Тема: А.А.Ахматова. Поэма»Реквием»Исторический масштаб и трагизм поэмы.

Цель: знакомство с поэмой А.А.Ахматовой «Реквием.

Задачи: 1) продолжить обучение анализу жанрового своеобразия поэмы от общего представления к выделению центральных образов, сюжетных линий, основных тем вслед за автором;

2) развивать способности осознанного восприятия слова учителя, видеть главное, делать обобщения и выводы;

3) воспитывать культуру общения, умение выслушивать мнение собеседника, высказывать свою точку зрения, умение взаимодействовать в коллективе; вызвать интереса истории Родины через творчество А.А.Ахматовой.

Порядок занятия:

I. Слово учителя.

А. А. Ахматова - поэтесса неординарная. Мы уже познакомились с ее жизнью, ее художественным миром, поэтикой. Сегодня нам предстоит знакомство с ее главным творческим и гражданским достижением 30-х годов - «Реквием», произведением, непосредственно посвященным годам террора, страданиям репрессированного народа. По каким-то неисповедимым законам творчества, трагедия 30-х годов словно высекла искру из кремня, и пламя ее творчества взметнулось высоко и торжествующе, несмотря на мучительные тюремные очереди, на постоянное ожидание ареста. Это были страшные годы.

Послушайте историческую справку

II. Историческая справка (уч-ся).

К концу 30-х годов сформировалась целостная общественная система, определяемая как «государственный социализм». Собственность и власть по существу оказались в руках партийно-государственного аппарата во главе со Сталиным. Осуществлялся жестокий контроль за всем и всеми. Человек становился механизмом, «винтиком», который можно было всегда легко и быстро заменить. За малейшее нарушение и инакомыслие полагалось наказание. Страна осуществляла свое правосудие не только с помощью судебной системы, а и особыми совещаниями при НКВД и ОГПУ, «двойками» и «тройками».

В первую очередь, расправы проводились над лицами, пользующимися популярностью и авторитетом.

По стране прокатились три волны сталинских репрессий:

1-ая- коллективизация и индустриализация. Пик ее приходился на 1928-31 годы и захватил от 250 тысяч до 1 миллиона семей, сосланных на стройки, в лагеря и поселения. В 1929 - 32 годах было закрыто 90% церквей и высланы их священнослужители. Около 3 миллионов человек, занятых при НЭПе, стали «лишенцами». Для ученых создавались «шараги», спецлагеря по проведению научных исследований и изысканий.

2-ая - (1932-33 и 1939-40 годы) захватила простых тружеников.

3-ья - захватила народнохозяйственные, партийные, государственные, военные,

научно-технические кадры и остатки старой творческой интеллигенции. Обвинения им предъявлялись в основном по пунктам 58-й статьи Уголовного кодекса (преступления против государства). Срок от 5 до 25 лет лагерного заключения, а каждый десятый осужденный в 1936-38 годах приговаривался к смертной казни. Количество заключенных в СССР на конец 30-х годов практически не поддается точному исчислению. Большинство исследователей склоняются к цифре 35 миллионов человек

III . Слово учителя и учащихся.

1. Самыми страшными годами «большого террора» были 1936 - 1938 годы, время, когда нарком внутренних дел был Н. И. Ежов.


  • Вспомните, какими были 30-е годы для А. А. Ахматовой?
2. Учащиеся:

а) 30 - ые годы оказались для Ахматовой порой наиболее тяжких в ее жизни испытаний. Чудовищные репрессии, обрушившиеся чуть ли не на всех друзей и единомышленников Ахматовой, разрушили и ее семейный очаг: 22 октября 1935 года были арестованы как «участники антисоветской террористической группы» ее бывший (второй) муж, профессор Всероссийской Академии художеств Н. Н. Пунин, и ее сын, студент исторического факультета Ленинградского государственного университета Лев Николаевич Гумилев. Ахматова обратилась с письмом к Сталину, и 14 ноября 1935 года они были освобождены.

Второй раз Лев Гумилев был арестован 10 марта 1938 года за «участие в молодежной антисоветской террористической организации в ЛГУ». Приговор - 5 лет исправительно - трудовых лагерей.

Третий арест сына был в 1949 году (10 лет). Л. Н. Гумилев полностью реабилитирован в 1975 году.

Сама Ахматова жила все эти годы в ожидании ареста. В длинных и горестных тюремных очередях, чтобы сдать передачу и узнать о судьбе сына, она провела, по ее словам, семнадцать месяцев.

б)Казалось бы, в таких условиях писать было немыслимо, и она действительно не писала, то есть не записывала своих стихов, доверяя их своим надежным друзьям, чтобы те заучивали их наизусть.

Лидия Чуковская в своих «Записках об Анне Ахматовой» пишет, с какой осторожностью, шепотом читала она свои стихи, а иногда не решалась даже и на шепот, так как застенок был совсем рядом. «В те годы, - поясняет Л. Чуковская в своем предисловии к «Запискам», - Анна Андреевна, навещая меня, читала мне стихи из «Реквиема» тоже шепотом, а у себя в Фонтанном Доме не решалась даже на шепот: внезапно, посреди разговора она умолкала и, показав глазами на потолок и стены, брала клочок бумаги и карандаш; потом громко произносила что-нибудь очень светское: «Хотите чаю?» или «Вы очень загорели», потом исписывала клочок быстрым почерком и протягивала мне. Я прочитывала стихи и, запомнив, молча возвращала их ей. «Нынче ранняя осень», - громко говорила Анна Андреевна и, чиркнув спичкой, сжигала бумагу над пепельницей.

Это был обряд: руки, спички, пепельница - обряд прекрасный и горестный.

По словам Чуковской, оформленный в 1940 году «Реквием» знали наизусть 11 человек, и, как говорила Ахматова, «никто меня не предал». Рукописи, как правило, сжигались, и только в 1962 году, в период «оттепели», Ахматова передала «Реквием» в журнал «Новый мир». К этому времени произведение имело уже широкое хождение среди читателей в самиздатовских списках. В 1963 году «Реквием» был напечатан за границей (в Мюнхене). В России впервые «Реквием» был напечатан в журнале «Октябрь» № 3 за 1987 год.

IV. Чтение и анализ поэмы.


  1. А теперь послушаем «Реквием».
(Учащиеся читают, фоном идет музыка Моцарта «Реквием»)

  1. Анализ произведения:
Жанр. 1) О жанре ахматовского «Реквиема» высказываются разные суждения. Одни исследователи называют «Реквием» лирическим циклом (В. А. Черных, В. Г. Адмони),

Другие считают, что это поэма (Лесневский С.).


  • Как вы восприняли «Реквием» - как поэму или как цикл отдельных произведений? Аргументируйте свой ответ.
Лирический цикл - объединение ряда произведений на основе идейно -тематического сходства, общности жанра, места и времени, формы и стиля повествования.

Поэма - крупное стихотворное произведение с повествовательным или лирическим сюжетом.

Обратимся к тексту «Реквиема». Начнем с хронологии, проследим за временем создания отдельных частей (фрагментов) произведения.

Начнем с центрального блока: он открывается фрагментом «Это было, когда улыбался...» (датировка: 1935. Осень. Москва), вбирает в себя тринадцать частей. завершаясь двухчастным эпилогом, который датирован мартом 1940 года. Все входящие в этот блок фрагменты расположены в хронологическом порядке (называют: 1935г., 1938г., 1939г., 1940г.).


  • Уже после создания всего сюжетного блока, она пишет «Посвящение» (март, 1940 г.), тогда же был написан эпилог, и получилась цельная композиция.

  • Как называется такая композиция, обрамленная посвящением и эпилогом?
(кольцевая)

  • Как известно, с наступлением периода «оттепели» у Ахматовой появились надежды на публикацию «Реквиема». Готовя его к печати, она дополнила его еще двумя фрагментами: эпиграфом, взятым из ее же стихотворения «Так не зря мы вместе беседовали» (1961г.) и «Вместо предисловия» (1 апреля 1957г.) Теперь композиция «Реквиема» выглядела так:
на доске:

  1. Эпиграф.

  2. Вместо предисловия.

  3. Посвящение.

  4. Вступление.

  5. Основная часть (главки 1-Х)

  6. Эпилог.
Таким образом, перед нами канонический состав романтической поэмы.

(Можно сравнить с «Южными поэмами» А. С. Пушкина)

2) А теперь давайте посмотрим, что еще напоминает вам поэма:

«Уводили тебя на рассвете,

За тобой, как на выносе, шла,

В темной горнице плакали дети...»
«Буду я, как стрелецкие женки,

Под кремлевскими башнями выть...»

«И своею слезой горячей

Новогодний лед прожигать...»
«Магдалина билась и рыдала...» (плач)
3) Все верно, для Ахматовой художественный канон не догма, она нашла в «Реквиеме» совершенно уникальный путь уравнивания автора и героя, она «скрестила жанр поэмы, относительно новую литературную форму, с одним из древних жанров русского фольклора - с плачем (причетью ).

Но что перед нами: европейская традиция заупокойной мессы, ведь реквием

католическое богослужение по умершим, или традиция русской народной причети.

Давайте попробуем отыскать ответ у самой Ахматовой.

Из всех видов похоронного обряда Ахматова избирает материнский плач. Давайте и мы с вами вспомним фольклорные традиции

Что такое похоронный обряд на Руси?

Каковы центральные фигуры этого обряда? (плакальщица - мать и усопший - сын).

А теперь обратимся к поэме.

Первый сигнал жанра плача - диалог в главке «Вместо предисловия», обратимся к ней.

В течение всей поэмы возникает многогранный образ героини:

Каждый из этих образов мотивирует отдельную сюжетную линию.

1-ый сюжет: теперь мы смотрим основную часть (гл. 1-Х)

О чем узнаем мы здесь? Сюжет ареста и осуждения сына и его ссылки. Здесь все сверхреально, докажите.

«Уводили тебя на рассвете...»

«Семнадцать месяцев кричу, Зову тебя домой, Кидалась в ноги палачу...»

«Я увидела верх шапки голубой И бледного от страха управдома...»

«... шины черных марусь».

И в то же время, с чем ассоциируется сцена ареста (с выносом тела). Докажите!

«За тобой, как на выносе, шла,

В темной горнице плакали дети,

У божницы свеча оплыла.

На губах твоих холод иконки, Смертный пот на челе...»
«Пусть черные сукна покроют...»

«И звон кадильный, и следы

Куда-то в никуда.»
Хор ангелов великий час восславил, И небеса расплавились в огне

Отцу сказал: «Почто Меня оставил!» А Матери: «О, не рыдай Мене...»

Так сюжет ареста перерастает в следующий сюжет:

2-ой сюжет - похоронного обряда, через образ горя, образ плача (слезы), образ болезни матери.

В полном соответствии с каноном вводится и «образ горя» материнского посредством психологического параллелизма (гл. П «Тихо льется тихий Дон...» в фольклоре образ льющейся реки часто связывался со слезами).

А теперь об основном отличии европейского «Реквиема» от русской причети: в европейской мессе диалог направлен «по вертикали» - от земли к небу, от слабого и грешного человека к всемогущему Богу и ориентирован на оглашение мольбы, просьбы об умалении Божьего гнева и помиловании грешника, диалог в русской причети распространяется «по горизонтали»: он обращен к усопшему, к «людям добрым», принимающим участие в печальном обряде. В такой атмосфере и обращении к Богу приобретает особый, интимно-личный характер.

Обратимся к главке VII «Приговор» - это кульминация повествования о судьбе сына: приговор здесь аналог казни. Но на переднем плане реакция не сына, а матери. Докажите!

«Надо память до конца убить, Надо, чтоб душа окаменела,

Надо снова научиться жить...»
Глава VIII «К смерти» - о чем молит мать?
Глава IX (о безумии).

Почему так убивается мать?

Так возникает третий сюжет - сюжет со - умирания , и в самом деле, смерть ребенка для матери есть уже «начало» или даже «модель ее собственной смерти», - ведь выношенное ею под сердцем, плоть от плоти ее, душа, взлелеянная ею с колыбели, исчезает, превращается в прах.

Вывод: такова основная канва поэмы, которая соответствует канонической сюжетной схеме материнской причети.

Но, в конце концов, Ахматова выходит и за рамки сюжетной схемы причети. она вводит параллель: сюжет о гибели сына и сюжет о соумирании матери - сходятся в монументальной символической сцене - сцене распятия Иисуса Христа (гл. X «Распятие»), тем самым массовая житейская трагедия времен Большого террора художественно уравнена с высшей трагедией рода человеческого, а значит, и мать человеческая становится у Ахматовой в своем горе на одну ступень с Богородицей. А цель эпилога - заключительный аккорд поэмы, где «я» сплавлено с «мы», и поэтому памятник, поставленный у тюремных стен - это памятник вечной и святой материнской скорби, это материнский плач о распятом народе, о трагедии советского общества в эпоху тоталитаризма.

3) Темы:

1. Памяти и Смерти.

2. Вечной судьбы русской женщины (от петровских стрелецких жен до современниц Ахматовой и до Богородицы.

3. «Я» и «Мы».

Тема смерти и памяти. Память как спасение от гибели, как непрерывная страдающая жизнь души, духовное спасение гибнущего человечества.

«Я» и «Мы» в поэме. Слияние судьбы поэта с народной судьбой. Боль матери - от русской крестьянки петровских времен до Богородицы и современной женщины.
V. Обобщение.

В истории русской словесности есть имена - камертоны, само название которых призывает думать о явлениях, куда более широких, чем конкретное их творчество. Одно из таких имен - Анна Ахматова. Отвергнутая и униженная в 30-е годы, надолго отлученная от литературы, но все же не сломленная никакими трагедиями, она живет в своей поэзии вот уже более 90 лет. И не просто живет она учит и нас жить, любить, страдать... И не случайно А.Ахматова считается одной из лучших поэтесс.

(Звучит песня И. Талькова)

VI. Домашнее задание.

(письменный ответ на вопрос, по рядам)

Как раскрывается в поэме


  1. ряд - тема Памяти и Смерти,

  2. ряд - судьба русской женщины,

  3. ряд - тема «Я» и «Мы».

Литература:


  1. Е. С. Абелюк. Читательский комментарий: замысел и воплощение.

  2. В. Виленкин «В сто первом зеркале», М., Советский писатель, 1990.

  3. Н. Л. Лейдерман «Русская литературная классика XX века», Екатеринбург, 1996.А. И. Павловский «Анна Ахматова. Жизнь и творчество», М., Просвещение, 1991

  4. «Путь школьников к «Реквиему» А. Ахматовой» в ж. «Литература школе» № 3 - 1989.

Практическая работа № 32.

Тема: Философичность лирики Б.Л.Пастернака.

Цели урока:

1. Проследить жизненную судьбу поэта и направление его творческого поиска, осмыслить неразрывное единства его непростой биографии и мужественной поэзии;

2. Обогатить свое представление об окружающем мире взглядом на него через призму поэзии Б.Л. Пастернака;

3. Подготовить себя к созданию письменного суждения о личности поэта, его творчестве или отдельном его произведении.

Учитель: Воссоздавая облик поэта, А.А. Ахматова вспоминала: “…Он поведал мне, что перед ним вьётся путь золотой и крылатый, где он вышнею волей храним…”. В письмах самого Пастернака то и дело встречается это краткое крылатое слово “путь”. Но оказался путь вовсе не “золотой и крылатый”, как предрекала поэт Ахматова, он обещал страшное, роковое.

Учитель: Готовность к подвижничеству, жертвенности жила в душах русской интеллигенции. Именно эти черты запечатлел Пастернак в “Четырёх отрывках о Блоке”, написанных в конце жизни.

Жить и сгорать у всех в обычае.
Но жизнь тогда лишь обессмертишь,
Когда ей к славе и величию
Своею жертвой путь прочертишь.

Учитель: Откуда и куда вел путь, ставший символом творческой судьбы Пастернака? Он уводил к духовному возмужанию от благополучного московского детства, семейного комфорта, обособленного мира элитарной интеллигенции. (Презентация “Биография Б.Пастернака” .

Учитель: В 1914 году выходит первый сборник “Близнец в тучах” с предисловием Н. Асеева – одного из участников “Центрифуги”. Асеев назвал Пастернака “одним из подлинных лириков новой русской поэзии”. Поэт признавался, что писал книгу под воздействием Блока. Само название книги автор выбрал “из подражания космологическим мудрёностям”, которыми отличались книжные заглавия символистов.

Учитель: Стихотворение “Февраль. Достать чернил и плакать!”, неизменно открывающее книги избранной лирики пастернака, считается наиболее показательным для ранней манеры поэта. (Чтение стихотворения наизусть подготовленным учеником)

Анализ стихотворения “Февраль. Достать чернил и плакать!”

Учитель: Как бы вы определили тему стихотворения? Предполагаемый ответ: Тема весенней природы и тема творчества.

Учитель: Как они взаимодействуют друг с другом? Предполагаемый ответ: Именно весна становиться причиной вдохновения поэта, побуждает его к творчеству. (Комментарий учителя: Стихотворение построено на уподоблении ранней весны, ливня и поэтического вдохновения, начала творчества. Причем акт творчества становиться естественным продолжением процессов, происходящих в природе весной.)

Учитель: Что в стихотворении становиться средством сближения таких вещей как весна, грачи, проталины – и чернила? Предполагаемый ответ: Этим средством становиться черный цвет: черные проталины, черные грачи и чернила. Черный у Пастернака лишён мрачности, он знаменует победу весны над зимой.

Учитель: Какие ещё детали подчеркивают ощущение праздника? Предполагаемый ответ: Атмосферу весеннего пробуждения создают и “благовест” – колокольный звон, и “клик” - победный возглас колёс.

Учитель: Как очерчивает поэт присутствие в стихотворении лирического героя? Предполагаемый ответ: О лирическом герое рассказывают глаголы: достать, писать, перенестись. Глаголы, относящиеся к лирическому герою, стоят в инфинитиве. Эта форма имеет оттенок побуждения к действию со стороны природы. (Комментарий учителя: Поэт бросается навстречу природе, её стихии. Он пассивно отдаётся своим впечатлениям, отливающимся в стихи. И чем меньше сознательной воли лирического героя в этом замешано, тем ближе оказывается процесс стихотворчества к природным процессам.)

Учитель: В каких строчках выражена главная мысль стихотворения?

Предполагаемый ответ: И чeм случaйнeй, тeм вepнee

Слaгaются стиxи нaвзpыд.

Учитель: О февральской оттепели не взахлеб, а навзрыд. Поэтом найдено слово наиболее сильно выражающее всплеск чувств. Сравнения и метафоры, которыми изобилуют ранние стихи Пастернака, часто кажутся произвольными, даже непонятными. Какие из выразительных средств стихотворения поразили ваше воображение? Предполагаемый ответ: Сравнение “грачи, как обугленные груши”, метафоры: “клик колес”, “сухая грусть на дно очей”, “грохочущая слякоть весною чёрною горит”. Следует отметить аллитерацию, используемую поэтом, чтобы передать стук колес по мостовой, чавканье весенней слякоти под ногами.

Учитель: Именно такие необычные, сымпровизированные образы гораздо ярче и точнее обычных, легко понимаемых образов, в них-то и проявляется в полной мере авторская индивидуальность. Исследователь творчества Пастернака А. Синявский назвал его поэтический метод “метафорической скорописью действительности”. В 1921 году художник Ю. Анненков нарисовал замечательный карандашный портрет поэта. “Б. Пастернак: огромные глаза, пухлые губы, взгляд горделивый и мечтательный, высокий рост, гармоничная походка, красивы и звучный голос”, - вспоминает художник. У людей существует различное отношение к жизни. Кто-то восхищён ёю, а кто-то удручён сложившимися обстоятельствами. А человек, назвавший свой сборник стихов “Сестра моя – жизнь”, каким представляется вам? Предполагаемый ответ: Этот человек влюблен в жизнь. Поэт ощущает себя частью целого, частью природы, понимая своё с ней родство, жизнь для него стала сестрой.

Учитель: В 1922 году вышла книга стихов “Сестра моя – жизнь”, посвящённая М. Лермонтову. Если в ранних стихах образы нанизывались на образы, сравнения на сравнения, то в этой книге Пастернак начинает овладевать потоком поэтических образов. (Чтение стихотворения “Сестра моя – жизнь” наизусть подготовленным учеником)

Анализ стихотворения “Сестра моя – жизнь”

Учитель: Какова лирическая ситуация стихотворения? Предполагаемый ответ: Лирический герой едет в поезде (вагоне) к любимой. Тема стихотворения – это ощущение, восприятие окружающего мира влюблённым.

Учитель: Как поэт передает чувство влюбленности? Предполагаемый ответ: Герой восхищен весенним дождем, свежестью, ароматом грозы. Для него, влюбленного, расписанье поездов “грандиознее святого писания” Чувство любви, переполняющей героя, выражено в метафоре, завершающей стихотворение “сердце, плеща по площадкам вагонным дверцами, сыплет в степи”.

Учитель: Для чего поэт использует аллитерацию? Предполагаемый ответ: Повторение согласных имитирует перестук колес, который отзывается в сердце, и в душе поэта, и в окружающем мире. Стук сердца уподобляется стуку колес.

Учитель: Есть ли в стихотворении образ любимой?

Предполагаемый ответ: Героиня изображена несколькими штрихами: “глаза, что в грозу лиловы”, “фата-морганой любимая спит”. Любимая остается мечтой, видением, предчувствием счастья.

Учитель: В первых двух строфах стихотворения звучит несвойственное Пастернаку типично романтическое противопоставление. В чем оно проявляется? Предполагаемый ответ: Это противопоставление лирического героя и “людей в брелоках” - трезвомыслящих и пошлых. Для лирического героя мир природы созвучен чувствам, душе, а “люди в брелоках” его не понимают, у них “свои резоны”, влюбленный среди них смешон со своим поэтическим восприятием жизни.

Учитель: Мир природы, каким он показан в стихотворении? Предполагаемый ответ: Природа помогает понять, что происходит в душе героя: “рушится степь, обгорающая ночь, солнце, садясь, соболезнует”. Это стихотворение является концентрацией мироощущения лирического героя, равенства человека и жизни, жизни и мира.

Учитель: Определите стихотворный размер произведения. Предполагаемый ответ: Стихотворение написано четырехстопным амфибрахием. К нему не раз обращался М. Лермонтов, подчеркивая ритмом искренность, исповедальность лирического монолога.

Учитель: А чем ещё стихотворение близко лермонтовской поэзии, а в чем отличие? Предполагаемый ответ: Общим у Пастернака и Лермонтова является мотив одиночества, непонимания окружающими лирического героя, но Лермонтову не свойственно восхищение жизнью, миром, хотя лермонтовский герой тоже находил утешение и понимание в мире природы.

Учитель: А. Синявский писал о своеобразии лирического героя и природы в лирике Пастернака: “В его стихах природа превращается в главного лирического героя. Она, оживая, не отдаляется от человека, а, наблюдая за ним, как бы втягивает его в свой мир”. Пастернак не стремился говорить за весь мир от своего лица, а предпочитал, чтобы мир говорил за него и вместо него: “Не я про весну, а весна про меня”.

Учитель: В начале 30-х в стихах Пастернака появляются черты естественности, которые свойственны, по его собственным словам, “опыту больших поэтов”. В 1932 году появляется книга стихов “Второе рождение”. Второе рождение переживала и сама поэзия Пастернака. Она заговорила новым языком. К стихам, написанным ранее, поэт стал относиться критически. Отнюдь не все из них он потом переиздавал. А те, что переиздавал, перерабатывал и порой существенно. Какова была правка. Легко понять, заглянув в творческую мастерскую поэта.(10 слайд) Сравните 2 фрагмента стихотворения “Венеция”, датированных 1912 и 1928 годами. Стихотворение “Венеция” было навеяно путешествием в 1912 году через Швейцарию в Италию. Прочтите фрагменты вслух. Какой вариант наиболее конкретный?

Предполагаемый ответ: Наиболее конкретный второй вариант, образ открывающегося окна и баранки более понятны нам.

Учитель: Сравните изменения, которым подвергнул поэт строфу.

Предполагаемый ответ: Пастернак заменил смутные строки о “сонной стоянке” – неожиданно рискованным, но более выразительным и простым сравнением.

Учитель: Поэт добивается “мгновенной, рисующей движение живописности, хотел, чтобы читатель зримо представил себе город на воде. Прозаичность образа его не пугала”. Уже в сборнике “Поверх барьеров”, в поэмах “Спекторский” и “Охранная грамота” Пастернак изложил свои взгляды на внутреннюю суть искусства и его значение в истории человеческого общества.

Нельзя не впасть к концу, как в ересь,
В неслыханную простоту.

Пастернак выразил мужественную решимость писать, преодолевая собственные поэтические навыки, жить, несмотря на опасности и трагические перемены.

Учитель: 30-е вызывали тревогу, овладевавшую умами наиболее проницательных современников. После гибели певца дворянской чести Н. Гумилева, гибели С. Есенина и В. Маяковского, после I съезда советских писателей с “блестящими речами”, Пастернак предпочитал не витийствовать на публичных сборищах. У него был свой путь. Он круто уводил его от “праздно болтающих”, обрекал на трудные раздумья в одиночестве. В начале 40-х стиль Пастернака изменился до неузнаваемости. Изменилось мировоззрение, ощущение жизни. Во многом этому способствовала атмосфера Переделкина, подмосковного дачного поселка, где жил в то время Б. Пастернак. Пастернак породнился с Переделкином, можно сказать избрал его финалом своей судьбы или же Переделкино избрало поэта. “Здесь будет всё пережитое”, - сказал пастернак о сборнике 1941 года “На ранних поездах”. Реалии, лёгшие в основу стихотворения, давшего название всему сборнику – это обычный пеший путь с его дачи в Переделкино на железнодорожную станцию и дальше на электричке в Москву. Он разглядел в этой подмосковной обыденности красоту дорожной толпы. На этой грани между городом и посадом, в вагоне пригородного поезда в самый канун войны поэт видит лицо народа и лицо России.

Я молча узнавал России
Неповторимые черты.

Эти строки проникнуты живым теплом, любовью к утренним попутчикам поэта. Лица людей как бы высвечены отблеском будущих сражений, очищены от повседневной шелухи, вписаны в историю. Рубеж 40-х разделил творческий путь пастернака. Позднему Пастернаку присуща классическая ясность и простота. Его стихи “одухотворены присутствием раскрывшегося поэту огромного образа России”. От того, что написано до “Ранних поездов” автор отрекся бесповоротно. Взыскательный мастер отказывался не только от всего написанного за три десятилетия, жестче любого сталинского проработчика он судил прожитую жизнь: “неоправдавший обещания”, “малочисленность и ничтожество сделанного”, - это написано человеком, шагнувшим за пятьдесят. “Зерно не даст всхода, если не умрет” - Пастернак любил эту евангельскую мудрость. В сознании жизненного краха коренилась надежда на возрождение.

Радость победы в войне возрождала надежды на обновление общества. Предвестия свободы оказались ложными. Но в их свете Пастернак начал писать главный труд своей жизни роман “Доктор Живаго”. Содержание романа – это, в сущности, духовная история самого Пастернака, представленная как история жизни другого лица, доктора Юрия Андреевича Живаго.

(Выступление ученика с индивидуальным сообщением о романе “Доктор Живаго” .

Роман о Юрии Живаго и стихи, написанные от его имени, стали выражением радости, преодолевающей страх смерти. Стихотворение “Гамлет” можно считать ключевым для романа: именно им открывается семнадцатая стихотворная глава этого произведения.

(Чтение стихотворения “Гамлет” наизусть подготовленным учеником. Затем выступление ученика с индивидуальным сообщением – анализом этого стихотворения.

Учитель: Обращение к шекспировскому образу заставляет вспомнить формулу великого драматурга “Весь мир – театр и люди в нем актеры”. Ситуация Гамлета осмысливается как типовая ситуация каждого человека в этой жизни, а обращение “Я люблю твой замысел упрямый” относится не только к режиссеру драмы, но и к Создателю этого мира, в котором каждый достойно должен пройти предназначенный ему свыше путь. Достойным до конца своей роли остался и Борис Пастернак. В 1958 году Пастернаку была присуждена Нобелевская премия “За выдающиеся достижения в современной лирической поэзии и продолжение благородных традиций великой русской прозы”. Разразившийся вслед за этим беспочвенный политический скандал, получивший во всем мире название “Дело Пастернака”, напоминал по своим формам худшие явления прошлого. Ответивший первоначально благодарностью на заслуженную им награду, Пастернак через неделю угроз и травли был вынужден отказаться от премии. Пастернака вынудили подписать не им составленные печатные заявления. Были остановлены все издания его переводов, и поэт был оставлен без заработка. Сложилась парадоксальная ситуация: всемирная слава и одновременно одиозность его имени на Родине. Иностранный корреспондент попросил у Пастернака интервью. Борис Леонидович ответил, что не может, и вместо интервью дал клочок бумаги с новым стихотворением. Западные радиоголоса тут же прочли всему миру это стихотворение, и весь мир узнал правду о добровольном (в кавычках) покаянии Пастернака. Так поэт в один миг зачеркнул своё унижение. Снова стал самим собой.

(Чтение наизусть учеником стихотворения “Нобелевская премия”) Одна из видеом А. Вознесенского посвящена 100-летию Пастернака. Перед вами плакат с чёрно-красной графикой “Век Пастернака”. Тут и лицо с пастернаковской фотографии, и распятие, и рассыпанные, как снег, парящие строфы… Поэзия и трагедия на одном листе. “Век Пастернака” - произносим мы вслед за поэтом. В нашей стране нация выражает свою судьбу через судьбу поэта. Так повелось.

/ / / Тема исторической памяти в поэме Ахматовой «Реквием»

Тема исторической памяти в творчестве занимает значительное место, в поэме она реализуется с особой силой. Это произведение о том, как поэтесса провела 17 месяцев в тюремных очередях в Ленинграде. Поэма состоит будто из нескольких стихотворений, не имеет четко построенного сюжета. В качестве лирической героини выступает сильная личность, которая готова пройти все круги ада ради своих близких. Индивидуальные черты вплетаются в обобщенный портрет женщины-матери.

Ахматова говорит, что все она делает для людей, для тех, кому это дорого и важно: “о них вспоминаю всегда и везде, о них не забуду и в новой беде”. Ее словами говорит “стомиллионный народ”, поэтому она не может сдаться сейчас. И она должна бороться за его светлое будущее.

О страданиях и переживаниях сказано предельно кратко и лаконично: “узнала я, как опадают лица, как из-под век выглядывает страх”. Она узнала о том, как локоны превращаются из черных в седые. И все это благодаря тоталитарному режиму, который ни во что не ставит человека, разрушает все то хорошее, что строилось годами. Ахматова молится не о себе, а о всех тех, кого постигло подобное горе, о всех тех, кто стоял под “красною ослепшею стеной”.

И вот приблизился поминальный час. Поэтесса говорит, что она слышит и чувствует все, что происходит вокруг. Она воспринимает переживания и личную боль каждого как свои собственные, каждый из тех, кто стоял с ней в одном строю, по-своему близок и очень дорог. Для нее важна сплоченность народа, вера в то, что люди могут объединится ради общего дела и преодолеть любые трудности.

Таким образом, тема исторической памяти актуализируется во всех главах поэмы, но в эпилоге она приобретает более яркое выражение. В поэме говорится о том, что поэтесса не против, чтобы ее страдания были увековечены. Но она не хочет, чтобы ее памятник ставили дома, возле моря, или в саду, ведь с этими местами она больше не чувствует связи. Самый лучший вариант – это тюремные стены, под которыми Ахматова простояла 300 часов.

Последние строчки эпилога актуализируют тему мира, поэтесса верит в то, что каждый получит по заслугам. Настанут спокойные и тихие времена, невзирая на жестокую действительность, Ахматова верит в светлое будущее.

Историческая память для Ахматовой – то, что вечно, то, что не стирается со временем. Идет акцент на том, что о страшных страницах истории ни в коем случае нельзя забывать, ведь они могут развернуться снова. Если в сердцах будет жить такая память, то читатели смогут почувствовать ее как свою собственную, и это, конечно же, предотвратит трагедии в будущем.

Тема исторической памяти разворачивается в ракурсе сопереживания и сострадания тем, кто должен был выдержать гнет сталинской машины ради своих близких, друзей и родственников. Ахматова знает, что о таких событиях нельзя молчать, ведь черные страницы истории быстро забываются, но об этом нужно помнить, чтобы не повторить подобных ошибок вновь. В этом вся суть этого великого и масштабного произведения.

МОУ «Стрелецкая средняя общеобразовательная школа им. Героя Советского Союза А.Е. Черникова Белгородского района Белгородской области»

Урок - сотрудничество

Литература 11 класс

Тема: «А.А.Ахматова. Поэма «Реквием».Трагедия поэта и народа»

Учитель: Красникова В.А.

Урок провели: ученицы 11 класса

Фалометова Ольга и Щетинина Ксения

2014

Цели:
1) Познакомить учащихся с поэмой А. А. Ахматовой «Реквием».
2) Выяснить связь произведения с историческими событиями в стране.
3) Совершенствовать умение учеников анализировать поэтический текст.
4) Воспитывать патриотизм, мужество, человеческое достоинство.

Оборудование:
1)Презентация по теме урока
2)Выставка книг «Жизнь и творчество А.А. Ахматовой»

Ход урока

Вступительное слово учителя

Сегодняшний урок мы посвятим поэме А.А. Ахматовой «Реквием». Тема нашего урока: «Трагедия поэта и народа. Библейский масштаб изображаемых событий, евангельские мотивы и образы» (слайд 1)

    Девиз нашего урока:» Я была тогда с моим народом, Там, где мой народ, к несчастью был...» А.Ахматова.

Записать в тетрадь. Строки эпиграфа «Реквиема» (слайд2)

2. Проверка домашнего задания.

Сегодня мы познакомимся с одной из знаменитых поэм Анны Ахматовой «Реквием». Перед тем, как ознакомиться с текстом поэмы, обсудить ее, хотелось бы послушать другие произведения поэтессы, а именно «Я не знаю, ты жив или умер…», «Перед весной бывают дни такие…», «Заплаканная осень, как вдова…» (слайд3)

3.Повторение. Что вы помните из прошлых уроков литературы об Анне Ахматовой?

Поэтесса родилась в семье отставного флотского инженера-механика. Ее настоящая фамилия – Горенко. Но, выступив со стихами в печати, она избрала себе псевдоним – Ахматова. Это была фамилия ее прабабушки по материнской линии, род которой происходил от хана Золотой Орды Ахмата, жившего в 15 веке. Теперь обратимся непосредственно к поэме(слайд 4)

4.Для начала выясним, что же обозначает слово «Реквием»?

Словарь.

Реквием - (от лат. «(на) упокой») – заупокойная служба (месса) в католической и лютеранской церквях, соответствует заупокойной литургии в Православной церкви(слайд 5)

5. Музыка на уроке. Существует множество произведений с таким названием, как литературных, так и музыкальных. Всем нам известно музыкальное произведение Вольфганга Моцарта «Реквием»
А.Ахматова не случайно дала своей поэме такое название. Я думаю, вам будет легче воспринять это произведение, осмыслить его, если вы прослушаете небольшой отрывок из «Реквиема» Моцарта. Это одно из любимых произведений Анны Андреевны (слайд 6, включить музыку)

6.Теперь поговорим немного об истории написания поэмы и ее композиции.

Первые наброски «Реквиема» относятся к 1934 году. Сначала Ахматова планировала создать лирический цикл, который через некоторое время был бы переименован в поэму. Наиболее плодотворно она работала над поэмой в 1938-1940 годах и вернулась к ней позже, в 1960-е годы. Ахматова сжигала рукописи «Реквиема» после того, как прочитывала людям, которым доверяла. Поэма существовала лишь в памяти самых близких лиц, заучивавших строфы из нее наизусть(слайды 7, 8)

7. «Реквием» складывался постепенно. Композиция поэмы трёхчастная: она состоит из пролога, основной части, эпилога, но при этом имеет сложную структуру. Поэма начинается с эпиграфа. Далее следует предисловие, написанное прозой и названное Ахматовой «Вместо предисловия».

Пролог состоит из двух частей («Посвящение» и «Вступление»).

После этого идёт основная часть, состоящая из 10 небольших глав, три из которых имеют название – это седьмая: «Приговор», восьмая: «К смерти», десятая: «Распятие», глава, состоящая из двух частей. Остальные главы идут по названию первой строки. Поэма заканчивается Эпилогом, тоже состоящим из двух частей.

Обратите внимание на даты написания глав. Они явно соотносятся со временем арестов мужа и сына. Но Предисловие и Эпиграф обозначены гораздо более поздними годами.

Подумайте, как это можно объяснить? (Эта тема, эта боль не отпускала Ахматову многие годы.)

8 .Работа с текстом поэмы. Теперь, когда мы познакомились с композицией произведения, можно поговорить о его содержании.

Прозаический отрывок «Вместо предисловия» - очень важный для понимания всей поэмы: это завещание, наказ поэту «это... описать». - Какие строчки из части « Вместо предисловия» подтверждают, что это было страшное время? - Какой факт из биографии А.Ахматовой был положен в основу поэмы?

Следующая часть поэмы «Посвящение». - Отметьте строчки, передающие меру материнского горя.

А теперь подумайте, какое местоимение использует здесь А. Ахматова? Почему? (Говоря о личном, Ахматова становится как бы голосом всех страдающих матерей.)

Итак, кому же посвящается поэма? (Женщинам, матерям, которые, страдая, находились на грани истощения физических и духовных сил и жили лишь надеждой.)

Обратимся к вступлению:

Какая Родина изображена у А. Ахматовой? (читаем «Вступление») (Родина - живой человек, женщина, которую в кровь избивают сапогами, давят шинами «черных Марусь»)

Переходим к 1 главе. - Какое событие здесь описано? Какие слова, выражения помогают ощутить тяжесть случившегося? - Почему А. Ахматова обращается к истории, использует образ стрелецкой женки? Что вы помните о стрельцах?

Обратите внимание на экран. Это картина В. Сурикова «Утро стрелецкой казни» Художник обратился к событиям эпохи , когда Стрелецкий бунт, возглавляемый царевной Софьей, был подавлен, а стрельцы казнены. На ней, помимо приговоренных стрельцов, мы видим лица плачущих жен и детей.

Обращение к образу стрелецкой женки помогает Ахматовой связать времена, сказать о типичности судьбы русской женщины и подчеркнуть тяжесть конкретного страдания.

Читаем II и III главы. Опишите картину, которая возникает у вас. Почему? - Много повторов. Неотвязная мысль, сводящая с ума. « Тень», а не человека, женщину, которая не может больше страдать и в поисках спасения видит себя глазами «месяца» -как бы из другого мира.

Читаем IV главу.

Что происходит с героиней? (Осознан приговор судьбы. Впереди только безумие и смерть, происходит раздвоение личности героини.) Конечно, А. Ахматова не могла в точности знать, что творится за тюремными стенами. Оттуда очень редко возвращались... Но она предчувствовала это, оттого так и страдала.

Опишите ваши впечатления, мысли о прочитанном, начиная с фразы: «Когда я читаю VII- IX главы» «Реквием».... (... Я вижу мать, обезумевшую от горя. Она жаждет смерти, готова принять ее в любом виде. У нее нет больше сил сопротивляться безумию)

Вернемся к теме нашего урока.

Прочтите название X главы. С чем оно связано? - Почему именно этот сюжет из Библии использовала А. Ахматова? (Трагедия народа велика, оно вызывает в памяти страшное преступление- распятие Христа). Каждая из матерей, потерявших сына, подобна Богоматери. В образе Богоматери сливаются все матери мира, детей которых убивают. Богоматерь уже много веков оплакивает каждого невинно гибнущего ребенка. Личная трагедия одной матери и одного сына незаметно становится всеобщей в пространстве России и во времени.

Обратимся к эпилогу. Это самая длинная часть в поэме. В ней представлена истерзанная душа народа: одна половина его в тюрьмах - это мужики и сыновья; другая - в тюремных очередях, это матери и жены. Здесь дан обобщенный портрет матери.

Во II части эпилога идут твердые, как железо, двустишия с мужскими рифмами, которые свидетельствуют о спокойности, непреклонности и победительной силе женщины- поэта. И потому она достойна монумента, этого воплощения памяти, несгибаемости. Продолжая традиционную в русской поэзии тему памятника, А. Ахматова трактует ее очень ярко, мощно: (читаем со слов) А если когда-нибудь в этой стране... Эпиграф написан в 1961 году. На протяжении 30 лет своей жизни А. Ахматова постоянно обращалась к поэме «Реквием». Нигде в поэме не звучит мотив возмездия, мести. Страшным обвинением эпохе беззакония и бесчеловечности является вся поэма. Так же она посвящена безвинно погибшим и рассказана как бы вполголоса. Так говорят на похоронах и поминках.

9.Обобщение:
1. Поэма создавалась в нечеловеческих условиях, в «страшные годы ежовшины». 2. Именно им «невольным подругам... двух осатанелых...» посвящается поэма «Реквием». 3. Во «Вступлении» уже прорисовывается конкретное время действия: Ленинград, страна - не Советский Союз, а все-таки «безвинная Русь». 4. Лирическая героиня поэмы ищет утешения у смерти, великая скорбь, однако, делает ее как бы новой богоматерью. 5. Истоки зла, которые взяли в стране верх, уходят в историю, масштабы трагедии расширяются обращением к образам Христа и Богоматери, к библейскому сюжету. 6. Ахматова показала ад XX века. Устами поэта гласит 100 - миллионный народ. 7. В эпилоге звучит тема памятника, который может быть поставлен конкретному человеку с реальной биографией, личное горе которого в то же время символизирует громадное народное горе. В своей поэме А. Ахматова описала достаточно образно и зримо эпоху, в которую суждено было страдать народу. Героиня осознала свое единство с народом, обрела силы женщины, разгадавшей свое высокое предназначение. Это памятник материнскому страданию.

Вопросы и задания

Кому посвящена поэма «Реквием»?

Поэма ли «Реквием»? Не цикл ли различных стихотворений, написанных в разное время и более или менее случайно объединенных авторской волей под общим названием?

Каким вы представляете себе памятник А. Ахматовой, о котором говорится в заключительной части поэмы?

Какую роль в поэме сыграли средства художественной выразительности? Приведите примеры.

Д/з : выучить отрывок из поэмы наизусть (по выбору уч-ся)

Сочинение-размышление

Трагическая хроника эпохи в поэме А. А. Ахматовой "Реквием"

Конспект урока

Цели:

  1. образовательные - познакомить учащихся с личностью и особенностями творчества А. Ахматовой; показать, как история страны преломляется и отражается в ее творчестве;
  2. развивающие - развивать чувство прекрасного, умение читать стихи и эмоционально на них откликаться, совершенствовать навыки анализа поэтического текста;
  3. воспитательные - воспитывать уважение к чувствам другого человека, эмоциональную и интеллектуальную отзывчивость, патриотическое чувство, показать пример гражданского мужества.

Методы обучения - фронтальный опрос, сообщения учащихся, чтение стихотворений наизусть, просмотр презентации и компакт-дисков с помощью проектора и компьютера, анализ стихотворения.

Оборудование: мультимедийный проектор для показа презентаций.

Тип урока - комбинированный.

Ход урока

ЭПИГРАФ К УРОКУ НА ДОСКЕ «Я была тогда с моим народом

Там, где мой народ, к несчастью, был…»

А. Ахматова

  1. Организационный момент. Активизация знаний учащихся.

Продолжаем изучение лирики Ахматовой. Прошу вспомнить основные темы, которые получили развитие в ее творчестве. Верно, в русскую поэзию в начале 20 века поэтесса пришла с традиционной в мировой лирике темой - темой любви. Но сегодня мы не можем представить её без стихов гражданских, патриотических. Какие из них вам запомнились с прошлого урока?

Многие ахматовские стихотворения - это обращение к трагическим судьбам России. Началом тяжких испытаний для нашей страны стала в поэзии Ахматовой Первая мировая война. В 1915 г. поэтесса пишет « Молитву » (читает подготовленный ученик).

Революция 1917 года была воспринята Ахматовой как катастрофа. Новая эпоха, пришедшая после революции, ощущалась ею как трагическое время потерь и разрушений. Но революция для поэтессы - это и возмездие, расплата за прошлую греховную жизнь. И пусть сама лирическая героиня не творила зла, она чувствует свою причастность к общей вине, а потому готова разделить судьбу своей родины и своего народа, отказывается от эмиграции. Вспомним, как об этом сказано в стихотворении « Мне голос был ..» (чтение стихотворения подготовленным учеником). Для Ахматовой слова «Родина» и «власть» никогда не были синонимами. Для неё не было выбора - уехать из России или остаться. Она считает бегство предательством, и вот как говорит об этом в стихотворении « Не с теми я, кто бросил землю » (чтение стихотворения).

В связи с этим мне припомнилось другое стихотворение, написанное в последние годы жизни, оно так и называется - «Родная земля»:

В заветных ладанках не носим на груди,
О ней стихи навзрыд не сочиняем,
Наш горький сон она не бередит,
Не кажется обетованным раем.
Не делаем ее в душе своей
Предметом купли и продажи,
Хворая, бедствуя, немотствуя на ней,
О ней не вспоминаем даже.
Да, для нас это грязь на калошах,
Да, для нас это хруст на зубах.
И мы мелем, и месим, и крошим
Тот ни в чем не замешанный прах.
Но ложимся в нее и становимся ею,
Оттого и зовем так свободно — своею.

Стихотворение светлое по тону, несмотря на предчувствие близкой смерти. Фактически Ахматова подчеркивает верность и незыблемость своей человеческой и творческой позиции.

  1. Новый материал.

Ещё в 30-е годы в лирике Ахматовой появляется мотив осиротевшей матери , который достигает вершины в «Реквиеме» как христианский мотив вечной материнской участи - из эпохи в эпоху отдавать сыновей в жертву миру: «Магдалина билась и рыдала, Ученик любимый каменел, А туда, где молча Мать стояла, Так никто взглянуть и не посмел». И здесь вновь личное у поэтессы соединяется с общенародной трагедией и вечным, общечеловеческим. В этом заключается своеобразие поэзии Ахматовой: боль своей эпохи она ощущала как свою собственную боль. Ахматова стала голосом своего времени, она и не была приближена к власти, но и не клеймила свою страну. Она мудро, просто и скорбно разделила её судьбу. Памятником страшной эпохе стал «Реквием».

Запись в тетрадях темы и эпиграфа урока.

В прежние годы было довольно распространенным представление об узости, камерности поэзии Ахматовой, и, казалось, ничто не предвещало ее эволюции в ином направлении. Ср., например, отзыв Б. Зайцева об Ахматовой после прочтения им поэмы «Реквием» в 1963 году за рубежом: «Я-то видел Ахматову "царскосельской веселой грешницей" и "насмешницей"... Можно ли было предположить тогда, в этой Бродячей Собаке, что хрупкая эта и тоненькая женщина издаст такой вопль — женский, материнский, вопль не только о себе, но и обо всех страждущих — женах, матерях, невестах... Откуда взялась мужская сила стиха, простота его, гром слов будто и обычных, но гудящих колокольным похоронным звоном, разящих человеческое сердце и вызывающих восхищение художническое?».

Словарная работа : как вы понимаете заголовок поэмы ? (Запись термина в тетради.) Слово «Реквием» переводится как «заупокойная месса», католическое богослужение по умершему. Одновременно это - обозначение траурного музыкального произведения. К этому жанру обращались многие композиторы, наибольшую известность получил «Реквием» Моцарта (звучит аудиозапись).

Об истории создания поэмы рассказывают подготовленные ученики.

Сегодня на уроке мы читаем поэму с поразительной историей: прошу сосчитать, сколько лет прошло от начала работы над нею до публикации? А сколько лет она существовала лишь в памяти людей до того, как была записана, просто записана на бумаге?

Итак, открываем текст поэмы. Что мы видим в самом начале её? Э пиграф , строго, точно и лаконично отразивший гражданскую и творческую позицию автора:

Нет, и не под чуждым небосводом,

И не под защитой чуждых крыл,-

Я была тогда с моим народом,

Там, где мой народ, к несчастью, был. 1961

В ПРЕДИСЛОВИИ к поэме Ахматова написала:

В страшные годы ежовщины я провела семнадцать месяцев в тюремных очередях в Ленинграде. Как-то раз кто-то "опознал" меня. Тогда стоящая за мной женщина, которая, конечно, никогда не слыхала моего имени, очнулась от свойственного нам всем оцепенения и спросила меня на ухо (там все говорили шепотом):
- А это вы можете описать?
И я сказала:
- Могу.
Тогда что-то вроде улыбки скользнуло по тому, что некогда было ее лицом. 1 апреля 1957, Ленинград

Лаконичное «Вместо предисловия» написано прозой: и содержание, и непривычная форма этого текста приковывают к себе особое внимание. Рассказ о семнадцати месяцах, проведенных в очередях возле тюрьмы, как бы поясняет эпиграф. Ахматовский «Реквием», так же как и моцартовский, написан «по заказу», но в роли «заказчика» в поэме выступает «стомильонный народ». Поэт клянется, что сможет написать о пережитом, и сам текст служит этому подтверждением. Значит, поэма - овеществленная клятва, реализация высочайшей миссии, взятой на себя художником.

Словарная работа - «ежовщина» - справку дает подготовленный ученик. (Ежовщина - период 1936-1938, когда нарком внутренних дел был Ежов Н.И., с помощью которого Сталин производил "чистку" ленинской гвардии, партийного и государственного аппарата, военных, государственных, научных и иных деятелей. Во время ежовщины ок.12-14 млн. людей были отправлены в лагеря и тюрьмы, а более миллиона человек расстреляны)

Следующая часть поэмы называется «ПОСВЯЩЕНИЕ». Она содержит ряд конкретных картин общенародного несчастья «осатанелых лет». Затем эта конкретность соединяется с высоким обобщением. Поэтому закономерным становится обращение к Пушкину там, где речь идет про «каторжные норы» (чтение Посвящения).

Далее - «ВСТУПЛЕНИЕ», которое обнажает правду на грани фантастики. И очень естественно здесь возникают гротескные образы: «.. улыбался только мертвый, спокойствию рад. И ненужным привеском болтался возле тюрем своих Ленинград». Обратите внимание, город назван Ленинградом, но страна при этом - не СССР, а «безвинная Русь» (чтение Вступления).

Словарная работа - «маруси».

ГЛАВА 1 строится как народный плач. Это причитание матери по уводимому в тюрьму сыну, которое неожиданно объединяется с крестьянским плачем по покойнику. Наконец, это услышанные из глубины веков крики и стоны стрелецких жен. Но все эти голоса сливаются в один общий вой, невыносимый в своем трагизме (чтение главы).

ГЛАВА 2 датирована 1939 годом. Изображенное на земле обозревается глазами «желтого месяца». Свое личное горе поэтесса выразила в коротких строчках стихотворения, корнями уходящего в фольклор (чтение главы).

ГЛАВА 3 совсем короткая, в ней о себе автор пишет уже в третьем лице. Это уже не женщина - тень. Человеку ведь невозможно вынести такое: Нет, это не я, это кто-то другой страдает.

Я бы так не могла, а то, что случилось,

Пусть черные сукна покроют,

Ночь.

(впомним, что масштабы трагедии заданы уже в первых строчках «Посвящения»: «Перед этим горем гнутся горы, Не течет великая река…»)

В ГЛАВЕ 4 героиня поэмы пробует взглянуть на себя со стороны и с ужасом замечает себя, былую «веселую грешницу», в толпе под Крестами, где столько «неповинных жизней кончается…» Стих обрывается на полуслове, на многоточии (чтение главы).

5 ГЛАВА . В следующем отрывке отчаяние матери, кажется, достигает высшей точки. Всё перепуталось в её сознании, ей слышится «звон кадильный», видятся «пышные цветы» и «следы куда-то в никуда». И светящая звезда (традиционный романтический образ) становится роковой и «скорой гибелью грозит» (чтение главы).

ГЛАВА 6 датирована тем же 1939 годом. Героиня пребывает в каком-то оцепенении. Все её мысли о сыне, общее у них сейчас - белые ночи, которые глядят в тюрьму, но приносят не свет и радость, а говорят о кресте и о смерти (чтение главы).

И в этом состоянии оцепенения на героиню обрушивается очередной удар - приговор сыну. ГЛАВА 7 так и называется - «Приговор » (чтение главы).

Но у героини нет сил жить в «опустелом доме», и она зовет смерть: «Ты все равно придешь - зачем же не теперь? Я жду тебя - мне очень трудно.» Так начинается 8 ГЛАВА - «К смерти». Героиня готова принять любую смерть: отравленный снаряд, гирьку бандита, тифозный чад и даже увидеть «верх шапки голубой» - самое страшное в то время (чтение главы).

Но смерть не приходит - приходит безумие. Всё происходящее в жизни и в сердце сводит с ума. И теперь смерть обретает свою новую форму - душевной болезни: «Уже безумие крылом души накрыло половину». На смену разуму приходит его затмение, былая стойкость сменяется слабостью, речь превращается в бред, память - в беспамятство. И если мелькают ещё признаки чего-то святого, то это смутные наплывы из прошлого. Безумие выступает как последний предел глубочайшего отчаяния и горя, невыносимого здравым умом, а потому отстраненного. Об этом 9 ГЛАВА (чтение главы).

Само название - «Реквием» - настраивает на торжественно-траурный, мрачный лад, оно связано со смертью, скорбным молчанием, которое происходит от непомерности страдания. Трагедия народа так велика, что не вмещается в рамки траурного реквиема. Трагедия вызывает в памяти самое страшное из преступлений в истории человечества - распятие Христа. Трагедия подключает сознание читателя к судьбе Матери, принесшей в мир Сына-Искупителя. Обратите внимание, нигде в поэме не звучит мотив возмездия, мести. Страшным обвинением эпохе беззакония и бесчеловечности является вся поэма . В 10 ГЛАВЕ воплощена библейская тема. Ей предпослан евангельский эпиграф: «Не рыдай, мене, Мати, во гробе зрящия». Этот эпиграф обрывается на полуслове в коротком четверостишии: «О, не рыдай Мене…» (чтение главы).

В этой главе автор оперирует высокими общечеловеческими символами Матери, Магдалины и Распятия Христа. Личность Христа по-особому волновала Ахматову и человеческой сутью своей, и судьбой. И вот теперь она соединяет историю Божьего Сына с судьбой собственного, и оттого частное и общее, личное и общечеловеческое вновь сливаются воедино.

Эта тема продолжена и завершена в ЭПИЛОГЕ:

Узнала я, как опадают лица,

Как из-под век выглядывает страх,

Как клинописи жесткие страницы

Страдание выводит на щеках,

Как локоны из пепельных и черных

Серебряными делаются вдруг,

Улыбка вянет на губах покорных,

И в сухоньком смешке дрожит испуг.

И я молюсь не о себе одной,

А обо всех, кто там стоял со мною,

И в лютый холод, и в июльский зной

Под красною ослепшею стеною.

Поэма завершается 2 частью ЭПИЛОГА, в котором проясняется, какое воскрешение ждёт её героев - вечная жизнь в творчестве. Ахматова старается не забыть, а наоборот, вечно помнить о страшном времени. Стихи начинают теперь звучать как удары набатного колокола. Безгранично отчаяние матери, но она одерживает победу над палачами сына. Голос лирической героини крепнет, 2-я часть ЭПИЛОГА звучит как торжественный хорал, сопровождаемый ударами погребального колокола. Идут твердые, как железо, двустишия с мужскими рифмами, которые свидетельствуют о стойкости и победительной силе женщины-поэта. И потому она достойна монумента, этого воплощения памяти, несгибаемости и ещё одного символа окаменения. Продолжая традиционную в русской поэзии тему памятника, Ахматова трактует её очень мощно, гордо и горько:

Опять поминальный приблизился час.

Я вижу, я слышу, я чувствую вас:

И ту, что едва до окна довели,

И ту, что родимой не топчет земли,

И ту, что красивой тряхнув головой,

Сказала: "Сюда прихожу, как домой".

Хотелось бы всех поименно назвать,

Да отняли список, и негде узнать.

Для них соткала я широкий покров

Из бедных, у них же подслушанных слов.

О них вспоминаю всегда и везде,

О них не забуду и в новой беде,

И если зажмут мой измученный рот,

Которым кричит стомильонный народ,

Пусть так же они поминают меня

В канун моего поминального дня.

А если когда-нибудь в этой стране

Воздвигнуть задумают памятник мне,

Согласье на это даю торжество,

Но только с условьем - не ставить его

Ни около моря, где я родилась:

Последняя с морем разорвана связь,

Ни в царском саду у заветного пня,

Где тень безутешная ищет меня,

А здесь, где стояла я триста часов

И где для меня не открыли засов.

Затем, что и в смерти блаженной боюсь

Забыть громыхание черных марусь,

Забыть, как постылая хлопала дверь

И выла старуха, как раненый зверь.

И пусть с неподвижных и бронзовых век

Как слезы, струится подтаявший снег,

И голубь тюремный пусть гулит вдали,

И тихо идут по Неве корабли.

Эти строки были написаны в страшные 30-е годы, когда огромное количество безвинных сидело в лагерях, а стихи Ахматовой не печатались. Их не печатали и позже, в 40-50-е, тогда школьники учили наизусть не стихи Ахматовой, а постановление компартии, в котором поэтесса в самой грубой форме обвинялась в безыдейности. Потому и не было речи ни о каких памятниках, наградах, а поэма «Реквием» всё ещё хранилась в памяти верных людей. Но мы с вами живем во времена, когда желание Ахматовой исполнилось и памятник её мужеству установлен там, где она завещала. Об этом - презентация «Памятники Ахматовой в Санкт-Петербурге» (подготовленная учениками).

ОБОБЩЕНИЕ.

Памятник Ахматовой у стен тюрьмы - монумент не только поэту, но всем матерям и женам, всем жертвам произвола, это памятник самому Мужеству. Заметим, что в «Эпилоге» как бы смыкаются функции поэта и поэзии с идеей великого заступничества за людей. А это и есть великое наследие русской литературы, которое делает Ахматову национальным, народным поэтом.

  1. Подведение итогов урока. Оценка работы учащихся на уроке.

Запись в тетрадь:
1. Поэма "Реквием " создавалась с 1935 по 1940 годы, эпиграф и предисловие были написаны позднее, после развенчания культа Сталина, но опубликована поэма была только в 1987 году.

2. Ведущая тема поэмы - годы сталинских репрессий 1935-1938 годов. Страдание матери и страдание народа изображаются в единстве - личное переплетается с общественным. Ахматова правдиво изображает свое время, обобщая, сравнивая трагедию страны с библейской.

  1. Литература:
  1. Конспекты уроков для учителя литературы: 11 кл.: Серебряный век русской поэзии: В 2 Ч. /Под ред. Л.Г.Максидоновой . - М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2000.- Ч.2.
  2. Русская литература: Большой учебный справочник для школьников и поступающих в вузы.- 3-изд. - М., Дрофа, 2001г.
  3. Экзаменационные вопросы и ответы. Литература. 9 и 11 выпускные классы. Учебное пособие. - М.: АСТ-ПРЕСС ШКОЛА, 2002.
  4. Павловский А.И. Анна Ахматова // Литература в школе. - 2005. - № 1.

Как разворачивается трагическая тема в поэме А.А. Ахматовой Реквием

Хотелось бы всех поименно назвать,

Да отняли список и негде узнать.

Для них соткала я широкий покров

Из бедных, у них же подслушанных слов.

А. Ахматова

Главным творческим и гражданским достижением А.А. Ахматовой стало создание ею поэмы «Реквием». Поэма состоит из нескольких стихотворений, связанных друг с другом одной темой, – темой памяти о тех, кто в тридцатые годы оказался в тюремных застенках, и о тех, кто мужественно перенес аресты родных, смерть близких и друзей, кто пытался помочь им в трудную минуту.

В предисловии А. Ахматова рассказывает об истории создания поэмы. Описать все ужасы ежовщины попросила ее незнакомая женщина, так же, как и Ахматова, стоявшая в тюремных очередях в Ленинграде. И Анна Андреевна откликнулась. А иначе и не могло быть, ведь как она сама говорит:

Я была тогда с моим народом,

Там, где мой народ, к несчастью, был.

Репрессии обрушились не только на друзей, но и на семью Ахматовой: был арестован и сослан сын – Лев Гумилев, а затем и муж – Н.Н. Пунин, а ранее, в 1921 году, был расстрелян первый муж Анны Андреевны – Н. Гумилев.

Муж в могиле, сын в тюрьме,

Помолитесь обо мне… –

Пишет она в «Реквиеме», и слышится в этих строках мольба несчастной женщины, потерявшей своих близких. «Перед этим горем гнутся горы», – читаем мы в «Посвящении» к поэме, и понимаем, что для тех, кто слышал «лишь ключей постылый скрежет да шаги тяжелые солдат», уже никогда не будет ярким солнечный свет, свежим ветер.

Во «Вступлении» Ахматова рисует яркий образ Ленинграда, который представлялся ей «болтающимся привеском» возле тюрем, «осужденных полки», которые шли по улицам города, «звезды смерти», стоявшие над ним.

Кровавые сапоги и шины черных марусь (так называли машины, приезжавшие по ночам арестовывать горожан) раздавили «безвинную Русь». И она лишь корчится под ними. Перед нами проходит судьба матери и сына, образы которых соотнесены с евангельской символикой. Ахматова расширяет временные и пространственные рамки сюжета, показывая общечеловеческую трагедию. Мы то видим простую женщину, у которой ночью арестовывают мужа, то библейскую Мать, Сына которой распяли. Вот перед нами простая русская женщина, в памяти которой навсегда останется плач детей, оплывшая свеча у божницы, смертный пот на челе любимого человека, которого уводят на рассвете. Она будет плакать по нему так же, как когда-то под стенами Кремля плакали стрелецкие «женки». То вдруг пред нами образ женщины, так похожей на саму Ахматову, которая не верит, что все происходит именно с ней – «насмешницей», «любимицей всех друзей», «царскосельской веселой грешницей». Разве могла она когда-нибудь подумать, что будет стоять трехсотой в очереди в Кресты? А теперь вся ее жизнь в этих очередях.

Семнадцать месяцев кричу,

Зову тебя домой,

Кидалась в ноги палачу,

Ты сын и ужас мой.

Не разобрать, кто «зверь», кто «человек», ведь арестовывают невинных людей, и все мысли матери невольно обращаются к смерти.

А потом звучит приговор – «каменное слово», и надо убить память, сделать окаменелой душу и снова учиться жить. И мать вновь думает о смерти, только теперь о своей. Она кажется ей спасеньем, и не важно, какой она примет вид: «отравленного снаряда», «гирьки», «тифозного чада» – главное, что она избавит от страданий и от душевной пустоты. Эти страдания сравнимы лишь со страданиями Матери Иисуса, также потерявшей Сына.

Но понимает Мать, что это только безумие, ведь смерть не позволит унести с собой

Ни сына страшные глаза –

Окаменелое страданье,

Ни день, когда пришла гроза,

Ни час тюремного свиданья,

Ни милую прохладу рук,

Ни лип взволнованные тени,

Ни отдаленный легкий звук –

Слова последних утешений.

Значит, надо жить. Жить ради того, чтобы назвать поименно тех, кто погиб в сталинских застенках, помнить, вспоминать всегда и везде стоявших «и в лютый холод, и в июльский зной под красною ослепшею стеною».

В поэме есть стихотворение, называющееся «Распятие». В нем описываются последние минуты жизни Иисуса, его обращение к матери и отцу. Слышится непонимание того, что происходит, и к читателю приходит осознание, что все происходящее бессмысленно и несправедливо, ведь нет ничего страшнее, чем смерть невинного человека и горя матери, потерявшей сына.

А. Ахматова выполнила свой долг жены, матери, поэта, рассказав в поэме о трагических страницах нашей истории. Библейские мотивы позволили ей показать масштаб этой трагедии, невозможность прощения тех, кто творил это безумие, и невозможность забвения того, что произошло, ведь речь шла о судьбе народа, о миллионах жизней. Таким образом, поэма «Реквием» стала памятником безвинным жертвам и тем, кто страдал вместе с ними.

В поэме А. Ахматова показала свою причастность к судьбе страны. Известный прозаик Б. Зайцев, прочитав «Реквием», сказал: «Можно ль было предположить… что хрупкая эта и тоненькая женщина издаст такой вопль – женский, материнский, вопль не только о себе, но и обо всех страждущих – женах, матерях, невестах, вообще обо всех распинаемых?» И невозможно лирической героине забыть матерей, вдруг ставших седыми, вой старухи, потерявшей сына, громыхание черных марусь. И звучит по всем погибшим в страшное время репрессий поэма «Реквием» как поминальная молитва. И пока будут слышать ее люди, потому что вместе с ней кричит весь «стомильонный народ», не повторится той трагедии, о которой рассказывает А. Ахматова.

А.А. Ахматова вошла в литературу как поэт лирический, камерный. Её стихи о неразделённой любви, о переживаниях героини, её одиночестве среди людей и ярком, образном восприятии окружающего мира привлекали читателя и заставляли его проникнуться настроением автора. Но потребовалось время и страшные события, потрясшие Россию, – война, революция, – чтобы в стихах А.А. Ахматовой возникло гражданское, патриотическое чувство. Поэтесса сострадает Родине и своему народу, считая для себя невозможным покинуть её в трудные годы испытаний. Но особенно трудными стали для неё годы сталинских репрессий. Для власти Ахматова была личностью чуждой, враждебной советскому строю. Постановление 1946 года подтвердило это официально. Ей не забыли ни того, что муж её, Николай Гумилёв, был расстрелян в 1921 году за участие в контрреволюционном заговоре (по официальной версии), ни гордой безгласности с конца 20-х годов – той неофициальной «внутренней эмиграции», которую избрала для себя поэтесса. Ахматова принимает свою судьбу, но это не смирение и равнодушие – готовность выстоять и вытерпеть всё, что выпало ей на долю. «Мы ни единого удара не отклонили от себя», – писала Ахматова. И её «Реквием», писавшийся с 1935 по 1940 год не для печати – для себя, «в стол» – и опубликованный намного позднее, – это свидетельство мужественной гражданской позиции как лирической героини поэмы, так и её автора. Здесь отражены не только личные трагические обстоятельства жизни А.А. Ахматовой – арест сына, Л.Н. Гумилёва, и мужа, Н.Н. Пунина, – но и горе всех русских женщин, тех жён, матерей, сестёр, что стояли с нею вместе 17страшных месяцев в тюремных очередях в Ленинграде. Об этом говорит автор в предисловии к поэме – о моральном долге перед своими «сёстрами по несчастью», о долге памяти перед безвинно погибшими.

Звёзды смерти стояли над нами,

И безвинная корчилась Русь

Под кровавыми сапогами

И под шинами чёрных марусь.

Горе матери и жены – общее для всех женщин всех эпох, всех смутных времён. Его делит Ахматова с другими, говоря о них, как о себе:

Буду я, как стрелецкие жёнки,

Под кремлёвскими башнями выть.

Страдание матери, её неизбывное горе, одиночество эмоционально окрашивает события в чёрно-жёлтые цвета – цвета, традиционные для русской поэзии, символы горя и болезни.

Тихо льётся тихий Дон,

Жёлтый месяц входит в дом.

Входит в шапке набекрень.

Видит жёлтый месяц тень.

Эта женщина больна,

Эта женщина одна.

Муж в могиле, сын в тюрьме,

Помолитесь обо мне.

Страшное одиночество звучит в этих строках, и оно кажется особенно пронзительно-острым по контрасту со счастливым беззаботным прошлым:

Показать бы тебе, насмешнице

И любимице всех друзей,

Царскосельской весёлой грешнице,

Что случится с жизнью твоей –

Как трёхсотая, с передачею,

Под Крестами будешь стоять

И своею слезою горячею

Новогодний лёд прожигать.

Горе заполоняет сознание, героиня на грани безумия:

Семнадцать месяцев кричу,

Зову тебя домой,

Кидалась в ноги палачу,

Ты сын и ужас мой.

Всё перепуталось навек,

И мне не разобрать

Теперь, кто зверь, кто человек,

И долго ль казни ждать.

Самое страшное во всём этом кошмаре – ощущение того, что жертвы неповинны и напрасны, ведь не случайно белые ночи, по мысли автора, говорят сыну «о твоём кресте высоком и о смерти». И приговор невиновному звучит «каменным словом», падает, как меч неправедного правосудия. Сколько мужества и стойкости требуется от героини!

У меня сегодня много дела:

Надо память до конца убить,

Надо, чтоб душа окаменела,

Надо снова научиться жить.

Она готова к самому худшему, к смерти – «мне всё равно теперь». Как у человека христианской культуры, у Ахматовой в стихах часто встречаются те понятия, которые пыталась вычеркнуть как социально чуждые советская власть: душа, Бог, молитва. Лишить человека веры, воспитанной веками, власти оказалось не по силам, ибо, как и женщины из народа, героиня в трудную минуту обращается к святым для русского человека образам – Матери Христа, олицетворению всей материнской скорби и материнского страдания.

Магдалина билась и рыдала,

Ученик любимый каменел,

А туда, где молча Мать стояла,

Так никто взглянуть и не посмел.

И это сближает героиню с её народом, заставляет чувствовать свою ответственность как Поэта за то, чтобы всё происходящее сохранилось в памяти народной, вышло на суд Истории.

И я молюсь не о себе одной,

А обо всех, кто там стоял со мною…

… О них вспоминаю всегда и везде,

О них не забуду и в новой беде,

И если зажмут мой измученный рот,

Которым кричит стомильонный народ,

Пусть так же они поминают меня

В канун моего поминального дня…

Поэмой «Реквием» Ахматова выполнила свой долг Поэта – воспеть и возвеличить страдания тысяч матерей, ставших жертвами кровавого произвола.


Close