился охотник. Встретив ночью крестьянских детей на Бежином лугу, он не стал навязывать им свое общество, а скромно переночевал возле их костра, не мешая беседе детей.

Какие пословицы подходят к рассказу «Бежин луг»?

Охота – природа человека.
Не поминай лихо, пока оно тихо.
Если тебе интересен мир, то все вокруг тебя становится источником открытий.

Год написания: 1850

Жанр произведения: рассказ из цикла «Записки охотника»

Сюжет:

Главный герой произведения, он же рассказчик, в один из погожих июльских дней отправляется на охоту. На обратном пути герой понимает, что заблудился и не может найти дорогу домой. Остановившись на ночлег на лугу в компании крестьянских мальчишек, рассказчик, притворившись спящим, наблюдает за детьми, слушает их разговоры. Внезапно один из мальчиков устремляется вслед за залаявшими собаками и, спустя время, возвращается с ними. В конце повествования рассказчик говорит о трагической смерти мальчика в этом же году.

Главная мысль рассказа – духовная красота русского крестьянства. На примере крестьянских детей с их предрассудками и суевериями, с одной стороны, и безрассудной смелостью, с другой, автор через описание внешности детей, через отношение к их рассказам раскрывает перед читателями поэтический мир народных примет и сказок о разной «нечистой силе», гармонично дополняя его картинами живой природы.

Читать краткое содержание Бежин луг Тургенева

Главный герой произведения, он же является рассказчиком, отправляется на охоту за тетеревами в Тульской губернии. Погода выдалась чудесной, стоит погожий июльский день, охота прошла удачно, рассказчик настрелял много дичи. Вечером, в прекрасном расположении духа, он со своей усталой собакой возвращается домой, но вскоре понимает, что заблудился. Между тем надвигается ночь. Рассказчик забредает в какой-то незнакомый осинник, а потом оказывается в какой-то распаханной лощине.

Так и не найдя дорогу домой, рассказчик решает идти наудачу по звездам и случайно оказывается на Бежином лугу неподалеку от реки. Рассказчик замечает у подножия холма костер и людей. Навстречу ему с лаем устремляются две собаки. Подойдя ближе, он видит, что у костра сидят деревенские ребятишки. Уставший, он решает заночевать у костра вместе с этими мальчишками, пришедшими с табуном лошадей и двумя собаками в ночное. Рассказчик притворяется спящим и исподволь наблюдает за сидящими у костра детьми, дает описание их внешности, прислушивается к их разговорам.

Мальчиков пятеро: Федя, Костя, Павлуша, Илюша и Ваня. Федя – мальчик четырнадцати лет, самый старший из детей, судя по одежде и манере поведения, является выходцем из богатой семьи. С ребятами поехал, видимо, ради забавы. Павлуша – мальчик примерно двенадцати лет, он сразу понравился рассказчику, несмотря на довольно простую внешность: с черными волосами, нескладным телом, тусклым лицом, но в целом произвел впечатление человека с неким внутренним стержнем.

Илюша было двенадцать лет, горбоносый, с подслеповатым лицом, но знающий много народных примет, поверий, историй о нечистой силе. Костя – мальчик лет десяти и самый младший – Ваня лет семи, который практически всю ночь спит под рогожей и не принимает участия в разговоре.

Первым приступает к рассказу Илюша. Он вспоминает, как ночевал с другими ребятами на бумажной фабрике и они слышали там домового. Детям казалось, будто ночью над их головами кто-то ходил, стучал, кашлял. Потом некто спустился к ним по лестнице, распахнул двери. Они никого так и не увидели, но все равно очень испугались.

Следующую историю рассказывает своим товарищам Костя – о плотнике Гавриле и его встрече с русалкой. Гаврила ходил в лес за орехами, но заблудился и решил дождаться наступления утра в лесу. Проснулся Гаврила от того, что кто-то его звал. Открыв глаза, он увидел сидящую на ветвях русалку, которая звала его к себе. Как только мужчина осенил себя крестным знамением, русалка начала плакать. Она пожелала Гавриле, чтоб он также горевал до конца своих дней, как она сейчас. После этой встречи Гаврила стал всегда ходить невеселым.

Затем Илюша заводит разговор о происшествии на плотине, том гиблом месте, где был похоронен утопленник. Мальчик Илюша рассказывает о случае, когда приказчик отправил местного псаря Ермилу на почту, возвращался тот уже ночью. На могиле утопленника Ермила заметил красивого белого барашка и решил взять его себе. Сев на лошадь и продолжив свой путь, Ермила вдруг заметил, что барашек смотрит на него буквально человеческими глазами. Ермила стал ласково гладить барашка, но тот внезапно оскалил зубы и стал его передразнивать.

Разговор мальчиков внезапно прерывается собачьим лаем. Павлуша, вскочив на коня, исчезает в темноте. Затем возвращается с собаками, сказав, что, вероятно, они почуяли волка, но бояться не стоит. Затем дети продолжают беседу. Илюша рассказывает о встречах жителей Варнавиц с покойным барином. Тот искал разрыв-траву, чтобы избавиться от давления могилы. Костя удивился, что можно видеть покойника в обычный день, а не в родительскую субботу. Но Илюша утверждает, что это возможно. Также Илюша рассказывает о народном поверье: если в родительскую субботу сесть на церковную паперть и смотреть на проходящих мимо, то можно узнать, кто умрет в скором времени. Далее он повествует о некой бабе Ульяне, которая именно в такой день увидела себя со стороны, бредущую мимо церковной паперти. Далее дети говорят о солнечном затмении, потом разговор переходит на леших.

Затем Павлуша идет на реку за водой, а дети в его отсутствие говорят о водяном, вспоминают утопленника Васю, тот случайно утонул, играя на берегу, о его бедной матери. А Павлуша, вернувшись, рассказал друзьям, будто ему послышалось, как кто-то Васиным голосом звал его из-под воды. Илюша со страхом замечает, что это плохая примета.

Поговорив некоторое время, дети засыпают. Наутро рассказчик прощается с детьми. Затем он с прискорбием сообщает о трагической гибели так понравившемся ему Павлуши в этом же году. Мальчик разбился, упав с лошади.

Очень кратко Бежин луг

В 1847 – 1851 г.г. Иван Тургенев написал цикл рассказов «Записки охотника», в состав которого вошел «Бежин луг». Суть рассказа заключается в том, что в центре сюжета ребята, которые пошли в ночное пасти табун лошадей. Чтобы время проходило незаметно и не хотелось спать, мальчишки рассказывают различные «страшные» истории: о домовом, о встрече плотника Гаврилы с русалкой, об Акулине, которую «испортил водяной». В финале рассказа один из ребят – Павел, погибает, упав с лошади. А виной его смерти стал голос утопленника.

Главная мысль рассказа Бежин луг Тургенева

Главная мысль классического произведения «Бежин луг» в том, что Тургенев Иван Сергеевич, показывает способность видеть красоту в привычном. Показывает, что, оказывается, человек способен ценить красоту природы. Обращает внимание читателя на незримую связь между природой и человеком. И, самое важное, подчеркивает мысль, что люди разные по возрасту, уровню развития, воспитанию способны вести продуктивный диалог.

Бежин луг Тургенев краткое содержание

Тургенев, он же рассказчик, в один из июльских дней охотился на тетеревов. Это происходило в Тульской губернии.
Охотник настрелял достаточно дичи и вечером уставший, но довольный возвращался домой. Сумерки спустились быстро и Тургенев немного заплутал. Сначала он долго шел вдоль осинового леса, затем неожиданно очутился в лощине. Понимая, что идет не совсем туда, рассказчик решил ориентироваться по звездам и в конце концов вышел к ровной местности, которую в Тульской губернии называли Бежин луг. Эту равнину огибала речушка, недалеко от которой Иван Сергеевич заметил костер, а вокруг него фигуры людей.

Чтобы немного отдохнуть, рассказчик принял решение подойти к людям. Когда он подошел ближе, то увидел крестьянских ребят, которые были в ночном, то есть пасли табун лошадей.

Иван Сергеевич попросил разрешения переночевать с ними. Ребятишки согласились. Тогда рассказчик прилег у костра и стал внимательно слушать их истории, в то же время любуясь природой.

Нужно сказать, что ребятишек было пятеро: Федя, Павлуша, Илюша, Костя и Ваня.

Иван Сергеевич тщательно описывает внешность каждого мальчишки. У Феди были «красивые и тонкие черты лица». Павлуша был неуклюжим, с рябым лицом. Лицо Ильи «выражало какую-то тупую, болезненную заботливость». У Кости делает акцент на задумчивых и печальных глазах. Ваня был самым маленьким среди ребят и спал, укрывшись рогожкой.
Тургенев сделал вид, что дремлет, а сам слушал неспешный разговор мальчишек.

Первым рассказывал Илья о том, что ему как-то пришлось заночевать на бумажной фабрике. Именно в ту ночь он слышал домового. Он говорит, что там непонятно кто ходил, стучал, а потом распахнул двери в помещение, где спали ребята.

Можно подвести итог его рассказу, процитировав Тургенева: «Потом будто кто-то к двери пошел да вдруг как закашляет, как заперхает».

Следом за Ильей стал рассказывать Костя историю о плотнике по имени Гаврила. Этот Гаврила пошел собирать лесные орехи, но с ним случилась оказия – он заблудился. Тогда Гаврила принял решение заночевать в лесу, и именно в это время стали с ним происходить необъяснимые события. Во-первых, Гавриле стало чудиться, что его кто-то зовет. Он решил посмотреть, кто же это и увидел русалку, сидящую на дереве. Тогда, как православный человек Гаврила наложил крестное знамение, а русалка в ответ рассмеялась, потом расплакалась и сказала: «Не креститься бы тебе, говорит, человече, жить бы тебе со мной на веселии до конца дней; а плачу я, убиваюсь оттого, что ты крестился; да не я одна убиваться буду: убивайся же и ты до конца дней». На том она исчезла, а Гаврила перестал даже улыбаться с той поры.
Ночь тем временем спускалась все ниже, и с реки послышался звук, похожий на стон и вой одновременно. Тогда Илья помянул Бога.

Наконец ребята успокоились и продолжили беседу.

Снова стал рассказывать Илья о плотине на реке, которую прорвало недавно, но важной темой его рассказа стал утопленник, похороненный недалеко от нее.

Главный герой его рассказа – Ермил, которого отправили на почту, но он по какой-то причине припозднился и, переходя плотину, увидел на могиле утопленника белого барашка. Ермила взял барашка с собой. Пока он его вез, то заметил, что животное смотрит преданно в глаза. Решил он его погладить, ласковые слова говорить, а баран-то зубы оскалил да по человечьи его слова повторил…

Неожиданно забеспокоились собаки, и мальчишки предположили, что к табуну подкрался волк. Павел тогда принял решение бежать, посмотреть, что там происходит. В конце концов выяснилось, что табуну ничто не угрожает.
Беседа мальчиков мерно потекла дальше.

Илья вспомнил, что в местечке Варнавицы, часто стали видеть давно умершего барина по той причине, что могила «сильно на него давила». Костя высказал свое удивление, что покойника видят не только в родительский день. Тогда ему пояснили, что в Радоницу можно узнать, кто скоро преставится. Для этого сесть надо на паперть и смотреть на прохожих. Например, бабушка Ульяна таким образом увидела саму себя.

Мальчишки ненадолго замолчали. В это время над ними пролетел голубок белый.

В это время со стороны речки раздался пронзительный крик цапли. Вот тогда-то пришло время вспомнить о лешем. О том, что леший не может кричать, что он нем как рыба, а только «в ладоши хлопает да трещит».

Павел пошел к речке набрать водицы. В этот момент ребятишки обсуждали тот факт, что в таком случае водяной может человека схватить да в свое царство подводное утащить. К слову помянули Акулину-дурочку, которую «водяной испортил». Привели в пример мальчонку по имени Вася, который утонул по неосторожности. Павел к этому времени вернулся к костру и поведал мальчикам, что когда он черпал воду, его кто-то голосом Васятки звал.

Близилось утро, и разговор мальчиков постепенно прекратился.

Иван Тургенев проснулся рано, собрался, кивнул Павлу на прощание и пошел вдоль речки к дому.

Повествование рассказчик завершает таким замечанием: «Я, к сожалению, должен прибавить, что в том же году Павла не стало. Он не утонул: он убился, упав с лошади. Жаль, славный был парень!»

Картинка или рисунок Бежин луг

Другие пересказы и отзывы для читательского дневника

  • Краткое содержание Гаршин - То, чего не было

    Сказка эта – то ли сон, то ли видение, навеянные страшной жарой в послеобеденное время. Будто собрались в круг очеловеченные насекомые побеседовать о том, что такое жизнь. У каждого своя точка зрения. Например, жук навозный всю жизнь видит в работе

  • Краткое содержание Гюго Труженики моря

    Когда-то в дом заселилась дама по фамилии Жильят с мальчиком, который приходился ей не то сыном, не то племянником. Уже тогда этот дом имел в народе дурную славу. Но после прихода женщины с ребёнком вся нечистая сила успокоилась и перестала посещать семью

  • Краткое содержание Герцен Былое и думы

    «Былое и думы»- это одно из самых знаменитых произведений А.И. Герцена. Для начала стоит разобраться, кто же такой Герцен? Герцен является одним из выдающихся критиков правительства своего времени

  • Краткое содержание Коляска. Гоголь

    Одним помещик хочет продать свою коляску, приехавшему в городок, генералу. Приглашает его и участников званного вечера к себе на следующий день, а сам об этом забывает.

  • Краткое содержание Волшебная гора Манн

    События произведения начинают разворачиваться перед войной. Ганс Касторп – молодой инженер, он едет в санаторий для больных туберкулезом, где проходит лечение его кузен Иоахим Цимсен

Обратимся к 1-2 историям и проследим, как они рождались,- а это происходит чуть ли не на наших глазах. Автор помогает следить за рождением быличек, и будем внимательны к его подсказке. Припомним первую историю Ильюши, которую прервал приход заблудившегося охотника. Маленькая кустарная бумажная фабрика. Смена на этой фабрике - из мальчишек (мы помним, что Ильюше примерно 12 лет). Надсмотрщик Назаров запретил им ходить домой, потому что много работы. Наса лежат на полу и не могут заснуть, и «зачал Авдюшка говорить, что, мол, наса, ну, как домовой придет?.. И не успел он, Авдей-от, проговорить, как вдруг кто-то над головами у нас и заходил…» и начались чудеса: и по лестнице кто-то «спущался», и колесо вертелось, и формы для бумаги сами ходили по воздуху да и вернулись на место, крюк снялся с гвоздя да и опять на гвоздь, наконец, «кто-то заперхал, словно овца какая…». Домового видеть нельзя - об этом только что сказал Ильюша, а слышать его можно. Доброжелательная авторская усмешка подсказывает рационалистическую отгадку событий, объясняет, почему наса услышали домового. История рождения страшной истории перед нашими глазами: ведь не успел Авдей проговорить о домовом, как заходил «кто-то» - ждали домового и именно ему приписали звук шагов, случайно раздавшихся наверху, может быть, шагов той же овцы. Еще более прозрачны авторские намеки в рассказе о русалке и Гавриле: Гаврила заблудился, сел под дерево, задремал и увидел… (наяву или во сне?) русалку. Волосы у нее зеленые, как конопля, сама светленькая, беленькая, как плотичка или карасик. Что подсказало плотнику этот облик? В полусне, в ярком лунном свете видит он, как серебрятся стволы березок, колеблются их плакучие ветки. Он слышит жалобный голосок, и, хотя его смущает, что этот голосок похож на голос жабы, плотник верит, что перед ним русалка. Страх не покидает Гаврилу всю жизнь: он искренне убежден, что не будет ему в жизни счастья, и живет с сознанием своей обреченности. Опять мы улавливаем и авторскую усмешку, и авторскую подсказку. А наши мальчики у костра истово верят в существование всех этих существ, хотя и не чужды мысли, что кто-то может приврать при рассказе о разных случаях (припомним, что Федя, который направлял беседу, сомневался в том, что «лесная нечисть смогла христианскую душу испортить», и для верности переспросил Костю: «Твой батька сам это рассказывал?»). Домовой, русалка, леший, водяной - эти таинственные и страшные существа в какие-то очень далекие от нас, да и от этих мальчишек времена воплощали грозные и непонятные силы природы. В них верили взрослые - тем легче верить детям. Но одно дело верить, а другое - встречаться с этими силами. Как получилось, что они сами (во всяком случае, Ильюша, Павлуша и Костя) оказались участниками событий, которые подтверждают их верования? Известный юрист Л. Копи писал о степени достоверности рассказов у себя, объективной ценности их показаний: «Отсутствие необходимой критики по отношению к себе и к окружающей обстановке, при крайней впечатлительности и живости воображения, делает многих из них, под влиянием наплыва новых ощущений и идей, жертвами самовнушения. Приняв свою фантазию за действительность, незаметно переходя от «так может быть» к «так должно быть» и затем к «так было», они упорно настаивают на том, что кажется им свершившимся в присутствии их фактом». Очевидно, именно так рождались, так оформлялись на наших глазах и те былички, которые услышали мы от рассказчиков. Читатели с удовольствием слушают эти истории, с еще большим удовольствием соглашаются сыграть на уроке сценку у костра, воспроизводя часть того, что услышали в рассказе. Но их отношение ко всем этим историям часто снисходительное и даже высокомерное, оправданное, как им кажется, превосходством сегодняшнего человека. Они с полуслова ловят авторскую подсказку. Они и скажут и напишут, почему и как испугались лисовщики домового, Гаврила - русалки, а Павлуша - голоса Васи… Очень решительно и бойко, легко и просто, без тени сомнения, с азартом моралистов - разоблачителей чужих грехов выступают семиклассники. И эта активность хороша и естественна. Только не нужно оставлять читателей на этой стадии уяснения ребячьих россказней. Наше дело - помочь им увидеть также и поэтичность этих поверий, и дружелюбие в авторской усмешке. Ведь жаждая из этих быличек не только ошибка невежественного ума, но и свидетельство борьбы разума за освоение окружающего мира, свидетельство человеческого познания этого мира. Наивность и поэтичность не должны быть забыты. Стремление к познанию, которое лежит в основе этих поверий, не должно остаться без признания, без уважении. Остановиться на стадии разоблачения - это значит не только не сказать всей правды, но и исказить ее. Был период, когда стремление использовать рассказ для решительной борьбы с невежеством оправдывалось необходимостью. Мы знаем, как выражалось это стремление в работах А. А. Алферова и др. Время прямолинейной борьбы с неграмотностью и невежеством, время готовности использовать любые средства ради уничтожения предрассудков позади. Мы уже можем, оглядываясь назад, объективно, без раздражения и запальчивости оценить фантастический мир представлений - мир, в котором жили наши предки. Мы можем увидеть поэтичность и мужество разума, именно разума, который отважно сражался с непонятным и непонятым, создавая неверные, но все же обобщения, использовал все резервы для того, чтобы иметь свое суждение об окружающей природе, чтобы придумать, найти способ оборониться от ее опасного могущества. В рассказе «Бежин луг» мы видим не рождение поверий, а обстоятельства, которые поддерживают веру в их существование. В рассказе много уважения к внимательному взгляду крестьянина, и мы должны это показать, показать и доброжелательную авторскую усмешку, помочь насам с таким же уважением улыбнуться вместе с ним. Автор говорит о том, что самая теплая, ясная, короткая и безопасная погожая июльская ночь в самой знакомой и прозаической густонаселенной средней полосе России таит много неясного, необъяснимого. Проверим это собственным опытом, собственными воспоминаниями. Непонятные звуки и шорохи - разве они и сейчас не действуют на наши нервы и оставляют нас равнодушными? Может быть, найдется такой смелый на словах VII класс! В одной из корреспонденции «Читательской газеты» рассказывалось о том, как читатели Спасско-Лутовиновской школы, проводя ночь у костра на Бежином лугу, стали рассуждать о жизни крестьянских мальчишек, и одна ученица сказала: «Наверное, страшно тогда жить было: кругом помещики, старосты, лешие, домовые…». Атмосфера, в которой жили мальчишки, передана верно. Но, имея перед собой рассказ, Читатель должен добиваться значительно большей точности понимания и оценки, чем это сделала девочка. Конечно, жить было хуже. И все-таки интересно. Они сами многое делали для того, чтобы наполнить содержанием свою жизнь. Они были люди другой среды и судьбы, другой эпохи. Но это были люди, которые заслуживают нашего уважения и симпатии, как заслужили они симпатию рассказчика.

Обратимся к 1-2 историям и проследим, как они рождались,- а это происходит чуть ли не на наших глазах. Автор помогает следить за рождением быличек, и будем внимательны к его подсказке. Припомним первую историю Ильюши, которую прервал приход заблудившегося охотника. Маленькая кустарная бумажная фабрика. Смена на этой фабрике – из мальчишек (мы помним, что Ильюше примерно 12 лет). Надсмотрщик Назаров запретил им ходить домой, потому что много работы. Наса лежат на полу и не могут заснуть, и “зачал Авдюшка говорить, что, мол, наса, ну, как домовой

Придет?. И не успел он, Авдей-от, проговорить, как вдруг кто-то над головами у нас и заходил.” и начались чудеса: и по лестнице кто-то “спущался”, и колесо вертелось, и формы для бумаги сами ходили по воздуху да и вернулись на место, крюк снялся с гвоздя да и опять на гвоздь, наконец, “кто-то заперхал, словно овца какая.”.
Домового видеть нельзя – об этом только что сказал Ильюша, а слышать его можно. Доброжелательная авторская усмешка подсказывает рационалистическую отгадку событий, объясняет, почему наса услышали домового. История рождения страшной истории перед нашими глазами: ведь не успел Авдей проговорить о домовом, как заходил “кто-то” – ждали домового и именно ему приписали звук шагов, случайно раздавшихся наверху, может быть, шагов той же овцы.
Еще более прозрачны авторские намеки в рассказе о русалке и Гавриле: Гаврила заблудился, сел под дерево, задремал и увидел. (наяву или во сне?) русалку. Волосы у нее зеленые, как конопля, сама светленькая, беленькая, как плотичка или карасик. Что подсказало плотнику этот облик? В полусне, в ярком лунном свете видит он, как серебрятся стволы березок, колеблются их плакучие ветки. Он слышит жалобный голосок, и, хотя его смущает, что этот голосок похож на голос жабы, плотник верит, что перед ним русалка. Страх не покидает Гаврилу всю жизнь: он искренне убежден, что не будет ему в жизни счастья, и живет с сознанием своей обреченности.
Опять мы улавливаем и авторскую усмешку, и авторскую подсказку. А наши мальчики у костра истово верят в существование всех этих существ, хотя и не чужды мысли, что кто-то может приврать при рассказе о разных случаях (припомним, что Федя, который направлял беседу, сомневался в том, что “лесная нечисть смогла христианскую душу испортить”, и для верности переспросил Костю: “Твой батька сам это рассказывал?”).
Домовой, русалка, леший, водяной – эти таинственные и страшные существа в какие-то очень далекие от нас, да и от этих мальчишек времена воплощали грозные и непонятные силы природы. В них верили взрослые – тем легче верить детям. Но одно дело верить, а другое – встречаться с этими силами. Как получилось, что они сами (во всяком случае, Ильюша, Павлуша и Костя) оказались участниками событий, которые подтверждают их верования?
Известный юрист Л. Копи писал о степени достоверности рассказов у себя, объективной ценности их показаний: “Отсутствие необходимой критики по отношению к себе и к окружающей обстановке, при крайней впечатлительности и живости воображения, делает многих из них, под влиянием наплыва новых ощущений и идей, жертвами самовнушения. Приняв свою фантазию за действительность, незаметно переходя от “так может быть” к “так должно быть” и затем к “так было”, они упорно настаивают на том, что кажется им свершившимся в присутствии их фактом”.
Очевидно, именно так рождались, так оформлялись на наших глазах и те былички, которые услышали мы от рассказчиков. Читатели с удовольствием слушают эти истории, с еще большим удовольствием соглашаются сыграть на уроке сценку у костра, воспроизводя часть того, что услышали в рассказе. Но их отношение ко всем этим историям часто снисходительное и даже высокомерное, оправданное, как им кажется, превосходством сегодняшнего человека. Они с полуслова ловят авторскую подсказку. Они и скажут и напишут, почему и как испугались лисовщики домового, Гаврила – русалки, а Павлуша – голоса Васи. Очень решительно и бойко, легко и просто, без тени сомнения, с азартом моралистов – разоблачителей чужих грехов выступают семиклассники. И эта активность хороша и естественна. Только не нужно оставлять читателей на этой стадии уяснения ребячьих россказней. Наше дело – помочь им увидеть также и поэтичность этих поверий, и дружелюбие в авторской усмешке. Ведь жаждая из этих быличек не только ошибка невежественного ума, но и свидетельство борьбы разума за освоение окружающего мира, свидетельство человеческого познания этого мира. Наивность и поэтичность не должны быть забыты. Стремление к познанию, которое лежит в основе этих поверий, не должно остаться без признания, без уважении.
Остановиться на стадии разоблачения – это значит не только не сказать всей правды, но и исказить ее.
Был период, когда стремление использовать рассказ для решительной борьбы с невежеством оправдывалось необходимостью. Мы знаем, как выражалось это стремление в работах Алферова и др. Время прямолинейной борьбы с неграмотностью и невежеством, время готовности использовать любые средства ради уничтожения предрассудков позади. Мы уже можем, оглядываясь назад, объективно, без раздражения и запальчивости оценить фантастический мир представлений – мир, в котором жили наши предки.
Мы можем увидеть поэтичность и мужество разума, именно разума, который отважно сражался с непонятным и непонятым, создавая неверные, но все же обобщения, использовал все резервы для того, чтобы иметь свое суждение об окружающей природе, чтобы придумать, найти способ оборониться от ее опасного могущества. В рассказе “Бежин луг” мы видим не рождение поверий, а обстоятельства, которые поддерживают веру в их существование. В рассказе много уважения к внимательному взгляду крестьянина, и мы должны это показать, показать и доброжелательную авторскую усмешку, помочь насам с таким же уважением улыбнуться вместе с ним.
Автор говорит о том, что самая теплая, ясная, короткая и безопасная погожая июльская ночь в самой знакомой и прозаической густонаселенной средней полосе России таит много неясного, необъяснимого. Проверим это собственным опытом, собственными воспоминаниями. Непонятные звуки и шорохи – разве они и сейчас не действуют на наши нервы и оставляют нас равнодушными? Может быть, найдется такой смелый на словах VII класс! В одной из корреспонденции “Читательской газеты” рассказывалось о том, как читатели Спасско-Лутовиновской школы, проводя ночь у костра на Бежином лугу, стали рассуждать о жизни крестьянских мальчишек, и одна ученица сказала: “Наверное, страшно тогда жить было: кругом помещики, старосты, лешие, домовые.”. Атмосфера, в которой жили мальчишки, передана верно. Но, имея перед собой рассказ, Читатель должен добиваться значительно большей точности понимания и оценки, чем это сделала девочка. Конечно, жить было хуже. И все-таки интересно.
Они сами многое делали для того, чтобы наполнить содержанием свою жизнь. Они были люди другой среды и судьбы, другой эпохи. Но это были люди, которые заслуживают нашего уважения и симпатии, как заслужили они симпатию рассказчика.

  1. Пускай погибнут наши имена, лишь бы общее дело было спасено! П. В. Верньо Прощаясь в конце романа с Одинцовой, умирающий Базаров между прочим произносит важные для идейного содержания романа слова:...
  2. Говоря о замысле и цели своего будущего произведения, Тургенев признавался: “Меня смущал следующий факт: ни в одном произведении нашей литературы даже намека не встретил на то, что мне чудилось повсюду”....
  3. На момент создания повести “Ася” (1859 год) И. С. Тургенева уже считали автором, оказывающим существенное влияние на общественную жизнь в России. Общественная значимость творчества Тургенева объясняется тем, что автор облачал...
  4. ЛАВРЕЦКИЙ – герой романа И. С.Тургенева “Дворянское гнездо” (1859). Федор Иванович Л. – глубокий, умный и по-настоящему порядочный человек, движимый стремлением к самосовершенствованию, поисками полезного дела, в котором он мог...
  5. В романе Тургенева “Накануне” была выражена очень важная для писателя мысль: существуют та­кие слова, такие понятия, которые не разъединяют, а соединяют людей. Это искусство, родина, наука, свобо­да, справедливость, наконец любовь....
  6. Диалоги-споры занимают важное место в романе И. С. Тургенева “Отцы и дети”. Они являются одним из главных способов характеристики героев романа. Высказывая свои мысли, свое отношение к разным вещам и...
  7. В романе показан только один “отрицатель” – Евгений Базаров. Но его именем можно было бы озаглавить все произведение. Он является именно тем новым героем, русским Инсаровым, изображению которого посвящен весь...
  8. Первоначально читатель знает о нем только то, что это студент-медик, приехавший в деревню на каникулы. Рассказ об этом эпизоде его жизни, собственно, и составляет сюжет “Отцов и детей”. Сначала Б....
  9. И. С. Тургенев – проницательный и прозорливый художник, чуткий ко всему, умеющий подмечать и описывать самые незначительные, мелкие детали. Тургенев в совершенстве владел мастерством описания. Все его картины живы, ясно...
  10. Которая имела для Тургенева острейшее личное значение и представлялась важнейшей для любой семьи, для общества, для человеческой культуры в целом. А в целом его романы представляют собою художественную историю “молодой...
  11. Базаров Василий Иванович – отец Евгения, представитель уходящего в прошлое патриархального мира, напоминанием о котором Тургенев заставляет почувствовать движение истории и более всего – драматизм этого движения. Василий Иванович отставной...
  12. В образе Рудина Тургенев рассматривает историю так называемого “лишнего человека”. Р. подготовлен целым рядом героев предшествующих произведений Тургенева: Андрей Колосов (“Андрей Колосов”), Алексей (“Переписка”), Яков Пасынков (“Яков Пасынков”) и др....
  13. “Накануне” (1858). По словам самого автора, в основу его романа “положена мысль о необходимости сознательно-героических натур. для того, чтобы дело подвинулось вперед”. Это первый роман, в котором утверждалось героическое начало...
  14. Герасим – главный герой рассказа И. С. Тургенева “Муму”. (Герасим – крепостной крестьянин, выписанный барыней из деревни и назначенный дворником в московском доме помещицы.) Качества русского народного характера, воплощенные в...Сам И. С.Тургенев утверждал, что его Базаров – “лицо трагическое”. В чем же трагизм этого героя? С точки зрения писателя, прежде всего в том, что время Базаровых не пришло. Тургеневский...Пейзаж помогает писателю рассказать о месте и времени изображаемых событий. Роль пейзажа в произведении различна: пейзаж имеет композиционное значение, является фоном, на котором происходят события, помогает понять и почувствовать переживание,...

Close