УДК

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ МОДЕРНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ ДОШКОЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ

Аннотация

В статье рассмотрены основные проблемы в сфере дошкольного образования. Предложены основные направления модернизации образования дошкольного воспитания.

Ключевые слова: дошкольное воспитание, модернизация, образование, модернизация образования, пути модернизации.

Annotation

The main problems in the sphere of preschool education are considered in the article. The basic directions of modernization of education of preschool education are offered.

Key words: preschool education, modernization, education, modernization of education, ways of modernization.

Необходимость модернизации образования дошкольного воспитания обусловлено реформированием отрасли согласно национальной доктриной развития образования России в XXI веке, законами России "Об образовании" тенденциями развития цивилизации в новую эпоху. Модернизировать образование дошкольного воспитания - значит усовершенствовать его, изменив в соответствии с требованиями времени, не затрагивая основ, устойчивых и таких, которые не оправдали положений, обогатив их новыми, прогрессивными идеями. Рост сознания педагогов, объективная необходимость обновления принципов, гуманизации целей и задач дошкольного образования, оптимизации жизни современного ребенка в соответствии с демократическими принципами российского общества актуализируют проблему модернизации содержания первого звена образования и выступают основой для дальнейшего культурного роста личности.

Проблемой дошкольного образования как особого звена в системе дошкольного образования занимались такие ученые как А. Богуш, А. Зима, С. Сажник, Т. Степанова; овладения дошкольников учебной деятельностью Е. Аркин, Л. Венгер, Выготский, П. Гончарук, Д. Эльконин, А. Запорожец, В. Котырло, Г. Кравцов, Е. Кравцова, А. Леонтьев, А. Любочка, Т. Маркова и др.; умственное развитие детей и подготовка их к школе Т. Бабаева, А. Богуш, С. Борисова, Ф. Блехер, Е. Водовозова, Г. Лаврентьева, Ф. Левин-Щирина, В. Логинова, С. Михайлова, М. Морозова, А. Проскура, Е. Тихеева, А. Усова, Е. Фльорина, А. Фунтиков, В. Ядешко и др.

Отдавая должное научной и практической значимости работ названных авторов, необходимо отметить: тема модернизации образования дошкольного воспитания является недостаточно изученной в педагогике.

Целью статьи является определение основных направлений модернизации образования дошкольного воспитания.

На сегодняшний день основной целью образовательной политики в сфере дошкольного образования является гарантирование доступного и качественного дошкольного образования, обеспечивающего равные стартовые условия для последующего успешного обучения ребенка в школе. При этом доступность характеризуется возможностью выбора детского сада, а качество – возможностями и способностями ребенка к освоению программ на последующих уровнях образования.

Задачи модернизации образования дошкольного воспитания требуют, по мнению Д.И.Фельдштейна, глубинного понимания специфики функционирования и воспроизводства современного Детства, его исторической, социокультурной и психологической составляющих в контексте принципиально важных изменений. В современном мире изменились не только условия, социальное пространство существования ребенка, система его отношений, изменился сам ребенок.

Д.И.Фельдштейн указывает на то, что дети сегодня объективно вышли из системы постоянного контакта со взрослыми. Если еще два-три десятилетия назад ребенок развивался в условиях малого социума – семьи, класса, ближайшего окружения, то сегодня он поставлен в принципиально новую ситуацию, когда уже с дошкольного возраста он находится в развернутом социальном, в том числе новом знаниевом пространстве, где на его сознание давит хаотичный поток информации из телевизора, Интернета, перекрывая знания, получаемые от родителей, педагогов. В условиях актуальной, быстро меняющейся, общедоступной информации взрослые перестали быть авторитетными проводниками детей в жизни.

Исследователями отмечается интенсивная примитивизация сознания детей, рост цинизма, грубости, жестокости, агрессивности под действием компьютерных игр, снижающих контроль детей за собственным поведением и формирующих зависимость. Как следствие – повышенный уровень тревожности, неуверенность, одиночество, страх, и при этом – инфантилизм, эгоизм, духовная опустошенность. Все эти особенности и изменения требуют переосмысления отношений образовательных учреждений и семьи, создания конструктивных инструментов взаимодействия с семьями, вопросов обновления содержания дошкольного образования, совершенствования профессиональной деятельности педагогов

Анализируя научные исследования по проблемам дошкольного образования, можно выделить основные направления модернизации образования дошкольного воспитания, а именно:

Учет индивидуальных особенностей детей, их темперамента и внедрения семейного климата в российских детских садах;

Одной из актуальных задач развития личности ребенка в дошкольном образовании является приоритет на ориентированность и активизацию творческого потенциала ребенка. Поэтому вводимые в учебно-воспитательном процессе дошкольного учебного заведения образовательные технологии и семейное воспитание должны строиться на привлечении каждого ребенка именно к тем видам деятельности, которые наиболее способствуют выявлению ее интересов, раскрытию ее природных склонностей, способностей и реализации права на свободный выбор практичных способов действий, инструментария, партнеров и т.д.;

Несмотря на то, что ведущей деятельностью в дошкольном возрасте является игровая, именно она должна стать действенным средством формирования личности и воспитания ребенка, поскольку, как отмечает нидерландский исследователь И. Хейзинг: «через игру человеческое сообщество поднимается над биологическими формами жизни».

Таким образом, задачей образования, в частности ее дошкольного звена, является социально организованная поддержка роста каждой личности, ее социо-культурного становления. Дошкольное воспитание является важной предпосылкой успешного развития личности в последующие годы, что является тематикой моих дальнейших исследований.

Список литературы

1. Антонов А. А. Современные тенденции дошкольного образования // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. Серия: Филология, педагогика, психология. 2010. №11. С.22-27.

2. Мигунова Е. В. Модернизация дошкольного образования в условиях глобальных вызовов // Вестник НовГУ. 2013. №74. С.40-43.

В сентябре 2012 года Дмитрий Медведев подписал постановление о модернизации системы дошкольного образования. Конечно, по большей части постановление подразумевало выделение дополнительных средств для регионов РФ, но без них невозможно проведение ни одной реформы. Можно считать, что этим он дал старт всем регионам. К тому же с 1 сентября 2013 года вступил в силу новый закон «Об образовании в РФ», в котором немалое место уделяется именно дошкольному образованию. А уже с 1 января 2014 года вступил в силу федеральный стандарт дошкольного образования.

Уже давно считается аксиомой то, что без достойного дошкольного образования не будет хорошего школьного. Она легко подтверждается и в теории, и на практике. Не занимаясь дошкольным образованием, государство не только проигрывает в школьном образовании, но и рискует не получить поколение человеческого капитала государства.

Что является самой главной проблемой в дошкольном образовании на сегодняшний день практически во всех регионах России?

Как бы это ни казалось странным, это отсутствие достаточных мест для детей в дошкольных образовательных учреждениях. Программы последнего десятилетия по улучшению демографической ситуации и увеличению рождаемости приносят свои плоды, однако вместе с тем появляется новая проблема – очереди в детские сады, которые в некоторых регионах просто запредельные. И если не принимать адекватных мер по устранению очереди, то с учетом демографического роста очереди будут только увеличиваться. Для этого в разных регионах планируются и проводятся разные мероприятия.

Понятно, что площадь существующих детских садов физически невозможно увеличить, однако в некоторых регионах уплотняются группы до максимального количества детей по существующим стандартам. Строятся новые детские сады, выкупаются здания, которые были дошкольными учреждениями двадцать лет назад. Именно на строительство и реконструкцию планируется потратить основные средства, которые выделяются Правительством РФ на модернизацию дошкольного образования.

Модернизация дошкольного образования как федеральный проект позволит практически полностью охватить детей в возрасте от трех лет дошкольным образованием . Это первое направление модернизации дошкольного образования.

Кроме того, изменяется система финансирования дошкольных учреждений, вводится единый федеральный стандарт дошкольного образования. Финансирование дошкольных учреждений перешло с муниципального на региональный уровень. Это позволяет решить несколько задач, в том числе поэтапный рост заработной платы сотрудников государственных и муниципальных дошкольных учреждений, а также повышения качества дошкольного образования.

Согласно ФЗ «Об образовании» дошкольное образование становится частью общего образования, его первой ступенью, а это значит, что оно, как и школьное, тоже должно быть стандартизировано. В регионах утверждаются циклы мероприятий, которые обеспечивают стандартизацию дошкольного образования , а также его вывод на достойный уровень.

К тому же, реализация программы постепенно приводит к оснащенности детских садов информационными технологиями, а также спортивными оборудованиями и современными детскими площадками, учебно-лабораторным инвентарем и транспортными средствами. Создание и ведение собственных сайтов у дошкольных учреждений – это тоже заслуга модернизации дошкольного образования, поскольку такой пункт был представлен в качестве ожидаемых качественных изменений.

Модернизация дошкольного образования, как любая реформа, невозможна без обучения кадров. Формирование новых требований по квалификации преподавателей и сотрудников дошкольных учреждений создается с целью повышения общей квалификации педагогов дошкольных учреждений . Этому способствует как указанная выше реформа заработной платы, так и разработка профессионального стандарта для педагогов, занятых в дошкольном образовании.

Также можно отметить создание ресурсных центров в регионах , которые осуществляют координацию процессов развития дошкольного образовательного по выявлению и поддержки одаренных детей в раннем возрасте, а также развитию способностей и профессионального становления. Педагоги каждого дошкольного учреждения должны владеть знаниями дополнительных профессиональных программ.

Одним словом, модернизация дошкольного образования – это целая система сводов, Законов и поручений, которые действуют как отдельно, так и совместно, и направлены на формирование нового общества. Качественно оценить результаты такой деятельности можно будет не ранее ближайших десяти лет, когда проявится или не проявится разница в уровне развития детей старшего школьного возраста.

НА ЗАМЕТКУ. Методическая литература по низким ценам в специализированном магазине «Детский сад» — detsad-shop.ru .

Статья на тему "Модернизация системы образования в условиях современного законодательства"

Тема модернизации образования в современном мире очень актуальна. В настоящее время очевидно, что развитие образования является приоритетным направлением для нашей страны.

Потребность в модернизации возникла с неэффективностью нынешней системы образования. Хоть всегда и говорилось, что наше образование самое лучшее, однако со временем необходимо менять и совершенствовать, менять его содержание и структуру. Можно выделить следующие минусы:

Экономика образования – хоть в настоящее время существуют и постоянно обновляются нормативные документы по борьбе с коррупцией и созданием открытой системы экономики, я не думаю, что в ближайшее время возможно будет решить эту проблему.

Содержание общего образования – современным школьникам можно посочувствовать. Программа перегружена информацией, зачастую не соответствует требованиям сегодняшнего общества. Министерство образования отмечает, чтобы изучить всю школьную программу необходимо 167 часов в неделю, в то время как в неделе всего 168 часов. Также Министерство образования отмечает, что более половины школьников не усваивают больше 60% материала. Отмечу, что все это приводит к психологическим проблемам, невротическим расстройствам, проблемам со здоровьем, проблемам с успеваемостью, к финансовым затратам и др. Еще одной ветвью, исходящей из этих проблем является сложность выбора выпускником будущей профессии и института. Если вспомнить одну из любимых фраз педагогов институтов: «забудьте все, чему вас учили в школе», следует задуматься, что пора бы пересмотреть содержание школьного образования, тем более что последняя реформа была в середине 1960 годов.

Да, новые стандарты затрагивают этот аспект. Оно становиться более направленным на личностное развитие детей. Личностно-ориентированное образование дает возможность раскрыть творческий потенциал и самореализоваться ученику. Государственные стандарты направлены на «очеловечивание» образования, развитие личностных качеств, путем изменения процесса обучения, мотивация самосовершенствования, возможность социализации, улучшение организации процесса обучения. Но пропасть между ожиданиями от школьной программы и реальными результатами пока преодолеть не получается.

Неэффективное профессиональное образование – зачастую квалификация выпускаемых институтами специалистов значительно отличается от требований к кадрам, делая выпускников неконкурентоспособными. Еще одна пропасть. Не успев выучиться на определенной специализации, она оказывается невостребованной. Также при небольшом наборе на определенную специализацию, необходимую для работы, институт отказывает в открытие данного курса, не реализуя потребность абитуриентов. Что же получается? Образование ради бумажки. Опять возникает необходимость пересмотрения некоторых программ. Приближения их к требованиям работодателей.

Результаты проведенного в 2012 году Министерство образования и науки Российской Федерации мониторинга деятельности государственных вузов и их филиалов показали, что 30 из 42 педагогических вузов (71,43%) и 29 из 37 их филиалов (78,38%) признаны имеющими признаки неэффективности, тогда как среди медицинских таковых 10,26%, а среди гуманитарных - 42,86%.

Все же необходимо отметить и плюсы современного профессионального образования. В настоящее время упор делается на перенос акцента с усвоения знаний на их самостоятельное приобретение. Основным требованием к современному обучающемуся – это умение учиться самостоятельно. И отсюда вытекает основное направление модернизации образования – это уменьшение доли предоставления теоретического материала и увеличение практических занятий и умений.

Порой студенты сталкиваются со следующей проблемой: у высших образовательных учреждений отсутствует определенная база для прохождения практики, и обучающимся приходиться самим искать предприятия, в которых они смогут ее пройти. Однако и предприятия не всегда охотно идут на предоставление базы для практики. Получается даже при наличии желания у студентов, реализовать их не всегда удается.

Благодаря современному развитию информационных технологий, приобретение образования любого уровня возможно по месту проживания и профессиональной деятельности. На сегодняшний день дистанционное обучение, становиться достаточно актуальным именно благодаря тому, что каждым может получить необходимую ему специальность, не меняя свой распорядок жизни, не выбирая между обучением и заработком на жизнь, семьей и другими факторами. В тоже время дистанционное образование имеет очевидные минусы. И основанная, это отсутствие контакта между обучающимися и преподавателем. Образование полностью ложиться на обучающего человека, что может сказаться на качестве знаний и квалификации будущего выпускника института. К сожалению, пока дистанционное образование в России не так развито, как в зарубежных странах, и иногда оно может качественно уступать по сравнению с традиционными формами обучения.

Социально-экономическое обеспечение педагогов – низкие зарплаты и стимулирование. Стоит отметить что государство периодически увеличивает зарплаты педагогам, и в новой госпрограмме «Развитие образования» до 2020 года отмечается, что необходимо решать эту проблему. Также стоит учитывать, что с периодическим повышением стимулирования педагогов, параллельно увеличиваются и требования к нему. И у педагогов просто не остается времени на самообразование, хоть и согласно Федеральному закону №273 с 1 сентября 2013 года педагогические работники имеют право на получение дополнительного профессионального образования (далее – ДПО) по профилю педагогической деятельности не реже чем один раз в три года (п. 2 ч. 5 ст. 47). Главное, найти время, чтобы оторваться от бумажной работы.

Из вышеперечисленного, можно сделать вывод, что основной задачей модернизации – создание эффективной образовательной системы, соответствующей актуальным и перспективным запросам страны, повышение качества, ориентированность на запросы общества и государства. Образование должно стать сферой не только социального, но и экономического развития страны, общенациональной задачей. И задействованы в ней должно быть не только государство, но и общество.

Само образование не может самоизменяться и самореформироваться, это большой труд и затраты из вне. Справедливым будет утверждение американского исследователя Ф.Г. Кумбса: образование обычно «упрямо противится нововведениям в своей собственной области», что периодически его ставит перед лицом кризиса. Из-за "инертности, присущей системам образования, они слишком медленно меняют свой внутренний уклад в ответ на поступающие извне запросы".

Современная система образования должна готовить молодых людей к работе в конкурентных условиях, помогала раскрыть способности и инициативу.

На заседании Правительства Российской федерации, Д.А. Медведев огласил задачи госпрограммы «Развитие образования» до 2020 года. Государственная программа закладывает базовые показатели, которые должны быть раскрыты к 2020 году.

Задачи, которые ставятся:
1. Обеспечение детей высоким качеством образования, обеспечение равной доступности образования. К 2020 году планируется полный переход на новые государственные стандарты.

В настоящее время создается общенациональная система поддержки одаренных детей и талантливой молодежи.

2. Обеспечение конкурентоспособности отечественных университетов, перевод их в международную систему образования. Д.А. Медведев отмечает, что планируется пять крупнейших университетов вывести в сотню лучших, и эта цель может быть достигнута. Также должны присутствовать и качественные изменения образования. Учебные корпуса, общежития, лаборатории, кампусы по возможности, там, где их можно создавать, должны быть современными, комфортными, приспособленными для обучения всех студентов, в том числе и инвалидов. Планируется улучшения в качестве преподавания.

3. Ключевой приоритет для государства – повышение зарплаты педагогов, их мотивация к эффективному и творческому труду. Повышение стимулирования работы, повышение квалификации.

4. Совершенствования системы оценки качества образования. Эта система должна стать надёжной, объективной и прозрачной.

По мнению экспертов, в программе заложен потенциал для развития самоуправления учреждений образования и предусматривается мониторинг реализации госпрограммы, включая обратную связь с родителями, учащимися, студентами, в общем, со всеми, кто заинтересован в развитии нашей системы образования.

Модернизация системы дошкольного образования, как определено в Конвенции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 г., является основанием экономического роста и социального развития общества, фактором благополучия граждан и безопасности страны. Модернизация затрагивает структуру, содержание, технологии воспитания и обучения на всех этапах образовательной системы.

В Концепции досрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года, показана современная модель образования, направленная на повышение качества образования. “Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью…”.

Отдельно следует отметить доступность получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья. Положения об инклюзивном образовании закреплены в российских государственных документах (Национальная доктрина образования Российской Федерации до 2025 года, Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года и т. д.). Инклюзивное обучение детей с особенностями развития совместно с их сверстниками – это обучение разных детей в одном классе, а не в специально выделенной группе (классе) при общеобразовательной школе. В тоже время не все школы готовы к приему таких детей: отсутствуют лифты и пандусы, оборудованные туалеты, столовые, спортивные залы и территории школ, должны быть поручни в коридорах и другое школьное оборудование. Кроме оборудования необходимо создание новых адаптированных образовательных программ. Все это требует финансирования.

Также не все педагоги готовы к обучению таких детей. Они просто морально не готовы к тому, что в классе будет присутствовать ребенок, например, с синдромом Дауна. И специалистов, знающих методики работы с такими детьми, психологических особенностей таких детей очень мало.

В настоящее время в дошкольных учреждениях для детей с ОВЗ также создается развивающая предметно – пространственная среда, соответствующая требованиям стандарта дошкольного образования. Это помогает детям с особенными педагогическими потребностями социализироваться как среди сверстников, так и в обществе в целом. Если для детей с ОВЗ это шанс раскрыться, стать полноценным человеком. Плюсом для обычных воспитанников, обучение с такими детьми помогает сформировать активную жизненную позицию, развить такие личностные качества как доброжелательность, способность переживать, умение помогать ближнему и человеколюбию.

Сегодня много говориться о доступном и качественном дошкольном образовании, которое обеспечивает одинаковые условия для последующего успешного обучения детей в школе. Под доступностью понимается возможность выбора дошкольного образовательного учреждения. А качество образования обеспечивает возможности ребенка на следующих ступеньках образования успешно овладевать учебной программой. Однако на сегодняшний день существует проблема нехватки мест в ДОУ. В госпрограммы «Развитие образования» до 2020 года эта проблема учитывается и будут приняты меры по ее ликвидации.

В соответствии с федеральным законом «Об образовании», дошкольное образование входит в состав общего образования, о должно стать стандартизированным. Однако в государственных стандартах отмечается, что в детских садах программа должна быть направлена на развитие личности и способностей ребенка. И не ребенок должен готовиться к школе, а школа к ребенку.

Новой ступенью в модернизации дошкольного образования стало создание и ведение официального сайта образовательного учреждения в сети "Интернет".

Государственные программы позволяют оснащать образовательные учреждения компьютерами, досками и проекторами. Оснащение компьютерным оборудованием на всех этапах обучения, от дошкольного, до профессионального, помогает в достижении самых разных поставленных задач.

Одним из условий успешной модернизации образования является развитие профессиональной педагогической культуры и компетентности. Педагог должен постоянно самосовершенствоваться. Владение ИКТ технологиями поднимает педагога на новый уровень. С помощью ИКТ-технологий достаточно легко можно организовать деятельность, предусмотренную государственными стандартами. ИКТ позволяют использовать готовые электронные материалы и Интернет-ресурсы, проводить оценочные мероприятия, проводить мониторинги и многое другое.

МОДЕРНИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ.

воспитатель ГБОУ д\с № 000,

г. Москва,

Дошкольный возраст - важнейший период становления личности ребенка, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, формируются эмоционально-волевые качества и способность ребенка к свободному выбору, уважению и пониманию других людей независимо от их социального происхождения, расовой и национальной принадлежности, языка, пола, вероисповедания .

В условиях социокультурной модернизации системы дошкольного образования большое внимание уделяется проблемам стандарта качества дошкольного образования. А именно:

Формированию в детских садах образовательной среды, стимулирующей детскую инициативу и самостоятельность, творчество, свободу выбора, двигательную и познавательную активность детей, сотрудничество взрослого и ребёнка;

Расширению социального пространства детского сада (сотрудничество с библиотеками, музеями, парками, участие в жизни микрорайона);

Для решения этой проблемы создаются новые формы дошкольного образования: Центры игровой поддержки ребёнка (ЦИПР), Консультативные пункты (КП), Лекотеки и Службы ранней помощи (СРП) для детей, воспитывающихся в условиях семьи и родителей (законных представителей).

ЦИПР, КП, Лекотеки и СРП создаются как самостоятельные структурные подразделения государственных дошкольных образовательных учреждений, реализующих программы дошкольного образования.

ЦИПР (Центр игровой поддержки ребенка) осуществляют психолого-педагогическую деятельность, направленную на всестороннее развитие детей в возрасте от 6 месяцев до 3 лет, на основе современных методов организации игровой деятельности.

Главной целью деятельности ЦИПР является подготовка детей раннего возраста к поступлению в ДОУ.

На ЦИПР возглавляются следующие задачи:

Оказание содействия родителям (законным представителям) в социализации детей раннего дошкольного возраста на основе игровой деятельности;

Ознакомление родителей (законных представителей) и специалистов ДОУ с современными видами игровых средств и игрового оборудования (далее по тексту ИСО);

Обучение родителей (законных представителей) и специалистов ДОУ способам применения различных ИСО, организации на их основе развивающих игр и игрового взаимодействия с детьми;

Консультирование родителей (законных представителей) по созданию развивающей среды в условиях семейного воспитания, формированию оптимального состава ИСО, правилам их подбора.

Консультативные пункты создаются для родителей (законных представителей) и детей в возрасте от 1 года до 7 лет, не посещающих ДОУ. Основная цель их деятельности состоит в обеспечении единства и преемственности семейного и общественного воспитания, оказание психолого - педагогической помощи родителям (законным представителям) в поддержке всестороннего развития личности ребёнка.

Лекотеки организуются для детей от 2-х месяцев до 7 лет с нарушениями развития, которые не могут посещать государственные образовательные учреждения по состоянию здоровья или развития и нуждаются в психолого-педагогической и медико-социальной помощи.

Деятельность Лекотеки направлена на оказание квалифицированной коррекционной и терапевтической помощи детям с особыми образовательными потребностями и их родителей, а также на психолого-педагогическое сопровождение таких семей в целом.

ЦИПР, КП, Лекотеки и СРП призваны осуществлять взаимодействие ДОУ с медицинскими учреждениями , центрами психолого-педагогической поддержки, муниципалитетами и другими организациями.

Таким образом, организация новых, экономически целесообразных форм дошкольного образования является не только возможным, но и перспективным способом сохранения и развития сети ДОУ. Это позволит сэкономить бюджетные средства, снизить родительскую плату и вместе с тем сделать услуги ДОУ более доступными для населения. Вариативность форм обучения и воспитания будет способствовать увеличению количества детей, которые смогут получить качественное образование на базе ДОУ, что имеет существенное значение для построения преемственности между дошкольным и начальным общим образованием.

Новые формы обучения и воспитания детей ни в коей мере не следует рассматривать как альтернативу уже имеющимся. Значительную часть родителей устраивает режим работы ДОУ полный день и круглосуточный. Принципиально важно, что и при сокращении времени пребывания детей в ДОУ должно обеспечиваться их развитие по всем основным направлениям (познавательное, художественно-эстетическое, социально-эмоциональное, физическое) в соответствии с государственным стандартом дошкольного образования. Главная тенденция, которая отчетливо прослеживается, – дошкольное образование повысило свой статус во всем мире и стало предметом национальной политики. Российская система дошкольного образования признана международным сообществом как одна из эффективных систем образования детей младшего возраста.

Елена Омелина
Модернизация системы дошкольного образования в условиях введения Федеральных государственных требований

Последнее десятилетие принесло радикальные изменения в систему отечественного дошкольного образования . На смену типовой программе пришли вариативные, на смену унифицированному «детскому саду» – разные типы и виды дошкольных образовательных учреждений . Поиск и самостоятельный выбор конкретных форм образовательной работы стал нормой деятельности педагогов. Инновационное движение в дошкольном образовании долго не опиралось на научно выверенную стратегию модернизации дошкольного образования , которая связывала бы воедино его социальные, организационные, финансово-экономические, психолого-педагогические и другие приоритеты, определяя продуманную программу действий на исторически обозримый срок.

Процесс стандартизации социальных, в том числе образовательных систем – общемировая тенденция. В России, в настоящее время, для большинства уровней и ступеней образования , исключая дошкольное , установлены федеральные государственные образовательные стандарты (далее – ФГОС) .

ФГОС представляют собой совокупность трех групп требований - к структуре основных образовательных программ , условиям их реализации и результатам освоения. Достижения детей дошкольного возраста определяются не суммой конкретных ЗУНов, а совокупностью личностных качеств, поэтому неправомерно предъявлять жесткие требования к результатам , что присутствует в стандарте начального общего образования .

Существуют распространенные в отечественном образовании понятия стратегий развития образовательных учреждений : 1. Стратегия локальных изменений, предусматривает параллельное улучшение, рационализацию, обновление деятельности каких-то отдельных участков жизни образовательных учреждений . эти изменения осуществляются независимо друг от друга по своим планам и предполагают достижение частных результатов, которые в совокупности позволят образовательному учреждению сделать шаг вперед. 2. Стратегия модульных изменений, предполагает осуществление нескольких комплексных нововведений , которые не связываются между собой, хотя внутри модуля могут предполагать необходимость координации действий многих исполнителей. 3. Стратегия системных изменений - предполагает полную реконструкцию образовательного учреждения , затрагивающую все компоненты деятельности (цели, содержание, организацию, технологии и т. д., все структуры, связи, звенья, участки. Такая стратегия осуществляется, как правило, при изменении прежнего статуса образовательных учреждений , при превращении их в новое образовательное учреждение .

Обновление технологий организации образовательного процесса в соответствии с ФГТ усложнено недостаточно разработанными научно основаниями использования образовательных технологий в развитии субъектного опыта и интегративных качеств дошкольника . Вопросы технологий обучения в дошкольном образовании довольно слабо освещены во многих учебниках дошкольной педагогики , в том числе - в опубликованных в последние годы. В то же время еще в "Концепции содержания непрерывного образования " (дошкольное и начальное звено , утвержденной ФКС по общему образованию МО РФ 17 июня 2003г ., отмечалось : ". воспитатели в дошкольных учреждениях недооценивают значение развития игровой деятельности, излишне увлекаются различными формами обучения, в которых, как правило, используются "школьные" технологии : фронтальные занятия по отдельным предметам, вербальные методы обучения знаниям и умениям и др. Тем самым осуществляется недопустимая искусственная акселерация развития ребенка, "овзросление" дошкольного образования ".

В тексте ФГТ не употребляется слово «занятие» , но это не означает переход на позиции «свободного воспитания» дошкольников . Новый документ ставит во главу угла индивидуальный подход к ребенку и игру, где происходит сохранение самоценности дошкольного детства и где сохраняется сама природа дошкольника . Факт повышения роли игры как ведущего вида деятельности дошкольника и отведение ей главенствующего места, безусловно , положителен, так как в настоящее время на первом месте стоит занятие. Необходимость отказаться от учебно-дисциплинарной модели образовательного процесса – отказ от специально организованной деятельности уже давно назрела. Ведущими видами детской деятельности станут : игровая, коммуникативная, двигательная, познавательно-исследовательская, продуктивная и др. Необходимо отметить, что каждому виду детской деятельности соответствуют определенные формы работы с детьми.

В ФГТ к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования предъявляются Требования к предметно-развивающей среде образовательного учреждения (группы, которые включают комплексное оснащение воспитательно-образовательного процесса , обеспечивающее возможности : построения образовательного процесса с использованием адекватных возрасту форм работы с детьми. основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра; организации разнообразной игровой деятельности; использования образовательных технологий деятельностного типа.

Таким образом , можно утверждать, что знание современных технологий дошкольного образования необходимо каждому педагогу ДОУ - члену методического объединения.

Помимо этого, мы можем также сослаться на еще один документ, определяющий и должностные обязанности, и вопросы профессиональной компетентности любого педагога ДОУ (независимо от его аттестации на ту или иную категорию и независимо от стажа работы): Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования " (Приложение к приказу Минздравсоцразвития РФ от 26 августа 2010г. № 761н, в котором сказано : Воспитатель (включая старшего) должен знать : приоритетные направления развития образовательной системы РФ ; законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную деятельность ; Конвенцию о правах ребенка; педагогику, детскую, возрастную и социальную психологию; психологию отношений, индивидуальные и возрастные особенности детей и подростков, возрастную физиологию, школьную гигиену; методы и формы мониторинга деятельности обучающихся, воспитанников; современные педагогические технологии продуктивного, дифференцированного, развивающего обучения, реализации компетентностного подхода;. технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения.

Таким образом , одной из задач методической службы ДОУ может стать работа по ознакомлению педагогов с достаточно разнообразным спектром технологий обучения, применяемых в дошкольном образовании .

Обновление системы оценки качества дошкольного образования опирается на ориентиры качества современного дошкольного образования . В их основе лежит как ориентир "социальный портрет выпускника дошкольного образовательного учреждения " (6,5-7 лет) . В ФГТ определены конкретные характеристики и 35 качеств личности, желательные для идеального социального портрета ребенка-дошкольника (6,5-7 лет) как целевого ориентира системы дошкольного образования . В результате освоения каждой образовательной области должны быть сформированы определенные физические, личностные и интеллектуальные качества (в различном сочетании) .

Результат освоения ООП ДО - конечный итог, следствие воспитательно-образовательной деятельности ДОУ :

1. Текущие (промежуточные) результаты освоения программы - качества, формируемые в течение всего периода дошкольного образования . оценка которых осуществляется с определенной периодичностью; знания, умения и навыки, способы овладения ребенком той или иной деятельностью;

2. Итоговый результат освоения прогаммы - физическая и психологическая готовность к школе, оценка которой осуществляется при переходе ребенка с уровня дошкольного образования на уровень общего (начального общего) образования .

Личностные качества - качества, характеризующие развитие личностной сферы ребенка (мотивации, произвольности, воли, эмоций, самосознания, в том числе его морально-нравственное развитие.

Физические качества - качества, характеризующие физическое развитие ребенка (сила, выносливость, ловкость и др., а также антропометрические и физиометрические показатели.

Интеллектуальные качества - качества, характеризующие развитие интеллектуальной сферы ребенка (формирование высших психических функций, накопление знаний и социального опыта). Знания. умения. навыки - средства, способствующие развитию ребенка, т. е. способствующие развитию у него новых качеств.

Основная общеобразовательная программа помогает ребенку овладеть базисным уровнем дошкольного образования . Она призвана обеспечить дошкольнику тот уровень развития, который позволит ему быть успешным в дальнейшем обучении, т. е. в школе и должна выполняться каждым дошкольным учреждением .

В работах известных современных исследователей Н. А. Виноградовой, Н. В. Микляевой обозначены основные направления совершенствования качества образовательного процесса в ДОУ :

1. Совершенствование процесса взаимодействия между педагогами , детьми и родителями;

2. Оптимизация результатов воспитательно-образовательной работы на каждом этапе образовательного процесса ;

3. Совершенствование системы отношений между компонентами образовательного процесса .

Несмотря на наличие примерных образовательных программ дошкольного образования , ФГТ и других нормативных и методических документов, обеспечивающих внедрение ФГТ в практику работы ДОУ, остается актуальной задача наполнения реальным содержанием и инструментарием систем оценки качества дошкольного образования .

Внедрение ФГТ и решение новых задач требует соответствующего научно-методического сопровождения. Нормативно-правовая база для обновления содержания дошкольного образования постепенно совершенствуется и развивается в направлении упорядочения государственных требований и модернизации привычного содержания и обучения, приведения его в соответствие с главными "вызовами эпохи". Однако практика работы с педагогами ДОУ показывает, что до сих пор научно- и учебно-методическое обеспечение современного дошкольного образования мало известно .

Таким образом , существует необходимость разработки системы методического сопровождения педагогов ДОУ в условиях введения ФГТ к структуре ООП ДО.


Close