ПРОИСХОЖДЕНИЕ И ЭВОЛЮЦИЯ ЧЕЛОВЕКА

Усвоив материал этой темы, вы должны:

    Характеризовать термины и понятия, объяснять взаимосвязь между ними:

    вымершие гоминиды австралопитековые, Человек умелый;

    вымершие группы рода Homo – архантропы и палеоантропы;

    ископаемые формы неоантропов – кроманьонцы;

    биологические и социальные факторы антропогенеза;

    человеческие расы (евразийская, азиатско-американская, экваториальная).

2. Знать:

    систематическое положение человека как биологического вида;

    отличительные черты человека и животных;

    палеонтологические данные, свидетельствующие о последовательных этапах формирования физических и социальных черт вида Человек разумный;

    этапы антропогенеза.

ПЛАН:

    Место человека в животном мире.

    Антропогенез.

    Человеческие расы.

1. Место человека в животном мире

Систематическое положение современного человека

Царство животные подцарство многоклеточные -> тип хордовые -> подтип позвоночные (черепные) класс млекопитающие подкласс звери -> инфракласс высшие звери, или плацентарные -> отряд приматы -» подотряд человекоподобные ^ надсемейство высшие узконосые семейство люди (го- миниды) род Человек (гомо) -> вид разумный (сапиенс) подвид сапиенс (полное название человека - Человек разумный разумный (Homo sapiens sapiens)).

Признаки, определяющие положение человека в системе отряда приматов

Классификация

Признаки

Отряд приматы

Конечности хватательного типа; на пальцах ногти;

зубная система неспециализированна, с присутствием всех типов зубов (резцы, клыки, коренные); молочные зубы в процессе онтогенеза сменяются постоянными;

глазницы отделены от височной ямы (глаза направлены вперед);

конечным продуктом выделения является мочевая кислота; отсутствует сезонность в половой жизни; низкая плодовитость (обычно один детеныш)

Подотряд человекоподобные

Ногти плоские;

значительное развитие головного мозга, особенно больших полушарий;

заметное уменьшение обонятельных долей мозга; присутствие двух верхних и нижних вертикально расположенных резцов;

наличие трех и более бугров на жевательной поверхности коренных зубов;

незамкнутость хрящевых колец трахеи;

хорошее развитие мимической мускулатуры; одна пара сосков млечных желез; длителен период детства у детенышей

Надсемейство

узконосые

Присутствие дуг, петель и замкнутых фигур в пальцевых узорах;

редукция хвостового отдела позвоночника (3-5 копчиковых костей);

укрепление таза за счет уменьшения числа грудных позвонков и увеличения числа крестцовых; бочкообразная грудная клетка: наличие изгибов в позвоночном столбе; V-образная борозда между пятью бугорками на жевательной поверхности коренных зубов («узор дриопитека»); присутствие червеобразного отростка слепой кишки (аппендикс);

наличие большого числа извилин на полушариях головного мозга;

присутствие четырех основных групп крови (А, В, АВ, 0); сравнительно крупные общие размеры тела; значительное поредение волосяного покрова на теле

Род Человек

Объем мозга превышает 900 см 3 ;

развитие комплекса признаков, связанных с прямохожде- нием (S-образная форма позвоночного столба, развитие икроножных и седалищных мышц, уплощение грудной клетки в переднезаднем направлении, перемещение затылочного отверстия черепа к центру его основания и др.); относительно длинный и очень толстый первый палец на руках;

изменения в строении гортани, связанные с речью; резкое сокращение лицевого отдела черепа и увеличение мозгового;

малый размер клыков;

специфическое распределение волос на теле; сильное развитие эрогенных зон на теле (губы, грудь, ягодицы)

Антропогенез

Антропогенез - процесс историко-эволюционного становления человека как вида, развитие его трудовой деятельности и речи в процессе формирования общества - социогенеза.

Движущие силы антропогенеза:

    биологические факторы антропогенеза:

    естественный отбор;

    генотипическая изменчивость;

    социальные факторы антропогенеза:

    групповое сотрудничество;

    общение и речь;

    изготовление орудий;

    наличие постоянных жилищ.

Задания:

    Используя материал учебника, заполните таблицу:

Основные стадии эволюции человека

Дриопитек

Представители

Австралопи-тековые

(австрало-питек)

Человек умелый

Древнейшие люди (питекантроп, синантроп)

древние люди (неандерта- лец)

Новые люди (кроманьонец, современный человек)

18 млн. лет

Внешний вид

Небольшие животные с округлым черепом, бинокулярным зрением, хорошо развитым головным мозгом и плечевым поясом

Объем мозга, см 3

Человекоподобные черты в строении нижней челюсти

Орудия труда

Манипулирование с окружающими предметами

Образ жизни

Стадный образ жизни

2.1. Укажите признаки сходства человека и человекообразных обезьян:

    площадь коры больших полушарий около 1250 см 2 , лобные доли сильно развиты;

    полное перекрытие мозжечка полушариями головного мозга;

    большой палец нижних конечностей выполняет опорную функцию;

    группы крови по системе АВ0;

    наличие резус-фактора.

Основные этапы антропогенеза

Стадии развития человека

Описание

Дриопитеки - предки человека и человекообразных обезьян

Ближайшим общим предком человека и человекообразных обезьян были дриопитеки (древесные обезьяны), обитавшие 25-30 млн лет назад. Раньше предками человека считались азиатские представители дриопитеков ра- мапитек и сивапитек, найденные на холмах Сивалик (Индия). Сейчас более вероятным предком считается африканский дриопитек - кениапитек , существовавший около 12-14 млн лет назад. Объем головного мозга у ке- ниапитека составлял 350-380 см 3

Протоантроп - предшественник человека

Предшественниками человека были - австралопитеки (южные обезьяны), существовавшие 1,8-5,5 млн лет назад. От них позднее произошел африканский австралопитек - презинджантроп , считающийся непосредственным предком человека, принадлежащий к виду Человек умелый (Homo habilis ).

Человек умелый (Homo habilis ) существовал около 2 млн лет назад в Восточной Африке. Объем головного мозга достигал 680-800 см 3 . Изготавливал орудия - камни- гальки с отбитыми краями - чопперы. Верхние конечности были приспособлены к хватательной функции, а нижние - к прямохождению. Занимался собирательством семян и плодов, охотой на мелких животных и поеданием падали. Кривизна нижней челюсти свидетельствует о возможном овладении зачатками речи

Архантроп - древнейший человек

Стадии древнейшего человека соответствуют: питекантроп , или обезьяночеловек, синантроп , или китайский человек, гейдельбергский человек. Все эти формы древнейшего человека принадлежат к виду Человек прямоходящий (Homo erectus ).

Стадии развития человека

Описание

Человек прямоходящий (Homo erectus ) существовал около 500 тыс.-1,9 млн лет назад в Европе, Азии и Африке. Объем головного мозга достигал 800-1200 см 3 . Изготавливал более сложные орудия - заостренные с двух сторон рубила и скребла из камня - бифасы. Охотился на разную дичь, в том числе и крупную. Начал использовать огонь. Увеличение головного мозга свидетельствует о совершенствовании речи

Палеоантроп -

древний человек

Стадии древнего человека соответствует неандерталец. Неандерталец принадлежит к виду Человек разумный (Homo sapiens ) и является его ископаемым подвидом - неандертальским (Homo sapiens neanderthalensis ). Человек разумный неандертальский (Homo sapiens neanderthalensis ) существовал около 40-150 тыс. лет назад всесветно. Объем головного мозга достигал 1200-1400 см 3 . Изготавливал более совершенные орудия - отщепы от целых камней: наконечники и скребла. Жил в пещерах либо в жилищах из ветвей, костей и шкур убитых на охоте зверей. Вел коллективную облавную охоту на мамонтов, крупных копытных и др. Добывал и широко использовал огонь. Шил одежду из меха. На этой стадии зарождается религия и искусство. Начинается формирование человеческих рас и их расселение по планете

Неоантроп - человек современного типа

Стадии человека современного типа соответствует кроманьонец и все люди, составляющие население земного шара, - сапиенсы. Вымершие кроманьонцы и ныне существующее человечество принадлежит к виду Человек разумный (Homo sapiens ), но являются разными подвидами - ископаемым (Homo sapiens fossilis ) и современным (Homo sapiens sapiens ).

Человек разумный кроманьонский (Homo sapiens fossilis ) существовал 35-40 тыс. лет назад всесветно. Объем головного мозга достигал 1400-1600 см 3 . Жил в пещерах и жилищах j из костей мамонтов, стволов деревьев, каменных плит и j шкур убитых зверей. Орудия становятся более совершенными - ножи, скребла, наконечники, гарпуны из камня, рога и кости. Занимался охотой, собирательством и трудом.! Окультуривал растения и одомашнивал животных. На этой стадии происходит быстрый рост культуры. Завершается формирование устойчивого морфологического типа лю- j дей. Биологическая эволюция человека как вида замедляется и уступает место социальной эволюции - социогенезу

Домашнее задание:

      Приведите доказательства происхождения человека от животных.

      Укажите отличия человека от животных (человекообразных обезьян).

Представьте основные положения

4. ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ РАСЫ

Расы - исторически сложившиеся группы людей, характеризующиеся общностью наследственных физических особенностей (цвет кожи, глаз и волос, разрез глаз, строение век, очертание головы и т.п.).

Расогенез – процесс возникновения и становления человеческих рас.

Причины возникновения рас

Человеческие расы возникли в результате действия естественного отбора и других факторов эволюции (мутационная изменчивость, дрейф генов, миграция и т.д.).

Естественный отбор сохранял и распространял в популяции адаптивные признаки, повышающие жизнеспособность особей.

Дрейф генов в популяциях людей, малых по численности, закреплял нейтральные признаки, не повышающие и не понижающие в данных условиях выживаемость потомства.

Миграция, или поток генов, приводила к появлению новой изолированной популяции, характеризующейся значительным однообразием (эффект основателя). Случайные признаки в такой популяции, принесенные немногими членами – основателями расы, сохранились в результате близкородственного скрещивания и стали признаками всей расы (не имеют адаптивного значения).

Доказательства единства рас:

    Все основные «человеческие» признаки были приобретены человеком задолго до его расхождения на отдельные расы (различия между расами носят приспособительный характер и касаются второстепенных признаков);

    Отсутствие генетической изоляции между расами, т.е. возможность плодовитых браков между представителями разных рас при их смешении (метисации);

    Сходные изменения, наблюдаемые в настоящее время у представителей разных рас, проявляющиеся в снижении общей массивности скелета (грацилизация) и ускорении развития всего организма (акселерация).

Основные человеческие расы

Современное человечество подразделяют на три основные группы рас, в пределах которых насчитывают около 30 малых рас и несколько сотен этнических групп. Между тремя основными группами рас существуют переходные расы.

Наименование расы

Признаки

Австрало-негроидная (экваториальная)

    кожа сильно пигментирована (защитный фильтр от тропического солнца);

    волосы курчавые или волнистые (воздушный теплоизолирующий шлем для головы);

    широкий нос (охлаждение горячего воздуха);

    выступающая нижняя часть лица (прогнатный череп);

    толстые мясистые губы и др.

Классические негроиды живут в Африке

Европеоидная (евразийская)

    светлая, реже смуглая кожа (не является препятствием для проникновения ультрафиолета, синтезирующего в коже противорахитичный витамин D);

    как правило, светлые прямые или волнистые волосы и голубые глаза;

    неширокий крупный нос (нагревательная камера для холодного воздуха);

    хорошее развитие волосяного покрова на лице у мужчин (борода и усы);

    не выступающая нижняя часть лица (ортогнальный череп);

    тонкие губы и др.

Сейчас европеоиды живут на всех материках, но сформировались они в Европе и Передней Азии)

Монголоидная (азиатско-американская)

    смуглая, реже светлая кожа;

    как правило, темные жесткие прямые волосы;

    широкое уплощенное лицо с сильно развитыми скулами и отложениями подкожной клетчатки (защита против обмерзания в условиях суровых континентальных зим);

    широкий нос с ноздрями, расположенными под углом друг к другу;

    наличие складки на верхнем веке и во внутреннем крае глаза – эпикантуса (приспособление к защите от пыльных и песчаных бурь, частых в азиатских степях и пустынях);

    средние по толщине губы и др.

Эта раса преобладает в Азии

Самостоятельная работа

Человеческие расы.

Критика расизма и социального дарвинизма

    На рисунке представлены разные расовые типы людей. Определите каждый их них.

Человеческие расы

    Используя рисунок и материал учебника, заполните таблицу:

Характеристика больших человеческих рас

    Перечислите доказательства биологической равноценности разных рас и их единой видовой принадлежности к Homo sapiens .

    В чем идеологическая сущность расизма и социал-дарвинизма?

    Что такое расоведение? В чем его принципиальное отличие от расизма?

    Какие причины привели к возникновению внутри вида Homo sapiens разных человеческих рас? Докажите, что только в прошлом расовые признаки имели адаптивный характер.

    Почему противоположные по содержанию расизм (попытка оценить биологические особенности людей, исходя из уровня их культурного развития) и социал-дарвинизм (попытка применить биологические закономерности для объяснения социальных явлений) одинаково реакционны по своей сути?

    Объясните, почему расовые предрассудки реакционны и являются тормозом для дальнейшего прогресса человечества.

Самостоятельная работа дома: подтвердите фактическим материалом каждый из приведенных ниже выводов:

Расовые различия людей возникли значительно позже окончательного выделения человека из мира животных. По отношению к признакам, которые качественно отличают человека от животных (мышление, речь, способность к трудовой деятельности), все человеческие расы сходны между собой. Различия в уровне культуры не связаны с биологическими особенностями людей разных рас.

Тест

ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ РАСЫ

Вариант 1

Часть А.

    Присутствие на теле человека рудиментарного волосяного покрова свидетельствует о:

    наземном образе жизни

    родстве человека с млекопитающими

    приспособлении к холоду

    нарушении кровообращения кожи

2. Общими предками человека и человекообразных обезьян были:

2. австралопитеки

3. дриопитеки

3. Каковы эволюционные связи человека и современных человекообразных обезьян?

1. человек произошел от общих с человекообразными обезьянами предков

2. человек - потомок современных человекообразных обезьян

3. человек и человекообразные обезьяны никогда не имели общих предков

4. обезьяны произошли от древних людей

4. Череп человека отличается от черепа обезьян:

1. массивными, вытянутыми вперед челюстными костями

2. преобладанием мозговой части черепа над лицевой

3. преобладанием лицевой части черепа над мозговой

4. развитием гребня, к которому прикрепляются шейные мышцы

5. Человек, в отличие от млекопитающих животных:

1. обладает возбудимостью

2. имеет кору больших полушарий

3. мыслит абстрактно

4. обладает раздражимостью

6. Освобождению руки в процессе эволюции человека способствовало:

1. прямохождение

2. лазание по деревьям

3. собирание пищи

4. копание

7. Трудовая деятельность предков человека способствовала формированию у них:

1. сводчатой стопы

2. развитой руки

3. S-образного позвоночника

4. объемного зрения

8. К социальным факторам, играющим существенную роль в эволюции предков современного человека, относится:

1. наследственная изменчивость

2. борьба за существование

3. естественный отбор

4. членораздельная речь

9. Под влиянием каких факторов происходила эволюция предков современного человека?

1. только биологических

2. только социальных

3. социальных и биологических

4. абиотических и биотических

10. Социальные факторы эволюции способствовали формированию у человека:

1. сложных инстинктов

2. прямохождения

3. второй сигнальной системы

4. S-образных изгибов позвоночника

11. К древнейшим людям относят:

1. австралопитеков

3. неандертальцев

4. кроманьонцев

12. Человеком современного типа был:

1. неандерталец

2. кроманьонец

3. питекантроп

4. синантроп

13. Человек в отличие от животных воспринимает слово как:

1. сочетание отдельных звуков

2. выражение определенной мысли

3. набор звуков, не связанных друг с другом

4. звуковой сигнал

14. Человек в отличие от человекообразных обезьян обладает:

1. способностью к трудовой деятельности

2. четырёхкамерным сердцем

3. заботой о потомстве

4. объемным зрением

С 1. Почему расы не являются отдельными биологическими видами?

С 2. Перечислите основные человеческие расы.

ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ РАСЫ

Вариант 2

Часть А. Выберите один правильный ответ

    Исчезновение густого шёрстного покрова на теле человека, характерного для древних людей, является примером:

    ароморфоза

    дегенерации

    идиоадаптации

    конвергенции

2. Наиболее древними человекообразными обезьянами были:

2. австралопитеки

3. дриопитеки

4. гориллы

3. Сходство человека и млекопитающих животных свидетельствует об их

1. родстве и общем плане строения

2. одинаковом уровне организации

3. конвергентном сходстве

4. происхождении от разных предков

4. Увеличение размеров мозгового отдела черепа у человека, по сравнению с лицевым способствовало:

1. наземному образу жизни

2. развитию мышления

3. редукции волосяного покрова

4. использованию животной пищи

5. Человек отличается от человекообразных обезьян:

1. наличием волосяного покрова

2. развитым большим пальцем, противопоставленным остальным

3. наличием ногтей

4. формой ушей

6. Появление прямохождения у предков человека способствовало:

1. освобождению руки

2. появлению речи

3. развитию многокамерного сердца

4. усилению обмена веществ

7. Трудовая деятельность, мышление, речь, сыгравшие большую роль в развитии предков человека, относятся к факторам эволюции:

1. социальным

2. биологическим

3. антропогенным

4. биотическим

8. К социальным факторам эволюции человека не относится:

2. трудовая деятельность

3. общественный образ жизни

4. борьба с природными явлениями

9. Движущими силами антропогенеза являются факторы:

1. только биологические

2. только социальные

3. социальные и биологические

4. абиотические и биотические

10. Под влиянием каких социальных факторов происходила эволюция человека:

1. наследственности и изменчивости

2. письменности и искусства

3. борьбы за существование

4. способности к самовоспроизведению

11. К древним людям относят:

1. австралопитеков

2. питекантропов и синантропов

3. неандертальцев

4. кроманьонцев

12. Синантроп и питекантроп – это названия представителей одного вида:

1. человек умелый

2. человек прямоходящий

3. человек неандертальский

4. человек разумный современный

13. В головном мозге человека в процессе эволюции появились центры:

1. речевые

2. обоняния и вкуса

3. слуха и зрения

4. координации движения

14. Череп человека отличается от черепа других млекопитающих:

1. наличием только одной подвижной кости – нижней челюсти

2. наличием швов между костями мозговой части

3. более развитой мозговой частью

4. строением костной ткани

С 1. В процессе антропогенеза в борьбе за существование получили преимущества те группы древних людей, которые поддерживали стариков. Объясните причины этого явления.

С 2. Перечислите основные социальные факторы антропогенеза.

Ученые утверждают, что современный человек произошел не от современных человекообразных обезьян, для которых характерна узкая специализация (приспособление к строго определенному образу жизни в тропических лесах), а от вымерших несколько миллионов лет тому назад высокоорганизованных животных - дриопитеков. Процесс эволюции человека очень длительный, основные его этапы представлены в схеме.

Основные этапы антропогенеза (эволюция предков человека)

По данным палеонтологических находок (ископаемых остатков), около 30 млн. лет назад на Земле появились древние приматы парапитеки, жившие на открытых пространствах и на деревьях. Их челюсти и зубы были подобны челюстям и зубам человекообразных обезьян. Парапитеки дали начало современным гиббонам и орангутангам, а также вымершей ветви дриопитеков. Последние в своем развитии разделились на три линии: одна из них привела к современной горилле, другая - к шимпанзе, а третья - к австралопитеку, а от него - к человеку. Родство дриопитека с человеком установлено на основе изучения строения его челюсти и зубов, обнаруженных в 1856 г. во Франции.

Важнейшим этапом на пути превращения обезьяноподобных животных в древнейших людей было появление прямохождения. В связи с изменением климата и изреживанием лесов наступил переход от древесного к наземному образу жизни; чтобы лучше обозревать местность, где у предков человека было много врагов, им приходилось вставать на задние конечности. В дальнейшем естественный отбор развил и закрепил прямохождение, и, как следствие этого, руки освободились от функций опоры и передвижения. Так возникли австралопитеки - род, к которому относятся гоминиды (семейство людей) .

Австралопитеки

Австралопитеки - высокоразвитые двуногие приматы, использовавшие предметы естественного происхождения в качестве орудий (следовательно, австралопитеков еще нельзя считать людьми). Костные остатки австралопитеков впервые обнаружены в 1924 г. в Южной Африке. Они были ростом с шимпанзе и массой около 50 кг, объем мозга достигал 500 см 3 - по этому признаку австралопитек стоит ближе к человеку, чем любая из ископаемых и современных обезьян.

Строение тазовых костей и положение головы было сходно с таковыми человека, что свидетельствует о выпрямленном положении тела. Они жили около 9 млн. лет тому назад в открытых степях и питались растительной и животной пищей. Орудиями их труда были камни, кости, палки, челюсти без следов искусственной обработки.

Человек умелый

Не обладая узкой специализацией общего строения, австралопитеки дали начало более прогрессивной форме, получившей название Homo habilis - человек умелый. Костные остатки его были обнаружены в 1959 г. в Танзании. Возраст их определен примерно в 2 млн. лет. Рост этого существа достигал 150 см. объем головного мозга был на 100 см 3 больше, чем у австралопитеков, зубы человеческого типа, фаланги пальцев как у человека, сплющены.

Хотя в нем сочетались признаки, как обезьян, так и человека, переход этого существа к изготовлению галечных орудий (хорошо выделанных каменных) свидетельствует о появлении у него трудовой деятельности. Они могли ловить животных, бросать камни и совершать другие действия. Кучи костей, находящиеся вместе с ископаемыми остатками человека умелого, свидетельству ют о том, что мясо стало постоянной частью их диеты. Эти гоминиды пользовались грубыми каменными орудиями труда.

Человек прямоходящий

Homo erectus - человек прямоходящий. вид, от которого, как полагают, произошел современный человек. Его возраст 1,5 млн. лет. Его челюсти, зубы и надбровные дуги все еще оставались массивными, но объем головного мозга у некоторых индивидуумов был таким же, как у современного человека.

Некоторые кости Homo erectus найдены в пещерах, что позволяет предполагать о его постоянном жилище. Кроме костей животных и довольно хорошо выделанных каменных орудий, в некоторых пещерах обнаружены кучи древесного угля и обгоревшие кости, так что, по-видимому, в это время австралопитеки уже научились добывать огонь.

Эта стадия эволюции гоминид совпадает с заселением выходцами из Африки других более холодных областей. Выдержать холодные зимы, не выработав сложных видов поведения или технических навыков, было бы невозможно. Ученые предполагают, что дочеловеческий мозг Homo erectus был способен находить социальные и технические решения (огонь, одежда, запас нищи и совместное проживание в пещерах) проблем, связанных с необходимостью выжить в зимнюю стужу.

Таким образом, все ископаемые гоминиды, особенно австралопитеки, рассматриваются как предшественники человека.

Эволюция физических особенностей первых людей, включая современного человека, охватывает три этапа: древнейшие люди, или архантропы ; древние люди, или палеоантропы ; современные люди, или неоантропы .

Архантропы

Первый представитель архантропов - питекантроп (японский человек) - обезьяночеловек, прямоходящий. Его кости обнаружены на о. Ява (Индонезия) в 1891 г. Первоначально его возраст определяли равным 1 млн. лет, но, согласно более точной современной оценке, ему немногим больше 400 тыс. лет. Рост питекантропа составлял около 170 см, объем черепной коробки - 900 см 3 .

Несколько позже существовал синантроп (китайский человек). Многочисленные его остатки найдены в периоде 1927 по 1963 гг. в пещере близ Пекина. Это существо использовало огонь и изготовляло каменные орудия. К этой группе древнейших людей относят еще и гейдельбергского человека.

Палеоантропы

Палеоантропы - неандертальцы появились на смену архантропам. 250-100 тыс. лет тому назад они были широко расселены на территории Европы. Африки. Передней и Южной Азии. Неандертальцы изготовляли разнообразные каменные орудия: ручные рубила, скребла, остроконечники; пользовались огнем, грубой одеждой. Объем их мозга выросло 1400 см 3 .

Особенности строения нижней челюсти показывают, что у них была зачаточная речь. Они жили группами по 50-100 особей и во время наступления ледников использовали пещеры, выгоняя из них диких зверей.

Неоантропы и человек разумный

Неандертальцев сменили люди современного типа - кроманьонцы - или неоантропы. Они появились около 50 тыс. лет тому назад (костные остатки их найдены в 1868 г. во Франции). Кроманьонцы образуют единственный род н вид Homo Sapiens – человек разумный. У них полностью сгладились обезьяньи черты, на нижней челюсти имелся характерный подбородочный выступ, указывающий на их способность к членораздельной речи, а по искусству изготовления разнообразных орудий из камня, кости и рога кроманьонцы ушли далеко вперед по сравнению с неандертальцами.

Они приручили животных и начали осваивать земледелие, что позволило избавиться от голода и добывать разнообразную пищу. В отличие от предшественников эволюция кроманьонцев проходила под большим влиянием социальных факторов (сплочение коллектива, взаимная поддержка, совершенствование трудовой деятельности, более высокий уровень мышления).

Возникновение кроманьонцев - завершающий этап формирования человека современного типа . На смену первобытному человеческому стаду пришел первый родовой строй, завершивший становление человеческого общества, дальнейший прогресс которого стал определяться социально-экономическими законами.

Человеческие рассы

Ныне живущее человечество распадается на ряд групп, называемых расами.
Человеческие расы
- это исторически сложившиеся территориальные общности людей, обладающие единством происхождения и сходством морфологических признаков, а также наследственными физическими признаками: строением лица, пропорциями тела, цветом кожи, формой и цветом волос.

По этим признакам современное человечество делится на три основные расы: европеоидную , негроидную и монголоидную . Каждая из них имеет свои морфологические особенности, но все это внешние, второстепенные признаки.

Особенности, составляющие человеческую сущность, такие, как сознание, трудовая деятельность, речь, способность познавать и подчинять природу, едины у всех рас, что опровергает утверждения идеологов-расистов о «высших» нациях и расах.

Дети негров, воспитанные вместе с европейцами, не уступали им по уму и одаренности. Известно, что центры цивилизации 3-2 тыс. лет до нашей эры были в Азии и Африке, а Европа в это время пребывала в состоянии варварства. Следовательно, уровень культуры зависит не от биологических особенностей, а от общественно-экономических условий, в которых живут народы.

Таким образом, утверждения реакционных ученых о превосходстве одних рас и неполноценности других беспочвенны и лженаучны. Они созданы для оправдания захватнических войн, грабежа колоний н расовой дискриминации.

Расы человека нельзя смешивать с такими социальными объединениями, как народность и нация, которые образовались не по биологическому принципу, а на основе устойчивости обшей речи, территории, экономической и культурной жизни, образовавшихся исторически.

Человек в истории своего развития вышел из подчинения биологическим законам естественного отбора, его приспособление к жизни в разных условиях происходит путем активной их переделки. Однако эти условия в какой-то мере все же оказывают определенное влияние на организм человека.

Результаты такого влияния видны на ряде примеров: в особенностях пищеварительных процессов у оленеводов Заполярья, потребляющих много мяса, у жителей Юго-Восточной Азии, пищевой рацион которых состоит в основном из риса; в увеличенном количестве эритроцитов в крови горцев по сравнению с кровью обитателей равнин; в пигментации кожи жителей тропиков, отличающих их от белизны покровов северян и т. д.

После завершения формирования современного человека действие естественного отбора не прекратилось полностью. В результате этого в ряде регионов земного шара у человека выработалась устойчивость к некоторым заболеваниям. Так, у европейцев корь протекает намного легче, чем у народов Полинезии, которые столкнулись с этой инфекцией только после колонизации их островов переселенцами из Европы.

В Центральной Азии у человека редко встречается группа крови 0, но выше частотность группы В. Выяснилось, что это связано с эпидемией чумы, имевшей место в прошлом. Все эти факты доказывают, что в человеческом обществе существует биологический отбор, на основе чего сформировались человеческие расы, народности, нации. Но все возрастающая независимость человека от окружающей среды почти приостановила биологическую эволюцию.

РАСЫ И ИХ ПРОИСХОЖДЕНИЕ

Цели: научить анализировать и оценивать различные гипотезы происхождения человека; сформировать представление о расах и их происхождении, показать значение и формирование приспособленности у представителей разных рас; развивать умение находить информацию о биологических объектах.

Ход урока

I. Проверка знаний.

1. Тестирование .

1- а). 2 - б). 3 - г). 4 -в). 5 - в). 6- б). 7- а). 8- в). 9- : г). 10- в).

2. Письменный ответ по карточке .

Задание.

а) современный человек;

б) австралопитек;

в) кроманьонец;

г) древнейший человек;

д) дриопитек;

е) древний человек.

II. Изучение нового материала.

1. Гипотезы происхождения человека .

Ученые едины во мнении, что прямохождение явилось решающим фактором, благодаря которому у обезьяноподобных предков человека высвободились передние конечности и стало возможным применение палок и камней для добывания пищи и защиты от врагов. Но что заставило предка человека перейти к прямохождению?

На этот счет существует ряд гипотез. В конце 80-х годов ХХ в. антрополог Ян Линдблад выдвинул гипотезу околоводного происхождения предков человека. Согласно ей, обезьяноподобные существа, жившие на илистых отмелях, вынуждены были подниматься на задние конечности при поиске пищи в воде и при переходе водных пространств вброд. Это способствовало формированию прямохождения.

Отыскивание пищи в иле требовало подвижности пальцев, что привело к превращению передних конечностей в руки. Для разбивания раковин моллюсков они использовали камни. Высасывание содержимого через пробоины в раковинах развивало подвижность губ и языка, что в дальнейшем способствовало возникновению речи. Тепло в воде обеспечивает жировой слой, а намокающий волосяной покров становился ненужным и постепенно исчезал. Так возникли безволосые, способные передвигаться на двух ногах предки человека.

Большинство ученых придерживаются другой точки зрения. Они считают, что 8–10 млн лет назад в результате изменения климата огромные площади, покрытые раньше лесами, превратились в саванну. Предки гоминид вынуждены были спуститься с деревьев на землю и заселять саванны.

Из-за недостатка пищи они стали охотиться на мелких животных. Чтобы дальше видеть поверх высокой травы как хищников, так и возможную добычу, они вынуждены были регулярно привставать с четверенек. В более выгодном положении оказывались особи, способные к передвижению на задних конечностях. Именно в этом направлении шел естественный отбор, что в конечном счете привело к прямохождению.

Находясь в стае, предки гоминид были лучше защищены от врагов и могли охотиться, используя камни и палки, даже на крупных животных.

В дальнейшем под действием факторов антропогенеза процесс гоминизации (очеловечивания) привел к появлению первых людей.

Палеонтологи, антропологи и археологи в качестве возможных центров зарождения человечества называли самые различные районы Земли, наиболее часто Африку и Южную Азию. Это объясняется тем, что именно в этих районах были обнаружены остатки рамапитеков, имевших прогрессивные признаки.

Очевидно, сформировавшись в Африке, древнейшие люди мигрировали в Азию и на другие континенты.

2. Человеческие расы .

Самостоятельная работа с учебником.

Задание.

1. Заполните таблицу «Характеристика больших человеческих рас», используя рис. 117 и учебник (с. 285–286).

Характеристика больших человеческих рас

Характерные
особенности

Расы

австрало-
негроидная

европеоидная

монголоидная

Цвет кожи

Цвет волос

Форма носа

Разрез глаз

Первоначальный ареал

2. Ответьте на вопрос: какие причины привели к возникновению внутри вида Homo Sapiens разных человеческих рас?

Докажите, что только в прошлом расовые признаки имели адаптивный характер.

Для ответа используйте материал на с. 287–288.

III. Закрепление.

Беседа по вопросам.

Перечислите доказательства биологической равноценности разных рас и их единой видовой принадлежности.

Что такое расоведение? В чем его принципиальное отличие от расизма?

Домашнее задание: § 72, 73.

1) Освобождению руки в процессе эволюции человека способствовали:

а) прямохождение; б) лазание по деревьям; в) собирание пищи; г) копание.

2) Трудовая деятельность предков человека способствовала формированию у них:

а) сводчатой стопы; б) развитой руки; в) S-образного позвоночника; г) объемного зрения.

3) К социальным факторам, играющим существенную роль в эволюции предков современного человека, относится: а) наследственная изменчивость; б) борьба за существование; в) естественный отбор;

г) членораздельная речь.

4) Под влиянием каких факторов происходила эволюция предков современного человека?

а) только биологических; б) только социальных; в) социальных и биологических; г) абиотических и биотических.

5) Социальные факторы эволюции способствовали формированию
у человека: а) сложных инстинктов; б) прямохождения; в) второй сигнальной системы; г) S-образных изгибов позвоночника.

6) Изготовление орудий есть результат: а) биологической эволюции; б) социальной эволюции; в) биологической и социальной эволюции; г) мутаций.

7) На ранних этапах эволюции решающее значение имела: а) биологическая эволюция; б) социальная эволюция;

в) биологическая и социальная эволюция; г) способность к речи.

8) К факторам социальной эволюции не относится: а) изготовление орудий; б) коллективная охота;

в) прямохождение; г) сбор лекарственных растений.

9) К факторам биологической эволюции не относится: а) дрейф генов; б) мутации; в) естественный отбор;

г) сбор съедобных кореньев.

10) Решающие преимущества среди всех живых существ Человек разумный приобрел в результате:

а) социального развития; б) биологического развития; в) социального и биологического развития;

г) борьбы за существование.

Задание.

1) Распределите в порядке появления на Земле организмы, характеризующие антропогенез:

а) современный человек;

б) австралопитек;

в) кроманьонец;

г) древнейший человек;

д) дриопитек;

е) древний человек.

2) Назовите две группы факторов антропогенеза.

1. Установите последовательность появления групп хордовых животных в процессе эволюции: а) - Млекопитающие б) - Пресмыкающиеся в)

г) - Птицы

д) - Бесчерпеные хордовые

2. Установите последовательность появления групп животных в процессе эволюции:

а) - Плоские черви

б) - Круглые черви

в) - Простейшие

г) - Кишечнополостные

д) - Плоские черви

Спасибо большое!!

Араморфоз А)Появление двух кругов кровообращения у земноводных в процессе эволюции. Б)Отсуствие пищеварительной системы у

В)Появление тканей и органов у наземных ратстений в процессе эволюции.

Г)Разнообразие в строении конечностей у млекопитающих.

Д)Различные жизненные формы(граны,деревья,кустарники)у растений.

Идиодаптация

Общая дигенирация.

Установите соответствия.

1)Г,Д,2А,В,3Б

2)1А,Г,2В,Д,3Б.

3)1А,В,2Г,Д,3Б

4)1А,Д,2В,Г,3Б

1. Не имеет наследственного аппарата: 1) нейрон 3) чумная бацилла 2) вирус гриппа 4) тромбоцит человека 2. Запасное вещество животной клетки -

это: 1) крахмал 3) гликоген 2) глюкоза 4) белки

3. Размножение, при котором потомство получает точную копию генетического набора родителя, называется: 1) вегетативным 3) половым 2) семенным 4) гермафродитизмом

4. К пищеварительным железам относятся: 1) почки 3) щитовидная железа 2) печень 4) желудок

5. Мышцы руки сокращаются благодаря импульсам, поступаю¬щим в: 1) поперечно-полосатую мускулатуру 2) гладкую мускулатуру 3) мускулатуру обоих видов 4) сухджилия и связки

6. Игра на фортепьяно управляется: 4 1) промежуточным мозгом 3) корой мозга 2) продолговатым мозгом 4) средним мозгом

7. Грибы выделяются в: 1) отдел растений 2) Группу симбиотических организмов 3) отдельное царство 4) подгруппу животных

8. Зачаточный побег - это: 1) почка 3) клубень 2) луковица 4) столон

9,Цитоплазмы может не быть в клетках: 1,камбия 2,основной ткани 3,механической ткани 4,образующих устьица

10..Признаком класса двудольных растений считается: 1,мочковатый корень 2,сетчатое жилкование листьев " 3,отсутствие запаса питательных веществ в семядоле 4,видоизмененный побег-луковица

11.Признаком цветкового растения может служить: 1,образование спор 2,образование семян 3,образование укороченных побегов 4.двойное оплодотворение

12.Фотосинтезирующими органеллами могут быть: 1.лейкопласты и хромопласты 2.митохондрии и рибосомы 3.хлоропласты и хроматофоры 4.лизосомы и центриоли

14..Одноклеточные животные, имеющие ресничный покров, клеточный рот и два вида вакуолей, относятся к: 1.жгутиковым 2.колониальны 3.инфузориям 4.радиоляриям

15..В процессе эволюции впервые нервная система появилась у: 1.насекомых 3) червей 2.рыб 4) кишечнополостных

16. Такие заболевания, как кретинизм, микседема, б; лезнь, связаны с нарушениями функций: 1) щитовидной железы 3) поджелудочной желе 2) надпочечников 4) половых желез

17. Человеку в качестве лекарства нельзя вводить непос в кровь: 1) физиологический раствор 3) раствор белков пищи 2) анальгетики 4) антибиотики

18. Мантия и мантийная полость - это признаки: 1) моллюсков 3) плоских червей 2) насекомых 4) кольчатых червей

19. Стадию куколки в своем развитии проходит: 1) стрекоза 3) саранча 2) павлиний глаз 4) постельный клоп

20. В результате мейоза из одной клетки у мужчины обрг 1) две клетки 3) четыре клетки 2) восемь клеток 4) шесть клеток

21. Антибиотиками не лечится: 1) холера 3) полиомиелит 2) сифилис 4) дифтерия

22. Участниками всех биохимических реакций являются: 1) гормоны 3) углеводы 2) витамины 4) ферменты

23. Основоположником генетики был: 1) Ч. Дарвин 3) Т. Морган 2) Г. Мендель 4) Н. Кольцов

24. Выпускники медицинских институтов приносят клятву: 1) Галена 3) Везалия 2) Авиценны 4) Гиппократа

Часть 1.

Выберите (обведите) правильный ответ на вопрос:

1А. Укажите признак, характерный только для царства животных.
1) дышат, питаются, размножаются
2) состоят из разнообразных тканей
3) Имеют механическую ткань
4) имеют нервную ткань
2А. Животные какого типа имеют наиболее высокий уро­вень организации?
1) Кишечнополостные 3) Кольчатые черви
2) Плоские черви 4) Круглые черви
3А.Какое животное обладает способностью восстанавли­вать утраченные части тела?
1) пресноводная гидра
2) большой прудовик
3) рыжий таракан
4) человеческая аскарида
4А.Внутренний скелет - главный признак
1) позвоночных 3) ракообразных
2) насекомых 4) паукообразных
5А. Чем отличаются земноводные от других наземных по­звоночных?
1) расчлененными конечностями и разделенным на отделы позво­ночником
2) наличием сердца с неполной перегородкой в желудочке
3) голой слизистой кожей и наружным оплодотворением
4) двухкамерным сердцем с венозной кровью
6А. К какому классу относят позвоночных животных имеющих трехкамерное сердце с неполной перегородкой в желудочке?
1) пресмыкающихся 3) земноводных
2) млекопитающих 4) хрящевых рыб
7А. Повышению уровня обмена веществ у позвоночных животных способствует снабжение клеток тела кровью
1) смешанной
2) венозной
3) насыщенной кислородом
4) насыщенной углекислым газом
8А. Заражение человека аскаридой может произойти при употреблении
1) немытых овощей
2) воды из стоячего водоема
3) плохо прожаренной говядины
4)консервированных продуктов

Часть 2.
Выберите (обведите) три правильных ответа из шести:

В1. У насекомых с полным превращением
1) три стадии развития
2) четыре стадии развития
3) личинка похожа на взрослое насекомое
4) личинка отличается от взрослого насекомого
5) за стадией личинки следует стадия куколки
6) во взрослое насекомое превращается личинка

Установите соответствие между содержанием первого и второго столбцов. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов.
В2. Установите соответствие между видом животного и особенностью строения его сердца.
ВИД ЖИВОТНОГО ОСОБЕННОСТЬ СТРОЕНИЯ СЕРДЦА

A) прыткая ящерица 1) трехкамерное без перегород­ки в желудочке
Б) жаба
B) озёрная лягушка
Г) синий кит 2) трехкамерное с неполной перегородкой
Д) серая крыса
Е) сокол сапсан 3) четырехкамерное

А
Б
В
Г
д
Е
Установите правильную последовательность биологических процессов, явлений и т.п.. Запишите в таблицу буквы выбранных ответов.
В3. Установите последовательность появления групп хордовых животных в процессе эволюции:
А)Млекопитающие
Б)Пресмыкающиеся
В)Рыбы
Г) Птицы
Д) Бесчерепные хордовые
Часть 3.
Дайте полный свободный ответ на вопрос:
С1.Назовите не менее трёх признаков отличающих строение Пресмыкающихся и Млекопитающих.

Разделы: Биология

Класс: 11

Учебное занятие рассчитано на сдвоенный урок (90 минут), в рамках которого повторяются и обобщаются знания, полученные по теме. А также повторяется учебный материал, изученный ранее в курсе “Биология–8. Человек”. Главная цель учебного занятия вывести учащихся через содержание учебного материала на цефализацию, как основное направление антропогенеза. Это понятие в дальнейшем будет опорным при изучении темы “Ноосфера”. Одновременно повторяются знания о строении ЦНС человека и функциях отделов головного мозга.

Цели урока.

Образовательные: систематизировать и обобщить знания учащихся об антропогенезе, биологических и социальных факторах эволюции человека, выявить качество их усвоения школьниками.

Раскрыть экологические условия, способствующие переходу предков человека к прямохождению; содействовать формированию знаний о далеких предках человека, их развитии в связи с изменяющимися условиями обитания.

Повторить и обобщить знания о строении основных отделов головного мозга: продолговатого мозга, моста, мозжечка, среднего мозга, и выполняемых данными отделами мозга функциях.

Развивающие: продолжить формирование навыков самостоятельного анализа источников информации, умения анализировать, сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, обобщать, делать выводы.

Воспитательные: cформировать убеждённость в том, что в основе процесса происхождения и исторического развития человека лежат естественные природные закономерности.

Закрепить материалистическое понимание работы головного мозга; понимание необходимости освоения наук о человеке как уникальном живом организме на нашей планете.

Показать значимость возникновения социальной среды, ее роль на этапах эволюции человека.

Тип урока: комбинированный.

Учебное пособие: Биология. Общая биология. 10-11 классы. П.М. Бородин, Л.В. Высоцкая, Г. М. Дымшиц и др. – уч. для общеобр. учреждений, профильн. уровень. Просвещение, ОАО “Московские учебники”, 2009.

Список литературы.

1. Яблоков А.В., Юсуфов А.Г. Эволюционное учение (Дарвинизм): Учеб. для биол. спец. Вузов. - 4-е изд., стер.- М.: Высш. шк., 1998. -336 с.: ил.

2. Журналы “Биология в школе” № 3 за 1986 г. № 6 за 1990 г. № 3 за 2002 г.

3. Н.Грин, У.Стаут, Д.Тейлор. Биология 3 том, Москва, “Мир”, 1990 г.

4. Н.Н.Воронцов, А.Н.Сухорукова. Эволюция органического мира. Москва, “Просвещение”, 1991 г.

6. М.Ф.Ивахненко, В.А.Корабельников. Живое прошлое земли. Москва, “Просвещение”, 2004 г.

7. Ч. Дарвин. Происхождение человека и половой отбор.

Материалы образовательного видеопортала "Interneturok.ru"

1 этап урока – организационный

Мотивационный этап. (Учитель обращается к классу):

Зачем мы изучаем данную тему?

Высказывания учащихся суммируются по направлениям:

Чтобы знать своё происхождение и не терять связи с живой природой.

Чтобы знать, как наука объясняет вопрос о происхождении человека, поскольку в обычной жизни мы порой сталкиваемся с научно необоснованными взглядами.

2 этап урока работа с учебником: п.84. Происхождение человека. Обсуждение основных этапов эволюции приматов.

Просмотр фрагментов видеоурока “Эволюция человекообразных приматов”, “От обезьян к архантропам” и фрагментов видеопрезентации “Филогенетическое дерево рода Homo”

П. 85. Первые представители рода Homo. Обсуждение влияния социальных факторов на развитие представителей рода Homo. Олдовайская культура.

Просмотр фрагмента видеоурока “Появление палеоантропов” и фрагментов презентации “Биологические и социальные факторы антропогенеза”.

П. 86. Появление человека разумного. Работа со схемой эволюции гоминид, картой расселения человека.

Просмотр фрагмента видеоурока “Становление человека разумного”.

Аналитическая работа со схемой и ответы на вопросы:

  1. Назовите основные этапы эволюции приматов.
  2. Почему вымерли австралопитеки?
  3. Почему человека умелого относят не к австралопитекам, а к роду человек?
  4. Что позволяет считать, что человек прямоходящий мог владеть речью?
  5. Чем принципиальное отличие человека неандертальского от его предшественников?
  6. Почему кроманьонец более развит в социальном плане, чем неандерталец? В чем причина такого различия?
  7. Если между человеком и приматами много общего, то почему нельзя человека отнести к обезьянам с научной точки зрения?
  8. Назовите основные факторы антропогенеза.
  9. Какой континент можно считать прародиной человека и почему?
  10. Какие научные данные генетики подтверждают этот вывод?

3 этап урока – Проверка знаний по теме “Антропогенез”. В форме тестового опроса.

1. В каком порядке появились на Земле люди?

А) неандерталец, человек умелый, человек прямоходящий, кроманьонец;

Б) человек умелый, человек прямоходящий, неандерталец, кроманьонец;

В) человек прямоходящий, человек умелый, кроманьонец, неандерталец.

2. Общими предками человека и человекообразных обезьян были:

А) лемуры;

Б) австралопитеки;

В) дриопитеки;

Г) гориллы.

3. Череп человека отличается от черепа обезьян:

А) массивными, вытянутыми вперед челюстными костями;

Б) преобладанием мозговой части черепа над лицевой;

В) преобладанием лицевой части черепа над мозговой;

Г) развитием гребня, к которому прикрепляются шейные мышцы.

4. Человек отличается от человекообразных обезьян:

А) наличием волосяного покрова;

Б) развитым большим пальцем, противопоставленным остальным;

В) наличием ногтей;

Г) формой ушей.

5. Освобождение руки в процессе эволюции человека способствовало:

А) прямохождению; Б) лазанию по деревьям; В) собиранию пищи; Г) копанию

6. Установите порядок последовательности, согласно которой появлялись люди на Земле.

а) неандерталец; б) питекантроп; в) австралопитек; г) кроманьонец; д) дриопитек.

7. Результатом эволюции является:

а) дрейф генов; б) многообразие видов; в) мутационная изменчивость;

г) приспособленность организмов к условиям внешней среды;

д) повышение организации живых существ; е) борьба за существование.

8. Наличие хвоста у зародыша человека на ранней стадии развития свидетельствует о

а) возникших мутациях; б) о проявлении атавизма;

в) нарушении развития плода в организме; г) происхождении человека от животных.

9. Формирование человеческих рас шло в направлении приспособления к

а) использованию различной пищи; б) наземному образу жизни;

в) жизни в различных природных условиях;

г) невосприимчивости к различным заболеваниям.

10. В отличие от человекообразных обезьян у человека

а) имеется резус – фактор; б) появилась рассудочная деятельность;

в) имеется четырёхкамерное сердце; г) развито абстрактное мышление;

4 этап урока – Решение открытой задачи методом учебного мозгового штурма (проблемная работа с текстом): учащимся предлагается ознакомиться с содержанием стихотворного текста.

Первый мост

И вот он вырвался из чащи
По следу зверя. Но поток,
В глубокой трещине урчащий,
Ему дорогу пересек.

На берегу другом - добыча, -
Для всей семьи его - еда:
Нетронутые гнезда птичьи,
Косуль непуганых стада...

Себе представив на мгновенье
Закрытый для него простор,
Затылок он в недоуменье
Косматой лапою потер.

И брови на глаза нависли,
И молча сел на камень он,
Весь напряженьем первой мысли,
Как судорогою, сведен.

И вдруг - голодный, низколобый -
Он встал, упорен и высок.
Уже с осмысленною злобой
В ревущий заглянул поток.

И, подойдя к сосне, что криво
Росла у самого обрыва,
И корни оглядев - гнилье! -
Он стал раскачивать ее.

И долго та работа длилась,
И камни падали в обрыв,
И с хрустом дерево свалилось,
Два берега соединив.

И он тропою небывалой
На берег перешел другой,
И пот со лба отер усталой -
Уже не лапой, а рукой.

Вадим Шефнер. Годы и миги.
Москва: Современник, 1983.

В ходе критического анализа идей используется презентация “Мозг”, в которой рассматривается строение головного мозга, структура, роль и значение его отделов. Учащиеся повторяют материал, изученный в курсе биологии человека, и углубляют полученные ранее знания. В процессе обсуждения учитель подводит учащихся к выводу: Эволюция человека шла в направлении цефализации, в результате действия биологических, социальных факторов и отбора сформировалась уникальная структура головного мозга.

Домашнее задание: повторить материал § 84-86. Подготовить сообщение о роли ретикулярной формации и отделов головного мозга в формировании условных рефлексов, памяти, воображения, критического мышления.


Close