УУД, ФГОС, те кто знаком с образовательным процессом, читал методики знает значение данных аббревиатур. Для большинства же остальных, вполне вероятно, что эти сочетания букв мало что говорят. Однако, если у вас ребенок ходит в школу, то вам так или иначе, с этими понятиями придется столкнуться. А это немаловажно, поскольку каждый родитель заинтересован в качественном обучении своего чада.

Если не следить за всеми изменениями в образовательной сфере, плохо ориентироваться в нюансах учебного процесса, то невозможно будет контролировать и сам этот процесс. Хотя сейчас, и существует много нареканий к современной школьной программе, в этой статье рассмотрим понятия, на которых основывается сегодняшний учебный процесс.

Что такое УУД по википедии?


УУД – Универсальная Учебная Деятельность. В это понятие входит способность каждого человека обучаться и получать новые знания. Можно сказать проще, что это умение учиться. Каждый из нас по разному воспринимает обучение. И это нормально. Все мы разные, кто-то обучается быстро, кто-то медленнее, кому-то надо для получения, порой, небольшого количества новых знаний совсем немного времени, а кто-то тратит на это дни и даже месяцы. Но при этом мы должны понимать весь процесс обучения и, самое главное, воспринимать его. Без этого учиться чему-либо даже и не стоит. Ведь согласитесь, если вы что-то не понимаете, или не приемлете, то ничего и не получится.

Понятие УУД возникло и сформировалось еще в прошлом веке, во времена Советского Союза. Но так сложилось, что оно прижилось до настоящего времени и активно применяется.

Какие виды УУД существуют?

Что бы полнее представить себе что такое УУД, давайте рассмотрим, какие виды этой самой учебной деятельности существуют.

Начнем с такой, как личностная.

Исходя из названия, эта деятельность относится к каждому конкретному человеку и определяет умение этого человека правильно соотносить свои действия, свои поступки с принятыми нормами поведения в обществе.

Есть регулятивная УУД. Что она означает?

Это когда обучающийся умеет правильно распланировать и организовать свою учебу. Поэтому для этой УУД характерны такие направления, как планирование, оценка, коррекция (исправление) и контроль.

Познавательная УУД

представляет собой различные логические действия человека и его действия по решению каких-либо проблем. Это умение анализировать, строить логические цепи рассуждений, правильно формулировать проблему.

Коммуникативная УУД,

связана с умением человека общаться, находить общий язык. Главное здесь, умение не только самому говорить, но, в первую очередь, слушать других. Коммуникативная УУД определяет умение вливаться в различные группы других потенциальных собеседников. Это умение разрешать конфликты, а так же контролировать и оценивать своего партнера.

Особое внимание в преподавании школьных дисциплин уделяется различным «надпредметным» действиям, которые направлены на анализ и управление школьниками своей познавательной деятельности.

Что такое ФГОС?

После расшифровки, эта аббревиатура становится гораздо более понятной даже и без объяснения. Итак, ФГОС – это Федеральный государственный образовательный стандарт.

Он представляет собой список определенных требований, которые предъявляются к образовательным учреждениям. Этот стандарт разработан в соответствии с «Законом об образовании» и был принят к исполнению во всех школах с 1 сентября 2011 года.

Какие же требования по ФГОС предъявляются школам?

Первое, это сама структура образовательного процесса. Каждое образовательное учреждение должно иметь оптимальный четко составленный и утвержденный план обучения. Второе, это непосредственно реализация утвержденного плана. Если первое требование ФГОС ложится на плечи администрации школы, то за второе полностью отвечают учителя. Ну и третье требование, это результаты образовательного процесса. Причем, это третье требование является важным в процессе обучения, так как именно результаты, которые покажут все школьники каждой конкретной школы, покажут состоятельность разработанных планов.

Итак, УУД по ФГОС это целый набор различных требований ко всему образовательному процессу. И здесь не только желание дать школьникам возможность получить и усвоить необходимые знания, но и потребность сформировать личность, которая будет способна обучаться и дальше.

В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, то есть - способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта; совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса . Умение учиться - существенный фактор повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, формирования умений и компетенций, образа мира и ценностно-смысловых оснований личностно-морального выбора.

В.О. Пунский дает такое определение умению учиться: «Усвоенные способы учебной познавательной деятельности становятся умениями (к ним относятся также автоматизированные умения - навыки), которые и составляют синтезированное понятие умение учиться» .

В более узком значении этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

Универсальный характер учебных действий проявляется в том, что они носят надпредметный, метапредметный характер; обеспечивают целостность общекультурного, личностного и познавательного развития и саморазвития личности; обеспечивают преемственность всех ступеней образовательного процесса; лежат в основе организации и регуляции любой деятельности учащегося независимо от её специально-предметного содержания. Универсальные учебные действия обеспечивают этапы усвоения учебного содержания и формирования психологических способностей учащегося .

Такая способность учащегося самостоятельно успешно усваивать новые знания, умения и компетентности, включая самостоятельную организацию процесса усвоения, то есть умение учиться обеспечивается тем, что универсальные учебные действия как обобщенные действия открывают возможность широкой ориентации учащихся, - как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включая осознание учащимися ее целевой направленности, ценностно-смысловых и операциональных характеристик. Таким образом, достижение «умения учиться» предполагает полноценное освоение всех компонентов учебной деятельности, которые включают: 1) познавательные и учебные мотивы, 2) учебную цель, 3) учебную задачу, 4) учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка) . «Умение учиться» выступает существенным фактором повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, умений и формирования компетенций, образа мира и ценностно-смысловых оснований личностного морального выбора.

Обучающийся, опираясь на универсальные, надпредметные умения, способен к самостоятельной реализации деятельности благодаря опоре на свой индивидуальный опыт. При этом преподаватель открыт к взаимодействию, ориентирован на личность обучающегося, реализует демократический, поощряющий стиль руководства. Обучающийся активен, инициативен и открыт к взаимодействию с педагогом и группой .

Функции универсальных учебных действий:

Обеспечение возможностей обучающегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;

создание условий для гармоничного развития личности и её самореализации на основе готовности к непрерывному образованию; обеспечение успешного усвоения знаний, формирования умений, навыков и компетентностей в любой предметной области.

«Обучать деятельности - это значит делать учение мотивированным, учить ребенка самостоятельно ставить перед собой цель и находить пути, в том числе средства, ее достижения (то есть оптимально организовывать свою деятельность), помогать ребенку сформировать у себя умения контроля и самоконтроля, оценки и самооценки» .

В соответствии с Федеральным государственным стандартом второго поколения в программе представлено 4 вида универсальных учебных действий, соответствующих ключевым целям общего образования: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные.

Личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию обучающихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях . Применительно к учебной деятельности следует выделить три вида личностных действий:

личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;

смыслообразование, то есть установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Ученик должен задаваться вопросом: какое значение, и какой смысл имеет для меня учение? - и уметь на него отвечать. В рамках системно - деятельностного подхода личностный смысл характеризует отражение в сознании личности мотива к цели действия и выступает как «значение - для меня». Субъективное восприятие человеком объективного значения, порождает не только знание о явлениях действительности, но и отношение к ним, отражая не только сами явления, но и их значение для отражающего субъекта . А.Г. Асмолов выдвинул понятие смысловой личностной установки, которая актуализируется мотивом деятельности и представляет собой форму выражения личностного смысла в виде готовности к совершению определенным образом направленной деятельности.

нравственно-этическая ориентация, в том числе и оценивание усваиваемого содержания (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор. Ценности представляют собой одновременно мотивационные и когнитивные образования и служат для личности критериями оценки действительности (Андреева Г.М., 2000). Леонтьев Д.А. выделяет такие аспекты смысловых образований, как эмоционально предвосхищение и эмоциональная коррекция (1996). Мировоззрение и убеждение как «единица» мировоззрения формируется в процессе установления иерархии видов деятельности и является основой, критерием и эталоном при выполнении акта ценностного выбора (Залесский Г.Е., 1994). Учебные предметы гуманитарного цикла и, в первую очередь, литература наиболее адекватны для формирования универсального действия нравственно-этического оценивания. Существенное значение имеют формы совместной деятельности и учебного сотрудничества учащихся, которые открывают зону ближайшего развития морального сознания .

Моральные нормы представляют собой абсолютные императивы и основываются на требовании обеспечить благополучие и основные права личности. Продолжая мысль Л.С. Выготского о возникновении в дошкольном возрасте «внутренних этических инстанций», Д.Б. Эльконин отмечает, что развитие морально-волевой сферы связано с появлением умения подчинять свое поведение заданному образцу под влиянием оценки взрослого - «возникновение первичных этических представлений есть процесс усвоения образцов поведения, связанных с их оценкой со стороны взрослых». Эффективной формой освоения образцов поведения в отношениях между людьми является сюжетно-ролевая игра. Сами образцы поведения берутся из окружающей действительности. Носителем образца может быть взрослый, сверстник, собирательный образ, литературный персонаж .

Регулятивные универсальные учебные действия обеспечивают обучающимся организацию своей учебной деятельности . К ним относятся:

целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно;

планирование - определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

прогнозирование - предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик;

контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

коррекция - внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата; внесение изменений в результат своей деятельности, исходя из оценки этого результата самим обучающимся, учителем, товарищами;

оценка - выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы;

саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и преодолению препятствий . Регуляция субъектом своей деятельности предполагает произвольность и волю. Произвольность - умение действовать по образцу и подчинение правилам (Д.Б. Эльконин, 1989) предполагает построение образа ситуации и образа действия, подбор или конструирование средства или правила и удержание этого правила в процессе деятельности ребенка, трансформацию правила во внутреннее правило как основу целенаправленного действия. Воля рассматривается как высшая форма произвольного поведения, а именно произвольное действие в условиях преодоления препятствий. Волевое действие отличает то, что оно является собственным, инициативным и одновременно осознанным и осмысленным действием субъекта. Воля в действии проявляется как осмысленная инициативность произвольность - сознательная, преднамеренная, опосредствованная регуляция действия в соответствии с изменяющимися условиями ситуации .

Познавательные универсальные учебные действия включают: общеучебные, логические учебные действия, а также постановку и решение проблемы .

Общеучебные универсальные действия:

самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;

структурирование знаний;

осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;

постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера . В ряде исследований рефлексия определяется как центральный феномен «человеческой субъективности» (Т.де Шарден, 1966, Слободчиков В.И., 1994), специфическая человеческая способность, которая позволяет сделать свои мысли, эмоциональные состояния, действия, отношения, «Я» предметом специального рассмотрения и практического преобразования. Развитие рефлексивности проявляется в умении учащегося анализировать собственные действия, видеть себя со стороны и допускать существование других точек зрения.

Особую группу общеучебных универсальных действий составляют знаково-символические действия:

моделирование - преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно - графическая или знаково-символическая);

преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.

Логические универсальные действия:

анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);

синтез - составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;

выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;

подведение под понятие, выведение следствий;

установление причинно-следственных связей, представление цепочек объектов и явлений;

построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений;

доказательство;

выдвижение гипотез и их обоснование.

Логическая классификация является одной из немногих фундаментальных операций мышления, образующих в силу своей генерализованности своего рода «стержень» умственного развития, однако формируется данная операция длительно и постепенно . Логические универсальные действия являются средством обобщения и систематизации знаний, а также составляют основу выведения новых знаний из уже имеющихся .

Постановка и решение проблемы:

формулирование проблемы;

самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Коммуникативные универсальные учебные действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми . В соответствии с культурно-исторической теорией Л.С. Выготского коммуникативная деятельность определяется как «взаимодействие двух (и более) людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата» (М.И. Лисина, 1986).

К коммуникативным действиям относятся:

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками - определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

постановка вопросов - инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

разрешение конфликтов - выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликтов, принятие решения и его реализация;

управление поведением партнера - контроль, коррекция, оценка его действий;

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации . Важной вехой в развитии коммуникативная деятельность является формирование у детей «способности к согласованным действиям с учетом позиции другого», которая рассматривается в качестве основного новообразования дошкольного возраста в сфере сотрудничества (Цукерман, 1993).

Развитие системы универсальных учебных действий в составе личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных действий, определяющих развитие психологических способностей личности, осуществляется в рамках нормативно-возрастного развития личностной и познавательной сфер ребенка. Процесс обучения задает содержание и характеристики учебной деятельности ребенка и тем самым определяет зону ближайшего развития указанных универсальных учебных действий (их уровень развития, соответствующий «высокой норме») и их свойства .

Универсальные учебные действия представляют собой целостную систему, в которой происхождение и развитие каждого вида учебного действия определяется его отношением с другими видами учебных действий и общей логикой возрастного развития. Так:

из общения и сорегуляции развивается способность ребенка регулировать свою деятельность;

из оценок окружающих и в первую очередь оценок близкого и взрослого формируется представление о себе и своих возможностях, появляется самопринятие и самоуважение, то есть самооценка и Я-концепция как результат самоопределения;

из ситуативно-познавательного и внеситуативно-познавательного общения формируются познавательные действия ребенка .

Таким образом, на наш взгляд, формирование универсальных учебных действий у учащихся дает возможность детям вырасти людьми, способными понимать и оценивать информацию, принимать решения, контролировать свою деятельность в соответствии с поставленными целями. А это именно те качества, которые необходимы человеку в современных условиях.

В связи с тем, что Министерство образования перешло на новый стандарт обучения детей в детских садах, школах, колледжах и вузах, у учителя сразу появилось несколько задач. Одна из них заключается в том, чтобы воспитать активного, успешного и талантливого школьника.

Наша задача заключается в том, чтобы объяснить учителям, что такое личностные УУД в начальной школе и как они формируются. Но для этого необходимо разобраться в структуре универсальных действий. Итак, обо всем по порядку.

Какими бывают УУД (учебные универсальные действия)

По новому образовательному стандарту принято выделять 4 вида :

  • Личностные.
  • Познавательные.
  • Коммуникативные.
  • Регулятивные.

В чем заключается сущность личностных действий

Уже по названию становится понятно, что личностные УУД в начальной школе должны быть направлены обучающимися на себя. Иными словами, личностные универсальные действия нужны для того, чтобы дети умели соотносить свои поступки и происшествия с принятыми культурными и этическими принципами. Кроме того, они обеспечивают знание и усвоение моральных норм, а также ориентацию ребенка в социальных ролях и отношениях в обществе.

Педагогу стоит понимать, что личностные УУД по ФГОС никогда не сформируются, если ребёнок на уроках будет 40 минут конспектировать параграф учебника.

Виды действий

Если к учебному процессу на уроке применяются действия, то сегодня их следует разделить на три вида:

  • Самоопределение - благодаря этому действию обучающиеся ищут свое место в мире и обществе.
  • Смыслообразование - учащиеся устанавливают связь между учебным процессом и мотивом. Иными словами, ребенок на уроке должен задать для себя вопрос: «Какое значение для меня несёт данное учение?» Кроме того, он должен найти еще и ответ на этот вопрос.
  • Нравственно-этический ориентир - необходим для того, чтобы дети могли совершать личностный и опираясь на социальные ценности.

Группы личностных УУД

Педагоги и методисты совместно разработали 2 группы личностных универсальных учебных действий:

1. Личностные УУД важны, так как благодаря им отражается отношение ребёнка к социальным ценностям в обществе.

Младший школьник должен:

  • Установить связь и принадлежность не только к своему народу, но и к государству.
  • Понимать, уважать ценности и культуры других национальностей.
  • Интересоваться культурой народа и страны, в которой он родился и живет.
  • Уметь различать главные нравственно-этические нормы и понятия.
  • Идентифицировать поступки и действия с моральными нормами; чувствовать, как он поступил - «хорошо» или «плохо».
  • Понимать и ощущать эмоциональное состояние окружающих, и с учетом этого строить с ними конструктивный диалог.
  • Анализировать ситуации и события с точки зрения морали и этики.
  • Объяснять свои действия, проявлять в ситуациях такие чувства, как доброжелательность, внимательность, доверие и так далее.

2. Личностные УУД отражают отношение ребенка к учебному процессу.

Младший школьник должен:

  • Понимать речь учителя и одноклассников.
  • Стремиться к процессу познания, то есть ребёнок должен удивляться и интересоваться, проявлять внимание и желать узнать как можно больше.
  • Давать оценку своим действиям.
  • Уметь сотрудничать с одноклассниками. Иными словами, принимать мнение оппонента во время спора или дискуссии, быть терпеливым и доброжелательным, проявлять доверие к участнику или собеседнику общего дела, а также считаться с точкой зрения другого человека.

Как формируются личностные УУД в начальной школе

Надо отметить, что данный процесс длительный. Педагогу необходимо запастись терпением. Но что же для этого нужно делать?

Во-первых, действия учителя должны быть осмысленными.

Во-вторых, педагогу, как и ребёнку, необходимо в себе развивать внутреннюю мотивацию, то есть двигаться вверх.

В-третьих, задача, поставленная учителем перед обучающимся, должна быть понятна, но ещё и внутренне приятна малышу, это значит, что данное дело станет для него значимым.

В-четвертых, в классе должна царить атмосфера успеха.

В-пятых, помогать ребёнку должен не только педагог, но и сосед по парте.

В-шестых, учитель не должен скупиться на похвалу и поощрения, ведь у грамотного педагога обязана быть сформирована система оценивания, которую дети должны знать.

В-седьмых, учителю самому необходимо научиться быть творцом, чтобы каждый его шаг стал открытием для ребенка.

А теперь давайте рассмотрим практические советы для учителей по формированию личностных УУД на уроках.

Литературное чтение

На занятии должна проводиться работа с литературными произведениями. А детям необходимо прослеживать по ходу текста судьбы главных героев. Параллельно с чтением ученики должны сравнивать образ «Я» с героями произведений, которые они читают. Но и это ещё не все. Заинтересованные читатели должны себя отождествлять с героями сказки или рассказа. Детям необходимо активно соотносить и сопоставлять их позиции, взгляды и мнения. Педагогу стоит помогать выявлять моральное содержание и нравственное значение поступков персонажей. Воспитательная составляющая на уроках литературного чтения должна знакомить детей с героическим прошлым народа и страны, в которой они проживают. Такое знакомство не должно быть представлено просмотром «сухой» презентации. Представление нужно провести на уроке таким образом, чтобы дети испытывали чувства переживания и гордости к гражданам страны. Так развитие универсальных действий будет проходить ровно.

Например: при изучении произведений Бориса Заходера ученики на уроке сравнивают образ «Я» с героями произведений, а также отождествляют себя с ними, чтобы обсуждать разные мнения и позиции.

Если в календарно-тематическом планировании есть урок, посвященный сказкам, то после их изучения можно детям дать задание: придумать персонажа и сочинить сказку. На этом этапе занятия происходит развитие личностных УУД. Оно заключается в выявлении морального значения и нравственности в поступках персонажа. В результате этого задания может быть создан коллаж под названием «Персонажи новых сказок». Главная задача педагога заключается в том, чтобы на уроке обучающиеся не боялись на творческом этапе делать не так, «как положено», а так, как они считают нужным в соответствии с нормами морали.

Окружающий мир

Этот урок любят многие ребята, так как считают его одним из самых интересных. Трудно с этим поспорить. Личностные УУД в начальной школе на уроке окружающего мира формируются путем становления мировоззрения, а также жизненного самоопределения ребенка. Кроме того, на этом уроке у детей формируются основы о ближнем и далеком прошлом. Но и это не все. На уроке окружающего мира у учеников начальной школы формируется грамотное и природособразное поведение. Все это воплотится в реальность, благодаря проектным работам, например: "Жизнь птиц".

Несколько слов о диагностике

Так уже заведено, что ежегодно дети должны проходить диагностику личностных УУД. В некоторых школах будущих первоклассников тестируют при поступлении. Делать это необходимо для того, чтобы понимать насколько ребёнок готов к занятиям в школе, ориентирован в социальных ролях, а также как он взаимодействует с окружающими.

Помните, что диагностика личностных УУД проходит как в начале учебного года, так и в конце. Сборники для определения уровня сформированности УУД уже разработаны для каждой образовательной программы. Педагогу достаточно обратиться в ближайший книжный магазин.

Заключение

Стоит понимать, что виды универсальных учебных действий, в частности личностные, будут формироваться более эффективно в том случае, если педагог в своей работе использует следующие методы:

  • Проблемное обучение.
  • Групповые, а также парные формы работы на уроке.
  • Методы, которые направляются на самостоятельную деятельность обучающихся.
  • Методы самооценки и рефлексии.
  • И другие.

Введение

Актуальность. В современном обществе стремительно развиваются наука и техника, создаются новые информационные технологии, коренным образом меняющие жизнь людей.

Образование в начальной школе изменяется в соответствии с Федеральным государственными образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО).

Главной целью школьного образования становится формирование умения учиться. Умение учиться означает умение эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками, умение вести диалог, искать решения, оказывать поддержку друг другу. Достижение данной цели становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий.

Концепция развития универсальных учебных действий разработана на основе системно-деятельностного подхода (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, А.Г. Асмолов) группой авторов: А.Г. Асмоловым, Г.В. Бурменской, И.А. Володарской, О.А. Карабановой, Н.Г. Салминой и С.В. Молчановым под руководством А.Г. Асмолова.

Каждый учитель является частью огромной системы рос­сийского образования и должен осознавать и понимать свое ме­сто и предназначение в этой системе.

Основные принципы образовательной политики России оп­ределяются Национальной доктриной образования и Федераль­ной программой развития образования и находят свое воплоще­ние в Концепции модернизации российского образования.

Модернизация общеобразовательной школы предполагает:

Ориентацию не только на усвоение суммы знаний, но и на развитие личности ребенка, его познавательных и созидатель­ных способностей;

Формирование опыта самостоятельной деятельности;

Базовыми целями начального образования в условиях мо­дернизации являются:

Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей;

Сохранение и поддержка индивидуальности ребенка;

Формирование у младших школьников желания и умения учиться.

Решить данные проблемы в комплексе может только созда­ние новой модели начальной школы, в которой главным являет­ся педагогически организованный процесс развития личности ребенка, готовой к правильному взаимодействию с окружа­ющим миром, к самообразованию и саморазвитию.



Начальное общее образование - первая ступень общего об­разования.

Задача начальной ступени - развитие творческих возмож­ностей через сохранение здоровья, развитие интеллекта и эмо­ционально-чувственной сферы, социально-личностная адаптация каждого учащегося.

Очень важно сделать так, чтобы процесс обучения не превращался для учеников в скучное и однообразное занятие. Ведь наличие у учеников интереса к предмету является предпосылкой для появления более сложной его разновидности – познавательного интереса. А познавательный интерес способствует активности учеников на уроках и росту качества знаний. Все это отражает актуальность проблемы развития познавательного интереса школьников для современного построения учебного процесса. Педагогической наукой доказана необходимость теоретической разработки этой проблемы и осуществление её практикой обучения.

Объект исследования: познавательные способности младших школьников.

Предмет исследования: методы и приемы развития познавательных Универсальных Учебных Действий (УУД) у младших школьников средствами моделирования на уроках технологии.

Охарактризовать теоретические аспекты исследования познавательных способностей на уроках технологии в проектной деятельности младших школьников.

Рассмотреть проблемы развитие младшего школьного возраста;

Провести экспериментальное исследование по использованию в проектах метода моделирования на уроке технологии как средства развития познавательных УУД.

Методы исследования:

– анализ психолого-педагогической и методической литературы;

– изучение опыта учителей-практиков по данной теме исследования.

Экспериментальный метод и математическая обработка результатов.

Таким образом, гипотеза, направлена на то, что обучение на уроках технологии может оказывать развивающее влияние на те или иные способности детей, которые в совокупности составляют основу формирования и развития УУД.

Курсовая работа состоит из 2х глав, введения, заключения, списка использованной литературы и приложения.

Глава 1. Теоретические аспекты исследования познавательных способностей на уроках технологии в проектной деятельности младших школьников

Сущность понятия «универсальные учебные действия»

За последние десятилетия в обществе произошли кардинальные изменения в представлении о целях образования и путях их реализации. В соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами начального общего образования (ФГОС НОО) происходят перемены в образовательном процессе в школе. От признания знаний, умений и навыков как основных итогов образования произошел переход к пониманию обучения как процесса подготовки учащихся к реальной жизни, готовности занять активную позицию, успешно решать жизненные задачи, уметь сотрудничать и работать в группе, к быстрому переучиванию в ответ на обновление знаний и требования рынка труда.

В широком значении термин «универсальные учебные действия» (УУД) означает умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком (собственно психологическом) значении этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса.

Способность учащегося самостоятельно успешно усваивать новые знания, формировать умения и компетентности, включая самостоятельную организацию этого процесса, т. е. умение учиться, обеспечивается тем, что универсальные учебные действия как обобщенные действия открывают учащимся возможность широкой ориентации, как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включающей осознание ее целевой направленности, ценностно-смысловых и операциональных характеристик.

Универсальный характер учебных действий проявляется в том, что они носят надпредметный, метапредметный характер.

Умение учиться – существенный фактор повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, формирования умений и компетенций, образа мира и ценностно-смысловых оснований личностного морального выбора.

Таким образом, овладение умением учиться предполагает полноценное освоение школьниками всех компонентов учебной деятельности, включая:

1) познавательные и учебные мотивы;

2) учебную цель;

3) учебную задачу;

4) учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка).

Рассмотрим подробнее, каковы функции УУД. В большинстве источников указываются следующие функции универсальных учебных действий:

Обеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;

Создание условий для гармоничного развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию; обеспечение успешного усвоения знаний, формирования умений, навыков и компетентностей в любой предметной области.

Обеспечение целостности общекультурного, личностного и познавательного развития и саморазвития личности;

Обеспечение преемственности всех ступеней образовательного процесса;

Основа организации и регуляции любой деятельности учащегося независимо от ее специально-предметного содержания;

Обеспечивают этапы усвоения учебного содержания и формирования психологических способностей учащегося.

Выделяется четыре вида универсальных учебных действий:

Личностные (личностное, профессиональное, жизненное самоопределение; смыслообразование; нравственно-этическая ориентация);

Регулятивные (целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция);

Познавательные (общеучебные универсальные действия; логические универсальные действия; постановка и решение проблемы);

Коммуникативные (учёт позиции собеседника либо партнера по деятельности; действия, направленные на кооперацию, сотрудничество; коммуникативно-речевые действия, служащие средством передачи информации другим людям и становления рефлексии.

В федеральном государственном образовательном стандарте и примерной основной образовательной программе общего образования универсальные учебные действия сформулированы на достаточно обобщенном языке. Представим элементы конкретного состава этих действий:

Познавательные универсальные учебные действия

Умение сравнивать состоит из следующих действий:

– выделение признаков, по которым сравниваются объекты;

– выделение признаков сходства;

– выделение признаков различия;

– выделение главного и второстепенного в изучаемом объекте.

– выделение существенных признаков объекта.

Умение анализировать состоит из следующих действий:

– разделение объекта на части;

– расположение частей в определенной последовательности;

– характеристика части объекта.

Умение делать выводы состоит из следующих действий:

– нахождение главного в изучаемом явлении или объекте;

– установление главной причины явления;

– краткое оформление высказывания, связывающего причину и следствие.

Умение схематизировать включает действия:

– разделения объекта на части;

– расположения частей в определенной последовательности;

– определение связей между частями;

– оформления графического изображения.

Регулятивные универсальные учебные действия

В их основе лежит рефлексия. Это способность размышлять над ходом и результатом собственной деятельности, содержанием собственного сознания и сознания другого человека. Но чтобы рефлексия стала эффективным средством формирования других универсальных действий, следует рефлексивные умения выделить в качестве специфического компонента регулятивных действий. Выделяются следующие аспекты рефлексии: личностный (понимание человеком своего внутреннего мира, своего состояния и деятельности); интеллектуальный (выделение, анализ, соотношение с предметной ситуацией собственных действий, прогнозирование развития ситуации); коммуникативный (определение межличностного восприятия и осознание действующим индивидом того, как он воспринимается партнером по общению); кооперативный («выход» субъекта во внешнюю позицию по отношению к деятельности, согласование позиций и совместных действий участников коллективной деятельности).

В начальной школе формируются такие способы организации и осмысления своей деятельности:

– адекватное восприятие себя;

– постановка цели деятельности;

– определение результата деятельности;

– соотношение результата с целью деятельности;

– выявление наличия ошибок в собственных действиях;

– описание прожитой ситуации

Коммуникативные универсальные учебные действия

Особо значение на учебных занятиях должно быть уделено формированию коммуникативных универсальных учебных действий.

Во-первых, умение правильно воспринимать информацию и сообщать её другим является основой для активной мыслительной деятельности учащихся. Отсутствие речевого действия при освоении понятий часто приводит к формированию ложных представлений у школьника. Умения коммуникации являются главным средством освоения содержания учебных предметов. Ведь успешность обучения зависит от качества коммуникации участников занятий, от умения ребёнка работать с разными типами текстов (письменными и устными), прежде всего с ними ученику приходится сталкиваться в процессе обучения. Поэтому формирование умений коммуникации, на наш взгляд, должно стать первоочередной задачей.

Во-вторых, эти умения ещё более важными становятся в условиях организации разных видов взаимодействий между учащимися (без чего невозможно сформировать личностные, регулятивные и сами коммуникативные умения). Это требует от субъектов учебного процесса умений взаимодействовать, организовывать собственную деятельность и деятельность других.

К умениям строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми относятся следующие действия:

– определение цели, правил и способов взаимодействия, распределение функции участников;

– работа в паре на основе заданных правил взаимодействия;

– умение находить себе партнера;

– работа в малых группах на основе заданных правил взаимодействия;

– умение допускать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

– умение обосновывать и отстаивать собственную точку зрения;

– умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

– умение говорить, не мешая другим (в паре – шёпотом, а в группе – вполголоса);

– умение слушать, не перебивая товарища;

– соблюдение регламента деятельности в паре, группе.

Умения коммуникации включают четыре обобщённых умения, или иначе – макроумения:

– слушать, вникать в суть услышанного и поставить вопрос к услышанному;

– самостоятельно изучать литературу (умение читать с пониманием);

– выражать свои мысли в письменной форме точно, без искажения;

– выражать свои мысли в устной форме точно, без искажения.

Умение слушать, вникать в суть услышанного и поставить вопрос к услышанному включает следующие действия:

– постановка цели слушания, самоопределение к слушанию;

– концентрирование внимания при слушании;

– выделение в слушаемом тексте понятное и непонятное;

– формулирование вопроса к тому, что непонятно в тексте (вопрос на понимание слушаемого текста);

– выделение смысловых частей текста;

– выделение главной мысли (мыслей) текста;

– понимание ситуации общения (цели, мотивы, поступки участников общения) и адекватная реакция,

– извлечение из текста информации, данной в явном виде;

– извлечение из текста информации, данной в неявном виде;

– формулирование вопроса, направленного на обсуждение слушаемого текста;

– высказывание своего мнения относительно слушаемого текста.

Умение самостоятельно изучать литературу (умение читать с пониманием) складывается из следующих действий:

– ставить перед собой цель чтения;

– выделять в тексте ключевые слова;

– выделять непонятные слова;

– толковать непонятные слова (с помощью словаря, в контексте);

– выделять в тексте понятное и непонятное;

– отвечать на вопросы, направленные на обсуждение текста;

– формулировать вопрос к тому, что непонятно в тексте (вопрос на понимание текста);

– формулировать вопрос, направленный на обсуждение текста;

– находить в тексте подтверждение предложенного суждения;

– подтверждать свое суждение примерами из текста;

– определять главную мысль (мысли) текста;

– выделять смысловые части текста;

– озаглавить абзацы (смысловые части) текста, составить план текста;

– извлекать из текста информацию, данную в явном виде;

– извлекать из текста информацию, данную в неявном виде;

– формулировать выводы на основе прочитанного;

– выполнять краткий пересказ прочитанного;

– выполнять подробный пересказ прочитанного.

Умение выражать свои мысли в устной форме точно, без искажения включает в себя следующие действия:

– определение объёма высказывания в зависимости от ситуации и цели общения;

– определение границы содержания темы;

– формулирование названия (темы) своего текста чётко, компактно;

– сохранение темы при изложении мыслей;

– сохранение определённого плана при изложении мысли;

– изложение тезисно;

– формулирование выводов из собственного текста;

– подбор к тезисам соответствующих примеров, фактов, аргументов;

– пользование первоисточников;

– подбор соответствующих выразительных средств для изложения мысли.

Умение выражать свои мысли в письменной форме точно, без искажения складывается из следующих действий:

– формулировать название (тему) своего текста чётко, компактно;

– определять границы содержания темы;

– выбирать объём текста в зависимости от ситуации и цели общения;

– составлять разные виды плана (простой, сложный, тезисный);

– придерживаться темы при изложении мыслей;

– придерживаться определённого плана при изложении мысли;

– оформлять мысли тезисно;

– подбирать к тезису соответствующие примеры, факты, аргументы;

– обобщать имеющиеся факты, примеры, доказательства и оформлять выводы;

– подбирать соответствующие выразительные средства для изложения мысли;

– грамматически правильно связывать слова в предложении, предложения в текст.

Формирование познавательных универсальных учебных действий связано с содержанием учебных предметов, способами и логикой преобразования учебного материала и возможно в процессе регулярной, распределённой во времени деятельной включённости в специально организованные ситуации (на всех учебных предметах и в рамках внеурочной работы).

Таким образом, в начальной школе формируются все четыре вида универсальных учебных действий.

ПАМЯТКА по освоению УУД

Универсальные учебные действия (УУД) – способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта; совокупность действий обучающегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

Универсальные учебные действия (УУД) подразделяются на четыре основные группы:

Коммуникативные УУД – обеспечивают социальную компетентность и сознательную ориентацию обучающихся на позиции других людей (прежде всего, партнёра по общению или деятельности), умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Личностные действия УУД – обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию обучающихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Применительно к учебной деятельности следует выделить два вида действий: 1) действие смыслообразования; 2) действие нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания.

Регулятивные действия УУД – обеспечивают организацию обучающимся своей учебной деятельности.

К ним относятся:

Целеполагание;

Планирование;

Прогнозирование;

Контроль в форме сличения способа действия и его результата;

Коррекция;

Волевая саморегуляция.

Познавательные УУД – включают общеучебные, логические действия, а также действия постановки и решения проблем.

Личностные УУД:

1. Помните, что каждый ребёнок – индивидуален. Помогите найти в нем его индивидуальные личные особенности.

2. В жизни ребёнка, в каком бы возрасте он ни был, взрослый – это тот человек, который «открывает» ему реальный мир. Помогите раскрыть и развить в каждом ученике его сильные и позитивные личные качества и умения.

3. Организуя учебную деятельность по предмету, учитывайте индивидуально-психологические особенности каждого ученика. Используйте данные психологической диагностики.

4. Помните, что главным является не предмет, которому вы учите, а личность, которую вы формируете. Не предмет формирует личность, а учитель своей деятельностью, связанной с изучением предмета.

Познавательные УУД:

1. Если вы хотите чтобы дети усвоили материал по вашему предмету, научите их мыслить системно (например: основное понятие (правило) – пример – значение материала).

2. Постарайтесь помочь школьникам овладеть наиболее продуктивными методами учебно-познавательной деятельности, учите иx учиться. Используйте схемы, планы, чтобы обеспечить усвоение системы знаний.

3. Помните, что знает не тот, кто пересказывает, а тот, кто использует на практике. Найдите способ научить ребёнка применять свои знания.

4. Творческое мышление развивайте всесторонним анализом проблем; познавательные задачи решайте несколькими способами, чаще практикуйте творческие задачи.

Коммуникативные УУД:

1. Научите ребёнка высказывать свои мысли. Во время его ответа на вопрос задавайте ему наводящие вопросы.

2. Не бойтесь «нестандартных уроков», попробуйте различные виды игр, дискуссий и групповой работы для освоения материала по вашему предмету.

3. Составьте для детей алгоритм пересказа текста материала, за следование которого вы будете начислять дополнительный балл.

4. Организовывая работу в группах или в парах, напомните ребятам о правилах ведения дискуссии, беседы.

5. Приучите детей задавать уточняющие вопросы по материалу (например, Кто? Что? Почему? Зачем? Откуда? и т. д.), переспрашивать, уточнять.

6. Изучайте и учитывайте жизненный опыт обучающихся, их интересы, особенности развития.

Регулятивные УУД:

1. Научите детей контролировать свою речь при выражении своей точки зрения по заданной тематике.

2. Научите школьников выполнять и контролировать свои действия по заданному образцу или правилу.

3. Помогите ребёнку научиться адекватно оценивать выполненную им работу. Научите исправлять ошибки.


Close