Вариант I


В состав Российской империи к началу XIX в. входила территория:

а) Бакинского ханства; б) части Северной Калифорнии; в) Бухарского эмирата; г) Бессарабии.

2. Прочтите отрывок из исторического романа и укажите дату событий, о которых идёт речь.

«Сопровождаемый несколькими заговорщиками, Беннигсен вошёл в покои Александра. Крики «Да здравствует император Александр I!» дали ему знать, что всё кончено и уже нет сомнения в том, какой ценой достался ему престол. Увидев Палена, Александр сказал:

Ах, Пален, как ужасна начальная страница моего царствования!»

3. Выдающимся государственным деятелем первой половины XIX в., разработчиком проектов государственных реформ был:

а) ; б) ; в) ; г) .

4. Как называлось в России первой половины XIX века сословие, обладавшее монопольным правом на владение крепостными крестьянами:

а) мещане; б) купцы; в) бояре; г) дворяне.

5. был назначен командующим русским войском летом 1812 г. вместо:

а) ; б) ; в) -де-Толли; г) .

6. Кто из указанных участвовал в Отечественной войне 1812 г.:

а) ; б) ; в) ; г) .

7. Во время Отечественной войны 1812 г. лидерами партизанского движения были (несколько вариантов ответа):

а) Г. Курин; б) ; в) ; г) ; д) В. Кожина.

8. В начале XIX века Россия вела войны:

а) с Ираном и Афганистаном; б) с Турцией и Грецией;

в) с Турцией, Ираном, Швецией; г) с Афганистаном, Турцией и Австрией.

9. Соотнесите даты и события.

1) 1803 г. а) образование Государственного Совета;

2) 1807 г. б) образование «Союза спасения»;

4) 1805 г. г) Тильзитский мир;

5) 1816 г. д) сражение под Аустерлицем.

А. Вторжение Наполеоновской армии в Россию; Б. Изгнание Наполеоновской армии из России;

В. Сражение под Малоярославцем; Г. Тарутинский манёвр; Д. Совет в Филях; Е. Бородинское сражение.

За­да­ние 11. Рас­смот­ри­те карту од­но­го из эта­пов Оте­че­ствен­ной войны 1812 г.

Населённым пунк­том, обо­зна­чен­ным на карте циф­рой «1», яв­ля­ет­ся

1) Бо­ро­ди­но

2) Та­ру­ти­но

4) Царёво Зай­ми­ще

Задание 12. Рассмотрите изображение и выполните задание.

Ука­жи­те год, когда была вы­пу­ще­на дан­ная мо­не­та.

За­да­ние 13. Рас­по­ло­жи­те в хро­но­ло­ги­че­ском по­ряд­ке со­бы­тия и яв­ле­ния по­ли­ти­че­ской ис­то­рии Рос­сии XIX в. Ука­жи­те ответ в виде по­сле­до­ва­тель­но­сти цифр вы­бран­ных эле­мен­тов.

1) со­зда­ние «Союза Спа­се­ния»

2) раз­ра­бот­ка ­ран­ским «Вве­де­ния к Уло­же­нию го­су­дар­ствен­ных за­ко­нов»

3) принятие Конституции Польши

4) Заграничный поход российской армии.


За­да­ние 15. Кто из пе­ре­чис­лен­ных во­е­на­чаль­ни­ков ру­ко­во­дил дей­стви­я­ми рус­ских войск в Отечественной войне 1812 г.? Най­ди­те в при­ведённом ниже спис­ке двух де­я­те­лей и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

1) П. А. Ру­мян­цев

2) А. В. Су­во­ров

Про­мыш­лен­ность Рос­сии в пер­вой по­ло­ви­не XIX в.

За­пи­ши­те в стро­ку от­ве­тов вы­бран­ные цифры под со­от­вет­ству­ю­щи­ми бук­ва­ми.

За­да­ние 17. За­пи­ши­те тер­мин, о ко­то­ром идет речь.

«По­ле­вые зе­мель­ные укреп­ле­ния, об­ра­щен­ные углом к про­тив­ни­ку, ко­то­рые ис­поль­зо­ва­лись рус­ски­ми вой­ска­ми в Бо­ро­дин­ском сра­же­нии и за­щи­ща­лись под ру­ко­вод­ством ге­не­ра­ла ­ра­ти­о­на».

За­да­ние 18. Срав­ни­те черты го­су­дар­ствен­но­го управ­ле­ния Рос­си­ей в пе­ри­од прав­ле­ния Петра I и в пе­ри­од прав­ле­ния Алек­санд­ра I. Вы­бе­ри­те и за­пи­ши­те в первую ко­лон­ку по­ряд­ко­вые но­ме­ра черт сход­ства, а во вто­рую — по­ряд­ко­вые но­ме­ра черт раз­ли­чия.

1) су­ще­ство­ва­ние ми­ни­стерств

2) аб­со­лют­ная власть мо­нар­ха

3) де­ле­ние стра­ны на гу­бер­нии

4) су­ще­ство­ва­ние про­вин­ций — ад­ми­ни­стра­тив­но-тер­ри­то­ри­аль­ных еди­ниц Рос­сий­ской им­пе­рии


За­да­ние 20. Ниже при­ведён пе­ре­чень тер­ми­нов. Все они, за ис­клю­че­ни­ем од­но­го, обо­зна­ча­ют го­су­дар­ствен­ные ор­га­ны Рос­сий­ской им­пе­рии XVIII—XIX вв.

1) Пра­ви­тель­ству­ю­щий Сенат; 2) Вер­хов­ный тай­ный совет; 3) Го­су­дар­ствен­ная дума; 4) Го­су­дар­ствен­ный совет; 5) Во­ен­ная кол­ле­гия.

За­да­ние 21. На­зо­ви­те им­пе­ра­то­ра, о ко­то­ром идёт речь в от­рыв­ке. Ука­жи­те уко­ре­нив­ше­е­ся впо­след­ствии на­зва­ние пред­ста­ви­те­лей об­ще­ствен­но­го дви­же­ния, про­пу­щен­ное в тек­сте.

Из со­чи­не­ния ис­то­ри­ка.

«Одним из па­ра­док­сов внут­рен­ней по­ли­ти­ки [им­пе­ра­то­ра] по­сле­во­ен­но­го вре­ме­ни стало то об­сто­я­тель­ство, что по­пыт­ки об­нов­ле­ния рос­сий­ско­го го­су­дар­ства со­про­вож­да­лись уста­нов­ле­ни­ем по­ли­цей­ско­го ре­жи­ма, позд­нее по­лу­чив­ше­го на­зва­ние «арак­че­ев­щи­ны». Одним из её про­яв­ле­ний и глав­ным сим­во­лом стали во­ен­ные по­се­ле­ния, в ко­то­рых сам [им­пе­ра­тор], впро­чем, видел один из спо­со­бов осво­бож­де­ния кре­стьян от лич­ной за­ви­си­мо­сти, но ко­то­рые вы­зы­ва­ли не­на­висть в самых ши­ро­ких кру­гах об­ще­ства. Вме­сто Ми­ни­стер­ства про­све­ще­ния было со­зда­но Ми­ни­стер­ство ду­хов­ных дел и на­род­но­го про­све­ще­ния во главе с обер-про­ку­ро­ром Свя­тей­ше­го си­но­да и гла­вой Биб­лей­ско­го об­ще­ства А. Н. Го­ли­цы­ным. Под его ру­ко­вод­ством фак­ти­че­ски был осу­ществлён раз­гром рос­сий­ских уни­вер­си­те­тов. Была уста­нов­ле­на же­сто­кая цен­зу­ра. [Им­пе­ра­тор] утвер­дил пред­ло­же­ние Се­на­та, раз­ре­шав­шее по­ме­щи­кам за «дур­ные по­ступ­ки» ссы­лать своих кре­стьян в Си­бирь. Вме­сте с тем им­пе­ра­тор был осве­домлён о де­я­тель­но­сти пер­вых

ор­га­ни­за­ций бу­ду­щих_______________, но не пред­при­нял ни­ка­ких мер про­тив их чле­нов, счи­тая, что они раз­де­ля­ют за­блуж­де­ния его мо­ло­до­сти.

В по­след­ние годы жизни [им­пе­ра­тор] вновь не­ред­ко го­во­рил своим близ­ким о на­ме­ре­нии от­речь­ся от пре­сто­ла и уда­лить­ся от мира, что после его не­ожи­дан­ной смер­ти от брюш­но­го тифа в Та­ган­ро­ге по­ро­ди­ло ле­ген­ду о стар­це Фёдоре Кузь­ми­че»

За­да­ние 22. Най­ди­те в от­рыв­ке и вы­пи­ши­те пред­ло­же­ние, со­дер­жа­щее по­ло­же­ние, ко­то­рое под­твер­жда­ет­ся фак­та­ми, при­ведёнными в тек­сте. Ука­жи­те не менее двух фак­тов, при­ведённых для под­твер­жде­ния этого по­ло­же­ния.

За­да­ние 23. Ран­ним де­кабрь­ским утром на Се­нат­скую пло­щадь Пе­тер­бур­га на­ча­ли вы­хо­дить части гвар­дей­ских пол­ков. Их вели мо­ло­дые офи­це­ры, ре­шив­ши­е­ся на по­пыт­ку во­ен­но­го пе­ре­во­ро­та. Они при­зы­ва­ли сол­дат под­дер­жать «за­кон­но­го им­пе­ра­то­ра» Кон­стан­ти­на Пав­ло­ви­ча.

1) К ка­ко­му году от­но­сят­ся опи­сы­ва­е­мые со­бы­тия?

2) Кого мо­ло­дые офи­це­ры пред­став­ля­ли сол­да­там как узур­па­то­ра пре­сто­ла, не­за­кон­но его за­няв­ше­го?

3) Сфор­му­ли­руй­те ос­нов­ные ис­тин­ные цели ру­ко­во­ди­те­лей вы­ступ­ле­ния.

За­да­ние 24. Су­ще­ству­ет точка зре­ния, что, не­смот­ря на общ­ность тен­ден­ций в раз­ви­тии об­ра­зо­ва­ния и про­све­ще­ния в годы прав­ле­ния Ека­те­ри­ны II и Алек­сандра I, в на­ча­ле XIX в. в ор­га­ни­за­ции об­ра­зо­ва­ния и про­све­ще­ния по­яв­ля­ет­ся много но­во­го. При­ве­ди­те не менее двух по­ло­же­ний, под­твер­жда­ю­щих эту но­виз­ну.

За­да­ние 25. Вам по­ру­че­но под­го­то­вить развёрну­тый ответ по теме «Внеш­няя по­ли­ти­ка Рос­сии в первой четверти XIX в.». Со­ставь­те план, в со­от­вет­ствии с ко­то­рым Вы бу­де­те осве­щать эту тему.

План дол­жен со­дер­жать не менее трёх пунк­тов. На­пи­ши­те крат­кое по­яс­не­ние со­дер­жа­ния любых двух пунк­тов.

План с по­яс­не­ни­я­ми дол­жен от­ра­зить ос­нов­ные со­бы­тия (яв­ле­ния), свя­зан­ные веш­ней по­ли­ти­кой Рос­сии в XIX веке.

Тест по теме: «Правления Александра I. Отечественная война».

Вариант II

1. Неподатным сословием было:

а) духовенство; б) крестьянство; в) мещанство; г) казачество.

2. Круг друзей-единомышленников, окружавших Александра I в первый период его правления, в котором разрабатывались проекты реформ, получил наименование:

а) Верховный Тайный совет; б) Тайная канцелярия; в) Уложенная комиссия; г) Негласный комитет.

3. В соответствии с Указом о вольных хлебопашцах:

а) помещики получили право освобождать крепостных крестьян;

б) в России отменялось крепостное право;

в) крестьяне западных губерний освобождались от власти помещиков;

г) помещики обязывались перевести крепостных крестьян с на оброк.

4. Чем по форме правления являлась Россия в начале XIX века:

а) конституционной монархией; б) аристократической республикой;

в) абсолютной монархией; г) демократической республикой.

5. В результате отступления русских войск в начале Отечественной войны 1812 г.:

а) Наполеон разбил русские войска по отдельности; б) французская армия захватила Киев;

в) французская армия подошла к С. – Петербургу;

г) 1-й и 2-й русским армиям удалось соединиться под Смоленском.

6. Царскосельский лицей был основан:

а) в 1881 г.; б) в 1842 г.; в) в 1811 г.; г) в 1864 г.

7. По Тильзитскому миру между Александром I и Наполеоном:

а) Россия потеряла Молдавию; б) уступила Валахию; в) передала Франции территорию герцогства Варшавского; г) вынуждена была присоединиться к континентальной блокаде Англии.

8. В основу государственного устройства предлагал заложить принцип:

а) православия, самодержавия, народности; б) верховенства судебных решений;

в) сочетания коллегиальности и верховенства; г) разделения властей.

9. Соотнесите даты и события.

1) 1803 г. а) восстание декабристов;

2) 1815 г. б) начало министерской реформы;

3) 1810 г. в) Указ о вольных хлебопашцах;

4) 1825 г. г) Конституция Польши;

5) 1802 г. д) сражение под Аустерлицем.

10. Расставьте события Отечественной войны 1812 года в хронологической последовательности, начиная с самого раннего:

А. Вторжение Наполеоновской армии в Россию; Б. Изгнание Наполеоновской армии из России; В. Сражение под Малоярославцем; Г. Тарутинский манёвр; Д. Совет в Филях; Е. Бородинское сражение.

За­да­ние 11. Рас­смот­ри­те схему и ответьте на вопрос.

В 1812 г. в со­став Рос­сий­ской им­пе­рии вошла тер­ри­то­рия, обо­зна­чен­ная на

карте циф­рой

За­да­ние 12. Рас­смот­ри­те изоб­ра­же­ние и вы­пол­ни­те за­да­ние.

Ука­жи­те на­зва­ние пло­ща­ди, со­бы­тия на которой по­ка­за­ны на кар­ти­не.

1) Двор­цо­вая

2) Воз­не­сен­ская

3) Се­нат­ская

4) Крас­ная

За­да­ние 13. Рас­по­ло­жи­те в хро­но­ло­ги­че­ском по­ряд­ке сле­ду­ю­щие со­бы­тия. Ука­жи­те ответ в виде по­сле­до­ва­тель­но­сти цифр вы­бран­ных эле­мен­тов:

1) при­со­еди­не­ние Рос­сии к Кон­ти­нен­таль­ной бло­ка­де;

2) битва при Аустер­ли­це;

3) Вен­ский кон­гресс;

4) из­гна­ние войск На­по­лео­на из Рос­сии.

За­пи­ши­те в стро­ку от­ве­тов вы­бран­ные цифры под со­от­вет­ству­ю­щи­ми бук­ва­ми.

За­да­ние 15. Какие тер­ри­то­рии вошли в со­став Рос­сии в пер­вой по­ло­ви­не XIX в.? Най­ди­те в при­ведённом ниже спис­ке две тер­ри­то­рии и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

1) За­пад­ная Си­бирь;

2) При­бал­ти­ка;

3) гер­цог­ство Вар­шав­ское;

4) Фин­лян­дия;

За­да­ние 16. Ис­поль­зуя дан­ные ста­ти­сти­че­ской таб­ли­цы, за­вер­ши­те пред­став­лен­ные ниже суж­де­ния, со­от­не­ся их на­ча­ла и ва­ри­ан­ты за­вер­ше­ния.

На­се­ле­ние не­ко­то­рых рос­сий­ских го­ро­дов до на­ча­ла «Ве­ли­ких ре­форм»

(тыс. че­ло­век)

За­пи­ши­те в стро­ку от­ве­тов вы­бран­ные цифры под со­от­вет­ству­ю­щи­ми бук­ва­ми.

За­да­ние 17. За­пи­ши­те тер­мин, о ко­то­ром идёт речь.

«Услов­ное на­зва­ние по­ли­ти­ки, от­ли­чав­шей­ся ме­лоч­ной ре­гла­мен­та­ци­ей, все­си­ли­ем чи­нов­ни­че­ства, пре­се­че­ни­ем вся­че­ско­го свое­во­лия, дан­ное по имени од­но­го из при­ближённых Алек­сандра I».

За­да­ние 18. Срав­ни­те Заграничный поход русской армии и участие в европейских войнах 1805-1806 гг. Вы­бе­ри­те и за­пи­ши­те в первую ко­лон­ку по­ряд­ко­вые но­ме­ра черт сход­ства, а во вто­рую — по­ряд­ко­вые но­ме­ра черт раз­ли­чия.

1) основным противником была Фран­ция

2) усилилось международное положение России

3) подписание Тильзитского договора

4) существование антифранцузской коалиции государств

За­да­ние 19. За­пи­ши­те слово, про­пу­щен­ное в схеме.

За­да­ние 20. Ниже при­ведён пе­ре­чень тер­ми­нов. Все они, за ис­клю­че­ни­ем од­но­го, обо­зна­ча­ют со­сло­вия.

1) дво­рян­ство; 2) ме­щан­ство; 3) кре­стьян­ство; 4) чи­нов­ни­че­ство; 5) ду­хо­вен­ство.

Най­ди­те и за­пи­ши­те по­ряд­ко­вый номер тер­ми­на, «вы­па­да­ю­ще­го» из дан­но­го ряда.

За­да­ние 21. На­зо­ви­те про­пу­щен­ную в тек­сте фа­ми­лию рус­ско­го пол­ко­вод­ца. Ука­жи­те год, когда про­ис­хо­ди­ли опи­сы­ва­е­мые со­бы­тия.

Из со­чи­не­ния ис­то­ри­ка

«В по­след­ние годы, во­пре­ки утвер­див­ше­му­ся в науке убеж­де­нию в том, что <…> был ве­ли­ким пол­ко­вод­цем, одер­жав­шим по­бе­ду при Бо­ро­ди­не (если не фак­ти­че­скую, то мо­раль­ную), по­яви­лись со­мне­ния от­но­си­тель­но и этого вы­во­да. Во-пер­вых, есть мно­же­ство сви­де­тельств того, что глав­но­ко­ман­ду­ю­щий рус­ской ар­ми­ей не вла­дел ини­ци­а­ти­вой на поле сра­же­ния. Он был инер­тен на­столь­ко, что один из участ­ни­ков сра­же­ния, ге­не­рал Н. Н. Ра­ев­ский, писал: «Нами никто не ко­ман­до­вал». Ини­ци­а­ти­вой пол­но­стью вла­дел На­по­ле­он, ко­то­рый дик­то­вал ход битвы. И в ко­неч­ном счете за­во­е­ва­тель до­стиг по­став­лен­ной перед собой стра­те­ги­че­ской цели — занял Моск­ву, за­щи­та ко­то­рой была объ­яв­ле­на рус­ским глав­но­ко­ман­ду­ю­щим глав­ной целью сра­же­ния.

Но На­по­ле­он всё-таки не раз­бил рус­скую армию. После битвы он не видел при­выч­но­го для него бес­по­ря­доч­но­го бег­ства не­при­я­те­ля. Перед его гла­за­ми не про­хо­ди­ли толпы плен­ных (всего была за­хва­че­на 1 тыс. плен­ных и 15 пушек, столь­ко же плен­ных и 13 пушек за­хва­ти­ли и рус­ские). Перед фран­цуз­ским им­пе­ра­то­ром не ле­жа­ли на земле де­сят­ки по­вер­жен­ных вра­же­ских знамён. Не­со­мнен­но, рус­ская армия в тя­же­лей­шем сра­же­нии вы­сто­я­ла. И при­чи­ной этого стала не­обык­но­вен­ная стой­кость рус­ско­го сол­да­та, во­оду­шевлённого вы­со­ким и жерт­вен­ным чув­ством пат­ри­о­тиз­ма, сто­яв­ше­го за царя, пра­во­слав­ную веру и Оте­че­ство».

За­да­ние 22. Во вто­ром аб­за­це от­рыв­ка най­ди­те и за­пи­ши­те пред­ло­же­ние, где опи­сы­ва­ет­ся си­ту­а­ция, под­твер­жде­ния ко­то­рой ука­зы­ва­ют­ся в даль­ней­шем тек­сте. Вы­пи­ши­те не менее двух под­твер­жде­ний дан­ной си­ту­а­ции.

За­да­ние 23. Зим­ним днём около 30 офи­це­ров-еди­но­мыш­лен­ни­ков вы­ве­ли на Се­нат­скую пло­щадь сол­дат Мос­ков­ско­го и Гре­на­дер­ско­го пол­ков и мат­ро­сов Гвар­дей­ско­го мор­ско­го эки­па­жа. Ор­га­ни­за­то­ры вос­ста­ния по­пы­та­лись не

до­пу­стить вступ­ле­ния на трон но­во­го им­пе­ра­то­ра, а также за­яв­ля­ли о стрем­ле­нии к упразд­не­нию са­мо­дер­жа­вия и от­ме­не кре­пост­но­го права. Вы­ступ­ле­ние было по­дав­ле­но.

1) На­зо­ви­те месяц и год, когда про­изо­шли опи­сы­ва­е­мые со­бы­тия.

2) На­зо­ви­те им­пе­ра­то­ра, о ко­то­ром идёт речь.

3) По­че­му вы­ступ­ле­ние, о ко­то­ром идёт речь, за­вер­ши­лось про­ва­лом? На­зо­ви­те одну любую при­чи­ну.

За­да­ние 24. Су­ще­ству­ет точка зре­ния, что, не­смот­ря на зна­чи­тель­ные раз­ли­чия во взгля­дах ру­ко­во­ди­те­лей Се­вер­но­го и Юж­но­го об­ществ де­каб­ри­стов, их про­грамм­ные до­ку­мен­ты со­дер­жа­ли много об­ще­го. При­ве­ди­те не менее двух по­ло­же­ний, под­твер­жда­ю­щих эту общ­ность.

За­да­ние 25. Вам по­ру­че­но под­го­то­вить развёрну­тый ответ по теме «Либеральные ре­фор­мы Александра I». Со­ставь­те план, в со­от­вет­ствии с ко­то­рым Вы бу­де­те осве­щать эту тему. План дол­жен со­дер­жать не менее трёх пунк­тов. На­пи­ши­те крат­кое по­яс­не­ние со­дер­жа­ния любых двух пунк­тов. План с по­яс­не­ни­я­ми дол­жен от­ра­зить ос­нов­ные со­бы­тия (яв­ле­ния), свя­зан­ные с ре­фор­ма­ми Александра I.

I

1 вариант

1. Кто был инициатором создания в России военных поселений?

А) М. Сперанский Б) А. Бенкендорф В) А. Аракчеев Г) Александр I

2. Почему Александр I отказался от введения конституции в России после войны?

А) Помешали крестьянские бунты, Б) помешала война 1812 года;

3. Указ о вольных хлебопашцах 1803 года:

А) даровал личную свободу государственным крестьянам; Б) закрепил привилегии крестьян-однодворцев; В) разрешил помещикам отпускать своих крестьян за выкуп.

4. Противостояние каких держав определяло международную обстановку в начале XIX века?

А) России и Франции; Б) Англии и России; В) Англии и России; Г) Франции и Англии.

5. Назовите дату Бородинского сражения:

6. Какие обязательства брала на себя Россия по Тильзитскому договору?

А) должна была признать за Францией все территориальные изменения в Европе;

Б) становилась союзником Франции в войне против Англии;

В) обязана была вступить в войну против Англии.

7. После какого сражения французская армия вынуждена была отступать по старой Смоленской дороге?

А) под Смоленском, Б) под Калугой, В) под Малоярославцем.

8. Определите, о ком идет речь? «Родился в семье небогатого помещика. В 1808-1810 гг. занимал пост военного министра. С 1815 года фактически руководил Государственным советом и деятельностью министерств. Отличался безупречной честностью. Исполнительный чиновник. Был беспощаден и даже бесчеловечен в своей исполнительности. И именно эти черты вызывали негативное отношение к нему окружающих.

А) Н. Новосильцев; Б) М. Сперанский; В) А. Аракчеев.

9. Какова цель военных поселений?

А) подавить волну выступлений крестьян;

Б) снизить государственные расходы на содержание армии,

В) организация массовой подготовки резервов.

10. Какой конгресс закрепил итоги победы союзников над наполеоновской Францией?

А) Венский; Б) Парижский; В) Берлинский.

11. Кто возглавлял русскую армию до назначения на этот пост Кутузова?

А) М. Барклай де Толли; Б) П. Багратион, В) И. Мюрат.

12. Определите, о ком идет речь? «Его родовой герб украшал девиз «Верность и терпение». Пользовался репутацией честного, хладнокровного и самоотверженного офицера. Командовал русскими армиями в нескольких войнах. Накануне Отечественной войны 1812 года был военным министром, командовал первой армией. Его не любили придворные карьеристы. Многие обвиняли его в отступлении русских войск и даже твердили о его измене».

13. 23 мая 1816 года Александр I утвердил положение об эстляндских крестьянах, по которому в прибалтийских губерниях:

А) усилилось крепостное право; Б) крепостное право было уничтожено;

В) были определены повинности крестьян в зависимости от количества и качества земли.

14. Первая тайная организация будущих декабристов называлась:

А) сохранение крепостного права; Б) освобождение крестьян без земли;

16. Какой строй устанавливался в России по проекту П. Пестеля?

А) конституционная монархия, Б) демократическая республика,

В) Самодержавная монархия.

А) П. Пестель, К. Рылеев, С. Муравьев-Апостол, М. Бестужев-Рюмин, П. Каховский.

Б) С. Трубецкой, В. Кюхельбекер, М. Лунин, И. Муравьев, И. Долгоруков.

19. Как решался вопрос крепостного права в Конституции Н. Муравьева:

Россия в царствование Александра I

2 вариант

1. Кто был инициатором введения экзамена на должность в 1810 году?

А) М. Сперанский; Б) А. Аракчеев; В) Н. Новосильцев.

2. Почему Александр I отказался от введения проекта конституции М. Сперанского?

А) Помешали крестьянские бунты, Б) помешала русско-турецкая война;

В) дворянство оказывало сопротивление реформам.

3. В 1818 г. А. А. Аракчеев подал Александру I проект отмены крепостного права, по которому он предполагал:

А) начать широкую покупку помещичьих имений с крепостными в казну,

Б) ликвидировать помещичье землевладение,

В) передачу всей земли крестьянам.

4. Найдите лишнее: На Венском конгрессе основные решения принимали:

А) Англия; Б) Герцогство Варшавское; В) Россия; Г) Пруссия; Д) Австрия.

5. Отечественная война началась:

6. Как назывался договор, по которому Россия присоединилась к континентальной блокаде Англии?

А) Эрфуртский, Б) Шенбруннский; В) Тильзитский.

7. На совете в Филях решался вопрос:

А) оставить Москву без боя или сражаться за нее до последней капли крови;

Б) кто должен возглавить русскую армию;

В) как пополнить продовольственные запасы?

8. Определите, о ком идет речь? «Происходил из семьи сельского священника. Некоторое время работал учителем. В начале правления Александра I он оказался в числе главных действующих лиц правительства. Именно ему Александр I поручил разработать проект государственной реформы. Именно о нем Наполеон сказал «Единственно светлая голова в России»».

А) Н. Новосильцев; Б) М. Сперанский; В) А. Аракчеев

9. Назовите основные причины русско-турецкой войны 1806 – 1812 года:

А) Россия вступила в этот военный конфликт в соответствии со своими обязательствами перед Францией;

Б) желание России господствовать на Черном море;

В) территориальные притязания России и Турции.

10. В каком году Александр I подписал конституцию царства Польского?

А) 1815 г,; Б) 1818 г.; В) 1820 г.

11. Кочубей, Чарторыйский, Новосильцев, Строганов. Что объединяет эти имена?

А) это герои Отечественной войны;

Б) Все они входили в кружок «молодых друзей» великого князя Александра I;

В) Все они были единомышленниками Павла I

12. Определите, о ком идет речь? «Происходил из семьи грузинских князей. Любимец армии, был бесстрашен в бою. В Отечественную войну 1812 года командовал второй армией. Настаивал на генеральном сражении. В Бородинском сражении получил тяжелое ранение»

А) М. Кутузов; Б) М. Барклай-де-Толли; В) П. Багратион

13. В 1822 году Александр I издал указ, по которому…

А) помещикам разрешалось без всяких ссылать неугодных крестьян в Сибирь;

Б) запрещалось ссылать неугодных крестьян в Сибирь;

В) запрещалось продавать дворовых людей.

14. Вторая тайная организация будущих декабристов называлась:

А) «Союз спасения», Б) «Союз Благоденствия», В) «Союз офицеров»

15. «Конституция » Н. Муравьева предполагала:

А) сохранение крепостного права;

Б) освобождение крестьян без земли;

В) сохранение помещичьего землевладения.

16. Какой строй устанавливался в России по проекту Н. Муравьева?

А) конституционная монархия,

Б) демократическая республика,

В) Самодержавная монархия.

17. Кто из декабристов был казнен после поражения восстания в 1825 году?

А) С. Трубецкой, В. Кюхельбекер, М. Лунин, И. Муравьев, И. Долгоруков.

Б) П. Пестель, К. Рылеев, С. Муравьев-Апостол, М. Бестужев-Рюмин, П. Каховский

В) С. Волконский, А. Одоевский, А. Бестужев, Ф. Глинка.

18. «Русская правда» Пестеля предполагала:

А) разделение земли на общинную и частную, равенство всех граждан перед законом,

Б) передача всей земли в государственную собственность при сохранении помещичьего землевладения,

В) передачу всей земли крестьянам.

19. Как решался вопрос крепостного права в «Русской правде» П. Пестеля:

I вариант

Вариант №1

1.Выберите лишнее: Лагарп, Екатерина II, Павел I,М.М.Сперанский. Ответ объясните.

3.Соотнесите:

1)1801г. а) указ о «вольных хлебопашцах»

2) 1803г. б) начало правления Александра I

3) 1802 г. в) создание министерств

г) цензурный устав

4.Продолжите ряд: Кочубей, Чарторыйский, ______

приказы, коллегии, министерства

Вариант №2

1.Выберите лишнее: Чарторыйский, Лагарп, Строганов, Кочубей. Ответ объясните.

2.Составьте схему управления, предложенную М.М.Сперанским, используя следующие понятия:

Сенат, министерства, законодательная, власть, исполнительная, Государственная дума, судебная

3.Соотнесите:

1)1825 г. а) указ о покупке земли недворянами

2) 1802 г. б) окончание правления Александра I

3) 1810 г. в) создание министерств

г) создание Государственного совета

4.Продолжите ряд: Лагарп, Екатерина II, ______

5.По какому принципу образован ряд:

указ о «вольных хлебопашцах», запрет продавать крестьян на ярмарке, отмена права помещиков ссылать крестьян в Сибирь

Ответы:

Вариант №1

1. М.М.Сперанский, так как все остальные воспитатели Александра I

законодательная исполнительная судебная

Государственная дума министерства Сенат

4.Новосильцев, т.к. являются членами Негласного комитета

5.Исполнительные органы власти

Вариант №2

1. Лагарп, так как все остальные -члены Негласного комитета

I вариант

1. Как назывались в XVIII - первой половине XIX в. предста­вители привилегированного сословия, владевшие крепост­ными крестьянами?

1) бояре 3) мещане

2) дворяне 4) казаки

2. В 1805 г. под Аустерлицем состоялось сражение между армиями

1) российско-австрийской и французской

2) российско-французской и английской

3) российско-шведской и английской

4) российско-французской и австрийской

3. Отметьте причину появления тайных обществ в России в первой четверти XIX в .

1) усиление контактов с западными странами

2) недовольство высшего чиновничества реформа­ми Александра I

3) стремление правительства привлечь общество к разработке проектов реформ

4) недовольство церкви внутренней политикой царского правительства

4. Территория, на которой разрешалось в России по­стоянное проживание евреев, называлась

1) колонией 3) чертой оседлости

2) местничеством 4) опричными землями

5. Бородинское сражение состоялось в 1812 г.

6. В соответствии с законодательством Российской империи сословием являлось (лась, лись)

1) интеллигенция 3) крестьянство

2) буржуазия 4) рабочие



7. По Тильзитскому договору с Францией Россия обя­зывалась

1) вступить в коалицию «сердечного согласия»

2) уничтожить все укрепления на Черноморском побережье

3) присоединиться к континентальной блокаде про­тив Англии

4) вступить в Союз трех императоров

8. Деятельность тайных организаций декабристов относится к

1) 1801 - 1811 гг. 3) 1827 - 1828 гг.

2) 1816 - 1826 гг. 4) 1829 - 1830 гг.

9. В XIX в. верховная законодательная и судебная власть в России принадлежала

1) Сенату 3) Верховному Тайному совету

2) императору 4) III отделению императорской канцелярии

10. Годы правления Александра I характеризуются

1)созданием теории официальной народности

2) отменой выкупных платежей

3) проведением реформы государственной деревни

4) изданием указа о «вольных хлебопашцах»

11. Что было одной из причин поражения армии Наполеона в России в 1812 г.?

1) совместные военные действия армий России и Пруссии

2) значительные потери французской армии

3) нежелание Наполеона дать приграничное сражение в начале войны

4) значительное численное превосходство российских армий над французскими в начале войны


12. Какое из перечисленных событий произошло раньше других?

1) вступление русских войск в Париж

2) осада Плевны

3) подавление русскими войсками революции в Венгрии

4) сражение при Аустерлице

13. Что из перечисленного ниже предусматривал проект реформ М.М.Сперанского?

1) восстановление практики созывов Земских соборов

2) создание конституционной монархии по английскому образцу

3) установление в России республиканской формы правления

4) учреждение законосовещательного Государственного Совета

14. Какой населенный пункт вошел в историю Отечественной войны 1812 г. как место, где русская армия, оторвавшись от французских войск, пополнила свою численность и вооружение, набрала силы для дальнейшей борьбы?

1) Фили 3) Аустерлиц

2) Смоленск 4) Тарутино

15. Укажите годы правления Александра I

1) 1796 – 1801 гг. 3) 1801 - 1825 гг.

2) 1825 – 1855 гг. 4) 1855 – 1881 гг.

16. Российские войска в составе союзных войск одержали победу в битве под Лейпцигом в

1) 1805 г. 2) 1813 г. 3) 1854г. 4) 1878 г.

17. Кто из перечисленных лиц был членом «Негласного комитета?»

1) Андрей Желябов 3) Кондратий Рылеев

2) Михаил Муравьев 4) Павел Строганов

18. Что из перечисленного относится к основным причинам создания Священного союза?

1) борьба России и Австрии за преобладание на Балканском полуострове

2) защита христианского населения Грузии от насильственной исламизации

3) необходимость поддерживать порядок и режимы, установленные в Европе после разгрома наполеоновской Франции

4) распространение атеистических и социалистических взглядов в России

19. Что из названного связано с понятием «аракчеевщина»?

1) создание Корпуса жандармов 3) издание указа о трехдневной барщине

2) учреждение военных поселений 4) введение циркуляра «о кухаркиных детях»

20. Что было одной из причин отступления русской армии в начале Отечественной войны 1812 г.?

1) ожидание помощи от союзников по антинаполеоновской коалиции

2) решение применить тактику «выжженной земли»

3) надежда на неблагоприятные для противника природные условия


Тесты по теме «Правление Александра I»

II вариант

1. Кого во времена Александра I называли вре­менщиком и теневым премьер-министром?

1) М. М. Сперанского 3) А. А. Аракчеева

2) В. П. Кочубея 4) А. А. Чарторыйского

2. Указ Александра I от декабря 1801 г.:

1) уравнивал земельные права дворянства и других сословий

2) подрывал основы крепостного права, раз­решая крепостным выкупаться на волю

3) расширял права крепостников

4) разрешал покупать незаселенные земли недворянам, способствовал развитию капи­талистических отношений

3. Министерства появились в России в

1) первой половине XVIII в. 3) первой половине XIX в.

2) второй половине XVIII в. 4) второй половине XIX в.

4. Россия заключила Тильзитский мир с Францией в

1) 1799 г. 2) 1807 г 3) 1812 г. 4) 1815 г.

5. Какое событие произошло раньше всех других?

1) Заграничный поход русской армии 3) учреждение военных поселений

2) подписание Тильзитского мира 4) создание Свода законов Российской империи

6. Какие из названных сражений произошли в ходе Отечественной войны 1812 г.?

1) под Кормами, под Новгородом 3) под Нарвой, у деревни Лесной

2) в Севастополе, под Карсом 4) под Смоленском, под Малоярославцем

7. Кто из названных лиц руководил партизанскими отрядами во время Отечественной войны 1812 г.?

1) И.С.Дорохов, Д.В.Давыдов 3) А.П. Ермолов, М.И. Платонов

2) Н.А. Тучков, П.И. Багратион 4) Н.Н. Раевский, А.И.Кутайсов

8. Какие из названных организаций возникли в 1816-1818 гг.?

1) Северное общество, Южное общество

2) «Земля и воля», «Народная воля»

3) Союз спасения, Союз благоденствия

4) Южный и Северный союзы русских рабочих

9. Кто из названных военачальников прославился во время Отечественной войны 1812 г.? Укажите две верные фамилии.

1) Н.Н. Раевский 3) П.И.Багратион

2) П.С.Нахимов 4) М.Д.Скобелев

10. В результате отступления русских войск в начале Отечественной войны 1812 г.

1) Наполеон разбил русские армии по отдельности

2) французская армия захватила Киев

3) французская армия подошла к Санкт-Петербургу

4) 1-й и 2-й русским армиям удалось соединиться под Смоленском

11. Заграничный поход русской армии состоялся в

1) 1811 – 1812 гг. 3) 1853 – 1856 гг.

2) 1813 – 1814 гг. 4) 1857 – 1864 гг.

12. В каком году произошло сражение под Малоярославцем?

1) 1801 г. 2) 1807 г. 3) 1812 г. 4) 1815 г.


13. Какое событие произошло в 1825 г.?

1) восстание декабристов 3) создание либерального цензурного устава

2) открытие Царскосельского лицея 4) принятие закона о престолонаследии

14. Что из перечисленного относится к последствиям заключения Тильзитского мира?

1) устранение противоречий в русско-французских отношениях

2) вступление России в союз с Англией и Пруссией

3) присоединение к России Финляндии

4) раздел польских земель между Россией и Пруссией

15. Кружок друзей Александра I, обсуждавший в начале его царствования идеи реформ, назывался

1) Избранной радой 3) Государственным советом

2) Негласным комитетом 4) Тайной канцелярией

16. Указ о «вольных (свободных) хлебопашцах» предусматривал

1) отмену крепостной зависимости крестьян

2) право помещиков отпускать крестьян на волю с землей за выкуп

3) освобождение крестьян от временнообязанного состояния

4) право крестьян выходить из общины с землей

17. Какие органы управления были заменены на министерства?

1) коллегии 3) земства

2) приказы 4) Земские соборы

18. Как назывались представители возникшей в 1810 г. социальной группы, в разряд которой наряду с солдатами переводили казённых крестьян, совмещавших строевую службу с ведением сельскохозяйственных работ ?

1) военные поселяне 3) казаки

2) крепостные крестьяне 4) стрельцы

19. В результате издания указа о «вольных (свободных) хлебопашцах»

1) поднялась волна крестьянских восстаний

2) было освобождено лишь несколько десятков тысяч крестьян

3) все крестьяне были освобождены от крепостной зависимости

4) были упразднены военные поселения

20. Что из названного относилось к следствиям Отечественной войн 1812 г. и Заграничного похода русской армии (1813-1814 г.)? Укажите два верных положения.

1)образование Тройственного союза 3) подъем национального самосознания в России

2)рост влияния России в Европе 4) участие России в разделах Польши

Вариант 1.

1. Поражение в Крымской войне заставило Александра 2 пойти на ликвидацию:

А) стрелецкого войска Б) абсолютизма

В) крепостного права Г) поместного войска

2. «Временнообязанными» в 19 веке назывались:

А) крестьяне-отходники Б) жители военных поселений

В) крестьяне, выполнявшие чрезвычайные повинности в пользу государства

Г) крестьяне, выполнявшие повинности в пользу помещика до заключения выкупной сделки

3. Причина крестьянского малоземелья во второй половине 19 века:

А) отрезки

Б) ликвидация общины

В) передача земли под строительство заводов

Г) сокращение территории Российского государства

4. Главный орган управления в деревне после Крестьянской реформы 1861 года:

А) магистрат Б) губной староста В) сельский сход Г) администрация помещика

А) крестьяне освобождались от уплаты подушной подати

Б) размер крестьянского надела зависел от качества земли

В) запрещалось привлекать крестьян к барщинным работам в выходные и праздничные дни

Г) крестьяне получали экономические и гражданские права

Д) крестьяне по желанию помещика получали надел земли в собственность

Вариант 1 : 1-В, 2-Г, 3 - А, 4 -В, 5 - Б, Г

Тест по теме «Правление Александра II»

Вариант 2.

1. Значение Крестьянской реформы 1861 года состояло в:

А) ликвидации сословного строя Б) ускорения модернизации страны

В) ликвидации отработочной системы Г) ликвидации помещичьего землевладения

2. Земли, которые изымались у крестьян в том случае, если их надел превышал норму, установленную по Крестьянской реформе, назывались:

А) отрезками Б) наделами В) чересполосицей Г) десятиной

3. Причина крестьянского обнищания после отмены крепостного права:

А) выкупные платежи Б) ликвидация общины

В) рост подворного обложения Г) начало мирового финансового кризиса

4. Самые большие земельные наделы по Крестьянской реформе 1861 года крестьяне получили в:



А) Сибири и Азии Б) нечерноземной полосе

В) черноземной полосе Г) прибалтийских губерниях

А) военные поселения ликвидировались

Б) ограничивалось право помещиков ссылать крестьян в Сибирь

В) до перехода на выкуп крестьяне считались временнообязанными

Г) крестьянам разрешалось свободно торговать и основывать собственные предприятия

Д) помещики по своей воле предоставляли личную свободу крестьянам с выделением их надела в пользование.

Вариант 2 : 1 -Б, 2 - А, 3 - А, 4 - Б, 5 - В, Г

Тест по теме: «Россия при Александре II»

Вариант I

  1. Кто был наставником великого князя Александра Николаевича?

а) Ф. Лагарп; б) В.А. Жуковский;
в) М.Н. Погодин; г) С.С. Уваров.

  1. Кому принадлежат слова о том, что «лучше начать уничтожение крепостного права сверху, нежели ждать того времени, когда оно начнет само собой уничтожаться снизу»?

а) А.И. Герцену; б) Н.П. Огареву;

в) Александру II; г) председателю Реакционных комиссий Я.И.Ростовцеву.

  1. Что из перечисленного относится к судебной реформе 1864 г.?

а) состязательность сторон в ходе судебного процесса;

б) наказание розгами виновных;

в) гласность суда;

г) периодическая сменяемость судей;

д) создание особого суда для дворян;

е) зарплата судей одна из самых высоких в мире;

ж) введение суда присяжных;

з) бессословность суда.

  1. Земские учреждения не решали вопросов…

а) строительства дорог;

б) строительства школ и больниц;

в) организации судебных органов;

г) развития торговли и промышленности.

  1. Представители какого сословия преобладали в земствах?

а) крестьяне; б) дворяне;

в) купцы; г) мещане.

  1. Какие крестьяне считались временнообязанными?

а) не заключившие выкупной сделки с помещиком;

б) крестьяне сибирских губерний;

в) государственные крестьяне;

г) все указанные под а), б), в).

  1. Для чего были созданы редакционные комиссии?

а) для сбора статистических данных о крестьянских наделах;

б) для составления единого проекта закона об освобождении крестьян;

в) для составления итогового отчета Главному комитету по крестьянскому делу;

г) для редакции журналов и газет.

  1. По реформе 1861 г. земля после уплаты выкупа становилась…

а) собственностью крестьянской семьи;

б) собственностью крестьянской общины;

в) государственной собственностью;

г) передавалась крестьянам помещиком в пожизненную аренду.

  1. Сколько крестьяне должны были заплатить помещику за выкупаемый надел?

а) сразу 20-25% стоимости надела, а 75-80% платило государство;

б) сразу 100% стоимости надела;

в) 100% стоимости надела в течение 59 лет;

г) 50% стоимости надела, а остальное платило государство.

  1. Труд крестьян на земле помещика за взятую ими в аренду землю назывался…

а) месячина; б) испольщина;

в) барщина; г) отработки.

  1. Что отражает буржуазный характер Великих реформ?

а) отмена крепостного права;

б) волостной суд для решения мелких крестьянских дел;

в) наделение крестьян землей;

г) состязательность судебного процесса;

д) общинное землевладение;

е) появление отработочной системы;

ж) всесословный характер земств;

з) всеобщая воинская повинность;

и) крестьянское малоземелье;

к) отрезки.

  1. Новая промышленная база, основанная на добыче нефти в 70-е годы XIX в. Была заложена:

а) на Донбассе; б) в Сибири;

в) в районе Баку; г) в Средней Азии.

  1. Соотнесите событие и дату:
  1. начало перевода крестьян на выкуп; а) 1878 г.
  2. судебная реформа; б) 1 марта 1881 г.
  3. убийство Александра II; в) 1863 г.
  4. Берлинский конгресс; г) 1864 г.
1. 2. 3. 4.
  1. Основоположником какого течения народничества был П.Л. Лавров?

а) бунатрское; б) пропагандистское;

в) заговорщическое; г) либеральное.

  1. Как называлась первая народническая организация в России?

а) «Земля и воля»; б) «Черный передел»;

в) «Народная воля»; г) «Освобождение труда».

  1. К какому направлению общественной мысли относились Б.Н. Чичерин, К.Д. Кавелин, отстаивавшие введение конституции, демократических свобод и продолжения реформ?

а) либеральное; б) радикальное;

в) консервативное; г) реакционное.

  1. Какое имя лишнее и почему?

а) И.В. Гурко; б) А.М. Горчаков;

в) М.Д. Скобелев; г) П.С. Нахимов.

_____________________________________________________________________________

  1. На Берлинском конгрессе произошло:

а) пересмотр положений Сан-Стефанского мирного договора;

б) укрепление позиций России;

в) признание решений Сан-Стефанского мирного договора;

г) создание новой коалиции против России.

  1. С какой страной в 1860 г. был подписан договор, закрепивший Уссурийский край за Россией?

а) с Японией; б) с Китаем;

в) с США; г) с Кореей.

а) Сан-Стефанский мирный договор;

б) начало перевода крестьян на выкуп;

в) раскол «Земли и воли»;

г) хождение в народ;

д) оборона Шипкинского перевала.

Вариант I.

  1. а, в, г, ж
  2. а, в, г, ж.
  3. 3-б, 1-в, 2-г, 4-а.
  4. б, г, д, а, в.

Тест по теме: Тест по теме: «Россия при Александре II»

Вариант II

  1. Осуществление Великих реформ 1860-1870-х гг.:

а) замедлило развитие капитализма в России;

б) дало толчок развитию капитализма в России;

в) не повлияло на темпы развития капитализма в России;

г) сделало невозможным развитие капитализма в России.

  1. Какие органы занимались составлением единого проекта закона отмены крепостного права?

а) редакционные комиссии; б) губернские дворянские комитеты;

в) крестьянские комитеты; г) все указанные под а), б), в).

  1. Мировые посредники…

а) проверяли правильность составления уставных грамот;

б) назначались Сенатом;

в) решали споры крестьян с помещиками;

г) все указанное под а), б), в).

  1. Как назывались крестьяне до перехода на выкуп?

а) не выкупленные; б) безземельные;

в) крепостные; г) временнообязанные.

  1. Что из перечисленного входило в состав земской реформы 1864 г.?

а) выборный характер земств;

б) земства по первым двум куриям избирались на основе имущественного ценза;

в) губернские чиновники могли назначаться только с согласия земств;

г) в ряде губерний земства решено было не создавать;

д) земства содержали больницы, школы, тюрьмы, дороги;

е) во главе губернских земств стояло центральное земство;

ж) депутатов земств называли гласными.

  1. Какая реформа не была проведена в 60-70-е годы?

а) крестьянская; б) высших органов власти;

в) судебная; г) военная.

  1. Какие из приведенных терминов отражают капиталистический характер развития России, а какие – сохранение феодальных пережитков?

а) отработки; б) отрезки;

в) аренда земли крестьянами; г) строительство фабрик и заводов;

д) выкупные платежи крестьян на землю; е) крестьянское малоземелье;

ж) железнодорожный бум.

  1. Разбором мелких уголовных и гражданских дел занимался…

а) окружной суд; б) волостной суд;

в) мировой суд; г) мировой посредник.

  1. Присяжные заседатели – это…

а) судебные чиновники; б) специально отобранные люди для вынесения вердикта;

в) судья в незначительных делах; в) кандидаты в мировые судьи.

  1. В 1862 г. к Александру II с адресом об отказе от всех сословных привилегий обратилось дворянство города…

а) Москвы; б) Санкт-Петербурга;

в) Воронежа; г) Твери.

  1. Какова была цель «хождения» в народ?

а) познакомиться с жизнью крестьян;

б) обучить крестьян разным специальностям;

в) вызвать революционный взрыв в деревнях;

г) объяснить крестьянам значение отмены крепостного права.

  1. Какой активный участник народнического движения высказывал идею замены революционным путем государства на свободные автономные общества?

а) П.Н. Ткачев; б) М.А. Бакунин;

в) П.Л. Лавров; г) Г.В. Плеханов.

  1. Какая организация в России занималась террористической деятельностью?

а) «Черный передел»; б) «Народная воля»;

в) «Топор и расправа»; г) «Земля и воля».

  1. С именем М.Т. Лорис-Меликова связано:

а) создание III отделения;

б) проект созыва выборных от земств с правом совещательного голоса;

в) создание Департамента государственной полиции при МВД;

г) проект созыва Государственной Думы.

  1. Соотнесите событие и дату:

1. Манифест об освобождении крестьян; а) 1874 г.

2. «Хождение в народ»; б) 1877-1878 гг.

1. 2. 3. 4.
  1. Какие государства объединились в «Союз трех императоров»?

а) Франция, Россия, Турция; б) Австро-Венгрия, Турция, Россия;

в) Франция, Англия, Россия; в) Россия, Пруссия, Австро-Венгрия.

  1. Какая главная внешнеполитическая задача стояла перед министром иностранных дел А.М. Горчаковым на первом этапе его деятельности?

а) поиск союзников для военного реванша после поражения в Крымской войне;

б) создание военного блока против Англии и Франции;

в) борьба за отмену ограничительных статей Парижского мира;

г) создание коалиции против Австро-Венгрии и Пруссии.

  1. По Сан-Стефанскому мирному договору 1878 г….

а) провозглашалась независимость Болгарии;

б) предоставлялась независимость Герцеговине;

в) Россия получила контрибуцию с Турции;

г) России отходили города Ардаган, Батум, Карс, Баязет.

  1. Какое событие канцлер А.М. Горчаков назвал самой темной страницей в своей карьере?

а) Русско-турецкую войну 1877-1878 гг.

б) Лондонскую конференцию 1878 г.

в) Берлинский конгресс 1878 г.

г) Сан-Стефанский мирный договор.

  1. Расставьте в хронологической последовательности:

а) манифест об освобождении крестьян от крепостной зависимости;

б) начало русско-турецкой войны;

в) создание «Союза трех императоров»;

г) земская реформа;

д) Берлинский конгресс.

Вариант II

  1. а, б, д, ж.
  2. 1-в, г, ж; 2 – а, б, д, е;
  3. 1-г, 2-а, 3-б, 4-в;
  4. а, г, в, б, д.

Тест по истории России «Правление Александра II», 8 класс, 1 вариант

1. С именем М.Г. Лорис-Меликова в истории России XIX в. связан(о)…

А. создание III отделения, корпуса жандармов;

Б. проект о созыве выборных от земств с правом совещательного голоса;

В. проект создания законодательного органа – Государственной Думы;

Г. проведение судебной, военной и крестьянской реформ.

2. Назовите годы проведения Александром II либеральных реформ, получивших название «Великих»:

А. 1880-1890 гг.; Б. 1860-1870 гг.; В. 1810-1820 гг.; Г. 1890- начало 1990-х годов.

А. крестьяне получили равные с помещиками права;

Б. крестьяне получили землю без выкупа;

В. отменено временнообязанное положение крестьян;

Г. была сохранена крестьянская община.

4. Укажите главную задачу военной реформы 70-х годов XIX в. в России:

А. создание системы военных поселений;

Б. создание системы военно-полевых судов;

В. переход от принципа рекрутского набора в армии к всесословной воинской повинности;

Г. создание новых родов войск в составе вооружённых сил.

5. Какая из отраслей русской промышленности была наиболее развита в 60-70 гг. XIX в.?

А. машиностроение; Б. нефтедобыча;

В. лёгкая промышленность; Г. лесоперерабатывающая промышленность.

6. Определите черту, которую нельзя назвать пережитком крепостничества после реформы 1861 г.:

А. предоставление крестьянам личной свободы; Б. отрезки;

В. помещичье землевладение; Г. выкупные платежи.

7. Укажите черту, не характерную положению крестьян после реформы 1861 г.:

А. малоземелье; Б. безденежье;

В. бесправие; Г. создание фермерских хозяйств.

8. Укажите год проведения в России реформы местного самоуправления:

А. 1861 г.; Б. 1864 г.; В. 1874 г.; Г. 1880 г.

9. Укажите соответствие между историческими личностями России и видом их деятельности:

1 . Великий князь Константин Николаевич; а. инициатор создания Московского купеческого банка;

2. А.И. Герцен; б. министр просвещения, против реальных гимназий;

3. Д.А. Толстой; в. возглавил Главный комитет по подготовке проекта

4. В. Кокарев. крестьянской реформы 1861 г.

г. редактор журнала «Колокол».

А. 1а 2в 3б 4г; Б. 1б 2а 3г 4в; В. 1в 2г 3б 4а; Г. иной ответ

10. Укажите, что легло в основу расчёта суммы выкупа, выплачиваемого крестьянином по реформе 1861 года?

А. сумма оброка; Б. арендная стоимость земли;

В. номинальная стоимость земли; Г. количество душ мужского пола в семье.

11. Определите, какое из положений не предусматривалось судебной реформой 1864 г.:

А. введение адвокатуры; Б. введение единого всесословного суда;

В. учреждение суда присяжных; Г. отмена телесных наказаний для крестьян.

12. Укажите значение либеральных реформ 1870-1880 гг.:

А. они фактически стали Конституцией;

Б. способствовали превращению России в буржуазную монархию;

В. они уничтожили самодержавие;

Г. они полностью уничтожили политическое бесправие народа.

13. Центрами крупного машиностроения в России в 60-70 годы XIX в. стали:

А. Нижний Новгород и Москва; Б. Петербург и Москва;

В. Баку и Шуя; Г. Тула и Петербург.

14. Назовите общественных деятелей XIX в., являвшихся западниками:

А. В.Г. Белинский и А.Г.Герцен; Б. М.А. Бакунин и Н.П. Огарёв;

В. К.Д. Кавелин и Г.Н.Грановский; Г. П.Я. Чаадаев и С.С. Уваров.

15. Укажите характерную черту революционной идеологии общественного движения России 30-50 г. XIX в:

А. надежда на то, что инициатором реформ выступит верховная власть, опирающаяся на поддержку передовой общественности;

Б. обоснование правомерности и необходимости революционного насилия в целях осуществления перемен в обществе;

В. уверенность в необходимости сохранения основ Российского общества – православия, самодержавия, народности;

Г. расчёт на то, что реформы будут носить постепенный и осторожный характер.

16. Какое из событий русско-турецкой войны 1877-1878 гг. произошло раньше других:

А. взятие Адрианополя;

Б. форсирование русской армией Дуная;

В. падение крепости Плевна;

Г. подписание Сан-Стефанского мирного договора.

_______________________________________________________________________________________

17. Форма феодальной ренты (дохода, не связанного с предпринимательской деятельностью), принудительный труд крепостного, работавшего со своим инвентарём в хозяйстве феодала. В России широко использовалась до середины XIX в.

18. Земельный участок, предоставляемый в пользование крестьянину феодалом или государством за выполнение определённых повинностей.

19. Назовите древнюю форму организации русских крестьян, сохранившуюся вплоть до XX век, для которой были характерны регулярные переделы земли, круговая порука, сходки.

20. Русский военачальник второй половины XIX в. Участник русско-турецкой войны 1877-1878 гг. Под его командованием была одержана блестящая победа под Ловчей, осуществлены два штурма г. Плевна, зимний переход через Балканский хребет, выигран бой под с. Шейново. Солдаты называли его «белым генералом» за привычку появляться в опасных местах на белом коне в белом кителе и белой фуражке.

21. Лица разного чина и званий.

22. Название петербургского журнала, редактором которого стал Н.Г. Чернышевский.

23. Общественно-политическое движение, стремившееся к переходу России к социализму через крестьянскую общину.

Ответы:

17. барщина

18. надел

19. община (или крестьянская община)

20. Скобелев М.Д.

21. разночинцы

22. «Современник»

23. народничество

24. Бакунин М.А.

Тест по истории России «Правление Александра II», 8 класс, 2 вариант

1. Назовите государственного деятеля, который предлагал Александру IIсозвать комиссию выборных от земств и создать представительный орган при царе, обладающий правом совещательного голоса:

А. М.Г. Лорис-Меликов; Б. А.А. Аракчеев; В. А.Х. Бенкендорф; Г. С.С. Уваров

2. Подберите исторический термин, характеризующий освобождение крестьян от крепостного права, коренные преобразования в общественной, социальной, культурной жизни в 1870-1880 гг. при сохранении государственного строя:

А. революция; Б. контрреформы; В. реформы; Г. контрреволюция.

3 . Укажите изменения в жизни крестьян, которое произошло в ходе проведения реформы 1861 г.:

А. появилось сословие государственных крестьян;

Б. появился слой «временнообязанных» крестьян;

В. наделы большинства крестьян существенно увеличились;

Г. возникла сословная группа «экономических» крестьян.

4. Укажите новый промышленный район России, возникший в первые пореформенные десятилетия XIX в.:

А. Уральский; Б. Петербургский; В. Московский; Г. Южный.

5 . Укажите обязательный признак капиталистической фабрики в середине XIX в.:

А. работа по казённым заказам; Б. использование парового двигателя;

В. использование наёмного труда; Г. работа на внешний рынок.

А. Александр II; Б. Николай I; В. А.И. Герцен; Г. Н.А. Милютин

7. Определите прогрессивную черту крестьянской реформы 1861 г.:

А. освобождение крестьян с наделами; Б. выкуп (денежный) крестьян за землю;

В. круговая порука крестьян в общине; Г. неполнота личной свободы крестьян.

8. Назовите годы царствования Александра II:

А. 1801-1825 гг.; Б. 1855-1881 гг.; В. 1825-1855 гг.; Г. 1881-1894 гг.

9. Укажите соответствие между государственными деятелями и проведёнными ими преобразованиями, подготовленными ими проектами реформ:

1. М.М. Сперанский; а. разработка проекта о созыве выборных от земств;

2. А.А. Аракчеев; б . основание военных поселений;

3. Д.А. Милютин; в. проект созыва законосовещательного органа - Государственной Думы;

4. М.Г. Лорис-Меликов; г. подготовка и проведение военной реформы 60-70-х гг.XIX в.

А. 1а 2б 3г 4в; Б. 1в 2б 3г 4а; В. 1в 2г 3б 4а; Г. иной ответ

10. Укажите неверное положение в перечне причин, побудивших императора Александра II провести реформы 60-70-х гг.:

А. рост крестьянских выступлений;

Б. экономическая невыгодность сохранения крепостного права;

В. развёртывание либерального крепостнического движения;

Г. усиленное давление со стороны ведущих европейских держав.

11 . Продолжите предложение. Земская реформа 1864 года…

А. являлась реформой местного самоуправления;

Б. признавала, что Земские собрания утверждали губернатора;

В. предполагала крупные государственные субсидии земствам;

Г. передавала всю полноту власти в губернии дворянскому собранию.

12. Укажите положение, предусмотренное военной реформой 1874 года:

А . отмена рекрутских наборов;

Б. введение ограниченной воинской повинности;

В. обязательная служба в пехоте (10 лет);

Г. возможность представителю любого сословия, в том числе крестьян, мещан, стать офицером.

13. Определите функцию земских учреждений по реформе 1864 года:

А. осуществление политической и законодательной власти на местах;

Б. выполнение полицейских функций;

В. решение хозяйственно-административных и культурных вопросов местного значения;

Г. сбор налогов и пошлин.

14. Основой революционного движения в России во второй половине XIX в. стали:

А. крестьяне; Б. мещане; В. дворяне; Г. разночинцы.

15. Назовите общественных деятелей XIX в., являвшихся славянофилами:

А. Г.Н. Грановский, А.И. Герцен; Б. Ф.М. Достоевский, В.Г. Белинский;

В. М.П. Погодин, С.П. Шевырёв; Г. К.С. Аксаков, Ю.Ф. Самарин.

16. Определите, какое из событий политической истории России XIX в. произошло раньше других:

А. создание российской социал-демократической рабочей партии;

Б. возникновение организации «Земля и воля»;

В. возникновение Северного и Южного общества декабристов;

Г. создание группы «Освобождение труда».

______________________________________________________________________________________

17. Назовите год убийства Александра II народовольцами.

18. Путь развития общества, предполагающий резкий, скачкообразный переход к новому общественно-политическому устройству – это … путь.

19. Методы, применяемые нелегальной организацией для сохранения в тайне своего существования и деятельность.

20. Назовите вид феодальной повинности, которую крепостные крестьяне до середины XIX в. в России должны были платить в натуральной или денежной форме.

21. Как называлась газета, которую издавал А.И. Герцен и Н.П. Огарёв за границей с 1857 по 1867гг.

22. Как называлась турецкая крепость, которую трижды штурмовали русские войска в ходе русско-турецкой войны 1877-1878 гг.?

23. Обязательные платежи за землю освобождённых от крепостной зависимости крестьян, которые должны быть погашены за 49 лет.

24. Организованное прекращение работы с целью добиться выполнения требований.

Ответы:

· революционный путь

· конспирация

· «Колокол»

· Плевна (Плевен)

· выкупные платежи


Close