У этого древнегреческого героя, пришедшего вместе со стотысячным войском под стены Трои, и ставшего центральным персонажем поэмы Гомера Илиада, в избытке имелось всё, что испокон века составляет гордость настоящего мужчины. Боги щедро наградили его силой, отвагой, красотой и благородством. Лишён он был в жизни только одного - счастья.

Смертные потомки жителей Олимпа

О том, кто такой Ахиллес нам известно из произведений многих античных авторов, наиболее известным и авторитетным из которых является Гомер. Со страниц его бессмертной поэмы мы узнаём, что населявшие вершину Олимпа, имели обыкновение спускаться на землю, и вступать в брак со смертными людьми, тем или иным путём заслужившими эту честь.

Если верить древним легендам, от таких союзов появлялись на свет исключительно герои, сочетавшие в себе бесконечный перечень достоинств, ставивший их выше всех прочих обитателей земли, в жизнь которых они вносили порядок и гармонию. И лишь одна проблема лишала их полноты счастья - они рождались смертными.

Сын земного царя и морской богини

Так случилось, что фтийский царь Пелей как-то раз вскружил голову морской богине Фетиде. Он нашёл путь к сердцу повелительницы глубин, а плодом её минутной слабости стал легендарный Ахиллес, унаследовавший от матери все достоинства, присущие богам, но по отцу оставшийся смертным.

Желая восполнить этот пробел, Фетида прибегла к старому и проверенному средству, опустив его сразу после рождения в воды протекавшей в подземном царстве. От этого всё тело младенца покрылось невидимым, но непроницаемым панцирем, который не способно было поразить никакое оружие. Исключением осталась лишь пятка, за которую мать держала его, опуская в воду.

Она стала его единственным уязвимым местом, и это хранилось втайне. Но забегая вперёд, следует сказать, что тот, кто убил Ахиллеса, а закончил он свою жизнь, несмотря на все старания Фетиды, как простой смертный, знал об этом. Имя же убийцы будет названо лишь в конце повествования, дабы не нарушать законов жанра и не снижать остроту сюжетной интриги.

Наставники юного царевича

Для воспитания будущего героя отец подобрал ему двух наставников. Одним из них был старый и мудрый Феникс, обучавший отрока приличным манерам, медицине и сложению поэм, без чего в те времена можно было прослыть невежей и хамом. Вторым же стал кентавр по имени Хирон.

В отличие от своих соплеменников - хитрых и коварных созданий, он отличался открытостью и дружелюбием. Вся его педагогика, правда, сводилась к тому, что он кормил Ахиллеса медвежьими мозгами и жареными львами. Но такая диета явно пошла на пользу мальчику, и в десятилетнем возрасте он уже без труда убивал голыми руками кабанов и догонял оленей.

Бегство на остров Скирос

Когда началась война, в которой греки со своими многочисленными союзниками подступили к стенам Трои, где правила царица Елена, признанная красивейшей женщиной всех времён и народов, нашему герою исполнилось пятнадцать лет. Кстати, эта подробность позволяет с известной точностью определить, в каком году жил Ахиллес. Начало историки датируют рубежом XIII и XII века до нашей эры, значит, родился он приблизительно в 1215 году до н. э или около того.

Богиня Фетида, несмотря на то, что опустив сына в воды Сикса, сделала его почти бессмертным, допускала, тем не менее, возможную смерть Ахиллеса. Она решила не рисковать и уберечь его от похода, в котором тот обязан был принять участие. С этой целью богиня силой волшебства перенесла сына на остров Скирос, где он в женской одежде скрывался от призыва в войско среди дочерей местного царя Ликомеда, наивно уповавшего на его целомудрие.

Хитрость Одиссея

Однако вскоре предводитель греков Агамемнон узнал местопребывание Ахиллеса и послал за ним Одиссея. Перед его посланником встала довольно пикантная задача - распознать среди молодых прелестниц того, кто под женским нарядом прятал своё мужское естество. И Одиссей справился с ней блестяще.

Переодевшись купцом, он разложил перед царевнами роскошные ткани, драгоценности, и прочие вещи к которым женщины всегда питали слабость, а между ними, как бы случайно оставил меч. Когда же по его команде слуги издали боевой кличь, все девицы с визгом разбежались, и лишь одна из них схватилась за оружие, выдав в себе мужчину и воина.

Провожали новобранца в поход всем островом. Искренне горевал царь Ликомед, и обливалась слезами его молодая дочь Диедамия, во чреве которой уже шестой месяц набирал силы сын Ахиллеса (герой - во всём герой).

Герой, наводящий ужас на врага

Под стены Трои Ахиллес прибыл не один, а в сопровождении стотысячного войска, которое послал с ним его отец, царь Пелей, по старости лишённый возможности лично принять участие в осаде города. Сыну он подарил свои доспехи, выкованные ему когда-то и обладавшие волшебными свойствами. Воин, облачённый в них, становился непобедимым.

В своей поэме «Илиада» Гомер повествует о том, как, воспользовавшись подарком отца, сын в течение девяти лет сражался, наводя ужас на троянцев, и захватывая один город за другим. Благодаря волшебным силам, дарованным ему водами Стикса, а также отцовским доспехам, он был неуязвим для врага, но тот, кто убил Ахиллеса в Троянской войне (о чём речь пойдёт ниже), знал его слабое место, и до времени оставался в тени.

Зависть, пленившая душу воина

Бесчисленные подвиги, совершённые Ахиллесом, снискали ему громкую славу среди простых воинов и стали причиной зависти, снедавшей их главнокомандующего Агамемнона. Известно, что это низкое чувство во все времена толкало людей на подлости, а порой даже на преступления. Не стал исключением и греческий военачальник.

Однажды, вернувшись из очередного набега, Ахиллес среди прочей добычи привёл прекрасную пленницу, отец которой Хрис был жрецом Аполлона. Агамемнон, воспользовавшись своим положением отнял её у Ахиллеса, на что тот не возражал, так как был тогда увлечён другой невольницей по имени Брисеида.

Вскоре несчастный жрец явился в лагерь греков и предложил за свою дочь богатый выкуп, но получил отказ. В отчаянии он призвал на помощь самого Аполлона, и тот, войдя в положение своего слуги, наслал на обидчиков его дочери моровую язву. Греки не успевали хоронить умерших. Находившийся среди них прорицатель Калхант, пообщавшись с богами, сообщил, что смерть не отступит, пока Хрис не получит свою дочь, а Аполлон богатые жертвоприношения.

Пришлось Агамемнону подчиниться, но в отместку, он отобрал у Ахиллеса его возлюбленную Брисеиду и именно её принёс в жертву божеству. Самого же героя гнусно обругал и оскорбил в присутствии подчинённых ему воинов. Этот поступок стал для всех неожиданностью, так как прежде главнокомандующий имел репутацию не только храброго, но и вполне благородного человека. Нет сомнения, что и тут не обошлось без волшебства. Даже более того, не исключено, что злые чары на него наслал именно тот, кто убил Ахиллеса в конце пересказываемой нами поэмы. Но имя его будет названо немного позже.

Посрамлённый завистник

Невинно оскорблённый и лишённый своей лучшей рабыни, Ахиллес отказался продолжать участие в войне, чем несказанно обрадовал троянцев, трепетавших от одного его вида. Явившись на берег моря, он вызвал из его глубин свою мать, морскую богиню Фетиду, и, услышав его рассказ, она упросила верховного бога Зевса помочь троянцам одолеть войско Агамемнона и показать ему, что без Ахиллеса их ждёт неминуемая гибель.

Так всё и произошло. Сговорчивый Зевс придал силы троянцам, и те стали безжалостно сокрушать своих врагов. Катастрофа казалась неминуемой, и гнусному завистнику ничего не оставалось, как публично, в присутствии всё тех же воинов принести Ахиллесу свои извинения и в качестве компенсации за погубленную Брисеиду подарить ему несколько красивейших невольниц.

Последние подвиги Ахиллеса

После этого великодушный Ахиллес простил своего обидчика и с ещё большим остервенением начал громить защитников города. К этому периоду относится один из его наиболее известных подвигов - победа в поединке с предводителем троянцев Гектором. Ахиллес не только сумел обратить его в бегство, но заставил трижды обежать вокруг стен Трои, и только после этого пронзил копьём.

Но богам не было угодно сделать Ахиллеса свидетелем падения Трои, и именно их волю исполнил тот, кто убил Ахиллеса. Незадолго до смерти он совершил свой последний подвиг - одержал победу над войском прекрасных, но коварных и злых амазонок, пришедших на помощь троянцам во главе со своей предводительницей Пенфесилеей.

Гибель Ахиллеса

Древние авторы, во многом противоречащие друг другу, в жизнеописании Ахиллеса тем не менее единодушны в изображении его последнего часа. По их свидетельству, в один из дней он пытался ворваться в осаждённый город через его главные ворота. Неожиданно путь ему преградил, не кто иной, как сам Аполлон, не вполне ещё примирившийся с греками после истории с дочерью его жреца.

Аполлон, разумеется, знал, кто такой Ахиллес. Дело в том, что, увенчанный славой красивейшего из небожителей, он питал постыдную зависть и ревность по отношению к смертному человеку, считавшемуся, как и он, эталоном красоты. О пагубности этого низкого чувства среди людей уже шла речь в нашем рассказе, в данном же случае им было запятнано имя божества.

Преградив Ахиллесу дорогу, но, ожидая, тем не менее, почтительного к себе обращения, он вместо этого получил грубый окрик и угрозу быть пронзённым копьём, если не уберётся сей же час с дороги. Оскорблённый, Аполлон отошёл в сторону, но лишь для того, чтобы немедленно совершить свою месть.

Далее авторы несколько расходятся в описании произошедшего. По одной версии, Аполлон сам пустил вслед обидчику роковую стрелу, и именно он был тем, кто убил Ахиллеса. По другой, это гнусное дело завистливый бог поручил Парису - сыну троянского царя, оказавшемуся поблизости. Но так как стрела поразила Ахиллеса в его единственное уязвимое место, о котором знал только Аполлон, то нет сомнения, что именно он направил её полёт. Тот, кто убил Ахиллеса в пятку, не мог не знать его тайны. Поэтому убийство героя приписывается Аполлону - красивейшему из богов, но не сумевшему побороть в себе низкого и мелкого чувства.

История Ахиллеса вдохновила целую плеяду античных поэтов, посвятивших ему свои произведения, часть из которых дошла до наших дней. Многие из них признаны лучшими образцами древнегреческой поэзии. Несомненно, что наибольшую славу среди них снискал Гомер своей знаменитой поэмой «Илиада». Сама же смерть Ахиллеса породила крылатое выражение - «ахиллесова пята», обозначающее слабое, уязвимое место.

Страшным гневом пылал Ахилл против троянцев. Он решил жестоко отомстить им за смерть друзей, Патрокла и Антилоха. Как разъяренный лев, сражался Ахилл, повергая одного за другим героев Трои. Бросились в поспешное бегство троянцы, спешили укрыться они за стенами Трои. Неистовый Ахилл преследовал их. Гнал его неумолимый рок на верную гибель. До самых Скейских ворот преследовал Ахилл троянцев.

Он ворвался бы и в священную Трою, и она погибла бы, если бы не явился бог Аполлон. Грозно крикнув, остановил он Ахилла. Но не повиновался ему Ахилл. Он сам гневался на бога за то, что много раз спасал бог-стреловержец от него Гектора и троянцев. Ахилл даже грозил богу, что поразит его копьем. Неумолимый рок омрачил разум Ахилла. Он готов был напасть даже на бога. Разгневался Аполлон, забыл он и то, что обещал некогда, на свадьбе Пелея и Фетиды, хранить Ахилла. Покрывшись темным облаком, никому не зримый, направил он стрелу Париса, и поразила она Ахилла в пяту, куда только и можно было поразить великого героя . Смертельной была для Ахилла эта рана. Почувствовал приближение смерти Ахилл. Вырвал он из раны стрелу и упал на землю. Горько упрекал он бога Аполлона за то, что он погубил его. Знал Ахилл, что без помощи бога не может убить его никто из смертных. Еще раз собрался с силами Ахилл. Грозный, подобно умирающему льву, поднялся он с земли и сразил еще многих троянцев. Но вот похолодели его члены. Все ближе была смерть. Зашатался Ахилл и оперся на копье. Грозно крикнул он троянцам:

Горе вам, погибнете вы! И после смерти буду я мстить вам!

От этого возгласа обратились в бегство троянцы. Но все более слабел Ахилл. Оставили его последние силы, и упал он на землю. Загремели на нем его золотые доспехи, и дрогнула земля. Умер Ахилл. Но и к мертвому не смели приблизиться троянцы. Они боялись его и мертвого, такой ужас внушил он им при жизни. Понемногу преодолели они страх, и жестокая сеча закипела вокруг тела величайшего из героев. Самые могучие герои греков и троянцев приняли участие в этой битве. Горами нагромоздились трупы вокруг Ахилла, а он лежал неподвижный, громадный, не слыша уже боя. Пыль вихрем кружилась под ногами сражающихся. Кровь лилась рекой. Казалось, никогда не кончится битва. Вдруг грянул гром Зевса, поднялась буря и остановила троянцев. Не хотел Зевс, чтобы овладели троянцы трупом Ахилла. Поднял могучий Аякс Теламонид труп Ахилла и понес к кораблям, а его защищал Одиссей, отражая наступавших троянцев. Туча стрел и копий летела из рядов троянцев в Одиссея, но он все же мужественно сдерживал их натиск, отступая шаг за шагом.

Принес Аякс труп Ахилла к кораблям. Греки омыли труп, умастили благовонным маслом и положили на пышно украшенное ложе. Окружив ложе, громко оплакивали греки своего величайшего героя и рвали в горе волосы. Услышала их плач богиня Фетида. Поднялась она из морской пучины со своими сестрами нереидами. Узнав, что погиб ее возлюбленный сын, Фетида издала такой вопль скорби, что дрогнули все греки. Они бежали бы в страхе к кораблям, если бы не остановил их старец Нестор. Семнадцать дней оплакивали Фетида, нереиды и греки Ахилла. С высокого Олимпа спустились музы. Они пели в честь умершего погребальный гимн. Оплакивали героя и бессмертные боги на Олимпе. На восемнадцатый день сооружен был погребальный костер. На нем сожжен был труп Ахилла. Много жертв заклали в честь величайшего из героев греки. Все греки участвовали в похоронах, одевшись в пышные доспехи. Когда догорел костер, собрали кости Ахилла и положили их в золотую урну, которую бог Дионис подарил Фетиде. В этой же урне лежали и кости Патрокла, В одной могиле были похоронены Ахилл, Патрокл и Антилох, сын Нестора. Высокий курган насыпали греки над могилой, далеко был виден он с моря, свидетельствуя о великой славе погребенных под ним героев.

После же похорон были устроены в честь умершего игры. Драгоценные дары вынесла из моря богиня Фетида. Они должны были служить наградой победителям в играх. Так роскошны были эти дары, что самого Ахилла привели бы в восторг, если бы жив был великий герой.

Ахи́лл (др.-греч. Ἀχιλλεύς, Ахиллэус) (лат. Achilles ) — в героических сказаниях древних греков является храбрейшим из героев, предпринявших под предводительством Агамемнона поход против Трои. Имя a-ki-re-u (Ахиллей) зафиксировано в древнем Кноссе, его носят рядовые люди.

Мифы об Ахилле

Детство Ахилла

От браков олимпийских богов со смертными рождались герои. Они были наделены огромной силой и сверхчеловеческими возможностями, но не обладали бессмертием. Герои должны были выполнять на земле волю богов, вносить в жизнь людей порядок и справедливость. С помощью своих божественных родителей они совершали всевозможные подвиги. Герои высоко почитались, легенды о них передавались из поколения в поколение.

Фетида окунает Ахилла в воды Стикса
(Рубенс, Питер Пауль (1577-1640)

Сказания единогласно называют Ахилла сыном смертного — Пелея, царя мирмидонян, мать же его, морская богиня Фетида, принадлежит к сонму бессмертных. Первейшие версии рождения Ахилла упоминают печь Гефеста, куда Фетида, желая обожествить Ахилла (и сделать его бессмертным), клала сына, держа его за пятку. Согласно другому древнему преданию, которое не упоминает Гомер, мать Ахилла, Фетида, желая испытать, смертен ее сын или бессмертен, хотела окунуть новорожденного Ахилла в кипящую воду, подобно тому, как она делала с прежними своими детьми, но этому воспротивился Пелей. Позднейшие же сказания повествуют, что Фетида, желая сделать своего сына бессмертным, погрузила его в воды Стикса или, по другой версии, в огонь, так что одна лишь пята, за которую она его держала, осталась уязвимой; отсюда и поныне употребляемая поговорка — «Ахиллесова пята» — для обозначения чьей-либо слабой стороны.

Младенца Ахилла передают на воспитание Хирону

В детстве Ахилл носил имя Пиррисий (переводят как «Ледяной»), но когда огонь обжег ему губы, его назвали Ахилл («безгубый»). Согласно другим авторам Ахилла в детстве звали Лигироном. Подобная смена детского имени на взрослое, связанная с травмой или подвигом, — реликт инициационного ритуала (ср. смену детского имени «Алкид» на «Геракл» после убийства героем киферонского льва и победы над царём Эргином).

Обучение Ахилла (James Barry (1741-1806)

Ахилл воспитывался Хироном на Пелионе. Он не был женихом Елены (каковым называет его только Еврипид). Хирон кормил Ахилла костным мозгом оленей и других животных, отсюда будто бы, от а-хилос , и произошло его имя «бескормный», то есть «невскормленный грудью». По одному истолкованию Ахилл нашёл траву, которой можно излечивать раны.

Воспитание Ахилла и начало войны за Трою

Воспитание Ахиллес получил у Феникса, лечебному искусству обучил его кентавр Хирон. По другому сказанию Ахилл не знал врачебного искусства, но тем не менее исцелил Телефа.

По требованию Нестора и Одиссея и согласно воле своего отца Ахилл присоединился к походу против Трои во главе 50 кораблей (либо 60), причем взял с собой своего воспитателя Феникса и друга детства Патрокла (некоторые авторы называют Патрокла возлюбленным Ахилла). Согласно Гомеру Ахиллес прибыл в войско Агамемнона из Фтии. Согласно поэме Лесха буря занесла Ахиллеса на Скирос.

Опознание Ахиллеса среди дочерей Ликомеда (Bray)

Сказание послегомеровского цикла передаёт, что Фетида, желая спасти своего сына от участия в роковом для него походе, скрыла его у Ликомеда, царя острова Скироса, где Ахиллес в женских одеждах находился между царскими дочерьми. Хитрая уловка Одиссея, который под видом торговца разложил перед девушками женские украшения и, примешав к ним оружие, приказал неожиданно поднять боевой клич и шум, обнаружила пол Ахиллеса (который немедленно схватился за оружие), в результате разоблаченный Ахиллес был вынужден примкнуть к походу греков.

Согласно некоторым авторам в начале похода Ахиллесу было 15 лет, а война длилась 20 лет. Первый щит Ахилла изготовил Гефест, эту сцену изображают на вазах.

В течение долголетней осады Илиона Ахиллес неоднократно предпринимал набеги на различные соседние города. По существующей версии он пять лет бродил по скифской земле в поисках Ифигении.

В начале войны Ахиллес пытался взять город Монению (Педас), причем в него влюбилась местная девушка. «Нет ничего странного в том, что он, будучи влюбчивым и невоздержанным, мог ревностно заниматься музыкой».

Ахилл в «Илиаде»

Главный герой «Илиады».

На десятом году осады Илиона Ахиллес взял в плен прекрасную Брисеиду. Она послужила яблоком раздора который свою пленницу Астиному вынужден был вернуть её отцу Хрису, и потому заявил притязание на обладание Брисеидой.

Ахиллес принимает послов от Агамемнона
(Jean Auguste Dominique Ingres (1780-1867)

Разгневанный Ахиллес отказался от дальнейшего участия в битвах (ср. с аналогичным отказом сражаться оскорблённого Карны, величайшего героя индийского сказания «Махабхарата»). Фетида, желая отомстить Агамемнону за обиду, нанесённую её сыну, умолила Зевса даровать победу троянцам.

Гневный Ахиллес (Герман Вильгельм Биссен (1798-1868)

На следующее утро Фетида принесла своему сыну новые доспехи, скованные искусной рукой самого Гефеста (в особенности щит описывается в Илиаде, как дивное произведение искусства, — описание, имеющее важное значение для первоначальной истории греческого искусства). ; один лишь Гектор осмелился здесь противостоять ему, однако всё же обратился в бегство от Ахилесса.

Поединок Ахилла с Гектором

Преследуя убийцу своего друга, Ахиллес три раза заставил Гектора обежать вокруг стен Трои, наконец, настиг и убил его, привязал обнажённый за собой в лагерь греков. Пышно отпраздновав тризну по своему павшему другу Патроклу, Ахиллес вернул за богатый выкуп труп Гектора отцу его, царю Приаму, который явился в палатку героя молить его об этом.

Приам, испрашивающий у Ахиллеса тело Гектора, 1824
(Александр Андреевич Иванов (1806-1858)

В «Илиаде» от руки Ахиллеса погибло 23 троянца, названных по имени, например, Астеропей. Эней скрестил оружие с Ахиллесом, но затем бежал от него. Ахиллес сражался с Агенором, которого спас Аполлон.

Смерть Ахилла

Легенды эпического цикла повествуют, что при дальнейшей осаде Трои Ахилл убил в бою царицу амазонок и эфиопского князя , которые пришли на помощь троянцам. Мемнона Ахиллес убил, мстя за своего друга Антилоха, сына Нестора. В поэме Квинта Ахиллес убил 6 амазонок, 2 троянцев и эфиопа Мемнона. Согласно Гигину он убил Троила, Астинома и Пилемена. Всего же от руки Ахиллеса пало 72 воина.

Сразив множество врагов, Ахиллес в последней схватке дошел до Скейских ворот Илиона, но здесь и герой погиб. Согласно некоторым авторам Ахиллес прямо убит самим Аполлоном или стрелой Аполлона, принявшего облик Париса, или же Парисом, спрятавшимся за статуей Аполлона Фимбрейского. Самый ранний автор, упоминающий уязвимость лодыжки Ахилла, — Стаций, однако имеется более раннее изображение на амфоре VI в. до н. э., где видим Ахиллеса, раненного в ногу.

Гибель Ахиллеса

Позднейшие сказания переносят смерть Ахилла в храм Аполлона в Фимбре, близ Трои, куда он явился, чтобы обвенчаться с Поликсеной, младшей дочерью Приама. Эти сказания сообщают, что Ахилл был убит Парисом и Деифобом, когда сватался к Поликсене и пришёл на переговоры.

Согласно Птолемею Гефестиону Ахиллес был убит Геленом или Пенфесилеей, после чего Фетида воскресила его, он убил Пенфесилею и вернулся в Аид

Последующие предания

По существующей версии тело Ахиллеса было выкуплено за равный вес золота с золотоносной реки Пактол.

Щит Ахилла

Греки воздвигли Ахиллесу мавзолей на берегу Геллеспонта, и здесь же, чтобы умиротворить тень героя, принесли ему в жертву Поликсену. За доспехи Ахиллеса, по рассказу Гомера, спорили Аякс Теламонид и Одиссей Лаэртид. Агамемнон присудил их последнему. В «Одиссее» Ахилл пребывает в подземном царстве, где его встречает Одиссей. Похоронен Ахиллес в золотой амфоре (Гомер), которую Дионис подарил Фетиде (Ликофрон, Стесихор).

Но уже «Эфиопида», один из эпосов эпического цикла, повествует, что Фетида увела своего сына с горящего костра и перенесла его на остров Левка (наз. Змеиный остров при устье Истра Дуная), где он продолжает жить в обществе других обоготворенных героев и героинь. Остров этот служил центром культа Ахилла, равно как курган, который высится на Сигейском холме перед Троей и до сих пор слывёт гробницей Ахилла. Святилище и памятник Ахилла, а также памятники Патрокла и Антилоха были у мыса Сигей. Храмы его имелись ещё в Элиде, Спарте и других местах.

Филострат (род. в 170 г.) в сочинении «О героях» (215) приводит диалог между финикийским купцом и виноградарем, повествующий о событиях на Змеином острове. С завершением Троянской войны Ахилл и Елена вступили в брак после смерти (брак самого храброго с самой красивой) и проживают на Белом острове (о-в Левка) в устье Дуная на Понте Эвксинском. Однажды приплывшему на остров купцу явился Ахилл и попросил купить для него в Трое девушку-рабыню, указав, как ее найти. Купец исполнил поручение и доставил девушку на остров, но не успел еще его корабль далеко отплыть от берега, как он и его спутники услышали дикие крики несчастной девушки: Ахилл разорвал ее на части — она, оказывается, была последней из потомков царского рода Приама. Крики несчастной долетают до ушей купца и его спутников. Роль хозяина Белого острова, исполняемая Ахиллом, становится объяснимой в свете статьи Х. Хоммеля, показавшего, что даже в VII в. до н. э. этот персонаж, давно превратившийся в эпического героя, по-прежнему выступал в своей исконной функции одного из загробных демонов.

Именуется «царящим над скифами». Песнь о нём поет Демодок. В Трое появлялся призрак Ахилла, охотящегося на зверей.

Копье Ахилла хранилось в Фаселиде в храме Афины. Кенотаф Ахилла был в Элиде, в гимнасии. Согласно Тимею, Периандр воздвиг укрепление Ахиллея против афинян из камней Илиона, что опровергает Деметрий из Скепсиса. Статуи обнаженных эфебов с копьями назывались ахиллами.

Происхождение образа

Существует гипотеза, что изначально в греческой мифологии Ахилл являлся одним из демонов загробного мира (к каковым относились и другие герои — например, Геракл). Предположение о божественной природе Ахилла высказал Х. Хоммель в своей статье. Он показывает на материале греческих раннеклассических текстов, что даже в VII в. до н. э. этот персонаж, давно превратившийся в эпического героя, по-прежнему выступал в своей исконной функции одного из загробных демонов. Публикация Хоммеля вызвала активную дискуссию, пока не завершенную.

Образ в искусстве

Литература

Действующее лицо трагедий Эсхила «Мирмидоняне» (фр.131-139 Радт), «Нереиды» (фр.150-153 Радт), «Фригийцы, или Выкуп тела Гектора» (фр.263-267 Радт); сатировских драм Софокла «Поклонники Ахилла» (фр.149-157 Радт) и «Сотрапезники» (фр.562-568 Радт), трагедии Еврипида «Ифигения в Авлиде». Трагедии «Ахилл» писали Аристарх Тегейский, Иофонт, Астидамант Младший, Диоген, Каркин Младший, Клеофонт, Еварет, у Херемона была трагедия «Ахилл — убийца Терсита», из латинских авторов Ливий Андроник («Ахилл»), Энний («Ахилл по Аристарху»), Акций («Ахилл, или Мирмидоняне»).

Изобразительное искусство

Пластическое искусство древности неоднократно воспроизводило образ Ахиллеса. Изображение его дошло до нас на многих вазах, барельефах с отдельными сценами или целым рядом их, также на группе фронтона из Эгины (хранится в Мюнхене, см. Эгинское искусство), но нет ни одной статуи или бюста, который можно было бы отнести к нему с уверенностью.

Один из самых замечательных бюстов Ахиллеса хранится в Петербурге, в Эрмитаже. Печальная и вместе негодующая голова увенчана шлемом, который оканчивается нависшим вперёд гребнем, укреплённым на спине сфинкса; сзади этот гребень вьётся длинным хвостом. По обе стороны гребня изваяно в плоском рельефе по грифу, их разделяет пальметка. Передняя надлобная бляха шлема, оканчивающаяся с обеих сторон завитками, посредине украшена также пальметкой; по обе стороны от неё пара остромордых тонкохвостых псов с длинными прижатыми ушами, в ошейниках (по-видимому пара охотничьих псов, обнюхивающих землю). Выражение лица напоминает бюст, хранящийся в Мюнхене. Надо полагать, что здесь схвачен тот момент, когда уже надели на героя доспехи, скованные Гефестом, и вот лицо его уже загорелось гневом, жаждой мщенья, но печаль по милом друге ещё дрожит на губах, как отблеск внутренней сердечной тоски. Относится этот бюст, по-видимому, ко II веку н. э. к эпохе Адриана, но замысел его слишком глубок для этой эпохи, бедной творческой мыслью, и потому остаётся только предположить, что голова эта, как и мюнхенская, является подражанием, оригинал которого мог быть создан не позже Праксителя, то есть не позже IV—III в. до н. э.

В кинематографе

В 2003 году выходи двухсерийный телевизионный фильм «Елена Троянская», где Ахилла играет Джо Монтана.

Бред Питт исполняет роль Ахилла в фильме «Троя» 2004 года.

В астрономии

В честь Ахилла назван астероид (588) Ахиллес, открытый в 1906 году.

Лаптева Анна

Ахиллес

Краткое содержание мифа

Ахилл (греч.) или Ахиллес (лат.) — в героических сказаниях древних греков является храбрейшим из героев, сын царя Пелея и морской богини Фетиды.
Иметь сына от прекрасной Фетиды хотели Зевс и Посейдон, но титан Прометей предупредил их, что ребенок превзойдет величием своего отца. И боги благоразумно устроили брак Фетиды со смертным, сыном царя мирмидонян Пелеем. Стремясь сделать своего сына неуязвимым и таким образом дать ему бессмертие, Фетида по ночам закаляла его в огне, а днем натирала амброзией. Однажды ночью Пелей, увидев своего малолетнего сына в огне, вырвал его из рук матери. Согласно другой версии, Фетида купала Ахиллеса в водах подземной реки Стикс, чтобы таким образом сделать его неуязвимым, и только пятка, за которую она его держала, осталась уязвимой. Оскорбленная вмешательством Пелея, Фетида покинула мужа, и тот отдал Ахиллеса на воспитание мудрому кентавру Хирону, который выкормил его внутренностями львов, медведей и диких вепрей, обучил игре на сладкзвучной кифаре и пению.

Ахиллес при дворе царя Ликомеда
Греческий барельеф, 240 г.

Ахиллес вырос бесстрашным воином, но Фетида, зная, что ее сыну все же предопределено судьбой погибнуть под Троей, стремилась спасти его и с этой целью спрятала его во дворце царя Ликомеда на острове Скирос. Там Ахиллес жил одетый в женские одежды среди дочерей Ликомеда. Здесь от тайного брака юноши с дочерью Ликомеда - Деидамией родился сын Пирр, прозванный позднее Неоптолемом. Когда ахейские вожди узнали предсказание жреца Калханта, что без участия Ахиллеса поход под Трою обречен на неудачу, они отправили на Скирос посольство во главе с Одиссеем. Прибыв к царю под видом купца, Одиссей разложил перед собравшимися женские украшения вперемежку с оружием. Обитательницы дворца принялись рассматривать ювелирные изделия, но вдруг, по знаку Одиссея, раздался сигнал тревоги - девушки в испуге разбежались, а герой схватился за меч, выдав себя с головой. После разоблачения Ахиллесу волей-неволей пришлось отплыть в Трою.

В течение долголетней осады Илиона он неоднократно предпринимал набеги на различные соседние города. По версии, пять лет бродил по скифской земле в поисках Ифигении. На десятом году осады Илиона, он во время одного похода взял в плен прекрасную Брисеиду. По одной из версий, она и послужила яблоком раздора между Ахиллесом и Агамемноном, который заявил притязание на обладание Брисеидой.

Фреска «Ахиллес и Брисеида»
1 в.Национальный музей
Неаполь

Воспламенённый гневом, Ахиллес отказался от дальнейшего участия в битвах. Фетида, желая отомстить Агамемнону за обиду, нанесённую её сыну, умолила Зевса даровать победу троянцам. Ни бедствия греков, ни мольбы и обещания посольства, которое, по совету Нестора, снарядил к нему Агамемнон, не могли смягчить гнева героя. Только, когда троянцы, предводимые Гектором, вторглись в сам лагерь греков, он разрешил своему другу Патроклу повести им на помощь мирмидонян и для большего устрашения врагов приказал ему облечься в свои доспехи. Но Патрокл пал от руки Гектора, и лишь обнажённый труп его был отбит греками у троянцев, доспехи же Ахиллеса достались в добычу Гектору. Тогда Ахиллес, безоружный и в сопровождении Афины, появился на поле битвы, и один грозный вид героя обратил врагов в бегство.

На следующее утро, горя мщением, герой ринулся в бой и прогнал троянцев до городских стен; один лишь Гектор осмелился здесь противостоять ему; преследуя убийцу своего друга, Ахиллес трижды гнал его вокруг стен, наконец, убил его и, привязав обнажённый труп к своей боевой колеснице, повлёк за собой в лагерь. Пышно отпраздновав тризну по своему павшему другу Патроклу, он вернул за богатый выкуп труп Гектора отцу его — царю Приаму, который с мольбой проник в его палатку.

Обучение Ахилла Помпео Батони, 1770

После сражений, в которых Ахиллес побеждает пришедших на помощь троянцам царицу амазонок Пенфесилею и вождя эфиопов Мемнона, он врывается в Трою и здесь, у Скейских ворот, погибает от двух стрел Париса, направляемых рукой Аполлона: первая стрела, попав в пяту, лишает Ахиллеса возможности устремиться на противника, и Парис сражает его второй стрелой в грудь. В течение семнадцати дней Ахиллеса оплакивали нереиды во главе с Фетидой, музы и все ахейское войско. На восемнадцатый день тело героя было сожжено, и прах в золотой урне, изготовленной Гефестом, погребен вместе с прахом Патрокла у мыса Сигей. Душа Ахиллеса, по верованиям древних, была перенесена на остров Левка, где герой продолжал жить жизнью блаженных.

Образы и символы мифа

Ахиллес, прежде всего, предстает в образе неуязвимого бесстрашного героя, который нес смерть врагам во многом благодаря своей матери. Но с другой стороны, его образ можно трактовать, не придавая значения неуязвимости как таковой, а представляя его храбрейшим и сильнейшим из героев исключительно в силу его личных качеств. И тогда он является в виде воина, знающего, что ему суждена короткая жизнь, и стремящегося прожить ее так, чтобы слава о его беспримерной доблести сохранилась навеки у потомков.

Ахилл убивает Пенфесилею
Ок. 540-530 гг. до н. э.

Поскольку миф об Ахиллесе имеет отношение к сражениям и завоеваниям, символы, с ним связанные, так же относятся к военной тематике. Основной символ мифа - ахиллесова пята , единственное незащищенное место этого героя, в которое он был смертельно ранен Парисом. В настоящее время выражение «Ахиллесова пята» обозначает слабую сторону, «больное», уязвимое место чего-либо.

Щит Ахиллеса
(серебряное блюдо)
Конец IV - начало V века

Ахиллесов щит — чудесный щит, который выковал Гефест для Ахиллеса, он не только предназначался для защиты от врагов, но был настоящим произведением искусства. Щит имел центр с небольшим возвышением, что символизировало земную твердь, имевшую, по мнению древних, форму щита со срединной горой, «пупом земли». На щите Гефест изобразил землю, небо, звёзды, а также многочисленные эпизоды городской и сельской жизни и реку Океан на ободе. Согласно мифам, такого щита не было ни у кого: ни у воинов троянских и ахейских, ни у божеств, спускавшихся с Олимпа. По своему щиту Ахиллес мог найти любое место: и землю мирмидонян, правителем которой был его отец Пелей, и Трою, где он во главе отряда отстаивал честь Менелая.

В мифе об Ахиллесе фигурирует река Стикс . Именно ее воды сделали Ахиллеса непобедимым и, следовательно, может являться символом божественной чудодейственной силы, наделяющей неуязвимостью. В древнегреческой мифологии Стикс - это олицетворение первобытного ужаса и мрака, из которых возникли первые живые существа. Река Стикс протекает в Аиде, а в историческое время ее видели в потоке близ Нонакриса (в северной Аркадии). По преданию водой из этой реки был отравлен Александр Македонский.

Коммуникативные средства создания образов и символов

Ахилл среди дочерей Ликомеда
Саркофаг, III в.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж

Ахиллес имел широкую известность среди древних греков, о чем свидетельствует большое количество упоминаний о нем в разных источниках. Именно поэтому существует множество вариантов финала мифа об Ахиллесе, о том, как закончилась его жизнь, и куда он попал после смерти. Греки воздвигли ему мавзолей на берегу Геллеспонта, и здесь же они, чтобы умиротворить тень героя, принесли ему в жертву Поликсену. По Одиссее, Ахиллес пребывает в подземном царстве, где его встречает Одиссей, а похоронен он в золотой амфоре, которую Дионис подарил Фетиде, о чем также писали греческий поэт Ликофрон и западно-греческий поэт Стесихор. Но уже другая древнегреческая эпическая поэма «Эфиопида» повествует, что Фетида увела своего сына с горящего костра и перенесла его на остров Левка (Змеиный остров при устье Истра Дуная), где он продолжает жить в обществе других обоготворенных героев и героинь. Остров этот служил центром культа Ахиллеса, равно как курган, который высится на Сигейском холме перед Троей и до сих пор слывёт гробницей Ахиллеса. Храмы его имелись ещё в Элиде, Спарте и других местах. О большой популярности Ахиллеса говорят те факты, что он именуется «царящим над скифами», а люди верили, что в Трое появлялся призрак Ахиллеса, охотящегося на зверей.

Копье Ахиллеса хранилось в Фаселиде в храме Афины. Его погребальный памятник был в Элиде. А статуи обнаженных эфебов с копьями стали называть ахиллами. По происхождению первоначально Ахиллес являлся местным фессалийским героем, культ которого распространился также в различных областях Греции. В лаконском городе Прасии существовал храм героя, в котором совершалось ежегодное празднование. Его культ был занесен также в греческие колонии на Сицилии в Южной Италии (Тарент, Кротон и другие города). Как место культа почитался могильный курган Ахиллеса и Патрокла у мыса Сигей. Александр Македонский, а впоследствии римский император Каракалла устраивали здесь погребальные игры. Таким образом, существует огромное число храмов, жертвенников и участков, посвященных Ахиллесу. Кроме того, он был идеалом великого полководца древности Александра Македонского. Вплоть до наших дней по мотивам мифа об Ахиллесе художники писали картины, композиторы сочиняли музыкальные произведения, также к его образу обращались драматурги. Существуют и художественные фильмы, в которых мы встречаем этого героя. Все это сделало Ахиллеса одним из популярнейших персонажей античного искусства.

Социальное значение мифа

Хирон учит Ахиллеса играть на лире
Фреска в Помпеях. 1 в. до н.э.

Ахиллес олицетворяет величие, неуязвимость, силу, данную богами и подкрепленную его собственным волевым характером, рвением к славе, стремлением к свершению великих поступков и ясными представлениями о чести, добре и преданности. Но в древнегреческой мифологии существует множество подобных образов, ведь практически в каждом мифе можно встретить доблестного героя, защищающего добро и справедливость. Тем не менее, Ахиллеса можно назвать одним из самых известных, ведь при его непобедимости он все же имеет одно уязвимое место - пяту, что отличает его от остальных мифологических героев и выделяет из общего ряда. Именно эта особенность делает его образ неординарным и запоминающимся, благодаря чему и в наши дни едва ли найдется много людей, которые не слышали это имя.

История Ахиллеса может являться олицетворением того, что даже самые сильные и бесстрашные герои имеют слабые стороны и поэтому не имеют права считать себя непобедимыми. С другой стороны, совершая великие поступки, можно обеспечить себе вечную память потомков и таким образом продлить свою жизнь в бесконечность.

(Квинт Смирнский. Posthomerica)

После погребения Антилоха снова собрался Ахилл выместить смерть друга на троянцах. Несмотря на все неудачи, они, увлеченные роком, опять вступили в бой, пытаясь спасти Илион. Но после непродолжительной стычки Ахилл с храброй дружиной угнал их обратно в город. Еще несколько мгновений, и, выломив Скейские ворота, он перебил бы в городе всех троянцев. Тогда с Олимпа сошел Аполлон, страшно разгневанный на ахейцев за бедствия троянцев, и пошел навстречу Ахиллу; страшно звенели у него на плечах лук и колчан, земля тряслась от его шагов, и ужасающим голосом воскликнул бог сребролукий: "Удались от троянцев, Пелид, и перестань свирепствовать, не то тебя погубит один из бессмертных Олимпа". Но яростный от боя Ахилл не удалился, не внял велению бога, ибо мрачный рок уже стоял с ним рядом; он дерзко воскликнул: "Феб, зачем вызываешь ты меня против моей воли на бой с богами и заступаешься за кичливых? Ты уже раз обманул меня и отвлек от Гектора и троянцев. Удались же теперь к прочим богам, не то поражу тебя копьем, хотя ты и бог". Сказав это, он бросился на троянцев, которые все еще врассыпную бегали по полю; а разгневанный Аполлон сказал: "Горе! Как свирепствует он! Никто из бессмертных, даже сам Зевс не дозволил бы ему так долго предаваться ярости и противиться бессмертным". И, покрывшись густым облаком, он пустил смертоносную стрелу.

Стрела попала Ахиллу в пятку. До самого сердца проникла вдруг сильная боль, и он упал, как башня, низринутая землетрясением. "Кто это, – воскликнул Ахилл, озираясь, – кто это пустил в меня губительную стрелу? Пусть выступит он против меня, пусть открыто сразится со мной, и мой меч тут же разорвет его внутренности, и окровавленного низринет в аид. Я знаю, что смертному не одолеть меня в открытом бою, но трусливый коварно подстерегает сильнейшего. Пусть выступит, если даже он небожитель! Да, я чувствую, что это Аполлон, облекшийся во мрак. Давно уже предсказывала мне мать, что я паду под его губительной стрелой близ Скейских ворот: она говорила правду". Так сказал Ахилл и вынул стрелу из неизлечимой раны; черной струей потекла кровь, и смерть достигла сердца. Сердито бросил Ахилл копье, которое ветер тотчас же донес до рук Аполлона, вернувшегося на Олимп в собрание богов. Словами, исполненными горечи, встретила его Гера: "Что за губительное дело совершил ты сегодня, Феб? Ведь на свадьбе Фетиды и Пелея ты играл на цитре среди пирующих богов и вымаливал новобрачным сына: этого сына ты сегодня убил. Но не поможет это твоим троянцам: скоро со Скироса прибудет сын Ахилла, по доблести равный отцу, и бедою разразится он над ними. Безумец, какими глазами будешь ты смотреть на Нерееву дочь, когда она явится на олимпийское наше собрание". Так говорила она, порицая бога; Аполлон ничего не отвечал, страшась супруги отца, и, опустив взоры, молча сел вдали от прочих богов.

Смерть Ахилла. Скульптура работы Кристофа Вейрьера, 1683

Ахилл не утратил еще храбрости, кровь его, алчная до боя, кипела в могучих членах. Никто из троянцев не осмеливался подойти к нему, распростертому на земле: так робкие поселяне стоят поодаль от льва, что поражен охотником в самое сердце и с закатившимися глазами и стиснутыми зубами борется со смертью. Так и гневный Ахилл, подобно раненому льву, боролся со смертью. Еще раз воспрянул он и с поднятым копьем устремился на врагов. Орифаону, другу Гектора, он пронзил висок, так что острие копья проникло в мозг, а Гиппофою выколол глаз; затем сразил он Алкифоя и многих других из троянцев, разбежавшихся в страхе. Но мало-помалу похолодели у Ахилла члены и исчезла сила. Однако он устоял и, опершись на копье, страшным голосом закричал бежавшим врагам: "Горе вам, малодушные троянцы, и после смерти моей не уйти вам от моего копья, всех вас достигнет мой мстящий дух". Троянцы обратились в бегство при последнем клике, думая, что он еще не ранен; но Ахилл с окоченевшими членами упал среди других мертвых тел, тяжелый, как скала; затряслась земля и загудело его оружие. Так постигла Ахилла смерть.

Троянцы увидели смерть Ахилла, но, трепетные, не дерзнули приблизиться к его телу, подобно овцам, пугливо бегущим от убитого близ стада хищного зверя. Прежде всех осмелился Парис увещевать троянцев приблизиться к упавшему: не удастся ли, думал он, похитить тело с доспехами и принести его в Илион на радость троянкам и троянцам? Наконец Эней, Агенор, Главк и многие другие, боязливо до того бегавшие от Ахилла, вместе с Парисом ринулись вперед; но Теламонид Аякс и прочие сильные друзья Пелида выступили против них. Из-за тела и доспехов падшего завязался страшный бой: холмами нагромоздились кругом трупы, и ручьями потекла кровь убитых. Битва продолжалась целый день, до самого вечера. Тогда в бурном вихре пронесся между сражавшимися Зевс и допустил ахейцев спасти тело и оружие. Сильный Аякс на плечах вынес тело Ахилла из схватки, меж тем как осторожный Одиссей оттеснял наступавшего врага. Благополучно донесли ахейцы тело Ахилла до кораблей, вымыли и умастили его миррой; затем, облекши его в тонкие и нежные одеяния, положили его, сетуя и плача, на ложе и остригли ему волосы.

Аякс выносит из боя тело Ахилла. Аттическая ваза, ок. 510 до Р. Х.

Услышав на дне морском печальное известие о смерти Ахилла, Фетида со всеми своими сестрами-нереидами приплыла к ахейскому стану, оглашая воздух такими громкими воплями, что гул от них разносился далеко над волнами, исполняя страхом сердца ахейцев. Несчастная мать и девы моря, сетуя, стали в траурном одеянии вокруг одра Ахилла; хор девяти муз сошел с Олимпа и запел в честь умершего надгробные песни, а вокруг горевало и плакало опечаленное войско. Семнадцать дней и семнадцать ночей потребовалось как бессмертным богам, так и людям, чтобы почтить слезами и погребальными песнями любимого героя, похищенного смертью. На восемнадцатый день положили они облеченное в драгоценные одеяния тело на костер и сожгли его со множеством закланных овец и быков, с медом и миррой; в продолжение всей ночи вооруженные ахейские герои торжественно обходили и объезжали пылающий костер Ахилла. Рано утром, когда все истреблено было пламенем, собрали они пепел и белые кости героя и положили все это вместе с пеплом Патрокла в золотую урну работы Гефеста, которую Дионис подарил Фетиде. Таково было желание друзей. Затем поставили урну Ахилла в гробницу, которая уже была сооружена на Скейском мысе, на берегу Геллеспонта, Патроклу; там же поставили пепел друга их Антилоха и над всем этим насыпали – памятник для грядущих поколений – высокий курган: виден курган этот издали, с Геллеспонта. После погребения Фетида в память о смерти Ахилла устроила в войске ахейцев тризну с великолепием, не виданным доселе смертными. Первые герои войска показали в разнообразных игрищах силу свою и ловкость, и из рук Фетиды приняли прекраснейшие дары.

По материалам книги Г. Штолля «Мифы классической древности»


Close