3 апреля на перегоне между станциями питерского метрополитена «Сенная площадь» и «Технологический институт» прогремел взрыв. По официальным данным, девять человек погибли. Предыдущий теракт в метро Санкт-Петербурга произошел в 1996 году. Тогда в ночь с 18 на 19 декабря 1996 года взрывное устройство сработало в вагоне между станциями «Площадь Ленина» и «Выборгская». Пострадал один человек. Взрывы в метрополитене в России за последние 20 лет — в фотогалерее РБК.

11 июня 1996 года взрыв самодельного устройства произошел в Москве между станциями метро «Тульская» и «Нагатинская». Взрывное устройство мощностью около 1 кг тротила было заложено под одним из сидений. Погибли четыре человека, еще 16 пострадали. В декабре 1997 года были задержаны двое подозреваемых в совершении теракта, их имена не разглашались.

В ночь с 18 на 19 декабря 1996 года взрывное устройство сработало в вагоне между станциями «Площадь Ленина» и «Выборгская» Петербургского метрополитена. Из-за позднего времени суток жертв удалось избежать, пострадал один человек.

1 января 1998 года в Москве произошел взрыв в вестибюле станции метро «Третьяковская». Мощность взрывного устройства составляла 150 г в тротиловом эквиваленте. Машинист поезда передал дежурной по станции сумку, которая вызвала у него подозрения. Дежурная положила сумку на щит с огнетушителями и отошла вызвать милицию, в этот момент взрывное устройство сработало. Три человека получили ранения.

8 августа 2000 года в центре Москвы, в подземном переходе под Пушкинской площадью, прогремел взрыв. Мощность устройства составила 800 г в тротиловом эквиваленте. Погибли 13 человек, 118 получили ранения разной степени тяжести. В 2005 году случившееся было признано террористическим актом. Преступники так и не были найдены, а в августе 2006 года прокурор Москвы Юрий Семин заявил, что исполнителей теракта, скорее всего, нет в живых.

5 февраля 2001 года на станции «Белорусская-кольцевая» в Москве сработало взрывное устройство мощностью около 300 г. Бомба была заложена под мраморную скамью на платформе. Пострадали 20 человек, в том числе двое детей.

6 февраля 2004 года в Москве на перегоне между станциями «Автозаводская» и «Павелецкая» произошел взрыв. Бомбу мощностью 4 кг в тротиловом эквиваленте, начиненную поражающими элементами, привел в действие террорист-смертник. В результате теракта погибли 41 человек (не считая террориста), более 250 получили ранения.

Фото: Дмитрий Коробейников / РИА Новости

31 августа 2004 года в Москве у станции метро «Рижская» совершила взрыв террористка-смертница. Женщина попыталась пройти на станцию, но увидела у входа милиционеров, развернулась и привела в действие взрывное устройство. В результате погибли 10 человек, ранения получили 46 человек. Троих фигурантов дела в 2007 году приговорили к пожизненному заключению.

29 марта 2010 года в московском метро произошел двойной теракт. Первый взрыв прогремел около 08:00 мск на станции «Лубянка», через полчаса бомба взорвалась на станции «Парк культуры». Жертвами теракта стали 41 человек, еще более 100 пострадали. По данным следствия, организаторами теракта стали члены исламистского подполья Дагестана.

3 апреля 2017 года на перегоне между станциями «Сенная площадь» и «Технологический институт» в Санкт-Петербурге прогремел взрыв. По официальным данным, 10 человек погибли, десятки пострадали.

Второй взрыв в московском метро на станции "Парк культуры" раздался сразу после того, как машинист поезда попросил пассажиров освободить вагоны. За 43 минуты до этого на расстоянии двух станций в результате первого теракта уже погибли 26 человек, однако пассажирам об этом не сообщали и эвакуироваться не предлагали. Очевидцы вспоминают, что происходило на станциях во время двойного теракта и как действовали милиция и оперативные службы.

Взрыв на "Лубянке" (посмотреть на карте) произошел в 07:56 во втором вагоне юбилейного метропоезда "Красная стрела" во время его прибытия на станцию в сторону станции "Комсомольская". Второй взрыв прогремел на станции "Парк культуры (посмотреть на карте) " (радиальная) в 8:39 - в поезде, двигавшемся в центр в сторону "Лубянки".

После взрыва на "Лубянке" в вагоне началось сильное задымление, сообщают очевидцы. "Во время взрыва я был на переходе с "Кузнецкого моста" на станцию "Лубянка", поднимался по эскалатору на переход и услышал сильный хлопок, взрыв, - рассказал РИА Новости очевидец происшествия Алексей. - Сверху вырвалась облако пыли, люди побежали по эскалатору, стали падать. Когда я вышел на Лубянскую площадь, там уже были спасатели, пожарные, милиция и машины "скорой помощи".

"Я был в соседнем вагоне, когда прогремел взрыв, - рассказал пассажир "Красной Стрелы", взорванной на "Лубянке", - приводит слова другого очевидца LifeNews . - Двери соседнего вагона буквально вывернуло наружу. Как минимум, человек 15 погибли сразу же".

Один из пассажиров застал момент взрыва, переходя с "Кузнецкого моста" на станцию "Лубянка". "Я непосредственно поднимался по эскалатору на переход и услышал хлопок, взрыв. Дверь около меня, около перехода прогнуло. Облако пыли сверху опустилось на эскалатор, побежали люди по эскалатору. Люди стали падать, там была куча-мала. Я тоже побежал", - цитируют свидетеля "Вести.Ru".

"Мы не поняли, что случилось, думали, что на вагон рухнули перекрытия потолка. Все закричали, - рассказала девушка, находившаяся в соседнем со взорванным вагоне (цитата по ИТАР-ТАСС). - Только когда мы вышли на улицу, узнали о взрыве".

По данным прокуратуры Москвы, взрывное устройство было на поясе входившего во второй вагон пассажира (по данным следователей - пассажирки). Поражающие элементы (рубленная арматура), которыми была начинена самодельная бомба, разлетелись по площадке у входа в вагон. Следователи отмечают, что голова смертницы (как и той, что взорвала себя на "Парке культуры") цела. В вагоне работала видеокамера, запись отдана криминалистам.

Первые пострадавшие от взрыва в московском метро

По последним данным МЧС, при взрыве на станции "Лубянка" погибли 24 человека, 39 получили ранения. На Лубянскую площадь съехалось до сотни автомобилей различных оперативных служб - МЧС, аварийной службы газа, аварийной службы метро, милиции, скорой помощи, реанимации, ГУВД, ДПС и других. После взрыва на Лубянке движение поездов в метро остановлено не было. Поезда, хоть и с увеличенными интервалами, но ехали в сторону "Парка культуры", где произошел второй взрыв.

Перед взрывом всех пассажиров поезда попросили выйти из вагонов. "Приехали на "Парк культуры", сообщили, что поезд дальше не следует и попросили освободить вагоны.
Вышел, позвонил домой, сказали, что взрыв на "Лубянке". Ужасно. Положил трубку и пошел в переход. В переходе почему-то выла сирена и, судя по всему, не работал эскалатор, как только дошел до него, сзади прогремел взрыв", - пишет фотограф Иван Бухрадзе .

"Я ехал в последнем вагоне состава, - рассказывает GZT.RU очевидец Роман. - Наш состав ехал с постоянными перерывами. На каждой станции он подолгу стоял, нам объявляли, что поезд отправится через столько-то минут. В вагонах было битком народу. На станции метро "Парк культуры" нам объявили, что поезд дальше не пойдет. Попросили освободить вагоны. На платформе началась какая-то суета, нездоровое оживление. А потом раздался легкий хлопок. Я насторожился, подумал, что кто-то стреляет из травматического пистолета. Потом, когда пошел дым, все стало ясно".

Эвакуация из поезда на станции "Парк культуры"

Как написал очевидец событий в блоге davete.livejournal.com, после взрыва на "Лубянке" он находился на "Библиотеке имени Ленина". "Поезд ждал минут 7. Затем он стоял на станции примерно столько же... Таким образом, стояли минут по 7-10 на "Кропоткинской", затем в перегоне между "Кропоткинской" и "Парком культуры". Выхожу на "Парке культуры". Поднимаюсь уже было к выходу. Рядом идут сотрудники милиции. К ним обращается какая-то женщина: "Что случилось-то? " - "Ой, да авария какая-то, технические причины". В эту же секунду прогремел взрыв", - пишет он.

В результате взрыва на станции метро "Парк культуры" погибли 13 человек, более 30 получили ранения. Официальный представитель СКП РФ Владимир Маркин заявил, что взрыв в вагоне произошел в момент открывания дверей на высоте около 1,6 метра. А взрывное устройство привела в действие террористка-смертница. Основой взрывного устройства был пластит, рассказал он. А вскоре глава ФСБ Александр Бортников доложил президенту Дмитрию Медведеву, что в московском метро было взорвано взрывчатое вещество гексоген. По его данным, мощность бомбы сработавшей на "Лубянке" - 4 кг. По его словам, к взрыву причастны боевики с Северного Кавказа: у следствия есть фотороботы смертниц, севших в метро на конечном терминале Сокольнической линии - станции "Юго-Западная".

Дальнейшие версии событий разнятся. Одни очевидцы сообщают, что никакой паники на "Парке культуры" не было. "Мы услышали негромкий хлопок и не поняли, что произошло, - рассказал журналистам Осет Кулиев, который находился в одном из вагонов поезда во время взрыва. - Потом, когда люди поняли, что это теракт, все стали покидать вагоны, и паники при этом практически не было. О взрыве в составе объявили по громкой связи и проинструктировали людей, как себя вести в этой ситуации, что все должны покинуть вагоны и подняться в город".

Другие очевидцы говорят об обратном. Как сообщает "Фонтанка.ru" со ссылкой на участников блогосферы, из-за давки после взрыва на станции "Парк культуры" погибла женщина. Ее затоптала толпа, пытавшаяся выйти со станции после того, как станцию заволокло дымом от взрыва. Пока официальных подтверждений этому нет. Но сообщается, что сильная давка была на станции "Комсомольская". На других линиях метро, наоборот, малолюдно. Многие москвичи, опасаясь повторения взрывов, отказались от поездок в центр города.

Движение поездов на участке Сокольнической линии от "Парка культуры" до "Комсомольской" было остановлено. Этим воспользовались промышляющие частным извозом. Как сообщают горожане в своих блогах, цены за проезд между 2-4 станциями метро подскочили до нескольких тысяч рублей. Таксисты развозили народ с "Комсомольской" не менее чем за 3000 рублей. В Твиттере сообщают, что был даже таксист на черной "Волге", просивший за подвоз 10 тыс. рублей, и называют номер его машины. При этом пользователи интернета указывают, что 9 сентября 2001 года в Нью-Йорке после теракта таксисты возили людей бесплатно.

Впрочем, другие блогеры акцентировали внимание на тех водителях, кто помогал в непростой момент. Известный блогер Drugoi пишет: "Сегодня все пишут про каких-то таксистов, которые брали с людей по 3000 руб., чтобы довести их до центра. А мне позвонила знакомая, которая, как и многие, пыталась уехать на попутке от "Юго-Западной". И там была целая вереница машин, водители которых брали к себе пассажиров просто так, бесплатно. Она так и уехала, на здоровенном внедорожнике - мужик ничего с пассажиров не взял. У меня во френдленте есть такой человек - sergelin. Он нарочно поехал развозить народ на своей вазовской "четверке". Так что, люди-то все разные - есть говно, а есть человеки".

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

29 марта 2010 года в 7 часов 56 минут на пульт оперативного дежурного службы "01" МЧС России поступило сообщение о взрыве на станции метро "Лубянка" Сокольнической линии московского метрополитена во втором вагоне поезда, следовавшего в сторону станции "Комсомольская".

В момент остановки поезда, непосредственно перед открытием дверей, сработало взрывное устройство, закрепленное на женщине, стоящей у второй двери второго вагона.

Как установило следствие, в момент первого взрыва вторая террористка‑смертница уже ехала по Сокольнической линии в том же направлении, отставая от первой на несколько перегонов. Сразу после взрыва движение всех находящихся на линии поездов остановили, как было объявлено, "по техническим причинам". А затем составы с людьми начали медленно тянуть до ближайших станций, чтобы высадить и вывести наверх пассажиров. Заминированная женщина в этот момент оказалась на перегоне между станциями "Фрунзенская" и "Парк культуры". Когда состав добрался до станции "Парк культуры" и машинист объявил, что поезд дальше не пойдет и попросил пассажиров освободить вагоны, открыв двери, в третьем вагоне сработала вторая "живая бомба" .

О взрыве на станции метро "Парк культуры" на пульт оперативного дежурного службы "01" МЧС России сообщение поступило в 8 часов 37 минут .

Мощность взрывного устройства, сработавшего на станции "Лубянка", составила до четырех килограммов в тротиловом эквиваленте, а на станции "Парк культуры" — до двух килограммов в тротиловом эквиваленте. Взрывные устройства . В качестве поражающих элементов использовались болты и нарубленная арматура.

Непосредственно в результате обоих взрывов погибли на месте 36 человек , из них 24 на станции метро "Лубянка" и 12 на станции метро "Парк культуры". В последующие дни в больницах скончались еще четыре человека.
.

В связи с взрывами в метро в Москве был введен план "Вулкан".

Также была усилена проверка паспортного режима. Московская железная дорога усилила контроль на объектах железнодорожного транспорта, все станции московского метро .

Вся милиция на железнодорожном, водном, воздушном транспорте и в метрополитене была переведена на усиленный вариант несения службы . Для обеспечения безопасности были введены шесть так называемых рубежей антитеррористической защищенности. Это проверка не только собственно аэровокзалов, но и ближайших строек, рынков, торговых комплексов, гостиниц, автопарковок.

Дополнительные меры безопасности , в частности, в петербургском и екатеринбургском метро.

Перед этим машинист сообщил по "громкой связи", что поезд дальше не идет, и пассажиры начали выходить из вагонов. К моменту взрыва большая часть из них уже вышла.

На станции метро "Лубянка" взрыв произошел в именном поезде "Красная стрела".

Непосредственно в результате обоих взрывов погибли на месте 36 человек, из них 24 на станции метро "Лубянка" и 12 на станции метро "Парк культуры".

В последующие дни в больницах скончались еще четыре человека. 88 раненых были госпитализированы в лечебные учреждения Москвы. Часть пострадавших была доставлена в больницы вертолетами МЧС России.

Сотрудники ГУП "Московский метрополитен" совместно с подразделениями МЧС России провели эвакуацию со станций метро более 3500 человек.

На месте для ликвидации последствий чрезвычайной ситуации работали оперативные группы МЧС России, ФСБ России, МВД России. Всего к ликвидации последствий взрывов привлекались 657 человек и 187 единиц техники, от МЧС России — 342 человека и 100 единиц техники.

На местах происшествий работали 25 психологов Центра экстренной психологической помощи МЧС России.

После взрывов, движение поездов на центральном участке Сокольнической линии было остановлено. Поезда следовали от станции "Комсомольская" до станции "Улица Подбельского" и от станции "Спортивная" до станции "Юго-Западная" в обоих направлениях.

Для входа и выхода пассажиров были закрыты станции "Фрунзенская", "Парк культуры", "Кропоткинская", "Библиотека им. Ленина", "Охотный ряд", "Лубянка", "Чистые пруды", "Красные ворота". Кроме того, были закрыты переходы на Сокольническую линию на станциях "Парк Культуры" Кольцевой линии, "Боровицкая", "Александровский сад", "Арбатская" Арбатско-Покровской линии, "Театральная", "Кузнецкий мост" и "Тургеневская".

В результате взрывов на станциях "Лубянка" и "Парк культуры" Сокольнической линии, сами станции Московского метрополитена повреждены не были.
Восстановление движения проходило поэтапно, сначала, около 16.00 мск, был открыт участок от станции "Юго-Западная" до станции "Парк культуры", примерно тогда же на вход и выход пассажиров была открыта сама станция. Потом движение было восстановлено на участке от "Парка культуры" до "Комсомольской". К 17.00 мск cтоличный метрополитен объявил о том, что движение на линии восстановлено полностью, однако поезда не останавливались на станции "Лубянка", которая все еще была закрыта для входа и выхода пассажиров. В 17.10 станция метро "Лубянка" была открыта.

В связи с взрывами в московском метро личный состав управлений внутренних дел был на усиленный режим несения службы. Увеличено число патрульных милиционеров на вокзалах и в столичных аэропортах, ужесточен паспортный режим.

В Москве был , все станции метрополитена были обследованы кинологами на предмет обнаружения взрывчатки. Московские аэропорты усилили меры безопасности.

Московская железная дорога на объектах железнодорожного транспорта.

Дополнительные меры безопасности применялись и в других городах, в частности, в петербургском и екатеринбургском метро.

В Москве был объявлен днем траура по погибшим в результате терактов.

Следственными органами Следственного комитета по факту взрывов на станциях московского метрополитена "Лубянка" и "Парк культуры" было возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного статьей 205 Уголовного кодекса РФ (террористический акт). Потерпевшими по делу о теракте были 168 человек.

По данным взрывотехнической экспертизы, мощность взрывного устройства, сработавшего на станции "Лубянка", до четырех килограммов в тротиловом эквиваленте, а на станции "Парк культуры" — до двух килограммов в тротиловом эквиваленте. Взрывные устройства были начинены взрывчаткой на основе гексогена. В качестве поражающих элементов использовались болты и нарубленная арматура.

Директор ФСБ РФ доложил президенту РФ, что установлены все причастные к взрывам в московском метрополитене — как исполнители, так и организаторы.

По данным силовых структур, на станции "Лубянка" себя уроженка Дагестана Мариам Шарипова, 1982 года рождения. Второй взрыв (на станции "Парк культуры") совершила также уроженка Дагестана Джанет Абдурахманова (Абдуллаева), 1992 года рождения.

Организатором взрывов на станциях московского метрополитена являлся Магомедали Вагабов — один из лидеров диверсионно-террористического подполья, действовавшего на территории Дагестана.

Следствие располагает доказательствами, что местом проведения теракта был намеренно выбран метрополитен для создания большого общественного резонанса не только на территории России, но и за рубежом. Установлено, что смертницы приводили в действие взрывные устройства именно в момент остановки поезда, когда и в вагонах, и на платформе сосредотачивалось наибольшее количество людей. Целью террористов было добиться как можно большего числа жертв.

Установленные организаторы и исполнители этих терактов были ликвидированы при оказании вооруженного сопротивления сотрудникам правоохранительных органов.

Национальный антитеррористический комитет РФ сообщил об уничтожении в Дагестане последнего террориста, непосредственно причастного к организации и осуществлению терактов в московском метро в марте 2010 года. По данным спецслужб, он сопровождал смертниц, подорвавших себя в метро, из Дагестана в Москву.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Ровно восемь лет назад - 29 марта 2010 года - в московском метро в утренний час пик прогремели два взрыва. Первый - на «Лубянке», через 40 минут второе взрывное устройство сработало на «Парке Культуры». Обе бомбы были закреплены на террористках‐смертницах. Ответственность за взрывы сразу взял на себя лидер «Кавказского эмирата» Доку Умаров. Погибли 40 человек, пострадали 168. Большинство - россияне, а также граждане Таджикистана, Филиппин, Киргизии, Малайзии и Израиля.

Взрывы

О первом взрыве стало известно в 07:56. Мина была закреплена на стоящей возле второй двери второго вагона смертнице. Устройство сдетонировало, когда поезд остановился на платформе и машинист собирался открыть двери. Мощность взрывного устройства составила около четырех килограммов в тротиловом эквиваленте. В результате этого взрыва погибли 24 человека.

После этого движение поездов по Сокольнической линии полностью остановили. Но к этому времени вторая террористка уже находилась в составе, остановившемся на перегоне между «Фрунзенской» и «Парком культуры». Машинист довел поезд до станции и попросил пассажиров выйти. Именно в этот момент, в 08:37, в третьем вагоне прогремел второй взрыв. Мощность бомбы была эквивалентна двум килограммам тротила. Жертвами стали 16 человек, четверо из которых скончались через два дня в больнице.

В устройствах использовалось мощное взрывчатое вещество гексоген, а в качестве поражающих элементов - куски арматуры и железные болты.

Сразу после трагедии сотрудники МЧС и столичной подземки эвакуировали из метро порядка 3,5 тысячи человек, перекрыли участок от «Спортивной» до «Комсомольской» и закрыли ряд станций. Из-за взрывов сотрудников УВД на Московском метрополитене перевели в усиленный режим службы, а саперы и кинологи с собаками обследовали все станции на наличие взрывчатки. Полностью движение восстановили лишь к вечеру 29 марта.

Расследование трагедии


Из-за взрывов СКР возбудил уголовное дело по статье 205 УК РФ «Террористический акт». 31 марта сайт «Кавказ-центр» разместил видеообращение Доку Умарова, записанное в день трагедии. Бандит заявил, что взрывы произвели по его личному приказу, а теракт - это акция возмездия за февральскую спецоперацию федералов в ингушских селениях. Тогда в Сунженском районе были ликвидированы 18 террористов. Позднее администрация YouTube удалила все видеоролики с признанием Умарова.

В мае 2010 года сотрудники правоохранительных органов и силовых структур установили личности всех причастных к трагедии в подземке. Организатором терактов признали одного из главарей боевиков действовавшего в Дагестане террористического подполья Магомедали Вагабова.

Убийцей пассажиров на «Лубянке» оказалась уроженка Дагестана Мариам Шарипова. По одним данным, она была женой Магомедали Вагабова, а по другим - террориста по кличке Доктор Мухаммад. Взорвавшейся на «Парке культуры» террористкой являлась 17-летняя вдова лидера дагестанских боевиков Умалата Магомедова Дженнет Абдурахманова.

По данным следствия, террористы намеренно выбрали метрополитен в качестве места проведения теракта для создания общественного резонанса как в России, так и за ее пределами. Во-первых, был выбран утренний час пик, когда в метро чрезвычайно многолюдно. Во-вторых, обе террористки привели мины в действие в тот момент, когда поезда только-только остановились на платформах и пассажиры очень плотно стояли возле дверей. То есть преступники заранее подсчитали, как добиться максимально возможного числа жертв.

Ликвидация террористов


4 июня 2010 года Александр Бортников, возглавлявший тогда ФСБ, сообщил о ликвидации части боевиков из группировки Вагабова. 12 июля в Дагестане были задержаны шестеро смертниц и двое боевиков, готовивших новые теракты в центре России. Одним из них оказался мужчина, который привез Абдуллаеву и Шарипову в Москву.

21 августа 2010 года в квартире в селении Гуниб сотрудники дагестанского управления ФСБ России блокировали Вагабова и еще четырех боевиков. Террористам предложили сдаться, на что бандиты ответили огнем. В перестрелке все пятеро были убиты. 6 февраля 2013 года стало известно о смерти Гусена Магомедова - последнего участника взрывов в метрополитене, который сопровождал террористок-смертниц из Дагестана в Москву.


Close