Особый церемониальный отряд, состоящий из двух дивизионов — кавалергардов и конногвардейцев с хорами трубачей, — сопровождает герольдов Е. К. Прибыльского и С. П. Фролова, объявляющих горожанам на Сенатской площади Кремля

Хоры трубачей кавалергардского и конногвардейского полков перед зданием Сената; в центре, у середины фронта — генерал-адъютанты, обер-церемониймейстеры, герольды, церемониймейстеры, сенатские секретари на Сенатской площади

Горожане у здания Арсенала на Сенатской площади Кремля в ожидании церемонии объявления даты священного коронования; на первом плане — генерал-адъютанты

Император Николай II (справа), слева — Великий князь Владимир Александрович, в центре — министр Императорского Двора и уделов, генерал-адъютант, граф И. И. Воронцов-Дашков

Коронационная карета Императрицы Александры Федоровны проезжает мимо трибун со зрителями у Кремлевской стены на Красной площади в день торжественного въезда

Лейб-гвардии Гусарский полк у Царь-колокола на Ивановской площади Кремля в день торжественного въезда Их Императорских Величеств в Москву

Камер-юнкеры и камергеры на территории Кремля в день торжественного въезда Императора Николая II и Императрицы Александры Федоровны в Москву

Лейб-гвардии Кавалергардский и Конный полки на территории Кремля в день торжественного въезда Их Императорских Величеств в Москву

Коронационная карета императрицы Александры Федоровны в Кремле в день торжественного въезда в Москву Их Императорских Величеств

Карета с участниками церемонии коронации на территории Кремля в день торжественного въезда Их Императорских Величеств в Москву

Казачий его императорского величества и лейб-гвардии Уланский полки в Кремле в день торжественного въезда Императора Николая II и Императрицы Александры Федоровны в Москву; справа — Малый Николаевский дворец

Коронационный кортеж у церкви Св.Екатерины Вознесенского монастыря в Кремле в день торжественного въезда Императора Николая II и Императрицы Александры Фёдоровны в Москву; слева — часть Спасской башни

Коронационная карета вдовствующей Императрицы Марии Фёдоровны у церкви Св. Екатерины Вознесенского монастыря в Кремле в день торжественного въезда в Москву Их Императорских Величеств

Император Николай II (впереди на белом коне) со свитой в Кремле у Вознесенского монастыря в день торжественного въезда в Москву Их Императорских Величеств; справа — церковь Св. Екатерины

Император Николай II (впереди на белом коне) со свитой в Кремле у церкви Св. Екатерины Вознесенского монастыря в день торжественного въезда в Москву Их Императорских Величеств; справа — часть Спасской башни

Карета одного из участников торжественной коронации на территории Кремля; на втором плане слева — часть фасада Малого Николаевского дворца, в центре — Спасская башня, справа — собор Василия Блаженного (Покровский что на Рву)

Военные и гражданские чины, дворцовые служащие у карет и экипажей участников торжественной коронации в Кремле; на втором планеслева — часть фасада Малого Николаевского дворца, в центре — Спасская башня

Коронационный кортеж в Кремле у Малого Николаевского дворца в день торжественного въезда Императора Николая II и Императрицы Александры Федоровны в Москву

Коронационная карета Императрицы Александры Фёдоровны проезжает мимо Малого Николаевского дворца в Кремле в день торжественного въезда в Москву Их Императорских Величеств; на втором плане — церковь Св. Екатерины

Коронационная карета вдовствующей Императрицы Марии Федоровны, свита, придворные у Архангельского собора в Кремле в день торжественного въезда в Москву Их Императорских Величеств

Дворцовый гренадер в Андреевском (Тронном) зале Большого Кремлевского дворца у царских регалий; на столе слева направо — Большая и Малая императорские короны, держава, скипетр, порфиры (императорские мантии); у стола

Вид тронного места в Андреевском (Тронном) зале Большого Кремлевского дворца (трон 1896 г. работы фабриканта П. А. Шмита выполнен по рисункам хранителя Оружейной палаты графа А. Е. Комаровского)

Коронационный кортеж у Малого Николаевского дворца в Кремле в день торжественного въезда Их Императорских Величеств в Москву; на втором плане — церковь Св. Екатерины Вознесенского монастыря и Спасская башня



Церемониймейстеры проезжают мимо Малого Николаевского дворца (слева) в Кремле к Вознесенскому монастырю; на втором плане — Чудов монастырь

Вид части площади в Кремле перед южным входом в Успенский собор, заполненной нижними чинами шефских частей и зрителями в день торжественной коронации

Иностранные принцессы, приглашенные на торжества коронации, спускаются в сопровождении камер-пажей по ступеням Красного крыльца Грановитой палаты вслед за вдовствующей Императрицей Марией Федоровной

Группа высших государственных чинов — участников церемонии перенесения императорских регалий — направляется из Оружейной палаты к Большому Кремлевскому дворцу в сопровождении дворцовых гренадер

Конногвардейцы проезжают мимо Вознесенского монастыря в Кремле; на втором плане — Чудов монастырь

«Кто начал царствовать — Ходынкой / Тот кончит — встав на эшафот», — поэт Константин Бальмонт , написавший эти строки в 1906 году, в год 10-летия Ходынской катастрофы и за 12 лет до гибели последнего русского императора, точно предсказал судьбу Николая II .

Царствование, завершившееся крахом Российской империи, а затем и гибелью царской семьи, началось с события, в котором очень многие увидели «дурной знак» для императора. И хотя Николай II к трагедии 1896 года имел лишь косвенное отношение, однако в сознании людей она была прочно связана с его именем.

В мае 1896 года в древней столице России Москве прошли торжественные мероприятия, связанные с коронацией Николая II и его супруги Александры Фёдоровны .

К мероприятию готовились тщательно — одной столовой утвари из Петербурга в Москву привезли более 8000 пудов, причём одних только золотых и серебряных сервизов до 1500 пудов. В Кремле была устроена специальная телеграфная станция на 150 проводов для соединения со всеми домами, где жили чрезвычайные посольства.

Масштабом и пышностью приготовления значительно превосходили прежние коронации.

Коронация Николая II. Фото: Кадр youtube.com

«Царские гостинцы» и 30 000 вёдер пива

Сама церемония прошла 26 мая по новому стилю, а спустя четыре дня были запланированы «народные гуляния» с раздачей «царских гостинцев».

Памятная коронационная кружка, «Кубок скорбей». Фото: Commons.wikimedia.org / Guy villeminot

В «царский гостинец» входили:

  • памятная коронационная эмалированная кружка с вензелями Их Величеств, высота 102 мм;
  • фунтовая сайка из крупитчатой муки, изготовленная «Поставщиком двора Его Императорского Величества» булочником Д. И. Филипповым;
  • полфунта колбасы;
  • вяземский пряник с гербом в 1/3 фунта;
  • мешочек с 3/4 фунта сластей (6 золотников карамели, 12 золотников грецких орехов, 12 золотников простых орехов, 6 золотников кедровых орехов, 18 золотников александровских рожков, 6 золотников винных ягод, 3 золотника изюма, 9 золотников чернослива);
  • бумажный мешок для сластей с изображениями Николая II и Александры Фёдоровны.

Весь сувенир (кроме сайки) завязывался в яркий ситцевый платок, выполненный на Прохоровской мануфактуре, на котором были напечатаны с одной стороны вид Кремля и Москвы-реки, с другой стороны — портреты императорской четы.

Всего для бесплатной раздачи были заготовлены 400 000 «царских гостинцев», а также 30 000 вёдер пива и 10 000 вёдер мёда.

Поле с ловушками

Местом народных гуляний было выбрано Ходынское поле, к тому времени уже неоднократно выполнявшее подобные функции. На нём спешно подготовили временные «театры», эстрады, балаганы, лавки. В 20 бараках планировали угощать напитками, в 150 ларьках — раздавать «царские гостинцы».

Ходынская давка. Фото: Кадр youtube.com

В обычное время Ходынское поле использовалось как плац для занятий войск Московского гарнизона, и никто не ждал здесь каких-либо происшествий.

Свидетелем всех событий на Ходынском поле стал Дядя Гиляй — знаменитый московский репортёр Владимир Гиляровский , который и сам едва не погиб там.

По его свидетельству, Ходынское поле, несмотря на большие размеры, было не лучшим местом для больших скоплений народа. Рядом с полем проходил овраг, а на самом поле было много промоин и ям после добычи песка и глины. Кроме того, было на Ходынке немало и плохо заделанных колодцев, на которые в обычные дни не обращали внимания.

Сами гуляния должны были начаться в 10 утра 30 мая, но люди стали прибывать ещё накануне. Приезжали целыми семьями и размещались на поле в ожидании заветного времени раздачи подарков. На Ходынку стекались не только москвичи, но также жители Подмосковья и соседних губерний.

«Невозможно было держаться против толпы»

К 5 утра 30 мая на Ходынском поле скопилось около 500 тысяч человек. «Душно было и жарко. Иногда дым от костра прямо окутывал всего. Все, утомлённые ожиданием, усталые, как-то стихли. Слышалась кое-где ругань и злобные окрики: „Куда лезешь! Чего толкаешься!“», — писал Владимир Гиляровский.

Ходынская давка. Фото: Кадр youtube.com

«Вдруг загудело. Сначала вдали, потом кругом меня. Сразу как-то… Визг, вопли, стоны. И все, кто мирно лежал и сидел на земле, испуганно вскочили на ноги и рванулись к противоположному краю рва, где над обрывом белели будки, крыши которых я только и видел за мельтешащимися головами. Я не бросился за народом, упирался и шёл прочь от будок, к стороне скачек, навстречу безумной толпе, хлынувшей за сорвавшимися с мест в стремлении за кружками. Толкотня, давка, вой. Почти невозможно было держаться против толпы. А там впереди, около будок, по ту сторону рва, вой ужаса: к глиняной вертикальной стене обрыва, выше роста человека, прижали тех, кто первый устремился к будкам. Прижали, а толпа сзади всё плотнее и плотнее набивала ров, который образовал сплошную, спрессованную массу воющих людей», — сообщал о начале катастрофы Дядя Гиляй.

По свидетельству очевидцев и данным полиции, катализатором событий стали слухи о том, что буфетчики раздают подарки среди «своих» и потому на всех подарков не хватит.

Раздражённые многочасовым ожиданием люди двинулись к ларькам. Зажатые в толпе участники гуляний не видели, куда идут. Люди стали падать в рвы, на них валились следующие, нижних буквально затаптывали. Крики ужаса лишь усиливали панику и хаос. Под давлением огромной людской массы не выдержали плохо заделанные колодцы, в которые также стали проваливаться люди. Из одного из таких колодцев, ставших ловушками, полицейские затем извлекли 27 трупов и одного раненого, практически обезумевшего от пережитого.

«Похолодевший труп колыхался с нами»

Перепуганные буфетчики, опасавшиеся, что толпа их сомнёт, стали бросать свёртки с «царскими гостинцами» в толпу. Давка усилилась — те, кто бросался за подарками, уже не могли вынырнуть из толпы.

По разным сведениям, в районе Ходынки было сосредоточено от нескольких сотен до 1800 полицейских. Этого количества оказалось недостаточно, чтобы предотвратить трагедию. Основные силы полиции были сосредоточены на охране Московского кремля, где ночевала царская чета.

Жертвы давки на Ходынском поле во время торжеств по случаю коронования Николая II. 18 (30) мая 1896 года. Фото: Commons.wikimedia.org

«Рассвело. Синие, потные лица, глаза умирающие, открытые рты ловят воздух, вдали гул, а около нас ни звука. Стоящий возле меня, через одного, высокий благообразный старик уже давно не дышал: он задохся молча, умер без звука, и похолодевший труп его колыхался с нами. Рядом со мной кого-то рвало. Он не мог даже опустить головы», — писал Владимир Гиляровский.

Дядю Гиляя спасло вмешательство подоспевшего казачьего патруля, который прекратил доступ на Ходынку вновь прибывающим и принялся «разбирать снаружи эту народную стену». Тем, кто, как Гиляровский, оказался не в самом эпицентре людского моря, действия казаков помогли спастись от смерти.

Гиляровский, выбравшийся из давки, отправился домой, чтобы привести себя в порядок, но уже спустя буквально три часа вновь появился на Ходынском поле, дабы увидеть результаты происшедшего утром.

«Лежали передо мной женщины с вырванными косами»

По Москве уже поползли слухи о сотнях погибших. Те, кто ещё не знал об этом, двигались в сторону Ходынки, чтобы принять участие в гуляниях, а навстречу им тянулись истерзанные и полуживые люди, нёсшие в руках так дорого доставшиеся им «царские гостиницы». Также с Ходынки ехали и телеги с трупами — власти отдали распоряжение как можно скорее избавиться от следов давки.

Жертвы Ходынской давки. Фото: Кадр youtube.com

«Описывать выражение лиц, описывать подробности не буду. Трупов сотни. Лежат рядами, их берут пожарные и сваливают в фуры. Ров, этот ужасный ров, эти страшные волчьи ямы полны трупами. Здесь главное место гибели. Многие из людей задохлись, ещё стоя в толпе, и упали уже мёртвыми под ноги бежавших сзади, другие погибли ещё с признаками жизни под ногами сотен людей, погибли раздавленными; были такие, которых душили в драке, около будочек, из-за узелков и кружек. Лежали передо мной женщины с вырванными косами, со скальпированной головой. Многие сотни! А сколько ещё было таких, кто не в силах был идти и умер по пути домой. Ведь после трупы находили на полях, в лесах, около дорог, за двадцать пять вёрст от Москвы, а сколько умерло в больницах и дома!» — свидетельствует Владимир Гиляровский.

В давке на Ходынском поле, по официальным данным, погибло около 1400 человек, сотни получили увечья.

Трагедия на Ходынке не заставила отказаться от торжеств

О случившемся было доложено Николаю II и его дяде, московскому генерал-губернатору великому князю Сергею Александровичу . Несмотря на происшедшее, запланированные гуляния отменены не были. В два часа дня император с супругой посетили Ходынское поле и «были встречены громовым ура и пением гимна».

В тот же день торжества продолжились в Кремлёвском дворце, а затем балом на приёме у французского посла.

Нежелание властей менять программу торжеств даже после массовой гибели людей было воспринято в обществе отрицательно.

Братская могила погибших 18 мая (по старому стилю) 1896 года на Ваганьковском кладбище Москвы. Фото: Commons.wikimedia.org / Сергей Семёнов

Понять истинное отношение Николая II к происшедшему сложно. Вот запись из его дневника в этот день: «До сих пор всё шло, слава Богу, как по маслу, а сегодня случился великий грех. Толпа, ночевавшая на Ходынском поле, в ожидании начала раздачи обеда и кружки, напёрла на постройки, и тут произошла страшная давка, причём, ужасно прибавить, потоптано около 1300 человек!! Я об этом узнал в 10 1/2 ч. перед докладом Ванновского; отвратительное впечатление осталось от этого известия. В 12 1/2 завтракали, и затем Аликс и я отправились на Ходынку на присутствование при этом печальном «народном празднике». Собственно, там ничего не было; смотрели из павильона на громадную толпу, окружавшую эстраду, на которой музыка всё время играла гимн и «Славься». Переехали к Петровскому, где у ворот приняли несколько депутаций и затем вошли во двор. Здесь был накрыт обед под четырьмя палатками для всех волостных старшин. Пришлось сказать им речь, а потом и собравшимся предводителям двор. Обойдя столы, уехали в Кремль. Обедали у Мама в 8 ч. Поехали на бал к Montebello. Было очень красиво устроено, но жара стояла невыносимая. После ужина уехали в 2 ч.»

Переживал ли император из-за случившегося, или обед «у Мама» и бал заставили его забыть о «великом грехе»?

«Не будет проку в этом царствовании!»

Большинство трупов погибших, которых не опознали на месте, отвезли на Ваганьковское кладбище, где состоялось их массовое захоронение.

Императорская семья пожертвовала в пользу пострадавших 90 тыс. рублей, разослала тысячу бутылок мадеры для пострадавших по больницам, посетила раненых, находившихся на лечении в стационарах.

Генерал Алексей Куропаткин в своих дневниках писал о реакции представителей царской фамилии на случившееся: «Великий князь Владимир Александрович сам возобновил со мною разговор, передав сказанные ему в этот вечер слова герцога Эдинбургского, что при праздновании 50-летия царствования Виктории было 2500 человек убитых и несколько тысяч раненых, и никто этим не смущался».

Были слова герцога Эдинбургского сказаны в самом деле, или они являются выдумкой, но «не смущаться» гибелью 1400 человек на Ходынке российское общество оказалось не готово.

Храм во имя иконы Божией Матери «Отрада и утешение» на Ходынском поле («на крови»). Фото: Commons.wikimedia.org / Sergey Rodovnichenko

За генерал-губернатором Москвы закрепилось прозвище «князя Ходынского». Что касается самого императора, то, согласно одной из версий, именно после Ходынки его впервые назвали Николаем Кровавым.

«Меня окружили наборщики с вопросами и заставили прочитать. Ужас был на всех лицах. У многих слёзы. Они уже знали кое-что из слухов, но всё было туманно. Пошли разговоры.

— На беду это! Не будет проку в этом царствовании! — самое яркое, что я слышал от старика наборщика. Никто не ответил на его слова, все испуганно замолчали… и перешли на другой разговор», — вспоминал Владимир Гиляровский.

Власти до последнего колебались, разрешать ли публикацию статьи о катастрофе. В конечном итоге разрешение было дано в тот момент, когда полиция уже собиралась арестовать тираж газеты «Русские ведомости» с материалом «Ходынская катастрофа».

После проведённого расследования событий на Ходынском поле виновными были признаны московский обер-полицмейстер Александр Власовский и его помощник. За необеспечение мер безопасности обоих сняли с занимаемых ими должностей. При этом за Власовским была сохранена положенная ему пенсия.

Слово «Ходынка» после 1896 года в русском языке стало именем нарицательным, синонимом масштабной катастрофы с большим числом жертв.

Понедельник, 14 Мая 2012 г. 07:56 + в цитатник

14 мая (26 мая) 1896 г. состоялась коронация Николая Второго и Александры Фёдоровны. Церемония запомнилась своей пышностью, сравнимой с современными инагурациями Президента России и страшной трагедией на Ходынском поле. Также церемония коронации вошла в историю как первая запечатлённая на киноплёнке. Изобретатели кино братья Люмьер прислали в Россию представителей своей фирмы для съёмок. Никто не мог представить, что это будет последняя коронация российских венценосцев.

Но именно Ходынка станет самым первым гвоздём в гробу Российской империи.

Несмотря на то что столицей в те времена был Петроград, по древней традиции Романовы приезжали короноваться в Первопрестольную. 26 мая (14 мая по старому стилю) 1896 г. в Москве начались коронационные торжества и состоялась коронация в Успенском соборе Московского Кремля императора Николая II и императрицы Александры Федоровны. Последняя коронация последнего императора в истории России...

Взойдя на трон в 1894 году, Николай II Александрович Романов отложил свою коронацию на полтора года. На май 1896 года, когда заканчивался двенадцатимесячный траур по неожиданно скончавшемуся 49-девятилетнему императору Александру III, была назначена коронация нового императора.

Все те полтора года, которые отделяли вступление Николая II на престол от коронации, в Москве шли праздничные приготовления к этой церемонии. Устроителями был тщательно разработан план торжеств и увеселений, на которые казна выделила около 100 млн. рублей. Руководили подготовкой обер-полицеймейстер Москвы Власовский и градоначальник Москвы великий князь Сергей Александрович. Коронационные праздники должны были длится две недели; их программа включала банкеты, балы, концерты, приемы.

Все священнодействия коронования совершал первенствующий член святейшего правительствующего синода митрополит Санкт-Петербургский Палладий (Раев). Присутствие синода на время священной коронации было перенесено в Москву. Затем последовала литургия, в совершении которой означенному митрополиту сослужили митрополит Киевский Иоанникий (Руднев) и Московский Сергий (Ляпидевский).

В конце литургии было совершено помазание Императора и Императрицы святым миром и затем причащение Святых Таин. Государь приобщался в алтаре, у Трапезы по царскому чину (отдельно Тела и Крови). В служении литургии, среди прочих, принимал участие протоиерей Иоанн Сергиев.


«Объявление» о священном короновании императора Николая Александровича и императрицы Александры Фёдоровны, имеющем состояться 14 мая 1896 г.

6 мая, в день своего рождения, за несколько дней до Священного коронования, как положено по обряду, Николай с супругой прибыли в Москву. На три дня, предшествующих торжественному въезду в столицу, они остановились в Петровском дворце, откуда 9 мая пышное церемониальное шествие должно было двинуться в Кремль.

Все дни с 6 мая по 26 мая 1896 года были объявлены Коронационным периодом. 25 мая праздновался день рождения императрицы Александры Фёдоровны. 26 мая был издан Высочайший Манифест, изъявлявший признательность монарха жителям Москвы.


"Росписанiе торжествъ и празднествъ предстоящаго Святаго Коронованiя"

7 мая императорская чета в Петровском дворце принимала в торжественной аудиенции его светлость Эмира Бухарского Сеид-Абдул-Ахад-Хана с сыном-наследником, а также его высокостепенство Хана Хивинского Сеид-Могамет-Рахим-Богадур-Хана.

8 мая на Смоленский вокзал прибыла вдовствующая императрица Мария Фёдоровна, которую встречала императорская чета при огромном стечении народа. Вечером того же дня пред Петровским дворцом была устроена в Высочайшем присутствии серенада, исполненная 1 200 человек, среди которых были хоры Императорской русской оперы, ученики консерватории, члены русского хорового общества и другие.




Приглашение на коронацию

9 мая состоялся торжественный въезд: первым ехал полицеймейстер Ефимович со взводом жандармов, следом императорский конвой, вереница карет с сановниками, за которыми следовали кавалергарды, императорский личный конвой, сотня лейб-казачьего Его Величества полка по шести в ряд и так далее.


Торжественный въезд в Москву

Торжественное шествие на коронацию открыл эскадрон конной гвардии, за ним на конях следовали казаки-гвардейцы и далее в каретах катила московская знать.


Въезд процессии во главе с Николаем II на Тверскую через Триумфальные ворота

Царь ехал один. Замыкали шествие открытые кареты, в которых находились особы царствующего дома и иностранные гости. По словам "Нового времени" на коронации присутствовали: одна королева, три великих герцога, два владетельных князя, двенадцать наследных принцев, шестнадцать принцев и принцесс... Все направлялись по Мясницкой улице в Кремль.


Николай подъезжает к Иверским воротам - так выглядела нынешняя Манежная плошадь и начало Тверской


Спешились; царские особы всегда посещали Иверскую часовню


Через Иверские ворота Николай едет на Красную площадь


Царский кортеж торжественно проезжает мимо Минина/Пожарского и свежепостроенного ГУМа (Верхних торговых рядов)

Войска поджидают Николая II на Красной полощади возле Лобного места


Большой театр


Праздничное убранство Лубянской площади (в центре фонтан)


Проезд кареты Александры Федоровны по Красной площади


Въезд процессии через Спасские ворота в Кремль


Почетный караул в ожидании их Величеств около Царь-колокола у подножия Ивана Великого


Народ в ожидании церемонии и выхода к народу Императора на территории Кремля

Коронационный церемониал Николая II в основных деталях повторял установившуюся к этому времени традицию, хотя каждый император был вправе внести в ритуал некоторые изменения.


Серов В.А. Коронация. Миропомазание Николая II в Успенском соборе


Маковский К.Е. Портрет императрицы Александры Федоровны

Так, например, его дед и два венценосных прадеда — Александр I и Николай I при совершении обряда не надевали "далматик" - древнюю одежду византийских императоров, напоминавшую покроем архиерейский саккос.

Николай II во время собственной коронации предстал глазам зрителей не в мундире полковника, а в величественной горностаевой мантии.


Возложение короны на Александру Федоровну


Караульный на страже царских реагалий в Большом Кремлёвском дворце

Андреевский (Тронный) зал






Торжество коронования свершилось в 10 часов 30 минут. Службу проводил митрополит Петербургский Палладий при участии Киевского и Московского митрополитов.


Выход царской четы из Успенского Собора после коронации



Шествие под балдахином

На церемонии присутствовало множество архиереев, а также представители высшего греческого духовенства. Громким отчетливым голосом государь император произнес символ веры, после чего возложил на себя большую, а на государыню императрицу Александру Федоровну малую корону; затем был зачитан полный императорский титул, прогремел салют и начались поздравления. Ставший на колени и произнесший соответствующую молитву император был миропомазан и причащен.


Бесподобный интерьер Успенского собора, где проходила церемония "священнаго коронованiя"


Кремль и Московрецкий мост украсились по случаю праздника


Воскресенская площадь (пл. Революции) у знаменитого фонтана Витали


Кортеж участников торжеств проезжает по Страстной (Пушкинской) площади

В программу торжеств по поводу коронации Николая II входило народное гулянье на Ходынском поле в Москве - там сооружались карусели, устанавливались палаточные ларьки; москвичам были обещаны многочисленные зрелища, развлечения, пиво и мед.


Напротив Страстного монастыря - деревянный павильон Московского земства


Резной павильон на Тверской-Ямской - работа архитектора Фёдора Шехтеля

Задолго до коронации было также обнародовано, что на Ходынке будут всем раздавать подарки. Власть действительно заготовила 400 тысяч узелков с царским набором — сайка, фунт колбасы, фунт конфет и пряников, а ко всему — золоченая кружка с царским вензелем.


Москвичи и жители окрестностей на Красной площади в дни коронационных торжеств

Тысячи москвичей и жителей подмосковных сел собрались на празднество. Однако место для гулянья было выбрано неудачное: глубокие овраги, заброшенные колодцы могли привести к катастрофе. И она разразилась!


Москвичи и "гости столицы" напротив Петровского путевого дворца, где по приезде из Питера останавливались Романовы


Сбор иностранных делегаций на Ходынском поле у Петровского дворца


Триумфальные ворота на Тверской, через которые царь въезжал в Москву, и колонны-обелиски с текстом "Боже, царя храни" и "Слава во веки вековъ"

В 5 часов утра 18 мая на Ходынском поле в общей сложности насчитывалось не менее 500 тысяч человек. Когда по толпе прокатился слух, что буфетчики раздают подарки среди «своих», и потому на всех подарков не хватит, народ ринулся к временным деревянным строениям. 1800 полицейских, специально отряженных для соблюдения порядка во время празднеств, не смогли сдержать натиск толпы. Подкрепление прибыло лишь к следующему утру.

17 и 18 мая 1896 года во время народных гуляний, посвященных коронации Николая II, в Москве погибло — по разным подсчетам — от полутора тысяч (по официальным данным) до шести тысяч жителей Москвы и Московской губернии (по данным кладбищенских записей). Примерно столько же изувеченных.

О случившемся доложили великому князю Сергею Александровичу и императору Николаю II. Место катастрофы было убрано и очищено от всех следов разыгравшейся драмы, программа празднования продолжалась. На Ходынском поле оркестр под управлением дирижёра Сафронова играл концерт, к 14 часам прибыл император Николай II, встреченный громовым «ура» и пением Народного гимна.



Празднества по случаю коронации продолжились вечером в Кремлёвском дворце, а затем балом на приёме у французского посла.

Программа хора

Многие ожидали, что если бал не будет отменён, то, по крайней мере, состоится без государя. По словам Сергея Александровича, хотя Николаю II и советовали не приезжать на бал, однако царь высказался, что хотя Ходынская катастрофа — это величайшее несчастье, однако не должно омрачать праздника коронации. Николай II открыл бал с графиней Монтебелло (женой посланника), а Александра Фёдоровна танцевала с графом.

Погибших хоронили рядом, на Ваганьковском кладбище. Трагедия была ужасной. И хотя император пожертвовал семьям погибших деньги, приказал разослать в больницы вино, сам посещал лазареты, присутствовал на панихиде по погибшим, его репутация была подорвана. В народе Николай II получил прозвище "Кровавый".




Невиданная иллюминация

Коронацию 1896 года описал в своих мемуарах очевидец, бывший гвардейский офицер Б.А. Энгельгардт:

"...День выдался на славу, на небе ни облачка, яркое солнце играло на золотых куполах церквей, на ярком убранстве улиц, на блестящих мундирах войск и придворных... Когда царь появился на крыльце Петровского дворца, грянул первый сигнальный пушечный выстрел и головная часть процессии тронулась в путь.

Впереди двигалась длинная колонна конных частей. Возглавлял её московский полицмейстер со взводом жандармов. На некотором расстоянии за ними шли императорский конвой, сотни кубанцев и терцев, в красных черкесках, все - молодец к молодцу на подбор, на прекрасных лошадях. Дальше шли лейб-казаки в красных мундирах и лейб-атаманцы - в синих, с длинными пиками в руках. А за этими войсковыми частями двигались представители киргизов, калмыков, узбеков, бухарцев, хивинцев, все в красочных национальных костюмах, на богато убранных конях. Дальше ехали депутаты казачьих войск...


Пышная колоннада в Охотном ряду, перед ещё не перестроенным зданием Благородного собрания ("Дом союзов")

Конную колонну сменила пешая - длинный поток придворных служащих: скороходы со страусовыми перьями на причудливых головных уборах, придворные лакеи в треуголках, все в расшитых золотом камзолах, придворные музыканты и, наконец, чины царской охоты - в кафтанах с кинжалом на поясе. За ними в парадной коляске ехал верховный церемониймейстер... князь Долгорукий... Николаю II подвели белую лошадь, по традиции кованную на серебряные подковы. Он сел в седло, и тогда раздался второй выстрел. В момент выезда царя из ворот дворца - прозвучал третий, и на него общим звоном ответили колокола всех московских церквей. И в тот же миг со звоном колоколов слилось "ура" многотысячной толпы...


Скверик на Каланчёвке у Красных ворот, в котором сейчас памятник Лермонтову; справа - Запасный дворец (теперь РЖД)

Красная площадь была заполнена волостными старшинами, войтами и старостами, с медалями на груди на шее. От площади по направлению к Кремлевским воротам тянулись ряды "преображенцев". Вдоль красных помостов стояли кавалергарды и конногвардейцы в красных супервестах... Кроме многочисленных депутаций от сословий, народностей и племен необъятной Российской империи, на коронации присутствовали представители монархов и глав государств со всех концов земного шара... В тот же день имел место традиционный обед в Грановитой палате. Церемония обеда началась с подношения царю золотой медали, выбитой в память коронации..."

К.ЛАРИНА – Ну что ж, мы все здесь. Мы – это Ксения Ларина, Ксения Басилашвили. Привет, Ксюша!

К.БАСИЛАШВИЛИ – Доброе утро! Добрый день!

К.ЛАРИНА – И наши гости Светлана Амелехина…

К.БАСИЛАШВИЛИ – Амелёхина.

К.ЛАРИНА – Амелёхина, простите. Ну, видите, у нас же буква «ё» в опале, никто ее не печатает. Здравствуйте, Светлана!

С.АМЕЛЕХИНА – Про меня, да. Добрый день!

К.ЛАРИНА – Светлана Амелехина, старший научный сотрудник и хранитель сектора тканей музеев московского Кремля. Коронация Николая II 26 мая 1896 года.

К.БАСИЛАШВИЛИ – Я сейчас сразу поправлю – здесь может быть вопрос о дате: старый стиль – новый стиль. Значит, 14 мая по старому стилю, 26 мая по стилю новому.

С.АМЕЛЕХИНА – Именно так.

К.БАСИЛАШВИЛИ – 110 лет прошло. 110 лет прошло с этого момента. Коронация последнего русского царя – последнего во всех смыслах, и это трагическое событие. С самого начала – с самого начала – как-то многим было ясно, что…

К.ЛАРИНА – Дело добром не кончится.

К.БАСИЛАШВИЛИ – Дело добром не кончится. Было ясно это даже самому императору, да, Светлана?

С.АМЕЛЕХИНА – Ну, не совсем так. Он относился к этому событию как к тяжелому испытанию – об этом он писал в своих письмах Марии Федоровне, вдовствующей императрице, своей матери. Но он выражал надежду, что это будет последнее тяжелое испытание в его жизни, потому что потом, как он писал, все пойдет хорошо, все будет как надо, и Бог нам поможет. Но случилось все как раз наоборот.

К.ЛАРИНА – Мы сегодня, конечно же, подарки вам подарим.

К.БАСИЛАШВИЛИ – У нас есть два вопроса, и вот я задаю первый из них, на пейджер. Итак, кто из великих русских художников принимал участие в конкурсе на создание эскиза вышивки коронационного платья императрицы Александры Федоровны?

К.ЛАРИНА – А по телефону у нас будет другой вопрос – в следующей части.

К.БАСИЛАШВИЛИ – А по телефону совершенно другой вопрос, да.

К.ЛАРИНА – Хорошо. Ну давайте немножечко поговорим, как готовились к этому мероприятию, что готовили-то к нему, если говорить об аксессурах?

К.БАСИЛАШВИЛИ – И как задолго началась эта подготовка?

С.АМЕЛЕХИНА – Готовились очень серьезно, потому что коронационная комиссия, которая была создана специально для подготовки коронационных торжеств, начала свою работу за год до коронации. И была поставлена задача превзойти предшественников в…

К.ЛАРИНА – В размахе?

С.АМЕЛЕХИНА – В размахе, да, и в роскошестве украшений и уборов для этой коронации. За год началось примерно создание коронационного платья для императрицы, коронационных балдахинов, роскошных настольников – я позже вам расскажу, для чего это все предназначалось. Ну, и процесс благополучно завершился к коронационным торжествам. Лучшие художники, декораторы, костюмеры принимали участие в создании всех этих необходимых акссесуаров. Лучшие парчовые фирмы были приглашены для создания коронационных мантий и балдахинов, лушие портные принимали участие в создании этих костюмов, в том числе костюмов коронационных герольдов…

К.ЛАРИНА – Это то, что надевается один раз?

С.АМЕЛЕХИНА – Да, это надевалось один раз. Ну, императоры наши короновались в военных мундирах. И некоторые из них короновались даже в поношенных мундирах. Известно, в частности, император Александр III. Для Николая II…

К.БАСИЛАШВИЛИ – Это намеренно, да, Александр III?

С.АМЕЛЕХИНА – Ну, вообще, по всей видимости, был очень скромный человек, и, вот, такой…

К.ЛАРИНА – Ну, может, это был такой мундир, который что-то для него значил в его жизни.

К.БАСИЛАШВИЛИ – Как сдавать экзамен в старой одежде.

К.ЛАРИНА – Да, да, да. И голову не мыть.

С.АМЕЛЕХИНА – Может быть, на счастье, да, действительно. Но дело все в том, что и на мундире Александра III, и Николая II на коронационном, которые до сих пор сохранились в музеях Кремля, есть специальный знак того, что это действительно коронационный мундир. Не надпись в рукаве мундира, а специальное окошечко, вырезанное на груди, для обряда мирропомазания. Известно, что Николай II сам отстегивал – там крючочек есть – отстегивал это окошечко для того, чтобы его помазали на груди святым мирром.

К.ЛАРИНА – Там должно быть голое тело?

С.АМЕЛЕХИНА – Ну, все-таки там, наверное, рубашка, которая разделялась…

К.ЛАРИНА – Наверное.

С.АМЕЛЕХИНА – Дело в том, что со времени Александра III у нас и в армии был введен мундир покроя полукафтан, так называемого, когда одна пола глухо застегивалась. И расстегнуть это во время коронации на глазах у публики, видимо, было невозможно.

К.БАСИЛАШВИЛИ – Неприлично.

С.АМЕЛЕХИНА – Для этого, вот, на этих мундирах, на двух последних, коронационных мундиров… двух последних российских императоров…

К.ЛАРИНА – Специальные окошечки.

С.АМЕЛЕХИНА – …вот такие окошечки.

К.ЛАРИНА – Ну, а что был у Николая II за мундир-то?

С.АМЕЛЕХИНА – Ой, Николай II короновался в очень скромном мундире, но как писал его… не помню. В общем, кто-то из придворных о том, что «в нашем родном Преображенском». Он выбрал для коронации мундир Преображенского полка, но он был полковником этого полка. Став императором, он не назначил себя генералом, а был полковником. Поэтому это полковничий мундир Преображенского полка, но, правда, с золотыми эполетам, на которых вензель императора Александра III и оксельбанты – это атрибуты флигель-адьютанта покойного императора Александра III.

К.БАСИЛАШВИЛИ – Вот сейчас мы поговорим более подробно о костюмах – я, кстати, хочу напомнить, что эти костюмы, они хранятся в музеях московского Кремля, в Оружейной палате, их можно увидеть в витринах. Я не знаю, все ли выставлено – вряд ли все…

С.АМЕЛЕХИНА – Ну, коронационное платье императрицы Александры Федоровны стоит в витрине, да.

К.БАСИЛАШВИЛИ – И вот, наверное, о нем стоит сейчас поговорить. Я знаю, что это такой, шедевр мирового значения.

С.АМЕЛЕХИНА – Ну, шедевром искусства вышивания это платье назвали уже сразу после его создания. Названия сестра Александры Федоровны, Елизавета Федоровна. Потому что она принимала некое деятельное участие.

К.БАСИЛАШВИЛИ – Сама шила, по-моему. Или кто-то из придворных, кто-то был…

С.АМЕЛЕХИНА – Ни в коем случае, ни в коем случае, не сама. Она, как бы, в качестве эксперта выступала в данном случае. Т.е. уже тогда современников поразило качество вышивки, изящество узора и великолепие этого костюма. Хотя Александра Федоровна всегда прекрасно одевалась, но это платье превзошло все ожидания.

К.ЛАРИНА – А там был какой-то конкретный автор?

С.АМЕЛЕХИНА – Дело в том, что если говорить о покрое этого платья, то это было традиционное придворное платье, каковые были введены официально при российском императорском дворе в 1834 году, законодательно, при Николае I. Это так называемые «русские» придворные платья, которые напоминали, как тогда современники писали, в 1834 году, офранцуженный сарафан.

К.БАСИЛАШВИЛИ – А, лебедушка такая, да, с рукавами?

С.АМЕЛЕХИНА – Откидные рукава, характерные для светского костюма русского конца XVII века. Ну, впрочем, и в Западной Европе

К.ЛАРИНА – Это такие, с прорезями такими, да?

С.АМЕЛЕХИНА – Да, да, да. Откидные, они просто там, сзади висели, свисали. Перед платья оформлялся наподобие русского сарафана, с планкой и пуговицами. И к этому костюму еще полагался кокошник и вуаль.

К.БАСИЛАШВИЛИ – Вот, кстати, намек для наших радиослушателей, которые сейчас отвечают на вопрос.

К.ЛАРИНА – А кокошник что, прямо кокошник, реально?

С.АМЕЛЕХИНА – Настоящией кокошник…

К.ЛАРИНА – Она была в кокошнике?

С.АМЕЛЕХИНА – Они были в кокошниках, да. Кокошники для… полагался для замужних дам, а для девиц при таком костюме полагалась повязка.

К.БАСИЛАШВИЛИ – И что, целый конкурс был объявлен – вот мы сейчас задаем этот вопрос нашим радиослушателям..?

С.АМЕЛЕХИНА – Он, как бы, конкурс – условно можно назвать…

К.БАСИЛАШВИЛИ – Т.е. это не то, что возвестили на всю страну?

С.АМЕЛЕХИНА – Нет, просто фрейлина их императорских величеств Марии Федоровны и Александры Федоровны Мария Николаевна Ермолова, совершенно, вот, полное соответствие имени, фамилии и отчества великой русской актрисе. Но тем не менее, это была фрейлина. Которая жила в Москве, и она славилась в Москве… вернее слыла знатоком искусства вышивки. И члены коронационной комиссии обратились к ней за помощью, чтобы она подобрала мастеров, которые могли бы создать эскиз для платья… для вышивки платья – т.е. крой был ясен изначально – и подобрать мастериц, которые могли бы ее выполнить. И она с успехом организовала этот процесс. И несмотря на то, что вся эта работа продолжалась в течение года, несколько раз переделывалась, по разным причинам – я, если захотите, я вам расскажу, по каким. Но в конечном итоге все это было создано, великолепно организовано, и платье получилось великолепным. Четыре эскиза вышивки были предложены на выбор Николаю II и Александре Федоровне. Удивительно, что несмотря на то, что великий русский… один из великих русских художников предложил свой эскиз в том числе – т.е. его попросили выполнить – победил в этом конкурсе своеобразном анонимный автор. И архивные документы, которые мне удалось найти с помощью коллеги из Павловска, говорят о том, что этим анонимным автором была сама Мария Николаевна Ермолова.

К.БАСИЛАШВИЛИ – Да Вы что!

С.АМЕЛЕХИНА – Она это скрыла, денег за это не взяла. Хотя им полагалось, всем авторам эскизов полагались некие суммы за работу. Вот, она победила в этом конкурсе.

К.ЛАРИНА – А какие рисунки предлагались?

С.АМЕЛЕХИНА – Это были эскизы. Я Вам скажу: значит, один из художников – Николай Козлов – предложил два эксиза вышивки в стиле Людовика XIV и Людовика XV, тот художник, имени которого я вам не назову пока, потому что это вопрос, предложил эскиз в русско-византийском стиле, а Мария Николаевна Ермолова – в русском стиле. Но для того, чтобы…

К.ЛАРИНА – Там узоры просто или какой-то сюжет?

С.АМЕЛЕХИНА – Нет, узор, безусловно, узор, причем, там еще должен был быть включен мелкий жемчуг. Этот жемчуг действительно до сих пор на платье есть, он включен в вышивку, и этот жемчуг, известно, что был взят для вышивки из комнаты коронных бриллиантов. Это понятно, в Зимнем дворце хранился.

К.БАСИЛАШВИЛИ – И порфира, конечно, да, наверное? Вот эта вот, накидка…

С.АМЕЛЕХИНА – Коронационная мантия?

К.БАСИЛАШВИЛИ – Коронационная мантия.

С.АМЕЛЕХИНА – Коронационная мантия Александры Федоровны…

К.БАСИЛАШВИЛИ – Была?

С.АМЕЛЕХИНА – …сейчас находится в витрине Оружейной палаты, ее также можно увидеть. А вообще, к коронации было создано три коронационные мантии, совершенно одинаковых – для императора, императрицы и вдовствующей императрицы. Длина каждой мантии 7 м. Вес каждой мантии примерно 13 кг. Можете себе представить…

К.ЛАРИНА – Кто же это должен нести?

С.АМЕЛЕХИНА – Каждую мантию несло 7 камергеров. Для этого на подкладке пришиты специальные ручки. Причем, когда несли мантию императрицы, тут еще нужно было исхитриться, потому что нужно было одновременно держать шлейф и мантию. И обычно камергеры были людьми пожилыми. И в воспоминаниях современников остались… ну, с ужасом наблюдали, как один из камергеров все время ронял шлеф – мантия оставалась у него в руках, шлейф все время падал. Все очень переживали по этому поводу.

К.ЛАРИНА – Ну, давайте вернемся к процессу. Утвердили… выбрали эскиз, да? Утвердили Николай II и Александра Федоровна.

К.БАСИЛАШВИЛИ – А мне еще… Ксюша, секундочку, а мне бы еще хотелось вспомнить…

К.ЛАРИНА – Ну, что-то пропустили?

К.БАСИЛАШВИЛИ – Да, еще одного очень важного участника этого события. Это человека, о котором сейчас много говорят в связи вот с церемонией перезахоронения – это Мария Федоровна, вдовствующая императрица. Она тоже играла очень важную роль.

С.АМЕЛЕХИНА – Да.

К.БАСИЛАШВИЛИ – К церемонии коронации для нее тоже был сшит костюм. Он сохранился?

С.АМЕЛЕХИНА – Ну, прежде всего, если мне не изменяет память, и если это точно, действительно, то кажется, что ее костюм хранится в Эрмитаже. Я точно сказать не могу. Зато вот я точно знаю, какую роль она играла в создании коронационного платья Александры Федоровны. Она невестку долго уговаривала, чтобы… вернее, объясняла, что это тяжелейший процесс – вот в этом платье и в мантии находиться во время церемонии. И вспоминала свои страдания во время своей коронации.

К.ЛАРИНА – А сколько церемония длится?

С.АМЕЛЕХИНА – Церемония длится очень долго. Т.е. в 10 часов утра они уже вышли из Красного крыльца, а потом же еще, как бы, сама церемония. Потом они посещали Благовещенский собор, Успенский собор…

К.ЛАРИНА – Т.е. весь день, практически?

С.АМЕЛЕХИНА – Да, потом они высочайшие трапезы – и все в этих костюмах. Вес платья Александры Федоровны – я его пыталась взвешивать по частям.

К.ЛАРИНА – Ну?

С.АМЕЛЕХИНА – Оно из трех частей состоит. Примерно 10 кг.

К.БАСИЛАШВИЛИ – Да, тяжело.

С.АМЕЛЕХИНА – Но Александра Федоровна была, в отличие от Марии Федоровны, женщиной покрепче физически. Наверное, ей таких страданий это не доставило, как Марии Федоровне. У Марии Федоровны самые ужасные воспоминания остались. И она советовала невестке облегчить вес коронационного платья, любыми путями. И поэтому изначально для этого платья выбрана была легкая парча, совсем легкая, как газ такой, серебряный. Но когда Мария Николаевна Ермолова вместе с монашками Ивановского монастыря, которым была поручена вышивка, по ее настоянию, пытались что-то на ней вышивать, получалось, что все это мнется, все это некрасиво. Т.е. они категорически отказались…

К.ЛАРИНА – Т.е. облегчить не получилось, да?

С.АМЕЛЕХИНА – Не получилось. Но самое смешное, что писала по этому поводу настоятельница монастыря игуменья Сергия, которая эту работу возглавляла. «И вот мы, там, просчитали. Выбрали у Сапожниковых – в фирме Сапожниковых – парчовых тканей. Нам нравится, как будет, вот, вышивка выглядеть. Ну, платья, там, выйдет, там, на немножко, там, на килограмм, легче. Ну и довольно, - пишет она. – И вообще, я не понимаю, какой расчет в нескольких килограммах, если шлейф несут 7 человек?»

К.ЛАРИНА – Да.

С.АМЕЛЕХИНА – Ей, конечно, видней было, да.

К.ЛАРИНА – А почему переделывали несколько раз? Вот Вы хотели про это сказать.

С.АМЕЛЕХИНА – О, это тоже очень интересная история. Потому что платье шили и кроили в Санкт-Петербурге, а вышивали в Москве. И все это делалось по частям. Вот как раз Мария Николаевна Ермолова организовала этот процесс. В фирме Сапожниковых выполняли парчу, отсылали в Санкт-Петербург. Там, в фирме знаменитой портнихи Ольги Николаевны Бульбенковой, которая являлась поставщицей двора ее императорского величества, обшивала и Марию Федоровну, и Александру Федоровну – там все это кроили. Присылали в Москву. Монашки эти куски вышивали. Снова отправляли в Санкт-Петербург – там их собирали. Вот. И монашки очень интересно писали по поводу качества работы знаменитой фирмы Ольги Николаевны Бульбенковой – которую лично я очень уважаю, потому что ее работы великолепны. Но там только крой, вышивки выполнялись в другом месте. Они писали: «Мы, вообще, не понимаем, что за работа знаменитой фирмы, потому что раскроила все сикось-наперекосяк», хотя ей были даны образцы вышивки, т.е. как это все ляжет на ткани. Что, вот, «мы ничего не можем состыковать друг с другом…». Ну, в конечном итоге, в общем, монашки постарались, что-то, там, вытянули, там, надставили и вообще. Она шила эту парчу на машинке, чего категорически делать нельзя. Она ее гладила – пятна пошли по парче. Поэтому, в общем, все так тихо, тихо, тихо они это дело сделали, все вместе. В общем, император и императрица даже не узнали обо всем этом и видели уже шедевр.

К.ЛАРИНА – Мы сейчас слушаем новости, потом возвращаемся в программу.

НОВОСТИ

К.ЛАРИНА – Ну, я думаю, что поскольку имя названо, мы немножечко сейчас об этом тоже расскажем. Это сделает наша гостья Светлана Амелехина, старший научный сотрудник музеев московского Кремля. Ну, я думаю, что можно задать следующий вопрос уже, да, Ксюш?

К.БАСИЛАШВИЛИ – Да, конечно. И тем самым вопросом мы уже перейдем непосредственно к самой церемонии, о которой сейчас подробно расскажем. Там было много мистики, в самой церемонии, как вспоминал потом и сам Николай.

С.АМЕЛЕХИНА – Ну, не так, чтобы много…

К.БАСИЛАШВИЛИ – Но была. Итак, кто во время репетиции коронации исполнял роли императора, императрицы и вдовствующей императрицы? Была вот такая репетиция. Назовите, пожалуйста, должность при дворе или, если вы сможете, фамилию. А можете и то, и другое назвать – тогда мы вас чем-то дополнительным еще сможем поощрить.

К.ЛАРИНА – Т.е. как называются эти люди, да?

К.БАСИЛАШВИЛИ – Да, кто во время репетиции коронации исполнял роли императора, императрицы и вдовствующей императрицы?

К.ЛАРИНА – «Ваша программа посвящена коронации или дамским туалетам?» - ехидничают наши слушатели. Ну, давайте выйдем за рамки уже дамских туалетов, пожалуйста, Светлана. К коронации поближе.

С.АМЕЛЕХИНА – Ну вот, о репетиции коронации, если хотите…

К.БАСИЛАШВИЛИ – Да, конечно.

С.АМЕЛЕХИНА – Поскольку вопрос задан. Перед церемонией, которая длилась довольно долго, необходимо было, видимо, провести такую церемонию. Известно, что проводились такие церемонии перед коронацией Александра III, вот, и Николая II. Оставили современники даже воспоминания об этом. Для чего – для того, чтобы правильно пройти от Красного крыльца до Успенского собора, и пронести правильно шлейфы и разложить их нужным образом, чтобы никто не споткнулся, никто не запутался. Вот, проводилась такая церемония. Для нее специально создавались модели коронационных мантий, соответствующие по весу, но из простой ткани, и камергеры несли за теми людьми, которые изображали императора, императрицу и вдовствующую императрицу.

К.БАСИЛАШВИЛИ – Ну, теперь переходим к самому 14 мая. Вот с чего начался этот день? В Москве.

С.АМЕЛЕХИНА – Этот день начался с перезвона колоколов, и с того, что уже с 6 утра все придворные собрались в тронном зале, ожидали выхода императора и императрицы. Первая коронационную процессию открывала вдовствующая императрица Мария Федоровна. Она первая прошествовала в Успенский собор и заняла свое место. Прошла она под коронационным специальным балдахином, который на огромных серебряных штангах несли, кажется, 8 генерал-адьютантов. Для нее специально из Оружейной палаты был перенесен алмазный трон царя Алексея Михайловича. На нем она села на специально сооруженном помосте под тоже специальным тронным балдахином. Затем началась процессия, собственно, коронационная. Открывали ее высшие сановники империи, которые на специальных золоченых подушках несли коронационные регалии, одну за другой.

К.БАСИЛАШВИЛИ – Это где все, в кремлевском дворце проходило или уже в соборе?

С.АМЕЛЕХИНА – Это все проходило… процессия начиналась в тронном зале, потом спускалась с Красного крыльца, по специальному помосту двигалась к Успенскому собору и через двери собора входила в собор.

К.БАСИЛАШВИЛИ – Т.е. трон стоял уже в соборе?

С.АМЕЛЕХИНА – Троны – их стояло три. Для Николая II был перенесен знаменитый костяной трон царя Ивана III, для Александры Федоровны – золотой трон царя Алексея Михайловича. Когда регалии приносили в собор… принесли в собор…

К.ЛАРИНА – А сколько, много регалий-то?

С.АМЕЛЕХИНА – Много. Ну, давайте попробуем перечислить. Большая императорская корона для Николая II, малая императорская корона для императрицы Александры Федоровны, скипетр, держава, две бриллиантовых цепи Андрея Первозванного – большая и малая для императора и императрицы – коронационное знамя, коронационная… государственная печать, щит… государственный щит, государственный меч.

К.ЛАРИНА – И печать даже отдельную несли?

С.АМЕЛЕХИНА – Да. Да. И сохранились у нас до сих пор в музее эти коронационные роскошные подушки, на которых все эти регалии несли. А, еще две коронационные мантии несли…

К.ЛАРИНА – А шапка Мономаха?

С.АМЕЛЕХИНА – Шапка Мономаха не принимала участие…

К.ЛАРИНА – Не участвовала?

С.АМЕЛЕХИНА – …в имперской коронации никогда. Регалии привозились… часть регалий хранилась всегда в Оружейной палате – как то щит, меч, государственное знамя. А императорские короны и бриллиантовые цепи хранились в Бриллиантовой комнате Зимнего дворца. И перед коронацией их привезли специальным поездом, поместили в Оружейную палату, а перед коронацией их из Оружейной палаты перенесли в тронный зал и поместили на специальном столе. Вот оттуда началась процессия, с этого места.

К.БАСИЛАШВИЛИ – И вот, процессия входит в Успенский собор.

С.АМЕЛЕХИНА – Их окропили водой священники, император и императрица вошли в собор, взошли на помост и, собственно, началась церемония. Но квинтессенция этой церемонии – это, естественно, церемония мирропомазания в алтаре Успенского собора, которая символизировала сошествие Духа, Святого Духа на монарха, после чего он становился неподвластен суду человеческому, только суду божескому.

К.БАСИЛАШВИЛИ – И вот тут-то и произошло событие, о котором потом вспоминал Николай?

С.АМЕЛЕХИНА – Нет совсем.

К.БАСИЛАШВИЛИ – Нет, не здесь?

С.АМЕЛЕХИНА – Там нет, это произошло во время того, как на него надевали коронационную мантию. Его ассистенты, великие князья, так старательно оправляли на нем мантию, что бриллиантовая цепь ордена Андрея Первозванного, которая уже была у него на шее, она то ли расстегнулась, то ли разорвалась, и упала на пол. И Николай II счел это очень плохим предзнаменованием, и расстроился.

К.ЛАРИНА – А зал ахнул?

С.АМЕЛЕХИНА – Ну, очевидно, это было так это, несколько закамуфлировано, особо…

К.БАСИЛАШВИЛИ – Сползла, наверное, тяжелая, наверное, да? Она так, тихо сползла, да.

С.АМЕЛЕХИНА – Ну, видимо, расстегнулась все-таки.

С.АМЕЛЕХИНА – После церемонии коронации, после обряда мирропомазания…

К.БАСИЛАШВИЛИ – Она долго длилась, вот сама церемония?

С.АМЕЛЕХИНА – Достаточно долго, потому что там читались соответствующие молитвы, шла служба…

К.БАСИЛАШВИЛИ – Часа два, да, где-то, наверное?

С.АМЕЛЕХИНА – Я думаю, поменьше.

К.БАСИЛАШВИЛИ – Поменьше.

С.АМЕЛЕХИНА – Мы точно хронологию по времени не знаем. Церемония окончена, короны одеты, мантии одеты, все регалии возложены, император со скипетром и державой. И опять они выходят из Успенского собора, встали под коронационные балдахины и по тому же помосту направились сначала в Благовещенский собор московского Кремля, где прикладывались к святым иконам. Затем напротив, в Архангельский собор московского Кремля, где поклонялись могилам предков…

К.БАСИЛАШВИЛИ – И все это время несут мантию за ними?

С.АМЕЛЕХИНА – Да, за ними несут мантию, поэтому вы понимаете, что репетиция была необходима. Затем, когда эта церемония окончена, они вернулись по Красному крыльцу, вошли опять в Большой Кремлевский дворец и направились в Грановитую палату, где состоялась высочайшая трапеза с приглашенными гостями.

К.ЛАРИНА – А скажите, пожалуйста, Светлана, а когда первые слова, если произносит вообще, император во время коронации. Он говорит что-нибудь?

С.АМЕЛЕХИНА – Он читает «Символ веры».

К.ЛАРИНА – Т.е. он читает молитву.

С.АМЕЛЕХИНА – Он читает молитву.

К.ЛАРИНА – Да? А так, обращения никакого нету?

С.АМЕЛЕХИНА – Нет. Нет.

К.ЛАРИНА – Нет? И во время трапезы тоже?

С.АМЕЛЕХИНА – Что-то мне не помнится, чтобы государь…

К.ЛАРИНА – Нет?

С.АМЕЛЕХИНА – А, сейчас я Вам расскажу. Он произносил тост, причем это очень любопытно. Тот стакан, из которого он пил первый тост, сейчас вы можете увидеть на выставке «Российские императоры и Оружейная палата».

К.ЛАРИНА – Стакан или кубок?

С.АМЕЛЕХИНА – Стакан.

К.ЛАРИНА – Высокий?

С.АМЕЛЕХИНА – Она называется «стопа» даже. Серебряная. Считается, что она с древности еще хранится в составе Оружейной палаты, и принадлежала еще царю Ивану Грозному. Так вот, ему наливали мед, как написано в документах, подносили этот стакан с медом, и он выпивал первый тост, очевидно, произнеся какие-то слова.

К.ЛАРИНА – «Ну, за победу!»

К.БАСИЛАШВИЛИ – Говорят, что еще дождь шел в этот день?

С.АМЕЛЕХИНА – Чего-то по поводу дождя…

К.БАСИЛАШВИЛИ – Нет, нет?

С.АМЕЛЕХИНА – …во время коронации Николая II мне не помнится. Я точно знаю, что из всех…

К.БАСИЛАШВИЛИ – Прогоняли тучи.

С.АМЕЛЕХИНА – Из всех коронаций – а я занималась ими всеми, понемногу – всегда была дивная погода. Как они умудрялись вычислить этот день и назначить именно…

К.ЛАРИНА – А документация какая-то сохранилась, вот, с того времени?

С.АМЕЛЕХИНА – Да, колоссальная документация хранится в Российском Государственном историческом архиве в Санкт-Петербурге, и есть документы в архиве… в РГАДФ в Москве.

К.ЛАРИНА – Ну, есть какая-то грамота, которая дается, вот, царю во время коронации? Вот… то, что фиксирует этот момент?

К.БАСИЛАШВИЛИ – Типа, «стал царем» с того момента.

С.АМЕЛЕХИНА – Нет, такой грамоты нет, но зато были другие грамоты – кстати, принимал участие Васнецов в создании их. Их можно увидеть в коронационном сборнике, который был издан после коронации Николая II. Это грамоты, которые зачитывали герольды коронационные, гербовые, перед коронацией. Они разъезжали по Москве, вынимали из своих сумок вот эти роскошные, расписанные грамоты и зачитывали манфест о коронации – вот, что точно было, и что осталось в архивах. Манифест о коронации Николая II: на какой день назначено вот это великое торжество.

К.БАСИЛАШВИЛИ – Торжество… ну, мы сейчас сказали только об одном дне, который завершался, как я понимаю, траепезой и, наверное, молитвой после трапезы, да, наверное? Я так предполагаю…

С.АМЕЛЕХИНА – Раздачей коронационных жетонов и медалей.

К.ЛАРИНА – Это что такое?

С.АМЕЛЕХИНА – Это специально в коронацию еще со времен коронации Екатерины I чеканили специальные жетоны…

К.ЛАРИНА – Памятные, да?

С.АМЕЛЕХИНА – Да. Которые герольды либо разбрасывали в толпу – а медали раздавали.

К.ЛАРИНА – А толпа, вообще, где присутствовала?

С.АМЕЛЕХИНА – Толпа присутствовала… ну, толпа – это относительно, это и…

К.БАСИЛАШВИЛИ – Отобранная толпа.

С.АМЕЛЕХИНА – Да, хорошо отобранная толпа на Соборной площади московского Кремля. Вот туда герольды разбрасывали коронационные жетоны. Ну а раньше, в XVIII веке, там действительно, наверное… ну, конечно, простого народа в сермяжных кафтанах не пускали.

К.БАСИЛАШВИЛИ – Ну, Вы… я, вот, просто хотела вспомнить еще одно событие, которое произошло в рамках торжеств – это давка на Ходынском поле. Сколько длились эти торжества, и что спровоцировало эту трагедию?

С.АМЕЛЕХИНА – Ой, это можно…

К.БАСИЛАШВИЛИ – Я знаю, что есть докуменальное свидетельство, у вас в музее хранящееся, которое напоминает.

С.АМЕЛЕХИНА – Это не документальное, скорее вещественное свидетельство.

К.БАСИЛАШВИЛИ – Вещественное доказательство, скажем так.

К.БАСИЛАШВИЛИ – На 4-й день.

С.АМЕЛЕХИНА – …было запланировано народное гулянье на Ходынском поле, и Николай II в своих воспоминаниях оставил, вот, свои впечатления об этом дне. Что, до… «слава Богу, до сего дня все шло гладко и хорошо, сегодня случился кошмар. Народ, собравшийся на Ходынском поле в ожидании обеда», как он пишет…

К.ЛАРИНА – Халявного, да.

С.АМЕЛЕХИНА – «…и подарков»…

К.ЛАРИНА – Да.

С.АМЕЛЕХИНА – Я вам сейчас расскажу, что за подарки. Как он написал, надавил на постройки… «напер» там написано у него, на постройки, и случилась давка. И «страшно сказать, - он пишет, - подавили 1300 человек». Вот тогда, в тот день он знал, что 1300 человек, наверное, потом оказалось, больше, как всегда и бывает. И «ужасны наши впечатления от этого известия». Безусловно, он переживал очень сильно. А подарки заключались в, в общем, в традиционном наборе коронационных подарков, в XIX веке как это было – это коронационная кружка, коронационный пряник, и все это заворачивалось в печатный платок. На платке там нарисован московский Кремль, изображен, вернее, напечатан. И написана, значит, дата коронации.

К.ЛАРИНА – Т.е. тоже такие, памятные подарки для народа.

С.АМЕЛЕХИНА – Да, памятные подарки, которые раздавались.

К.ЛАРИНА – Но неужели только из-за этих подарков вот так, такое количество людей туда…

С.АМЕЛЕХИНА – Вы знаете, всегда огромное количество народу собирались на эти торжества, потому что в XVIII веке, во время коронации Елизаветы Петровны, Екатерины II устанавливались целые фонтаны, из которых било вино. Огромные быки жареные выставлялись на Соборной площади, застилась колоссальные столы. Это была такая традиция, святая традиция. Всем очень интересно было посмотреть, ожидали – вдруг появится император, императрица – единственная возможность их увидеть. Правда, по-моему, они не планировали появляться на Ходынском поле. Я не уверена в этом. И естественно, это был праздник, это великий праздник для всего государства. И как туда не попасть? Мало таких праздников было. И причем роскошных – огромные суммы отпускались на устройство, увеселения всевозможные. Самый настоящий народный праздник. Гуляния.

К.ЛАРИНА – А в музее есть вот эти вот сувениры, которые раздавались на Ходынке? Да?

С.АМЕЛЕХИНА – Да, насколько мне известно, у нас хранится коронационная кружка. Кстати, они есть во многих музеях – я точно знаю, в ГИМе есть. Вот, а у меня, вот, конкретно в моем хранении, есть платок. Вот именно такой. Но интересно его происхождение – вот для меня оно загадочно, но, в общем, и символично в тот же момент. Потому что у нас есть поступления в основное собрание Оружейной палаты, что-то там куплено, а тут происхождение из собора, из одного из московских соборов. После революции. Т.е. кто-то этот платок принес в Успенский, Благовещенский или Архангельский соборы, и он хранился там в ризнице – на нем следы крови.

К.ЛАРИНА – Действительно свидетельство.

К.БАСИЛАШВИЛИ – Как напоминание о событии, т.е… Той цепи событий.

К.ЛАРИНА – Вот вам, кстати… кстати о мистике и о знамениях. Конечно, это знамение. И можно это воспринимать – для царя это тоже было такое знамение.

К.БАСИЛАШВИЛИ – Я не знаю, как Светлана это воспринимает, как человек, который работает с этими костюмами, и, как Вам кажется, что ничего не предвещало такого конца? Вот в этой церемонии, в этих событиях?

С.АМЕЛЕХИНА – Да нет, ну Николай II сам уже что-то такое ощущал, да…

К.ЛАРИНА – Чувствовал.

С.АМЕЛЕХИНА – Хотя… больше всего, кстати, вот, боялись во время церемонии, чтобы какой-то оплошности не произошло – из-за этого и репетиции устраивали, чтобы чего-то там не упало, и…

К.ЛАРИНА – Давайте мы на вопрос уже ответим…

РОЗЫГРЫШ ПРИЗОВ (ОТВЕТ – КАМЕР-ПАЖИ. ФАМИЛИЯ ОДНОГО – МАНДРЫКА)

К.ЛАРИНА – Ну, а наверное, стоит назвать уже всех остальных пофамильно, да?

С.АМЕЛЕХИНА – Да. Энгельгардт, который оставил свои воспоминания – именно там описана эта церемония. И Дюражинский. Камер-пажи императора Николая II, Александры Федоровны и Марии Федоровны.

К.ЛАРИНА – Ну вот, смотрите, репетиция проводилась для тех, кто несет эти самые… мантии и шлейфы…

С.АМЕЛЕХИНА – Ну да, для всех. И регалии, в том числе.

К.ЛАРИНА – А вот как сами участники, император и императрица, запоминали все эти точки…

К.БАСИЛАШВИЛИ – Куда идти.

К.ЛАРИНА – …по которым надо ходить. Там как-то их… для них-то была репетиция? Или им просто… их просто вели?

С.АМЕЛЕХИНА – Им, наверное, просто рассказывали, заранее готовили, что они должны делать. Кроме того, Николай II видел все это, будучи великим князем, во время коронации своего отца. И все это… это было 13 лет… за 13 лет до собственной… И все запомнил.

К.ЛАРИНА – А коронации протокол не меняется… не менялся?

С.АМЕЛЕХИНА – Нет. Нет.

К.ЛАРИНА – Да?

С.АМЕЛЕХИНА – Нет, может быть, чуть-чуть.

К.БАСИЛАШВИЛИ – Вот, Вы во время разговора еще несколько раз упоминали такие слова как «балдахины», под которыми обязательно нужно проходить…

К.ЛАРИНА – Настольник еще – мы хотели узнать, что это такое. Настольник.

С.АМЕЛЕХИНА – Настольник?

К.ЛАРИНА – Да.

К.БАСИЛАШВИЛИ – Да, да, да. Вот, что… это обязательно, почему это нужно было, обязательно пройти, там, под балдахином, там, обязательно красного цвета? Это что-то символизировало?

С.АМЕЛЕХИНА – Ну, красный цвет…

К.ЛАРИНА – Ну, тебя в пионеры принимали когда-нибудь, Басилашвили?

К.БАСИЛАШВИЛИ – Принимали.

К.ЛАРИНА – Ну вот, что же…

С.АМЕЛЕХИНА – Но это не тот красный цвет, не тот. Это был пунцовый цвет балдахинов. Это императорский цвет еще со времен Византийской империи. Но, кстати, коронационные балдахины были не только пунцовыми. Тот балдахин, под которым они шли, был золотым. И на нем был огромный герб Российской империи. Т.е. прямо у них над головой. Тот балдахин, под которым они сидели в Успенском соборе, стояли во время церемонии, был пунцового цвета, тоже с огромным гигантским орлом. Вообще, это была гигантская, тяжелейшая конструкция, поскольку они хранятся у нас до сих пор, и храню их конкретно я (смеется)… Вы можете меня слегка пожалеть, потому что вес…

К.БАСИЛАШВИЛИ – Вы его поднимаете, одна?

С.АМЕЛЕХИНА – Вес подзора, только одного подзора от коронационного балдахина – они разобраны сейчас на составные части – ну, примерно килограммов 40. Мы вчетвером с помощниками перемещаем со стола на полку, где они хранятся. Ну, пока подзоры не отреставрированы, а вот плафоны от коронационных балдахинов некоторые отреставрированы. И вот самый большой, гигантский, с коронации Николая II сейчас поедет на выставку в Финляндию, вместе с коронационной мантией Марии Федоровны. Еще один, золотой, сейчас находится на выставке «Император и Оружейная палата». Вы можете увидеть, если придете к нам на выставку.

К.ЛАРИНА – А про настольники, вот, Вы обещали рассказать.

С.АМЕЛЕХИНА – Настольники у нас хранятся в большом количестве. Самые ранние, по всей видимости…

К.ЛАРИНА – Что это такое, во-первых? Скатерти, что ли?

С.АМЕЛЕХИНА – Да. Самые ранние, видимо, с коронации императрицы еще Анны Иоанновны, самый последний – с коронации Николая II, тоже гигантского размера и тяжеленного веса, с огромными золотыми кистями и бахромой. Великолепной совершенно сохранности, потому что выполнено, вот, из роскошной русской парчи тоже фирмы Сапожниковых. Они предназначались для того, чтобы застелить огромные столы в Тронном зале и в Успенском соборе московского Кремля для того, чтобы когда регалии на подушках принесут, их можно было куда-то возложить. Потому что к регалиям никому не разрешалось прикасаться руками, кроме первосвященников и самого императора. Поэтому ему подавали все это на подушках, взяв со стола. Он сам брал регалии в руки.

К.БАСИЛАШВИЛИ – Вот в фотографиях это единственная церемония коронации, которая сохранилась так вот, фотографически задокументированная? Потому что до этого, по-моему, фотография не успела. Здесь же целые альбомы, наверное, есть?

С.АМЕЛЕХИНА – Ну, фотография, на самом деле, появилась на гораздо ранних коронациях…

К.БАСИЛАШВИЛИ – Да.

С.АМЕЛЕХИНА – Я знаю, что для того, чтобы осветить это торжество, в Кремль были приглашены знаменитые фотографы и знаменитые художники, в том числе, Бенуа, Маковский, Самокиш, Сутковский, Васнецов.

К.ЛАРИНА – А вот Серова здесь называют наши слушатели еще, нет?

С.АМЕЛЕХИНА – Возможно, возможно.

К.ЛАРИНА – «Валентин Серов запечатлел обряд коронования в Успенском соборе».

С.АМЕЛЕХИНА – Наверняка.

К.ЛАРИНА – «Множество замечательных набросков» - пишет нам Александр.

С.АМЕЛЕХИНА – Да, да, я не берусь даже перечислить количество. Я просто называю любимых моих. И насколько мне известно, в Успенском соборе фотографировать было запрещено, поэтому от этой церемонии остались именно зарисовки, картины. А вот процесс, как бы, прохождения коронационной процессии остался в фотографиях.

К.ЛАРИНА – А в дневниках есть что-нибудь Николая II, кстати, вот подробно о самой церемонии коронации? Или нету?

С.АМЕЛЕХИНА – Ну, не так, чтобы подробно. В дневниках великих князей. Очень советую, они сейчас опубликованы, не так давно. Чем больше вы их будете читать, тем больше вы будете узнавать, потому что они… в дневниках иностранных посланников, которые присутствовали…

К.ЛАРИНА – Были приглашены.

С.АМЕЛЕХИНА – Огромное количество иностранных гостей было приглашено, и, конечно, отзывы там самые восхищенные, потому что, вот… «как чудный сон» они это восприняли, что… вот, примерно так.

К.ЛАРИНА – А скажите, пожалуйста, а традиция дарения подарков, она существовала в то время?

С.АМЕЛЕХИНА – Она существовала всегда. Подношение подарков, но если…

К.ЛАРИНА – Именно в этот день?

С.АМЕЛЕХИНА – Да. Нет, не в этот день. Несколько дней после коронации – по-моему, один или два – император и императрица принимали в Тронном зале – опять же, вот, на столе были выложены все коронационные регалии – они принимали депутации, иностранные и русские депутации…

К.ЛАРИНА – Вот тут-то и подарки и несли, да?

С.АМЕЛЕХИНА – Да, несли подарки. Но к концу XIX века уже сложилась строго установленная регламентация, что можно подносить.

К.ЛАРИНА – Ну, например?

С.АМЕЛЕХИНА – Нет, не например. Совершенно просто конкретно, что можно. И больше ничего.

К.ЛАРИНА – Т.е. скажете сейчас?

С.АМЕЛЕХИНА – Можно было подносить иконы и хлеб-соль. Но, естественно, все депутаты старались изощриться, как только могли. Ну, в иконах – там особо не изощришься… естественно, в окладах можно. А вот хлеб-соль – значит, каждая губерния вышивала специальное полотенце – лучшие мастерицы работали над этим. На полотенце клалось роскошное блюдо, либо фарфоровое, либо серебряное, золоченое, с камнями, вырезанное из дерева. Дальше хлеб, а сверху солонка, тоже декоративно украшенная. После коронации их скопилось такое количество, что Николай II повелел в Большом Кремлевском дворце целую галерею отвести для выставки их. Сейчас часть из них хранится в нашем музее, часть, к сожалению, после революции была переплавлена, потому что там очень много золота и серебра было. Но некоторые хранятся, есть и в Эрмитаже, и в Этнографическом музее в Санкт-Петербурге – где только нет.

К.ЛАРИНА – А иностранные посланцы что дарили? У них же ни икон, ни хлеба-соли нету?

С.АМЕЛЕХИНА – Честно Вам скажу, не знаю.

К.ЛАРИНА – О как! Ну что ж, спасибо Вам большое! Светлана Амелехина, старший научный сотрудник музеев московского Кремля. Сегодня мы вспоминали вместе с нашей гостьей и с вами коронацию Николая II. Это была передача «Кремлевские палаты», прощаемся на неделю и благодарим нашу гостью. И Ксению Басилашвили тоже.

Коронация царей была важным событием государственной значимости. О предстоящем событии было объявлено манифестом, подписанным будущим царем Николаем II.

Манифест

« О предстоящем Священном Короновании Их императорских Величеств».

«Объявляем всем верным Нашим подданным:

При помощи Божией, вознамерились Мы, в Мае месяце сего года, в Первопрестольном граде Москве, по примеру Благочестивых Государей, Предков Наших, возложить на Себя Корону и восприять, по установленному чину, Святое Миропомазание, приобщив к сему и Любезнейшую Супругу Нашу, Государыню Императрицу Александру Феодоровну.

Призываем всех верных Наших подданных, в предстоящий торжественный день Коронования, разделить радость Нашу и вместе с Нами вознести горячую молитву Подателю всех благ, да излиет на Нас Дары Духа Своего Святого, да укрепит Он Державу Нашу и да направит Он Нас по стопам Незабвенного Родителя Нашего, Коего жизнь и труды на пользу дорого Отечества останутся для Нас навсегда светлым примером».

«НИКОЛАЙ»

Историки отмечают, что коронация Николая Александровича (Второго), состоявшаяся 26 мая 1896 года, была одной из самых пышных за все время правления Романовых. К самому мероприятию готовились заранее и тщательно. Только одной посуды было отправлено в Москву из северной столицы 8 тыс. пудов. Из них 1500 пудов составляли сервизы. В Кремле была развернута телеграфная сеть на 150 проводов для связи с иностранными послами.

Были созданы коронационная комиссия и отдельная канцелярия, отвечавшая за проведение всех протокольных мероприятий. На коронацию, которая должна была состояться в Москве, приглашались представители дворянского сословия из всех регионов Российской империи.

Государственные чиновники, чья деятельность никак не была связана с предстоящим событием, получили 3 дня выходных, чтобы иметь возможность «разделить радость» императорской семьи, и «вознести горячую молитву Подателю всех благ» по поводу столь важного события.

В честь коронации готовились к выпуску медали и монеты. Выполнение эскизов было поручено известным художникам — Илье Репину, Антону Васютинскому и скульптору Марку Антакольскому. Будущий император лично позировал художникам.

Сенату тоже было дано указание выехать в первопрестольную. В дни 11-13 мая герольды разъезжали на конях по Москве, и сообщали о готовящемся событии, которое было назначено на 14 мая.

На коронации в соборе присутствовало много заграничных гостей. В их числе были эмир Бухарский, королева Греции Ольга Константиновна, 12 наследных принцев, в их числе:

  • князь Фердинанд из Болгарии,
  • князь Николай из Черногории,
  • брат Вильгельма II, принц Генрих Прусский,
  • английский герцог Артур Коннаутский,
  • герцогиня Саксен-Кобург-Готская,
  • принц Сиама,
  • брат персидского шаха,
  • японский принц с делегацией,
  • представитель папы Римского,
  • представители Китая.

В своем дневнике Николай II написал о коронации:

«Великий, торжественный, но тяжкий, в нравственном смысле, для Аликс, Мама и меня, день. С 8 ч. утра были на ногах; а наше шествие тронулось только в 1/2 10. Погода стояла к счастью дивная; Красное Крыльцо представляло сияющий вид. Все это произошло в Успенском соборе, хотя и кажется настоящим сном, но не забывается во всю жизнь!!!

Вернулись к себе в половину второго. В 3 часа вторично пошли тем же шествием в Грановитую палату к трапезе. В 4 часа все окончилось вполне благополучно; душою, преисполненною благодарностью к Богу, я вполне потом отдохнул. Обедали у Мама, которая к счастью отлично выдержала все это длинное испытание. В 9 час. пошли на верхний балкон, откуда Аликс зажгла электрическую иллюминацию на Иване Великом и затем последовательно осветились башни и стены Кремля, а также противоположная набережная и Замоскворечье».

Император сдержан на эмоции. Это можно заметить и по другим его записям. К счастью, сохранились запись графа Сергея Дмитриевича Шереметева русского общественного деятеля, историка, коллекционера, присутствовавшего на мероприятии в Соборе.

«…Гос[ударь] и Им[ператрица] подошли к Царским вратам. Миропомазание… Царь входит в Царские врата в алтарь, в то время как Императрица становится у образа Владимирской] Б[ожьей] М[атери)… Совершается великое таинство, и сила его для верующих необъятная. Это молчание апокалиптическое… Но вот разверзлись врата, и Государь выходит и становится с преклоненной головой перед образом Спасителя, а митр[ополит], обращаясь к Императрице, читает „Верую, Господи, и исповедую…“ Царь и царица возвратились на свои места… Я гляжу на него пристально. В венце и в порфире он наклонил голову и нетвердой поступью, в великом смирении, но просветленный, он идет прямо к Императрице Марии Федоровне… Та ему навстречу делает несколько шагов, и вот они встретились и посмотрели друг другу в глаза; продолжителен был этот взгляд; выражение его было такое, какое бывает раз в жизни. В нем сказалась сыновья любовь и покорность, и умиление просветленной души, и приник Государь к руке Императрицы-матери и долго и крепко целовал ее, потом долго и крепко поцеловал трижды…

Эта встреча и этот поцелуй сына и матери, конечно, были самое сильное впечатление дня, сильное и глубоко отрадное».

Приемы поздравлений, которые проводились в Тронном зале. Императора поздравляли:

  • Высшее духовенство;
  • Госсовет,
  • Сенат,
  • министры,
  • губернаторы и другие чиновники высших классов;
  • Иностранные послы;
  • Отдельный день был выделен для поздравления женщинами. На этом приеме присутствовали Дамы дипломатического корпуса, Придворные, представительницы из других государств.

Наряду с приемами Протокол торжеств включал целый ряд других мероприятий. Были устроены:

  • обед высшему духовенству и Особам первых двух классов;
  • Праздничный спектакль в Большом театре;
  • Торжественный обед в Александровском зале Кремлевского дворца;
  • Музыкальный концерт у Германского посла.
  • Несколько балов.

Балы организовали:

  • Большой бал в Александровской зале;
  • во французском посольстве,
  • в австрийском посольстве,
  • у Его Императорского высочества московского генерал-губернатора Сергея Александровича, брата императора.
  • в дворянском собрании.

20 мая начинался Петров пост. В связи с этим в Чудовом монастыре состоялась торжественная литургия.

В праздничные мероприятия вплелись и чисто семейные события императорской семьи. Это день рождения императрицы Александры Феодоровны (25 мая). В ее честь был дан обед для иностранных послов в Георгиевской зале. И другое событие, состоявшееся несколькими днями ранее. Точнее памятная дата 22 мая – День смерти бабушки Николая II императрицы Марии Александровны, которую императорская семья почтила поездкой в Сергиеву лавру.

Завершил празднества высочайший смотр войск, состоявшийся 26 мая на Ходынском поле. В заключение предоставим слово Его императорскому величеству, снова заглянув в его дневник.

«Слава Богу, последний день настал!.. Парад был во всех отношениях блестящий, и я был в восторге, что все войска показались такими молодцами перед иностранцами. Вернувшись в Петровское, сели завтракать, после чего простились со всеми чужими свитами. По дороге в Кремль встретили дочку, кот. везли в Ильинское. Опять принимали чрезвычайные посольства для их откланивания. В 7 ч. был большой обед для Московских властей и представителей разных сословий.

Переодевшись, отправились на ст. и простились с Мама; она поехала в Гатчино, а мы тотчас же в обратную сторону по Моск.-Брест. ж. д. до ст. Одинцово, откуда в экипажах доехали до Ильинского. Радость неописанная попасть в это хорошее тихое место! А главное утешение знать, что все эти торжества и церемонии кончены!»


Close