(в ред. Приказов Минздрава РФ от 06.02.2001 N 31 , от 02.04.2001 N 98 , от 25.06.2002 N 209 , от 14.08.2002 N 261 , от 21.03.2003 N 115 , от 26.05.2003 N 219 , от 09.06.2003 N 241 , от 20.08.2003 N 416)

1. Подготовка специалистов по основным специальностям проводится через интернатуру (по специальностям, определяемым Минздравом России), ординатуру, аспирантуру.

2. Подготовка специалистов по специальностям, требующим углубленной подготовки, проводится через профессиональную переподготовку, ординатуру, аспирантуру при наличии сертификата по соответствующей основной специальности.

3. Специалист, имеющий высшее медицинское, фармацевтическое образование имеет право на подготовку и получение основной специальности либо специальности, требующей углубленной подготовки, только при наличии допуска к соответствующей должности.

Заместитель начальника
Управления кадровой политики
М.М.ПАРШИН

Приложение N 2
к приказу Министерства
здравоохранения
Российской Федерации
от 27.08.1999 г. N 337

ПЕРЕЧЕНЬ
СООТВЕТСТВИЯ ВРАЧЕБНЫХ И ПРОВИЗОРСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ ДОЛЖНОСТЯМ СПЕЦИАЛИСТОВ

(в ред. Приказа Минздрава РФ от 26.05.2003 N 219)

I. Руководители учреждений

I. Руководители учреждений
1. Главный врач (директор, заведующий, начальник)
(в ред. Приказа Минздрава РФ от 26.05.2003 N 219)
2. Главный врач центра госсанэпиднадзора - главный государственный санитарный врач, главный врач, (руководитель, директор, начальник)
3. Заведующий - провизор
4. Заместитель главного врача (директора, заведующего, начальника) Организация здравоохранения и общественное здоровье или клиническая специальность
(в ред. Приказа Минздрава РФ от 26.05.2003 N 219)
5. Заместитель главного врача центра госсанэпиднадзора, заместитель главного врача, (руководителя, директора, начальника) Социальная гигиена и организация госсанэпидслужбы или медико - профилактическая специальность
6. Заместитель заведующего - провизор Управление и экономика фармации или провизорская специальность

II. Руководители структурных подразделений учреждений (отделов, отделений, лабораторий, кабинетов и др.)

II. Руководители структурных подразделений учреждений (отделов, отделений, лабораторий, кабинетов и др.)
7. Заведующий (начальник) По профилю подразделения
7а. Заведующий приемным отделением По профилю любого лечебного подразделения, входящего в структуру учреждения, кроме параклинических подразделений
7б. Заведующий организационно - методическим отделом(кабинетом) Организация здравоохранения и общественное здоровье или клиническая или медико - профилактическая специальность
(в ред. Приказа Минздрава РФ от 26.05.2003 N 219 )
8. Заведующий санитарно - гигиеническим отделом По профилю любого гигиенического подразделения (должности врача, входящего в состав (штат) отдела)

III. Врачи - специалисты

Заместитель начальника
Управления кадровой политики
М.М.ПАРШИН

Приложение N 3
к приказу Министерства
здравоохранения

2. Заместитель главного врача (директора, заведующего, начальника) по работе с сестринским персоналом 3. Главная медицинская сестра (акушерка) II. Руководители структурных подразделений 1. Заведующий (начальник) отделением сестринского ухода, медико - социальной помощи 2. Заведующий организационно - методическим отделом (кабинетом) 3. Заведующий отделом (кабинетом) медицинской статистики 4. Руководители и специалисты центров профилактики, центров по гипертонической болезни, специализированных школ (астма - школ, диабета и др.), действующих на функциональной основе III. Специалисты 1. Специалисты центров (отделений) общей врачебной практики 2. Менеджер по организации внебюджетной деятельности

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ

В целях совершенствования системы сертификации и аттестации среднего медицинского и фармацевтического персонала ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Ввести в действие:

1.1. Номенклатуру специальностей среднего медицинского и фармацевтического персонала (приложение 1).

1.2. Перечень соответствия специальностей среднего медицинского и фармацевтического персонала должностям указанных специалистов (приложение 2).

1.3. Положения о специалистах со средним медицинским и фармацевтическим образованием (приложение 3).

1.4. Квалификационные характеристики специалистов со средним медицинским и фармацевтическим образованием (приложение 4).

2. Управлению научных и образовательных медицинских учреждений до 01.08.98 разработать новые и пересмотреть действующие учебные программы циклов специализации среднего медицинского и фармацевтического персонала в соответствии с номенклатурой специальностей, утвержденной настоящим приказом.

3. Отделу медицинской статистики и информатики до 01.01.98 внести необходимые изменения в формы отчетов учреждений здравоохранения в связи с введением в действие номенклатуры специальностей среднего медицинского и фармацевтического персонала.

4. Руководителям органов управления здравоохранением и фармацевтической службой субъектов Российской Федерации, главным врачам центров госсанэпиднадзора в субъектах Российской Федерации, руководителям медицинских и фармацевтических образовательных организаций государственной и муниципальной систем здравоохранения Российской Федерации:

4.1. При проведении сертификации и аттестации среднего медицинского и фармацевтического персонала руководствоваться номенклатурой, утвержденной настоящим приказом.

5. Приложение 1 к Положению об аттестации средних медицинских и фармацевтических работников Приказа Минздравмедпрома России от 23.05.95 № 131 "Об утверждении Положения об аттестации средних медицинских и фармацевтических работников"; пункт 5 приказа Госкомитета санитарно-эпидемиологического надзора при Президенте Российской Федерации от 31.08.92 № 72 "О порядке проведения аттестации средних медицинских работников государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации" в части, касающейся перечня специальностей средних медицинских работников, признать утратившими силу.

6. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на первого заместителя министра Онищенко Г.Г.

Министр Т.Б. Дмитриева

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

УТВЕРЖДЕНО

НОМЕНКЛАТУРА СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ СРЕДНЕГО МЕДИЦИНСКОГО И ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОГО ПЕРСОНАЛА

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

УТВЕРЖДЕНО
Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 19.08.97 № 249

Начальник Управления кадров А.И. Торопцев

Комментарии к приказу

Тамара АДУЕВА, начальник отдела прогнозирования развития медицинского персонала Управления кадров МЗ РФ

Наталия ОВАНЕСЯНЦ, заместитель начальника отдела аттестации и резерва кадров для работы за рубежом Управления кадров МЗ РФ

Необходимость разработки номенклатуры специальностей средних медицинских и фармацевтических работников была связана с дальнейшим совершенствованием сертификации и аттестации указанного персонала. Если номенклатура врачебных и провизорских специальностей существует уже не одно десятилетие, то номенклатура специальностей среднего медицинского и фармацевтического персонала, перечень их соответствия должностям указанных специалистов, а также квалификационные характеристики и положения о специалистах в том виде, в котором они представлены в приказе, утверждены впервые.

Номенклатура специальностей среднего медицинского и фармацевтического персонала включает 26 специальностей. При ее разработке были использованы следующие нормативные документы: государственные образовательные стандарты и номенклатура должностей среднего и фармацевтического персонала.

При обсуждении проекта номенклатуры специальностей исходили из того, что базовое образование позволяет специалистам со средним медицинским и фармацевтическим образованием выполнять свои профессиональные обязанности по ряду традиционно сложившихся специальностей ("лечебное дело", "сестринское дело", "акушерское дело", "лабораторная диагностика") непосредственно после окончания медицинского образовательного учреждения. В данном случае указанные в номенклатуре специальности совпадают с наименованием специальностей по диплому.

Однако в номенклатуру включены и специальности ("физиотерапия", "функциональная диагностика", "рентгенология" и др.), которые требуют дополнительного профессионального образования сразу после получения диплома, так как базовое образование не дает необходимых знаний и умений по этим специальностям.

Выделение новых специальностей - "организация сестринского дела", "операционное дело", "анестезиология и реаниматология" - продиктовано возникновением и развитием новых медицинских технологий, совершенствованием структуры лечебно-профилактических учреждений, повышением требований к подготовке специалистов на последипломном уровне.

Утвержденная номенклатура позволила упорядочить проведение сертификации и аттестации специалистов, то есть выдавать сертификаты и присваивать квалификационные категории в сооответствии со специальностями.

Разработанные положения о специалистах (требования к образованию, права, обязанности, ответственность) и квалификационные характеристики (общие и специальные знания, умения и манипуляции) будут использованы при подготовке тестовых заданий для проведения квалификационного экзамена.

Перечень соответствия специальностей должностям специалистов позволяет четко определить, по какой специальности должен получить сертификат и быть аттестован работник, занимающий ту или иную должность. Например, фельдшер станции скорой медицинской помощи получает сертификат и аттестуется по специальности "лечебное дело". Медицинская сестра кабинета ультразвуковой диагностики получает сертификат и аттестуется по специальности "сестринское дело". Фельдшер-лаборант клинико-диагностической лаборатории получает сертификат и аттестуется по специальности "лабораторная диагностика".

С введением новых специальностей возникает естественный вопрос: сохранятся ли квалификационные категории при переходе из одной специальности в другую? Этот вопрос рассматривается министерством в настоящее время.

Следует отметить, что помимо основной цели данный приказ позволяет внести изменения и дополнения в действующие нормативные документы по сертификации, аттестации и повышению квалификации средних медицинских и фармацевтических работников.

К сожалению, до сих пор не разработаны научно обоснованные критерии введения той или иной специальности, что создает определенные проблемы.

Все эти вопросы поднимались на коллегии МЗ РФ "О состоянии кадровой политики и задачах Минздрава России по ее совершенствованию в соответствии с Концепцией развития здравоохранения и медицинской науки в РФ", прошедшей 23 декабря 1997 года.

Если у читателей журнала появятся предложения, дополнения или замечания к данному приказу, мы всегда готовы принять их к сведению в целях дальнейшего совершенствования системы сертификации и аттестации.

Мария СЕЛЕЗНЕВА, директор Московского учебно-методического центра по среднему медицинскому образованию Комитета здравоохранения правительства Москвы

Успешность реформирования здравоохранения в значительной степени зависит от специалистов со средним медицинским и фармацевтическим образованием.

Ключевым вопросам - подготовке профессионально-компетентных специалистов, а также эффективному использованию их для удовлетворения потребностей населения - Министерство здравоохранения РФ уделяет большое внимание.

В соответствии с Приказом МЗ РФ № 261 от 29.08.97 г. "О введении государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования" подготовка специалистов со средним медицинским образованием осуществляется по учебным планам, реализующим государственные образовательные стандарты в части государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по всем специальностям отрасли, в соответствии с которыми в процессе обучения уделяется значительное внимание вопросам психологии, экономики, управления. До 3 лет увеличены сроки первичной подготовки (на базе полного общего среднего образования).

В "Положениях о специалистах" по каждой специальности утверждены:
- общие положения;
- обязанности;
- права;
- ответственность.

В разделе "квалификационные характеристики" утверждены требования к:
- общим знаниям;
- общим умениям;
- специальным знаниям;
- специальным умениям;
- умению выполнять манипуляции по утвержденному перечню.

Приказ № 249 МЗ РФ "О номенклатуре специальностей среднего медицинского и фармацевтического персонала":
- уравнивает требования, предъявляемые как к выпускникам учебных заведений, так и к работающим специалистам;
- определяет потребность во всеобщем непрерывном образовании и повышении квалификации не только в целях подготовки к аттестации и сертификационному экзамену, но и ставит специалистов перед необходимостью в совершенствовании уровня профессиональной компетенции, конкурентоспособности в быстро меняющемся мире, адаптации к современным требованиям, компенсации недостающих знаний.

Повышение квалификации является необходимым не только для работающих специалистов со средним медицинским образованием, но и для преподавателей учебных заведений.

В целях реализации Приказа № 249 первоочередными задачами являются:

1) в системе первичной подготовки - коррекция учебных планов, подготовка материалов итоговой государственной аттестации выпускников в соответствии с требованиями Приказа № 249 МЗРФ;

2) в системе последипломного образования - пересмотр учебных программ повышения квалификации специалистов со средним медицинским образованием;

3) организация изучения, внедрение Приказа № 249 в лечебных учреждениях, ассоциациях специалистов;

4) пересмотр аттестационных и сертификационных материалов соответствующими комиссиями.

Реализация Приказа № 249 МЗ РФ "О номенклатуре специальностей среднего и фармацевтического персонала" является новым шагом по пути совершенствования подготовки и профессиональной компетентности работающих специалистов.

Правительство подготовило новую номенклатуру специальностей медицинских и фармацевтических специалистов. После утверждения нормативно-правового акта, действующий приказ Минздрава России от 7.10.2015 № 700н отменят. Эта информация будет полезна не только руководителям медицинских учреждений, но и желающим

Три категории медицинских специальностей

Проект Приказа Минздрава «О номенклатуре специальностей специалистов, имеющих высшее медицинское и фармацевтическое образование» предусматривает выделение трех категорий специальностей специалистов (подготовлен Минздравом России 26.02.2019):

  • основные специальности;
  • базовые специальности;
  • специальности, требующие специализированной подготовки.

Согласно указанной классификации к основным отнесены специальности высшего образования уровня специалитет. К базовым - специальности, получение права на осуществление медицинской или фармацевтической деятельности, по которым возможно после обучения по программам ординатуры. К третьей категории относятся такие специальности, которые требуют специализированную подготовку в ординатуре с сокращенным сроком на основе одной из базовых специальностей.

Для специальностей третей категории также предусмотрена возможность пройти обучение по дополнительным профессиональным программам профессиональной переподготовки. Но пройти переподготовку смогут лишь те, у кого есть стаж работы в определенных должностях и наличие ординатуры по базовой специальности.

Новый список медицинских специальностей

1. Лечебное дело

2. Педиатрия

3. Медико-профилактическое дело

4. Фармация

5. Стоматология

6. Медицинская биофизика

7. Медицинская биохимия

8. Медицинская кибернетика

9. Сестринское дело

Базовые специальности

1. Акушерство и гинекология

2. Аллергология и иммунология

3. Анестезиология-реаниматология

4. Гастроэнтерология

5. Гематология

6. Генетика

7. Дерматовенерология

8. Детская хирургия

9. Инфекционные болезни

10. Кардиология

11. Клиническая лабораторная диагностика

12. Клиническая фармакология

13. Медицинская микробиология

14. Неврология

15. Нейрохирургия

16. Неонатология

17. Нейропсихология

18. Общая врачебная практика (семейная медицина)

19. Общая гигиена

20. Онкология

21. Организация здравоохранения и общественное здоровье

22. Остеопатия

23. Оториноларингология

24. Офтальмология

25. Патологическая анатомия

26. Пластическая хирургия

27. Педиатрия

28. Промышленная фармация

29. Психиатрия

30. Радиология

31. Рентгенология

32. Сердечно-сосудистая хирургия

33. Скорая медицинская помощь

34. Стоматология общей практики

35. Спортивная медицина

36. Судебно-медицинская экспертиза

37. Терапия

38. Торакальная хирургия

39. Травматология и ортопедия

40. Урология

41. Управление и экономика фармации

42. Управление сестринской деятельностью

43. Фармацевтическая химия и фармакогнозия

44. Физическая и реабилитационная медицина

45. Фтизиатрия

46. Хирургия

47. Челюстно-лицевая хирургия

48. Эндокринология

49. Эпидемиология

Перечень медицинских специальностей, по которым можно пройти профессиональную переподготовку, смотрите в памятке «Специальности третей категории»

Зачем Минздрав меняет номенклатуру специальностей

Предусмотренная проектом приказа градация специальностей необходима, чтобы обеспечить медицинских и фармацевтических работников широким спектром образовательных траекторий, при котором каждый из специалистов получит право на изменение специальности в соответствии со своими предпочтениями. Также она позволит им в сокращенные сроки получить право замещать должности медицинских и фармацевтических работников, где есть кадровый дефицит.

Изменения в профстандарты медицинских работников

Если новую номенклатуру специальностей утвердят, то потребуется внести изменения в действующие профессиональные стандарты. Это нужно, чтобы расширить требования к образованию по ряду специальностей.

Новые медицинские специальности в номенклатуре

Подготовленный проект новой номенклатуры не будет отменять какие-либо специальности. Все они останутся. Но появится новая «Физическая и реабилитационная медицина ». Данную специальность отнесли к категории базовых.

Обновление Приказа №707н и новые квалификационные требования к медработникам

Одновременно обновят и Квалификационные требования к медицинским и фармацевтическим работникам с высшим образованием по направлению подготовки «Здравоохранение и медицинские науки». Соответственно Приказ Министерства здравоохранения РФ от 8.10.2015 года № 707н также ожидают изменения.

Такие обновления необходимы, чтобы во время разработки отраслевых профессиональных стандартов, произошли изменения в требованиях к медицинским работникам, а именно врачам и провизорам. Напомним, что с 2016 года следование требованиям профстандартов обязательно для некоторых должностей.

Необходимость изменений можно проиллюстрировать актуальностью квалификационных требований к специалистам, которые завершили профессиональное обучение до и после 2016 года. Так те, кто получил базовое медицинское образование до 2016 года, могут пройти интернатуру или ординатуру по специальности «Дерматовенерология». А вот для тех, кто получил профессиональное медицинское образование после 2016 года, нужно пройти первичную аккредитацию и обучение в ординатуре по специальности «Дерматовенерология» в той части, которая касается профессиональных компетенций, описанных в обобщенных трудовых функциях профессионального стандарта «Врач-дерматовенеролог».

Как врачу получить новую специальность «Физическая и реабилитационная медицина»

Выпускники медвузов после 2016 года могут освоить специальность «Физическая и реабилитационная медицина», пройдя обучение в ординатуре.

Что делать тем врачам, у которых есть на руках сертификаты по следующим специальностям:

  • «Лечебная физкультура и спортивная медицина»;
  • «Мануальная терапия»;
  • «Рефлексотерапия»;
  • «Физиотерапия».

Им достаточно будет пройти обучение по программе профессиональной переподготовки по направлению «Физическая и реабилитационная медицина». Пока такая учебная программа еще не разработана в ЦОКО и будет введена в перечень курсов профессиональной переподготовки после утверждения вышеназванного проекта приказа о номенклатуре медицинских специальностей.

Новая номенклатура должностей медицинских работников и фармацевтических работников

Проект приказа предусматривает также изменения приказа Министерства здравоохранения РФ от 20.12.2012 № 1183н «Об утверждении Номенклатуры должностей медицинских работников и фармацевтических работников».

Новая Номенклатура должностей будет дополнена новым разделом «Должности специалистов с высшим (медицинским) образованием, выполнивших федеральный государственный образовательный стандарт по направлению подготовки «бакалавр», в связи с появлением в отрасли специалистов с новой подготовкой».

Также введут ряд новых должностей специалистов с высшим (немедицинским) образованием в связи с развитием медицинской реабилитации:

  • эрготерапевт,
  • кинезотерапевт,
  • медицинский психолог.

В новой номенклатуре должностей появиться такая должность, как «врач-ординатор». На эту должность будут назначать специалистов, которые завершили подготовку по программам высшего образования и имеют свидетельство о первичной аккредитации специалиста. В этот период времени они смогут исполнять должностные обязанности, предусмотренные квалификационной характеристикой врача-специалиста, только под руководством наставника (врача-специалиста), имеющего сертификат специалиста (свидетельство об аккредитации) по соответствующей специальности, отвечая наравне с ним за свои действия.

Одновременно учтены отдельные требования к занятию должностей, по которым в Минздрав России поступало большее количество обращений от работодателей и медицинских работников. Например, закреплена возможность занятия должности заведующего клинической лабораторией специалиста с высшим немедицинским образованием).

Слова «врач» и «гуманист» не являются синонимами, но неразрывно связаны. Медицинские профессии обязывают быть гуманистами, любить людей и помогать им в любых, даже самых неблагоприятных условиях. Для людей, имеющих проблемы со здоровьем, однозначно связана с оказанием помощи, поддержкой и пониманием.

Немного о профессии

Профессия «медицинский работник» требует от своего обладателя определенного мужества и самоотверженности. Это связано с тем, что к медработникам люди испытывают доверие, как к специалистам, хорошо знающим свое дело.

Именно поэтому, выбирая медицинские профессии как дело всей жизни, человек обязан учиться даже после окончания вуза, потому что заболевания постоянно меняются, как и их лечение. Среди медицинских учебных учреждений есть институты и академии.

Список медицинских специальностей

В перечень медицинских профессий входят такие специальности, как:

Перечисленные медицинские профессии (список далеко не полный) - это основные профили по этой специальности. В каждой из них есть более узкие специалисты, отвечающие за лечение конкретных частей организма человека.

Специальность медсестра

Среднее специальное медицинское образование дает возможность готовить специалистов из категории медперсонала. Профессия медицинская сестра входит в эту категорию.

Медсестра (медбрат) является помощником или ассистентом врача в медицинском учреждении. Основная задача медперсонала среднего звена - выполнять назначенное врачом пациенту лечение и осуществлять уход за больными людьми.

Профессия медицинская сестра входит в категорию среднего персонала медицинского учреждения и имеет несколько более узких направлений. Хотя много специальностей входит в понятие "медицинские профессии", список специалистов среднего звена возглавляет должность главной медсестры.

Главная и старшая медсестра

Во главе обслуживающего медперсонала находится главная медсестра - это специалист с высшим медицинским образованием (факультет сестринского дела). В обязанности главной медсестры входит организация и контроль работы среднего и младшего медперсонала, а также повышение их профессионализма.

В понятие организации рабочего процесса входит составление графиков работы нижестоящего медперсонала и контроль за его выполнением. Также в ее обязанности входит:

  • Контролировать получение, хранение, распределение и учет перевязочного материала и медикаментозных средств, в том числе тех, в которых содержатся ядовитые или наркотические вещества.
  • Контролировать выполнение обязанностей средним и младшим персоналом, а также заниматься повышением их квалификации и профессионального уровня.
  • Следить за качеством дезинфекции медицинского учреждения, своевременной сменой постельного белья и проводить контроль при транспортировке больных внутри больницы.

Старшая медсестра является помощником заведующего отделением. В ее обязанности входит контроль за работой палатных сестер и младшего медперсонала.

Медработники среднего и младшего звена

Медсестры организуют работу младшего медперсонала: санитарок, младших медсестер и сестер-хозяек.

Медицинский осмотр

Люди, осуществляющие трудовую деятельность, связанную с риском или вредным для здоровья производством, работу с детьми и многие другие обязаны проходить медицинский осмотр. Он может проводиться раз в год или в два года.

Существует список, в котором указано, кто должен проходить медицинский осмотр. Профессии, которые в него входят, - это категории специальностей, связанных с вредным производством или с производственным риском, например, с высотными работами, вредными веществами, шумом, пылью и другие.

Также в обязательном порядке медосмотр проходят работники отрасли питания, преподаватели и работники дошкольных учебных заведений, водители, моряки, медперсонал и представители других профессий.

Выбор профессии

Медицинские профессии востребованы в современном обществе, поэтому ежегодно средние специальные и высшие медицинские учреждения выпускают новых специалистов. Связано это прежде всего с тем, что нездоровая экология, постоянные стрессы, нездоровое питание каждый год увеличивают количество людей с патологиями или хроническими заболеваниями.

В здравоохранении главная роль отводится, конечно же, врачам. Без их умелой квалификационной работы многие пациенты так и оставались бы больными, а кто-то даже и вовсе простился бы с жизнью. Но ничуть не меньше, чем врачи, важны и те сотрудники, которых принято называть средним медицинским персоналом. Кто это такие и какова их роль в спасении жизней и помощи людям?

Что значит средний персонал

Средним медицинским персоналом называются медики, получившие образование не в высших учебных заведениях, а в средних. Они, как правило, выполняют доврачебный уход за больными, а также под непосредственным руководством своего врача осуществляют разные виды деятельности, относящейся к пациентам: санитарную, лечебную, реабилитационную и так далее. Средний медицинский персонал так и называется средним, потому что его работа напрямую зависит от распоряжений врача, который стоит над ним и является его прямым и непосредственным руководителем.

Кто относится к среднему медицинскому персоналу

Ниже мы перечислим все специальности, которые принято называть средним медицинским персоналом, но уточним сразу: это лишь в России. В других государствах в эту категорию входят и некоторые иные профессии.

Итак, в нашей стране средним персоналом в здравоохранении считаются: фельдшер и разновидности должности, санинструктор, медсестра или медбрат, акушер, дантист и/или зубной техник, инструкторы: дезинфектор, по лечебной физкультуре, фармацевт, рентген-лаборант и оптометрист. О каждой из этих профессий чуть более подробно расскажем далее, но сначала о том, какие учебные заведения готовят подобных специалистов.

Я в медсестры пойду, пусть меня научат!

Или в медбраты, или в фармацевты - неважно. Важно другое - куда идти, чтобы научили, чтобы получить желаемую специальность?

Как мы уже упоминали выше, в высших учебных заведениях подобным специальностям не обучают. Нужно идти в среднее специальное, то есть в медицинское училище. Именно там готовят всех вышеозначенных специалистов. Важный момент: в некоторых городах есть отдельные училища для фармацевтов, чаще всего они называются фармацевтическими колледжами. А в некоторых, наоборот, в обычных медицинских училищах предлагают обучение и по данной специальности в том числе.

Как правило, в большинстве училищ (в том числе и медицинских) действует подобная практика: человека, окончившего такое учебное заведение и желающего продолжить обучение в высшем звене, в институт берут сразу на третий или как минимум на второй курс. Все зависит от конкретной программы конкретного учреждения.

Обучение в медицинском училище можно условно разделить на четыре этапа. Это, во-первых, теоретический курс, где будущим специалистам вкладывают в головы азы науки; учебная практика, направленная на отработку полученных навыков и проходящая обыкновенно на манекенах в стенах родного училища; производственно-технологическая практика уже вне его стен, по своему профилю; и наконец, стажировка, она же преддипломная практика, в ходе которой выпускника сразу могут взять на вакантное место в больнице или том учреждении здравоохранения, где он стажируется.

Что нужно для того, чтобы поступить в медицинское училище? Вне зависимости от выбранного профиля (кстати, наиболее популярными направлениями признаны сестринское дело и акушерство) нужны документы об окончании школы - обязательно наличие сертификата ЕГЭ, документ, подтверждающий личность и гражданство, справка о прохождении медкомиссии и шесть фотокарточек размером три на четыре. В некоторых училищах принимают только по результатам ЕГЭ, в некоторых существуют свои вступительные испытания. Уточнять данный вопрос требуется на местах.

Фельдшер

Разговор о специальностях, относящихся к среднему медицинскому персоналу, начнем с фельдшеров, и первый в их списке - санитарный. Также его называют иногда помощником санитарного врача. Кто же это такой, в чем специфика его работы? Скажем далее, но сначала кратко поясним, кого в принципе называют фельдшером. Это медик со средним образованием, имеющий право диагностировать то или иное заболевание, самостоятельно осуществлять необходимое лечение и отправлять больного к требующемуся специалисту. Помощь, которую оказывает фельдшер, называется доврачебной, а специфика его работы по сути ничем не отличается от деятельности терапевта или врача скорой помощи.

Итак, санитарный фельдшер. Фельдшер данной разновидности выполняет профилактическую работу, связанную с предупреждением возникновения возможных заболеваний у населения любого возраста. В его задачи входит обеспечение на предприятиях и в различных учреждениях таких условий труда, при которых люди будут сталкиваться с минимальным воздействием негативных факторов, могущих повлиять на их здоровье. Так, например, именно такой фельдшер отвечает за контроль санитарно-гигиенических условий, за то, чтобы водоемы не подвергались загрязнению, за профилактику возникновения инфекций и так далее. Деятельность среднего медицинского персонала этого плана не только практическая, но и отчасти научно-исследовательская: так, изучают данные специалисты воздействие всевозможных факторов на здоровье и самочувствие человека, проводят разнообразные гигиенические исследования и тому подобное. Как правило, санфельдшеры действительно являются помощниками санитарных врачей, но могут работать и не только ими: трудятся они и помощниками эпидемиологов, например, и на городских эпидемиологических станциях. Зарплата такого специалиста в каждом городе своя, но в среднем по стране составляет порядка двадцати-двадцати пяти тысяч рублей.

Кто относится к среднему медицинскому персоналу еще, так это военный фельдшер. Никаких премудростей здесь нет: это обыкновенный фельдшер, состоящий при этом на военной службе и имеющий воинское звание. Они состоят при всех войсковых частях и имеются также в каждом военно-медицинском заведении.

Интересно, что впервые фельдшеров стали готовить как раз при вооруженных силах. А еще более интересным является тот факт, что первоначально обучали данным премудростям цирюльников - наиболее, конечно, подготовленных. Массовое обучение военных фельдшеров шло в годы Великой Отечественной войны, тогда их задачей было оказание помощи на поле боя. Сейчас же военных фельдшеров готовят в специализированных военно-медицинских заведениях.

Лаборант

Это третья разновидность фельдшера, также относящаяся к среднему медицинскому персоналу. Чтобы получить подобную специальность, необходимо поступать на медико-диагностическое дело или лабораторную диагностику. Соответственно, как можно догадаться по названию профиля, диагностическая деятельность также входит в перечень функций и обязанностей фельдшера-лаборанта. Он трудится в лаборатории - в НИИ, больнице, поликлинике - и занимается там всевозможными видами исследований: биологического материала крови, желудка, спинномозговой жидкости и тому подобного, иначе говоря, проводит анализы. Работает он не один - под непосредственным руководством медиков более высокого звена, и при условии, что у него достаточно опыта, вполне может считаться специалистом «широкого профиля». От того, насколько качественная и грамотная работа фельдшера-лаборанта, во многом зависит то, насколько правильно врач поставит диагноз пациенту и назначит лечение.

Санинструктор

Следующий, кто относится к среднему медицинскому персоналу, это санитарный инструктор.

Как и военный фельдшер, это специализация военно-медицинского характера, но, так сказать, рангом пониже. Они также обучаются в специальных заведениях, также состоят в войсковых частях, также проходят определенную военную подготовку. Задачей санинструкторов является медицинское обеспечение своего подразделения, в том числе средствами личной гигиены, а также оказание помощи больным военнослужащим и контроль за соблюдением гигиенических норм и требований. Санинструктор, кроме того, инструктирует, что следует из самого названия должности, военнослужащих о методах оказания медицинской помощи как себе, так и другим людям. Санинструктор по медицинской части подчиняется фельдшеру, а по военной - начальнику того подразделения, к которому он прикреплен.

Медсестра (медбрат)

Одна из наиболее популярных и востребованных специальностей. Причем, конечно, медсестер в разы больше, нежели медбратьев, однако в последнее время нередко появляются и они. Существуют специальные курсы медбрата, которые тоже набирают популярность. По итогам прохождения этих курсов можно получить множество специализаций - от младшего медперсонала по уходу за больными до массажиста или косметолога. Все зависит конкретно от самих курсов и, разумеется, от разных регионов и городов. Но в целом курсы медбрата (или медсестры) являются хорошим примером получения дополнительной специализации, а следовательно, и дополнительного дохода.

Но вернемся к медсестре и ее функциям. Конечно, они слегка варьируются в зависимости от того, в каком именно учреждении и в каком кабинете (есть разница - физиокабинет или кабинет хирургии) работает специалист, однако в целом совпадают, и общее представление получить можно.

Чтобы получить специальность медсестры/медбрата, необходимо для начала выучиться по направлению "Сестринское дело". Получение подобного образования даст возможность медику осуществлять первичный уход за больными, в том числе оценивать их состояние; выполнять назначения и распоряжения докторов, своих непосредственных руководителей; делать необходимые процедуры, а еще ассистировать при операциях; оказывать неотложную доврачебную помощь и отправлять к специалисту и многое другое. Медсестры и медбратья работают по разным профилям - они нужны всем: и педиатру, и окулисту, и кардиологу... Средняя зарплата среднего медицинского персонала данной сферы по стране составляет порядка тридцати тысяч рублей.

Акушер

Данную специальность не следует путать с врачом акушером-гинекологом, которая относится к высшему медицинскому персоналу. Акушер же, или иначе говоря, фельдшер-акушер - это специалист среднего звена, который оказывает необходимую помощь при родах роженицам, а также беременным женщинам. Акушеров готовят на направлении «Медико-акушерское дело», а после получения соответствующего образования они могут выполнять следующие функции: прием родов, ассистирование при гинекологических операциях, оказание первой помощи по гинекологическому профилю, взятие мазков на анализ, патронаж рожениц и новорожденных и тому подобное.

Поначалу, еще в давние времена, женщины, которые занимались подобной работой, назывались на Руси повивальными бабками, повитухами. Позднее слово «акушер» пришло из французского языка, а сама профессия, ранее довольно редкая, стала более востребованной и вышла на первый план.

Дантист (зубной техник)

Как ни удивительно, но кто относится к среднему медицинскому персоналу еще, так это дантист. Казалось бы, он же вроде как врач! Почему же тогда его причисляют к специалистам среднего звена?

В России дантисты известны еще со времен Петра Великого, именно он привез в нашу страну инструменты для лечения зубов. Тогда зубные врачи так и назывались - дантистами (это слово было заимствовано опять-таки из французского языка), однако позже на смену названию пришло слово «стоматолог» и практически вытеснило первое из общего употребления. Между тем есть принципиальная разница между этими терминами и, следовательно, между самими профессиями. Стоматологом является специалист, получивший высшее образование. Дантист же - это тот, у кого образование среднее специальное, он занимается протезированием зубов и оказывает практическую помощь в их лечении. Он способен вылечить несложные случаи с незапущенным кариесом, все более трудное - уже к стоматологу. Дантистами являются такие специалисты, как зубной техник и зубной фельдшер.

Инструктор-дезинфектор

Этот специалист осуществляет всевозможные дезинфекционные мероприятия, при этом он же решает, с помощью чего, каким способом и в каком объеме данные мероприятия будут проведены. Именно в его обязанности входит контроль за приготовлением и использованием растворов для дезинфекции, содержанием в чистоте и порядке необходимого инвентаря. Этот же специалист регулирует и соблюдение дезинфекторами (они входят в его подчинение) правил охраны труда и правил безопасности. Кроме того, в должностной инструкции медицинского дезинфектора прописана необходимость оформления всех соответствующих документов. Средняя зарплата дезинфектора варьируется между двадцатью и тридцатью тысячами рублей.

Инструктор ЛФК

ЛФК - это сокращенное наименование лечебной физкультуры. Что это такое, объяснять не надо. А вот обязанностями среднего медицинского персонала данного профиля являются следующие вещи: проведение индивидуальных и групповых занятий по ЛФК и подготовка к ним; рекомендации пациентам по необходимым физическим упражнениям и по самостоятельным занятиям; контроль за состоянием всевозможных тренажеров, бассейнов и прочего необходимого для занятий ЛФК инвентаря и помещений. Этот медик должен владеть знаниями физиологических (в том числе патологических) особенностей человеческого организма, методиками лечебной физкультуры, спецификой лечебного массажа, а также понимать показания и противопоказания к занятиям лечебной физкультурой. Стать инструктором ЛФК может человек, получивший среднее медицинское и/или физкультурное образование.

Фармацевт

Фармацевт, иначе говоря, провизор - тот самый человек, который стоит за прилавком в аптеке и не только отпускает необходимые лекарства, но и может дать рекомендации в случае необходимости. Готовят фармацевтов, как уже выше упоминалось, в зависимости от региона как в обычных медицинских училищах, так и в специализированных фармацевтических колледжах.

Несмотря на кажущуюся простоту, это очень сложная работа: сколько нужно знать лекарств, держать в голове всевозможные аналоги, помнить, от чего это средство, а от чего - другое… Фармацевт должен знать помимо того, какие противопоказания есть у препарата, что можно еще посоветовать обратившемуся пациенту. Это действительно серьезная и ответственная работа.

Рентген-лаборант

Человек, претендующий на эту должность, может окончить курс по любому направлению - "Акушерское дело", "Лечебное дело", "Сестринское дело", но обязательно плюсом к нему должен быть сертификат рентген-лаборанта по рентгенологии.

Данный специалист проводит рентгенологические исследования, поддерживает в порядке необходимые аппараты и сам рентген-кабинет, контролирует состояние больного при процедуре и при необходимости оказывает первую помощь. Желающему трудиться в этой области следует знать много важной информации, в том числе правила работы в отделениях лучевой диагностики.

Оптометрист

Этот специалист имеет общие корни с офтальмологом, он тоже по части глаз, но немного в другой области. Название "оптометрист" - родственное слову "оптика". Этот человек является профессионалом по коррекции зрения. Во многих странах оптометрист - это только отдельная профессия, в нашей же стране можно встретить обычного окулиста, трудящегося в поликлинике, который сам выписывает очки, то есть он тоже является оптометристом. Тем не менее отдельные специалисты в данной области, конечно же, тоже существуют. Они работают в салонах оптики, например.

Оптометрист не только может выписать очки и дать консультацию, также он измеряет внутриглазное давление, проверяет состояние роговицы или хрусталика, а еще диагностирует качество зрения с помощью компьютера. Именно оптометрист может увидеть тревожные симптомы заболевания и посоветовать обратиться к офтальмологу, который занимается уже непосредственно лечением - в этом существенное отличие двух этих близких, но разных профессий. Средняя зарплата оптометриста колеблется в районе 45 тысяч рублей.

Повышение квалификации

Повышение квалификации среднего медицинского персонала возможно по довольно большому количеству самых разных направлений. Это и сестринское дело, и акушерство с гинекологией, и операционное дело и так далее. Пройти повышение можно в специальных центрах повышения квалификации или на базе медицинских техникумов и институтов.

Из всего вышесказанного невооруженным глазом видно, насколько важна и ответственна роль среднего медицинского персонала в сохранении здоровья и жизни населения. Невольно на ум приходит воспоминание о так называемом маленьком человеке. Средний медперсонал - тоже "маленький человек", однако без него не было бы людей "больших"!


Close