Всех с праздником! С ДНЕМ ПОБЕДЫ! Мира всем нам...

Он черен был и липок...

Сегодня просто для памяти хочется вспомнить о хлебе блокадного Ленинграда.

Блокада, как известно, продолжавшаяся 900 дней и ночей, не знала "легких" периодов. В начале декабря 1941 вместе с зимней ленинградской темнотой в город врывались холод и голод. Жизнь словно шла вниз, и каждый следующий день был хуже и труднее предыдущего. Обычный кусок хлеба на глазах становился драгоценностью.

Нормы хлеба снижали в пять раз. "Во избежание перебоев в обеспечении хлебом войск фронта и населения Ленинграда установить с 20 ноября 1941 г. следующие нормы отпуска хлеба:
- рабочим и ИТР 250 г;
- служащим, иждивенцам и детям 125 г;
- частям первой линии и боевым кораблям 500 г;
- летно-техническому составу ВВС 500 г.
- всем остальным воинским частям 300 г."

Так родились "сто двадцать пять блокадных грамм с огнем и кровью пополам" , которые вошли как символ нечеловеческих испытаний в память и сознание миллионов людей, стали основой для споров, версий и легенд. В блокаду существовали нормы на крупу, мясо, масло, сахар. Но карточки почти не отоваривались, выдачи этих продуктов стали "разовыми", они зависели от ничтожного завоза и от изобретательности ленинградских пищевиков ("студень из субпродуктов в счет мяса"). И только хлеб, хотя и с некоторыми сбоями, выдавался регулярно. Кусочек хлеба на протяжении многих блокадных дней оставался для человека единственным источником жизни и единственной надеждой.

Так же героически, как и служба "скорой помощи", в блокадном Ленинграде работали шесть хлебозаводов. Производство не останавливалось ни на один день. Долгое время технологию изготовления хлеба скрывали, на документах пекарей стоял гриф "для служебного пользования" и даже "секретно". Муки не хватало, в хлеб добавляли мякину, отруби и даже целлюлозу. Осень 41-го и зима 42-го - самое тяжелое время.

Люди, пережившие войну, берегут каждую крошку и никогда не выбросят даже маленький кусочек пищи в мусорное ведро.

К началу блокады запасы продовольствия в Ленинграде оказались весьма незначительными. Муки и зерна на 35 дней, мяса - на 33, жиров - на 45, крупы и макарон - на 30, сахара и кондитерских изделий - на 60 дней. С 23 ноября по 1 декабря 1941 г. удалось завезти всего 800 тонн муки, что меньше двухдневного расхода. Норма выдачи хлеба по карточкам, введенным через месяц после начала войны, неуклонно снижалась - в ноябре 1941 года рабочим полагалось 250 граммов хлеба, а всем остальным - по 125 граммов.

Почти сразу же начался поиск всевозможных пищевых заменителей. Ученые Лесотехнической академии под руководством профессора Шаркова разработали технологию и организовали производство гидроцеллюлозы как пищевой добавки в хлеб и пищевых дрожжей. Во всем Ленинграде прекратилось производство пива, а 8 тыс. тонн солода, хранившегося на пивоваренных заводах, перевезли на мельницы, размололи и использовали как примесь к хлебу. На эти же цели были переданы 5 тыс. тонн овса, предназначенных для корма лошадей, 4 тыс. тонн хлопкового жмыха, обнаруженных на территории Ленинградского порта. Со стен мукомольной фабрики «Невская мельница» начали соскребать мучную пыль.

На «Ливизе» был освоен выпуск бутылок с зажигательной смесью, а также пищевых дрожжей и витаминов из хвои. На «Степане Разине» приступили к производству противотанковых бутылок с горючей жидкостью, гильз для снарядов, а также гидролизата целлюлозы - наполнителя для производства хлеба, хвойного витаминного напитка, уксуса, квашеной капусты. Сушильное отделение в этот период было использовано под сушку продуктов, извлеченных со дна Ладожского озера.

Работники предприятия «Красный пекарь» вынуждены были разработать рецепт «блокадного хлеба»: пищевая целлюлоза - 10%, хлопковые жмыхи и обойная пыль - 14%, кукурузная и ржаная мука - немного более 60%, остальное - добавки. С 1943 по 1945 г. хлебозавод был частично законсервирован, работал лишь кондитерский цех, который занимался выпуском сухарей, галет и продукции для госпиталей.

В дни блокады работники самого передового в то время предприятия отрасли - хлебозавода имени Бадаева (ныне ОАО «Каравай») перешли на круглосуточную работу и казарменное положение. Хлеб выпекали с примесью солода, овса, масляных жмыхов. Специалисты центральной лаборатории, создавая рецептуры для выпечки, включали в них целлюлозу, березовые почки, сосновую кору. До сих пор хранятся датированные запаянные колбы, содержащие компоненты, составлявшие основу блокадного «хлеба».

Использовалась и так называемая коревая мука (от слова корка). Когда на Ладоге тонули машины, доставлявшие муку в осажденный город, специальные бригады фиксировали места затопления, а потом под покровом ночи, чтобы не попасть под обстрел, по установившемуся льду добирались до места и крючьями на веревках поднимали мешки. Иногда это удавалось сделать через день-два, но бывало, что мука лежала под водой до двух недель.

В середине мешка какое-то количество муки оставалось сухим. Внешняя же, промокшая часть, высыхая, схватывалась, как цемент. Вот эти «цементные» корки и отправляли на хлебозавод. Отработав 12 часов на производстве, рабочие еще 2-4 часа раскалывали на куски большими палками «цементные» корки, затем их измельчали и перемалывали. Коревая мука давала возможность уменьшить вклад совсем малосъедобных компонентов до 50 процентов.

И сквозь остывшую планету
на Ленинград машины шли:
он жив еще. Он рядом где-то.
На Ленинград, на Ленинград!
Там на два дня осталось хлеба,
там матери под темным небом
толпой у булочной стоят,
и дрогнут, и молчат, и ждут,
Из поэмы Ольги Берггольц

Всего в блокадном Ленинграде работало шесть хлебозаводов. Возглавлял хлебопечение Н. А. Смирнов.

Во время блокады выпечку хлеба производили сначала из муки с примесью сои, овса, солода.
8 тыс. т солода, хранившегося на пивоваренных заводах, перевезли на мельницы, размололи и использовали как примесь к хлебу.

На складах интендантства имелось 5 тыс. т овса.
На территории ленинградского порта обнаружили 4 тыс. т хлопкового жмыха. Провели несколько опытов и установили, что госсипол (ядовитое вещество) при выпечке хлеба от высокой температуры разрушается.

На мельницах за многие годы на стенах, потолках наросла слоями мучная пыль. Ее собирали, обрабатывали и использовали как примесь к муке.

Хлебных суррогатов было найдено, переработано и съедено 18 тыс. т, не считая солодовой и овсяной муки. То были главным образом ячменные и ржаные отруби, хлопковый жмых, мельничная пыль, проросшее зерно, поднятое со дна Ладожского озера с потопленных барж, рисовая лузга, кукурузные ростки, выбойки из мешков.

Как бы ни было тяжело в городе с топливом, транспортом, электроэнергией, хлебозаводам помогали, чем только могли. И все же на плечи людей, работающих в хлебопечении, ложились огромные заботы.

В ноябре 1941 год было принято постановление - "О снижении норм хлеба".

"Во избежание перебоев в обеспечении хлебом войск фронта и населения Ленинграда
установить следующие нормы отпуска хлеба:

частям первой линии и боевым кораблям 500 г
лётно-техническому составу ВВС 500г
всем остальным воинским частям 300 г
рабочим и ИТР 250 г
служащим, иждивенцам и детям - 125г

ФОТО ДОКУМЕНТОВ ИЗ МУЗЕЯ ХЛЕБА (Санкт-Петербург)



При голодной норме особенно важно, чтобы хлеб был хорошего качества. А как этого добиться, если к муке примешивали (в отдельные периоды) до 40% различных суррогатов и примесей, а припек довели до 68%, да и можно ли назвать припеком столь высокую влажность хлеба.

В конце ноября перед хлебопекарной промышленностью возникла еще одна важная проблема - использовать новый вид суррогата хлеба - пищевую целлюлозу.

Но как ее применение скажется на качестве хлеба, никто еще не знал.

Вскоре Н. А. Смирнов принес в Смольный буханку хлеба, выпеченную с примесью долгожданной целлюлозы.

На вид хлеб был привлекательным, с румяной коркой, а на вкус горьковато-травянистый. Съев кусок хлеба, чувствуешь во рту горечь.

Сколько целлюлозной муки в хлебе? - спросил А. А. Кузнецов.

Десять процентов, - ответил Смирнов. Помолчав какое-то время, он сказал: - Этот суррогат хуже всех тех, что мы использовали ранее. Пищевая ценность целлюлозной муки крайне незначительна.Было решено оставить рецептуру c 10%целлюлозы.

Для тысяч ленинградцев это было спасением.

Работники хлебозаводов блокадного Ленинграда рассказывали своим близким, что помнят только аромат блокадного хлеба.

Вкус-не помнят. Они, как и все, несли свой паек детям.


В Музее блокады Ленинграда среди множества экспонатов едва ли не самый большой интерес у посетителей обычно вызывает небольшой продолговатый листок тонкой бумаги с отрезными квадратиками. В каждом из квадратиков - несколько цифр и одно слово: "хлеб". Это блокадная хлебная карточка.

Ленинградцы начали получать такие карточки с 18 июля 1941 года. Июльскую норму можно назвать щадящей. Рабочим, например, полагалось по 800 граммов хлеба. Но уже к началу сентября ежемесячные нормы стали урезать. Всего понижений было 5. Последнее случилось в декабре 41-го, когда максимальная норма составила 200 граммов для рабочих и 125 для всех остальных. Запасы продовольствия к тому времени практически подошли к концу. Что-то доставлялось с Большой земли самолетами. Но много ли в них вместишь? Три дня в декабре в городе вообще не было ни воды, ни хлеба. Замерз основной водопровод. Хлебозаводы встали. Ведрами таскали воду из прорубленных в Неве лунок. Но много ли ведрами натаскаешь?

Только с наступлением морозов, крепких, под "минус 40", когда по льду Ладожского озера была проложена автомобильная трасса - легендарная "Дорога жизни", - стало чуть легче, и с конца января 42-го пайки начали понемногу увеличивать.

Блокадный хлеб… Муки в котором было ненамного больше, чем жмыха, целлюлозы, соды, отрубей. Форму для выпечки которого смазывали за неимением другого соляровым маслом. Есть который можно было, как говорят сами блокадники, "только запивая водой и с молитвой". Но и сейчас нет для них ничего дороже него.

Ленинградке Зинаиде Павловне Овчаренко, в девичестве Кузнецовой, 86 лет. Застать ее дома я смогла только с третьей попытки. Каждый день у нее если не гости, так важная встреча, поход в музей, кино. А начинает она день всегда - дождь ли, мороз, солнце - с продолжительной, не менее 5 кругов, прогулки по дорожке близлежащего стадиона.

Когда стали создаваться школьные сельхозотряды, Зина записалась в один из них и регулярно перевыполняя дневной план. Фото: Из архива

"В движении - жизнь" - улыбается Зинаида Павловна, объясняя мне свою неусидчивость. Движение и умеренность в питании. Этому научилась в блокаду. Потому, уверена, и выжила тогда.

До войны наша большая семья, 7 человек, жила в Автово, - начинает она свой рассказ. - Тогда была рабочая окраина, с небольшими домами и огородами. Когда фронт стал приближаться к Ленинграду, в Автово хлынули беженцы из пригородов. Селились кто где мог, зачастую прямо на улице в самодельных палатках, тепло ведь было. Все думали, что война быстро закончится победой Красной Армии. Но к концу июля стало понятно, что она затягивается. Как раз тогда начали выдавать хлебные карточки. К тому времени три мои старших брата ушли добровольцами на фронт. Папа работал в порту, был на казарменном положении. Карточки получали мы с мамой.

Помните, как получили их в первый раз?

Зинаида Овчаренко: Это не запомнилось. Я, 13-летняя, считалась иждивенкой. Получала поначалу 400-граммовый кусочек хлеба, а с сентября норма сократилась до 300 граммов. Правда, у нас были небольшие запасы муки и других продуктов. Спасибо огороду в Автово!

Так и прожили там всю блокаду?

Зинаида Овчаренко: Нет, что вы, туда вскоре вплотную подошел фронт. Нас переселили на Васильевский остров. Первой блокадной зимой я однажды попыталась добраться до нашего дома. Я все время старалась ходить. Иначе наверняка бы погибла - не от голода, так от холода. В блокаду, считаю, как раз те в первую очередь и выжили, кто постоянно двигался, занимался каким-то делом. Каждый раз придумывала себе маршрут. То на рынок сходить, поменять кое-какие вещи на дуранду, олифу или жмых. То в разрушенный дом, вдруг там осталось что-нибудь съестное? А то шла рыть землю в поисках каких-нибудь растений.

Сейчас многие уже и не знают, что такое дуранда (остатки семян масличных растений после выжимания из них масла, считались хорошим кормом для скота). Вы помните ее вкус?

Зинаида Овчаренко: Вкус был специфический, непривычный. Я сосала ее, как конфетку, тем притупляя голод. Как-то отправилась к нашему дому. Мне все казалось, что там войны нет, а есть все мои близкие. Взяла вещмешок, маленькую лопатку и пошла. Надо было идти через заставы. Дом стоял у насыпи. Пропуска я не имела и потому, дождавшись, когда часовой повернет в противоположную от меня сторону, стала карабкаться на насыпь. Но он заметил меня, закричал "Стой!", я скатилась вниз и спряталась в пустом доме у Кировского рынка. В одной квартире нашла на буфете тарелочки с засохшим растительным маслом. Полизала их - горькие.

Зинаиде Павловне сегодня 86, и каждый день она начинает с продолжительной, не менее 5 кругов, прогулки по дорожке ближайшего стадиона. Фото: Из архива

Потом пошла по сугробам в поле за домами. Искала там то место, где должны были быть, как я помнила, капустные листы и кочерыжки. Копала снег долго, попала под обстрел. Не давала покоя мысль: если меня убьют, то мама умрет с голода. Нашла в итоге несколько промерзших кочерыжек и 2-3 капустных листа. Очень этому обрадовалась. Домой, на Васильевский, вернулась только к ночи. Растопила плиту, вымыла немного свою добычу, накидала в кастрюлю снега и сварила щи.

Получив хлеб, удавалось оставить от пайки немножко "про запас"?

Зинаида Овчаренко: "Про запас" оставлять было просто нечего. Ведь другие продукты тоже выдавались по карточкам и с каждым разом все меньше. Чаще их заменяли тем, что трудно назвать едой. Иногда я ходила через Тучков мост в булочную на Петроградской стороне, где на карточки давали круглый хлеб. Он считался более выгодным, так как имел больше горбушек.

Чем же горбушка выгодна?

Зинаида Овчаренко: Тем, что хлеба в ней чуть больше. Так всем казалось. Подсушишь ее на плите и ешь потом не сразу, а по чуть-чуть, смакуя.

К зиме 42-го мы переселились к маминой маме Анне Никитичне на улицу Калинина, это недалеко от нынешней станции метро "Нарвская". У бабушки был деревянный дом с настоящей печкой, не буржуйкой, та дольше сохраняла тепло. Я стала ходить в булочную у Обводного канала. Там хлеб можно было получить на три дня вперед.

Щипали его, наверное, возвращаясь домой?

Зинаида Овчаренко: Случалось такое. Но я всегда вовремя останавливала себя, ведь меня ждали дома мои близкие. Бабушка умерла в феврале 42-го. Меня в тот момент дома не было. Когда вернулась, узнала, что ее тело увезла наша дворничиха. Она же забрала бабушкин паспорт и ее карточки. Мы с мамой так и не узнали, где бабушку похоронили, дворничиха у нас больше не появлялась. Потом слышала, что и она умерла.

Много было случаев воровства хлебных карточек у ленинградцев?

Зинаида Овчаренко: Не знаю, много ли, но были. У моей школьной подружки Жанны как-то вырвали из рук только что полученные ею две пайки - на себя и брата. Настолько быстро все произошло, что она ничего не успела предпринять, в шоке осела на пол прямо у выхода из магазина. Люди, стоявшие в очереди, увидели это, и стали отламывать по кусочку от своих порций и передавать ей. Жанна в блокаду выжила. Может, благодаря в том числе этой помощи совсем незнакомых ей людей.

Со мной был другой случай. Стояла с ночи у магазина. Хлеба ведь на всех не хватало, вот и занимали очередь еще затемно. Когда поутру его начали выдавать и я уже была недалеко от прилавка, какая-то женщина стала выдавливать меня из очереди. Она была крупной, а я - и ростом мала, и весом. Спрашиваю: что вы делаете? Она в ответ: "А ты тут не стояла", и начала ругаться. Но за меня вступилась какая-то старушка, потом и другие люди. Ту женщину пристыдили, она ушла.

Говорят, блокадный хлеб был без запаха и невкусный.

Зинаида Овчаренко: До сих пор помню этот маленький, толщиной не больше 3 см, черный липкий кусочек. С удивительным запахом, от которого не оторваться, и очень вкусный! Хотя, знаю, муки в нем было мало, в основном разные примеси. Мне и сегодня не забыть тот волнующий запах.

Поддерживало меня и моих ровесников школьное питание. Тоже по карточкам. На них значилось: "ШП". Наша школа на проспекте Стачек, 5, единственная на весь район, работавшая в блокаду. В классе стояли невысокие печурки. Дрова нам привозили, и мы еще с собой приносили, кто сколько может. Затопим - и греемся.

Хлебные карточки были именными. Получали их по паспорту. При утере обычно не возобновлялись. Фото: Из архива

К концу первой блокадной зимы мама Анастасия Семеновна от истощения уже не могла работать в сандружине. В это время недалеко от нашего дома открыли кабинет усиленного питания для дистрофиков. Я свела туда маму. Кое-как подошли с ней к крыльцу здания, а подняться не можем. Сидим, мерзнем, мимо идут люди, такие же истощенные, как и мы. Подумала, помню, что из-за меня мама может погибнуть, сидя у этого несчастного крыльца. Эта мысль помогла мне подняться, дойти до лечебного кабинета. Врач посмотрела на маму, попросила взвеситься, ее вес был 31,5 кг, и сразу выписала направление в столовую. Потом спрашивает у нее: "А это кто с вами?" Мама отвечает: дочь. Врач удивилась: "Сколько же ей лет?" - "14". Оказывается, доктор приняла меня за старушку.

Прикрепили нас к столовой. До нее от дома метров 250. Доползем, позавтракаем и сидим потом в коридоре в ожидании обеда. Ходить туда-обратно сил не было. Давали обычно гороховый суп, шпроты, в которых была не рыба, а нечто вроде соевых опилок, мелких, как пшено, иногда кусочек масла.

Весной стало немного легче. Появилась трава, из которой можно было сварить "щи". Многие ловили в городских водоемах колюшку (ударение на букву "ю") - крошечную колючую рыбку. До войны она считалась сорной. А в блокаду воспринималась как деликатес. Ловила ее детским сачком. К весне нормы хлеба немного выросли, до 300 грамм для иждивенца. По сравнению с декабрьскими 125 граммами - богатство!

Рассказывая о блокаде, Зинаида Павловна лишь кратко обмолвилась о том, как тушила на крышах многоэтажек зажигательные бомбы, записавшись в противопожарную дружину. Как ездила копать окопы к линии фронта. А когда стали создаваться школьные сельхоз­отряды, участвовала в их работе, регулярно перевыполняя дневной план. Говорю ей: можно чуть подробнее об этом, уставали, наверное, сильно? Смущается: "Да не я же одна такая была!" Но самую дорогую для себя награду мне показала - медаль "За оборону Ленинграда". Получила ее в 43-м, в неполные 15 лет.

Из большой семьи Кузнецовых в живых после той войны остались трое: сама Зинаида Павловна, ее мама и старшая сестра Антонина, которую Великая Отечественная застала в санатории на Волге. Три брата пали смертью храбрых на Ленинградском фронте. Отец Павел Егорович, почти весь свой рабочий паек старавшийся передавать жене и дочери, умер от голода в январе 42-го.

Хлебные карточки были именными. Получали их ленинградцы раз в месяц по предъявлении паспорта. При утере они обычно не возобновлялись. В том числе из-за того, что в первые месяцы блокады было огромное число краж этих карточек, а также мнимых потерь. Буханка стоила 1 руб. 70 копеек. Купить хлеб за большие деньги (или выменять на вещи) можно было на несанкционированных рынках, но власть их запрещала, разгоняя торговцев.

Состав блокадного хлеба: пищевая целлюлоза - 10%, жмых -10%, обойная пыль - 2%, выбойки из мешков - 2%, хвоя - 1%, ржаная обойная мука - 75%. Использовалась также коревая мука (от слова корка). Когда в Ладоге тонули машины, везшие муку в город, специальные бригады ночью, в затишье между обстрелами, крючьями на веревках поднимали мешки из воды. В середине такого мешка какое-то количество муки оставалось сухим, а внешняя промокшая часть при высыхании схватывалась, превращаясь в твердую корку. Эти корки разбивали на куски, затем измельчали и перемалывали. Коревая мука давала возможность сократить количество других малосъедобных добавок в хлебе.

Классный час "Кусочек блокадного хлеба, как единственный источник жизни и надежды. Горький вкус Победы"

Описание:
Представляю вашему вниманию внеклассное мероприятие по рассказу Андрея Платоновича Платонова "Сухой хлеб". Материалы данной разработки могут быть полезны учителям литературы, классным руководителям, библиотекарям для проведения урочных и внеурочных занятий с учащимися в целях формирования патриотической, гражданской и духовной культуры подрастающего поколения.
За последнее десятилетие отмечен факт снижения интереса к чтению литературы. Страдают интеллект, нравственное воспитание и другие составляющие гармоничного духовного развития личности ученика.
Опыт показывает, что использование информационно-коммуникационных технологий с другими технологиями при проведении занятий стимулирует познавательную активность учащихся к изучению детской литературы, способствует их духовному, нравственному и патриотическому развитию.
Актуальность
Моя работа актуальна не только в преддверии годовщины Победы в Великой Отечественной войне, но и носит практический характер. С годами подрастающее поколение не осознаёт значимости и ценности хлеба, воды и других продуктов, важных для жизни и здоровья человека. О войне написано множество книг. Но, как было замечено ранее, дети мало читают, а ветеранов, которые могли бы рассказать о жизни военных лет, осталось очень мало. Поэтому, необходимо постоянно знакомить учащихся с произведениями на военную тематику, чтобы дух патриотизма рос в каждом ученике всё сильнее с каждым, вновь, прочитанным произведением. Тема блокадного Ленинграда, ужасы постоянных налетов авиации, голода и очередей за хлебом, так же широко представлена в произведениях писателей, творчестве ленинградской поэтессы Ольги Бергольц. Детский взгляд на ужасы блокады мы видим в дневнике Тани Савичевой. Эту тему освещает справочная литература и кинематограф. Но, чаще всего - это 125 граммов блокадного хлеба - ленинградского золота и карточки, по которым его выдавали. Подвести учащихся к теме о значимости военного хлеба, я решила через анализ произведения Андрея Платоновича Платонова (Климентова) «Сухой хлеб». Чтобы показать героический поступок главного героя Мити Климова, который спасал хлебное поле от засухи во благо всего народа.
Апробация данной разработки в 3-б классе МБОУ СШ №11 свидетельствует :
- о повышении интереса учащихся к изучению истории жизни русского народа; интереса к прочтению художественных произведений о ВОВ;
- об успешности усвоения учащимися новых знаний;
- о формировании информационных умений, в том числе ИКТ.
Возможность распространения в других ОО: трансляция опыта.
ПЛАН-КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ
Форма занятия: классный час
Тема: «Кусочек блокадного хлеба, как единственный источник жизни и надежды. Горький вкус Победы».
Цель: патриотическое, гражданское и духовное воспитание обучающихся на примере конкретных людей и их поступков. Продолжать расширять знания о пользе хлеба и о его ценности, особенно в военные годы.
Задачи:
- повышать интерес к чтению; развивать устную и письменную речь;
- познакомить обучающихся с жизнью людей во время блокады Ленинграда, с их героическими поступками; с понятиями: «клибанос», «элеватор», «блокада»; «блокадный хлеб», «пайка»; с пословицами о хлебе.
- воспитывать чувство сострадания и сопереживания, желание делать добро и противостоять злу; воспитывать уважение к людям старшего поколения; бережное отношение к хлебу и любовь к родине.
Техническое оборудование: компьютер, интерактивная доска, колонки.
фонограмма песни “Русское поле”, песня Городницкого "Черный хлеб"; фонограмма Левититана
Дополнительный материал: презентация; иллюстрации клибаноса, элеватора;125 граммовый кусочек чёрного хлеба; карточки с пословицами, символизирующие буханку хлеба; листочки-шаблоны мини-сочинения; рисунки учащихся к произведению А. Платонова «Сухой хлеб»; книжная выставка с произведениями писателей: Андрея Платонова «Сухой хлеб», Виктора Драгунского «Арбузный переулок», Сергея Алексеева «Праздничный обед».

Ход мероприятия:
1. Организационный момент.
Слайд 1
Широко, а не море,
Золото, а не деньги,
Сегодня на земле,
А завтра на столе.
(Хлеб.)
Ребята, сегодня на занятии вы познакомитесь с воспоминаниями героев, переживших голод в годы ВОВ. Узнаете много нового и интересного о хлебе. 2. Введение.
2.1. Рассказ учителя.
Давно это было, во времена каменного века. Когда на землю пришёл сильный дождь и холод, человеку нечего было есть. Вот тогда-то он впервые заметил пшеничный колосок. Чтобы зёрна было удобно есть, человек смачивал их водой, а позже научился растирать зёрнышки в муку.
И вот однажды в одной из каменных пещер человек оставил горшок с пшеничной кашей у огня. Горшок не выдержал жара и лопнул. Грохот разбудил человека. Он подбежал к костру и увидел, что еда превратилась в камень. Когда же этот камень остыл, и человек очистил его, он вдруг почувствовал незнакомый запах. Отведав кусочек нового кушанья, человек зажмурился от удовольствия.
Что же попробовал человек? Так ночной костёр в пещере научил человека печь хлеб.
Слайд 2
Впервые слово “хлеб” появилось в Древней Греции.


Слайд 3
Там для выпечки применяли горшки специальной формы – “клибанос”. Это название посуды созвучно с нашим словом “хлеб”.


3. Актуализация знаний по теме, на основе прочитанного произведения.
Дома вы прочитали рассказ Андрея Платонова «Сухой хлеб».


3.1. Беседа.
-Назовите главного героя этого произведения. (Митя Климов)


-Можно Митю назвать настоящим героем того времени? И почему? (Во благо жизни народа в борьбе за победу над фашизмом, Митя спасал хлебные поля от засухи).
- Сколько лет было Мите? (7)
- С кем жил мальчик? (с матерью)
- Что произошло с отцом Мити? (умер на войне от болезни)
- Мальчик понимал куда ушел дедушка? (Нет; дедушка умер от старости еще до войны; смерти он не понимал потому что он нигде не видел ее. Он думал, что и бревна в их избе и камень у порога тоже живые, как люди, как лошади и коровы, только они спят.)
- О чём просил Митя маму? (Разбудить дедушку, который уморился от - того, что всю жизнь землю пахал, а зимой плотничал, сани делал, лапти плел; спать ему было некогда.)
- Каким запомнил Митя дедушку? (Помнил он только доброе тепло у груди деда, что согревало и радовало Митю, помнил грустный, глухой голос, звавший его).
- Чего боялся больше всего Митя? (Что мама тоже уморится, устанет работать и тоже уснет, как уснули дед и отец).
¬- Как выглядела мама мальчика? (Мать была большая, сильная, под ее руками лемех плуга выворачивал землю.)
-Как Митя старался помочь матери? (Митя ходил следом за плугом и тоже покрикивал на волов,
носил воду из колодца на пашню, чтобы мать не мучилась от жажды).
- Что чувствовал Митя, когда видел, как работает мама? (Он видел как тяжко было матери, как она упиралась в плуг впереди себя, когда слабели волы.)
- О чём мечтал Митя? (Митя захотел скорее стать большим и сильным, чтобы пахать землю вместо матери, а мать пусть отдыхает в избе).


- Что сделал Митя чтобы вырасти? (Митя думал, что от хлеба он скорее вырастет, только надо съесть его много – объелся хлеба).
- Почему Митя осерчал на мать? (Она не разрешила ему пахать землю).
- Что ответил Митя, когда мать сказала, что ему расти и кормиться еще надо, и она будет кормить его. («Не хочу я кормиться, я тебя кормить хочу!»)
-Как Митя почувствовал материнскую любовь? («Мать улыбнулась ему, и от нее, от матери, все стало вдруг добрым вокруг: сопящие потные волы, серая земля, былинка, дрожащая на жарком ветру, и незнакомый старик, бредущий по меже. Огляделся Митя, и ему показалось, что отовсюду на него смотрят добрые, любящие его глаза, и вздрогнуло его сердце от радости»).
- Какой ответ дала мама Мите, когда он сказал маме что любит её и спросил у неё работу? (Живи, вот тебе работа. Думай о дедушке, думай об отце и обо мне думай.)
- Что видел Митя, когда ходил через ржаное поле к матери? (Как рожь морилась жарою и умирала: малые былинки ржи лишь изредка стояли живыми, а многие уже поникли замертво к земле, откуда вышли на свет. Митя пробовал подымать иссохшие хлебные былинки, чтоб они жили опять, но они жить не могли и клонились как сонные на спекшуюся, горячую землю.)
- Как он решил спасать хлеб? (Он стал рыхлить тяпкой спекшуюся землю промеж рядов уснувших ржаных былинок. Митя понимал, что хлебу вольнее будет дышать, когда земля станет рыхлой. А еще ему хотелось, чтобы ночная и утренняя роса прошла сверху между комочками земли в самую глубину, до каждого корня ржаного колоска
Тогда роса смочит там почву, корни станут кормиться из земли, а хлебная былинка проснется и будет жить.)


- Почему Митя отказался идти на экскурсию с учительницей? (Я маму все время люблю, мне работать не скучно. Хлеб помирает, нам некогда.)
- Какую помощь оказала учительница? (На другой день учительница пришла на колхозное поле не одна; с нею пришло семеро детей, учеников первого и второго классов.)
-Почему учительница не могла мотыжить, а разгребала почву пальцами у самых хлебных корней.?
(На войне она потеряла руку.)
-Как был вознаграждён труд мальчика, который спасал хлеб от засухи? («Ржаные колоски, что возделал Митя, нынче словно бы повеселели. - Они просыпаются! - обрадованно сказал Митя учительнице. - Они проснутся!»)
-Какие качества помогли герою спасти хлебное поле? (Любовь к матери и ко всему сущему, вера в свои силы и надежда).
3.2 Вывод: такие люди, как Митя, своими героическими поступками доказали любовь к Родине, пройдя через все тяготы и испытания, высшей наградой была Победа в ВОВ.

4. Беседа.
– А знаете ли вы, что такое злаки? Злак – это растение в виде полой соломины, заканчивающейся колосками или метёлками. К этому семейству относятся пшеница и рожь, ячмень и просо, овёс, кукуруза и рис. (Сопровождается показом.)
– Как вы думаете, какой злак самый выращиваемый в мире? Оказывается, больше всего в мире выращивают и собирают рис, на втором месте – пшеница, а на третьем месте – кукуруза, далее – овёс и ячмень, а вот на шестом месте – рожь. Все злаки содержат полезные для человека углеводы, растительные жиры, витамины, минеральные соли и аминокислоты.
Перед началом полевых работ крестьяне парились в баньке, надевали чистые рубахи, кланялись в пояс земле-матушке, просили о богатом урожае, молились святому Николаю Чудотворцу – покровителю землепашца.. ”.
Слайд 4


Зерно надо вовремя и без потерь собрать с поля и убрать в специальные – ЭЛЕВАТОРЫ. (Показ.)
Слайд 5


“Хлеб в колосу, пора жать полосу”.
Слайд 6
И начинается у хлебороба горячая пора, которая издавна называется «страдой».


5. Основная часть.
5.1. Сообщение темы.
– Сегодня мы поговорим о военном хлебе, о его ценности особенно в годы ВОВ. Об отношении героев к хлебу и продуктам питания.
Русский народ всегда с огромным уважением относился к хлебу. Самых достойных гостей встречали хлебом и солью.

Слайд 7


Про хлеб говорили так: “Хлеб на стол, так и стол – престол, а хлеба ни куска, так и стол – доска.
5.2. Хлеб и война.
Перечислите названия хлеба, который сейчас продают в хлебных магазинах в полном ассортименте.
-А знаете ли вы, как назывался хлеб в годы ВОВ?
Слайд 8

Военный хлеб.

Сейчас вы познакомитесь с событиями прошлых лет. И узнаете какую ценность представляли крошки хлеба для народа.
Слайд 9


22 июня 1941 года Германия пересекла границы нашей страны. Темп наступления войск составлял 30 км в сутки. Захвату города Ленинграда отводилось особое место. Противник хотел захватить побережье Балтийского моря и уничтожить Балтийский флот. Немцы стремительно прорывались к городу.

Во все времена враг первый удар наносил по хлебу. Развитие нашей страны и ее зернового хозяйства когда-то прервало начало Великой Отечественной Войны. Так было и в тот раз. Враг жег хлеб на корню – страшная картина. И хлеб, в который раз, стал вопросом жизни или смерти. Он нужен был и фронту, и тылу. От хлеба зависело будущее народа, страны, целого Мира.
"Хлеб всему голова". А знаете, сколько труда нужно затратить, чтобы произвести хлеб? И как тут ни вспомнить замечательную пословицу: "Хлеб, который ты ешь сегодня утром, Бог создавал всю ночь".Все-таки, хлеб - это все же живой труд. И к нему надо относиться с уважением.
5.3. Это страшное слово «БЛОКАДА»
Из воспоминаний……..
Война застала мою прабабушку Сусанну в Ленинграде. Было ей не полных 12 лет…В сентябре в жизни ленинградцев появилось новое слово - «БЛОКАДА» - тогда еще никто не представлял последствий этого явления.
….«Я хорошо запомнила 10 сентября 1941 года. Мы с подружками ходили в кино. Сеанс прервали, ужасно завыла сирена. Все выбежали из зала на улицу и увидели в небе немецкие самолеты». Это был первый налет. Очень скоро в обиход ленинградцев вошло еще одно страшное слово «ЭВАКУАЦИЯ. Народу на улицах почти не стало, бегали только кошки и собаки. Дома пустовали. «Мы с ребятами бегали и играли в этих пустых домах. Квартиры были открыты, брошены с вещами, сколько мы их видели, заходили, смотрели, как жили люди, но никто не брал ничего чужого. А ведь все было открыто, бери, что хочешь».
…«Много страшного было вокруг, но у меня перед глазами, как сегодня, стоит один случай. Было самое начало блокады. Мы с мамой ехали в трамвае. Вдруг наш трамвай почему-то остановился, а до остановки мы еще не доехали. Вагоновожатая показывала что-то на рельсы. Все пассажиры вышли наружу и увидели жуткое зрелище: огромное полчище крыс направлялось из города, где даже этим тварям не выжить. Мы с ужасом смотрели вслед уходящим крысам». Наверняка, каждый из них вспоминал пословицу о крысах, первыми бегущих с тонущего корабля. По вечерам в квартирах жители закрывали окна тряпками, чтобы не было видно света. Ночью фашисты облетали Ленинград и если где-нибудь видели свет, то тут же начинали бомбить.«Дома у нас был ужасный холод. Мы уже сожгли все стулья, печурку топили утром чуть-чуть и вечером». Топили не ради тепла - это была роскошь, топили, чтоб растопить снег или сварить что – либо.

Слайд 10


Значение слова блокада. Ефремова Т.Ф. Толковый словарь русского языка.

Окружение города, крепости, армии и т.п. войсками противника с целью не
дать возможности оказать помощь окруженным извне и тем самым принудить их к
сдаче или прекращению военных действий.
Слайд 11


Дети вместе со взрослыми голодали и мёрзли. Тушили вместе с бойцами зажигательные бомбы, работали на заводах – делали снаряды. За мужество и храбрость их наградили медалью «За оборону Ленинграда» и медалью «Доблестный труд в ВО войне1941-1945г».
Блокада, как известно, продолжавшаяся 900 дней и ночей, не знала "легких" периодов. В начале декабря 1941 вместе с зимней ленинградской темнотой в город врывались холод и голод. Жизнь словно шла вниз, и каждый следующий день был хуже и труднее предыдущего. Обычный кусок хлеба на глазах становился драгоценностью.
Слайд 12


И хлеб, в который раз, стал вопросом жизни или смерти.

5.4. Прослушивание песни.
Вспоминается замечательная песня Городницкого "Черный хлеб".

Нормы хлеба снижали в пять раз. "Во избежание перебоев в обеспечении хлебом войск фронта и населения Ленинграда установить с 20 ноября 1941 г. следующие нормы отпуска хлеба:
- рабочим и ИТР 250 г;
- служащим, иждивенцам и детям 125 г;
- частям первой линии и боевым кораблям 500 г;
- летно-техническому составу ВВС 500 г.
- всем остальным воинским частям 300 г."
5.5. Что такое блокадный хлеб?
Слайд 13


Блокадный хлеб – это пищевая целлюлоза 10 %, жмых – 10 %, обойная пыль – 2 %, выбойки из мешков – 2 %, хвоя – 1 %, ржаная обойная мука – 75 %. При выпечке этого хлеба формы для выпечки смазывали соляровым маслом. В начале блокады хлеб пекли из смеси ржаной, овсяной, ячменной, соевой и солодовой муки. Через месяц стали добавлять льняной жмых, отруби и муку из затхлого зерна. Месяц спустя, тесто делали из целлюлозы, хлопкового жмыха, обойной пыли, мучной сметки, вытряски из мешков кукурузной и ржаной муки, березовых почек и сосновой коры. Множество людей рисковало жизнью, доставляя муку через Ладогу осажденному, умирающему, но несдающемуся городу. Блокадный хлеб был бесценен. Не будь хлеба – не было бы и Победы! .. А людям нужно было работать, жить, выживать – назло фашистам, бомбёжкам, обстрелу, холоду и голоду.
5.6. Пайка-норма хлеба.
150 грамм черного хлеба – дневная норма рабочего населения во время блокады Ленинграда. Но так как вы все не работаете, эта норма была бы еще ниже – 125 граммов. Но представьте: это на целый день.
- Вы знаете, как ели блокадный хлеб?
- Я раньше тоже не знала... Надо положить пайку на ладонь и отломить крохотный кусочек. И долго-долго жевать его, глядя на оставшийся хлеб. И снова отломить. И снова жевать. Надо как можно дольше есть этот крохотный кусочек. А когда весь хлеб будет съеден, подушечками пальцев соберите на середину ладони крошки и прильните к ним губами, словно хотите поцеловать их... Чтобы ни одна крошечка не пропала, ни одна... И помните об этом всегда, в школьной столовой за обедом, дома за ужином и даже в гостях на празднике. ...
5.7. Цена блокадного ленинградского хлеба.
- А какова цена блокадного ленинградского хлеба?
Слайд 14


А это уже из дневника Л.К. Заболотской, после страшной зимы 1941-1942 г.:

Самый дорогой предмет - хлеб, "ленинградское золото". Ан.Мих N продала в феврале золотую длинную цепочку за 400 р (это была стоимость килограмма хлеба). В декабре, когда ремесленники в погоне за деньгами начали продавать хлеб, в самый разгар голода, когда мы получали 125 гр. хлеба в день, я покупала несколько раз его на рынке по 300-350 рублей. Коробка спичек стоит 100 гр хлеба и 40 рублей денег. Это самые дорогие товары; к ним принадлежит и картошка, которая ценится, примерно, наравне с хлебом, а иногда немножко дешевле. Овощи, которые разрешено продавать на рынках на деньги, стоят: 1 кг капусты 80-100 руб., цветная стоила 150 р., стакан клюквы 20 руб. Я позволила себе месяц тому назад роскошь: купила полкило картошки за 125 руб. <...> Масло и сахар можно купить у спекулянтов на деньги (около 1000 рублей кг сахару и до 2000 рублей кг масла). Я променяла в мае или июне чайный сервиз на полкило сахару и полкило масла.
Слайд 15


А вот свидетельства той ужасной зимы. Это дневник архитектора Э.Г.Левиной:
12 января 1942 года
…Четвертый месяц блокады. Нет воды, нет электричества, радио. По улицам лежат трупы - проходим мимо. Люди не едят, не моются, лица опухшие. (Надо запомнить, что спички ценят 10 р. коробок, кило хлеба - 350-450 руб, кило сахару - 1000-1200 руб., керосин 30 руб. поллитра). <...>
В музее истории Санкт-Петербурга до сих пор хранится кусочек заплесневелого хлеба, величиной с мизинец. Таков был паёк (норма) на день в блокадном Ленинграде для жителей осаждённого немцами города в годы ВОВ.
6.Чтение стихотворения «Военный хлеб». А. Морозов.
Ученик.

Я помню хлеб, военный, горький,
Он весь почти из лебеды.
В нём в каждой крошке,
В каждой корке,
Был горький вкус людской беды.
На той беде замешан круто
Нелёгкий хлеб нелёгких дней,
Но как сладка была минута,
Когда кусок в руке моей
Посыпан был щепоткой соли,
Приправлен маминой слезой.
Я есть хотел, а мама с болью
Взгляд отводила стороной.
Как горе было гостем частым
(Им были детства дни полны),
Особо помню я, что счастью,
Был равен горький хлеб войны.
7.Из воспоминаний жителей блокадного Ленинграда… Дети блокады...
В осажденном городе продолжали работать 39 школ. В бомбоубежищах, где проводились занятия, стоял такой холод, что замерзали чернила. Ученики сидели в пальто, шапках, рукавицах... Дети шатались от голода. Трудно все это представить нам, живущим в XXI веке.
Слайд 16


Матвей Казукка родился в одной из деревень недалеко от Ленинграда. Когда началась война, ему исполнилось одиннадцать лет. Он вспоминает, как постоянно рыли окопы, чтобы укрыться от бомбежек, и как последние крошки хлеба мама отдавала детям, ограничивая себя во всем. По блокадным карточкам выдавали 125 граммов хлеба, немного крупы и 25 граммов растительного масла. Вскоре мама умерла от голода. В 1942 году не стало и отца.
Слайд 17


Эйлу Репину война застала у бабушки в Невской Дубравке.
…Однажды мы получили неожиданный подарок. В чемоданчике мама принесла немного хлеба и несколько булочек. Но началась бомбежка - и чемоданчик мы задвинули под кровать и забыли. Когда его нашли, то хлеб засох, а булочки покрылись плесенью. Все это отмыли, почистили и съели, - вспоминает Эйла Борисовна. - Мама сама недоедала, поэтому быстро слабела. Мне же она никогда не давала переедать: для людей, отвыкших от насыщения, это было смертельно опасно. Помню, наши соседи принесли домой кочан замерзшей кап
усты и строго-настрого велели детям не трогать. А они не выдержали и съели. Все умерли...
Слайд 18


8.Блокадное меню Ленинградки.
«Кофе из земли».
«В самом начале блокады мы с мамой частенько ходили на горящие Бадаевские склады, это разбомбленные продовольственные запасы Ленинграда. От земли шел теплый воздух, и мне тогда казалось, что он с запахом шоколада. Мы с мамой набирали эту черную землю, слипшуюся с «сахаром». Народу было много, но в основном женщины. Принесенную землю мы складывали по мешочкам в шкаф, мама их тогда много нашила. Потом эту землю мы растворяли в воде, а когда земля оседала и вода отстаивалась, то получалась сладковатая, коричневая жидкость, похожая на кофе. Этот раствор мы кипятили. А когда родителей не было, мы его пили сырым. По цвету он был похож на кофе. Этот «кофе» был чуть сладкий, но, главное, в нем был настоящий сахар».
«Котлеты из папье-маше».
…«Папа до войны очень любил читать и у нас в доме было много книг. Переплеты книг раньше делали из папье-маше - это спрессованная бумага серого или песчаного цвета. Из нее мы и делали «котлеты». Брали обложку, резали на мелкие кусочки и клали в кастрюлю с водой. В воде они лежали несколько часов, а когда бумага разбухала, отжимали воду. В эту кашу всыпали немножко «муки из жмыха». Жмых, его еще тогда все называли «дуранда», - это отходы от производства растительного масла (подсолнечного масла, льняного, конопляного и др.). Жмых был очень грубый, отходы эти были спрессованы в плитки. Длиной эта плитка была сантиметров 35-40, шириной сантиметров 20, а толщиной - 3 см. Они были крепкие, как камень, и отколоть от такой плитки кусочек можно было только топором.
…«Чтобы получить муку, надо было этот кусочек тереть на терке: трудная работа, терла жмых обычно я, это была моя обязанность. Полученную муку мы всыпали в размокшую бумагу, размешивали ее, и «фарш для котлет» был готов. Потом лепили котлеты и обваливали в этой же «муке», клали на горячую поверхность буржуйки и воображали, что поджариваем котлеты, ни о каком жире или масле речи и быть не могло. Как же мне трудно было проглотить кусочек такой котлеты. Держу во рту, держу, а проглотить никак не могу, гадость ужасная, а есть-то больше нечего». Потом мы стали варить суп. Всыпали в воду немного этой «муки из жмыха», кипятили, и получалась тягучая, как клейстер похлебка».
….«Был в моем блокадном детстве такой день, который мне стыдно вспоминать. Перед глазами стоит наша комната и буфет. Мама зачем-то вышла из комнаты, а я увидела на полке кусочек хлеба – мамина норма. Руки сами потянулись за куском. В этот момент мама вошла и, конечно, сразу все поняла. В маминых глазах была и боль, и тоска, и слезы. Я невольно отдернула руку от хлеба, не смогла его взять. Мама не сказала ни слова и вышла. Этот мамин взгляд и этот кусочек хлеба я не забуду никогда. До конца жизни мама ни разу не напомнила мне об этом случае, но я все время чувствовала себя виноватой перед мамой.
Кипяченая вода – блокадный чай. Кроме голода, бомбежек, артобстрелов и холода была еще проблема - не было воды.
«Кто мог и кто жил ближе к Неве, ходили на Неву за водой. А нам повезло, рядом с нашим домом был гараж для пожарных машин. На их площадке был люк с водой. В нем вода не замерзала. Жильцы нашего дома, да и соседних, ходили сюда по воду. Я помню, воду начинали брать с шести часов утра. Очередь стояла большая за водой, как в булочную.
Слайд 19


Люди стояли с бидонами, с чайниками и просто с кружками. К кружкам привязывали веревочки и ими черпали воду. Ходить за водой была тоже моя обязанность. Мама будила меня в пять утра, чтобы быть первыми в очереди.
По какому-то странному правилу, можно было зачерпнуть и поднять кружку только три раза. Если не сумели достать воды, то молча, отходили от люка.
Если не доставалось воды, а такое случалось часто, топили снег, чтобы согреть чай. А помыться уже не хватало, мы об этом мечтали. Не мылись мы, наверное, с конца ноября 1941 г. Одежда просто прилипала к телу от грязи. А вши просто заедали».
Слайд 20


«К ноябрю в доме уже было съедено все, что имело вид съедобного: горчица, земляное кофе, несколько кусков дуранды, столярный клей, олифа».
Слайды 21, 22, 23, 24


Выжить в этом аду людям блокадного Ленинграда помогла вера в помощь «Большой земли», которая где-то рядом, надо лишь немного потерпеть. Каждый хотел дожить до Победы и увидеть, как погонят фашистов с нашей земли. Никому и в голову не приходило свести счеты с жизнью, это бы расценили как трусость, предательство. Цеплялись за жизнь до последнего. Это ж как надо хотеть жить, чтобы есть то, что едой назвать невозможно. И как это мог принимать организм человека.
Блокадный десерт: «желе» из столярного клея.
…«На рынке можно было выменять столярный клей. Плитка столярного клея была похожа на шоколадную, только цвет ее был серый. Эту плитку клали в воду, и размачивали. Потом в этой же воде мы ее варили. Мама туда еще добавляла разные специи: лавровый лист, перец, гвоздику, вот их- то дома почему-то было полно. Готовое варево мама разливала по тарелкам, и получалось желе янтарного цвета. Когда я в первый раз съела это желе, то чуть не плясала от радости. Ели мы это желе с охотки с неделю, а потом я уже глядеть на него не могла и думала «лучше я умру, но больше есть этот клей не буду».

Слайды 25, 26,27


За время блокады от голода умерло по официальным данным - 641 тысяч ленинградцев, по подсчетам историков - не менее 800 тысяч. От бомбежек и обстрелов погибло около 17 тысяч горожан.
9.Чтение пословиц о хлебе.


На доске из полосок бумаги сформирована буханка хлеба, каждая полоска символизирует кусочек хлеба, с обратной стороны написаны пословицы о хлебе. Дети выходят и берут «кусочек», читают пословицы и объясняют их значение. Количество «кусочков»-24, рассчитано на каждого ученика.


1. Захочешь есть - о хлебе заговоришь.
2. У голодного хлеб на уме.
3. Был бы хлеб, а у хлеба люди будут.
4. Без хлеба куска везде тоска.
5. Без сохи и бороны и царь хлеба не найдет.
6. Без хлеба и у воды худо жить.
7. Не беда, что в хлебе лебеда, то беды, когда нет ни хлеба, ни лебеды.
8. Пока есть хлеб да вода - все не беда.
9. Чужой хлеб всегда вкусен.
10. Горька работа, да хлеб сладок. Не трудиться - хлеба не добиться.
11. Хлеб батюшка, водица матушка.
12. Хлеб в пути не тягость.
13. Хлеб - дар божий, отец, кормилец.
14. Лучше хлеб с водою, чем пирог с бедою.
15. Хлеб на стол, так и стол престол; а хлеба ни куска - и стол доска.
16. Хлеб греет, не шуба.
17. Временем и ломоть за целый хлеб
18. Война - войной, а обед - по расписанию.
19. Горек чужой хлеб, коль своего нет.
20. Гречневая каша - матушка наша,
21. А хлебец ржаной - отец родной.
22. Хлеб всему голова.
23. Хлеб - хозяин, закуска - гость.
24. Хлеб, который ты ешь сегодня утром, Бог создавал всю ночь.

10. Творческая деятельность. На столе у вас лежат листочки-шаблоны. Напишите мини-сочинение на тему: «Кусочек блокадного хлеба, как единственный источник жизни и надежды. Горький вкус Победы».

Когда началась война………………………………………………………..……………………
Хлеб был бесценен! Его называли………………………………………………………………………..
Суточная пайка хлеба ………………………………………………… …Хлеб пекли из смеси…………………………………………….……Люди боролись за жизнь и ели……………………………….. Я узнал(а), как аккуратно нужно кушать хлеб и бережно …………………………………………………………………………………….
Мне понравилась пословица:…………………………………………………………………………
Выжить людям блокадного Ленинграда помогла вера. Не будь хлеба – не было бы и Победы!
Я буду тоже…………………………………………………………………....
11.Чтение стихотворений.
Ученик.
Зёрна наших дней, светитесь позолотою резной.
Говорим мы: “Берегите, берегите хлеб родной!”
Не мечтаем мы о чуде, к нам полей живая речь:
“Берегите хлеб вы, люди! Научитесь хлеб беречь!” Н. Тихонов
12. Звучит песня “Русское поле”. Музыка Я. Френкель, слова И. Гофф.


Ученик
Так повелося на моей земле:
Из года в год, из рода в род – веками,
Тот хлеб, что в каждом доме на столе,
Согрет был человечьими руками.
Он их теплом, он их добром пропах,
И песней той, что жаворонком спета,
Под синим небом в золотых хлебах,
В июльский полдень солнечного лета.
Пройдётся пахарь утром по жнивью,
И, сыну указав рукой на поле,
Негромко молвит: “Поклонись ему,
Как матери, как нашей общей доле!
Ты вырастешь, и через много лет,
Опять сюда вернёшься на рассвете,
И скажешь: “Ничего дороже нет,
Чем тёплый хлеб на этом Белом свете!”
13. Итог.
– Какие вы знаете правила обращения с хлебом? (Брать чистыми руками столько, сколько сможешь съесть; не заворачивать в газету; не класть в сумку с овощами; учиться готовить блюда из чёрствого хлеба.)
– А сколько хлеба необходимо для Вашей семьи на день?
-Что можно приготовить из оставшегося хлеба? (Сухарики, гренки, добавить в фарш мясной, предварительно размочив.)
-Как можно поступить с заплесневевшим хлебом? (Покормить птиц).
Слайд 28


Мы всегда будем помнить мудрое изречение, пришедшее к нам из глубины веков:
“Да отсохнет рука, бросившая под ноги хотя бы крошку хлеба”.
Слайд 29

На этом наш классный час окончен. Спасибо за работу! Итогом которой, будет Ваше бережное отношение к хлебу.
Слайд 30


14.Выполнение домашнего задания.
Ребята, я предлагаю вам прочитать дома рассказы писателей: Сергея Алексеева «Праздничный обед» и Виктора Драгунского «Арбузный переулок». На следующем занятии, мы проведём «Читательскую конференцию», где вы поделитесь своими впечатлениями о прочитанном. Проиллюстрируйте яркие эпизоды в произведениях.

Какая цена была у краюхи "блокадного хлеба".

В наши дни часто слышим "Не хлебом единым"... Так, то оно так, пока не задумаешься об истинной его цене. А вот в старину говорили: "Хлеб - всему голова" , он считался почти священным символом еды. И народ веками складывал о нем поговорки и присказки, поэты воспевали в своих лирических строках, а художники изображали на своих полотнах. А особенно трогателен до слез в живописи и стихах образ "блокадного хлеба". Страшно даже подумать о том, какова же на самом деле была настоящая цена этого черного кусочка хлеба.

Блокадный хлеб

большой землёй" по Ладожскому озеру была единственным спасением миллиона людей.

100%" height="400" src="https://www.youtube.com/embed/m6f6zXqlHf4" frameborder="0" allow="autoplay; encrypted-media" allowfullscreen="">

Блокадный хлеб

Я вспоминаю хлеб блокадных лет,
Который в детском доме нам давали.
Не из муки он был - из наших бед,
И что в него тогда только не клали!

https://static.kulturologia.ru/files/u21941/00-hleb-0001.jpg" alt=" «Хлеб». Из серии Дети войны. (1985г.) Автор: Жабский Алексей Александрович." title=" «Хлеб». Из серии Дети войны. (1985г.)

Но самый сильный голод был, когда
Хлеб мы по два-три дня не получали.
Мы понимали, что война – это беда,
Но каждый день с надеждой хлеба ждали.


Не дни мы голодали, а года.
Хоть раз наесться досыта мечтали.
Кто видел, не забудет никогда,
Как с голоду детишки умирали.

https://static.kulturologia.ru/files/u21941/00-hleb-0002.jpg" alt="«Колоски». (Трудные годы). (1985 г.). Автор: Алатов Станислав Иосифович. " title="«Колоски». (Трудные годы). (1985 г.).

"На хлебе у нас всё держится, хлебом всё измеряется. Отношением к хлебу определяется нравственное богатство или убожество человека. Хлеб – мерило человеческой души. Уважение к хлебу – это уважение не к бесчувственному ломтю, содержащему белок и другие компоненты, это память, это история, это национальная культура, это миллионы проблем, радостей и горестей. Хлеб – это наше прошлое, настоящее и будущее, это наша жизнь!"

https://static.kulturologia.ru/files/u21941/219412439.jpg" alt="«Жатва». (1986 г.).

Весною Солнце выплывет в зенит,
И новый колосок позолотит.
Колосьев много в урожайный год,
И человек их с поля уберёт.

https://static.kulturologia.ru/files/u21941/00-hleb-0011.jpg" alt=" «Еврей-пекарь».(1921 г.) Автор: Пэн Иегуда Моисеевич." title=" «Еврей-пекарь».(1921 г.)

Всем, кто лелеял хлебный колосок,
На совести достанется кусок.

Лучше хлеб с солью в покое и без печали, чем множество блюд многоценных в печали и горе", так говорил Святитель Иоанн Златоуст. В творчестве многих отечественных и зарубежных художников отражено уважительное отношение к хлебу.

https://static.kulturologia.ru/files/u21941/00-hleb-0016.jpg" alt="«Натюрморт с бутылкой, графином, хлебом и вином». Автор: Моне Клод." title="«Натюрморт с бутылкой, графином, хлебом и вином».

https://static.kulturologia.ru/files/u21941/00-hleb-0008.jpg" alt="«Хлеб».

https://static.kulturologia.ru/files/u21941/00-pimonenko_030.jpg" alt=" «Сеятель».


Close