Однажды мама пришла забирать Сережу из детского сада в особенном настроении. Она ласково погладила мальчика по голове и сказала:

– Сынок, ты уже совсем большой и скоро пойдешь в школу. Я решила, что тебе пора учиться обращаться с деньгами, поэтому сегодня я подарю тебе вот это.

Мама достала из кармана денежную купюру и протянула малышу. Сережа поблагодарил маму, взял деньги и сразу выпрямился. Он чувствовал себя большим и важным.

Когда они вернулись домой, выпили чай с яблочным пирогом и сели смотреть мультики, мальчик никак не мог забыть о том, что теперь у него есть своя денежка. «Интересно, что можно за нее купить? Хотелось бы мне узнать, где живут денежки?» – думал он.

Малыш сказал, что ему хочется спать. Мама удивилась, не заболел ли он, ведь обычно ей приходилось каждый вечер уговаривать его лечь в кроватку. Но, в этот раз мальчик отказался даже от сказки на ночь.

Как только мама вышла из комнаты, Сережа достал денежку из-под подушки и принялся ее разглядывать. Было темно, лишь уличные фонари освещали комнату тусклым светом, и луна светила в окошко.

– Как бы я хотел узнать, где живут денежки, – прошептал мальчик.

– Я покажу тебе! – ответила купюра тихим дребезжащим голоском, напоминающим звон монеток. – Закрой глаза и не открывай, пока я не скажу.

Малыш зажмурился, а когда он открыл глаза, то увидел, что стоит в какой-то комнате, а рядом с ним его денежка. Она стала ростом с самого Сережу. Мальчик почему-то ничуть не удивился, а начал спокойно разглядывать комнату. Он понял, что они находятся в банке, куда он обычно приходил с мамой или папой получить денежки или, наоборот, отдать их, «чтобы они выросли».

Мальчик представлял себе, что в банке, наверное, есть большой огород, где выращивают деньги. Он думал, что работники банка – все эти дяди и тети в красивой форме – выкапывают ямки и сажают денежки, а потом поливают их. Они рыхлят землю вокруг ростков, а, когда приходит осень, собирают урожай с денежных кустов, на которых вместо листьев купюры. Поэтому мама всегда такая довольная, когда она приходит в банк и смотрит, насколько выросли ее денежки.

Однако все оказалась совсем не так.

«Иди за мной!» – сказала денежка, и они пошли по длинному коридору. Когда они подошли к большой железной двери, Сережа вспомнил, что видел ее в каком-то мультфильме. Когда дверь открылась, мальчик увидел полки, на которых в аккуратных пачках были разложении деньги. Они просто лежали, а не «росли» и не «работали».

– Странно, – сказал Сережа. – Папа говорит, что деньги должны работать!

– Они здесь работают, – ответила денежка. – Когда какому-нибудь человеку нужны деньги, он приходит сюда и берет взаймы. Затем он делает с этими денежками что-нибудь полезное, например, покупает молоко, сахар и производит мороженое. Когда этот человек продает мороженое, он получает прибыль и возвращает в банк немного больше денег, в благодарность за то, что банк одолжил ему нужную сумму.

– Теперь мне понятно, – сказал Сережа. – А как же тогда они растут?

– Ну, слушай. Твои родители приносят деньги в банк, и оставляют их на время. Когда проходит несколько месяцев или год, банк возвращает денежки и благодарит за то, что ему одолжили. Например, твоя мама положила в банк тысячу рублей, а через какое-то время заберет две тысячи. Вот и получается, что ее деньги выросли.

– Как здорово! И никаких огородов! – засмеялся Сережа.

Они с денежкой еще немного погуляли по банку. Мальчик увидел много интересного. Он познакомился с иностранными бумажными купюрами и монетками. Они разговаривали друг с другом на разных языках, и от этого по комнате разносилась удивительная мелодия, ведь их голоса были похожи на звон монеток.

От этого звука мальчик проснулся. Оказалось, что это мама стояла возле его кроватки и звонила в маленький колокольчик, которым она любила будить малыша. Сережа держал в ручке свою денежку, а мама улыбалась, глядя на слегка помятую купюру.

– Давай сегодня вечером зайдем в магазин и потратим твои деньги на то, что ты сам захочешь, – предложила мама. – А я добавлю, если тебе не хватит.

– Спасибо мама, но давай лучше я тебе добавлю. Я хочу, чтобы ты отнесла денежку в банк, и она выросла. Ей там будет веселей – ее ждут друзья!

Если вы родитель ребенка младшего школьного возраста, будьте готовы к тому, что однажды ваш кроха начнет интересоваться совсем недетскими денежными вопросами. И от того, насколько правильно с педагогической точки зрения вы их осветите, во многом будет зависеть его будущее финансовое положение и экономическая грамотность.

Это прошлое поколение родителей, воспитывавших детей в духе коммунистических ценностей, могли с чистой совестью отмахнуться от внезапно заинтересовавшегося деньгами чада со словами: «Не дорос еще!» А современный век рыночных взаимоотношений диктует свои правила игры: достигает успеха лишь тот, кто с младых ногтей приучен правильно распоряжаться своими финансовыми ресурсами и своевременно пополнять их истончающиеся запасы. Привить ребенку умение ценить свое и с уважением относиться к чужому - задача непростая, но ныне обязательная к выполнению для всех родителей.

С какими наиболее каверзными вопросами, касающимися денежной тематики, может обратиться к отцу « » и как на них отвечать? Об этом мы сейчас и поговорим.

1. «Почему у меня нет своих денег?»

И правда - почему? Речь идет не о деньгах, выдаваемых школьнику на покупку обеда или оплату проезда, а о самых что ни на есть «карманных» - тех, которые он с чистой совестью может потратить по собственному усмотрению. Психологи убеждены: деньги на личные нужды ребенку выделять необходимо! Другое дело, что их выплата должна осуществляться в соответствии с определенными правилами.

— Во-первых, нельзя баловать чадо слишком крупными суммами.

— Во-вторых, они должны выдаваться не по принципу «когда потребуются», а в строго оговоренный день недели или месяца.

— В-третьих, нельзя наказывать рублем, лишая ребенка за провинность обещанной выплаты. Но и компенсировать необдуманно потраченные или потерянные карманные деньги тоже недопустимо - тем самым вы будете поощрять транжирство и неаккуратность в финансовых вопросах.

Главный урок, который должен вынести ребенок, получая регулярный «оклад», — свои деньги любят счет, а их расходование - зона его персональной ответственности!

2. «Почему мои друзья получают от своих родителей гораздо большие суммы, чем я?»

В этом вопросе помимо денежной темы затрагивается еще одна абсолютно не детская проблематика - социальное неравенство. Не волнуйтесь: рано или поздно об этом все равно придется поговорить, поэтому просто заблаговременно продумайте, что вы скажете ребенку и как.

Прежде всего, отбросьте стыд и не вздумайте извиняться перед дитем за невозможность обеспечивать его большими суммами на личные нужды. Без лишнего стеснения объясните, что ваши доходы несколько ниже, чем у родителей тех друзей, о которых зашла речь. Если чадо усомнится в достоверности ваших слов, подробно расскажите ему, на что расходуется ваш семейный бюджет.

Однако может случиться и так, что после «сведения дебета с кредитом» https://vkredit-online.ru/kredity-nalichnymi/ ребенок окажется прав: вы можете позволить себе давать ему больше денег на карманные нужды. Другое дело, что вы не считаете его потребности в увеличении дотаций реально обоснованными. В этом случае объясните ему, что лишние средства откладываются на расширение жилплощади, отпуск, покупку нового автомобиля и т. д. И, главное, подчеркните, что в накоплении на реализацию задуманного будет и его бесценный вклад!

3. «Наша семья бедная?»

Такой вопрос может одновременно завести в тупик и огорчить любого родителя, но оставлять его без ответа нельзя. Дабы не провоцировать формирование у ребенка комплекса неполноценности, обойдитесь обтекаемой формулировкой: «Мы просто не богатые». Приведите в пример знакомые семьи, доход которых еще ниже. И подчеркните, что истинное богатство заключается не в количестве денег, а в умении ими правильно распоряжаться. А главные ценности, которыми может обладать только по-настоящему счастливый человек, невозможно купить или продать: любовь близких, уважение окружающих, верность семье и ее традициям, тепло домашнего очага.

4. «Вы мне будете платить за выполнение работы по дому?»

Ответ может быть только один: ни в коем случае! Материальное вознаграждение за успехи в учебе или спортивные достижения - вполне допустимый вариант поощрения, но плата за выполнение домашних обязанностей - крайне порочная практика! Стимуляция такого рода напрочь подрывает все устои нормальных семейных отношений: тогда муж должен платить жене за приготовленный обед, жена мужу - за отремонтированный кран, а бабушка внуку - за доставку лекарств из аптеки!

Объясните ребенку, что участие в делах семьи - это не труд по найму, а проявление заботы о близких людях, являющееся одной из тех безусловных ценностей, о которых шла речь выше. А если вы сами сомневаетесь в правильности данного утверждения, тогда попробуйте на минуту представить, что вас может ожидать в старости: вы нуждаетесь в помощи, а ваш собственный отпрыск соглашается ее оказать, лишь получив денежную компенсацию!

5. «Можно ли за деньги выполнять за одноклассников домашние задания?»

Вопрос, конечно, непростой: с одной стороны, мы живем в такое время, когда умение выгодно «продавать» свои знания и навыки очень пригодится; с другой - раннее вступление в товарно-денежные отношения может стать причиной формирования у ребенка извращенных представлений о нормах взаимодействия с остальными членами общества. Как же быть?

Для начала поинтересуйтесь у начинающего предпринимателя, в какого рода помощи нуждаются его одноклассники. Если отстающие товарищи просят объяснить им недопонятый материал, ни о какой оплате его «педагогических услуг» не может быть и речи! Если же безнадежный лентяй готов купить целиком выполненное за него задание, не лишайте ребенка возможности подзаработать на собственных знаниях. Сам он повторит пройденное, а об успехах нерадивого одноклассника пускай волнуются его родители!

Жили-были деньги. Это был очень
многочисленный и активный народ. Жили они
в городках и селах и часто переезжали с места
на место. Очень любили перемещаться,
движение для них было смыслом жизни, если
они долго оставались на одном месте, то
быстро умирали.
Деньги были все очень разные с виду, разных
цветов и размеров. Крупные купюры
предпочитали компанию из себе подобных, а
мелкие деньги и монетки общались больше
между собой.
У денег были свои дома, у некоторых совсем
маленькие, но многие имели целые дворцы.
Деньги любили ходить к друг другу в гости и
даже пожить в чужом доме и также
переезжали с места на место. Они женились,
рожали детей, встречались очень плодовитые
и многодетные семьи.
У денег были хозяева, которые за ними
присматривали и управляли их движением и
вообще их жизнью. Бесхозные деньги
встречались крайне редко и их быстро
прибирали к рукам.
Хозяева называли свои деньги по-разному:
денежки, деньжата, бабульки, бабки, зеленые
и даже бабло. А некоторые никак не называли
и вообще предпочитали с ними не общаться и
не говорить о них.
Заботливые хозяева любили, холили и
лелеяли свои деньги, они всегда были
чистенькие, довольные и все на своих местах,
часто путешествовали и общались с другими
деньгами. У заботливых хозяев деньги быстро
размножались. Но были такие хозяева,
которые заботились о своих деньгах уж
слишком сильно, буквально дрожали над
ними и никуда не пускали. У таких хозяев
денежкам жилось трудно, они не
размножались и постепенно умирали.
Были и совершенно безалаберные хозяева,
деньги у них всегда были какие-то помятые,
спали непонятно где, если ехали куда, то
всегда неожиданно. Часто хозяева вообще не
думали о них, не интересуясь их жизнью.
Об одном таком денежном семействе я вам и
расскажу. Жила такая семья в небольшом
домике. Зачастую хозяин забывал вернуть
деньги домой, и им приходилось ночевать то
в карманах, то в сумках, то просто где-то на
столе у хозяина. Хозяин о них заботился мало,
бывало, что и терял, редко пересчитывал,
никогда с ними не разговаривал и не часто
отпускал в путешествие или просто на
соседнюю улицу. Если они куда и ехали, то
было непонятно зачем, хозяин ничего не
объяснял и деньги иногда в дороге терялись.
Хозяин не считал их важными и мало думал о
них, у него были другие заботы
Их было то много, то мало. Когда становилось
много, то наступал совершенных хаос, в доме
все не помещались, все ругались между
собой, никто не знал, сколько он тут пробудет
и куда и когда отправится. В такие моменты
хозяин старался избавиться побыстрее от
денег, потому что не знал,что с ними делать.
Он пускал их на ветер. Деньги улетали и не
возвращались. Когда денег было мало,
становилось совсем тоскливо. В общем жизнь
у этой семьи была неспокойная и
нестабильная. Иногда деньги сами уходили
куда-то не в силах вынести такую жизнь. Часто
в семью приходили чужаки – заёмные деньги,
которые потом надо было отдавать.
Однажды настал такой момент, что денег в
доме не осталось почти совсем, да и те были
заемные. Хозяину стало без денег трудно
жить.
И тут хозяин решил с ними поговорить,
расспросить, что не так, почему так
происходит. Деньги очень обрадовались и
рассказали хозяину про свои потребности. Что
они не понимают, какое место в жизни
хозяина они занимают, зачем они ему. Что они
хотят, чтобы их уважали, любили и заботились
о них. Чтобы их считали, клали на место,
знакомили с другими деньгами, отправляли
путешествовать, планировали их жизнь и
движение. И тогда они будут жить долго и
размножаться. Хозяин очень удивился и
пообещал деньгам исправиться.
И началась у этого семейства совершенно
другая жизнь. Хозяин стал заботиться о них,
всегда старался вернуть их домой и не
оставлять где попало, дома тоже был
порядок, все жили в разных комнатах
соответственно своим номиналам. Он стал
планировать их жизнь, и часто отпускал их в
путешествия. Путешествуя, деньги
рассказывали другим деньгам, как им хорошо
живётся и другие деньги присоединялись к их
семейству. Семейство росло, но хаоса не
было, т.к. хозяин новым жителям сразу
определял их место и занимался их жизнью.
Он был рад всем новичкам. Деньгам было у
него очень хорошо, они стали быстро
размножаться и жили весело и активно. И
хозяину стало жить легко и интересно, деньги
помогали ему исполнять его желания и
достигать целей.
А как живётся вашему денежному семейству?

Жили-были деньги. Это был очень многочисленный и активный народ. Жили они в городках и селах и часто переезжали с места на место. Очень любили перемещаться, движение для них было смыслом жизни, если они долго оставались на одном месте, то быстро умирали.
Деньги были все очень разные с виду, разных цветов и размеров. Крупные купюры предпочитали компанию из себе подобных, а мелкие деньги и монетки общались больше между собой.

У денег были свои дома, у некоторых совсем маленькие, но многие имели целые дворцы.
Деньги любили ходить к друг другу в гости и даже пожить в чужом доме и также переезжали с места на место. Они женились, рожали детей, встречались очень плодовитые и многодетные семьи.
У денег были хозяева, которые за ними присматривали и управляли их движением и вообще их жизнью. Бесхозные деньги встречались крайне редко и их быстро прибирали к рукам.

Хозяева называли свои деньги по-разному: денежки, деньжата, бабульки, бабки, зеленые и даже бабло. А некоторые никак не называли и вообще предпочитали с ними не общаться и не говорить о них.

Заботливые хозяева любили, холили и лелеяли свои деньги, они всегда были чистенькие, довольные и все на своих местах, часто путешествовали и общались с другими деньгами. У заботливых хозяев деньги быстро размножались. Но были такие хозяева, которые заботились о своих деньгах уж слишком сильно, буквально дрожали над ними и никуда не пускали. У таких хозяев денежкам жилось трудно, они не размножались и постепенно умирали.

Были и совершенно безалаберные хозяева, деньги у них всегда были какие-то помятые, спали непонятно где, если ехали куда, то всегда неожиданно. Часто хозяева вообще не думали о них, не интересуясь их жизнью.
Об одном таком денежном семействе я вам и расскажу. Жила такая семья в небольшом домике. Зачастую хозяин забывал вернуть деньги домой, и им приходилось ночевать то в карманах, то в сумках, то просто где-то на столе у хозяина. Хозяин о них заботился мало, бывало, что и терял, редко пересчитывал, никогда с ними не разговаривал и не часто отпускал в путешествие или просто на соседнюю улицу. Если они куда и ехали, то было непонятно зачем, хозяин ничего не объяснял и деньги иногда в дороге терялись. Хозяин не считал их важными и мало думал о них, у него были другие заботы

Их было то много, то мало. Когда становилось много, то наступал совершенных хаос, в доме все не помещались, все ругались между собой, никто не знал, сколько он тут пробудет и куда и когда отправится. В такие моменты хозяин старался избавиться побыстрее от денег, потому что не знал,что с ними делать. Он пускал их на ветер. Деньги улетали и не возвращались. Когда денег было мало, становилось совсем тоскливо. В общем жизнь у этой семьи была неспокойная и нестабильная. Иногда деньги сами уходили куда-то не в силах вынести такую жизнь. Часто в семью приходили чужаки – заёмные деньги, которые потом надо было отдавать.

Однажды настал такой момент, что денег в доме не осталось почти совсем, да и те были заемные. Хозяину стало без денег трудно жить.
И тут хозяин решил с ними поговорить, расспросить, что не так, почему так происходит. Деньги очень обрадовались и рассказали хозяину про свои потребности. Что они не понимают, какое место в жизни хозяина они занимают, зачем они ему. Что они хотят, чтобы их уважали, любили и заботились о них. Чтобы их считали, клали на место, знакомили с другими деньгами, отправляли путешествовать, планировали их жизнь и движение. И тогда они будут жить долго и размножаться. Хозяин очень удивился и пообещал деньгам исправиться.

И началась у этого семейства совершенно другая жизнь. Хозяин стал заботиться о них, всегда старался вернуть их домой и не оставлять где попало, дома тоже был порядок, все жили в разных комнатах соответственно своим номиналам. Он стал планировать их жизнь, и часто отпускал их в путешествия. Путешествуя, деньги рассказывали другим деньгам, как им хорошо живётся и другие деньги присоединялись к их семейству. Семейство росло, но хаоса не было, т.к. хозяин новым жителям сразу определял их место и занимался их жизнью. Он был рад всем новичкам. Деньгам было у него очень хорошо, они стали быстро размножаться и жили весело и активно. И хозяину стало жить легко и интересно, деньги помогали ему исполнять его желания и достигать целей.

А как живётся вашему денежному семейству?

20 сентября 2016 4216

Поэтому вы идёте и выбираете на полке одну из потрёпанных книг — про спящих королев, котов в сапогах и чудищ-страшилищ.

И вот, в очередной раз, сказка была дочитана, дослушана и заканчивалась словами «и стал он сказочно богат».

Но детские вопросы иногда ставят взрослых в тупик. Во-первых, своей неожиданностью, во-вторых, мыслью — «а чего это я сам об этом никогда не задумывался». Вот и на этот раз чадо задалось вопросом: сказочно богат это насколько? И полцарства — это как?

Картинка с распиленным наполовину зАмком возникает у многих взрослых, которые хотя бы иногда сталкивались со словом «полцарства», но всегда отметается, как неверная. А вот вопрос о сказочном богатстве да ещё в самой сказке часто ставит в тупик.

Сколько это? Какой валютой оно измеряется, и платит ли принц потом налог с богатства? С этого началось наше исследование под названием «Деньги в сказках».

Буратино с итальянскими корнями

Известно, что сказка про Буратино была написала Алексеем Николаевичем Толстым методом «копипаста», и является вольным переводом итальянской истории про Пиноккио, придуманного Карло Коллоди.

Кстати, это одна из немногих сказок, где главный герой совершает первый обмен некоего актива на денежные средства . Так длинноносый деревянный друг, направляясь в школу, продал другому мальчишке азбуку за 4 сольдо, а деньги потратил на представление «Девочка с голубыми волосами, или Тридцать три подзатыльника».

Папе Карло идея продажи имущества и траты денег на девочек (пускай даже и с голубыми волосами) и прочие развлечения категорически не понравилась.

Если учесть, что Толстой писатель почти что наш, то операция по продаже азбуки за сольдо, а не за рубли, должна сопровождаться оговоркой, что операции в валюте строжайше запрещены:) Ведь совсем непонятно, в какой стране разворачиваются события!!!

А расчеты в валюте могут привести к аресту имущества:

  • букварь — 1шт
  • денежные средства — 4 сольдо

Плюс, к наложению штрафа. 11.1 статья КоАП Беларуси «Незаконное принятие иностранной валюты в качестве платежного средства» обязала бы Буратино заплатить штраф до пятидесяти базовых величин (1050 рублей!)

Кстати, вторая финансовая операция, которую провел Буратино, стала фактически открытием депозита. Однако не озаботившись имиджем финансовой компании, деревянный малыш рисковал всё потерять.

А вообще валютный депозит в сказке выглядел так:

В Стране Дураков есть волшебное поле, — называется «Поле Чудес»… На этом поле выкопай ямку, скажи три раза: «Крекс, фекс, пекс», положи в ямку золотой, засыпь землёй, сверху посыпь солью, полей хорошенько и иди спать. Наутро из ямки вырастет небольшое деревце, на нём вместо листьев будут висеть золотые монеты.

Первый депозит Буратино открывал глубоко за полночь:)

Для себя мы отметили, что с тех времён мало что поменялось, только вот деревце валютное стало уж совсем, каким-то чахлым. — больше похоже на неудачную посевную, чем на деревце с золотыми монетами:)

Мухи и копейки

Если брать стихотворную форму сказок, в которых упоминаются деньги, то «Муха-Цокотуха» будет стоять на первом месте. Особенно . Корней Иванович, не только назвал номинал, но и указал, куда были потрачены денежные средства главной героини.

Муха, Муха-Цокотуха,
Позолоченное брюхо!
Муха по полю пошла,
Муха денежку нашла.

Пошла Муха на базар
И купила самовар.

Согласно нумизматическому словарю, — «денежка — старинная русская монета номиналом в полкопейки».

Если брать современные белорусские реалии, то такой монеты в обиходе у нас нет, но теоретически это могло быть 50 неденоминированных рублей . Для покупки самовара, наверное, маловато, но и мухи, простите, не слоны.

Далее сюжет закручивается похлеще, чем в «Играх престолов», муха приглашает к себе на именины всех насекомых, а в кульминационной сцене вообще появляется «старичок-паучок», который по современным реалиям загремел бы на срок от 8 до 25 лет за покушение на убийство.

А вообще могло угрожать этому коварному членистоногому даже пожизненное заключение или даже — смертная казнь. Что, в принципе, и произошло от рук удалого комарика.

Сказка заканчивается свадьбой, а денежные средства у мухи ушли на гулянку в честь именин. Ну, на то она и муха, чтобы .

Золото и рубли

Если же мониторить русские народные сказки, то несметные сокровища, как правило, описываются скромно и измеряются исключительно золотом. При этом мера измерения идёт бочками и возами. Ну, действительно, не граммами же мерить, кто такую сказку читать станет???

Хотя встречаются сказки, где расчёт идёт в рублях, например «Барин и слуга» , в которой солдат после дембеля решил побатрачить на пана за 100 рублей в год, а после года (наверное, отсюда берёт корни контрактная система) пан должен был рассчитаться с солдатом.

Барин деньги зажал и отдавать не хотел, о чем честно сказал солдату. Солдат же в отместку предложил всего 3 дня послужить ему, как он служил барину, и мол «если выдержишь - деньги можешь не отдавать».

Естественно, по сюжету барин не выдержал, получил «палок по спине» и деньги вернул. Но это, скорее всего, какое-то уж совсем сказочное развитие сюжета.

И я там был мёд-пиво пил…

В общем, «сказка — ложь, но в ней намёк», по денежным вопросам проходит по касательной, больше сосредотачиваясь на самой идеи победы добра над злом.

Переворошив целую стопку сказочных книг, мы внезапно обнаружили, что они добрее, чем реальность, хотя в детстве казалось иначе. В реальности — Барин деньги возвращает годами и через суд, купить кухонную утварь на найденные деньги можно (но потом их попросят вернуть), а Базилио с Алисами и картой в страну Дураков подстерегают на каждом углу.

Но здесь важно понимать другое — всё это суета, главное чтобы было кому читать сказки, не засыпая, а заснув, не разбудить слушающего своим храпом.

Кстати, первыми кто догадался, что старые сказки совсем не учат финансовой грамотности, оказались белорусские банки. И предложили свои, .

Но это уже, как говорится, совсем другая история:) А какие сказки помогают вашим детям постигать сложный мир финансов? Пишите в комментариях!


Close