Ежедневно мы сталкиваемся с необходимостью решение каких-то проблем и обстоятельствами, постоянно проверяющими нас на прочность. И в сегодняшнем мире всевозможных забот и стрессов огромную роль играют наши жизненные ценности, являющиеся своеобразными указателями на жизненном пути.

Если всё, что мы говорим и делаем, соответствует нашим , жизнь отличается правильностью и содержательностью, а сами мы довольны и уверены в себе. Однако нередко получается так, что наши действия расходятся с глубинными убеждениями, по причине чего и раздражительность. И это является показателем того, что что-то не так. Кроме того, такие ощущения могут сделать нас несчастными, и только в том случае, когда мы всегда поступаем по совести, сохраняется и чувство собственного достоинства, и состояние счастья.

Жизненные ценности человека можно смело назвать его внутренним компасом, по которому необходимо сверять все шаги. Ведь когда имеются определённые установки, человеку гораздо проще продумывать действия и , что и является основой продуктивной и полноценной жизни.

Но давайте поразмыслим на тему того, что может быть нашими жизненными ценностями.

Ценности человека - вопрос чрезвычайно актуальный. Всем нам они хорошо известны. Но вряд ли кто-то пытался их четко для себя определить. Наша статья, посвящена именно этому: осознанию современных ценностей.

Определение

Ценность - это то, к чему сознательно или бессознательно тянется человек, что отвечает его потребностям. Разумеется, люди все разные, а значит, и ценности человека также сугубо индивидуальны, но так или иначе существуют общие нравственные ориентиры: добро, красота, истина, счастье.

Положительные и отрицательные ценности современного человека

Всем ясно, что стремиться к счастью (эвдемонизм) или к наслаждению (гедонизм) - это нормально. Сейчас это даже более понятно, чем, например, 100 или 200 лет назад. Несмотря на то что офисные сотрудники, безусловно, устают на работе, жизнь в настоящее время стала значительно легче, чем у наших бабушек или дедушек. Россию все так же сотрясают различные кризисы, но все-таки это не войны, не блокадный Ленинград и прочие ужасы, которыми наградил историю безумный ХХ век.

Наш современник вполне может сказать, оглядываясь на историю: «Я устал страдать, я хочу наслаждаться». Конечно, здесь он имеет в виду не себя, а человека как родовую сущность, воплощенную в разных телесных оболочках от древнейших времен и до наших дней.

Поэтому актуальная реальность, может быть, больше всех остальных исторических действительностей настраивает его на погоню за счастьем и удовольствием (положительные ценности человека) и бегством от страданий и боли (отрицательные константы его бытия). Мы имеем радость (правда, весьма сомнительного качества) - наблюдать, как классическая этическая триада «добро, красота, истина» уступает свое место таким ориентирам человеческого существования, как деньги, успешность, счастье, удовольствие. Их сложно собрать в какую-то конструкцию, но если попробовать, то счастье и удовольствие будут определенно на вершине, деньги - в основании, а все остальное - между ними.

Наступило время поговорить о таком понятии, как «система ценностей человека».

Религиозные ценности

Здравомыслящим людям ясно, что мир капиталистический, т.е. такой, где все или почти все решают деньги, не вечен и не единственен, а тот порядок ценностей, который им предлагается, не универсален. Также, почти само собой понятно, что естественной оппозицией выступает религиозное толкование действительности, которое подчиняется нравственным и духовным законам. Кстати сказать, извечная дуальность бытия между духовными и материальными ее аспектами не дает человеку потерять свою гуманистическую сущность. Именно поэтому настолько важны духовные ценности человека для его морального самосохранения.

Христос как инициатор духовного переворота

Почему Христос был революционером? Он сделал много всего, чтобы заслужить столь почетное звание, но главное в контексте нашей статьи то, что он сказал: «Последние станут первыми, а первые — последними».

Таким образом, он перевернул всю ту конструкцию, которая носит название «система ценностей человека». До него же (как и теперь) считалось, что богатство, слава и прочие прелести бездуховной жизни - это как раз высшие цели людского существования. А Мессия пришел и сказал состоятельным людям: «Трудно богатому войти в Царство Небесное». А они-то думали, что уже все себе купили, но нет.

Иисус их огорчил, а у бедных, несчастных и ущемленных появилась какая-то надежда. Кто-то из читателей, не слишком верящих в рай, скажет: «Но разве может обещанная после смерти благость искупить существующие страдания в земном бытии человека?» Дорогой читатель, мы с вами совершенно согласны. Будущее счастье - слабое утешение, но Христос подарил неудачникам мира сего надежду и зарядил их силами на борьбу против своей незавидной участи. Другими словами, ценности человека, ценности личности стали иными и обрели вариативность.

Вертикальный мир

Кроме того, христианство сделало мир вертикальным, т.е. все земные ценности признаются отныне низменными и неважными. Главное - это духовное самосовершенствование и единение с Богом. Конечно, человек еще жестко поплатится за свои духовные стремления в Средние века и в эпоху Возрождения, но все равно подвиг Иисуса чрезвычайно значим даже вне религиозного контекста, потому что пророк показал, принеся в жертву свою жизнь, что возможны и иные ценности в жизни человека, которые гармонично складываются в систему.

Вариации ценностных систем

Из предыдущего раздела стало ясно, что система устремлений человека может быть совершенно различной. Все зависит только от того, на что ориентирована отдельная личность или группа. Существует, например, в этом вопросе социологизаторский подход: вертикаль значимого выстраивается от высшего к низшему в соответствии с интересами коллектива. Под последним могут подразумеваться как отдельные группы, так и социум в целом. И мы знаем те периоды, когда некоторые народы ставили коллектив выше личности. Это рассуждение замечательно подойдет к теме «Ценности человека и общества».

Индивидуализация

У индивидуализированного мира свои приоритеты и собственное разумение высшего и низшего. Мы их можем наблюдать в современной нам действительности: материальное благополучие, личное счастье, побольше удовольствий и поменьше страданий. Очевидно, что это грубый набросок значимых человеческих ориентиров, но так или иначе в эту картину попадает каждый из нас. Аскетов сейчас маловато.

Формальные и действительные ценности

Если кто-то спросит, какую роль играют ценности в жизни человека, то на этот вопрос ответить трудно. Одно дело, что человек говорит, и другое, что он делает, т.е. разница между формальными и реальными его смысловыми приоритетами. Например, в России многие считают себя верующими. Строятся храмы. Уже скоро в каждом дворе будет свой храм, чтобы набожным людям далеко не ходить. Но толку от этого мало, ибо, как говорит епископ из третьей части киносаги «Крестный отец» главному герою фильма: «Христианство уже 2 000 лет окружает человека, но внутрь оно так и не проникло». На деле большинство людей воспринимают религиозные установления, как условные, и их не особенно интересует проблема греха. Странно так же и то, что, думая о Боге, верующие совершенно забывают о ближних, т.е. социальные ценности человека находятся в некотором смысле в загоне. Естественно, в такой ситуации трудно говорить об истинной вере.

Питирим Сорокин и его ценностная периодизация культур

Известный социолог и общественный деятель П. Сорокин положил в основание своей типологии культур не что иное, как ценности. Он совершенно справедливо полагал, что у каждой культуры есть свое лицо, своя индивидуальность, которая проистекает из руководящего принципа или идеи. Ученый разделил все культуры на три типа.

  1. Идиационный - когда религиозные убеждения превалируют над материальными благами и такая доминирующая установка определяет ценности и нормы человека и культуру в целом. Отражается это на архитектуре, философии, литературе, общественных идеалах. Например, в период европейского Средневековья каноном человека считался святой, отшельник или аскет.
  2. Чувственный тип культуры. Самый яркий пример - это, конечно, эпоха Возрождения. Религиозные ценности не то чтобы попираются, они фактически отменяются. Бог начинает восприниматься как источник наслаждений. Человек становится мерой всех вещей. Ущемленная в Средневековье чувственность хочет раскрыть и проявить себя во всю мощь своих возможностей. Отсюда возникают и знаменитые моральные коллизии Возрождения, когда значительный культурный подъем соседствует с фантастическим нравственным упадком.
  3. Идеалистический или смешанный тип. В этой модели культуры находят согласие материальные и духовные идеалы и устремления человека, но утверждается примат вторых над первыми. Ориентирование на высокие нравственные идеалы помогает человеку жить самым малым в материальном смысле и верить в духовное самосовершенствование.

В этом построении П. Сорокина нет крайностей двух предыдущих типов, но есть и один существенный недостаток: нельзя подобрать реальный пример такой культуры. Можно лишь сказать, что так живут люди, которые попали в крайне затруднительные бытийные обстоятельства (болезни, бедность, стихийные бедствия, бедные кварталы стран всего мира). Нищим и инвалидам по своей воле приходится минимизировать телесные потребности и держать перед глазами высокий нравственный идеал. Для них это непременное условие выживания и существования в определенных моральных рамках.

Такой получилась статья, в фокусе которой были культурные ценности человека. Надеемся, что читателю она поможет разобраться в этой непростой и в то же время чрезвычайно интересной теме.

Ценность — это значимость, важность, полезность и польза чего-либо. Внешне она выступает как одно из свойств предметов или явлений. Но их полезность и значимость присущи им не в силу их внутренней структуры, то есть не даны от природы, они - не что иное, как субъективные оценки конкретных свойств, вовлеченных в область общественного в них заинтересованы и испытывают потребность в них. В Конституции Российской Федерации написано, что высшей ценностью является сам человек, его свобода и права.

Употребление понятия ценности в различных науках

В зависимости от того, какая именно наука занимается изучением данного феномена в обществе, различают несколько подходов его употребления. Так, например, философия рассматривает понятие ценности следующим образом: это социально-культурная, личностная значимость конкретных объектов. В психологии же под ценностью понимают все те объекты окружающего индивид социума, которые представляют для него ценность. Этот термин в данном случае теснейшим образом связан с мотивацией. А вот в социологии под ценностями понимают те понятия, которыми названы совокупности целей, состояний, явлений, достойных того, чтобы к ним стремились люди. Как видите, и в данном случае прослеживается связь с мотивацией. К тому же, с точки зрения этих социальных наук, существуют следующие виды и духовные. Последние также называются вечными ценностями. Они не осязаемы, но иногда имеют гораздо большее значение для общества, чем все материальные предметы вместе взятые. Конечно же, они не имеют ничего общего с экономикой. В данной науке понятие ценности рассматривается как стоимость предметов. При этом различают два его типа: потребительная и Первые представляют ту или иную ценность для потребителей в зависимости от степени полезности товара или его способности удовлетворять человеческие потребности, а вторые ценны тем, что пригодны для обмена, а степень их значимости определяется тем соотношением, которое получается при эквивалентном обмене. То есть чем больше человек сознает свою зависимость от данного объекта, тем его ценность выше. Люди, живущие в городах, всецело зависят от денежных средств, поскольку они им необходимы для приобретения самых необходимых товаров, а именно еды. Для сельских жителей денежная зависимость не так велика, как в первом случае, поскольку необходимые для жизнедеятельности продукты они могут получить независимо от наличия денег, например, с собственного огорода.

Различные определения ценностей

Самым простым определением данного понятия является высказывание, что ценности - это все те предметы и явления, которые способны удовлетворить человеческие потребности. Они могут быть и материальными, то есть осязаемыми, а могут быть абстрактными, как любовь, счастье и т. д. Кстати, совокупность ценностей, которые присущи тому или иному человеку или группе, называются Без нее любая культура была бы бессмысленной. А вот другое определение ценности: она является объективной значимостью многообразия компонентов (свойств и признаков того или иного предмета или явления) действительности, которые определяются интересами и потребностями людей. Главное, чтобы они были необхоимы человеку. Однако ценность и значимость не всегда являются эквивалентами. Ведь первая бывает не только позитивной, но и негативной, а вот ценность - она всегда позитивна. Не может то, что удовлетворяет быть негативным, хотя и здесь все относительно…

Представители австрийской школы считают, что основные ценности — это конкретное количество товаров или благ, которые необходимы для удовлетворения Чем больше человеком осознается его зависимость от наличия данного объекта, тем выше его ценность. Одним словом, здесь важны взаимоотношения между количеством и надобностью. Согласно этой теории, блага, которые существуют в неограниченном количестве, например, вода, воздух и т. д., не имеют особой значимости, поскольку являются неэкономическими. А вот блага, количество которых не удовлетворяет потребности, то есть их имеется меньше, чем нужно, представляют настоящую ценность. Данный взгляд имеет как многих сторонников, так и противников, которые в корне не согласны с данным мнением.

Переменчивость ценностей

Эта философская категория имеет общественную природу, поскольку формируется в процессе практики. В связи с этим ценности имеют свойство изменяться с течением времени. То, что было значимым для этого общества, может не быть таковым для будущего поколения. И это мы видим на собственном опыте. Если оглянуться в прошлое, то можно заметить, что ценности поколений наших родителей и нашего во многом отличаются друг от друга.

Основные виды ценностей

Как уже было отмечено выше, основными видами ценностей являются материальные (способствующие жизни) и духовные. Последние дарят человеку моральное удовлетворение. Основные виды материальных ценностей - это простейшие блага (жилье, пища, предметы быта, одежда и т. д.) и блага более высокого порядка (средства производства). Однако и те и другие способствуют жизнедеятельности общества, а также повышению качества жизни его членов. A духовные ценности нужны людям для формирования и дальнейшего развития их мироощущений, а также мировосприятия. Они способствуют духовному обогащению личности.

Роль ценностей в жизни общества

Данная категория, помимо того, что представляет некую значимость для общества, также играет определенную роль. Например, освоение человеком различных ценностей способствует приобретению социального опыта, в результате чего он приобщается к культуре, а это, в свою очередь, влияет на формирование его личности. Другой важнейшей ролью ценностей в обществе является то, что человек стремится к созданию новых благ, при этом сохраняя старые, уже существующие. Кроме того, ценность мыслей, поступков, различных вещей выражается в том, насколько они важны для процесса общественного развития, то есть прогресса общества. А на личностном уровне - развития и самосовершенствования человека.

Классификация

Существует несколько классификаций. Например, по Согласно ей различают материальные и духовные ценности. А вот по их значимости последние бывают ложные и истинные. Классификация также проводится по сферам деятельности, в зависимости от их носителя, и по времени действия. Согласно первой различают экономические, религиозные и эстетические, второй - общечеловеческие, групповые и ценности личности, а третьей - вечные, долговременные, кратковременные и сиюминутные. В принципе, есть еще и другие классификации, но они слишком узки.

Материальные и духовные ценности

Относительно первых мы уже успели рассказать выше, с ними все понятно. Это все материальные блага, которые нас окружают, которые делают нашу жизнь возможной. Что же касается духовных, то они являются составляющими внутреннего мира людей. И исходными категориями здесь являются добро и зло. Первые способствуют счастью, а вторые - все то, что ведет к разрушению и является причиной недовольства и несчастий. Духовные - это и есть истинные ценности. Однако чтобы быть таковыми, они должны совпадать со значимостью.

Религиозные и эстетические ценности

Религия основывается на безусловной вере в Бога, и она не требует никаких доказательств. Ценности в этой сфере - это ориентиры в жизни верующих, которые обусловлены нормами и мотивами их поступков и поведения в целом. А эстетические ценности - это все то, что доставляет человеку удовольствие. Они имеют непосредственное отношение к понятию "красота". Они связаны с творчеством, с искусством. Прекрасное является основной категорией эстетической ценности. Творческие люди посвящают свою жизнь созданию прекрасного, причем не только для самих себя, но и для других, желая этим доставить окружающим истинную радость, восторг, восхищение.

Личностные ценности

Каждый человек имеет собственные личностные ориентации. И они у разных людей могут в корне отличаться. То, что имеет значимость в глазах одного, для другого может быть отнюдь не ценным. Например, классическая музыка, которая приводит в состояние экстаза любителей данного жанра, кому-то может показаться скучной и неинтересной. На ценности личности имеют большое влияние такие факторы, как воспитание, образование, круг общения, окружающая среда и т. д. Конечно, наиболее сильное воздействие на личность оказывает семья. Это та среда, в которой человек начинает свое первичное развитие. Первое представление о ценностях он получает именно в своей семье (групповые ценности), однако с возрастом он может принять некоторые из них и отвергнуть другие.

К личностным относятся следующие виды ценностей:

  • те, которые являются компонентами смысла жизни человека;
  • наиболее общие смысловые образования, которые основываются на рефлексах;
  • убеждения, которые имеют отношение к желательному поведению или к завершению чего-то;
  • предметы и явления, к которым индивид питает слабость или просто неравнодушен;
  • то, что имеет важность для каждого человека человека, и то, что он считает своей собственностью.

Вот такими бывают виды ценностей личности.

Новый подход к определению ценностей

Ценности - это мнения (убеждения). Так считают некоторые ученые. Согласно им, это необъективные и холодные идеи. А вот когда они начинают активироваться, то смешиваются с чувствами, при этом получая определенный окрас. Другие же считают, что главные ценности - цели, к которым стремятся люди - равенство, свобода, благосостояние. А также это образ поведения, способствующий достижению данных целей: милосердие, сопереживание, честность и др. Согласно этой же теории, истинные ценности должны выступать как некие стандарты, руководящие оценкой или выбором людей, поступков и событий.

2. Философия ценностей

3. Ценности в литературе

4. Ценности жизни и культура современной молодёжи (социологическое исследование)

Заключение

Библиографический список

Введение

Система ценностных ориентаций, являясь психологической характеристикой зрелой личности, одним из центральных личностных образований, выражает содержательное отношение человека к социальной действительности и в этом качестве определяет мотивацию его поведения, оказывает существенное влияние на все стороны его деятельности. Как элемент структуры личности ценностные ориентации характеризуют внутреннюю готовность к совершению определенной деятельности по удовлетворению потребностей и интересов, указывают на направленность ее поведения.

Каждое общество имеет уникальную ценностно-ориентационную структуру, в которой отражается самобытность данной культуры. Поскольку набор ценностей, которые усваивает индивид в процессе социализации ему “транслирует” именно общество, исследование системы ценностных ориентаций личности представляется особенно актуальной проблемой в ситуации серьезных социальных изменений, когда отмечается некоторая “размытость” общественной ценностной структуры, многие ценности оказываются порушенными, исчезают социальные структуры норм, в постулируемых обществом идеалах и ценностях появляются противоречия.

По существу, все многообразие предметов человеческой деятельности, общественных отношений и включенных в их круг природных явлений может выступать в качестве ценностей как объектов ценностного отношения, может оцениваться в дихотомии добра и зла, истины и заблуждения, красоты и безобразия, допустимого или запретного, справедливого и несправедливого.


1. Ценности: понятия, сущность, виды

Кибернетическое понимание общества заключается в представлении его как принадлежащего "к особому классу универсальных адаптивно-адаптирующих систем".

В известном ракурсе культура может рассматриваться как многомерная программа адаптивного управления, задающая основные параметры самоорганизации сообществ и координирующая совместную активность достаточно автономных индивидуумов. При этом культура может пониматься и как своего рода генератор структурности, присущей всякой высокоорганизованной системе: "Упорядоченность достигается ограничением разнообразия возможных состояний элементов системы за счет установления зависимости одних элементов от других. В этом отношении культура подобна биологическим и техническим программирующим устройствам".

Сама культура определяется аксиологически как совокупность материальных и духовных ценностей и способов их созидания и трансляции. Ценности как таковые неразрывно связаны с социокультурным контекстом и могут рассматриваться в качестве неких квантов общего культурного поля. Именно в этом смысле можно рассматривать ценности как структурные инварианты различных культур, определяющие не только содержательную специфику конкретной культуры как арсенала эффективных адаптивных стратегий, но и особенности ее динамики и развития. Чавчавадзе Н.З. так и определяет культуру как "мир воплощенных ценностей", различая ценности-средства и ценности-цели.

Система ценностей человека является «фундаментом» его отношения к миру. Ценности - это относительно устойчивое, социально обусловленное избирательное отношение человека к совокупности материальных и духовных общественных благ.

«Ценности, - писал В.П. Тугаринов, - это то, что нужно людям для удовлетворения потребностей и интересов, а также идеи и их побуждения в качестве нормы, цели и идеала».

Ценностный мир каждого человека необъятен. Однако существуют некие «сквозные» ценности, которые являются практически стержневыми в любой сфере деятельности. К ним можно отнести трудолюбие, образованность, доброту, воспитанность, честность, порядочность, терпимость, человечность. Именно падение значимости этих ценностей в тот или иной период истории всегда вызывает в нормальном обществе серьезное беспокойство.

Ценность относится к числу таких общенаучных понятий, методологическое значение которых особенно велико для педагогики. Будучи одним из ключевых понятий современной общественной мысли, оно используется в философии, социологии, психологии и педагогике для обозначения объектов и явлений, их свойств, а также абстрактных идей, воплощающих в себе нравственные идеалы и выступающих в качестве эталонов должного.

По существу, все многообразие предметов человеческой деятельности, общественных отношений и включенных в их круг природных явлений может выступать в качестве ценностей как объектов ценностных отношений, может оцениваться в дихотомии добра и зла, истины и заблуждения, красоты и безобразия, допустимого или запретного, справедливого и несправедливого.

Ценность как понятие определяет "…значимость чего-либо в отличие от существования объекта или его качественных характеристик".

Существует огромное количество ценностей и их можно разделить на две большие группы: на материальные и духовные:

К материальным ценностям мы отнесли: автомобиль, аквариум, гараж, драгоценности, деньги, еду, дом, игрушки, косметику, музыкальные инструменты, книги, одежду, квартиру, магнитофон, компьютер, телевизор, телефон, мебель, спортивные принадлежности;

К духовным: активно-деятельную жизнь, жизненную мудрость, жизнь, семью, любовь, дружбу, смелость, труд, спорт, ответственность, чуткость, честность, воспитанность, красоту, милосердие, творчество, свободу, человека, мир, справедливость, самосовершенствование, здоровье, знания.

Материальные ценности мы можем потрогать, увидеть, купить и они зависят от того времени в котором живет человек. Например, 300 лет назад не существовало автомобилей и значит, такой ценности не было.

Духовные ценности в отличии от материальных мы не всегда можем увидеть и они не покупаются, но мы можем их почувствовать через свои поступки и поведение окружающих людей. Например, если для человека важна красота, то он будет стремиться создавать её вокруг себя, совершать красивые поступки. Таким образом, это более высокие ценности, которые являются общечеловеческими и значимы во все времена.

2. Философия ценностей

В философии проблема ценностей рассматривается в неразрывной связи с определением сущности человека, его творческой природы, его способности созидать мир и самого себя в соответствии с мерой своих ценностей. Человек формирует свои ценности, постоянно разрушает противоречия между сложившимся миром ценностей и антиценностей, использует ценности как инструмент поддержания своего жизненного мира, защиту от разрушающего воздействия энтропийных процессов, угрожающих рождаемой им реальности. Ценностный подход к миру требует рассмотрения объективной реальности как результата человеческого самоутверждения; мир при таком подходе, - прежде всего реальность, освоенная человеком, превращенная в содержание его деятельности, сознания, личностной культуры.

М.А. Недосекина в работе "К вопросу о ценностях и их классификации" (Интернет-ресурс) определяет ценностные представления, понимаемые как основания оценок и призмы целеориентированного видения реальности, как потребности и интересы, переведенные на язык мыслей и чувств, понятий и образов, представлений и суждений. Действительно, для оценки необходимо иметь развитые представления о ценностях, выступающих в качестве ориентационных критериев адаптивной и деятельностной активности индивидуума.

На основании своих ценностных представлений люди не только оценивают сущее, но и выбирают свои поступки, требуют и добиваются справедливости, осуществляют то, что является для них благом.

Е.В. Золотухина-Аболина определяет ценности как внерациональный регулятив. Действительно регулируемое обращением к ценностным критериям поведение в конечном счете ориентировано на достижение максимального эмоционального комфорта, являющегося психофизическим знаком достижения конкретной цели, связанной с утверждением той или иной ценности.

Н.С. Розов выделяет несколько эволюционных типов развития мировоззрения сообществ: мифологическое сознание, религиозное сознание и идеологическое сознание. Такого рода классификация более чем очевидна. Однако мало кто отваживается отказаться от окончательности последней формы общественного сознания и хотя бы предположить возможность рождения новой, совершенно не похожей на предшествующие. Н.С. Розов это сделал: "На роль ведущей формы мировоззрения в наступающей исторической эпохе с наибольшей вероятностью претендует ценностное сознание". Ценности в рамках ценностного сознания как новой формы мировоззрения, во-первых, выходят из подчиненного положения, во-вторых, вбирают в себя и переосмысливают все разнообразие имеющихся мировоззрений, поскольку становятся уже насущно необходимы коммуникация и поиск продуктивных компромиссов между представителями этих разных мировоззрений… Понятие ценностного сознания не сводится к сочетанию значений двух слов, составляющих это название. Это понятие строится, прежде всего, нормативно: ценностное сознание - основанная на ценностях форма мировоззрения, которая удовлетворяет установленным выше требованиям.

Мир ценностей, телеологически детерминирующих свой объект, на который он изначально направлен, не висит в воздухе. Он укоренен в аффективной жизни психики не в меньшей степени, чем витальные потребности. Первое соприкосновение с ценностями происходит благодаря общению со значимыми лицами - родителями. С начальных ступеней онтогенеза они вмешиваются в спонтанное функционирование витальных потребностей, внося в них порядок, необходимый для всего социума. И если становящееся сознание черпает свою силу в основном из аффективных образов значимых лиц, то в дальнейшем оно освобождается от необходимости в такой поддержке и в стремлении к цели-ценности самоорганизует и продуцирует свои структуру и содержание, двигаясь в русле объективных закономерностей. Существующая иерархия ценностей, телеологически определяя свой предмет - человеческое сознание, может породить такие ценности, которые выводят из сферы непосредственных жизненных потребностей данного социума. Такова аксиологическая основа прогресса.


Close