Чтобы поклониться мощам Николая Чудотворца в Москве, остается всего четыре дня. И поток паломников стремительно увеличивается. Время ожидания в среднем составляет восемь-девять часов, но люди продолжают идти нескончаемым потоком.

Раннее утро, а у храма Христа Спасителя уже море людей. Первые паломники пришли сюда еще ночью.

«Около четырех часов заняли очередь, и Бог нам помог, быстренько, уже почти к храму подошли», - говорит паломница.

В последние дни поток верующих, желающих поклониться мощам Николая Чудотворца, не иссякает, а, скорее, даже набирает силу. Очередь растянулась далеко за Крымский мост. И это несмотря достаточно холодную для июля погоду. На улице утром всего градусов 10.

«Первый раз попали под дождь, было холодно, а сейчас взяли куртку», - говорит женщина.

По Фрунзенской набережной, потом по Пречистенской - к Храму Христа Спасителя. Расстояние не такое большое. Но из-за большого количества паломников, чтобы пройти этот путь, уходит по восемь-девять часов.

«Мы – русские люди, у нас есть свои святыни. Поэтому, естественно, мы не могли как-то в стороне оказаться и, несмотря на такую погоду, приехали. Вот сейчас вместе со всеми стоим», - говорит мужчина.

«Это святой, в которого я верю. Я стараюсь держать все православные праздники. Надеюсь на его помощь, что он услышит нас. Я знаю, что он слышит», - говорит девушка.

Если ожидание может превысить девять часов, доступ к очереди прекращают примерно с половины пятого. Это сделано для того, чтобы все, кто пришел в этот день, смогли пройти в храм и затем успеть на метро. Ради возможности прикоснуться к ковчегу люди готовы ждать, невзирая на ветер и дождь.

«Чтобы хорошо доучиться и попасть уже в колледж, хороший институт», - говорит мальчик.

Рассказывают паломники и о чудесах. «Вот подруге моей операцию отложили, у нее были признаки онкологии. Из селения привозили выпивающего парня, вот он бросил пить и сказал, что это не его жизнь», - рассказывает женщина.

Николаю-Чудотворцу молятся как православные, так и католики. Считают покровителем путешественников, просят о здоровье детей. С конца мая, когда мощи впервые в истории были доставлены из итальянского Бари в Москву, к ним прикоснулись свыше полутора миллионов человек.

«Мы приехали из города Кисловодска, приехали сегодня рано утром», - говорит мама с ребенком.

«Из Раменского, Подмосковье», - представляется пожилая женщина.

«Приехал из Дзержинска Нижегородской области, привез сюда маму» - говорит мужчина.

Пройти этот путь десяткам тысяч человек в день помогают волонтеры. Если нужно - накормят или вызовут врача. Отдельная дорога к святыне для людей с ограниченными возможностями и для тех, у кого на руках маленькие дети.

«Десять минут потратили только на дорогу, чтобы дойти. Все остальное организовано для тех, кто с детьми, замечательно. Ни минуты мы не простояли, быстро прошли», - рассказывает паломница с малышом.

Верующие стремятся к Храму Христа Спасителя из разных уголков страны, из дальнего и ближнего зарубежья. Многие пролетели и проехали тысячи километров - все ради нескольких секунд у ковчега со святыней. Но этих мгновений, говорят паломники, хватает, чтобы от эмоций перехватило дух.

«Никакой усталости, легкость, идешь с чистой душой, конечно, немножко слезы», - делится женщина.

«Мечтала побывать в Бари, а такое свершилось чудо, что мощи привезли к нам, в Москву», - говорит верующая.

Мощи Николая Чудотворца пробудут в Москве до 12 июля. Затем их перевезут в Санкт-Петербург в Свято-Троицкий собор Александро-Невской лавры. Там святыня будет находиться две недели, после чего ее вернут в Италию.

В Россию впервые за 930 лет привезли мощи святого Николая Чудотворца . Святыня доступна для поклонения в Москве, затем ее перевезут в Санкт-Петербург. Ожидается, что поклониться мощам придут не менее полумиллиона паломников, во всяком случае, в первый день храм Христа Спасителя в Москве, где выставлены мощи, посетило не менее 25 тысяч человек.

Кто такой Николай Чудотворец

Николай Чудотворец, которого в России иногда называют Николаем Угодником , один из самых почитаемых в христианстве святых.

Он родился в третьем веке в греческой колонии в Малой Азии в христианской семье и с ранних лет посвятил себя служению богу и борьбе с пережитками язычества. Святителю Николаю приписывают многочисленные чудеса, он также славен добрыми делами и абсолютным бессребреничеством.

В западной традиции святой Николай ассоциируется с рождественским дедом Санта-Клаусом , поскольку есть предание, что святитель тайно помог бедным бесприданницам, бросив им кошель денег через дырку в крыше. Также Николая Чудотворца считают покровителем детей, поскольку именно они ждут от Санты рождественских подарков.

Кроме того, святой Николай считается покровителем купцов и мореплавателей. Это связано с тем, что святитель много путешествовал по морю и по преданию даже умел молитвой усмирять бурные волны. Также рассказывают, что он как-то воскресил матроса, разбившегося при падении с высокой мачты.

В православии Николай Чудотворец считается наиболее близким богу святым. Прозвище Угодник означает, что он угождал богу. На Руси святитель Николай с установления христианства считается не только покровителем мореплавателей (например, Морской собор Святителя Николая Чудотворца и Богоявления в Санкт-Петербурге в народе называется попросту - Никола Морской), он еще и заступник бедных, больных, сирых и убогих. Он помогает безвинно осужденным и оклеветанным. Короче, очень русский святой, что уж тут говорить.

Мощи Николая Чудотворца

Умер святитель Николай в середине четвертого века в глубокой старости, оставшись в памяти христиан символом глубокой веры, добрых дел и милосердия. После окончания земной жизни святого его нетленные мощи находились в городе Мира на территории нынешней Турции. Однако чрезвычайно почитавшие его венецианские купцы опасались за сохранность святыни там, где власть постепенно переходила в руки мусульман. Поэтому, как нередко бывало в Средневековье, купцы, люди отчаянные, решили украсть мощи, что им и удалось сделать в 1087 году.

Украденные мощи купцы перевезли в Италию, где с тех пор часть их хранится в специально построенной крипте базилики Св. Николая в итальянском городе Бари. А поскольку городок миновали войны и другие катаклизмы, мощи хорошо сохранились до наших дней.

В Бари хранится бо льшая часть мощей святителя, здесь им могут поклониться паломники, в том числе из России. Другая часть мощей находится на противоположном конце Италии - в Венеции, на острове Лидо, в храме, также посвященном святителю Николаю.

Маленькие частицы мощей святого Николая находятся в десятках храмов по всему миру, есть они и России.

Из Бари в Россию привезены не все мощи, а только ребро святителя. В раке, покрытом защитным стеклом, - частица девятого ребра Николая Чудотворца, того, что у сердца. Считается, что это особенно важно для верующих. Николаю Угоднику молятся о здоровье, о материнстве, об удаче, икону с ликом святителя иногда берут с собой в дорогу.

Как мощи оказались в России

Договоренность о том, чтобы привезти мощи святителя Николая в Россию, была достигнута на исторической встрече патриарха Кирилла и Папы Римского Франциска в прошлом году.

Почему мощи привезли именно сейчас

22 мая православные отмечают день Николая Чудотворца, как раз посвященный перенесению его мощей в город Бари. Это так называемый Никола Летний , день, в народной традиции связанный с переходным периодом между весной и летом.

Есть еще один важный праздник, посвященный Николаю Чудотворцу, - это так называемый Никола Зимний , который в православии отмечается 19 декабря и связан с днем окончанием земной жизни святого.

Есть ли в России другие частицы мощей святителя Николая

Да, есть, и немало. Например, в Александро-Свирском монастыре в Ленинградской области, в Александро-Невской лавре в Петербурге, в Свято-Даниловском монастыре в Москве, в Николо-Угрешском монастыре в Московской области, в храме святителя Николая в Котельниках и в других храмах.

Почему все хотят поклониться именно мощам, привезенным из Италии

Тут сыграло роль широкое освещение в прессе привнесения мощей в Россию. Кроме того, потрудиться в паломничестве к важной святыне считается делом богоугодным, поэтому трудности паломников не пугают.

Напомним, активное паломничество в России было также к широко освещавшимся в прессе другим святыням: поясу пресвятой Богородицы и дарам волхвов.

Сколько времени мощи пробудут в Москве и Петербурге

Затем мощи будут перевезены в Петербург, о том, как будет проходить поклонение святыне в Северной столице, Федеральное агентство новостей расскажет позже.

Долго ли стоять в очереди

Нужно рассчитывать на несколько часов, в выходные дни это может занять до восьми часов.

Во сколько занимать очередь

На сайте РПЦ советуют приходить не позднее 17 часов, но по опыту известно - чем раньше - тем лучше. Можно занять очередь с ночи, чтобы попасть к святыне с утра.

Что брать с собой

Московские власти обеспечили паломников бесплатными туалетами, а также установили палатки с едой и напитками. Но еда и питье достаточно дорогие, цена за чай доходит до 120 рублей, что уже вызвало серьезные нарекания. Поэтому рекомендуется запастись едой и жидкостью, особенно актуальна чистая питьевая воды. Также очень важно надеть теплую удобную одежду - в Москве вновь ожидается похолодание - и удобную обувь. С собой нужно взять запасные носки, если есть планы стоять ночью, то шерстяные, не помещают шапки и куртки. Также крайне удобная и нужная вещь - складной стульчик.

Можно ли брать с собой детей

Это сугубо на усмотрение родителей и законных представителей несовершеннолетних, но никаких противопоказаний к паломничеству детей нет. Кроме того, к святыням такого рода идут, как правило, за здоровьем, так что взять с собой детей и больных, как говорится, сам бог велел. Для многодетных и инвалидов-колясочников, кстати, предусмотрен отдельный вход.

Не опасно ли прикладываться к святыне

Конечно, целовать стекло не слишком гигиенично. Но ничего страшного в этом нет, тем более что люди, идущие к святыне, настроены позитивно, а значит, их защищает вера и положительные эмоции. Организаторы поклонения знают о возможных рисках и принимают соответствующие меры по минимизации возможности распространения каких-либо инфекций. Что касается прикладывания детей, это опять-таки полностью на усмотрение их родителей или законных представителей. В любом случае уже почти лето, эпидемическая обстановка в Москве и Петербурге благополучная, так что можно на этот счет особо не беспокоиться.

От чего лечат мощи

Да, в общем, от всего, была бы вера. Но при наличии каких-либо серьезных заболеваний паломничество к святыне не должно поменять прописанные врачами медикаменты и процедуры. Как говорится, одно другому не мешает.

Священник Максим Крижевский, старший преподаватель кафедры Культурологии ПСТГУ

Встреча со святым

- В храмах Москвы есть множество великих святынь. Но если привозят, вот как сейчас, мощи святителя Николая , одного из самых известных и любимых в России святых, частицы мощей которого есть во множестве московских храмов, все бегут. Зачем?

— Ну, смотрите: вот приезжает к вам очень дорогой для вас человек. Можно, наверное, помахать ему издалека. А можно подойти и пожать ему руку.

Святыня — это не просто останки, вещи, чудотворные иконы или какие-то предметы, которыми святые пользовались при жизни.

Все, что связано со святыней — это событие , связанное с жизнью святого в Царстве Божием, и может быть, с моей жизнью на земле.

И в этом свете вопрос, зачем идти к одной святыне, частицы которой есть в других храмах, получает новый смысл.

Я сам в какой-то мере поддался этому соблазну и начал рассуждать так же «технологично»: есть в одном месте, зачем же бежать в другое?

Когда в 2011 году к нам в Москву привозили Пояс Пресвятой Богородицы, я тоже сначала так подумал: ну что, я служу, причащаюсь, к частице Ризы Богородицы в Соборе Христа Спасителя прикладываюсь регулярно. И когда меня от Патриархии послали на послушание беседовать со стоящими в очереди в храм Христа Спасителя, и я прикоснулся к Поясу, я понял: это же Богородица приехала! Сама Пресвятая Богородица пришла в нам! Как же не пойти, не встретиться с Ней?

То, что Ее Пояс привезли в Россию, причем впервые, — ведь это сюжет из Ее жизни, совершенно новый сюжет, событие, которое происходит здесь и сейчас! Да, Она присутствует в Москве и в других святынях, но впервые Ее Пояс был вывезен с Ватопеда, горы Афон, Ее удела. Это Она о нас так сегодня позаботилась, так выразила свою любовь!

Думаю, так и с мощами святителя Николая.

Ведь для христианина время — категория нелинейная. Когда мы празднуем Благовещение, мы же не просто вспоминаем, как более 2000 лет назад архангел Гавриил принес Деве Марии и всему миру Благую весть. Мы празднуем это как Благую весть, которую мир получает вновь и вновь!

Как и другие праздники, как и Воскресение Господа мы не просто вспоминаем за каждой литургией, а приобщаемся Его воскресению.

Вот, например, икон Богородицы очень много, но каждый ее образ — это событие в Ее исторической жизни, Ее участие в жизни какого-либо человека.

И человек чувствует это, хотя и не всегда может объяснить, почему ему так хочется прийти, вроде нет конкретных просьб. Но есть радость встречи.

Я потом очень благодарил Бога за то, что меня туда направили в эти дни. Я смотрел на людей и думал, что сам бы поленился прийти, сидел бы и умничал, а когда все увидел, то понял, что происходит, какой я бесчувственный.

Многих искренне верующих отпугивает сама мысль о том, что придется «пробиваться» к святыне, в толпе, в ажиотаже, а помолиться хочется в тишине и «без свидетелей».

А на литургии мы тоже молится «без свидетелей»? Слово «литургия» в переводе с греческого означает «общее дело». И на ней, между прочим, выстраивается очередь к причастию, иногда длинная.

Конечно, когда на литургии тебя теснят со всех сторон, это не способствует молитве. Понятно и желание уставших от многолюдия москвичей побыть с Богом в тишине. Но поэтому в этом вопросе нет никаких руководств и инструкций: когда, кому и у какой святыни надо побывать.

Если у церковного человека есть сомнения, он может спросить у духовника, если нет - он поступает так, как подсказывает сердце.

Вот побывал человек в Иерусалиме, приложился ко многим святыням, а тут в Москву тоже привезли святыню, - надо идти «обновлять благодать»?

Разве мы не регулярно молимся, исповедуемся, причащаемся? Когда мы после причастия грешим и теряем благодать, мы с сожалением о своих грехах приносим покаяние и укрепляемся Святыми Христовыми Тайнами.

Во всем этом есть повторяемость. Вся жизнь в Церкви строится по определенному кругу: суточному, годичному. Повторяются службы, праздники.

Наша человеческая природа энтропийна, человеку свойственно забывать, остывать.

Мы сейчас помним, переживаем, а в какой-то момент нам для укрепления и поддержки опять необходимо вернуться в то же символическое окружение, чтобы снова понять, как общаться с Богом.

Мы нуждаемся в восстановлении и обновлении своих сил, очищении своей памяти. Не случайно святые отцы называют исповедь вторым крещением, когда восстанавливается мир человека с Богом, с Церковью.

А если у человека нет личных отношений с тем святым, мощи которого привезли, нет никакого особого чувства близости? Но этот святой велик, все идут. Может человек сохранить дистанцию или это будет как-то неблагочестиво?

Это будет искренне. Бог видит наше сердце и лучше понимает, что у нас на душе, чем мы сами. Не всегда можно понять, надо или не надо идти к святыне.

Общение с Богом происходит на глубоко личном уровне, а каждый человек уникален. И что именно происходит в тайне общения души с Богом, никому не ведомо.

Какой этап отношений сейчас у человека с Богом - кто точно на это ответит? Никакие схемы здесь не подходят, они могут быть только ориентирами.

Один мой знакомый считал приезд Пояса не то что пиаром, но все же некой акцией. Но к Поясу пошел, сохраняя при этом скепсис.

А когда приложился, с ним произошло невероятное: он ощутил такой мир в душе и любовь к нему Пресвятой Богородицы, что словами почти ничего не мог выразить, кроме восклицаний: «Как хорошо!».

Вот то, чего мы, православные, порой боимся, помня о хранении чувств, трезвении и пр. А тут не сработала защита, пробило этого скептика, потом он так радовался, как ребенок. Человек этот много лет уже в Церкви.

Но и хорошо, что мы всего не знаем, потому что в противном случае возникал бы соблазн свести все к схеме, превратить в технологию. Господь хранит тайну, потому что он уважает нашу свободу.

«Развели православные язычество»

Паломники в очереди в храм Христа Спасителя к дарам волхвов. Фото с сайта rtvi.com

Нередко можно услышать обвинения верующих, стремящихся непременно приложиться к святыне, освятить на ней какие-то предметы, в язычестве, магизме. Действительно, зачем прикладываться? Бог по-другому не услышит?

Бог и по-другому услышит. Один священник, дежуривший в храме Христа Спасителя во время пребывания Пояса Богородицы, мне рассказывал, что исцеления были в самой очереди, то есть у тех, кто еще не прикоснулся к Поясу, а только собирался. И таких исцелений было больше, чем непосредственно у святыни.

Но никакого язычества в самом желании прикоснуться к святыне нет.

Разве можно упрекнуть в язычестве кровоточивую жену, прикоснувшуюся к одежде Господа, тут же получившую исцеление, да еще и похвалу от Него? («Дерзай, дщерь, вера твоя спасла тебя». Мф 9: 20-22).

Святыня и оставлена нам Богом для того, чтобы мы могли и телесно, а не только умозрительно, мистически, духовно, участвовать в богообщении.

Бог сотворил мир из материи, освятив ее духом, наш Спаситель был богочеловеком, Сама Церковь - это Тело Христово, — на этом основании и стоит наше отношение к святыне.

В основе природы святыни - действия тех божественных нетварных энергий, о которых свт. Григорий Палама говорил, что они не есть Сущность, но из Нее исходят.

Эти энергии присутствуют в каждой точке исторического существования Бога и его святых. Собственно, эти точки мы и называем святынями.

Для верующего человека они остаются источниками благодати.

Святой Иоанн Дамаскин писал, что «святые и при жизни исполнены были Св. Духа, когда же скончались, благодать Святаго Духа присутствует и с душами, и с телами их в гробницах, и с фигурами, и со святыми иконами их, - не по существу, но по благодати и действию».

Почему святыни не всем «помогают»?

Христос похвалил кровоточивую жену за ее крепкую веру, по которой она получила исцеление. Но многие приходят с очень крепкой верой и даже с последней надеждой, но не все получают помощь. Почему?

Потому что вера нужна не только дерзновенная, но и смиренная. Не только в то, что Господь силен нас исцелить, помочь, но и в то, что Ему лучше ведомо, что человеку нужно: поболеть или исцелиться, что-то получить или подождать.

Это смиренная вера помогает принять Его волю, не настаивать на своем. Ведь Бог помогает исцелиться, если это помогает нашему спасению, то есть важно не только в земной жизни, но и в жизни вечной.

«Да будет воля Твоя», - таков истинный мотив любого христианского прошения, в этом и проявляется согласие двух воль, Божественной и человеческой, - синергия, как говорят богословы.

Спаситель Сам нам подает такой пример согласия с Божественной волей и послушание ей, и послушания не по долгу, тем более корысти, а по любви.

Только в христианстве отношения между творением и Творцом - это отношения любви. Конечно, бескорыстные отношения с Богом, когда уже нет страха, по слову ап. Иоанна, а есть только любовь, — это наша цель, по сути, это святость. Но мы к этому призваны, и Бог дает нам эту возможность, снисходя к нашей немощи, младенчеству, предлагая идти путем сначала наемника, а потом сына.

Именно доверие Богу, признание Его воли большей, нежели своя, открывает для человека подлинные отношения с Богом, отношения со-бытия, причастия Его божественной жизни.

И именно в этом - принципиальная разница с язычеством.

Христианские философы эту разницу видят к двух модусах отношения человека к Богу и миру: иметь или быть?

Христианин, приступая к святыне, хочет не иметь, а быть, то есть он хочет не просто что-то получить от Бога, а он хочет быть «вместе с Богом», приобщения Богу. Для него именно это - самое важное.

Язычник, приступая к святыни, хочет иметь. В «иметь» есть некая интровертная направленность.

Для язычника идол - средство, использовав которое согласно определенной инструкции (ритуалу), можно получить то, что просишь. Это отношения чистой выгоды, корысти. Сам идол при этом человеку просящему может быть вовсе неинтересен, он для него - источник того, что можно взять.

Приступая к святыне или к тому, что он считает святыней, язычник предполагает, что он должен знать особый код, пароль. Таким образом он уже изначально предполагает свою способность управлять ею. Языческая молитва может заканчиваться каким-то юридическим определением, типа: дай мне то-то, а я тебе за это то-то. И это в лучшем случае.

Есть ритуалы, когда надо какое-то количество раз протанцевать вокруг костра, и все получится. А вот если не получится, то тут можно с «богом» и расквитаться.

Например, у якутов в некоторых древних традициях шаманизма есть такая форма, как наказание «богов», если они не помогают.

Я сделал все, что положено! Честно исполнил все предписания, но если «бог» не помог, я его высеку, я даже его выкину и нового вырежу (из дерева, кости), раз старый испортился.

Конечно, в этих практиках еще не было понятия о монотеистическом Откровении, поэтому для них вопрос, откуда у нового идола возьмется божественная сила, не стоял. Работал принцип: есть пароль, я его набрал и вошел, а если не вошел, надо что-то делать.

Этот принцип работает в языческой религии и сегодня, несмотря на то, что некоторые его культы стремятся к монотеистическому сознанию. Но всегда в язычестве нарушается равновесие синергии.

Как мировоззрение, отношение к миру, пусть и неотрефлектированное, язычество очень распространено. Не секрет, что многие люди, идущие сегодня ко христианским святыням, идут с чисто языческими мотивами. Может быть, неосознанно.

И тогда, если они не получают просимого, возникает разочарование, обида: как же так, был, стоял, приложился, а то, что просил - не получил. Значит, зря ходил? Не сработало?

А почему не получил, на благо ли это ему - во всем этом человек разбираться не хочет, потому что это предполагает труд, честное заглядывание в себя, и можно встретить то, что тебе не понравится, а это внесет беспокойство в жизнь. Но именно такой взгляд на себя и мог бы стать первым шагом к истине.

Но, на самом деле, просящий человек всегда что-то получает от Господа, да, не всегда то, что сам просит, но то, что ему нужней в данный момент. И очень важно прислушаться, чтобы не пропустить — что же хочет дать тебе вот сейчас Господь?

А между двумя полюсами: иметь и быть, в общем, все мы находимся, кто-то к какому-то полюсу ближе, кто-то дальше. Наверное, в абсолютной точке полюса «иметь» находится Денница.

Нужны ли святому фотографии наших близких?

Было замечено, что православные прикладывают к святыням фотографии близких, которые не могут прийти. Это неправильно? Почему? Добрая воля есть: человек верит, очень хотел прийти, и близкий думает: пусть он тоже прикоснется к святыне. Он поступает так из любви, мотив хороший.

Все зависит от того, каким смыслом человек наполняет это действие, как он сам себе объясняет эту связь: почему он решил принести именно фотографию? И от этой связи очень многое зависит. Как люди церковные, мы должны понимать, что просто молитвы достаточно, я подошел, от всего сердца помолился, зачем же еще прикладывание фотографии?

- Получается, если я сам прикладываюсь, это нормально, а фото близкого - уже магизм? Непонятно.

Если, прикладывая фотографию, я святому так намекаю, чтобы он «запомнил» в лицо моего ближнего, которого надо исцелить, подстраховываю святого, на всякий случай, от ошибок, тогда я выстраиваю, пусть неосознанно, связь магическую, манипулирую святыней.

Сам термин святой - святость - означает отделенный от обычного, профанного. И если мы к святыне прикладываем какой-то предмет, то он тоже должен быть уже не профанным.

Он должен значить что-то в наших отношениях с Богом, иметь богослужебное символическое значение. Можно прикладывать крестики, иконки, четки, можно даже платок, который вы надеваете в храм, для молитвы. А, прикладывая предмет, не имеющий отношения к нашей духовной жизни, мы пытаемся привнести в область священного несвященные смыслы. Вот есть традиция, что крещальную рубаху потом не надевают.

Есть и такая традиция, что предметы, вещи из храма нельзя использовать в простом быту, обиходе. Например, если ковер лежал в алтаре, его нельзя стелить ни в трапезной части храма, ни в притворе. То есть существует определенная иерархия предметов в наших отношениях с Богом. Обратного хода нет - это неблагочестиво.

- Если человек идет к святыне, не понимая четко даже своих мотивов, принесет ли это ему пользу?

Мы очень мало знаем о том, как и с чем человек идет к святыне. В очереди к Поясу я видел детей, которые уже в детскую очередь не проходили, но все равно были еще маленькими для многочасового стояния, их привела мама, поставила и они стояли по 10 часов, не понимая, в чем они участвуют, и не имея к тому личного отношения. Может, это малодушие, но мне до сих пор больно их вспоминать. Не знаю, надо ли бы было их вести? Я не мог себе ответить на этот вопрос.

Конечно, ребенок может получить милость от Бога по вере матери, даже если она не церковная, но она пришла, привела ребенка, значит, она на что-то надеялась, это уже усилие и направление воли. Не знаю.

Но в очереди были и такие, которые пришли даже не по языческим соображениям, а по принципу: все идут и я должен, ведь чем больше толпа, тем большим психологическим магнетизмом она обладает. А если человек не понимает смысла происходящего, ему легче подпасть под эффект массового психоза. И вот пришел такой человек, и что? А мы не знаем. Господь видит сердце человека. Может быть он, отстояв в очереди, вдруг испытал к окружавшим его людям какие-то чувства сострадания, и Пресвятая Богородица коснулась и его сердца. Это тайна.

Есть мнение, что если бы не было предварительных объявлений о том, что, например, Спиридон Тримифунтский помогает в решении финансовых проблем, а Пояс Богородицы - исцелиться от бесплодия, а святитель Николай — вообще «во всем», паломников было бы гораздо меньше.

Пожалуй, большинство людей, приходящих к святыням, которые в последнее время привозят в Москву, - это люди нецерковные. И им очень не хватает разъяснений: что такое святыня, зачем к ней идти? Думаю, Церкви такую работу нужно начинать еще до того, как святыню привезут. И не в церковных СМИ, где все это есть, а по центральным каналам ТВ провести несколько передач с разъяснением в понятных для людей формулировках, может быть, с прямой связью в вопросах- ответах.

Это поможет предупредить и нелепые ситуации, которые случаются, и несчастные случаи. И многие подходили бы к святыне уже с совершенно другим отношением. Конечно, всегда нужно взвешивать свои силы. Если человек не имеет возможности по состоянию здоровья или другим причинам, например, выстоять длинную очередь, в этом нет ничего предосудительного. Во время обострения болезни есть другие возможности молиться Богу, чем стоять по 20 часов на холоде, жаре или ветре.

Святыня «в тираже»?

Сегодня стало очень много копий святынь, например, копий отпечатка стопы Богородицы, Гроба Господня. Такое тиражирование сакрального не грозит благочестию?
- От того, что крестов много, наше отношение ведь к Кресту не меняется. Копирование - это один из способов выражения смысла, инструмент человеческой памяти. Повторение для религиозных культур - наиболее распространенная форма такой передачи смысла. Есть «эксклюзивные» повторения - отпечаток стопы Пресвятой Богородицы в Почаеве, на горе Вознесения, другие святыни, связанные с непосредственным физическим контактом святого. Но любая икона - уже копия. Принцип копирования получил осмысление на Седьмом Вселенском соборе (787).

Хотя нельзя не согласиться, что проблема тиражирования святынь есть. Мы видим, как на каждом углу висят календари с иконами вместе с календарями с котятами.

Но главная опасность девальвации святыни - в неблагоговейном к ней отношении. Если вам не удается сохранить здоровое духовное напряжение, внимание и любовь к святыням, лучше не надо прикладываться к ним, не покупать их изображение.

Надо соизмерять свои действия и свои возможности. Ведь почитание икон - это тоже духовный труд. Иконы нужны для того, чтобы им молиться. Они дают возможность ощутить себя в присутствии Бога, Богородицы, святых. И если вы не чувствуете способности молиться тем иконам, которые вы дома развесили, благочестивее будет даже оставить только те, которым вы молитесь, читаете тропарь, а остальные поставить одна за другой, чем вообще их игнорировать.

Святитель Николай Чудотворец является одним из самых любимых и почитаемых во многих странах мира, особенно православными. Угодник Николай Святитель Мирликийским назван потому, как был епископом в городе Мира Ликийского государства. Церковь почитает Святителя за праведную жизнь и чудеса, творимые им при жизни.

Памятник Николаю Чудотворцу в Демре

11 августа Русская Православная Церковь празднует Рождество святителя Николая Чудотворца, а вот год рождения в разных источниках указан от 258 года по 290 год. Местом рождения является город Патары на юго-западном побережье Малой Азии.

Его благочестивые родители не имели детей и долго молились о даровании им сына и обещали отдать его на служение Богу. Молитва была услышана и Господь даровал им сына, которого назвали Николай. Имя это греческого происхождения и означает «победитель народов». Уже с первых дней своей жизни, младенец Николай показывал, что он предназначен для особого служения Господу — вкушал молоко матери по средам и пятницам только после вечерних молитв. Всю свою жизнь Святитель Николай Чудотворец прожил в глубокой вере, постоянной молитве и чтении слова Божия, а также помощи нуждающимся людям. Его дядя, епископ города Патары, всячески помогал ему в познании духовности, поставил сначала юношу во чтеца, а по истечении времени возвел в сан пресвитера. После смерти родителей благочестивый юноша унаследовал большое состояние, которое раздавал бедным и нуждающимся, но старался не привлекать таким образом к своей персоне внимание, и делал благие деяния тайно.

Есть не мало фактов о чудесных деяниях Святителя Николая Угодника. Он помогает в делах сердечных и устраивает благополучное замужество для девушек, мечтающих выйти замуж. Есть история о том, как Николай Чудотворец помог одному отцу успешно выдать замуж троих дочерей. Это был богатый купец города Патары, но он со временем разорился и хотел использовать красоту дочерей для добычи средств для пропитания. Святой Николай узнал о таком плане и решил помочь девушкам. Он по ночам подбрасывал во двор мешочек с деньгами, купец находил их, и успешно смог выдать замуж дочерей, дав им нужное приданное. Позже, поправив свои финансовые дела, купец начал так же заниматься благотворительностью.

Николай Угодник помогает в трудах праведных и выручает из плена и заточения страждущих, исцеляет недугующих и помогает нуждающимся в пропитании и крове, не оставляет без утешения всех прибегающих к нему, и вообще молиться святым можно в любых случаях и жизненных ситуациях. Все молитвы будут услышаны и все будет происходить только во благо человека.

По церковному календарю, торжества в его честь совершаются дважды в год - 19 декабря (6 декабря по старому стилю) — в день его кончины, и 22 мая (9 мая по старому стилю) - в память о перенесении мощей святого в 1087 году из Мир Ликийских (современный город Демре в Турции) в город Бари (Италия). Часть мощей так же находится в Венеции на острове Лидо с 1099 года.

Умер Николай Угодник в возрасте между 70 и 80 годами. Тело Святителя по преставлении его было положено в Мирах, где он завершил свою земную жизнь. Мощи находились в саркофаге под спудом в Храме.

Точных данных о дате постройки первой церкви нет. Есть сведения, что в IV веке на развалинах античного храма Артемиды был построен православный храм. Немаловажен тот факт, что на тот период Мира был эллинистическим городом, где процветало язычество. В источниках того времени есть записи о том, что в 530 году в городе Мира существовала гробница или церковь воздвигнутая в честь Николая Чудотворца. Сам город находился в 5-10 км от моря и его гаванью был порт Адриаке, к которому приставали корабли с паломниками, следовавшие посетить святые земли. Порт после одного из череды землетрясений утратил свое прямое назначение, на сегодняшний день есть только остатки зданий, которые служили складами.

На протяжении всего времени существования, здание церкви неоднократно разрушалось в результате или землетрясений или набегов с юга, и также восстанавливалось, с реконструкцией и достройкой новых помещений. Одна из самых важных реконструкций была произведена императором Константином IХ Мономахом и его женой Зоей. На сегодняшний день в здании Мемориального музея «Церковь Святого Николая Чудотворца» имеется надпись, которая повествует о дате реставрации Церкви 1 сентября 1042 года. Настенные росписи датируются ХI-ХII векам. В гробнице, которая расположена в южной части здания, на стенах сохранились фрески, повествующие о жизни и чудесах Николая Мирликийского. Это единственный образец циклического изображения Святителя периода Византийского господства. В северо-восточной части Церкви на куполе жертвенника изображена сцена Причастия, где Иисус Христос преподносит апостолам Хлеб и Вино. На арке, у входа в жертвенник сохранились остатки фрески карточных мастей, которые подразумевают образ Креста Христова вместе с другими, почитаемыми у христиан атрибутами, а игра в карты подразумевает грех.

Полы Церкви выполнены из мрамора с узорами геометрических фигур, которые являются лучшими образцами византийского искусства того времени. Есть версия, что часть полов так и принадлежит храму Артемиды.

При входе в здание Церкви Николая Угодника слева на стене можно увидеть фрески икона Деисус (в переводе с греческого означает моление), где в центре изображен Иисус Христос, справа Богоматерь, а слева Иоанн Креститель, предстательствующие за род человеческий. На большей части стен здания Храма изображены фрески святых.

На стенах нартекса изображены фрески которые датируются Византийским периодом и изображают сцены из важнейших Вселенских Соборов. Есть две версии присутствовал ли Николай Мирликийский на I Вселенском Соборе, который состоялся в 325 году в городе Никея при императоре Константине Великом. Имени его, как о присутствующем, зафиксировано не было ни в одном документе о Никейском Соборе, но как свидетельствуют исторические хроники, участники Собора приезжали и уезжали, и возможен тот факт, что имя Святителя не попало в списки участников. На I Вселенском Соборе также присутствовал Спиридон Тримифунтский, и был составлен и утвержден догмат Православной веры — Символ Веры.

В Церкви Николая Чудотворца в городе Демре на стене висит мемориальная мраморная плита, где изображен крест и якорь и надпись о том, что Николай Чудотворец считается покровителем странников и моряков. При жизни были случаи, когда он плыл на корабле и был шторм, который успокаивался после молитвы Святителя, а также он оживил своей молитвой упавшего с мачты корабля, моряка. Одна туристка поделилась историей, что в ее жизни был аналогичный случай, когда они с друзьями решили прогуляться на корабле вдоль полуострова Аланья, а до этого на море был два дня шторм, и погода еще не успокоилась. По ее словам у нее были ощущения, что корабль скоро уйдет под воду, настолько сильными были волны. Молитва Николаю Чудотворцу действительно помогла, и в течении минут десяти, как по волшебству, море утихло и она с друзьями благополучно доплыла до берега.

На самом деле реальных историй сотни и сотни, когда Угодник Николай помогал и помогает людям в разных жизненных ситуациях.

В XI веке на территорию Малой Азии начали проникать турки-сельджуки, завоевывая новые земли, и на тот момент возникла угроза уничтожения мощей Святителя. Но на протяжении последующих столетий турки и местное население на всей территории современной Турции проживали относительно мирно. В 1087 году Николай Чудотворец явился во сне одному благочестивому пресвитеру в городе Бари и открыл Божью волю, чтобы его святые мощи были перенесены из Мир в Бари. Это повеление святого было исполнено, был снаряжен корабль с купцами, которые проникли в храм, вскрыли саркофаг и забрали основную часть мощей. Спустя некоторое время, в 1099 году, при Первом Крестовом походе венецианцы забрали оставшуюся часть мощей и перевезли их в Венецию на остров Лидо.

В XII веке произошло сильное землетрясение, что случалось довольно часто в этой горной местности, и практически весь ликийский город Мира был затоплен селевой грязью с камнями. Сейчас на этой территории находится современный город Демре, который расположен на 4-6 метров выше затопленного античного города. Каждый день сотни паломников приезжают в Демре, чтобы посетить церковь, где служил Святитель и прикоснуться к саркофагу, в котором первоначально находились его мощи. Сейчас саркофаг находится за стеклом для большей его сохранности. К стеклу прикладываются с иконами, с благодарностью и с просьбами к Николаю Угоднику. В здании Церкви Николая Чудотворца царит волшебная чудесная умиротворенная атмосфера спокойствия и благодати, и находится там хочется как можно больше времени.

Раскопки церкви начались в середине XIX века и продолжаются по сегодняшний день. Со средины XIX века до времен создания Турецкой республики, в Церкви Николая Чудотворца проходили богослужения. Происходят и сейчас.

Фреска на своде церви Николая Чудотворца

«Каждому воздастся по его вере» — помня об этом, возможно воплотить в жизнь слова молитвы. Сила веры в молитву помогает ей исполнится. Уже давно известный факт, что мысли материальны, потому думаем позитивно и верим только в лучшее.

Мемориальный музей «Церковь Николая Чудотворца» открыт для посещения каждый день. Церковные службы обязательно бывают в день преставления Святителя и день перенесения мощей. Важен тот факт, что на территории современного Турецкого государства находятся церкви Греческого патриархата, которые ведут летоисчисление по григорианскому календарю, потому Богослужения проводят соответственно 6 декабря и 9 мая. Каждый день сотни паломником приезжают в город Демре, чтобы посетить Церковь Николая Чудотворца, и приложится к саркофагу в котором находились мощи Святителя. Поездки к местам, где находятся православные святыни и храмы, и где ранее проживали апостолы и святые, которые примером своей жизни показывали любовь к Богу, важны и нужны людям, они дают возможность прочувствовать атмосферу чистоты и счастья. Жизнь быстротечна и очень важно понимать, что самое ценное, что имеет в жизни человек это душа. Путь паломника это не простой путь, потому что как правило много испытаний приходится преодолевать в пути, но все испытания только в укрепление веры в промысел Божий. Каждый человек сам решает когда он готов отправится паломником в путь к святым местам и у каждого свои вопросы на которые он хочет получить ответ. Часто такое бывает, что человек собирается в путь, но по разным причинам у него не получается поехать в поездку. Важно понять и осознать, что все ситуации в жизни во благо и всему, что суждено случиться, свое время.

В городе Демре находятся церковные лавки, где есть возможность приобрести иконы разных святых, которые поставляют сюда из италийского города Бари и из монастырей на Афоне.

Современный город Демре это античный город Мира, который был затоплен грязью и камнями, и на сегодняшний день от него остались лишь скальные гробницы и античный театр — эти объекты находятся на территории музея «Мира». Интересный и необычный объект античности, который находится в 5 минутах от музея «Церковь Николая Чудотворца».

Не менее интересной и познавательной будет поездка на корабле к острову Кекова и затонувшему городу Долихисте, развалины зданий которого все еще можно увидеть на склоне острова и под водой. Посещение еще двух этих объектов дополнит позитивные впечатления от поездки в город Демре.

Планируется паломнический тур на 9 мая (день перенесения мощей из города Мира в Бари) в город Демре, в Церковь Николая Чудотворца Мирликийского, который включает в себя посещение Церкви, где находится саркофаг Святителя и присутствие на Богослужении. После окончания мероприятия посещение музея «Мира» и по желанию экскурсия на корабле к острову Кекова.

При желании на следующий день есть возможность посетить объект ЮНЕСКО 8 чудо света — белоснежные травертины Памуккале и античный город Иераполис, где жил и проповедовал христианское учение апостол Филипп, здесь же находится его базилика.

Набираем групповой тур для паломничества к месту рождения и подвижнической деятельности Святого Николая Крестителя. По всем вопросам обращаться к нашим операторам.

Но перед тем как увидеть святыню, верующие должны совершить несколько действий, заявил корреспонденту Nation News протоиерей, председатель Синодального отдела по взаимодействию Церкви и общества Всеволод Чаплин .

Для начала необходимо отметить, что Николай Чудотворец один из самых почитаемых в мире, и особенно в России святых. На Руси, после принятия христианства он как и зимний дед Санта-Клаус тоже был в очень большом почете. Согласно житию святитель Николай родился в III веке и жил в семье ревностных христиан греческой колонии Патара, что в малоазийской римской провинции Ликия. С девства мальчик был весьма набожен и рано посвятил себя и свою жизнь христианству. Он считается покровителем путешественников и мореплавателей, поскольку умел молитвой усмирять стихию.

Кроме того, святой совершал огромное количество добрых дел, при этом он не кичился своими подвигами - например, святитель Николай, будучи человеком далеко не бедным (досталось большое наследство - прим. ред.),охотно раздавал деньги нуждающимся. Как-то раз, он тайно облагодетельствовал трех бесприданниц.

«Это, прежде всего человек, который оставил истинную веру от заблуждений и именно поэтому он называется правилом веры. Очень важно сегодня помнить, что мощи одно время предоставили католики и не нужно считать, что этот жест отменяет убеждение православных людей в том, что их и только их вера является истинной. А если воссоединится мировое христианство, то оно может воссоединиться только на основе православной веры», - поясняет протоиерей Чаплин.

В РПЦ Николай Чудотворец считается «всех предстателем и заступником, скорбных утешителем, столпом благочестия, верных поборником». Великий святой умер в середине IV века в глубокой старости, оставшись в народном сознании символом глубокой веры. Однако уже в 1087 году его мощи перевезли в итальянский город Бари, где они находятся и поныне.

Сегодня выстроилась огромная очередь к храму Христа Спасителя в Москве, куда накануне из Италии доставили мощи святого. Колона людей растянулась от храма Христа Спасителя до Крымского моста.

«В этот раз очередь будет безо всяких льготных проходов, так устроено не только для того, чтобы показать равенство людей перед лицом святыни, но и для того, чтобы люди могли понести определенный подвиг - все-таки стояние очереди, пусть даже в течение часа-двух, это какое-то усилие. Тем более оно помогает духовному воспитанию человека. Ну и вот такое усилие, как и паломничество, точно так же как и длительная молитва перед святыней - это нечто что воспитывает человека. Дело в том, что человек, состоящий из души и тела, должен прославлять бога, как телом, так и душой. А может быть стоит подходить к мощам не в первые, и не в последние дни их пребывания в столице. Может быть, где-то в начале и середине июля народу будет поменьше», - сообщает священнослужитель.

Он же напоминает, что перед посещением мощей, человеку верующему, впрочем, как и любому россиянину, необходимо молиться.

«Возьмем человека, который ранее не посещал святыню, но в этот раз решил попробовать приобщиться. Перед тем как пойти в храм, человеку необходимо молится. Прежде всего, молится, пусть даже своими словами, если человек не знает молитву. А можно приобрести в любом храме акафист святителю Николаю и попробовать его почитать в этой очереди. Может быть, какие-то слова покажутся непонятными, но можно спросить у рядом стоящих, что эти слова означают», - объясняет Чаплин.

По его же мнению, люди должны приходить к святыне не для того, чтобы просто посмотреть на мощи, они должны поклоняться Николаю Чудотворцу, «чтобы он помог не только в житейских делах, но и помог достичь вечного божие царства».

«Мы слишком много молимся о наших житейских нуждах - о здоровье, об успехах, об устройстве каких-то наших дел, но прежде всего надо молиться о том, чтобы святитель помог нам войти в вечное божие царство. Это в жизни главное. А так конечно молиться можно обо всем, но при этом, не забывая, что главное, а что второстепенное», - заключает протоиерей.

Напомним, частицу мощей Николая Чудотворца привезли в Москву специальным рейсом из папской базилики итальянского Бари. Патриарх Московский и всея Руси Кирилл торжественно встретил святыню в храме Христа Спасителя. С 22 мая по 12 июля мощи будут доступны для поклонения в храме Христа Спасителя. С 13 по 28 июля они будут представлены в Санкт-Петербурге.


Close