Аннотация: Статья посвящена проблеме эффективного взаимодействия учителя дефектолога и родителей учащегося. Авторы статьи показывают свое видение проблемы и предлагают конкретные методические рекомендации специалистам - дефектологам.
Ключевые слова: педагог, дефектолог, педагогический процесс, коррекционное образование, коммуникация, родители учащегося.

Каждый учитель, в меру особенностей своей профессии, ежедневно участвует в трехстороннем процессе коммуникации: учитель - родитель - ученик. При этом, если учитель и ученик - это непосредственные участники процесса, то родитель далеко не всегда является даже свидетелем педагогического воздействия, но тем не менее, мы не можем отрицать влияние родителя на течение и результат обучения. Поэтому перед учителем постоянно стоит проблема - как построить общение не только с ребенком, но и с родителем.

Ситуация общения особенно усложняется, если мы говорим о работе дефектолога. Рассмотрим этот тезис подробней.

Во-первых, важно учитывать условия работы педагога, если мы говорим о работе в рамках коррекционного учебного заведения, то здесь родитель чаще всего занимает позицию наблюдателя и выполняет в основном контролирующую роль. Если же педагог работает частным образом или это индивидуальные занятия в детском центре, то в этом случае родитель является непосредственно участником процесса обучения, его активным деятелем и от того, насколько эффективно построено взаимодействие учителя и родителя, зачастую зависит весь результат работы. То есть свою работу учитель должен направить не только на ученика, но и на родителя, при этом добиться от него правильного понимания ситуации и реально эффективных активных действий, направленных на решение проблемы.

Во-вторых, при общении учителя с родителями всегда встает проблема уровня подготовленности родителя. При этом надо отметить разные аспекты уровня подготовки родителя. Всего мы выделили три аспекта:

1 - интеллектуальный,
2- психологический,
3- социальный. Рассмотрим их подробнее.

Интеллектуальный аспект предполагает то, насколько родитель осведомлен о проблеме. Как правило, родители либо совсем ничего не знают о проблеме, либо читают несколько статей из сети Интернет, формируя достаточно поверхностное мнение, не всегда корректное. Поэтому учителю всегда необходимо уделять особое внимание на момент «просвещения» родителей, объяснять основные теоретические моменты, в том числе разъяснять значение основных терминов. Важно объяснять не только суть нарушения, но и причины его возникновения, план действий учителя, перспективы решения вопроса. Надо отметить, что этот уровень контакта учителя и родителя требует серьезной теоретической подготовки со стороны учителя и регулярного изучения современных взглядов в науке на проблему. При этом знания не должны ограничиваться только узкой спецификой работы, родитель часто задает вопросы, которые касаются в общем проблемы развития ребенка, просят разъяснить те или иные термины, диагнозы, дать пояснения к заключениям других специалистов смежных дисциплин, порой даже пояснить действия лекарственных препаратов, назначенных врачом. Давая ответы на многие вопросы родителей, учитель должен осознавать свою ответственность за предоставленную информацию и, не мало важно, не преступить грань - не принимать решение за родителей. Так в практике часто слышим: «Нам назначили препарат…, нам его давать ребенку?». Надо помнить, что отвечая на подобные вопросы учитель, с одной стороны, берет на себя функцию врача (что категорически нельзя делать дефектологу), с другой стороны, берет на себя ответственность родителя за решение. Дело в том, что в современном мире часто возникает ситуация, когда родителю дают право выбора, и он должен взять на себя ответственность за серьезные решения - делать ли ребенку прививки, в какой школе и по какой программе учиться ребенку, какую детскую поликлинику посещать и так далее. Но многие родители не готовы к такой ответственности и ищут того, кто смог бы ее взять на себя. Поэтому учитель - дефектолог, будучи профессионалом всегда должен понимать границы своей компетентности и границы ответственности, важно постоянно акцентировать внимание родителей на то, что ваши слова - это сугубо ваша точка зрения, что существуют различные взгляды и подходы на решение данного вопроса, а иногда нужно просто показать, что данный вопрос не входит в компетентность дефектолога.

Второй, психологический аспект уровня подготовки родителя является одним их важнейших факторов эффективной коммуникации родителя и учителя. На этом уровне перед учителем стоит сложнейшая задача - адекватно настроить родителя на работу, постараться дать ему понять реальную ситуацию и реальный, возможный ход решения проблемы. При этом важно сохранить баланс - не дать родителям лишних надежд и веру в чудо, но и не создать ощущений полной безысходности и необратимости процессов. Поэтому прежде, чем начать непосредственное коммуникативное взаимодействие, учитель должен понять - насколько родитель адекватно относится к проблеме и насколько он готов в ней разбираться. К сожалению, сегодня очень часто мы сталкиваемся с тем, что родителем движет не столько забота о своем ребенке, сколько забота о том, насколько он, ребенок, соответствует своим ровесникам и о том, какое мнение о ребенке складывается у окружающих. Безусловно, сравнение с ровесниками - это всегда повод задуматься и это нормально, когда результатом сравнение становится решение обратиться к специалистам, но зачастую мы сталкиваемся с тем, что это сравнение становится основополагающим и в этом случае ребенок становится виновником своей проблемы, что ведет к тупиковым решениям и действиям родителей. Так, например, ребенок объявляется тяжелобольным, неисправимым и полностью тзолируется от общества или, чрезмерно усердствуя, родители посещают все возможные лечебные и учебные заведения, при этом ни один курс лечения или обучения не проходится до конца или происходит игнорирование проблемы: в это случае родители пытаются заставить ребенка соответствовать ровесникам не смотря ни на что - тогда неговорящего ребенка отдают в школу с углубленным изучением английского языка, а ребенка с нарушениями двигательной сферы в танцевальную студию.

В любом из этих случаев между учителем и родителем воздвигнута стена непонимания и учителю необходимо не только ее преодолеть, но и убедить родителя пойти с ним в одном направлении. И тут, от того насколько эффективно будет построено общение, зависит будет ли оказана реальная помощь ребенку.

Третий аспект уровня подготовленности родителя мы определяем, как социальный. Не секрет, что коррекционное образование на данный момент далеко не самый доступный вид образования: специализированных учреждений не хватает, расположены они часто далеко и получить туда направление не так уж просто. Поэтому родители выбирают путь, порой наиболее простой, порой единственный - это занятия частным образом или в различных развивающих центрах. И если, например, индивидуальные занятий у логопеда - это не редкость, то найти практикующего сурдолога или олигофренопедагога - это задача далеко не из легких. Не раз мы слышали от отчаявшихся родителей - «но хоть что-нибудь сделайте, хоть как-нибудь позанимайтесь». Но даже, если необходимый специалист все-таки найден, важно, чтобы родители имели возможность постоянно и регулярно приводить ребенка на занятия, что бы время занятия подходило ребенку по режиму дня, а родителям по графику работы, что бы время в пути не было утомительно для ребенка и, конечно, что бы стоимость занятий была доступна для родителей. Но и если даже все эти условия были выполнены, редко дети с тяжелыми нарушениями проходят весь курс обучения до конца. Как показывает практика, основные причины, почему ребенок перестает посещать занятия - это мама выходит на работу или в семье рождается другой ребенок. При это интересно отметить, что уровень материального достатка семьи далеко не всегда является решающим, порой родители наоборот выбирают более дорогое обучение с надеждой, что уж оно то точно будет эффективным.

Естественно, что повлиять на социальный аспект учитель дефектолог не в силах, но он может оказать воздействия на первые два аспекта, а значит, возможность все-таки эффективной коммуникации и положительного результата работы учителя и родителя остается.

Возвращаясь к проблеме специфики коммуникации именно учителя дефектолога, считаем важным третий пункт - это умение учителя выстраивать диалог.

Мы уже говорили об этической стороне общения с родителем, но проблема заключается еще и в том, что педагог должен объяснить адекватно именно реальную ситуацию и, в коррекционном образовании, она не всегда бывает благоприятной. Здесь важно подобрать так слова, выстроить так предложения, что бы родитель смог правильно понять и принять ситуацию. При это адекватное восприятие должно быть и у самого учителя, а именно - трезвый и четкий анализ фактов. Учитель, в первую очередь, должен сам правильно оценивать проблему и видеть четкие пути ее решения и только после этого, он сможет настроить родителя на серьезную, продолжительную работу, результат которой будет виден не сразу или может быть не такой, какой хотели бы видеть родители.

Итак, мы видим, что перед дефектологом стоит сложная и многогранная задача, которую мы обозначим как эффективная коммуникация с родителями. Одной из наиболее распространенных форм коммуникации - это беседа. Как правило, до или после проведения первого диагностического занятия специалист проводит беседу с родителями. Это безусловная и неотъемлемая часть работы с родителями. Но всегда ли специалист может правильно построить беседу?

Приведем пример из практики:

«Девочка, три года. Жалобы мамы: не говорит. При обследовании психологом и логопедом выявлено наличие только лепетных слов и звукоподражаний, нарушения понимания обращенной речи, задержка развития психических функций, нарушения поведения и эмоционально-волевой сферы. С мамой была проведена длительная разъяснительная беседа, рекомендовано пройти дополнительное медицинское обследование. Мама внимательно выслушала специалистов, после было принято решение начать занятия с логопедом и психологом, а также начать посещать детский сад. Через 2 недели маме было предложено в анкете дать ответы на несколько вопросов.

Считаете ли вы, что у ребенка есть сложности в развитии?
. Считаете ли Вы, что ребенку необходимо дополнительно специальное обучение?
. Какие шаги Вы предприняли или готовы предпринять, чтобы помочь ребенку?

Мы получили следующие ответы:
. Она не говорит,
. Нужно заниматься с логопедом,
. Ходим на занятия, выполняем домашние задания.

Таким образом, мы видим, что мама по-прежнему замечает только одну проблему - работа психолога осталась в стороне, проблема в развитии сведена только к отсутствию речи, ни каких шагов по дополнительному обследованию предпринято не было, т.е. эффективность беседы оказалась минимальной.

Таким образом, мы видим первый недостаток этого метода работа - его мало эффективность. Кроме того, беседа - процедура достаточно продолжительная и занимает от 30 до 40 минут, если мы прибавим еще время предварительной диагностики, время на установление контакта и знакомство, а также организационные моменты, то в итоге первая встреча родителя и учителя может затянуться до нескольких часов.

Так же не мало важно то, в какой обстановке проходила беседа и чем все это время был занят ребенок.

А еще обратим внимание на то, какую колоссальную нагрузку испытывает учитель, когда на протяжении нескольких часов необходимо вести напряженную работу с ребенком и родителем: наблюдать, делать выводы, принимать решения и при этом сохранять эмоциональное спокойствие, четко и ясно излагать свои мысли, соблюдать педагогическую этику в своих высказываниях - действительно, сложная задача, требующая серьезного опыта.

Основываясь на анализе собственного практического опыта и опыта своих коллег, мы постарались сформулировать некоторые рекомендации, которые должны стать помощью для специалиста в работе с родителями.

Педагог всегда должен избегать поспешных выводов после первого знакомства с ребенком и его родителями. Нужно постараться дать себе время подумать, а родителям время отдохнуть, ведь на протяжении всего занятия они находились в сильном эмоциональном напряжении. Для этого можно перевести беседу на отвлеченную тему, предложить родителям кофе или чай, переместиться в другое помещение, или, на крайний случай, просто выйти из кабинета на 5-7 минут под любым предлогом, оставив родителей одних.
. Обязательно позаботьтесь о том, чтобы ребенок был чем-то занят. По возможности пригласите обоих родителей, что бы один из них мог занять ребенка. Оцените, нужно ли, что бы ребенок слышал ваш разговор.
. Обратите внимание на психологический комфорт родителей - учитель должен находится на одном уровне, избегайте ситуаций, когда учитель за столом, а родитель сидит на приставном стульчике или за ученической партой. Постарайтесь говорит с родителем «на одной волне», соответственно тому стилю, которым говорит родитель, но не переходите на уровень болтовни, сохраняйте дистанцию и не переходите на "ты".
. Продумайте план беседы, излагайте мысли строго, логично и по существу. Отвечая на вопросы, не отходите от основной темы разговора.
. Постарайтесь сократить теоретические разъяснения до минимума, предложите обратиться на ваш личный сайт, подготовьте заранее буклеты, листовки, распечатки по основным проблемам.
. Избегайте крайностей и категоричности, всегда подчёркивайте, что это ваше мнение, и оно сложилось в результате первой встречи, в дальнейшем возможны уточнения или даже изменения. Но при этом излагайте мысль четко и уверенно, без использования форм сомнения: мне кажется, наверно, вряд ли, а вдруг - и так далее.
. Обязательно объясните общий план занятий. Объясните роль родителя в системе обучения и четко обозначьте план действий на длительный срок (например, на два-три месяца) и план действий родителя на ближайшее время, т.е. до следующей встречи.
. При разговоре используйте форму множественного числа 1 лица - мы («Мы будем заниматься, мы будем учить»). Покажите, в ходе разговора, что это проблема теперь и ваша и родителя, а не только ваша или не только родителя. Если проблема требует привлечения других специалистов поясните каких именно и зачем.
. Сразу же определите время и условия занятий, найдите удобное время для всех участников процесса и зафиксируйте его, что бы было понятно, что занятия должны быть постоянными и регулярными.
. Общение педагога и родителя не ограничивается первой встречей. Как правило, после каждого занятия у родителей возникает масса вопросов, отвечая на которые учитель тратить много времени, при этом могут возникнуть вопросы, на которые трудно ответить сразу, без подготовки. Один из вариантов решения - воспользоваться Интернет - ресурсами, возможна организация сайта, общение на форуме, общение по средствам электронной почты.

Итак, мы видим, что эффективная коммуникация педагога и родителя - сложная задача, требующая привлечения различных средств и методов. Поэтому считаем необходимым уделить особое внимание этой проблеме в процессе подготовки будущих специалистов в педагогических вузах и особенно в сфере коррекционной педагогике.

Людмила Нахашева
Обобщение опыта работы учителя-логопеда по теме «Взаимодействие учителя-логопеда и учителя начальных классов»

Обобщение опыта работы учителя-логопеда по теме : "Взаимодействие учителя-логопеда и учителя начальных классов в решении проблем качества образования ".

Совместная деятельность учителя-логопеда и учителя начальных классов начинается с первого учебного дня. Взаимодействие в работе происходит практически во всех видах учебной деятельности. Многие из проблем, мешающих успешному овладению учебными навыками, поддаются корректировке на логопедических занятиях.

По совместно составленному плану логопед принимает участие в работе :

Методического объединения учителей начальных классов ;

Педсоветов;

Психолого-медико-педагогического консилиума, где рассматриваются причины неуспеваемости детей и разрабатываются пути их психолого-медико-педагогического сопровождения.

Одним из важнейших условий совместной работы логопеда и учителя является выработка единства требований к учащимся.

Мной учителем-логопедом и учителями начальных классов , разработаны требования , для достижения цели каждого занятия с детьми логопатами : -всесторонне развивать личность учащегося - логопата;

Обучение должно носить воспитывающий характер;

-учитывать возрастные особенности детей;

-учитывать структуру речевого дефекта и в соответствии с этим подбирать доступный материал;

Осуществлять индивидуальный подход на фоне коллективной деятельности;

Добиваться прочности приобретенных знаний и навыков;

Предъявлять программные требования с учетом возможных специфических (речевых) ошибок;

Широко использовать наглядность, игровые методы и приемы.

В течение учебного года с учителями проводится консультационная работа .

В сентябре учителя были ознакомлены с результатами первичного логопедического обследования. Совместно с учителями было составлено расписание логопедических занятий, определены направления индивидуальной коррекционной работы с детьми . В период учебного года, все педагоги получают необходимые консультации. На уроках учителя используют комплексы дыхательных и артикуляционных упражнений, предложенных логопедом. Я как, логопед, в структуру занятия включаю лексические темы, которые дети изучают на уроках, например : «Школа» , «Моя семья» , «Дикие и домашние животные» и другие, так же применяются лексические темы, отражающие региональный компонент, например : «Животные и птицы Краснодарского края» , «Особенности весны на Кубани» , «Наша станица» , «Животный мир Краснодарского края» и т. д. Учителя , в свою очередь, закрепляют отработанные на логопедических занятиях навыки по коррекции устной и письменной речи. Учитель и воспитатель с помощью логопеда осуществляет контроль за правильной речью детей, участвует в формировании у них самоконтроля. Кроме того, он помогает ребенку формулировать ответы на уроках и организует речевое общение школьника со сверстниками. Это особенно важно для заикающихся, у которых остро стоит проблема коммуникации, а также для детей с общим недоразвитием речи.

Свои знания и умения дети показывают на логопедическом утреннике, который проводится в рамках недели «Психологии и коррекции» .

Для учащихся 1 класса , совместно с педагогом, в период дополнительных зимних каникул, проводилось развлекательное мероприятие «Занимательная логопедия» .

С учителями надомного обучения проводятся индивидуальные консультации по темам : «Разнообразие методов и приёмов для развития связной речи» , «Как помочь заикающемуся ребёнку?» , «Развитие зрительного восприятия у младших школьников» и др.

В логопедическом кабинете в речевом уголке, обновляются рекомендации для педагогов и родителей. Систематическая работа в тесном контакте с учителями , посещение уроков учителей с целью наблюдения за учащимися - речевиками, дают высокую эффективность каждого занятия, своевременное выявление трудностей, которые испытывает ребенок на уроках и определение целей для каждого занятия.

Публикации по теме:

Данная работа будет интересна, как начинающему логопеду, так и логопеду с опытом. В ней последовательно отражены этапы коррекционной работы.

Сегодня произошли изменения в системе Российского образования, обновления его качества. В связи с утверждением и введением в действие, Федеральный.

Слайд № 1 Попова Наталья Валерьевна, учитель – логопед, детский сад № 40 «Бригантина», г. о. Балашиха. Слайд № 2 Уважаемое жюри, уважаемые.

Сообщение «Взаимодействие учителя-логопеда с воспитателем в коррекционно-образовательном процессе» Сообщение на тему: «Взаимодействие учителя- логопеда с воспитателем в коррекционно-образовательном процессе» Елена Караганова От слаженности.

Ещё Л. С. Выготский отмечал, что дефект какого-нибудь анализатора или интеллектуальный дефект не вызывает изолированного выпадения одной функции,.

Учитель начальных классов - это проводник детей в мире знаний, человек, который оказывает подавляющее влияние на ребенка, на его духовное и интеллектуальное развитие. Если рассматривать роль учителя начальных классов в жизни учащихся, имеющих отклонение в речевом развитии, то ее значение сложно переоценить. Именно поэтому при коррекции речевых нарушений у младших школьников совсем не лишним, если не сказать, необходимым, будет выстроить и структурировать процесс взаимодействия между учителем и логопедом. При наличии обоюдной заинтересованности и целенаправленной работы, этот тандем может значительно повысить качество работы и повысить успеваемость учащихся. Предлагаю более подробно рассмотреть все плюсы этого взаимодействия.

Начнем сначала учебного года. После проведения диагностики логопед знакомит учителя начальных классов с результатами диагностики. Раскрывает педагогу особенности речевого развития того или иного ребенка, его потенциальные возможности, а так же возможные сложности в обучении, которые будут иметь место при определенных речевых дефектах. Так же, на этом этапе логопед знакомит учителя начальных классов с направлениями коррекционной работы с целью согласования определенных тем, изучаемых по программе письма и русского языка.

После того, как все дети, зачисленные в логопедическую группу, прошли речевую диагностику, логопед составляет расписание занятий и знакомит с ним учителей начальных классов. Поскольку учитель начальных классов находится большую часть времени с детьми, то в его силах контролировать посещение логопедических занятий. Кроме того, не лишним будет отметить, что классный руководитель несет ответственность за посещение детьми занятий наряду с логопедом.

Кроме того, логопед проводит систематические беседы и консультации с учителями, целю которых, является создание наиболее комфортной атмосферы для детей, имеющих нарушения в речевом развитии, посредствам донесения до учителей определенного рода информации. Темы бесед могут выглядеть следующим образом:

  • «Виды речевых нарушений». Логопед знакомит учителя видами нарушений устной и письменной речи, с этиологией и проявлениями этих патологий.
  • «Педагогический такт по отношению к детям, имеющим нарушения в речевом развитии». Логопед подробным образом останавливается на психологических особенностях детей, имеющих нарушения речи, побуждает учителя более терпимо относиться к подобным учащимся.
  • «Индивидуальный подход на фоне коллективной деятельности». Логопед побуждает учителя уделять особое внимание детям с нарушениями речи. Разумеется, в идеале, педагог должен найти индивидуальный подход к каждому ученику, но речевые дети наиболее остро нуждаются в этом.
  • «Методические рекомендации по работе с детьми, имеющими речевую патологию». Логопед знакомит учителя с некоторыми видами работ, способствующими благоприятно влиять на развитие речи детей. Это могут быть игры на развитие связной речи, грамматического строя речи, а так же фонематического слуха. Стоит обратить внимание, что подобные упражнения пойдут на пользу не только детям с речевой патологией, но и их нормативно развивающимся сверстникам.
  • «Закрепление приобретенных речевых навыков». Логопед объясняет учителю необходимость закрепления, приобретенных на логопедических занятиях навыков. Подобная работа может вестись как на уроке, так и во внеурочное время. На этом этапе важно донести до учителя, что совместная работа повысит результативность логопедических занятий, а, следовательно, отразиться на школьной успеваемости учащихся.

Кроме всего прочего, учитель начальных классов может обратить внимание логопеда на детей, которые по тем или иным причинам не стоят на учете на логопункте, но имеют речевую патологию. Речь идет о тех детях, которые перешли из других школ, и попали сразу во второй или третий класс. Как правило, логопед с первого класса курирует детей, имеющих нарушения речи, составляет списки, ставит на очередь детей, не попавших на логопункт. Дети, которые пришли позже, часто выпадают из поля зрения логопеда. Учитель начальных классов, может выявить детей, имеющих нарушения в формировании речевой системы и направить их на диагностику к логопеду.



По средствам совместной работы учителя начальных классов и логопеда, можно отслеживать результативность работы. Это могут быть наблюдения учителя на уроках, наблюдения логопеда, посещающего уроки, а так же сюда можно отнести анализ рабочих тетрадей по письму и русскому языку.

В идеале, выпуск из логопедической группы так же должен осуществляться после подробного совместного анализа речевой динамики каждого из учащихся логопедом и учителем начальных классов. Поскольку, часто работа по закреплению определенных речевых навыков не требует активной работы логопеда, на помощь может прийти учитель начальных классов. В таком случае, ребенок может успешно обучаться в школе без посещения логопедических занятий, а его место на логопункте займет ребенок, который остро нуждается в оперативной логопедической помощи.

Таки образом, взаимодействие учителя начальных классов и логопеда оказывает только положительные воздействие на обучение детей, имеющих речевые нарушения и необходима для оптимизации учебного процесса.

Взаимосвязь в работе

учителя - логопеда и учителя начальных классов.

Многие поступающие в школу дети имеют стойкую речевую патологию, но каждый ученик имеет право на получение качест­венного образования.

Для повышения эффективности работы школьного логопеда устанав­ливается тесная двусторонняя связь с учите­лями начальных классов. И учитель, и лого­пед стремятся к общей цели - дать качест­венное образование школьникам. Для этого учителю нужно, чтобы каждый учащийся имел достаточно высокий уровень общего (в том числе и речевого) развития. Задача логопеда - устранить речевые дефекты и развить устную и письменную речь ребенка до такого уровня, на котором он смог бы ус­пешно обучаться в школе. В свою очередь, учитель продолжает речевое развитие ре­бенка в образовательно-воспитательном процессе, опираясь на усвоенные им рече­вые умения и навыки, т.е. происходит ин­теграция коррекционной логопедической работы и образовательно-воспитательного процесса.

Логопедическая работа в начальных классах условно делится на этапы: диагности­ческий, коррекционный и оценочный. Каж­дый из этапов имеет свои цели, задачи и технологии достижения. Продолжитель­ность этапов определяется совокупностью и сочетаемостью различных факторов, вы­являемых непосредственно в процессе об­следования и проведения диагностической и коррекционно-развивающей работы.

Диагностический (1-15 сен­тября).

Задачами этого этапа являются опреде­ление структуры и степени выраженности речевых дефектов у школьников 1- 4 классов, планиро­вание соответствующей коррекционной ра­боты.

В первые две недели сентября проводится полное обследование состояния речи школьников, имеющих речевые де­фекты, и знакомство учителей с результатами обследования. Часть обследования, напри­мер, проверка техники чтения и его качест­ва, проводится вместе с учителем. В этот же период логопед знакомится с учебной прог­раммой и стандартом начального общего образования, интересуется технологиями, применяемыми учителями, их методами и приемами.

Далее планирова­ние коррекционной работы, учитывая уро­вень программных требований по русскому языку, чтению и другим предметам, после­довательность и время изучения тех или иных тем. Необходимо чтобы содержание коррекционной логопедической работы имело преемственные связи с программой обучения (в первую очередь по русскому языку и чтению) в данном классе.

На этом же этапе планируются такие мероприятия, как:

Совместное проведение родительских собраний;

Участие логопеда в работе методичес­кого объединения учителей начальных классов; консультации логопеда для учителей;

участие в работе психолого-медико-педагогического консилиума.

Задачи этапа заключаются в устранении речевых дефектов и развитии устной и письменной речи до уровня, на котором ре­бенок мог бы успешно обучаться в школе.

Длительность данного этапа определя­ется характером и степенью выраженности речевого нарушения, а также динамикой его коррекции. Так, при дефектах звукопроизношения коррекционный этап может длиться от двух до шести месяцев, а при фонетико-фонематическом нарушении ре­чи - до двух лет.

На данном этапе взаимосвязь логопеда и учителя становится еще более тесной и содержательной. Логопед периодически информирует учителей о специфике и содер­жании коррекционной работы с детьми и одновременно получает информацию об их успеваемости.

На логопедических занятиях у школь­ников вырабатываются новые речевые на­выки и умения, которые получают дальней­шее развитие в ходе учебного процесса. Так, например, у учителей есть прекрасная воз­можность помочь детям в автоматизации поставленных звуков. Для этого при чтении текста или заучивании стихотворений учи­тель напоминает ребенку, какие звуки он должен произносить правильно.

Учитель с помощью логопеда осущест­вляет контроль за правильной речью детей, участвует в формировании у них самоконт­роля. Кроме того, он помогает ребенку фор­мулировать ответы на уроках и организует речевое общение школьника со сверстника­ми.

Программа обучения в начальных клас­сах насыщена, ее усвоение детьми, имеющими отклонения в речевом развитии, за­труднено, поэтому логопед не дает задания сверх программного материала, не перегру­жает учащихся различной дополни­тельной информацией. Автоматизация зву­ков у школьников проводится на учебном материале по русскому языку, литературному чтению.

В целях пропаганды логопедических занятий логопед проводит индивидуальные тематические консультации для педагогов по вопросам развития и коррекции устной и письменной речи учащихся. Взаимосвязь в работе логопедов и учителей начальных школы осуществляется также путем проведения совместных методических объединений, совещаний, на которых решаются методические, организационные вопросы, изучается передовой опыт.

По совместно составленному плану логопед принимает участие в работе:
а) методического объединения учителей начальных классов

б) педсоветов, на которых он выступает по запланированным вопросам
в) психолого-медико-педагогического консилиума, где рассматриваются причины неуспеваемости детей и разрабатываются пути их психолого-медико-педагогического сопровождения.

Оценочный.

В завершение работы подводятся итоги. Проводится анализ коррекционной и учебно-воспитательной работы, определяются перспективы дальнейшей деятельности.

По коррекции нарушений письменной речи младших школьников

Сегодня многие ученые и практики указывают на необходимость тесного сотрудничества между учителем-логопедом и учителем начальных классов (, Ефименкова,).

Современная школа должна быть готова к работе с каждым ребенком,

какой бы особенностью восприятия мира он ни был наделен природой.

По мнению, «наиболее полно эта задача может быть реализована в общеобразовательной школе адаптивного типа, учебно-воспитательный процесс который отвечал бы социокультурным особенностям региона, социальным запросам населения и требованиями государства к образовательным стандартам, гибко реагирующим на психофизиологические особенности, способности и склонности детей» (22,114).

Как видим, современная общеобразовательная школа ставит перед учителем начальных классов серьезные проблемы, к решению которых он не всегда готов или готов формально, имея определенные теоретические знания, но слабую практическую готовность к их решению.

Можно констатировать тот факт, что учителя начальных классов общеобразовательной школы недостаточно хорошо готовы к решению проблемы развития устной и письменной речи младших школьников (2,11).

По словам, «наиболее эффективным в решении данной проблемы будет тандем в работе школьного логопеда и учителя начальных классов. Школьный логопед и учитель начальных классов дополняют друг друга и решают специфические задачи в развитии речевой деятельности учащихся» (22,123).


Учитель начальных классов и учитель-логопед стремятся к общей цели – дать качественное образование школьникам. Для этого учителю начальных классов нужно, чтобы каждый обучающийся имел достаточно высокий уровень общего (в том числе и речевого) развития.

Научить детей читать и писать – задача не из легких. И не всем детям легко и просто даются эти, по мнению взрослых, элементарные вещи. Ребенок может быть во многом умнее и талантливее сверстников – и делать самые невероятные, с точки зрения родителей или учителей, ошибки при чтении и письме. Например, пропускать буквы: чсы – часы ; писать все слова или предлоги со словами слитно; из одного сделать два: окино – окно и т. п.

Иногда учителя начальных классов относят эти ошибки к невнимательности. В лучшем случае учитель рекомендует писать с ребенком больше диктантов. И тогда возникает негативное отношение к письму, к предмету, к школе.

По мнению, «взаимосвязь учителя-логопеда и учителя начальных классов становится более тесной. Учителю-логопеду необходимо информировать учителя начальных классов о специфике и содержании коррекционной работы с детьми, зачисленными на занятия, и одновременно получать информацию об их успеваемости в течение учебного года» (25,34).

На логопедических занятиях школьники приобретают новые речевые навыки и умения, которые затем совершенствуются в ходе учебного процесса. Например, учитель начальных классов имеет прекрасную возможность помочь детям в автоматизации поставленных звуков. Для этого при чтении текстов или заучивании стихов он напоминает ребенку, какие звуки нужно произносить правильно. На уроках литературного чтения и литературного слушания в 1 классе часто используются скороговорки, потешки. Учитель-логопед обязательно подсказывает учителю начальных классов, какие из них соответствуют произносительным возможностям того или иного школьника.

Учитель начальных классов с помощью учителя-логопеда осуществляет контроль над правильной речью детей, участвует в воспитании у них самоконтроля. Кроме того, он помогает ребенку в оформлении ответа на уроках и в организации речевого общения школьника со сверстниками. Это особенно важно для заикающихся детей, имеющих проблемы с коммуникацией, для детей с ОНР, билингвизмом.

По мнению, «одно из важных условий коррекционной работы – выработка единых требований к ученику, допускающему специфические ошибки письма, со стороны учителя и логопеда. Логопед должен приложить максимум усилий, чтобы убедить учителя в необходимости очень внимательно и осторожно оценивать работу такого ученика» (5,29).

Практически все учителя начальных классов, оценивая работу детей, не делают скидок на ошибки специфического характера, включая их в существующие нормы оценки письменных работ. Однако эти ученики при всем своем желании и старании не в состоянии выполнить задания, особенно письменного, в соответствии с нормами, принятыми в школе. Задача логопеда, во-первых, научить педагога отличать специфические ошибки от орфографической, а во-вторых, обратить внимание учителя на то, что ошибки специфического характера не должны засчитываться при оценке письменной работы обучающегося. К сожалению, этот вопрос неоднозначен и сложен для понимания учителя.


Во избежание недоразумений учителя начальных классов должны знать, что на своих занятиях логопед очень специфично оценивает работу обучающегося. Оценка на логопедическом занятии ставится по психолого-педагогическим параметрам работы ученика, то есть за внимательность в течение всего занятия, активность, желание работать и количество самостоятельно обнаруженных и исправленных, а не допущенных им ошибок. Поэтому ученик, неудовлетворительно успевающий в классе, на логопедических занятиях может получать положительные отметки. Логопед должен убедить учителя в том, что создание для ученика благоприятного психологического климата на уроке значительно важнее нормальной оценки.

в книге «Организация логопедической работы в школе» пишет, что «целесообразно рассказывать учителям начальных классов о методах и приемах логопедической работы, потому что часто учителя начальных классов охотно берут на вооружение отдельные приемы работы логопеда и успешно пользуются ими на уроках» (5,29).

На индивидуальных консультациях и беседах учитель-логопед с учителями начальных классов в течение всего учебного года информирует о направлениях коррекционно-педагогической работы по устранению дисграфии:

В работе над развитием фонематического восприятия и фонематического анализа и синтеза логопед может порекомендовать учителю:

Во время письма запретить проговаривание тем детям, у которых нарушения звукопроизношения, на логопедических занятиях ученик проговаривает, а логопед дублирует проговаривание, произносит правильно.

Использовать на уроках игры и задания на развитие фонематического слуха в любой этап урока.

1. Развитие языкового анализа и синтеза.

Эта работа важна при устранении дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза. Формируются умения определять количество, последовательность и место слов в предложении.

Могут использоваться сигнальные карточки на каждом уроке, выполняя домашние задания.

2. Развитие слогового анализа и синтеза.

При формировании слогового анализа и синтеза работу начинают со вспомогательных приемов (отстучать, отхлопать слово по слогам и назвать количество слогов). Опираясь на умение выделять гласные звуки в слове, обучающиеся усваивают основное правило слогоделения: в слове столько слогов, сколько гласных звуков.

В помощь учителю начальных классов учитель-логопед может рекомендовать игры и упражнения на определение количество слогов в слове (поднять соответствующую цифру), записать слова в два столбика (разложить картинки на две группы) в зависимости от количество слогов, восстановить слова, определить пропущенный слог, найти в предложении слова с определенным количеством слогов, из беспорядочных слогов составить слова, выделить первый звук, выделить из слова и записать слог с заданным гласным.

3. Устранение аграмматической дисграфии.

В работе выделяются следующие направления:

Уточнить структуру предложения;

Следует отметить, что чем компетентнее будет организована совместная деятельность учителя-логопеда и учителя начальных классов, тем эффективнее пойдет развитие и устранение нарушений письменной речи.

Таким образом, в современных публикациях отводится важная роль сотрудничеству учителя-логопеда и учителя начальных классов в обеспечении эффективной работы по устранению нарушений письменной речи младших школьников. Важным условием эффективной коррекционно-педагогической работы выступает психолого-педагогическая грамотность учителя начальных классов в вопросах нарушений письменной речи и ее выявления и коррекция. По данным, в качестве основных направлений сотрудничества определяют: диагностическое и коррекционно-развивающее. Традиционными формами взаимодействия учителя-логопеда и учителя начальных классов являются консультации, беседы, выступления на педагогических советах, методических объединениях, на которых четко разграничиваются для учителя начальных классов специфические и орфографические ошибки, а также со спецификой и видами речевых нарушений, затрудняющих успешное овладение учениками чтением и письмом. Но в то же время эти формы взаимодействия недостаточно разнообразны и поэтому необходим поиск новых форм взаимодействия учителя-логопеда и учителя начальных классов.

Список использованной литературы

1. Борисова, звуки исправляем – играя, звуки закрепляем. – Биробиджан: ОблИУУ, 2005. – 36 с.

2. Бунина взаимодействия учителя-логопеда с участниками образовательного процесса // Дошкольное образование. – 2010. – № 8. – С. 10 – 12.

3. Вавилкина приоритеты. Взаимосвязь в работе логопеда и учителя начальных классов // Логопед. –2006. – № 5 – С. 25.

5. , Горбачевская логопедической работы в школе. – М., 2007. – 162 с.

6. Ефименкова устной и письменной речи учащихся начальных классов: Пособие для логопеда. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 336 с.

7. , Мисаренко и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте: Пособие для логопеда. М.: Просвещение, 1991. – 239 с.

8. К диагностике нарушений чтения и письма у младших школьников// Дефектология. – 1984. – №1. – С. 52 – 55.

9. Корнев чтения и письма у детей – СПб.: Речь, 2003 – 330 с.

10. Корнев чтения и письма у детей: Учебно-методическое пособие. - СПб.: ИД «МиМ», 1997. – 286 с.

11. Коррекция нарушений письменной речи: Учебно-методическое пособие / Под ред. . – СПб.: СПбАППО, 2004 – 210 с.

12. Кукушкина в школе: практический опыт. – М.: ИКЦ «МарТ», 2004. – 368 с.

13. Лалаева, работа в коррекционных классах: метод. пособие для учителя-логопеда / /– М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. – 223 с.

14. Левина письма у детей с недоразвитием речи. – М., 1983. – 244 с.

15. Логинова, письма. Особенности их проявления и коррекции у младших школьников с задержкой психического развития: Учебное пособие / Под ред. . – СПб., 2004. – 395 с.

16. Наша новая школа. Об утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (приказ Минобрнауки России от 06.10.09 № 000, зарегистрирован в Минюсте России 22.12.09 № 000 // Вестник Образования. – 2010. – №2. – С. 44 – 73.

17. Основы логопедии: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Педагогика и психология (дошк.)» / Под ред. , . М.: 1989 – 223 с.

18. Садовникова письменной речи у младших школьников. / /– М., 2003. – 296 с.

19. Садовникова чтения и письма и их преодоление у младших школьников. – М., 1995– 256 с.

20. Сардина ресурс. Режим доступа: http:// *****/articles/564381/

21. Когнетивные предпосылки развития грамматики // Психолингвистика/ Под. ред. . М., 1984. – 159 с.

22. Сунагатуллина учителя начальных классов к работе с детьми с нарушениями речи // Логопед. – 2009. – №6. – С. 114 – 125.

23. Токарева чтения и письма (дислексии и дисграфии) //Расстройства речи у детей и подростков / Под ред. .- М., 1999. – 159 с.

24. , Бессонова -методическое письмо о работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе. – М.: Когито-Центр, 1996. – 47 с.

25. Яшлева в коррекционно-речевой работе учителя-логопеда и учителя начальных классов // Логопед. –2010. – № 5 – С.34 .


Close