1. В безударном положении не произносится звук [о]. После твёрдых согласных в первом предударном слоге, а также в начале слова на месте буквы О произносится [а],например: к[а]за – козы, [а]писание- опись. Поэтому произносятся, например, одинаково слова волы и валы, сома и сама, хотя и пишутся по – разному.


2. После мягких согласных на месте гласных, обозначаемых буквами е, ё, я (т.е. звуков [э] [о] [а]), в безударном положении произносится звук, близкий к [и], например: лесок -л[и]сок, весна – в[и]сна, плясать- пл[и]сать. Поэтому одинаково со звуком близким к [и], произносятся слова посветить – посвятить (от свет и свят), хотя их написание различно.


3. Парные звонкие согласные звуки, обозначаемые буквами б, в, г, д, ж, з, на конце слова т перед парными глухими согласными, обозначаемыми буквами п, ф, к, ш, с и х, ц, ч, щ, становятся глухими (оглушаются), например: дуб -ду[п], ловко- ло[ф]ко, ногти- но[к]ти, поход - похо[т], багаж - бага[ш], замазка- зама[с]ка, вчера - [ф]чера, вцепиться – [ф]цепиться, подщёлкнуть - по[т]щёлкнуть.






5. Сочетание чн, как правило, произносится в соответствии с написанием, например: античный, вечный, дачный, качнуть, Млечный путь, ночной, отлично, порочный, прочный, точный и.др. Однако в некоторых словах сочетание чн произносится как [шн], например: коне[шн]о, ску[шн]но, наро[шн]но, яи[шн]ница, праче [шн]ная и др.


6. Сочетание чт, как правило, произносится в соответствии с написанием, например: мачта, мечта, нечто, ничтожный, почтить, прочти, учти. Но в словах что, чтобы, что –то, кое – что и производных от них, произносится [шт], например: [шт]о, [шт]обы, [шт]о – то, кое - [шт]о


7. В иноязычных словах часто встречаются двойные согласные, например: касса, ассигновать. В одних словах они произносятся как двойные, например: ванна, касса, масса, гамма, капелла, а в других как одиночные, например: аккуратно, аккомпанемент, аккорд, ассигновать, грамм.


8. Во многих иноязычных словах после согласных пишется е, а произносятся твёрдые согласные, например: ателье- а[тэ]лье, атеист- а[тэ]ист, денди- [дэ]нди, кашне- каш[нэ], кафе -ка[фэ], партер- пар[тэ]р, резюме - резю[мэ], стенд -с[тэ]нд, шедевр – ше[дэ]вр. В словах: академия, декада, демагог, демон, музей, фанера, шинель- согласный перед е произносится мягко.













1 слайд

2 слайд

План Основные понятия орфоэпической нормы Некоторые правила произношения Постановка ударения Глоссарий Литература

3 слайд

Основные понятия Орфоэпия(от греч. orthos прямой, правильный и epos речь) – совокупность правил устной речи, произношения и ударения, тем самым обеспечивая единообразное и обязательное для всех грамотных носителей языка звучание всех языковых единиц в соответствии с особенностями языковой фонетической системы, а также единообразное произнесение тех или иных языковых единиц в соответствии с исторически сложившимися и закрепившимися в общественной языковой практике нормами произношения. Орфоэпическая норма - единственно возможный или предпочитаемый вариант правильного, образцового произношения слова.

4 слайд

Основные понятия Орфоэпические нормы: Произношение - норма воспроизведения звуков в слове. Произношение определено фонетической системой гласных и согласных звуков. В нём проявляются такое свойство звуков в русском языке как редукция безударных гласных, оглушение согласных на конце и перед глухими, озвончение согласных перед звонкими: [марос] – мороз, [смаска] – смазка, [маладьба] –молотьба. Наблюдается также смягчение перед мягкими сонорных и сонорных перед сонорными и мягкими: коНчик, коНца, ПеРмь, боРщ В основе норм произношения лежит система звуков русского языка, гласных и согласных.

5 слайд

Основные понятия Ударение - выделение гласного звука силой голоса(связано с грамматическими свойствами слова и его лексическим значением). Иначе норму ударения называют Акцентуация –правильное ударение в словах. В русском языке существует сложная система подвижного, разноместного ударения. Оно может падать на любой слог и перемещаться при образовании, грамматических форм слова. Например: водА – вОду, прИнял – принялА, товар дОрог – вещь дорогА. Каждое слово имеет ударение на любом из слогов: тОпливо, корОва, толокнО.

6 слайд

Основные понятия Орфоэпические нормы зафиксированы в орфоэпических словарях русского языка и словарях ударений.

7 слайд

Некоторые правила произношения Итак напомним - в основе норм произношения лежит система звуков русского языка, гласных и согласных. Свойства их, процесс образования, сочетания сказываются на произношении. Система гласных звуков включает в себя шесть единиц: а, о, э, у, ы, и Орфоэпические нормы в области гласных в общих чертах отражены в книге «Краткий справочник по современному русскому языку» /под ред. П.А. Леканта. В современном русском литературном языке господствует норма иканье, аканье, то есть произношение после мягких согласных в безударном положении и, точнее и[э], а после твёрдых а вместо о. Примером тому могут быть слова: [ри[э]ка, ни[э]су, пи[э]так, горат]- река, несу, пятак.

8 слайд

Некоторые правила произношения Система согласных звуков насчитывает большее количество единиц, нежели гласных. Принято различать согласные звуки по: 1.По месту образования(это участие органов речи: губ, языка, зубов - в создании согласного звука): губные [ф, в, м, п, б]; переднеязычные [с, з, ш, ж, л, н, р, т, д, ц, ч]: зубные [с, з, л, н, т, д, ц] ; передненёбные [ш,ж,р,ч]; Среднеязычным [й], Заднеязычными – мягкие и твёрдые [х, к, г]. 2.По способу образования (это метод преодоления преграды воздушной струёй): согласные шумные: [ф, в, с, з, ш, ж, х], [п, б, т, д, к, г, ц, ч]; сонорные [л, м, н, р].

9 слайд

Некоторые правила произношения Произношение сочетаний чн, чт: В современном русском языке слова с сочетанием чн можно разделить на 3 группы: Те, которые произносятся только как [шн]: конечно, скучно, нарочно, прачечная, скворечник, девичник, двоечник, горчичник, а также женские отчества на -чна Ильинична, Кузьминична, Фоминична Те, в которых чн произносится только как [ч,н]: точно, удачный, точечный, маскировочный Те, в которых нормативными считаются оба варианта произношения - [ч,н] и [шн]: подсвечник, булочная, горничная, копеечный, порядочный.

10 слайд

Некоторые правила произношения В отдельных случаях варианты произношения разграничивают разные лексические значения: Сердечный [ч,н] приступ – друг сердечный [шн] перечница [ч,н] (сосуд для перца) – чёртова перечница [шн] (о злой, сварливой женщине)

11 слайд

Некоторые правила произношения Произношение мягкого [жж]: дожди, визжать, твёрдого [жж]: дрожжи. Звуки [д], [т] не произносятся между [з], [н]: поздно, праздник, звёздный. На месте [ч] перед [н] в одних словах произносится [ч]; вечность, точный, отличник, печник, в других – [ш]; горчичный, двоечник, конечно, прачечная, скворечник, скучно. В разговорной речи такое произношение является либо нарушением литературной нормы: « - Ещё бы загранишное всё привезти бы надо из-за морей…» Такое произношение может различать слова по значению: сердешный – сердечный, молошница – молочница, лоточник – лотошник. «- А ведь у нас, сердешный, нет его, самовара-то!»

12 слайд

Некоторые правила произношения Другая норма произношения связана со звуком [г] пред глухим согласным. Он произносится как [к]: дёгтя, ногти, прилягте, отягчать, загс. Но в корнях легк-/легч, мягк-/мягч- произносится [х] перед [к] , [ч] и мягкий [х] перед мягким [к]: [лёхкое], [мяхкая]. В некоторых словах произносится [гэ] вместо [г]: бухгалтер, господи, ага, ей-богу. Кроме перечисленных взаимодействий в орфоэпической норме литературного языка находится ещё ассимиляция согласных по звонкости-глухости: [казьба] – косьба, оглушение звонких согласных на конце: столб [п], гвоздь [ть], стог [к].

13 слайд

Некоторые правила произношения Не менее важны орфоэпические нормы заимствованных слов. Они касаются в первую очередь гласных звуков: безударный [о], болеро, боа, досье, какао, кредо, радио, трио, фойе и др. В именах собственных также произносится безударное [о] Флобер, Шопен. Однако в этой норме встречаются варианты: [паэт] – [поэт], [болеро] – [балеро].

14 слайд

Некоторые правила произношения В большинстве заимствованных слов произношение [а] в безударном положении соответствует норме произношения русских слов: [кастюм], [валейбол], [пианина]. Произношение твёрдого и мягкого согласного перед «Е» имеет тенденцию к твёрдому произношению: антенна, бизнес, дельта, кафе, кашне, кодекс, модель, отель, пюре, шоссе и другие. В некоторых словах допустимо двоякое произношение: дедукция, декан, конгресс, кредо. Только мягко произносятся согласные в словах: брюнет, музей, пионер, рельс, термин, фанера, шинель, террорист, термометр, демон, депутат, компресс, акварель. Другие иностранные слова отличаются произношением [э] в начале слова: эпиграф, экватор, элемент, эмоция, эпизод, эрудиция, эталон, эфир, этап, экипаж. Внутри слова может произноситься и долгий, и краткий согласный: ванна, вассал, гетто, касса, лемма, мадонна, манна, масса, сумма, тонна. Краткий согласный встречается чаще и произносится в словах: аттестат, аттракцион, бассейн, грамматика, иллюзия, каллиграфия, коллектив, миллиметр, параллель, перрон, режиссёр.

15 слайд

Постановка ударения Ударение различает слова одного звукового и буквенного состава по значению, лексическому и грамматическому, например: мука – мука, пили – пили. Существуют и варианты ударения: творог – предпочтительное, творог – допустимое.

16 слайд

Постановка ударения Ударение - это выделение какого-либо слога в слове большей силой произношения и увеличением длительности звучания. Гласный звук ударного слога произносится более напряженно и громко и называется ударным; гласные, находящиеся в безударных слогах, - безударные.

17 слайд

Постановка ударения В русском языке ударение свободное, т.е. оно не закреплено за определенным по счету слогом, де-ре-во, зе-лё-ный, по-бе-дитъ. При образовании форм слова ударение может оставаться неподвижным (брат, брата, брату) или передвигаться с одного слога на другой (лист, листа, листья).

18 слайд

Постановка ударения Большинство слов русского языка имеет одно ударение - основное. Однако в сложных словах наблюдается и дополнительное (побочное) ударение. ЖелезнодорОжный, водогрязелечЕбница.

20 слайд

Постановка ударения Различные части речи имеют варианты ударения в некоторых своих грамматических формах, что различает два вида произношения по стилю и нормативности. Обратим внимание на те формы частей речи, которые более распространены в устной речи: 1) Р.п., ед. ч. односложных существительных - блина, боба, винта, жгута, зонта, кита; 2) В.п., ед. ч. - ботву, весну, десну, золу, нору, овцу; 3) П.п., ж. р. с предлогами в, на - в горсти, на двери, в кости, в крови, в ночи, на печи, в связи, в сети, в степи, в тени, ; 4) Р.п., мн. ч., имён существительных -местностей, почестей, прибылей, ведомостей; 5) глаголы и причастия прошедшего времени, ж. р. -била, брила, дула, жала, клала, крала, крыла, мыла, мяла, шила, пала; забрана; 6) краткие прилагательные во мн. ч. - бледны, вкусны, вредны, бодры.

21 слайд

Постановка ударения Ошибки в ударении встречаются часто в этих формах глаголов: после того как мы включим табло. Если завтра в это же время вы включите телевизор, вы встретитесь с этой программой. Такое корневое ударение рассматривается современной нормой не только как нежелательное, но грубо ошибочное. Правильно: включим, включат, включите, включаться, подключиться, отключена.

22 слайд

Глоссарий Редукция (лат. reducire сокращать) - лингвистический термин, обозначающий ощущаемое человеческим ухом изменение звуковых характеристик речевых элементов, вызванное их безударным положением по отношению к другим - ударным элементам. Сонорный согласный (от лат. sonorus «звонкий» образующийся, произносимый с преобладанием голоса над шумом) - это звуки, производимые без участия турбулентного потока воздуха в голосовом тракте (такие как /л/, /м/, /н/, /р/). Норма (лат. norma - дословно «наугольник», переносное значение «правило») - регулирующее правило, указывающее границы своего применения. Оглушение согласных - переход звонких согласных в глухие в конце слов или перед глухими согласными. Фоне ма (др.-греч. φώνημα - «звук») - минимальная единица звукового строя языка.

23 слайд

Литература: Русский язык и культура речи для студентов нефилологических специальностей университетов. Учебное пособие / Сост. О.Ю. Машина; НовГУ им. Ярослава Мудрого. - Великий Новгород, 2009. – 283 с. www.wikipedia.org www.edu.1september.ru www.langrus.ru

ЗдравствУйте, дорОгие учащиЕся.

РадА приветствОвать вас на Уроке.

ЗдрАвствуйте, дорогИе учАщиеся.

Рада привЕтствовать вас на урОке.

Тема урока:

«Орфоэпические нормы

русского литературного языка.

Ударение.»

Задачи:

  • осмыслить важность соблюдения орфоэпических норм в устных и письменных высказываниях;
  • отработать навыки произношения слов «повышенной орфоэпической опасности»;
  • повышение речевой культуры, через выполнение тестовых заданий.
Фонетическая разминка Ногти, булка, лапка, зубы, киска, песок, галка, орел, норка, клин, тоска, свет, полено, рамочка. Варианты ответов Ногти – когти орёл - осёл Булка – будка (бурка) норка - горка(ножка) Лапка – папка (шапка) клин – блин Зубы – губы (дубы) тоска – точка Киска – миска (кирка) свет- цвет Песок – лесок полено - колено Галка – палка рамочка - мамочка

Заговори, чтоб я тебя увидел...

Сократ

Рефлексия

Мой дядя выяснял лет сорок,

И все же выяснить не мог-

Как говорить вернее: твОрог?!

А может, правильней – творОг?!

И как-то он в молочной лавке

Его увидел на прилавке,-

Лицо, как роза, расцвело,

Решил купить он полкило.

Но тотчас, на прилавок глядя,

Опять задумался мой дядя:

«Ведь, вероятно, он не дорог,

Пойдет в ватрушку и в пирог….

А как спросить: «Почем творОг?

А может, правильнее - твОрог?»

А в это время у прилавка

И шум, и очередь, и давка,

Но дядя дольше всех стоит.

И сам с собою говорит:

«Н-да… Я к произношенью строг,

Не допускаю оговорок…

Но как же все-таки - творОг,

А может, правильнее – твОрог?!»

Задачу эту смог решить

Мой дядя, лишь дойдя до кассы,-

Сказав: «Прошу вас получить

За полкило … творожной массы».

Кассирша мало разбиралась

В местоименьях, в падеже

И так сказала: «Не осталось,

Она распродата уже!»

Как же правильно:

«твОрог» или «творОг» ?

Правильно:

твОрог и творОг

В пределах литературной нормы имеется значительное количество вариантов подвижного ударения:

твОрог- творОг

свЁкла - свеклА

Трудные случаи постановки ударения в словах:

Звать – звАл, звАло, НО звалА

Брать – брАл, брАли, НО бралА

Звонить -

Вариант -1 Вариант – 2

спелые арбУзы без дрожжЕй

два блинА нет киселЯ

вкусные блЮда вкусные тОрты

много груздЕй произносить тОсты

зажарить гУся без фАрша

Закрепление

2.Задание: расставьте в данных словах ударение, произнесите в соответствии с литературными нормами.

Не забывайте о том, что точность постановки ударения и произнесения отдельных звуков или их сочетаний можно уточнить по словарю.

Проверка

Рефлексия

1. В каком слове буква, обозначающая ударный гласный, выделена ВЕРНО? 1) Эксперт; 2) кухОнный; 3) ходатАйство; 4) закУпорить. 2. В каком слове буква, обозначающая ударный гласный, выделена ВЕРНО? 1) Посадить ирИс; 2) знамЕние; 3) балОванный; 4) звОнит.

3. В каком слове буква, обозначающая ударный гласный, выделена ВЕРНО? 1) КвАртал; 2) катАлог; 3) укрАинский; 4) премировАть. 4. В каком слове буква, обозначающая ударный гласный, выделена ВЕРНО? 1) ОблЕгчить; 2) кухОнный; 3) икОнопись; 4) кладовАя.

Проверка усвоения материала. Тест по теме «Орфоэпия»

5. В каком слове буква, обозначающая ударный гласный, выделена ВЕРНО? 1) ХристианИн; 2) апОстроф; 3) генЕзис; 4) танцовщИк.

6. Выберите правильный вариант произношения слова: 1) Фонетика [н’]; 2) кортеж [тэ]; 3) рандеву [д’]; 4) интервью [т’]. 7. Выберите правильный вариант произношения слова: 1) Дезинфекция [дэ];

2) свитер [т’]; 3) кашне [нэ];

Проверка

Домашнее задание
  • П.14. упр. 53.
  • или 2. В.Г.Белинский писал, «говорить правильно» и «говорить красиво» - не одно и то же. А вы согласны с его мнением? Задание: напишите мини-сочинение на эту тему.

Close