Учитель: Радюк И.П., учитель истории и обществознания Тема, класс: Конфликты в межличностных отношениях, 6 класс Учебник: Обществознание 6 кл. под ред. Л.Н. Боголюбова Цели: Предметные УУД: дают определение понятия конфликт. Метапредметные УУД: Познавательные: определяют этапы конфликта, соотносят причины конфликта с заданной ситуацией. Коммуникативные: взаимодействуют в ходе групповой работы (слушают друг друга, обсуждают); Регулятивные: оценивают деятельность свою и одноклассников Личностные: адекватно реагируют на мнение других и отстаивают свою точку зрения Блоки урока Мотивационный 4 минуты Организационный 2 минуты Информационный 8 минут 10 минут Деятельность учителя Показывает мульт.фильм; задает к нему вопросы: 1 О чем данный мульт.фильм? 2 О чем пойдет речь на уроке? 3 Определите тему урока Проблемный вопрос: Возможна ли жизнь без конфликта? Проводит инструктаж: 1 Делит класс на группы 2 Объясняет принцип работы с оценочными листами (Приложение 1) 3 Просит придумать названия групп 1 Понятие «конфликта" ­ В группе ученикам предлагается сформулировать и написать на листах свой вариант определения понятия «конфликт». ­ После этого в импровизированную "корзину конфликтов" (коробка, мешок, шапка, сумка) складываются листки с ответами и перемешиваются. Кроме того. Учитель добавляет вой вариант определения понятия, но вариант заведомо неправильный. Учитель подходит по очереди к каждой группе, предлагая взять один из листков и прочитать написанное. ­ Таким образом, можно выйти на определение понятия «конфликт», затем записать в тетради. ­ Учитель просит группы заполнить оценочный лист. Деятельность ученика Смотрят мульт.фильм, отвечают на вопросы, определяют тему урока 1 Делятся на группы 2 Выбирают эксперта группы (для заполнения оценочного листа) 3 Придумывают название группы 1 ­ Формулируют и записывают определение понятия «конфликт»; ­ Обсуждают получившиеся определения понятия; ­ Формулируют единое определение понятия «конфликт»; ­ Заполняют оценочный лист. 2 ­ Работают с текстом в группах (с 77);

2 Причины конфликта Учитель дает задание: ­ прочитать текст на с. 77, выявить в нем причины конфликтов; ­ соотнести причины с ситуациями и подобрать к ним соответствующие картинки (Приложение 2); ­ выполнит взаимопроверку (обменяться группам оценочными листами и экспертам, глядя на правильные ответы (на слайде) выставить баллы за работу) 3 Этапы конфликта ­ Учитель объясняет, что конфликт проходит пять этапов своего развития, обращает внимание учащихся на схему на с. 76 учебника; ­ Раздает текст (Приложение 3) для работы в группах (каждой группе раздает текст, соответствующий одному этапу развития конфликта); ­ Дает задание: определить этап, опираясь на схему – с. 76 учебника), затем озвучить свой ответ; ­ Учитель просит группы заполнить оценочный лист. Учитель просит каждую группу составить ментальную карту по теме, а затем представить ее классу. (Приложение 4) Данный вид работы оценивается учителем (по одному баллу за каждый правильный элемент; всего 9 баллов) Задает вопросы: 1 Какое основное понятие вы изучали? 2 Что вы делали, чтобы раскрыть смысл данного понятия? 3 Возможна ли жизнь без конфликта? 4 Конфликт – это всегда плохо? 5 Вспомните окончание мульт.фильма – какие варианты решения конфликта в нем отображены? Делает вывод: существуют разные пути его решения Д/з с. 76­78 прочитать; с. 82 «Проверь себя» ­ вопрос №1 (устно) – Б; с. 83 Задание №2 – П. Учитель просит группы в оценочных подсчитать баллы, полученные ими за урок и сдать оценочные листы ­ соотносят причины с ситуациями и подбирают картинки; ­ выполняют взаимопроверку заданий и оценивание 3 ­ определяют этап, опираясь на схему; ­ озвучивают свой ответ; ­ заполняют оценочный лист Составляют ментальную карту, устно ее представляют ­ Отвечают на вопросы (устно, фронтально) ­ Отвечая на проблемный вопрос (№3), дети приходят к выводу, что жизнь без конфликта не возможна ­ Записывают Д/з Оценивают работы своей группы, подсчитывая баллы за выполнение задний на всех этапах 10 минут Аналитический 6 минут Рефлексивный 3 минуты Оценочный 2 минуты

Приложение 1 №№ пп. Фамилии участников группы Оценочный лист «Работа в группах» Критерии оценивания Участие в обсуждении и принятии рабочего решения Баллы за правильное выполнение задания Оценка группы (максимальный балл за все задания) 1 2 3 4 5 50­69% – 3 70­89% – 4 90­100% ­ 5 Приложение 2 1 Маша зовет Галю в библиотеку готовиться к уроку, а Галя хочет пойти в бассейн. А (противоположные желания и интересы) 2 Галя часто говорит неправду, Маша никогда не лжет. Г (моральный барьер) 3 Маша рассказывает об общении «В контакте» Гале, которая никогда не работала с Интернетом. Б (смысловой барьер) 4 Галя получила 2, а Маша 5 и говорит Гале, что получит губернаторскую стипендию. В (эмоциональный барьер) А Б В Г

Приложение 3 Тест 1. Конфликта пока нет, есть только причина, способная его вызвать: Противоположные желания и интересы, смысловые барьеры, различия в положении в обществе, эмоциональный барьер, моральный барьер Текст 2. Противоречия осознаются людьми и становятся ясными противоположным сторонам. Поведение: Сотрудничество ­ направлено на поиск того решения, которое привело бы к примирению без ущерба для каждой стороны Компромисс ­ для урегулирования разногласий необходимы уступки обеих сторон. Приспособление ­ только одна из сторон стремится сгладить противоречия путем односторонних уступок, готова поступиться своими интересами Избегание ­ заключается в стремлении выйти из конфликтной ситуации, не решая ее, не уступая, но и не настаивая на своем немедленно. Текст 3. необходим инцидент ­ «случай, происшествие, недоразумение»; конфликт из внутреннего состояния должен перейти во внешнее действие. В период инцидента конфликтующие стороны так или иначе проявляют свою позицию в конфликте. Текст 4. Конфликты бывают конструктивными и неконструктивными. При конструктивном аргументов. Их отношения не переходят границ приличия. Конфликтующие не опускаются до оскорблений и грубости. При неконструктивном конфликте стороны не гнушаются недостойных средств ради достижения цели. конфликте стороны не выходят за рамки деловых Текст 5. может быть полным или частичным. Поведение: Подчинение ­ одна из сторон полностью или частично принимает правила, навязанные другой стороной. Компромисс ­ обоюдные уступки смягчают причины конфликта прерывание конфликтных действий интеграция – наилучший исход; в процессе конфликта обе стороны сделали для себя важные выводы для изменения позиции и в результате сформировалось единое мнение. ­ по желанию сторон или в результате исчерпания самой причины, из­за объективного разделения конфликтующих Приложение 4 (ментальная карта) Возникновение Противоположные желания и интересы Осознание Этапы Причины Смысловые барьеры Проявление Эмоциональные барьеры Углубление Моральные барьеры Конфликт


Тема: "Конфликты в межличностных отношениях".
Класс: 6.
Тип: урок-практикум с использованием мультимедийной презентации.
Цели:
1. Способствовать формированию представлений о возникновении межличностных конфликтов и путях их разрешения.
2. Способствовать формированию социальной и ценностно-смысловой компетентности школьников в ситуации конфликта через практическое усвоение информации о сущности и стадиях развития конфликта, о значимости конфликтов в отношениях между людьми, о формах цивилизованного поведения в межличностных конфликтах.
3. Содействовать развитию культуры отношений в группе.
Основные понятия: конфликт, конфликтная ситуация, инцидент, сотрудничество, компромисс, приспособление, избегание, подчинение, интеграция.
Оборудование: компьютер, медиапроектор, экран, раздаточный материал для индивидуальной работы, учебники, тетради.
Ход урока:
1. Вводное слово учителя.
Ребята, мы продолжаем с вами работать с темой "Конфликты в межличностных отношения"(слайд №1). Мы узнали что может послужить причиной конфликта, на какие стадии делится конфликт и пути решения конфликтной ситуации, а сегодня мы научимся разбирать конфликтные ситуации и определять к чему приводит конфликт в межличностных отношениях.
Для того чтобы реанимировать ваши знания, давайте посмотрим фильм на тему нашего сегодняшнего урока - Конфликты в межличностных отношениях.(Слайд №2).
И так, о чем вам рассказал фильм? (об этапах конфликта, о разновидностях, о путях выходов из конфликтной ситуации).

2. Актуализация опорных знаний учащихся.
Как вы понимаете,что такое конфликт?(разногласия между людьми) (Слайд №3)
Напишите 5 синонимов к этому понятию (столкновение, противоречие, разлад, размолвка, ссора, спор, стычка, разногласие, раздор)
А теперь восстановив знания, давайте решим проверочный тест.
Вариант №1.
Ответ: А1. - 4, А2-1, А3-2, А4-2, В1- 3,5,6.









1) Верно только а 3) оба суждения верны
2) Верно только б 4) оба суждения не верны




4) дайте волю своим эмоциям


Вариант№2.
Ответ: А1. - 1, А2-3, А3-1, А4-1, В1- 6.



2) дружеский розыгрыш
3) обсуждение фильма
4) спортивное состязание



1) Верно только а 3) оба суждения верны
2) Верно только б 4) оба суждения не верны

1) Верно только а 3) оба суждения верны
2) Верно только б 4) оба суждения не верны



3. Изучение нового материала.
Написали? Хорошо. Ребята, скажите, а конфликт это всегда плохо? Я предлагаю заполнить следующую таблицу "Плюсы и минусы конфликта",свои записи нужно объяснить. (слайд №4)
(Слайд №5)
Плюсы Минусы
не дает окостенеть системе отношений, толкает к развитию, стороны лучше узнают друг друга, выявляются ранее скрытые достоинства и недостатки, стимулирует активность людей, растет чувство ответственности и значимости, снимает напряженность, дает выход пару, сплочение единомышленников, выдвижение и формирование лидеров, диагностика и прояснение ситуации.
материальные и эмоциональные затраты, дух конфронтации, ухудшение отношений, снижение производительности труда.
А теперь давайте проанализируем конфликтные ситуации на примере всем вам известных сказок. Вам на дом было задано прочитать сказку К.И.Чуковского "Федорино горе" (Слайд №6)
(Слайд №7)
Кто является участником конфликта?(посуда, домашняя утварь и Федора)
Объект притязаний (из - за чего произошел конфликт) ? (Из-за неряшливости Федоры) (Слайд №8)
Внешняя позиция участников (как объясняют окружающим и самим себе причины конфликта) ? (Посуда заявляет о своем тяжелом положении.. И ответила посуда, было нам у бабы худо...с.10 , а Федора в свою очередь, осознавая, вероятно, последствия конфликта пытается вернуть посуду "Ой -ой - ой! Воротитеся домой) (Слайд №9-10)
Внутренняя позиция участников (чего опасаются, какие истинные причины стоят за конфликтом)? (Федора боится остаться одна, посуда боится своего тяжелого положения, боится совсем исчезнуть) (Слайд №11)
Изменения в процессе развития отношений (появились ли новые участники, возникли ли конфликты в лагерях единомышленников, изменилось ли понимание конфликта)? (первоначально в конфликт вмешиваются кошки Федоры "Эй, вы глупые тарелки, что вы скачите как белки, вам ли бегать за воротами с воробьями желторотыми...с. 9, позже возникает конфликт уже с тане посуды...с. 6 ", Федора осознает всю тяжесть конфликта с.11-12.) (Слайд №12-13)
Выбранный способ разрешения конфликта (чем все закончилось)?(Мир. Способ разрешения конфликта - интеграция- т.е. стороны осознали причину конфликта и пришли к общему решению с. 13-14.) (Слайд №14-15)
Ваше отношение к способу разрешения конфликта.
Хорошо, давайте обратим наше внимание к сказке А.С. Пушкина "О рыбаке и рыбке"(Слайд №16)
Есть ли конфликт в этой сказке?
В чем он состоит?
Кто в нем участвует?
В сказке налицо межличностный конфликт, потому что он возник между отдельными личностями – стариком и старухой.
Чем вызван конфликт т.е. Причина: (Слайд №17)
… Воротился старик ко старухе,Рассказал ей великое чудо…Я сегодня поймал, было рыбку, Золотую рыбку, непростую…Не посмел я взять с неё выкуп,Так пустил ее в синее море.Старика старуха забранила:“Дурачина, ты, простофиля, Не сумел ты взять выкупа с рыбки…”(эмоциональное состояние)
Стратегия поведения в конфликтной ситуации Поведение: (Слайд №18)
“…Вот пошел старик к синему морю…Стал он кликать золотую рыбку, Приплыла к нему рыбка, спросила:“Чего тебе надобно, старче?” “…Смилуйся, государыня рыбка, Разбранила меня старуха,Надобно ей новое корыто…”(поведение– приспособление).
Конфликт развивается поэтапно. На примере «Сказки о рыбаке и рыбке» заметны следующие стадии развития конфликта
I – Старуха требует новое корыто;
II – Старуха требует новую избу;
III – Старуха требует повышения социального статуса с «черной крестьянки» до «столбовой дворянки»;
IV – Старуха требует повышения социального статуса со «столбовой дворянки» до «вольной царицы»;
V – Старуха, добившаяся статуса «вольной царицы», требует повышения статуса до «владычицы морской». Пик конфликта.
VI- Разрешение конфликтной ситуации. Лишение всего, возврат к разбитому корыту. (Слайд №19)
Сказка "Заюшкина избушка" (Слайд №20)
Чем вызван конфликт т.е. Причина: (Слайд №21)
… Вот лиса попросилась к зайчику переночевать, да его из избенки и выгнала…”
(Различия, связанные с положением в обществе)
Определите стратегию поведения сказочных героев в ситуации острого конфликта. (ПОВЕДЕНИЕ) (Слайд №22)
“… Идет дорогой зайчик, плачет. Ему на встречу – собака. – Что, зайчик, плачешь?– Как же мне не плакать? Была у меня избёнка лубяная, а у лисы – ледяная. Попросилась она ко мне ночевать, да меня же и выгнала!– Не плачь, зайчик! Я твоему горю помогу!Подошли они к избенке, и собака залаяла. – Тяф-тяф-тяф! Поди, лиса, вон!А лиса им отвечает с печи.– Как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по закоулочкам!Собака испугалась и убежала.
(Уклонение от конфликта. Она выражается в стремлении выйти из конфликтной ситуации, не разрешая ее).
4. Закрепление изученного материала:
РАЗРЕШЕНИЕ КОНФЛИКТА (Слайд № 23)
Перед вами пословицы и поговорки с одной стороны, и четыре варианта исхода конфликта с другой стороны. Найдите соответствие
“Худой мир лучше доброй ссоры” (компромисс)
“С глаз долой, из сердца вон” (прерывание конфликта)
“Сядем рядком да поговорим ладком” (интеграция)
5. Подведение итогов урока. Оценка знаний и умений учащихся.
Вывод: в современном обществе невозможно избежать конфликтов, и они нужны, потому что именно в споре рождается истина.
Ребята, о каком явлении нашей жизни мы сегодня говорили? (о конфликте),
Когда случается конфликт? Каковые его причины? (когда есть разногласия, противоречия и столкновения между людьми).
Для разрешения конфликта нужно учитывать интересы и поведение другого человека по общению.
6. Домашнее задание: (Слайд №24)
§9 - повторить, Составить план на тему "Способы конструктивного поведения в конфликтной ситуации".
Конфликты в межличностных отношениях. Вариант №1.
А1. Способность обеих сторон идти на уступки для урегулирования разногласий:
1) сотрудничество, 2) избегание, 3)приспособление, 4) компромисс
А2. Случай, происшествие, недоразумение:
1) инцидент, 2) конфликт, 3) аргумент, 4) поведение
А3. Верно ли, что: а) наиболее острые конфликты происходят из-за моральных барьеров, б) несправедливость высказывания может привести к конфликту?
1) Верно только а 3) оба суждения верны
2) Верно только б 4) оба суждения не верны
А4. Верны ли суждения о поведении участников в конфликтной ситуации: а) стремление выйти из конфликтной ситуации, не решая ее, не уступая, но и не настаивая на своем, - это компромисс; б) непогашенный конфликт может вспыхнуть вновь с еще большей силой?
1) Верно только а 3) оба суждения верны
2) Верно только б 4) оба суждения не верны
В1. Найдите в приведенном ниже списке примеры советов, помогающих разрешить конфликтную ситуацию:
1) Проявляйте упорство в разрешении конфликта
2) Уступка - признак слабости, избегайте уступок
3) Обратитесь за объективной оценкой конфликта к нейтральному человеку
4) дайте волю своим эмоциям
5) Попытайтесь посмотреть на конфликт с точки зрения другой стороны
6) Умейте прощать слабости других людей.

_____________________________________________________________________________________
Конфликты в межличностных отношениях. Вариант №2.
А1. Что из перечисленного относится к понятию "конфликт"?
1) столкновение противоположных интересов
2) дружеский розыгрыш
3) обсуждение фильма
4) спортивное состязание
А2. Переход конфликта из внутреннего состояния во внешнее действие:
1) причина 2) осознание 3) инцидент 4) посредничество
А3. Верны ли суждения о ступенях конфликта: а) углублению конфликта будут способствовать оскорбления и грубость: б) прерывание конфликта может способствовать его разрешению?
1) Верно только а 3) оба суждения верны
2) Верно только б 4) оба суждения не верны
А4. Верны ли суждения о способах разрешения конфликта: а) разрешая конфликт, надо быть готовым пойти на уступки, б) лучшим способом разрешения конфликта, является подчинение?
1) Верно только а 3) оба суждения верны
2) Верно только б 4) оба суждения не верны
В1.Ниже приведен перечень терминов, все они за исключением одного характеризуют понятие самообладание" . Укажите термин относящийся к другому понятию.
1. Выдержка 2. Спокойствие 3. Невозмутимость
4. Сдержанность 5. Хладнокровие 6. Раздражение.


Приложенные файлы

Руденко С.Б.

Итоговая работа

на тему: «Проектирование активных методов обучения

на уроках обществознания и права»

1. Тема урока – «Конфликты в межличностных отношениях».

2. Тема игры – 1) разминочная с выбором определенной карточки; 2) дискуссия на тему: «Развитие межличностного конфликта»; 3) приемы для упорядочивания свободной дискуссии, активизации внимания.

3. Что проводилось (какая методика использовалась)?

Традиционная и нетрадиционная методика работы с упором на активные формы обучения: аналог игры-разминки «Человек» с использованием карточек, свободная дискуссия «Ток-шоу», приемы для упорядочивания свободной дискуссии («Карточки-сигналы», «Речевой этикет»).

4. В каком классе? Сколько детей участвовало?

Урок проводился в 6Г классе. Участие принимали 22 чел.

5. Почему выбрана именно эта форма работы?

Из всех рассматриваемых форм организации работы для учащихся 6-ых классов наиболее целесообразно, предпочтительно использование именно дискуссионной групповой деятельности, поскольку это имеет ряд преимуществ:

Формирование изначального интереса к теме при помощи несложных заданий и действий, занимательное обучение дает стимул к развитию познавательной деятельности;

Возможность самостоятельной инициативной работы всех категориям учащихся как в вопросе формулирования новых знаний, так и в дальнейшем их анализе, что позволяет не только механически запомнить информацию, но и осознать ее как свое достижение;

Развитие интеллектуальных и коммуникативных навыков у обучающихся;

Такая форма работы позволяет «расти» не только учащимся и их учебным интересам, задаткам и умениям, но и непосредственно учителю, который, готовясь к проведению подобных уроков, перерабатывает и анализирует дополнительные материалы, выводит наиболее эффективную формулу работы с детьми.

6. Какие интеллектуальные и коммуникативные навыки вы планировали развивать?

Поиск необходимых сведений, фактов, их сравнение, выдвижение различных гипотез, мнений, которые позволяют найти правильное решение, формируя интеллектуальные умения и навыки детей.

Помимо этого, большое значение для усвоения нового материала имеет развитие коммуникативных навыков, поскольку именно с помощью общения учащиеся достигают решения обучающих и развивающих задач. И функция учителя – построить урок таким образом, чтобы каждый ученик смог успешно достичь поставленных цели и задач. Поэтому внимание было уделено таким коммуникативным навыкам, как: поощрение активного общения в группе, способность и умение не растеряться при общении в разных ситуациях, уверенность в себе, освобождение от ответственности за неуспех диалога, умение успешного проведения переговоров и выделения главной мысли собеседника, стремление к инициативности в группе и др.

7. Было ли предварительное задание, подготавливающее к работе? Опишите его кратко.

Предварительное задание заключалось в прочтении учащимися произведения А.С.Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке».

8. Меняли ли вы расстановку мебели, рассаживание детей?

Да, расстановка мебели была изменена в связи с проведением игровых форм занятия. В центре класса для каждой малой группы (всего их – 4) были объединены по 2 парты и стояли 5 стульев. Отдельно у двери стоял стол и 2 стула для учащихся-экспертов.

9. Как было организовано начало работы?

В начале урока дети были ознакомлены с правилами работы на уроке и проведения дискуссии по методике американского педагога Ф. Тибитса (слайд 1 презентации) и поделены на группы следующим образом.

В центре расставленных парт находились листы бумаги формата А4 с изображением различных выражений лица человека: радостного, печального, удивленного, разгневанного, чтобы в дальнейшем связать их с обсуждением темы урока.

Деление ребят на 4 малые группы по 5 чел. было осуществлено в игре-разминке. Заранее были подготовлены карточки с изображением соответствующих выражений лица человека. Выбрав «вслепую» карточку, ученик присоединялся к своей группе за парту. Оставшиеся без карточек 2 ученика стали экспертами. Им было дано разъяснение, какова их задача, и выдана распечатанная памятка для оценки устного ответа одноклассников (Приложение).

10. Краткое описание хода работы (как все прошло, какие идеи высказывались?).

После деления детей на группы учителем дается информация к размышлению (слайд 2):

«То, о чем мы сегодня будем говорить, случается нередко. Это происходит, например, когда стороны в чем-то не согласны друг с другом или когда мы хотим, чтобы человек сделал одно, а он ведет себя иначе. Как вы думаете, ребята, о чем идет речь?».

Учащимися были даны разные варианты ответов: «Это спор, свора, перебранка», «Это когда люди не понимают друг друга», «Это конфликт» и т.п. Тем самым была сформулирована тема урока – «Конфликты в межличностных отношениях» (слайд 3).

После были обозначены его цели, учитывая актуальность вопроса для подростков (слайд 3). Урок был продолжен работой в группах, когда им было предложено конкретное задание: за 7 минут ответить на вопрос «Что такое конфликт, где он может произойти?» и обсудить, какие эмоции и чувства возникают у конфликтующих людей (слайд 4). Ответы следовало записать на заранее выданных чистых листах бумаги. Экспертам необходимо было внимательно наблюдать за обсуждением заданий в группах.

По истечении времени группами были даны ответы (учитель сделал акцент на то, чтобы не было повторов), а эксперты после анализа выбрали самый точный и обстоятельный из них. Учитель скорректировал предложенные ответы и открыл на слайде 5 презентации определение конфликта. Также внимание было уделено опасности конфликтных ситуаций, которые зачастую вызывают сильные переживания, волнения и негативные эмоции у человека (слайд 6).

После этого всем четырем группам была дана на обсуждение заранее подготовленная ребятами «Сказка о рыбаке и рыбке» А.С.Пушкина.

Учителем была использована методика свободной дискуссии в группе «Ток-шоу». Тема – «Развитие межличностного конфликта». Вначале были зачитаны отрывки из данного произведения, непосредственно относящиеся к теме урока (слайд 7), и предложены вопросы (также слайд 7): «Есть ли конфликт в этой сказке? В чем он состоит? Кто в нем участвует?» (время подготовки – 3 минуты). Ответы готовили как ребята в группах, так и эксперты.

После обсуждения эксперты дали ответы, а участники групп задали им вопросы (по 2 – каждому эксперту). Участники иных групп выразили свое согласие или несогласие с ответом при помощи заранее выданных карточек-сигналов. При этом были использованы такие приемы для упорядочивания свободной дискуссии, как «Карточки-сигналы» и «Речевой этикет». Дискуссия закончилась вердиктом экспертов. Учитель обозначил вывод (слайд 8): в сказке налицо межличностный конфликт, потому что он возник между отдельными личностями – стариком и старухой.

I – Старуха требует новое корыто;

II – Старуха требует новую избу;

III – Старуха требует повышения социального статуса с «черной крестьянки» до «столбовой дворянки»;

IV – Старуха требует повышения социального статуса со «столбовой дворянки» до «вольной царицы»;

V – Старуха, добившаяся статуса «вольной царицы», требует повышения статуса до «владычицы морской». Пик конфликта.

Учитель подвел итоги о стадиях развития конфликта.

11. Как себя вели дети (активность, дисциплина)?

Дети вели себя активно, заинтересованно и живо обсуждали вопросы, высказывали различные точки зрения, приводили примеры из своей жизни, иллюстрирующие межличностные конфликты. Тема задела за живое и обычно пассивных ребят.

12. К каким выводам пришли дети? Как это соотносится с планом изучения произведения?

К завершению урока учитель подвел обобщающий вывод (в современном обществе невозможно избежать конфликтов, и они нужны, потому что именно в споре рождается истина), задав вопросы и выслушав ответы детей («Ребята, о каком явлении нашей жизни мы сегодня говорили?» (о конфликте), «Когда случается конфликт? Каковые его причины?» (когда есть разногласия, противоречия и столкновения между людьми). Было указано, что для разрешения конфликта нужно учитывать интересы и поведение другого человека по общению. Таким образом, выводы учащихся были прямо соотнесены с изначально поставленным планом.

В заключение учитель прокомментировал оценки ребят, учитывая активность, правильность их высказываний, поблагодарил аудиторию за работу и записал домашнее задание на доске.

13. Оценка произошедшего с вашей точки зрения (достигнута ли цель? Нужно ли что скорректировать на будущее?).

В целом поставленная цель была достигнута, обозначенные в начале урока задачи достаточно успешно решены. Ребята самостоятельно сформулировали тему урока, искали решения поставленных задач, сравнивали различные мнения и способы действия. Работа проводилась в группах по 5 чел. и индивидуально.

На будущее желательно чаще хвалить каждого участника, отмечая правильные мысли, высказывания.

Обращать особое внимание на гиперактивных, некоммуникабельных и неуспевающих детей, продумать заранее дополнительные способы их привлечения к общей работе (прием «Роли», например).

Сочетать в работе активные и традиционные формы организации урока.

Давать всем желающим возможность кратко и четко высказать свою точку зрения (по возможности), поощряя выступления молчаливых и малоактивных учеников.

Задания на уроке излагать в лаконичной и понятной форме с записью на доске (показом на слайде).

Приложение 1

ПАМЯТКА

для оценки устного ответа

    Внимательно выслушай ответ своего одноклассника.

    Обрати внимание: по существу ли поставленного вопроса отвечал твой одноклассник.

    Правильно ли воспроизведены в ответе доказательства, факты, названия событий, имен и др.

    Дополни или исправь ответ одноклассника, если в этом есть необходимость.

    Есть ли вывод в конце выступления.

    Попробуй оценить ответ:

Оценка «5» - ответ не требует дополнений, весь материал изложен в полном объеме. Речь хорошая.

Оценка «4» - в изложении материала допущены незначительные ошибки и неточности.

Оценка «3» - в усвоении и изложении материала имеются существенные пробелы, изложение не самостоятельное (наводящие вопросы учителя, помощь учащихся), в ответе имеются существенные ошибки.

Оценка «2» - главное содержание материала по вопросу не раскрыто.

Пять «П» (отзыв на ответ)

ПОЛНО: Обо всем ли сказано? Что опущено?

ПРАВИЛЬНО: Все правильно? Есть ли неточности, ошибки?

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНО: Были ли нарушения последовательности? Повторы?

ПРИМЕРЫ: Приводились ли примеры? Насколько удачными они были?

ПОЯСНЕНИЯ: Разъяснялись ли приведенные примеры? Насколько точно и понятно?

Отзыв на ответ

Оценивая ответ, подумайте, соответствует ли он требованиям:

    Полнота и правильность (понял ли суть вопроса, сделал ли выводы).

    Последовательность и доказательность изложения.

    Использование и объяснение новых исторических терминов.

    Использование карты, хронологии, цифровых данных.

    Речевые ошибки (повторы, слова-сорняки, бедность речи).

Постарайтесь сначала отметить положительные черты, а потом недостатки.

Дополните по возможности ответ.


2) Пользуясь текстом параграфа, заполни логическую схему.

3) Чем опасно неконструктивное разрешение конфликта?

    Стороны часто используют недостойные средства для победы в конфликте, поэтому такой конфликт опасен. Ведь может быть переход на личности, и даже физическое насилие.

4) Верны ли следующие суждения?

А) Конфликт не может иметь положительных последствий.

Б) Одним из путей решения конфликта является сотрудничество.

    1)верно только А

    2) верно только Б

    3) верны оба суждения

    4) оба суждения не верны

1)Почему возник конфликт?

    У Петра 1 было одно виденье будущего страны, у его сына - совершенно другое. Сын был не согласен с политикой отца.

а) В чем проявилось конфликтное поведение?

    Алексей поспешил скрыться из страны, а Петр обманом и шантажом заставил его вернуться.

б) Как был разрешен конфликт?

    Деструктивно - Петр просто уничтожил своего единственного сына.

6) Выбери правильный ответ.

Соглашение между сторонами на основе взаимных уступок - это

    1)компромисс

    2) конфликт

    3) инцидент

    4) избегание

7) Заполни таблицу.

Поведение в конфликтной ситуации


8) Пользуясь своими знаниями по истории и обществознанию, приведи примеры конструктивного и неконструктивного разрешения конфликтов.

    Конструктивное разрешение конфликта - освобождение Индии от Великобритании, идеи ненасилия Махатмы Ганди.

    Неконструктивное разрешение конфликта - конфликт между Троей и Афинами, привел к гибели трои.

9) Представь, что два твоих лучших друга поссорились между собой и попросили тебя стать посредником в конфликте. Составь алгоритм, позволяющий тебе помирить друзей.

Алгоритм - набор действий, точно предписывающий, как и в какой последовательности получить необходимый результат.

    1) узнать, каковы причины конфликта (мнения с обеих сторон).

    2) усадить стороны за стол переговоров

    3) дать высказаться обеим сторонам об их претензиях друг другу.

    4) совместно подумать над их объективностью

    5) разработать условия для примирения с обеих сторон

    6) попросить прощения и примириться

10) Выпиши в словарь в конце тетради незнакомые, непонятные тебе слова. Найди их значение и запиши.

11) Открой в конце тетради Дерево познания. На ввертку «Человек среди людей» выпиши ключевые, самые важные слова, раскрывающие тему. Если недостаточно листочков, подрисуй свои.

12) Напиши, что тебе понравилось, показалось важным в теме «Человек среди людей»

    Понравилась глава, посвященная конфликтам и путям их разрешения. Думаю, знать много про конфликты - очень полезно.

а) Напиши, что тебе не понравилось в теме «Человек среди людей». Почему?

    Мало информации про пути выхода из конфликта, как улаживать конфликт с учителями и родителями, а также со сверстниками, возможно стоило бы добавить описаний ситуаций и путей выхода.

13) В конце тетради найди задание «Мишень интереса». В секторе «Человек среди людей» отметь свое отношение к теме.


Close