Выделяют три основные стадии развития психики у животных - элементарной сенсорной психики и интеллекта по следующим критериям: форме психического отражения, ведущему типу поведения и строению нервной системы.

Стадия элементарной сенсорной психики . Психическое отражение животных, находящихся на этой стадии, имеет форму чувствительности только к отдельным свойствам среды, т.е. форму элементарных ощущений. Соответственно поведение животных отвечает тому или иному отдельному свойству.

Учитывая эволюцию внутри стадии, выделяют в ней низший и высший уровни. На низшем уровне есть организмы, которые стоят на грани растительного и животного мира, например жгутиковые. Представителями низшего уровня являются также губки, простейшие, кишечнополостные, низшие черви. На высшем уровне расположено большое число многоклеточных беспозвоночных и некоторые виды позвоночных. Для них характерны достаточно сложное строение нервной системы, сложная и высокодифференцированная организация двигательного аппарата. Формы их поведения сложнее и разнообразнее. Тем не менее, им также присуще отражение отдельных свойств среды, а не целостных вещей.

В процессе эволюционного развития животных на стадии элементарной сенсорной психики у многих из них сформировалась достаточно сложная форма поведения - инстинкт. Инстинкт - это поведение, отвечающее наследственно программированным, стереотипным формам действий, посредством которых животное без специального обучения приспосабливается к условиям окружающей среды.

Стадия перцептивной психики характеризуется способностью отражения внешней действительности уже не в форме отдельных элементарных ощущений, вызываемых отдельными свойствами среды, но в форме отражения набора качеств, вещей. На этой стадии также выделяются низший и высший уровни. На разных уровнях стадии перцептивной психики находятся большинство существующих ныне позвоночных животных. На высшем уровне расположены все млекопитающие.

У животных на стадии перцептивной психики формируется более сложный тип пластичного индивидуального поведения, механизмом которого служит анализ и синтез условий окружающей среды, осуществляемые на основе более развитой формы психического отражения. Материальным субстратом новой формы отражения и нового типа поведения стало усложнение строения и функций центральной нервной системы и прежде всего развитие коры больших полушарий головного мозга. Значительные изменения произошли также в развитии органов чувств, в первую очередь зрения. Одновременно развивались и органы движений.

На стадии перцептивной психики у животного сохраняется и инстинктивное поведение, но оно становится значительно более пластичным и приспосабливается к конкретным условиям жизни особи.

Стадия интеллекта . На этой стадии находится небольшое число видов самых высокоорганизованных млекопитающих - человекоподобных обезьян. Отличительная способность интеллекта животных заключается в том, что в дополнение к отражению отдельных вещей у них возникает отражение целостных ситуаций и отношений между предметами. В поведении животных возникает еще более сложная форма - решение задач .

Усложнение форм психического отражения и поведения животных на стадии интеллекта взаимосвязано с усложнением строения головного мозга, развитием корковых структур. Наиболее радикальные анатомо-физиологические преобразования произошли в лобных долях головного мозга, регулирующих интеллектуальное поведение.

Стадия интеллекта человекоподобных обезьян представляет собой верхнюю границу развития психики животных. Далее начинается качественно новый этап в истории развития психики - сложный и длительный процесс историко-эволюционного развития Homo sapiens, или «Человека разумного».

Сознание человека возникло и развивалось в общественный период его существования, и история становления сознания не выходит, вероятно, за рамки тех нескольких десятков тысяч лет, которые мы относим к истории человеческого общества. Главным условием возникновения и развития человеческого сознания является совместная продуктивная опосредованная речью орудийная деятельность людей . Это такая деятельность, которая требует кооперации, общения и взаимодействия людей друг с другом. Она предполагает создание такого продукта, который всеми участниками совместной деятельности сознается как цель их сотрудничества.

Особо важное значение для развития человеческого сознания имеет продуктивный, творческий характер человеческой деятельности. Сознание предполагает осознание человеком не только внешнего мира, но и самого себя, своих ощущений, образов, представлений и чувств.

Стадии развития психики по Леонтьеву.

Введение.

В данной лекции будет проведен анализ проблемы развития психики в филогенезе. Сначала мы рассмотрим концепцию А.Н.Леонтьева о трех этапах в эволюции психики, а в следующей лекции проследим развитие двигательной активности, нервной системы и поведения, начиная с одноклеточных животных и кончая млекопитающими.

А.Н.Леонтьев в своей концепции эволюции психики исходил из следующего основного положения. Каждая новая ступень психического развития начиналась с усложнения взаимодействия организма с внешней средой (то есть, деятельности). Именно усложнение деятельности, по его глубокому убеждению, приводило к усложнению психического отражения; при этом качественные скачки в психическом развитии животных в филогенезе были связаны с кардинальным изменением процессов взаимодействия их с внешней средой. В свою очередь, новая форма психического отражения приводила к дальнейшему развитию и усложнению деятельности. Получается нечто вроде развития по спирали. Он утверждал, что “всякое отражение формируется в процессе деятельности животного; таким образом, будет отражаться в ощущениях животных воздействующее на него свойство предмета, определяется тем, связано ли реально животное в процессе приспособления к среде, в своей деятельности с этим предметом и как именно оно с ним связано . С другой стороны, всякая деятельность животного, опосредствованная ощущаемыми им воздействиями, совершается в соответствии с тем, как отражается данное воздействие в ощущениях животного. Понятно, что основным в этом сложном единстве отражения и деятельности является деятельность животного, практически связывающего его с объективной действительностью; вторичным, производным оказывается психическое отражение воздействующих свойств этой действительности”.

А.Н.Леонтьев обратил также внимание на то, что биологическое и психическое развитие животных может не совпадать. То есть, животное, стоящее на более высокой ступени биологического развития, не обязательно обладает развитой психикой. Например, с его точки зрения, некоторые одноклеточные животные организмы превосходят по уровню психического развития некоторых многоклеточных, в частности, кишечно-полостных животных.

А.Н.Леонтьев выделял три стадии развития психики в филогенезе: стадию элементарной сенсорной психики, стадию перцептивной психики и стадию интеллекта.

Элементарная сенсорная психика.

Примитивные одноклеточные гетеротрофы, с которых началось развитие царства животных, находились на самой низшей стадии развития психики, которую А.Н.Леонтьев назвал стадией элементарной сенсорной психики . Элементарная сенсорная психика, с его точки зрения, присуща также примитивным многоклеточным организмам (гидрам, медузам, червям), а также и более сложноорганизованным животным, например, членистоногим и некоторым группам хордовых.

Для того чтобы понять в чем особенности психического отражения на стадии элементарной сенсорной психики нужно проанализировать особенности деятельности, характерной для животных, находящихся на этой стадии развития психики. Обратимся к примеру, который приводит А.Н.Леонтьев в своей книге “Проблемы развития психики”. Рассмотрим охоту паука: паук при попадании в его ловчую сеть какого-либо насекомого воспринимает вибрацию нитей сети и направляется в сторону источника этой вибрации. Затем он убивает жертву ядом своих желез, опутывает ее коконом и впрыскивает туда пищеварительный секрет, который переваривает пищу. Что вызывает это поведение? Вибрация или вид насекомого? Жизненно важный или нейтральный признак этой ситуации? Второй вопрос - на что направлена эта деятельность ? На вибрацию или на жизненно важный признак этой ситуации - на насекомое? Оказывается то, что вызывает эту деятельность и то, на что она направлена есть вибрация, а не насекомое. Это доказывается следующим опытом. Если к паутине прикасаться звучащим камертоном, то паук ведет себя точно также, как, если бы это было какое-нибудь насекомое. Он устремляется к нему, оборачивает его паутиной и пытается даже нанести удар челюстями. В обычной ситуации камертон никогда не вызывает такой внешней активности паука. Подобное поведение паук обнаруживает с различными другими предметами, которые вызывают вибрацию паутины. Из этого эксперимента видно, что охота у паука регулируется единственным свойством - вибрацией, которое приобрело в процессе эволюции биологический смысл. Анализируя данное пищедобывательное поведение насекомого, А.Н.Леонтьев предположил, что отражение во время этой деятельности имеет форму чувствительности к отдельному воздействующему свойству - к вибрации. Таким образом, отражается не весь предмет, а какое-то его отдельное свойство или совокупность свойств . Почему? Если бы паук во время этой деятельности отражал не какое-нибудь одно свойство стимульной ситуации, в частности, вибрацию, а вибрирующий предмет как нечто целостное, которое состоит не только из вибрации или суммы других свойств, то он бы не стал совершать бессмысленные движения нападения по отношению к камертону.

Отражение животных, стоящих на этой стадии развития психики, подчиняется закону разнородной суммации , который, как было показано выше, установил на основании экспериментов на бабочках Н.Тинберген. Согласно одной из интерпретаций этого закона, субъективно внешний мир для организма – это набор отдельных ощущений, отражающих отдельные признаки и свойства. Например, для самца бабочки бархатницы самка – это совокупность таких признаков, как светлость, размер и подвижность. Если предмет обладает хотя бы одним из этих признаков в соответствующем количественном выражении, то он воспринимается как объект для преследования и спаривания.

Таким образом, стадия элементарной сенсорной психики, с точки зрения А.Н.Леонтьева, характеризуется следующими чертами. Во-первых, деятельность животных отвечает тому или иному отдельному воздействующему свойству или совокупности свойств стимульной ситуации. Во-вторых, отражение действительности имеет форму чувствительности к отдельным воздействующим свойствам.

Перцептивная психика.

Переход к качественно новой стадии развития психики был связан с качественным изменением структуры деятельности животных. Рассмотрим структуру пищедобывательной деятельности у животных, которые, с точки зрения А.Н.Леонтьева, находятся на стадии перцептивной психики - у собаки и аквариумной рыбки в условиях совершения обходного движения. Собака помещается в вольер, в котором на пути к пище находится перегородка. Соответственно рыбка помещается в аквариум, где также на пути к пище находится препятствие в виде марлевой сетки. Оба вида животных быстро научаются обходить перегородку, чтобы добыть пищу. Обходное движение, которое совершает и рыбка, и собака – это, с точки зрения А.Н.Леонтьева, особая сторона деятельности, которую он назвал операцией. Операция - это та сторона деятельности, которая отвечает условиям, в которых дан побуждающий эту деятельность предмет.

А.Н.Леонтьев считал, что и рыбка, и собака находятся, в соответствии с уровнем развития своего взаимодействия с внешней средой, на стадии перцептивной психики, так как обладают операциями. Но, с точки зрения психического отражения, аквариумная рыбка еще имеет элементарную сенсорную психику. Это можно показать в следующем эксперименте. Если убрать преграду, то собака сразу же прекращает совершать обходное движение и бежит напрямую к пище. Рыбка же и после исчезновения преграды в течение довольно продолжительного времени будет плавать по прежней траектории. Какой вывод из этого эксперимента сделал А.Н.Леонтьев? Собака, вероятно, воспринимает перегородку как отдельный предмет, который напрямую не связан с пищей. Рыбка воспринимает преграду как одно из свойств пищи, как саму пищу, как то, без чего пища уже существовать не может. Поэтому она раз за разом совершает обходное движение, так как вероятно “думает”, что без этого движения ей пища будет не доступна.

А.Н.Леонтьев утверждал, что появление в структуре деятельности животных операций было одной из главных причин возникновения качественно нового типа психического отражения - перцептивного отражения, отражения, при котором животное воспринимает уже не отдельные свойства, а целостные предметы. Рыбы также выполняют обходное движение, следовательно, у них в структуре деятельности уже есть операции, то есть объективно их деятельность соответствует уровню перцептивной психики. Но, как было показано выше, субъективно они находятся еще на уровне элементарной сенсорной психики, так как воспринимают не целостные предметы, а отдельные свойства этих предметов. Это противоречие (несоответствие) между уже высоким уровнем деятельности и еще примитивным уровнем отражения, по словам А.Н.Леонтьева, и привело в ходе эволюции к появлению предметности восприятия, то есть к появлению животных, обладающих перцептивной психикой. А.Н.Леонтьев пишет: “Если на стадии элементарной сенсорной психики дифференциация воздействующих свойств была связана с простым их объединением вокруг доминирующего раздражителя, то теперь впервые возникают процессы интеграции воздействующих свойств в единый целостный образ, их объединения как свойства одной и той же вещи. Окружающая действительность отражается теперь животными в форме более или менее расчлененных образов отдельных вещей”.

Кроме указанной причины предпосылками для появления перцептивной психики в ходе филогенетического развития животных были следующие.

Во-первых, это увеличение многообразия форм чувствительности У примитивных видов животных, как правило, наиболее развита только какая-то одна форма чувствительности. Так дождевой червяк живет в основном в мире тактильной и химической чувствительности. Но с развитием взаимодействия с окружающей средой в процессе филогенеза у животных начинают возникать и развиваться множество других органов чувств, в особенности, дистантные - зрение, обоняние, слух.С развитием многообразия органов чувств животные получают возможность воспринимать предмет сразу по многим параметрам и модальностям - полизать, понюхать, потрогать, посмотреть, услышать и т.д. Это было одной из важнейших предпосылок появления целостности восприятия. Известно, что процесс восприятия, в отличие от процесса ощущения, как правило, требует взаимодействия как минимум двух сенсорных систем. Например, возникновение зрительного образа восприятия у взрослого человека связано с интеграцией информации, поступающей от зрительной сенсорной системы, и сигналов от проприоцептивной сенсорной системы, которая сообщает мозгу сведения о движении глаз в ходе разглядывания предмета. У ребенка, кроме того, в ходе становления зрительного восприятия решающее значение имеет информация, поступающая от проприоцептивной системы, связанной с регистрацией положения передних конечностей и пальцев.

Во-вторых, предпосылкой появления перцептивной психики было развитие нервной системы , которая получила мощный толчок в связи с развитием многообразия форм чувствительности и двигательной активности. В головном отделе нервной системы необходимым образом появляются, так называемые, ассоциативные области, которые являются местом интеграции информации, поступающей из разных органов чувств . В головном ганглии насекомых таким областям соответствуют так называемые грибовидные тела, а в головном мозге позвоночных животных - ассоциативные ядра таламуса и кора больших полушарий.

В-третьих, предпосылкой для появления восприятия и его развития было усложнение двигательной активности , которое, как будет показано дальше, было связано с появлением дистантных органов чувств, опорно-двигательного аппарата на основе мощной и быстрой поперечно-полосатой мускулатуры, с появлением органов внешних движений - парных конечностей у позвоночных и разнообразных конечностей у членистоногих.

Таким образом, для перцептивной психики, с точки зрения А.Н.Леонтьева, характерны следующие признаки. Во-первых, в структуру деятельности животных входят операции. Во-вторых, психическое отражение внешней действительности характеризуется восприятием целостных вещей. Другими словами, у таких животных наряду с процессами ощущения существуют также процессы восприятия.

Стадия интеллекта.

Наконец, А.Н.Леонтьев выделял в развитии психики стадию интеллекта. На этой ступени психического развития, с его точки зрения, находятся высшие млекопитающие, в частности, человекообразные обезьяны и человек. Рассмотрим строение деятельности человекообразных обезьян в условиях следующего эксперимента. Голодное животное помещают в клетку, где находится короткая палка. Вне клетки лежит длинная палка и фрукт. Обезьяне нужно сначала короткой палкой достать длинную, а потом последней достать плод. Решение данной задачи проходит в два этапа - на первом этапе нужно совершить определенное действие (достать маленькой палкой большую), которое подготавливает совершение действия на втором этапе (достать большой палкой плод). Завершающее действие уже непосредственно связано с удовлетворением биологически важной потребности. Такие задачи А.Н.Леонтьев называл двухфазными задачами. С его точки зрения, животные, которые способны решать такие задачи, находятся уже на следующей стадии развития психики - на стадии интеллекта.

В чем специфика двухфазных задач? Первая фаза (фаза подготовления ) вне связи со второй лишена какого бы то ни было биологического смысла. Она бессмысленна, если животное не предвидит последствий действий, совершенных на этой фазе решения задачи. Вторая фаза (фаза осуществления ) непосредственно связана с удовлетворением какой-то биологической потребности. Главное различие между этими фазами заключается в том, что если поведение на заключительной фазе и побуждается пищей, и направлено на пищу, то поведение в подготовительную фазу хотя и побуждается пищей, но направлено не на нее, а на палку. Именно фаза подготовления составляет, с точки зрения А.Н.Леонтьева, характерную черту интеллектуального поведения. Кроме вышеперечисленных особенностей для нее характерны следующие черты.

Во-первых, в эту фазу животное совершает различные пробующие движения. Но это не хаотические случайные движения, которые случайным образом приводят к разрешению задачи. Животные производят пробы различных ранее выработанных операций . У каждой обезьяны, например, в течение жизни накапливается солидный багаж выработанных в различных условиях операций. Если она раньше уже сталкивалась с аналогичной ситуацией, то она применяет имеющуюся в ее запасе операцию, если ситуация новая, то обезьяна начинает перебирать различные операции, пока не добьется с помощью одной из них желаемого успеха. Например, обезьяне надо открыть ящик, закрытый на особую щеколду, в котором находится пища. Допустим, раньше она никогда не сталкивалась с такой задачей. Сначала она пытается грызть угол ящика, потом пытается проникнуть вглубь через его щели, если и это не удается, то она пытается отгрызть щеколду, потом переворачивает ящик, в конце концов, начинает манипулировать со щеколдой и, наконец, открывает его.

Во-вторых, операции у животных, обладающих интеллектом, перестают быть неподвижно связанными с теми ситуациями, в которых они были первоначально выработаны . Другими словами, животные могут свободно переносить операции из одних ситуаций в другие. Таким образом, операции на стадии интеллекта как бы начинают жить своей собственной судьбой.

Мы рассмотрели специфику интеллектуальной стадии развития психики со стороны строения деятельности. Прежде единая деятельность дифференцируется на две разнокачественные фазы - на фазу подготовления и фазу осуществления . В чем специфика психического отражения у животных, стоящих на этой стадии развития психики?А.Н.Леонтьев считал, что животные, обладающие интеллектом, отражают не только отдельные вещи, но и их отношения и связи между собой . В момент, когда обезьяна достает короткой палкой длинную, она не только отражает эти палки, но она также понимает связь между этой деятельностью и конечным результатом, то есть она отражает связь между короткой палкой и плодом, который она достанет длинной палкой.

Таким образом, стадия интеллекта, с точки зрения А.Н.Леонтьева, характеризуется следующими чертами. Деятельность дифференцируется на две разнокачественные фазы - на фазу подготовления и фазу осуществления. Животные, обладающие интеллектом, отражают не только отдельные вещи, но и их отношения и связи между собой.

Относительно становления и развития психики и поведения у животных существует целый ряд гипотез. Одну из них, касающуюся стадий и уровней развития психического отражения, от простейших животных и до человека, в своей книге "Проблемы развития психики" выдвигает А.Н. Леонтьев. В основу описанных им стадий психического развития Леонтьев положил признаки наиболее глубоких качественных изменений, которые претерпела психика в процессе эволюции животного мира. Согласно этой концепции, в развитии психики и поведения животных можно выделить ряд стадий и уровней. А.Н. Леонтьев выделял две основных стадии развития психики: элементарную сенсорную и перцептивную. Первая включает в себя два уровня: низший и высший, а вторая - три уровня: низший, высший и наивысший. Как отмечал А.Н. Леонтьев, в процессе эволюционного развития эти процессы тесно взаимосвязаны. Совершенствование движений ведет к улучшению приспособительной деятельности организма, которая, в свою очередь, способствует усложнению нервной системы, расширению ее возможностей, создает условия для развития новых видов деятельности и форм отражения. Все это вместе взятое способствует совершенствованию психики. Четкая, наиболее существенная грань проходит между элементарной сенсорной и перцептивной психикой, знаменуя собой основную веху грандиозного процесса эволюции психики. Подобное подразделение, однако, слишком поверхностно и не охватывает всего многообразия животного мира. Позднее, с учетом многих исследований, касающихся поведения, эта гипотеза была доработана и уточнена К.Э. Фабри. К.Э. Фабри считает, что как в пределах элементарной сенсорной, так и в пределах перцептивной психики следует выделить существенно различающиеся уровни психического развития: низший и высший, допуская при этом существование и промежуточных уровней. Важно отметить, что крупные систематические группы животных не всегда и не вполне укладываются в эти рамки. Это неизбежно, так как в пределах крупных Таксон - (от лат. taxare - оценивать) совокупность дискретных объектов, связанных определенной общностью свойств и признаков, характеризующих эту совокупность. Это можно объяснить тем, что качества высшего психического уровня всегда зарождаются на предшествующем уровне. С точки зрения А.Н. Северцова, изменения условий жизни порождают необходимость изменения поведения, а это затем приводит к соответствующим морфологическим изменениям в двигательной и сенсорной сферах и в центральной нервной системе. Но не сразу и даже не всегда функциональные изменения влекут за собой морфологические. Более того, у высших животных зачастую вполне достаточными, а иногда даже наиболее результативными являются чисто функциональные изменения без морфологических перестроек, т.е. адаптивные изменения только поведения. Поэтому поведение в сочетании с мультифункциональностью двигательных органов обеспечивает животным наиболее гибкую адаптацию к новым условиям жизни. Указанные функциональные и морфологические преобразования определяют качество и содержание психического отражения в процессе эволюции. При этом врожденное и приобретаемое поведение не являются последовательными ступенями на эволюционной лестнице, а развиваются и усложняются совместно, как два компонента одного единого процесса. Прогрессивному развитию инстинктивного, генетически фиксированного поведения соответствует прогресс в области индивидуально-изменчивого поведения. Инстинктивное поведение достигает наибольшей сложности как раз у высших животных, и этот прогресс влечет за собой развитие и усложнение у них форм обучения.

Сенсорная стадия (или стадия элементарной чувствительности) – на этой стадии животные отражают отдельные свойства предметов и явлений, нет целостного отражения предметов;

Низший уровень – сетевидная (диффузная) нервная система – кишечнополостные

Высший уровень – узловая (ганглионарная) нервная система – черви.

Перцептивная стадия (восприятие) - животные на этой стадии способны отражать не только отдельные свойства предметов и явлений, но и предметы и явления в целом.

Низший уровень: данная стадия характерна для животных с ганглионарной нервной системой с выделением различных отделов. Появляются зачатки головного мозга, брюшной отдел – все членистоногие.

Высший уровень: трубчатая нервная система – у хордовых (ланцетники, рыбы, пресноводные, млекопитающие).

Стадия интеллекта (ручного мышления) – животные способны отражать простые связи между предметами, отражать предметную ситуацию, решать двухфазовые задачи.

Низший уровень – животные, у которых уже появляются ЦНС и появляется кора головного мозга (собаки, кошки, дельфины, обезьяны).

Первая - стадия элементарной сенсорной психики - имеет два уровня: низший и высший. Для первой стадии характерен сенсорный способ, или уровень ощущений.

Вторая - стадия перцептивной психики - имеет три уровня: низший, высший и наивысший. В основе выделения этих двух стадий развития психики лежат основные характеристики способов получения информации об окружающем мире. Для второй - перцептивный способ, или уровень восприятия

15. Общее представление о формах поведения: инстинкт, научение, навык, интеллект

Под поведением понимают определенным образом организованную деятельность, осуществляющую связь организма с окружающей средой. В то время как у человека внутренний план сознания отдифференцирован от поведения, у животных психика и поведение образуют непосредственное единство, так что изучение их психики необходимо включается как компонент в изучение их поведения. Инстинкт- совокупность врожденных компонент поведения и психики животных и человека. Составная часть поведения инстинктивного - наименее пластичная его компонента. У животных - генетически запрограммированные формы поведения, характерные для данного вида и связанные прежде всего с пищевой, защитной и репродуктивной сферами. Достаточно постоянны и независимы от локальных изменений внешней среды. Выводы о «слепоте» или «разумности» инстинктов некорректны: следует говорить соответственно об их фиксированности, ригидности и о биологической целесообразности. Ригидность инстинкта тоже целесообразна - она отражает приспособленность животного к постоянству условий его обитания. «Ошибки» инстинкта при попадании животного в непривычные для него условия можно сравнить с «ошибками», иллюзиями восприятия; инстинктам свойственна такая же «непреодолимость» и даже «принудительность». Те и другие «ошибки» возникают в результате автоматического срабатывания непроизвольных механизмов - правильных, но оказавшихся в «неправильных», искусственных, маловероятных или даже невозможных в природе ситуациях. Согласно этологической теории, инстинкты обусловлены действием внешних и внутренних факторов. К внешним относятся специальные раздражители - стимулы ключевые. К внутренним факторам относится эндогенная стимуляция центров инстинктивных действий, приводящая к снижению порога их возбуждения. В этом смысле весьма показательны факты расширения спектра раздражителей, вызывающих инстинктивные действия, особенно - факты спонтанного появления последних. Согласно модели К. Лоренца, обычно эндогенная активность инстинктивных действий заторможена и блокирована. Адекватные стимулы снимают блокировку, действуя как ключ, отчего и получили название. Ныне значительно изменились взгляды на вопрос о соотношении инстинкта и научения. Раньше формы поведения, основанные на инстинкте и научении, противопоставлялись. Считалось, что инстинктивные действия строго запрограммированы и их индивидуальная «доводка» невозможна. Позже выяснилось, что это далеко не так: многие инстинктивные действия должны пройти период становления и тренировки в ходе индивидуального развития животного - период обучения облигатного. Так что многие инстинктивные акты «достраиваются» в индивидуальном опыте животного, и эта достройка тоже запрограммирована. Она обеспечивает приноровление инстинктивного действия к условиям среды. Разумеется, пластичность инстинктивного действия ограничена и определяется генетически. Гораздо большую пластичность обеспечивает научение факультативное - процесс освоения новых, сугубо индивидуальных форм поведения. Если при обучении облигатном все особи вида совершенствуются в одних и тех же видотипичных действиях, то при научении факультативном они овладевают индивидуально-особенными формами поведения, приспосабливая их к конкретным условиям существования. В понятие инстинкта в разные времена вкладывалось различное содержание:

1) иногда инстинкт противопоставлялся сознанию, а применительно человека - служил для обозначения страстей, импульсивного, необдуманного поведения, «животного начала» в человеческой психике и пр.;

2) в других случаях инстинктом назывались сложные рефлексы безусловные, нервные механизмы для координации жизненно необходимых движений и пр.

В филогенезе, до научения живым существам помогало выживать и приспосабливаться инстинктивное поведение. Следующей ступенью в эволюции стало научение (сначала облигатное, потом факультативное научение). Следующая ступень приобретения индивидуального опыта после научения - обучение, образование и воспитание.

Научение в широком смысле (в таком смысле термин чаще используется зарубежными авторами) включает в себя и обучение, и тогда понимается просто как изменение поведения вследствие приобретения нового опыта. Виды научения. Обычно к поведенческому научению относят такие процессы, как привыкание, импринтинг, запечатление, сенситизация, ассоциативное научение (якорение, образование простейших условных рефлексов), оперантное научение, включающее инструментальное научение (метод проб и ошибок) и творческое научение, последовательное научение

Отдельно следует выделить социальное научение - научение социальной жизни: как жить среди людей (или, в случае поведения животных, как жить среди других животных).

Что касается научения как приобретение знаний, то выделяют три вида научения: наращивание знаний, переструктурирование и настройка.

У человека есть несколько видов научения. Первый и простейший из них объединяет человека со всеми другими живыми существами, обладающими развитой центральной нервной системой. Это - научение по механизму импринтинга, т. е. быстрого, автоматического, почти моментального по сравнению с длительным процессом обучения приспособления организма к конкретным условиям его жизни с использованием практически готовых с рождения форм поведения. К примеру, достаточно прикоснуться каким-либо твердым предметом к внутренней поверхности ладони новорожденного, как у него автоматически сжимаются пальцы руки. Через описанный механизм импринтинга формируются многочисленные прирожденные инстинкты включая двигательные, сенсорные и другие. По традиции, сложившейся со времен И. П. Павлова, подобные формы поведения называют безусловными рефлексами, хотя для их наименования больше подходит слово «инстинкт». Такие формы поведения обычно генотипически запрограммированы и мало поддаются изменению. Второй вид научения - условно рефлекторное. Данный вид научения предполагает возникновение новых форм поведения как условных реакций на первоначально нейтральный стимул, который раньше специфической реакции не вызывал. Стимулы, которые способны породить условно рефлекторную реакцию организма, должны восприниматься им. Все основные элементы будущей реакции также должны уже быть в наличии в организме. Благодаря условнорефлекторному научению, они связываются друг с другом в новую систему, обеспечивающую реализацию более сложной формы поведения, чем элементарные врожденные реакции. Третий вид научения-оперантное. При данном виде научения знания, умения и навыки приобретаются по так называемому методу проб и ошибок. Он состоит в следующем. Задача или ситуация, с которой столкнулся индивид, порождает у него комплекс разнообразных реакций: инстинктивных, безусловных, условных. Организм последовательно пробует на практике для решения задачи каждую из них и автоматически оценивает достигнутый при этом результат. Та из реакций или то их случайное сочетание, которое приводит к наилучшему результату, т. е. обеспечивает оптимальное приспособление организма к возникшей ситуации, выделяется среди остальных и закрепляется в опыте. Это и есть научение по методу проб и ошибок. Все описанные виды научения встречаются как у человека, так и у животных и представляют собой основные способы приобретения жизненного опыта различными живыми существами. Но у человека есть и особые, высшие способы научения, редко или почти не встречающиеся у других живых существ. Это, во-первых, научение через прямое наблюдение за поведением других людей, в результате которого человек сразу перенимает и усваивает наблюдаемые формы поведения. Во-вторых, это вербальное научение, т. е. приобретение человеком нового опыта через язык. Благодаря ему человек имеет возможность передавать другим людям, владеющим речью, и получать сам необходимые способности, знания, умения и навыки, описывая их словесно достаточно подробно и понятно для обучаемого.

НАВЫК (действие автоматизированное, автоматизм вторичный) - действие, сформированное путем повторения, характерное высокой степенью освоения и отсутствием поэлементной сознательной регуляции и контроля. Различаются навыки перцептивные, интеллектуальные и двигательные, а также: 1) навыки исходно автоматизированные, формирующиеся без осознания их компонент; 2) навыки вторично автоматизированные, формируемые с предварительным осознанием компонент действия; они легче становятся сознательно контролируемыми, быстрее совершенствуются и перестраиваются. Благодаря формированию навыков достигается двоякий эффект: действие выполняется быстро и точно, и происходит высвобождение сознания, кое может быть направлено на освоение более сложных действий. Этот процесс имеет фундаментальное значение и лежит в основе развития всех умений, знаний и способностей. В совокупности со знаниями и умениями навыки обеспечивают правильное отражение в представлениях и мышлении: мира, законов природы и общества, взаимоотношений людей, места человека в обществе и его поведения. Это все помогает определить свою позицию по отношению к действительности. Навыки характерны разной степенью обобщенности: чем шире класс объектов, по отношению к коим навык может осуществиться, тем более он обобщен и лабилен. Процесс формирования навыка включает в себя определение его компонент и такое овладение операцией, кое позволяет достичь высших показателей на базе совершенствования и закрепления связей между компонентами, автоматизации и высокого уровня готовности действия к воспроизведению. Исследование навыков началось с навыков двигательных, но по мере изучения разных сторон деятельности психической исследоваться стали навыки сенсорные и умственные. Эта классификация закрепилась, ибо были установлены не только отличительные, но и общие свойства навыков всех классов. Чаще всего навыки формируются путем подражания или выработки рефлексов условных, но также путем проб и ошибок, причем с увеличением числа проб ошибок становится все меньше. Итак, выработка навыка - процесс, как бы идущий с двух противоположных сторон: co стороны субъекта и со стороны организма. Из сложных движений произвольно и сознательно вычленяются отдельные элементы и отрабатывается их выполнение. Одновременно, уже без участия воли и сознания, идет процесс автоматизации действия. Организм в ходе автоматизации перенимает на себя значительную часть работы, организуемой сознанием. На формирование навыка влияют следующие эмпирические факторы: 1) мотивация, обучаемость, прогресс в усвоении, упражнение, подкрепление, формирование в целом или по частям; 2) для уяснения содержания операции - уровень развития субъекта, наличие знаний, умений, способ объяснения содержания операции (прямое сообщение, косвенное наведение и пр.), связь обратная; 3) для овладения операцией - полнота уяснения ее содержания, постепенность перехода от одного уровня овладения к другому по определенным показателям (автоматизированность, интериоризованность, скорость и пр.).

Интеллект - это способность человека целенаправленно действовать, рационально мыслить и достигать определенных результатов. Эта способность необходима при возникновении различных трудностей и проблем в жизни человека. Это может быть математическая задача, способность быстро принимать решение и действовать в опасной ситуации. Виды интеллекта. Развитие интеллекта предопределяет и наследственность, и развитие психических функций. В понятие интеллекта входят такие виды психической деятельности, как память, восприятие, мышление, речь, внимание, представляющие собой предпосылки познавательной деятельности, способность максимально использовать ранее приобретенный опыт, совершать анализ и синтез, совершенствовать навыки и умножать знания. Чем лучше память и мышление, тем выше интеллект. Для уровня интеллекта важны и творческие способности, и социальный интеллект, а также способность решать психологические проблемы. Психологи для определения возрастных изменений интеллекта употребляют понятие флюидного и кристаллизованного интеллекта. Кристаллизованный, или конкретный, интеллект - это навыки речи, знания и умение применить свои знания на практике или в научной деятельности. Флюидный, или абстрактный, интеллект - это способность абстрактно мыслить, делать выводы и умение ими пользоваться. С возрастом флюидный интеллект человека снижается, а кристаллизованный наоборот повышается. Развитие интеллекта. В первые десять лет жизни человека интеллект постепенно повышается. В этом нетрудно убедиться, выполнив соответствующий возрасту тест. Интеллект человека 18-20 лет достигает своего пика, хотя, конечно, человек совершенствует свой интеллект на протяжении всей жизни, учится, приобретает опыт и т.п. Уровень интеллекта можно прогнозировать сравнительно рано. В течение первых 18 месяцев жизни ребенка ничего нельзя сказать о его будущем интеллекте, однако уже в это время необходимо развивать умственные способности ребенка.

Психику и поведение животных изучает зоопсихология. Наука берет свое начало в XIX веке в трудах Ч.Дарвина, К.Ф. Рулье, В.А.Вагнера. Психика животных изучается в диалектическом единстве с их поведением и устройством нервной системы. Основным фактором развития психики животных ученые считают усложнение условий жизнедеятельности, которое приводит к более динамичным и разнообразным движениям. Усложняются строение тела, отражательные функции, регулятивные механизмы движений

Формой психики животных в анатомо-физиологическом смысле является нервная ткань или ее аналог в простейших формах жизни животных. По мере развития у животных сформировалась нервная система: ретикулярная, ганглионарная и, наконец, центральная.

В зоопсихологии существуют такие параметры, как форма психического отражения, ведущий поведенческий тип, строение нервной системы. По ним выделены три основные стадии развития психики животных.

Стадия элементарной сенсорной психики

Стадия элементарной сенсорной психики проявляется в чувствительности к отдельным свойствам среды, имеет форму элементарных ощущений. Поведение животных основывается на одном свойстве. Внутри стадии происходили эволюционные изменения. Зоопсихолог К.Э.Фабри определяет уровни эволюции: низший и высший.

Определение 1

К низшему уровню относятся организмы, которые находятся на границе растительного и животного мира: жгутиковые, губки, простейшие, кишечнополостные, низшие черви.

Определение 2

К высшему уровню принадлежат многоклеточные беспозвоночные и некоторые виды позвоночных животных.

У них сложное строение нервной системы, двигательный аппарат имеет сложную дифференциацию. Соответственно, поведенческие проявления сложны и многообразны.

Пример 1

Рассмотрим поведение паука, который ловит насекомое в паутине. Поведение паука сложное, побуждается вибрацией крыльев насекомого, которая передается через паутину. После прекращения вибрации движения паука в сторону насекомого не наблюдаются. Но если вибрационные моменты есть, например, они создаются камертоном. Паук направляется к камертону и наносит ему удар челюстями.

Из всего многообразия мира животные способны воспринять абсолютно малую его часть. Этот узкий спектр, состоящий из нескольких свойств среды, оказывается достаточным для того, чтобы выжить в естественных условиях.
В ходе эволюции на этой стадии животные обрели достаточно сложную поведенческую форму – инстинкт.

Определение 3

Инстинкт – поведенческий вид, который реализуется особыми формами действий наследственного, программированного,стереотипного характера, при помощи которых животное, не подвергаясь специальному обучению, может приспособится к окружающим условиям среды.

Можно привести примеры из деятельности пчел, муравьев, чье поведение выглядит сложным, порой необъяснимым.

Пример 2

Муравьи, чувствуя приближение ненастья, закрывают все входы в муравейник. Находясь на большом расстоянии от муравейника, без труда находят дорогу к нему. У муравьев можно наблюдать совершение набегов на своих сородичей с похищением у них куколок. Муравьи образуют живые цепи, по которым вверх взбираются их собратья и добывают таким образом строительный материал.

В предыдущем примере поведение паука, нападающего на камертон, совершенно для него нецелесообразно и бесполезно. Также как поведение чаек, которые высиживают любые предметы, напоминающие яйцо. Инстинкты привязаны к условиям, которые соответствуют модели врожденного поведения. Когда условия изменяются, теряется свойство целесообразности. Психика животного способна отражать только отдельные свойства среды. Вопрос изменения наследственных форм поведения животных на стадии элементарной сенсорной психики волновал ученых. Зоопсихолог Р.Йеркс пытался обучить дождевых червей находить путь в лабиринте, ведущий в гнездо. Если червь полз в другом направлении, он получал удар током. После 180 проведенных опытов, результат оказался положительным. Проводились другие опыты, они дали такой же результат. Ученый сделал вывод о том, что способность к изменению поведения и обучению на стадии элементарной сенсорной психики низкая и отражает лишь некоторые фрагменты жизнедеятельности животных.

Стадия перцептивной психики

Определение 4

Стадия перцептивной психики – это способность отражения внешней действительности в форме набора качеств, вещей.

На этом этапе также можно выделить высший и низший уровни. К высшему уровню относятся все млекопитающие. Они обладают сложным типом пластичного поведения, где присутствует анализ и синтез окружающих условий. Такие явления, как анализ и синтез могут проявляться только на основе развитой формы психического отражения. Строение центральной нервной системы усложнилось, прежде всего это касается развития коры головного мозга. Произошли изменения и в развитии органов чувств, органов движений.

Животные могут выстраивать свое поведение не только относительно цели, но и тех условий, в которых она дана. Отсюда возникает способ действия и закрепляется в поведении. Появляются навыки – способы действий, которые выработались и закрепились в поведении животного. Когда условия среды меняются, животные находят и закрепляют в своем поведении новый способ действий.

Вывод 1

Таким образом происходит приспособление животных к среде, в которой они обитают. Врожденные программы поведения меняются, уступая место процессу научения.

Путем научения животными приобретается и накапливается индивидуальный опыт. Они закрепляют в своем поведении краткий путь к пище, нахождение выхода, обхождение преград, использование сигналов для обороны. Проводились эксперименты по научению животных, они были связаны с образованием условных рефлексов.

Академик И.П.Павлов занимался выработкой у собак условных рефлексов, которые закрепляли значение сигнала за различного рода раздражителями (классический условный рефлекс). Раздражителями являлись вспышка света и звонок, они использовались при поступлении пищи и приобретали значение сигнала.

Психолог Б.Ф.Скиннер исследовал инструментальные рефлексы. В особой клетке с задвижками и рычажками находилось животное. При помощи этих приспособлений можно было открыть окошко в клетке и получить пищу. Крысы находили нужный рычаг, формируя и закрепляя индивидуальный опыт. Научение развивает у животных элементарные формы памяти. Это подтверждено экспериментально.

Замечание 1

При наблюдением за животными в естественной среде и в условиях эксперимента можно сделать вывод о том, что животные способны анализировать ситуацию, сохранять образы внешней действительности и сохранять полезные реакции.

Формирование навыков происходит посредством подражания, выработки условных рефлексов, путем проб и ошибок при изменении условий окружающей среды. На стадии перцептивной психики у животных сохраняются и инстинкты, но они тоже изменяются, приспосабливаясь к конкретным условиям жизни.

Стадия интеллекта

На стадии интеллекта находится небольшое число представителей животного мира – высокоорганизованных видов млекопитающих человекоподобных обезьян. Психика животного отражает целостные ситуации и отношения между предметами. Возникают поведенческие проявления сложной формы – решение задачи.

Пример 3

Кусок мяса, обвязанный веревкой, лежит за клеткой. Конец веревки находится в клетке, где сидит животное. Если в клетку поместить собаку, она не потянет веревку, хотя физически может. Если в клетке будет находится обезьяна, она сделает это. Немецкий психолог В.Келер исследовал и описывал интеллектуальное поведение животных. Обезьяны в его экспериментах пользовались инструментами и доставали пищу. В качестве инструментов выступали палки, ящики. Обезьяны демонстрировали «ручное» или практическое мышление. Иногда животному удавалось находить решение мгновенно.

Определение 5

Такое явление называется инсайтом – внезапным пониманием ситуации, при этом не привлекается прошлый опыт.

Исследователь Н.Н.Ладыгина-Котс наблюдала за сложными действиями обезьян. Шимпанзе изготавливали из двух палок одно орудие, вставляя палки в пазлы. Затем применяли палку в своей деятельности, выталкивали пищу из узкой трубы. Такое поведение имеет две фазы: подготовки и осуществления. Фаза подготовки побуждается объективным отношением между предметами: палкой и пищей.

К.Э.Фабри останавливается еще на одной особенности поведения обезьян. Он рассматривает манипулятивные действия – сложные действия с использованием предметов.

Можно отметить цикл исследований З.А.Зорина, А.А.Смирнова, где удалось установить сложные поведенческие формы обезьян: овладение простейшими аналогами человеческой речи. Животные выполняли действия по устным указаниям исследователя. Но понимали ли они его? Остается вопросом. Более подробные исследования показали, что обезьяны больше ориентировались на жестикуляцию, интонацию. Но не исключено, что отдельные особи могли понимать устную речь.

Возникновение стадии интеллекта связано с изменениями в строении головного мозга, структура стала более сложной. Существенные изменения произошли в лобных долях коры головного мозга. Среди стадий развития психики животных стадия интеллекта является верхней границей. Далее следует сложный и длительный этап историко-эволюционного развития человека.

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter

А.Н. Леонтьев выделял три стадии развития психики: - стадию элементарной сенсорной психики; - стадию перцептивной психики; - стадию интеллекта.

Стадия элементарной сенсорной психики

Деятельность животных на самой ранней стадии развития психики характеризуется тем, что она отвечает отдельному воздействующему свойству (или совокупности отдельных свойств). Это происходит из-за связи этого свойства с теми воздействиями, от которых зависят основные биологические функции животных. Соответственно, они способны отражать отдельные свойства предметов внешней среды.

Понятно, что материальную основу развития деятельности и чувствительности животных составляет развитие их анатомического строения. Общий путь изменения организмов на стадии развития элементарной сенсорной психики заключается, с одной стороны, в том, что органы чувствительности животных все более дифференцируются и их число увеличивается; соответственно дифференцируются и ощущения. С другой стороны, развиваются органы движения, органы внешней деятельности животных. Их развитие происходит наиболее заметно из-за двух главных изменений: переход к жизни в условиях наземной среды; у гидробионтов (животных, живущих в водной среде) – переход к активному преследованию добычи.

Вместе с развитием органов чувствительности и органов движения развивается также и нервная система – «орган связи и координации процессов». Первоначально нервная система представляет собой простую сеть. Ее волокна соединяют заложенные на поверхности чувствительные клетки непосредственно с сократительной тканью животного. Этот тип нервной системы у современных видов не представлен. По такой сетевидной нервной системе возбуждение передается диффузно, тормозные процессы отсутствуют. Дальнейший этап развития нервной системы – выделение нейронов, которые образуют нервные узлы.

По одной линии эволюции (у иглокожих животных) нервные узлы образуют окологлоточное кольцо с отходящими от него нервными стволами – это уже такой нервный центр, который позволяет осуществляться сложным согласованным движениям, например, открывание морскими звездами двустворчатых раковин.

По двум другим линиям эволюции (от первичных червей к ракообразным и паукам, от первичных червей к насекомым) происходит образование более массивного головного нервного узла, который управляет работой нижележащих нервных узлов. Возникновение этого типа нервной системы обусловлено выделением ведущего органа, который становится главным органом, определяющим работу организма в целом. Эволюция узловой нервной системы идет в направлении ее дифференциации. Это связано с сегментированием тела животного.

Хотя на этой стадии деятельность все время усложняется, (одновременно с развитием органов восприятия, действия и нервной системы), но строение деятельности резко не меняется. Восприятие действительности никогда не становится восприятием целостных вещей.

Стадия перцептивной психики

Усложнение деятельности в пределах первого типа идет по двум направлениям: с одной стороны, усложнение самого механизма совершения деятельности – появляются цепи, состоящие из большого числа реакций. Эта линия усложнения деятельности не является прогрессивной, потому что не несет никаких качественных изменений. С другой стороны, прогрессивное направление усложнения деятельности – оно приводит к изменению самого строения деятельности, к качественному ее изменению.

Это прогрессивное изменение и приводит к возникновению новой формы отражения внешней среды, которая характеризует перцептивную (воспринимающую) стадия развития психики. Отражение происходит не в форме отдельных ощущений, а в форме целостных образов вещей. Однако психическое отражение ситуации «запаздывает»: отражаются лишь целостные предметы, а не отношения между ними. Поведение животных, находящихся на этой стадии управляется совокупностью числа одновременных действий.

Возникновение и развитие у животных перцептивной психики обусловлено анатомо-физиологическими изменениями: развитием и изменением роли дистантных органов чувств, в первую очередь зрения; развитием органов внешнего движения. Ведущие органы, сформированные на предыдущей стадии, становятся органами, которые интегрируют внешние воздействия. Это становится возможным благодаря одновременной перестройке центральной нервной системы с образованием переднего мозга и мозговой коры. Полное развитие операций у животных происходит в связи с развитием коры.

Выделение операций, которое характеризует стадию перцептивной психики, дает начало развитию формы закрепления опыта животных в виде двигательных навыков. Операции – это относительно самостоятельные действия, содержание которых относится не к самому предмету, на который направлено действие, а к условиям, в которых предмет находится. Развитие операций и обобщенного восприятия окружающей внешней действительности сопровождается усложнением коры головного мозга.

При переходе к стадии перцептивной психики качественно меняется сенсорная форма закрепления опыта. «У животных впервые возникают чувственные представления».

Вместе с изменением строения деятельности животных и изменением формы отражения ими действительности происходит перестройка функций памяти. Мнемическая функция в моторной сфере выступает в виде двигательных навыков, а в сенсорной сфере в виде примитивной образной памяти.

Стадия интеллекта (ручного мышления)

Стадия интеллекта характеризуется сложной деятельностью и сложными формами отражения действительности. На этой стадии развития психики деятельность как процесс разделяется на фазу подготовления и фазу осуществления. Интеллект возникает там, где осуществляется фаза подготовления.

Анализ интеллектуальной деятельности животных показал, что у животных возникает отражение, как отдельных вещей, так и их отношений. Животное способно обобщить связи вещей. Основой возникновения и развития интеллекта животных является развитие коры головного мозга, преимущественно лобной коры, и ее функций.

Эта стадия развития психики является подготовительной к становлению мышления человека.

К.Э. Фабри, опираясь на более поздние зоопсихологические исследования, выделяет в первых двух стадиях развития психики еще по два уровня, а стадию развития интеллекта не выделяет в отдельную, а относит ее к стадии перцептивной психики.


Close