Урок по обществознанию конфликты в межличностных отношениях. Открытый урок по обществознанию конфликты в межличностных отношениях фгос. Способы разрешения конфликта
Учитель: Радюк И.П., учитель истории и обществознания Тема, класс: Конфликты в межличностных отношениях, 6 класс Учебник: Обществознание 6 кл. под ред. Л.Н. Боголюбова Цели: Предметные УУД: дают определение понятия конфликт. Метапредметные УУД: Познавательные: определяют этапы конфликта, соотносят причины конфликта с заданной ситуацией. Коммуникативные: взаимодействуют в ходе групповой работы (слушают друг друга, обсуждают); Регулятивные: оценивают деятельность свою и одноклассников Личностные: адекватно реагируют на мнение других и отстаивают свою точку зрения Блоки урока Мотивационный 4 минуты Организационный 2 минуты Информационный 8 минут 10 минут Деятельность учителя Показывает мульт.фильм; задает к нему вопросы: 1 О чем данный мульт.фильм? 2 О чем пойдет речь на уроке? 3 Определите тему урока Проблемный вопрос: Возможна ли жизнь без конфликта? Проводит инструктаж: 1 Делит класс на группы 2 Объясняет принцип работы с оценочными листами (Приложение 1) 3 Просит придумать названия групп 1 Понятие «конфликта" В группе ученикам предлагается сформулировать и написать на листах свой вариант определения понятия «конфликт». После этого в импровизированную "корзину конфликтов" (коробка, мешок, шапка, сумка) складываются листки с ответами и перемешиваются. Кроме того. Учитель добавляет вой вариант определения понятия, но вариант заведомо неправильный. Учитель подходит по очереди к каждой группе, предлагая взять один из листков и прочитать написанное. Таким образом, можно выйти на определение понятия «конфликт», затем записать в тетради. Учитель просит группы заполнить оценочный лист. Деятельность ученика Смотрят мульт.фильм, отвечают на вопросы, определяют тему урока 1 Делятся на группы 2 Выбирают эксперта группы (для заполнения оценочного листа) 3 Придумывают название группы 1 Формулируют и записывают определение понятия «конфликт»; Обсуждают получившиеся определения понятия; Формулируют единое определение понятия «конфликт»; Заполняют оценочный лист. 2 Работают с текстом в группах (с 77);
2 Причины конфликта Учитель дает задание: прочитать текст на с. 77, выявить в нем причины конфликтов; соотнести причины с ситуациями и подобрать к ним соответствующие картинки (Приложение 2); выполнит взаимопроверку (обменяться группам оценочными листами и экспертам, глядя на правильные ответы (на слайде) выставить баллы за работу) 3 Этапы конфликта Учитель объясняет, что конфликт проходит пять этапов своего развития, обращает внимание учащихся на схему на с. 76 учебника; Раздает текст (Приложение 3) для работы в группах (каждой группе раздает текст, соответствующий одному этапу развития конфликта); Дает задание: определить этап, опираясь на схему – с. 76 учебника), затем озвучить свой ответ; Учитель просит группы заполнить оценочный лист. Учитель просит каждую группу составить ментальную карту по теме, а затем представить ее классу. (Приложение 4) Данный вид работы оценивается учителем (по одному баллу за каждый правильный элемент; всего 9 баллов) Задает вопросы: 1 Какое основное понятие вы изучали? 2 Что вы делали, чтобы раскрыть смысл данного понятия? 3 Возможна ли жизнь без конфликта? 4 Конфликт – это всегда плохо? 5 Вспомните окончание мульт.фильма – какие варианты решения конфликта в нем отображены? Делает вывод: существуют разные пути его решения Д/з с. 7678 прочитать; с. 82 «Проверь себя» вопрос №1 (устно) – Б; с. 83 Задание №2 – П. Учитель просит группы в оценочных подсчитать баллы, полученные ими за урок и сдать оценочные листы соотносят причины с ситуациями и подбирают картинки; выполняют взаимопроверку заданий и оценивание 3 определяют этап, опираясь на схему; озвучивают свой ответ; заполняют оценочный лист Составляют ментальную карту, устно ее представляют Отвечают на вопросы (устно, фронтально) Отвечая на проблемный вопрос (№3), дети приходят к выводу, что жизнь без конфликта не возможна Записывают Д/з Оценивают работы своей группы, подсчитывая баллы за выполнение задний на всех этапах 10 минут Аналитический 6 минут Рефлексивный 3 минуты Оценочный 2 минуты
Приложение 1 №№ пп. Фамилии участников группы Оценочный лист «Работа в группах» Критерии оценивания Участие в обсуждении и принятии рабочего решения Баллы за правильное выполнение задания Оценка группы (максимальный балл за все задания) 1 2 3 4 5 5069% – 3 7089% – 4 90100% 5 Приложение 2 1 Маша зовет Галю в библиотеку готовиться к уроку, а Галя хочет пойти в бассейн. А (противоположные желания и интересы) 2 Галя часто говорит неправду, Маша никогда не лжет. Г (моральный барьер) 3 Маша рассказывает об общении «В контакте» Гале, которая никогда не работала с Интернетом. Б (смысловой барьер) 4 Галя получила 2, а Маша 5 и говорит Гале, что получит губернаторскую стипендию. В (эмоциональный барьер) А Б В Г
Приложение 3 Тест 1. Конфликта пока нет, есть только причина, способная его вызвать: Противоположные желания и интересы, смысловые барьеры, различия в положении в обществе, эмоциональный барьер, моральный барьер Текст 2. Противоречия осознаются людьми и становятся ясными противоположным сторонам. Поведение: Сотрудничество направлено на поиск того решения, которое привело бы к примирению без ущерба для каждой стороны Компромисс для урегулирования разногласий необходимы уступки обеих сторон. Приспособление только одна из сторон стремится сгладить противоречия путем односторонних уступок, готова поступиться своими интересами Избегание заключается в стремлении выйти из конфликтной ситуации, не решая ее, не уступая, но и не настаивая на своем немедленно. Текст 3. необходим инцидент «случай, происшествие, недоразумение»; конфликт из внутреннего состояния должен перейти во внешнее действие. В период инцидента конфликтующие стороны так или иначе проявляют свою позицию в конфликте. Текст 4. Конфликты бывают конструктивными и неконструктивными. При конструктивном аргументов. Их отношения не переходят границ приличия. Конфликтующие не опускаются до оскорблений и грубости. При неконструктивном конфликте стороны не гнушаются недостойных средств ради достижения цели. конфликте стороны не выходят за рамки деловых Текст 5. может быть полным или частичным. Поведение: Подчинение одна из сторон полностью или частично принимает правила, навязанные другой стороной. Компромисс обоюдные уступки смягчают причины конфликта прерывание конфликтных действий интеграция – наилучший исход; в процессе конфликта обе стороны сделали для себя важные выводы для изменения позиции и в результате сформировалось единое мнение. по желанию сторон или в результате исчерпания самой причины, изза объективного разделения конфликтующих Приложение 4 (ментальная карта) Возникновение Противоположные желания и интересы Осознание Этапы Причины Смысловые барьеры Проявление Эмоциональные барьеры Углубление Моральные барьеры Конфликт
Тема: "Конфликты в межличностных отношениях".
Класс: 6.
Тип: урок-практикум с использованием мультимедийной презентации.
Цели:
1. Способствовать формированию представлений о возникновении межличностных конфликтов и путях их разрешения.
2. Способствовать формированию социальной и ценностно-смысловой компетентности школьников в ситуации конфликта через практическое усвоение информации о сущности и стадиях развития конфликта, о значимости конфликтов в отношениях между людьми, о формах цивилизованного поведения в межличностных конфликтах.
3. Содействовать развитию культуры отношений в группе.
Основные понятия: конфликт, конфликтная ситуация, инцидент, сотрудничество, компромисс, приспособление, избегание, подчинение, интеграция.
Оборудование: компьютер, медиапроектор, экран, раздаточный материал для индивидуальной работы, учебники, тетради.
Ход урока:
1. Вводное слово учителя.
Ребята, мы продолжаем с вами работать с темой "Конфликты в межличностных отношения"(слайд №1). Мы узнали что может послужить причиной конфликта, на какие стадии делится конфликт и пути решения конфликтной ситуации, а сегодня мы научимся разбирать конфликтные ситуации и определять к чему приводит конфликт в межличностных отношениях.
Для того чтобы реанимировать ваши знания, давайте посмотрим фильм на тему нашего сегодняшнего урока - Конфликты в межличностных отношениях.(Слайд №2).
И так, о чем вам рассказал фильм? (об этапах конфликта, о разновидностях, о путях выходов из конфликтной ситуации).
2. Актуализация опорных знаний учащихся.
Как вы понимаете,что такое конфликт?(разногласия между людьми) (Слайд №3)
Напишите 5 синонимов к этому понятию (столкновение, противоречие, разлад, размолвка, ссора, спор, стычка, разногласие, раздор)
А теперь восстановив знания, давайте решим проверочный тест.
Вариант №1.
Ответ: А1. - 4, А2-1, А3-2, А4-2, В1- 3,5,6.
1) Верно только а 3) оба суждения верны
2) Верно только б 4) оба суждения не верны
4) дайте волю своим эмоциям
Вариант№2.
Ответ: А1. - 1, А2-3, А3-1, А4-1, В1- 6.
2) дружеский розыгрыш
3) обсуждение фильма
4) спортивное состязание
1) Верно только а 3) оба суждения верны
2) Верно только б 4) оба суждения не верны
1) Верно только а 3) оба суждения верны
2) Верно только б 4) оба суждения не верны
3. Изучение нового материала.
Написали? Хорошо. Ребята, скажите, а конфликт это всегда плохо? Я предлагаю заполнить следующую таблицу "Плюсы и минусы конфликта",свои записи нужно объяснить. (слайд №4)
(Слайд №5)
Плюсы Минусы
не дает окостенеть системе отношений, толкает к развитию, стороны лучше узнают друг друга, выявляются ранее скрытые достоинства и недостатки, стимулирует активность людей, растет чувство ответственности и значимости, снимает напряженность, дает выход пару, сплочение единомышленников, выдвижение и формирование лидеров, диагностика и прояснение ситуации.
материальные и эмоциональные затраты, дух конфронтации, ухудшение отношений, снижение производительности труда.
А теперь давайте проанализируем конфликтные ситуации на примере всем вам известных сказок. Вам на дом было задано прочитать сказку К.И.Чуковского "Федорино горе" (Слайд №6)
(Слайд №7)
Кто является участником конфликта?(посуда, домашняя утварь и Федора)
Объект притязаний (из - за чего произошел конфликт) ? (Из-за неряшливости Федоры) (Слайд №8)
Внешняя позиция участников (как объясняют окружающим и самим себе причины конфликта) ? (Посуда заявляет о своем тяжелом положении.. И ответила посуда, было нам у бабы худо...с.10 , а Федора в свою очередь, осознавая, вероятно, последствия конфликта пытается вернуть посуду "Ой -ой - ой! Воротитеся домой) (Слайд №9-10)
Внутренняя позиция участников (чего опасаются, какие истинные причины стоят за конфликтом)? (Федора боится остаться одна, посуда боится своего тяжелого положения, боится совсем исчезнуть) (Слайд №11)
Изменения в процессе развития отношений (появились ли новые участники, возникли ли конфликты в лагерях единомышленников, изменилось ли понимание конфликта)? (первоначально в конфликт вмешиваются кошки Федоры "Эй, вы глупые тарелки, что вы скачите как белки, вам ли бегать за воротами с воробьями желторотыми...с. 9, позже возникает конфликт уже с тане посуды...с. 6 ", Федора осознает всю тяжесть конфликта с.11-12.) (Слайд №12-13)
Выбранный способ разрешения конфликта (чем все закончилось)?(Мир. Способ разрешения конфликта - интеграция- т.е. стороны осознали причину конфликта и пришли к общему решению с. 13-14.) (Слайд №14-15)
Ваше отношение к способу разрешения конфликта.
Хорошо, давайте обратим наше внимание к сказке А.С. Пушкина "О рыбаке и рыбке"(Слайд №16)
Есть ли конфликт в этой сказке?
В чем он состоит?
Кто в нем участвует?
В сказке налицо межличностный конфликт, потому что он возник между отдельными личностями – стариком и старухой.
Чем вызван конфликт т.е. Причина: (Слайд №17)
… Воротился старик ко старухе,Рассказал ей великое чудо…Я сегодня поймал, было рыбку, Золотую рыбку, непростую…Не посмел я взять с неё выкуп,Так пустил ее в синее море.Старика старуха забранила:“Дурачина, ты, простофиля, Не сумел ты взять выкупа с рыбки…”(эмоциональное состояние)
Стратегия поведения в конфликтной ситуации Поведение: (Слайд №18)
“…Вот пошел старик к синему морю…Стал он кликать золотую рыбку, Приплыла к нему рыбка, спросила:“Чего тебе надобно, старче?” “…Смилуйся, государыня рыбка, Разбранила меня старуха,Надобно ей новое корыто…”(поведение– приспособление).
Конфликт развивается поэтапно. На примере «Сказки о рыбаке и рыбке» заметны следующие стадии развития конфликта
I – Старуха требует новое корыто;
II – Старуха требует новую избу;
III – Старуха требует повышения социального статуса с «черной крестьянки» до «столбовой дворянки»;
IV – Старуха требует повышения социального статуса со «столбовой дворянки» до «вольной царицы»;
V – Старуха, добившаяся статуса «вольной царицы», требует повышения статуса до «владычицы морской». Пик конфликта.
VI- Разрешение конфликтной ситуации. Лишение всего, возврат к разбитому корыту. (Слайд №19)
Сказка "Заюшкина избушка" (Слайд №20)
Чем вызван конфликт т.е. Причина: (Слайд №21)
… Вот лиса попросилась к зайчику переночевать, да его из избенки и выгнала…”
(Различия, связанные с положением в обществе)
Определите стратегию поведения сказочных героев в ситуации острого конфликта. (ПОВЕДЕНИЕ) (Слайд №22)
“… Идет дорогой зайчик, плачет. Ему на встречу – собака. – Что, зайчик, плачешь?– Как же мне не плакать? Была у меня избёнка лубяная, а у лисы – ледяная. Попросилась она ко мне ночевать, да меня же и выгнала!– Не плачь, зайчик! Я твоему горю помогу!Подошли они к избенке, и собака залаяла. – Тяф-тяф-тяф! Поди, лиса, вон!А лиса им отвечает с печи.– Как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по закоулочкам!Собака испугалась и убежала.
(Уклонение от конфликта. Она выражается в стремлении выйти из конфликтной ситуации, не разрешая ее).
4. Закрепление изученного материала:
РАЗРЕШЕНИЕ КОНФЛИКТА (Слайд № 23)
Перед вами пословицы и поговорки с одной стороны, и четыре варианта исхода конфликта с другой стороны. Найдите соответствие
“Худой мир лучше доброй ссоры” (компромисс)
“С глаз долой, из сердца вон” (прерывание конфликта)
“Сядем рядком да поговорим ладком” (интеграция)
5. Подведение итогов урока. Оценка знаний и умений учащихся.
Вывод: в современном обществе невозможно избежать конфликтов, и они нужны, потому что именно в споре рождается истина.
Ребята, о каком явлении нашей жизни мы сегодня говорили? (о конфликте),
Когда случается конфликт? Каковые его причины? (когда есть разногласия, противоречия и столкновения между людьми).
Для разрешения конфликта нужно учитывать интересы и поведение другого человека по общению.
6. Домашнее задание: (Слайд №24)
§9 - повторить, Составить план на тему "Способы конструктивного поведения в конфликтной ситуации".
Конфликты в межличностных отношениях. Вариант №1.
А1. Способность обеих сторон идти на уступки для урегулирования разногласий:
1) сотрудничество, 2) избегание, 3)приспособление, 4) компромисс
А2. Случай, происшествие, недоразумение:
1) инцидент, 2) конфликт, 3) аргумент, 4) поведение
А3. Верно ли, что: а) наиболее острые конфликты происходят из-за моральных барьеров, б) несправедливость высказывания может привести к конфликту?
1) Верно только а 3) оба суждения верны
2) Верно только б 4) оба суждения не верны
А4. Верны ли суждения о поведении участников в конфликтной ситуации: а) стремление выйти из конфликтной ситуации, не решая ее, не уступая, но и не настаивая на своем, - это компромисс; б) непогашенный конфликт может вспыхнуть вновь с еще большей силой?
1) Верно только а 3) оба суждения верны
2) Верно только б 4) оба суждения не верны
В1. Найдите в приведенном ниже списке примеры советов, помогающих разрешить конфликтную ситуацию:
1) Проявляйте упорство в разрешении конфликта
2) Уступка - признак слабости, избегайте уступок
3) Обратитесь за объективной оценкой конфликта к нейтральному человеку
4) дайте волю своим эмоциям
5) Попытайтесь посмотреть на конфликт с точки зрения другой стороны
6) Умейте прощать слабости других людей.
_____________________________________________________________________________________
Конфликты в межличностных отношениях. Вариант №2.
А1. Что из перечисленного относится к понятию "конфликт"?
1) столкновение противоположных интересов
2) дружеский розыгрыш
3) обсуждение фильма
4) спортивное состязание
А2. Переход конфликта из внутреннего состояния во внешнее действие:
1) причина 2) осознание 3) инцидент 4) посредничество
А3. Верны ли суждения о ступенях конфликта: а) углублению конфликта будут способствовать оскорбления и грубость: б) прерывание конфликта может способствовать его разрешению?
1) Верно только а 3) оба суждения верны
2) Верно только б 4) оба суждения не верны
А4. Верны ли суждения о способах разрешения конфликта: а) разрешая конфликт, надо быть готовым пойти на уступки, б) лучшим способом разрешения конфликта, является подчинение?
1) Верно только а 3) оба суждения верны
2) Верно только б 4) оба суждения не верны
В1.Ниже приведен перечень терминов, все они за исключением одного характеризуют понятие самообладание" . Укажите термин относящийся к другому понятию.
1. Выдержка 2. Спокойствие 3. Невозмутимость
4. Сдержанность 5. Хладнокровие 6. Раздражение.
Приложенные файлы
Руденко С.Б.
Итоговая работа
на тему: «Проектирование активных методов обучения
на уроках обществознания и права»
1. Тема урока – «Конфликты в межличностных отношениях».
2. Тема игры – 1) разминочная с выбором определенной карточки; 2) дискуссия на тему: «Развитие межличностного конфликта»; 3) приемы для упорядочивания свободной дискуссии, активизации внимания.
3. Что проводилось (какая методика использовалась)?
Традиционная и нетрадиционная методика работы с упором на активные формы обучения: аналог игры-разминки «Человек» с использованием карточек, свободная дискуссия «Ток-шоу», приемы для упорядочивания свободной дискуссии («Карточки-сигналы», «Речевой этикет»).
4. В каком классе? Сколько детей участвовало?
Урок проводился в 6Г классе. Участие принимали 22 чел.
5. Почему выбрана именно эта форма работы?
Из всех рассматриваемых форм организации работы для учащихся 6-ых классов наиболее целесообразно, предпочтительно использование именно дискуссионной групповой деятельности, поскольку это имеет ряд преимуществ:
Формирование изначального интереса к теме при помощи несложных заданий и действий, занимательное обучение дает стимул к развитию познавательной деятельности;
Возможность самостоятельной инициативной работы всех категориям учащихся как в вопросе формулирования новых знаний, так и в дальнейшем их анализе, что позволяет не только механически запомнить информацию, но и осознать ее как свое достижение;
Развитие интеллектуальных и коммуникативных навыков у обучающихся;
Такая форма работы позволяет «расти» не только учащимся и их учебным интересам, задаткам и умениям, но и непосредственно учителю, который, готовясь к проведению подобных уроков, перерабатывает и анализирует дополнительные материалы, выводит наиболее эффективную формулу работы с детьми.
6. Какие интеллектуальные и коммуникативные навыки вы планировали развивать?
Поиск необходимых сведений, фактов, их сравнение, выдвижение различных гипотез, мнений, которые позволяют найти правильное решение, формируя интеллектуальные умения и навыки детей.
Помимо этого, большое значение для усвоения нового материала имеет развитие коммуникативных навыков, поскольку именно с помощью общения учащиеся достигают решения обучающих и развивающих задач. И функция учителя – построить урок таким образом, чтобы каждый ученик смог успешно достичь поставленных цели и задач. Поэтому внимание было уделено таким коммуникативным навыкам, как: поощрение активного общения в группе, способность и умение не растеряться при общении в разных ситуациях, уверенность в себе, освобождение от ответственности за неуспех диалога, умение успешного проведения переговоров и выделения главной мысли собеседника, стремление к инициативности в группе и др.
7. Было ли предварительное задание, подготавливающее к работе? Опишите его кратко.
Предварительное задание заключалось в прочтении учащимися произведения А.С.Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке».
8. Меняли ли вы расстановку мебели, рассаживание детей?
Да, расстановка мебели была изменена в связи с проведением игровых форм занятия. В центре класса для каждой малой группы (всего их – 4) были объединены по 2 парты и стояли 5 стульев. Отдельно у двери стоял стол и 2 стула для учащихся-экспертов.
9. Как было организовано начало работы?
В начале урока дети были ознакомлены с правилами работы на уроке и проведения дискуссии по методике американского педагога Ф. Тибитса (слайд 1 презентации) и поделены на группы следующим образом.
В центре расставленных парт находились листы бумаги формата А4 с изображением различных выражений лица человека: радостного, печального, удивленного, разгневанного, чтобы в дальнейшем связать их с обсуждением темы урока.
Деление ребят на 4 малые группы по 5 чел. было осуществлено в игре-разминке. Заранее были подготовлены карточки с изображением соответствующих выражений лица человека. Выбрав «вслепую» карточку, ученик присоединялся к своей группе за парту. Оставшиеся без карточек 2 ученика стали экспертами. Им было дано разъяснение, какова их задача, и выдана распечатанная памятка для оценки устного ответа одноклассников (Приложение).
10. Краткое описание хода работы (как все прошло, какие идеи высказывались?).
После деления детей на группы учителем дается информация к размышлению (слайд 2):
«То, о чем мы сегодня будем говорить, случается нередко. Это происходит, например, когда стороны в чем-то не согласны друг с другом или когда мы хотим, чтобы человек сделал одно, а он ведет себя иначе. Как вы думаете, ребята, о чем идет речь?».
Учащимися были даны разные варианты ответов: «Это спор, свора, перебранка», «Это когда люди не понимают друг друга», «Это конфликт» и т.п. Тем самым была сформулирована тема урока – «Конфликты в межличностных отношениях» (слайд 3).
После были обозначены его цели, учитывая актуальность вопроса для подростков (слайд 3). Урок был продолжен работой в группах, когда им было предложено конкретное задание: за 7 минут ответить на вопрос «Что такое конфликт, где он может произойти?» и обсудить, какие эмоции и чувства возникают у конфликтующих людей (слайд 4). Ответы следовало записать на заранее выданных чистых листах бумаги. Экспертам необходимо было внимательно наблюдать за обсуждением заданий в группах.
По истечении времени группами были даны ответы (учитель сделал акцент на то, чтобы не было повторов), а эксперты после анализа выбрали самый точный и обстоятельный из них. Учитель скорректировал предложенные ответы и открыл на слайде 5 презентации определение конфликта. Также внимание было уделено опасности конфликтных ситуаций, которые зачастую вызывают сильные переживания, волнения и негативные эмоции у человека (слайд 6).
После этого всем четырем группам была дана на обсуждение заранее подготовленная ребятами «Сказка о рыбаке и рыбке» А.С.Пушкина.
Учителем была использована методика свободной дискуссии в группе «Ток-шоу». Тема – «Развитие межличностного конфликта». Вначале были зачитаны отрывки из данного произведения, непосредственно относящиеся к теме урока (слайд 7), и предложены вопросы (также слайд 7): «Есть ли конфликт в этой сказке? В чем он состоит? Кто в нем участвует?» (время подготовки – 3 минуты). Ответы готовили как ребята в группах, так и эксперты.
После обсуждения эксперты дали ответы, а участники групп задали им вопросы (по 2 – каждому эксперту). Участники иных групп выразили свое согласие или несогласие с ответом при помощи заранее выданных карточек-сигналов. При этом были использованы такие приемы для упорядочивания свободной дискуссии, как «Карточки-сигналы» и «Речевой этикет». Дискуссия закончилась вердиктом экспертов. Учитель обозначил вывод (слайд 8): в сказке налицо межличностный конфликт, потому что он возник между отдельными личностями – стариком и старухой.
I – Старуха требует новое корыто;
II – Старуха требует новую избу;
III – Старуха требует повышения социального статуса с «черной крестьянки» до «столбовой дворянки»;
IV – Старуха требует повышения социального статуса со «столбовой дворянки» до «вольной царицы»;
V – Старуха, добившаяся статуса «вольной царицы», требует повышения статуса до «владычицы морской». Пик конфликта.
Учитель подвел итоги о стадиях развития конфликта.
11. Как себя вели дети (активность, дисциплина)?
Дети вели себя активно, заинтересованно и живо обсуждали вопросы, высказывали различные точки зрения, приводили примеры из своей жизни, иллюстрирующие межличностные конфликты. Тема задела за живое и обычно пассивных ребят.
12. К каким выводам пришли дети? Как это соотносится с планом изучения произведения?
К завершению урока учитель подвел обобщающий вывод (в современном обществе невозможно избежать конфликтов, и они нужны, потому что именно в споре рождается истина), задав вопросы и выслушав ответы детей («Ребята, о каком явлении нашей жизни мы сегодня говорили?» (о конфликте), «Когда случается конфликт? Каковые его причины?» (когда есть разногласия, противоречия и столкновения между людьми). Было указано, что для разрешения конфликта нужно учитывать интересы и поведение другого человека по общению. Таким образом, выводы учащихся были прямо соотнесены с изначально поставленным планом.
В заключение учитель прокомментировал оценки ребят, учитывая активность, правильность их высказываний, поблагодарил аудиторию за работу и записал домашнее задание на доске.
13. Оценка произошедшего с вашей точки зрения (достигнута ли цель? Нужно ли что скорректировать на будущее?).
В целом поставленная цель была достигнута, обозначенные в начале урока задачи достаточно успешно решены. Ребята самостоятельно сформулировали тему урока, искали решения поставленных задач, сравнивали различные мнения и способы действия. Работа проводилась в группах по 5 чел. и индивидуально.
На будущее желательно чаще хвалить каждого участника, отмечая правильные мысли, высказывания.
Обращать особое внимание на гиперактивных, некоммуникабельных и неуспевающих детей, продумать заранее дополнительные способы их привлечения к общей работе (прием «Роли», например).
Сочетать в работе активные и традиционные формы организации урока.
Давать всем желающим возможность кратко и четко высказать свою точку зрения (по возможности), поощряя выступления молчаливых и малоактивных учеников.
Задания на уроке излагать в лаконичной и понятной форме с записью на доске (показом на слайде).
Приложение 1
ПАМЯТКА
для оценки устного ответа
Внимательно выслушай ответ своего одноклассника.
Обрати внимание: по существу ли поставленного вопроса отвечал твой одноклассник.
Правильно ли воспроизведены в ответе доказательства, факты, названия событий, имен и др.
Дополни или исправь ответ одноклассника, если в этом есть необходимость.
Есть ли вывод в конце выступления.
Попробуй оценить ответ:
Оценка «5» - ответ не требует дополнений, весь материал изложен в полном объеме. Речь хорошая.
Оценка «4» - в изложении материала допущены незначительные ошибки и неточности.
Оценка «3» - в усвоении и изложении материала имеются существенные пробелы, изложение не самостоятельное (наводящие вопросы учителя, помощь учащихся), в ответе имеются существенные ошибки.
Оценка «2» - главное содержание материала по вопросу не раскрыто.
Пять «П» (отзыв на ответ)
ПОЛНО: Обо всем ли сказано? Что опущено?
ПРАВИЛЬНО: Все правильно? Есть ли неточности, ошибки?
ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНО: Были ли нарушения последовательности? Повторы?
ПРИМЕРЫ: Приводились ли примеры? Насколько удачными они были?
ПОЯСНЕНИЯ: Разъяснялись ли приведенные примеры? Насколько точно и понятно?
Отзыв на ответ
Оценивая ответ, подумайте, соответствует ли он требованиям:
Полнота и правильность (понял ли суть вопроса, сделал ли выводы).
Последовательность и доказательность изложения.
Использование и объяснение новых исторических терминов.
Использование карты, хронологии, цифровых данных.
Речевые ошибки (повторы, слова-сорняки, бедность речи).
Постарайтесь сначала отметить положительные черты, а потом недостатки.
Дополните по возможности ответ.
2) Пользуясь текстом параграфа, заполни логическую схему.
3) Чем опасно неконструктивное разрешение конфликта?
Стороны часто используют недостойные средства для победы в конфликте, поэтому такой конфликт опасен. Ведь может быть переход на личности, и даже физическое насилие.
4) Верны ли следующие суждения?
А) Конфликт не может иметь положительных последствий.
Б) Одним из путей решения конфликта является сотрудничество.
1)верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения не верны
1)Почему возник конфликт?
У Петра 1 было одно виденье будущего страны, у его сына - совершенно другое. Сын был не согласен с политикой отца.
а) В чем проявилось конфликтное поведение?
Алексей поспешил скрыться из страны, а Петр обманом и шантажом заставил его вернуться.
б) Как был разрешен конфликт?
Деструктивно - Петр просто уничтожил своего единственного сына.
6) Выбери правильный ответ.
Соглашение между сторонами на основе взаимных уступок - это
1)компромисс
2) конфликт
3) инцидент
4) избегание
7) Заполни таблицу.
Поведение в конфликтной ситуации
8) Пользуясь своими знаниями по истории и обществознанию, приведи примеры конструктивного и неконструктивного разрешения конфликтов.
Конструктивное разрешение конфликта - освобождение Индии от Великобритании, идеи ненасилия Махатмы Ганди.
Неконструктивное разрешение конфликта - конфликт между Троей и Афинами, привел к гибели трои.
9) Представь, что два твоих лучших друга поссорились между собой и попросили тебя стать посредником в конфликте. Составь алгоритм, позволяющий тебе помирить друзей.
Алгоритм - набор действий, точно предписывающий, как и в какой последовательности получить необходимый результат.
1) узнать, каковы причины конфликта (мнения с обеих сторон).
2) усадить стороны за стол переговоров
3) дать высказаться обеим сторонам об их претензиях друг другу.
4) совместно подумать над их объективностью
5) разработать условия для примирения с обеих сторон
6) попросить прощения и примириться
10) Выпиши в словарь в конце тетради незнакомые, непонятные тебе слова. Найди их значение и запиши.
11) Открой в конце тетради Дерево познания. На ввертку «Человек среди людей» выпиши ключевые, самые важные слова, раскрывающие тему. Если недостаточно листочков, подрисуй свои.
12) Напиши, что тебе понравилось, показалось важным в теме «Человек среди людей»
Понравилась глава, посвященная конфликтам и путям их разрешения. Думаю, знать много про конфликты - очень полезно.
а) Напиши, что тебе не понравилось в теме «Человек среди людей». Почему?
Мало информации про пути выхода из конфликта, как улаживать конфликт с учителями и родителями, а также со сверстниками, возможно стоило бы добавить описаний ситуаций и путей выхода.
13) В конце тетради найди задание «Мишень интереса». В секторе «Человек среди людей» отметь свое отношение к теме.