Чем должен руководствоваться человек в своих поступках: разумом или чувствами?

Человеческая душа чем-то напоминает весы, на чаше которых порой оказываются противоположные понятия: добро и зло, честь и бесчестье, любовь и ненависть, разум и чувства. Каждый раз, совершая какой-либо поступок, человек прислушивается к своему внутреннему голосу, ожидая услышать инструкции, некий план действий. Но чаще всего внутреннее Я будто разделяется на две части: голос разума повелевает сделать одно, а душа – совсем иное. К чему же прислушиваться человеку? На мой взгляд, в случае подобного конфликта нужно уметь находить компромисс, выбирать что-то среднее, ведь именно при таком раскладе удастся уравнять чаши внутренних весов, обрести гармонию и настоящее счастье с минимальными страданиями.

Как правило, судьба людей, ведомых только чувствами и эмоциями, очень трагична. Они или бессмысленно изводят себя страданиями, или теряются в лабиринте жизни, или в конце концов совершают непоправимые ошибки. Человеком, который заглушил трезвый голос рассудка мелодией светлых чувств, является Георгий Желтков из повести А. Куприна «Гранатовый браслет». Желтков – мелкий чиновник, однако социальное положение не мешает герою влюбиться в княгиню Веру Шеину. Та, конечно же, не отвечает Георгию взаимностью, но он продолжает любить женщину чистой, бескорыстной любовью, не тая своих чувств. Кажется, что обстоятельства должны погасить нежность в сердце Желткова: Вера выходит замуж за видного человека, счастлива в браке, знает лишь скромные инициалы Георгия да смутно представляет себе силу его любви, - но мужчина любит Веру всё сильнее и сильнее с каждым днём. Он поступает вопреки здравому смыслу: дарит Шеиной небезызвестные подарки, пишет письма, крадёт платки. И эта любовь приводит к настоящей трагедии: осознав, что возлюбленная будет несчастна из-за него, что он своим пламенным чувством разрушает её спокойную семейную жизнь, Желтков заканчивает жизнь самоубийством. На мой взгляд, читатель, узнав о судьбе Георгия, должен понять, что нельзя слепо верить голосу души, нужно прислушиваться к рассудку и стараться достичь состояния равновесия.

Люди, опирающиеся в своей жизни лишь на сухие доводы и механический разум, так же трагичны, как и люди эмоций. Порою в своих поступках они могут показаться совершенно бесчеловечными, жестокими, чёрствыми людьми. Герой романа-эпопеи В. Гюго «Отверженные» Жавер полагается лишь на закон, мнимое правосудие, не допускающее исправления и духовного воскрешения. В одном из эпизодов романа полицейский видит, как Фантина, куртизанка со дна социальной жизни, бранит молодого кавалера. Жавер насильно уводит девушку в полицейский участок и приговаривает к полугоду тюрьмы, окончательно разбивая несчастную Фантину. Она рассказывает полицейскому, что не виновата в сложившейся ситуации, кавалер всячески унижал и оскорблял её, а после и вовсе сунул пригоршню снега под вырез открытого платья и без того умирающей от болезни Фантины. Не по своей воле стала продавать она тело: её маленькая дочь живёт у трактирщиков, все зарабатываемые деньги уходят лишь на содержание девочки. Раньше Фантина работала на предприятии, но из-за доноса одной из работниц была уволена. Однако даже ужасающая история не производит на полицейского никакого впечатления, будто бы ничто не может потревожить его покойную, безэмоциональную душу. Наблюдая за такими людьми, как Жавер, мы должны понять, что жизнь без глубинных чувств – никакая не жизнь, а лишь бесплодное существование.

Не все ошибки можно исправить, не всякий поступок переиначить и не всякое чувство воскресить одной лишь волей. Чтобы избежать ужасных последствий, человек должен тщательно обдумывать свои поступки, полагаясь и на разум, и на чувства в равной мере, умея слушать своё внутреннее Я. Человек должен стараться отыскать ту самую золотую середину, то самое равновесие, тот баланс между разумом и чувством, чтобы быть по-настоящему счастливым, чтобы быть по-настоящему живым.

567 слов

Сочинение написала Рита Киреева, пользователь нашего сайта. Публикуется с незначительной стилистической обработкой.


Разум – это способность человека творчески и логически мыслить, обобщать результаты познания. Чувство – способность ощущать, испытывать, воспринимать внешние воздействия, сознавать окружающее. 25 слов

Оба эти компонента являются составляющими человеческой личности. Чтобы человек оставался в гармонии с самим собой, необходимо, чтобы чувство и разум находились в согласии. Если разум одержит верх, то человек станет чёрствым, бездушным, эгоистичным. Если в личности восторжествуют только чувства-страсти, а разум отойдёт на второй план, то человек может перестать контролировать себя, начать разрушать всё вокруг. Но есть люди, которые живут чувствами и совершают добрые поступки, имеют благие намерения.

Что может произойти от преобладания одной составляющей над другой? Какова разница между чувством, ведомым добрым сердцем, и чувством, движимым страстями?

Проблема диссонанса между разумом и чувством в русской литературе затрагивается весьма часто.

По традиции писатели отдавали первенство чувствам. Я абсолютно согласна с ними. Человек, личностью которого овладевают чувства, чистые и искренние, но не низкие и животные страсти, гуманен и добр по отношению к окружающим, заботится об их благе, готов на безвозмездную помощь, неравнодушен к бедам посторонних людей. Олицетворением чистоты, гуманности и сострадания является Соня Мармеладова, главная героиня романа Фёдорова Михайловича Достоевского «Преступление и наказание». Соня – человек, живущий по божьим законам, с пониманием относящийся к проблемам других, готовый помочь в трудную минуту, разделить страдания. Семья Мармеладовых находилась в бедственном положении, а нищете. Соне пришлось пойти на преступление, совершить насилие над собой: заняться проституцией. Несмотря на такую страшную цену, она решается на этот грех ради спасения своих близких от голодной смерти. Также Соня оказывает помощь Раскольникову. Она поддерживает его в трудный для него момент жизни, идёт за ним на каторгу, тем самым помогая его душе исцелиться и воскреснуть. Человек, ведомый искренними чувствами и благородными целями, заботится о благе ближних, не имея от этого выгоды. Он обладает такими качествами, как милосердие, бескорыстие, доброта. Такой человек способен совершать высокие, нравственные поступки под влиянием высоких духовных чувств.

Если чувства-страсти поработят человека, это может привести к его нравственной гибели. Тот, кто попал под влияние животных, низких страстей, становится способным на омерзительные, гадкие поступки. Аркадий Иванович Свидригайлов –полная противоположность Сони Мармеладовой- такой человек. В его жизни бушуют страсти. Он сладострастный, циничный. Свидригайлов загубил жизни других людей, в том числе своей жены, Марфы Петровны, которую, по слухам, отравил. Аркадий Иванович относится к типу людей, попавших под пагубное влияние страстей-разрушителей. Люди, чувства которых ведомы такими страстями, становятся эгоистичными, их поступки губительны для окружающих. Ими движут не высоконравственные чувства, а животные инстинкты.

Человек является разумным существом. Эта черта отличает его от других биологических видов. Но человек, полностью попавший под контроль холодного, расчетливого разума, становится циничной, холодной машиной, способной на аморальные поступки. Проблема победы разума над чувством ярко выражена в главном герое романа «Преступление и наказание» - Родионе Романовиче Раскольникове. Он – раб своей теории, являющейся плодом его больного разума. Суть данной теории состоит в том, что, по его мнению, люди делятся на два разряда: «право имеющих», которым всё дозволено, и « тварей дрожащих», которые должны подчиняться им. Эта идея одержала над личностью Раскольникова верх, стала им управлять, привела его к убийству, жестокому и безжалостному. Он убил старуху-процентщицу Алёну Ивановну. Одно преступление повлекло за собой другое.Он случайно убил сестру старухи, Лизавету, неожиданно появившуюся на месте преступления. Ещё более омерзительный герой, живущий разумом - Пётр Петрович Лужин, «двойник Раскольникова». В основе его теория лежит идея о сильной личности, поставившей себя выше других. Он, ничем не брезгуя, добивается своих целей, использует людей для своей выгоды, не чувствуя при этом мук совести. Он бесчувственная, эгоистичная натура. Показателем этого является, к примеру, случай с Соней. Лужин подставил и опозорил её, обвинив в воровстве денег, которые сам и подбросил беззащитной девушке. Если разум перейдёт границы дозволенного и поработит сознание человека, он может направить его на ложный путь, сделать его беспощадным и жестоким.

Конфликт между разумом и чувством знаком практически каждому человеку. Кто-то предпочитает жить разумом, кто-то склоняется в сторону чувств. Одни люди под воздействием чувств-страстей становятся аморальными, низкими и безнравственными, других людей чувства облагораживают, ведут к совершению благородных, высоконравственных поступков. С.Я.Маршак написал: «Пусть добрым будет ум у вас, а сердце умным будет». Это означает, что разум и чувство должны поддерживать друг друга, гармония между ними необходима, и хотя достичь её крайне трудно, нужно стремиться к этому. 60 слов(без цитаты в кавычках)

Сочинение по направлению: Разум и чувство. Выпускное сочинение 2016-2017

Разум и чувство: могут ли они владеть человеком одновременно или же это понятия, взаимно исключающие друг друга? Верно ли утверждение, что в порыве чувств человек совершает как низменные поступки, так и великие открытия, которые движут эволюцию и прогресс. На что способен бесстрастный разум, холодный расчет? Поиск ответов на эти вопросы занимает лучшие умы человечества с тех пор, как появилась жизнь. И этот спор, что важнее - разум или чувство, - ведется с древности, и у каждого свой ответ. «Люди живут чувствами», - утверждает Эрих Мария Ремарк, но тут же добавляет, что для того, чтобы осознать это, необходим разум.

На страницах мировой художественной литературы проблема влияния чувств и разума человека поднимается очень часто. Так, например, в романе-эпопее Льва Николаевича Толстого «Война и мир» предстают два типа героев: с одной стороны, это порывистая Наташа Ростова, чувствительный Пьер Безухов, бесстрашный Николай Ростов, с другой - надменная и расчетливая Элен Курагина и ее брат, черствый Анатоль. Многие конфликты в романе происходят именно от избытка чувств героев, за перипетиями которых очень интересно наблюдать. Ярким примером, как порыв чувств, необдуманность, пылкость характера, нетерпеливая молодость, повлияли на судьбу героев, является случай с изменой Наташи, ведь для нее, смешливой и юной, ждать свадьбы с Андреем Болконским было невероятно долго, могла ли она подчинить свои неожиданно вспыхнувшие чувства к Анатолю голосу разума? Здесь перед нами разворачивается настоящая драма разума и чувств в душе героини, она оказывается перед нелегким выбором: бросить жениха и уехать с Анатолем или не поддаться минутному порыву и дождаться Андрея. Именно в пользу чувств был сделан этот нелегкий выбор, лишь случайность помешала Наташе. Мы не можем осуждать девушку, зная ее нетерпеливый характер и жажду любви. Именно чувствами был продиктован порыв Наташи, после она сожалела о своем поступке, когда проанализировала его.

Именно чувство безграничной, всепоглощающей любви помогло Маргарите воссоединиться с возлюбленным в романе Михаила Афанасьевича Булгакова «Мастер и Маргарита». Героиня, не раздумывая ни секунды, отдает душу дьяволу и отправляется с ним на бал, где убийцы и висельники прикладываются к ее колену. Отринув обеспеченную, размеренную жизнь в роскошном особняке с любящим мужем, она бросается в авантюрное приключение с нечистой силой. Вот яркий пример того, как человек, выбрав чувство, сотворил свое счастье.
Таким образом, высказывание Эриха Марии Ремарка совершенно справедливо: руководствуясь только лишь разумом, человек может прожить, однако это будет жизнь бесцветная, тусклая и безрадостная, только чувства придают жизни непередаваемые яркие краски, оставляя эмоционально наполненные воспоминания. Как написал великий классик Лев Николаевич Толстой: «Если допустить, что жизнь человеческая может управляться разумом, то уничтожится сама возможность жизни».

Любовь – это высокое чувство, обладающее огромной силой. Оно

может возвысить человека, окрылить, раскрыть в нѐм новые душевные

качества. Но в то же время любовь может принести невыносимые страдания

и толкнуть на необдуманные поступки. Так чем же руководствуется

влюбленный человек, совершая те или иные поступки: холодным разумом

или горячими чувствами?

Зачастую любящий человек делает выбор не в сторону здравого

смысла, а в сторону эмоций, душевного порыва. Так поступает и Олеся –

героиня одноименной повести Александра Ивановича Куприна. Во время

второй встречи с Иваном Тимофеевичем девушка гадает ему на картах и

предсказывает большую любовь от «трефовой дамы», которая в свою

очередь будет несчастна из-за него. Совершенно очевидно: Олеся прекрасно

понимала, что эта «дама» она сама, но не испугалась пророчества и не

разорвала отношений с Иваном Тимофеевичем, а, наоборот, с каждой новой

встречей всѐ больше и больше укрепляла их. Еѐ поступок можно объяснить

тем, что у Олеси на тот момент уже зародилось чувство симпатии к Ивану

Тимофеевичу. Она, догадываясь о тяжелых последствиях, но поддавшись

воле чувств, сделала свой выбор в пользу счастливой, яркой но очень

непродолжительной любви, а не в пользу тихого собственного спокойствия.

Но не всегда влюбленный человек следует зову своего сердца. Главной

героине романа Шарлотты Бронте «Джен Эйр» приходится делать очень

трудный выбор, и она руководствуется именно здравым смыслом. Джен,

безумно любившая мистера Рочестера, узнав о его обмане, не могла

преступить через свои моральные принципы и стать его женой, поэтому она

решает уйти от любимого. Но какой ценой ей это далось! Джен было очень

тяжело принять это решение, она понимала, что Эдвард Рочестер именно тот

человек, с которым она хочет связать свою судьбу, с кем она будет по-

настоящему счастлива, что их чувства друг к другу сильны и взаимны. Но

будучи девушкой высоких нравственных правил, Джен повинуется голосу

Действительно, человек способен на многое, когда находится под

властью любви. Я считаю, что влюблѐнный не должен терять голову и

действовать, руководствуясь только своими чувствами и эмоциями. Но и

нельзя ставить под удар своѐ собственное счастье, поддавшись зову разума,

ведь в таком случае его можно упустить навсегда. Думаю, что любящий

​​​​​​​​​​​​​​Чувства - основа разума, но разум к чувствам не сводится1.

Разум принимает решение на основе данных, предоставляемых чувствам, и его решение может как в русле того, что ему подсказывают его чувства, так и противоречить тому, к чему его подталкивают чувства. Исход конфликта зависит как от силы разбушевавшихся чувств, так и от силы личности. Если разум слаб, а чувства сильны, разум обычно только соглашается с тем, что диктуют ему чувства. Однако сила чувств определяет не все, кроме силы чувств, есть сила разума и сила личности.

Конфликт и содружество разума и чувств

Нередко разум и чувства конфликтуют. Чувства говорят: "Хочу!", разум говорит "Нужно". Разум говорит: "Правильно так", чувства протестуют: "Не хочется". Как решать этот вопрос? Это во многом зависит от уровня личностного развития людей, включенных в эту ситуацию. Чем ниже уровень развития личности, тем чаще вопрос решается на уровне чувств. Чем выше - тем чаще идет обращение к разуму. Очень важно, чтобы чувства давали тонкую информацию о состоянии своем или состоянии другого человека, но не менее важно, чтобы чувства оставались только инструментом, а решения принимала голова (решения принимались разумом). См.→

Содружество разума и чувств возможно и необходимо, при этом правильное их отношение состоит не в равноправии разума и чувств, а в их иерархии: в выполнении разумом своей работы принятия ответственных решения и подчинении чувств разуму. См.→

Личностные особенности

Дети чаще живут чувствами, взрослая жизнь предполагает большую роль разума, однако там, где люди могут свой образ жизни выбирать самостоятельно, мужчины чаще руководствуются разумом, женщины - чувствами.

Дети и некоторые девушки настолько привыкли жить чувствами, что им и в голову не приходит, что когда-то можно руководствоваться и головой. См.→

Люди, убежденные, что следует жить в первую очередь по зову сердца (по велению чувств, руководствуясь интуицией), часто называют себя интуитивистами . В частности, ярым интуитивистом был Ж.-Ж. Руссо.


Close