4. Тематические картотеки

5. Специальные картотеки

Задание№ 2. Методика библиографирования. Цель задания - овладение практическими навыками методики библиографирования. Задание: составить библиографический обзор литературы по теме своей дипломной работы

Список литературы

Задание №1. Анализ системы картотек библиотеки по предложенной схеме


1. Общая характеристика библиотеки


1.1 Наименование и место нахождения библиотеки . Центральная городская библиотека открыта в 1958 году. Её почтовый адрес и адрес местонахождения - г. Губкин, Белгородской области, ул. Мира, 22.

2 Количественная характеристика фонда (АБС и % показатели). Документный фонд составляет 26 тыс. экз., в т. ч.18% - общественно-политической литературы, 9% - естествознание, 11% - техника и сельское хозяйство, 7% - искусство и спорт, 55% - художественная литература, языкознание, литературоведение.

1.3 Количество и основные группы читателей. Читателями Центральной городской библиотеки являются 7900 человек, из них: 30,4 % - учащиеся средних школ, 30,1 % - студенты высших учебных заведений, 6% - учащиеся лицеев и колледжей, 1,2 % - безработные, 23 % - рабочие и служащие, 1% - предприниматели, 2,6 % - пенсионеры, 5,7 % - прочие.


2. Общая характеристика системы картотек


2.1 Функциональное назначение картотек; их соотношение с каталогами : Картотеки, наряду с каталогами являются основой любой библиотечной деятельности, поэтому их следует рассматривать как обязательный элемент в работе библиотеки. Они играют решающую роль в оперативном и качественном осуществлении важнейших функций библиотек. Внутреннее единство системы каталогов и картотек обеспечивается применением стандартизованных правил составления библиографических описаний для всех каталогов и картотек, обеспечивается общей для библиотек страны классификацией (ББК) .

Читатели, обращаясь к картотекам, имеют возможность использовать весь универсальный фонд библиотек страны. Картотеки представляют собой большой объем виртуальной памяти на бумажных носителях. Преимущество их пред электронными базами данных заключается в надежности сохранения информации и предсказуемости поведения источниковой базы. Достижение высоких конечных результатов в деятельности ЦБС во многом зависит от уровня организации системы каталогов и картотек.

Библиотечные картотеки могут иметь карточную или машиночитаемую (с помощью ЭВМ) форму, реализовываться на микроносителях (микрофильмах или микрофишах), издаваться в виде книг, бюллетеней. В ЦБС чаще всего применяется традиционная карточная форма. С развитием технических средств все шире будет внедряться также форма каталогов на электронных носителях.

2 Состав системы : Система каталогов и картотек в совокупности отвечает на читательские запросы профессионального и специального характера. По назначению картотеки можно разделить на читательские и служебные, а также сочетающие одновременно функции читательских и служебных. Служебные картотеки размещаются в служебных помещениях, доступ к ним читателей ограничивается, они используются в основном сотрудниками библиотеки. В наименование картотек слово "служебный" входит только в том случае, если в системе есть аналогичная по способу группировки читательская картотека. Картотеки, которые одновременно являются и читательскими и служебными, не имеют в наименовании слов, определяющих назначение. Система картотек читательского назначения состоит из: систематической картотеки статей, картотеки заглавий, картотеки рецензий, тематических картотек на актуальные темы, дополняющие выставочную деятельность.

3 С какого года ведутся картотеки . Картотеки ведутся с момента основания библиотеки, т.е. с 1958 года. Сводные картотеки: периодических изданий, СКС - с момента централизации библиотек, т.е. с 1977 года. До этого библиотека вела множество тематических картотек в помощь политическому, профессиональному и эстетическому самоопределению и развитию читателей.


3. Систематическая картотека статей (СКС)


3.1 . Систематическая картотека статей предназначена для широкого круга читателей и призвана расширить информационную базу библиотеки. Особенно активно она используется преподавателями, студентами, учащимися средних общеобразовательных школ и начального профессионального образования.

2 Местонахождение: Систематическая картотека статей расположена в зале каталогов в непосредственной близости от читального зала и всего массива каталогов и картотек.

3 Какой фонд отражает . Систематическая картотека статей (СКС) дополняет СК, так как включает карточки на статьи и материалы из периодических изданий, выписываемых ЦГБ, статьи из сборников, посвященных актуальным вопросам.

4 Кто ведет картотеку . Ведут и редактируют СКС библиографы. Правовые разделы СКС ведет заведующая сектором правовой информации.

5 Объем картотеки . Объем СКС за 27 лет ее существования достиг более 57 тысяч карточек.

6 База комплектования . Основой для организации и ведения СКС несколько лет назад служили комплекты печатных карточек Всесоюзной книжной палаты на статьи из журналов и сборников (сокращенный комплект для массовых библиотек), на статьи из газет, на рецензии из журналов и газет. Дополнительно библиографы описывали статьи из периодических изданий, не обеспеченных печатной карточкой, а также статьи по актуальным вопросам из сборников, касающихся профиля обслуживаемого района. В настоящее время библиотека не выписывает карточки книжной палаты из-за отсутствия финансирования, поэтому все карточки описываются вручную.

В отделе комплектования и обработки уже начали печатать карточки с использованием компьютерной техники, но эти технологии еще не получили должного развития.

Статьи краеведческого характера не отражаются в СКС. Краеведческий сектор ведет краеведческий каталог. Для читателей существует система отсылок от СКС к краеведческому каталогу.

7 . Физический носитель информации - бумажный.

8 Содержание картотеки - (тематические, хронологические, ценностные и др. критерии отбора материалов). Систематическая картотека статей состоит из материалов на актуальные политические темы, а также отражает темы, которые в той или иной мере интересуют читательский контингент библиотеки (в помощь профессиональной деятельности, учебному процессу). Материал отбирается в зависимости от его актуальности, значимости, инновационной направленности. Хронологические рамки - 5 лет для общественно-политических событий, 7 лет для научных открытий, 10-15 лет для литературоведческих материалов.

9 Группировка материала (основной способ группировки, расположение картотек внутри последних делений). Материал группируется согласно таблиц ББК. Внутри последних делений - в обратной хронологии.

10. Наличие алфавитно-предметного указателя . СКС организуется на основе таблиц ББК и имеет единый с СК алфавитно-предметный указатель.

11. Редактирование картотеки . Различают: текущее редактирование, которое производится в процессе расстановки карточек; плановое редактирование в связи с выходом, например, новых таблиц ББК; плановое методическое редактирование; выборочное редактирование отдеж\льных разделов картотеки. Иногда в качестве экспертов приглашают для редактирования специалистов. Изымаются карточки на морально устаревшие материалы.


4. Тематические картотеки


4.1 Читательское и целевое назначение : Тематические картотеки составляются по актуальным темам, они могут быть самостоятельными или вливаться в систематическую картотеку статей за ярким, привлекающим внимание разделителем. Читательское назначение таких картотек зависит непосредственно от цели их создания. Цель таких картотек - привлечь внимание читателей к актуальной теме, дополнить выставку литературы, помочь в выборе литературы. Эти картотеки работают до тех пор, пока тема злободневна. Со сменой проблемы создается новая картотека по новой теме.

2 Кем ведутся . Тематические картотеки, как правило, ведутся библиотекарями, работающими на обслуживании читателей.

3 Местонахождение. Тематические картотеки располагаются на выставках, за ярким разделителем в систематической картотеке статей или в другом месте, в зоне обслуживания читателей на видном месте.

4 Тематика. Это могут быть: "Картотека предупредительного спроса", "Тема дня", "Прочти, и ты узнаешь", "Спорт-это здоровье" и другие.

5 Особенности отбора материала . Такие картотеки имеют четкое читательское назначение. Например, для группы подростков, увлекающихся спортивным ориентированием. Отбор материала для таких картотек - тематический, с учетом возраста и интереса читателей, литература - новая, не более трех лет издания. Степень сложности - популярная.

6 Группировка материала . Материал группируется за несколькими не очень дробными разделителями, от простого - к сложному.

7 Физический носитель информации . Как и любая другая картотека, тематическая может быть оформлена на бумажных носителях, а также с использованием технических средств разной степени сложности. Но, как правило, в массовых библиотеках - это традиционный бумажный вариант.


5. Специальные картотеки


5.1 Читательское и целевое назначение . Специальные картотеки содержат сведения о специальной литературе и относятся к профессиональным информационным источникам. Специальными картотеками пользуются библиотекари, а также студенты, обучающиеся в библиотечным высших и средних специальных учебных заведениях.

2 Виды специальных картотек . К специальным картотекам относятся служебные картотеки: систематическая картотека методических материалов, систематическая картотека библиографических материалов, картотека классификационных решений, картотека сети библиотек региона, картотека методических решений, картотека передового опыта и другие. Картотека персонала, содержащая сведения о сотрудниках не должна быть доступна широкому кругу читателей. Эти сведения относятся к конфиденциальным.

3 Место нахождения . Специальные картотеки находятся по месту расположения специальной литературы. Так, систематическая картотека методических материалов находится в методическом отделе, систематическая картотека библиографических материалов - в справочно-библиографическом отделе, картотека классификационных решений - в отделе комплектования и обработки.

4 Кем ведутся . Систематическая картотека методических материалов ведется методистом, систематическая картотека библиографических материалов - библиографом, картотека классификационных решений - классификатором, т.е. тем специалистом, для которого тема картотеки является объектом профессионального интереса.

5 Особенности отбора материала . Материал для специальных картотек отбирается в зависимости от цели создания картотеки. Наиболее полно то, что касается уровня данной библиотеки, ее целей и задач и избирательно о достижениях библиотек более крупных или других систем и ведомств. Только то, что может быть полезно для расширения кругозора специалистов или внедрения в данной конкретной библиотечной системе.

6 Группировка материала в отдельных картотеках . Группировка материала может быть согласно таблиц ББК для картотек методических и библиографических материалов, по алфавиту тем, названий библиотек, за разделителем библиотеки - по алфавиту фамилий сотрудников или по степени занимаемой должности в картотеках библиотек и сотрудников. Картотека передового опыта состоит из трех частей:

) сведения о выявленном опыте (дата, тема, библиотека, источник выявления);

) опыт, рекомендованный для внедрения; №) сведения о внедренном опыте. Карточки за разделителями располагаются в алфавите названий опыта. В картотеке контроля карточки расставляются по срокам исполнения и хранятся до конца года.

7 Физический носитель информации. Специальные картотеки как все остальные могут быть как в электронном исполнении, так и на бумажных носителях. В настоящее время чаще практикуются бумажные носители, хотя уже применяются компьютерные картотеки и базы данных.

6. Использование картотек в библиографической работе библиотеки (приведите конкретные примеры)


В библиографической работе картотеки являются незаменимым инструментом выполнения справок, поиска и оценки информации. Например, во многих библиотеках ведется еще одна специальная картотека "Архив выполненных справок". Известно, что есть справки высокой степени сложности, требующие значительных трудовых затрат и времени на поиск нужного материала. Опытный библиограф способен предвидеть, что тема запроса может неоднократно повториться в будущем. Помещая сведения о найденном материале в картотеку "Архив справок", он не только облегчает свой труд и экономит свое время, но он повышает качество обслуживания читателей, сокращая время поиска информации.

Второй пример. Читатель, просматривая материалы СКС, не просто находит нужную ему статью, тему. Он видит весь информационный массив, а при невозможности получить информацию в данной библиотеке, он может заказать найденный материал в других библиотеках региона или страны. Таким образом, СКС обладает познавательными и информационными функциями.


7. Выводы о состоянии и предложения по оптимизации системы картотек в библиотеке


Картотеки в Центральной библиотеке ЦБС г. Губкина ведутся систематически, о чем говорит степень их наполняемости и новизна материала. Положительным можно отметить тот факт, что библиотекари отказались от множества тематических картотек и наполняют дополнительными актуальными рубриками СКС. Таким образом, читатели привыкают искать информацию в одном месте, в специально отведенном зале. Это значительно облегчает поиск, воспитывает информационную культуру.

Для читателей оформлен рекламный стенд, который подробно поясняет им правила пользования каталогами и картотеками, описывая пути поиска информации. Читатели получают консультации библиотечных работников о правилах поиска информации в каталогах и картотеках. Многие из них оценили преимущества самостоятельного поиска информации, когда можно заменить не найденную информацию аналогичной или конкретизировать свой запрос.

Остается только пожелать, чтобы библиотека активнее использовала возможности электронной техники для создания картотек. Это облегчит труд библиотекаря и сократит время поиска информации.

картотека библиотека библиографическая запись

Задание№ 2. Методика библиографирования


Цель задания - овладение практическими навыками методики библиографирования. Задание: составить библиографический обзор литературы по теме своей дипломной работы.

Библиографирование - один из основных процессов библиографической деятельности. Оно заключается в создании библиографической информации, распространяемой как в традиционном, так и машиночитаемом виде средствами компьютерной техники. Самой распространенной формой существования библиографической информации является библиографическая запись.

Объектами составления библиографической записи могут быть все виды опубликованных (в том числе депонированных) и неопубликованных документов на любых носителях - книги, сериальные, изобразительные, нотные, картографические, аудиовизуальные, нормативные и технические документы, микроформы, электронные ресурсы, другие трехмерные искусственные или естественные объекты; составные части документов; группы однородных" разнородных документов.

Правила описания могут быть применены к тем трехмерным искусственным или естественным объектам, которые возможно рассматривать в качестве документов и широком смысле этого понятия. К ним могут быть отнесены документы на любых носителях - от берестяных грамот до электронных оптических дисков.

Составление библиографической записи регламентируется межгосударственными стандартами системы СИБИД, среди которых основными являются; ГОСТ 7.1-2003 "Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления" и ГОСТ 7.80-2000 "Библиографическая запись. Заголовок. Общие требования н правила составления".

При составлении библиографической записи применяют сокращение слов и словосочетаний согласно ГОСТу 7.12-93 "Библиографическая запись. Сокращение слов на русском языке. Общие требования и правила", ГОСТу 7.11-78 "Сокращение слов и словосочетаний на иностранных европейских языках в библиографическом описании".

Отечественные стандарты по библиографированию базируются на Международных рекомендациях по составлению библиографического описания (ISBD), методических материалах по подготовке библиографических записей в форматах UNIMARC, RUSMARC.

Наиболее подробно методика составления библиографической записи изложена в "Российскихправилах каталогизации", первый том которых опубликован на CD-ROM".

Пользуясь методами библиографирования, составим библиографический обзор литературы по теме: "Нормативно-правовые акты детской библиотеки".

Предлагаемый обзор относится к справочно-рекомендательному типу вторичного документа. Он содержит краткую обобщенную характеристику содержания, формы, вида и других особенностей представленных первичных документов. При составлении обзора использовались как общие, так и специализированные методы аннотирования. В документе также содержатся монографические и групповые (сводные) аннотации. По объему и глубине свертывания имеются пояснительные аннотации с элементами описания и реферирования. По исполнению преобладают библиографические аннотации. Лишь в нескольких случаях использованы авторские варианты. По способу подготовки практически все аннотации можно отнести к ручным. Тексты аннотаций отличаются высоким уровнем обобщения. Далее следует непосредственно текст нашего обзора.

"Принимая во внимание, что ребенок, ввиду его физической и умственной незрелости, нуждается в специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту, как до, так и после рождения защитники прав человека всего мира полагают, что дети имеют право на особую заботу и помощь. Они считают, что ребенок должен быть полностью подготовлен к самостоятельной жизни в обществе и воспитан в духе идеалов, провозглашенных в Уставе Организации Объединенных Наций, и особенно в духе мира, достоинства, терпимости, свободы, равенства и солидарности".

Обеспечивая доступ ребенка к информации и материалам из различных национальных и международных источников, особенно к тем, которые направлены на содействие социальному, духовному и моральному благополучию, а также здоровому физическому и психическому развитию ребенка, государства - участники поощряют средства массовой информации к распространению информации и материалов, полезных для ребенка в социальном и культурном отношениях. Поощряются также международное сотрудничество в области подготовки, обмена и распространения такой информации и материалов из различных культурных, национальных и международных источников, выпуск и распространение детской литературы, разработка надлежащих принципов защиты ребенка от информации и материалов, наносящих вред его благополучию.

Эти положения содержатся с большей или меньшей полнотой: во Всеобщей декларации прав человека, принята Генеральной Ассамблеей 10 декабря 1948 года; в Декларации прав ребенка, принятой ООН 20 ноября 1959 года; в Конвенции ООН о правах ребенка и других международных правовых актах.

Международные правила и стандарты в области прав человека на информацию и доступ к культурным ценностям развиваются в Конституции Российской Федерации 1993 г., а также гражданском законодательстве Российской Федерации.

В частности: каждый имеет право на образование (Ст.43 Конституции РФ); каждому гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества; каждый имеет право на участие в культурной жизни и пользовании учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям (Ст.44 Конституции РФ).

Части первая и вторая Гражданского кодекса Российской Федерации (Полный сборник кодексов Российской Федерации. Официальные тексты с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2005 г., М. - Воронеж, 2005) - правовой фундамент современной библиотечной практики. Гражданский кодекс определяет условия деятельности детской библиотеки, ее взаимоотношений с читателями и пользователями, основанными на основе различного рода договорных отношений. В сферу деятельности ГК РФ входят: понятие юридического лица, особенности данного статуса применительно к библиотеке как некоммерческой организации в форме финансируемого собственником учреждения; специальный правовой режим и правила оборотоспособности результатов интеллектуальной деятельности, прерогатива использования библиотекой (правообладателем) своей интеллектуальной собственности; понятие, возможные виды и формы сделок между библиотекой и пользователем; общий срок исковой давности, его применение в библиотечно-информационной сфере; правовое регулирование отношений, возникающих при оказании библиотекой услуг пользователям, обязательственные нормы; ответственность за нарушение обязательств по гражданскому законодательству; общие условия и порядок возмездного оказания услуг библиотекой в контексте гражданских правоотношений; обязательства вследствие причинения вреда библиотеке; ответственность, способы возмещения вреда или компенсации причиненных убытков.

Основополагающее значение в деятельности детской библиотеки имеет Семейный кодекс РФ . Он определяет права семьи на культурные ценности, меру ответственности родителей за неисполнение условий договора читателями-детьми, охраняет права семьи и детей, как высшей ценности семьи, обязывает родителей и общество заботиться о полноценном развитии ребенка, определяет его имущественные и естественные права.

Важной составляющей обеспечения права ребенка на информацию являются федеральные законы РФ: Основы законодательства Российской Федерации о культуре от 9 окт. 1992 г. № 3612-1; о библиотечном деле (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 г. № 122-ФЗ); "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 20.07.2000г. № 103-ФЗ, от 22.08.2004 г. № 122-ФЗ. от 21.12.2004 г. № 170-ФЗ); "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации": официальный текст, действующие редакции от 24.07.1998г. до 29.12.2004; "О вынужденных переселенцах" от 20.12.95 г. № 202-ФЗ; "О беженцах" от 28.06.97 г. В данных законах устанавливаются основные гарантии прав и законных интересов ребенка, предусмотренных Конституцией Российской Федерации. Так, государство признает детство важным этапом жизни человека и исходит из принципов приоритетности подготовки детей к полноценной жизни в обществе, развития у них общественно значимой и творческой активности, воспитания у них высокихнравственных качеств, патриотизма и гражданственности.

Здесь же определяются задачи по обеспечению прав ребенка на информацию и полноценное развитие, по сохранению культуры переселенцев, обеспечению развития и самореализации их личности. Особенно это касается детей и подростков. Детские библиотеки должны оставаться в числе основных исполнителей и рачителей интересов детей вынужденных переселенцев. Закон РФ о беженцах, как и закон о вынужденных переселенцах делегирует полномочия всем социальным и культурным учреждениям (в том числе и библиотекам) по организации полноценного развития детей и доступа их к культурным ценностям.

Эти положения в полной мере развиваются в законах Белгородской области: "О библиотечном деле в Белгородской области" от 9 ноября 1999 г. №81; "О государственной поддержке развития библиотечного обслуживания детей в Белгородской области" oт 25 июня 2004 года № 32-2-Ш. В основе государственной политики Белгородской области в сфере развитии библиотечного обслуживания детей лежат следующие принципы:

беспрепятственность доступа ребенка к информации и культурным ценностям;

приоритет прав и интересов детей в сфере библиотечного обслуживания перед интересами других категорий населения;

обязанность Белгородской области поддерживать функционирование и развитие библиотек, обслуживающих детей.

Проблеме применения международных стандартов библиотечных услуг для юных читателей посвящены многие научные исследования и статьи видных библиотековедов и специалистов в области организации библиотечного обслуживания детей и подростков. Среди них статья А.А. Демидова "Право на доступ к знаниям: ЮНЕСКО: строительство информационного общества", опубликованная в журнале "Библиотека" (2005, №6). Автор считает, чтоособую важность приобретает формирование детской и юношеской правовой информационной политики. Для того чтобы слова о праве, государстве, обществе дошли до сознания ребенка, необходим кропотливый и длительный труд многих специалистов. Очевидно, что без просвещенного молодого поколения невозможно построить демократическое государство. Здесь необходимо правильно оценить место и роль информационных коммуникационных технологий.

Существует многоуровневая система управления библиотечной деятельностью, начиная от федерального законодательства, отраслевого нормирования, местного нормативного регулирования.А. Пашинв статье "Уровни, функции и методы управленческой деятельности" (Библиотека, 1998, №5) рассматривает в числе других четвертый или низовой уровень управления библиотечной деятельностью, отводя ему очень важное место. "Они непосредственно управляют деятельностью библиотек, обеспечивают библиотечное обслуживание граждан, сохранность фондов, самостоятельно определяют содержание и формы работы, осуществляют хозяйственную деятельность в целях расширения перечня предоставляемых пользователям библиотечных услуг…" А все эти механизмы приводятся в действие посредством создания локальных нормативно-правовых актов.

Перечень и анализ правовых документов современной библиотеки разного уровня: от федерального до местного и локального дает Столяров Ю.Н. в статье "Библиотечный фонд правовой документации: учебно-практическое пособие (М., 2003).

Вопросы фактического нарушения всех прав ребенка, культивирования насилия и нетерпимости, ложного героизма в современной детской литературе поднимает писатель А. Лиханов в статье "Какую истину глаголят уста младенца?" (Дитя человеческое: взрослым о детях, 2002, №2-3). Статья является проблемным разговором о защите прав ребенка, в том числе и его права на информацию и полноценное психическое развитие.

Статья Н.В. Бубекиной и Л.И. Айвазяна "Правовое поле детства" (Б-ка и закон, М., 2006, Вып. 20) представляет собой обзорный анализ международного, федерального и регионального законодательства, раскрывающего правовые основы защиты ребенка от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред его здоровью, нравственному и духовному развитию. В частности, уникальным назван Закон Белгородской области "О государственной поддержке развития библиотечного обслуживания детей Белгородской области", принятый Белгородской Думой 25 июня 2004 года. Это - первый и пока единственный закон, защищающий детские библиотеки и библиотечное обслуживание детей, провозгласивший приоритет прав и интересов детей в сфере библиотечного обслуживания перед интересами других категорий населения, заложивший правовые, финансовые и иные механизмы развития сети детских и школьных библиотек, в том числе и путем создания локальных нормативно-правовых актов.

Гриханов Ю.А. в статье "Законы о библиотечном деле в действии: проблемы реализации и развития (Б-ка и закон, М., 1996, Вып.1.) дает определение значению библиотечных законов в развитии библиотечной практики. "С принятием в России отраслевых федеральных законов "О библиотечном деле" и "Об обязательном экземпляре документов" поставило нашу страну в один ряд с демократическими государствами мира, имеющими специальное библиотечное законодательство как важный фактор гарантий каждому на свободное интеллектуальное и духовное развитие путем общедоступного и бесплатного получения знаний, обмена информацией.

Принятие названных актов обозначило признание государством огромной социальной роли библиотеки, ознаменовало первый шаг к формированию в России информационного общества, к осознанию непреходящей ценности библиотечно-информационных ресурсов для экономического и культурного развития страны". Здесь же он сетует на то, что новые законы все ещё не работают в полной мере, как того заслуживает библиотечная отрасль. Законы нуждаются в подзаконных актах и в основном, локальных.

Любое учреждение, выполняющее многообразные информационные, культурные и образовательные функции, должно опираться в своей работе на определенные нормативные документы. Такими документами для библиотек стали: Трудовой кодекс Российской Федерации, Приказ Министерства культуры и туризма Российской Федерации "О дифференциации в уровнях оплаты труда работников бюджетной сферы, Письмо Министерства культуры Российской Федерации "О показателях по отнесению к группам по оплате труда культурно-просветительных организаций" от 1 апреля 1996 года № 01-74/16-19 и другие документы.

Четкая правовая регламентация деятельности библиотек - залог их нормальной работы. Комплекс нормативных внутрибиблиотечных документов - это своеобразный свод правил, регулирующих отношения, возникающие в процессе совместной трудовой деятельности. Он включает в себя устав, правила пользованиябиблиотекой, правила внутреннего трудового распорядка, положения о структурных подразделениях, должностные инструкции и т.п.

Однако, с позиций современного управления формирование правового пространства нельзя сводить к набору документов организационного, и организационно-методического, распорядительного, экономического характера.И. Суслова в статье "Новый взгляд на трудовые отношения" (НБА, 2000, №2) каждого библиотекаря рассматривает как индивида, обладающего набором определенных личностных характеристик, как специалиста, призванного выполнять определенную работу, и члена коллектива в групповом поведении. Поэтому правовое пространство в современных условиях наполняется новым содержанием, позволяющим более полно раскрыться потенциалу человека. И.М. Суслова и Т.Л. Манилова в учебном пособии "Управленческий учет в библиотеке" (М., 2000-2002) анализируют нормы права, регламентирующие учетную политику библиотеки вообще и детской библиотеки в частности; И. Трушина в исследовании "Сохранилась ли коллективная мораль?" (Библиотека, 2006, №8) пишет о "духе коллектива", "коллективистской совести", которые определяются сегодня по западным меркам как "корпоративная этика", а в юридической литературе как "общепринятые правила поведения" или "обычаи", о перспективах принятия профессиональных этических кодексов в наших библиотеках; о защите профессиональной деятельности библиотекаря путем создания нормативной документации рассказывает коллектив авторов под руководством А.Н. Ванеева в учебно-практическом пособии "Управление библиотекой (СПб., 2002);А. Уралова в работе "Внутренняя нормативная документация ЦБС" (НБА, 2001, №.2) описываетопыт Псковской областной научной универсальной библиотеки по преобразованию научно-методического отдела этой библиотеки в консультационно-методический центр (КМЦ).

Методисты вновь созданного центра проанализировали деятельность ряда ЦБС области и установили, что несовершенство внутренней нормативной документации в этих учреждениях серьезно сказывается на уровне организации труда и его эффективности. Поэтому первоочередной задачей стало обучение руководителей библиотек области правовым знаниям. Жизнь подтвердила правильность выбора данного направления деятельности.

Проблемы отсутствия региональной специфики в библиотечном законодательстве касается в статье "Закон о библиотечном деле: проблемы реализации (НБА, 2003, №6) Н.В. Бубекина; вопросам практического обеспечения доступа ребенка к информации посвящена статья М. Корена "Ребенок должен знать свои права" (Библиотека, 2000, №6); основы социального партнерства, затронутые в библиотечных законах, развивает С. Колосков в статье "Социальное партнерство - путь к выполнению конвенции о правах ребенка" ("Защити меня", 2002, №3-4.); отношениям, возникающим в библиотечной сфере, как главному предмету правового регулирования, уделяет внимание О. Бойкова в статье "Правовое регулирование библиотечной деятельности" (НБА, 2003, №6) и "Локальные нормативные акты библиотек" (Б-ка и закон, М., 2003, Вып.15); методикам обучения библиотекарей правилам создания локальных нормативно-правовых актов посвящена книга А.Н. Ванеева "Методическое обеспечение библиотечной деятельности" (М., 2000).

"Многие особенности современного хозяйствования библиотек не регулируются законами и иными нормативными актами, поэтому мы проявляем инициативу и составляем свои собственные документы" - пишет директор ЦБС "Кунцево" М. Бутковская в статье "От ошибок спасут документы" (НБА, 2000, №1). А чтобы локальные нормативно - правовые акты были составлены грамотно и не противоречили федеральным и отраслевым нормам, в ЦБС ввели в штатное расписание должность юриста.

Но, как показывает практика, не у каждой библиотечной системы есть счастливая возможность иметь собственного юриста. Поэтому библиотечные специалисты должны сами создавать свои локальные документы. В этом есть и свои преимущества. Кто как не библиотекарь знает проблемы обслуживания детского населения изнутри, кто как не библиотекарь знает проблемы своих юных читателей. Локальные нормативные акты могут и должны сделать взаимоотношения библиотекаря и читателя-ребенка или его законного представителя максимально приятными и бесконфликтными.

Проблеме создания локальных актов посвятил ряд своих работ ведущий специалист в области правового библиотековедения, профессор В.К. Клюев. Среди них особого внимания заслуживают его работы. "Правовое обеспечение работы современной российской библиотеки: учебное пособие (М., 2003). Автор на основе системного анализа описывает сущность правового обеспечения работы современной российской библиотеки, особое внимание уделяя проблеме включенности российских библиотек в международное правовое поле. "Российская библиотека в современном правовом пространстве" (Библиография, 2002, №4). Здесь характеризуется современное правовое поле российских библиотек, при котором организационная основа взаимодействия обеспечивается деятельностью разных субъектов управления территорией, то есть органов власти регионального и муниципального уровня. "Система локальной правовой регламентации деятельности библиотеки" (АиФ, Новая библиотека, 2004, №6). Автор в статье делает акцент на том, что правовой основой деятельности библиотек должно служить локальное правовое поле, для создания которого требуется ряд изменений не только в локальной нормативно-правовой базе муниципальной библиотеки, но и в федеральном и региональном законодательстве. "Гражданско-правовой договор в библиотеке" (Библиография, 2002, №3). Автор характеризует договор присоединения в условиях массовой библиотеки, а также систему договорных отношений в организации трудового процесса.

Как правильно составить нормативно-правовые документы библиотеки и особенно детской библиотеки советует Л.Я. Куликова, заведующая группой РНБ. По словам Л.В. Куликовой, наличие у современной библиотеки пакета локальных, внутренних документов свидетельствует о правовой культуре. Поэтому она задает свои вопросы "Директору: Умеете ли Вы правильно организовать труд своих работников? Сотруднику: Какими должны быть ваши должностные инструкции?" (НБА, 2000, №2).

Одним из принципов управления современной библиотекой в современных условиях становится грамотное определение функциональных обязанностей каждого работника и распределение полномочий в коллективе. Основу при распределении полномочий должны составлять содержание и характер труда, а также объем выполняемой работы, квалификация и должность сотрудника. Не последнюю роль играют условия труда и возможность повысить свой профессиональный уровень.

В настоящее время происходит естественное обновление всей библиотечной нормативной базы, включая локальную нормативную базу в конкретных учреждениях, протекают сложные процессы установления новых взаимоотношений с пользователями. Трудности обусловлены в основном одновременным воздействием достаточно противоречивых факторов и обстоятельств. С одной стороны, библиотеки, прежде всего, общедоступные публичные, обязаны обеспечивать всем реальным и потенциальным читателям свободный доступ к информации и возможность ее использования. С другой стороны, дефицит средств и недофинансирование требуют более бережного отношения к документам и заставляют многие библиотеки устанавливать определенные условия доступа к фондам, составляющим в большинстве случаев их основной ресурс. Права, предоставленные библиотекам в этой сфере, находят отражение в Правилах, подходы к разработке которых, бывают чрезвычайно разнообразны и нередко полярно отличаются как по форме, так и по содержанию. В статье "Правила пользования информационными ресурсами" (НБА, 2000, №3) Л.Я. Куликова предлагает краткий анализ отдельных образцов таких документов.

"Конфликт, доведший до суда". Так озаглавила свой комментарий юрист Е. Певцова (НБА, 2000, №3). Во многих библиотеках России, пишет она, в последние годы появились правила, согласно которым читатели, задержавшие возврат книг, подвергаются штрафным санкциям. При этом потребность библиотек всяческими средствами обеспечить сохранность фонда не вызывает сомнения в своей актуальности и важности. Е Певцова рассматривает ситуацию с юридической точки зрения.

Взаимоотношения читателя и библиотеки, осуществляющей предоставление информационных услуг, регулируются нормами гражданского законодательства. В данной ситуации речь идет о договоре присоединения, согласно которому читатель не вносит предложения по формулировке условий соглашения, а всего лишь "присоединяется" к типичным правилам, выработанным другой стороной. Но Российская юриспруденция свято хранит правила, согласно которым условия договора, существенно ухудшающие и заведомо унижающие личность участника договора, могут быть признаны недействительными, оспоримыми в судебном порядке.

Библиотека ввела указанные правила (о компенсации за нарушение сроков возврата библиотечных материалов) исключительно в целях защиты интересов самих же читателей. Вместе с тем, как следует из пункта 2 статьи 428 ГК РФ, присоединившаяся сторона вправе потребовать изменения договора, если в нем исключается ответственность другой стороны за нарушение обязательств либо содержатся иные, явно обременительные для присоединившейся стороны условия, которые она, исходя из своих разумно понимаемых интересов, не приняла бы при наличии у нее возможности участвовать в определении условий договора. Таким образом, локальные правовые акты должны найти компромисс в столкновении интересов библиотеки и читателя. Этой же проблеме посвящена и статья Н.К. Лютовой "Должники - в зоне досягаемости!" (Библиотека, 2005, №5).

Общение библиотекаря с читателем основано на соблюдении официальных правил, зафиксированных в положениях и инструкциях, и на точном применении выработанных обществом этических норм. И если за соблюдение профессиональных установлений отвечает, прежде всего, библиотекарь, то следовать в общении определенным моральным принципам обязаны обе стороны. В статье В. Бобровникова "Каждый читатель желает знать…" (НБА, 2000, №3) приводятся данные о том, как оценивают современные читатели работу библиотеки и поведение ее сотрудников, а также факты взаимных претензиях читателей и библиотекарей.

Интересна в профессиональном плане статья Е. Карпицкой "Что входит в должностные обязанности библиотекаря и библиографа?" (НБА, 2000, №2). Автор приводит примерный перечень работ согласно разрядам единой тарифной сетки, которые могут быть включены в состав "Должностной инструкции" библиотекаря и библиографа, в том числе и детского библиотекаря и библиографа.

Со сменой библиотечного работника на освободившуюся вакансию часто приходят люди с более низкой квалификацией. Как в этом случае составить должностную инструкцию, чтобы сохранить мотивацию у специалиста к повышению квалификации и защитить права читателя на качественное обслуживание? Э. Сукиасян в статье "Должностная инструкция и непрерывное образование" (НБА, 2000, №3) предлагает: "Любая должностная инструкция вчасти, начинающейся словами "Работа в данной должности требует от работника следующей квалификации.", должна содержать опережающие требования. Сотрудник обязан знать, по каким именно параметрам он не соответствует занимаемой должности. Если речь идет об образовании - придется учиться. Нет нужных навыков, опыта - надо освоить новый для себя процесс, участок.

Должностная инструкция - тот самый инструмент, который может заставить сотрудников лучше трудиться, больше учиться, осваивать новое. Это происходит в том случае, если в библиотеке до того, как начался процесс составления "на каждого" должностной инструкции, была составлена "Характеристика рабочего места". Противоречия между требованиями "Характеристики", с одной стороны, и знаниями, умениями конкретного сотрудника - с другой, создают проблемную ситуацию, которая разрешается с помощью непрерывного образования. "Несмотря на происходящий процесс нормотворчества в целом, государственная регламентация в библиотечной сфере сокращается, стремясь к некоей необходимой и достаточной величине. Ушли в прошлое многие типовые и нетиповые положения, уставы, порядки, правила, структуры и т.д. В этом смысле библиотеки у нас сейчас "приданы самим себе", более чем в какой-либо иной стране. Но процесс сокращения роли государства в определении основ библиотечной работы должен идти параллельно с усилением роли общественно-профессиональных организаций", - пишет в статье "Нормативная база: проблемы ее формирования" (Библиотека, 1997, №1; Библиотека и закон, М., 1996, Вып.1) В.Р. Фирсов. "В мировой практике, - продолжает он, - существуют различные формы моделирования библиотек либо сфер библиотечной деятельности общественно-профессиональными организациями. Это могут быть стандарты аккредитации ("Минимальный стандарт для публичной библиотеки"), декларации ("Постановление о свободе чтения", "Библиотечный билль о правах"), профессиональные кодексы и т.д. Документы подобного рода заказываются библиотечной ассоциацией и разрабатываются ведущими специалистами". Но, даже будучи утвержденным, документ не является обязательным для членов организации. Следование ему - дело добровольное. Но, несмотря на добровольно-рекомендательный характер, по сути, такие документы являются нормативно-регулирующими, стимулирующими процесс следования библиотеки профессиональным эталонам деятельности.

Список литературы


1.Библиографическая работа // Организация работы централизованной библиотечной системы. Инструкции и учетные формы. / Под ред.Р.З. Зотовой. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Книга, 1985. - С.91-104.

2.Зупарова, Л.Б. Библиотечная обработка документа: учебно-метод. пособие / Л.Б. Зупарова, Т.А. Зайцева, Л.И. Сазонова; Под науч. ред. проф. Ю.Н. Столярова. - М.: Либерея, 2003. - 208 с.

.Каталоги и картотеки централизованной библиотечной системы: практ. пособие / Гос. б-ка СССР им.В.И. Ленина; Под ред. Т.В. Борисенко, Э.Р. Сукиасяна. - М.: Книга, 1985. - 128 с.

.Справочник библиографа / Науч. ред. А.Н. Ванеев, В.А. Минкина. - 3 - е изд., перераб. и доп. - СПб: Профессия, 2005. - 592 с.

.Справочник библиотекаря / Гос. б-ка СССР им.В.И. Ленина; Сост. С.Г. Антонова, Г.А. Семенова. - М.: Изд-во "Книга", 1985. - 303 с.

.Справочник библиотекаря / Под ред. А.Н. Ванеева, В.А. Минкиной. - СПб: Изд-во "Профессия", 2000. - 432 с.

Справочно-поисковый аппарат

Справочно-поисковый аппарат Отдела информационных ресурсов (СПА) представлен традиционным карточным (бумажным) и электронным каталогами, а также различными картотеками.

С помощью СПА посетитель сможет правильно заполнить заявку на необходимые документы, чтобы получить их для работы. Каждый пользователь должен помнить, что в таком большом хранилище информационных ресурсов, каким является Отдел информационных ресурсов НТГСПИ (ф) РГППУ, подбор источников — сложный и трудоемкий процесс. Он значительно облегчается и ускоряется, если в заявке точно указаны все данные на запрашиваемый ресурс и его шифр (особенно важен шифр, показывающий место хранения запрашиваемого документа).

Каталог - (слово греческого происхождения и означает "собрание", "сосредоточение" чего-либо) перечень произведений и других документов, имеющихся в Отделе информационных ресурсов, составленный по определенному принципу и раскрывающий состав и содержание фонда. Каталоги бывают самые различные: по назначению - служебные и читательские; по способу группировки материала - алфавитные, систематические; по видам документов (CD-диски, видеокассеты). Во многих современных библиотеках традиционный каталог-картотека вытесняется компьютерным каталогом (электронным), выполняющим аналогичные справочно-библиографические и поисковые функции.

Алфавитный каталог, систематический каталог, картотека персоналий, картотека заглавий художественных произведений и картотека прозы - находятся в Читальном зале Отдела информационных ресурсов НТГСПИ (ф) РГППУ. Систематическая картотека статей и тематические картотеки расположены в Читальной зале периодических изданий. Воспользоваться Электронным каталогом посетители могут в помещении Читального зала и на .

Рассмотрим каждый из каталогов отдельно.

  • "Безопасность жизнедеятельности", "Социальная работа", "Связи с общественностью", "Документоведение и документационное обеспечение управления"

  • а также
  • алфавитный генеральный каталог (только для служебного пользования)
  • тематическая картотека выполненных справок, картотеки песен, брошюр, программ и авторефератов
Близкой к картотеке персоналий, но не по назначению, а по содержанию, является Картотека трудов преподавателей НТГПИ-НТГСПА . Ее назначение - как можно полнее собрать все научные публикации, принадлежащие всем работавшим и работающим в нашем вузе. В нее включаются сведения о научных работах как имеющихся в фонде библиотеки, так и об отсутствующих. Материал располагается так же, как и в картотеке персоналий, по алфавиту фамилий ученых, а внутри — карточки с описанием его работ — в обратной хронологии. В настоящее время на основе этой картотеки создается электронная база данных.
В Краеведческой картотеке систематизируется разнообразная по содержанию, типам и видам печатная продукция о крае. Слово "край" в данном случае является термином, обозначающим определенную территорию не только с точки зрения административного деления, но и выделяемую по другим признакам. В силу этого границы понятия "край" весьма широкие — от сельского и/или городского поселения до крупного региона, например, Урал, Западная Сибирь и т. д. Материалы в картотеке располагаются по схеме, принятой для краеведческого каталога, но со значительно большей дробностью. Внутри рубрик карточки расставляются в обратной хронологии. При необходимости составляются краткие аннотации, содержащие обобщенную характеристику и оценку печатного издания.
Картотека заглавий художественных произведений относится также к классу специальных картотек. Нередки случаи, когда читатели запрашивают эти произведения по названию, не зная или позабыв авторов. Это относится не только к отдельно изданным художественным произведениям, но и опубликованным в литературно-художественных журналах. Данная картотека, содержащая минимум сведений (название произведения, его жанр, фамилия автора) способствует быстрому поиску запрашиваемых романов, повестей, сборников стихотворений.
Например:
Сформировать свой круг чтения и сориентироваться в жанрах художественных произведений вам помогут Тематическая картотека прозы и Тематическая картотека поэзии . К внешнему оформлению этих картотек относятся надшкафные надписи с темой, например: Путешествия. Приключения. Вестерн.
Тоталитарное государство.
Эмиграция. Религия. Внутри карточки с библиографическими записями расположены по алфавиту. Вот как выглядит карточка из этой картотеки:
Картотека в помощь организатору воспитательной работы полностью отвечает своему названию. Она состоит из карточек с библиографическими описаниями статей, посвященных сценариям различных внеклассных мероприятий. Карточки разделяют разделители с названием праздников:
Новый год
Посвящение в студенты
Рождество
Крещение Господне (19 января)
Татьянин день (25 января), а за ними в обратнохронологическом порядке расставляются карточки с библиографическим описанием. Например: Петухова Н.

День всех влюбленных
// Воспитание школьников. - 2003. - №1. - С. 78-79.

Картотека CD-дисков поможет вам в поиске электронных изданий, которые хранятся в читальном зале и доступны для просмотра как в библиотеке, так и на домашнем компьютере (на дом выдаются только копии дисков, которые выполняются по мере их спрашиваемости). Эта картотека организована как СК – по системе отраслей знаний, внутри отдела - по алфавиту (сначала английскому, затем русскому). CD-диск также, как любой документ (кроме журналов и газет), индексируется, и ему присваивается авторский знак, поэтому для составления заявки воспользуйтесь "Схемой составления заявки на книгу".

Электронный каталог

Электронный каталог ведется с 2000 года. В него заносятся новые поступления литературы и производится ретроввод изданий из фондов библиотеки. На 1 ноября 2015 года в базе данных ЭК - 38 000 записей.

Электронный каталог (ЭК) НБ НТГСПИ представляет собой библиографическую базу в машиночитаемой форме, включающую элементы библиографической записи, а также шифры и сиглы хранения документа. Наличие в базе данных этих элементов позволяет ЭК выполнять функции всех видов каталогов:

  • по назначению - читательского и служебного
  • по способу группировки - алфавитного и систематического
  • по виду отражаемых документов - на книги, статьи, документы в электронном виде и т.д.

Многоаспектное отражение библиотечного фонда в ЭК дает возможность проводить поиск информации по любому элементу, в том числе и по тем, которые не могут быть использованы при поиске в традиционных каталогах, например, по году издания, месту хранения документов в библиотеке, ключевому слову, виду документа, рубрике и по любой комбинации признаков. В ЭК можно проводить поиск по основе слова (или "усечением справа"). Например, по запросу "память" могут быть выданы документы с ключевыми словами: "памятники", "памятниковедение", "памятники природы", "литературные памятники", "охрана памятников", "памятные даты", "памятка" и т. д.

Инструкция по поиску в ЭК НБ НТГСПИ по словарю "Ключевые слова"
Инструкция по поиску в ЭК НБ НТГСПИ по словарю "Авторов".
Инструкция по поиску в ЭК НБ НТГСПИ по словарям с применением кодировки
Инструкция по поиску в ЭК НБ НТГСПИ "Для чайников"


ПО СЛОВАРЮ "КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА"

1. Каждый пользователь, приступающий к работе с электронным каталогом НБ НТГСПИ, должен зарегистрироваться.
2. Для регистрации необходимо ввести Идентификатор читателя (номер читательского билета) или ФИО полностью.
4. Нажмите "База данных" → "Открыть" → выберите необходимую базу из данных: "Электронный каталог НТГСПИ", "Картотека газет и журналов", "Картотека статей", "Труды преподавателей НТГСПИ", "Учебные программы".
5. Нажмите "КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА" .
6. Курсор находится в строке КЛЮЧ – Вы можете создавать запрос.

Напечатайте начальные буквы ключевого слова. Словарь автоматически установит курсор на ближайшее к заданному ключу значение. Например, если в строке КЛЮЧ набрать буквы АВТ, то курсор автоматически встанет на первое слово, начинающееся с этих букв.

7. Найдя нужный термин, нажмите Enter на клавиатуре или сделайте двойной щелчок мышки или "кликните" по зеленой галочке напротив слова. Найденный термин появится в окне ТЕРМИНЫ ЗАПРОСА.

Для избавления от так называемого "информационного мусора" применяйте дополнительные возможности электронного каталога: уточнение или ограничение запроса.

Переключатель ЛОГИКА объединит выбранные Вами термины. Для его применения должно быть не менее 2-х терминов. Предлагаются следующие варианты объединения:

  • ИЛИ – в документах присутствует хотя бы одни из заданных терминов
  • И – в документах присутствуют все заданные термины
  • НЕТ – в документах присутствуют первый и отсутствуют все остальные заданные термины
  • И (В ПОЛЕ) – в документах присутствуют все поисковые термины в одном и том же поле (элементе описания): в заглавии, ключевых словах, предметных рубриках и т. п.
  • И (ФРАЗА) – в документах присутствуют все заданные термины в одной фразе.

Для работы Переключателя ЛОГИКА щелкните мышью по нужному индикатору.

Переключатель УСЕЧЕНИЕ служит для правого усечения или неусечения поисковых терминов. Если включен индикатор ДА, усечение применяется, т. е. выполняется автоматическое отсечение окончаний слов, выбранных Вами для поиска документов. Например, при заданном поисковом термине АВТОМАТ будут найдены документы со словами АВТОМАТЫ, АВТОМАТИЧЕСКИЙ, АВТОМАТА и т.д.

Если включен индикатор НЕТ, усечение не применяется, будут отобраны документы с полным совпадением выбранных Вами слов. Например, при заданном поисковом термине АВТОМАТ будут найдены документы только со словом АВТОМАТ.

Меню "ТЕРМИНЫ В..." дает возможность указать, где в описании документа должны присутствовать заданные ключевые слова. По умолчанию Вам предлагается поиск "В ЛЮБОМ ПОЛЕ". Для применения компонента нужно щелкнуть мышью по стрелке и выбрать соответствующий пункт в возникшем меню: заглавие, предметные заголовки и т. п. Например, Вы выбрали термин для запроса и Вам нужно, чтобы он в найденных документах содержался только в заглавии. Таким образом, Вы избавитесь от документов, где этот термин встречается в ключевых словах, аннотациях и т. п.

Переключатель ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ОГРАНИЧЕНИЯ позволяет отбирать документы нужного Вам года/или годов издания. К примеру, Вам интересны документы, изданные в период с 2005 по 2006 гг., нажмите кнопку "Дополнительные ограничения". В появившемся специальном окне введите интересующие Вас годы издания и нажмите "Применить". В найденных документах по Вашему запросу будут издания только этих лет.

Выбрав нужные Вам варианты и включив ограничители, Вы не только сформулируете свой запрос (смотрите в окне ТЕРМИНЫ ЗАПРОСА), но и оградите себя от так называемого "информационного мусора". Уточнять, исправлять, удалять термины запроса Вы можете с помощью значков в правом углу этого окна.

8. Нажмите кнопку ВЫПОЛНИТЬ.
9. Цифрой красным цветом будет указываться количество найденных документов.
10. В нижней части поисковой страницы Вы увидите: слева – сокращенное описание найденных документов, справа – полное. В полном описании Вы увидите библиографические сведения о документе, его шифр, место хранения, количество экземпляров, аннотацию и т. п. Эта информация Вам необходима для оформления заявки на получение документа из фондов библиотеки.
11. Электронный каталог предоставляет возможность просмотра полнотекстового варианта документа (по логину и паролю). Для того, чтобы этим воспользоваться, следует войти в базу данных "Полнотекстовая база изданий НТГСПИ" и обращать внимание на состояние кнопки ПОЛНЫЙ ТЕКСТ. Если она "горит", значит, после нажатия на нее, запустится Word, откроется текстовый документ, с которым можно познакомиться сразу в зале каталогов и/или сохранить на электронный носитель.
12. С помощью мышки или клавишами клавиатуры "вверх" – "вниз" Вы сможете просматривать полученный список и оформить заявки для получения нужных Вам документов в отделах библиотеки.
13. Также можно сформировать список отобранных документов и сохранить его на электронном носителе.

ПОИСК В ЭЛЕКТРОННОМ КАТАЛОГЕ НТГСПИ
ПО СЛОВАРЮ "АВТОРОВ"

1. Каждый пользователь, приступающий к работе с электронным каталогом НБ НТГСПИ, должен зарегистрироваться. Регистрация осуществляется работником библиотеки.
2. Для авторизации необходимо ввести Фамилию (Логин) и Идентификатор читателя т.е номер читательского билета (Пароль)
3. Нажмите кнопку НАЧАТЬ РАБОТУ.
4. Нажмите "База данных" → "Открыть" → выберите необходимую базу из данных: "Электронный каталог НТГСПА", "Картотека газет и журналов", "Картотека статей" и др.
5. Нажмите "Поиск" → "Вид основного поиска" → выберите и установите необходимый параметр поиска: "АВТОР" .
6. Курсор находится в строке КЛЮЧ. Вы можете создавать запрос.

Помните , что словарь "АВТОР" строится по фамилии в алфавитном порядке. Кроме авторов в словарь входят редакторы, составители, композиторы и т.п. Функция указывается через знак "\". Например, Иванов, Иван Иванович\ред . После ввода фамилии автора обязательно ставится запятая и пробел, затем пишутся инициалы.

Так же в словарь включаются персоналии (биографии лиц). Например, Пушкин, Александр Сергеевич\о нем .

ОБЯЗАТЕЛЬНО следует учитывать варианты написания фамилий.

Прuмер:

Пушкин, А. С.
Пушкин, Александр Сергеевич
Пушкин, Александр Сергеевич (?–?)

Для отбора всех произведений какого-либо автора отбираются ВСЕ возможные варианты.

7. При наборе начальных букв Вам автоматически будут предложены варианты написания фамилии автора.
8. Для формирования запроса нужно "кликнуть" по зеленой галочке напротив слова ТЕРМИНЫ.
9. Выбрав нужные Вам варианты, Вы сформулируете свой запрос (смотрите в окне ТЕРМИНЫ ЗАПРОСА). Уточнять, исправлять, удалять термины запроса можно с помощью значков в правом верхнем углу этого окна.
10. Используйте возможности переключателя "УСЕЧЕНИЕ".

Например , Задан термин: Пушкин, Александр Сергеевич

При усечении "НЕТ" получаете список документов, в которых указывается "Пушкин, Александр Сергеевич"

При усечении "ДА" – получаете список документов, в которых указывается "Пушкин, Александр Сергеевич" и "Пушкин, Александр Сергеевич\о нем".

11. Для осуществления поиска нажмите клавишу ВЫПОЛНИТЬ.
12. Цифрой красным цветом будет указываться количество найденных документов.
13. В нижней части поисковой страницы Вы увидите: слева – сокращенное описание найденных документов, справа – полное. В полном описании Вы увидите библиографические сведения о документе, его шифр, место хранения, количество экземпляров, аннотацию и т. п. Эта информация Вам необходима для оформления заявки на получение документа из фондов библиотеки.
14. Электронный каталог предоставляет возможность просмотра полнотекстового варианта документа. Для того, чтобы этим воспользоваться, следует обращать внимание на состояние кнопки ПОЛНЫЙ ТЕКСТ. Если она "горит", значит, после нажатия на нее, запустится Word, откроется текстовый документ, с которым можно познакомиться сразу в зале каталогов и/или сохранить на электронный носитель.
15. С помощью мышки или клавишами клавиатуры "вверх" – "вниз" Вы сможете просматривать полученный список и оформить заявки для получения нужных Вам документов в отделах библиотеки.
16. Также можно сформировать список отобранных документов и сохранить его на электронном носителе.

ПОИСК В ЭЛЕКТРОННОМ КАТАЛОГЕ НТГСПИ
ПО СЛОВАРЯМ С ПРИМЕНЕНИЕМ КОДИРОВКИ

Специфика работы со словарями с применением кодировок в том, что пользователь НЕ МОЖЕТ использовать поле КЛЮЧ

1. Нажмите кнопку "ПОИСК" в главном меню, выберите ВИД ОСНОВНОГО ПОИСКА, из списка выберите один из необходимых словарей с использованием кодов: "Вид/тип документа", "Характер документа", "Страна издания", "Язык", "Физический носитель информации".

Например, Вы выбрали словарь "Вид/тип документа". Этот словарь позволит Вам просмотреть брошюры, нотные, монографические, многотомные или продолжающиеся издания.

При выборе словаря "Язык" Вы сможете выбрать издания с учетом языка, на котором они напечатаны.

2. Возможности каждого из словарей Вы можете просматривать и выбирать в колонке словаря "Пояснения", в которой дается расшифровка кода. Термины из словаря выбираются вручную при помощи полосы прокрутки и клавиатурных команд <стрелка вверх>/<стрелка вниз>/РаgеDоwn/РаgеUр.

3. Выбрав нужные Вам варианты, нажмите кнопку ВЫПОЛНИТЬ.

4. Цифрой красным цветом будет указываться количество найденных документов.

В нижней части поисковой страницы Вы увидите: слева – сокращенное описание найденных документов, справа – полное. В полном описании Вы увидите библиографические сведения о документе, его шифр, место хранения, количество экземпляров, аннотацию и т. п. Эта информация Вам необходима для оформления заявки на получение документа из фондов библиотеки.

6. Электронный каталог предоставляет возможность просмотра полнотекстового варианта документа. Для того, чтобы этим воспользоваться, следует обращать внимание на состояние кнопки ПОЛНЫЙ ТЕКСТ. Если она "горит", значит, после нажатия на нее, запустится Word, откроется текстовый документ, с которым можно познакомиться сразу в зале каталогов и/или сохранить на электронный носитель.

7. С помощью мышки или клавишами клавиатуры "вверх" – "вниз" Вы сможете просматривать полученный список и оформить заявки для получения нужных Вам документов в отделах библиотеки.

8. Также можно сформировать список отобранных документов и сохранить его на электронном носителе.

ПОИСК В ЭЛЕКТРОННОМ КАТАЛОГЕ НТГСПИ "ДЛЯ ЧАЙНИКОВ"

1.Нажмите кнопку "ПОИСК" в главном меню → выберите "Для чайников". В появившемся окне в произвольной форме введите любые ключевые слова и нажмите кнопку ВЫПОЛНИТЬ.

Цифрой красным цветом будет указываться количество найденных документов.

3. В нижней части поисковой страницы Вы увидите: слева – сокращенное описание найденных документов, справа – полное. В полном описании Вы увидите библиографические сведения о документе, его шифр, место хранения, количество экземпляров, аннотацию и т. п. Эта информация Вам необходима для оформления заявки на получение документа из фондов библиотеки.

4. Электронный каталог предоставляет возможность просмотра полнотекстового варианта документа. Для того, чтобы этим воспользоваться, следует обращать внимание на состояние кнопки ПОЛНЫЙ ТЕКСТ. Если она "горит", значит, после нажатия на нее, запустится Word, откроется текстовый документ, с которым можно познакомиться сразу в зале каталогов и/или сохранить на электронный носитель.

5. С помощью мышки или клавишами клавиатуры "вверх" – "вниз" Вы сможете просматривать полученный список и оформить заявки для получения нужных Вам документов в отделах библиотеки.

6. Также можно сформировать список отобранных документов и сохранить его на электронном носителе.

Систематическая картотека статей - библиографическая картотека, отражающая материалы из периодических и продолжающихся изданий (сборников) и организованная в соответствии с определенной системой классификации документов.

См. также: Библиографические картотеки

Финансовый словарь Финам .


Смотреть что такое "Систематическая картотека статей" в других словарях:

    систематическая картотека статей - систематическая картотека статей, СКС Библиографическая картотека, отражающая материалы из периодических и продолжающихся изданий, сборников и организованная в соответствии с определенной системой классификации документов. [ГОСТ 7.76 96] Тематики … Справочник технического переводчика

    систематическая картотека статей - Библиографическая картотека, отражающая материалы из периодических и продолжающихся изданий, сборников и организованная в соответствии с определенной системой классификации документов. ГОСТ 7.76 … Словарь по информации, библиотечному и издательскому делу

    систематическая картотека статей, СКС - 9.1 систематическая картотека статей, СКС: Библиографическая картотека, отражающая материалы из периодических и продолжающихся изданий, сборников и организованная в соответствии с определенной системой классификации документов Источник … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

    ГОСТ 7.76-96: Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Комплектование фонда документов. Библиографирование. Каталогизация. Термины и определения - Терминология ГОСТ 7.76 96: Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Комплектование фонда документов. Библиографирование. Каталогизация. Термины и определения оригинал документа: 7.2.16

    Коммунальное учреждение культуры «Днепропетровская областная универсальная научная библиотека имени Первоучителей славянских Кирилла и Мефодия» … Википедия

    Научно педагогическая библиотека г. Николаева Месторасположение Николаев Основана 11 декабря 1946 года Другая информация … Википедия

Библиотечный урок «Выбор книг в библиотеке. Каталоги и картотеки»

3 класс

Время проведения: 1урок

Цель урока:

    познакомить учащихся с каталогами и картотеками библио­теки

    воспитывать бережное отношение к книге

Библиотекарь: Ребята, вы уже знаете что означает слово «библиотека» (ответы детей). Библиотека подразделяется на отделы: абонемент и читальный зал. На абонементе книги читателям выдаются на дом, а в читальном зале книги можно только читать в библиотеке, не вынося их из зала.

Всех книг человек не в состоянии прочитать, даже если очень захочет. Читать надо наиболее ин­тересные, нужные для вас книги. Как же найти в огромном книжном море нужную вам книгу? Здесь вам помогут библиотечные каталоги и кар­тотеки. По каталогам, не подходя к книжным полкам, можно заочно по­знакомиться со всеми книжными богатствами библиотеки.

Каталоги появились очень давно. На Ближнем Востоке существовало могущественное государство Асси­рия. При царе Ашшурбанипале была создана богатая библиотека, в которой хранились тысячи глиняных табличек с письменами. Тысячи глиня­ных книг! Чтобы облегчить поиск нужной книги, в библиотеке был соз­дан каталог. Сделан он был тоже из глиняных плиток. На каждой плитке указывалось название произведения, комната и полка, где оно хранится. Вот как давно появился библиотечный каталог!

Проходили века люди научились писать на папирусе, на пергамен­те, на бумаге. На смену рукописным книгам пришли печатные. И всегда рядом с книгами находился каталог.

Сначала это был список-перечень книг, находящихся в библиотеке. А в начале XX века появился новый вид каталога - карточный, который существует и поныне.

Ребята, давайте посмотрим, как устроены каталоги, и как ими пользоваться.

Библиотечный каталог - это перечень книг, составленный по определенной схеме.

Каждую книгу, поступившую в библиотеку, описывают на карточ­ке: автор, заглавие книги, выходные данные (место издания, издательство, год издания), число страниц наличие иллюстраций и т.д. Эти данные бе­рутся с титульного листа книги.

Титульный лист - это первый заглавный лист книги, на котором печатаются основные сведения о книге.

Ино­гда на карточке помещается аннотация - краткая характеристика со­держания книги. В верхнем левом углу помещается шифр книги - это условное обозначение места книги на полке (адрес книги). Шифр со­стоит из индекса и авторского знака

Из таких карточек составляют каталоги.

Каталоги бывают разные. В нашей библиотеке - два основных ка­талога - алфавитный и систематический.

Если вам известна фамилия автора, название книги, то вам следу­ет обратиться к алфавитному каталогу . Карточки здесь расположены строго в алфавитном порядке по фамилии автора или заглавия книги. Книгу отыскать по нему не составляет особого труда. Главное - помнить алфавит.

Как быть, если вам надо подобрать книги по определенной те­ме?

В таком случае нужно обратиться к систематическому каталогу.

По систематическому каталогу можно установить, какие книги имеются в библиотеке по той или иной отрасли знания или теме (например: медицине, технике, природе и т.д)

В поиске нужных книг вам также помогут картотеки. Что же это такое? И для чего они нужны? Слово картотека сложное, созвучно слову библиотека, состоит тоже из двух слов - «карт» и «тека». Так как мы знаем значение второго слова «тека» – хранилище, то, что же по вашему означает слово «картотека»? (Ответы детей)

Картотека - это систематизированное собрание карточек с какими-либо сведениями, материалами. На карточках расписаны статьи из книг, журналов и газет по определенной тематике, это облегчает поиск.

Например, если вам нужна статья, рассказывающая о какой-нибудь профессии, если нужно найти публикации по истории или природе нашего края, то нужно обращаться в соответствующие разделы систематической картотеки статей - «Мир профессий» или «Краеведение». Из картотеки «Периодические издания» - какие журналы и газеты поступают в библиотеку. А картотека «Электронные ресурсы» дает представление обо всех аудиокнигах, видеофильмах, электронных изданиях.

А как же разобраться в книжном фонде библиотеки? Ребята вы уже наверное заметили, что книги в библиотеке расставлены в каком – то особом порядке? Не по размеру, не по цвету, а по определенной системе, а чтобы побыстрее найти нужную книгу помогут полочные разделители. Они тоже бывают о разные: по алфавиту авторов, по темам (сказки, рассказы, о животных и т.д.), и разделители соответствующие систематическому каталогу (математика, русский язык, география и т.д).

Чтобы получить нужную книгу или журнал нужно четко сформулировать тему запроса.

В настоящее время с появлением компьютеров в библиотеках есть еще и электронные каталоги , которые состоят из нескольких баз данных. То есть один электронный каталог заменяет несколько каталогов и все картотеки.

Давайте подведем итог и сделаем вывод, какими способами можно найти нужную книгу в библиотеке? (ответы детей)

Основные библиотечные термины:

1. Библиотечный каталог - это перечень книг, составленный по опре­деленной схеме.

2. Титульный лист - это первый заглавный лист книги, на котором печатаются основные сведения о книге.

3. Аннотация - краткая характеристика содержания книги.

4. Шифр книги - условное обозначение места книги на полке (адрес книги). Шифр книга состоит из индекса и авторского знака

5. Чем может помочь алфавитный каталог?

Если мы знаем автора и название книги, то алфавитный ката­лог поможет нам найти ее, а также сообщит, какие книги этого автора есть в библиоте­ке. Поэтому очень важно запомнить автора и название книги, которую предлагают прочитать.

6. Чем может помочь систематический каталог?

Если необходима литература по определенной теме, то нужно обращаться к систематическому каталогу.

Картотеки в составе традиционного СБА играют существенную роль, так как в них сосредоточен богатейший запас разнообразной информации.

Картотека – это совокупность определенным способом организованных карточек. Ее характеризуют три признака:

1. Картотека включает преимущественно библиографическое описание составной части книги или сериального издания.

2. На карточках картотеки не обязательно указание библиографического шифра.

3. В картотеке может содержаться информация об изданиях, отсутствующих в библиотеке.

Библиотеки формируют систему картотек с учетом своей специфики и возможностей (тем более что в настоящее время их виды и количество не регламентируются, как раньше, специальными ин­струкциями и положениями).

Чаще всего организуются и ведутся:

Общие библиографические картотеки - систематическая карто­тека статей (СКС) или главная справочная картотека (ГСК), или главная информационная картотека (ГИК);

Тематические картотеки;

Краеведческие картотеки;

Специальные картотеки (заглавий художественных произведе­ний, рецензий, персоналий, картотеки произведений изобрази­тельного искусства и прочие).

Система библиографических картотек аналитически раскрывает состав и содержание газет, журналов и периодических сборников, продолжающихся и некоторых непериодических изданий в различных аспектах:

По всем отраслям знания;

Определенным темам и вопросам;

Об отдельных видах или жанрах произведений и т. д.

Важно иметь в виду, что библиотеки, носящие имена каких-либо деятелей, органи­зуют, ведут и активно используют в работе с читателями постоянные персональные картотеки.

Во избежание существенных потерь информации родственные деления картотек различных видов должны быть связаны системой ссылок. Кроме того, картотеки и каталоги (прежде всего СК, общая библиографическая, краеведческая и тематические картотеки, если они ведутся) должны быть взаимосвязаны и дополнять друг друга. Это достигается с помощью ссылок на аналогичные деления СК и картотек в едином алфавитно-предметном указателе, в котором преду­сматриваются также персоналии (информация о каждом лице, включающая фамилию, инициалы и область деятельности). АПУ регулярно пополняется новыми понятиями и персональными рубриками, что повышает его поисковые возможности и обеспечивает наибольшую эффективность использования каталогов и картотек.

В библиотеке главной картотекой является систематическая картотека статей (СКС) . Ее назначение – раскрыть содержание журналов и периодических изданий, в которых наиболее оперативно освещаются вопросы, необходимые студентам для учебы, а также актуальные проблемы общественной жизни. По некоторым вопросам СКС является единственным источником поиска информации, которая еще не нашла отражения в монографических трудах. По тематике отражаемых материалов она является универсальной. Структура картотеки аналогична структуре систематического каталога, однако отличается более дробной детализацией разделов и подразделов ввиду того, что по каждой теме статей публикуется больше, чем книжных изданий. Поэтому возникает необходимость вводить новые деления в разделах и подразделах с тем, чтобы за каждым разделителем имелось не более 40-50 карточек (библиотечная норма). Карточки располагаются в систематическом порядке по ББК, а внутри деления – в обратно- хронологическом порядке. Карточки в пределах раздела расставляются в следующем порядке: сначала карточки на официальные материалы (законы, постановления), а затем на статьи и прочие материалы других авторов. Такая группировка позволяет, с одной стороны, представить в самом начале раздела (подраздела) новейшие статьи, а с другой – облегчает работу по удалению устаревших материалов из картотеки. Сроки хранения карточек в СКС строго не регламентированы, но в среднем материалы по общественным наукам хранятся в картотеке 3-4 года, по естествознанию и техническим наукам – 4-5 лет. Для облегчения поиска материала по темам и предметам существует алфавитно-предметный указатель – единый к систематическому каталогу и СКС. Для поддержания СКС в порядке проводится плановое и текущее редактирование рубрик и подрубрик, введение новых тематических делений, разукрупнение, а также удаление устаревших материалов.

Предметная картотека раскрывает фонд библиотеки по содержанию. В ней отражается литература по определенному предмету, явлению, понятию, проблеме. Можно сказать, что предметная картотека это часть систематического каталога, но в ней собрана литература по конкретному предмету, теме независимо от того, с позиции какой отрасли знания излагается материал в книге. Поэтому в предметной картотеке можно в одном месте поместить литературу, которая в систематическом каталоге будет разбросана по разным разделам.

По своей структуре предметная картотека напоминает энциклопедический словарь, где основные понятия расположены по алфавиту первых слов. Это облегчает поиск литературы в картотеке. Если в пределах рубрики собрано большое количество литературы, то для удобства пользования вводятся подрубрики, разбивающие литературу по дополнительным признакам.

Краеведческая картотека включает разнообразную по содержанию, типам и видам печатную продукцию о крае (Мурманская область). Это и книги, разделы, главы, параграфы, абзацы из книг, статьи и рецензии из периодических и продолжающихся изданий, сборников, изобразительные и картографические материалы. Содержание этих документов весьма различно (история, экономика края, здравоохранение, культура и т.д.), но всех их объединяет один аспект – непосредственное отношение к Мурманской области. Краеведческая картотека включает следующие разделы: история Мурманской области, географические и экономические особенности региона, экология, особенности развития промышленности, сельского хозяйства, транспорта, сведения демографического характера, сведения о культуре, образовании, науке и искусстве региона, художественная литература, фольклор. В пределах разделов часто выделяются рубрики персонального характера, касающиеся жизни и творчества выдающихся деятелей науки и культуры, лидеров общественной жизни и т.д.

Картотека заглавий художественных произведений позволяет быстро установить фамилию автора того или иного произведения, заинтересовавшего читателя. В картотеке отражаются не только отдельно изданные художественные произведения, но и произведения, опубликованные в литературно-художественных журналах. Все карточки в картотеке расставляются в алфавите заглавий произведений и отделяются друг от друга буквенными и слоговыми разделителями. Эта картотека содержит минимум сведений (название произведения, его жанр, фамилия автора) и способствует быстрому поиску запрашиваемых романов, повестей, сборников стихотворений.

Картотека научных трудов преподавателей отражает научные публикации, принадлежащие преподавателям вуза. В ней отражаются сведения о научных работах, имеющихся не только в фонде одной библиотеки, но и в фондах других библиотек. Публикации располагаются по алфавиту фамилий, а внутри карточки – описание работ в обратной хронологии.

Картотека выдающихся исторических личностей предназначена для удовлетворения запросов на литературу о жизни и деятельности исторических личностей. Большое значение эта картотека имеет для исторического факультета вуза. Материал о конкретной исторической личности объединен за одним разделителем, на котором пишется фамилия, имя, отчество и годы жизни. Организуется картотека путем дублирования карточек СК и СКС, разделители с фамилиями лиц располагаются в алфавитном порядке, а внутри сначала приводятся сведения о произведениях лица, а затем литература о жизни и деятельности.

Картотека периодических изданий отражает всю информацию о наличии в фонде библиотеки всех выписываемых ранее и получаемых на данный момент периодических изданий (газеты, журналы).

Картотека методических пособий вуза отражает всю информацию о выпущенных в вузе методических указаниях, методических пособиях для всех специальностей и разных форм обучения (очной и заочной).

Картотека читателей отражает краткую информацию о читателях библиотеки. С начала каждого календарного (январь) года она ведется заново. Картотека позволяет фиксировать, сколько читателей записано в библиотеку, с каких факультетов и какой формы обучения (очная, заочная). Предыдущие картотеки хранятся в течение 5 лет (срок обучения в вузе). На карточке записывается информация: фамилия, имя, отчество читателя; год рождения; домашний адрес; факультет и форма обучения; место работы.

Картотека отказов состоит из запросов читателей на определенные книги, которых нет в фонде библиотеки. Эта картотека позволяет выявить пропуски в комплектовании фонда и устранить их.

Таким образом, система каталогов и картотек (в традиционном варианте) - это часть СБА библиотеки, представляющая собой сово­купность планомерно организованных, взаимосвязанных и дополняющих друг друга карточных каталогов и картотек.

Отличие каталогов от картотек состоит в следующем. Каталоги строго соответствуют фонду библиотеки, а для аналитической обработ­ки и последующего отражения в картотеках из общего фонда отбирают­ся наиболее ценные в информационном отношении издания (с учетом спроса читателей). Кроме того, кар­тотеки могут содержать сведения о материалах, которых уже нет в би­блиотеке, так как издания давно списаны. Перечень расписываемых изданий ежегодно просматривают и корректируют с учетом читатель­ского спроса.


Close