Подписи к слайдам:

Астероиды

«
подобный звезде»

Допишите
9. Самое главное отличие Земли от других планет это- …
10. В состав Солнечной системы входят:
А) планеты
Б) Спутники планет
В) _______________
Г)________________
Вселенная
Это весь существующий мир. Она бесконечна во времени и в пространстве.
Солнечная Система
Меркурий
Год – 88 земных суток
Оборот вокруг своей оси за 58,7 земных суток
Расстояние 58 млн.км
венера
Год – 225 земных суток
Оборот вокруг своей оси за 243 земных суток
Расстояние 108 млн.км
Земля
Год – 365 земных суток
Оборот вокруг своей оси за 1 земные суток
Расстояние 150 млн.км
Марс
Год – 687 земных суток
Оборот вокруг своей оси за 24 часа
Расстояние 228 млн.км
Юпитер (спутник –Ганимед)
Год – 12 земных лет
Оборот вокруг своей оси за 10 часов
Расстояние 778 млн.км
Сатурн
Год – 30 земных лет
Оборот вокруг своей оси за 10 ч 34 мин
Расстояние 1426 млн.км
Уран
Год – 84 земных года
Оборот вокруг своей оси за 17 ч 12 мин
Расстояние 2860 млн.км
Нептун
Год –165 земных лет
Оборот вокруг своей оси за 16 ч 6 мин

Расстояние 4500 млн.км
Плутон
Год – 250 земных лет
Оборот вокруг своей оси за 6 земных суток 9 часов
Расстояние 5906 млн.км
Географический диктант
5
. Самая маленькая планета – Венера
6. К планетам гигантам относится Сатурн
7. На Меркурии есть гидросфера
8.Ближе всего к земле находится Галактика Туманность Андромеды
Земля во Вселенной
Земля и космос
Движение Земли вокруг Солнца
Навигационные звёзды
Навигационные звёзды –
звезды
, с помощью которых в авиации, мореплавании и космонавтике определяют местонахождение и курс корабля.

Для ориентирования в Северном полушарии Земли используются 18 навигационных звёзд. В северном небесном полушарии это Полярная,
Вега
, Капелла,
Алиот
др.
К этим звёздам добавляются 5 звёзд южного полушария неба: Сириус, Ригель,
Спика
, Антарес и
Фомальгают
.
Географический диктант
1. Галактика, которой принадлежит Земля, называется Млечный Путь
2. К планетам гигантам относится Марс
3. Ближе всего к Солнцу расположен Меркурий
4. Самая большая планета - Юпитер
Магеллановы Облака
Туманность андромеды
Движение Земли вокруг своей оси
66,5°
Комета
Ресурсы:
http://images.yandex.ru/yandsearch?p=1&text=%D0%B7%D0%B5%D0%BC%D0%BB%D1%8F%20%D0%BF%D0%BB%D0%B0%D0%BD%D0%B5%D1%82%D0%B0&img_url=bigjournal.net%2Fwp-content%2Fuploads%2F2012%2F03%2F%D1%84%D0%BE%D1%82%D0%BE-%D0%B7%D0%B5%D0%BC%D0%BB%D0%B8-%D1%81%D0%BE-%D1%81%D0%BF%D1%83%D1%82%D0%BD%
D0%B8%D0%BA%D0%B0-45.jpg&pos=35&rpt=simage
земля

http://images.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%BC%D0%B0%D1%80%D1%81%20%D0%BF%D0%BB%D0%B0%D0%BD%D0%B5%D1%82%D0%B0&img_url=www.milkywaygalaxy.ru%2Fimages%2Fmars%20foto.jpg&pos=1&rpt=simage
марс
http://images.yandex.ru/yandsearch?p=1&text=%D1%8E%D0%BF%D0%B8%D1%82%D0%B5%D1%80%20%D0%BF%D0%BB%D0%B0%D0%BD%D0%B5%D1%82%D0%B0%20%D1%81%D0%BF%D1%83%D1%82%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%B8&img_url=www.cbsnews.com%2Fi%2Ftim%2F2010%2F11%2F12%2Fvoy5_1_540x405.jpg&pos=59&rpt=simage
юпитер
http://images.yandex.ru/yandsearch?text=%D1%81%D0%B0%D1%82%D1%83%D1%80%D0%BD%20%D0%BF%D0%BB%D0%B0%D0%BD%D0%B5%D1%82%D0%B0%20%D1%84%D0%BE%D1%82%D0%BE&img_url=sandbox.yoyogames.com%2Fextras%2Fimage%2Fname%2Fsan1%2F532%2F8532%2Fsaturn.jpg&pos=7&rpt=simage

сатурн
http://images.yandex.ru/yandsearch?text=%D1%83%D1%80%D0%B0%D0%BD%20%D0%BF%D0%BB%D0%B0%D0%BD%D0%B5%D1%82%D0%B0%20%D1%84%D0%BE%D1%82%D0%BE&img_url=cs10383.userapi.com%2Fu6851945%2F-6%2Fx_6ed35aa2.jpg&pos=1&rpt=simage
уран
http://astrohome-kherson.narod.ru/images/slice_4/asteroidu.htm
солнечная система
http://images.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%BA%D0%BE%D0%BC%D0%B5%D1%82%D0%B0%20%D0%B3%D0%B0%D0%BB%D0%BB%D0%B5%D1%8F&img_url=kartcent.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F2011%2F12%2Fkometa-halley-12.03.86.jpg&pos=1&rpt=simage
комета
http://images.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%BF%D0%BB%D1%83%D1%82%D0%BE%D0%BD%20%D0%BF%D0%BB%D0%B0%D0%BD%D0%B5%D1%82%D0%B0&img_url=y-tver.com%2Fusers%2F100%2Fcolor1324991656.jpg&pos=1&rpt=simage

http://ru.wikipedia.org/wiki/%D1%EE%EB%ED%E5%F7%ED%E0%FF_%F1%E8%F1%F2%E5%EC%E0
солнечная система
Млечный Путь
Огромная,
гравитационно
связанная система, содержащая около 200 миллиардов звезд тысячи гигантских облаков газа и пыли, скоплений и туманностей
м
етеоры
1 вариант
2 вариант
11. Навигационными звёздами в Северном полушарии являются ______
12.Какие общие признаки имеют планеты Земной группы
13. Вселенная – это
11. Навигационными звёздами в Южном полушарии являются ______
12.Какие общие признаки имеют планеты
–гиганты
13. Солнечная система – это

Класс: 5

Презентация к уроку

















































































































Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Предмет : география, 5 класс

Цель урока: активизировать познавательную деятельность учащихся на уроках географии через игровые формы обучения.

Задачи урока:

  • Образовательная: Расширить кругозор учащихся, проконтролировать степень усвоения основных понятий и терминов по теме “Земля во Вселенной”, закрепить знания по теме.
  • Развивающая: продолжить развитие логического мышления, монологической речи, кругозора, памяти. Научить учащихся анализировать цели, процессы и результаты своей деятельности. Побуждать к постоянному желанию оценки своих действий.
  • Воспитательная: продолжить формирование ценностного отношения к миру, к знаниям о мире.

Тип урока : Обобщение, систематизация, коррекция и проверка знаний с использованием элементов игры и элементов соревнования.

Форма урока : игра

Формы организации учебной деятельности : Индивидуальная, фронтальная

Образовательные технологии: Игровая технология; ИКТ

Основные понятия: Вселенная,Солнечная система, планеты, спутники планет, планеты земной группы, планеты - гиганты, астероиды, метеориты, метеоры, кометы, звезды, созвездия, галактика.

Межпредметные связи: астрономия, окружающий мир.

Оборудование: мультимедийный проектор, презентация, тетрадь, ручка.

Планируемые результаты обучения, в т.ч. и формирование УУД:

Личностные УУД: продолжитьформирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки, проявление учебно-познавательного интереса к географической науке, формирование коммуникативной компетенции в общении и сотрудничестве со сверстниками.

Метапредметные результаты обучения:

  • Познавательные УУД : продолжить формирование и развитие по средствам географических знаний познавательных интересов, интеллектуальных результатов.
  • Регулятивные УУД: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию, оценивать достигнутые результаты, самостоятельно контролировать свое время, оценивать правильность выполнения действий, вносить коррективы.
  • Коммуникативные УУД: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять взаимоконтроль результатов учебно-познавательной деятельности, рефлексию.

Предметные результаты обучения: Обобщить и систематизировать знания по разделу, повторить основные понятия и термины, подготовиться к проверочной работе.

Ход урока

1. Организационный момент

Вступительное слово учителя. Здравствуйте ребята, я очень рада видеть вас! На предыдущих уроках мы знакомились с вами со строением Солнечной системы, Вселенной, космическими телами...

2. Целеполагание

Ребята! Как вы думаете, достаточно ли вам знаний, полученных на прошедших уроках (...)? Все ли вы уверены, что хорошо усвоили пройденный материал (...)? Чтобы быть уверенными, что учебный материал вами хорошо усвоен, что мы должны сегодня сделать с вами (...). Давайте проверим знания, полученные по теме “Земля во Вселенной”.

3. Основная часть:

Сегодня мы проведем с вами не обычный урок, а викторину “Самый умный”. Цель урока – не только обобщить и систематизировать знания по изученной теме, но и выяснить как вы готовы к проверочной работе, а также определить “самого умного” ученика по данной теме. Думаю, что ваше настроение в конце урока останется таким же хорошим, как и в начале.

Игра проходит в 3 тура:

I тур – отборочный (во II тур выходят 6 человек);

II тур – полуфинал (в III тур выходят 2 человека);

III тур – финал (победитель игры “Самый умный” 1 человек).

I ТУР – ОТБОРОЧНЫЙ.

В первом туре необходимо ответить на 9 вопросов. Вопросы даются с вариантами ответов, нужно выбрать один правильный ответ. Ответы записываются в тетрадь. Исправлять ответы НЕЛЬЗЯ! В полуфинал выходят 6 человек, набравшие наибольшее количество баллов. Если более 6 человек набрали одинаковое количество баллов, то задаются дополнительные вопросы до тех пор, пока не определятся полуфиналисты. Время ограничено.

Вариант 1

1. Естественный спутник Земли.

А) Марс Б) Венера В) Луна Г) Солнце

2. Из какого газа в основном состоит атмосфера Венеры?

А) азота Б) водорода В)углекислого Г) кислорода

3. Раскаленные газообразные тела шарообразной формы?

А) астероиды Б) метеоры В) кометы Г) звезды

4. Сколько спутников у Венеры?

А)0 Б) 1 В) 2 Г) 3

5. Главное отличие Земли от других планет Солнечной системы?

А) есть спутники Б) есть жизнь В) есть атмосфера Г) есть водород

6. Наука, изучающая небесные тела.

А) физика Б) геология В) астрономия Г) география

7. Световые вспышки?

А) метеоры Б) спутники В) кометы Г) метеориты

8. Небольшие, неправильной формы небесные тела диаметром от 1 до десятков км.

А) метеоры Б) астероиды В) кометы Г) метеориты

9. К какой группе звезд по размеру относится Солнце?

А) гиганты Б) сверхгиганты В) карлики

Вариант 2

1. У полюсов какой планеты видны полярные шапки?

А) Юпитера Б) Венеры В) Марса Г) Сатурна

2. Из какого газа в основном состоят планеты – гиганты?

А) углекислого Б) азота В) водорода Г) кислорода

3. Как называются определенные участки звездного неба?

А) галактики Б) звезды В) кометы Г) созвездия

4.Сколько спутников у Меркурия?

А) 0 Б) 1 В) 2 Г) 3

5. Космическое пространство и всё, что его заполняет?

А) планеты Б) галактика В) вселенная Г) созвездия

6. Какие звезды самые горячие?

А) желтые Б) белые В) голубыеГ) красные

7. Космические тела, упавшие на Землю?

А) метеориты Б) спутники В) кометы Г) метеоры

8. Название этих небесных тел с греческого означает “волосатая”.

А) метеоры Б) кометы В) астероиды Г) метеориты

9. К какой группе звезд по цвету относится Солнце?

А) голубые Б) белые В) желтые Г) красные

ВЗАИМОПРОВЕРКА.

Учащиеся обмениваются тетрадями и проверяют ответы.

Вариант 1

Вариант 2

1В, 2В, 3Г, 4А, 5В, 6В, 7А, 8Б, 9В

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

10. В каком направлении вращается Солнце? (с запада на восток)

11. За какое время Меркурий делает один оборот вокруг Солнца? (за 88 земных суток)

12. Что такое галактика? (скопление звезд)

13. Центр Солнечной системы? (Солнце)

14. За какое время Юпитер делает один оборот вокруг своей оси? (менее чем за 10 часов)

15. Из каких газов состоит атмосфера Земли? (азота, кислорода, углекислого газа)

16. Как называется галактика, в которой находится Солнечная система? (Млечный путь)

17. Как называются сверхскопления галактик? (метагалактики)

18. Что входит в состав Солнечной системы? (планеты, спутники, метеоры, метеориты, кометы, астероиды, звезда....)

19. Какое событие 12 апреля 1961 года окончательно доказало шарообразность Земли? (первый полет человека в космос)

20. Из каких частей состоит комета? (из твердого ядра и хвоста)

21. Чем звезды отличаются от планет? (излучают тепло и свет)

II ТУР – ПОЛУФИНАЛ

В этом туре больше не будет вариантов ответа. Участники игры должны выбрать одну номинацию. Начинает выбирать тот ученик, у которого самое большое количество баллов. Ведущий зачитывает вопросы, которые будут появляться на экране. Итак, остались 6 полуфиналистов. В финал выйдут только 2 игрока, набравшие наибольшее количество баллов. Именно они продолжат бороться за звание “Самый умный”.

САМАЯ, САМЫЙ, САМОЕ...

2. Самый большой спутник Юпитера и крупнейший из всех спутников в Солнечной системе? (Ганимед)

4. Самый высокий вулкан в Солнечной системе? (г.Олимп)

6. Самое большое количество спутников... (у Сатурна)

10. Самый большой из астероидов? (Церера)

ПОЧЕМУ ТАК НАЗВАНЫ

1. Эта планета названа в честь верховного бога, владыки неба. (Уран)

2. В честь какого древнегреческого бога названа планета Меркурий. Почему? (Гермеса - бога торговли, самая быстрая планета)3. Какая планета носит имя могущественного греческого бога – Зевса. Почему? (Юпитер, самая большая планета)

4. Эта планета названа в честь древнегреческого бога войны Ареса.(Марс)

5. Какая планета названа в честь древнеримского бога, покровителя земледелия? (Сатурн)

6. Какая планета была открыта в 1930г. и названа в честь бога, повелителя царства мертвых – Аида? Почему? (Плутон, на ней невероятный холод -230°)

7. Почему Марс назван в честь бога войны? (Красноватая планета, напоминающая своим цветом огонь и кровь)

8. Эта планета названа в честь богини любви и красоты. (Венера)

9. Какая планета носит имя древнегреческого бога морей – Посейдона. Почему? (Нептун, мерцает голубоватым светом, напоминающий цвет воды)

10. В честь какой богини названа планета Земля? (Геи - древнегреческой богини земли)

ПЛАНЕТЫ СОЛНЕЧНОЙ СИСТЕМЫ

1. Как называются спутники Марса? (Фобос и Деймос)

2. Какая планета была открыта с помощью расчетов? (Нептун)

3. Какие планеты называют близнецами? (Нептун и Уран)

4. Восьмая по счету планета? (Нептун)

5. Единственное небесное тело, на котором побывал человек. (Луна)

6. Смена времен года на Земле обусловлена... (Вращением Земли вокруг Солнца)

7. Какие планеты земной группы имеют спутники? (Земля, Марс)

8. Грунт этой планеты богат железом. (Марс)

9. На какой планете находится Большое красное пятно? (на Юпитере)

10. 70% поверхности этой планеты покрыто водой? (Земля)

УЧЁНЫЕ, ПЕРЕВЕРНУВШИЕ МИР

1. Кто впервые использовал телескоп для наблюдения за небесными телами? (Галилео Галилей)

2. Какую систему мира предложил Клавдий Птолемей? (геоцентрическую)

3. Этот учёный считал, что Вселенная бесконечна, она не имеет единого центра? (Джордано Бруно)

4. Кто открыл спутники у Юпитера? (Галилео Галилей)

5. В какой стране родился Джордано Бруно? (в Италии)

6. Кто открыл атмосферу на Венере? (Михаил Васильевич Ломоносов)

7. Кто первым обнаружил новое небесное тело, которое выглядело как звезда? (Джузеппе Пиацци, 1801г.)

8. Какой учёный прославился открытием планеты Уран и двух её спутников? (Уильям Гершель)

9. Он погиб, но не отказался от своих убеждений. (Джордано Бруно)

10. Этот ученый создал новую модель Вселенной, центром которой является Солнце. (Николай Коперник)

ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ВСЕЛЕННОЙ В ДРЕВНОСТИ

1. Долгое время центром Вселенной считалась... (Земля)

2. В представлении какого народа змея олицетворяет небо и как бы замыкает земное пространство? (древних индийцев)

3. В представлении каких народов Земля – это гора, которую со всех сторон окружает море и которая держится на 12 колоннах? (Жителей Месопотамии)

4. Ученый, который первым предположил, что земля имеет форму шара? (Пифагор)

5. Ученый, который первым доказал, что земля имеет форму шара? (Аристотель)

6. Кто считал, что вокруг неподвижной Земли вращаются восемь небесных сфер с неподвижно закрепленными небесными телами: планетами, Луной, Солнцем? (Аристотель)

7. Что, по мнению Аристотеля, обеспечивает движение всех остальных сфер? (Девятая сфера – двигатель Вселенной)

8. Какой древнегреческий ученый считал, что центром Вселенной является не Земля, а Солнце? (Аристарх Самосский)

9. Что, по мнению Птолемея, ограничивает Вселенную? (Сфера неподвижных звезд)

10. Почему система мира Клавдия Птолемея господствовала в науке 13 веков? (Позволяла определять и предсказывать расположение небесных тел)

ЗАГАДОЧНЫЕ ЦИФРЫ

1. 150 млн.км (Расстояние от Земли до Солнца)

2. 6000 (Количество звезд, которое можно увидеть невооружённым взглядом)

3. 300 тыс.км/с (Скорость света)

4. 88 (Количество созвездий)

5. 15 млн.°С (Температура внутри Солнца)

6. 109 раз (Диаметр Солнца больше диаметра Земли)

7. 8 (Количество планет Солнечной системы)

8. 4,5 – 5 млрд.лет (Возраст Солнечной системы)

9. 365 дней (Время обращения Земли вокруг Солнца)

10. 750 раз (Масса Солнца больше массы всех планет)

III ТУР – ФИНАЛ

Итак, остались 2 финалиста. Именно они продолжат бороться за звание “Самый умный”. Ведущий зачитывает вопросы, которые будут появляться на экране. За 1 минуту участники игры должны ответить на как можно большее количество вопросов. Вопросы можно пропускать, достаточно сказать ведущему “ДАЛЬШЕ”.

ВАРИАНТ 1

1.Температура на этой планете около - 130°. (на Юпитере)

2. Из чего состоят кольца Сатурна? (Из различных частиц, камней, глыб, покрытых льдом, снегом)

3. Какие по цвету бывают звезды? (Красные, желтые, белые, голубые)

4. Назовите планеты – гиганты. (Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун)

5. Можно ли “приземлится” на Юпитере? Почему? (Нет. Газовый гигант)

6. Что в переводе с греческого означает слово “кратер”? (“большая чаша”)

7. Какой объект Солнечной системы переведён в 2006 г. в класс планет-карликов? (Плутон)

8. За какое время Земля делает один оборот вокруг своей оси? (за 24 часа)

9. Из какого газа в основном состоит атмосфера Марса? (из углекислого газа)

10. Кто первым полетел в космос? (Ю.А.Гагарин)

12. Эта планета по размерам лишь немного меньше Земли? (Венера)

13. В чем различие между метеорами и метеоритами? (Метеоры сгорают в атмосфере, а метеориты падают на Землю)

14. Из чего состоит хвост кометы? (Из газов и мелкой пыли)

ВАРИАНТ 2

1. Температура на этой планете приближается к - 170°. (на Сатурне)

2. Из чего состоит ядро кометы? (Из льда, замёрзших газов, твердых частичек)

3. Какие по размерам бывают звезды? (Карлики, гиганты, сверхгиганты)

4. Перечислите планеты земной группы. (Меркурий, Венера, Земля, Марс)

5. В какой части Солнечной системы движется большинство астероидов? (В поясе астероидов)

6. Какие участки лунной поверхности принято называть морями? (Сравнительно ровные, покрытые застывшей лавой)

7. За какое время Марс делает один оборот вокруг своей оси? (за 24 часа)

8. Самый большой спутник Сатурна? (Титан)

9. Из какого газа в основном состоит атмосфера Венеры? (из углекислого газа)

10. Какая страна запустила первый искусственный спутник Земли? (СССР)

11. Какая планета при наблюдении с Земли кажется самой яркой? (Венера)

12. В какую сторону повернут хвост кометы при приближении к Солнцу? (в сторону Солнца)

13. Более 70% поверхности этой планеты покрыто водой. (Земля)

14. Чем звезды отличаются от планет? (излучают тепло и свет)

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ

Подведение итогов, подсчет набранных баллов. Выявление победителя. Баллы 2 и 3 тура суммируются.

Наш урок подходит к концу. Давайте подумаем, все ли задачи, которые поставили перед собой в начале урока, мы выполнили (...)?

Молодцы, вы хорошо сегодня работали на уроке. Мы ответили на 100 вопросов, и надеюсь, хорошо подготовились к проверочной работе.

РЕФЛЕКСИЯ

Сегодня на уроке:

  • я узнал...
  • Было трудно...
  • Я понял, что...
  • Я научился...
  • Меня удивило...
  • Мне захотелось...

Каждый ученик выбирает по 1-2 предложения и заканчивает его.

ЛИТЕРАТУРА

1. География. Начальный курс. 5 класс: учебник / И. И. Баринова, А. А. Плешаков, Н. И. Сонин. – М.: Дрофа, 2012.

2. Ресурсы Интернета

На протяжении всей истории науки в круг интересов землеведения входили разработки представлений об окружающем человека мире - планете Земля, Солнечной системе, Вселенной. Первой математически обоснованной моделью мироздания была геоцентрическая система К.Птолемея (165-87 гг. до н.э.), которая правильно для того времени отображала доступную для непосредственного наблюдения часть мира. Только через 1500 лет утвердилась гелиоцентрическая модель Солнечной системы Н. Коперника (1473-1543).

Успехи физической теории и астрономии конца XIX в. и появление первых оптических телескопов привели к созданию представлений о неизменной Вселенной. Разработка теории относительности и ее приложение к решению космологических парадоксов (гравитационного, фотометрического) создали релятивистскую теорию Вселенной, которая первоначально была представлена А. Эйнштейном как статическая модель. В 1922-1924 гт. А.А. Фридманом были получены решения уравнений общей теории относительности для вещества, равномерно заполняющего все пространство (модель однородной изотропной Вселенной), которые показали нестационарность Вселенной - она должна расширяться или сжиматься. В 1929 г. Э.Хаббл обнаружил расширение Вселенной, опровергнув представление о ее незыблемости. Теоретические результаты А.А.Фридмана и Э.Хаббла позволили ввести понятие «начала» в эволюцию Вселенной и объяснить ее структуру.

В 1946-1948 гг. Г. Гамов разработал теорию «горячей» Вселенной, согласно которой в начале эволюции вещество Вселенной имело температуру и плотность, недостижимые экспериментально. В 1965 г. было открыто реликтовое микроволновое фоновое излучение, имевшее изначально очень высокую температуру, что экспериментально подтвердило теорию Г. Гамова.

Так расширялись наши представления о мире в пространственном и временном отношении. Если в течение длительного времени Вселенная рассматривалась как среда, включающая небесные тела различного ранга, то согласно современным представлениям, Вселенная - это упорядоченная система, развивающаяся однонаправленно. Наряду с этим возникло допущение, что Вселенная не обязательно исчерпывает понятие материального мира и возможно существуют другие Вселенные, где не обязательно действуют известные законы мироздания.



Вселенная

Вселенная - это окружающий нас материальный мир, безграничный во времени и пространстве. Границы Вселенной скорее всего будут раздвигаться по мере появления новых возможностей непосредственного наблюдения, т.е. они относительны для каждого момента времени.

Вселенная является одним из конкретно-научных объектов экспериментального исследования. Предполагается, что фундаментальные законы естествознания верны для всей Вселенной.

Состояние Вселенной . Вселенная - это нестационарный объект, состояние которого зависит от времени. Согласно господствующей теории, в настоящее время Вселенная расширяется: большинство галактик (за исключением ближайших к нашей) удаляются от нас и друг относительно друга. Скорость удаления (разбегания) тем больше, чем дальше находится галактика - источник излучения. Эта зависимость описывается уравнением Хаббла:

где v - скорость удаления, км/с; R - расстояние до галактики, св. год; Н - коэффициент пропорциональности, или постоянная Хаббла, Н= 15×10 -6 км/(с×св. год). Установлено, что скорость разбегания возрастает.

Одним из доказательств расширения Вселенной служит «красное смещение спектральных линий» (эффект Доплера): спектральные линии поглощения в удаляющихся от наблюдателя объектах всегда смещаются в сторону длинных (красных) волн спектра, а приближающихся - коротких (голубых).

Спектральным линиям поглощения от всех галактик присуще смещение в красную сторону, а значит, имеет место расширение.

Плотность вещества Вселенной. Распределение плотности вещества в отдельных частях Вселенной различается более чем на 30 порядков. Самая высокая плотность, если не принимать во внимание микромир (например, атомное ядро), присуща нейтронным звездам (около 10 14 г/см 3), самая низкая (10 -24 г/см 3) - Галактике в целом. По данным Ф.Ю.Зигеля, нормальная плотность межзвездного вещества в пересчете на атомы водорода составляет одну молекулу (2 атома) в 10 см 3 , в уплотненных облаках - туманностях она достигает нескольких тысяч молекул. Если концентрация превышает 20 атомов водорода в 1 см 3 , то начинается процесс сближения, перерастающий в аккрецию (слипание).

Вещественный состав. Из общей массы вещества Вселенной только около 1/10 является видимым (светящимся), остальные 9/10 - невидимое (несветящееся) вещество. Видимое вещество, о составе которого можно уверенно судить по характеру спектра излучения, представлено в основном водородом (80-70%) и гелием (20-30%). Других химических элементов в светящейся массе вещества настолько мало, что ими можно пренебречь. Во Вселенной не обнаружено значительного количества антивещества, за исключением малой доли антипротонов в космических лучах.

Вселенная заполнена электромагнитным излучением, которое называют реликтовым, т.е. оставшимся от ранних стадий эволюции Вселенной.

Однородность, изотропность и структурность. Вглобальном масштабе Вселенная считается изотропной и однородной. Признаком изотропности, т.е. независимости свойств объектов от направления в пространстве, является равномерность распределения реликтового излучения. Самые точные современные измерения не обнаружили отклонений в интенсивности этого излучения в разных направлениях и в зависимости от времени суток, что одновременно свидетельствует о большой однородности Вселенной.

Другой особенностью Вселенной является неоднородность и структурность (дискретность) в малом масштабе. В глобальном масштабе в сотни мегапарсек вещество Вселенной можно рассматривать как однородную непрерывную среду, частицами которой являются галактики и даже скопления галактик. При более детальном рассмотрении отмечается структурированность Вселенной. Структурными элементами Вселенной являются космические тела, прежде всего звезды, образующие звездные системы разного ранга: галактика - скопление галактик - Метагалактика, Для них характерны локализация в пространстве, движение вокруг общего центра, определенная морфология и иерархия.

Галактика Млечного Пути состоит из 10 11 звезд и межзвездной среды. Она принадлежит к спиралевидным системам, которые имеют плоскость симметрии (плоскость диска) и ось симметрии (ось вращения). Сплюснутость диска Галактики, наблюдаемая визуально, свидетельствует о значительной скорости ее вращения вокруг оси. Абсолютная линейная скорость ее объектов постоянна и равна 220-250 км/с (возможно, что она возрастает для очень удаленных от центра объектов). Период вращения Солнца вокруг центра Галактики составляет 160-200 млн лет (в среднем 180 млн лет) и называется галактическим годом.

Эволюция Вселенной. В соответствии с моделью расширяющейся Вселенной, разработанной А.А.Фридманом на основании общей теории относительности А. Эйнштейна, установлено, что:

1) в начале эволюции Вселенная пережила состояние космологической сингулярности, когда плотность ее вещества равнялась бесконечности, а температура превосходила 10 28 К (при плотности свыше 10 93 г/см 3 вещество обладает неизученными квантовыми свойствами пространства-времени и тяготения);

2) вещество, находящееся в сингулярном состоянии, подверглось внезапному расширению, которое можно сравнить со взрывом («Большой взрыв»);

3) в условиях нестационарности расширяющейся Вселенной плотность и температура вещества убывают во времени, т.е. в процессе эволюции;

4) при температуре порядка 10 9 К осуществлялся нуклеосинтез, в результате которого произошла химическая дифференциация вещества и возникла химическая структура Вселенной;

5) исходя из этого Вселенная не могла существовать вечно и ее возраст определяют от 13 до 18 млрд лет.

Солнечная система

Солнечная система - это Солнце и совокупность небесных тел: 9 планет и их спутники (на 2002 г. их число составило 100), множество астероидов, комет и метеоров, которые вращаются вокруг Солнца или заходят (как кометы) в Солнечную систему. Основные сведения об объектах Солнечной системы содержат рис. 3.1 и табл. 3.1.

Таблица 3.1. Некоторые физические параметры планет Солнечной системы

Объект Солнечной системы Расстояние от Солнца радиус, км число земных радиусов масса, 10 23 кг масса относительно Земли средняя плотность, г/см 3 период обращения по орбите, число земных суток период обращения вокруг своей оси число спутников (лун) альбедо ускорение силы тяженсти на экваторе, м/с 2 скорость отрыва от притяжения планеты, м/с наличие и состав атмосферы, % средняя температура на поверхности, °С
млн км а.е.
Солнце - 695 400 1,989×10 7 332,80 1,41 25-36 9 - 618,0 Отсутствует
Меркурий 57,9 0,39 0,38 3,30 0,05 5,43 59 сут 0,11 3,70 4,4 Отсутствует
Венера 108,2 0,72 0,95 48,68 0,89 5,25 243 сут 0,65 8,87 10,4 СО 2 , N 2 , Н 2 О
Земля 149,6 1,0 1,0 59,74 1,0 5,52 365,26 23 ч 56 мин 4с 0,37 9,78 11,2 N 2 , O 2 , СО 2 , Аr, Н 2 О
Луна 1,0 0,27 0,74 0,0123 3,34 29,5 27 ч 32 мин - 0,12 1,63 2,4 Очень разряженная -20
Марс 227,9 1,5 0,53 6,42 0,11 3,95 24 ч 37 мин 23 с 0,15 3,69 5,0 СО 2 (95,3), N 2 (2,7), Аr (1,6), О 2 (0,15), Н 2 О (0,03) -53
Юпитер 778,3 5,2 18986,0 1,33 11,86 лет 9 ч 30 мин 30 с 0,52 23,12 59,5 Н (77), Не (23) -128
Сатурн 1429,4 9,5 5684,6 0,69 29,46 лет 10 ч 14 мин 0,47 8,96 35,5 Н, Не -170
Уран 2871,0 19,2 25 362 868,3 1,29 84,07 лет 11 ч3 0,51 8,69 21,3 Н (83), Не (15), СН 4 (2) -143
Нептун 4504,3 30,1 24 624 1024,3 1,64 164,8 лет 16ч 0,41 11,00 23,5 Н, Не, СН 4 -155
Плутон 5913,5 39,5 0,18 0,15 0,002 2,03 247,7 6,4 сут 0,30 0,66 1,3 N 2 , CO, NH 4 -210

Солнце представляет собой раскаленный газовый шар, в составе которого обнаружено около 60 химических элементов (табл. 3.2). Солнце вращается вокруг своей оси в плоскости, наклоненной под углом 7°15" к плоскости земной орбиты. Скорость вращения поверхностных слоев Солнца различна: на экваторе период обращения равен 25,05 суток, на широте 30° - 26,41 суток, в полярных областях - 36 суток. Источником энергии Солнца являются ядерные реакции, преобразующие водород в гелий. Количество водорода обеспечит сохранение его светимости на десятки миллиардов лет. На Землю поступает всего одна двухмиллиардная часть солнечной энергии.

Солнце имеет оболочечное строение (рис. 3.2). В центре выделяют ядро с радиусом примерно 1/3 солнечного, давлением 250 млрд атм, температурой более 15 млн К и плотностью 1,5×10 5 кг/м 3 (в 150 раз больше плотности воды). В ядре генерируется почти вся энергия Солнца, которая передается через зону излучения, где свет многократно поглощается веществом и излучается вновь. Выше располагается зона конвекции (перемешивания), в которой вещество приходит в движение вследствие неравномерности переноса тепла (процесс, аналогичный переносу энергии в кипящем чайнике). Видимая поверхность Солнца образована его атмосферой. Ее нижняя часть мощностью около 300 км, излучающая основную часть радиации, называется фотосферой. Это самое «холодное» место на Солнце с температурой, уменьшающейся от 6000 до 4500 К в верхних слоях. Фотосфера образована гранулами диаметром 1000- 2000км, расстояние между которыми от 300 до 600 км. Гранулы создают общий фон для различных солнечных образований - протуберанцев, факелов, пятен. Над фотосферой до высоты 14 тыс. км располагается хромосфера. Во время полных лунных затмений она видна как розовый нимб, окружающий темный диск. Температура в хромосфере увеличивается и в верхних слоях достигает нескольких десятков тысяч градусов. Самая внешняя и самая разреженная часть солнечной атмосферы - солнечная корона - простирается на расстояния в несколько десятков солнечных радиусов. Температура здесь превышает 1 млн град.

Таблица 3.2. Химический состав Солнца и планет земной группы, % (по А. А. Маракушеву, 1999)

Элемент Солнце Меркурий Венера Земля Марс
Si 34,70 16,45 33,03 31,26 36,44
Fe 30,90 63,07 30,93 34,50 24,78
Mg 27,40 15,65 31,21 29,43 34,33
Na 2,19 - - - -
Al 1,74 0,97 2,03 1,90 2,29
Ca 1,56 0,88 1,62 1,53 1,73
Ni 0,90 2,98 1,18 1,38 0,43

Рис. 3.2. Строение Солнца

Планеты Солнечной системы подразделяют на две группы: внутренние, или планеты земной группы - Меркурий, Венера, Земля, Марс, и внешние, или планеты-гиганты - Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун и Плутон. Предполагаемый вещественный состав планет показан на рис. 3.3.

Планеты земной группы. Внутренние планеты имеют относительно небольшие размеры, высокую плотность и внутреннюю дифференциацию вещества. Их отличает повышенная концентрация углерода, азота и кислорода, недостаток водорода и гелия. Для планет земной группы характерна тектоническая асимметрия: структура коры северных полушарий планет отличается от южных.

Меркурий - самая близкая к Солнцу планета. Среди планет Солнечной системы ее отличает самая вытянутая эллиптическая орбита. Температура на освещенной стороне составляет 325-437°С, на ночной - от -123 до -185°С. Американский космический корабль «Маринер-10» в 1974 г. обнаружил на Меркурии разреженную атмосферу (давление 10 -11 атм), состоящую из гелия и водорода в соотношении 50:1. Магнитное поле Меркурия в 100 раз слабее земного, что в значительной степени связано с медленным вращением планеты вокруг своей оси. Поверхность Меркурия имеет много общего с поверхностью Луны, но преобладает материковый рельеф. Наряду с похожими на лунные кратерами разных размеров отмечены отсутствующие на Луне эскарпы - обрывы, высотой 2-3 км и протяженностью в сотни и тысячи километров.

Рис. 3.3. Строение и предполагаемый вещественный состав планет (по Г. В.Войткевичу): а - земной группы: 1, 2, 3 - силикатное, металлическое, сульфидметаллическое вещества соответственно; б - гигантов: 1 - молекулярный водород; 2 - металлический водород; 3 - водяной лед; 4 - ядро, сложенное каменным или железокаменным материалом

Масса Меркурия составляет 1/18 массы Земли. Несмотря на небольшие размеры, Меркурий имеет необычайно высокую плотность (5,42 г/см 3), близкую к плотности Земли. Высокая плотность указывает на наличие горячего, и вероятно, расплавленного, металлического ядра, на которое приходится около 62% массы планеты. Ядро окружено силикатной оболочкой мощностью около 600 км. О химическом составе поверхностных пород и недр Меркурия можно судить лишь по косвенным данным. Отражательная способность меркурианского реголита свидетельствует о том, что он состоит из тех же пород, которые слагают лунный грунт.

Венера оборачивается вокруг своей оси еще медленнее (за 244 земных дня), чем Меркурий, причем в обратном направлении, поэтому Солнце на Венере восходит на западе и заходит на востоке. Масса Венеры составляет 81% земной массы. Вес предметов на Венере только на 10% меньше их веса на Земле. Полагают, что кора планеты маломощная (15-20 км) и ее основная часть представлена силикатами, сменяющимися на глубине 3224 км железным ядром. Рельеф планеты расчлененный - горные цепи высотой до 8 км чередуются с кратерами диаметром в десятки километров (максимально до 160 км) и глубиной до 0,5 км. Обширные выровненные пространства покрыты каменистыми россыпями остроугольных обломков. Вблизи экватора обнаружена гигантская линейная впадина длиной до 1500 км и шириной 150 км при глубине до 2 км. Венера не имеет дипольного магнитного поля, что объясняют ее высокой температурой. На поверхности планеты температура равна (468+7)°С, а на глубине, очевидно, - 700-800°С.

Для Венеры характерна очень плотная атмосфера. На поверхности атмосферное давление составляет не менее 90-100 атм, что соответствует давлению земных морей на глубине 1000 м. По химическому составу атмосфера состоит в основном из диоксида углерода с примесью азота, водяных паров, кислорода, серной кислоты, хлористого и фтористого водорода. Считают, что атмосфера Венеры примерно соответствует земной на ранних этапах ее становления (3,8-3,3 млрд лет назад). Облачный слой атмосферы простирается с высоты 35 км до 70 км. Нижний ярус облаков на 75-80% состоит из серной кислоты, кроме того, присутствуют плавиковая и соляная кислоты. Находясь на 50 млн км ближе Земли к Солнцу, Венера получает в два раза больше тепла, чем наша планета - 3,6 кал/(см 2 ×мин). Эту энергию аккумулирует углекислая атмосфера, обусловливающая огромный парниковый эффект и высокие температуры венерианской поверхности - горячей и, по-видимому, сухой. Космическая информация свидетельствует о своеобразном свечении Венеры, что, вероятно, объясняется высокими температурами поверхностных пород.

Для Венеры характерна сложная динамика облаков. Вероятно, на высоте около 40 км существуют мощные полярные вихри и сильные ветры. У поверхности планеты ветры слабее - около 3 м/с (очевидно, из-за отсутствия значительных перепадов приповерхностной температуры), что подтверждается отсутствием пыли в местах посадок спускаемых аппаратов станций «Венера». Плотная атмосфера долгое время не позволяла судить о породах венерианской поверхности. Анализ естественной радиоактивности изотопов урана, тория и калия в грунтах показал результаты, близкие к земным базальтам и частично гранитам. Поверхностные породы обладают намагниченностью.

Марс расположен на 75 млн км дальше от Солнца, чем Земля, поэтому марсианские сутки длиннее земных, а солнечной энергии к нему поступает в 2,3 раза меньше по сравнению с Землей. Период обращения вокруг оси почти как у Земли. Наклон оси к плоскости орбиты обеспечивает смену сезонов года и наличие «климатических» поясов - жаркого экваториального, двух умеренных и двух полярных. В связи с малым количеством поступающей солнечной энергии контрасты тепловых поясов и сезонов года выражены слабее земных.

Плотность атмосферы Марса в 130 раз меньше, чем Земли и равна всего 0,01 атм. В состав атмосферы входят диоксид углерода, азот, аргон, кислород, пары воды. Суточные колебания температуры превышают 100°С: на экваторе днем - около 10-20°, а на полюсах - ниже -100°С. Большие различия температуры наблюдаются между дневной и ночной сторонами планеты: от 10-30 до -120°С. На высоте около 40 км Марс окружен озоновым слоем. Для Марса отмечено слабое дипольное магнитное поле (на экваторе оно в 500 раз слабее земного).

Поверхность планеты изрыта многочисленными кратерами вулканического и метеоритного происхождения. Перепады высот в среднем составляют 12-14 км, но огромная кальдера вулкана «Никс Олимпикс» (Снега Олимпа) поднимается на 24 км. Диаметр ее основания равен 500 км, а кратера - 65 км. Некоторые вулканы являются действующими. Особенность планеты - наличие огромных тектонических трещин (например, каньон Маринер длиной 4000 км и шириной 2000 км при глубине до 6 км), напоминающих земные грабены и морфоскульптуры, соответствующие речным долинам.

На снимках Марса видны участки, имеющие светлую окраску («материковые» районы, сложенные, очевидно, гранитами), желтый цвет («морские» районы, сложенные, очевидно, базальтами) и белоснежный облик (ледниковые полярные шапки). Наблюдения за полярными районами планеты установили изменчивость очертаний ледяных массивов. По предположениям ученых, ледниковые полярные шапки сложены замерзшим диоксидом углерода и, возможно, водяным льдом. Красноватый цвет поверхности Марса обусловлен, вероятно, гематитизацией и лимонитизацией (окислением железа) горных пород, которые возможны при наличии воды и кислорода. Очевидно, они поступают изнутри при прогревании поверхности в дневное время или с газовыми эксгаляциями, которые растапливают мерзлоту.

Исследование горных пород показало следующее соотношение химических элементов (%): кремнезем - 13-15, оксиды железа - 12-16, кальций - 3-8, алюминий - 2-7, магний - 5, сера - 3, а также калий, титан, фосфор, хром, никель, ванадий. Грунт Марса по составу сходен с некоторыми земными вулканическими породами, но обогащен соединениями железа и обеднен кремнеземом. Органических образований на поверхности не обнаружено. В приповерхностных слоях планеты (с глубины 50 см) грунты скованы вечной мерзлотой, простирающейся вглубь до 1 км. В недрах планеты температура достигает 800-1500°С. Предполагают, что на небольшой глубине температура должна составлять 15-25°С, а вода может находиться в жидком состоянии. В этих условиях могут существовать простейшие живые организмы, следы жизнедеятельности которых пока не найдены.

Марс обладает двумя спутниками - Фобосом (27х21х19 км) и Деймосом (15x12x11 км), которые, очевидно, являются осколками астероидов. Орбита первого проходит в 5000 км от планеты, второго - в 20 000 км.

В табл. 3.2 показан химический состав планет земной группы. Из таблицы видно, что для Меркурия характерны самые высокие концентрации железа и никеля и самые низкие кремния и магния.

Планеты-гиганты. Юпитер, Сатурн, Уран и Нептун заметно отличаются от планет земной группы. В планетах-гигантах, особенно в ближайших к Солнцу, сосредоточен полный момент количества движения Солнечной системы (в единицах Земли): Нептун - 95, Уран - 64, Сатурн - 294, Юпитер - 725. Удаленность этих планет от Солнца позволила им сохранить значительное количество первичного водорода и гелия, потерянных планетами земной группы под воздействием «солнечного ветра» и из-за недостаточности собственных гравитационных сил. Хотя плотность вещества внешних планет невелика (0,7-1,8 г/см 3), объемы и массы их огромны.

Самой крупной планетой является Юпитер, по объему в 1300 раз, а по массе более чем в 318 раз превосходящий Землю. За ним следует Сатурн, масса которого в 95 раз превышает массу Земли. В этих планетах сосредоточено 92,5% массы всех планет Солнечной системы (71,2% у Юпитера и 21,3% у Сатурна). Замыкают группу внешних планет два близнеца-гиганта - Уран и Нептун. Важной особенностью является наличие у этих планет каменных спутников, что, вероятно, свидетельствует об их внешнем космическом происхождении и не связано с дифференциацией вещества самих планет, сформированных сгущениями преимущественно в газообразном состоянии. Многие исследователи считают, что центральные части этих планет твердые.

Юпитер с характерными пятнами и полосами на поверхности, которые параллельны экватору и имеют изменчивые очертания, является самой доступной для исследования планетой. Масса Юпитера лишь на два порядка меньше солнечной. Ось почти перпендикулярна к плоскости орбиты.

Юпитер обладает мощной атмосферой и сильным магнитным полем (в 10 раз сильнее земного), что определяет наличие вокруг планеты мощных радиационных поясов из протонов и электронов, захваченных магнитным полем Юпитера из «солнечного ветра». Атмосфера Юпитера, кроме молекулярного водорода и гелия, содержит разнообразные примеси (метан, аммиак, окиси углерода, пары воды, молекулы фосфина, цианистого водорода и др.). Присутствие этих веществ, возможно, является следствием ассимиляции разнородного материала из Космоса. Расслоенная водородно-гелиевая масса достигает мощности 4000 км и, вследствие неравномерного распределения примесей, образует полосы и пятна.

Огромная масса Юпитера предполагает наличие мощного жидкого или полужидкого ядра астеносферного типа, которое может быть источником вулканизма. Последнее, по всей вероятности, объясняет существование Большого Красного Пятна, наблюдения за которым ведутся с XVII в. При наличии полужидкого или твердого тела-ядра на планете должен быть сильный парниковый эффект.

По мнению некоторых ученых, Юпитер выполняет в Солнечной системе роль своеобразного «пылесоса» - его мощное магнитно-гравитационное поле перехватывает блуждающие во Вселенной кометы, астероиды и другие тела. Наглядным примером явился захват и падение на Юпитер кометы «Шумейкер-Леви-9» в 1994 г. Сила притяжения оказалась настолько большой, что комета раскололась на отдельные обломки, которые со скоростью свыше 200 тыс. км/ч врезались в атмосферу Юпитера. Каждый взрыв достигал мощности в миллионы мегатонн, а наблюдатели с Земли видели пятна взрывов и расходящиеся волны возбужденной атмосферы.

На начало 2003 г. число спутников Юпитера достигло 48, треть из которых имеет собственные имена. Для многих из них характерно обратное вращение и малые размеры - от 2 до 4 км. Четыре самых крупных спутника - Ганимед, Каллисто, Ио, Европа - носят название Галилеевых. Спутники сложены твердым каменным материалом, видимо, силикатного состава. На них обнаружены действующие вулканы, следы льда и, возможно, жидкостей, в том числе воды.

Сатурн, «окольцованная» планета, представляет не меньший интерес. Его средняя плотность, рассчитанная по видимому радиусу, очень низкая - 0,69 г/см 3 (без атмосферы - около 5,85 г/см 3). Мощность атмосферного слоя оценивается в 37-40 тыс. км. Отличительной особенностью Сатурна является кольцо, расположенное выше облачного слоя атмосферы. Его диаметр составляет 274 тыс. км, что почти вдвое больше диаметра планеты, мощность - около 2 км. По наблюдениям с космических станций установлено, что кольцо состоит из ряда мелких колец, находящихся на разном расстоянии друг от друга. Вещество колец представлено твердыми обломками, очевидно, силикатных пород и ледяных глыб размером от пылинки до нескольких метров. Атмосферное давление на Сатурне в 1,5 раза больше земного, а средняя температура поверхности около -180°С. Магнитное поле планеты по напряженности почти вдвое меньше земного, а его полярность противоположна полярности земного поля.

Вблизи Сатурна обнаружено 30 спутников (по состоянию на 2002 г.). Самый далекий из них - Феба (диаметр ПО км) находится в 13 млн км от планеты и оборачивается вокруг нее за 550 дней. Самый близкий - Мимас (диаметр 195 км) располагается в 185,4 тыс. км и совершает полный оборот за 2266 час. Загадкой является присутствие углеводородов на спутниках Сатурна, а возможно, и на самой планете.

Уран. Ось вращения Урана расположена почти в плоскости орбиты. Планета обладает магнитным полем, полярность которого противоположна земной, а напряженность меньше земной.

В плотной атмосфере Урана, мощность которой 8500 км, обнаружены кольцевые образования, пятна, вихри, струйные течения, что свидетельствует о неспокойной циркуляции воздушных масс. Направления ветров в основном совпадают с вращением планеты, но в высоких широтах их скорость увеличивается. Зеленовато-голубой цвет холодной атмосферы Урана может быть обусловлен наличием радикалов [ОН - ]. Содержание гелия в атмосфере достигает 15%, в нижних слоях обнаружены метановые облака.

Вокруг планеты обнаружены 10 колец шириной от нескольких сотен метров до нескольких километров, состоящих из частиц около 1 м в диаметре. Внутри колец движутся каменные глыбы неправильной формы и диаметром 16-24 км, названные спутниками-«пастухами» (вероятно, это астероиды).

Среди 20 спутников Урана пять выделяются значительными размерами (от 1580 до 470 км в диаметре), остальные - менее 100 км. Все они похожи на астероиды, захваченные гравитационным полем Урана. На шаровидной поверхности некоторых из них замечены гигантские линейные полосы - трещины, возможно, следы скользящих ударов метеоритов.

Нептун - самая удаленная от Солнца планета. Облака атмосферы образованы в основном метаном. В верхних слоях атмосферы наблюдаются потоки ветра, несущегося со сверхзвуковой скоростью. Это означает существование в атмосфере градиентов температуры и давления, вызванных, видимо, внутренним разогревом планеты.

Нептун имеет 8 каменных спутников, три из которых значительных размеров: Тритон (диаметр 2700 км), Нерида (340 км) и Протей (400 км), остальные меньше - от 50 до 190 км.

Плутон - самая дальняя из планет, открыта в 1930 г., не принадлежит к планетам-гигантам. Его масса в 10 раз меньше земной.

Быстро вращаясь вокруг оси, Плутон имеет сильно вытянутую эллиптическую орбиту, и потому с 1969 по 2009 г. он будет находиться ближе к Солнцу, чем Нептун. Этот факт может быть дополнительным доказательством его «непланетной» природы. Вполне вероятно, что Плутон принадлежит к телам из пояса Койпера, открытого в 90-х годах XX в., который является аналогом пояса астероидов, но за орбитой Нептуна. В настоящее время обнаружено около 40 таких тел диаметром от 100 до 500 км, очень тусклых и почти черных, с альбедо 0,01 - 0,02 (у Луны альбедо - 0,05). Плутон, возможно, одно из них. Поверхность планеты, очевидно, ледяная. У Плутона есть единственный спутник Харон диаметром 1190 км, с орбитой, проходящей в 19 тыс. км от него и периодом обращения 6,4 земных суток.

По характеру движения планеты Плутон исследователи предполагают наличие еще одной крайне удаленной и малой (десятой) планеты. В конце 1996 г. появилось сообщение о том, что астрономы из Гавайской обсерватории открыли состоящее из ледяных глыб небесное тело, которое вращается на околосолнечной орбите за пределами Плутона. Эта малая планета пока не имеет названия и зарегистрирована под номером 1996TL66.

Луна - спутник Земли, вращающийся от нее на расстоянии 384 тыс. км, чьи размеры и строение приближают его к планетам. Периоды осевого и сидерического вращения вокруг Земли почти равны (см. табл. 3.1), из-за чего Луна обращена к нам всегда одной стороной. Вид Луны для земного наблюдателя постоянно меняется в соответствии с ее фазами - новолуние, первая четверть, полнолуние, последняя четверть. Период полной смены лунных фаз называется синодическим месяцем, который в среднем равен 29,53 земных суток. Он не совпадает с сидерическим (звездным) месяцем, составляющим 27,32 суток, за который Луна делает полный оборот вокруг Земли и одновременно - оборот вокруг своей оси по отношению к Солнцу. В новолуние Луна находится между Землей и Солнцем и не видна с Земли. В полнолуние Земля находится между Луной и Солнцем и Луна видна как полный диск. С позициями Солнца, Земли и Луны связаны солнечные и лунные затмения - положения светил, при которых тень, отбрасываемая Луной, падает на поверхность Земли (солнечное затмение), или тень, отбрасываемая Землей, падает на поверхность Луны (лунное затмение).

Лунная поверхность представляет собой чередование темных участков - «морей», соответствующих плоским равнинам, и светлых участков - «материков», образованных возвышенностями. Перепады высот достигают 12-13 км, самые высокие вершины (до 8 км) расположены у Южного полюса. Многочисленные кратеры размером от нескольких метров до сотен километров имеют метеоритное или вулканическое происхождение (в кратере Альфонс в 1958 г. было обнаружено свечение центральной горки и выделение углерода). Интенсивные вулканические процессы, свойственные Луне на ранних этапах развития, сейчас ослаблены.

Образцы верхнего слоя лунного грунта - реголита, взятые советскими космическими аппаратами и американскими астронавтами, показали, что на поверхность Луны выходят магматические породы основного состава - базальты и анортозиты. Первые характерны для «морей», вторые - для «материков». Низкая плотность реголита (0,8-1,5 г/см 3) объясняется его большой пористостью (до 50%). Средняя плотность более темных «морских» базальтов составляет 3,9 г/см 3 , а более светлых «континентальных» анортозитов - 2,9 г/см 3 , что выше средней плотности горных пород земной коры (2,67 г/см 3). Средняя плотность пород Луны (3,34 г/см 3) ниже средней плотности пород Земли (5,52 г/см 3). Предполагают однородное строение ее недр и, по-видимому, отсутствие значительного металлического ядра. До глубины 60 км лунная кора сложена теми же породами, что и поверхность. У Луны не обнаружено собственного дипольного магнитного поля.

По химическому составу лунные породы близки к земным и характеризуются следующими показателями (%): SiO 2 - 49,1 - 46,1; MgO - 6,6-7,0; FeO - 12,1-2,5; А1 2 О 3 - 14,7-22,3; CaO -12,9- 18,3; Na 2 O - 0,6-0,7; ТiO 2 - 3,5-0,1 (первые цифры для грунта лунных «морей», вторые - для материкового грунта). Близкое сходство пород Земли и Луны может указывать на то, что оба небесных тела образовались на сравнительно небольшом расстоянии друг от друга. Луна формировалась в околоземном «спутниковом рое» примерно 4,66 млрд лет назад. Основная масса железа и легкоплавких элементов в это время уже была захвачена Землей, что, вероятно, и определило отсутствие у Луны железного ядра.

Небольшая масса позволяет Луне удерживать лишь очень разреженную атмосферу, состоящую из гелия и аргона. Атмосферное давление на Луне равно 10 -7 атм в дневное и ~10 -9 атм в ночное время. Отсутствие атмосферы определяет большие суточные колебания температуры поверхности - от -130 до 180С.

Исследование Луны началось 2 января 1959 г., когда в сторону Луны стартовала первая советская автоматическая станция «Луна-1». Первыми людьми были американские астронавты Нейл Армстронг и Эдвин Олдрин, прилунившиеся 21 июля 1969 г. на космическом корабле «Аполлон-11».

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 1, 2

Тема: Земля во Вселенной.

Задачи: продолжить формирование представления о Вселенной (происхождение, состав); охарактеризовать состав Солнечной системы; сравнить между собой планеты земной группы и планеты-гиганты.

Оборудование: атлас мира, схема «Солнечная система», схема «Строение Солнца», карандаши.

Ход работы

Теоретический блок

1. Что такое Вселенная? Каково ее происхождение?

2. Расскажите о составе Вселенной. При ответе можно использовать содержание рисунков 1, 2, 3.

3. Охарактеризуйте Солнечную систему (происхождение, состав). При ответе можно использовать содержание рисунков 2, 3.

4. Что Вы знаете о происхождении Солнечной системы?

Практический блок

1. Составьте сравнительную характеристику планет, заполнив следующую таблицу.

Сравнительная характеристика планет земной группы и планет-гигантов

В ходе заполнения таблицы Вы можете воспользоваться содержанием рисунка 4 и таблиц 1, 2.


2. Проанализируйте содержание заполненной таблицы и сформулируйте обобщения. Свои ответы запишите в тетрадь.

Опережающий блок

Подготовьте следующий теоретический материал (см. ниже).

1. Осевое вращение Земли.

2. Орбитальное (годовое) вращение Земли вокруг Солнца.

3. Движение системы Земля – Луна.

Рисунок 1. Спиральная форма Галактики (Шубаев, 1977)

Рисунок 2. Планеты Солнечной системы:

1 – Меркурий, 2 – Венера, 3 – Земля, 4 – Марс, 5 – Юпитер, 6 – Сатурн, 7 – Уран, 8 – Нептун, 9 – Плутон (Шубаев, 1977)

Рисунок 3. Сравнительные величины Солнца и планет (Шубаев, 1977)

Рисунок 4. Направление и наклон осей вращения планет Солнечной системы (Селиверстов, Бобков, 2004)

Таблица 1. Некоторые физические параметры планет Солнечной системы (Селиверстов, Бобков, 2004)

Таблица 2. Химический состав Солнца и планет земной группы, % (Маракушев, 1999)

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 3, 4

Тема: Земля во Вселенной.

Задачи: продолжить формирование представления о Вселенной (происхождение, состав); охарактеризовать осевое, орбитальное вращения Земли; рассмотреть систему движения «Земля – Луна».

Оборудование: физическая карта мира, схема «Солнечная система», схема «Затмения», карандаши.

Ход работы

Теоретический блок

Сформулируйте ответы на следующие вопросы и задания.

1. Расскажите об осевом вращении Земли и следствиях такого вращения. При ответе используйте физическую карту мира и рисунки в методических указаниях.

2. Охарактеризуйте орбитальное (годовое) вращение Земли вокруг Солнца. При ответе используйте физическую карту мира и рисунок 1, 2 в методических указаниях.

3. Почему Луна является спутником Земли? Охарактеризуйте движение системы Земля – Луна. При ответе используйте схемы «Солнечная система», «Затмения» и рисунки 3, 4 в методических указаниях.

Практический блок

1. На основе анализа рисунка 2 объясните особенности распределения солнечных лучей на поверхности Земли в день зимнего солнцестояния.

Нарисуйте положение Земли по отношению к Солнцу в день летнего солнцестояния, в дни равноденствий. При выполнении задания используйте глобус.

2. На основе анализа рисунка 3 объясните смену фаз Луны. В какой фазе была Луна этой ночью (будет в следующую ночь)? Свои наблюдения зафиксируйте в рабочей тетради.

3. На основе анализа рисунка 4 объясните причины солнечного и лунного затмений. Рекомендуется изобразить рисунок в рабочей тетради. Рядом с ним сделать пояснения.

Контрольный блок

Найдите в предложенных вариантах заданий правильный ответ на следующие вопросы. Ответ запишите сочетанием цифр и букв.

1. Где расположено наше Солнце в Галактике:

А) является центром Галактики;

Б) расположено в ядре Галактики;

В) расположено в основной плоскости диска Галактики, но не в центре, а ближе к краю?

2. По каким орбитам движутся планеты вокруг Солнца:

А) по окружностям;

Б) по эллипсам, близким к окружностям;

В) по пораболам?

3. В каком направлении движутся планеты по своим орбитам:

А) все планеты движутся вокруг Солнца в одном направлении, как Земля (в прямом).

Б) все планеты движутся вокруг Солнца в прямом направлении, кроме Венеры и Урана?


4. Какие тела, кроме Солнца, входят в Солнечную систему: а) кометы; б) звезды; в) планеты; г) метеорные тела; д) спутники планет; е) астероиды ; ж) искусственные спутники Земли.

5. В каком направлении вращаются вокруг собственной оси планеты Солнечной системы: А) все планеты вращаются вокруг оси в направлении вращения вокруг Солнца;

Б) все планеты, кроме Венеры и Урана, вращаются вокруг оси в направлении вращения вокруг Солнца?

А) полюс мира;

7. Если в процессе движения вокруг Земли Луна оказывается на небе между Землей и Солнцем, то:

А) мы видим Луну как узкий серп;

Б) мы видим на небе полный диск Луны;

В) мы совсем не видим Луны.

8. Если серп Луны обращен выпуклостью вправо, то:

А) Луна растет (Луна «молодая»);

Б) Луна убывает (Луна «старая»).

9. Лунные затмения могут быть только во время:

А) новолуния;

Б) первой четверти;

В) полнолуния;

Г) последней четверти.

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 5, 6

Тема: Земля как планета. Определение географических координат пункта и пункта по географическим координатам.

Задачи: продолжить формирование представления о Земле как планете; систематизировать и обобщить знания о географических координатах; совершенствовать умение определять географические координаты пунктов и пункты по географическим координатам.

Оборудование: физическая карта мира, атласы, контурные карты, карандаши.

Ход работы

Практический блок

Выполните следующие задания.

1. На контурной карте полушарий отметьте следующее: экватор, северный тропик (тропик Рака), южный тропик (тропик Козерога), северный полярный круг, южный полярный круг. Укажите их положение в градусах. Данные зафиксируйте на контурной карте.

2. На контурной карте полушарий подпишите Гринвичский (нулевой или начальный) меридиан, линию перемены дат. Отметьте северное и южное полушария (относительно экватора), западное и восточное полушария (относительно Гринвичского меридиана).

3. В каком из указанных полушарий будут находиться следующие населенные пункты – г. Москва, г. Нью-Йорк, г. Бразилиа, г. Сидней , Марокко, полуостров Аляска, острова Общества? Какая у них будет широта и долгота?

Примечание. Широта и долгота пунктов, расположенных между нанесенными на карте параллелями и меридианами, определяется методом интерполяции. Широта бывает – северная и южная (с. ш. и ю. ш.), долгота – западная и восточная (з. д. и в. д.).

4. По данным атласов определите координаты следующих географических объектов: г. Париж, г. Каир, г. Барнаул, г. Рио-де-Жанейро, г. Дели, г. Мельбурн , влк. Килиманджаро, г. Дели, г. Магадан, мыс Принца Уэльского. При этом нанесите все эти объекты на контурную карту, а ответы запишите в рабочую тетрадь.

5. По указанным координатам определите названия географических объектов: 1) 29◦ с. ш., 89◦ з. д.; 2) 14◦ с. ш., 13◦ з. д.; 3) 2◦ ю. ш., 78◦ з. д.; 4) 32◦ ю. ш., 19◦ в. д.

6٭. По данным географических координат найти города:

1) 56◦ 13" с. ш., 43◦ 49" в. д.

2) 40◦ 25" с. ш., 3◦ 41" з. д.

3) 0◦ 15" ю. ш. 78◦ 30" з. д.

4) 33◦ 56" ю. ш. 18◦ 25" в. д.

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 7, 8, 9

Тема: Земля как планета. Работа с географической номенклатурой.

Задачи: продолжить формирование представления о Земле как планете; продолжить формирование умения работы с географической номенклатурой (поиск в картах географического атласа, нанесение на контурную карту); умение определять местоположение нанесенных географических объектов на карте.

Оборудование:

Ход работы

Практический блок

Выполните следующие задания.

1. На контурную карту отдельных материков нанесите географические объекты, указанные в списке номенклатуры. Поиск этих объектов совершайте в географическом атласе (по указателю географических объектов и отдельным картам). При нанесении объекта на карту необходимо соблюдать следующие рекомендации: 1) все надписи делать печатными буквами; 2) водные объекты необходимо наносить, синим стержнем; 3) объекты суши необходимо наносить, черным стержнем или простым карандашом.

Заливы : Венесуэльский, Дарьенский, Панамский, Гуаякиль, Байя-Гранде, Сан-Хорхе, Сан-Матиас, Байа-Бланка, Ла-Плата.

Проливы : Магелланов, Дрейка, Фолклендский.

Острова: Подветренные, Галапогос, Огненная Земля, Фолклендские, Тринидад, Тобаго.

Мысы : Гальинас, Париньяс, Фроуэрд, Горн, Кабу-Бранку.

: Гвианское нагорье, Бразильское нагорье, Анды, Карибские Анды, Патагония,

Равнины, низменности : Оринокская низменность, Амазонская низменность, Гран-Чако, Ла-Платская низменность.

Реки : Амазонка, Мараньон, Риу-Негру, Укаяли, Пурус, Мадейра, Ориноко, Сан-Франциску, Парана.

Озёра : Маракайбо, Титикака, Поопо.

Африка

Моря : Красное.

Заливы : Сидра, Биафра, Габес, Аденский, Гвинейский, Бенин.

Проливы : Гибралтарский, Баб-Эль-Мандебский, Мозамбикский.

Острова : Мадейра, Вознесения, Занзибар, Канарские, Св. Елены, Зе­лёного мыса, Коморские, Маскаренские, Сейшельские, Сокотра, Мадагаскар.

Полуострова : Сомали.

Мысы: Эль-Абьяд, Альмади, Игольный, Доброй Надежды, Рас-Хафун.

Горы, нагорья, плато : Атласские горы, Ахаггар, Тибести, Эфиопское нагорье (Рас-Дашан), г. Кения, Килиманджаро, Калахари, Драконовы горы, Капские горы.

низменность, Мозамбикская низменность, Калахари.

Реки : Нил, Белый Нил, Голубой Нил, Конго, Касаи, Нигер, Се­негал, Замбези, Лимпопо, Оранжевая.

Озёра : Чад, Тана, Рудольф, Танганьика, Ньяса, Виктория.

Австралия.

Моря : Арафурское, Тиморское, Тасманово, Коралловое.

Заливы : Географа, Большой Австралийский, Спенсер, Карпентария, Жозеф-Бонапарт.

Проливы : Бассов, Торресов.

Острова : Большой Барьерный риф, Тасмания, Кенгуру, Новая Зеландия.

Полуострова : Арнемленд, Эйр, Кейп-Йорк, Йорк.

Мысы : Стип-Пойнт, Юго-Восточный, Байрон, Йорк.

Горы, возвышенности, плоскогорья : Большой Артезианский Бассейн, Большой Водораздельный хребет, Австралийские Альпы (г. Косцюшко).

Равнины : Налларбор.

Реки : Флиндерс, Эйр-Крик, Куперс-Крик, Муррей (Марри), Дарлинг.

Озёра : Эйр, Фром, Торренс.

Океания.

Меланезия.

Острова : Новая Гвинея, Новая Каледония, Но­вые Гебриды, Фиджи, Соломоновы.

Микронезия.

Острова : Каролинские, Марианские, Гуам, Науру, Маршалловы , Гил­берта.

Полинезия.

Острова : Гавайские, Тонга, Кука, Самоа, Лайн, Маркизские, Обще­ства, Туамоту, Пасхи.

Антарктида и Антарктика .

Моря : Уэделла, Беллинсгаузена, Амундсена, Росса.

Острова : Южная Георгия, Южные Сандвичевы, Земля Александра, остров Петра I, Южные Оркнейские острова, Южные Шетландские ост­рова.

Полуострова : Антарктический.

Морские течения.

Тёплые течения (идут от низких широт к высоким) : Куросио, Северо-Тихоокеанское, Аляскинское, Восточно-Австралийское, Игольное, Мозамбикское, Бразильское, Гвианское, Карибское, Антильское, Нор­вежское, Ирмингера, Шпицбергена, Западно-Гренландское, Нордкапское, Новозеландское, Гольфстрим, Северо-Атлантическое.

Холодные течения (направляются от высоких широт к низким) :

Восточно-Гренландское, Лабрадорское, Перуанское, Мыса Горн, Фолклендское, Бенгельское, Камчатское, Калифорнийское.

Нейтральные течения (характеризуются тем, что воды их по температуре не отличаются от окружающих вод) : Северное Пассатное, Южное Пассатное, Экваториальное противотечение, Муссонное течение.

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 10

Тема: Физико-географический обзор материков

Задачи: продолжить формирование представления о Земле как планете; продолжить формирование умения работы с географическими картами (тематическими, общегеографическими); составить характеристику материков как объектов географической оболочки; продолжить формирование умения определять местоположение нанесенных географических объектов на карте.

Оборудование: физическая карта мира, атласы по географии, контурные карты, карандаши.

Ход работы

Практический блок

1. Чем отличается понятие «материк» от «части света»?

2. Сформулируйте определение понятия «материк». Какие материки Вам известны?

Таблица – 1 Физико-географическая характеристика материков

Характеристика материка

МАТЕРИКИ

Северная Америка

Южная Америка

Австралия и Океания

Антарктида

1.Физико-географическое положение (крайние точки материков, величина территории, характер береговой линии).

2.Тектоническое строение и рельеф. Полезные ископаемые.

Климат (климатические пояса и типы климаты). Особенности циркуляции.

Внутренние воды (наличие областей внешнего и внутреннего стока, крупные реки, озера)

Природные зоны

Особенности природы материка

4. После выполнения работы выявите черты сходства и отличия в природе материков.

Контрольный блок

1. Какие линии градусной сети пересекают Африку?

2. По какой условной линии можно разделить Африку на «низкую» и «высокую»?

3. Почему Африку называют самым «жарким материком»?

4. Почему Австралию называют самым «сухим материком»?

5. Почему Австралию называют самым «спокойным материком»?

6. Все ли острова Тихого океана входят в состав Океании? Приведите примеры в доказательство своего ответа.

7. Почему Южную Америку называют самым «влажным материком»?

8. Почему Антарктиду называют самым «высоким материком»?

9. Где находится «полюс холода» северного и южного полушарий? С чем связано такое положение?

10. Почему Кордильеры находятся на западе материка?

11. Какие территории Евразии отличаются самыми благоприятными условиями для проживания населения? Почему?

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 11

Тема: Физико-географический обзор океанов

Задачи: продолжить формирование представления о Земле как планете; продолжить формирование умения работы с географическими картами (тематическими, общегеографическими); составить характеристику океанов как объектов географической оболочки; продолжить формирование умения определять местоположение нанесенных географических объектов на карте.

Оборудование: физическая карта мира, атласы по географии, контурные карты, карандаши.

Ход работы

Практический блок

Ответьте на следующие вопросы и задания.

1. Сформулируйте определение понятия «океан». Какие океаны Вам известны?

2. Перечислите характерные черты природы каждого из океанов. Свой ответ обоснуйте.

3. Используя карты атласа, заполните следующую таблицу.

Таблица – 1 Физико-географическая характеристика океанов

Характеристика океана

Атлантический

Индийский

Северный Ледовитый

1.Физико-географическое положение

2.Тектоническое строение и рельеф дна.

3.Климат (положение в климатических поясах, господствующие ветры)

4.Течения (холодные, теплые, нейтральные)

5.Органический мир

6.Природные пояса

7.Экологические проблемы океана

Контрольный блок

1. Какие моря названы в честь знаменитых людей? Почему?

2. Какие моря Мирового океана можно отнести к: окраинным, средиземным, внутренним, межостровным? Почему?

3. Что Вы понимаете под «Тихоокеанским огненным кольцом»?

4. Назовите течения, являющиеся аналогами нижеперечисленных:

Гольфстрим, Аляскинское, Бразильское, Перуанское, Лабрадорское, Калифорнийское. Примечание: течения-аналоги необходимо искать в таких же широтах в акватории другого океана.

5. Какая часть Мирового океана называется «ревущие сороковые»? Почему?

6. В каких широтах и почему формируются «океанические пустыни»?

Вселенная состоит из множества космических тел: звезд, планет и их спутников, астероидов, комет, метеорного вещества, космического газа и пыли. Галактика – скопление звезд (звездная система). Метагалактика – видимая часть Вселенной (1026 м, 100 млн. св. лет, 1022 звезд).

Солнце (диаметр - 1 390 000 км, масса - 1, 99∙ 1030 кг, состав: 71 % Н, 27 % Не, 2% N, C, O и др. , температура поверхности 6000 °С)

Солнечная энергия – движущая сила всех процессов, происходящих на Земле. Солнечная активность – совокупность физических процессов, происходящих на Солнце. Циклы солнечной активности – 11, 22, 8090, 900 лет. В периоды, когда солнечная активность максимальна, активизируются рост и развитие живых организмов, увеличивается социальная напряженность и количество заболеваний и т. п.

Планеты Солнечной системы Условно делят на две группы: Планеты земной группы (Меркурий, Венера, Земля, Марс) – имеют небольшой размер, но большую массу и плотность, мало спутников. Планеты-гиганты (Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун) – отличаются большими размерами, но небольшой массой и плотностью, имеют много спутников.

Луна – спутник Земли Радиус – 1738 тыс. км, Расстояние до Земли – 384 тыс. км. Масса – 1/81 массы Земли. Температура: от -170 до +300°С. Период осевого вращения Луны – 27, 3 земных суток (сидерический месяц). Влияние Луны: Период полной смены приливы и отливы лунных фаз (новолуние, (каждые 12 ч 25 мин); первая четверть, полнолуние, солнечные и лунные последняя четверть) – 29, 5 затмения. суток (синодический месяц). Лунные сутки – 24 ч 50 мин.

Форма и размеры Земли Эволюция представлений о форме Земли: Диск (древнее время) Шар (Аристотель, III век д. н. э.) Эллипсоид (Ньютон, XVII век) Геоид (наше время)

Доказательства шарообразной формы Земли Снимки из космоса. Градусные измерения земной поверхности. Лунные затмения (тень Земли видна в виде круга). При движении высокие предметы появляются из-за горизонта постепенно. При движении по меридиану меняется вид звездного неба. При поднятии вверх дальность видимого горизонта увеличивается. Освещение высоких предметов перед восходом и после захода Солнца. Кругосветные путешествия.

Размеры Земли Экваториальный радиус - 6 378 км Полярный радиус - 6 357 км Средний радиус – 6 371 км Величина полярного сжатия – 21 км Длина экватора - 40 075 км Длина полярного меридиана - 40 008 км

Следствия шарообразной формы Земли и ее размеров Шарообразная форма приводит к возникновению географической (широтной) зональности вследствие уменьшения угла падения солнечных лучей на земную поверхность от экватора к полюсам. Размеры и форма Земли позволяют удерживать атмосферу определенного состава и гидросферу, без которых невозможна жизнь.


Close