Закрепление. Задание: Найти в текстах союзы и омонимичные части речи, объяснить их написание М.Пришвин «Дуб и липа» Дуб растет так же, как и липа, в подмосковных лесах. Весной липа первая зеленеет и как будто просит, чтобы и дуб зеленел вместе с нею. Опадает липа осенью тоже первая. Дуб еще долго держится, а потом также прячет под своей листвой липовую. - В чем особенность текста, как олицетворяются дуб и липа?






Тест: + -слитное написание, союз; - - раздельное, не союз. 1.По окончании митинга народ разошелся так(же) быстро, как и собрался. 2.Так(же), как в море, над лугами дуют ветры. 3.Через полчаса ветер затих так(же) внезапно, как и появился. 4.Олегу то(же) не сиделось в бричке. 5.Молчание то(же) ответ. 6.Рапира то(же) колющее оружие, только более легкое и эластичное. 7.Мой друг увлекается плаванием, а так(же) гимнастикой. 8.(То)же слово, да не так молвить. 9.Что(бы) писать грамотно, надо знать и теорию. 10.Все очень устали, (за)то цели достигли.

На этом уроке вы узнаете о том, какие союзы пишутся отдельно, а какие слитно, научитесь отличать союз от сочетания местоимений или наречий с предлогами и частицами, выполните задания на закрепление знаний.

Тема этого урока: «Слитное написание союзов ТАКЖЕ, ТОЖЕ, ЧТОБЫ, ЗАТО». Чтобы правильно писать эти союзы, необходимо отличать их от похожих сочетаний и слов других частей речи.

Из которого можно стрелять (рис. 2).

Мы можем сказать и об омонимии слов разных частей речи. Например:

(рис. 3).

В этом предложении слово больной - прилагательное.

Рис. 3. Больной ребёнок ()

Больной был выписан .

В этом предложении слово больной - существительное.

Образованный человек.

В этом предложении слово образованный - прилагательное.

Образованный от существительного.

В этом предложении слово образованный - причастие.

Любуюсь красивым вечером (рис. 4).

В этом предложении слово вечером - существительное.

Рис. 4. Красивый вечер ()

Приехал вечером.

В этом предложении слово вечером - наречие.

Рассмотрите два предложения:

Снег прекратился, ветер тоже затих.

Сделайте то же самое ещё раз .

и :

Прекратился снег и затих ветер.

Слово тоже можно убрать из предложения, при этом фраза останется грамматически правильной:

Снег прекратился, ветер затих (рис. 5).

Тоже в этом предложении является служебной частью речи, соединяющей предложения, то есть - союзом.

Во втором случае вот так легко убрать слова мы не сможем, потому что слово то (местоимение) заменяет здесь какую-то значимую вещь, какое-то явление, на которое местоимение лишь намекает. Сделайте то же самое - это указание на нечто, что должны сделать те, к кому обращаются. Слово то здесь полноценный член предложения (дополнение), а не служебная часть речи. В таких случаях написание местоимения то и частицы же будет раздельным.

Таким образом, самое главное - это понять по смыслу, что это за часть речи и какую синтаксическую роль играет это слово в предложении. Для этого можно воспользоваться любым из этих способов:

  • Можно убрать слово тоже . Если это получается и предложение остаётся правильным, то это союз, который пишется слитно.
  • Моно заменить тоже на также
  • Можно заменить тоже на и . Если получается, то это союз, его пишем слитно.
  • то же слова самое , как во втором примере, и можно ли его подставить. Если можно, то перед нами местоимение с частицей. И тогда мы пишем то же раздельно.

Поговорим о союзе также и сравним два примера:

также собираюсь.

В этом январе так же холодно, как было и в прошлом году.

В первом случае перед нами союз, близкий по значению союзу и :

Мой друг едет на экскурсию, и я собираюсь.

Слово также можно легко заменить на синонимичный союз тоже .

Мой друг едет на экскурсию, я тоже собираюсь (рис. 6).

Также здесь - служебная часть речи, соединяющая предложения. Это союз.

Рис. 6. Экскурсия ()

Во втором случае перед нами наречие так , которое указывает на степень проявления признака (на силу холода). Оно может указывать и на способ действия. Слово так здесь полноценный член предложения - обстоятельство, а не служебная часть речи. В подобных случаях написание наречия так и частицы же будет раздельным.

Ваша главная задача - понять по смыслу, что это за часть речи и является ли это слово полноценным членом предложения.

Для того чтобы убедиться в правильности рассуждений, нужно воспользоваться любым из способов:

  • Можно заменить также на тоже . Если получается, то союз пишем слитно.
  • Можно заменить также на и . Если получается, значит, это союз, который пишется слитно.
  • Можно посмотреть, нет ли с опасным сочетанием так же продолжения со значением уточнения так же, как (как во втором примере). Если можно продолжить предложение таким образом, то перед нами наречие с частицей, которое пишется раздельно.

Теперь разберёмся с написанием союза чтобы . Сравните два предложения:

Что бы вы посоветовали мне почитать летом?

Я пришёл, чтобы помочь вам.

В первом случае перед нами местоимение что , которое заменяет какую-то конкретную вещь: произведение какого-то конкретного автора. Можно предложить почитать «Капитанскую дочку», «Дон Кихота», «Марсианские хроники» (рис. 7). На все эти чудесные книги укажет местоимение что . Это слово здесь является полноценным членом предложения, а не служебной частью речи. В подобных случаях написание местоимения что и частицы бы будет раздельным.

Рис. 7. Мальчик и девочка читают книгу ()

Во втором случае перед нами подчинительный союз со значением цели. Чтобы убедиться в этом, зададим вопрос к той части, где союз находится:

пришёл (с какой целью?) помочь (рис. 8)

Рис. 8. Мальчик помогает маме на кухне ()

Для того, чтобы убедиться в правильности рассуждений, нужно воспользоваться любым из способов:

  • Можно задать вопрос с какой целью? к той части предложения, где есть чтобы . Если получится, значит, это союз, пишем его слитно.
  • Можно убрать или переставить бы в другое место предложения:

Что посоветовали бы мне почитать летом?

Если это получается, значит, перед нами местоимение что с частицей бы , пишем их раздельно.

Рассмотрите два примера:

Он пропустил спектакль, зато навестил заболевшего друга.

За то время, что шла подготовка, мы многому научились.

В первом случае перед нами союз зато , синонимичный союзу но . Мы легко можем подставить его вместо зато .

Он пропустил спектакль, но навестил заболевшего друга (рис. 9).

Рис. 9. Девочка проведывает заболевшую подругу ()

Во втором случае слово то является местоимением, а предшествует ему предлог за . Замена такой конструкции на союз но невозможна.

Чтобы правильно писать, нужно проверить, союз ли это, и попробовать заменить зато союзом но . Если получится, значит, перед нами союз, который пишется слитно.

Мы познакомились с написанием союзов тоже , также , чтобы , зато . Как вы видите, главное - не заучивать правила, а понимать, какая перед нами часть речи. Умение видеть значение слов в предложении, определять часть речи, определять синтаксическую роль каждого слова поможет вам и в правописании. Для закрепления этой темы пройдите интерактивную тренировку.

Выпишите предложения, в которых есть союзы тоже , также , чтобы , зато .

1. Старший сын Анисим приезжал домой очень редко, только в большие праздники, за то /зато часто присылал с земляками гостинцы и письма.

2. И что бы /чтобы она ни делала, ни говорила, старик только умилялся и бормотал…

3. Я удостоверился, что Пугачёв и он были одно и то же /тоже лицо, и понял тогда причину пощады, мне оказанной.

А. Пушкин

4. Тогда выезжал и старик Цыбукин, что бы /чтобы показать свою новую лошадь, и брал с собою Варвару.

5. Вальдшнеп со стуком поднялся из куста; я выстрелил, в то же /тоже мгновенье в нескольких шагах от меня раздался крик.

И. Тургенев

6. В деревне такой уж обычай: сын женится, что бы /чтобы дома была помощница.

7. И для Анисима отыскали то же /тоже красивую невесту.

8. Я их то же /тоже , со своей стороны, уверяю, что ничего, дескать, а у самого душа в пятки уходит.

И. Тургенев

9. Всё так же /также будет вихрь попутный крутить метельные снега, синеть чертою недоступной вдали родные берега.

10. Невзлюбила его сноха: а вот за то /зато , что он никакой не ответственный, не руководитель.

В. Шукшин

11. Понимаю так же /также и то, что не почитай она себя при смерти,- не подумала бы она обо мне.

И. Тургенев

12. То же /тоже был помещик, и богатый, да разорился.

И. Тургенев

13. Не одним состраданием дышало её лицо тогда: оно пылало так же /также ревностью.

И. Тургенев

14. Чудик прибрал постель, умылся и стал думать, что бы /чтобы такое приятного сделать снохе.

В. Шукшин

15. Можно допустить так же /также , что в один прекрасный момент разумные существа не выдержат и вылезут нам навстречу.

В. Шукшин

16. Это читатель с газетой сорвался с мест, боднул Чудика лысой головой, потом приложился к иллюминатору, потом очутился на полу; за то /зато время он не издал ни одного звука.

В. Шукшин

17. Ах, если так, он в прах готов упасть, что б /чтоб вымолить у друга примирение.

А. Пушкин

Правильные ответы: 1, 4, 6, 7, 8, 11, 12, 13, 15, 17.

Список литературы

  1. Разумовская М.М., Львова С.И. и др. Русский язык. 7 класс. Учебник. - 13-е изд. - М.: Дрофа, 2009.
  2. Баранов М.Т., Ладыженская Т.А. и др. Русский язык. 7 класс. Учебник. - 34-е изд. - М.: Просвещение, 2012.
  3. Русский язык. Практика. 7 класс. Под ред.С.Н. Пименовой. - 19-е изд. - М.: Дрофа, 2012.
  1. School-assistant.ru ().
  2. Videotutor-rusyaz.ru ().
  3. Nsportal.ru ().

Домашнее задание

1. Расскажите, как проверить слитное написание союзов тоже, также, чтобы, зато.

2. Перепишите предложения, раскрывая скобки, объясните слитное и раздельное написания.

1. Один только месяц все так (же) блистательно и чудно плыл в необъятных пустынях роскошного украинского неба, и так (же) прекрасна была земля в дивном серебряном блеске.

2. На то вам и красное лето дано, что (б) вечно любить это скудное поле, что (б) вечно вам милым казалось оно.

3. Что (бы) он ни говорил, что (бы ) ни предлагал, его слушали так, как будто то, что он предлагал, давно известно и есть то самое, что нужно.

4.Теплая небесная вода для растений - то (же) самое, что для нас любовь.

5. Надо было дождаться мулов во что (бы) то ни стало.

6. Снегу было мало, снежных буранов то (же) .

7. Разные цветы точно по времени раскрываются в разные часы утра и точно так (же) закрываются к вечеру.

8. Я решил пойти один на болото караулить - пошел на то (же) место и все так (же) сделал, как тогда.

3. Придумайте и запишите по одному предложению с союзами тоже, также, чтобы, зато и по одному предложению с сочетанием слов то же, так же, что бы, за то.

Правописание союзов тоже, также, зато, чтобы Объясните постановку знаков препинания

  • Сердито бился дождь в окно и ветер дул печально воя.
  • Небо на востоке посветлело и чуть отливало зеленью.
  • Утки зябли в зарослях да жалобно крякали всю ночь.
  • Мягко стелет да жестко спать.
Повторим
  • 1. Не по словам судят, а по делам.
  • 2. Мягко стелет, но жестко спать.
  • 3. Либо пан, либо пропал.
  • 4. Поскорей подрастай и к работе поспевай.
  • 5. Как аукнется, так и откликнется.
  • 6. То снег, то дождь мне мешали в пути.
  • Выделите союзы, определяя их группу.
  • Я слыхал о тамошних метелях и знал,
  • что целые обозы бывали ими занесены.
  • (А. Пушкин)
  • 1) Что – союз.
  • 2) Служит для связи частей сложного предложения.
  • 3) Подчинительный, обстоятельственный, цели.
  • 4) Членом предложения не является.
  • Найдите ошибку в морфологическом анализе союза.
  • Мальчик поливал цветы, чтобы они не завяли.
  • Лошади остановился, оттого что пошел сильный дождь.
  • Пойду с друзьями в поход, если будет хорошая погода.
  • Я радовался, что погода прояснилась.
  • Мне не бывает скучно, когда я отдыхаю с друзьями.
  • Была очень красивая полянка, словно ее придумал волшебник.
  • Выделите союз, определить его значение.
  • Объясните слитное и раздельное написание
  • выделенных слов, определив их синтаксическую роль.
  • День прекратился ветер тоже затих.
  • Выполни то же задание.
  • День прошел так же как вчера.
  • Все повторяли физику перед контрольной я также решил заглянуть в учебник.
  • Что бы я делал без вас.
  • Я пришел в библиотеку чтобы взять нужную книгу.
Запомнить!
  • Зато = но
  • Тоже, также = и
  • Чтобы = для того чтобы
  • Причем = притом
  • Оттого что = потому что
Различайте союзы и омонимичные им самостоятельные части речи
  • Союзы
  • Самостоятельные части речи
  • Тоже, также = И
  • Я тоже (=и) прочел эту книгу.
  • Я также прочел эту книгу.
  • Местоимение то же
  • Наречие так же.
  • Частицу же можно опустить.
  • Я читал то же, что и вы. Я читал то, что и вы. Знаю это так же, как и вы. Знаю это так, как и вы.
Чтобы
  • Чтобы
  • Я пришел в библиотеку,
  • чтобы прочитать
  • нужную мне книгу.
  • Местоимение
  • с частицей что бы.
  • Частицу можно
  • отделить и перенести
  • в другое место:
  • Что бы мне прочитать по этому вопросу? Что мне прочитать бы по этому вопросу?
Зато = но
  • Зато = но
  • Становилось все
  • холоднее, зато (=но)
  • дождь прекратился
  • Предлог за
  • с местоимением то.
  • Спрячься за то дерево.
  • Причём = притом
  • Ученикам раздали листочки с заданиями, причем (=притом) предупредили о сложности работы.
  • Предлог при с местоимениями чём, том
  • При том заявлении приложены документы.
Союз
  • 1.нельзя поставить вопрос
  • 2. не являются членами предложения
  • 3. пишутся слитно
  • 4. можно заменить другим союзом
  • Местоимение
  • или наречие
  • 1.можно поставить вопрос
  • 2.являются членами предложения.
  • 3.с частицами же, бы и предлогами пишутся раздельно
  • а) Чтоб (б) других учить, надо свой разум наточить.
  • б) И что (бы) она ни делала, всё выходило красиво.
  • в) Что (бы) ни произошло, можешь на меня рассчитывать.
  • г) Что (бы) узнать человека, надо с ним пуд соли съесть.
  • 1) Я то (же) это прочитаю.
  • 2) Это было то (же) самое место.
  • 3) Мы делали все что(бы) праздник удался.
  • 4) Что(бы) ребенок не плакал ему дали игрушку.
  • 5) Молодые сыны его то(же)оглядывали себя с головы до ног.
  • 6) Он умел веселить так(же) как и мой отец.
  • 7) Он долго тренировался что(бы) переплыть реку.
  • 8) Работа была выполнена так(же) хорошо как и в прошлый раз.
  • Отметьте предложения, в которых слова пишутся слитно.
  • а) За (то) время, что вы потратили, можно было многое успеть.
  • б) У правды язык суров, за (то) душа добрая.
  • в) Не за (то) волка бьют, что сер, а за (то), что овцу съел.
  • г) Весна была ранняя, за (то) суровая, как зима.
  • Отметьте предложения, в которых слова пишутся раздельно.
  • а) Наблюдая за движением радиозондов, учёные получают так (же) сведения о ветрах.
  • б) Усатый так (же),как и другой артист, был переодет.
  • в) Эта задача решалась так (же), как и предыдущая.
  • г) Петя понял, что расспрашивать не надо, но так (же) не надо сердиться на раздражительность папы.

Close