ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ И СОВРЕМЕННОСТЬ

КУЛЬТУРА

Л.П. КРЫСИН

Можно ли по речи узнать интеллигента?

Тебе звонили.

интеллигентный.

Из разговора мужа и жены

Один из самых талантливых отечественных лингвистов Е. Поливанов еще в 20-е гг. прошлого века (в совсем "неинтеллигентное" время!) задавался вопросом: что позволяет среди услышанных нами по телефону голосов почти безошибочно выделять голоса интеллигентные? Ведь иногда и слов-то как следует не разобрать, а суждение об интеллигентности голоса мы тем не менее делаем с уверенностью. Сам Поливанов не дал на этот вопрос ответа, указав, однако, характерные фонетические признаки того, что мы можем назвать "интеллигентным голосом" [Поливанов, 1968, с. 232, 235]. Помимо фонетики важны и такие черты речи, которые относятся к модуляции голоса, то есть совокупность его характеристик по высоте и тембру, а также интонационные его свойства. У интеллигентного, образованного, культурного человека эти характеристики и свойства богаче, разнообразнее. Это предположение подтверждается и экспериментально: записанный на магнитофон телефонный разговор предъявлялся испытуемым с заданием определить, кто говорит - человек из интеллигентной среды или из среды простонародной? Чтобы испытуемый не мог опираться на анализ содержания разговора, записанную речь намеренно делали неразборчивой. И все-таки испытуемые почти не ошибались в квалификации голосов, и в частности в выборе голоса интеллигентного.

А есть ли еще какие-либо признаки звучащей речи, по которым мы можем определить интеллигента? Чтобы получить ответ на этот вопрос, мы должны обратиться к определенному направлению в современной лингвистике, которое условно называется речевым портретированием. Специалисты, работающие в рамках этого направления, пытаются создавать либо индивидуальные речевые портреты носителей языка, либо речевые портреты целых социальных групп. Объективности ради надо сказать, что это направление исследований - молодое, и хотя его представители добились определенных успехов, главные результаты, видимо, еще впереди. Посмотрим, чем руководствуются, на что опираются ученые, задаваясь целью создать речевой портрет человека или группы.

Крысин Леонид Петрович - доктор филологических наук, профессор, заместитель директора Института русского языка им. ВВ. Виноградова.

Непосредственным толчком к разработке понятия "речевой портрет" явилась идея фонетического портрета, выдвинутая в середине 60-х гг. XX в. выдающимся отечественным лингвистом М. Пановым. Эту идею он блестяще воплотил в ряде фонетических портретов политических деятелей, писателей, ученых, которые он представил в книге "История русского литературного произношения ХУШ-ХХ вв." (М., 1990). Книга замечательна тем, что из нее мы можем узнать не только об особенностях речи наших современников, но и о том, как говорили люди, жившие в "безмагнитофонную" эпоху, - например Петр I, М. Ломоносов, А. Сумароков... Их фонетические портреты Панов нарисовал, собрав и тщательно изучив их письменную речь -произведения, частные письма, дневники, бытовые бумаги, записки...

Хотя созданные Пановым портреты индивидуальны (описывается манера произношения отдельного, данного человека), их социальная и общекультурная ценность несомненна, поскольку каждый из портретов отражает особенности речи определенной общественной среды (представителем которой является "портретируемый"). Выбирая "модель" для создания фонетического портрета, Панов обосновывает свой выбор именно социальными и социокультурными соображениями: принадлежность к тому или иному поколению, социальному слою, следование в речи определенной культурной традиции (театральной, поэтической, бытовой), наличие локальных речевых особенностей и т.п.

Идея фонетического и, шире, речевого портрета была подхвачена другими исследователями. Появились (и продолжают появляться) работы, в которых делаются попытки создать речевые портреты бизнесмена, ребенка из определенной социальной среды, домохозяйки, ученого, "нового русского"1... И русского интеллигента.

Но прежде чем обратиться к речевым особенностям, на которых строится речевой портрет интеллигента, надо решить вопрос: что мы имеем в виду, когда употребляем словосочетания "современный русский интеллигент", "современная русская интеллигенция"? Едва ли найдутся хотя бы два человека, чьи интерпретации указанных словосочетаний совпадали бы полностью. Разногласия возможны и, как показывают наши наблюдения, они реально существуют - и в понимании определения "современный" (конец XX в.? его вторая половина? весь этот век? - в этой статье под современностью я буду иметь в виду вторую половину XX-начало XXI в.), и в понимании того, кто может быть назван "русским". Скорее всего, русский - это русский по культуре, по системе воспитания, а не только по месту рождения и уж, конечно, не только по крови, хотя последнее осмысление слова "русский" делается в современной публицистике все более актуальным, противопоставляясь термину "русскоязычный". Особенно же сложно, противоречиво и изменчиво как во времени, так и от одной социальной среды к другой, понимание слов интеллигент, интеллигенция. Даже если отвлечься от сугубо качественного осмысления этих понятий2 и иметь в виду социальные характеристики интеллигента и интеллигенции, то остаются неясными многие вопросы, относящиеся к статусу этого общественного слоя.

Необходимо сделать существенную оговорку по поводу различий между понятиями "интеллигент" и "интеллигенция". Несмотря на общность основы, эти слова различны по смыслу. Социологи определяют интеллигенцию как слой людей, обладающих определенным уровнем образования и культуры и занятых умственным трудом. А интеллигент - это не просто, так сказать, один "квант" интеллигенции и даже не обязательно представитель этого социального слоя, а человек, обладающий большой внут-

1 Некоторые из подобных портретов можно найти в книгах [Современный... 2003; Язык... 1989; Язык... 1990].

2 Например, А. Солженицын в "Архипелаге ГУЛАГ" дает такое определение: интеллигент - это тот, чьи интересы и чья воля к духовной стороне жизни настойчивы и постоянны, не понуждаемы внешними обстоятельствами и существуют даже вопреки им. Интеллигент - это тот, чья мысль неподражательна.

ренней культурой. Высшее образование при этом может и отсутствовать, поэтому интеллигента можно встретить и в университетской аудитории, и в заводском цеху, и за штурвалом комбайна. В дальнейшем мы будем говорить в основном об интеллигенции как определенном социальном слое в структуре современного русского общества.

Но даже и с этим понятием не все ясно. Например, несомненно, что характер образования - гуманитарное оно или техническое - накладывает отпечаток на человеческую личность, на систему его ценностей. В связи с этим возникает вопрос: гуманитарная и техническая интеллигенция - это один культурный и социальный слой или два разных? Интеллигенция старшего, среднего и молодого поколений - "одна и та же" или же речь может идти о каких-либо качественных различиях между этими поколениями, в том числе и существенными с лингвистической точки зрения (выбор разных языковых средств, различия в тактиках речевого поведения и т.п.)? Интеллигенция Москвы, Петербурга, Тулы, Костромы, Иркутска - это один социальный слой или же надо говорить о локальных различиях, имеющих под собой не только чисто территориальные, но и некие качественные основания? Ограничимся только этими вопросами, хотя очевидно, что ими не исчерпываются неясности по поводу "социального лица" интеллигенции.

Само собой разумеется, что прежде чем браться за создание речевого портрета представителя интеллигенции, нужно решить, каков же наш объект: чей портрет мы собираемся "рисовать"? В связи с только что сказанным представляется разумным следовать принципу множественности, неоднородности описываемого объекта - интеллигенции и неединственности типичного представителя этого социального слоя. Помня о его неоднородности, разумно различать гуманитарную и техническую интеллигенцию, старшее, среднее и молодое ее поколения (соответственно, это люди, имеющие возраст от 60 лет и старше; от 36 до 59 лет; до 35 лет), территориально маркированные слои интеллигенции, располагающиеся по оси основного противопоставления: интеллигенция главных культурных центров (Москвы и Петербурга, с фиксацией языковых различий между москвичами и петербуржцами) versus интеллигенция средних и малых городов России (с фиксацией речевых различий, обусловленных близким соседством разных территориальных диалектов, которые, несомненно, влияют на устную речь интеллигенции).

Не исключено, однако, что некоторые характерные черты языка и речевого поведения свойственны интеллигенции как социальному слою в целом, в его противопоставлении иным социальным слоям. Естественно, что и такие черты - в качестве штрихов к речевому портрету типичного представителя современной русской интеллигенции - должны быть отмечены. Подчеркну: речь идет именно о штрихах, а не о целостном портрете.

Укажу наиболее характерные черты, относящиеся к выбору языковых единиц и употреблению их в речи представителя интеллигенции (или какой-либо из отмеченных выше групп, составляющих этот слой) и к его речевому поведению.

Фонетические, то есть произносительные, черты - наиболее характерный показатель речи человека: вспомним профессора Хиггинса, который именно по этим чертам определял социальную принадлежность говорящего. Кроме того, произносительные и интонационные навыки, которыми человек овладевает с детства, не осознаются самим говорящим, действуют автоматически (в отличие от выбора слова, который часто бывает вполне осознан и взвешен): самоконтроль того, как вы произносите тот или иной звук, в нормальной речи затруднен или даже невозможен. Ведь если вы начнете обращать внимание на звуковую сторону ваших слов и тем самым отвлечетесь от их смысла, то вскоре потеряете нить разговора, и речевое общение нарушится. Стало быть, манера произношения - достаточно объективн

Like Share 692 Views

Что такое интеллигентная речь? Урок подготовки к ЕГЭ по письму Д.С.Лихачева. Автор: учитель МКОУ СОШ №14 пос.Пятигорский Ивахненко Т.Е. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?. 1.созвонИмся З.красивЕе 2.тортЫ 4.катАлог.

Download Presentation

Что такое интеллигентная речь? Урок подготовки к ЕГЭ по письму Д.С.Лихачева.

E N D - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -

No related presentations.

Presentation Transcript

    Урок подготовки к ЕГЭ по письму Д.С.Лихачева.

    Выделенабуква, обозначающая ударный гласный звук? 1.созвонИмся З.красивЕе 2.тортЫ 4.катАлог

    ИНТЕЛЛИГЕНТ нужно употребить слово ИНТЕЛЛЕКТ? По мнению Д.С.Лихачева, интеллигент - это человек, обладающий умственной порядочностью, свободный в своих убеждениях, не зависящий от экономических, политических условий, не подчиняющийся идеологическим обязательствам. Примерно с 17-18-летнего возраста процесс формирования интеллекта прекращается. Интеллигент - правильное суждение, понимание, размышление, которые благодаря своему здравому смыслу и инициативности помогают человеку приспособиться к обстоятельствам жизни. Первыми типично русскими интеллигентами Д.С.Лихачев называет дворян- вольнодумцев конца 18 века, таких как Радищев и Новиков.

    Речевых ошибок. Счастлив тот, кто приближается в своей жизни к идеалу, сложившемуся к юности. Дети редко прислушиваются и выполняют советы старших. Благодаря душевности, доброте, взаимопониманию родителей в семье всегда царили мир и согласие. Все, кто интересовался историей древнерусской литературы, знают труды Д. С. Лихачева.

    Образовании формы слова: больше пятьдесят рублей спелых абрикосов пара носков надеть пальто

    Первом слоге. свекла принял цемент щавель

    ЛИХАЧЕВ(1906–1999) Вернейший способ узнать человека - его умственное развитие, его моральный облик, его характер - прислушаться к тому, как он говорит. Д.С.Лихачев

    Гордость русского народа, гордость интеллигенции. Я не знаю, кто сможет занять его место и кто сможет иметь право говорить так о любых проблемах российской культуры с таким знанием и с такой болью за нее… Народный артист России Игорь Дмитриев Большинством жителей нашей страны, Дмитрий Сергеевич воспринимался как главный хранитель памятников культуры, и сколько людей приходили к нему с просьбой помочь отстоять, спасти, сохранить храмы и музеи, парки и школы, дома и имена людей, улиц, городов! Помощник Дмитрия Сергеевича на протяжении многих лет И.А.Лобакова

    Гранин в книге «Тайный знак Петербурга»: «Со всех сторон обращаются к нему, взывают "Остановите вандалов! Сносят памятники! Нужны средства! Вырубают парки!" Лавина просьб и обращений готова погрести его. Как Сизиф, он продолжает толкать свой камень. Иногда я сочувствую безнадежности его усилий. Тогда он говорит мне: "Даже в случаях тупиковых, когда все глухо, когда вас не слышат, будьте добры, высказывать свое мнение. Не отмалчивайтесь, выступайте. Я заставляю себя выступать, чтобы прозвучал хотя бы один голос. Пусть люди знают, что кто-то протестует, что не все смирились. Каждый человек должен заявлять свою позицию. Не можете публично,- хотя бы друзьям, хотя бы семье".

    Сформулировать проблему исходного текста. Прокомментировать проблему. Отразить позицию автора исходного текста. Выразить свое отношение к позиции автора и поднятой проблеме. Аргументировать свой ответ.

    Лихачев: Есть свет и тьма, есть благородство и низость, есть чистота и грязь: до первых надо дорасти, а до вторых стоит ли опускаться? Выбирай достойное, а не легкое. (из «Писем о добром») Не должно быть слепых к красоте, глухих к слову и настоящей музыке, черствых к добру, беспамятных к прошлому. А для этого нужны знания, нужна интеллигентность, дающаяся культурой.

    Все то, что пережила Россия в этом столетии. Лихачев, с его любовью к своей стране, сочетавшейся с терпимостью и здравым смыслом, олицетворял собой "русский национализм" в лучшем смысле этого слова. И хочется верить, что его пример и его идеи будут процветать в России XXI-го века. Кристофер Смит

Многие ли люди нынешнего поколения задумываются о том, что такое интеллигентность? В чем она выражается и вообще нужна ли обществу? Были времена, когда это слово звучало как оскорбление, а бывало и наоборот - так величали группы людей, пытающихся вытянуть Россию из мрака невежества и тупости.

Этимология слова

«Интеллигентность» - слово, пришедшее из латыни. I ntelligentia - познавательная сила, способность восприятия, которое, в свою очередь, произошло от латинского intellectus - понимание, мышление. Несмотря на латинское происхождение слова, понятие «интеллигент» считается исконно русским и в подавляющем большинстве случаев используется только на территории бывшего СССР и среди русскоязычных слоев населения.

Отцом термина «интеллигенция» считают русского писателя - либералиста Петра Бобрыкина (1836-1921), который многократно употреблял его в своих критических статьях, эссе и романах. Изначально так звались люди умственного труда: писатели, художники и учителя, инженеры и врачи. В те времена таких профессий было очень мало и люди группировались по общим интересам.

Кто же такой интеллигентный человек?

"Культурный и не ругающийся матом", - скажут многие. Некоторые добавят: "Умный". А потом еще прибавят что-нибудь об образованности, начитанности. Но разве все доктора наук и великие умы мира сего - интеллигенты?

В мире достаточно людей с огромным багажом знаний, прочитавших тысячи книг, полиглотов и истинных мастеров своего дела. Неужели это их автоматически делает причастными к интеллигенции, социальному пласту?

Самое простое определение интеллигентности

Один из величайших умов Серебряного века дал очень короткое, но емкое определение понятию интеллигентности: «Это высшая культура духа человека, направленная на сохранение достоинства ближнего».

Такая интеллигентность - что ежедневная работа, это постоянное самосовершенствование, результат громадного воспитательного процесса над собой, своей личностью, который в первую очередь взращивает в человеке умение быть внимательным и сопереживающим по отношению к другому живому существу. Интеллигент, даже если совершит бесчестный поступок под волей обстоятельств, будет от этого очень страдать и мучиться угрызениями совести. Он, скорее, поступит во вред себе, но не будет запятнан низкими вещами.

Общечеловеческие ценности, присущие интеллигенту

По результатам социального опроса, большинство людей указало на важность образования и хороших манер. Но великая Фаина Раневская говорила: «Лучше слыть хорошим, но ругающимся матом, чем воспитанной сволочью». Поэтому высшее образование и знание этикета еще не значит, что перед вами интеллигент старой закалки. Важнее наличие таких факторов:

  • Сострадательность к чужой боли, неважно, человек это или животное.
  • Патриотизм, выражающийся в поступках, а не криках на митингах с трибуны.
  • Уважение к чужой собственности: поэтому истинный интеллигент всегда платит долги, но берет их крайне редко, в самых критических случаях.
  • Вежливость, уступчивость и мягкость характера обязательны - они являются первой визитной карточкой интеллигенции. Тактичность стоит на верхней ступени их отношения к людям: он никогда не поставит в неудобное положение другого человека.
  • Умение прощать.
  • Отсутствие грубости по отношению к кому-либо: даже если нахал толкнет интеллигента - тот извинится первым за причиненное неудобство. Только не нужно путать это с трусостью: трус боится, а интеллигент уважает всех людей, какими они бы ни были.
  • Отсутствие навязчивости: из уважения к посторонним они чаще молчат, чем откровенничают с кем попало.
  • Чистосердечность и нежелание лгать: опять-таки из-за порядочности и любви к окружающим людям, но больше из уважения к себе.
  • Интеллигент настолько уважает себя, что не позволит себе быть необразованным, непросвещенным.
  • Тяга к прекрасному: дыра в полу или книга, брошенная в грязь, будоражат их душу сильнее, чем отсутствие ужина.

Из всего этого становится очевидно, что образованность и интеллигентность - это не родственные понятия, хотя и взаимодействующие. Интеллигент - это достаточно сложно структурированная личность, поэтому так и не любимая низшими слоями общества: на фоне тонко чувствующего мир эстета они чувствуют себя ущербными и ничего не понимающими, от этого и проявляется злоба, ведущая к насилию.

Современный интеллигент

Что такое интеллигентность в нынешнее время? Возможно ли вообще быть таким на арене тотальной деградации и отупения от средств массмедиа, социальных сетей и телевизионных шоу?

Все это так, но общечеловеческие ценности не меняются от эпохи к эпохе: в любые времена важны толерантность и уважение к другим, сострадание и умение поставить себя на место другого. Честь, внутренняя свобода и глубина души в совокупности с острым разумом и тягой к прекрасному всегда имели и будут иметь первостепенную значимость для эволюции. И нынешние интеллигенты мало чем отличаются от своих братьев по духу позапрошлого века, когда человек - это действительно звучало гордо. Они скромны, честны с собой и окружающими и обязательно добры от души, а не ради пиара. Наоборот, духовно развитый человек никогда не будет кичиться своими поступками, достижениями и действиями, но при этом будет стараться делать все возможное, чтобы стать хоть чуточку лучше, зная, что, изменяя себя, он меняет к лучшему весь окружающий мир.

Нужны ли интеллигенты современному обществу?

Образованность и интеллигентность сейчас - это такой же важный аспект, как глобальное потепление или жестокое обращение с животными. Жажда денег и всеобщего обожания настолько захватила общество, что скромные попытки отдельных индивидов поднять уровень человеческой осознанности напоминают мучительные потуги рожающей женщины, которая, несмотря на всю боль, свято верит в благополучный исход.

Необходимо верить, что интеллигентность - такая культура души. Это не количество знаний, а действия соответственно моральным принципам. Возможно, тогда наш погрязший в грязи искаженного ума мир будет спасен. Человечеству необходимы светлые душой личности, интеллигенты духа, которые будут пропагандировать чистоту отношений без меркантильной подоплеки, важность духовного роста и необходимость знаний как начальной базы для последующего развития.

Когда происходит формирование нравственных качеств?

Чтобы быть, а точнее, чувствовать себя интеллигентом и не тяготиться этим бременем, необходимо впитать в себя задатки еще с молоком матери, воспитываться в соответствующей среде и окружении, тогда высокоморальное поведение будет, как часть существа, как рука или глаз.

Именно по этой причине важно не просто воспитывать ребенка в нужном направлении, а и самому подавать наглядный пример рациональными поступками, правильными действиями, а не только словами.

Человек должен быть интеллигентен – такую фразу нередко можно слышать, но вот зачем это нужно и что значит быть интеллигентным человеком в наше время, рассказать может не каждый.

Какого человека можно назвать интеллигентным?

Если провести опрос на тему, какого человека можно назвать интеллигентным, что значит быть таким человеком, то точное определение из разрозненных высказываний будет составить сложно. Большинство сойдутся на том, что основными качествами интеллигентного человека будут образованность и начитанность. Другая часть скажет, что главное – это воспитание, потому что интеллигентный человек никогда не скажет грубого слова в присутствии женщины.

Самое забавное будет в том, что обе группы будут правы и не правы одновременно. Наверное, самую точную характеристику интеллигентного человека дал Д. Лихачев в своей статье «Человек должен быть интеллигентен». В ней говорилось, что образование и воспитание только подчеркивают интеллигентность человека, но качество это является врожденным. Даже не имеющий образования человек, воспитывавшийся в семье потомственных работяг, может быть человеком интеллигентным. Потому что это качество подразумевает не знание интеллектуальных ценностей человечества, а желание их познавать. Интеллигентность проявляется в способностях понимать другого человека и не использовать эти способности во вред людям. Речь интеллигентного человека не будет изобиловать нецензурными словами, потому что такие люди тонко чувствуют красоту и не могут себе позволить ее нарушить ни словами, ни действиями. Обобщая, можно сказать, что интеллигент – это тот человек, который умеет терпимо относиться к людям и к миру. Именно поэтому нельзя быть фанатиком (спортивным, религиозным, политическим) и оставаться интеллигентом.

Хотя, в попытке разобраться, что значит быть интеллигентным человеком, можно пойти более простым путем и заглянуть в словарь. Там мы увидим определение интеллигента, как человека образованного, занятого умственным трудом. Какое из мнений наиболее соответствует тому, каким должен быть интеллигентный человек, решать вам.

Почему человек должен быть интеллигентным?

Если согласиться с последним определением интеллигентного человека, то особой нужды быть такой личностью нет. Потому что существует масса рабочих специальностей, не требующих получения высшего образования. Но если принять во внимание высказывания Лихачева, то необходимость быть интеллигентным человеком станет очевидна. С кем вам приятнее общаться – с человеком, не уважающим мнение других, старающимся унизить собеседника или с тем, кто выслушивает любую точку зрения, пытаясь понять оппонента?

Как стать интеллигентным человеком?

Но раз мы решили, что интеллигентность качество врожденное, то можно ли его у себя выработать? Да, научиться быть интеллигентным человеком можно, но это потребует немалых волевых усилий. Можно сколько угодно читать книги – художественную литературу и научные сочинения, запоминать обороты речи и использовать их в своем обращении, но интеллигентом это вас не сделает. Кроме образования необходимо учиться думать самостоятельно и уважать чужое мнение, любить других людей, бережно относиться к окружающему миру. И это не сектантская проповедь, а необходимость, если бы не было тех, кто создает произведения искусства, кто делится душевной теплотой с другими, наша жизнь была бы серой, а существование бесцельным. Впрочем, решать, кем быть вам – хамство и злоба нынче процветают и, вроде бы, таким людям живется неплохо.

ОСНОВЫ ИСКУССТВА РЕЧИ

FUNDAMENTALS OF ART SPEECH

Курсы грамотной речи
постановка грамотной, красивой речи
правильное произношение слов
правильно строить фразы
расширение словарного запаса
правильно ставить ударение
убрать речевые ошибки
возможность четко выражать свои мысли
изучение речевой интонации
речь свидетельствует о культурном уровне говорящего
речь человека характеризует его культурный уровнь
узучение артикуляции

Courses literate speech

setting literate, beautiful speech
the correct pronunciation of words
construct sentences correctly
vocabulary
the right to put the emphasis
remove speech errors
the ability to articulate
speech intonation study
it testifies to the cultural level of the speaker
man it characterizes its cultural level
uzuchenie articulation

Человек не рождается с готовым умением красиво излагать свои мысли. Дар речи приобретается благодаря работе над собой на протяжении многих лет.
Man is not born with a ready ability to beautifully express their thoughts. Speechless acquired by working on yourself over the years.

Хорошо поставленная речь в сочетании с красиво звучащим голосом помогает, порой, найти выход даже из самых сложных ситуаций, возникающих в процессе общения. Такая речь превосходно воспринимается аудиторией, способствует достижению целей
(Good speech delivered in conjunction with a beautifully sounding voice helps, sometimes, to find a way, even the most difficult situations that arise in the process of communication. Such speech is perceived by the audience perfectly, it contributes to achieving the objectives)

А умение гармонично и благозвучно складывать слова в предложения пригодится в любой сфере деятельности.
(And the ability to harmoniously and sweetly put words into sentences is useful in any field of activity.)

Хорошо поставленная речь: как сделать свою речь четкой, понятной и грамотной?
Good question posed: how to make your speech clear, understandable and correct?

Человека, обладающего приятной грамотной речью и хорошим словарным запасом, всегда хочется слушать. Собеседники воспринимают такого человека как очень образованного и интеллигентного, так как он умеет доступно и слаженно выражать свои мысли, а его речь предельно понятна.
(A person with a pleasant literate speech and a good vocabulary, you always want to listen. The interlocutors perceive such a person as a very educated and intelligent as he is able and available consistently express their thoughts, and his speech was very clear.)

Вводя в личный словарь новое затейливое слово, узнайте его точное значение, поинтересуйтесь, откуда оно пришло
(By introducing the new personal dictionary intricate word, find its exact meaning, ask where it came)

совершенные методы построения речи, постичь искусство произнесения ее, уметь говорить сжато, впечатляюще, образно.
(improved methods for constructing speech, grasp the pronunciation of her art, to be able to speak briefly, impressively, figuratively.)

Яркая, интересная мысль должна высказываться в хорошей форме.
Bright, interesting idea is to speak in good shape.

Курс рассчитан на тех, кому необходим навык публичных выступлений: докладов, презентаций, переговоров, питчингов, интервью, а так же для решения задач, связанных с управлением персоналом.
{The course is designed for those who need the skill of public speaking: reports, presentations, negotiations, Pitching, interviews, as well as to solve problems related to the management staff.}


Close