ДОКЛАД НА ТЕМУ:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ОРГАНИЗАЦИИ СОВРЕМЕННОГО ДИДАКТИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГА С УЧЕНИКАМИ

Многочисленные социологические исследования наглядно демонстрируют, что обучение современного школьника происходит в условиях чрезвычайно насыщенного информационного поля, изменения всего "фона" системы образования. Меняется восприятие ребенка, он живет в мире технологичных символов и знаков, в мире электронной культуры. Учитель должен быть вооружен современными методиками и новыми образовательными технологиями, чтобы общаться с ребенком на одном языке. И одной из таких методик сегодня является интеграция информационно-коммуникационных технологий в систему работы учителя-предметника. Научить ребенка, с самого раннего возраста попадающего в "электронную среду", ориентироваться в ней, приобретать навыки "чтения", переработки и анализа информации, получаемой из разных источников, критически осмыслять ее и есть одна из важнейших задач современной школы.

Цели использования информационных технологий на уроке:

  • сделать урок современным (с точки зрения использования технических средств);
  • приблизить урок к мировосприятию современного ребенка, так как он больше смотрит и слушает, чем читает и говорит; предпочитает использовать информацию, добытую с помощью технических средств;
  • установить отношения взаимопонимания, взаимопомощи между учителем и учеником;
  • помочь учителю в возможности эмоционально и образно подать материал.

В настоящее время использование современных образовательных технологий, в том числе информационно-коммуникационных, обеспечивающих личностное развитие ребенка за счет уменьшения доли репродуктивной деятельности в учебном процессе, можно рассматривать как ключевое условие повышения качества образования, снижения нагрузки обучающихся, более эффективного использования учебного времени.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ В СТРУКТУРЕ УРОКА ТЕХНОЛОГИИ

Использование ИКТ в структуре урока технологии повышает интерес к предмету, полезно для усвоения материала и способствует развитию креативного мышления обучающихся, позволяет учителю повысить свою профессиональную компетентность, а его ученикам раскрыть и расширить свой творческий потенциал.

Диапазон использования компьютера в учебно-воспитательном процессе очень велик: от тестирования до игры. Применение цвета, графики, звука, современных средств видеотехники позволяет моделировать различные ситуации и среды.

Компьютер позволяет усилить мотивацию обучающихся. Не только новизна работы с компьютером, которая сама по себе способствует повышению интереса к учебе, но и возможность регулировать предъявление учебных задач по степени трудности, оперативное поощрение правильных решений позитивно сказываются на мотивации. Одним из источников мотивации является занимательность. Возможности компьютера здесь неисчерпаемы.

Компьютер позволяет существенно изменить способы управления образовательной деятельностью, погружая обучающихся в определенную игровую ситуацию, давая возможность занимающимся запросить определенную форму помощи, излагая учебный материал с иллюстрациями, графиками и т.д. Применение компьютерной техники позволяет сделать занятие привлекательным и по-настоящему современным, осуществлять индивидуализацию обучения, объективно и своевременно проводить контроль и подведение итогов.

Готовясь к своим урокам, начинаю с поиска дополнительной информации и наглядности в сети Интернет. Затем тщательно продумываю, в каком виде лучше подать материал, какие формы организации учебной деятельности применить.

Текстовый редактор Microsoft Word позволяет разрабатывать памятки, технологические карты, листы опроса, карточки заданий и самоконтроля и т.д., вставлять картинки. Например, к уроку «Вышивка как один из видов декоративно-прикладного искусства. Подготовка к вышиванию» в 5 классе распечатала набор картинок с образцами разных видов вышивок, по которым в начале урока давала материал, а в конце урока устроила опрос на закрепление материала.

Электронные таблицы Microsof Exsel развивают системный подход. Особенно эффективны в процессе работы над творческими проектами. Позволяют анализировать экономические критерии изделия, маркетинговые исследования. Также используются для создания и прохождения тестов.

Графический редактор, встроенный в Word, и растровый редактор Paint дают возможность создавать простые чертежи и эскизы.

На уроках технологии можно широко использовать электронные издания и мультимедийные пособия, опирающиеся на обязательный минимум содержания образования для основной и старшей школы, например, от компании «Кирилл и Мефодий». Внутри содержательной линии электронных изданий информационной единицей является тема, которая подразделяется на пункты, включающие краткий справочный материал, звуковое описание инструментария и упражнения, в ходе выполнения которых и осваивается содержание. Также эффективному усвоению учебного материала способствует электронная библиотека. В моей практике имелся случай использования в обучающих целях компьютерной игры для девочек, в ходе которой нужно было подобрать для Барби все элементы костюма, аксессуары, прическу, макияж, оформить подиум для показа и выступить в качестве модели. Такая игра помогает усвоению материала о костюме, прическе, макияже, создании собственного стиля. Ее можно использовать при изучении разделов «Технология изготовления швейного изделия» и «Гигиена девушки. Косметика».

Но наибольшую помощь в проведении урока, на мой взгляд, учителю оказывают презентации, которые можно создавать в Microsoft Office PowerPoint. Ценность и главное преимущество Microsoft Office PowerPoint над остальными офисными программами в возможности использования анимации. Вообще ценность слайда, в котором только набран текст, весьма сомнительна. Зачем напрягать зрение, читая с экрана, когда на столе лежит учебник? Другое дело, когда тот же самый текст на слайде является неотъемлемой частью мультимедийного действия по объяснению сути материала. Например, на своем уроке по подготовке к вышиванию в 5 классе объясняла суть понятий «орнамент» и «колорит» следующим образом: на слайде появился один элемент орнамента – пояснила, что это просто узор, затем второй, третий – стало видно, что это не просто узор, а узор из повторяющихся элементов: это и есть орнамент – на слайде появился текст определения понятия «орнамент». На следующем слайде появился узор, вышитый черным по белому – спросила, красиво ли так, затем цвет фона изменился, изменились цвета вышитых элементов узора – спросила, стало ли красивее, опять изменились цвета – картина стала другой. Зависит ли восприятие узора от цветов, используемых в вышивке? Выяснилось, что зависит. Как все это называется? Появился текст определения «колорит». Подобный метод объяснения порождает в уме аудитории образ объясняемого процесса. Его можно многократно усилить предварительной подготовкой, в самых первых слайдах перенеся ученика в эпоху времен 19-20 веков, когда вышивка являлась неотъемлемой частью костюма, использовав при этом мелодии народных песен. Для завершения образа требуется показать практическую область применения вышивок в наши дни. И на слайде появляются фотографии вышивок на одежде, аксессуарах, предметах обихода. Таким образом, объяснительный этап урока стал интересным и более запоминающимся.

Первое, о чем стоит подумать, когда перед вами встал вопрос разработки слайдов к какой-либо теме урока, это то, как в образном виде представить объясняемое. Образы скрываются в любом предмете, действии, процессе или явлении. Нужно научиться их находить. А рассмотрение темы своего урока с точки зрения связанных с ней предметов и позволяет находить образность в тех вещах, где раньше эта образность и не предполагалась. Лучший метод создания образов – метод объяснения с помощью проведения аналогий между сложным для понимания объектом, процессом или явлением и тем, с чем каждый человек сталкивается в повседневности. Поэтому нужно находить или создавать аналоговые изображения в слайдах.

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

Использование мультимедийных продуктов актуально тем, в школах, как правило, отсутствует необходимый набор таблиц, схем, репродукций, иллюстраций. Однако достичь ожидаемого эффекта можно при соблюдении определенных требований:

  • узнаваемость – соответствие предъявляемой информации;
  • динамика – время демонстрации должно быть оптимальным. Очень важно не переусердствовать с эффектами;
  • продуманный алгоритм видеоряда изображений ;
  • оптимальный размер – это касается не только минимальных, но и максимальных размеров, которые могут оказывать негативное воздействие на учебный процесс, содействовать более быстрой утомляемости учеников;
  • оптимальное количество предъявляемых изображений на экране. Не следует увлекаться количеством слайдов, фото и пр., которые отвлекают учеников и не дают сосредоточиться на главном.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Бесспорно, что в современной школе компьютер не решает всех проблем, он остается всего лишь многофункциональным техническим средством обучения. Не

менее важны и современные педагогические технологии и инновации в процессе обучения, которые позволяют не просто “вложить” в каждого обучаемого некий запас знаний, но, в первую очередь, создать условия для проявления познавательной активности учащихся. Но информационные технологии, в совокупности с правильно подобранными (или спроектированными) технологиями обучения, создают необходимый уровень качества, вариативности, диф­ференциации и индивидуализации обучения и воспитания.

Обобщение опыта по применению ИКТ на уроках технологии

Статья по обобщению опыта

Использование ИКТ на уроках технологии

учитель технологии МАОУ СОШ №1

г. Лабытнанги. ЯНАО

Тема: Использование ИКТ на уроках технологии

Время, в котором мы живём, выдвинуло перед общеобразовательной школой задачу воспитания свободной, творческой, образованной, культурной, активной личности, которая формируется не только образовательными предметами, но и трудовым обучением.

Вопреки устоявшемуся мнению, что учащиеся приходят на занятия по технологии, чтобы поработать руками, результаты их опроса свидетельствуют, что более 70% из них хотят получить и достаточные теоретические знания. Это оказалось несколько неожиданным и для самих учителей. Довольно высоко стремление школьников к самостоятельной творческой деятельности. Вместе с этим учителя озабочены тем, как поддержать интерес у учащихся к учебному материалу, повысить качество обучения. В связи с этим ведётся поиск новых эффективных методов обучения и таких методических приёмов, которые активизировали бы учение школьников, стимулировали бы их к самостоятельному приобретению знаний. С возрастом интерес к урокам технологии у многих учащихся зависит в большей степени от методики проведения занятия, от того насколько умело, построена работа. Именно поэтому перед учителями стоит важная задача совершенствовать процесс обучения таким образом, чтобы на занятиях по технологии каждый ученик работал головой и руками активно и увлечённо и использовать это как отправную точку для возникновения и развития глубокого познавательного интереса.

Обучение с использованием средств ИКТ позволяет создать условия для формирования социально значимых качеств личности школьника. Использование информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в учебном процессе является актуальной проблемой современного школьного образования.

Информационно-коммуникационные технологии на уроках образовательной области «Технология» уместно применять при изучении отдельных тем и разделов программы технологии трудового обучения. В целях развития мышления учащихся на уроках технологии посредством ИКТ учителю и ученикам достаточно уметь работать в пакете программ Microsoft Office. Стало значимым на уроке выступления учителя, учеников с использованием компьютера, проектора, звуковых колонок, в последнее время к ним добавилась интерактивная доска. В этом случае достаточно использовать Microsoft PowerPoint в качестве программной оболочки, в которой создается мультимедийная презентация. В зависимости от выступления преподаватель или учащийся могут включать в свою презентацию (мультимедийный проект) текстовые или графические фрагменты, анимацию, видеофильмы, а также музыкальное или голосовое сопровождение. Презентация может быть построена таким образом, чтобы наиболее оптимально решать поставленные на уроке задачи.

Для решения обучающей задачи, например, на уроке «Декоративно-прикладное творчество. Вязание крючком» 7 класс используется презентация, делающая рассказ учителя более насыщенным, иллюстративным. Презентация позволяет учителю не просто читать лекцию, но вести беседу с учащимися, задавая вопросы по теме и тем самым, заставляя учащихся актуализировать знания, полученные ранее по другим предметам, высказывать предположения, анализировать получаемую информацию, сравнивать, обобщать. Беседа активизирует учащихся, развивает их память и речь, делает открытыми знания учащихся, имеет большую воспитательную силу, является хорошим диагностическим средством.

Эксперты уж давно заметили по результатам многочисленных экспериментов отчетливую сильную связь между методом, с помощью которого учащийся осваивал материал, и способностью вспомнить (восстановить) этот материал в памяти. Например, только четверть услышанного материала остается в памяти. Если учащийся имеет возможность воспринимать этот материал зрительно, то доля материала, оставшегося в памяти, повышается до одной трети. При комбинированном воздействии (через зрение и слух) доля усвоенного материала достигает половины, а если вовлечь учащегося в активные действия в процессе изучения, то доля усвоенного может составить 75%.

Медиапрезентации рассчитаны на любой тип восприятия информации. На одном слайде может находиться наиболее запоминающаяся информация для каждой категории людей (визуалов, аудиалов, кинестетиков и дискретов).

Сформировать глубокие познавательные интересы к предмету у всех учащихся невозможно и, наверное, не нужно. Важно, чтобы всем ученикам на каждом уроке технологии было интересно. Тогда у многих из них первоначальная заинтересованность предметом перерастет в глубокий и стойкий интерес к науке.

Занимательный материал должен соответствовать возрастным особенностям учащихся, уровню их интеллектуального развития. Для учеников элементом занимательности может являться не только разгадывание кроссворда, головоломки, ребуса - они хороши при объяснении нового материала, при повторении, в конце урока, чтобы снять усталость, но и чтение или прослушивание фрагментов из художественной литературы, легенд, сказаний, фантастических рассказов об известных вещах, людях, событиях. Элемент занимательности позволяет активизировать мыслительную деятельность ученика, подготовить его к изучению нового материала, повторить ранее изученную тему или блок тем на уроке.

Например, на уроке по теме «Натуральные растительные волокна» - увлекательный рассказ о тканях и ткачах. В 7, 8 классах по теме «Прически, уход за волосами» - совершается путешествие в музей причесок различных эпох. В 8, 9 классах по теме «Мода, стили, силуэты» - учащиеся получают дополнительную занимательную информацию о развитии представлений людей о моде, о различных силуэтах, которые были модными в разные эпохи. Есть возможность познакомить учащихся с деятельностью великих кутюрье, таких как Шанель, Диор и т.д., побывать на показе мод известных Домов Моды. Визуально наблюдать за последовательностью действий стилистов и визажистов при создании прически, стрижки или выполнении макияжа. Занимательность присутствует и в теме «Кружево», «Вышивка» (8 класс), где учащиеся знакомятся с историей развития рукоделия, основными орнаментальными элементами, применяемыми в народном декоративно-прикладном творчестве с помощью виртуальной экскурсии по залам Музея этнографии или Русского музея в Санкт-Петербурге, проходящей в режиме on-line или выполненной преподавателем или ученицей как творческий проект презентацией.

Для создания эмоциональных ситуаций в ходе уроков большое значение имеет художественность, яркость, эмоциональность речи учителя. Однако, элементы занимательности на уроке, усиленные звуком, графикой, видеоинформацией, используемой в презентации, воздействуют на учащегося намного сильнее, чем только слово учителя, вызывая неподдельный интерес к изучаемой теме и желание узнать больше по данному вопросу, в дальнейшем формируя устойчивую мотивацию изучения данного предмета.

Презентация позволяет реализовать метод кратковременных фронтально-групповых лабораторных работ, которые одновременно выполняются всеми учащимися класса в группах под руководством учителя. При этом на слайдах может находиться план выполнения работы, бланк отчета о проделанной работе и форме вывода, видеосюжет, иллюстрирующий опыт или эксперимент. Фронтальные опыты, учат школьников наблюдать и анализировать явления, способствуют развитию мышления. Активизация мыслительной деятельности достигается соответственно постановкой вопросов, в которых следует обращать внимание на существенные стороны изучаемого вопроса.

Презентации могут быть использованы при объяснении нового материала, при повторении пройденного материала и при организации текущего контроля знаний (презентации-опросы). Презентации-опросы содержат вопросы-задачи, адресованные ученикам, в них могут быть включены материалы, отображающие ключевые эксперименты пройденной темы или демонстрирующие изученное физическое явление. Вопрос к ученику содержится в заголовке слайда, комментарии и пояснения к рисункам даются учителем по ходу презентации. Подобные презентации-опросы могут быть рассчитаны на фронтальный устный опрос учащихся или фронтальный индивидуальный письменный опрос (контрольная работа, письменная проверочная работ, самостоятельная работа).

Несомненно, использование медиапрезентаций оптимизируют деятельность учителя, упрощают подготовку преподавателя к уроку в будущем. Возможность распечатать необходимые слайды решает проблему тиражирования дидактического раздаточного материала к уроку.

Презентации позволяют учителю использовать различные формы обучения и виды деятельности на уроке для развития различных видов мышления ученика. С целью контроля знаний преподаватель может использовать различные открытые тестовые системы или оболочки для создания новых тестов по теме или изменения существующих. Подобные тестовые работы позволяют учащимся и учителю быстро оценить знания по теме. От преподавателей ПК выгодно отличают абсолютная объективность в оценке знаний, а также то, что машины не раздражаются, не подвержены влиянию настроения и самочувствия, не испытывает разочарования со слабыми учениками. Со стороны учащихся наблюдается повышение ответственности в подготовке к уроку, а также активизация познавательной деятельности учеников, так как при таком способе контроля знаний требуется не только знать основной материал, но и уметь рассуждать, делать умозаключения. При этом производятся все мыслительные операции.

Изучение теоретической части многих тем образовательной области «Технология» предусматривает поиск дополнительных сведений. (Приложение 3) Во время поиска формируются коммуникационные умения и навыки самостоятельной работы с учебным материалом, с использованием средств ИКТ: искать информацию в библиотеке, в книге, в словаре, справочнике, в компьютерной базе данных, в электронном документе, в Интернете с использованием поисковых систем. Таким образом, использование ИКТ на уроках «Технологии» развивает коммуникативные способности учащихся в двух направлениях одновременно:

Оба направления коммуникативных способностей развиваются в проектной деятельности учащихся.

Исходя из вышесказанного, можно сделать следующий вывод: использование презентации на уроке есть применение наглядного метода иллюстраций во взаимосвязи с другими методами, позволяющими развивать мышление учащихся и активизировать их познавательную деятельность. Иллюстрации особенно необходимы тогда, когда объекты не доступны непосредственному наблюдению, а слово учителя оказывается недостаточным, чтобы дать представление об изучаемом объекте или явлении. Информация, размещенная на слайде и появляющаяся в нужные моменты объяснения, проведения опытов, экспериментов, доказательств и т.д. заставляет учащихся пройти через все этапы мышления, использовать различные мыслительные операции.

По сравнению с традиционной формой ведения урока, заставляющей учителя постоянно обращаться к мелу и доске, использование таких презентаций высвобождает большое количество времени, которое можно употребить для дополнительного объяснения материала.

Таким образом, новые информационные технологии, применяющиеся методически грамотно, повышают познавательную активность учащихся, что, несомненно, приводит к повышению эффективности обучения.

Использование информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в учебном процессе способствует:

  1. Развитию интереса учащихся к изучаемому предмету;
  2. Стимулированию активности и самостоятельности учащихся при подготовке материалов, в работе с литературой, внеклассной работе;
  3. Формированию навыков коллективной работы при обсуждении проблем;
  4. Обеспечению объективного контроля знаний, качества усвоения материала учащимися.

Компьютеры служат подспорьем, позволяющим сэкономить время и сделать работу более эффективной: осуществить поиск информации, решить большее количество задач (и уменьшить домашнее задание), проанализировать результаты, воспользоваться графическими возможностями компьютера, способствуют развитию интереса учащихся к изучаемому предмету, стимулированию познавательной и творческой активности и самостоятельности учащихся, формированию коммуникативных навыков, обеспечению объективного контроля знаний, качества усвоения материала учащимися.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.

  1. Абасова З.А. Познавательная активность школьников.-/Советская педагогики № 7, 1939.

3.Бабанский Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе - М.: Просвещение. 1985.

4.Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе.- М.: Просвещение, 1987.

5.Фридман Л.Н. Наглядность и моделирование в обучении - М.: Просвещение, 1984.

6.Бабанский Ю.К. Как оптимизировать процесс обучения. -М.: Просвещение,1998.

7.Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. -М.: Просвещение,1982.

  1. Пикасистый П.И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении -М.: Просвещение,1990.

    Видеоредактор;

    Аудиоредактор

    Вычислительная машина.


    - Облегчает понимание и восприятие материала учащимися;
    - Развивает интерес у учащихся


    - Развивает активность и самостоятельность учащихся;
    - Дает возможность ученикам, пропустившим занятие, самостоятельно в удобном для них темпе ознакомиться с учебным материалом;
    - Способствует развитию внимания, памяти учащихся, логического мышления;

Просмотр содержимого документа
«икт на уроках технологии»

Республика Крым, Симферопольский район, Укромновская общеобразовательная школа I -III ступеней

Учитель: Мамутов Марлен Энверович

ИКТ на уроках технологии

С недавнего времени медиатехнологии чрезвычайно влились в жизнедеятельность человека. Особенно это сильно действует на ребенка, который лучше поиграет на компьютере, на телефоне или посмотрит телевизор, чем прочитает книгу или сделает домашнее задание. Огромный поток новой информации, внедрение и применение компьютерных технологий на телевидении, игровых приставки, компьютерные игры оказывают большое внимание на воспитание ребенка и его в мирровозрения.

Поэтому ребенок гораздо легче воспримет предложенную на уроке информацию с помощью медиасредств.

За короткий промежуток времени нужно научить ребенка осваивать, преобразовывать и использовать в практической деятельности полученную информацию. Нужно заинтересовать ученика так, чтобы он с большим интересом и увлечением работал на уроке.

И вот здесь в помощь учителю приходят сочетание традиционных методов обучения и современных информационных технологий, в том числе и компьютерных. Использование компьютера на уроке делает процесс обучения мобильным, практичным строго дифференцированным и индивидуальным. В современном мире наверно уже трудно найти учителя,который бы ни разу не пользовался компьютером в образовательном процессе

Что же такое ИКТ?

Что же такое информационно-коммуникационные технологии? Обратившись к словарю можно увидеть множество определений, вот одно из них «ИКТ – это совокупность методов, устройств и производственных процессов, используемых обществом для сбора, хранения, обработки и распространения информации».
Основные принципы использования ИКТ это развитие у учащихся мотивации к получению знаний, индивидуальный подход к учащимся, простота в создании и применении, направленность на интеграцию учебных дисциплин.
Наибольшее количество информации, примерно 90% человек получает с помощью зрения, около 9% - с помощью слуха и только 1% с помощью других органов чувств. Полученная человеком информация в форме зрительных, слуховых и других образов хранится в его памяти.
Это говорит о том, что наряду с традиционной подачей материала необходимо использовать ИКТ, потому что согласно исследованиям ученых: устная передача материала запоминается минимально, а визуальная подача материала с сопутствующим объяснением увеличивает восприятие и сохранность получаемой информации.

Как гласит пословица: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать!»

Компьютер может использоваться как при подготовке урока, так и в процессе обучения: при объяснении (введении) нового материала, закреплении, повторении, контроле ЗУН.

Компьютер выполняет следующие функции:

1. Для учителя компьютер это:

Источник учебной информации;

Наглядное пособие;

Тренажер;

Средство диагностики и контроля.

2. Как вспомогательный инструмент:

Создание и редактирование текстов, их хранение;

    Графический редактор;

    Видеоредактор;

    Аудиоредактор

Средство подготовки всевозможных материалов;

Вычислительная машина.

Эффективность использования ИКТ на уроках:

Повышает эффективность учебного процесса;
- Облегчает понимание и восприятие материала учащимися;
- Развивает интерес у учащихся

Сокращает время на подачу учебного материала;
- Развивает активность и самостоятельность учащихся;
- Дает возможность ученикам, пропустившим занятие, самостоятельно в удобном для них темпе ознакомиться с учебным материалом;
- Способствует развитию внимания, памяти учащихся, логического мышления;

Существующие недостатки и проблемы применения ИКТ

1. Нехватка компьютерного оснащения и количество компьютерных кабинетах в школах.

2. Нехватка времени у учителей.

3. Недостаточная компьютерная грамотность учителя.

4. Малое оснащение школ сетями Интернет.

5. При недостаточной мотивации к работе учащиеся часто отвлекаются на игры, музыку, проверку характеристик ПК и т.п.

6. Существует вероятность, что, увлекшись применением ИКТ на уроках, учитель перейдет от развивающего обучения к наглядно-иллюстративным методам.

Просмотр содержимого презентации
«ИКТ на уроках технологии»


Республика Крым. Симферопольский р-н

Укромновская общеобразовательная школа

Учитель технологии:

Мамутов М.Э.


ПРОЕКТОР

КОМПЬЮТЕРНЫЙ

КЛАСС


ИКТ – это совокупность методов, устройств и производственных процессов, используемых обществом для сбора, хранения, обработки и распространения информации

Функции компьютера:

1.Для учителя

а) источник учебной информации;

б) наглядное пособие;

в) тренажер;

г) средство диагностики и контроля

2.Как вспомогательный инструмент

а) создание и редактирование текстов, их хранение

б) графичесий редактор

в) аудиоредактор

г) видеоредактор

д) средство подготовки всевозможных информационных материалов

е) многофункциональная вычислительная машина


  • Презентации
  • Тесты
  • Видеоматериалы


Повышает эффективность учебного процесса; Облегчает понимание и восприятие материала учащимися; Развивает интерес у учащихся

Сокращает время на подачу учебного материала; Развивает активность и самостоятельность учащихся; Дает возможность ученикам, пропустившим занятие, самостоятельно в удобном для них темпе ознакомиться с учебным материалом; Способствует развитию внимания, памяти учащихся, логического мышления;


1. Нехватка компьютерного оснащения и количество компьютерных кабинетах в школах.

2. Нехватка времени у учителей.

3. Недостаточная компьютерная грамотность учителя.

4. Малое оснащение школ сетями Интернет.

5. При недостаточной мотивации к работе учащиеся часто отвлекаются на игры, музыку, проверку характеристик ПК и т.п.

6. Существует вероятность, что, увлекшись применением ИКТ на уроках, учитель перейдет от развивающего обучения к наглядно-иллюстративным методам.

ПРИМЕНЕНИЕ ИКТ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ – ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Изучение технологии в школе – первый шаг в подготовке рабочих и инженерно-технических кадров. Использование ИКТ на уроках технологии позволяет разнообразить формы работы, деятельность учащихся, активизировать внимание, повышает творческий потенциал личности. Построение схем, инструкционных карт, таблиц в презентации позволяет экономить время, более эстетично оформить материал. Использование иллюстраций, рисунков и т.п. воспитывают интерес к уроку; делают урок интересным. На уроках технологии, применение ИКТ позволяет использовать разнообразный иллюстративный, информационный материал. ИКТ уместно применять при изучении отдельных тем и разделов программы технологии трудового обучения. Это обуславливается следующими факторами:

1. Данная образовательная область предусматривает, прежде всего, формирование и совершенствование практических умений, в способах обработки материалов, моделирования и проектирования. Следовательно, большее количество времени должно уделяться практической деятельности учащихся на уроке.

2. Недостаточное количество мультимедиадисков в школьной медиатеке. Имеющиеся диски имеют узкую тематическую направленность, не лишены ряда достоинств. Таких, как профессионализм работы программистов, красивая графика, содержат хорошую мультипликацию, многофункциональны и т. д. Но в большинстве своем они не вписываются в канву данного конкретного урока конкретного учителя. С их помощью невозможно достичь всех целей, поставленных учителем на уроке.

На уроке, как правило, практикуются выступления учителя или учеников с использованием компьютера, проектора, звуковых колонок, презентаций. Презентация может быть построена таким образом, чтобы наиболее оптимально решать поставленные на уроке задачи. Презентация позволяет учителю не просто читать лекцию, но вести беседу с учащимися, задавая вопросы по теме и тем самым, заставляя учащихся актуализировать знания, полученные ранее по другим предметам, высказывать предположения. анализировать получаемую информацию. Беседа активизирует учащихся, развивает их память и речь, делает открытыми знания учащихся, имеет большую воспитательную силу, является хорошим диагностическим средством. Обучение с использованием средств ИКТ позволяет создать условия для формирования таких социально значимых качеств личности как активность, самостоятельность, креативность, способность к адаптации в условиях информационного общества, для развития коммуникативных способностей и формирования информационной культуры личности.

Презентация позволяет реализовать метод кратковременных фронтально-групповых лабораторных работ, которые одновременно выполняются всеми учащимися класса в группах под руководством учителя. При этом на слайдах может находиться план выполнения работы, бланк отчета о проделанной работе и форме вывода, видеосюжет, иллюстрирующий опыт или эксперимент. Фронтальные опыты, учат школьников наблюдать и анализировать явления, способствуют развитию мышления. Активизация мыслительной деятельности достигается соответственно постановкой вопросов, в которых следует обращать внимание на существенные стороны изучаемого вопроса.

При работе с большими объемами информации у учащихся формируются умения и навыки критического мышления, способности осуществлять выбор и нести за него ответственность, оценивать эффективность информационного поиска, определять грамотно объем предлагаемой информации, читать быстро, осмысленно текст, графики, схемы, чертежи, формулировать мысли ясно, кратко, по делу, излагать мысли в письменном виде, выполнять анализ, сравнение, классификацию.

Интерактивные элементы обучающих программ позволяют перейти от пассивного усвоения к активному, так как ученики получают возможность самостоятельно моделировать явления и процессы, воспринимать информацию не линейно, с возвратом, при необходимости, к какому-либо фрагменту, с повторением виртуального эксперимента с теми же или другими начальными параметрами.

Можно сделать следующий вывод: использование презентации на уроке есть применение наглядного метода иллюстраций во взаимосвязи с другими методами, позволяющими развивать мышление учащихся и активизировать их познавательную деятельность. Иллюстрации особенно необходимы тогда, когда объекты не доступны непосредственному наблюдению, а слово учителя оказывается недостаточным, чтобы дать представление об изучаемом объекте или явлении. Однако, важно понимать, что эффект от использования интерактивной доски во многом зависит от самого учителя, от того, как он применяет те или иные возможности доски.

Использование ИКТ на уроках.

Сегодня очень много внимания уделяют использованию информационных технологий в школе. И это вполне оправдано тем, что век нынешний – это век информационный. Наша задача заключается не только в том, чтобы дать детям знания, но в том, чтобы научить своих воспитанников искать их и осваивать самостоятельно. Умение обрабатывать информацию на сегодняшний день является весьма ценным достоянием. В связи с этим мне и хочется построить свое выступление с точки зрения способности ИКТ помогать учителю в достижении этой цели.

Давайте сначала вспомним, что же подразумевают под собой ИКТ?

Во-первых, это технологии, позволяющие искать, обрабатывать и усваивать информацию из различных источников, в том числе и из Интернета.

Во-вторых, это использование самого компьютера, самых разных программ.

Применение информационных технологий на уроках необходимо, и мотивировано это тем, что они

· позволяют эффективно организовать групповую и самостоятельную работу на уроке;

· способствуют совершенствованию практических умений и навыков учащихся;

· позволяют индивидуализировать процесс обучения;

· повышают интерес к урокам русского языка и литературы (особенно у мальчиков);

· активизируют познавательную деятельность учащихся;

· развивают творческий потенциал учащихся;

· осовременивают урок.

Компьютер может использоваться на всех этапах обучения :

· при объяснении нового материала;

· закреплении;

· повторении;

· контроле знаний, умений и навыков.

При этом для ребенка он выполняет различные функции : учителя, рабочего инструмента, объекта обучения, сотрудничающего коллектива, игровой среды. В функции учителя компьютер представляет источник учебной информации (частично или полностью заменяющий учителя и книгу); наглядное пособие (качественно нового уровня с возможностями мультимедиа и телекоммуникаций); индивидуальное информационное пространство; тренажер; средство диагностики и контроля.

Основные направления использования компьютерных технологий на уроках

· Визуальная информация (иллюстративный, наглядный материал)

· Интерактивный демонстрационный материал (упражнения, опорные схемы, таблицы, понятия)

· Тренажёр

· Контроль за умениями, навыками учащихся

Чего мы достигаем на уроках?

· Стимулирование познавательной деятельности школьников, которое достигается путем участия ребенка в создании презентаций по новому материалу, подготовке докладов, самостоятельному изучению дополнительного материала и составление презентаций - опорных конспектов, при закреплении материала на уроке;

· Способствование глубокому пониманию изучаемого материала через моделирование основных учебных ситуаций;

· Визуализация учебного материала;

· Интеграция со смежными дисциплинами.

· Повышение мотивации учения школьников и закрепление интереса к изучаемому предмету;

· Разнообразие форм представления учебного материала, домашнего задания, заданий для самостоятельной работы;

· Стимулирование воображения школьников;

· Способствование развитию творческого подхода при выполнении учебных заданий.

Рассмотрим конкретные примеры использования на уроках .

«Моделирование лифа»

«Получение ткани»

Подготовка к такому уроку становится творческим процессом. А зрелищность, яркость, новизна компьютерных элементов урока, в сочетании с другими методическими приемами делают урок необычным, увлекательным и запоминающимся.

Компьютер, конечно, не может на уроке заменить живое слово учителя, изучение нового материала, творческого общения, но может стать хорошим помощником.

1. Тренажёр, контроль за умениями, навыками учащихся

Тестовый контроль и формирование умений и навыков с помощью компьютера предполагает возможность быстрее и объективнее, чем при традиционном способе, выявить знание и незнание обучающихся. Этот способ организации учебного процесса удобен и прост для оценивания в современной системе обработке информации.

Учебные компьютерные программы позволяют решить ряд проблем:

· повысить интерес учащихся к предмету;

· повысить успеваемость и качество знаний учащихся;

· сэкономить время на опрос учащихся;

· дают возможность учащимся самостоятельно заниматься не только на уроках, но и в домашних условиях;

· помогают и учителю повысить уровень своих знаний.

2. Самостоятельная поисковая, творческая работа учащихся

Компьютерные технологии дают самые широкие возможности для развития творческого потенциала школьников. Учитель может научить ребенка грамотно использовать компьютер, показать, что он не только игрушка и средство общения с друзьями. При умелом наставничестве педагога подросток учится среди обилия информации в Интернете находить нужную, учится обрабатывать эту информацию, что является наиболее важной задачей. Все мы уже сталкиваемся с тем, что наши ученики приносят бездумно и совершенно без усилий перепечатанные доклады и рефераты. Есть ли польза в такой «работе»? Минимальная: все же нашел, что искал, и сумел выкрутиться из проблемы. Что может сделать учитель, чтобы подобная работа все же приносила пользу ? Создать необходимость обработать найденную информацию, преобразовав ее, например, в виде опорной схемы, презентации, тестовых заданий, вопросов по теме и т.п.

Надо отметить, что ребятам нравится выполнять задания на компьютере. Это тот самый случай, когда приятное соединяется с полезным. Кроме этого, использование компьютерных, информационных технологий на наших уроках позволяет осуществлять интеграцию с информатикой, реализовывать приобретаемые на этом занятии навыки в практической деятельности. Этот союз приятен и преподавателям информатики и информационных технологий.

Таким образом, использование ИКТ на уроках значительно повышает не только эффективность обучения, но и помогает создать более продуктивную атмосферу на уроке, заинтересованность учеников в изучаемом материале. Кроме этого, владение и использование ИКТ – хороший способ не отстать от времени и от своих учеников.

Сегодня информация играет решающую роль во многих проблемах, связанных не только с познавательной, но и технологической, творческой, политической, социальной деятельностью человека. Резкое возрастание роли и значения информации требует глубокой подготовленности всех членов современного общества к использованию средств информационной технологии в своей профессиональной деятельности, а значит, востребован выпускник школы, владеющий навыками работы с информацией. Нельзя забывать и о высоком потенциале информационных технологий в формировании и удовлетворении индивидуальных духовных потребностей учащихся, развитии их творческих способностей.

На мой взгляд, применение информационных технологий в учебном процессе способствует

§ повышению качества обучения;

§ выработке общеучебных навыков рациональной организации учебного труда;

§ радикальному изменению учебного процесса, переориентированию его в сторону развития системного мышления;

§ эффективной организации познавательной деятельности учащихся и формированию высокого уровня мотивации, интереса к учебной деятельности;

§ развитию у каждого школьника собственной образовательной траектории в связи с появлением неограниченных возможностей для индивидуализации и дифференциации учебного процесса;

§ развитию самостоятельности учащихся;

§ развитию сложившейся методологии образования за счет явных преимуществ новых информационных технологий, а именно: а) возможности наглядного и динамичного представления информации с использованием изображений и звука (текстовая, графическая, аудио- и видеоинформация, анимация); б) применения удаленного доступа к информационным ресурсам, обеспечивающим привлечение научной и культурной информации;

§ непрерывности и преемственности компьютерного образования на всех уровнях обучения от дошкольного до послевузовского; непрерывность может быть обеспечена компьютерной поддержкой всех школьных дисциплин: от общеобразовательных до профильных.

К достоинствам компьютерной поддержки как одного из видов использования новых информационных технологий в обучении можно отнести следующие: возможность конструирования компьютерного материала для конкретного урока; возможность сочетания разных программных средств; а также побуждающий аспект активизации деятельности учащихся. На наш взгляд, компьютер на урочных и внеурочных занятиях по общеобразовательным предметам выполняет различные функции: источника учебной информации; наглядного пособия качественно нового уровня с возможностями мультимедиа и телекоммуникации; тренажера; средства диагностики и контроля; текстового редактора.

Вместе с тем уроки с использованием компьютера следует проводить наряду с обычными занятиями; компьютерная поддержка должна являться одним из компонентов учебного процесса и применяться только там, где это целесообразно и нельзя допускать, чтобы компьютерная поддержка на уроке превратилась в игру.



Close