Мегамозг

«Парадокс» является повествовательным текстом, хотя в то же время является своеобразным художественным очерком реальной жизни писателя. Вообще, к слову говоря, всё это произведение Короленко написал в течение одного единственного дня! Исходя из биографических сведений писателя, можно сделать вывод, что день этот был не самым лучшим в жизни писателя, ведь совсем недавно умерла его дочь. Королеко был подавлен, весь мир вокруг него разделился на два полюса: добро и зло, являющиеся главными категориями закона, управляет и составляет саму жизнь. Настоящее же счастье дается человеку крайне редко; оно (по словам писателя) очень неравномерное, порою совсем ничтожное. Весь свой очерк «Парадокс» Короленко и решил посвятить философской теме счастья. Герои очерка — два маленьких брата. Они частенько отлыхают в огромном саду своего дома (как подчеркивает сам автор: это полагается детям состоятельных родителей), наслаждаются жизнью и почти ничем не озабочены. Но вот однажды происходит случай, который меняет всю их жизнь. В один из дней к их дому подобралась странная пара: человек, облик которого ребята запомнили на всю жизнь, и немощный, но очень умный калека по имени Ян Криштоф Залуский, у которого не было рук. Цель прибытия незнакомцев оказалась очевидна: попрошайничество… но не простое, а очень искусное! Калека был очень умен, говорил, что может видеть прошлое и предсказывать будущее, также он был способен показывать интересные трюки с помощью только своих ног. Его помощник называл его «феноменом». Ребятам Ян поведал очень умный афоризм (рассказчик, к слову, боялся, что он напишет детям нечто страшное): «Человек создан для счастья, как птица для полета». Услышать подобное от калеки было странно, это понимал и сам Ян, потому назвал свой афаризм «парадоксом». В правдивости его слов мальчики убедились позже, когда увидели Яна в обычной жизни: хотя он и был талантливее и умнее многих других людей, он очень страдал от того, что не похож на них. Все считали его калекой, неполноценным, но сам Ян себя таковым не считал (эпизод, когда он дает милостыню другому нищему). Именно после встречи с калекой, мальчики поняли, что жизнь очень часто несправедлива к людям, а счастье — понятие относительное. Его достоен каждый из ныне живущих людей, но в то же время каждый человек определенной долей этого счастья уже обладает. «Но счастье, увы, дано не всем», как говорит Ян Залуский, и без этого дополнения сюжет очерка Короленко мог быть воспринят неверно… Вся суть произведения заключается в том, что в душа тянется к гармонии и равновесию, но абсолютное счастье достичь ей никогда не удастся. В этом и есть главный «парадокс» жизни и всего очерка.»Человек создан для счастья, только счастье не всегда создано для него» (с) В.Г. Короленко.

Не каждый человек, обладающий физическим здоровьем и материальным благосостоянием, чувствует себя счастливым. Но как в таком случае добиться тому, кто этого не имеет? -Этот философский вопрос поднял в своем произведении «Парадокс», краткое содержание которого заключается всего в одном афоризме, высказанном героем этого рассказа, - произведение, способное заставить задуматься тех, кто не испытывает счастья в своей жизни.

История написания

Это произведение В. Короленко написал в течение одного дня. И, исходя из биографических сведений, можно сделать вывод, что день этот был не самым лучшим в жизни писателя. Незадолго до этого умерла его дочь. Короленко признавался своей сестре в одном из писем, что состояние его было --«изломанным и ничтожным».

Жизнь, по мнению писателя, являлась проявлением закона, главные категории которого - добро и зло. Счастье человечеству дано весьма неравномерно. Философской теме, над которой люди ломают голову много столетий, посвятил Короленко «Парадокс».

Главный герой рассказа - десятилетний мальчик из зажиточной семьи. Он вместе с братом частенько отдыхает в огромном прекрасном саду, предаваясь праздному времяпрепровождению, как и полагается, по словам автора, детям состоятельных родителей. Но однажды происходит случай, после которого их душевное равновесие нарушается. На сложный вопрос дает чрезвычайно простой ответ Короленко.

«Парадокс», краткое содержание которого можно сформулировать всего одной фразой: «Человек создан для счастья, как птица для полета», - это глубоко философское произведение.

Как-то раз к дому, в котором жили мальчики, подъехала довольно странная пара. Один был высок и долговяз. Другой обладал обликом, который у каждого из братьев остался в памяти на всю жизнь. У него была огромная голова, немощное тело и… отсутствовали руки. Цель прибытия этих господ была проста - попрошайничество. Именно этим они зарабатывали себе на пропитание. Но делали они это, следует сказать, весьма искусно.

Противоречивой природе счастья посвящен рассказ, созданный Короленко. «Парадокс», краткое содержание которого изложено в статье, повествует о встрече с человеком, для которого счастье, казалось бы, является состоянием недостижимым. Но именно он, а звали его Ян Криштоф Залуский, поведал мудрый афоризм, смысл которого заключался в том, что главное предназначение человека - быть счастливым.

Феномен

Залуский и его сопровождающий зарабатывали деньги довольно артистичными представлениями. Сначала был представлен публике. Помощник называл его «феноменом». Далее следовала краткая история его жизни. И наконец на сцену выходил сам Залуский.

Человек без рук выделывал всяческие трюки: вдевал ногами нитку в иголку, принимал пищу и снимал куртку тем же способом. Но самой удивительной была его способность писать. Причем почерк его был совершенным, каллиграфическим. И именно в этой части повествования ввел философскую идею Короленко. Парадокс Залуского заключался в том, что он с помощью своего специфического метода написал мудрый афоризм о человеческом счастье.

Странное представление

Безрукий маленький человек имел острый язык и чувство юмора. К тому же был не лишен определенного цинизма. Он всячески подшучивал над своей физической неполноценностью, но при этом не забывал напомнить, что достаточно умен, а потому требует денежного вознаграждения. Гвоздем его программы стал философский афоризм, который он попросил прочитать смущенного мальчика.

Образ необычного «счастливца» создал в этом произведении Короленко. Парадокс этого персонажа был в том, что, не обладая тем, что необходимо для нормального существования, он проповедовал философию счастья. И делал это довольно правдиво и убедительно.

Парадоксальный счастливец

Когда же мудрая фраза была зачитана мальчиком, один из зрителей этого необычного выступления выразил сомнение относительно того, что она является афоризмом. Залуский не стал спорить. С присущей ему злой иронией он сказал, что этот афоризм из уст феномена является не чем иным, как парадоксом. Это слово стало ключевым в произведении Короленко.

Парадокс - это когда богатый и здоровый человек считает себя несчастным. Парадокс - это также калека, рассуждающий о счастье.

Но у афоризма Залуского есть продолжение. Противоречивой философской идеей наделил свой рассказ В. Г. Короленко. Парадокс заключается еще и в том, что правдивость своего лозунга о счастье Залуский сам же и опроверг.

Но счастье не дано человеку…

Единственным взрослым человеком, который проникся к калеке состраданием, была мать мальчиков. После выступления она пригласила Залуского и его друга в дом поужинать. А после братья видели, как они удалялись, переговариваясь друг с другом. И их разговор так сильно заинтересовал детей, что они решили проследить за необычными артистами.

Напоминает рассказ, написанный Владимиром Короленко. «Парадокс», главные герои которого встретились в первый и последний раз, представляет собой историю о мудром страннике. Своим внезапным посещением он преподал детям важный урок в жизни.

Счастье - понятие относительное. Человек рожден для него, как птица для полета. Но позже в разговоре Залуского со своим сопровождающим мальчики услышали продолжение высказанной им фразы: «Но счастье, увы, дано не всем». И без этого дополнения к афоризму Залуского был бы не оконченным сюжет Короленко. Парадокс человеческой души заключается в том, что она тянется к гармонии и равновесию, но абсолютное счастье ей неведомо.

Разделы: Литература

Оборудование:

  1. Стенд-выставка книг Короленко, портрет писателя, цитаты из из «Писем…»
  2. Иллюстрации к рассказу.
  3. Детские рисунки на тему «Мои детские фантазии».
  4. Раздаточный материал (таблицы «Типы речи»).
  5. Толковый словарь Ожегова.
  6. Эпиграф:

В жизнь нужно входить не веселым гулякою … а с благоговейным трепетом, как в священный лес, полный тайны.
В.Вересаев.

Словарная работа:

парадокс, афоризм, фантазер, духовный перелом.

Ход урока:

1. Проверка домашнего задания.

Вступительное слово учителя:

При изучении литературных произведений, нельзя забывать, насколько важно знать биографию писателя, черты его личности. Только так можно полностью понять произведение.

Задание: Расскажите о Короленко, используя материал статьи М.Горького «Из воспоминаний о Короленко». Какие факты и детали встреч с Короленко сообщает в своих воспоминаниях о писателе М.Горький? Какой облик Короленко они создают?

Ответ: После отбытия ссылки в Сибири, Короленко жил в Нижнем Новгороде. Горький принес ему на обсуждение свое произведение. Был поражен внешним обликом писателя, его честностью при обсуждении недостатков рассказа, простотой и ясностью его речи.

Вопрос: Какие люди и почему были интересны Короленко и стали героями его произведений?

Обратимся к выставке книг В.Г.Короленко, точнее, к иллюстрациям на обложках, на которых изображены главные герои. («Дети подземелья», «Чудная», «Сон Макара», «Слепой музыкант»).

Ответ: Короленко писал о нищих, обездоленных, несчастных людях.

Вопрос: Почему М.Горький отводит В.Г.Короленко особое место среди других писателей?

Ответ: Потому что он говорил о простом народе с искренней любовью. Поднимал нравственные (античеловечные и человечные) и социальные проблемы. Боролся с несправедливость с помощью художественного слова.

Слово учителя: (Обращение к стенду с цитатами из «Писем..»)Обратимся к дневниковым записям самого В.Г.Короленко с высказываниями о роли литературного слова и найдем подтверждение нашим мыслям. Короленко писал: «…Язык по самой природе своей есть орудие общения. Литература – расцвет языка… Слово не игрушка, а великое орудие жизни».

2. Запись темы урока. Теория литературы.

Слово учителя: В теме урока, записанной на доске «Парадокс» представлен как рассказ, у Короленко – очерк. Правомерна ли замена одного слова другим?

Вопрос: Дайте определение очерка и рассказа. Найдите сходства и различия.

Ответ: Очерк – приближенное к документальному повествование о реальном событии или человеке. Очерк развивается в двух формах – документальной и художественной. Рассказ – прозаическое произведение, в котором нарисовано одно, реже несколько событий с малым количеством действующих лиц.

«Парадокс» - художественный очерк, похожий на рассказ, в котором события приближены к реальной жизни, образы типичны, структура текста – повествования.

Слово учителя: Короленко вспоминал: «Уже раньше, прочитав книгу, я сравнивал порой прочитанную книгу с впечатлениями самой жизни, и меня занимал вопрос: почему в книге всегда как будто «иначе»… и мне стало интересно искать таких слов, которые всего ближе подходили к явлениям жизни…схватывали бы внутренний характер явления».

Обращение к таблице «Типы речи». Повторение структуры

Повествовательного текста.

3. Анализ эпиграфа.

Вопрос: Эпиграф всегда отражает что-то важное в произведении, в уроке. Что важного узнаем мы сегодня, о чем предупреждает еще один прекрасный русский писатель В.Вересаев?

Ответ: К жизни надо относиться вдумчиво, осторожно, тогда поймешь ее смысл.

Вопрос: Людям какого возраста особенно важно понимать значение этих слов?

Ответ: Тем, кто переходит рубеж отрочество-юность.

4. Сюжет рассказа «Парадокс». Значение названия.

Задание: Перескажите сюжет («внешнее содержание рассказа») рассказа «Парадокс».

Ответ: Рассказ о двух братьях (8 и 10 лет), которые мирно проводили время в «тихом уголке между садом и сараями». Лакей Павел (слуга в доме мальчиков), всегда приводящий детей в состояние смятения, осуждающий их детские забавы, зовет их к дому. Там, у крыльца, собралась толпа (родители мальчиков, соседи, дворня). Здесь и происходит знаменательная встреча мальчиков с героем рассказа, безруким «феноменом», Яном Криштофом Залусским, который дарит братьям добрый афоризм («Человек создан для счастья, как птица для полета»). Потом «феномен» уезжает, а жизнь мальчиков изменяется.

Слово учителя: Сегодня на уроке вы должны будете ответить на вопросы, которые задавал В.Г.Короленко устами своих героев еще в 1894 году (в конце 19 столетия). Ответы на них будут очень важны и для нас, людей 21 века. Вот эти вопросы.

Обращение к доске, на которой записаны главные вопросы урока.

  1. Каковы были представления братьев, героев рассказа, о назначении жизни человека, до появления феномена?
  2. Что можно сказать об изменении этих представлений после появления феномена?

Вопрос: Каков смысл названия рассказа?

Ответ: Парадокс (греч.) – мнение, расходящееся с общепринятым, даже противоречащее здравому смыслу.

Вопрос: Понимания смысла этого слова наталкивает на мысль, что в рассказе произойдет какое событие?

Ответ: Неожиданное, странное.

Слово учителя: Действительно, калека-феномен дарит им, детям, взрослый афоризм, смысла которого они еще не могут понять.

Вопрос: Что означает слово «афоризм»?

Ответ: Афоризм (греч.) – краткое выразительное изречение, емко и остро выражающее какую-либо идею. Идея афоризма рассказа в том, что счастье – естественное состояние человека.

5. Беседа по 1 главе рассказа.

1) Чтение учащимися 1-го абзаца 1главы.

Вопрос: Какой эмоциональный фон создает экспозиция рассказа?

Ответ: Настраивает на серьезное прочтение рассказа.

2) Выделение основных мотивов 1 главы рассказа (детские фантазии, экипаж-калека).

Вопрос: От чьего лица ведется повествование?

Ответ: От 1-го. Рассказчик – мальчик 10-ти лет.

Вопрос: Расскажите, используя иллюстрацию на доске, о времяпровождении мальчиков в заброшенном углу старого сада.

Ответ: Тишина и заброшенность этого места помогали мальчикам фантазировать.

Задание: Найдите в толковом школьном словаре значение слова фантазия . (Дежурный по словарю ищет слово и его значение в словаре.)

Вопрос: Почему вся жизнь рассказчика и его восьмилетнего брата проходит в фантазиях?

Ответ: Дети обладают живым воображением, т.к. прочитали много книг о путешествиях и приключениях. Реальная жизнь для ребенка бедна событиями и сильными впечатлениями.

Задание: Вы приготовили к уроку рисунки, на которых запечатлели свои детские мечты. Расскажите о них. (1-2 ученика).

Вопрос: Описанию какого предмета в тихом уголке уделяет особое внимание рассказчик?

Ответ: Среди реальных предметов (старый лапоть, башмак, топорище и др.) на мусорной куче, находившейся посреди дворика, лежал сломанный экипаж-калека

Вопрос: Образ сломанного, выброшенного на помойку экипажа появление какого героя рассказа предрекает?

Ответ: Калеки-феномена.

Вопрос: Нарушает ли сломанный экипаж гармонию тихого уголка и чувств детей? Если не нарушает, то почему?

Ответ: Когда приедались впечатления жизни реальной, дети садились в кузов экипажа, и начинались чудесные приключения: бандиты, всадники, туманные женские фигуры. Дети проживали несколько жизней за какие-то полчаса, успевали побывать в разных частях света, благодаря старому экипажу.

Вопрос: Как в игре детей проявляются характеры героев? Рассказчика и его брата?

Ответ: Зачинщиком игр был всегда младший брат, старший любил тихо сидеть и мечтать. Случаи разногласий между мальчиками были редки и всегда заканчивались мирно.

3) Стилистические особенности произведения.

Слово учителя: Если бы мы не знали, в каком году написан рассказ, как бы мы могли судить о времени его создания, по каким признакам? По лексике, употребляемой писателем. В предпоследнем абзаце первой главы какое слово написано по старым грамматическим нормам?

Ответ: Подымались, устаревшее слово.

4) Вывод по 1 главе и ответ на первый вопрос урока.

Вопрос: 1-я глава начиналась вопросом о смысле жизни человека. Чем она заканчивается?

Ответ: «Мы не имели тогда малейшего понятия о назначении жизни,»- говорит главный герой.

Слово учителя: Никаких серьезных мыслей еще не приходило в головы мальчиков, не было у них сильных душевных переживаний. Но в жизни каждого человека наступает определенный момент или «случай», о котором говорил герой рассказа Л.Н.Толстого «После бала», постаревший и поумневший Иван Васильевич: «Вот вы говорите, что человек не может сам по себе понять, что хорошо, что дурно, что все дело в среде. А я думаю, что все дело в случае».

6.Беседа по 2-ой главе рассказа.

1) Вопрос: Чем в сюжете является 2-я глава?

Ответ: Завязкой.

2) Краткий пересказ учащимися второй главы.

3)Вопрос: Как вы понимаете слова героя о лакее Павле: «Его излишне серьезные замечания разрушили не одну нашу иллюзию »? Объясните значение этого слова, используя школьный толковый словарь. (Дежурный по словарю.) Подберите синоним к этому слову.

Ответ: Иллюзия – нечто кажущееся, несбыточное. Синонимы – мечта, фантазия.

Вопрос: Для чего Короленко использует два разных слова с близким значением в своем тексте?

Ответ: Для выразительности языка рассказа.

Вопрос: Почему лакей Павел не мог понять смысла занятий мальчиков? Каково отношение братьев к Павлу?

Ответ: Лакей Павел вообще не чуток к любым проявлениям духовного в жизни. Дети его не любят, считают глуповатым. Павел в рассказе все время смеется невпопад, получает тумаки от взрослых людей за свою глупость.

Слово учителя: Павел для мальчиков является символом реальной жизни, ворвавшейся в их сказку. И реальности этой они боятся (всегда чувствуют страх перед появлением лакея), т.к. она в лице Павла – бесцеремонна, груба и бестолкова.

Вопрос: Забегая вперед, хочется спросить. Другой взрослый человек калека-феномен – человек из реальной жизни, внешне даже более страшный – оставит ли в душах мальчиков такие же негативные чувства, как Павел?

Ответ: Нет, не оставит. Эти чувства будут другие.

7. Беседа по 3 главе рассказа.

Слово учителя: В 3 главе происходит развитие основного действия рассказа, в ней же – кульминация – написание феноменом афоризма.

Вопрос: Как разворачиваются действия 3 главы?

Ответ: мальчики приходят во двор своего дома.

Вопрос: Кого из второстепенных персонажей они там видят?

Ответ:

  1. колоритная фигура полковника Дударева, военного врача, которого дети уважают, подражают ему в своих играх. Он загадочен для их понимания.
  2. пан Уляницкий – фальшивый человек;
  3. отец – строгий, приучающий их к реальной жизни, отучает от страха перед ней.
  4. Мать – красавица, добрая женщина, в глазах сожаление;
  5. «усатый Макар» - провожатый феномена, зазывала.

Вопрос: Какие чувства испытывает герой, когда увидел внезапно феномена – человека-паука?

Ответ: Болезненное ощущение от вида этого человека, первая серьезная боль души.

Задание: Дайте портретную характеристику Яна Залусского – человека-паука. Запишите ключевые слова в тетрадь.

Вопрос: Какое эмоциональное состояние создается в сценах, непосредственно предшествующих написанию Яном Залусским афоризма?

Ответ: Сначала он демонстрирует различные манипуляции ногами, так как рук у него нет (кланяется, приподнимая картуз над головой; считает ногами деньги; расчесывает бороду и даже посылает воздушный поцелуй экономке). Дети напуганы.

Задание: Каково отношение Яна Залусского к публике? Чтобы ответить, проследите за взглядом феномена, как меняется его лицо, тон голоса и слова.

Ответ: 1) Взгляд: насмешливый, внимательный, злые огромные глаза, саркастический взгляд. 2) Поведение: насмешливое, ироничное; 3) Фразы: настойчиво повторяет длинноусому: «Обойди!», после каждого фокуса. Эмоциональная атмосфера напряженная. Феномен доходит до кощунства (крестится ногой), не уважая публику.

Вопрос: Почему так ведет себя феномен, какие чувства он испытывает?

Ответ: Таким поведением он защищается от людей. Его жизнь – жизнь калеки – это цирковое представление для людей, имеющих руки и ноги. Цинизмом он закрывает свою израненную душу.

Вопрос: Почему деньги, которые кинул ему Дударев, феномен отдает нищему? Не ценит его подаяния?

Ответ: Это снисхождение. Большего калека не заслужил. Деньги, поданные без души. Загадка Дударева для мальчиков иллюзорна, он высокомерен.

Вопрос: Когда Ян Залусский позволяет показать свою истинную суть? Когда и как меняется его взгляд?

Ответ: Когда он смотрит на детей.

Вопрос: Как вы объясните суть афоризма, написанного феноменом для мальчиков: «Быть счастливым также естественно для человека, как птице – летать».

Ответы учащихся: Стремление к счастью – естественная цель человеческой жизни, к нему надо постоянно стремиться, какой бы сложной и трудной не была жизнь.

Учитель: Мальчик успокоился и ощутил положительный смысл написанного только по взгляду своей матери, которым она поблагодарила феномена за хорошее пророчество для детей.

Вопрос: В чем парадокс изречения Яна Залусского?

Ответ: Ответ подсказывает сам автор афоризма: «Это афоризм, но и парадокс вместе. Афоризм сам по себе, парадокс в устах феномена… Феномен тоже человек, и он менее всего создан для полета… И для счастья тоже.» То есть, если бы этот афоризм изрек здоровый человек, то смысл бы не исказился, афоризм бы не превратился в необычное высказывание.

8. Беседа по 4 главе рассказа.

Вопрос: Какова роль 4 главы в композиции рассказа?

Ответ: Развязка

Вопрос: Назовите центральный эпизод этой главы. В чем его смысл и значение?

Ответ: Феномен отдает большие деньги Дударева первому попавшемуся нищему. Яну Залусскому важно одарить нищего не только затем, чтобы сдержать слово, но и для того, чтобы ощутить свою полезность счастье дарения.

Задание: Подтвердите это текстом.

Чтение диалога феномена и долгоусого в лицах.

Вопрос: Какой еще афоризм произносит герой? Запишите его. О чем он?

Ответ: «Человек создан для счастья, только счастье не всегда создано для него». Иногда человек имеет все, но не может быть счастлив, не ценит то, что имеет, а феномен счастлив, что без рук, а кормит семью, племянников, дает им хлеб насущный.

Задание: Сравните мысли и поведение феномена и долгоусого.

Вопрос: Что большее, чем хлеб насущный, дает феномен детям?

Ответ: Афоризм, содержащий надежду на счастье в жизни.

Вопрос: Что поняли дети? Что изменилось в них после встречи с феноменом? Почему дети спали плохо и плакали? Подтвердите ответ текстом.

Ответ: Потому что случай, произошедший с ними, заставил их проститься со сказкой, детством, заставил их повзрослеть. Так как они чутки ко всему происходящему, они начали чувствовать и чужую боль. «В дремоте обоим нам являлось лицо феномена и его глаза, то холодные и циничные, то подернутые внутренней болью».

Вопрос: Чем заканчивается повествование?

Ответ: Мальчики опять приходят в свой тихий уголок, но он им уже не интересен.

Учитель: Жизнь в фантазии сменилась для мальчиков реальной жизнью, которая заставляет задуматься, для чего живет человек. Теперь фантазии скучны, не заменят реальной жизни. Произошел духовный перелом – резкое изменение в сознании.

В основе сюжета многих произведений лежит понятие контраста, которое помогает ярче раскрыть личность героя. В «Парадоксе» это детство и взросление героев. Один и тот же пейзаж в разные моменты бытия героев воспринимается по-разному.

И, как сломанный экипаж в первой главе не нарушал гармони мира детства, так и калека-феномен – это часть реальной жизни, а жизни не надо бояться. Это наши с вами мысли об идее рассказа Короленко «Парадокс». Подтвердятся ли они словами и мыслями самого писателя. Давайте посмотрим: (Учитель открывает слова на стенде до этого закрытые ватманом) «Жизнь вообще, в самых мелких и самых крупных своих явлениях, кажется мне проявлением общего великого закона, главные основные черты которого добро и счастье. А если нет счастья? Ну, что ж, исключение не опровергает правила. Нет своего - есть чужое, а все-таки закон жизни есть стремление к счастью и его осуществлению. Только это я и пытался сказать своим парадоксом».

Эти слова были написаны в один из самых трагических моментов в жизни писателя, когда он узнал о смерти своей маленькой дочери Лели. Но он считает, что надо не сдаваться в жизни.

Задание: Писатель И.А.Бунин (наш земляк) сказал однажды, что он спокоен за нравственное состояние русской литературы, пока в ней есть В.Г.Короленко. Прокомментируйте эту мысль И.А.Бунина.

Ответ: Литература будет всегда нести людям поддержку и надежду на счастье, а В.Г.Короленко это удается особенно.

Домашнее задание: Опишите случай, произошедший с вами, который заставил вас иначе взглянуть на мир.

Год написания: 1894

Жанр: рассказ

Главные герои: Владимир Короленко с братом - в детстве, Ян Криштоф - чудо-человек

Сюжет

Рассказчик с братиком ловил рыбу в бадье, когда их позвали посмотреть на удивительного человека. Вокруг диковинки собрались люди. Сопровождающий объявил, что это Ян Криштоф, который родился безруким, но он делает всё ногами лучше, чем любой - руками. И Ян действительно демонстрировал удивительные вещи - он снимает сапогами и головной убор ногами, считает деньги пальцами ног, расчесывается, посылает воздушные поцелуи, видит людей насквозь, пишет ногой. Он написал рассказчику с братом на бумаге, что человек создан для счастья, как птица для полета. Затем он собрал деньги за представление и ушел в своем кресле. По пути ему встретились нищие, и он отдал часть денег им.

Вывод (моё мнение)

Дети были потрясены увиденным, и привычные игры теперь не доставляли им радость. У них остался осадок после представления Яна и его девиза о счастье. Они поняли, что не ценят имеющееся - целые руки и ноги, ум, зрение, слух и другие простые блага, которых нет у многих.

Рассказ «Парадокс» был написан в 1894 г. Короленко создал его на одном дыхании, буквально за день. В одном из писем он упоминал, что пессимистическое и унылое настроение рассказа связано с трагедией, случившейся в семье Короленко в 1893 г. Во время путешествия Владимира Галактионовича в Америку умерла его дочь Лёля, и писатель чувствовал себя «изломанным, разбитым и ничтожным.

Рассказ был напечатан в № 5 журнала «Русское богатство».

Литературное направление и жанр

Короленко определял жанр произведения как очерк. Для рассказов очеркового типа характерно описание быта и нравственного состояния определённой среды. К новелле рассказ приближает случай, лежащий в основе сюжета и раскрывающий характер героев.

Для придания рассказу достоверности Короленко описывает историю как автобиографическую, случай из детства.

Тематика и проблематика

В первом же предложении обозначена проблема рассказа: для чего создан человек, каково назначение жизни. Эта философская проблема находит ответ в афоризме несчастного калеки: «Человек создан для счастья, как птица для полёта». Этот афоризм придуман писателем и стал самым известным его крылатым выражением. Но не он составляет основную мысль произведения. Важно, что эту мудрость произносит несчастный калека.

В данном контексте афоризм становится парадоксом, а основная мысль произведения состоит в том, что каждый человек стремится к счастью, даже глубоко несчастный. Ощущение счастья – понятие индивидуальное, не зависит от удачливости и благополучия человека. Таким образом, вопрос о счастье остаётся открытым, а рассказ превращается в повествование о первом жизненном противоречии, оставшемся с героем навсегда.

Первоначально рассказ заканчивался как раз рассуждениями о том, что в любых жизненных обстоятельствах рассказчик всю жизнь вспоминал афоризм. Эта история в жизни рассказчика стала инициацией, после которой он перестал удовлетворяться детскими фантазиями.

Для писателя Короленко рассказ стал своеобразным способом преодолеть собственные беды, ведь в рассказе описан гораздо более несчастный человек.

Сюжет и композиция

Рассказ состоит из 4 частей. В первой части 10-летний герой и его 8-летний брат играют на заднем дворе. Они создают свой детский фантастический мир из окружающего мусора или вещей, не представляющих ценности для взрослых. В бадье с загнившей водой они надеются поймать настоящую рыбу удочками, сделанными понарошку. Куча мусора представляется им таинственной. Каждая вещь на свалке готова рассказать свою историю, как в сказках Андерсена. Главное увлечение последнего времени – рыбалка над бадьёй с загнившей водой, затмившая игру со старым экипажем.

Вторая часть – завязка. Лакей Павел зовёт мальчиков по просьбе пана «до покою». Эта игра слов (покой как успокоение и как интерьер помещичьего дома) подчёркивает столкновение двух миров – фантастического детского и реального взрослого. В таких столкновениях, которые случались неоднократно, всегда побеждал мир взрослых.

В третьей главе герои сталкиваются с феноменом – несчастным безруким от рождения калекой. На такое зрелище собрались посмотреть жители трёх выходящих на мощёный двор домов. Среди уважаемых людей были отец мальчиков, старый холостяк пан Уляницкий, военный доктор полковник Дударев. Там же была мать мальчиков и многочисленная прислуга.

Главным умением феномена было умение писать афоризмы, один из которых он написал для братьев. Это был афоризм «человек рождён для счастья, как птица для полёта», который отец мальчиков назвал парадоксом. Момент написания афоризма – кульминация рассказа.

В четвёртой главе дети становятся свидетелями того, как бедный калека, буквально выпрашивающий деньги у зрителей, отдаёт обещанную серебряную монету, поданную ему доктором, первому встречному нищему.

На прощанье калека говорит детям, что у него есть племянники, которых он кормит и сечёт ногами. Калека добывает пропитание не только себе, но и многочисленным родственникам-дармоедам. По-своему он счастлив, во всяком случае, успешнее многих своих родных.

В детские сердца и умы вонзается первое противоречие в жизни, не дающие больше наслаждаться детски фантазиями.

Герои рассказа

Рассказчик вспоминает о событиях своего детства. Как это часто случалось в семьях помещиков, герой играет с младшим братом (а всего в семье 6 детей). Дети были предоставлены сами себе, уходили в мир собственных фантазий, когда им «приедались впечатления реальной жизни».

Когда феномен вызывает мальчиков к себе, чтобы написать им афоризм, они чувствуют себя так, будто они наказаны и должны войти в тёмную комнату. Столкновение с несчастным калекой знакомит мальчиков с жизненной мудростью и противоречиями.

Лакей Павел – реалист и прагматик, он поступает с фантастическим миром детства так, как поступает большинство взрослых – показывает его несостоятельность, «игрушечность», объясняя, как делаются настоящие удочки, колебля «в самих устоях» волшебный мир зелёной бадьи и пиная «золотую карету». Он единственный смеётся, глядя на инвалида. Его прагматизм граничит с жестокосердием.

Феномен, или чудо натуры, как называет его родственник Матвей, - шляхтич из Заславского повета Ян Криштоф Залуский. Рассказчик сравнивает феномена с пауком: тоненькие ноги, большая голова и маленькое, как у ребёнка, туловище. Чёрные глаза феномена внимательны.

Ян Залуский относится к своему уродству только как к средству зарабатывания денег. Он слишком часто заставляет своего помощника собирать деньги и цинично их пересчитывает. По словам Матвея, Ян знает прошлое, настоящее и будущее, а человека видит насквозь. Он с видимым усилием совершает обычные для здорового человека действия: встаёт на ноги, причёсывает ногами бороду, принимает ногами пищу, вдевает нитку в иголку и пересчитывает деньги. Он с трудом крестится ногой.

Этот поступок не восхищает окружающих, а вызывает у женщин истерику, воспринимается как надругательство над Богом.

Глаза калеки становятся всё более злыми: все его трюки унижают человеческое достоинство. Он оправдывается перед матерью мальчиков, что каждый зарабатывает как умеет. Это один из афоризмов, произнесённых калекой. Взгляд калеки смягчается только при общении с детьми.

Бедный калека гораздо гуманнее, чем многие здоровые люди. Он обещает отдать самую крупную монету первому встречному нищему и обещание своё сдерживает, чем вызывает возмущение Матвея.

Столкновение с калекой меняет всех присутствующих. Его появление вызывает у зрителей ужас, они молятся. При первом обходе Матвея подают в основном господа. Но провожатый калеки вынуждает подать каждого. Простые люди тяжело переживают «представление», по наблюдению рассказчика, «простые сердца менее чутки к кощунству».

По тому, как люди подают калеке, можно судить об их нравственном состоянии. Уляниций подаёт медные монеты с видимым неудовольствием и сожалением, а доктор среди прочих бросает и серебряную монету.

Долгоусый родственник-провожатый феномена, Матвей, ведёт себя так, будто ему досадно или он стыдится.

Художественное своеобразие

Образ бадьи с загнившей водой – это символ того мира, в котором живут братья. В бадье прозябают мелкие «странные существа», это «особый мирок», в котором, впрочем, нет настоящей рыбы.

Такой загнивший мир легко потрясти, всколыхнуть, как делает это лакей Павел.

В образе феномена противоречиво всё. Его уродливая внешность контрастирует с бледным лицом «с подвижными, острыми чертами и большими, проницательными бегающими глазами». Мрачная фигура феномена похожа на раздражающее пятно под ярким солнцем (метафора).

Образ птицы, на которую указывает мальчикам калека, - это символ того, к чему должен стремиться каждый человек.


Close